Хронотоп в дагестанском историческом романе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Рамазанова, Пати Казихановна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Рамазанова, Пати Казихановна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА
§1. Образ времени в романе «Сулак-свидетель» М. Хуршилова и «Манана» А. Абу-Бакара.
§2. Отсутствие временных границ в романе К. Меджидова
Сердце, оставленное в горах».61
ГЛАВА II. РОЛЬ ПРОСТРАНСТВА В СЮЖЕТОСТРОЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА
§ 1. Концепция пространства в романе М. Хуршилова
Сулак-свидетель».79
§2. Пространственные образы романа А. Абу-Бакара «Манана».97
§3. Замкнутое пространство в романе К. Меджидова
Сердце, оставленное в горах».118
ГЛАВА III. СВОЕОБРАЗИЕ РОМАННОГО ХРОНОТОПА
§ 1. Хронотопические образы как организационные центры событий в романах М. Хуршилова «Сулак-свидетель» и А. Абу-Бакара «Манана».128
§2. Роль хронотопа в раскрытии внутреннего мира героев романа
К. Меджидова «Сердце, оставленное в горах».:.150
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Роман Ахмедхана Абу-Бакара "Манана": комплексный анализ2010 год, кандидат филологических наук Магомедшапиева, Гидаят Камалудиновна
Дагестанский исторический роман второй половины ХХ века: самобытность и типологическая общность2011 год, доктор филологических наук Омаршаева, Эльмира Магомедовна
Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова2002 год, кандидат филологических наук Абдурагимова, Минара Насрулаевна
Характер и конфликт в лезгинском историческом романе2009 год, кандидат филологических наук Алиева, Эльмира Рагимовна
Жанр рассказа в творчестве Ахмедхана Абу-Бакара2010 год, кандидат филологических наук Омарова, Динара Курбановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хронотоп в дагестанском историческом романе»
Актуальность темы исследования. Новое прочтение и новый подход к рассмотрению и анализу литературы советского периода представляет собой сложный процесс. В условиях возросшего интереса к истории Дагестана научно-теоретическое осмысление творчества ряда писателей, обратившихся в своих произведениях к прошлому, приобретает особую значимость.
Актуальность темы не только в том, что романы «Сулак-свидетсль» М. Хуршилова, «Сердце, оставленное в горах» К. Меджидова, «Манана» А. Абу-Бакара являются по специфике жанра историческими и требуют нового прочтения в условиях современного литературного процесса, но и в том, что акцент делается не на историзме этих произведений, а на особенностях пространственно-временного изображения действительности в творческом осмыслении писателей. Наряду с особенностями жанра рассматриваются сюжет и композиция, анализируются отдельные герои и персонажи произведений. Но при этом скрепляющим звеном являются хронотогшческие мотивы, «ценности», выделяемые авторами. Значимость темы определяется также отсутствием специальных исследований по анализу хронотопа в дагестанской литературе. Данная работа представляет собой попытку устранения этого пробела в дагестанском литературоведении.
Объектом исследования являются тексты трех романов: М. Хуршилова «Сулак-свидетель», К. Меджидова « Сердце, оставленное в горах» и А. Абу-Бакара «Манана». Также объектом исследования явлется хронотоп в анализируемых произведениях.
Понятие хронотопа введено в литературоведение М.М. Бахтиным, который, по его словам, воспользовался термином математического естествознания и констатировал, что хронотоп означает неразрывную связь пространства и времени при ведущем значении времени. М.М. Бахтин дает следующее определение: «Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы.».1 Хронотоп - это «времяпространство», т. е. литературовед указывает на существенную взаимосвязь временных и пространственных представлений. «В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом.»2 Бахтин связывает хронотоп с романным видом творчества. Романный хронотоп определяется особенностями изображаемой ситуации, которая включает в себя «личность, микросреду и среду, которые могут находиться в разном соотношении друг с л другом». А .Я. Эсалнек связывает своеобразие романного хронотопа с ориентировкой на исследование и воспроизведение судьбы личности в различных жизненных ситуациях и под разным углом зрения. «Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом.»4 «Связав хронотоп с романным видом творчества, М.М. Бахтин очень широко трактовал понятие романа, отождествив его фактически со всей литературой Нового времени. Вместе с тем он показал своеобразие хронотопа лишь в наиболее ранних типах романа - древнегреческом, авантюрно-рыцарском, авантюрно-плутовском, романе Рабле.»5 Литературовед говорил о том, что хронотопичностыо обладают и персонажи произведения, и многие другие компоненты текста: интерьер, портрет, речь героев. «Хронотоп как формально содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен.»6 О понятии «хронотоп» указывал в своей работе «Поэтическое время и пространство» Н.К. Гей. Он отмечал о присущих литературному
1 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - С. 235.
2 Бахтин М.М. Там же. - С. 235.
3 Эсалнек А.Я. Указ, статья. - С. 75.
4 Бахтин М.М. Там же. - С. 234.
5 Эсалнек А.Я. Своеобразие хронотопа в романе Ф.Н. Достоевского «Бесы»// Филологические науки. 1999. № 2. - С. 3.
6 Бахтин М.М. Указ, работа. - С. 234. произведению временных и пространственных соотношениях. «Литература вынуждена растягивать в последовательную цепь одновременное и одномоментное и сближать, сопоставлять, спрессовывать вместе неодновременное, а подчас и далеко отстоящее друг от друга.»1 Временные и пространственнее координаты II.K. Гей обозначает «каркасом произведения», «одним из . действенных средств организации его содержания».
