Проза С. Д. Кржижановского: Проблемы поэтики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Буровцева, Наталия Юрьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Буровцева, Наталия Юрьевна
Введение. 3
I. Повествовательная структура текста С. Кржижановского.9
1. Система отношений автор — повествователь — герой.9
2. Автор — читатель: вариативность рецепции текста.18
3. Категория сюжета в прозе Кржижановского: сюжетная структура как смыслопорождающий механизм текста.23
4. Лингвостилистический аспект прозы Кржижановского.33
II. Металитературные аспекты творчества С. Кржижановского.54
1. Динамика взаимодействия литературного и литературно-критического аспекта творчества С. Кржижановского.54
2. Металитературные аспекты прозы Кржижановского.63
3. Знаковость мира С. Кржижановского.88
III. Пространственно-временная организация текста С. Кржижановского. . 119
1. Смысл пространства и пространство смысла.119
2. Пространство времени.145
3. "Материализованное" время. (Пространственные координаты времени в текстах С. Кржижановского.).157
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Эстетические воззрения Сигизмунда Кржижановского: От шекспироведения к философии искусства2000 год, кандидат филологических наук Делекторская, Иоанна Борисовна
Философско-эстетические искания в прозе С.Д. Кржижановского2009 год, кандидат филологических наук Ливская, Евгения Валентиновна
Пространство и время в художественном мире Сигизмунда Кржижановского2002 год, кандидат филологических наук Подина, Лариса Вячеславовна
Поэтика "Музыкальных новелл" С.Д. Кржижановского: интертекстуальный аспект2007 год, кандидат филологических наук Мансков, Алексей Анатольевич
Жанровое своеобразие творчества С. Д. Кржижановского2002 год, кандидат филологических наук Воробьева, Евгения Исааковна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза С. Д. Кржижановского: Проблемы поэтики»
С момента публикации первой книги С. Д. Кржижановского (1887 - 1950) прошло почти 9 лет, его проза переведена в Германии и Франции. Все те, кто так или иначе упоминал имя писателя Кржижановского, согласны в том, что это фигура яркая и, безусловно, заслуживающая пристального внимания. Однако помимо журнальных публикаций рубежа 80-90-х годов на сегодняшний день нам известна только одна литературоведческая работа, посвященная творчеству данного автора — статья В. Н. Топорова "Минус-пространство Сигизмунда Кржижановского". В центре внимания исследователя — "уникальное индивидуальное пространство, которое впервые в русской литературе было найдено и обозначено именно Кржижановским" (Топоров 1996, с. 497). (Подробнее об этой работе говорится в III главе диссертации.)
Таким образом научная актуальность данной работы обусловлена необходимостью определить место писателя С. Кржижановского в контексте истории русской литературы первой половины XX века.
Тема диссертации обозначена как "Проза Сигизмунда Кржижановского: проблемы поэтики". Основные цели и задачи исследования: в ходе анализа произведений данного автора выявить основные константы стиля, образующие неповторимый художественный мир этого писателя (по принципу: формулы почерка = формулы миропонимания).
Помимо корпуса текстов Кржижановского, опубликованных на сегодняшний день (см. библиографию), использованы материалы архива писателя, хранящиеся в РГАЛИ. Основной фактографической опорой нам послужили статьи В. Г. Перельмутера.
Методологической основой работы являются исследования отечественных и зарубежных теоретиков структурализма и постструктурализма (Ю. М. Лотма-на, Ю. Левина, Б. Успенского, Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж. Дерриды), теоретиков нарратологии (Ж. Женетта, М. Риффатерра, С. Чэтмана и др.), а также работы А. Бергсона, посвященные проблеме времени.
Практическая ценность диссертации заключается в том, что в научный оборот вводится имя писателя, чье творчество до сих пор является практически неизученной страницей русской литературы первой половины XX века. Исследование произведений С. Д. Кржижановского позволяет не только расширить, но и углубить наше представление о закономерностях литературного процесса в 20-30 годы XX века.
