Поэтика орнаментальной прозы Ахмедхана Абу-Бакара тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Алиханова, Издаг Яхьяевна

  • Алиханова, Издаг Яхьяевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 156
Алиханова, Издаг Яхьяевна. Поэтика орнаментальной прозы Ахмедхана Абу-Бакара: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2014. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Алиханова, Издаг Яхьяевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ А. АБУ-БАКАРА

1.1. Истоки орнаментальной прозы А. Абу-Бакара

1.2. Понятие орнаментализма прозы в литературоведении

1.3. Художественные особенности ранних рассказов А. Абу-Бакара

( «Смерть матери», «Култум» и «Сабля Айдамира»)

ГЛАВА 2. ОРНАМЕНТАЛИЗМ ПОВЕСТЕЙ А. АБУ-БАКАРА

2.1. Поэтика повести «Даргинские девушки»

2.2. Сказочный орнамент повести «Чегери»

2.3. Орнаментальные мотивы повести А.Абу-Бакара «Снежные люди»

2.4. Стилистические приёмы в повести «Ожерелье для моей Серминаз»

ГЛАВА 3. СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИКИ ПОЗДНИХ ПОВЕСТЕЙ

3.1. Поэтические фигуры в повести «Паганини из Харбука»

3.2. Реалистическая фактура повести «Анида»

3.3. Средства выражения эмоции и экспрессии в повести «Барбарисовые сережки»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА..

140

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика орнаментальной прозы Ахмедхана Абу-Бакара»

Введение

Актуальность исследования. Творчество народного писателя Дагестана Ахмедхана Абу-Бакара широко известно не только в Дагестане и России, но и за пределами нашей страны. Его повести и романы издавались на многих языках мира, публиковались за рубежом.

Литературная критика отмечала талант писателя, умение поднимать насущные проблемы современности, создавать остросюжетные произведения. Благодаря таланту А. Абу-Бакара в дагестанской литературе получили широкое распространение лирико-реалистические и лирико-романтические стилевые течения.

В произведениях А. Абу-Бакара сочетаются разные стилевые направления, им не свойственна однолинейность. Предметом преимущественного внимания как читательской аудитории, так и литературоведов и критиков стали именно те повести, в которых превалирует широкое использование поэтических средств, фольклорного материала.

Широкую известность получили такие повести, как: «Даргинские девушки», «Чегери», «Снежные люди», «Ожерелье для моей Серминаз», «Тайна рукописного Корана», романы «Манана», «Пора красных яблок», (хотя последнее произведение некоторые литературоведы относят к повести).

Тем не менее, творчество А. Абу-Бакара нуждается в новых, глубоких концептуальных исследованиях. Целый ряд произведений писателя не введён в научный оборот. Но особенно оно нуждается в новых подходах и критериях исследования, изучении индивидуального художественного стиля писателя, поэтически написанных рассказов и повестей.

Рассмотрение художественного мастерства даргинского писателя А. Абу-Бакара в русле традиций поэтики русской орнаментальной прозы является весьма плодотворным, так как позволяет раскрыть важные грани прозы писателя, глубже

осмыслить специфику художественного сознания автора, что определяет актуальность данной работы.

В художественной литературе, начиная с середины XX века, идёт интенсивный поиск нового художественного синтеза в широком диапазоне возможностей современного искусства слова. Максимальная раскрепощенность и внутренняя свобода литературы этого периода находят воплощение в поэтике её текстов, что проявляется и в частом отказе от канонов, и в дерзком экспериментировании. Главным предметом внимания и изучения в сфере словесно-художественного творчества второй половины XX века становится жанровая модификация литературных произведений. В последние десятилетия в литературе наблюдается активизация разнообразных процессов: усиление взаимодействия между элементами жанровой системы, трансформация жанров, в результате чего возникают новые жанры, межродовые образования, модернизированные модификации архаичных жанров, авторские жанровые формы. Было обращено внимание и на то, что в этот период в русской литературе отмечается «усталость» «деревенской» и военной прозы. Всё чаще появляются произведения, авторы которых воспринимают действительность в масштабе эпох, а не в локальных исторических отрезках времени. Писатели рубежа 70-х - 80-х годов понимают невозможность продолжения только реалистических традиций в художественной литературе. Им становится ясно, что мир намного сложнее и не укладывается в систему причинно-следственных связей. В связи с этим идут поиски новых средств художественного изображения.

Складываются условия и предпосылки возникновения нетрадиционной литературы и отход от реалистического направления. В недрах литературного процесса конца 1960 - начала 1970-х годов происходит постепенное вызревание органичных для неё форм и конструкций, и питается она открытиями не только литературного сознания, но и в известной мере - гуманитарного сознания предшествующего времени, вследствие чего пафосом литературы конца XX столетия становится серьёзная интеллектуальная работа.

Аналогичные процессы проходили и в дагестанской прозе. Как известно, дагестанской литературе первой половины прошлого столетия были присущи усиленное гражданское звучание, чёткая, ориентированная на социалистические идеи мировоззренческая основа (иногда откровенно декларативная). В произведениях того периода действие развивалось поступательно, без смещения временных пластов, основной пружиной в развёртывании фабулы были внешние обстоятельства, которые довольно жёстко детерминировали всю структуру произведения. Чаще всего внутреннему миру героев, исследованию побудительных мотивов их действий уделялось меньше внимания. Таковы были ведущие тенденции реалистической прозы того времени.

Начиная со второй половины XX века, происходят кардинальные изменения, которые способствовали обогащению возможностей реалистической литературы, открывали новые грани детерминизма. Формируется новое, более внимательное отношение к повседневности, обостряется интерес к многоплановости уникального индивидуального опыта, к сложным противоречиям современной реальной жизни. Следствием этого стало расширение диапазона эстетического освоения действительности. Об углублении эстетического опыта дагестанских писателей, об усилении в литературе элементов художественного эмпиризма свидетельствовало появление в 60-80-е годы новой прозы, представленной именами А. Абу-Бакар, Р. Гамзатов, Ф. Алиева и др.