Понятие «хронотоп» мы связываем с жанровой спецификой рассматриваемых произведений
Роман «Сулак-свидетель» М. Хуршилова - это историко-социальный, революционный роман. Роман <<Манана» А. Абу-Бакара по своей жанровой структуре является социальным, историческим, нравственно-философским, семейно-бытовым, приключенческим романом. Произведение К. Меджидова «Сердце, оставленное в горах» относится к историко-социальному, нравственно-философскому жанру романа. При всех особенностях жанровых разновидностей рассматриваемых произведений их объединяет наличие признаков исторического романа, следует отметить, что романы «Сулак-свидетель» М. Хуршилова и «Манана» А. Абу-Бакара тяготеют к ретроспективным романам, как романам о прошлом. К исторической прозе Дагестана можно отнести ряд. произведений: повесть Казбека Мазаева «Вампир», дилогию Магомеда Башаева «Отцы» и «Преданный мальчик», повесть Хизгила Авшалумова «Фамильная арка». Шагом вперед в раскрытии образа революционера является повесть М.-С. Яхьяева «Три солнца», в которой воссоздана биография Уллубия Буйнакского. В дагестанской литературе значительное развитие получил жанр историко-революционного романа, в котором показаны события гражданской войны, изображены не только вымышленные герои, но и подлинные исторические лица. К нему относятся трилогии Абдуллы Искендерова «Самур», М.-С. Яхьяева «Горы
1 Гей Н.К. Поэтическое время и пространство /Художественность литературы. Поэтика. Стиль.-М., 1975,-С. 269. свидетели». Но мы решили остановить свой выбор на романах М. Хуршилова «Сулак-свидетель», К. Меджидова «Сердце, оставленное в горах» и А. Абу-Бакара «Манана», написанные в разные периоды развития дагестанской литературы, а именно в 40-е, 60-е, 80-е годы XX столетия. Каждому из них присущи определенные черты. Это обусловлено и своеобразием творческого метода каждого автора, и особенностями соответствующего литературного периода.
Исторический роман - это роман об истории, который при этом не дублирует научный материал, не повторяет факты истории, а «постигает с ней общий материал по законам художественного пересоздания действительности».1 Для исторического романа характерен набор устойчивых черт и признаков независимо от времени и места написания. Поэтому, как нам представляется, назвать отдельным самостоятельным жанром исторический роман нельзя. Он относится к «разновидности единого эпического жанра» — романа. Еще JT. Ершов отмечал в своей работе, что «исторический роман - это понятие не столько строго видового, сколько тематического ряда. Не умаляя значения и правомерности наименования «исторический жанр», нужно учитывать его условность»2, ибо историческая тема может быть раскрыта и средствами социально-психологического, и философского, и публицистического романа.
К проблеме исторического романа обращались в своих работах Г. Ленобль,В. Оскоцкий, С. Петров, Ю. Андреев, М. Серебринский. Огромный интерес представляет работа М. Бахтина «Эпос и роман (О методологии исследования романа)». Он выделяет три основных признака, отличающих роман от всех остальных жанров. Это «1) стилистическая трехмерность романа, связанная с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе; 3) новая зона построения литературного образа в романе, именно зона
1 Оскоцкий В. Роман и история. - М.: 1977г., с. 264
2 Ершов JI. Русский советский роман. - Л., 1967. - С. 26 максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности».1 Взглядов Бахтина придерживается в своих работах
A.Я. Эсалнек («Роман», «Своеобразие романа как жанра»). Опираясь на работы М. Бахтина, П. Тамарченко, А. Эсалнек, JL Ершова и других авторов,
B. Малкина в своей диссертации «Поэтика исторического романа» определяет, разбив по группам, следующие признаки, характерные для исторического романа. Первая группа - это «композиционно-речевые формы и система точек зрения». К ней относится «временная дистанция, соединение точек зрения различных эпох — прошлого и настоящего, или прошлого пропрошлого» и «присутствие - в той или иной форме - исторической справки». Еще Гегелем было замечено, что при реставрации прошлого всегда так или иначе учитывается современный взгляд на историю.3
В романе «Сулак-свидетель» М. Хуршилова показано с исторической достоверностью экономическое положение дагестанского дореволюционного аула, изображен вызванное бедностью процесс роста отходничества. Автор подчеркивает дистанцию между прошлым, изображаемым в романе, и настоящим. «Обязательным качеством исторического романа является большая степень документальности событий и лиц, изображаемых писателем».4
Документальная основа отчетливо выражена в романе К. Меджидова «Сердце, оставленное в горах». «Жизнь лезгинского народа показана на фоне исторических событий, присоединения Дагестана к России, преобразования вольных обществ Самурской долины в Самурский округ».5
Бахтин М. Эпос и роман (о методологии исследования романа).// Вопросы литературы. 1970. №1.-С. 101
2 Малкина В. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типология жанра: на материале русской литературы XIX начала XX века: Автореферат диссертации кандидата фил. наук.-М.,2001.-С.6
3 Гегель Г.В. Эстетика. В 4 т. Т. 1 - М., 1968. - С. 312
4 История русского советского романа. Кн. 1. - M.-JL, 1965. - С. .398.
5 Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза. История жанровой системы. - Махачкала, 1998.-С. 111.
