Проза Ольги Славниковой: специфика пространственно-временной организации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Фролова Галина Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат наук Фролова Галина Александровна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХРОНОТОПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ ОЛЬГИ СЛАВНИКОВОЙ 1990-х ГОДОВ
1.1. Хронотоп «порога» в романах О. Славниковой 1990-х годов «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» и «Один в зеркале»
1.2. Хронотоп квартиры в романе «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки»
1.3. Хронотопический образ границы в романе «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки»
1.4. Набоковский «след» в романе «Один в зеркале» и в прозе О. Славниковой «нулевых»
1.4.1. Пространство Гения
1.4.2.«Гений» и «чудовище»: утраченное пространство и остановленное время
1.4.3. Мотив зеркала и принцип зеркальности
ГЛАВА 2. АНТИУТОПИЧЕСКИЙ ПАФОС И ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОМАНОВ ОЛЬГИ СЛАВНИКОВОЙ 2000-Х ГОДОВ
2.1. Своеобразие организации художественного мира романа «2017»
2.1.1. Взаимодействие реального и ирреального
2.1.2. Амбивалентность хронотопических образов
2.1.3. Роль хронотопа сна в художественной структуре романа
2.2. Специфика жанра и система хронотопов в романе «Легкая голова»
2.2.1. Хронотоп Москвы
2.2.2. Хронотопические координаты «Москва» / «провинция»
2.2.3. Формы и функции хронотопа дома
2.2.4. Хронотоп компьютерной игры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Концепция пустоты в прозе О. Славниковой2013 год, кандидат филологических наук Гаврилкина, Маргарита Юрьевна
Традиции семейного романа в отечественной прозе ХХ столетия2019 год, кандидат наук Джиоева Арина Тамазовна
Набоковское стилевое влияние в русской прозе рубежа XX-XXI веков2009 год, кандидат филологических наук Назаренко, Оксана Вячеславовна
Поэтика русской постмодернистской прозы рубежа XX - XXI вв.: типы пространства и времени в воплощении кризисного сознания2015 год, кандидат наук Колмакова, Оксана Анатольевна
Особенности хронотопа романов И.М. Гоголева2006 год, кандидат филологических наук Ноева, Саргылана Еремеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Ольги Славниковой: специфика пространственно-временной организации»
ВВЕДЕНИЕ
Ольга Славникова - одна из ключевых фигур современного литературного процесса России. Её творческая эволюция позволяет составить представление о характерных тенденциях развития русской прозы рубежа ХХ-ХХ1 веков. Избранный нами аспект анализа - изучение специфики пространственно-временной организации произведений О. Славниковой позволяет рассмотреть различные стороны её художественного мира: от общих конститутивных его особенностей до нюансов поэтики отдельных произведений. Все это и определяет актуальность темы нашей диссертационной работы.
Исследователи справедливо отмечают переходный характер современного периода развития литературы. Обычно выделяют два его этапа: первый - с середины 1980-х и до начала первого десятилетия ХХ1 века, когда, по словам Н. Ивановой, «состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя» [Иванова: 1993, с. 283], когда «проявились общие особенности литературы конца столетия, наметились отдельные тенденции, которые стали выражаться уже позже, в начале следующего века» [Русская проза конца ХХ века: 2005, с. 8], и второй этап -литература «нулевых», отразившая время активного наступления массовой культуры, коммерциализации жизни, время тотальной «симулятивности» [см. об этом: Данилкин 2010, Сушилина 2001, Фролов 2010, Богуславская 2011, Иванова 2010 и др.]. Но одновременно в литературе «нулевых» выразилась и критическая реакция на эти явления, что послужило одной из причин активизации антиутопических тенденций. Проза О. Славниковой отчетливо отражает эти изменения.
Стиль ранних произведений писательницы снискал ей славу автора «трудной» прозы для избранных, «сложной и эстетически притязательной» [Амусин: 2008]. Её романы 1990-х годов «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» (1996) и «Один в зеркале» (1999) отличаются насыщенной
метафорикой, «малоподвижным» сюжетом [Ремизова: 1999]. Романы Славниковой 2000-х, в частности «2017» (2006) и «Легкая голова» (2010), отличаются более напряженным сюжетом, активизацией антиутопического пафоса. Вместе с тем эта проза более ориентирована на массового читателя. Как пишут критики, читатель увидел в романах Славниковой 2000-х вместо присущих ее раннему творчеству «книжек без картинок и разговоров» [Галиева: 2009, с. 131] повествование, построенное на ярком и запоминающемся жизненном материале, с элементами детектива, фантастики, с привычными диалогами и внутренними монологами. Но это отнюдь не исключает сохранения связи между ранними и поздними произведениями писательницы. Переход от одного этапа её творчества к другому не предполагает резкой смены художественной манеры О. Славниковой: в её прозе неизменно сохраняются общие принципы организации художественного мира, сквозные мотивы, типы героев, характерные пространственно-временные модели.
Несмотря на то, что есть все основания считать прозу О. Славниковой значительным явлением современной русской литературы, ее творчество монографически пока мало изучено1. Отдельные её романы, наряду с произведениями других авторов, обычно привлекаются в диссертационных исследованиях как материал для изучения тех или иных аспектов новейшей прозы. Так, в докторской диссертации О. А. Колмаковой они рассматриваются в контексте русской постмодернистской литературы [Колмакова 2015]; в кандидатской диссертации О.В. Гаврилиной - в аспекте «женской прозы» [Гаврилина 2010]; в работе А.С. Подлесных - прозы об Урале [Гаврилина 2010]; О.В. Назаренко обращается к её произведениям при изучении набоковского стилевого влияния в русской прозе рубежа XX - XXI веков [Назаренко 2009]. На сегодняшний день только в одном исследовании творчество Славниковой избрано в качестве особого объекта изучения - это
1 Более подробный анализ научно-критической литературы по творчеству писательницы содержится в главах диссертации.
кандидатская диссертация М.Ю. Гаврилкиной «Концепция пустоты в прозе О. А. Славниковой» (Иркутск, 2013). Однако в ней произведения писательницы рассматриваются в аспекте одной проблемы, причем за границами анализа остались роман «2017», лауреат премии Русский Букер, и сборник рассказов «Любовь в седьмом вагоне». К тому же М.Ю. Гаврилкина полагает, что творчество Славниковой вписывается в рамки постмодернизма, в то время как её художественный метод гораздо сложнее, что мы и попытаемся доказать в своей работе.
Объектом изучения в нашей диссертации является проза Ольги Славниковой 1990-х 2000-х годов. Основной материал исследования -романы «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» (1996), «Один в зеркале» (1999), «2017» (2006) и «Лёгкая голова» (2010). В сопоставительном плане к анализу также привлекаются роман «Бессмертный» (2001), рассказы из сборников «Вальс с чудовищем» (2007) и «Любовь в седьмом вагоне» (2008).
Концентрация внимания, прежде всего, на романном творчестве О. Славниковой обусловлена тем, что избранные произведения являются наиболее репрезентативными для выявления сквозных хронотопических образов и мотивов. Кроме того, рассмотрение романов, созданных в 1990-е и в нулевые годы, позволяет проследить эволюцию творчества писательницы.
Предмет исследования — особенности пространственно-временной структуры, ключевые хронотопические образы и мотивы, их семантические варианты и оппозиционные пары, дополняющие друг друга и образующие единый образно-мотивный комплекс прозы писательницы.
Цель работы — выявить своеобразие художественного мира Ольги Славниковой через анализ пространственно-временной организации ее произведений 1990-2000-х годов и, прежде всего, через изучение функционирования в них хронотопических образов и мотивов.
Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи:
1) обобщив и систематизировав теоретический материал по изучаемой нами проблеме, выявить пути осмысления художественного времени и пространства в современном литературоведении, обозначить наиболее близкие нам позиции;
2) выделить сквозные, наиболее показательные для характеристики художественного мира писательницы хронотопические образы и мотивы и их семантические варианты;
3) прояснить связь хронотопических образов и мотивов со своеобразием художественного метода Славниковой, с жанровой спецификой её произведений, особенностями их повествовательной структуры и с характерными для её прозы типами героев;
4) через анализ хронотопических образов и мотивов выявить диалогические связи творчества О. Славниковой с прозой В. Набокова;
5) проследить эволюцию творчества писательницы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
во-первых, впервые предпринята попытка рассмотрения особенностей пространственно-временной структуры произведений Ольги Славниковой 1990-2000-х годов;
во-вторых, осуществлен комплексный подход к изучению пространственно-временных моделей прозы писательницы, позволяющий затронуть сущностные аспекты её поэтики, включая сквозные мотивы, жанровую, образную, сюжетную специфику, особенности повествовательной стратегии, прояснить особенности авторского мировидения;
в-третьих, осуществлен анализ ряда хронотопических образов и мотивов, которые на материале прозы Славниковой ещё не рассматривались;
в-четвертых, выявлены диалогические связи произведений Ольги Славниковой («Один в зеркале», «Бессмертный», «Базилевс») с прозой В. Набокова, проявляющиеся на уровне сходных типов героев,
хронотопических мотивов и принципов пространственно-временной организации художественного мира;
в-пятых, прослежена эволюция творчества писательницы, характер взаимодействия на разных его этапах реалистических, модернистских и постмодернистских тенденций.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют:
• большой корпус исследований, посвященных рассмотрению понятий «художественное время» и «художественное пространство», «хронотоп», «хронотопический образ»: это и классические труды М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, П.Х. Торопа, В.Н. Топорова, и работы современных исследователей М.Н. Эпштейна, В.В. Савельевой, Н.К. Шутой, Ю.Г. Пыхтиной и др.
• труды, в которых рассматривается специфика «внутреннего мира» произведения и художественного мира писателя, проблема художественной целостности (Д.С. Лихачева, М.М. Гиршмана, Н.Д. Тамарченко и др.);
• работы, посвященные анализу современного этапа развития русской литературы, включая исследования о специфике русского постмодернизма, массовой литературе, «женской прозе»: Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого, И.С. Скоропановой, Г.Л. Нефагиной, О.В. Богдановой, Т.Н. Марковой, Т.Г. Прохоровой, Е.Е. Пастуховой и др.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Несмотря на то, что О. Славникова является активным участником современного литературного процесса и ее творческий путь далеко не завершен, можно утверждать, что очертания художественного мира писательницы вполне определились. Его целостность обеспечивается сквозными концептуально значимыми хронотопическими образами и мотивами, которые проявляются во всех романах писательницы. Они связаны с характерными для прозы Славниковой типами героев и моделями их поведения, особенностями повествовательной структуры и жанровой
специфики ее произведений, определяют характер их фабульно-сюжетной и композиционной организации.
2. В каждом последующем романе Славниковой пространство и время все более расширяются и конкретизируются. Это напрямую связано с жанровой спецификой ее произведений: от психологической прозы 1990-х о трагедии взаимного непонимания между близкими людьми писатель идет к романам 2000-х, содержание которых определяется антиутопическим пафосом.
3. В прозе 1990-х годов основное внимание уделяется движениям души героев, их психологическим комплексам и страхам, поэтому художественное время в романах «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» и «Один и зеркале» более протяженное, чем сюжетное. Отсюда неопределенность исторического времени, хронологии событий и места действия.
4. Диалогические связи прозы Славниковой 1990-х и начала 2000-х годов с романами В. Набокова («Защита Лужина», «Приглашение на казнь») определяются интересом к характерным психологическим типам героев (одинокого Гения и «узенькой личности») и к соответствующим сюжетным ситуациям, получившим авторское определение «вальс с чудовищем». Они порождают хронотопические мотивы остановившегося времени, исчезающего пространства и сопутствующие им мотивы праха, тлена, зеркальности, симулятивности. В организации сюжетно-композиционной структуры произведений важную роль играют принципы симметрии, двойничества, вторичности.
5. В романах 2000-х («2017» и «Легкая голова») расширение и конкретизация исторического времени и географического пространства не препятствуют проницаемости границ между реальным и ирреальным, истинным и мнимым, живым и неживым, что порождает амбивалентность хронотопических образов, нарушение традиционных оппозиций (природа/ цивилизация, столица/ провинция). Определяющими характеристиками реальности становятся сновидность и фикциональность.
6. В целом хронотопический образный и мотивный комплекс прозы Славниковой характеризуется устойчивой системностью. При этом в произведениях разных периодов ее творчества наблюдается функционирование семантических вариантов сквозных хронотопов и хронотопических мотивов (квартира-«клетка», квартира-«театр», квартира-«бункер» как варианты хронотопа «дома»; «обрыв»/«край пропасти», «вокзал», «река» - варианты хронотопического образа «границы»). С хронотопами связаны устойчивые мотивные комплексы: с хронотопом сна -мотивы смерти, двойничества, зазеркалья, симметрии; с хронотопами города и гор - мотивы гибели, болезни; с хронотопом компьютерной игры - мотивы манипуляции, симулятивности, неподлинности жизни, несвободы.
Теоретическая значимость исследования обусловлена выявлением специфики пространственно-временных моделей в творчестве писателя, развивающемся на стыке реализма, модернизма и постмодернизма.
Практическая значимость диссертации связана с тем, что в ней учитываются основные тенденции развития современного литературного процесса, поэтому осуществленное исследование может быть полезно при разработке вузовских лекционных курсов по русской литературе конца ХХ -начала XXI веков, спецкурсов «Актуальные проблемы современной русской прозы», «Пути развития современной "женской прозы"».
Апробация работы осуществлялась при чтении лекций по курсам «История русской литературы XX века», «Современная русская проза», «Новейшая литература» в Елабужском институте Казанского федерального университета. Отдельные положения исследования были представлены в виде докладов на научных и научно-практических конференциях разного уровня: итоговых преподавательских (ЕИ КФУ - 2013, 2014, 2015), всероссийских (Казань - 2013, 2015), международных «Гуманитарные науки: вопросы и тенденции развития» (Красноярск, 2014); «Социокультурная среда российской провинции в прошлом и настоящем» (Елабуга, 2015); «Русская литература в иноязычном культурном пространстве: монолог, диалог,
полилог. III Конкинские чтения» (Саранск, 2015); «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVII Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, 2016); «Текст. Произведение. Читатель» (Прага, 2016). Результаты исследования представлены в 13 статьях, четыре из которых - в изданиях, входящих в перечень ВАК РФ, и одна - в журнале, входящем в международную базу цитирования SCOPUS (на английском языке).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 225 наименований.
Введение, помимо его традиционных структурных элементов, включает в себя приложение, в котором дается обоснование теоретико-методологической базы исследования. В главах материал организован по хронологическому принципу. Первая глава посвящена анализу хронотопических образов и мотивов романов О. Славниковой 1990-х годов. Во второй главе выявляется антиутопический пафос и особенности художественного мира ее романов 2000-х. Каждая из глав делится на параграфы, в которых выявляются те или иные аспекты пространственно-временной организации произведений, анализируются сквозные хронотопические образы и мотивы. В Заключении подводятся итоги и намечаются перспективы исследования.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
I. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Фролова Г.А., Прохорова Т.Г. Проблема памяти и беспамятства в романах Е.Чижовой «Время женщин» и О. Славниковой «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» // Филология и культура. Philology and Culture. Казань. - 2013. - №3(33). С.220-223.
2. Фролова Г.А. «Взаимодействие реального и ирреального в романе О.Славниковой «2017» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т.156, кн.2. - С.146-154.
3. Фролова Г.А. Фантастическое и реальное в романе О. А. Славниковой «Лёгкая голова» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2016. - Т. 158, кн. 1. - С. 208-215.
4. Фролова Г.А. Хронотопический образ границы в романе О.А. Славниковой «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2017. - Т. 159, кн. 1. - С. 208-216.
II. Публикации в изданиях, входящих в международную базу цитирования SCOPUS:
5. Bozhkova G., Frolova G., Shabalirn N. The Educational Crisis as Reflected in Russian Literature in the 20th Century // Life Science Journal, ISSN 1097-8135, 2014. - 11(7s). Р. 192-197.
III. Публикации в других научных изданиях:
6. G.A. Frolova, N.N. Shabalina, G.N. Bozhkova. The problem of terrorism in Russian literature // International journal of humanities and cultural studies, ISSN 2356-5926. - July, 2016. - P. 499-505.
7. Фролова Г.А. Особенности поэтики романа О. А. Славниковой «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» // Жанр. Стиль. Образ: Актуальные вопросы теории и истории литературы: межвузовский сборник статей. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. - С. 193-198.
8. Фролова Г.А. Принцип зеркальности как особенность поэтики романа О.А. Славниковой «Один в зеркале» // Гуманитарные науки: вопросы и тенденции развития / Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. - Красноярск, 2014. С. 19-23.
9. Фролова Г. А. Соотношение хронотопов Москвы и провинции в романе О. Славниковой «Лёгкая голова» / Г.А. Фролова // Социокультурная среда российской провинции в прошлом и настоящем: сборник VII Междунар. Стахеевских чтений. - Елабуга: Изд-во Елабужского института КФУ, 2015. - С. 250-253.
