Эволюция жанра рассказа в дагестанской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Юсуфова, Луара Омаровна

  • Юсуфова, Луара Омаровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 200
Юсуфова, Луара Омаровна. Эволюция жанра рассказа в дагестанской литературе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2006. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Юсуфова, Луара Омаровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЗАРОЖДЕНИЕ ОСНОВ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ОТРАЖЕНИЯ НОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В

ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 20-30-х ГОДОВ.

I. 1. Фольклорные и литературные истоки.

I. 2. Становление жанра рассказа - первооткрывателя новой социалистической действительности.

I. 3. Художественное своеобразие рассказа в отображении нового мира и человека.

ГЛАВА И. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОВЕЛЛИСТИКИ ВОЕННЫХ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ (1941-1955 гг.).

II. 1. Расширение жанрово-художественного диапазона малой прозы.

II. 2. «Фронтовые записи» Э. Капиева. Вхождение дагестанской малой прозы в общемировой литературный контекст.

II. 3. Дагестанская малая проза послевоенного периода.

ГЛАВА III. ДАГЕСТАНСКАЯ НОВЕЛЛИСТИКА 60-80 гг.

III. 1. Особенности сатирико-юмористического направления на новом историческом этапе.

III. 2. Фольклорно-мифологическое направление в малой прозе Дагестана.

III. 3. Новые возможности малой прозы в отражении морально-нравственных коллизий жизни.

ГЛАВА IV. ТРАДИЦИИ И НОВАРСТВО В МАЛОЙ ПРОЗЕ ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНОГО ПЕРИОДА.

IV. 1. Историко-социальные предпосылки развития новых тенденций в новеллистике Дагестана.

IV. 2. Обогащение стилистических возможностей малого эпоса.

IV. 3. Отражение национального характера на новом этапе. Концепция городской прозы».

IV. 4. Мистические опыты и литература в стиле «фэнтэзи».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция жанра рассказа в дагестанской литературе»

Актуальность проблемы исследования. Малая проза, как всякий вид творчества, обладает определенной совокупностью свойственных ей и отличающих ее от других жанров литературы признаков.

Рассказ - малая эпическая форма прозаической литературы, способная, несмотря на относительно небольшие размеры, отражать важные проблемы своего времени.

Период расцвета жанра рассказа часто бывает связан со сдвигами в общественно-политической и духовной сферах жизни. Рассказ не имеет точно очерченных жанровых границ и подчас находится во взаимодействии с новеллой и очерком.

В. Г. Белинский справедливо полагал, что «.пограничные линии существуют более предположительно, нежели действительно. Искусство, по мере приближения к той или иной своей границе, постепенно теряет нечто от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит.»1. Большинство исследователей считает, что термины «рассказ» и «новелла» имеют вполне тождественный смысл . Существует и другая точка зрения, согласно которой новелла является разновидностью рассказа, его подвидом3. В «Словаре литературоведческих терминов» отмечается, что «отличие таких жанровых форм, как рассказ и новелла, зафиксировано и в других европейских языках. Так, например, немцы различают Erzalung (рассказ) и Novelle (новелла), французы соответственно - recit и nouvelle»4.

Гегель, дифференцируя значения терминов «рассказ» и «новелла», замечает: «.даже и в самых общих чертах я не в состоянии проследить здесь всю многообразную историю их развития»5.

1 Белинский В. Г. Собр.соч.: В 3 т. - М.: ГИХЛ, 1948. Т. 3. - С. 805.

2 Томашевский Б. В., Толстой А., Паустовский К., Хайлов А. и др.

3 Шкловский В. В., Утехин Н., Огнев А., Николаев Б. и др.

4 Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974. - С. 309-310.

5 Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. - М.: Искусство. 1971. - Т. 3. - С. 492.

Белинский характеризовал рассказ как весьма емкую форму, которая «.может поместить в себя все, что хотите: и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жесткую игру страстей»1.

Джек Лондон дает следующее определение: «.рассказ - это завершенный эпизод из жизни, единство построения, ситуации, действия»2.

Известный исследователь теории малых жанров Э. Шубин отмечает, что в первой половине XIX века термин «рассказ» и «повесть» имели идентичное значение3.

Новеллу же исследователь рассматривает как «разновидность рассказа с ее обнаженной проблемностью, лаконизмом, острым драматическим сюжетом, целенаправленностью, яркими характерами, раскрывающимися в одном моменте»4.

Новелла - разновидность рассказа, характеризующаяся динамизмом действия и неожиданной развязкой.

Наиболее полная разработка истории и теории жанра рассказа и новеллы содержится в статьях «Морфология новеллы» (1927) М. Петровского, «О теории новеллы» (1936) И. Виноградова, «Чехов: от рассказов и повестей к драматургии» (1966) Н. Берковского. Здесь достаточно выявлена линия преемственности, - последующие авторы учитывают, порою пересматривают выводы предшественников.

И. Виноградов в указанной статье пишет: «.новелла - свободный, короткий рассказ о происшествии, которое интересно само по себе. Поэтому уже в самом выборе факта проявляется стремление к "остроте его"»5.

1 Белинский В. Г. Поли.собр.соч.: В 13 т. - М., 1955. Т. 1. - С. 272.

2 Лондон Д. Письмо Анне Струнской от 13 октября. 1904 // Литературная газета. 1966. №5.-С. 4.

