Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Андреева, Лариса Алексеевна

  • Андреева, Лариса Алексеевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.13
  • Количество страниц 143
Андреева, Лариса Алексеевна. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории: дис. кандидат психологических наук: 19.00.13 - Психология развития, акмеология. Москва. 2000. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Андреева, Лариса Алексеевна

Введение. ф

Глава I. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В W ПСИХОЛОГИИ. у

1.1. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной психологической литературе.

1.2. Детско-родительские отношения в отечественной психологии.

Глава II. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ БУРЯТСКОГО ЭТНОСА.

2. 1. Исторические корни традиций бурятского этноса.

2.2. Содержание основных звеньев самосознания в традиционной бурятской культуре.

Глава III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЯТСКОЙ СЕМЬЕ.

3. 1 Описание методик исследования детско-родительских отношений в современном бурятском этносе.

3.2 Обсуждение результатов тестов-опросников родительского отношения PARI и Варга-Столина.

3.3 Обсуждение результатов проективных методов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории»

Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители, представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т.д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых она функционирует.

Анализ исследований и наши наблюдения позволяют выделить две тенденции в детско-родительских отношениях: с одной стороны, наблюдается утрата национальных традиций и обычаев, рост малочисленных семей, ослабление влияния со стороны старшего поколения на воспитание ребенка, с другой стороны, рост этнического самосознания, активизация интереса к истории, культуре своего народа, попытка возрождения традиционных, исторически сложившихся детско-родительских отношений.

В современных условиях политического и социально-экономического кризиса, когда этнические общности попадают в экстремальные ситуации и оказываются аварийными группами, возрастает потребность в знаниях по психологии детско-родительских отношений. Семьи, погруженные в иноэтническую среду, трансформируется по следующим моделям: они вынужденно интегрируются, адаптируются, сепарируются или маргинализируются; погружение в иноэтнические условия всегда вызывает выраженное напряжение, что неизбежно приводит к выбору позиции семьи по отношению к окружению.

В современной России миграции приобретают массовый характер, поэтому процессы, происходящие в семье, и, в том числе, в детско-родительских отношениях имеют особую значимость.

Нами исследовались бурятские семьи, проживающие на исконной территории и в диаспоре.

Цель исследования - проанализировать и сравнить особенности детско-родительских отношений в современном бурятском этносе у бурят, проживающих в п. Усть-Орда Бурятского автономного округа Иркутской области и у бурят, проживающих в г. Олекминске Республики Саха (Якутия).

Гипотеза исследования заключается в следующем: проживание небольшой этнической группы в диаспоре, во взаимодействии с титульным этносом, приводит к маргинализации семей из числа малых групп. Стиль детско-родительских отношений в этнической группе отражает стиль детско-родительских отношений титульного этноса.

Задачи исследования.

1. Выявить особенности отражения традиционной культуры в детско-родительских отношениях.

2. Изучить специфику детско-родительских отношений у бурят, проживающих в условиях исторической родины, и у бурят, проживающих в диаспоре.

3. Проанализировать характер взаимоотношений подростков бурят с родителями в Республике Саха (Якутия) и в Бурятском автономном округе.

Предмет исследования - детско-родительские отношения в современной бурятской семье.

Объект исследования - современная бурятская семья.

Научная новизна исследования, состоит в том, что в работе впервые экспериментально исследовались детско-родительские отношения в семьях, проживающих в условиях традиций своего этноса, так и за ее пределами - в условиях диаспор внутри титульного этноса.

Выявлено различие в структуре семейного воспитания у представителей бурятского этноса, проживающих в п. Усть-Орда Бурятского автономного округа) и в Республике Саха (Якутия).

Прикладное значение. Полученные данные об особенностях детско-родит.ельских отношений в бурятском этносе могут быть использованы в организации психологической помощи по вопросам семьи, брака и семейного воспитания молодежи. Результаты исследования были использованы в курсе лекций по возрастной психологии, этнопсихологии на факультете педагогики и психологии МПГУ.

