Психологическая социология Габриэля Тарда тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Загребина, Анна Валериевна

  • Загребина, Анна Валериевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 135
Загребина, Анна Валериевна. Психологическая социология Габриэля Тарда: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Санкт-Петербург. 2004. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Загребина, Анна Валериевна

Введение. Л

Глава 1. Теория Г.Тарда в контексте социологии во II пол. XIX в. во Франции.

1.1. Основные тенденции развития социологического знания во Франции во II пол. XIX в.

1.2. Предпосылки возникновения психологической социологии Г.Тарда.

1.3. Идейно-теоретические истоки социологии Г.Тарда. 2 Я

Глава 2. Социологическая концепция Г.Тарда.

2.1. Предмет, задачи и метод социологии.

2.2. Теория общества.

2.3. Законы подражания как универсальные законы социальной

2.4. Общество как объект «интерментальной» психологии.

2.5. Новаторские идеи Г.Тарда. жизни.

С2 ¿<

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологическая социология Габриэля Тарда»

Актуальность темы исследования.

Актуальность настоящего диссертационного исследования можно сформулировать в нескольких положениях:

1)В отечественной литературе не существует работ, посвященных критическому анализу социологии Г.Тарда. Современная российская социологическая мысль незаслуженно игнорирует влияние Тарда в социологии. Тем не менее, этот выдающийся ученый, сказавший в свое время новое слово в науке, заслуживает и сегодня внимания социологов.

2) В свое время некоторые выдающиеся социологи отметили заслуги Тарда в социологии. М Вебер положительно отзывался о теории подражания Тарда. Ф.Теннис находил интересной тардовскую концепцию подражания и вслед за Тардом говорил о подражании в моде. Ю.Хабермас отметил, что Тард одним из первых осуществил надлежащим образом анализ общественного мнения. Американские социологи считают Тарда одним из ученых, определивших развитие социологии и социальной психологии в США. Русские социологи - М.М.Ковалевский, Н.К.Михайловский, Е.В.Де Роберти уделили много внимания анализу концепций Тарда. Современный французский социальный психолог С.Московичи говорит о первооткрывательской роли Тарда в социологии, т. к. он в качестве гипотезы выдвигает примат средств коммуникации над всеми инструментами. Современные французские социологи Р.Будон, Ф.Буррикод в своем социологическом словаре ссылаются на Тарда как на авторитетного исследователя. Все это позволяет говорить об актуальности тардовского научного наследия для социологии.

3)Социология Тарда имеет ряд особенностей, придающих ей актуальность и сегодня. В условиях современной технизации общества одной из задач общественных наук является актуализация гуманистических, этических, духовных проблем. Исследование же этических взглядов великих мыслителей прошлого способствует формированию нравственных ориентиров сегодня. Социология Тарда -идеалистическая, она делает акцент на психологических и духовных аспектах жизни и развития общества. Благодаря такой постановке проблемы исследования социального, Тард тщательным образом анализирует роль и функции духовной сферы.

4)Состояние современной отечественной социологии можно охарактеризовать как поисковое. Это способствует росту интереса к исторической традиции. Расстановка акцентов в социологии Тарда позволяет создать особый ракурс видения, исследования социальной жизни, социальных проблем и социальных процессов. Такая точка зрения является важным дополнением к системе социологического знания, формирующегося в настоящее время в российской науке.

5)Некоторые идеи Тарда могут служить отправными точками для современных исследований. Например, Тард предложил свою версию создания психологических портретов нации, обобщенных представителей какого-то типа общества, он также выработал метод сравнения менталитетов различных обществ. В рамках современного социологического знания возможно расширение исследований феномена подражания. Одной из проблем социологии является, например, феномен политического конформизма, как обдуманного варианта подражания, ухода от выбора собственной позиции. Тард положил начало исследованию социальной пропаганды: он описал механизмы внедрения в общество открытий и изобретений.