Материалы диссертации могут быть использованы в подготовке лекционных и практических курсов по истории русской литературы XX века.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественная специфика феномена театрализации в русской прозе 1920-х - начала 1930-х годов2013 год, кандидат филологических наук Заварницына, Наталья Михайловна
Типы и функции новообразований в творчестве С. Кржижановского2008 год, кандидат филологических наук Бышук, Ольга Петровна
Художественный мир новелл С.Д. Кржижановского: человек, пространство, коммуникация2009 год, кандидат филологических наук Лунина, Ирина Валерьевна
Экзистенциальная проблематика прозы Сигизмунда Кржижановского2005 год, кандидат филологических наук Горошников, Виталий Владимирович
Художественный мир прозы С. Кржижановского2002 год, кандидат филологических наук Моисеева, Елена Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Буровцева, Наталия Юрьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, отправной точкой нашего исследования было предположение о том, что проза С. Кржижановского — пример едва ли не самой высокой степени внутрилитературной рефлексии в русской литературе первой трети XX в.
Подведем некоторые (конечно же, предварительные и не могущие быть окончательными) итоги проявления этой рефлексии.
1. Структура текстов Кржижановского направлена на создание неод-нопланового повествования. Подобный тип повествования, с одной стороны, обнаруживает неоднозначность авторской позиции, с другой стороны предполагает варианты читательской интерпретации одного и того же текста.
Смысловым ядром произведения является сюжет, при помощи которого осуществляется движение авторской мысли, развертывание той или иной рефлексивной конструкции. Поэтому герой Кржижановского — всегда его своеобразный двойник, одно из воплощений авторской мысли.
2. Высокая степень авторефлексивности текстов Кржижановского ведет к тому, что "формальные" стороны литературного произведения (категория сюжета, индивидуальные особенности стиля) не просто акцентируются, а превращаются в смыслопорождающий механизм текста.
3. Человек в мире Кржижановского — это человек "знакопроизводящий" и "знакопотребляющий". Для писателя мир, в котором мы живем, порождается словом. Представление человека о "действительности", возможности познания жизни напрямую зависят от логики того языка, на котором он мыслит. Человек имеет право на выбор той или иной логической системы. Подлинная (высшая) свобода человека в нашем несвободном мире, по Кржижановскому, — это свобода языка и свобода внутри языка.
4. Для писателя не существует понятия "реальности вообще". Он признает лишь реальность преломленную, пропущенную сквозь сознание.
Мир Кржижановского — это всегда "мир, вынутый из собственного глаза", чему свидетельство — временная модель текстов Кржижановского, демонстрирующая разнообразные "варианты реальности".
Напомним однажды уже цитированные слова Кржижановского из "Поэтики заглавий": "Один автор — одно и заглавие: и если история писателя обычно говорит не о смене тем, а об эволюции единой, многообразно проявле-ной темы, — то и хронологический перечень заглавий, принадлежащих одному перу, большей частью показывает, в сущности, единое заглавие, данное лишь в разных возрастах своей жизни. И разные заглавные строки из-под одного пера, помещенные одна над другой, будут вести глаз, как и поперечены лестницы, к завершающей формуле-заглавию, в знаках которого затиснута вся стилистика и все мышление данного писателя" (Кржижан. 1931, с. 17). Эту же мысль писатель сформулировал предельно лаконично, выразив её одной фразой: "Художник — это человек об одном". О чем же всю свою жизнь размышлял и писал Кржижановский? При всём "многотемье" его прозы (а это настоящий фейерверк сюжетов, мыслей, образов) можно назвать главного "героя" произведений нашего автора — "это Мысль, живая человеческая мысль, оживающая, падающая, поднимающаяся, колеблющаяся,но всегда обращенная к свету" (А. Г. Бовшек, см.: ВМ, с. 516). ("Мыслить — это расходиться во мнении с самим собой" — Кржижановский.)
