Психологическая подготовка будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Горбачева, Татьяна Михайловна

  • Горбачева, Татьяна Михайловна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2008, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 233
Горбачева, Татьяна Михайловна. Психологическая подготовка будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Нижний Новгород. 2008. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Горбачева, Татьяна Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.

1.1: Представления о духовности и духовно-нравственном воспитании в отечественной и зарубежной психологии.

1.2. Личность педагога-воспитателя (духовного наставника) как предмет психологических исследований.

1.3. Психологические условия и механизм формирования готовности будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся

1.4. Итоги теоретического анализа. Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ.

2.1. Общий обзор диагностической методики.

2.2. Диагностика ценностно-смысловой готовности.

2.3. Диагностика коммуникативной готовности.

2.4. Диагностика мотивационной готовности.

2.5. Диагностика рефлексивных характеристик личности и уровня рефлексивной готовности студентов.

2.6. Диагностика духовно-нравственной готовности.

2.1. Комплексный анализ результатов диагностического исследования. Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В ПРОГРАММЕ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКО ПОДГОТОВКИ.

3.1. К обоснованию программы психологической подготовки.

3.2. Содержание и формы работы в программе психологической подготовки.

3.3. Результаты контрольной диагностики,психологической готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию.

3.4. Комплексный анализ и выводы по результатам формирующего эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологическая подготовка будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся»

Актуальность исследования. Проблема духовно-нравственного воспитания в современной педагогической психологии оказалась наименее изученной. Между тем, воспитательная функция системы образования является важнейшей. Сегодня, как никогда ранее, актуальна задача воспитания личности, способной на самостоятельный и осознанный выбор, обладающей сформулированным и здравым мировоззрением, прочной и определенной духовно-нравственной позицией. Это вызывает необходимость специального обучения, направленного на подготовку педагогов к духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Особая значимость духовно-нравственного воспитания обусловлена тем, что в обществе отмечается усиление технократизма, бездуховности и нестабильности жизни, разрушение нравственных ориентиров, реального гуманистического кризиса, особенно влияющего на наименее приспособленную часть общества - молодежь (Б.С. Братусь, 1995; H.A. Коваль, 1997; В.А. По-номаренко, 1997 и др.). Только в последнее десятилетие в психолого-педагогической литературе стали говорить о необходимости утверждения духовно-нравственных ценностей в нашем образовании (B.C. Агапов, A.A. Андрущакевич, А.Ф. Ахматов, В.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, А.Д. Глоточ-кин, A.B. Зосимовский, А.И. Осипов, Ю.В. Шаров, Г.П. Шевченко, Р. Штай-нер и другие). Чаще при этом велась речь о нравственном воспитании (Б.Б. Айсмонтас, Л.И. Рувинский, И.Ф. Харламов и др.), в последнее время актуализируется необходимость духовного воспитания (К.А. Абульханова, Е.П.Белозерцев, В.В. Знаков, В.Д. Шадриков и др.), на современном этапе важен их синтез в виде духовно-нравственного воспитания, призванного утвердить духовно-нравственные начала личности (А.Ф. Ахматов, И.А. Галиц-кая, В.Н. Гараджа, М.Д. Гуськов, А.Е. Лихачев, С.М. Панич, Л.А. Попов, В.Ю. Троицкий, В.М. Филиппов, Л.Л. Шевченко). В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года" поставлена задача формирования у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности" (2002, с. 33).

В новой редакции "Закона об образовании" (2007) среди принципов образования на первом месте стоит "приоритет общечеловеческих нравственных ценностей", а среди его целей названо "формирование духовно-нравственной личности". Особо актуальной становится проблема выявления психолого-педагогических условий эффективной психологической подготовки педагогов к духовнотнравственному воспитанию учащихся.

Проблема духовности и нравственности имеет в научной мысли богатую историю, начиная с античности до настоящего времени (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, А. Августин, И. Кант, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, В; В. Зеньковский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, Б. С. Братусь, Н; А. Коваль, В. И. Слободчиков, В. Франкл, Ж. Пиаже).

Рассматривая деятельность педагога с точки зрения формирования; духовности и нравственности учащихся, необходимо переосмыслить, основные' функции педагогической деятельности с позиций духовно-нравственного воспитания и: определить специфику профессионально значимых свойств личности педагога., В! психологической структуре деятельности педагога выделены и исследованы: гностическая, коммуникативная, мотивационная, дидактическая и ряд других, функций (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В,А. Сластенин, А.И: Щербаков). В свете проблем духовно-нравственного воспитания к ним необходимодобавляются аксиологическая, смыслообразующая и духовная функции. Это ведет к определенному пересмотру всей системы профессионально важных,качеств-личности педагога как воспитателя.

Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к образованию; как одного из важнейших компонентов воспитания человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни. При такой постановке вопроса на первый план образовательного процесса выходит не когнитивная и операциональная подготовка учащегося, а формирование в нем человека, способного глубоко осмысливать происходящее, видеть позитивные пути решения жизненных проблем и находить силы воплощать их в собственной жизни и жизни окружающих.

Какой должна быть подготовка будущего педагога, чтобы он мог способствовать развитию таких качеств личности воспитанника? Осмысление роли педагога в сегодняшнем образовании должно быть направлено, прежде всего, на возвращение в педагогическую деятельность призвания быть вое--питателем-наставником, и главным образом, в духовно-нравственных вопросах. Подлинная цель образования состоит не в развитии интеллектуальной и познавательной сторон человека, а в развитии его нравственно-духовных качеств. Сегодня мы далеко ушли от идеалов образования прошлого, когда нравственно-духовное развитие было целью, а все остальное - лишь приложением и подтверждением духовной мудрости. Древние видели смысл образования в том, чтобы научить человека делать не только умное, но лучшее и доброе в своей жизни. Классики педагогики выделяли приоритетность духовно-нравственного развития личности в образовании.

Так, И. Ф. Гербарт утверждал, что достоинство человека не в знании, а в желании, последнее же лежит в добродетели. Но добродетель есть идеал, а приближение к нему есть нравственность. К.Д. Ушинский отмечал, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы разными познаниями и разъяснение каждому его личных интересов. П.Ф.Лесгафт видел задачу школы в образовании человека, умеющего владеть собой и реализовать себя в обществе. П.Ф. Каптерев был убежден, что прогресс в знаниях и умственном развитии без прогресса в добрых нравах, духовности и нравственности есть регресс. И.А. Ильин отстаивал мысль о том, что образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный начинает злоупотреблять. В. А. Сухомлинский считал нравственно-духовное развитие системообразующим фактором образования.

Особенно важную роль в процессе духовно-нравственного развития играет личность педагога, задача которого - быть примером духовно-нравственной личности. Только духовный и высоконравственный человек может воспитать человека, развитого в духовно-нравственном отношении

Сегодня как никогда актуальны создание психологических основ подготовки педагога к духовно-нравственному воспитанию молодежи, выявление условий эффективности и разработка программ такой подготовки.

Цель исследования — разработать и верифицировать программу психологической подготовки педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе построения модели личности педагога как воспитателя в духовно-нравственной сфере.

Объект исследования - личность педагога как воспитателя в духовно-нравственной сфере (духовного наставника учащихся).