10. Фролова Г. А. Структурообразующая роль хронотопа компьютерной игры в романе О. Славниковой «Легкая голова» // Русская литература в иноязычном культурном пространстве: монолог, диалог, полилог: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Саранск, 11 нояб. 2015 г. / под ред. О.Ю. Осьмухиной. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. - С. 300-305.
11. Березовая И.В., Фролова Г.А. Жанровое и тематическое своеобразие сборника рассказов О.А. Славниковой «Любовь в седьмом вагоне» // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2016. №5 (107). С. 15-17.
12. Фролова Г.А. Модификация хронотопа дома в романе О. Славниковой «Лёгкая голова» // Актуальные вопросы изучения мировой культуры в контексте диалога цивилизаций: Россия - Запад -Восток. Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVII Кирилло-Мефодиевские чтения», 24 мая 2016 года. - М.; Ярославль: Ремдер, 2016. - С. 433-439.
13. Фролова Г.А. К вопросу о характере творческой эволюции О. А. Славниковой // Текст. Произведение. Читатель: сб. материалов IV Международной научно-практической конференции. - Прага, 2016. -С. 38-42.
Обоснование теоретической платформы диссертации
Задача данного раздела - сформулировать основные теоретические положения, на которые мы будем опираться в дальнейшем.
Теоретико-методологическим фундаментом нашей работы, прежде всего, являются труды М.М. Бахтина, в которых разработана теория хронотопа. В статье «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по
исторической поэтике» ученый определил данное понятие следующим образом:
«Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе - "времяпространство")» [Бахтин: 1975].
Далее Бахтин вносит уточнения в это определение и трактует хронотоп не просто как взаимосвязь времени и пространства, но и как образ этой взаимосвязи. Ученый приводит в качестве примеров целую цепочку подобных хронотопических образов: дорога, замок, гостиная-салон, порог и др. Он рассматривает хронотоп как «преимущественную точку для развертывания сцен», как «способ материализации в образах» идей, философских и социальных обобщений художественного произведения [Бахтин: 1975].
Вслед за М.М. Бахтиным мы полагаем, что «...всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопа» [Бахтин: 1975, с. 406]. Для нас также принципиально важна мысль Бахтина о том, что «все временно-пространственные определения в искусстве и литературе неотделимы друг от друга и всегда эмоционально-ценностно окрашены» [Бахтин: 1975].
Хронотопический подход к изучению художественных текстов, предложенный М. Бахтиным, представлен как в работах отечественных, так и зарубежных исследователей (Д. Фрэнка, Дж. Кестнера, Г.С. Морсона, У.А. Корта и др.), что вполне закономерно, поскольку хронотоп выполняет жанрообразующую и сюжетообразующие функции, определяет целостность литературного произведения в совокупности элементов, укрепляет связи между другими составляющими художественного мира произведения: системой образов, мотивами, пейзажем и т.п. Существенны изобразительная и психологическая функции хронотопа, так как он участвует в воссоздании образа человека, активизирует психологизм художественного текста,
способствует углублению в сознание субъектов художественного произведения. Пространство и время (наряду с персонажной сферой, портретом, вещным окружением) являются базовыми элементами художественного мира произведения. Мы разделяем точку зрения А.Я. Эсалнек, что обозначаемые хронотопом пространство и время «наполняют и проникают все детали произведения, делая их хронотопичными» [Эсалнек: 2010].
Опираясь на концепцию М.М. Бахтина, исследователи значительно расширили сам круг изучаемых хронотопических образов. Так, Н.К. Гей в своей работе «Время и пространство в структуре произведения», обращаясь к прозе Фолкнера, рассматривает как хронотопические образы: часы, поскольку они «говорят о временном бытии и неизменном движении времени», реку, полагая, что «ток воды - это материальное олицетворение невещественного движения времени во всем и поверх всего. Вода подобна времени в своем стремлении из неизвестного в неизвестность», и даже тень, утверждая, что «в (...) неразлучном существовании человека и его тени запечатлена своеобразная симметрия человека настоящего и прошлого» [Гей: 1975, с. 224]. Ю. Карякин, анализируя сочинения Достоевского, открывает «новый хронотоп» - «это время-пространство последнего самоубийственного преступления или время-пространство спасительного подвига, это время-пространство решающей борьбы бытия с небытием» [Карякин: 1989, с. 640]. В докторской диссертации Н.К. Шутой выявляется и анализируется представленный в русской литературе XIX века хронотоп «присутственного места», который ранее не был описан.
В статье В.Г. Щукина «О филологическом образе мира (философские заметки)» выделяется обширный хронотопический комплекс разнородных явлений действительности, к числу которых он относит: «встречу, визит, спектакль, богослужение, праздник, путешествие, свидание, бракосочетание, интимное сближение, сон, отдых, болезнь, судебный процесс, тюремное заключение, охоту, битву, катастрофу, рождение, жизнь, смерть (как
законченный акт, а не бессрочное состояние после этого акта), похороны, крестины». Ученый утверждает, что такие локусы как город, дом, корабль и т.п. «могут превратиться в хронотопы, но лишь в том случае, когда в их пространстве происходит длящийся во времени процесс или событие. Тогда эти хронотопы удобнее будет назвать по-другому: жизнедеятельность города, жизнь (функционирование) дома, плавание на корабле» [Щукин: 2004, с. 5960]. В.Г. Щукин определяет хронотоп как «время-место совершения». Он подчеркивает, что его характеризует «присущая процессу, событию или состоянию субъекта пространственная и временная оформленность и жанровая завершенность» [Там же, с. 61]. Автор статьи утверждает: «жанр стремится к своему завершению в определенном хронотопе - времени-месте свершения» [Там же, с. 62].
Таким образом, следует констатировать наметившуюся в современном литературоведении тенденцию к расширению круга хронотопических явлений.
Одновременно через выявление различных типологий происходит конкретизация и уточнение самого понятия «хронотоп». Так, П.Х. Тороп, акцентирует внимание на его структуре. Ученый выявляет «три сосуществующих уровня (хронотопа): топографический хронотоп, психологический хронотоп и метафизический хронотоп». Первый из них связан с «узнаваемостью в романе конкретного исторического времени и места, а также событий» [Тороп: 1984]. По словам ученого, топографический хронотоп «является хронотопом сюжета. Этот узнаваемый мир денотатов описан "невидимым, но всемогущим существом", который имеет свои цели и может быть весьма субъективным» [Тороп: 1984]. Следующий уровень -«психологический». П.Х. Тороп определяет его как «хронотоп персонажей» и поясняет:
«Сюжетный ход, подчеркнутый на первом уровне перемещением в пространстве и времени, совпадает на втором с переходом из одного душевного состояния в другое. Топографический хронотоп генерирован
сюжетом, психологический хронотоп - самосознанием персонажей» [Тороп: 1984].
Наконец, третий уровень - «метафизический». Согласно типологии П.Х. Торопа, это «уровень описания и создания метаязыка»: «слово, связывающее уровни сюжета и самосознания, приобретает в целом произведении метаязыковое значение, так как связано с идейным осмыслением всего текста, в том числе пространства и времени» [Тороп: 1984].
Далее ученый конкретизирует свою мысль: «уровень топографического хронотопа является наблюдаемым миром, уровень психологического хронотопа - миром наблюдателей, и метафизический хронотоп - миром устанавливающего язык описания» [Тороп: 1984].
Уточнению понятия «хронотоп» способствует и уточнение его значения и конкретных форм проявления в произведении. Исследователь В.В. Савельева полагает, что значение хронотопа заключается в том, чтобы раскрыть характер процесса движения, происходящего в рамках как художественного мира произведения (в «макросфере»), так и отдельных его образов (в «микросфере»). Эти уровни объединяет ряд общих форм хронотопа:
1. Циклический хронотоп, который подчеркивает идею вечной повторяемости и круговорота пространства и времени мира.
2. Линейный хронотоп, выражающий идею историзма, поступательного движения от прошлого к настоящему и будущему.
3. Хронотоп вечности, создающий в художественном мире «ситуацию покоящегося пространства и остановленного времени».
4. Нелинейный хронотоп, раскрывающий идею многомерности бытия [Савельева: 1996].
