Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания: На примере марийского этноса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Айварова, Нина Геннадьевна

  • Айварова, Нина Геннадьевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2001, Казань
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 152
Айварова, Нина Геннадьевна. Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания: На примере марийского этноса: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Казань. 2001. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Айварова, Нина Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Детско-родительские взаимоотношения как важнейший социально-психологический фактор развития 11 , самоотношения.

1.1 Социально-психологические особенности формирования и феномены самоотношения.

1.2. Роль детско-родительских отношений как основного источника развития самоотношения.

1.3. Этнопсихологические особенности детско-родительских отношений.

1.4. Современные социальные условия-развития личности детей мари.

Глава 2 Исследование культурно обусловленных детско-родительских отношений в марийской культуре как основного социально-психологического фактора развития самоотношения

2.1 Сравнительное сопоставление народных традиций отношения к детям в марийской, русской, татарской культурах.

2.2. Исследование культурной обусловленности детско-родительских отношений в марийской культуре как одного из основных социально-психологических факторов развития самоотношения. 2.3. Учет этнических особенностей развития самоотношения в условиях полиэтнического образовательного пространства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания: На примере марийского этноса»

Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние на все аспекты поведения человека, играя важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении жизненных целей, в формировании уровня притязания и т.д.

Отношение к своему «Я» играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте (не говоря уже о взрослом периоде жизни) должны быть согласованными и не противоречить друг другу. Отсутствие такой согласованности ведет к фрагментации личности и к различным формам ролевого смешения.

Практика показывает, что осознание индивидом своей принадлежности к группе этнических меньшинств довольно часто сопровождается неадекватным самоотношением, которое может проявляться двояко: во-первых, может наблюдаться внутренний конфликт самооценок, когда параллельно имеют место высокая персональная самооценка и низкая оценка своей этнической группы; во-вторых, может формироваться заниженная самооценка. Причем, чем ниже оценивается своя этническая группа, тем больше выражена такая тенденция. И то, и другое препятствует успешной социальной адаптации, что приводит к различным формам личностной дезадаптации, раздробленности личности.

Проблема самоотношения как один из основных компонентов самосознания рассматривается в отечественной психологии многими авторами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др.) в контексте более общей проблемы -развития личности.

В рамках нашего исследования представляют интерес работы И.С. Кона, в которых синтезированы философские, социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных по проблемам самосознания.

В зарубежной психологической литературе имеются многочисленные исследования по психологии самосознания и самоотношения. Этот аспект тщательно рассматривался психологами, ориентированными на психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Берн).

В отечественной психологии огромным вкладом в построение теории развития самоотношения личности является культурно-историческая теория JI.C. Выготского, которая выбрана методологической основой нашего исследования. Согласно данной теории, человеческая личность не только не свободна от социокультурных феноменов, но в значительной степени развивается под их влиянием. Центральной закономерностью развития психики, как отмечал JI.C. Выготский, выступает усвоение ребенком структуры внешней социально-символической деятельности. В процессе социальных взаимодействий и общения ребенка со взрослыми внешние социальные формы поведения интериоризуются и превращаются во внутренние индивидуальные формы организации психики[40]. Поэтому изучение психологических закономерностей влияния на детей родителей, педагогов, взрослых в рамках различных социальных институтов, изучение особенностей и методов приобщения детей к культуре, выявление взаимосвязей между воспитанием детей и различными аспектами социального влияния в рамках различных этнических общностей представляют огромный интерес для широких кругов специалистов.

Современный переход к личностно ориентированному образованию, предполагает с одной стороны, формирование функционально грамотной, социально активной личности, универсальных способов деятельности и мышления (В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Г.Г. Щедровицкий), с другой - учет индивидуального опыта ученика, социально-культурных условий социализации как основных факторов развития личности и сознания индивида (JI.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Мудрик, Р. Рамзей, В.Д. Семенов и др.).

В последнее время в психологии этнос, его духовный склад, менталитет рассматривается как важный фактор социализации личности. Менталитет этноса влияет на человека через самое ближайшее социально-культурное окружение, обусловливая ряд специфических особенностей личности, поведения, мировосприятия человека.

Актуальность исследования этнопсихологических особенностей самоотношения определена тем, что в полиэтническом образовательном пространстве наблюдается неадекватное использование национально-психологического опыта детей, а также этнических особенностей социализации, что приводит к различного рода личностной дезадаптации. Поэтому проблемой явилось изучение этнопсихологических особенностей детско-родительских отношений и какого их влияние на формирование самоотношения подростка.

Цель данной работы - выявить влияние этнопсихологических особенностей детско-родительских взаимоотношений, включающих в себя эмоциональное общение, принятие или непринятие ребнка, способы дисциплинирования, поощрения и наказания, на развитие самоотношения детей мари.