6)В современной социологической литературе Тард предстает как криминолог и создатель психологии толп, также как исследователь, выводящий все социальные законы из законов подражания, многие методологические аспекты его теории не рассматриваются. Настоящее же исследование уделяет внимание этим аспектам и существенно уточняет его новации.

Степень разработанности проблемы и новизна настоящего исследования. В отечественной литературе социология Тарда наиболее тщательно подвергалась критике со стороны его современников — М.М.Ковалевского, Е.В.Де Роберти, Н.К.Михайловского, П.А.Сорокина, ему также посвящены исследования профессоров А.А.Козлова, Л.Синицкого.Это было обусловлено тем, что такая критика была очень актуальна: в ходе ее социологи, как правило, оттачивали и дорабатывали свои собственные теории. Многие произведения Тарда были изданы в России еще при его жизни., с некоторыми из критиковавших его русских социологов Тард был знаком лично (например, с Ковалевским). В дальнейшем интерес к работам Тарда в России заметно угасает. В настоящее время в отечественной литературе не существует работ, посвященных критическому анализу основ психологической социологии Тарда. Освещение тардовской социологии ограничивается статьями в сборниках по истории социологии (Култыгин В.П. «Классическая социология» М.,2000, «История буржуазной социологии 19-20 вв.» под ред Кона И.С. JI.,1964 и др.). В них изложены основные положения его теории. В основном - это изложение сущности законов подражания. Имя Тарда также упоминается в связи с исследовавшимися им вопросами социальной психологии в разделах, посвященных истории этой науки: Андреева Г.М. «Социальная психология» М.,1998, Парыгин Б. Д. «Социальная психология» Спб,1999, Овчаренко В.И., Грицанов А.А. «Социологический психологизм: критический анализ» Минск,1990.

В современном западном обществоведении Тард несомненно пользуется определенной популярностью, о чем свидетельствуют статьи о его творчестве в словарях по социологии (Dictionnaire de la Sociologie. Encyclopedia Universalis et Albin Michel; Paris, 1998; Boudon,R.,

Bourricaud,F. Dictionnaire critique de la sociologie. P., Press. Univ. de Fr.,1982; Sfez,L. Dictionnaire de la communication T.II, P., Press. Univ. de Fr.,1993 ), социальной психологии (The Handbook of social psychology. Ed. By Gardner,L. and Elliot,A. vol. III,IV Addison-Wesley P.C.,1969), в учебниках по социологии (Cuvillier A. «Manuel de sociology» vol.1 Paris, Press Univ. de France,1958; Bouthhoul G. «Histoire de la sociology» Paris, Press Univ. de France, 1961), в социологических трудах (Traite de sociologie. Sous la dir. de R.Boudon, P., Press. Univ. de Fr.,1992).

Современные французские социологи Р.Будон и Ф.Буррико в социологическом словаре отмечают, что тардовские исследования послужили отправными точками для дальнейших исследований в ХХв. Например, Тард поставил фундаментальную проблему в исследовании преступлений. Тард предвидел циклический эффект, анализируя моду: когда какой-то образец, продукт или манера усвоены элитой, они имеют тенденцию при определенных обстоятельствах распространяться, пока не столкнутся с распространением другого продукта. От тардовских исследований отталкиваются при изучении процессов распространения (информации, мнений, образцов или практик, технических новинок) в данном обществе. В «Законах подражания» Тард описал распространение каких-то образцов в геометрической прогресии. Из этих его разработок исходят современные французские социологи, создавая теории распространения чего-либо в обществе. Заслугой Тарда признается то, что он (как и Парето, Сорокин) предполагал, что не только образцы моды в одежде, но также и феномены культуры, идеи подчинены процессам аналогичной структуры, распространяются циклически. Отмечен вклад Тарда в создание моделей феноменов. Тард создает гипотезу, что скорость, с которой распространяется новая мода, пропорциональна количеству индивидов, которые ее приняли. Согласно этой модели, скорость процесса распространения представлена в виде того, что Тард называет геометрический» закон, и что современная наука называет «экспоненциональным» законом. Эта теория Тарда послужила отправной точкой для развития теорий распространения, выведения законов для этого феномена.