Иной путь анализа пространственно-временных связей и, соответственно, иной принцип типологизации был предложен Ю.М. Лотманом, В.Н. Топоровым, Д.С. Лихачевым, Е. Фарино и рядом других
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика русской постмодернистской прозы рубежа ХХ–ХХI вв.: типы пространства и времени в воплощении кризисного сознания2015 год, доктор наук Колмакова Оксана Анатольевна
Художественный мир позднего В.О. Пелевина (2000-2010-е годы)2023 год, кандидат наук Шерчалова Екатерина Вадимовна
Хронотоп в дагестанском историческом романе2005 год, кандидат филологических наук Рамазанова, Пати Казихановна
Чувство природы в женской прозе конца XX века2010 год, кандидат филологических наук Гаврилина, Ольга Вадимовна
Поэтика хронотопа в раннем творчестве Б. Л. Пастернака2003 год, кандидат филологических наук Маслова, Анна Геннадьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фролова Галина Александровна, 2018 год
Источники
1. Славникова 2000 Славникова О. Стрекоза, увеличенная до размеров собаки. / О. Славникова. - М.: ВАГРИУС, 2000. - 512 с.
2. Славникова 2005 Славникова О. Один в зеркале: Сборник. / О. Славникова. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 480 с.
3. Славникова 2007 Славникова О. Вальс с чудовищем: роман, рассказы. / О. Славникова. - М.: Вагриус, 2007. - 416 с.
4. Славникова 2008 Славникова О. 2017: роман. / О. Славникова. - М.: Вагриус, 2008. - 544 с.
5. Славникова 2008 Славникова О. Бессмертный: роман. / О. Славникова. - М.: Вагриус, 2008. - 272 с.
6. Славникова 2011 Славникова О. Лёгкая голова: роман. / О. Славникова. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 413 с.
7. Славникова 2009 Славникова О. Любовь в седьмом вагоне: рассказы. / О.Славникова. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 316 с.
8. Славникова 2017 Славникова О. Прыжок в длину: роман. / О.Славникова. - М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017. - 510 с.
9. Славникова «Я» ... Славникова О. «Я» в Екатеринбурге / Современная русская литература с Вячеславом Курицыным. // URL: http://www.guelman.ru/slava/ kursb2/9.htm (дата обращения 25.10.2017).
10. Славникова 2000 Славникова О. Критик моей мечты / О. Славникова // Октябрь, 2000. - № 6. - С. 183-187.
11.Славникова 2002 Славникова О. К кому едет ревизор? Проза «поколения next» / О.Славникова // Новый мир. - 2002. - №9.- С. 171181.
12. Славникова 2011 Славникова О. Дар Владимира Набокова / О.Славникова // Литературная матрица. Учебник, написанный
писателями: сб. в 2 т. Т. 2. - СПб.: Лимбус Пресс: ООО «Издательство К. Тублина», 2011. - С. 441-447.
Дополнительные источники
13.Азольский 2001 Азольский А. Берлин - Москва - Берлин: Повести. / А.Азольский. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. - 573 с.
14.Акунин 2001 Акунин Б. Алтын-толобас: роман / Б.Акунин. - М., СПб.: Олма-Пресс, Нева, 2001. - 383 с.
15.Бажов 1985 Бажов П.П. Малахитовая шкатулка / П.П.Бажов. - М.: Издательство «Правда», 1985. - 480 с.
16.Блок 1980 Блок А.А. И невозможное возможно.: Стихотворения, поэмы, театр, проза / А.А.Блок. - М.: Мол. гвардия, 1980. - 430 с.
17.Быков 2005 Быков Д.Л. Роман и стихи вокруг романа / Д.Л.Быков. -М.: Вагриус, 2005. - 351 с.
18. Быков 2007 Быков Д.Л. ЖД-рассказы / Д.Л.Быков. - М.: Вагриус, 2007. - 304 с.
19. Варламов 2000 Варламов А. Купавна: роман. / А.Варламов // Новый мир. - 2000. - №10, №11.
20.Веллер 2004 Веллер М.И. Б. Вавилонская / М.И.Веллер. - СПб.: Пароль, 2004. - 318 с.
21.Водолазкин 2014 Водолазкин Е.Г. Лавр: роман / Е.Г.Водолазкин. - М.: АСТ, 2014. - 440 с.
22. Дмитриев 2014 Дмитриев А.В. Призрак театра: повесть. / А.В.Дмитриев. - М.: Время, 2014. - 93 с.
23. Доренко 2005 Доренко С. 2008: роман. / С.Доренко. - М.: Аё Ма^теш, 2005. - 240 с.
24.Есенин 1990 Есенин С.А. Собрание сочинений. Т. 1. / С.А.Есенин. - М.: Советская Россия, 1990. - 480 с.
25. Кабаков 2013 Кабаков А. Старик и ангел: роман / А.Кабаков. - М.: АСТ, 2013. - 320 с.
26. Мандельштам 1998 Мандельштам. О. Стихотворения. Проза. Статьи. / О.Мандельштам. - М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - С. 25-53.
27. Набоков 1988 Набоков В.В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Другие берега (фрагменты): Романы. / В.В. Набоков. - М: Худож. лит., 1988. - 511 с.
28.Некрасов 1965 Некрасов Н.А. Собр. соч.: в 8 т. / Н.А.Некрасов. - М.: Худож. лит., 1965.
29.Пастернак 2015 Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: роман. / Б.Л.Пастернак. - М.: АСТ, 2015. - 704 с.
30.Пелевин 2000 Пелевин В.О. Желтая стрела: повести и рассказы / В.О.Пелевин. - М.: Вагриус, 2000. - 495 с.
31. Петрушевская 1996 Петрушевская Л.С. Собрание сочинений: В 5 т. / Л.С.Петрушевская. - Харьков: Фолио: М.: ТКО АСТ, 1996.
32. Проханов 2003 Проханов А. А. Крейсерова соната: роман. / А.А.Проханов. - М.: Лё Ма^теш, 2003. - 511 с.
33.Толстая 2001 Толстая Т.Н. Кысь: роман. / Т.Н.Толстая. - М.: Подкова, 2001. - 384 с.
34.Толстой 1991 Толстой Л.Н. Анна Каренина: роман: В 8 ч. Т.1.Ч.1-4 / Л.Н.Толстой. - М.: Правда, 1991. - 496 с.
35.Улицкая 2006 Улицкая Л. Сонечка: повести и рассказы / Л.Улицкая. -М.: Эксмо, 2006. - 414 с.
36.Улицкая 2008 Улицкая Л. Казус Кукоцкого: роман. - М.: Эксмо, 2008. - 464 с.
37. Шишкин 2005 Шишкин М.П. Венерин волос: роман. / М.П.Шишкин. -М.: Вагриус, 2005. - 478 с.
38.Яхина 2016 Яхина Г. Зулейха открывает глаза: роман / Г.Яхина. - М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. - 508 с.
Теоретическая и методологическая литература
39.Бахтин 1975 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. -504 с.
40. Бахтин 1986 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. / М.М.Бахтин - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
41.Бахтин 1997 Бахтин М.М. Достоевский, 1961г. // М.М.Бахтин Собр. сочинений в 7 т. Т.5. - М.: Русские словари, 1997. - С.364-374.
42.Бахтин 1997 Бахтин М.М. Язык в художественной литературе // М.М.Бахтин. Собр. сочинений в 7 т. Т.5. - М.: Русские словари, 1997. -С.287-297.
43.Библер 1990 Библер В. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990.413 с.
44.Библер 1997 Библер В. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков / В.Библер. - М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 440 с.
45.Витгенштейн 2007 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. -М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 233 с.
46. Гаспаров 1993 Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. - М.: Наука. 1993. -С.5-44
47. Генис 2000 Генис А. Модернизм как стиль ХХ века. // Звезда. - 2000. -№11.- С.105- 112.
48. Гей 1975 Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н.К.Гей. - М.: Наука, 1975. - 472 с.
49. Гинзбург 1999 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе / Л.Я.Гинзбург. -М.: 1ЖКАБЛ, 1999. - 411 с.
50.Гиршман 1982 Гиршман М.М. Ритм художественной прозы / Гиршман М.М. - М.: Сов. писатель, 1982. - 367 с.
51. К семиотике зеркальности 1988 К семиотике зеркала и зеркальности // Зеркало. Семиотика зеркальности. Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. Вып. 831. - Тарту, 1988. - 166 с.
52.Лихачев 1997 Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы / Д.С.Лихачев. - СПб, 1997.
53.Лотман 1999 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст -семиосфера - история / Ю.М. Лотман. - М.: «Языки русской культуры» 1999. - 464 с.
54.Лотман 1999 Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М.Лотман. - М.: Искусство, 1970. - 383 с.
55. Мамардашвили 2000 Мамардашвили М. Эстетика мышления / М.Мамардашвили. - М.: Моск. школа полит. исследований, 2000. - 416 с.