Таким образом, начиная с 1970-х годов, определяющим фактором становится не привычная смена литературных направлений, течений, школ, а эволюция творческого сознания художника. Следовательно, на фоне возникновения в русской литературе условно-метафорической прозы и интереса дагестанских писателей к мифам и сказкам, закономерно было появление в литературном процессе такого своеобразного писателя, как А. Абу-Бакар. Если помнить, что с начала 60-х годов XX века в творчестве видных дагестанских прозаиков всё большее место занимает духовная сфера человеческих отношений, что в дагестанской прозе последнего времени происходит интенсивный процесс

её психологизации, то в этом смысле искания А. Абу-Бакара не противостоят общему направлению литературного процесса. Для того, чтобы намного полнее и достовернее выразить свой художественный мир, писатель обращается к так называемой орнаментальной прозе.

В работе орнаментальная проза рассматривается как художественно-стилистическая разновидность словесного искусства, совмещающая в себе характерные черты прозы и поэзии. Для ее обозначения в исследовательской литературе используются различные термины: «поэтическая» или «чисто эстетическая» (В.М. Жирмунский), «поэтизированная» (Ю.Н. Тынянов), «неклассическая» (H.A. Кожевникова), «лирическая», «ритмизованная» проза и др. Однако вслед за JI.A. Новиковым в работе отдается предпочтение термину «орнаментальная проза», так как глубокое внедрение в повествование поэтических приемов, их прорастание оправдывает понятие «орнаментализм»: непременным для орнамента является повтор тех или иных образных мотивов, стилизованных деталей образного целого.

«Стилистические приемы имеют двойную функцию. Во-первых, задача художника - это в выражении наиболее точно передать мысль и ее эмоциональные переживания. Выбирая то или иное слово, тот или иной оборот, писатель подыскивает выражение, наиболее соответствующее теме и настроению, прибегает к словам, наиболее действенным и вызывающим в нас точные и яркие представления. Это - выразительная функция слова.

Но, с другой стороны, самый распорядок, самые обороты и словесный отбор могут представить эстетическую ценность. Самый способ построения может, выражаясь просто, привлекать нас своею красотою. В этом -орнаментальная функция слова.

В практической речи мы прибегаем к стилистическим приемам, главным образом с целями выразительными, хотя не чуждаемся и орнаментики. В художественном произведении орнаментика играет большую роль и лишь

оправдывается выразительностью»1. А. Абу-Бакар создаёт гармоническое единство в пользовании выразительностью и орнаментикой.

Способы уравновешения выразительности и орнаментики определяются литературной традицией и индивидуальными приемами каждого писателя.

Использование своеобразных приёмов конструирования сюжета, обилие стилистических фигур, свойственных поэзии, обращение к фольклорной поэтике - всё это придаёт своеобразную окраску текстам и свидетельствует об укреплении новых стилевых тенденций в прозе А. Абу-Бакара.

Таким образом, изучение художественной позиции А. Абу-Бакара, систематизация особенностей его художественного стиля и творческой индивидуальности, основывающихся на образном и мировоззренческом материале, на наш взгляд, очень актуальны, поскольку эти стороны художественного творчества писателя не изучены до настоящего времени в монографическом аспекте. Это и обусловило выбор темы диссертации как актуальной и значимой.

Степень научной разработанности темы. Творчество А. Абу-Бакара привлекло внимание значительного числа критиков и литературоведов: Г.И. Ломидзе, Л.Н. Новиченко, Р.Г. Гамзатова, З.Г. Османовой, Н.Г. Джусойты, В.П. Лукашевича, И. Соловьёвой, И.Л. Гринберга, Г. Аржаной, С.М. Хайбуллаева, М. Зубавиной, H.A. Горбачёва, К.И. Абукова, С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова и других2. Его творчеству посвятили диссертации: Т.Ю. Султанова, З.-П.А.

1 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999. С. 63-64.

2 Аржаная Г. Да скроется тьма // Литература и жизнь. 1962. 4 июля; Ломидзе Г.И. Сила реализма // Вопросы литературы. 1963. № 5; Кормушкина Г. В стране поэтов и гор // 1963. № 6; Новиченко Л.Н. Первооткрыватель // Литературная газета. 1963. 13 августа; Зубавина М. Поэтическая повесть о земле даргинской // Наш современник. 1963. № 6; Кешоков А.Д. По следу «жавли-билкан» // Литературная газета. 1963. 12 декабря; он же. От сердца к сердцу // Правда. 1967. 14 августа; Гамзатов Р. Ахмедхан Абу-Бакар // Абу-Бакар А. Даргинские девушки // Роман-газета. 1964. № 3; Хайбуллаев С.М. Молодость гор // Дон. 1964. № 7; Абуков К.И. Герой дагестанской прозы // Дон. 1964. № 12; Бровман Г.А. На полном дыхании // Литературная газета. 1966. 18 января; Османова З.Г. Слово об Ахмедхане Абу-Бакаре и Фазлидцине Мухаммадиеве // Роман-газета. 1966. № 22; Соловьёва И. Адам и Ева // Литературная Россия. 1967. 20 января; Шишов В.Н. Жемчужины народного опыта // Дружба народов. 1967. № 7; Горбанёв H.A. Удачи тебе, Бахадур! // Дагестанская правда. 1967. 27 августа; Шемелеков Р. О «Снежных людях» и жизни в горах // Дружба народов. 1967. № 12; Ковский В.Е. Дагестан Абу-Бакара // Новый мир. 1968. № 5; Лукашевич В.П. Ахмедхан Абу-Бакар // Абу-Бакар А. Повести. М., 1968; Джусойты H.T. Ожерелье из похвал и упрёков // Литературная Россия. 1969. 11 апреля; Алексеев М.Н. Некоторые проблемы современной прозы // Литературная газета. 1970. 23 март; Гулиа Г.Д. В горах Дагестана // Знамя. 1971. № 8; Белик Е.И. Пора зрелости // Дагестанская правда. 1973. 15 февраля; Щадей И. Пора зрелости таланта // Ленина байрахъ. 1973. 12 июля; Фёдоров В. Э. Наше время такое. M., 1973; Мамаладзе Т. Белый сайгак: легенда и протокол // Литературная газета. 1973. 19 декабря; Ахмедов С.Х. Крах Эсманбета // Наш