Объект исследования - традиционная культура взаимоотношения родителей с детьми (подростками) в марийском этносе.

Предмет исследования - этнопсихологические особенности развития самоотношения детей мари в условиях традиционно сложившихся в данной культуре детско-родительских взаимоотношений.

Гипотеза исследования. Если в исторически сложившихся воспитательных традициях народов существуют различия, то именно они (культурно-исторические различия) обуславливают содержание детско-родительских отношений и характер самоотношения ребенка. Относительно высокая степень отчуждения, «жесткость» воспитания, являющиеся 6 необходимым условием выживания в традиционной культуре мари, приводят к формированию самоотношения, которое неадекватно в современных условиях жизнедеятельности подростков. Существуют внутриэтнические различия в детско-родительских отношениях между городскими и сельскими мари. В сельской местности, в отличие от города, эмоциональное общение с детьми осуществляется преимущественно в процессе совместной трудовой деятельности. Поэтому внутриэтнические различия во взаимоотношениях родителей и детей являются одной из основных причин формирования различий в самоотношениях подростков разных социальных групп одного и того же этноса.

В соответствии с предметом целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) осуществить теоретический анализ подходов к изучению этнопсихологических особенностей становления личности и формирования самоотношения; Ш

2) в процессе экспериментального исследования выявить характер зависимости развития самоотношения подростков 12-17 лет от этнопсихологических особенностей родительских отношений, традиционно сложившихся в марийском этносе;

3) разработать и обосновать практические рекомендации для психологов, педагогов и родителей по оптимизации воспитательных взаимодействий в марийском этносе и формировании у детей адекватного самоотношения, С способствующего успешной социальной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Теоретико-методологической основой исследования является культурно-историческая теория JT.C. Выготского, в соответствии с которой центральной закономерностью становления личности является интериоризация внешних форм социально заданной знаковой и орудийной деятельности; теоретические и эмпирические разработки В.В. Столина по проблеме эмоционально-когнитивной системы самоотношения; теоретические идеи JI.M. Аболина о принципе равновесия между сохранением самобытной культуры и развитием межкультурного взаимодействия разных этносов, основанного на общечеловеческих ценностях; разработанные отечественными психологами, философами, этнографами (Г.Н. Андреева, А.В. Арутюнян, Э.А. Баграмов, Ю.В. Бромлей,

A.Ф. Дашдамиров, JI.M. Дробижева, В.И. Козлов, И.С. Кон, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, Ш. Ниязалиев, Б.Ф. Поршнев, Г.С. Старовойтова, Т.Г. Стефаненко и др.) концепции, раскрывающие основное содержание этнопсихологических явлений.

Методы исследования - теоретический анализ психологических, педагогических и социологических работ по исследуемой проблеме; методы сбора эмпирических данных: анкетирование учащихся и учителей, выявление поведенческих установок, методов воспитания с помощью опросника «Подростки о родителях» (ADOR) Л.И. Вассерман и др., исследование самоотношения подростков с помощью «Теста-опросника самоотношения»

B.В. Столина, С.Р. Пантилеева; методы математической статистики в обработке данных.

Базой исследования явились Цибикнурская средняя школа Медведевского района, Шиныпинская средняя школа Моркинского района, национальная школа - гимназия №14 г. Йошкар-Олы. Научная новизна:

• путем сопоставления воспитательных традиций трех различных культур (мари, татар, русских), совместно проживающих в единых социально-экономических условиях, выявлены этнопсихологическе особенности традиционно сложившихся в марийском этносе детско-родительских взаимодействий; установлено их влияние на становление самоотношения подростков;

• осуществлен подробный психологический анализ современной социальной ситуации развития личности ребенка в условиях марийского этноса;

• разработаны и обусловлены психолого-педагогические рекомендации для психологов, педагогов и родителей по оптимизации социальной адаптации подростков мари в современных условиях с учетом национально-психологических особенностей становления самоотношения личности в этносе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на лекциях в Марийском институте образования, на занятиях «Университета финно-угорских знаний» в 1999-2000г.г.; освещались на республиканских конференциях: «Использование народных традиций в обучении и воспитании учащихся» (1997), «Марийское краеведение: опыт и перспектива его использования в школе» (1999), «Марийцы: проблемы социального и национально-культурного развития» (1999); на всесоюзных конференциях: «Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития и педагогического мониторинга» (1998), «Проблема мониторинга качества образования» (1999); на российском семинаре «Развитие этно-оздоровительных центров как новой формы летнего отдыха детей и подростков из числа малочисленных народов севера» в п. Междуреченский Ханты-Мансийского национального округа (1999); круглых столах летнего университета «Хунгарология» в г. Сомбатхей Республики Венгрия (1998), Международном симпозиуме «Финно-угорский мир и XXI век» (1998); в радио и телепередачах по проблемам воспитания и развития детей мари. Результаты исследования отражены в 6 публикациях.