Психологическая структура личности педагога как духовного наставника представляет собой взаимосвязанную совокупность когнитивных, мотива-ционных, коммуникативных, ценностно-смысловых, рефлексивных, творческих и духовно-нравственных качеств, проявляющихся в профессиональной деятельности.

Предмет исследования - условия эффективности психологической подготовки педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Психологическая подготовка понимается как вид формирования личности, цель которого — выявление индивидуально-психологических особенностей, развитие мотивации и способностей путем привлечения и активизации внутренних психологических ресурсов личности для обеспечения успешной деятельности (Л.П. Гримак, Л.Н. Захарова, К.К.Платонов, П.А. Ру-дик). Результатом психологической подготовки является определенный уровень психологической готовности личности к деятельности, выражающийся в становлении и укреплении когнитивных, мотивационных, коммуникативных, рефлексивных, творческих и нравственно-духовных характеристик внутреннего мира и поведения (А.Д. Глоточкин, Ю.М. Забродин, В.Г. Леонтьев).

Гипотезы исследования:

1. Общая гипотеза.

Предполагается, что в структуре личности педагога как духовного наставника духовно-нравственный фактор приобретает системообразующее значение и определяет качественную специфику всех других компонентов структуры. Это означает духовно-нравственную переориентацию профессиональных знаний и мотивов, профессиональной деятельности и общения, личностных ценностей и смыслов, творческих способностей и образа жизни педагога в целом.

2. Частные гипотезы.

- предполагается, что оптимальное развитие личности педагога как духовного наставника может обеспечить специальная программа психологической подготовки;

-психологическая подготовка будет эффективной при условии ее направленности на развитие всех компонентов личности педагога при доминирующей и интегративной роли духовно-нравственной подготовки.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы духовно-нравственного воспитания и роли личности педагога в этом процессе.

2. Определить содержание и психологическую структуру понятия духовности в структуре целостной личности педагога.

3. Построить психологическую модель личности педагога как духовного наставника учащихся.

4. Выявить условия эффективной психологической подготовки студентов - будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию учащихся.

5. Разработать и проверить в диагностическом, формирующем и контрольном исследовании программу психологической подготовки студентов -будущих педагогов в соответствии с моделью личности педагога как духовного наставника.

6. На основе результатов исследования определить понятие и описать механизм формирования психологической готовности педагога к духовно-нравственному воспитанию.

Методологическую основу исследования составили положения соврет менной психологии о социальной обусловленности развития личности в деятельности, общении и психологической профессиональной подготовке (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков); современные идеи гуманистической психологии и педагогики, системно-структурный подход к анализу личности, роли обучения и профессиональной подготовки в ее развитии. Использовались результаты теоретических исследований по проблемам профессионализации личности в педагогическом процессе, принципы моделирования профессиональной психологической подготовки специалиста (Л.Н. Захарова, В.А. Пономаренко), концепций отечественных и зарубежных, ученых о духовно-нравственной доминанте и ценности личности, ее достижений в деятельности и общении (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, И.А. Ильин, А.Г. Маслоу, В.А.Пономаренко, В.Д. Шадриков, К. Роджерс, В. Франкл).

Методы исследования. Теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по проблеме, теоретическое моделирование структуры личности педагога как духовного наставника. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ документации, отражающей успешность подготовки студентов, тестирование когнитивных, мотивацион-ных, эмоциональных, коммуникативных, ценностно-смысловых и духовно-нравственных характеристик личности студентов, качественный анализ данных. Математико-статистические'. критериально-уровневый, дисперсионный и корреляционный анализ данных.

Научная новизна исследования.

1. Определена психологическая структура и специфика профессионально важных качеств личности педагога, обусловленные сущностью и задачами духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. В психологической структуре деятельности педагога как-духовного-наставника учащихся выделены аксиологическая и духовно-нравственная функции.

3. Выявлена совокупность психологических условий, обеспечивающих успешность профессиональной и психологической подготовки будущих педагогов к осуществлению духовно-нравственного воспитания.

4. Выработаны специфические требования к творческой организации и методическому обеспечению психологической подготовки студентов — будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию.

5. На основе результатов исследования определено понятие и описан механизм формирования психологической готовности педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Теоретическая значимость исследования, помимо отмеченных выше теоретических инноваций, определяется также тем, что в нем:

- на основе обобщения и углубления представлений о психологической компетентности педагога как духовного наставника выработаны критерии и описаны признаки профессионализма педагога-воспитателя;

- разработаны и апробированы в условиях профессиональной подготовки студентов диагностическая и формирующая программы изучения и развития профессиональных качеств и умений будущих педагогов-воспитателей;

- теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность использованных в программе новых методов и приемов формирования профессиональных свойств и психологических способностей педагога-воспитателя.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют оптимизировать условия профессиональной подготовки педагогов-воспитателей, повышать их психологическую готовность к духовно-нравственному воспитанию учащихся. Практическое значение имеет разработанная и реализованная в диссертации программа формирования системы профессиональных качеств и умений будущих педагогов-воспитателей* (зна-. ний, мотивов, умений общения, ценностных и духовно-нравственных ориен-таций), совокупность предложенных для этой цели творческих заданий и уп- „ ражнений, форм и методов работы. Теоретические и* экспериментальные результаты работы используются в лекционных курсах для студентов-педагогов и психологов, при повышении квалификации учителей по проблемам духовно-нравственного воспитания, в практике работы психологической службы вуза.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовность педагога представляет собой'системное качество его личности, выражающее его способность различить абсолютные нравственные ценности, принять их в качестве основы своей жизни-и следовать им в своем поведении, общении и деятельности. Она проявляется в личностной, межличностной и трансцендентной сферах личностного бытия.

2. Рассмотренная с точки зрения духовно-нравственного воспитания структура личности педагога приобретает психологическую специфику:

- духовно-нравственный фактор приобретает детерминирующую, системообразуюгцую функцию и определяет качественную специфику всех других компонентов личности педагога;

- это означает духовно-нравственную переориентацию профессиональных знаний и мотивации, профессиональной деятельности и общения, личностных ценностей и смыслов; творческих способностей и в целом образа жизни педагога. Этот процесс переориентации можно обозначить как одухотворение личности педагога.

3. "Для оптимального развития личности педагога как воспитателя в духовно-нравственной сфере необходима специальная программа психологической подготовки, направленная на развитие всех компонентов личности педагога при доминирующей роли духовно-нравственной подготовки.

4'. Психологическая готовность будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся является результатом психологической подготовки и может быть измерена уровнем сформированности основных компонентов структуры личности (когнитивной, ценностно-смысловой,, мо-тивационной, коммуникативной, рефлексивной, духовно-нравственной), а также соответствующих способностей и умений. Уровень психологической готовности может быть определен через понятие профессиональной компетентности и понятие профессионализма педагога как духовного наставника.

5. Профессиональная компетентность представляет собою определенный уровень владения основными функциями воспитательного процесса и сформированность необходимых для этого качеств и умений. Компетентность описывается^нормативными признаками профессиональной деятельности. В отличие от этого профессионализм педагога-воспитателя представляет собой личностный уровень владения профессией, связанный с духовно-нравственной' ориентацией знаний, мотивов, ценностей, смыслов, самооценок, коммуникативных умений педагога.