Законы подражания» Тарда объясняют феномен социального распространения (diffusion sociale) исходя из гипотезы подражания; феномены, которые не распространяются - исходя из дополнительной гипотезы обычая. Современная социология заменила эту простую и механическую схему более сложной: распространение или не распространение образцов, практик представлено как общее следствие множества индивидуальных действий. Эти действия зависят от поля деятельности индивидов; поля действий индивидов определены структурными данными.

Позиция Тарда названа «индивидуалистической» и «иррационалистической», и в этом он является предшественником многих современных социологов, например, Бергера и Лукмана.

Современные французские социологи признают Тарда важным теоретиком современных коммуникаций.( Л.Сфец «Критический словарь коммуникаций» Париж,1992) Подчеркивается важность его идей о механизме распространения мнений - путем ментального заражения. Большое значение придается его исследованиям зарождения публики, сущности и зарождения мнений, роли мнений в создании публики, также исследованиям психологических особенностей мнений толпы, исследованиям роли прессы в формировании публичного мнения.

Веские замечания о творчестве Тарда принадлежат современному французскому социальному психологу С.Московичи. В своей работе «Век толп. Исторический трактат по психологии масс» (М.,1996) он отмечает первооткрывательскую роль Тарда в исследовании средств коммуникации.

Американские социальные психологи осуществили критический анализ теории подражания Тарда (La Pierre R.T., Farnsworth P.R. Social psychology. New-York,1949). Научному творчеству и биографии Тарда посвящена обширная статья американского исследователя Т.Н.Кларка, которая является введением к изданию сборника работ Тарда: Tarde G. «On communication and social influence» The Univ. Of Chicago press, 1969.

Критический же анализ основ социологической теории Тарда отсутствует.

В настоящей диссертации впервые предпринимается попытка критического анализа основ психологической социологии Тарда, анализа его методологии. В диссертации также показано место социологии Тарда в научном контексте II пол. XIX в.

Объект исследования. Объектом исследования является психологическая социология Г.Тарда.

Предмет исследования. Предметом исследования являются особенности социологии Г.Тарда: особенности предложенных им новых методов исследования в социологии, введение в научный оборот новых предметов исследования. Необходимым предметом исследования являются также недостатки теории Тарда, его ошибки.

Цели исследования. В связи с отсутствием в отечественной литературе критического анализа социологической теории Тарда в целом, главной целью исследования является определение особенностей психологического подхода Тарда в социологии.

Для достижения цели необходима постановка следующих задач:

1)Определить место Тарда как ученого в контексте науки II пол.XIX в. во Франции.

2)Выявить предпосылки появления именно такой теории в науке того времени.

3)Выявить особенности подхода Тарда, рассмотрев определение им предмета, метода и задач социологии.

4)Определить вклад Тарда в научные разработки проблем социологии и социальной психологии.

5)Дать критический анализ научных гипотез Тарда для выявления достоинств и недостатков его теории.

6)Рассмотреть критику Тарда современными ему социологами.

7)Определить научную новизну исследовательского метода Тарда. Методологическая основа исследования — критический анализ научных текстов Г.Тарда, интерпретация текстов Тарда в контексте современности с учетом других интерпретаций.

Источниковую базу исследования составили научные тексты самого Тарда и тексты современных ему французских социологов, которые, как и Тард, использовали данные психологии или психологические факторы для исследования социальных явлений, также работы французских ученых XIX в., оказавших влияние на развитие обществоведческой науки того времени.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Загребина, Анна Валериевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам: социологическая теория Тарда была новым словом в науке того времени т. к.: 1) он предложил новую методологию с гораздо большими исследовательскими возможностями, чем ранее существовавшие, благодаря введению им в научный оборот психологических факторов, которые игнорировались общественными науками в 1 пол. XIX в. В качестве объяснительных конструкций Тард предлагает психологические факторы: подражание, заражение, он оперирует понятиями «воля», «желание», «вера» и т. д. 2) Тард ввел новые предметы в социологическое исследование (изобретения, мнение, различные виды коммуникаций, психология толп, публика, процесс возникновения психологических связей и зависимостей между людьми, социальная пропаганда и т. д.).