Джалилова, Д.К. Омарова, З.Г. Мусаева, P.A. Абдусаламова, Г.К. Магомедшапиева; Э.М Омаршаева, П.Р. Хизриева, З.М. Хизриева, А.Х. Рагимова и др1. Творчество А. Абу-Бакара освещено в «Истории дагестанской советской литературы» (1967), в исследованиях Ф.О. Абакаровой «Очерки даргинской советской литературы (1917-1965)», С.Х. Ахмедова «Ахмедхан Абу-Бакар» (1975), «На путях развития дагестанской советской прозы» (1978), «Социально-нравственные ориентиры дагестанской советской прозы» (1990), «Художественная проза народов Дагестана: История и современность» (1996), A.M. Вагидова «К вершинам» (1993, на дарг. яз.), «Поиск продолжается» (2000), «Дагестанская проза второй половины XX века» (2005). В 2001 году издан сборник статей «Ахмедхан Абу-Бакар: творческая судьба», в основе которых лежат материалы юбилейной научной конференции, проходившей в 2000 году в Дагестанском государственном университете.

В этих исследованиях научному анализу подвергаются разные аспекты творчества А. Абу-Бакара. Так, предметом исследования в кандидатской диссертации Т.Ю Султановой становится новеллистический характер повестей А. Абу-Бакара 60-70 годов XX века. P.A. Абдусаламова акцентирует внимание на хронотопах повестей писателя, а З.-П.А. Джалилова исследует концепцию личности и её реализацию в повестях А. Абу-Бакара. З.Г. Мусаева выявляет этноментальные основы творчества писателя, обращая внимание на схожесть

современник, 1974. № 6; Он же Хлеб пополам, кровь пополам // Литературное обозрение. 1980. № 1; Вагидов A.M. Да здравствует солнце! // Ленинна байрахъ. 1975. 29 мая (на дарг.яз); Он же. К вершинам, Махачкала, 1993 (на дарг.яз); Баруздин С.А. Об Ахмедхане Абу-Бакаре // Баруздин С.А. Люди и книги. М.: Советский писатель. 1978; Максимов В.П. Окрепшее мастерство // Дагестанская правда. 1979. 5 августа; Лебедева Л. Солнце в гнезде орла // Новый мир. 1975. № 9; Бакланов B.H. О чём говорят на гудекане // Литературная газета. 1980. 27 февраля; Алиева Ф.Г. Дело всей жизни // Дагестанская правда. 1982. 30 июня; Алиева 3.3. Образ современника в лирической и лирико-романтической прозе (А. Абу-Бакар, Ф. Алиева, Р. Гамзатов) // Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1982; Казбекова З.Г. Волшебник из Дагестана // Советский Дагестан. 1991. № 5.

1 Султанова Т. Ю. Идейно-художественное своеобразие повестей Ахмедхана Абу-Бакара (60-70-е годы): дис. ... канд. филол. наук. Тбилиси, 1968; Абдусаламова P.A. Повести Ахмедхана Абу-Бакара: эволюция жанра: дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2004; Хизриева П.Р. Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы: дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2005; Джалилова П.-З. А. Концепция личности и ее художественная реализация в повестях А. Абу-Бакара: дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2005; Магомедшапиева Г.К. Роман А. Абу-Бакара «Манана»: комплексный анализ: дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2010; Мусаева З.Г. Этноментальные основы творчества Ахмедхана Абу-Бакара ( К проблеме художественного этнографизма): дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2010; Омарова Д.К, Жанр рассказа в творчестве А. Абу-Бакара: дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2010; Омаршаева Э.М. Дагестанский исторический роман второй половины XX века: Самобытность и типологическая общность: дис. ... докт. филол. наук. Махачкала, 2011; Хизриева З.М. Даргинский рассказ: дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2012; Рагимова А.Х. Жанрово-стилевое своеобразие повестей А. Абу-Бакара: дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2013.

отдельных сюжетных ситуаций в повестях А. Абу-Бакара «Ожерелье для моей Серминаз» и Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством», где кузнец В акула летит верхом на чёрте в Петербург, чтобы достать черевички для своей любимой Оксаны. Э.М. Омаршаева роман А. Абу-Бакара «Манана» рассматривает в контексте становления и развития дагестанской исторической прозы. Научное исследование А.Х. Рагимовой посвящено жанрово-стилевому своеобразию повестей А. Абу-Бакара, где, в частности, отмечается, что «в повести «Исповедь на рассвете» писатель отказывается от устоявшихся в его творчестве стереотипов орнаментальной прозы и уделяет пристальное внимание изучению причин и следствий человеческих поступков»1.

Прав известный критик и литературовед, доктор филологических наук, профессор К.И. Абуков, давший своей статье к 80-летию со дня рождения писателя название «Он не дочитан и не оценён» . Действительно, до сих пор в дагестанском литературоведении отсутствуют обобщающие исследования по поэтике прозы А. Абу-Бакара. Кроме того, не введены в научный оборот и многие произведения писателя.

Цель исследования - изучение поэтики прозы А. Абу-Бакара на разных этапах его творчества. При этом значительное внимание уделяется не только известным произведениям, но и тем, что раньше не были предметом специального исследования (рассказы «Смерть матери», «Култум», повести «Паганини из Харбука», «Анида», «Барбарисовые сережки»).