56.Мережинская 2006 Мережинская А.Ю. «Поздний» литературный постмодернизм: Механизмы смены художественной парадигмы / А.Ю.Мережинская // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Ежегодник - 2006: Постмодернизм: Парадоксы бытия / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч. исследован. - М., 2006. - С. 113-135.
57.Панченко 1984 Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси / Д.С.Лихачев, А.М.Панченко, Н.В .Понырко. - Л.: Наука, 1984. - 295 с.
58.Пригожин 2003 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: Пер. с анг. Изд. 4-е / И.Пригожин, И.Стенгерс - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 312 с.
59.Романтизм ... 1997 Романтизм в литературном движении / Науч. ред. И.В.Карташова. - Тверь: ТГУ, 1997. - 157 с.
60.Руднев 2000 Руднев В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста / В.П.Руднев. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.
61. Савельева 1996 Савельева В.В. Художественный текст и художественный мир / В.В.Савельева. - Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. - С.121-122.
62.Семиотика 1983 Семиотика литературы - М.: Радуга, 1983. - 636 с.
63. Семиотика 2001 Семиотика: Антология / Сост. Ю.С.Степанов. изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 702 с.
64.Силантьев 2004 Силантьев И.В. Поэтика мотива / И.В.Силантьев. - М., 2004. - 296 с.
65. Скворцов 2006 Скворцов Л.В. Феномен постмодернизма как парадокс истины бытия / Л.В.Скворцов // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Ежегодник - 2006: Постмодернизм: Парадоксы бытия / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч. исследован, - М., 2006. -С.10-42.
66.Скоропанова 2001 Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык / И.С.Скоропанова - СПб: Невский простор, 2001. - 415с.
67. Скоропанова 2006 Скоропанова И.С. Русская постмодернистская проза конца ХХ-начала ХХ1 вв. / И.С.Скоропанова // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Ежегодник - 2006: Постмодернизм: Парадоксы бытия / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч. исследован, -М., 2006. - С.83-112.
68.Смирнов 2000 Смирнов И.П. Мегаистория: К исторической типологии культуры / И.П.Смирнов. - М.: Аграф, 2000. - 544 с.
69.Степанов 1996 Степанов Ю.С. Между «системой» и «текстом»: выражения «фактов» / Ю.С.Степанов // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность. К 60-летию чл. корр. РАН Ю.Н.Караулова. - М.: ИРЯ, 1996. - С.111-119.
70.Строганов 1989 Строганов М.В. Автор-герой-читатель и проблема жанра / М.В.Строганов. - Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1989. - 83с.
71.Тамарченко 2004 Теория литературы: В 2-х т. / под ред. Н.Д.Тамарченко. - Т.1: Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 512с.
72.Тарановский 2000 Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике / К.Ф.Тарановский. - М.: Языки рус. культуры, 2000. - 432с.
73.Темирболат 2012 Темирболат А.Б. Категория хронотопа в свете современных научных концепций литературоведения / А.Б.Темирболат // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 6-9.
74.Теория литературы 2001 Теория литературы. Том IV. Литературный процесс. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - 624 с.
75.Тодоров 2001 Тодоров Ц. Понятие литературы / Ц. Тодоров // Семиотика: Антология / сост. Ю.С.Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 376391.
76.Тодоров 2001 Тодоров Ц. Семиотика литературы / Ц. Тодоров // Семиотика: Антология / сост. Ю.С.Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 371375.
77.Томашевский 1996 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В.Томашевский. - М.: Наука 1996. - 574 с.
78.Топоров 1983 Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н.Топоров // Текст: семантика и структура: сб. статей / отв. ред. Т.В.Цивьян. - М.: Наука, 1983. - С. 227-284.
79.Тороп 1984 Тороп П.Х. Хронотоп // Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы / сост. Я. Левченко; под. рук. И.А. Чернова. 1984 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://diction.chat.ru/xronotop.html (дата обращения: 1.10.2017).
80.Тынянов 1977 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н.Тынянов. - М.: Наука, 1977. - 574 с.
81.Тынянов 2002 Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция: Изб. труды. / Ю.Н.Тынянов - М.: Аграф, 2002. - 495 с.
82.Тюпа 1987 Тюпа В.И. Художественность литературного произведения: вопросы типологии / В.И.Тюпа. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987. - 217 с.
83.Тюпа 2000 Тюпа В.И. Произведение и его имя / В.И.Тюпа // Литературный текст: проблемы и методы исследования. Вып. 6. -Тверь: ТГУ, 2000. - С. 237-243.
84.Успенский 2000 Успенский Б.А. Поэтика композиции / Б.А.Успенский. - СПб.: Азбука, 2000. - 352 с.
85.Фарино 2004 Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. / Е.Фарино. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 639 с.
86.Фасмер 1986 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка // Пер. О.Н.Трубачёва. 2-е изд. - М., 1986-1987.
87.Федоров 1988 Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. / Ф.П.Федоров Рига, 1988. - 456 с.
88.Фоменко 1983 Фоменко И.В. Заглавие литературно-художественного текста как филологическая проблема: лексические единицы и
организация структуры литературного текста / И.В.Фоменко. -Калинин: Калинин.гос. ун-т, 1983 - 215 с.
89.Фрейд 2014 Фрейд З. Толкование сновидений / З.Фрейд. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 512 с.
90.Хейзинга 1992 Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. - М.: Прогресс, 1992. -464 с.
91.Шкловский 1983 Шкловский В.Б. О теории прозы / В.Б.Шкловский. -М.: Сов. писатель, 1983. - 383 с.
92. Эйхенбаум 1969 Эйхенбаум Б.М. О прозе: сборник статей / Б.М.Эйхенбаум. - Л.: Художественная литература, 1969. - 503 с.
93.Эпштейн 1988 Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии Х1Х-ХХ веков / М.Н.Эпштейн. - М.: Советский писатель, 1988. - 416 с.
94.Эпштейн 2000 Эпштейн М.Н. Постмодерн в России. Литература и теория / М.Н.Эпштейн. - М.: изд. Р.Елинина, 2000. - 367 с.
95. Эпштейн 2005 Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе: учеб пособие для вузов / М.Н.Эпштейн. - М.: Высш. шк., 2005. - 495 с.
96.Эсалнек 2010 Эсалнек А.Я. Теория литературы. // URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/ book/65565/chitat_knigu.shtml2010. (дата обращения 31.09.2017).
97.Якобсон 1987 Якобсон Р.О. Работы по поэтике: Переводы / Р.О.Якобсон. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.
Диссертации и авторефераты
98.Абашева 2001 Абашева М.П. Русская проза в конце ХХ века: становление авторской идентичности: Дис. ... д-ра филол. наук. / М.П.Абашева, Уральский гос. ун-т. - Екатеринбург, 2001. - 409с.
99.Барышева 2006 Барышева С.Г. Экзистенциальная архетипика в художественном пространстве современной русской прозы: Автореф. дис.....канд. филол. наук / С.Г.Барышева. - Магнитогорск, 2006. - 23с.
100. Воробьёва 2006 Воробьёва Н.В. Женская проза 1980-2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика: Дис. ... канд. филол. наук / Н.В.Воробьева, Пермский гос. пед. ун-т. - Пермь, 2006. - 257 с.
101. Воробьёва 2009 Воробьёва А.Н. Русская антиутопия XX - начала XXI веков в контексте мировой антиутопии: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А.Н.Воробьёва, Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2009. - 48 с.
102. Гаврилина 2010 Гаврилина О.В. Чувство природы в женской прозе конца XX века: Дис. ... канд. филол. наук / О.В.Гаврилина, Рос. ун-т дружбы народов. - Москва, 2010. - 216 с.
103. Гаврилкина 2013 Гаврилкина М.Ю. Концепция пустоты в прозе О. Славниковой: Дис. ... канд. филол. наук / М.Ю.Гаврилкина, Бурят. гос. ун-т. - Иркутск, 2013. - 176 с.
104. Говорухина 2010 Говорухина Ю.А. Русская литературная критика на рубеже XX-XXI веков: Дис. ... д-ра. филол. наук, Томский гос. ун-т. / Томск, 2010. - 469 с.
105. Гупиус 2006 Гупиус Н.С. Художественная мистификация как прием текстопорождения в русской прозе 1980-1990-х г.г. (А.Битов,
М.Харитонов, Ю.Буйда): Автореф. дис..... канд. филол. наук /
Н.С.Гупиус, Томский гос. ун-т. - Томск, 2006. - 23с.