Методы исследования:

1. Тест-опросник «Измерение родительских установок и реакций» PARI.

2. Тест-опросник детско-родительских отношений Варга-Столина.

3. Проективная методика «Рисунок семьи», в сочетании с проективной методикой «Рисунок несуществующего животного».

4. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания.

Авторы В.С.Мухина, К.А.Хвостов)

5. Включенное наблюдение.

Эксперимент проводился с 1995 по 1998 год и включал два этапа: пилотажный и, собственно, эксперимент, в котором приняло участие 120 подростков якутов и бурят из 45 семей (30 бурятских и 15 якутских семей) в г. Олёкминске Республики САХА (Якутия) и в п. Усть-Орда Бурятского автономного округа Иркутской области.

Методологической основой исследования является идея о становлении личности путем присвоения "материальной и духовной культуры общества", а также концепция структуры самосознания личности В.С.Мухиной. Автор концепции понимает самосознание как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологическую структуру присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру. Согласно B.C. Мухиной, структуру самосознания составляют идентификация с собственным телом и именем, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности. Каждый этнос, является носителем своего, исторически обусловленного содержания, конструирующего качественное наполнение звеньев. Содержательное наполнение звеньев самосознания зависит от характеристик этнической среды, в рамках которой происходит становление личности.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась совокупностью взаимоудостоверяющих методов, адекватных цели, объекту и предмету исследования, методического инструментария, количественным анализом материала с использованием аппарата математической статистики (коэффициент корреляции и непараметрический критерий %2 (хи-квадрат), качественной интерпретацией и репрезентативностью выборки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Длительное проживание семей из числа небольших этнических групп, в диаспоре накладывает отпечаток на характер семейных отношений, в том числе и на детско-родительские отношения; стиль детско-родительских отношений в диаспоре определяется доминирующими семейными отношениями титульного этноса.

2. Позиции матерей и отцов, погруженных в иноэтническую среду, по отношению к детям имеют разное содержание. Для отцов, в отличие от матерей, характерна трансформация отношений к детям в сторону маргинализации.

3. Традиционные религиозные верования бурят, проживающих в Бурятском автономном округе и в Республике Саха, основанные на шаманизме, исконно представляют семейные устои как ценность. Воспитание в традиционной семье строится на почитании и уважении родителей.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы обсуждались на заседании кафедры психологии развития, факультета педагогики и психологии МПГУ. Докладывались на студенческой конференции «Психология и педагогика на пороге XXI века» (Москва, 2000). Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в четырех публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Библиография включает 165 наименований. Текст диссертации включает 19 таблиц и 3 гистограммы. Общий объем диссертации (без приложения) составляет 126 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Андреева, Лариса Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования, в соответствии с задачами, сформулированными во введении можно сделать следующие выводы:

1. Современная семья на нынешнем этапе развития представляет определенный социальный институт, осуществляющий этнокультурную трансмиссию и воспроизводство этноса. Нами установлено, что в укладе современной бурятской семьи, прослеживаются две тенденции. Одна из них выражается в сохранении традиционных семейных отношений, и это проявляется в патриархально-крестьянском укладе бурятской семьи в сельской местности. Другая тенденция связана со стиранием национальных обычаев, что присуще городским семьям.

2. Психологию современной бурятской семьи составляют традиционные религиозные верования, основанные на шаманизме, а также ценностях европейской культуры. Исследованные нами бурятские семьи, проживающие как в республике Саха (Якутия), так и в Бурятском автономном округе исповедуют шаманизм. Шаманизм выполняет роль силы, объединяющей и сплачивающей людей в рамках родоплеменных культов. Высшая ценность для шаманиста - семья.

3. Воспитание в традиционной семье строится по принципу почитания и уважения родителей. Наше исследование подтверждает эту традиционную ориентацию: так подростки буряты, проживающие на исконной территории и в диаспоре, при разных стилях детско-родительских отношений демонстрируют одинаковые реакции на ситуации депривации со стороны родителей - неадекватно-лояльные. Отношение подростков к родителям не зависит от стиля детско-родительских отношений, оно определяется традициями культуры.