Цель исследования предопределила следующие задачи:

- выработать новые подходы к изучению поэтики прозы А. Абу-Бакара;

- рассмотреть орнаментализм прозы, как сгущение, концентрацию поэтических средств в прозе;

- выявить, какими художественными средствами, заимствованными из поэзии (на языковом и композиционном уровнях), выражаются особенности художественного мышления А. Абу-Бакара в его рассказах и повестях;

1 Рагимова А.Х. Жанрово-стилевое своеобразие повестей А. Абу-Бакара: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2013.

2 Абуков К.И. Он не дочитан и не оценён // Дагестанская правда. 2012. 8 ноября.

— рассмотреть комплекс наиболее важных для творчества писателя лейтмотивов, позволяющий определить основные доминанты художественного и личностного «пространства» автора;

- выявить особенности языка писателя, роль фольклорных средств в поэтике прозы А. Абу-Бакара.

Объектом диссертационного исследования являются ранние рассказы писателя («Смерть матери», «Култум», «Сабля Айдамира») и повести, написанные в расцвете творческих сил («Даргинские девушки», «Чегери», «Снежные люди», «Ожерелье для моей Серминаз», «Паганини из Харбука», «Анида», «Барбарисовые сережки»).

Предметом исследования является поэтика прозы Ахмедхана Абу-Бакара, на примере ранних рассказов («Смерть матери», «Култум», «Сабля Айдамира») и повестей («Даргинские девушки», «Чегери», «Снежные люди», «Ожерелье для моей Серминаз», «Паганини из Харбука», «Анида», «Барбарисовые сережки»).

Теоретической и методологической основой исследования являются общетеоретические труды по литературоведению и фольклористике А.Н. Веселовского, М.М. Бахтина, Б.В. Томашевского, Н.Д. Тамарченко, Г.И. Ломидзе, JI.H. Новиченко, В.Я. Проппа, Л.И. Тимофеева, В.Е. Хализева, H.A. Гуляева и других выдающихся учёных, а также дагестанских литературоведов Г.Г. Гамзатова, Р.Ф. Юсуфова, Э.Ю. Кассиева, А.Г. Гусейнаева Ф.О. Абакаровой, С.М. Хайбуллаева, А.Ю. Абдулатипова, К.И. Абукова, С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова и других.

Основными методами исследования являются аналитический, сравнительно-исторический, культурно-исторический, социологический, типологический, интертекстуальный.

Научная новизна. Впервые в дагестанском литературоведении рассматриваются проблемы поэтики прозы Ахмедхана Абу-Бакара, выявляются орнаментальные мотивы в произведениях писателя разных лет. Вводятся в научный оборот новые произведения А. Абу-Бакара, в том числе не опубликованные при жизни автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проза Ахмедхана Абу-Бакара - новое явление в дагестанской художественной прозе. Она не укладывается в рамки традиционной прозы реалистического плана, а развивает традиции лирической прозы Э. Капиева.

2. Специфической чертой абубакаровской художественной прозы является ее поэтичность, которая характеризуется повышенной концентрацией художественно-изобразительных средств, что выводит ее за пределы привычного для горской прозы бытописания, и опирается на фольклоризм и этнографизм, на повышенный интерес к необычным ситуациям и необычному слову, к украшательствам в произведениях (яркие эпитеты, необычные сравнения, нередко почерпнутые автором из реальной действительности).

3. Орнаментальное начало (наличие повторов, антитезы, контрастное изображение реальной действительности, необычность выбранных автором ситуаций) присутствует уже в ранних рассказах А. Абу-Бакара «Смерть матери», «Култум», «Сабля Айдамира».

4. Орнаментализм в творчестве А. Абу-Бакара приобретает новое качество в его повестях «Даргинские девушки», «Чегери», «Снежные люди» и особенно в повести «Ожерелье для моей Серминаз». В них автор активно проявляет своё творческое кредо, которое не укладывается в рамки национальной традиции. Писатель романтизирует действительность, привносит в прозу антитезу, сказочные мотивы, экзотизм, этнографизм, необычность характеров, словесные украшения.

5. Начиная с повести «Белый сайгак» орнаментализм заметно ослабевает в творчестве А. Абу-Бакара, писатель тяготеет к суровому реализму. Но и в этот период он создаёт такие повести как «Паганини из Харбука», «Анида» и «Барбарисовые сережки», в которых с новой силой проявились поэтизация прозы и мотивы орнаментализма.

6. Орнаментализм прозы А. Абу-Бакара в диссертации рассматривается в положительной коннотации. Орнаментализм в его произведениях не просто

«украшательство», а новое качество прозы, принятое читателями и литературной критикой как чисто национальный стиль, исходящий из богатой сокровищницы устного народного творчества и опыта мировой литературы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней дана постановка малоисследованной в дагестанском литературоведении проблемы орнаментализма художественной прозы; результаты исследования могут быть использованы в качестве конкретного научного обеспечения при разработке аналогичных проблем на материале творчества других авторов и литератур народов Дагестана.

Практическая ценность. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в исследованиях, посвященных современной дагестанской литературе; на её основе могут быть разработаны спецкурсы и спецсеминары по творчеству А. Абу-Бакара для филологических факультетов вузов республики; выводы исследования также могут быть использованы при создании школьных и вузовских учебников по дагестанской литературе.

Апробация. Работа обсуждена в отделе литературы Института языка, литературы и искусства им Г. Цадасы ДНЦ РАН. Наблюдения и выводы автора изложены в научных статьях, опубликованных в научных сборниках и журналах, в том числе и рекомендованных ВАК, а также в докладах и научных сессиях Института ЯЛИ и Дагпедуниверситета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Глава 1. Стилевые особенности прозы Ахмедхана Абу-Бакара 1.1. Истоки орнаментальной прозы Ахмедхана Абу-Бакара

Народный писатель Дагестана Ахмедхан Абубакарович Абу-Бакар (Абакаров) родился в семье потомственного златокузнеца - универсала Абу-Бакара, который в начале 30-х годов XX века стал одним из организаторов артели златокузнецов «Художник» в ауле Кубачи. Ахмедхан тоже мог бы стать златокузнецом. Как и всем другим кубачинским мальчикам, ему надлежало со временем стать мастером, подобно отцу, и деду, и прадеду: этого требовали традиции кубачинцев. Но Ахмедхан Абу-Бакар стал не златокузнецом, а писателем, и если бы жизнь Ахмедхана началась лет на тридцать раньше, — быть бы ему народным умельцем, мастером, златокузнецом и оружейником.