Шубин Э. О национальном своеобразии русского рассказа // Русский советский рассказ: Очерки истории жанра. Л.: Наука, 1970. - С. 23.

4 Шубин Э. Жанр рассказа в литературном процессе // Русская литература, 1965. № З.-С. 48-49.

5 Виноградов И.И. О теории новеллы // Вопросы марксистской поэтики. - М: Сов.писатель, 1972. - С. 260.

У В. Шкловского читаем: «Новеллы часто построены для открытия нового в известном, а не для обострения старых традиционных конфликтов»1.

А. Веселовский2 и И. Виноградов3 указывают на тесную связь между эпохой Ренессанса и появлением новеллы. В повествовательной прозе Возрождения новелле, различным ее разновидностям и формам, бесспорно, принадлежит первое место. Это свойственно французской литературе, которая испытывала, в свою очередь, сильное влияние итальянской традиции, в частности, в области новеллы. Начало подобному влиянию было положено «Декамероном» Боккаччо. Но широкое и многообразное использование итальянского опыта постоянно сочеталось с воздействием собственных литературных традиций, которые во Франции были богаты и разнообразны. Так, предтечей классической новеллы стали небольшие стихотворные рассказы-фабльо, привлекавшие живостью повествования, обилием бытовых подробностей, скупо, но емко очерченными характерами персонажей, непредвиденной развязкой, открытым столкновением сущего и кажущегося, производящим комический эффект.

В аналогическом ракурсе можно рассматривать средневековые немецкие предвестники новеллы - шванки.

Однако, при всей многоаспектности определений новеллы нам представляется, что рамки рассказа значительно шире и вбирают в себя новеллу. Генетически рассказ «старше» новеллы и обнаруживает родственные связи со «сказом» (Ю. Тынянов), агиографической литературой (А. Веселовский, Э. Шубин). Рассказу присущи большая эпичность, свобода, бесфабульность (рассказы А. П. Чехова), некоторая редуцированность действия, обращение к любым сторонам человеческой жизни.

Жанрам малой прозы в дагестанской действительности 20-30-х годов принадлежит особое место. Эти, по-существу новаторские для национальной

1 Шкловский В. Художественная проза. Размышления и разборы. М: Сов.писатель, 1961.-С. 153.

2 См.: Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л.: ГИХЛ, 1939. - С. 3-22.

3 См.: Виноградов И. И. Указ.соч. - С. 240-306. эстетики, жанры были выдвинуты исторической ситуацией на передний край литературного фронта одновременно с агитационно-публицистической поэзией.

Организация в республике газетно-журнального дела, массовое издание учебников обусловили появление таких форм, которые отличались мобильностью, были способны оперативно откликаться на запросы исполненной значительных событий эпохи.

Периодические издания стимулировали приобщение одаренных людей к литературному творчеству. В «Красном Дагестане» в 1925 году опубликовано сообщение о заседании литературного кружка «Пролетарский писатель». Среди авторов было много русских, которые помогали становлению национальной литературы. Художественное направление в прессе определяется также перепечаткой очерков, рассказов из центральных изданий, публикацией многочисленных фельетонов, эссе.

К концу 20-х и в начале 30-х годов рождаются значительные произведения малой прозы, которые вошли в золотой фонд национального искусства Дагестана, заявили о путях, ведущих к определяющейся зрелости.

С появлением этих публикаций начинается подлинное формирование основополагающих принципов советского эпоса, пути которого в первые десятилетия пролегли через рассказ, новеллу, очерк.

Определяется творческий путь многих писателей - представителей народностей Дагестана: аварцев Г. Цадасы, Р. Динмагомаева, 3. Гаджиева; даргинцев А. Тахо-Годи, С. Абдуллаева; кумыков Ю. Гереева, А. Аджаматова, А. Дыдымова, А.-В. Сулейманова; лакцев Э. Капиева, А. Гафурова, М. Чари-нова; лезгин А. Фаттахова, 3. Эфендиева; табасаранцев А.-М. Джафарова, А. Ханмагомедова; татов М. Бахшиева и X. Авшалумова и многих других, создавших в 20-30-е годы первые образцы рассказа, новеллы, фельетона.

В трудах дагестанских исследователей1 в разные годы и на разных уровнях ставилась проблема изучения эпоса и в ее пределах - малой прозы, главным образом рассказа и новеллы как его разновидности. Были предприняты попытки изучения путей зарождения и формирования малых прозаических жанров. Однако в имеющихся работах называется и, тем более, анализируется лишь небольшая часть того, что на самом деле составляло подлинное богатство произведений малой прозы.

Недостаточное внимание уделялось таким важным в этой области звеньям, как становление жанровых законов малой прозы.

Дагестанский малый эпос периода Великой Отечественной войны развивался в общероссийском литературном контексте. Рассказ, как наиболее оперативный жанр художественной прозы получал от самой истории материал огромной драматической насыщенности. Война породила характеры и сюжеты, до тех пор неизвестные в национальной литературе. Писатели стояли перед проблемой оперировать категориями исторического масштаба, обращаться к закономерностям, связывающим воедино прошлое и настоящее.

Активное обращение советских писателей к героическим страницам истории России побудило национальных литераторов искать примеры стойкости национального характера в историческом прошлом. Так появился рассказ М. Хуршилова «Андаляльцы».