Теоретическая значимость: исследование позволяет расширить и конкретизировать научные знания об этнопсихологической специфике детско-родительских отношений и их влиянии на становление самоотношения личности подростка. В частности, исследования показали, что межэтнические различия в процессе отношения родителей к детям являются одной из причин формирования психологических различий в становлении самоотношения подростков различных культур; подтверждаются имеющиеся в психологической науке знания о том, что неадекватная этническая идентификация, нарушение этничности ведет к фрагментации личности и препятствует успешной социальной адаптации.

Практическая значимость работы состоит в разработке практических рекомендаций для психологов, педагогов и родителей по оптимизации воспитательного взаимодействия взрослых и детей с учетом национально-психологической специфики становления самоотношения личности в марийском этносе. Теоретические положения и эмпирические результаты нашего исследования могут быть использованы во внедрении «Государственной концепции Марийского образовательного учреждения», в работе педагогических кадров с родителями. Основные идеи исследования отражены в пособии для учителей национальных школ республики «Развитие ребенка в условиях марийского этноса».

На защиту выносятся следующие положения:

1. межэтнические различия мари, русских и татар в процессе отношения родителей к детям являются одной из причин формирования психологических различий в становлении самоотношения подростков разных культур;

2. национально-психологические особенности детско-родительских отношений разных культур определяются этнокультурными воспитательными традициями;

3. относительно «жесткое» отношение к детям, отчужденность в воспитании традиционной марийской культуры транслируется в современную культуру взаимодействия родителей с детьми и является одной из причин формирования неадекватного самоотношения, препятствующего успешной социальной адаптации в современных условиях;

4. современные процессы вестернизации, средства массовой информации способствуют формированию неадекватной этнической идентификации, нарушению этничности, что ведет к фрагментации личности и препятствует успешной социальной адаптации.

Достоверность сформулированных в работе положений и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, применением адекватного целям и объему исследования методического инструментария и подтверждением математической достоверности выявленных различий детско-родительского отношения и самоотношения подростков разных исследуемых групп.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Айварова, Нина Геннадьевна

Выводы по второй главе

1 .Сравнительное сопоставление народных традиций отношения к детям в марийской, русской, татарской культурах подтверждает нашу гипотезу о том, что в современных условиях детско-родительские отношения сохраняют этнокультурные особенности, уходящие корнями в традиционную культуру.

2. Межэтнические различия детско-родительских взаимодействий являются одной из причин формирования различий в становлении самоотношения детей разных культур.

3.В традиционно сложившихся детско-родительских взаимодействиях марийской культуры можно выделить ряд национально-психологических особенностей:

• Относительно низкий уровень позитивности по отношению к детям, что проявляется в ограниченности эмоционального общения, недостаточном поощрении успехов детей, относительно редком обсуждении с детьми их личностных проблем и т.д.

• Высокая степень отчуждения в воспитании, а также высокая степень автономности по отношению к детям, что часто порождает в подростках неуверенность, тревогу, пассивность и т.д.

• Ограниченность телесного контакта в процессах общения с детьми, что, очевидно, во многом объясняется статусом женщины мари в традиционной культуре.

• Для сельской местности характерно преобладание эмоционального общения в процессе совместной трудовой деятельности, что способствует развитию контактов «отец-сын», «мать-дочь», положительно влияющих на половую идентификацию.

4. Внешне индифферентное отношение к детям имеет свои глубинные причины, уходящие в традиционную культуру. Если жесткое отношение к детям в традиционной культуре было необходимым условием выживания, то в условиях современной культуры это проявляется в недостаточности позитивного самоотношения, препятствующей успешной социальной адаптации.

5. В процессе социализации необходимо учитывать национально-психологические особенности формирования самоотношения, способствовать формированию устойчивого образа-Я, через формирование позитивной этнической идентичности.

Заключение.

Человеческая личность во многом развивается под влиянием социокультурных феноменов. Ребенок, появляясь на свет, оказывается в окружении определенных социально-культурных стереотипов, обычаев, традиций и т. д. В любом обществе, этнической культуре существуют свои традиции семейного воспитания, взаимоотношения между старшим и подрастающим поколениями. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского психический мир отдельного человека складывается путем интериоризации внешних форм общения и деятельности. Значительную роль в этом процессе играют родители ребенка. Родители (а в особенности мать) опосредуют связи ребенка с внешним миром. Детско-родительские отношения в семье в значительной степени формируют отношение ребенка к самому себе, к своей деятельности, поведению. Последние определяют социальную приспособленность, смелость, активность личности.