106. Двинина 2014 Двинина С.Ю. Категории времени и пространства в художественном дискурсе постмодернизма (на материале романов «Хоксмур» П. Акройда, «Алвертон» А. Торпа, «Чапаев и Пустота» В. Пелевина, «Алтын-толобас» Б. Акунина): Дис. ... канд. филол. наук / С.Ю. Двинина, Челябинский гос. ун-т. - Челябинск, 2014. - 209 с.
107. Дегтярёва 2002 Дегтярёва О.А. Зеркало как общекультурный феномен: Дис. ... канд. культурологии / О.А.Дегтярёва, С.-Петерб. гос. ун-т, Республ. гум. ин-т. - СПб., 2002. - 138 с.
108. Зайнуллина 2004 Зайнуллина И.Н. Миф в русской прозе конца ХХ - начала ХХ1 веков: Дис. ... канд. филол. наук / И.Н.Зайнуллина, Казанский гос. ун-т. - Казань, 2004. - 195с.
109. Зайцева 2004 Зайцева Ю.Ю. Мотив зеркала в художественной системе В. Набокова (на материале русской прозы): Дис. ... канд. филол. наук / Ю.Ю. Зайцева, Пермский гос. ун-т им. А.М.Горького. -Пермь, 2004. - 210 с.
110. Козьмина 2005 Козьмина Е.Ю. Поэтика романа-антиутопии: на материале русской литературы XX века: Дис. ... канд. филол. наук / Е.Ю.Козьмина, Рос. гос. гум. ун-т. - Москва, 2005. - 222 с.
111. Колмакова 2015 Колмакова О.А. Поэтика русской постмодернистской прозы рубежа XX - XXI вв.: типы пространства и времени в воплощении кризисного сознания: Дис. ... д-ра филол. наук / О.А.Колмакова, Бурятский гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2015. - 339 с.
112. Кочергина 2016 Кочергина А.В. Художественное пространство и время в романах Й. Макьюэна: Дис. ... канд. филол. наук / А.В.Кочергина, Каз. (Приволжский) фед. ун-т. - Казань, 2016. - 163 с.
113. Ласкина 2000 Ласкина Н.О. Принципы организации художественного времени и пространства в прозе А.П. Платонова
двадцатых годов: Автореф. дис.....канд. филол. наук / Н.О.Ласкина,
Ин-т филологии Объединен. Ин-т истории, филологии и философии СО РАН. - Новосибирск, 2000. - 18 с.
114. Маркова 2003 Маркова Т.Н. Формотворческие тенденции в прозе конца ХХ века (В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Пелевин): Дис. ... д-ра филол. наук / Т.Н.Маркова, Уральский гос. университет. -Екатеринбург, 2003. - 369 с.
115. Маслова 2014 Маслова А.Г. Поэтика времени и пространства в русской поэзии последней трети XVIII века: Дис. ... д-ра филол. наук / А.Г.Маслова, Вятский гос. гум. ун-т. - Киров, 2014. - 499 с.
116. Морозов 2007 Морозов Д.В. Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова: Дис. ... канд. филол. наук / Д.В.Морозов, Костромской гос. ун-т им. Н.А.Некрасова. -Кострома, 2007. - 195 с.
117. Мухарлямова 2010 Мухарлямова Г.Н. Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов XX века: Дис. ... канд. филол. наук / Г.Н.Мухарлямова, Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т. - Казань, 2010. - 210 с.
118. Назаренко 2009 Назаренко О.В. Набоковское стилевое влияние в русской прозе рубежа XX - XXI веков: Дис. ... канд. филол. наук / О.В.Назаренко, Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д.Ушинского. -Ярославль, 2009. - 189 с.
119. Насрутдинова 1999 Насрутдинова Л.Х. «Новый реализм» в русской прозе 1980-90-х годов (концепция человека и мира): Дис. ... канд. филол. наук / Л.Х Насрутдинова, Казанский гос. ун-т. - Казань, 1999. - 233 с.
120. Оконечная 1994 Оконечная О.Ю. Традиции русского символизма в прозе В.В. Набокова 20-30-х годов: Дис. ... канд. филол. наук / О.Ю. Оконечная, Лит. ин-т им Горького. - Москва, 1994. - 180 с.
121. Палькина 2013 Палькина Т.Н. Типология пространственно-временной организации современной прозы Мордовии: Дис. ... канд. филол. наук / Т.Н. Палькина, Мордовский гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева. - Саранск, 2013. - 148 с.
122. Пастухова 2010 Пастухова Е.Е. «Русская "женская проза" рубежа XX-XXI веков в осмыслении отечественной и зарубежной литературной критики»: Дис. ... канд. филол. наук / Е.Е.Пастухова, Сарат. Гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2010. - 147 с.
123. Пахомова 2006 Пахомова С.И. Константы художественного мира
Людмилы Петрушевской: Автореф. дис..... канд. филол. наук /
С.И.Пахомова, СПбГУ. - СПб, 2006. - 19с.
124. Пигарёва 2002 Пигарева Т.И. Хорхе Гильен. Поэтика времени и
пространства: Дис..... канд. филол. наук / Т.И.Пигарева, МГУ. -
Москва, 2002. - 157 с.
125. Подлесных 2008 Подлесных А.С. Геопоэтика Алексея Иванова в
контексте прозы об Урале: Автореф. дис..... канд. филол. наук /
А.С.Подлесных, Уральский гос. ун-т. им. А.М.Горького. -Екатеринбург, 2008. - 24 с.
126. Полищук 2000 Полищук В.Б. Поэтика вещи в прозе В.В. Набокова: Дис. ... канд. филол. наук / В.Б.Полищук, Гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. - СПб, 2000. - 176 с.
127. Прохорова 2008 Прохорова Т.Г. Проза Л. Петрушевской как система дискурсов.: Дис. ... д-ра филол. наук / Т.Г.Прохорова, Казанский гос. университет. - Казань, 2008.- 338 с.
128. Пыхтина 2014 Пыхтина Ю.Г. Функционально-семантическая типология пространственных образов и моделей в русской литературе XIX - нач. XXI вв.: Дис. ... д-ра филол. наук / Ю.Г.Пыхтина, Рос. ун-т дружбы народов. - М., 2014. - 346 с.
129. Савельева 2007 Савельева А.В. Своеобразие художественного
мира Михаила Кураева: Автореф. дис..... канд. филол. наук /
А.В.Савельева, СПбГУ. - СПб, 2007. - 18с.
130. Скворцов 2000 Скворцов А.Э. Литературная и языковая игра в русской поэзии 1970-1990-х годов: Дис. ... канд. филол. наук / А.Э.Скворцов, Казанский гос. ун-т. - Казань, 2000. - 233 с.
131. Сорокина 2005 Сорокина Т.В. Отечественная проза рубежа ХХ-ХХ1 веков в аспекте «вторичных художественных моделей» (Л.Петрушевская. Ю.Буйда, Вик. Ерофеев). Дис. ... канд. филол. наук / Т.В.Сорокина, Казанский гос. ун-т. - Казань, 2005. - 167 с.
132. Тюленева 2006 Тюленева Е.М. «Пустой знак» в постмодернизме: теория и литературная практика: Автореф дис. ... д-ра филол. наук / Е.М.Тюленева, Иван. гос. ун-т. - Иваново, 2006. - 41 с.
133. Фролова 2012 Фролова Т.Г. Эволюция метафорического стиля на рубеже XX-XXI вв.: Дис. ... канд. филол. наук / Т.Г.Фролова, С.-Петерб. Гос. ун-т. - СПб., 2012. - 201 с.
134. Шутая 2007 Шутая Н.К. Типология художественного времени и пространства в русском романе XVIII - XIX вв.: Дис. ... д-ра филол. наук / Н.К.Шутая, Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2007. -468 с.
135. Щукина 2004 Щукина Д. А. Пространство как лингвокогнитивная категория: На материале произведений М.А. Булгакова разных жанров: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Д.А. Щукина, С.-Петерб. Гос. ун-т. - СПб., 2004. - 35 с.
136. Юрасова 2008 Юрасова Н.Г. Пространство и время в художественном мире В.В. Маяковского: Дис. ... канд. филол. наук / Н.Г.Юрасова, Нижегор. гос. ун-т им Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2008. - 229 с.
Научно-критическая литература
137. Абашев 2014 Абашев В.В. Интермедиальные трансформации горной мифологии П.П. Бажова в романе Ольги Славниковой «2017» /
B.В. Абашев // Вестник Пермского университета. - Вып. 1 (25). - 2014. -
C. 145-158.
138. Абашева 2001 Абашева М.П. Литература в поисках лица (русская проза в конце ХХ века: становление авторской идентичности) / М.П.Абашева. - Пермь: Изд. Пермского университета, 2001. - 320 с.
