Мода как социальный институт тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат наук Михалева, Катерина Юрьевна

  • Михалева, Катерина Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 214
Михалева, Катерина Юрьевна. Мода как социальный институт: дис. кандидат наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Москва. 2012. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Михалева, Катерина Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ИСТОРЖО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ МОДЫ.Л

§ 1. Концепции моды в социологии Х1Х-начала XX вв

§ 2. Концепции моды в социологии второй половины

XX - начала XXI вв

Глава II. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

МОДЫ

§ 1. Понятие социального института в социологической

теории

§ 2. Оформление статусно-ролевой и нормативной систем социального

института моды

§ 3. Современная организационная система института моды

§ 4. Специфические функции современного института моды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мода как социальный институт»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. Актуальность выбранной для исследования темы определяется местом моды как социального института в жизни современного общества, значением этого института в контексте социальных процессов, разворачивающихся сегодня в мире.

Современные общества получают множество различных аналитических и метафорических обозначений в зависимости от того, какое из свойств берется в качестве основополагающего или представляется доминирующим для исследователя. Эти общества обозначаются как постиндустриальные, информационные, как позднекапиталистические или постмодерновые, как общества риска, как общества потребления, как сетевые и т.п. Каждый раз уже в самом наименовании мы имеем указание на определенную аналитическую характеристику современного общества, которая в теории дополняется и другими характеристиками. Более того, указанные характеристики можно выстроить в некоторую историческую последовательность по мере обретения обществом того или иного качества. Эта историческая последовательность обеспечивается посредством совокупности социальных институтов, сохраняющих и организующих социальное взаимодействие в пространстве и времени. К числу таких социальных институтов современного общества относится и мода.

В последние десятилетия указанные характеристики современных обществ дополняются новыми, такими как, индивидуализированное общество, «текучая современность», использование которых свидетельствует о попытках зафиксировать изменения, происходящие в социальных структурах современного общества. Эти изменения существенным образом воздействуют на процессы интеграции современного общества, трансформируют интегративные функции социальных институтов -усиливают интегративные функции одних и ослабляют интегративные

функции других, изменяют их функциональность. В этом контексте многие социологи, например Э. Гидденс, говорят даже об «институтах-пустышках», к числу которых, например, относят и институты современной политической демократии. Этот процесс ставит на повестку дня современной социологии вопрос о том, каким образом и посредством каких институтов осуществляется интеграция в современных обществах и какова природа этих институтов, среди которых следует назвать и моду.

Актуальность социально-научного изучения моды определяется также ролью и значением моды как одного из процессов глобализации. Мода как глобализующий процесс самым тесным образом связана с экономической глобализацией, в первую очередь с тем ее сегментом, который образует механизмы современного потребления. Изучение моды имеет существенное значение и в контексте культурной глобализации. Современная социология правомерно уделяет первостепенное внимание унифицирующей функции моды в рамках процесса культурной глобализации. Культурная унификация сопряжена с процессами распространения современного знания, стандартов образования, форм культурного потребления и т.п. Все эти моменты культурной унификации ориентированы на унификацию символической сферы современного мира. В этом процессе важное место занимает мода, поскольку мода является средством трансляции символического содержания современной культуры.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется, во-первых, необходимостью разработки социологической теории моды как значимого социального института современных обществ, внутренне связанного с их фундаментальными характеристиками. Во-вторых, потребностью в исторической реконструкции институционализации моды, ее эпохальных трансформаций, взаимосвязи с общими социально-историческими процессами. В-третьих, необходимостью социологического изучения базисных механизмов функционирования института моды, которая диктуется недостаточной изученностью в социологической теории таких

механизмов. В-четвертых, актуальность диссертационной работы обусловлена недостаточной разработанностью социологической теории моды в современной социологической литературе как зарубежной, так и отечественной, в частности, отсутствием в отечественной социологии работ, рассматривающих современную моду как один из институтов глобализации.

Степень научной разработанности темы исследования. Мода изучалась и изучается различными социальными и гуманитарными науками -экономикой, социальной антропологией, историей, культурологией, психологией, социологией. Каждая из этих наук исследует феномен моды со своей точки зрения, своими методами и создает свои теоретические построения. Более того, каждая из них по-своему определяет и предмет, и объект исследования. В большинстве своем, за исключением социологии, мода практически отождествляется с одеждой, ее символическим смыслом и историко-культурной обусловленностью. В особенной мере это относится к отечественной литературе1.

В последние десятилетия сфера изучения моды расширилась за счет теоретической разработки вопросов модного дизайна, включающей в себя различные аспекты интерьера, жилой и промышленной архитектуры, предметов быта, офисного и производственного оборудования и т.д. Немалое внимание уделяется рассмотрению различных аспектов влияния моды на вопросы технической эстетики и промышленного дизайна2. Большая группа

1 См.: Андреева А.Ю. Богомолов Г.И. История костюма: эпоха, стиль, мода (от Древнего Египта до модерна). СПб., 2001; Блею А.И., Цалтыкъян Д.А, История костюма: от фараона до денди. М., 2001; Брун В., Тшьке М. История костюма от древности до нового времени. М., 1997; Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. M.: Новое литературное обозрение, 2005; Васильев А. Русская мода: 150 лет в фотографиях. М.: Изд-во СЛОВО, 2006; Горбачева A.M. Костюм XX века. М„ 1996; Горбачева A.M. Костюм средневекового Запада: От нательной рубахи до королевской мантии. М.: ГИТИС, 2000; Дудникова Г. П. История костюма. Ростов н/Д: Феникс, 2001; Ермилова Д.Ю. История домов моды: Учеб. пособие для высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.; Исенко С.П. Костюм народов мира: Учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры. М., 1998; Казбулатова Г.Х. Социокультурная динамика процесса формирования костюма. Уфа, 2000; Козлова Т.В., Ильичева Е.В. Стиль в костюме XX века. Учебное пособие для ВУЗов. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003.; Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х т. M.: Акад. Моды; СПб.: Чарт Пилот 2001; Степучев P.A. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения: Конспект лекций. М., 1991; Ятина Л.В. Мода как фактор формирования стиля жизни: диссертация кандидата социологических наук: СПб, 2001 и др.