1 См.: Абакарова Ф. О. Очерки даргинской советской литературы. - Махачкала, 1969; Ахмедов С. X. На путях развития дагестанской советской прозы. - Махачкала, 1978;

Ахмедов С. X. Художественная проза Дагестана. - Махачкала, 1996; Вагидов А. Дагестанская проза второй половины XX века. - Махачкала, 2005; Гусейнаев А. Г., Кассиев Э. Ю. Очерки лакской советской литературы. - Махачкала, 1967; Имамкулиева 3. И. Эволюция жанра: К истории развития художественного очерка в дагестанской литературе // Советский Дагестан, 1971. № 7. - С. 58-60; Имамкулиева 3. И. Жанры дагестанской послевоенной прозы; Автореф.дис.канд.филол.наук. - Махачкала, 1972; Магомедова 3. К. Зарождение и развитие малой прозы в дагестанской литературе 20-30-х годов. Авто-реф.дисс.канд.филол.наук. - Тбилиси, 1987; Мусаханова Г. Б. Жанр рассказа в современной татской литературе // Жанры дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1979. - С. 123-143; Юсуфов М. Г. Табасаранская советская литература. - Махачкала, 1986; Вопросы дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1969; История дагестанской советской литературы: в 2-х т. - Махачкала, 1967.

Рассказ военного времени следовал за очерком, вырастал из него. Тематическое направление рассказа определялось основными линиями - героика фронта, героика тыла. Содержание произведений, помимо событийного аспекта, включало в себя и четкую нравственную доминанту: человек есть его действие, его поведение, его готовность пожертвовать собой во имя великой цели.

В рассказах военной поры обогащаются не только способы восприятия мира, но и арсенал мышления писателей.

Героические эпизоды, связанные с именами дагестанских бойцов, становятся основным содержанием малого эпоса.

Особое место в военной прозе занимают «Фронтовые записи» Э. Ка-пиева, что отмечается многими как российскими, так и зарубежными исследователями. Концептуальное противостояние «человек и война» принимает в его прозе характер экзистенциальный, наполняется особым гуманизмом, очищенным от агрессии и ненависти. «Все жертвы бойни» - таково его отношение и к русскому солдату, и к солдату немецкому.

Послевоенный рассказ переживает период некоторой стагнации, отсутствия художественных ориентиров. На первый план выходит, как и в 30-е годы, агитационная миссия литературы, но теперь это вызвано новыми, жизненно необходимыми целями литературы - дать психологический импульс уставшим от войны и разрухи людям, показать пример стойкости и выносливости в деле восстановления народного хозяйства.

Явственно прослеживается типологическая схожесть тем, идей, образов произведений этой поры.

60-80-е годы в новеллистике Дагестана ознаменовались расширением идейно-тематического и жанрового разнообразия. Писатели успешно овладевают приемами реалистической прозы, искусством психологического реализма. Динамика меняющейся реальности побуждает рассказчиков к поискам таких художественных структур, которые позволили бы расширить и содержательно углубить технику повествования, отразить многосложность характеров персонажей. Немалую роль в развитии новых художественных тенденций сыграли активные взаимосвязи писателей различных национальных республик, взаимная учеба, проведение диспутов и «круглых столов» в прессе.

Еще одним значительным фактором в динамике развития литературы стало обучение дагестанской талантливой молодежи в Литинституте, получение профессиональных литературных знаний.

Следует отметить и рост мастерства прозаиков, которые начинали свой творческий путь еще в 30 - е годы.

Показательно, что ряд новеллистов выходит на международную арену. Это Хизгил Авшалумов, А. Абу-Бакар, Ф. Алиева.

Большую популярность в 60-е годы обрел цикл новелл X. Авшалумова о Шими Дербенди, цикл, который пополнялся в течение ряда лет. Что касается рассказов этого автора, то их сюжеты не выходят за рамки привычного, здесь много житейских зарисовок, деталей быта. Используя будничную ситуацию, Авшалумов создает из нее занимательную интригу, приправленную добрым юмором. Мастер комического изображения, он создает свой, индивидуальный мир, отмеченный особенностями его стиля.

В 60-80-е годы в дагестанской прозе широкое распространение получает так называемое фольклорно-мифологическое направление. Вслед за Ч. Айтматовым, И. Друце, Ю. Рытхэу, В. Астафьевым и другими известными писателями, дагестанские прозаики активно осваивают эту традицию. Собственно эта традиция была свойственна им изначально, но теперь, на новом витке литературного развития, она получает новую художественную наполненность. Стремление к новому осмыслению народных легенд, притч, преданий, мифов, сказок, песен дало плодотворные результаты в творчестве А. Абу-Бакара, Ф. Алиевой.

Притчевая по внутренней структуре и вместе с тем емкая, красочная проза Абу-Бакара, философический, но не порывающий с реальностью рассказ и его же мифопоэтические, проникнутые возвышенным драматизмом рассказы, выразительные и во многих деталях тяготеющие к романтической символике, к яркому высвечиванию всего прекрасного и доброго в человеке, стали знаковым явлением в литературной системе Дагестана.