Апробация работы и внедрение результатов. Основные положения, результаты и выводы диссертации представлялись на Третьей международной научной конференции "Гуманизм и духовность в образовании" (Нижний Новгород, 2004), на III национальной конференции по психологии образования (Москва, 2006), обсуждались на заседании кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета, лаборатории личностно-ориентированной профессиональной подготовки HFJIY им. H.A. Добролюбова, представлены в 10 публикациях автора общим объемом 12,1 печатных листов, в том числе в монографии, в учебно-методическом пособии и статье в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК РФ. Разработанная в исследовании программа психологической подготовки будущего педагога-воспитателя, представленная в диссертации и учебно-методическом пособии, используется в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений: Нижегородский государственный лингвистический университет, педагогические вузы г. Москвы, межрегиональная общественная и просветительская организация содействия творческому развитию молодежи и студентов "Поколение" (г. Москва);

Экспериментальная база и этапы исследования. В исследовании участвовали студенты педагогических факультетов Нижегородского государственного лингвистического университета (100 чел., диагностическое и контрольное исследование) и педагогических вузов г. Москвы (Mill У, МРОПУ им. М.А. Шолохова, МГППУ) (60 чел., диагностическое исследование, экспериментальная формирующая5 программа, контрольная диагностика). Экспериментальная формирующая^ программа была реализована на базе межрегиональной общественной организации содействия творческому развитию молодежи и студентов "Поколение" (г. Москва). В исследовании участвовали 180 студентов и 12 преподавателей названных учебных заведений.

Исследование проводилось в период 2002-2008 года в несколько этапов. На I этапе (2002-2003) осуществлялся теоретический поиск, определены теоретические позиции исследования, осуществлялся анализ литературы и диссертационных исследований, разрабатывался понятийный и научный аппарат. На II этапе (2004-2005) разработана, обоснована и реализована на всей выборке студентов программа психологической диагностики свойств и способностей студентов — будущих педагогов, проанализированы ее результаты и намечены цели и задачи психологической подготовки. На III этапе (20042006) из числа испытуемых сформированы экспериментальная (ЭГ— 60 человек) и контрольная (КГ - 100 человек) группы студентов. Для студентов ЭГ разработана и реализована комплексная программа психологической подготовки студентов по формированию их готовности к духовно-нравственному воспитанию. На IV заключительном этапе (2006-2007) осуществлена контрольная сравнительная-диагностика изучаемых свойств и способностей студентов ЭГ и КГ, проанализированы результаты эксперимента и оформлены итоги исследования.

Структура диссертации. Диссертация содержит 3 главы, введение, заключение, приложения. Список литературы содержит 235 наименований, из них 28 на иностранном языке. Работа иллюстрирована 22 таблицами, 1 схемой, 1 рисунком.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Горбачева, Татьяна Михайловна

Выводы:

Шаг 5. Проявление понимания человека и гибкости в общении Заключительный шаг сосредоточен на конкретных рекомендациях по каждому из типов- личности по использованию положительных сторон и компенсации слабых во взаимоотношениях с другими типами личности. *

Пятый шаг предлагает индивидуальные рекомендации для каждого типа личности, включающие когнитивные, мотивационные, ценностные аспекты.

Пример рекомендаций для типа личности "Доминирование"

Больше слушайте

Вдохновляйте других

Отвечайте на вопросы «Зачем?» и «Почему?»

Проявляйте больше внимания к людям

После индивидуальных рекомендаций следует подведение результатов работы по программе развития гибкости и тренинг общения в парах несовпадающих личностных типов. Практическая работа приводит к большему взаимопониманию различных личностных типов и особенностей взаимодействия с ними; фокусируется внимание на собственных особенностях и работе над своим характером и поведением в общении. Обобщение представляется студентом в виде таблицы рекомендаций-по всей программе развития, гибкости в общении для своего типа личности. Работа над осознанием и изменением к лучшему собственного поведения во взаимоотношениях является центральной идеей всей программы в целом. Сильной стороной программы является не только глубокое понимание духовно-нравственных основ общения, но и практичность, помогающая сфокусировать усилия студента на тех чертах, которые характерны именно для него. Индивидуальная работа над собственным поведением во взаимоотношениях помогает быть более чутким к другим и иметь глубокое понимание особенностей их личности и поведения.

Полное описание программы и форм работы по ней представлено в приложении к диссертации, а также в опубликованном нами учебно-методическом пособии (Т.М. Горбачева, 2008).

4. Духовно-нравственная подготовка

Это направление работы по программе является интегрирующим аспектом всех остальных направлений подготовки. В значительной степени содержание работы в этом направлении включено в рассмотренные блоки программы. Духовно-нравственная подготовка включает в себя осознание и реальное принятие высоких духовно-нравственных принципов жизни, в том числе значимости личности, ее свободы и ответственности.

В' духовно-нравственной подготовке сделан акцент на раскрытии трех характеристик духовности: трансцендентности, свободе/ответственности и любви. Далее рассмотрено содержание программы в этих трех измерениях.

1 Осмысление трансцендентности обогащает личность высоким духовным пониманием. Многие выдающиеся писатели и мыслители подчеркивали, что человек обретает смысл своего существования только при переносе жизненного фокуса вне своих собственных интересов, потребностей и желаний. Для полноценной жизни человеку требуется, прежде всего, не удовлетворение своих запросов, а некто другой, с кем он мог бы разделить радости и трудности жизни. Направленность на высшие ценности радости; мира, сострадания и любви является неотъемлемой и самой« глубокой потребностью человека, хотяш не всегда осознается им.

Блаженный Августин, один из видных представителей педагогической мысли предыдущих веков, создавший наиболее стройную для своего времени педагогическую концепцию (См.: В.А. Попов, 2000), подчеркивал, что внутри человека есть пустота, имеющая "форму Бога". Возможно заполнение этой пустоты и другими вещами, но они, будучи "другой формы", не смогут соответствовать глубинной человеческой потребности в духовном Отцовстве. Духовность человека не отменяет его принадлежности к миру материальному, но изменяет и преображает ее. Это и является-наиболее полным проявлением трансцендентности, как важнейшего измерения духовности.

В ходе.духовной подготовки в аспекте осмысления трансцендентности предлагается тренинг по восприятию окружающей действительности с непривычной точки зрения: "Высшие ценности в повседневной жизни".

Методика духовной подготовки "Высшие ценности в повседневной жизниV

Предпосылка:

Было замечено, что многие люди затрудняются соединить высшие ценности с каждодневной жизнью. Для большинства обыденная жизни и высшие ценности - две различные реальности жизни.

Цель занятия:

Целью занятия является осознание того, как высшие ценности проявляются в мире и касаются людей в повседневной жизни. Это занятие не только познавательное, но оно пробуждает воображение и побуждает к действиям. Оно может быть использовано для указания на духовно-нравственный порядок мира, также во время занятия происходит обращение к современной культуре, ее влиянию на' каждого из нас. Это занятие может быть использовано для подчеркивания хорошего, духовно ценного и нравственно возвышенного как в культуре, так и в мире в целом.

Краткое описание:

Учащимся* выдается список вопросов для наблюдения окружающей их действительности. Главная идея ответов — "В' чем выражаются высшие морально-нравственные и духовные ценности?"