2 См.: Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. М., 1998; Рунге В.Ф. Индустриальный дизаин постиндустриального общества и России. М., 1998; Творческие направления в современном зарубежном

исследований посвящена эстетическим проблемам моды, в которую входят работы как исторического, так и социально-философского содержания . Особой темой является разработка проблематики модного вкуса и моды молодежных субкультур4.

Социологический анализ моды существенным образом отличается от подходов других наук. Формирование социологического подхода к рассмотрению феномена моды как социального института, связанного со становлением современного общества, было инициировано уже в рамках методологических подходов, разрабатывавшихся в социологической классике. Специальным образом уже в XIX в. модой занимались Г. Спенсер, Г. Зиммель, Г. Тард5, а также Т. Веблен и В. Зомбарт6. В социологии XX -XXI вв. в работах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Г. Блумера, Ж. Липовецки7 социологическое исследование моды расширилось. В их работах анализ моды был увязан с новыми тенденциями социального

дизайне / Под ред. Е.В. Чернеет и др. M., 1990; Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. M., 1995; Визуальная культура - визуальное мышление в дизайне / Под ред. В.Ф. Колейчука. М., 1990 и др.

3 См.: Бастрыкина Т.С. Формообразование как проблема философско-эстетического исследования (на материале дизайна костюма). Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 2000; Гизатулин Ю.Ф. Социальные функции моды. Пермь, 1994; ДегуноваЛ.А. Мода как социальная технология. Учебное пособие. Шахты: изд-во Юр ГУЭС, 2004; Ковриженко М.К. Постмодернизм и реклама / Доклады II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 2-х т. М.: Альфа-М, 2004. Т.1.; Савельева И.Н. Закономерности гармонии в костюме народов России. М., 2002; Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. М., 1991 и др.

4 См.: Богданова О.А. Молодежная субкультура: причины возникновения и ценностные ориентации. Ростов н/Д, 1990; Быть свободным. Мода как выбор и ответственность. Гатчина: СУДЕ, 2000; Вангородская С.А. Мода как фактор социализации студенческой молодежи. - Автореф. дисс. канд. социол. наук. Белгород, 2002; Добромыслова ИТ. Молодежная мода как культурно-эстетический феномен второй половины XX века. Автореф. дисс. канд. наук. М., 2000; Левинова С.И. Молодежная культура. М.: ВУЗ, 2002; Михалева К.Ю. Молодежные субкультуры и высокая мода / Социология. 2005, №2. С. 119-130.; Чибисова О.В. От хиппи до хипстеров: эволюция контркультуры. Комсомольск-на-Амуре: ГТУ, 2009 и др.

5 Спенсер Г, Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998.; Зиммель Г. Мода // Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М., 1996; Зиммель Г. Психология моды: социологический этюд // Научное обозрение. 1901, № 5; Тард Г. Законы подражания. СПб.: Общественная польза, 1892.

6 Веблен Т. Теория праздного класса. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2001; Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. // Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005.

7 Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003; Бодрийяр Ж.-Р. Общество потребления. М„ 2006; Бодрийяр Ж.-Р. Символический обмен и смерть. М.: «Добросвет», 2000; Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002; Бурдье П. Рынок символической продукции. -Вопросы социологии. № У2, 1993, M.: Socio-Logos; Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 173-179; Блумер Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ/РАН ИНИОН. Центр, социал. науч. - информ. исслед. Отдел социологии и социальной психологии. М., 2008, № 2; Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: «Владимир Даль», 2001.; Lipovetsky G. L'Empire de L'ephemere. Gallimard, 1987.

развития, становлением новой экономики, массового потребления, новых поведенческих образцов, новых форм символической интеракции. Среди

новейших зарубежных социологических исследований моды следует

g

отметить работы таких авторов, как Д. Крейн, Ю. Кавамура и др.

Исследование моды в рамках российской социологии началось

достаточно поздно. Основные исследования приходятся на вторую половину

XX в. и представлены, прежде всего, работами А.Б. Гофмана, а также

Е.Я. Басина, В.М. Краснова, Т.Б. Любимова, Л.В. Петрова, В.И. Толстых и

др.9 Эти исследования чаще всего осуществляют анализ моды, по словам

А.Б. Гофмана, «как одну из форм, один из механизмов социальной регуляции

10

и саморегуляции человеческого поведения» .

Характерной чертой современной отечественной литературы, посвященной анализу моды, является отсутствие четко заявленной теоретико-методологической позиции, на основе которой осуществляется исследование. В результате в рамках исследований анализ моды как объемного и целостного социального феномена часто подменяется анализом одежды, а социологический анализ - антропологическим, социально-психологическим, семиотическим, а чаще всего - налицо соединение всех этих точек зрения под общим наименованием «полипарадигмальный подход».

Несмотря на интенсификацию современных российских исследований в области социологии моды эти исследования не преследуют цели построения социологической теории моды как социального института, роль и значение которого усиливается в современном мире.

8 Crane D. Fashion and its social agendas: class, gender, and identity in clothing. Chicago: Univ. of Chicago press, 2000; Kawamura Y. The Japanese Revolution in Paris fashion. Oxford: Berg, 2004; Kawamura Y. Fashionology. An introduction in fashion studies. Oxford: Berg, 2005.

9 2004; Басин Е.Я., Краснов В.М. «Гордиев узел» моды. // Мода: за и против. М., Гофман Л.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб.: Питер, 1973; Любимов Т.Б. Мода и ценность.// Там же.; Толстых В.И. Мода как социальный феномен. // Там же; Петров Л.В. Мода как общественное явление. Л., 1974.

10 Гофман Л.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб.: Питер, 2004, С. 11.