Кржижановский свой "выбор между Кантом и Шекспиром" в пользу последнего объяснял тем, что "когда человек подмечает смешную сторону познания истины, он забрасывает свой философский участок и подает апелляцию на понятия суду образов".* "Смешная сторона познания истины" — в этих словах, по сути, отказ от поиска абсолюта, то есть какой-то одной, непререкаемой истины. Мир не разложишь по полочкам, всегда найдется что-то, что нельзя объяснить формальной логикой рассудка, "и вообще, после каждого основного, остается некое
Замятин признаком живой литературы считал "отречение от истины, то есть от того, что все знают и до этой минуты знали, — сход с канонических рельсов, с широкого большака" (Замятин. 1990, с. 435). остально е", как заметил Pap из "Клуба." Более того, сами наши знания о мире, от научных понятий до обыденных представлений о реальности, носят в достаточной мере условный характер. Стремление ориентироваться по какой-то одной, раз и навсегда установленной/заданной точке зрения делает нас похожими на послов Небесной империи**, которые, доехав до Аму-Дарьи, были "очень огорчены и разочарованы, узнав, что Аму еще во что-то впадает и что вообще за степями двуречья есть какой-то мир" (СВ, с. 327).
В "Возвращении Мюнхгаузена" есть такой эпизод. Барон, живя в Лондоне, часто посещает собор Святого Павла. Чем же он там занимается? ".иногда барон направляется к величественным мраморам гробницы Велингтона. . Подозвав служку, он протягивает палец к аллегорическим фигурам, затерявшимся среди деталей надгробия:
Что это?
Правдивое изображение Истины и Лжи, сэр.
А которая из них Истина?
С вашего разрешения, вот эта.
В прошлый раз, помнится, вы называли ее Ложью, — подмигивает барон, и правая бровь его выгибается кверху" (ВМ, с. 61).
Кржижановский никогда не нуждался в "разрешении на истину". Он, как верный рыцарь мысли, из произведения в произведение вновь пускался на поиски истины, не будучи уверенным, что найдет её. Да и не в этом суть -— процесс поиска важнее результата. И читателю автор никогда не дает прямого ответа или указания, предоставляя каждому самостоятельно решать, "которая из них истина". Сам же Кржижановский, даже и "при встрече с истиной, не поклоняется ей, а лишь приподнимает шляпу".
В "Салыр-Гюль" писатель сравнивает восточный и западный менталитет. Европейское сознание всегда мыслит в категориях "я" и "мир", восточное — "я" в "мире" ("я — частица мира"). Восточное сознание "стремится охватить весь мир", европейцы же "не стыдятся изучать те медные гроши, на которые размене Государство, существовавшее в средние века на территории нынешнего Узбекистана. на ценность мироздания. Мы благодарны каждой крупице знания. Мы начинаем не с суммы, а со слагаемых" (СВ, с. 327).
Мир, каким его видит Кржижановский, — это не готовая модель мира, о которой он и рассказывает читателю, а созидаемая в процессе творчества. Писатель не стремиться охватить "всё", сознавая бесплодность таких попыток, избегая "глобализма", он обращает внимание на мелочи, частности, расширяя тем самым окружающий мир. "Игра в еденицы, в целостности, пожалуй, самая опасная из всех игр ума" (СВ, с. 326). Литература, искусство гораздо раньше науки поняли, что "наше знание — всего лишь небольшое оконце в универсум, и из-за нестабильности мира нам следует отказаться даже от мечты об исчерпывающем знании" (И. Пригожин).
Пытаться охватить весь мир — это значит не сделать ни одного шага", потому что "ступени наших лестниц, по которым мы ходим, и ступени наших логических скал, по которым мы мыслим, всегда часть, дробь по отношению к росту идущего и поперечнику сознания" (СВ, с. 326, 328).
Стремление же "объяснить" жизнь до конца, с точки зрения человеком установленных законов, — все равно что втискивать мир в одну великую единицу, не допускающую существования никаких иных чисел.
Сложные закономерности человеческого сознания, беспредельность и одновременная ограниченность возможностей разума в познании тайны бытия — метатема творчества Кржижановского. Гносеологическая проблематика — главная в его произведениях. Именно поэтому фигура писателя легче "вписывается" в западный литературный контекст (Кафка, Борхес, Набоков) первой половины XX в., чем в русский. Писатель Кржижановский — это "европеец" отечественной словесности эпохи соцреализма.