Место проведения занятия:

Занятие может проводиться в любом месте интенсивной повседневной жизни людей. Это может быть улица с множеством магазинов, универмаг, спортивный или развлекательный центр. Важно, чтобы место занятия не было религиозным, но ассоциировалось с физической или материальной стороной жизни и соответствующими потребностями и интересами людей.

Время:

Для проведения наблюдений лучше ограничить время не более 2 часами, после этого необходимо больше времени для обсуждения.

Инструкции:

Первый этап:

Наблюдения лучше проводить по одному, так как наедине с собой люди лучше формулируют собственную точку зрения. По окончании^ наблюдения возможно собраться в группы по два человека для того, чтобы сравнить записи и наблюдения.

Наиболее удобно выдавать анкеты с перечисленными вопросами и специально отведенным местом.для ответа. Блокноты также удобны для записи возникающих мыслей.

Участники должны выбрать удобное место и провести там индивидуально в наблюдении за людьми и обстановкой около 20 минут. Другие 15 минут можно провести в сравнении наблюдений по парам.

Второй этап:

Группа должна собраться в подходящем-месте для обсуждения и отчета о выполнении первого.этапа. Желательно, чтобы это место было рядом с местом наблюдения, для последующего выполнения занятия. Если это невозможно, третий этап можно провести в другое время.

Третий этап:

Каждому раздается список вопросов для индивидуального размышления в течение часа во время прохождения по тем же местам, где проходило

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования психологической подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию, психологических условий и механизмов формирования их профессиональной и психологической готовности к этой деятельности позволили сформулировать следующие основные выводы:

1. Получили подтверждение, развитие и конкретизацию в теоретическом анализе и обоснование экспериментальными данными основные положения, лежащие в основе исходных гипотез:

- положение о детерминирующей роли духовно-нравственного фактора в структуре личности педагога как духовного наставника;

- положение о духовно-нравственной переориентации профессиональных знаний и мотивов, профессиональной деятельности и общения, личностных ценностей и смыслов, образа жизни педагога в целом, обусловленной духовно-нравственной природой воспитания;

- положение о существенной роли психологической подготовки в обеспечении оптимального развития личности педагога - духовного наставника;

- положение о структуре и направлениях психологической подготовки и доминирующей роли духовно-нравственного фактора в ее эффективности.

2. Проделанный в исследовании теоретический анализ позволил изучить состояние проблемы духовно-нравственного воспитания и роли личности педагога в этом процессе.

2.1. Показано многообразие представлений и взглядов на проблему духовности, выделены и проанализированы основные (гражданский, интеллектуальный, культурный, смысловой, религиозный) подходы. На этой основе выработано авторское рабочее определение духовности как способности человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, образ жизни, реализуемой в трех основных сферах: личностной, межличностной и трансцендентной.

2.2. Анализ психологических исследований личности педагога-воспитателя и структуры его свойств позволил разработать авторскую модель психологических свойств педагога-воспитателя в системе духовно-нравственного воспитания. Основными компонентами модели выступают системы ценностно-смысловых, мотивационных, коммуникативных, рефлексивных и духовно-нравственных характеристик личности педагога, уровень развития которых определяет психологическую готовность будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию.

2.3. Анализ психологических условий подготовки педагога к духовно-нравственному воспитанию привел к выделению духовности в качестве главного условия оптимального становления личности педагога-воспитателя.

3. Разработанная и реализованная методика диагностики основных компонентов психологической готовности студентов к духовно-нравственному воспитанию (ценностно-смысловой, мотивационной, коммуникативной, рефлексивной, духовно-нравственной) позволила получить фактические данные:

- характеризующие многообразие мотивационных, коммуникативных, ценностно-ориентационных, рефлексивных и духовно-нравственных характеристик студентов, не всегда соответствующих критериям оптимальности и эффективности их реализации в учебе, труде и общении, а также профессиональным требованиям;

- свидетельствующие о недостаточном развитии профессиональной психологической готовности студентов — будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию учащихся;

- позволившие увидеть главные условия и общий механизм формирования психологической готовности будущих педагогов, обосновать необходимость программы психологической подготовки для формирования психологической готовности к духовно-нравственному воспитанию и наметить ее основные направления.

4. Реализованная в формирующем эксперименте программа психология х ческой подготовки была построена в соответствии с гипотезами и результатами диагностического исследования. Она показала высокую эффективность в решении задач психологической подготовки студентов и подтвердила принципиальную возможность целенаправленного развития профессионально важных качеств личности; педагога как духовного наставника.

5. Количественные результаты формирующего эксперимента, полученные в контрольной диагностике, их статистический, в том числе корреляционный и качественный анализ показали:

- существенные позитивные изменения (р<0,05, р<0,01, р<0,001) во всех показателях личностных свойств, определяющих ценностно-смысловую, коммуникативную, мотивационную, рефлексивную и духовно-нравственную готовность будущих педагогов-наставников к воспитательной работе; эти изменения обусловлены; влиянием психологической подготовки, что подтверждается данными диагностики контрольной группы испытуемых;

- глубокое влияние благотворных изменений в духовно-нравственной сфере студентов на развитие всех других сторон личности, на; достижение высокого уровня профессиональной; личностной, психологическою готовности будущего педагога-наставника;

- результаты комплексного корреляционного анализа показателей личностных свойств; описывающих; разные стороны психологической готовности студентов; выявили статистически значймые связи этих свойств с; показателями уровня духовно-нравственного развития,студентов (р<0$5; р<0,0 Г; р< 0,001); тем самым получило экспериментальное подтверждение предположение о том, что потенциал духовности и нравственности педагога-наставника детерминирует его психологическую готовность в целом и по отдельным компонентам; последнее; рассматриваетсянами какподтверждение гипотезы о психологическом механизме.формирования'названной готовности.

6. Мы полагаем, что механизм влияния духовности личности и ее духовно-нравственных и ценностно-смысловых ориентаций на формирование личностной и психологической готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию учащихся заключается в том, что организация обучения, общения, поведения, жизни в целом на принципах духовности активизирует не только душевно-телесное (что характерно для большинства существующих систем подготовки), но и личностно-духовное "Я" человека, интегрирует эти стороны человеческой сущности. Можно полагать, что в духовно-ориентированной профессиональной подготовке, продемонстрированной в нашем исследовании, преодолевается дисгармония этих сторон лично' сти. Конечно, изучение и доказательство этого положения во всей его полноте выходит за рамки данного исследования. Однако полученные результаты I являются обнадеживающими в положительном решении поставленной проблемы. Избранное нами направление в поиске ее решения представляется интересным и перспективным.

Духовный фактор в механизме формирования профессионала (духовность) определяется нами в самом общем плане как глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на общечеловеческие духовно! нравственные ценности. При этом в качестве ключевых ценностей определяются: добро, красота, истина, свобода, ответственность. Объединяющей характеристикой духовности является любовь, истинный источник которой вечен, неизменен и трансцендентен. Духовность представляет собой способность личности различать и выбирать эти ценности, в соответствии с ними \ строить свое поведение, общение, деятельность. I

153

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Горбачева, Татьяна Михайловна, 2008 год

1. Авдеев, ДА. Очерки православной психотерапии / Д.А. Авдеев. - М.: Омега, 2007.-541 с.