4. Содержание структурных звеньев самосознания бурят, таких как идентификация с именем, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности и социальное пространство, представлено традициями бурятского этноса. Имя по сей день выступает как охранительный оберег, защищает носителя имени. В имянаречении присутствует обращение к протекторату шамана, который становится духовным отцом «найжи- бабэ» ребенка. Притязание на признание выражается в соблюдении этических норм поведения, в поклонении предкам, старикам рода, в желании быть лучшим представителем своего пола. Половая идентификация детерминирована эталонами мужского и женского поведения, неразделима с трудом и связана с половой зрелостью мальчиков и девочек. Психологическое время личности заложено в традиционной преемственности поколений и контролируется этими отношениями. Социальное пространство выступает как сочетание прав и обязанностей в системе традиционных детско-родительских отношений.

Проведенный нами анализ детско-родительских отношений в современном бурятском этносе показал, что желаемый и реальный типы отношений между собой расходятся. Так при опросе оба родителя в качестве наиболее приемлемых отношений называют черты демократического стиля. Однако, наблюдения, данные опроса и проективных методик показывают, что в реальных отношениях со стороны отцов и матерей преобладают другие стили: со стороны отцов мы видим авторитарные отношения, а со стороны матерей отношения опеки.

Детско-родительские отношения в современном бурятском этносе определяются историей, религией и традиционными ценностями бурятской культуры. Стиль детско-родительских отношений зависит от социокультурных условий, в которых находится семья. Позиции матерей и отцов по отношению к детям имеют разное содержание. Матери не изменяют своего стиля в зависимости от места проживания. Для матерей буряток в Бурятском автономном округе и в

Республике Саха типичны симбиотические отношения, при котором родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить потребности ребенка, опекает его, не предоставляя самостоятельности. Родитель при этом демонстрирует веру в возможность реализации притязаний на признание в будущем.

Отцы, напротив, более зависимы от социокультурного окружения. Если в Бурятском автономном округе отцы демонстрируют авторитарность, то в Республике Саха они менее включены в воспитание ребенка. При этом отцы буряты стремятся демонстрировать, что они исполняют свой отцовский долг.

Выдвинутая нами гипотеза о маргинализации детско-родительских отношений при условии проживания в диаспоре была подтверждена лишь на материале исследования отношения отцов к детям. Отношения матерей оказались традиционно сохранными и не менялись в зависимости от социокультурного окружения.

Бурятские подростки (мальчики и девочки), независимо от места проживания более агрессивны по отношению к «другим» 9представителям другого этноса); это проявляется в усилении межэтнического обособления. При этом бурятские девочки более агрессивны, чем мальчики. Эти данные подтверждают тенденцию женской агрессивности, у ряда малочисленных этнических групп, проживающих совместно с другими этносами. (Эта тенденция впервые была описана в исследованиях В.С.Мухиной).

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Андреева, Лариса Алексеевна, 2000 год

1. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии М.: Наука, 1992 - 114 с.

2. Аргунова В.Н. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе. Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М.: РАО., 1997.-21 с.

3. Архин Е.А. Влияния семейного воспитания на развитие ребенка // Семья и школа, 1976.-№8,-С. 24-26.

4. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста. Автореф. дисс. . канд. психол. наук М., 1990,- 17 с.

5. Астырев Н.М. Монголо-буряты Иркутской губернии.// Северный вестник, 1890,- №12,- С. 25.

6. Айгумова З.И. Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (на материале0 изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет). Автореф. дисс. . канд. психол.наук.- М., 1997.-20 с.

7. Баерюнас 3. Типичные ошибки семейного воспитания подростков // Проблемы быта, брака и семьи Вильнюс., 1970- С. 135-142.

8. Барадин Б.Б. Бурят-Монголы: краткий исторический очерк оформления бурят-монгольской народности. //" Бурятоведение", 1927,- N3-4.- С. 39-52.

9. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят.- Улан-Удэ.: Бурят.кн.изд-во, 1991.- 192 с.