Некоторые идеи да и приемы Кржижановского сегодня, на первый взгляд, представляются как бы знакомыми, — справедливо замечает В. Перель-мутер. — Открытие в литературе, как и в науке, сразу не обнародованное, вероятно, всё равно, рано или поздно, будет сделано снова — другими. Многие рассказы и повести Кржижановского ассоциируются с произведениями, возникшими одновременно с ними, либо спустя годы и десятилетия, но раньше пришедшими к читателю"(ВОБ, с. 26). Литература XX в. решительно размывала границы, прорастала общими идеями, образами, метафорами. Творчество Кржижановского — тому свидетельство. И все же он, напоминающий столь многих, ни на кого не похож. Оригинальный сплав сатиры, символики, интеллектуальной игры и лиризма, созданный Кржижановским, вряд ли может быть соотнесен с основными литературными направлениями XX века. Сам писатель называл литературу такого рода "эксперементалъным реализмом", хотя с литературоведческих позиций конца XX в. эта творческая практика может быть оценена как модернистская.
В заключение скажем, что творчество Кржижановского — благодатный и эвристически продуктивный материал для исследователя. Одна из самых интересных, на наш взгляд, проблем — тема Кржижановский и язык. Филолога здесь ждут подлинные открытия и удивительные находки. Вот как об интересующем нас вопросе пишет В. Н. Топоров: "Кржижановский не только живо интересовался языком и был полиглотом. Есть серьезные основания говорить о его глубоком понимании феномена языка, о важных идеях теоретического характера, о достижениях в исследовательской практике, как она отражена или как она реконструируется по его произведениям, наконец, о выработке им глубоко оригинального языка своих литературных текстов, в котором интуиция художника сплавлена с аналитизмом исследователя. . Особенно следует обратить внимание на невольные (вероятно) переклички с гейдеггеровскими опытами выработки языка экзистенционалъного сознания и соответствующей метафизики" (Топоров. 1996, с. 554).
Ждут своего исследователя литературоведческие статьи Кржижановского (по сей день не утратившие оригинальности и новизны) и его драматические произведения.
В числе же первоочердных задач — подготовка полного собрания сочинений, снабженного добротным научным комментарием.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Буровцева, Наталия Юрьевна, 1998 год
1. Кржижановский С. Д. Поэтика заглавий. — М., 1931.
2. Кржижановский С. Д. Воспоминания о будущем. — М., 1989.
3. Кржижановский С. Д. Возвращение Мюнхгаузена. — Л., 1990.
4. Кржижановский С. Д. Сказки для вундеркиндов. — М., 1991.
5. Кржижановский С. Д. Боковая ветка. М., 1994.
6. Кржижановский С. Д. "Страны, которых нет". Статьи о литературе и театре. Записные тетради. (Записки мандельштамовского общества. Т. 6.) — М., 1994.
7. Работы о С. Д. Кржижановском:
8. Васюченко И. Арлекин против Кащея. — Новый мир, 1990, № 6, с. 264-266.
9. Гаспаров М. Мир Сигизмунда Кржижановского. — Октябрь, 1990, № 3, с. 201-203.
10. Лацис А. Приключения мысли. — Книжное обозрение, 1 декабря 1989 г., с. 10. Ю.Носов Сергей. Рецензия на книгу С. Кржижановского "Возвращение
11. Мюнхгаузена". — Русская мысль, 6 ноября 1992. 11 .Перельмутер В. Г. "Трактат о том, как невыгодно быть талантливым". // Кржижановский С. Д. Воспоминания о будущем. — М., 1989, с. 3-30.
12. Перельмутер В. Г. Когда не хватает воздуха. // Кржижановский С. Д. Возвращение Мюнхгаузена. —Л., 1990, с. 3-18.
13. Перельмутер В. Г. "Прозеванный гений". // Кржижановский С. Д. Сказки для вундеркиндов. — М., 1991, с. 3-26.
14. Перельмутер В. Г. После катастрофы. — Горизонт, 1991, № 12, с. 35-44.
15. Топоров В. Н. "Минус-пространство" Сигизмунда Кржижановского. // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М., 1995.