Как зарубежная, так и отечественная литература по социологии моды обширна и имеет длительную историю. Вместе с тем, совершенно очевидна принципиальная невозможность завершенности и окончательности научного исследования по данной проблеме в силу принципиальной исторической открытости и незавершенности исследуемого процесса. Более того, правомерно констатировать усиление социальной роли, значения моды и модного процесса в современных обществах и в мире в целом. Это и диктует необходимость комплексного историко-социологического анализа и дальнейшей социологической разработки теории моды и модного процесса в современных обществах.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе реконструкции процесса оформления и становления моды, выявления ее организационной структуры и социальных функций доказать, что мода является социальным институтом.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются

следующие задачи:

- реконструировать историю формирования социологических подходов к исследованию моды и предложить их периодизацию;

- выявить и типологизировать основные теоретические позиции, сформулированные в рамках социологии моды;

- выявить специфику современного состояния социологии моды;

- обосновать наиболее адекватный теоретико-методологический подход к изучению моды как современного социального института;

- сформулировать на базе обоснованного теоретико-методологического подхода основные теоретические положения, раскрывающие социологическое содержание современного института моды;

реконструировать социально-исторический процесс

институционализации моды, выявить ее организационную структуру;

- определить функции моды и механизмы ее функционирования в рамках современного глобального сетевого общества потребления.

Объект диссертационного исследования - мода как явление

социальной жизни.

Предмет диссертационного исследования - мода как социальный институт, его структура и функции.

Теоретическая база и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретической базой диссертационного исследования стали труды классиков социологической мысли, представителей современной социологической теории обществ и социального изменения, теории социальных институтов, социологии глобализации, социологии культуры; труды представителей социологии моды как специализированной социологической дисциплины11.

Методологической основой исследования служат общие логические и методологические принципы научного исследования, совокупность историко-социологических, эмпирических методов социологического анализа, методы типологизации, институционального и структурно-функционального анализа.

Историко-социологические методы использованы в целях реконструкции разнообразных подходов к исследованию моды, разработанных в социологии моды на всем протяжении ее истории.

Методы феноменологического описания, типологизации, структурно-функционального и системного анализа использованы в целях выявления базисной структуры и основных функций моды как социального института.

" Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Издательство «Весь мир», 2004; Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: «Логос», 2002; Бек У. Космолитическое мировоззрение. M.: Центр Исследований Постиндустриального Общества, 2008; Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории. Антология. М.: Аспект Пресс, 1995; Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: «Весь мир», 2004; Гидденс Э. Устроение общества. М.: Академический проект, 2005; Добренькое В.И. Россия и глобализация: Социологический анализ. M.: ИНФРА-М, 2006; Добренькое В.И. Ценностно-ориентированная социология: проблемное поле позднекапиталистической методологии. М.: Академический проект, 2011 \ Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология. М.: Академический проект, 2009; Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000; Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007; Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006; Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000; Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002; Ортега-и-ГассетХ. Избранные труды. М.: Издательство «Весь Мир», 1997; Осборн Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008; Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.

Эмпирические методы, такие как метод контекстуального анализа источников, метод традиционного анализа документов, статистический метод использованы в целях анализа функционирования моды в современных условиях.

Источниковой базой диссертационной работы стали нормативные исторические и текущие документы институтов, регулирующих модный процесс, таких как: La Chambre Syndicale de la Couture Parisienne, La Federation Française de la Couture, du Pret-a-Porter des Couturies et des Createurs de Mode, Le Comité Colbert, Association Nationale pour le Development des Arts et de la Mode, The French Federation of Specialized Salons, Camera della Moda in Milano, The Council of Fashion in America (CFDA), The British Fashion Council и др.; периодические и специализированные издания, включенные в модный процесс, такие как: «Clothing and Textiles Research Journal», «ELLE», «Fashion Theory. The Journal of Dress, Body & Culture», «Fashion Weekly», «International Herald Tribune», «Journal du Textile», «Madame Figaro», «Social Science Aspects of Dress: New Directions» (Special Publications № 4, 5), «The Face», «The Fashion Business», «Profession Luxe», «Vogue», «Women's Wear Daily» и др.]2, каталоги международных выставок и Недель моды.

Эмпирической базой диссертационной работы послужил вторичный анализ эмпирических данных, содержащихся в исторических, эконометрических, статистических и других работах современных

13

исследователей моды - историков и социологов моды, историков культуры , материалов исследовательских центров при Institut Français de la Mode, Musee

12 См.: Book des Createurs. Paris: Boutiques International, 1997; Le Comité Colbert. Les Espoirs de la Creation, 2002/2003; Syndicat Confederation General du Travail/CGT, Press Release, July, 1998 ; The Fashion Guide: International Designer Directory. London: The Fashion Guide Limited, 1998 и др.

13 См.: Михалева К. Система моды. М.: Росспэн, 2010; Breward С. The Culture of Fashion. Manchester: Manchester University Press, 1995; Crane D. Fashion Design as an Occupation. // Current Research on Occupations and Professions, 8: 55-73, 1993; Crane D. Globalisation, Organizational size, and Innovation in the French Luxury Fashion Industry: Production of Culture Theory Revisited. Poetics, 24: 393-414, 1997; De Marly D. The History of Haute Couture: 1850-1950. NY.: Holmes and Meier, 1980; De Marly D. Louis XIV & Versailles. NY.: Holmes and Meier, 1987; Grumbach D. Histoires de la mode. Paris: Editions du Seuil, 1993; Kawamura Y. Fashionology. An Introduction to Fashion Studies. Oxford: Berg, 2005; Steel V. Paris Fashion: A Cultural History. Oxford: Oxford University Press, 1988; Taylor L. The Study of Dress History. Manchester: Manchester University Press, 2002; White N. Reconstructing Italian Fashion: America and the Development of the Italian Fashion Industry. Oxford: Berg, 2000 и др.

des Arts de la Mode et du Textile, London College of Fashion; эмпирические данные, содержащиеся в работах современных социологов и экономистов, занимающихся проблемами современного общества и процессами глобализации14.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующих результатах, полученных лично автором:

1. Впервые в отечественной социологической литературе в диссертации осуществлена историко-социологическая реконструкция разработанных в истории социологии теоретических воззрений на моду. Осуществлена историческая периодизация процесса изучения моды в социологии; выявлены и классифицированы основные теоретические позиции и интерпретации моды, сформулированные в процессе ее изучения.