2. Агапов, B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростка: Дис. . канд. психол. наук / B.C. Агапов. М., 1994.

3. Амонашвили, Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике / Ш.А. Амо-нашвили. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 464 с.

4. Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 тт. Т.2. М.: Педагогика, 1980.-287 с.

5. Андрущакевич, A.A. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: Медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования / A.A. Андрущакевич. Н.Новгород, 2001. - 280 с.

6. Андрущакевич, A.A. Персональная психология в определении сущности человека и сущности образования / A.A. Андрущакевич // "Гуманизм и духовность в образовании": Труды Первой Нижегородской научно-практ. конф. -Н.Новгород, 1999. С. 6-11.

7. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело / Лука Архиепископ (Войно-Ясенецкий). Брюссель, 1978. - 320 с.

8. Асташова, H.A. Учитель: проблемы выбора и формирования ценностей / H.A. Асташков, М. Е. Сачкова, Н. А. Асташова М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2001. - 272 с.

9. Ахматов, А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование / А.Ф. Ахматов // Педагогика. 2003. - №8. - С. 36-41.

10. Басина, Е.В. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: дис. . канд. психол. наук. / Е.В. Басина. -М., 1985.

11. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М. : Искусство, 1986. - 444 с.л1. SZI

12. Безрогов, В. Г. Духовное ученичество в новозаветном христианстве / В.Г. Безрогов // Гуманизм и духовность в образовании: Труды Второй международной научной конференции. Н.Новгород, 2001. - С. 63-68.

13. Беляева, В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития учителя в советской и православной педагогической культуре: автореф. дис. докт. пед. наук / В.А. Беляева. М., 1999. - 28 с.

14. Бердяев, Н. А. О назначении человека / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1993.-382 с.

15. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. — М. : Республика, 1994.-479 с.

16. Бердяев, H.A. Философия свободы: Смысл творчества / H.A. Бердяев. -М.: Правда, 1989.-607 с.

17. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) / B.C. Библер. — М.: Знание, 1990. -62 с.

18. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие / Б.М. Бим-Бад. М.: Издательство УРАО, 1998. - 576 с.

19. Блонский, П.П. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амона-швили, 2002. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

20. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб.: Питер 2008. - 398 с.

21. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И: Божович. под. ред. ДИ.Фельдштейна. Москва-Воронеж: изд-во «Института практической психологии», 1995. - 348 с.

22. Болотова, Л.И. Концепция программы воспитания духовности, целомудрия и альтруистического поведения / Л.И. Болотова // Школа духовности. 1997.-№ 2.- 60-63.

23. Большакова, В.В. Соловьев B.C. о духовности человека / В.В.Большакова // Гуманизм и духовность в образовании: Труды Первой»

24. Нижегородской научной конференции. — Н.Новгород, 1999. С. 37-40.

25. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1995. №4. - С. 29-36.

26. Бородина, Н.К. Онтология духовности: сущность и понимание: Авто-реф. дис. . докт. филос. наук. / Н.К. Бородина. — Волгоград, 2000. 24 с.

27. Братусь, Б. С. Нравственное сознание личности / Б. С. Братусь. М.: Знание, 1985.-64 с.

28. Братусь, Б.С. Аномалии-личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988. -304 с.

29. Братусь, Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. 1998. № 4. - С. 71-79.

30. Братусь, Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века / Б.С. Братусь,// Вопросы психологии. 1993. № 1. - С. 6-13.

31. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии,/ Б.С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. № 5. - С. 3-20.

32. Братусь, Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. 1990. № 6. - С. 9-17.

33. Братусь, Б.С. От гуманитарной парадигмы в психологии к парадигме эс• хатологической: Материалы круглого стола "Психология и новые идеалы научности" / Б.С. Братусь // Вопросы философии. 1993. № 5. - С. 3-43.

34. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура. / Б. С. Братусь.т

35. М.: Менеджер; Роспедагентство, 1994. 60 с. ' 34. Бруммелен, Х.В. С Богом на уроке : Христианские подходы к обучениюи учению. / Х.В.Бруммелен // Центр Просветительских программ МАХШ. Киев, 1998. - 196 с.

36. Бубер, М. Проблема человека: Два образа веры/ М. Бубер. М., 1995. -160 с.

37. Буева, Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л.П. Буева

38. Вопросы философии. 1996. №2. - G. 3-9.

39. Буева, Л.Ш Сакральность духовного пространства человека / Л.П. Буева // Педагогика. 1995.' №5. - С. 25.

40. Воробьева, Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задача / Л.И. Воробьева//Вопросы психологии. 1995. №2. - С. 19-30.

41. Воронцов, М:Л.' Психологические механизмы формирования личностного потенциала, и профессионализма в; подготовке лингвиста-преподавателя: Дис. . канд. психол. наук. / М.Л. Воронцов. -Н.Новгород, 2004. 223 с:

42. Гавриловец, К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: книга для учителей / К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская. 2-е изд. -Минск: Народная асвета, 1989. - 168 с.

43. Гасанов, З.Т. Морально-этические и религиозные основы, воспитания патриотизма и веротерпимости / 3.Т.Гасанов // Педагогика.— 2003. №5. -С. 18-26.

44. Генгель, К.Историяи философияхристианскогообразования / Ген гель , К., Бенсон У ; пер. с англ. СПб.: Христианское общество?«Библия для всех», 2002.-381 с.

45. Гессен, С.И. / Антология' гуманной педагогики' / Переиздание. С.И.Гессен Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашви-ли, 2004. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики);

46. Глоточкин, А.Д. Психологическая; компетентность учителя / А.Д. 1'ло-точкин // Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы: Материалы Всесоюзной научно-методич. конф. (Прейла, 1991). -М.1991

47. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Второй международной научной конференции. — Н.Новгород, 2000. 292 с.

48. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой Нижегородской научной конференции. — Н.Новгород, 1998. — 161 с.

49. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Третьей международной научной конференции. Н.Новгород, 2004. - 240 с.

50. Гуревич П.С. Философия человека / РАН. Ин-т философии/ П.С. Гуре-вич.-М., 2001.-Ч. 2.-206 с.

51. Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. I/Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова./Р.Декарт. М.: Мысль, 1989. - 654 с.

52. Джеймс У. Психология. /У.Джеймс.- М.: Педагогика, 1991. 367 с.

53. Джуссани, JI. Религиозное чувство. Путь. Книга первая / Л. Джуссани; пер. с итал. Е. Глинка. М.: Христианская Россия, 2004. - 190 с.

54. Джуссани, Л. Сущность христианской нравственности./ Л. Джуссани -Milano: Editoriale Jaca Book spa, 1980. 140 с.

55. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения/ А.Б. Добрович.- М.: Просвещение, 1987. 207 с.

56. Духовность человека: педагогика развития: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Михалковича. Минск: Тесей, 2006. - 400 с.

57. Забродин, Ю.М. Базовая психологическая модель личности учителя / Ю.М. Забродин, А.Д." Глоточкин, Б.А. Сосновский // Пед. образование. 1990.-Вып. 4.