Тема морально-нравственных исканий советского человека, получившая широкое распространение в период 60-80 - х гг., нашла свое отражение и в новеллистике Дагестана. В прозе малых жанров «появилось стремление вырваться за пределы сюжетных схем и образов» (3. Имамкулиева). На первый план выходит личность человека с его внутренним миром, ошибками и сомнениями, тревогами и радостями. Проза 80-х старается высветить все грани бытия обычного человека. Большое место во всей советской литературе уделялось прозе писателей-деревенщиков и, естественно, герою этой прозы - рядовому селянину, который тогда позиционировался как основной носитель народной нравственности. Такое направление в литературе было очень близким дагестанской литературе, которая практически не выходила из рамок деревенской прозы. Поэтому многие авторы рассказов, лишь слегка осовременив атрибуты своего повествования, продолжали писать о том, что им близко, что они знают. На этом поприще преуспели как многие писатели-прозаики, так и немногочисленные критики. Один из них, совмещающий обе ипостаси, - Камал Абуков. Следует отметить, что не все его рассказы одинаково выдержаны в нужной тональности, есть и такие, где автор пытается сказать что-то важное, но не находит средств для этого. Но имеется и ряд произведений, где Абуков тонко и по-айтматовски неторопливо описывает ситуацию, вначале не предвещающую ничего дурного, но в конце рассказа читатель тронут, растерян, подавлен. Рассказы Абукова заставляют задуматься о самых, казалось бы, обыденных вещах, о людях, мимо которых можно пройти, не заметив их, о последствиях каждого рядового поступка. Ни мораль, ни нравственность им не декларируются внутри текста, они спрятаны так, что каждый читатель должен сам их вывести для себя. Психологизм Абукова особого рода, мельчайшие детали участвуют в раскрытии психологии героев.

Малая проза постперестроечного периода - качественно новый, набирающий силы этап в системе национальной литературы Дагестана. Новый и неожиданный мир требовал освоения, хотя период начала и середины 90-х годов можно охарактеризовать как неблагоприятный для освоения литературой новых тенденций.

Однако к концу 90-х и в начале нового столетия ситуация стала меняться. Громко заявили о себе молодые авторы, чьи литературные искания на новой почве имеют важное значение для динамики движения малых жанров. В. Керамов, И. Чаящинский, Г. Галбацов, Ж. Абуева, Н. Алиева, К. Казиха-нов, А. Аливердиев - каждый по-своему внесли жанры и тематическое разнообразие в корпус текстов малой прозы Дагестана. Экзистенциальное восприятие жизни характерно для Керамова и Чаящинского, мистико-философский вариант литературного письма демонстрирует Галбацов, манифестация городской культуры ярко пробивается в текстах Абуевой и Алиевой, постмодернистские игры со словом делают тексты Казиханова, Мусаева априорно неприемлемыми для национального читателя. Но взятые вместе, эти тексты знаменуют собой перспективный прорыв новых тенденций и направлений в дагестанскую литературу.

Исследование процесса становления рассказа как полноправного жанра дагестанской литературы связано с анализом культурных традиций народа. Дагестанский рассказ, новелла, рассматриваемые в его историко-эстетическом движении от фольклорных истоков до самостоятельной художественной формы, являют собой жанровую систему, процесс развития которой отражает основные закономерности дагестанской литературы, как в художественном, так и культурно-историческом плане.

В процессе своего формирования и развития дагестанские жанры малой эпической формы прошли сложный путь исканий новых идейно-художественных форм, явившихся результатом творческого осмысления явлений жизни, национального эстетического опыта и опыта более развитых художественных систем, в первую очередь, русской. К началу XXI столетия дагестанский малый эпос, пройдя сложный путь становления, стал развитой эстетической системой, в которой представлены разнообразные жанровые модификации рассказа. Обращение к теме диссертационного исследования определено необходимостью комплексного, системно-аналитического изучения этого процесса, что и обуславливает актуальность избранной темы.

Цель и задачи. Исследуя богатый фактический материал, охватывающий период от момента зарождения малой прозы до постперестроечного, автор диссертации ставит своею целью осветить важнейшие узловые вопросы развития рассказа в историческом ракурсе.

В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

- охарактеризовать основные вехи развития малой прозы - от первых опытов 20-х годов до создания многообразной жанровой системы начала XXI столетия;

- проследить, как из различных прозаических образований постепенно выделились художественные - рассказ, новелла, которые все более определялись в своих видовых границах, родовых признаках;

- показать становление эстетических принципов малой прозы;

- дать классификацию эпических форм, разновидностей внутри рассказа;

- выявить средства обогащения поэтики малых жанров;

- выделить новаторские тенденции бытования рассказа на современном, постперестроечном этапе.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в диссертации впервые предпринята попытка системного изучения дагестанской малой прозы. На анализе обширного материала, большая часть которого вводится в научный оборот впервые, рассмотрены пути формирования жанра рассказа и новеллы как его разновидности. Показано, что интенсивность процесса утверждения малых эпических форм, занявших видное место в дагестанском искусстве слова, объяснялась как влиянием опыта русской литературы, так и развитием собственных традиций, фольклорных и литературных. Обоснована социальная детерминированность развития малых жанров в каждый отдельно рассматриваемый исторический этап времени.

Дана внутривидовая классификация рассказа - героического, социально-бытового, психологического, юмористического, сатирического, экзистенциального, этологического; и его разновидности - новеллы, отличающейся от рассказа лаконичностью, динамикой сюжета, монособытийностью, напряженностью интриги, неожиданной развязкой.