2. На основе социально-исторического исследования показано, что социальный институт моды был неотъемлемой частью общего процесса модернизации европейских обществ, а современная мода представляет собой один из важнейших функциональных процессов, протекающих как в рамках национальных обществ, так и в глобальном масштабе.

3. Обоснован теоретико-методологический подход, который делает возможным комплексное исследование моды как социального института современных обществ, позволяющий исследовать моду в единстве функциональных и организационных аспектов.

4. Выявлены основные характеристики моды как социального института: проанализирована статусно-ролевая структура моды, оформленная в систему специфических институциональных организаций; выявлены и продемонстрированы функции моды, как универсальные, так и специфические.

5. На основе проделанного анализа предложено развернутое определение моды как социального института,

14 См.: Хелд Д., Гольдблатт Д. и др. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура. М.: Праксис, 2004; Dickerson K.G. Textiles and Apparel in the Global Economy. Englewood Cliffs, NJ: Merril, 1995; Readings in globalization. Ed. Ritzer G. & Atalay Z. Wiley-Blackwell, 2010 и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В истории развития социологии моды можно выделить два основных этапа: классический этап социологического анализа XIX - начала XX вв.; современный этап - второй половины XX - начала XXI вв.

Первый, классический, этап развития социологии моды связан, в первую очередь, с концепциями моды Г. Спенсера, Г. Тарда, Г. Зиммеля. Эти социологи заложили основы теоретического подхода к исследованию моды, как механизма интеграции и дифференциации, а также указали на основной механизм ее распространения - подражание. В работах Т. Веблена и В. Зомбарта было расширено социологическое понимание феномена моды. Эти социологи осуществили увязывание моды и потребления, а также выявили преимущественно экономические и социально-психологические механизмы ее распространения.

Современный этап развития социологии моды во второй половине XX - начале XXI вв. связан с именами таких социологов, как Г. Блумер, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Ж. Липовецки. Мода в работах этих социологов рассматривается в перспективе символического интеракционизма, структурализма и постмодернизма как символическая, знаковая совокупность социальных взаимодействий, структурируемых либо системой потребления, либо различными формами социального неравенства; как символический обмен. Основным итогом осуществленного в диссертации историко-социологического анализа моды как социального явления является вычленение социальных функций моды, которые совпадают с универсальными функциями социальных институтов.

Теоретические подходы, сложившиеся в социологии моды, при всей глубине осуществленного в их рамках анализа, не позволяют, однако, на взгляд диссертанта, объяснить ключевые моменты современного института моды - прежде всего, высочайший уровень организованности модного процесса, скорость и регулярность смены моды, независимую от ее реальной инновативности, а также выявить в полной мере ее функциональное

содержание и социальное значение, механизмы ее широчайшего распространения и роль в современном глобализированном мире.

2. Наиболее адекватным подходом к изучению моды как социального явления, в соответствии с позицией диссертанта, является институциональный подход. С опорой на концепции социального института, разработанные в трудах Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса, Р. Мертона, Э. Гидденса15, а также в работах российских социологов В.Г. Гречихина, В.И. Добренькова, А.И. Кравченко, Г.В. Осипова16 и др., выявляются общие характеристики социального института как такового, важные с точки зрения анализа моды как социального института. Речь идет о таких универсальных характеристиках социального института, как наличие у него статусно-ролевой структуры, оформленной в систему специфических институциональных организаций, а также ряда функций, как универсальных, так и специфических, связанных с функционированием моды в конце XX -начале XXI вв.

3. Становление статусно-ролевой структуры, оформленной в систему специфических институциональных организаций, а также универсальных функций моды осуществляется в процессе ее исторического развития. Мода является поздним социальным институтом, оформившимся в период модернизации европейских обществ.

В диссертационном исследовании устанавливаются основные этапы институционализации моды. Выделяются пять основных этапов в процессе становления и развития института моды: XV - XVI вв. - «протомода» в Италии как часть общего процесса цивилизации, связанного с оформлением новых поведенческих кодов и регуляций поведения; XVII - XVIII вв. -становление французской модной системы не только как символического

15 Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990; Дюркгейм Э. Метод социологии.// Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995; Спенсер Г. Основания социологии, Т. 1-2, СПб, 1877; Философия Герберта Спенсера в сокращенном изложении Г. Коллинза. СПб.: Изд-е Ф. Паленкова, 1892; Giddens A. Sociology. Oxford: Polity Press, 1989.

16 Гречгосин В.Г. Социологические очерки. M.: Канон-плюс, 2010; Гречихин В.Г. Управление социальными коммуникациями. М.: Канон-плюс, 2009; Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология. М.: Академический проект, 2009; Осипов Г.В. Введение в социологическую теорию. М., 2010.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Михалева, Катерина Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мода является социальным институтом, становление которого начинается в XVI - XVII вв. С момента своего возникновения она стала значимым социальным явлением, специфическим институтом становящихся обществ модерна. Социологическая наука с самого начала своего существования стала уделять пристальное внимание изучению этого социального явления, которое оформилось в отдельную специальную область социологической рефлексии - социологию моды.

Историко-социологический анализ социологии моды позволяет выделить два основных этапа в изучении и концептуализации этого явления: классический этап социологического знания (XIX - начало XX вв.); современный этап (вторая половина XX - начало XXI вв).

На первом этапе Г. Спенсер, Г. Зиммель, Г. Тард, Т. Веблен и В. Зомбарт заложили теоретико-методологический подход к исследованию моды как социального института промышленного капиталистического общества и выявили механизмы ее распространения, наиболее существенным из которых является подражание.

Развитие социологии моды во второй половине XX - начале XXI вв. в работах Г. Блумера, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Ж. Липовецки оказалось связанным с рассмотрением моды в перспективе символического интеракционизма, структурализма и постмодернизма как символической, знаковой совокупности социальных взаимодействий структурированной либо системой потребления, либо различными социальными неравенствами.