16. Фельдман Д. М. "Канонада по канонам". // Встречи с прошлым. Выпуск 7. — М., 1990, с. 67-75.1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
17. Аверинцев С. С. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
18. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках.-М., 1977.
19. Агеносов В. В. Генезис философского романа. — М., 1986.
20. Анастасьев Н. Контрапункт. (Судьба гуманизма в литературе XX в.) — Вопросы литературы, 1991, № 5, с. 84-116.
21. Атарова К. Н. , Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе. // Известия АН СССР, "Литература и язык", т. 35, 1976, №4, с. 343-356.
22. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века. М., 1993.
23. Барт Р. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
24. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975, с. 6-71.
25. Белая 1977. — Белая Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы.1. М., 1977.
26. Белинков А. В. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша. Главы из книги. — Волга, 1990, №7, с. 120-143.
27. Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. — М., 1992.
28. Библер В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога.)1. М., 1977.
29. Борхес X. Л. Письмена Бога. — М., 1992.
30. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
31. Бреман К. Логика повествовательных возможностей. // Семиотика иискусствометрия. М., 1972.
32. Бродский И. А. Набережная неисцелимых. — М., 1992.
33. Бродский И. А. Письмо Горацию. Эссе. — Иностранная литература, 1997, № 1. Бродский Н. Л., Сидоров Н. П. От символизма до «Октября». Литературные манифесты. -М., 1924.
34. Ватинов К. К. Козлиная песнь: Романы. — М., 1991.
35. Вейман А. Восемь лет русской художественной литературы (1917 1925). - М-Л., 1926.
36. Винокур Г. Биография и культура. М., 1927.
37. Вопросы сюжетосложения. Сборник статей. Выпуск 55. Рига, 1978.38.«Вторая проза». Русская проза 20-30-х годов XX века. Сост. В. Вестстейн, Д. Рицци, Т. В. Цивьян. Тогепго, 1995.
38. Газизова А. А. Обыкновенный человек в меняющемся мире. Опыт типологического анализа советской философской прозы 60-80-х годов. М., 1990.
39. Газизова А. А. «Синтез живого со смыслом» (Размышления о прозе Б. Пастернака.)-М., 1990.41 .Гарин И. И. Воскрешение духа. — М., 1992.
40. Гарин И. И. Пророки и поэты. Т. 1. — М., 1992.
41. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994.
42. Геллер Леонид. Слово — мера мира. Сборник статей о русской литературе XX века, —М., 1994.
43. Гессе Г. Игра в бисер. -М., 1992.
44. Гинзбург Л. Человек за письменным столом: Эссе; из воспоминаний. Четыре повествования. — Л., 1989.
45. Гиппиус В.В. От Пушкина до Гоголя. М., 1966.
46. Голубков М. М. Утраченные альтернативы. М.,1995.
47. Добычин Л. И. Город Эн: Роман, рассказы. — М., 1990.
48. Долгополов Л. На рубеже веков. Л., 197751 .Долгополов Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988. 52.Евгеньев-Максимов В. Очерк истории новейшей русской литературы. - М-Л.,1927.
49. Ерофеев В. В. Поэтика Добычина, или Анализ забытого творчества. // Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов: Эссе. — М., 1996, с. 185-201.
50. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Д., 1977.
51. Жолковский А. К. , Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты — Тема — Текст. — М., 1996.56.3амятин Е. И. Избранные произведения. — М., 1990.57.3амятин Е. И. О синтетизме. // Анненков Ю. Дневник моих встреч. В 2-х т. Т. 2. — М., 1991.
52. Зарубежное литературоведение 70-х годов: направления, тенденции, проблемы. -М., 1984.59.3арубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков. М., 11987. бО.Зощенко М. М. Собрание сочинений в 3 томах.—Л., 1986-1987.
53. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
54. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. -М., 1986.
55. Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе XX века. -М., 1994.
56. Колобаева JI. Концепция личности в русской литературе XIX-XX веков. -М., 1990.
57. Кричевская Ю. Р. Модернизм в русской литературе: Эпоха серебряного века. -М., 19994
58. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика. -М., 1920.