Ахмедхан ещё в детстве горячо полюбил восточную поэзию и Батырая: недаром так много в «Даргинских девушках» эпиграфов-цитат, неспроста в «Снежных людях» даже полуграмотная Хева в час горя сочиняет традиционную газеллу:

Ты будто с небес ко мне спустился, Адам!

Зачем же обратно поторопился, Адам?

Увлечение Ахмедхана поэзией было так велико, что он вплетал четверостишия собственного сочинения даже в традиционный кубачинский орнамент, который чеканил и гравировал на металле.

Свой путь в литературу Ахмедхан начал со стихов. Его стихи публиковались в республиканской газете «Колхозное знамя» («Колхозла байрахъ»), в даргинском выпуске альманаха «Дружба». Из-под пера молодого поэта выходили стихи, басни, баллады.

Первая книга Ахмедхана - сборник стихотворений «Зарево» (Г|янруч|) -вышла в 1954 г., и поэтическая составляющая осталась в его творчестве надолго. Лирический герой судит о жизни сквозь призму духовных ценностей народа, а не

тех, кто гнушается землей, кто не хочет убрать с поля камень, «чтоб земли не тяготил», кто не чтит отчего дома, живущего от посева и до жатвы. В зерне такого человека, образно говорит поэт, «погасла завязь», его судьба будет бесславной. Он славит современника, к которому приложимы другие поэтические образы:

Семь потов стряхни со лба и вкуси всесилье хлеба. Семь дождей прольется с неба. Хлеб созреет, как судьба1 (Пер. Б. Авсагарова).

В другом стихотворении «Поле» он также славит пахаря, «поэта поля», труженика повседневной жизни, который есть «первоначало и гения, и поля, и судьбы». В самом конце 1980-х гг. Абу-Бакар создает поэтический цикл «Отцы и дети», где в стихотворении «Пашня» вновь ставится вопрос о том, как распорядится сын наследством - полем, которое достанется ему от отца. И одна борозда, даже умело проведенная, от чего сердце парня гордыней запело, его не убеждает:

Одна борозда -Это вовсе не поле, Ты вдоль распаши Его и поперек 2.

Немало стихов посвятил Ахмедхан мастерам-кубачинцам, ища в их узорах, в игре цветов подлинно поэтическую символику:

«Мерцает бирюзово цвет, свет глубинный,

Неуловима между ними связь», - скажет он о любви и волшебстве в стихотворении «Волшебные узоры»:

И я схватил Отточенный резец, Чтоб сталь его По серебру витала,

15

Запечатлев На вечности металла Блаженный знак Слияния сердец1 (Пер. Б. Авсагарова). Своему вышедшему в Москве в 1982 г. поэтическому сборнику Абу-Бакар дал название «Любви бирюзовый цвет», где развивается символика, связанная с ювелирным мастерством: «Жизнь - точно ожерелье. Череда его камней и безыскусных бусин известна всем, как истина простая». Бирюзовый цвет любви окрашивает строки стихотворений «Элегия», «Диалог влюбленных». Есть в книге и трагедия: «Черный камень несчастья, во время землетрясения убивший старика» («Май», 1970), и безмерная жалость к девчонке, которая в своей короткой жизни не дождалась обновы («Новое платье»).

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Алиханова, Издаг Яхьяевна, 2014 год

Список использованной литературы:

1. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы (1917-1965 гг.) / под общ. ред. А. Ф. Назаревича. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. - 267 с.

2. Абакарова Ф.О. Кубачинский фольклор: этно-локальные особенности. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1996. - 264 с.

3. Абдуллаев A.A. Проблемы художественного перевода: Социолингвистический анализ. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2002. - 212 с.

4. Абдусаламова P.A. Повести Ахмедхана Абу-Бакара: Эволюция жанра: дис....канд. филол. наук: 10.01.02. - Махачкала, 2004. - 148 с.

5. Абдусаламова P.A. Повести Ахмедхана Абу-Бакара: Эволюция жанра: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.02. - Махачкала, 2004. -26 с.

6. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе связей: Научный доклад по опубликованным трудам, представленный на соискание уч. степени доктора филол. наук. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993. — 11 с.

7. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. -23 с.

8. Алиева 3.3. Образ современника в лирической и лирико-романтической прозе (А. Абу-Бакар, Ф. Алиева, Р. Гамзатов) // Литература Дагестана и жизнь. Махачкала. -1982.

9. Алиева Ф.Г. Дело всей жизни // Дагестанская правда. Махачкала. - 1982. -30 июня.

10. Антология дагестанской поэзии. - Махачкала, 1983. Т. 4. - 367 с.

П.Апухтина В.А. Современная советская проза. 60-70-е годы: учебное

пособие. -М.: Высшая школа, 1984. - 272 с.

12. Аржаная Г. Да скроется тьма! // Грани таланта: Творчество А. Абу-Бакара в оценке литературной общественности. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1984.-С. 8-11

13. Ахмедов С.Х. Ахмедхан Абу-Бакар. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. -

94 с.

14. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978,- 135 с.

15. Ахмедов С.Х. Социально-нравтсвенные ориентиры дагестанской прозы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. - 152 с.

16. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана: История и современность. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. -251 с.

17. Бакланов В.Н. О чём говорят на гудекане // Литературная газета. -Махачкала. - 1980. - 27 февраля.

18. Баруздин С.А. Об Ахмедхане Абу-Бакаре // Люди и книги. - М.: Советский писатель. - 1978.

19. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Просвещение, 1975. - 398 с.

20. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. - М., 1983. — 192

с.

21. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. - М.: Современник, 1982.-606 с.

22. Бестужев-Марлинский A.A. Аммалат-бек. Мулла-Нур. - Махачкала. Дагкнигоиздат, 1968. - 262 с.

23. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. - 239 с.

24. Вагидов A.M. Поиск продолжается. - Махачкала, 2000. - 461 с.

25. Вагидов A.M. Повесть А. Абу-Бакара «Опасная тропа»: проблемно-тематическое и жанрово-стилевое своеобразие // Ахмедхан Абу-Бакар: Творческая судьба. - Махачкала: ИПЦ, 2001. - С. 22 - 25.

26. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. -Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2005. - 568 с.

27. Вагидов A.M. Очерки даргинской литературы 1960-1990-х годов. -Махачкала, 2013. - 358 с.

28. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика: Проблемы, типологии и поэтика. - Ташкент, 1984. - 111 с.

29. Введение в литературоведение: учебное пособие / JI.M. Крупчанов. -М.: «Оникс», 2005. - 416 с.

30. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Л.В. Чернец. - М.: Высш. шк. изд. цен. «Академия», 2000. -556 с.

31. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высш. школа, 1989. -

404 с.

32. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 308 с.

33. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. -М.: Высшая школа, 1991. - 159 с.

34. Горбанёв H.A. Удачи тебе, Бахадур! // Дагестанская правда. - 1967. - 27 августа.

35. Грани таланта: творчество А. Абу-Бакара в оценке литературной общественности: сборник статей. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1984. - 104с.

36. Грачёва И.В. Фольклорные мотивы в повести А.П. Чехова «Степь» // Литература в школе - 2002. - № 7.

37. Гулиа Г.Д. В горах Дагестана // Знамя. - 1971. - № 8.

38. Гуляев H.A. Теория литературы: учебное пособие - М., 1977. - 278 с.

39. Гусейнаев А.Г. Литература народов Дагестана. История советской многонациональной литературы: в 6 т. - М.: Наука, 1970. - Т. 3. - С. 383 - 397.

40. Дагестанская литература: Закономерности развития (1965-1985) / Ч.С. Юсупова. - Махачкала: ДНЦ РАН, 1999. - 456 с.

41. Дагестанская литература: история и современность: Вып. 5: Материалы регион, науч.-практ. конф. «К проблеме нового прочтения и осмысления национальных литератур народов Кавказа» (29.10. 2010 г.) / ДГПУ. - Махачкала, 2010.-276 с.

42. Джалилова П.-З.А. Концепция личности и ее художественная реализация в повестях А. Абу-Бакара: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. — Махачкала, 2005. - 154 с.

43. Джусойты Н.Т. Ожерелье из похвал и упрёков // Литературная Россия. 1969. 11 апреля.

44. Добролюбов H.A. Избранные статьи. - М.: Сов. Россия, 1978. - 368 с.

45. Егнинова Н.Е. Рассказы Ю.П. Казакова в контексте традиций русской орнаментальной прозы: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. — Улан-Удэ, 2006.-25 с.

46. Жанры дагестанской советской литературы: сборник научных статей / отв. ред. С.Х. Ахмедов; сост. Г.Б. Мусаханова - Махачкала: Дагфилиал АН СССР, Институт истории языка и литературы им. Г. Цадасы, 1979. - 164 с.

47. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана: сборник статей. - Махачкала, 1987. - 135 с.

48. Жирмунский В.Н. Задачи поэтики // Вопросы теории литературы. - Л.: Academia. - 1928. - С. 4.

49. Жирмунский В.Н. Теория литературы. Поэтика. Стилистка. - М.: Наука, 1977.-407 с.

50. Зубавина М. Поэтическая повесть о земле даргинской // Наш современник. - М. - 1963. - № 6.

51. Измайлов B.C. Повтор как приём орнаментальной прозы: автореф. дис.... канд. филол. наук; Моск. пед. ун-т. -М., 1995. - 12с.

52. Измайлов B.C. Художественное время в орнаментальной прозе // Русский язык: история и современность. - М., 1995. - С. 166 - 177.

53. Казаков Ю.П. Избранные рассказы; Северный дневник. - М.: Худож. лит., 1985.-559 с.

54. Казбекова З.Г. Волшебник из Дагестана // Советский Дагестан. - 1991. -

55. Карпенко И.Е. Система языковых изобразительных средств орнаментальной прозы. Б. Пильняка: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. -М., 1993.-16 с.

56. Кассиев Э.Ю. Литература народов Дагестана // История советской многонациональной литературы: в 6 т. М.: Наука, 1970. - Т. 1. - С. 317 - 327

57. Качаева Э.Р. Роман «Вот камень, вот весы» Меджида Гаджиева: жанровые и художественные особенности: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. — Махачкала, 2003. - 156 с.

58. Кешоков А.Д. По следу «жавли-билкан» // Литературная газета. - 1963. -12 декабря.

59. Кешоков А.Д. От сердца к сердцу // Правда. - 1967. - 14 августа.

60. Кириллова И.В. Проза Б. Пильняка: К проблеме взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма // Изв. Волгогр. Гос.пед.ун-та. Серия «Филологические науки». - 2004. - № 3. - С. 77-81.

61. Ковский В.Е. Дагестан Абу-Бакара // Новый мир. - 1968. - № 5. - С. 168

-170.

62. Кожевникова Н.А. Из наблюдений над неклассической (орнаментальной прозой) // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языки. Том 35, 1976. № 1.

63. Кожин А.А. Некоторые особенности структуры поветвования текстов орнаментальной прозы // Филол. науки. - 2003. - № 6. - С. 53-62

64. Кожинов В.В. Повесть // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 281

65.Корниенко О.А. Ритмическая парадигма орнаментальной прозы Бориса Пильняка («Голый год»): статья первая // Русская литература. Исследования: сб. науч. Тр. - Киев, 2008. Вып. XII.