Осуществленный в диссертации историко-социологический анализ теорий моды и модного процесса ведущих социологов XIX - XXI вв. позволяет утверждать, что наиболее адекватным теоретико-методологическим подходом к анализу моды и модного процесса является

теория современного социального института, обладающего системными свойствами.

Опираясь на концепции социального института, разработанные Э. Дюркгеймом, Г. Спенсером, М. Вебером, Т. Парсонсом, Н. Смелзером, Э. Гидденсом, П. Бергером и Н. Лукманом, а также современными российскими социологами В.И. Добреньковым, А.И. Кравченко, Г.В. Осиповым и др., в диссертационном исследовании институт концептуализируется на основе тех функций, которые он реализует, исходя из существующей социальной потребности; через указание на статусно-ролевой и нормативный порядки, которые упорядочивают соответствующую институциональную деятельность; а также через выявление и социологическую артикуляцию организационно оформленных механизмов институционального контроля.

На основе анализа современных социологических, культурологических и исторических исследований в диссертации выделяются основные этапы в истории становления института моды, каждый из которых связан с определенным этапом социально-экономического и социально-культурного развития европейских обществ модерна, и соответственно с поэтапным оформлением функций статусно-ролевого и нормативного порядков, а также с оформлением организаций, поддерживающих и контролирующих функционирование института моды. В диссертации представлены следующие основные эпохи исторического становления института моды:

- «Протомода» в Италии в XV - XVI веках, развитие которой, как показано в диссертационном исследовании, связано со становлением новой социальной группы - городской буржуазии и оформлением новых символических поведенческих кодов и регуляций.

- Становление французской модной системы в XVII - XVIII веках, призванной стать новой формой и механизмом символического социального неравенства. В равной мере мода обретает черты процесса, призванного стать

частью общего процесса, направленного на осуществление культурного, политического и экономического доминирования Франции в Европе.

- XIX - первой половины XX вв. - институционализация моды и модного процесса в результате организационных трансформаций и нововведений. Социальный институт моды обретает ряд новых черт: жестко институционально закрепляется его организационно-функциональная структура; определяется иерархия статусов и ролей. Оформление массового потребления приводит к тому, что институт моды окончательно обретает системный характер и функцию структурирования потребления.

- Вторая половина XX в. - демократизация организационно-функциональной структуры института моды в связи с появлением массового производства, массового потребления и массовой культуры.

- Конец XX - начало XXI вв. - новейшее, современное состояние института моды. Институт моды становится глобальными, мода использует новейшие сетевые формы распространения, выполняет функцию синхронизации массового потребления и производства и глобализирующую функцию.

Исторический анализ развития и становления социального института моды и модного процесса с очевидностью позволяет продемонстрировать, что мода возникает и оформляется как организованный, целенаправленный и функциональный тип деятельности, который изначально преследует социальные, культурные и политические цели. Результатом этой деятельности и становится современный институт моды.

Осуществленный в диссертации анализ современной модной системы на основе теории современного социального института позволяет вычленить его специфические функции. Наряду с такими универсальными функциями, выполняемыми любым социальным институтом, как функции социальной регуляции, интеграции, коммуникации, социализации, институт моды выполняет ряд специфических функций. К ним относится функция создания в обществе образного, символического порядка, включающего

символическую систему статусов, систему коммуникаций, средств самопрезентации и символического оформления идентичности. К специфическим функциям моды относится и ее функция механизма ускоренного устаревания предметов потребления, а также функция структурирования системы потребления и запуска механизма производства

товаров потребления.

Специфика современного института моды заключается в его системном и организационном характере. Мода - это определенная социальная система, организационно сложившаяся посредством целенаправленных усилий социального, культурного, политического и экономического содержания. Мода - это социальный, культурный, политический и экономический конструкт, как по своему историческому происхождению, так и по современному его состоянию.

Осуществленный в диссертации анализ исторического становления и современного функционирования института моды, его различных подсистем и организаций от организаций кутюрье, экспертов, критиков и модных журналистов до рекламодателей, «звезд» и «икон стиля», репрезентирующих модные тенденции, сетевых и моноритейлеров позволяет утверждать следующее. Мода - это социальный институт, обладающий системными свойствами. Смысл и содержание этого системного института раскрывается через историю его возникновения и становления, через его организационную структуру, представляющую собой иерархизированную систему статусов и ролей, включающую механизмы внутреннего контроля, внешней адаптации и самовоспроизводства.

Мода развивается как социальный институт, становясь все более сложной структурно и организационно. Возникнув и оформившись как один из фундаментальных институтов модерна, специфические функции которого были связаны с оформлением символического социального порядка обществ модерна, системы потребления и образа жизни, а также с функцией ускоренного (и искусственного) устаревания предметов потребления,

запускающего экономический процесс их нового производства, мода изначально содержала «империалистические» тенденции, направленные на унификацию образов, стилей жизни и потребления. Опираясь на свои функции как социального института, на свои адаптационные механизмы, системно-организационную экспансию, мода является в настоящее время одним из фундаментальных глобализационных механизмов, и в этом отношении ее роль и, соответственно, необходимость и актуальность ее изучения возрастают.

На основе проделанного социологического анализа моды возможно предложить следующее определение моды как социального института. Мода - социальный институт обществ модерна, сменивший институт обычая традиционных обществ в области символической социальной дифференциации и потребления. Мода как социальный институт представляет собой статусно-ролевую структуру, образованную из организаций, групп, индивидуумов, мероприятий и практик, целью которых является создание в обществе образного символического социального порядка, организация и социальная легитимация процесса потребления, прежде всего как маркера социальной дифференциации. Мода как институт обладает рядом универсальных, а также специфических дополнительных функций, таких как культурная и экономическая глобализация, синхронизация процессов потребления и производства и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Михалева, Катерина Юрьевна, 2012 год

Список литературы

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001.

2. Андерсон К. Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса. М.: Вершина, 2008.

3. Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма: эпоха, стиль, мода (От Древнего Египта до модерна). СПб.: «Паритет», 2001.

4. Андреева И.А. Массовая мода и «технологическая эстетика» // Техническая эстетика, 1985, № 7.

5. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997.