59. Кузмин М. Заметки о литературе. // Кузмин М. А. Стихи и проза. — М., 1989.
60. Культура модернизма: Статьи, эссе и публикации. -М, 1993.
61. Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х.-Л. Борхеса. // Текст в тексте. Труды по знаковым системам. XIV. — Тарту, 1981.
62. Левин Ю. И. Биспациальность как инвариант поэтического мира В. Набокова. — "Russian Literature". — Amsterdam. — XXVIII (1990), с. 45-124.71 .Лотман Ю. М. Избранные статьи, в 3 томах. Таллинн, 1992.
63. Малыгина Н. М. Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995.
64. Мандельштам О. Э. Собрание сочинений в 4-х т. — М., 1991. Т. 2.
65. Медведев П. Н. (Бахтин М. М. ) Формальный метод в литературоведении. М.,1993.
66. Минералова И. Г. Литература поисков и открытий. (Жанровый синтез в литературе рубежа ХЗХ XX веков.) - М., 1991.
67. Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: В 2 томах. М., 1994.
68. Набоков В. В. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 4. — М., 1990.
69. Набоков В. В. Рассказы. Воспоминания. — М., 1991.
70. Называть вещи своими именами. М., 1996. 80.0леша Ю. Избранное. - М., 1974.81 .Палиевский П В. Пути реализма. Литература и теория. М., 1974.
71. Памяти П. Н. Сакулина. Сб. статей. М., 1931.
72. Петровский М. Композиция новеллы у Мопассана. // Начало, 1921, № 1.
73. Писатель Л. Добычин. Воспоминания. Статьи. Письма. СПб., 1996.
74. Подорога В. А. Метафизика ландшафта. М., 1993.
75. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
76. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
77. Пригожин И. Философия нестабильности. — Вопросы философии, 1991, № 6.
78. Проблемы поэтики. Сб. статей. М.-Л., 1925.
79. Проблемы художественной формы социалистического реализма. В 2-х т. — М., 1971.
80. Россия и Запад: взаимодействии культур (материалы круглого стола). Вопросы философии, 1992, №6.
81. Русская литература и культура нового времени. СПб., 1994.
82. Русская новелла: Проблемы истории и теории: Сборник статей. — СПб, 1993.
83. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. М., 1970.
84. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. М., 1913.
85. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. — М., 1996.
86. Соссюр. Ф. Труды по языкознанию. М., 1977 .
87. Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
88. Селищев А. Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917-19926). М., 1928.
89. ЮО.Скороспелова Е. Б. Идейно-стилевые течения в ранней советской прозе первой половины 20-х гг. — М., 1979.
90. Ю1.Тертерян И. Человек, мир, культура в творчестве Х.-Л. Борхеса. //Борхес Х.-Л. Проза разных лет: Сборник. — М., 1984.
91. Ю2.Теории, школы, концепции: Художественный текст и контекст реальности. -М., 1977.
92. ЮЗ.Теории литературных стилей. Современные аспекты изучения. -М., 1982.
93. Ю4.Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М.,1962.
94. Ю5.Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М-Л., 1934.
95. Юб.Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.
96. Ю7.Тынянов Ю. Н. Литературный факт. М., 1993.Успенский Б. М. Поэтика композиции. - М., 1970.
97. Ю8.Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.
98. Ю9.Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 19936.
99. Ю.Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.
100. Ш.Хайдегер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. — М., 1991.
101. Хализев В. Е. Историческая поэтика: теоретико-методологические аспекты. — Вестник МГУ, 1990, №3, с. 110-118.
102. В.Ходасевич В. Колеблемый треножник. М., 1991.
103. Чудаков А. П. Слово. Вещь. Мир. М., 1992.
104. Чудакова М.О. Мастерство Юрия Олеши. М., 1972.
105. Чудакова М. Поэтика Зощенко. — М., 1979.
106. И7.Чудакова М. Без гнева и пристрастия. Формы и деформации в литературном процессе 20-30-х годов. — Новый мир, 1988, № 9.
107. Чуковский К. И. Дневник 1901-1929. М., 1991.
108. Шкловский В. Б. Гамбургский счет: Статьи-воспоминания-эссе. (1914-1933). —1. M., 1990.