66. Кормушкина Г. В стране поэтов и гор // Октябрь. - 1963. - № 6.

67. Лебедев В. Где вы, шубурумцы? // Слово о литературе. - Махачкала: Дагкнигоиздат. - 1969. - С. 100-104

68. Лебедева Л. Солнце в гнезде орла // Новый мир. - 1975. - № 9.

69. Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М.: НПК «Интелвак», 2001. - 452 с.

70. Литература Дагестана и жизнь / Сост. К. Абуков. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980.- 101 с.

71. Ломидзе Г.И. Сила реализма // Вопросы литературы. - 1963. - № 5.

72. Лукашевич В.П. Ахмедхан Абу-Бакар // Абу-Бакар А. Повести. - М., 1968.-С. 473.

73. Лукашевич В.П. Ахмедхан Абу-Бакар // Грани таланта: Творчество А. Абу-Бакара в оценке литературной общественности. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.-С. 46-53.

74. Магомедов З.А. Даргинская народная лирика: некоторые вопросы поэтики песенной лирики. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. - 120 с.

75. Магомедова З.К. Новаторские тенденции творчества Ахмедхана Абу-Бакара позднего периода // Ахмедхан Абу-Бакар: Творческая судьба. -Махачкала: ИПЦ ЛГУ, 2001. - С. 28.

76. Магомедшапиева Г.К. Роман А. Абу-Бакара «Манана»: комплексный анализ: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. - Махачкала, 2010. - 166 с.

77. Максимов В.П. Окрепшее мастерство // Дагестанская правда. - 1979. - 5 августа.

78. Мамаладзе Т. Белый сайгак: повесть или протокол // Грани таланта: Творчество А. Абу-Бакара в оценке литературной общественности. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. - С. 66.

79. Мегаева К. Лирическая повесть и повести Ахмедхана Абу-Бакара // Сб. науч. сообщений ДГУ. - Махачкала, 1969. - С. 31 - 41.

80. Мифология народов Дагестана: сб. статей. - Махачкала, 1984. - 188 с.

81. Молдавский Д. «Мастерство Гоголя». Заметки о книге Андрея Белого // Андрей Белый: Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. - М.: Советский писатель. - 1988. - С. 269 - 281.

82. Мусаева З.Г. Этноментальные основы творчества Ахмедхана Абу-Бакара (К проблеме художественного этнографизма): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02.-Махачкала, 2010.-143 с.

83. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. — М.: Наука, 1976. — 359 с.

84. Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого - М.: Наука, 1990.- 181 с.

85. Новиченко Л.Н. Первооткрыватель // Литературная газета. - 1963. - 13 августа.

86. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века (история, классификация, поэтика) - М., 2001. - 387 с.

87. Омарова Д.К. Жанр рассказа в творчестве А. Абу-Бакара: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. - Махачкала, 2010.-148 с.

88. Омаршаева Э.М. Характер и конфликт в даргинском историческом романе: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. - Махачкала, 1997. - 24 с.

89. Омаршаева Э.М. Дагестанский исторический роман второй половины XX века: Самобытность и типологическая общность: дис. ... докт. филол. наук: 10.01.02. - Махачкала, 2011. - 342 с.

90. Османова З.Г. Слово об Ахмедхане Абу-Бакаре и Фазлиддине Мухаммадиеве // Роман-газета. 1966, № 22.

91. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах советского Востока: Традиция и современность - М.: Наука, 1972. - 266 с.

92. Османова З.Г. Земля и небо Ахмедхана Абу-Бакара (Вступительная статья) // Абу-Бакар А. Избранные произведения. В 2 т. - Т. 1. - М.: Художественная литература, 1980. - С. 5 - 13.

93. Писатели Дагестана из века в век. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2009. -

400 с.

94. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М.: Высшая школа, 1990. - 344

с.

95. Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. / под ред. Келдыш В.А., Полонский В.В. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 832с.

96. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. - М.: Наука, 1969. - 168 с.

97. Проторова Е.Ю. Выразительный потенциал безличных конструкций при использовании стилистических фигур прибавления в произведениях орнаментальной прозы // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания» 2011. № 4 (14). www/ grani.vspu.ru

98. Развитие социалистического реализма в дагестанской советской литературе: сб. стат. / Сост. С.Х. Ахмедов. - Махачкала, 1980. - 176 с.

99. Рагимова А.Х. Жанрово-стилевое своеобразие повестей А. Абу-Бакара: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. - Махачкала, 2013. - 153 с.

100. Рамазанова П.К. Хронотоп в дагестанском историческом романе: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. - Махачкала, 2005.-26 с.

101. Ришина Н. Мой дом родной - Кубачи // Литературная газета. - 1981. - № 2-7 января. - С. 39.

102. Розин Н.П. Гротеск // БСЭ. - Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1972.-С. 354.

103. Роман и повесть в классической и современной литературе. Межвузовский науч. сб. - Махачкала: ДГУ, 1992. - 180 с.

104. Скороспелова Е.Б. Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа. - М., 1985. - 264 с.

105. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974. -

509 с.

106. Смирнова Л.А. Реальность и фантазия в прозе Андрея Белого // Белый Андрей. Избранная проза. -М.: Сов. Россия, 1988. - С. 3 - 16.

107. Соловьева И. Адам и Ева. Грани таланта: Творчество А. Абу-Бакара в оценке литературной общественности. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. - С. 27-28.

108. Социально-нравственные ориентиры Дагестанской прозы. -

Махачкала : Дагкнигоиздат, 1990. - 152 с.

109. Стеблин-Каменский М.М. Миф. - JI: Наука (Ленинградское отделение), 1976. - 104 с.

110. Султанов К.К. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая: Сб. ст. Вып. 1. -М.: Наследие, 1995. - 199 с.

111. Султанова Т.Ю. О некоторых особенностях поэтики повести А. Абу-Бакара «Белый сайгак» // Поэтика дагестанской советской литературы. — Махачкала, 1986. - С. 112 - 120.