Незыблемость нравственной культуры человека и основ этических ценностей В. Малкина обозначила понятием «готический антропологизм». Как и в романе «Сердце, оставленное в горах», так и в романе «Манана»
A. Абу-Бакара историзм соединен с «готическим антропологизмом». А. Абу-Бакар сочетает в своем произведении элементы исторического и приключенческого романа, семейно-бытового романа, фольклорных произведений и документальной прозы. Яркий пример подобного синтеза -вторая книга романа «Внук Хаджи - Мурата». В романе прошлое и настоящее не только противопоставлены, но и имеют нерушимые традиции, обычаи, присущие двум народам, грузинскому и дагестанскому. Автор изображает смену одной социальной формации другой, произошедший переворот в судьбах двух народов. «Кропотливая работа над грузинскими источниками, хрониками, летописями, которую провел Абу-Бакар в процессе работы над книгой, говорит о документальной основе произведения».1 Автор на протяжении всего романа, особенно во второй части, обращается к историческому материалу. Конечно же, во всех трех произведениях присутствует авторский вымысел. Но ведь «строгое соответствие художественной правды правде документа необязательно. Правда документа — застывшая правда. Художественная правда шире, объемнее конкретных фактов истории, ибо она охватывает явление в их движении, становлении, во взаимном столкновении. Она «разжимает» локальные границы событий, воссоздает не только то, что было, но и то, что могло быть в предполагаемых обстоятельствах. Возможное, но не случившееся порой лучше раскрывает существо исторического бытия, создает иллюзию достоверности, продолжая и углубляя жизнь фактов».2
К следующей группе признаков, отличающих исторический роман,
B. Малкина относит «сюжетную организацию, включающую следующие
1 Магомедова З.К. Новаторские тенденции творчества Ахмедхана Абу-Бакара позднего периода. // Ахмедхан Абу-Бакар: творческая судьба. // Сборник статей о творчестве народного писателя Дагестана А. Абу-Бакара. - Махачкала, 2001. - С. 45.
2Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальных литератур. - М., 1974. - С. 192. категории: - авантюрность, т. е. связь сюжетных событий с «чужим миром» и «авантюрным временем» (М.М. Бахтин); - идею испытания героя; -кризисную эпоху как время действия романа (кризис может быть политический, культурный, нравственный); - соединение тем (мотивов, сюжетных ситуаций) «войны и любви», т.е. общественной и частной жизни).1 С. Злобин определяет специфику исторического романа, как «историческое художественное произведение, повествуя о жизни и событиях той или иной эпохи, стремится поставить в центре те события, которые оказали значительное влияние на дальнейшую жизнь и судьбу больших человеческих масс, классов и целых народов. Исторический роман охватывает узловые моменты в истории этих народов, вскрывает движущие силы, движущие пружины событий, показывает закономерности и взаимосвязи, которые имели решающее значение для того или иного исторического поворота».2 В романе «Сулак-свидетель» М. Хуршилов изображает переломный момент в жизни дагестанского народа. Судьба одного аула оказалась переплетенной с общественно-историческими событиями всей страны. В связи с этим в произведении затронут узкий временной период: конец XIX - начало XX века. Главный герой романа - Омар. Это — человек, постепенно прозревающий, становящийся активным борцом за революцию. Пространственные рамки романа выходят за пределы села. В произведении показано, как действуют, борются герои - революционеры в Баку, Петровске, горах Дагестана. Наряду с общественно-политическими событиями показаны сцены семейно-бытовые, сцены взаимоотношений Омара и Меседу, Омара и Маргариты, но они лишены психологической тонкости и глубины.
В романе «Сердце, оставленное в горах» К. Меджидов не изображает революционных событий. Писателя интересуют общественные, бытовые и духовно-нравственные противоречия начала XX века. Решение нравственных проблем автор видит в духовном единении двух народов: русского и
1 Машина В. Указ, работа. - С. 6.
2 Злобин С. О моей работе над историческим романом. - М., 1957. - С. 145-146. лезгинского. Показан процесс перехода сознания простого городского народа от отрицания и неприятия к утверждению и восприятию иной русской культуры. Антон Ефимов, главный герой, проходит трудный путь сближения с удивительным краем и народом. Он борется против невежества горцев и произвола духовенства и одерживает маленькие победы одну за другой.
Роман «Манана» А. Абу-Бакара является подлинно оригинальным и новым по своей форме произведением. На первый взгляд, в основу романа положен приключенческий сюжет, банальная романтическая ситуация: судьба молодой грузинской девушки, похищенной в детстве абреками, ее любовь к дагестанскому юноше Багадуру. Но это лишь фон для описания бурных событий, происходивших в конце XIX - 20-ые годы XX века в грузинских селах Ахал-Цкаро и Тхилиани и дагестанских соседних с Грузией аулах. В романе показана смена одной социальной формации другой и связанные с этим глобальные потрясения в судьбах жителей небольших, забытых богом уголках Кавказа. Действие первой книги разворачивается на рубеже XIX — XX вв., временной охват второй — годы установления Советской власти на Кавказе. Пространственные рамки довольно широки: дагестанские горные аулы, села Алазанской долины, Тифлис, Темир-Хан-Шура, Порт-Петровск, Стамбул, различные районы Турции. Одним из главных героев романа, чьим именем названа вторая часть книги, является Багадур. Еще будучи маленьким мальчиком, он подвергается тяжелым испытаниям. Несмотря на трудности и препятствия, выпавшие на его долю, Багадур смог сохранить то доброе, что было заложено в нем природой.
Главной героиней романа является Манана. Это - дочь Грузии и Дагестана. В произведении почти все образы проникнуты идеями и политикой, но Манана остается верной своей природной сути. На Манану революционные события не оказывают существенного влияния. Через ее характер писатель рисует колоритную дагестанско-грузинскую действительность. Правдиво изображены нравы и обычаи двух народов, рисуются как положительные стороны патриархальных традиций (взаимопомощь, обостренное чувство родства, уважение к старшим), так и негативные, порожденные древними адатами.