Подводя итоги исследования, мы можем сделать вывод о том, что этнические особенности формирования личности детей мари очень мало изучены. В основном о традициях, стереотипах, методах воспитания в республике имеются работы описательного характера, где этнические особенности отношения к детям описываются по фольклорным материалам.

Теоретический анализ работ, в которых представлена традиционная система воспитания в марийской культуре, показал, что отношение к детям определялось системой трудовых и культурных навыков, которые соответствовали уровню социально-экономического развития марийского общества. Натуральное хозяйство поглощало почти все время взрослых, воспитанию детей не уделялось достаточно внимания. Присмотр за маленькими детьми осуществляли бабушки и старшие братья и сестры. Дети с раннего возраста привлекались к труду. Нравственный опыт передавался в процессе взаимодействия детей и взрослых, а главной задачей нравственного воспитания являлась прививание послушания. На детей расходовали минимальные средства, образование детей находилось на весьма низком уровне.

В современной системе детско-родительских отношений корни стереотипов воспитательных воздействий современных родителей, очевидно, уходят в традиционную марийскую семью. Это подтверждается и в нашем исследовании. Сравнивая установки, особенности общения и методы воспитания в марийских, русских и татарских семьях мы можем сделать выводы о том, что марийской культуре свойственен низкий уровень позитивного интереса к детям и высокая автономность. Это ведет к формированию чувства тревожности, неуверенности, сомнения в себе. Для марийских детей характерны низкое самопринятие, самоуважение, самоорганизация, что влияет на уровень притязания, активность и инициативность детей.

За внешней индифферентностью марийских родителей стоят более глубинные причины, уходящие своими корнями в традиционную культуру. По данным нашего исследования мы можем сделать вывод о том, что низкое позитивное отношение детей вызвано не только особенностями национальных традиций отношения к детям, но и отсутствием позитивной этнической идентичности в связи с процессами размывания этничности.

При организации воспитательного процесса с учетом этнической принадлежности к марийской культуре необходимо больше внимание уделять формированию положительного отношения к своему "Я" через формирование позитивной этнической идентификации. Размытость этничности ведет к фрагментации личности, развитию неадекватного самоотношения. В воспитательном процессе необходимо больше уделять внимания личностному росту, личностному становлению учащихся, учителям и педагогам необходимо знакомить родителей с прогрессивными методами, приемами, установками, способствующими формированию положительного отношения к себе. В современных условиях интенсивной ассимиляции малых народов очень важно соблюдать равновесие между сохранением самобытной культуры и развитием межкультурного взаимодействия разных культур.

Практически будущее развитие и процветание нации зависит от того, какое самоотношение формируется у подрастающего поколения. Для нормального, гармоничного развития личности у ребенка должно быть сформировано внутреннее положительное отношение к самому себе и уверенность в наличии у себя положительных качеств. При неадекватном самоотношении у человека могут сформироваться личностная тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость поведения и высокая подверженность человека влиянию других людей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Айварова, Нина Геннадьевна, 2001 год

1. Аболин Л.М. Национальное образование: принципы построения и модель // Материалы научно-практической конференции «Современная языковая ситуация и психолого- педагогические проблемы развития двуязычия в Республике Татарстан», 1999. - С. 210-216.

2. Абукаева Л. Ойоро: кугезе ой да илыш умылымаш // Ончыко, 1995. №5.- С. 143-158.

3. Агеев B.C. Психологические исследования социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. - №1. - С. 95-101.

4. Акцорин В.А. Мировоззренческие представления финно-угорских народов по данным фольклора // Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. Й-Ола,1994. - Вып.11.- 129 с.

5. Акцорин В.А. Прогрессивные национальные традиции и обряды // Дружба народов и интернациональное воспитание трудящихся. Й-Ола, 1994. - С. 103-106.

6. Алиева Л.А. Национальные особенности межличностного восприятия в семейно-бытовой сфере: Дис. .канд. психол. наук : 19.00.05. М., 1987.

7. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: Издательство МГУ, 1988.-432 с.

8. Андреенкова Н.М. Роль семьи в социализации индивида // Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970. - С. 162-171.

9. Апакаев П.А. Структура народной педагогики по материалам фольклора и искусства // Вопросы марийского фольклора и искусства: Основные тенденции развития марийского фольклора и искусства. Й-Ола, 1989. -Вып. 7.-170 с.

10. Апакаев П.А. Фольклорные традиции в современной народной педагогике // Вопросы марийского фольклора и искусства: Фольклор и искусство в современной художественной культуре Марийской АССР. Й-Ола, 1991.- Вып. 9.-С. 146-147.