Особенностями социологии Тарда является то, что он создает уникальную теорию, наблюдая события, разворачивающиеся в области интерцеребральной психологии, в области деятельности человеческого духа. Он использует психологические термины (воля, желание, вера и др.) по-своему, наполняя их тем смыслом, который соответствует его представлениям, тем смыслом, который допустим или необходим в рамках его теории. Есть реальная, физическая жизнь людей, которая состоит из их поступков и действий, производства и потребления материальных благ и т. д. Параллельно с этой жизнью существует некий мир, в котором, по Гегелю, и разворачиваются основные события истории, и происходит главная эволюция и прогресс человечества. Этот мир представляет из себя область деятельности человеческого духа, область, в которой разворачиваются духовные усилия человека. Это область коллективных представлений, желаний, верований и т. д. Тард считает эту область определяющей по отношению к миру физическому, миру, в котором живут и действуют тела людей, их инстинкты и несоциальная психология.

Если мы обратимся к самым различным областям социальной реальности, которые исследовал Тард, то повсюду обнаружим выделение и превознесение им именно этой области — области коллективной психологии, желаний, воли индивидов и т. д.

Тард пытается вывести социальные законы из психических (и это ему не удается). У него нет четкого разделения между социальными и психологическими явлениями. Ему не удалось, как Дюркгейму, вырисовать чисто социальную сферу жизни общества, ту сферу, которая не может быть названа иначе (ни психологической, ни физической, ни биологической, ни какой-либо еще).

Тард был идеалистом. Он абсолютизировал значение идеальных (социально-психологических или психических) факторов и сузил тем самым область своего исследования. Он хотел через эту идеальную область (область, где существуют идеи, желания, напряжения воли и ума) объяснить все многообразие, всю сложность социальной жизни.

Тард рассматривал лишь один аспект социальной реальности (как в свое время Гегель выделил область абсолютного духа) и с помощью законов, действующих в этой области, хотел объяснить явления области другой -материальной жизни общества. Законы, выведенные Тардом - это законы, по которым живут не столько люди, сколько их сознания и психики, взятые в чистом виде, вне зависимости от физической (материальной, бытовой и т. д.) реальности, а он хотел объяснить этими законами все общественные явления.

Тарду не удалось выйти за рамки своей идеалистическо -психологической концепции, а социальный мир живет и за ее пределами, по законам, которые формируются не только в области человеческого духа. Поэтому методология Тарда, ориентированная на использование выведенных с помощью психологических факторов законов, не нашла прямых продолжателей а рамках социологии, но оказала огромное влияние на формирование социальной психологии и концепций социологов психологических направлений в США, Германии, России.

Тарду не удалось создать законченной социологической концепции. В его социологии много противоречий (например, он дает несколько различных определений общества, противоречивое определение сущности социальной связи; особо выделяемая им группа изобретателей не вписывается в его же утверждение о социальном человеке как сомнамбуле). Но несмотря на все недостатки, первооткрывательская роль Тарда в социологии несомненна.

Такие недостатки его социологии, как попытка подведения психологической основы под все социальные феномены, могут рассматриваться как достоинства в рамках науки того времени, потому что этими своими взглядами Тард способствовал преодолению засилья позитивизма в обществоведческих науках.