И последняя группа признаков исторического романа, которую рассматривает В. Малкина, это — «система персонажей», включающая в себя «связь судьбы и позиции главного героя с меняющейся исторической ситуацией»; «обязательное присутствие исторических персонажей»; «наличие персонажей, противопоставленных друг другу, в качестве представителей разных социально-исторических сил».1
В романе «Сулак-свидетель», как было уже отмечено, главным героем является Омар. Это не историческая личность, а скорее собирательный образ молодого горца, постепенно прозревающего и становящегося борцом за революцию. Но ведь как отмечает О. Челадзе: «Совсем не обязательно, л чтобы этот человек был подлинным историческим лицом». М. Хуршилов показал нам процесс становления сильного характера Омара, этапы формирования его личности. В начале повествования это обычный горец, не согласный с жестокостью местных богачей и нищенским положением его семьи, уходит из села на заработки. Пройдя ряд испытаний, Омар приобретает новые черты. Тяжело, не сразу приобретает Омар мысль о невозможности изменить жизнь, сотворенную Аллахом, не сразу начинает понимать, что можно добиться успеха, если действовать организованно, сплоченно. Ему помогают «пропитанные запахом нефти» рабочие, познавшие все трудности того времени. И среди них Кузьма. Именно он помогает Омару разобраться в тонкостях классовой борьбы. Главная идейная линия романа - это тема роста революционного сознания, влияние общественной среды на отдельную личность. Но ведь именно «становление личности в эпохе» является основным в историческом романе, как утверждал
1 Малкина В. Указ, работа—С. 7.
2 Чиладзе О. Человек в бесконечности времени и пространства.// Вопросы литературы. 1980. № 8. -С.151.
А.Н. Толстой.1 Правдиво рисует М. Хуршилов растущую классовую дифференциацию в дагестанском ауле. Используя приемы контраста, он изображает противостоящие друг другу силы. Сознательный Кузьма, гордый Омар, бесстрашный, верный своим обычаям горец Исрапил, неугомонный правдоискатель Юсуф, смелая и верная Меседу, храбрый охотник Горо, гроза лесов Шамхал, мудрый старец Хасан, помогающий бунтарям — все они олицетворяют силу духа дагестанского народа. Им противостоят жестокие угнетатели Араш-наиб с сыновьями Узаиром и Зубаиром, коварный слуга Килыч, ненасытный мулла Ариф, продажный Мирза, скупой владелец виноградников Аванес и другие. В романе «Сулак-свидетель» все герои вымышленные, среди них нет реальных исторических лиц. Но мы думаем, что это не причина, чтобы отрицать принадлежность этого произведения к жанру исторического романа. В нем есть упоминание о Махаче Дахадаеве: именно он повлиял на жителей села Салатаву, именно он смог открыть на многие вещи глаза горцам, рассказал о том, как в России борются за свободу и справедливость народных масс. М. Хуршилов собирался продолжить написание своей книги, но смерть прервала эту работу. Мы смеем утверждать, что в последующих частях романа обязательно действовали бы исторические личности.
Роман К. Меджидова является подлинно историческим произведением. Главный герой Антон Никифорович Ефимов - реальное лицо. Это — доктор, посвятивший всю жизнь лезгинскому народу. Деятельный и открытый он всегда среди народа, который полюбился ему с первых дней приезда. Чувствуя изменения, происходящие в России и Дагестане, Ефимов пытается понять противоречивость складывающейся политической обстановки. Он решает, что не может стоять в стороне от народа, старается помочь ему (спасает Ивана Кудряшова, прячет Казимагомеда Агасиева). В романе действует еще одно реальное лицо-революционер Казимагомед Агасиев. В
1 Оскоцкий В. Указ, работа. - С. 263. произведении присутствуют два противоборствующих лагеря, при этом каждый герой, персонаж своеобразен, индивидуален во всем. Ефимову противостоит начальник гарнизона Брусилин, для которого горцы -это невежественные дикари и «вшивые черкесы». Идейно-нравственные, общественные и философские воззрения К. Меджидова воплощены в образах народа: чайханщика Гаджимурада, повара Абдулжалила, смелого Джавада, красавицы Алван, трудолюбивого Берали. Это та среда, в которой живет доктор Ефимов. Это олицетворение народной мудрости, несущей чувство справедливости, добра, прекрасного. Им противостоят отрицательные герои: юрист Панах, мулла Фаиз, кадий Гарус - эффенди, старуха Махлус, полковник Чичинадзе. Это корыстолюбивые, подлые, лживые люди. Роман «Сердце, оставленное в горах» - высокохудожественное эпическое произведение, которое сочетает в себе исторически достоверные факты и художественный вымысел. Несмотря на то, что главные проблемы произведения являются этическими, социальными, нравственными, роман является историческим, в котором автор показывает процесс просачивания одной культуры в другую, перемену в сознании горского народа.