58. Захарова, Л.Н. Психологическая подготовка педагога/ Л.Н. Захарова Н. Новгород, 1993.-214 с.

59. Захарова, Л.Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование / Л.Н. Захарова, В.В. Соколова, В.М. Соколов-Н.Новгород, 1995. 134 с.

60. Зейгарник, Б.В., Братусь, Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности./Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь М.: Изд-во МГУ, 1980.-157 с.

61. Зеньковский, В.В. История русской философии; в 2т. / В.В.Зеньковский.- Л.: Эго, 1991.

62. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской-антропологии (переиздание работы 1934 г.) / В.В.Зеньковский М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. - 224 с

63. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В.Зеньковский: Екатеринбург: "Деловая книга", 1995. - 347 с.

64. Зеньковский, В.В. Русская педагогика в XX веке/ В.В. Зеньковский Париж, 1960.-55 с.

65. Зинин, С.И. Психологические механизмы формирования профессионализма педагогического общения в подготовке преподавателя-лингвиста: Дис. . канд. психол. наук / С.И. Зинин. Н. Новгород, 2004. - 192 с.

66. Зинченко, В.П. Возможна ли поэтическая антропология? / В.П.Зинченко.- М. : Изд-во Российского открыт, ун-та, 19941 44 с.

67. Зинченко, В.П. Принципы и заповеди психологической педагогики / В.П. Зинченко// Магистр. 1996. - № 2.

68. Зинченко, В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии/ В.П.Зинченко, Е.Б. Моргунов. М. : Тривола, 1994. - 304 с.

69. Знаков, В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / В:В. Знаков // Вопросы психологии. 1998. №3. - С. 104-114.

70. Знаменский", П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года / П.В.Знаменский. СПб.-: «Летний Сад»; «Коло», 2001. - 800 с.

71. Зов бытия: Философско-психологический. семинар- (Памяти-Г.И.Челпанова) // Человек. 1996. №2. - С. 41-48; - №3. - С. 78-99.

72. Зосимовский, A.B. Критерии нравственной воспитанности школьников / A.B. Зосимовский//Педагогика. 1992. -№ 11,12.

73. Ильин, И.А. Пути духовного обновления / Н.И. Сиземская, Л.И. Новикова // Идеи воспитания в русской философии XIX начало XX века. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 271 с.

74. Ильин, И. А. Собрание сочинений в Ют. / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1993.

75. Искусство общения. М.: «Путешествие по Библии», 2000.

76. Йонт, У. Созданы, чтобы учиться. Введение в педагогическую психологию для системы христианского образования; пер. с англ. / У.Ионт. -СПб: Христианское общество "Библия для всех", 2001. 375 с.

77. Кан-Калик, В.А., Ковалев, Г.А. Классификация психологических типов общения/ В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев// Вопросы психологии 1987-№3.

78. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Собр. соч.: в 6 -т. М., 1984. - Т.2 - С. 206-218.

79. Каптерев, П.Ф. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амона- " швили, 2001. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

80. Ковалев, Г.А. Активное социальное обучение как метод коррекции пси- • хологических характеристик субъекта общения: Дис.канд. психол. наук/Г.А. Ковалев.- М., 1980.

81. Коваль, H.A. Психология духовности личности / H.A. Коваль. — Тамбов, 1996.- 153 с.

82. Коваль, H.A. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Дис. . докт. психол. наук / H.A. Коваль. М., 1997. - 464 с.

83. Коваль, H.A. Духовность как профессионально необходимое качествоспециалиста / H.A. Коваль // Духовно-нравственные основы профессионального становления личности студента: Сб. ст. / Под ред. H.A. Коваль. -Тамбов, 1995.-С. 4-15.

84. Козырев; Ф.Н. Введение в психологию духовного измерения / Ф.Н. Козырев // Психосинтез и-другие интегративные техники психотерапии. -М.: Смысл. 1997. С. 154-176.

85. Козырев, Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография / Ф.Н. Козырев — СПб.: Апостольский город, 2005. — 636 с.

86. Коменский, Я.А. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амо-нашвили, 2002. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

87. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо. -М., 1989.

88. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образование и общество. 2002. №1(12). - С. 32-42.

89. Курышева, И.В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства: дис. . канд. психол. наук / И.В. Курышева. Н.Новгород, 2004.

90. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей. М. : Прибой, 1923.

91. Лейн, Т. Христианские мыслители. / Т. Лейн. СПб.: Издательство «Мирт», 1997. - 350 с.

92. Леонтьев, A.A. Психология общения: Учеб. пособие для студентов-психологов / A.A. Леонтьев. — Тарту: ТГУ, 1974. 220 с.

93. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1968.

94. Леонтьев, А.Н. Т. 1 / Вступ. ст. В. П. Зинченко М.: Педагогика, 1983 -391 с. - (Избранные психологические произведения В 2-х т.). - (Тр. д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

95. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации деятельности/ В.Г. Леонтьев Новосибирск, 1992. - 287 с.

96. Лесгафт, П.Ф. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амона-швили, 2002. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

97. Лествичник, И. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амона-швили, 2002. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

98. Лихачев, А.Е. Нравственное разложение и православие / А.Е. Лихачев // Педагогика. 1999. № 6. - С. 114-119.

99. Локк, Дж. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

100. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов,- М.: Наука, 1984. 467 с.

101. Лосев, А.Ф. Дерзание духа / А.Ф. Лосев. -М.: Политиздат, 1988. 366 с.

102. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Н.О.Лосский. М.: Республика, 1994. - 431 с. — (Библиотека этической мысли).

103. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. -367 с. - (Библиотека этической мысли).

104. Маноха, И.П. Человек и потенциал его бытия: опыт синтезирования онтологических и психологических познавательных техник / И.П. Маноха.- Киев: "Стимул К", 1995. - 254 с.

105. Маралов, В.Г. Педагогика ненасилия / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров.- М., 1993.

106. Марков, Б.В. Философская антропология : Очерки истории и теории / Б.В. Марков. СПб.: Лань, 1997. - 380 с.

107. Марьясова, Н.В. Духовность в контексте психологического анализа: личностный аспект: Дис. . канд. психол. наук / Н.В. Марьясова. Хабаровск, 2001.- 157 с.

108. Ш.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики/ А.Г. Маслоу.-СПб.: Издат. группа "Евразия", 1997.- 430 с.

109. Метлик, И.В. Изучение религии в системе образования / И.В. Метлик // Педагогика. 2003. № 7. - С. 71-78.

110. Михайлов, М.И. Духовность и ее формирование в процессе преподавания культурологии / М.И. Михайлов. Н.Новгород, 1999.

111. Михалец, И.В. Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей: Дис. . канд. психол. наук / И.В. Михалец. Тамбов, 2004. - 105 с.

112. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Л.И. Модзалевский; научн. ред., вступ. ст., предм. указ. В.М. Захарченко. СПб.: Алетейя, 2000. - 496 с.

113. Мясищев, В.Н. Основные направления и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т.2. - С. 110-125.

114. Начала христианской психологии: Учеб. пособие для вузов / Братусь Б. С. и др.; Авт. предисл. Братусь Б. С. М.: Наука, 1995. - 233 с.