Объектом исследования являются произведения дагестанских писателей с начала XX века до первого десятилетия XXI века, представленные как на языках народов Дагестана, переведенных на русский язык, так и образцы русскоязычного творчества. Особое внимание уделяется анализу произведений Э. Капиева, Ю. Гереева, X. Авшалумова, А. Абу-Бакара, М. Хуршилова, М. Бахшиева, К. Абукова, И. Чаящинского, Ж. Абуевой, Г. Галбацова.

Методологическая основа исследования. Исследование пути становления дагестанской малой прозы построено на теории целостного восприятия литературного процесса, основывающегося на принципе историзма в оценке фактов, явлений и тенденций развития дагестанского рассказа и новеллы.

Исторический принцип подхода к теме позволяет проследить движение малого эпоса, опираясь на лучшие традиции прошлого, показать, как проходили его идейно-тематическое и жанрово-стилевое обогащение, накопление художественного опыта.

Теоретическую основу настоящего исследования составили концептуальные, общелитературные труды А.-К. Ю. Абдуллатипова, С. X. Ахмедова, Г. Г. Гамзатова, В. М. Жирмунского, Э. Ю. Кассиева, Н. И. Конрада, Г. И. Ломидзе, Д. С. Лихачева, Г. Н. Поспелова, К. Д. Султанова, Л. И. Тимофеева, Ю. Н. Тынянова, В. В. Томашевского, В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума и Др.

Проблемы теории жанра рассказа и новеллы как разновидности рассказа в историческом и типологическом аспектах представлены в работах Ф. О. Абакаровой, К. И. Абукова, 3. Н. Акавова, М. М. Бахтина, А. С. Бушмина, А. М. Вагидова, А. Н. Веселовского, И. А. Виноградова, 3. 3. Гаджиевой, Н. А. Грозновой, А. Г. Гусейнаева, М. А. Гусейнова, 3. И. Имамкулиевой, 3. Г.

Казбековой, И. Н. Крамова, Н. В. Капиевой, 3. К. Магомедовой, Г. Б. Муса-хановой, А. Огнева, К. К. Султанова, С. М. Хайбуллаева, М. Р. Халидовой, X. М. Халилова, Э. А. Шубина, М. Г. Юсуфова и др.

Источниковедческую базу диссертации составляют рассказы и новеллы дагестанских писателей, созданные в указанный выше период, опубликованные в альманахах, газетах, школьных хрестоматиях, антологиях, литературных сборниках, в отдельных изданиях. В случае отсутствия художественного перевода рассматриваемых произведений, созданных на национальных языках, автор прибегал к подстрочным переводам.

Теоретическое значение настоящего труда заключается в том, что он представляет развернутую модель анализа жанров рассказа и новеллы и предоставляет возможность использования материалов, положений и выводов диссертации при исследовании жанров малой прозы каждого из народов Дагестана, а также при создании обобщающих работ по региональной и всероссийской истории литературы, где рассказ и новелла должны занять соответствующее место.

Практическая ценность работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в преподавании вузовского курса «Дагестанская литература», при чтении спецкурсов по различным периодам дагестанской литературы в вузах Республики Дагестан, при изучении дагестанской литературы в школах, лицеях, колледжах.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Отдельные части использовались в качестве докладов на региональных конференциях. Основные положения диссертации изложены в восьми публикациях.

Структура диссертации подчинена логике рассмотрения материала, состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Юсуфова, Луара Омаровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение малой прозы Дагестана от начала ее зарождения в начале XX века до постперестроечного периода включительно, классификация рассказа, новеллы по жанровым и типовым признакам позволяют утверждать, что дагестанская малая проза выделилась из целого комплекса устных и письменных форм, таких как предания, устные рассказы, фольклор, эпигра-фико - эпистолярная литература, хроники, собственно проза, возникшая в Дагестане в конце XIX - начале XX вв.

Значительную роль в генезисе национальной малой эпики сыграли этнографические очерки, принадлежащие перу ученых-кавказоведов, а также представителей дагестанских народов, таких как Д.-М. Шихалиев, А. Чирке-евский, Г.-М. Амиров, Г. Гузунов, М.-Э. Османов, А. Омаров, X. Уцмиев, А. Акаев, М. Хандиев, А. Каяев и др.

Особо следует выделить вклад в дело просвещения края А. Омарова, А. Чиркеевского, М. Хандиева - помощников исследователя-кавказоведа П. К. Услара.

Помимо фольклорных разысканий, дагестанские просветители занимались составлением хрестоматий, учебников для школ, календарей, что давало возможность популяризировать первоначально ростки научных знаний.

На этой почве появилось много материалов очерково-познавательного характера.

Творческая деятельность просветителей следующего этапа протекает в иных исторических и культурных условиях, связанных с процессом революционного подъема в России. Новое поколение писателей было связано с освободительным движением, их творчество выражало интересы классов. С. Габиев, Г. Саидов, Дж. Коркмасов, Н. и 3. Батырмурзаевы, Т. Бейбулатов, Р. Нуров, А. Иминагаев, А. Акаев и другие стали носителями передовых взглядов, сторонниками просвещения горного края.

В Дагестане появляются повести «Бедная Хабибат», «Несчастная Джанбике» и «Давут и Лейла» Н. Батырмурзаева.

В 1915 году выходит первый дагестанский роман «Аманхор», принадлежащий перу А.-Г. Ибрагимова.