Произведение А. Абу-Бакара представляет собой роман — дилогию. Прочитав первую книгу, можно сделать вывод, что весь сюжет со своими действующими лицами, событиями строится на фундаменте как будто банальной романтической ситуации: судьба грузинской девушки, похищенной в детстве дагестанскими абреками и выросшей среди дагестанской бедноты. Автор концентрирует внимание на общественных событиях, происходивших в изображаемый исторический период в грузинских селах Ахал-Цкаро и Тхилиани и дагестанских соседних с Грузией аулах. Багадур становится активным участником революционных событий. Мужество, смелость, стремление к добру, обостренное чувство справедливости были присущи ему всегда. Вторая книга романа изобилует именами известных представителей городской эмиграции, а также деятелей революционного движения в Кавказском регионе (Серго Орджоникидзе, Сафар Давудов и др.). Во второй книге основу сюжета образуют подлинные факты и события, судьбоносные для народов Кавказа. Это становление Советской власти. В произведении персонажи противопоставлены друг другу по классовым признакам. Народ, который хочет жить мирно, по законам добра, справедливости, - это Алибек, Зураб, Дарчиа, Закар, Сандро, Хвичо, Мирза, Сахават. Они борются против жестокости, грубости, зла Арчила Татшивили, Луарсаба, Чавтара, Федора Миллера, Батыр-хана, кадия Суллы и других.
Таким образом, каждый из рассмотренных романов имеет свою тему, проблематику, особенности сюжетостроения, но их объединяет один общий признак: одно из жанровых разновидностей анализируемых романов является исторический роман.
Степень изученности темы. Романы М. Хуршилова «Сулак-свидетель», К. Меджидова «Сердце, оставленной в горах», А. Абу-Бакара «Манана» были объектом изучения во многих работах дагестанских теоретиков литературоведения. Это работы Ахмедова С.Х., Вагидова A.M., Омаршаевой Э.М., Магомедовой З.К. Абдурагимовой М.Н., и других. Указанные произведения рассматривались в трудах Абакаровой Ф., АбуковаК., ГашароваГ. Но в них анализируется тематика, проблемы, поставленные в произведениях, система образов, особенности конфликта, композиционные особенности. Проблема хронотопа не рассматривалась в перечисленных работах, поэтому она представляет для нас особый интерес. Проблема хронотопа как одного из компонентов развертывания произведения поднята в сборнике «Хронотоп», в котором были опубликованы доклады, прочитанные на «Бахтинских чтениях» в г. Махачкала 8-10 октября 1990 года.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ романов «Сулак-свидетель» М. Хуршилова, «Сердце, оставленное в горах»
К. Меджидова, «Манана» А. Абу-Бакара в многообразных художественных проявлениях, обоснование специфики жанра этих произведений, рассмотрение хронотопа как одной из важнейших составляющих всего идейно-художественного анализа. В соответствии с этой целью предполагается решение следующих взаимосвязанных задач: рассмотрение особенностей жанра произведений — романа, анализ жанровой разновидности, связывающей все три произведения, - исторического романа, то есть дается жанрово-стилевая характеристика; анализ изображения времени в литературных произведениях, выделение различных образов времени; рассмотрение пространственных границ в романах; выделение хронотопических образов как сюжетообразующих элементов в романе.
Научная новизна исследования. Опираясь на имеющуюся научно-критическую литературу о романе как жанре, типологических признаках исторического романа, об особенностях хронотопа в художественном произведении, рассматривая материал о творчестве М. Хуршилова, К. Меджидова, А. Абу-Бакара, литературоведческие работы общего характера, используя опыт исследования хронотопа в художественных произведениях различных писателей, в настоящей работе впервые предпринята попытка доказать, что все три романа являются историческими, выявить особенности пространственно-временного изображения событий в них, определить хронотопические образы, характерные для анализируемых произведений.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, А.Н. Веселовского, Н.К. Гея, В. Малкиной, Ю.В. Лотмана, Г.Н. Поспелова В.Е. Хализева, А.Я. Эсалнек, В.А.Юдина и др. Из дагестанских теоретиков и историков литературы автор диссертации опирается на исследования С.Х. Ахмедова, К.Х. Акимова, A.M. Вагидова, Г.Г. Гамзатова, Ш.А. Мазанаева, в которых научно освещены вопросы становления и развития национальных литератур и конкретно-художественной прозы.
Основной метод исследования - аналитический, ориентированный на изучение внутренней организации художественного произведения. Исследуя три исторических романа, их художественные особенности, мы опираемся на сложившиеся традиции сравнительно-исторического, типологического и описательного изучения литератур народов России.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно представляет определенный вклад в изучение романных форм повествования, в разработку жанровой специфики исторического романа, в изучение хронотопа на примере дагестанской прозы. Анализ хронотопа может представлять интерес для литературоведения в том плане, что он является одним из значимых звеньев во взаимосвязанном сложном процессе таком, как идейно-художественный анализ произведения.
Основные выводы и положения диссертации могут найти применение в практике школьного, среднего специального и вузовского преподавания, в общих и специальных курсах по истории и теории дагестанской литературы, в составлении учебников и пособий для школ и педагогических колледжей.
Апробация диссертации.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры литератур народов России и Кавказа Даггосуниверситета. Основные положения и результаты исследования изложены в статьях, опубликованных в периодической печати и научных сборниках.
Структура и объем диссертации.
Исследование включает 170 страниц машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Повести Ахмедхана Абу-Бакара: эволюция жанра2004 год, кандидат филологических наук Абдусаламова, Раисат Албуриевна
Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы2005 год, кандидат филологических наук Хизриева, Патимат Рамазановна
Даргинский рассказ: тенденции развития2012 год, кандидат филологических наук Хизриева, Зубайдат Магомедовна
Ретроспективная проза народов Дагестана и роман Магомеда Хуршилова "Сулак свидетель"2015 год, кандидат наук Ниматулаева, Миная Давудовна
Роман Хабиба Алиева "Батырай": комплексный анализ2011 год, кандидат филологических наук Магомедшапиева, Нурият Камалудиновна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Рамазанова, Пати Казихановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ позволяет сделать несколько выводов.