139. Акминлаус 2010 Акминлаус А. «Легкая голова» как «автобиография возможного» // URL: http://fantlab.ru/article628 (дата обращения 30.09.2017).
140. Амусин 2008 Амусин М.Ф. Посмотрим, кто пришел / М.Ф.Амусин // Знамя. - 2008. - №2. - С. 201-209.
141. Бавильский 2000 Бавильский Д. Разбитое зеркало // URL: http://www.vavilon.ru/diary/000107. html (дата обращения 30.09.2017).
142. Балханов 2002 Балханов В. А. Встреча с прошлым и будущим / В.А.Балханов. - Изд-во: Бурятский госуниверситет, 2002. - 234 с.
143. Басинский 2006 Басинский П. Шок и натиск // URL: https://rg.ru/2006/05/05/knigi.html (дата обращения 30.09.2017).
144. Белоусов 2004 Геопанорама русской культуры: Провинция и её локальные тексты / Сост. В.В.Абашев, А.Ф.Белоусов, Т.В.Цивьян. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 672 с.
145. Беляков 2002 Беляков С. Оптические эффекты. Заметки о творчестве Ольги Славниковой // URL: http://magazines.russ.ru/ural/2002/4/bel.html (дата обращения 30.09.2017).
146. Беляков 2006 Беляков С. Натюрморт с камнем / С.Беляков // Знамя. - 2006. - №12. - С. 187-194.
147. Беляков 2008 Беляков С. Сестра её смерть // URL: http://vz.ru/culture/2008/7/25/190059.html 2008 (дата обращения 30.09.2017).
148. Богданова 2001 Богданова О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века): Материалы к курсу «История русской литературы XX века (часть III)». - СПб.: СПб гос. ун-т, 2001. - 252 с.
149. Богданова 2004 Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ века - начало ХХ1 века) / О.В.Богданова. - СПБ.: Филол. ф-т СПб. гос. университета, 2004. - 716 с.
150. Богуславская 2011 Богуславская О. Селебритиз и поклонники / О.Богуславская // Знамя. - 2011. - №3. - С. 209-213.
151. Болотник 2000 Болотник Е. Размышления над романом Ольги Славниковой «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» // URL: http://journal.uralgalaxy.ru/ug5/razmysh.htm (дата обращения 4.11.2017).
152. Васильева-Шальнева 2012 Васильева-Шальнева Т.Б. Некоторые особенности художественной структуры романа О.Славниковой «2017» / Т.Б.Васильева-Шальнева // Филология и культура. Philology and culture. - 2012. - №1(27). - С. 101-104.
153. Васильева-Шальнева 2013 Васильева-Шальнева Т.Б. Екатеринбургский текст в романе О.Славниковой «2017» / Т.Б. Васильева-Шальнева // Казанский текст: проблемы и перспективы изучения: коллективная монография по итогам Всероссийской научной конференции «Казанский текст в литературе» (3-6 октября 2012 года) / Под ред. Т.Г.Прохоровой. - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга и качества образования», 2013. - С.22-26.
154. Вежлян 2009 Вежлян Е. Новая актуальность, или Назад к Толстому / Е.Вежлян // Знамя. - 2009. - №10. - С. 188-192.
155. Володихин 2009 Володихин Д., Вежлян Е. Ольга Славникова. Любовь в седьмом вагоне // URL: http://magazines.mss.rU/znamia/2009/5/ve25.html (дата обращения 3.11.2017).
156. Воложин 2011 Воложин С. Славникова. Сознание определяет бытие // URL: http://www. peremeny. ru/blog/9650 (дата обращения 3.11.2017).
157. Вязмитинова 2007 Вязмитинова Л. О романе Ольги Славниковой «2017» // URL: http://exlibris.ng.ru/tendenc/2007-04-l9/7 slavnikova.html (дата обращения 3.11.2017).
158. Галиева 2009 Галиева Ж. Граница между небом и землей / Ж.Галиева // Вопросы литературы. - 2009. - №6. - С. 127-141.
159. Гликман 2011 Гликман К. Подрезанные джунгли / К.Гликман // Октябрь. - 2011. - №12. - С. 175-176.
160. Гриценко 2007 Гриценко А. У нас весь реализм метафизичен // URL: http.7/exlibris.ng.ru/ tendenc/2007-04-19/7slavnikova.html (дата обращения 4.11.2017).
161. Данилкин 2010 Данилкин Л. Клудж / Л.Данилкин. - М.: РИПОЛ Классик, 2016. - 384 с.
162. Елагина 2007 Елагина Е. Постижение прозрачности / Е.Елагина // Нева. - 2007. - №2. - С. 217-219.
163. Ермолин 2001 Ермолин Е. Время правды пришло / Е.Ермолин // Новый мир. - 2001. - №11. - С. 182-186.
164. Завгородняя 2009 Завгородняя Д. Почему книги Ольги Славниковой называют достоверной фантастикой? // URL: http://www.kp.by/daily/press/detail/2932 (дата обращения 4.11.2017).
165. Зайцева 2002 Зайцева Ю. «Принцип зеркала» в художественной системе В. Набокова / Ю.Зайцева // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи: Сб. статей Всероссийской научной конференции. - Соликамск, 2002. - С. 327-337.
166. Злотникова 2014 Злотникова Т.С., Ерохина Т.И., Летина Н.Н., Киященко Л.П. Русская провинция в философском дискурсе: концептуализация метафоры / Т.С.Злотникова // Вопросы философии. -2014. - №11. - С. 126-136.
167. Злочевская 2008 Злочевская А. Парадоксы зазеркалья в романах Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова / А.Злочевская // Вопросы литературы. - 2008. - №2. - С. 201-221.
168. Иванников 2013 Иванников С. «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки». Роман Ольги Славниковой // Топос. URL: http://www.topos.ru/article/literaturnaya-kritika/strekoza-uvelichennaya-do-razmerov-sobaki-roman-olgi-slavnikovoy (дата обращения 6.09.2016).
169. Иванова 1993 Иванова Н. Гибель богов. / Н.Иванова. - М., 1993. - 348 с.
170. Иванова 2010 Иванова Н. Дорогое удовольствие // Знамя. — 2010. — №11. - С. 183-189.
171. Иванова 2011 Иванова Н. Русский крест: Литература и читатель в начале нового века / Н.Иванова. - М.: Время, 2011. - с. 384.
172. Карякин 1989 Карякин Ю.Ф. Новый хронотоп / Ю.Ф.Карякин // Достоевский и канун XXI века. - М.: Советский писатель, 1989. - 652 с.
173. Карякин 2009 Карякин Ю.Ф. Достоевский и Апокалипсис / Ю.Ф.Карякин. - Харьков: Фолио, 2009. - 703 с.
174. Касаткина 2000 Касаткина Т. Литература после конца времен / Т.А.Касаткина // Новый мир. - 2000. - №6. - С. 187-202.
175. Козлова 2008 Козлова С.М. Альтернативы прошлого и будущего России в современной отечественной прозе / С.М.Козлова // Вестник Томского гос. ун-та, филология. - 2008. - №3 - С. 73-81.
176. Кузьменков 2014 Кузьменков А. Славникова, уменьшенная до размеров Славниковой / А.Кузьменков // Литературная газета, 2014. -№36 (6478). 17-23 сент. - С. 4.
177. Кучерская 2005 Кучерская М. Повесть о настоящем и ненастоящем / М.Кучерская // «Новый мир». 2005. - № 8. - С. 155-157.
178. Кучерская 2007 Кучерская М. 3 причины прочитать «Лёгкая голова» Ольги Сланиковой // URL: http://www.psychologies.ru/events/books/hudogestvennaya-literatura (дата обращения 4.11.2017).
179. Латынина 2010 Латынина А. Офисный мышонок и государственные головастики / А.Латынина // Новый мир. - 2010. -№12. - С. 177-184.
180. Липневич 2001 Липневич В. Долгое прощание, или «О, Славникова!» (О романе О.Славниковой «Бессмертный») / В. Липневич // Дружба Народов. - 2001. - № 10. - С. 166-169.
181. Лихачев 1967 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С.Лихачев. - Л, 1967. - 372 с.
182. Лотман 1988 Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Ю.М.Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М.: Просвещение, 1988. - С. 251-292.
183. Лукашенок 2015 Лукашенок И. Логика исторических повторов // URL: http://www.kafedramtai.ru/90-almanac-issue-8/reviews/777-igor-lukashonok-psikhologiya-istoricheskikh-povtorov-na-primere-russkikh-antiutopij (дата обращения 2.11.2017).