Подлинное становление малых жанров дагестанской прозы началось после Великой Октябрьской революции. Неоценимую роль в этом, как отмечалось во введении, сыграли газеты. Хотя публицистика народов Дагестана возникла до Октября, но в период Октябрьской революции и гражданской войны она переживала небывалый подъем. Об этом свидетельствует возникновение и функционирование революционно-демократических и большевистских печатных органов на языках народов Дагестана.

Сущность начального этапа заключается в выделении рассказа в особый вид творчества, формировании собственных, свойственных этим видам искусства, закономерностей, в создании той системы принципов, которая ее характеризует.

Тематика, связанная с новыми идейно-эстетическими задачами, потребность в отражении эпохи строительства социализма обусловливали расширение жанрового многообразия малой прозы. Мировоззренческий рост, укрепление идейной основы сопровождались художественными завоеваниями всей поэтической системы изобразительно-выразительных способов создания очерка и рассказа.

В малой прозе, как и во всей советской литературе периода развернутого строительства социализма, определились две основные тенденции времени - утверждение нового и отрицание старого.

В дагестанском рассказе 30-х годов зафиксированы этапы социальной жизни, изменение в психологии людей, новые связи между людьми на производстве и быту, рост коллективизации, ломка патриархально-крестьянского стереотипа мышления.

Расширение проблемно-тематического диапазона повлекло за собой появление новых типов рассказа. Так появились его новаторские для национальной публицистики разновидности: очерк-рассказ, эссе, проблемный (колхозный, производственный) рассказ.

Обогащение дагестанской новеллистики в структурно-композиционном плане осуществлялось посредством возникновения таких форм, как обрамленный рассказ, рассказ в рассказе, имеющие давние и глубокие традиции в литературах стран Востока, а также в европейской литературе периода Возрождения.

Использование писателями приемов аллегории, прямой речи, психологически наполненного диалога, функционально нагруженного пейзажа, выпуклой портретной обрисовки персонажей, художественной детали служили совершенствованию поэтики жанра рассказа.

Основная проблемно-тематическая направленность новеллистики - отражение нового времени и человека, творца и созидателя во всем многообразии его личностных черт.

Противопоставление прошлого и настоящего вызвало к жизни поэтику контрастов с использованием элементов критического реализма при изображении картин прошлого.

Следует отметить проявляющуюся порой в произведениях малой прозы 30-х годов некоторую умозрительность, снижение доли художественности, что было обусловлено ее агитационно-публицистической заданностью, которая в годы освоения реалистической поэтики, воссоздания новой личности опережала принцип ее психологически-углубленного раскрытия.

Военный период вызвал к жизни новые жанровые модификации рассказа - это, в первую очередь, очерк-рассказ, с превалированием документальных фактов; рассказ-письмо, где повествование ведется от лица корреспондента к адресату, при этом корреспондент - это всегда участник боевых действий, а адресат выступает в роли комментатора.

В этот же период малая проза обогащается таким новым по форме и содержанию произведением, как «Фронтовые записи» Э. Капиева. Конструирование художественной реальности происходит здесь в форме самостоятельных художественных фрагментов, составляя в итоге общее, связанное тематически и эмоционально, полотно.

Послевоенный период, посвященный текущим задачам дня - восстановлению народного хозяйства - в плане художественном был не результативным.

60-80-е годы в новеллистике Дагестана отмечены расширением различных жанровых и идейно-тематических направлений. Одним из важных моментов обогащения поэтики новеллы и рассказа стало развитие сатирико-юмористического направления в новом, отличном от периода 20-х - 30-х годов, аспекте. Наблюдается также активное использование фольклорной поэтики, переведенной теперь на современный уровень. Происходит более четкая дифференциация жанровых модификаций, рассказ принимает четкие очертания, очевиднее становится классическая новеллическая схема, отчетливо проявляются отличия рассказа от новеллы, которая «не должна обладать обязательной фабулой, приводимой к устойчивой ситуации» (В .Томашевский).

Зачастую проблемно-тематическая доминанта рассказа не выходит за рамки привычного, авторы чаще обращаются к деталям быта, житейским ситуациям. Внутренний мир героев раскрывается через различные средства: диалоги, монологи, лирические отступления, фольклорные вкрапления. Проявляется тенденция показа большого через малое, т.е. в рассказе, новелле, как в капле воды, отражаются и морально-нравственные коллизии, и проблемы существования индивида в определенном социуме. В новеллистике определилась тенденция к углубленной концептуальности. Социально-нравственный потенциал новеллистики неуклонно возрастал. Малая проза решала главную задачу литературы своего периода - утверждение принципов социалистического реализма. В этот же период (60-е - 80-е гг.) в советской, и соответственно дагестанской, прозе наблюдается усиленный интерес к фольклорно-мифологическому направлению художественного письма. Малая проза ориентируется на стилистику фольклорных сказаний, притчеобраз-ность, на новое осмысление народных легенд, преданий, мифов. Весь этот широкий массив народного творчества, хранящий нравственный опыт народа, становится основой для создания произведений как лирико-романтической прозы, так и текстов с ярко выраженной дидактической направленностью.

Следует отметить мастерство сюжетно-структурных конструкций малой прозы, четкую ориентацию писателей в культурном поле, связанную с тем, что литература перестала быть делом любительским и стала сугубо профессиональным явлением. Все это не могло не сказаться на качестве текстов малой прозы. Можно констатировать, что к концу 80-х годов малая проза Дагестана освоила практически все жанровые модификации.