6. Балахнин И. Горизонтальный мир: экономика, инновации, новые медиа. Arcbook.ru, 2011.

7. Бандано ИД. Мода XX века: Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2002.

8. Бард А., Зодерквист Я. №1:ократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики в СПб., 2004.

9. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.

10. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004.

11. Басин ЕЯ. «Гордиев узел» моды // Мода: за и против. М.: 1973.

12. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996.

13. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: «Логос», 2002.

14. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Издательство «Весь мир», 2004.

15. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

16. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001.

17. Бек У. Космополитическое мировоззрение. М.: Центр Исследований Постиндустриального Общества, 2008.

18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование социальной

реальности. М., 1995.

19. Блау ИМ. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель. // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. Добренъкова В.И. М.: МГУ, 1994.

20. Блейз А.И., Цалтыкъян ДА. История костюма: от фараона до денди. М.: «Олма-Пресс», 2001.

21. Блумер Г. Коллективное поведение. // Американская социологическая мысль: Тексты // Под ред. Добренъкова В.И. М.: МГУ, 1994.

22. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 173-179.

23. Блумер Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Cep.ll, Социология: РЖ / РАН ИНИОН. Центр, социал. науч. -информ. исслед. Отдел социологии и социальной психологии. М., 2008. - № 2. С. 127-149.

24. Богданова О.А. Молодежная субкультура: причины возникновения и ценностные ориентации. / О.А. Богданова / Д. Ин-т нар. хоз-ва. Ростов н/Д, 1990.

25. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион-Русская книга, 2003.

26. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика, 2006.

27. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.

28. Бодрийяр Ж. Система вещей. М: Рудомино, 1995.

29. Брун В., Тилъке М. История костюма от древности до нового времени. М.: Эксмо-Пресс, 1997.

30. БурдъеП. Начала. M.: Socio-Logos, 1994.

31. БурдъеП. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.

32. БурдъеП. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993.

33. Бурдье П. Рынок символической продукции. / «Вопросы социологии», M.: Socio-Logos, 1993, № 1-2. С. 49-63; 1994, №5, С. 50-60.

34. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002.

35. Бурдье П. Социология социального пространства. Ин-т экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2007.

36. Бхаргава Р. Рождение i-брендов. Как выжить компаниям. М.: Эксмо, 2010.

37. Вайнштейн О. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое лит. обозрение, 2005.

38. Васильев А. Этюды о моде и стиле. М.: Глагол, 2008.

39. Васильев А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. М.: Слово, 2006.

40. Васильев А. «Я сегодня в моде...» 100 ответов на вопросы о моде и о себе. М.: Этерна, 2009.

41. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

42. Веблен Т. Теория делового предприятия. М.: «Дело», 2007.

43. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

44. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. М.: Моск. гос. худож. пром. Ун-т им. Строганова, 1998.

45. Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории. Антология. М.:

Аспект-Пресс, 1995.

46. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003.

47. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: «Весь мир», 2004.

48. Гизатулин Ю.Ф. Социальные функции моды. Пермь, 1994.

49. Горбачева А.М. Костюм средневекового Запада: От нательной рубахи до королевской мантии. М.: ГИТИС, 2000.

50. Горбачева A.M. Костюм XX века: От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. М.: ГИТИС, 1996.

51. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб.: Питер, 2004.

52. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.

53. Гречихин В.Г. Управление социальными коммуникациями. М.: Канон-плюс, 2009.

54. Гречихин В.Г. Социологические очерки. М.: Канон-плюс, 2010.

55. Дегунова Л.А. Мода как социальная технология. Учебное пособие. Шахты: Изд-во Юр ГУЭС, 2004.

56. Добренькое В.И. Россия и глобализация: Социологический анализ.

М.: ИНФРА-М, 2006.

57. Добренькое В.И. Ценностно-ориентированная социология: проблемное поле позднекапиталистической методологии. М.: Академический проект, 2011.

58. Добренькое В.И, Кравченко А.И Социология. М.: Академический проект, 2009.

59. Дудникова Г. П. История костюма. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

60. Дюркгейм Э. Метод социологии. // Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.

61. ЗеллингШ. Мода: век модельеров 1900-1999. М.: Konemann, 2000.

62. Зиммелъ Г. Мода. // Избранное. М.: Юристъ, 1996. Т. 2: Содержание жизни. С. 266-292.

63. Зиммелъ Г. Психология моды: Социологический этюд // Научное обозрение. 1901. № 5.

64. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода // Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. С. 321-343.

65. Исенко С.П. Костюм народов мира: Учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры. М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1998.

66. История социологии (XIX - первая половина XX века) // Под общей редакцией проф. Добренъкова В.И. М.: Инфра-М, 2004.

67. История социологии в Западной Европе и США. // Под ред. академика РАН Остова Г.В. М.: Издательская группа: НОРМА-ИНФРА М., 1999.

68. Йенсен Р. Общество мечты. Стокгольмская школа экономики в СПб., 2004.

69. Казбулатова Г.Х. Социокультурная динамика процесса формирования костюма. Уфа, 2000.

70. Кант И. Замечания о вкусе. // Соч. в 6-ти тт., Т.6. М., 1996.

71. Кастелъс М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

72. Каценбах Й. Почему гордость важнее денег. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007.

73. Кибалова Л. и др. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1988.

74. Кимелев Ю.А., Полякова К.Ю. Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна. М.:ИНИОН РАН, 1996.

75. Которн Н. История моды в XX веке. М.: Тривиум, 1998.

76. Курдюмова Р.Б. Мода в обществе риска // Управление риском. Аналитический журнал. М., 2004, № 4.

77. Лебон Г. Психология толпы. М.: КСП+, 1998.

78. Левикова С.И. Молодежная культура. М.: Вуз. Книга, 2002.

79. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

80. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: «Владимир Даль», 2001.

81. Луман Я Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука,

2007.

82. Любимова Т.Б. Мода и ценность // Мода: за и против. М.:

Искусство, 1973. С. 67-77.