11. П.Арутюнов С. Этногенез, его формы и закономерности // Этнополис. -1993.-№1.-С. 87-99.

12. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов (Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, А.А.Сусоколов). М.: Аспект Пресс, 1998.-271с.

13. З.Архипов Г.А. Марийцы IX-XI вв: к вопросу о происхождении народа. -Й-Ола, 1973. 199 с.

14. Арютюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. — С. 26-33.

15. Баерюнас 3. Типичные ошибки семейного воспитания подростков // Проблема быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970. - С. 135-142.

16. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. Д.: Наука, 1985.-С. 7-21.

17. Барболина А. А. Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся: Дисс. . канд. псих. наук. М., 1996.

18. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения: Дисс. . канд. псих, наук: 19.00.07., М., 1992.

19. Бахарева И.В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей // Социальная психология. Д.: ЛГУ, 1979. - С. 219-226.

20. Бахтин А.Г. XV-XVI века в истории марийского края. Й-Ола, 1998. - 192 с.

21. Белик А.А. Психологическая антропология: История и теория. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1993.

22. Белик А.А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения / Под ред. С.Я. Козлова, П.И. Пучкова. М.: Наука,1991. С. 24-51.

23. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 208 с.

24. Берне Развитие Я -концепции и воспитание. М., 1984

25. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.

26. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1994. -168 с.

27. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования) // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П. Платонова. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1995.1. С. 170-177.

28. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М., 1990. - 144 с.

29. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику// Советская этнография. №3 - 1983.

30. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука,1973.- 280 с.

31. Буянов. Н.И. Ребенок из неблагополучной семьи// Записки детского психиатра. М., 1988. - 208с.

32. Варга А. Структура и типы родительского отношения: Дисс. . канд. псих, наук., М., 1986.

33. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. М.: «Фолиум», 1994. -56 с.

34. Волков Т.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.

35. Вопросы происхождения и развития финно-угорских языков // Основы финно-угорского языковедения. М., 1974. - С. 383-439.

36. Вопросы этносоциологического изучения сельского населения. Ижевск, Вы1983.- 130 с.

37. Выготский JI.C. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Собр. Соч. В 6-ти т., Т.З. С.329-337.

38. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр. Соч. В 6-ти т. Т.2. М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

39. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.

40. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч. в 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1983. -368 с.

41. Герд К. О ней я песнь пою.Стихи и поэмы, статьи и научные работы, письма. Ижевск.: «Удмуртия», 1997. - 336 с.

42. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 1997. - 240 с.

43. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2х т. Т.1: М.: Мир, 1992.-496 с.

44. Голубева Л.А. Мордва, марийцы: Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.,1987. - С. 97-115.

45. Государственная концепция Марийского образовательного учреждения/ Собрание законодательства Республики Марий Эл. №7, 22 июля 1996 г. С. 102-110.

46. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.- Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

47. Дашдамиров А.Ф. Актуальным проблемам комплексный реалистический подход // Советская этнография. - 1983.- №3.- С.79-86.

48. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. 1983. - №2. -С. 6274.

49. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология / Под ред. С.А. Арутюнова и др. М.: ИНИОН СССР, 1979. - С. 23-44.

50. Деркач А.А., Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Этнопсихология. Принципы и методы построения этнопсихологического исследования: Учебно-методическое пособие. Часть II. М.,1992. - 199 с.

51. Джуринский А.Н. Чему и как учат школьников в Японии. М., 1997. - 84 с.

52. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Дисс. канд. псих, наук, JI.,1982.

53. Дробижева Л.М. Актуальная задача: союз с социальными психологами // Советская этнография. 1983. - №4. - С. 63-67.

54. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография, 1991. №1.- С. -3-13.

55. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: «КСП», 1996. - 160 с.

56. Дубровина И.В. Психологический словарь. -М., 1999.57.3акиров А. Психологический анализ обыденного сознания в этнопсихологическом аспекте: Дисс. . канд. псих, наук., М., 1994.

57. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.,1982

58. Зыков И. В. Религиозные течения среди марийцев. Нижегородское краевое изд-во, 1932.

59. Иванов А. Некоторые черты сословного менталитета марийцев (вторая половина XVIII в) // Финно-угроведение. 1994. - №1. - С. 69-77.

60. Иванов И.Г. Из истории марийской письменности. Йошкар-Ола, 1996. -63 с.

61. Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. Й-Ола, 1996. -157 с.

62. История Марийского края в документах и материалах. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1992. - 564 с.

63. Казанцев Д.Е. Двуязычие в республике Марий Эл: современное состояние и проблемы/ Марий Эл, вчера, сегодня, завтра. 1993. - №1. - С. 55-66.