ЛИТЕРАТУРА. /1/ Андреева Г.М. "Социальная психология" М.,1998 /2/ Гофман А.Б. "Дюркгеймовская социологическая школа"// в кн. "История буржуазной социологии 1 пол.20 в." под. ред. Ионина Л.Г., Осипова Г.В., М., изд. "Наука", 1979

3/ Громов И., Мацкевич А., Семенов В. "Западная теоретическая социология". Спб.,2003

4/ Де Роберта Е.В. «Социология» Спб, типогр. М.М.Стасюлевича,1880

151 Донцов А.И., Емельянова Т.П. "Концепция социальных представлений в современной французской психологии". Изд. МГУ, 1987 /6/ Дубов И.Г. «Феномен менталитета: психологический анализ» // Вопросы психологии, 1993, №-5

111 Еникеев М.И., Кочетков О.Л. «Общая, социальная и юридическая психология». Краткий энциклопедический словарь, М., изд. «Юридич. лит.», 1997

8/ Ерунов Б.А. «Мнение и умонастроение в историческом аспекте»//в кн. «История и психология» под ред. Поршнева Б.Ф. М.,изд. «Наука», 1971, с. 106-122

9/ "История буржуазной социологии 19 - нач.20 вв." под ред. Кона И.С. М.,1979

10/ Козлов A.A. «Тард и его теория общества» Киев, Типогр. Императ. Унта,1887

11/ Ковалевский М.М. "Современные социологи" изд. "Алетейя", Спб,1997

12/Ковалевский М.М. «Социология» изд. «Алетейя»,Спб,1997

13/ Кон И.С. «Позитивизм в социологии» Л., изд.ЛГУ, 1964

14/ Култыгин В.П. «Классическая социология», М., изд. «Наука», 2000

15/ Мендра А. "Основы социологии" M., Nota bene, 1999

16/Михайловский H.K. «Герои и толпа» т.2, Спб, изд. «Алетейя», 1998

17/Московичи С. "Машина, творящая богов" М.,1998

18/ Московичи С. "Век толп. Исторический трактат по психологии масс"

М., Центр психологии и психотерапии, 1996

19/ Овчаренко В.И., Грицанов A.A. "Социологический психологизм: критический анализ" Минск: Вышэйш. Шк.,1990

20/ Осипова Е.В. "Социология Эмиля Дюркгейма" М.,2001

21/ Осипова Н.Г. «Предмет социологии во Франции. (Анализ современных социологических школ)» М.,РИЦ ИСПИ РАН, 1997

22/ Парыгин Б.Д. "Основы социально-психологической теории" М.,1971 /23/ Парыгин Б.Д., Рудаков Л.И. «Н.К.Михайловский о психологическом факторе в историческом процессе»//в кн. «История и психология».

24/ Парыгин Б.Д. "Социальная психология" Спб.,1999

25/ Петровский A.B., Ярошевский М.Г. «Основы теоретической психологии». М.,ИНФРА-М, 1998

26/ Плеханов Г.В. «Литература и эстетика» T.l М., изд. «Худ. литра», 1958

27/ Поршнев Б.Ф. «Социальная психология и история» М., изд. «Наука», 1979

28/ Ребер А. «Большой толковый психологический словарь» М.,Вече-Аст,2000

29/ Синицкий Л. «Тард и Эспинас об обществе.» М., Типо-литография Т-ва И.Н.Кушнеров и К, 1902

30/ "Современная французская социология"// Журнал социологии и социальной антропологии. Спец. вып. 1999

31/ Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии» М., Наука, 1994 /32/ Спиридонова В.И. "Бюрократия и реформа (анализ концепции М.Крозье)" М.,ИФРАН,1997

33/ Стрельцова Г.Я. «Паскаль и европейская культура» М.,изд. «Республика», 1994

34/ А. де Токвиль «Старый порядок и революция» М., Московский фс-кий фонд, 1997

35/ «Французское просвещение и революция» под ред. Кисселя М.А. М., «Наука», 1989

36/ Фрейд 3. "Избранное" кн.2 М., изд. "Московский рабочий", 1990 /37/ Шихирев П.Н. "Современная социальная психология в Западной Европе" М.,1985

38/ Ярошевский М.Г. «История психологии от античности до сер.ХХ века» М., «Академия»,1997

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.