10. Ю.Баскина Ю.В. Диагностика отношений родителей с младшим школьником иподростком // Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования- М., 1987- С. 109118.

11. П.Баскина Ю.В. Альтернативы семейного воспитания: воспитательные ® воздействия и способы их коррекции. Совет родителям // Психологиявоздействия / Проблемы теории и практики / Сб. науч. тр.- М., 1989.- С. 123.

12. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения. Автореф. дисс. .канд. психол. наук —М., 1992,- 17 с.

13. Н.Батуев Б.Б. Буряты в XVII-XVIII вв.- Улан-Удэ.: Изд-во ОНЦ "Сибирь", 1996.- 104 с.

14. М.Батуева Т.Б. Народы Сибири в трудах западноевропейских исследователей XVII-XIX вв.- Улан-Удэ., 1995.- 123с.

15. Бахаев В.Б, Шагдурова И.Н. История Бурятии, ч.1. Дореволюционный период: Учеб.пос. для 9-10 кл.-Улан-Удэ.: Бэлиг, 1995.- 128 с.

16. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур.- М.: Российский гос.гуманит.ун-т, 1999.- 241 с.

17. П.Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социального здоровья России», 1993.199 с.

18. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных С-Пб., 1991.-446 с.ф 19.Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. Сдополнительными статьями Б.Б.Барадина и Н.Н.Кузьмина.- Верхнеудинск., 1926.-229 с.

19. Бодалев А.А. Психология общения М., 1978 - 276с.

20. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений-М., 1979.-319с.

21. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968.464 с.

22. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии,- М, 1978,- №2,- С. 47-50.

23. Буддизм: Словарь ( Абаева Л.Л, Андросов В.П, Бакаева Э.П. и др).- М.: Республика, 1992.- 287 с.

24. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Автореф. дисс. ® .канд. психол. наук.- М., 1987.- 16 с.

25. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология.- М., 1988.- 386 с.

26. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека.- Изд-во дальневосточного Университета, 1988г.

27. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей.- М.: Пресс-сервис, 1997.- 441с.

28. Выготский J1.C. Детская психология / Собр. Соч. в 6 т.-М., 1984.- т.4.- 420 с.

29. Выготский J1.C. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997,- 224 с.

30. Вяткина К.В. Общие черты материальной и духовной культуры бурят.- М, 1964.-С. 68-99.

31. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.- М.: Знание, 1984.- 80 с.

32. Гаджимуратова З.М. особенности этнического самосознания молодежи Дагестана. Автореф. дисс. . канд.психол.наук- М., 1998- 21с.

33. Галшиев Э-Х. Зерцало мудрости, разъясняющее, принимаемое и отвергаемое по двум законам. -Улан-Удэ., 1993.- 352 с.

34. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение.- JL: Медицина, 1977,- 272 с.

35. Георги И.-Г. Описание всех народов, обитающих в Российском государстве, ф Ч. четвертая.- Спб, 1789.- С.24./цит. по Б.Б.Батуеву. Буряты в XVII-XVIIIbb.

36. Улан-Удэ,- Изд-во ОНЦ "Сибирь", 1996,- 113 с.

37. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли.- Л.: Гидрометиздат, 1990.- 528 с.

38. Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.: "КПС", 1996.- 160 с.

39. Дуброва Я.П. Женщина у монголо-бурят.- Иркутск, 1885 (особое приложение к газете "Сибирь",- № 35.).- С. 35.

40. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей.-М., 1982,- 165 с.

41. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства: на материале обрядового фольклора бурят,- М.: Наука, 1991.- 300 с.

42. Дугарова Э.Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип младшего школьника. Автореф. дисс. . канд. психол.наук.- Иркутск., 1995.- 18 с.

43. Егунов Н.П. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа.- Улан-Удэ, 1984.- Ч. 1.- 288 с.

44. Жуковская H.J1. Судьба кочевой культуры. М.: Наука, 1990.- 112 с.45.3алкинд Е.М. Из истории Бурятии.- Улан-Удэ., 1962. -Вып.Ю.- С. 76.

45. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в двух томах.- М., 1996.

46. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей //Вопросы психологии.- М., 1982.- №1.- С. 59-68.

47. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации отношений в конфликтной семье // Вопросы психологии.- М, 1981.- №3.-С.38-46.

48. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М, 1986.- 109 с.

49. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1986.- 127 с.

50. Иванова А.А. Особенности этнического самосознания подростков казаков в контексте межнационального общения. Автореф.дис. . канд.психол.наук: М, 1995,-20с.

51. Идес.И и Бранд А. Записки о русском посольстве в Китай- М.: Главная редакция восточной литературы, 1967.- 402 с.

52. История Бурятии в вопросах и ответах / Под ред. Т.М.Михайлова.- Улан-Удэ, 1990,-Вып.-№1.- 72 с.

53. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. Автореф. дисс. .канд.психол.наук.- М., 1999.-18с.

54. Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа. От XVII в. до 60-х годов XIX в. Очерки,- М.- Л.: Изд-во. АН СССР,- 1940,- 240 с.

55. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание,- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 232 с.

56. Лангмейер М., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте .Прага, 1984,-334 с.

57. Лебедева Н.М. Особенности социальной перцепции в процессе этнокультурной адаптации переселенческих групп. Автореф. дисс. .канд. психол. наук.- М., 1989.- 18 с.

58. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.384 с.

59. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1981.-384 с.

60. Лештаева Н.В. Внутрисемейные отношения русского сельского населения казанского Поволжья (вторая половина XIX начало XX вв). Автореф. дисс. .канд. ист. наук: Уфа., 1995.- 16 с.ф 66.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М., 1986.- 144 с.

61. Литвинова P.M. Методы исследования семейных отношений в психокоррекционной работе воспитателей датского сада. Ставрополь., 1994,- 53 с.

62. Личко А.Е. Подростковая психиатрия.- Л.,1979.-230с.

63. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера . Л., 1988.- С. 185-201.70Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии // Вопросы психологии, 1958.5.- С. 3.

64. Марковичева Е.В. Традиции семейного воспитания в Древней Руси IX-ХШвв. Автореф. дисс. .канд психол наук: Орел., 1997.-17с.

65. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии.- М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1997.- 176 с. илл.

66. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник длястуд.пед.вузов-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.- 272 с.

67. Манжигеев И.И. Янгутский бурятский род.- Улан-Удэ, I960.- 161 с.

68. Мид.М. Культура и мир детства. Избранные произведения.- М.: Гл. ред. Восточной литературы изд-ва "Наука", 1988.- С. 322.

69. Миллер Г.Ф. История Сибири: В 2-х т.- Л., 1937,- Т.1.-С. 179-180.

70. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.).- Новосибирск.: Из-во "Наука" Сиб.Отд, 1980,- 320 с.

71. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, строение и социальные функции.- Новосибирск.: Наука, 1987,- 288 с.

72. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал.- М., 1980,- т.1.- №5,- С. 46-58.

73. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М., 1981.- С. 149.

74. Мухина B.C., Хвостов К.А. Психодиагностика развивающейся личности. Часть 2.- Архангельск, 1996.- 40 с.

75. Мухина B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: ф Издательский центр «Академия», 1997.- 432 с.

76. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности.- М., 1985.- 280 с.Мухина B.C. Детская психология,- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 352 с. (Серия «Мир психологии»).

77. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности- М.: МП-СИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.- 640 с. (Серия «Психологи Отечества»).

78. Насонова Е.Б. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное поведение младшего школьника. Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- М., 1989.- 16 с.

79. Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят .- Новосибирск.: Наука. Сиб.отд., 1988.—121с.

80. Новикова Е.Н. О некоторых характеристиках общения между супругами // ® Семья и формирование личности. Сб.науч.трудов, АПН СССР, НИИОП /

81. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIIIbb ).- Л.: ОГИЗ, 1951.- 417 с.