64. Кармазин Г.Г. Практические задачи по развитию марийского языка. Й-Ола.: Маргосиздат, 1933. - 24 с.

65. Китиков А.Е. Марий калыкмут мутер. Йошкар-Ола, 1991. - 336 с.

66. Китиков А.Е. Марийские народные загадки. И-Ола, 1973. - 179 с.

67. Китиков А.Е. Марийские народные приметы (Марий калык пале-влак). -И-Ола: Марийское книжное изд-во, 1989. 284 с.

68. Козлов В.И. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии // Советская этнография. 1983 - №2. - С. 74-79.

69. Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа (монография). М., 1978. - 345 с.

70. Козлова К.И. Этногенез и этнические связи марийцев по данным этнографии: Происхождение марийского народа. Й-Ола,1967. - С. 110119.

71. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. - 20 с.

72. Кокомбаев К.С. Этнические особенности социальной среды и формирование личности: Дисс. . канд. социол. наук:, СПб.,1995.

73. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптивность детей: Дисс. . канд. псих, наук: 19.00.07., М., 1999

74. Кон И.С. К проблеме национального характера// История и психология. -М.; Наука. 1971. С.122-159.

75. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. - 67 с.

76. Кон И.С. Ребенок и общество: (историко-этнографическая перспектива).-М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. -270 с.

77. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. -560 с.

78. Кон И.С. Этнография детства. Историографический очерк/ Этнография детства.- М., 1983.- С. 18-19.

79. Королев О.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. -М.: Наука, 1970.- 100 с.

80. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: «Когито - Центр», Изд - во «Институт психологии РАН», 1997.

81. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление.- М.: Прогресс, 1977. 261 с.

82. Крайг Г. Психология развития. Спб.: Издательство «Питер», 2000.- 992 с.

83. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию: Учебно-методическое пособие для студентов. М.: Институт практической психологии. 1996. - 344 с.

84. Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев XiX вв. Й-Ола, 1956. -136 с.

85. Кузнецов И.М. Адаптивность этнических культур и этнокультурные типы самоопределения личности, (к постановке проблемы) // Советская этнография.- 1988. №1. - С. 15-27.

86. Кузнецов С.К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис // Этнографическое обозрение. М.,1904. - №1. - С. 67-90.; - №2. - С. 56109.

87. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М.: Ключ-С, 1999. - 224 с.

88. Лебедева Н.М. Синдром навязанной этничности и способы его преодоления // Этническая психология и общество / Под ред. Н.М. Лебедевой. -М.: Старый сад, 1997. С. 104-115.

89. Лебедева Н.М. Социальная психология аккультурации этнических групп: Автореф. . докт. псих, наук: 19.00.05., М., 1998.

90. Левкович В.П. Социально- психологические аспекты этнического сознания // Советская этнография 1983.- №4. - С. 75-78.

91. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советская этнография. 1973. - №5.- С. 123-131.

92. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания // Психологический журнал. 1983. -Т.4. -.№4. - С. 64-74.

93. Леонтьев А.А. Культура и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учебно-справочное пособие. М., 1998. - 312 с.

94. Леонтьев А.А. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография. 1983. - №2.- С. 80-82.

95. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. -Т.2. - С. 251-261.

96. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека // Вопросы философии. 1961. -№1.- С. 26-40.

97. Леонтьев А.Н. Психология образа// Вес. МГУ, сер. 14. «Психология» -№2,1979.-С. 3-13.

98. Лопухова О.Г. Психологический пол личности в современных социальных условиях: Автореф. . канд. псих, наук, Казань, 2000. 18 с.

99. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.- 170 с.

100. Лурия А.Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов) // История и психология. М.: Наука, 1971. - С.36-62.

101. Маланов С.В. Что должен знать взрослый, воспитывающий ребенка?/ Начальная школа: плюс-минус. №6 - 1999. - С. 12-16.

102. Марковская И.М. Диагностика и тренинг взаимодействия родителей с детьми: Автореф. . канд. псих, наук, СПб., 1996.-24 с.

103. Мендиаров Г.О. О черемисах Уфимской губернии // Этнографическое обозрение. 1884. - №3 - С. 34-54.

104. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука,1988.

105. Митюшкин А.А. Принципы этнической психологии в трактовке Шпета // Советская этнография. 1989. - №6. - С. 67-75.

106. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972.

107. Молотова Т.Д. Марийский народный костюм, Й-Ола, 1992. - 112 с.

108. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М.: Гос. Изд-во полит, лит-ры, 1955 С. 157-733.

109. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

110. Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях: Дисс. . канд. псих, наук: 19.00.05., М.,1991.