1. Произведения М. Хуршилова «Сулак-свидетель», К. Меджидова «Сердце, оставленное в горах», А. Абу-Бакара «Манана» относятся к одному жанру - роману. В центре внимания анализируемых романов — участие личности в тех или иных событиях; широта, масштабность, объемность в изображении жизни.
2. Роман М. Хуршилова «Сулак-свидетель» — революционный, историко-социальный роман. Роман А. Абу-Бакара «Манана» по своей жанровой структуре является социальным, историческим, нравственно-философским, семейно-бытовым, приключенческим романом. Произведение К. Меджидова «Сердце, оставленное в горах» относится к историко-социальному, нравственно-философскому жанру романа. При всех жанровых разновидностях анализируемых произведений их объединяет наличие признаков исторического романа. К романам М. Хуршилова «Сулак-свидетель» и А. Абу-Бакара «Манана» можно отнести определение «ретроспективный роман», то есть роман о прошлом. Во всех трех романах присутствует документальная основа, изображаются перломные моменты в жизни дагестанского народа. На страницах анализируемых произведений действуют или упоминаются реальные исторические лица.
3. При рассмотрении хронотопа анализируемых произведений первоначально выделяется образ времени и его три составляющих компонента: время историческое, биографическое (личное время) и время календарное (в него мы включили и суточное время). В романах «Сулак-свидетель» М. Хуршилова и «Манана» А. Абу-Бакара время является отдельным образом, даже самостоятельным героем произведения, при этом взаимосвязанным с его персонажами. Время историческое и в романе
Сулак-свидетель», и в романе «Манана» четко обозначено. В обоих произведениях это конец XIX -начало XX века. Это тот период, когда в России происходили существенные перемены в сознании людей, изменения происходили и политические, и общественные, и экономические. Исторические события, происходящие в начале XX века, влияют на судьбы отдельных личностей. В романе «Сулак-свидетель» общественно-исторический процесс вмешивается в личную жизнь главного героя. Омар превращается из бунтаря-одиночки в сознательного борца за революцию. За революцию борются и другие герои произведения, писатель по-разному показал процесс прихода каждого из них в революцию. Биографическое время в романе «Сулак-свидетель» тесно переплетается с историческим временем, охватившим десять лет. Четкое временное обозначение дано и в романе «Манана». Это начало XX века. Писателем охвачен более широкий временной период, конец XIX - начало XX века. В первой книге «Цинандальская роза» показаны взаимоотношения дагестанского и грузинского народов на рубеже XIX-XX веков. Во второй книге «Внук Хаджи-Мурата» охвачены годы установления Советской власти на Кавказе. Такое изображение времени позволяет читателю понять особенности показанных событий, сравнить реальные события того времени, историю с художественным отображением действительности. Автор изобразил смену одной социальной формации другой, показаны все изменения, происходившие в общественной жизни двух народов, грузинского и дагестанского. В исторические события тех лет вовлечены и главные герои -Багадур и Манана. Во второй книге «Внук Хаджи-Мурата» романа «Манана» историческое время выступает самостоятельным персонажем.
Как и в романе «Сулак-свидетель», так и в романе «Манана» биографическое время взаимодействует с историческим. В романах «Сулак-свидетель» М. Хуршилова и «Манана» А. Абу-Бакара главные герои и другие персонажи динамичны. Меняется их сознание, их жизненные позиции находятся в зависимости от времени. В обоих произведениях показан процесс становления общественно-значимой личности. Лишь образ Мананы лишен временных границ, исторические события не влияют на характер героини.
Огромную роль в сюжетостроении романов «Сулак-свидетель» М. Хуршилова и «Манана» А. Абу-Бакара играет календарное время. Писатели постоянно фиксируют время происходящих событий. Каждое временное обозначение имеет свой смысл. Символика календарного времени переплетается с традициями фольклорных произведений. Постоянно присутствует связь изображаемых событий с изображаемым временем. Время влияет на ход исторических событий, на людей, на их жизненные позиции.
В романе К. Меджидова «Сердце, оставленное в горах» действие происходит тоже в начале XX века, но автор не показывает каких-то поворотных событий, он акцентирует внимание на изображение сознания людей, изображение характера двух народов, русского и лезгинского. Писатель не обозначает время действия в произведении, о нем мы узнаем из писем главного героя доктора Ефимова. Историческое время представлено в правдивом изображении жизни села Ахты. Политические события не играли существенной роли для Антона Никифоровича. Для него важно было оказать f> помощь лезгинскому народу, борющемуся за свою свободу и независимость. Но главным в романе является решение не политических, а нравственных проблем, не имеющих временных границ. Важным компонентом в хронологии романа выступает биографическое время, время жизненного пути доктора Ефимова. Его «дорога» рассматривается параллельно с изображением судьбы лезгинского народа. Образ Антона Ефимова статичен. Его принципы постоянны, неизменны на протяжении всего произведения.
Цель своей жизни доктор Ефимов видит в том, чтобы помогать лезгинскому народу во всех чаяниях и стремлениях. По-иному представлено календарное время в романе «Сердце, оставленное в горах». Для К. Меджидова даты происходящих событий не имеют значения, но время суток постоянно указывается, приобретая порой символическое значение.
Все три образа времени, выделенные в романах «Сулак-свидетель» М. Хуршилова, «Сердце, оставленное в горах» К. Меджидова, «Манана» А. Абу-Бакара, переплетаются, их связывают судьбы героев, сюжетные перипетии. Многие герои вымышленные, но реальным предстает время, имеющее судьбоносный характер.