82. Орлов А.Б. Взаимопонимание в диалоге ребенка и взрослого как условие воспитания //Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации/Сб. науч. тр. Под. ред. А.А.Бодалева и др.-М., 1987,-С. 109-110.

83. Петри Б.Э. Далекое прошлое бурятского народа.- Иркутск, 1922.

84. Петри Б.Э. Старая вера бурятского народа.- Иркутск, 1922

85. Петровский А.В. Дети и тактики семейного воспитания.- М., 1981.

86. Потанин Г.Н. Бурятская женщина.// Север.- 1892.- № 32.

87. Православный благовестник.- М, 1898.- Т.З.- №24.- 150 с.

88. Проблемы самосознания в психологии / АПН СССР, Институт психологии.-М., 1977,- 144 с.

89. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1991.123 с.

90. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей,- М,- Л, 1952,- Т. 1,- Кн. 2.- С. 271.

91. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ, Психология.- №4.- С. 32-37

92. Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят.- Улан-Удэ, 1962.

93. Рыгзынов С.Р. Воспитание подростков в семье и школе на народных ® традициях: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1974.- 18 с.

94. Сатир В. Как строить себя и свою семью.- М.:Педагогика-Пресс , 1992.192 с.

95. Семейное неблагополучие и социализация детей. Методич. Рекомендации / Авт.- сост. -Л.- М, 1988.- 27 с.

96. Семья: традиции и современность / Сб. статей. АН ССР, ИН-т этнографии и антропологии. М., 1980.- 255 с.

97. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалев и В.В. Столина,- М., 1955,- С.54-56.

98. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997.- 384 е.: ил.

99. Современная психология: Справочное руководство.- М.: ИНФРА-М, 1999.- 688 с.

100. Сосновский А. Лабораторный практикум по общей психологии.- М., 1979.- 156 с.

101. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и детьми и формирование аномалии личности // В книге.: Семья и формирование личности.- М.: НИИ ОПАПНСССР, 1981,- С. 15-21.

102. Сокровенное сказание монголов (пер. С.А.Козина).- Улан-Удэ. Бур.кн.изд-во, 1990.- 210 с.

103. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности М., 1980.

104. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности/ Сб. науч.трудов АН СССР / Под ред. А.А.Бодалева.- М., 1981,- С. 38-45.

105. Спиваковская А.С. Как быть родителями.- М.: Педагогика, 1986.- 160 с.

106. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М., 1988.- 280 с.

107. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология- М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.- 320 с.

108. Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики / Семья и формирование личности.- М., 1981.- С.26-38.

109. Талалуева Т.А. Особенности самосознания и межэтнические отношения детей в период образования нового государства на территории бывшего СССР. Автореф. дисс. . канд. прихол. наук. М., 1997.- 18 с.

110. Татаринов М. Описание о братских татарах, сочиненное морского корабельного флота штурманом ранга капитана Михаилом Татариновым. / Подготовка к печати, введение и примечания Г.Н.Румянцева.- Улан-Удэ, 1958,- 80 с.

111. Токарев С.А. Этнография народов СССР.- М., МГУ, 1958.

112. Топоркова Ж. Особенности этнического самосознания детей 6-10 лет в условиях межэтнического взаимодействия. Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 1996.- 17 с.

113. Традиционные верования и быт народов Сибири. XIX начало ХХв.-новосибирск: Наука, 1987,- 202 с

114. Турунов А.Н. Прошлое бурят-монгольской народности.- Верхнеудинск, 1922.

115. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы .- М., 1993.- 144 с.

116. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции.- М., 1989.- 55 с.

117. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М., 1989.- 448 с.

118. Фромм А. Азбука для родителей.- Л., 1991.- 319 с.

119. Фромм Э. Душа человека: Перевод.- М.: Республика, 1992.- 430 с.-(мыслители XX века).

120. Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы бурят-монголы?.- Улан-Удэ, 1991.- 59 с.