111. Мусина Р.Н. Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР): Автореф. дис. канд. ист. наук. — М., 1984. — 24 с.

112. Мусина Р.Н. Дети в татарской семье // Историческая этнография татарского народа. Казань, 1990. - С. 110-129.

113. Мусульманские обряды и обычаи // Идель. 1992 — № 9-10. (спец. выпуск)

114. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее// Психологический журнал. 1994. - №3.- С.42-49.

115. Мясоедов Б.А. О хамстве и стервозности в русской жизни. М.,1998. -239 с.

116. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество / Под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. - С. 76-88.

117. Национальные отношения и этнические конфликты. М.: РАУ, 1993. - 112 с.

118. Образ жизни населения Марийской АССР. По материалам сравнительных социологических исследований 1973 и 1985 гг. Й-Ола, 1990.-288 с.

119. Осорина М.В. О некоторых формах коммуникативного поведения детей // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. -Л.: Наука, 1985.-С. 47-65.

120. Очерки этнической истории марийского народа. М.: Изд-во МГУ, 1978.-345 с.

121. Павленко В.Н., Таглин С.А. Факторы этнопсихогенеза. Харьков: ХГУ,1993.

122. Пайгунова Ю.В. Этничность в структуре самосознания личности юноши призывника: Автореф. . канд. психол. наук: 19.00.05., Казань,2000

123. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: « СМЫСЛ», 1993.- 32 с.

124. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л.: 1965. - 208 с.

125. Патрушев B.C. Финно-угры России. -Й-Ола, 1992.-216 с.

126. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1988.

127. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. -М.: Наука, 1994. С. 5-14.

128. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.,1986.

129. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. -СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1993.

130. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. -М.: Наука, 1973.

131. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история.-М.: Наука, 1979. -232 с.

132. Пробуждение финно-угорского Севера. Опыт Марий Эл. В 2-х томах. М., 1996.

133. Психология личности. Тексты, п/р Ю.Б. Гиппенрейтер., А.А. Пузырея. М.,1982,

134. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сое. Ю.В. Чернявская. Мн.: Харвест, 1998. - 560 с.

135. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 624 с.

136. Решетов A.M. Этнопсихология и смежные науки // Советская этнография. 1983. - №4. - С. 68-75.

137. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. -144 с.

138. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Дисс. . канд. псих, наук., М.,1994.

139. Сануков К.Н. Марийский народ: проблемы изучения истории и культуры/ Финно-угорский вестник: информационный бюллетень №2 (14) Йошкар-Ола, 1999. - С. 14-17.

140. Сануков К.Н. Марийцы: прошлое, настоящее, будущее. Йошкар-Ола, 1992.-30 с.

141. Свердлова Г.А. Роль взаимоотношений матери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотевации ребенка: Дисс. . канд. псих, наук: 19.00.07., М., 1995.

142. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. -Екатеринбург., 1995.

143. Сепеев Г.А. Марийцы: Народы Поветлужья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М, 1985. -174 с.

144. Смирнов И.Н. Дореволюционная марийская семья и ее быт.// Межэтнические связи населения марийского края (АЭМК. Вып.20.). -Йошкар-Ола, 1991. С.94-122 .

145. Смирнов И.Н. Положение женщины в марийской семье (конец XIX -начало XX вв.) // Материальная и духовная культура марийцев (АЭМК. Вып.5.). Йошкар-Ола, 1981.- С.122-132 .

146. Смирнов И.Н. Черемисы. Историко- этнографический очерк. -Казань, 1889.- 162 с.

147. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества: Дисс. . канд. филос. наук: 07.00.07., М., 1983.

148. Современные этнокультурные процессы в марийском селе. Й-Ола, 1991.- 106 с.

149. Сокольникова В.А. Психология марийского этноса: Монография. -Москва Йошкар-Ола, 1998. - 105 с.

150. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

151. Соловьев B.C. Марийцы: прогноз этнической судьбы в XXI веке/ Финно-угорский вестник: информационный бюллетень №4 (16). -Йошкар-Ола, 1999. С. 5-14.

152. Соловьев B.C. Многонациональность наше богатство. - Йошкар-Ола, 1991.- 125 с.

153. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. - 133 с.

154. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии (обзор) // Общественные науки за рубежом: РЖ. Серия 11. Социология, 1992. №2. - С. 70-83.

155. Старовойтова Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей // Советская этнография. 1976.- №3.- С. 45-56.

156. Старовойтова Г.В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография 1983.- №3.- С.78-85.

157. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.,1996. - 315 с.

158. Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.М., Ениколопов С.Н. Методыэтнопсихологического исследования. М.: Из-во Моск. ун-та, 1983. - С. 327.

159. Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Т.Г., ШлягинаЕ.И. Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. унта,1983.-С. 55-78.

160. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Л. Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С 242-250.

161. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.- М.: Институт психологии РАН. «Академический проект», 1999. 320 с.

162. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. докт. псих, наук: 19.00.01., М.,1985.

163. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та,1983. -284с.

164. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта// Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979.-С.90-113.

165. Султанова Н.Д. Психология развития младших школьников в условиях многоязычия: Дисс. .канд. псих, наук: 19.00.07.,м., 1993.

166. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса \\ Расы и народы. М.: Наука, 1990. - Вып. 20. - с.5-39.

167. Сухарев А.В. Этнофункциональная психология: исследования, психотерапия. — М., 1998. — 269 с.

168. Сухарев В.Ю., Сухарев М.В, Психология народов и наций. Д.: Сталкер, 1997.-400 с.

169. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М.,1974.

170. Тойдыбекова Л. Марийская языческая вера и этническое самосознание. -Joensuu,1997. 397 с.

171. Токарев СЛ. История зарубежной этнографии. М.: Высшая школа, 1978.

172. Уталиева Х.Т. Язык как фактор этнической идентичности: Дисс. . канд. псих, наук: 19.00.05., М., 1995.

173. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.ТЛ.-М.: Педагогика, 1974.

174. Федорова С.Н. Этнокультурные традиции воспитания в современной марийской системе образования: Дисс. канд. пед. наук, М., 1998.

175. Федорова С.Н. Этнопедагогические воззрения марийского народа.-Йошкар-Ола, 1998.

176. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.,1989.

177. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. - 465 с.

178. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этническом отношениях. Казань, 1844; Краткая история города Казани. Казань,

179. Хакимов Э.Р. Этническая позиция личности и ее влияние на профессиональную деятельность педагога: Автореф. .канд. психол. наук: 19.00.07., Казань, 2000.

180. Хотинец В.Ю. Этничность в интегральном исследовании индивидуальности человека: методология, теория, эмпирика и педагогическая практика: Автореф. . док. психол. наук: 19.00.01., Новосибирск, 2000.

181. Черных С.Я. Ожнысо илышын йыжынже. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1990.-142 с.

182. Четкарева Р.П. Природа, здоровье и табу народа мари. Йошкар-Ола, 1999.- 87 с.

183. Чуриков И.А. Марийская народная педагогика.- Йошкар-Ола, 1999. -175 с.

184. Шаров В.Д. Основные черты этнического самосознания марийцев // АЭМК Й-Ола, 1993. -Вып. 22. - С. 31-41.

185. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1999. С. 544 с.

186. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979.-229 с.

187. Шлягина Е.И., Данзаева Э.У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характереологических черт // Этническая психология и общество / Под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. - С. 347-355.

188. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Психология социального бытия. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЕК, 1996. С. 261-372.

189. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд, «Университетская книга», 1996.

190. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.

191. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. -М.: Наука, 1989. Вып. 19. - С. 5-18.

192. Этногенез и этнические связи марийцев по данным этнографии: Происхождение марийского народа. Й-Ола, 1967.-С. 110-119.

193. Этнология / Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М.: Наука, 1994.

194. Этнопсихолингвистика (Ю.А.Сорокин, И.Ю.Марковина, А.Н.Крюков и др.).- М.: Наука, 1988. 192 с.

195. Эфендиев Д.И. Некоторые этнопсихологические особенности отношений к родителям (опыт кросскультурного исследования): Дисс. Канд. псих, наук., СПб., 1996.

196. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1967. - 97 с.

197. Adler A. Individual-psychologie. In: Lindzey G., Holl С. (Els) Thteories of Personality. Y., 1965, p.97-104.

198. Bandura A. Walters R.(1963) Social learning and personality development. New York: Holt, Rirehart and Winston.

199. Church А. Т., Lonner W.J. The cross-cultural perspective in the study of personality: Rationale and current research // J/ of Cross-Cultural Psycholgy. 1998. Vol. 29(1). P. 32-62.

200. Matsumoto D. Culture and psychology. Pacific Grove (cal.) ets.: Brooks/ Cole Publishing Company, 1996.

201. Mukeijeen., Ganguli H. Maternal Behaviour of Hindu ant Sikh Mothers// Journal of Sosial Psychology. 1984. - V 124. - P. 7-13.

202. Rogers C.R.(1961) Oh becoming a person: A therapist s view of psychotherapy. Boston: Houghton Miffin.

203. Rotter J.B., Hochreich D. J.(1975). Personality. Glenview. II: Scott. Foresman.

204. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behaviour / Ed. by J.C. Turner, H. Giles. Oxford: Basil Blackwell, 1981 Vol. P. 144-167.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.