83. Маркс К, Энгельс Ф. Избранные сочинения. М.: Политиздат, 1985.

84. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.

85. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Хранитель, 2006.

86. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х тт. М.: Акад. Моды; СПб.: Чарт-Пилот, 2001.

87. Михалева К.Ю. Молодежные субкультуры и Высокая мода. // Социология. М., 2005, № 3/4.

88. Михалева К.Ю. Становление системы мировой модной практики: историко-институциональный анализ. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. М., 2007, №1.

89. Михалева К.Ю. Система моды. М.: РОССПЭН, 2010.

90. Михалева К.Ю. Социальная природа моды и процесс глобализации. // XVII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2010». Секция «Социология». М.: МАКС Пресс, 2010.

91. Михалева К.Ю. Концепции моды в классической социологической теории: часть первая (Г. Спенсер, Г. Зиммель, Ж.-Г. Тард). // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. М., 2011, № 3, С. 68-87.

92. Михалева К.Ю. Концепции моды в классической социологической теории: часть вторая (Т. Веблен, В. Зомбарт). // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. М., 2011, № 4, С. 191207.

93. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955.

94. Мода: за и против. // Сб. под ред. Толстых В.И. М.: Искусство,

1973.

95. Най Д. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. М.: Тренд, 2006.

96. Нерсесов Я.Н. Мода. М.: Олма-Пресс Гранд, 2002.

97. Осборн Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.

98. Осипов Г.В. Введение в социологическую теорию. М., 2010.

99. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Издательство «Весь Мир», 1997.

100. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.

101. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект,

2002.

102. Петров JI.B. Мода как общественное явление. Л.: Знание, 1974.

103. Пинк Д. Нация свободных агентов. М.: Секрет фирмы, 2005.

104. Питере Т. Человек-бренд. М.: Вильяме, 2006.

105. Полякова Н. Л. XX век в социологических теориях общества. М.: Логос, 2004.

106. Прахалад К., Криилнан М.С. Пространство бизнес-инноваций. Создание ценностей совместно с потребителями. М.: Альпина Паблишер, 2011.

107. Прянишников Н. Категории элитарности. М., 2000.

108. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер,

2002.

109. Рунге В.Ф. Индустриальный дизайн постиндустриального общества и России. М., 1998.

110. Савельева И.Н. Закономерности гармонии в костюме народов России. М.: Информзнание, 2002.

111. Свендсен Г. Философия моды. М.: Прогресс-традиция, 2007.

112. СмелзерН. Социология, М.: Феникс, 1994.

113. Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник // Под ред. Кимелева Ю.А. М.: ИНИОН РАН, 1995.

114. Сорокин П. Моя философия - интегрализм. Социс, 1992, № 10.

115. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Институт социологии РАН, 1993.

116. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат,

1992.

117. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: ЗХГИ, 2000.

118. Социологический экономический словарь. / Под общ. ред. Осипова Г.В. -М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1998.

119. Спенсер Г. Основания социологии, Т. 1-2, СПб, 1877.

120. Спенсер Г. Начало социологии (обрядовые учреждения). Киев: Федоров, 1880.

121. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск: Совр. литератор, 1998.

122. Степучев P.A. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения: Конспект лекций. М.: МГТУ, 1991.

123. Тард Г. Законы подражания. СПб.: Обществ, польза, 1892.

124. Тапскотт Д., Уильяме Э.Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. М.: BestBusinessBooks, 2009.

125. Творческие направления в современном зарубежном дизайне // Под ред. Черневича Е.В. и др. М.: ВНИИТЭ, 1990.

126. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: «Владимир Даль», 2002.

127. Терин В. Мода в социологии. Декоративное искусство в СССР,

1970, №7.

128. Толстых В.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. М.: Искусство, 1973. С. 7-39.

129. Тоналов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. М.,

1991.

130. Тоффлер О. Шок будущего. М.: АСТ, 2002.

131. Философия Герберта Спенсера в сокращенном изложении Г. Коллинза. СПб.: Изд-е Паленкова, 1892.

132. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005.

133. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск: Издатель В.П. Ильин, 1997.

134. Хелд Д. и др. Глобальные трансформации. Политика, экономика, культура. М.: Праксис, 2004.

135. Чибисова О.В. От хиппи до хипстеров: эволюция контркультуры. Комсомольск-на-Амуре: ГТУ, 2009.

136. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.

137. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. Киев: София; М.: Гелиос, 2002.

138. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. СПб.: Университетская книга, 2001.

139. Бастрыкина Т.С. Формообразование как проблема философско-эстетического исследования (на материале дизайна костюма). // Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 2000.

140. Вангородская С.А. Мода как фактор социализации студенческой молодежи. // Автореф. дисс. канд. социол. наук. Белгород, 2002.

141. Дегунова Л.А. Мода в условиях массовой культуры. // Автореф. дисс. канд. философ, наук. Ростов н/Д., 1998.

142. Добромыслова ИТ. Молодежная мода как культурно-эстетический феномен второй половины XX века. // Автореф. дисс. канд. философ, наук. М., 2000.

143. Курдюмова Р. Б. Эволюция концепций моды как социокультурного явления: историко-критический анализ. // Диссер. канд. социол. наук. МГИМО МИД. М.: 2005.

144. Яшина Л.И. Мода как фактор формирования стиля жизни. // Диссер. канд. социол. наук. СПб., 2001.

145. Barnard М. Fashion as communication. London: Routledge, 2004.

146. Barthes R. Elements of semiology. N.Y.: Hill a. Wang, 1964.

147. Biuche F. Louis XIV. Oxford, UK: Basil Blackwell, 1990.

148. Blumer H. Fashion // International Encyclopedia of Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 5. P. 343.

149. Boucher F. 20 000 years of fashion. N.Y.: H. N. Abrams, 1967.

150. Bourdieu P. Question de Sociologie. Paris: Minuit, 1984.

151. Breward C. The Culture of Fashion. Manchester: Manchester

University Press, 1995.

152. Coffin J. The politics of women's work: the Paris garment trades 17501915. Princeton, New Jersey: Princeton univ. press, 1996.