115. Несмелов, В.Н. Наука о человеке / В.Н. Несмелов. Казань: Тан-Заря, 1994.-418 с.

116. Ничипоров, Б.В: Введение в христианскую психологию / Б.В. Ничипо-ров. -М.: Мир, 1994.

117. Носков, М.В. Исследование психологических механизмов диалогизации педагогического общения: Дис. . канд. психол. наук / М.В. Носков. -Н.Новгород, 1999.

118. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV XVII вв.) / Сост., вступ. статьи и комент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева. - М.: Изд-во УРАО, 1999.-400 с.

119. Ольховский, В.Н. Личностные трудности общения обучаемых и их преодоление в условиях диалогического общения: Дис. . канд. психол. наук / В.Н. Ольховский. Н.Новгород, 1998. - 195 с.

120. Осипов, А.И. Духовно-нравственное воспитание в системе современного образования / А.И. Осипов // Наука и образование на пороге III тысячелетия. Минск, 2000.

121. Петровская, Л.А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы / JI.А;.Петровская-// Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой и Я.Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. - С.74-80.

122. Петровская, JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / JI.A. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989:

123. Петровский, A.B. М.М. Бахтин, Ф:М. Достоевский: психология вчера и сегодня / AJB; Петровский // Вестник московского университета; Сер. 14. Психология. 1985. №3. - С. 56-58.

124. Пирогов, Н.И. О цели воспитания и образования / Н.И. Пирогов // Религиозно-философская библиотека. Вып. 8. Изд. 2-е. М., 1913. С. 5-14.

125. Полищук, 10. И. Некоторые духовные причины и предпосылки разрушения психического здоровья / Ю.И. Полищук // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы: 1996. №3. - С. 71-76.

126. Пономаренко, В.А. Психология духовности / В. А. Пономаренко. М.: Магистр, 1998. - 162. - (Прикладная психология).

127. Пономаренко, В.А. Психология духовности профессионала / В.А.Пономаренко. М.: ГНИИИ МО РФ (А и КМ), 1997. - 296 с.

128. Попов, В.А. Августин Аврелий и его духовно-образовательная педагогика / В.А. Попов // Гуманизм и духовность в образовании: Труды второй международной научной конференции: Н.Новгород, 2001. - С. 57-63.

129. Попов, JI.A. Грани духовности / JI.A. Попов // Сов. педагогика. 1996. -№1. С. 40.

130. Попов, JI.A. Нравственное воспитание и религия (в современных условиях) / Л.А. Попов // Педагогика. 1999. №>6. - С. 109-114.

131. Практическая психодиагностика / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2001.

132. Прикладная социальная психологии / Под ред. А.Н. Сухова, A.A. Дерка-ча. -М.: Изд-во института практической психологии, 1998.

133. Психология. и новые идеалы научности (материалы "круглого стола") //

134. Вопросы философии. 1993. №5. - С. 3-42.

135. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.

136. Психология образования: Проблемы и перспективы: Материалы первой национальной научно-практической конференции. М. : Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2004. - 448 с.

137. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.

138. Реан, A.A. Социальная педагогическая психология / A.A. Реан, Я.Л. Ко-ломинский. СПб.: Питер Ком, 1999 - 409 с. - (Серия "Мастера психологии").

139. Розин, М.В. Размышление о теологической психологии / М.В. Розин // Вопросы психологии. 1991. №3. - С. 63-66.

140. Рубинштейн, С.Л, Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. М. : Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.

141. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; отв. ред. Е.В.Шорохова. М.: Педагогика, 1973. - 416 с.

142. Рыжов, В.В. Мировоззренческие основы образования / В.В. Рыжов. -Н.Новгород, 2001. 80 с.

143. Рыжов, В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки: Дис. докт. психол. наук / В.В. Рыжов. Новосибирск, 1995.

144. Рыжов, В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога: монография / В.В. Рыжов. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. -196 с.

145. Рыжов, В.В. Психология творческой личности / В.В. Рыжов, Г.В. Соро-коумова. В 3 т. - Н.Новгород, 2006.

146. Рябченко, С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: Дис. . канд. психол. наук / С.А. Рябченко. СПб., 1994.

147. Савченко, Е.А. Диагностика нравственного развития личности школьника: Учебное пособие / Е.А. Савченко, Л.*В. Макаренко. Минск, 2002.

148. Сергей Коротких, свящ. Основы христианской культуры и нравственно-; сти. Мир Божий / свящ. Сергей Коротких // Материалы для школьных уроков.- — Калининград, 2001. — Ч. 2.

149. Сиземская, Н.И. / // Идеи воспитания м русской философии XIX — начало XX века / Н.И. Сиземская, Л.И. Новикова М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 271 с.

150. Симонов, П.В. Происхождение духовности / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский; Отв. ред. М. Г. Айрапетянц; АН СССР. -М.: Наука, 1989. 350 с. - (Сер. "Общество и личность").

151. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: Уч. пособ. для ВУЗов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М., 1995.

152. Солженицын, А.И. По минуте в день / А.И. Солженицын. М.: Аргументы и факты, 1995. — 172 с.

153. Соловьев, B.C. Полное собрание сочинений и писем / — М.: Наука, 2000.

154. Спенсер, Г. Переиздание. - М.: Издательский Дом-Шалвы Амонашви-ли, 2004. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

155. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. - 285 с.

156. Сухомлинский, В.А. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

157. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. М.: Просвещение , 1981. - 192 с.

158. Телепова, H.H. Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов: Дис. . канд. психол. наук / H.H. Телепова. — Н.Новгород, 2006. 248 с.

159. Толстой, JI.H. — Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

160. Толстой, JI.H. Путь жизни / JI.H. Толстой М.: Республика, 1993.

161. Трубецкой, E.H. Смысл жизни / E.H. Трубецкой. М.: Республика; 1994. - 431 с. — (Мыслители XX века).

162. Уилкинсон, Б. Семь Законов Учащегося: Как научить практически любого человека чему угодно: Библейские принципы для учителей, родителей и руководителей / Б. Уилкинсон; пер. с англ. М.: Путешествие по Библии, 2001.

163. Уолш, Р. Основания духовности / Р. Уолш; пер. с англ. М., 2000.

164. Ухтомский, А. А. Духовное наследие / A.A. Ухтомский // Психологический журнал. 1994. том 6, № 2.

165. Ушинский, К.Д. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амо-нашвили, 2001. - 224 с. — (Антология гуманной педагогики).

166. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / К.Д. Ушинский; сост. Э.Д.Днепров.М.: Педагогика, 1974.

167. Ушинский^ К.Д. Педагогические соч. В 6 т. / К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1989.

168. Федотова, В.Г. Духовность как фактор перестройки / В.Г. Федотова // Вопросы философии. 1987. №3. - С. 42-49.

169. Федотова, В.Г. Душевное и духовное / В.Г. Федотова // Философские науки. 1988. №7. - С. 51-58.

170. Флоренская, Т.А. Диалог как метод психологического консультирования (духовно-ориентированный подход) / Т.А. Флоренская // Психологический журнал, 1994. №5.

171. Флоренская; Т.А. Диалогическое общение как путь духовного, преображения личности / Т.А. Флоренская // Гуманистические проблемы психологической теории. -М., 1995.