4. Важную роль играет и пространство, как одно из составляющих хронотопа. В романе «Сулак-свидетель» М. Хуршилова выделяются два типа пространства: замкнутое и открытое. Все события, происходящие в этих пространствах, имеют смысловое значение. Село Салатаву — это замкнутое пространство, рисующее тяжелую жизнь горцев. Внутри села встречаются более узкие виды пространства: порог как поворотный момент в жизни героев, кладбище как место, где герои могут излить душу, гудекан — символ мудрости. Изображая путь становления главного героя Омара, автор расширяет пространственные границы произведения: Порт-Петровск, Темир-Хан-Шура, Баку. Открытыми пространствами в романе «Сулак-свидетель» являются также море, лес, олицетворяющие свободу.
В романе «Манана» А. Абу-Бакара особенности пространства иные, чем в романе «Сулак-свидетель». Несмотря на имеющиеся различия, М. Хуршилова и А. Абу-Бакара объединяет то, что рисуют ли они портрет героев, пейзаж, бытовую обстановку — каждая деталь имеет важное значение. Для этих писателей пространство - это не просто континуум для показа событий. Это один из компонентов, приобретающих смысловое значение. Пространственные границы романа «Манана» достаточно широки: дагестанские аулы, села Алазанской долины, Тифлис, Темир-Хан-Шура,
Владикавказ, Москва, Стамбул и т. д. В произведении пространственные границы изображаемых территорий намеренно сдвинуты писателем. Они не соответствуют реальному географическому положению дагестанских сел. По это не снижает достоинства романа: художественная действительность не / должна иголностью соответствовать реальной. Произведению характерно преобладание открытых видов пространства (площадь, горы, дорога, лес, река, гудекан и т. д.). Автор богато и живописно представил каждый вид пространства.
В романе К. Меджидова «Сердце, оставленное в горах» пространство лишь фон для изображаемых событий. Но писатель уделил огромное внимание такому пространственному образу, как пейзаж. Природа постоянно подчеркивает душевное состояние героев. Особенность этого произведения состоит в том, что автор практически не переносит читателей за пределы села. Это связано с тем, что для писателя не имеет значения, где происходят события. Для него важен человек, его характер, менталитет народа.
5. В литературном произведении можно выделить несколько основных «хронотопических ценностей», Организационных центров событий. Все эти хронотопы различны между собой, отличаются разной степенью и объемом. Романы «Сулак-свидетель», «Манана»имеют схожие хронотопические мотивы. Это мотив встречи. Все показанные встречи играют огромную роль в жизни героев. Этот мотив является ключевым в романе А. Абу-Бакара «Манана», скорее всего, это связано со спецификой жанра произведения, имеющего элементы приключенческого романа. Все «ключевые» встречи происходят на «дороге». «Дорога» — это преимущественное место случайных встреч, точка завязывания и место совершения событий. Метафоричен и лес, п показанный в романе «Манана», и горы. Лейтмотивом для романа «Сулак-свидетель» М. Хуршилова становится река Сулак. Она выступает не просто в роли хронотопа, а самостоятельным героем произведения. Село Салатаву — центральное место, где происходят важнейшие события романа «Сулак-свидетель». Оно приобретает хр'онотопическую ценность. Хронотопической ценностью обладает и гудекан, встречаемый в романах «Сулак-свидетель» М. Хуршилова и «Манана» А. Абу-Бакара.
В романе К. Меджидова «Сердце, оставленное в горах» основной хронотоп — биографическое время главного героя Антона Ефимова, протекающее во внутреннем пространстве, в селе Ахты. Все события, и кризисы, и падения, и обновления связаны с биографическим временем героя. Жизнь Антона Ефимова — это своеобразный хронотоп, «большая дорога». В романе, помимо основного хронотопа, присутствует ряд мелких о горы», «майдан», «дорога»). Все они служат для раскрытия внутреннего мира героя.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Рамазанова, Пати Казихановна, 2005 год
1. Абакарова Р.А. Очерки даргинской советской прозы. — Махачкала: Типография Дагестанского филиала АН СССР, 1969. 267 с.
2. Абдурагимова М.Н. Идейно-художественное своеобразие прозы Киясаh
3. Меджидова: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. фил. наук. Махачкала, 2002 г. - 21 с.
4. Абрамов Г. Введение в литературоведение М.: Учпедгиз, 1953.
5. Абу-Бакар А. Манана. -М.: Советский писатель, 1990. -478 с.
6. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза. История жанровой системы. Махачкала, 1998.
7. Ахмедов С.Х. Ахмедхан Абу-Бакар. Махачкала: Учпедиз, 1975. - 96 с.
8. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. 150 с.
9. Ахмедов С.Х. Формирование и развитие дагестанской современной прозы: дисс. докт. филол. наук. Баку, 1990. - 419 с.
10. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. История и современность. — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1996.-277 с.
11. Ахмедхан Абу-Бакар: творческая судьба. //Сборник статей о творчестве народного писателя Дагестана А. Абу-Бакара. Махачкала: ИПЦ, 2001. -45 с.11 .Бахтин М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа).
12. Вопросы литературы. 1970. № 1. С. 95-114. \2.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественнаялитература, 1972. 470 с. \Ъ.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследование разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М.: Искусство, 1979. -424 с.
14. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964.-478 с.
15. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. // Белинский В.Г. Собр. соч.: в 3 Т.- М.: Гослитиздат, 1948. Т.2. 930 с.
16. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Пространственно-временная локализация как супер категория предложения. // Вопросы языковедения, 1989. № 3. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. - 378 с.
17. Вагидов A.M. Восхождение к единству. Махачкала: Дагучпериз, 1991. -252 с.
18. Вагидов A.M. Поиск продолжается. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000. 464 с.
19. Введение в литературоведение. /Под ред Г.Н.Поспелова. — М.: «Высшая школа», 1976.
20. Веселовский А. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. — 404 с.
21. Винокур Г. О. О языке исторического романа //Контекст 1985: Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1986. - 295 с.
22. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Столкновение. Обновление. На путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала, 1986. -464 с.
23. Гамзатов Г.Г. Дагестан: Историко-литературный процесс. — Махачкала: Дагучпериз, 1990. — 308 с.
24. Геворкян А. Панорама многонационального романа //Вопросы литературы - 1986. № 5. - С. 215-222.
25. Гегель Г.В. Эстетика. В 4 т. М.: Искусство, 1968. Т. 1. - 312 с.
26. Гей Н.К. Пафос социалистического реализма — М.: Художественная литература, 1973. 144 с.
27. Гей Н.К. Поэтическое время и пространство //Гей Н.К. Художественность литературы: Поэтика. Стиль. М. Наука, 1975. -471 с.
28. Иванов В. П.А. Флоренский и проблемы языка. //Механизмы культуры. -М., 1990.- 130 с.
29. История дагестанской советской литературы.- Махачкала.: Изд-во дагестанского филиала АН СССР, 1967. Т.1. 416 с.
30. История русского советского романа М.-Л.: Наука, 1965. Кн.1.
31. КорчИ.С. Художественное время в романе Ч.Айтматова «Буранный полустанок». //Современный литературный процесс и творчество Ч. Айтматова: Межвузовский сборник. Фрунзе, 1985.
32. Ленобль Г. История и литература. М.: Художественная литература, 1977.-300 с.
33. Лотман Ю.В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 348 с.
34. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. - 130 с.
35. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема и типология жанра: на материале русской литературы 19 начала 20 века: Автореф. дисс. канд. фил наук. - М., 2001. — 21 с.
36. Меджидов К. Сердце, оставленное в горах. — М.: Современник, 1980. — 442 с.
37. Мотылева Т.Л. Роман свободная форма. //Статьи последних лет. -М.: Советский писатель, 1982. - 399 с.
38. Насруллаева С.Ф. Хронотоп в ранней лирике Анны Ахматовой: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. фил. наук., Махачкала, 1996. 25 с.4%.Николаев П.А. Историзм в художественном творчестве и литературоведении. — М., 1983.
39. Оскоцкий В. Богатство ррмана: многообразие и единство. — М.: Советский писатель, 1976. 367 с.
40. Пауткин А.И. Советский исторический роман (в русской литературе). — М.: Знание, 1970.-260 с.
41. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 1976.
42. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. - 332 с.
43. Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 281 с.
44. Роман и современность. //Сборник статей ред. коллегия: проф. М.Н. Пархоменко и др. М.: Мысль, 1971. - 270 с.
45. Султанов К.К.- По законам художественности. Махачкала: Дагкнигаиздат, 1979. - 127 с.
46. Сычев Ю. Микросреда и личность. — М.: Знание, 1974. 70 с.
47. Тимофеев Л.И. Теория литературы. М.: Учпедгиз, 1948. - 384 с.
48. Топоров В.Н. Текст и структура. М., 1983.
49. Хализев B.C. Теория литературы М.: Высшая школа, 1999.
50. Хронотоп. //Межвузовский научно-тематический сборник. /Под ред. коллегией проф. Горбанева Н.А. и др. — Махачкала: Редакционно-издательский отдел ДГУ им. В.И. Ленина. 115 с.61 .Хуршилов М. Сулак-свидетель. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. — 212 с.
51. Чернец Л.В. Вопросы литературных жанров в работах М.М. Бахтина. //Филологические науки. 1980. № 6.
52. Чиладзе О. Человек в бесконечности времени и пространства! // Вопросы литературы. 1980. № 8. С. 150-154.
53. Щербина В. Личность, современность, история //Советский многонациональный роман. -М.: Наука, 1985. 398 с.
54. Эсалнек А.Я. Об особенностях романной структуры. //Принципы анализа литературного произведения. М., 1987.
55. Эсалнек А.Я. Типология романа. М., 1991. — 156 с.
56. Эсалнек А.Я. Споры о романе продолжаются. //Филологические науки, 1996. № 1.IбЪ.Эсалнек А.Я. Итоги изучения романа. //Литературоведение на пороге 21 в.-М., 1998.
57. Эсалнек А.Я. Об историко-типологическом изучении романа. //Живая мысль.-М., 1999.
58. Эсалнек А.Я. Роман. // Русская словесность. 1999. № 5.
59. Эсалнек А.Я. Хронотоп как показатель жанровой структуры романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». //Пушкин и всемирная литература. — М., 1999.
60. Эсалнек А.Я. Своеобразие хронотопа в романе Ф.М. Достоевского «Бесы». // Филологические науки. 1999. № 2.
61. Эсалнек А.Я. Современный роман в социокультурном аспекте. //Взаимодействия литературы и искусства в культуре 12 в. СПб., 2001.
62. Юдин В.А. Современный русский исторический роман.: Учебное пособие. Калинин, 1990. - 80 с.
63. Яковлева Е.О. О некоторых моделях пространства в русской языковой картине мира. //Вопросы языковедения. 1993. № 4. С. 48-52.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.