121. Чистохин Я.А. О свадьбах и родильных обрядах бурят и обычаи тункинских бурят-ламаистов при рождении детей, свадьбах, похоронах // Православный благовестник,- М., 1889.- Т. 3.- № 21.- 150 с.

122. Хаймовская Н.А. Зависимость между характером и взаимоотношениями детей с родителями. Автореф.дис. .канд.психол.наук: М., 1998.- 18с.

123. Хангалов М.Н. Собрание сочинений в 3-х томах,- Улан-Удэ, 1958.

124. Хаптаев П.Т. Краткий очерк истории бурят-монгольского народа.- Улан-Удэ, 1942,- 199 с.

125. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.- М.: Мысль, 1964,- 325 с.

126. Харчев А.Г, Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.-М.:Статистика, 1978.- 224 с.

127. Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодействия родителей с детьми.- СПб., 1995.- С.89-97.

128. Хоменнтаускас. Г. Семья глазами ребенка.- М.: Педагогика, 1989,- 160 с.

129. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.- М., 1996.- 408 с.

130. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные.-Улан-Удэ, 1972.- 664 с.

131. Шон Куанг Jle. Психологические особенности ценностных ориентаций современной вьетнамской молодежи. Автореф. дисс. .канд.психол.наук-М., 1998.-24с.ф 142. Юмсунов В. История происхождения одиннадцати хоринских родов.

132. Бурятские летописи.- Улан-Удэ, 1995.- С. 37.

133. Эйдемиллер. Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях.- Методическое письмо.- Л., 1980.- 36 с.

134. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- СПб.: Издательство «Питер», 1999.- 656 е.: (Серия «Мастера психологии»).

135. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды М., 1989.

136. Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. / Под ред.В.С.Собкина- М.: Центр социологии образования РАО, 1998.- 268 с.

137. Эфендиев Д.И-о. Некоторые этнопсихологические особенности ® отношений к родителям (опыт кросскультурного исследования). Автореф.дисс. . канд. психол. наук.- СПБ., 1996.- 18 с.

138. Adler A. The Scince of living.- N.Y.Garden City, 1929,- 246 p.

139. Adler A. Untertanding Human Nater.- N-4, 1927.- 286 p.

140. Ackerman, N.W. Psychotherapy and giving love.- N.Y., 1944,- P. 129-137.

141. Anderson L.E. Parents attitudes in child behavior. A report of tree studies. Child development.-V. 17' 1' 1946.

142. Andolfy M. Family therapy. An international approach.- London, 1979.-289 p.

143. Becker N. Conseguences of different kindsof parental discipline. / Review of child development research/ Eds.: Hoffman L.- N.Y.- 1964.- Vol.1.- P. 169-208.

144. Bowlby I. Child care and growthe of love L., 1959.- 190 p.

145. Erikson E. Childhood and Society. N.Y.: W.W. Norton and Co, 1963,- 446 p.

146. Ginnot H.G. Between parents and child / New solutions to old problems.-London.: Stadless Press, 1969.- 178 p.

147. Horney K. Our inner conflicts.- N.Y.: Norton, 1956.- 250 p.

148. Maccoby E.E. Social development. Psychological grouthe and parent-child relationship.-N.Y., 1980,-436 p.

149. Richer H.E. Patiens family.- Rowchet: Reinbec, 1970.- 271 p.

150. Roe A., Siegelman M. A parent and child relations Questionnaire.- Child Developtment, 1963.- v.34.- n.2.- P. 335-369.

151. Rohner R.P Individualism-collectivism: Critique and proposed refinements / Ed. By E.Rosch and B.B Lioyd. Hillsdale (NJ).- Erlbaum, 1978. P. 87-116.

152. Rolling N, Lord M. Some roles children play their families.- N.Y, 1964.-301 p.

153. Sullivan H. The Interpersonal Theory of Identity.- N.Y.: W.W. Norton, 1953.

154. Satir V.J. Stachowiak H. Helping families to change.- N.Y.: Aranson, 1978

155. Schaefer E. S., Bell R.Q. Development of a parental research instrument. Chaild development, 1958,- v.29.- N3.- 338-361 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.