112. Султанова Т.Ю. Сопряжённость времени в повестях А. Абу-Бакара // Литературный Дагестан. - 1987. - № 2.

113. Султанова Т.Ю. Идейно - художественное своеобразие повестей Ахмедхана Абу-Бакара (60-70-е годы): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. -Тбилиси, 1988.-С.6.

114. Теория литературы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко - Т. 1 : Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 512 с.

115. Терёхина В.Н. Серапионовы братья // Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М., 2001. - 965 с.

116. Типология жанров и литературный процесс: Межвуз. науч. сб. - СПБ: Образование, 1995.- 116 с.

117. Манн Т. Избранник. // Собрание сочинений. - М., 1960. Т. 6 - С.5.

118. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - Л.: ЛГУ, 1983. -

447 с.

119. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; [коммент. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко] - М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.

120. Традиционный фольклор народов Дагестана. - М: Наука, 1996. - 496

с.

121. Фёдоров Вас. Наше время такое. - М.: Современник, 1973. - 507 с.

122. Хайбуллаев С.М. Молодость гор. // Дон. - 1964. - № 7.

123. Хайбуллаев С.М. А. Абу-Бакар. // История дагестанской советской литературы: в 2 т. - Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1967. - Т. 2. - С. 163171.

124. Ханников A.A. Ислам. Религии мира. - М.: Книжный дом, 2009. - 383

с.

125. Хализев В.Е. Теория литературы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. - М., Высшая школа, 2002. - 438 с.

126. Хатямова М.А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века / науч. ред. В.А. Суханов. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 328 с.

127. Хизриева П.Р. Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. - Махачкала, 2005. - 164 с.

128. Хизриева З.М. Даргинский рассказ: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02.-Махачкала, 2012,- 170 с.

129. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1970. - 392 с.

130. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы. // Вопросы литературы. - 1975. - № 3.

131. Художественные искания в современной дагестанской литературе. Сб. ст. - Махачкала, 1983. - 125 с.

132. Чехов А.П, «Ионыч» http://www.abc-people.com/data/chehov/ion-txt.htm

133. Шаззо К. Счастливчик Паганини, или Солнце в ущелье Снежного барса. // Литературная Россия. - 1986. - 5 декабря. - С. 9.

134. Шемелеков Р. О «Снежных людях» и жизни в горах // Поэтика дагестанской советской литературы. - Махачкала. - 1986. - С. 95 - 99.

135. Шишов В.Н. Жемчужины народного опыта. // Дружба народов. -1967.-№7.-С. 273-274.

136. Шкловский В. О теории прозы. - М., 1929. - С. 37.

137. Шмид В. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. —

312 с.

138. Щадей И. Пора зрелости таланта. // Ленина байрахъ. - 1973. - 12

июля.

139. Капиев Эф. Избранное: в 2 т. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2011. Т. 1. -288 с. Т. 2.-366 с.

140. Юсуфов Р.Ф. Проблемы развития литератур малых народов // Советский Дагестан. - 1970. - № 6. - С. 51 - 54.

141. Павловская О. Е., Зимина Н. Ю. Специфика орнаментального идиостиля постмодернизма (на примере романа В. Пелевина «GENERATION П») // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2012. - № 2. С. 215 - 218

http://cyberleninka.m/article/n/spetsifîka-omamentalnogo-idiostilya-postmodernizma-na-primere-romana-v-pelevina-generation-p

142. Символисты о символизме // Заветы № 2 - Санкт-Петербург 1914. http://kudr-phil.narod.ru/lecture/15iscustvo.html

143. Соколова Г. Б, Эволюция художественных исканий в творчестве Т. Зульфикарова: дис.... канд. филол. наук: 10.01.03 - Душанбе, 2006. - 150с. http://www.dslib.net/literatura-mira/jevoljucija-hudozhestvennyh-iskanij-v-tvorchestve-t-zulfikarova.html

144. Словарь литературоведческих терминов. http://slovar.lib.ru/dictionary/ornamentalizm.htm

Источники:

1. Абу-Бакар А. Даргинские девушки. - М.: Молодая гвардия, 1963.

2. Абу-Бакар А. Кубачинские рассказы. - М., 1965.

3. Абу-Бакар А. Снежные люди. - М.: Молодая гвардия, 1966.

4. Абу-Бакар А. Ожерелье для моей Серминаз. - М.: Молодая гвардия,

1968.

5. Абу-Бакар А. Повести.-М.: «Известия», 1968. Приложение к журналу «Дружба народов».

6. Абу-Бакар А. Даргинские девушки. Чегери. Снежные люди. Браслет с камнями. Повести. - М.: Молодая гвардия, 1971.

7. Абу-Бакар А. Тайна рукописного корана. Исповедь на рассвете. - М.: Советский писатель, 1972.

8. Абу-Бакар А. Избранное. Повести, рассказы, миниатюры. - М.: Советская Россия, 1972.

9. Абу-Бакар А. Пора красных яблок. - М.: Современник, 1974.

10. Абу-Бакар А. Пламя родного очага. - М.: Сов. Россия, 1976.

11. Абу-Бакар А. Горцы на досуге: Миниатюры, притчи. - М.: Сов. писатель, 1979.

12. Абу-Бакар А. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Художественная литература, 1980.

13. Абу-Бакар А. Любви бирюзовый цвет: Стихотворения. -М.: Современник, 1982.

14. Абу-Бакар А. Опасная тропа: Повести и рассказы, - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.

15. Абу-Бакар А. Да озарит тебя надежда. Повести. - М.: Сов. писатель,

1985.

16. Абу-Бакар А. Собрание сочинений в 2 т. Т.1. Повести и рассказы-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991. (На дарг. яз.).

17. Абу-Бакар А. Из неопубликованного. - Махачкала: Дагкнигоиздат,

2001.

18. Абу-Бакар А. Собрание сочинений: в 8 т. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2002-2011.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.