172. Франк, C.JI. Духовные основы общества / C.JI: Франк. М.: Республика, 1992.

173. Франк, C.JI. Реальность и человек / C.JI. Франк.' М., 1997.

174. Франк, C.JI. Сущность и ведущие мотивы русской философии / C.JI. Франк // Философские науки. М. 1990. - №5, С. 90-91.

175. Франк, C.JI. Человек и Бог / C.JI. Франк // Человек. 1992. №1. - С. 103

176. Франкл, В. Воля к смыслу / Виктор Франки; пер. с англ. Д. Гурьева, А. Суворовой. М.: ЭКСМО-Пресс: Апрель пресс, 2000. - 366 с. - (Психологическая коллекция).

177. Франкл, В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / В. Франкл ; общ. ред. JI. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990. 366 с. - (Библиотека зарубежной психологии).

178. Френе, С. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

179. Фромм, Э. Душа человека / Эрих Фромм. М.: Мир, 1993.

180. Фромм, Э. Человек для себя / Эрих Фромм. Минск, 1992.

181. Хайдеггер, М. Разговор на проторенной дороге: Сборник / М. Хайдеггер. М., 1991.

182. Чалова, Л.В. Исследование взаимосвязи предметного и личностного планов обучения в условиях диалогического общения: Дис. . канд. психол. наук/Л.В. Чалова. Н.Новгород, 1999. - 158 с.

183. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни и бессмертия: Древний мир — Эпоха Просвещения / Ред. кол.: И.Т. Фролов и др.; сост. Гуревич.-М., 1991.

184. Челпанов, Г.И. Сборник статей (психология и школа) / Г.И. Челпанов. -М.: Изд-во И.Н.Кушнарева, 1912.

185. Шадриков, В. Д. Духовные способности / В.Д. Шадриков. М.: Магистр, 1996.- 102 с.

186. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособие для студентов вузов / В. Д. Шадриков. 2. изд., перераб. и доп. -М.: Логос, 2001.-294 с.

187. Шаров, Ю.В. Формирование духовных потребностей школьников / Ю.В. Шаров Новосибирск, 1966.

188. Шаронов, В.В. Основы социальной антропологии / В.В. Шаронов.1. СПб., 1997.

189. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. / Н.И. Шевандрин. М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

190. Шевченко, Г.П. Духовное развитие учащихся / Г.П. Шевченко // Сов. педагогика. 1989, №8.

191. Шемшурина, А. Этические диалоги со старшеклассниками / А. Шемшу-рина // Воспитание школьников. 1998. №2. — С. 2—6.

192. Шеффер, Ф. Он здесь, и Он не молчит: Избранное / Френсис Шеффер; пер. с англ. СПб.: Мирт, 2002. - 351 с.

193. Шрейдер, И.А. Лекции по этике / И.А. Шрейдер. М.: Мирос, 1994.

194. Штайнер, Р. Духовное обновление педагогики / Р. Штайнер. М., 1995.

195. Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности учителя / А.И. Щербаков. Л., 1967.

196. A History of Christian Education. / USA, Nashville: Broadman & Holman Publishers, 1993.

197. Bratus, B.S. Anomalies of personality. From the denviant to the norm / Orlando: Paul M. Deutsch Press, 1990.

198. Bruner, Jerome. The Process of Education. / Harvard University Press, 1962.

199. Cooling, Trevor. Science and Religious Education Conflict or Cooperation? // British Journal of Religious Education. - 1990. - V. 13(1). - P. 35-42

200. Degenhardt, M. The Ethics of Belief and Education in Science and Morals // Journal of Moral Education. 1986.-V. 15(2)-P. 109-118

201. Elias, John L. The Return of Spirituality: Contrasting Interpretations // Religious Education. 1991. - V. 86 (3). - P. 455-466

202. Enger, Trond Religious Education between Psychology and Theology // Religious Education. 1992. - V.87(3). - P.435-446

203. Erricker, Jane. Teachers Developing Spiritual and Moral EducationV/ Teacher Development. 1999. - V. 3(3). - P.383-396

204. Fowler, James W. Stages of Faith: The Psychology of Human Development and the Quest for Meaning / -San-Francisco: Harper., 1981.

205. Fowler, Lames W. Faith Development Theory and the Aims of Religious Socialization // Emerging Issues in Religious Education / ed. By G. Durka & J. Smith. New York - Ramsey-Toronto: Paulist Press, 1976. - P.178-182

206. Grimmit, Michael. Religious Eudcation and Human Development: The Relationships between studying religious and personal, social and moral education,- McCrimmons, Great Wakerning Essex, 1987

207. Groome, Thomas H. Religious Knowing: Still Looking for That Tree // Religious Education. 1997.- V. 92(2). - P.204-226

208. Hick, John. An Interpretation of Religion: Human Response to Transcendent- New Haven: Yale University Press London: Macmillan, 1989

209. Hill, Brian V. "Spiriutal Development" in the Educational Reform act: A Source of Acrimony. Apathy or Accord?' // British Journal of Educational Studies. 1989. -V. 37(2). - P. 169-182

210. Hirst, Paul H. Religious, Beliefs and Educational Principles // Learning for Living. 1976.-V. 15(4). - P.155-157

211. Jardin, Marlene M & Viljoen, Henning G. Fowler's Theory of Faith Development: An Evaluative Discussion // Religious Education. 1992. - V. 87(1).- P.74-85

212. Johnson S. Christian Formation in the Church and Classroom / USA, Nashville: Abington Press. 1992 172 p.

213. Kohlberg, Lawrence & Mayer, Rochelle. Development as the Aim of Education // Harvard Educational Review. 1972. - V. 42(4). - P. 449-496

214. Laird, Susan. Spiritual Education in Public Schools? // Religious Education. -1995.-V. 90(1).-P. 118-132

215. Loder James E. The Transforming Moment 2nd edition Colorado Springs / USA: Helmes & Howard, Publishers, Inc., 1989.

216. Ozer, Fritz & Reich, Helmut. Moral Judgement, Religious Judgement, World View and Logical Thought: A Review of Their Relationships, Part One // British Journal of Religious Education. 1990. - V. 12(2). - P. 94-101

217. Schwartz, S. Universals in the content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries / In M.P. Zanna (eds.) // Advances in Experimental Social Psychology. Vol.25, pp. 1-65. San-Diego: Academic Press, 1992.

218. Sealey, John. Religious Education: a component of moral education? Emotions // Journal of Philosophy of Education. 1983. - V. 17(2). - P. 251-254

219. Shreldrake, Philip. F. Teaching Spiriutality // British Journal of Theological Education. 2001. - V.12(l). - P.53-64.

220. Smart, Ninian. The Teacher and Christian Belief/ -London: Jas.Clarke, 1966.

221. Tilich, Paul. Religion as a Dimension in Man's Spiritual Life // Phenomenology of Religion: Eight Modern Descriptions of the Essence of Religion / ed. By Joseph Debney Bettis. New York and Evanston: Harper & Row, 1969

222. Write, Andrew. The Spiritual Education Project: Cultivating Spiriutal and Religious Literacy through a Critical Pedagogy of Religious Education / Pedagogies of Religious Education/ ed. By Michael Grimmit. McCrimmons, 2000.-P. 170-187.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.