184. Лукьянин 2000 Лукьянин В. Непрочитанная Славникова // URL: http://magazines.russ.ru/ druzhba/2000/12/luk.html (дата обращения 2.11.2017).
185. Маркарян 2015 Маркарян О. Ольга Славникова. Вязкий рок повседневности // URL: http://rara-rara.ru/menu-texts/olga_slavnikova_vyazkij_rok_povsednevnosti (дата обращения 1.11.2017).
186. Немзер 2006 Немзер А. Это только присказка // URL: www.ruthenia.ru/nemzer/slavnikova2017.html 2006 (дата обращения 1.11.2017).
187. Осьмухина 2017 Осьмухина О.Ю. Набоковский дискурс прозы О. Славниковой (на материале романов «Один в зеркале» и «Бессмертный») // Вестник Нижегородского ун-та им Н.И. Лобачевского, 2017, №1, С. 220-225.
188. Поляк 2014 Поляк А. Современная русская социальная фантастика (2017 Ольги Славниковой) / А.Поляк // Acta Universitatis Lodziensis. Folia litteraria Rossica. - 2014. - №7. - С. 297-306.
189. Прохорова 1995 Прохорова Т., Скворцов А. К вопросу о русском постмодернизме / Т.Г.Прохорова, А.Э.Скворцов // Ученые записки КГУ. - Т. 131. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1995. - С.134-141.
190. Прохорова 2000 Прохорова Т.Г. Постмодернистская ситуация и романтическое мировосприятие (на материале новеллистики Ю.Буйды) / Т.Г.Прохорова // Русская литература ХХ-го века: Итоги и перспективы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - С.257-259.
191. Прохорова 2001 Прохорова Т.Г. Языковая картина мира в новеллистике Л.Петрушевской / Т.Г.Прохорова // Бодуэновские чтения: Труды и материалы. Т.2. - Казань: Казан. ун-т, 2001. - С.171-173.
192. Прохорова 2002 Прохорова Т.Г. Образ мира в слове Л.Петрушевской (на материале рассказов) / Т.Г.Прохорова // Ученые записки Казанского университета. - Т.143. - Казань: Изд-во Казан. унта, 2002. - С. 264-268.
193. Прохорова 2007 Прохорова 2007 Прохорова Т.Г. К вопросу о своеобразии художественного мира прозы Л.Петрушевской / Т.Г. Прохорова // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Филология. №.4. -Новосибирск: изд-во СО РАН, 2007. - С.74-79.
194. Прохорова 2007 Прохорова Т.Г. Мистическая реальность в прозе Петрушевской. / Т.Г. Прохорова // Русская словесность. - 2007. - №7. -С.29-34.
195. Прохорова 2008 Прохорова Т. Как сделан первый роман Людмилы Петрушевской? / Т.Г. Прохорова. // Вопросы литературы. - 2008. - №1. -С. 249-264.
196. Прохорова 2009 Расширение возможностей как авторская стратегия. Людмила Петрушевская / Т.Г.Прохорова // Вопросы литературы. - 2009. - №3. - С. 149-164.
197. Ремизова 1999 Ремизова М. Деталь, увеличенная до размеров романа // URL: tp://www.ng.ru/culture/1999-12-29/7_detail.html (дата обращения 26.10.2017).
198. Ремизова 2006 Ремизова М. Мнимые величины / М.Ремизова // Новый мир, 2006. - Т.№9. - С. 168-174.
199. Риц 2010 Риц Е. Рецензия. Ольга Славникова. Лёгкая голова. // URL: http://os.colta.ru/literature/events/details/18402 (дата обращения 26.10.2017).
200. Сафронова 2012 Сафронова Е. Ольга Славникова. Лёгкая голова // URL: http://magazines.russ.ru/zin/2012/1/s11.html (дата обращения 25.10.2017).
201. Серова 2011 Серова З., Прохорова Т., Сорокина Т. Жанровые трансформации романа в русской прозе рубежа ХХ-ХХ1 вв.: Монография / Зинаида Серова, Татьяна Прохорова, Татьяна Сорокина. -Saarbrucken: Lap Lambert Academic Publishing GmbH + CO. KG, 2011. -174с.
202. Созина 1998 Созина Е.К. Зеркальная символика как явление стиля русской поэзии рубежа веков / Е.К.Созина // XX век. Литература. Стиль. Стилевые закономерности русской литературы XX века (1900 - 1950) / отв. ред. В.Эйдинова. - Екатеринбург, 1998. - Вып.3. - С. 48-59.
203. Тайганова 2002 Тайганова Т.Э. Наследники Джана: «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» в сравнении с другими формами жизни / Т.Э.Тайганова // URL: //http://www.owl.ru/win/articles/nasledn.htm. (дата обращения 25.10.2017).
204. Тименчик 1986 Тименчик Р.Д. К символике трамвая в русской поэзии / Р.Д.Тименчик // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам. / Тартуский гос. ун-т. - Вып. 754. - 1986. - С. 135-143.
205. Топоров 2010 Топоров В. Литературные итоги десятилетия. С высоты птичьего полёта // URL: http://rus.ruvr.ru/2011/01/04/38656357.html (дата обращения 25.10.2017).
206. Фролов 1998 Фролов Г.А. Романтическая интертекстуальность в немецком романе постмодернизма / Г.А.Фролов // Ученые записки Казанского университета. - Т.135. - 1998. - С.228-236.
207. Фролов 2010 Фролов И. Геометрия литературы. Декартова критика // Урал. — 2010. — №1. - С.32-37.
208. Цивьян 1986 Цивьян Ю.Г. К символике поезда в раннем кино / Ю.Г.Цивьян // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам. - Тартуский гос. ун-т. - Вып. 754. - 1986. - С. 119-134.
209. Шишкова-Шипунова 2006 Шишкова-Шипунова С. Гора, уменьшенная до размеров мыши. О романе О. Славниковой «2017» / С.Шишкова-Шипунова // «Знамя». 2006. - № 12. - С. 181-186.
210. Шутая 2005 Шутая Н.К. Сюжетные возможности хронотопа «присутственное место» и их использование в произведениях русских классиков XIX века (на примере прозаических произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Л.Н.Толстого) / Н.К.Шутая // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. - 2005. - № 5. - С. 47-64.
211. Щукин 2004 Щукин В.Г. О филологическом образе мира (философские заметки) / В.Г. Щукин // Вопросы философии. - 2004. -№10. - С. 47-64.
212. Юзефович 2011 Юзефович Г. Битва за Британию // URL: http://www.itogi.ru/literatura/2011/16/164274.html (дата обращения 25.10.2017).
Учебная и справочная литература
213. Введение в литературоведение ... 1999 Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под. ред. Чернец Л.В. - М.: Высш. шк.; Академия, 1999. - 556 с.
214. Ильинский 1922 Ильинский Г.А. Река Москва / Г.А.Ильинский // Известия Российской академии наук. - Сер. 6. - Т. 16. - М.: 1922. - С. 601-604.
215. Лейдерман, Липовецкий 2003 Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х т. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
216. Литературоведение 2014 Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины // Под. ред. Л.В. Чернец // URL:http://taviak.ru/distance/wpcontent/uploads/2014/obshcheobrazovatelny e_distsipliny/Literatura/ Chernec.pdf (дата обращения 5.11.2017).
217. Нефагина 2003 Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, - 2003. - 320 с.
218. Прохорова 2005 Прохорова Т.Г Постмодернизм в русской прозе: учебное пособие / Т.Г.Прохорова. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. - 95 с.
219. Роднянская 1978 Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти тт. - Т.9. - М.: Советская Энциклопедия, 1978. - Стлб. 772-780.
220. Руднев 1999 Руднев В. П. Словарь русской культуры XX века. -М.: Аграф, 1999. - 384 с.
221. Русская проза конца ХХ века 2005 Русская проза конца ХХ века: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Агеносов, Т.М. Колядич, Л.А. Трубина и др.; Под ред. Т.М.Колядич. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 424 с.
222. Сушилина 2001 Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России: Учеб. пособ. для вузов / И.К.Сушилина - М.: Изд-во МГУП, 2001. - 130 с.
223. Трессидер 1999 Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.
224. Черных 1950 Черных П.Я. Две заметки по истории русского языка. 1. К вопросу о происхождении имени Москва / П.Я.Черных // Известия АН СССР, ОЛЯ, 1950. - Т. 9. - Вып. 5. - С. 393-401.
225. Черняк 2007 Черняк М.А. Современная русская литература (10 -11 классы): учебно-методические материалы. / М.А.Черняк - М.: Эксмо, 2007. - 320 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.