153. Craik J. The face of fashion: cultural studies in fashion. London: Routledge, 2003.

154. Crane D. High culture versus popular culture revisited. Chicago: The Univ. of Chicago press, 1992.

155. Crane D. Globalisation, Organizational size, and Innovation in the French Luxury Fashion Industry: Production of Culture Theory Revisited, Poetics, 24, 1997.

156. Crane D. Fashion and its social agendas: class, gender, and identity in clothing. Chicago: Univ. of Chicago press, 2000.

157. Deleuze G. Logique du sens. P.: Minuit, 1969.

158. De Marly D. The history of haute couture: 1850-1950. N.Y.: Holmes a. Meier, 1980.

159. De Marly D. Worth: father of haute couture. New York: Holmes a. Meier, 1980.

160. Dicker son K.G. Textiles and Apparel in Global Economy. Englewood

Cliffs, NJ: Merril, 1995.

161. Fashion Cultures: theories, explorations and analysis / Ed. by S. Bruzzi and P. Church Gibson. London: Routledge, 2004.

162. Finkelstein J. After a fashion. Carlton, Australia: Melbourne univ.

press, 1996.

163. FlugelJ.C. The psychology of fashion. London: Hogarth, 1930.

164. Gask N. Haute couture and fashion, 1936-1946. N.Y.: Rizzoli International Publications, Inc. 1991.

165. Giddens A. Sociology. Oxford, 1989.

166. Giddens A. The consequences of modernity. Stanford (Cal.): Stanford univ. press, 1990.

167. Giddens A. Modernity and self-identity. Stanford (Cal.): Stanford univ. press, 1991.

168. Green N. Ready-to-wear and ready-to-work: a century of industry and immigrants in Paris and New York. Durham: Duke univ. press, 1997.

169. Griffin S. The Book of Courtesans: a catalogue of their virtues. New York: Broadway Books, 2001.

170. Grumbah D. Histories de la mode. Paris: Editions du Seuil, 1993.

171. Hollander A. Seeing through clothes. Berkeley: Univ. of California press, 1993.

172. Hollander A. Sex and suits. N.Y.: Alfred A. Kopf, 1994.

173. Hunt A. Governance of the consuming passion: A history of sumptuary law. N.Y.: St. Martin's Press, 1996.

174. Hunt L. Politics, culture, and class in the French revolution. Berkeley: Univ. of California press, 1984.

175. Icons of fashion. The 20-th century / Ed. by G. Bux Baum. Munich: Prestel, 2004.

176. Journal du textile. P., 1993.

177. Kawamura Y. The Japanese revolution in Paris fashion. Oxford: Berg,

2004.

178. Kawamura Y. Fashionology. An introduction to fashion studies.

Oxford: Berg, 2005.

179. Laver P. Concise history of costume and fashion. N.Y.: H. N. Abrams,

1995.

180. Laver I. Taste and fashion. From the French revolution to present day. L„ 1995.

181. Lipovetsky G. L'Empire de L'Ephemere. P.: Gallimard, 1987.

182. McDowell C. Forties fashion and the new look. London: Bloomsbury,

1997.

183. Mukerji Ch. Territorial ambitions and gardens of Versailles. Cambridge: Cambridge univ. Press, 1997.

184. Perrot Ph. Fashioning the bourgeoisie: A history of clothing in the nineteenth century / Transi, by R. Bienvenul. Princeton: Princeton univ. press, 1994.

185. Piedalu Ch. Luxe: des formations aux petits points // Le Figaro. 1997. February 17. P. 19.

186. Polhemus T. Style surfing: what to wear in 3rd millenium. L.: Thames a. Hudson, 1996.

187. Ramey J. China import flood continues // Women's wear daily. 2003.

September 12. P. 2.

188. Readings in Globalisation. Key concepts and major debates. Ed. by G. Ritzer and Z. Atalay. Wiley-Blackwell, 2010.

189. Roche D. The culture of clothing: dress and fashion in the ancient regime / Transi, by J. Birrellp. Cambridge: Cambridge univ. press, 1994.

190. Rouse E. Understanding fashion. Oxford: Blackwell science, 1999.

191. Sargeantson C. Merchants and luxury markets: The marchands merciers of eighteenth-century Paris. London: Victoria a. Albert Museum, 1996.

192. Saunders E. The age of Worth: couturier to the Empress Egenie. Bloomington: Indiana univ. press, 1955.

193. Scov L. Fashion trends, japonisme and postmodernism // Theory, Culture and Society. 1996. August 3. P. 3.

194. Steel V. Paris fashion: a cultural history. Oxford: Oxford univ. press,

1988.

195. Steel V. Fifty years of fashion: new look to now. New Haven, Connektikut: Yale univ. press, 1997.

196. Sumner W. G. Folkways: A study of the sociological importance of usages. Manners, customs, mores and morals. Boston: Ginn a. Company, 1940.

197. Surfers, soulies, skinheads skaters: subcultural style from forties to the nineties / Ed. by A. de la Haye, C. Dingwall. L.: Victoria a. Albert Museum, 1996.

198. Taylor L. Paris couture: 1940-1944 // Chic thrills: A fashion reader / I. Ash a. E. Wilson (Eds.). Berkeley: Univ. of California press, 1992.

199. Taylor L. The Study of Dress History. Manchester: Manchester Univ. Press, 2002.

200. Veillon D. La mode sous l'occupation. P.: Payot, 1990.

201. Waddel G. How fashion works. Oxford: Blackwell publishing, 2004.

202. White N. Reconstructing Italian Fashion: America and the Development of the Italian Fashion Industry. Oxford: Berg, 2000.

203. Petukhova E. Fashion Fate. [Электронный ресурс]. RussianMind. URL:http://www.russianmind.com/content/fashion-fate. Дата обращения 19.09.2011.

204. Florida R. Can Data Predict Political Revolutions? [Электронный ресурс]. The Atlantic. URL:http://www.theatlantic.com/international/archive/ 201 l/03/can-data-predict-political-revolutions/71743/. Дата обращения 09.09.2011.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.