109. Шкловский В. Б. О теории прозы. — М., 1983.
110. Шмидт В. Проза как поэзия.-СПб., 1994.
111. Эйдинова В. Стиль художника. Концепция стиля в литературной критике 20-хгодов. — М., 1991. 123.Эйхенбаум Б. О литературе. — М., 1987.
112. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.
113. Ямпольский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.126.Barthes R. S/Z. Р, 1970.
114. Barthes R.Texte. // Encyclopedia universalis. P., 1973.
115. Davydov Sergej. "Teksty-matreski" V. Nabokova. — München, 1982.
116. Derrida J. La carte postale: De Socrate a Freud et au-delà. P., 1980.
117. Derrida J. Psyche': Inventions de l'autre. P., 1987.
118. Genette G. Figures III. — P.,1979.
119. Genette 1982. — Genette G. Palimpseste: La littérature au second degre' — P., 1982.1. ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
120. ВОБ — Кржижановский С. Д. Воспоминания о будущем. — М., 1989.
121. ВМ — Кржижановский С. Д. Возвращение Мюнхгаузена. — Д., 1990.
122. СВ — Кржижановский С. Д. Сказки для вундеркиндов. — М., 1991.
123. Кржиж. 1925. — Литературная энциклопедия. — M-JL, 1925.
124. Кржиж. 1931. — Кржижановский С. Д. Поэтика заглавий. — М., 1931.
125. Кржиж. 1935. — Кржижановский С. Д. Контуры шекспировской комедии. —
126. Литературный критик, 1935, № 2.
127. Кржиж. 1990. — Кржижановский С. Д. Комедиография Шекспира. // Шекспировские чтения. — М., 1990.
128. Кржиж. 1994. — Кржижановский С. Д. "Страны, которых нет". Статьи о литературеи театре. Записные тетради. (Записки мандельштамовского общества. Т. 6.) — М., 1994.
129. Кржиж. 1996. — Кржижановский С. Д. Время действия — всегда. Новеллы. — Октябрь, 1996, №4, с. 122-131.
130. Архив. — Кржижановский С. Д. Архив. — РГАЛИ, ф. 2280, on. 1,2.
131. Атарова, Лесскис 1976. — Атарова К. Н. , Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе. // Известия АН СССР, "Литература и язык", т. 35,1976, № 4, с. 343-356.
132. Белая 1977. — Белая Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы. — М., 1977.
133. Бродский 1992. — Бродский И. А. Набережная неисцелимых. — М., 1992. Бродский 1997. — Бродский И. А. Письмо Горацию. Эссе. — Иностранная литература, 1997, № 1.
134. Васюченко 1990. — Васюченко И. Арлекин против Кащея. — Новый мир, 1990, № 6, с. 264-266.
135. Гарин 1992 . — Гарин И. И. Воскрешение духа. — М., 1992.
136. Гарин 1992 , т. 1. — Гарин И. И. Пророки и поэты. Т. 1. — М., 1992.
137. Гинзбург 1989. — Гинзбург Л. Человек за письменным столом: Эссе; извоспоминаний. Четыре повествования. —Л., 1989.
138. Замятин 1990. — Замятин Е. И. Избранные произведения. — М., 1990.
139. Левин 1981. — Левин Ю. И. Об особенностях повествовательной структуры иобразного строя романа В Набокова "Дар". — "Russian Literature". — Amsterdam.1. IX (1981), с. 191-230.
140. C3JÏ 1996. — Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. — М., 1996.
141. Тертерян 1984. — Тертерян И. Человек, мир, культура в творчестве X.-JT. Борхеса. //Борхес X.-J1. Проза разных лет: Сборник. — М., 1984.
142. Топоров 1995. — Топоров В. Н. "Минус-пространство" Сигизмунда Кржижановского. // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М., 1995.
143. Davydov 1982. — Davydov Sergej. "Teksty-matreski" V. Nabokova. — Munchen, 1982. Genette 1979. — Genette G. Figures III. — P.,1979.
144. Genette 1982. — Genette G. Palimpseste: La littérature au second degre. — P., 1982.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.