Постперестроечный период внес радикальные изменения в тематику, поэтику, семантику текстов рассказа. Малая проза стала восприниматься как особый духовный путь, где разрабатывались новые модели мира, человека и времени. В прозе постперестроечного времени проступает тенденция к смене жанровых канонов литературы, заложенных в самой природе реализма, желание отойти от идеологических установок и клише. Все это обуславливает и особую, непривычную поэтику. Трансформируются темы, стили, используется лексика, ранее считавшаяся табуированной, меняются дискурсы восприятия действительности и ее отражения.

В дагестанской малой прозе проявляются элементы экзистенциального письма, психологизм проявляется в контексте модернистской стилистики. При этом в текстах часто преобладает лирико-психологическое начало. Качественно новым явлением стало стремление молодых авторов к эстетизации сугубо городской жизни. Довольно часто используется традиционная поэтика, но сюжетные линии заострены, требуют дополнительной атрибутики.

Заметным явлением стало углубление в сферу эзотерики, обращение к мистическим пластам литературного высказывания.

Зримые и весомые успехи дагестанской малой прозы никоим образом не могут заслонить тех ее слабостей, недостатков, «болевых точек», которые должны стать достоянием критического разбора. Не уходящие с повестки дня проблемы эстетического уровня, художественное качество прозы и литературы в целом - нерасторжимое единство с факторами содержательного и идейного порядка.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Юсуфова, Луара Омаровна, 2006 год

1. Абдулатипов А.-К. Ю. Литература правды жизни. Махачкала,1984.

2. Абдулатипов А.-К. Ю., Алиева 3. 3. Юсуп Гереев гражданин и писатель // Наследие, возвращенное народу. - Махачкала, 1990. - С. 188-198.

3. Абдуллаев М. Из истории философской и общественно политической мысли народов Дагестана в XIX в. - М.: Наука, 1968.

4. Абдуллаев С. Как учился Гази // Литературная хрестоматия. -Махачкала, 1935. С. 39-41. - На дарг.яз. Подстрочный перевод М.-Ш. Исаева.

5. Абу-Бакар А. Предисловие // Авшалумов. X. Сказание о любви. -Махачкала, 1972.

6. Абу-Бакар А. Горькое заблуждение // Избранное. М., 1972.

7. Абу-Бакар А. Наследник сокровищ Зирех-Герана // Избранное.

8. Абуева Ж. Круговорот. Махачкала, 2006.

9. Авшалумов X. Хитроумный Шими Дербенди. Махачкала, 1982.

10. Авшалумов X. Черные слезы // Сказание о любви. Махачкала,1972.

11. Абдурахманов А. М.-Х. Современный устный сатирико-юмористический рассказ народов Дагестана // Современный фольклор народов Дагестана. Махачкала, 1983. - С. 119-134.

12. Алиев С. М.-С. Формирование социалистического реализма в литературах народов Дагестана: Учебное пособие. Махачкала, 1977.

13. Алиева Н. Мы выбираем // Дагестан, 2003. № 3

14. Алиханов А. Горе за горем // Дарган. 1929. 9 декабря. На даргинском языке. Перевод автора.

15. Ахлаков А. А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. -М., 1981.

16. Ахмедов С. X. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала, 1978.

17. Ахмедов С. X. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.

18. Михайловский Б. М. Творчество М. Горького и мировая литература. -М., 1965.

19. Барт Р. Удовольствие от текста // Избранные работы. Семиотика. Поэтика.-М., 1994.

20. Батыр М. Один // Дагестанский альманах. Пятигорск, 1937.

21. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство.1979.

22. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

23. Бахтин М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.-М., 1990.

24. Белинский В. Г. Полн.собр.соч.: В 13 т. -М., 1955. Т. 1.

25. Бореев Ю. О комическом. М.: Искусство, 1957.

26. Бунин И. А. Собр. соч.: В 9-ти т. М., 1965. Т. 1.

27. Веселовский А. Избранные статьи. Л.: ГИХЛ, 1939.

28. Виноградов И. В. Вопросы марксистской поэтики. М., 1972.

29. Виноградов И. О теории новеллы // Вопросы марксистской поэтики.-М.: Сов. писатель, 1972.

30. Вопросы литературы. 2002. Июль-август - С. 41.

31. Гаджиева 3. Предисловие //Галбацов Г. Откровения падающего вверх. Махачкала, 2005.

32. Галбацов Г. Откровения падающего вверх. Махачкала, 2005. Перевод с аварского Г. Исрапилова.

33. Гамзатов Г. Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1978.

34. Гафуров А. Сын Билала. // Книга для чтения. С. 86-92. - На лакском языке. - Перевод А. Гусейнаева.

35. Гегель. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. - Т. 3.

36. Гереев Ю. Весна, пришедшая с Севера. Махачкала, 1959.

37. Гереев Ю. Заботы Маржанат. М., 1964.

38. Дагестанская антология. М.: ГИХЛ, 1934.

39. Джафаров А. Прежде и теперь. Махачкала, 1934.

40. Добролюбов Н. А. Собр.соч.: В 9-ти т. М.;Л.: Госполитиздат, 1961. T.L

41. Дыдымов А. В. Сколько выиграл Кагарман от займа // Ростки новой кумыкской литературы. Махачкала, 1932. - На кумыкском языке. -Подстрочный перевод А. М. Мантаева.

42. Закуев К. В начале лета в горах // Книга для чтения. Махачкала, 1934. На лакском языке. - Перевод А. Гусейнаева.

43. Имамкулиева 3. И. Хизгил Авшалумов // История дагестанской советской литературы: в 2 т. Махачкала, 1967. Т. 2.

44. Иностранная литература. 1957. - № 3.

45. Искандер Ф. Рассказы. Повести. Сказка. Диалог. Эссе. Стихи. -Екатеринбург: У-Фактория, 1999.

46. История дагестанской советской литературы: В 2-х т. -Махачкала, 1967.

47. Казбекова 3. Дагестан в европейской литературе. Махачкала,1994.

48. Каневская М. Кратчайший путь к истине: децентрализация дискурса у Фазиля Искандера // Новое литературное обозрение. 2005. - № 72.

49. Капиев Э. Записные книжки. Фронтовые очерки. Письма. Махачкала, 1971.

50. Капиев Э. Предисловие к драме Г. Саидова «Калайчитал» // Дагестанская антология. -М.: ГИХЛ, 1934.

51. Кассиев Э. Ю. Проблемы просветительства и становления реализма в литературе народов Дагестана: Автореф дис.докт.филол.наук. -Тбилиси.

52. Керамов В. Дедушкин сад // Дагестан. 2004. - Март - апрель.

53. Керамов В. Красный колокольчик // Дагестан. 2003.- Майиюнь.

54. Ахмедханов Д. Об авторе и его цели // Дагестан. 2005. - Майиюнь.

55. Керамов В. О трех стилях. // Дагестан. 2005. - Май-июнь.

56. Лейдман Н. Траектория «экспериментирующей эпохи» // Вопросы литературы. 2002. - Июль-август.

57. Лихачев Д. С. Смеховой мир древней Руси // Смех в древней Руси.-Л.: Наука, 1984.

58. Личный архив X. Авшалумова.

59. Лондон Д. Письмо Анне Струнской от 13 октября. 1904 г. // Литературная газета. 1966. - № 5.

60. Магомедов Р. М. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала,1975.

61. Магомедова 3. Дагестанская публицистика XX века: Формирование, развитие, тенденции. - Махачкала, 2005.

62. Мазанаев Ш. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997.

63. Марк Амусин. «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». (О специфике фантастического в «Мастере и Маргарите») // Вопросы литературы. 2005. - Март-апрель.

64. Машевский А. Кто уверит Фому // Новый мир. 2005. - № 7.

65. Мусаханова Г. Б. Литература народов Дагестана в период тридцатых годов (1930-1941 гг.) // Очерки истории дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957.

66. Мусаханова Г. Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1959.

67. Назаревич А. Ф. В мире горской народной сказки. Махачкала,

68. Николаев Б. И. О жанрах современного русского советского рассказа // Вопросы русской литературы. Львов, 1977. - № 2 (30).

69. Палиевский П. В. Литература и теория. М., 1979.

70. Пархоменко М. Роман и критика // Звезда Востока. 1975 - № 4.

71. Поспелов Г. Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978.

72. Разаханов М. Вызов // Гаджибеков Г. и Фатахов А. Хрестоматия по литературе. На лезг.яз. - Подстрочный перевод Ф. М. Ибрагимовой.

73. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение,1974.

74. Сулейманов А.-В. В дороге // Дагестанская антология. Пятигорск, 1934.

75. Султанов К. Лабиринты сцеплений: этническое, национальное, художественное // История национальных литератур. Вып. II. М: Наследие, 1996.

76. Султанов К. Национальная идея и национальная литература // Нация, личность, литература. Выпуск I. М. РАН ИМЛИ, 1996.

77. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1971.

78. Тихонов Н. В. Отечественная война и советская литература // Новый мир. 1944. № 1-2.

79. Томашевский В. Теория литературы. Поэтика. М.;Л., 1930.

80. Трунов Д. Дорога на Берлин. Махачкала, 1946. - С. 76.

81. Фаттахов А. Позор // Избр.соч. Махачкала, 1955. - На лезг.яз. -Подстрочный перевод А. М. Ганиевой.

82. Хайлов А. Грани рассказа. // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. -М.: Наука, 1971.

83. Халидова М. Р. Юсуп Гереев // История дагестанской советской литературы. Махачкала, 1967. Т.2.

84. Халилов X. Абуталиб Гафуров. // История дагестанской советской литературы. Махачкала, 1967.

85. Халилов X. М. Лакский песенный фольклор. Махачкала, 1959;

86. Хуршилов М. Андаляльцы. Махачкала, 1943.

87. Чаринов М. Встреча // Книга для чтения. Махачкала, 1934. - На лакском языке. Перевод А. Гусейнаева

88. Чаящинский И. Я думал, это ветер. М.: Асмо-пресс, 2005.

89. Шилова JI. М. Хуршилов // История дагестанской советской литературы. В 2-х т. Махачкала, 1967. Т.2.

90. Шкловский В. Художественная проза. Размышления и разборы. М. Сов.писатель, 1961.

91. Шубин Э. Жанр рассказа в литературном процессе // Русская литература, 1965. № 3.

92. Шубин Э. О национальном своеобразии русского рассказа // Русский советский рассказ: Очерки истории жанра. Д.: Наука, 1970. С. 23.

93. Юсуфов М. Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.