Просветительское телевидение в полиэтничном регионе: на материалах Республики Северная Осетия-Алания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Акоева, Лидия Георгиевна
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Акоева, Лидия Георгиевна
Введение.
Глава I. Сущность и содержание просветительского телевидения, его формирование и развитие в регионе
Северная Осетия-Алания.
§.1 Просветительское телевидение от истоков до наших дней.
§ 2. Основные этапы формирования и развития просветительского телевидения в Северной Осетии (1957-2006гг.).
Глава II. Жанрово-тематические особенности просветительских программ в полиэтничном регионе.
§ 1. Историческое просвещение. Освещение полиэтничности на телеэкране (программы «Корни», «Старый Владикавказ»).
§ 2. Духовно-нравственное просвещение. Программа «Путь».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Структура и стилистика новостных программ телевидения Северного Кавказа2005 год, кандидат филологических наук Кочисова, Алина Николаевна
Церковная интеллигенция в Осетии во второй половине XIX - начале XX вв.2003 год, кандидат исторических наук Бирагова, Фатима Ростиславовна
Становление и развитие школьного образования в Южной Осетии: Середина XIX - начало XX вв.2004 год, кандидат педагогических наук Сиукаева, Елена Гурамовна
Аксо Колиев и проблемы женского образования в Осетии во второй половине XIX - начале XX веков2000 год, кандидат педагогических наук Кайтукова, Зарина Маирбековна
Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова2003 год, кандидат педагогических наук Цаллагова, Татьяна Харитоновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Просветительское телевидение в полиэтничном регионе: на материалах Республики Северная Осетия-Алания»
Актуальность темы исследования
В условиях изменившегося стиля, образа и качества жизни, повсеместного распространения информационно-компьютерных технологий значительно возрастает роль просветительского телевидения, благодаря которому люди во всем мире имеют возможность приобщиться к величайшим достижениям человечества в области культуры, искусства, науки, духовности. Если еще недавно отечественные теоретики телевидения сетовали на то, что «вся культура телевидения находится лишь на канале «Культура»1, то сегодня практически на всех федеральных каналах (в том числе и коммерческих) стали осваиваться просветительские проекты.
Еще в середине 90-х годов, когда образовательные и культурно-познавательные передачи исчезли с телеэкрана, известный исследователь телевидения В.В. Егоров предрекал, что будущее телевидения за просвещением2.
Просветительские программы всегда в той или иной мере были присущи и советскому телевидению, особенно в 70-80-х гг. Затем в силу различных причин на ТВ наступил спад просветительской деятельности.
С началом демократических преобразований в стране, пробудивших гражданское и этническое самосознание и, как следствие, интерес к национальной истории, культуре, искусству, духовным и нравственным традициям, особенно в полиэтничных регионах, (к которым относится и Республика Северная Осетия-Алания), тенденция к просветительству в телевизионном пространстве России стала усиливаться.
Интерес к просветительским проблемам возрастает в связи с небывалыми научно-техническими достижениями и глобализацией социальных процессов, обостряющих чувства национальной идентичности и
1 См.: Телерадиоэфир. История и современность. Ред. Я.Н. Засурского. М; 2005, С.11.
2 См.: Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М; 1999, С. 56. беспокойства о сохранении гуманитарных ценностей мира, безопасности для всей земной цивилизации. Люди хотят знать все о всех процессах, происходящих в стране и мире, которые влияют на их существование. А это желание во многом может удовлетворить именно общепросветительская, гуманистическая направленность телевещания.
К сожалению, история и современное состояние просветительского телевидения, особенно в регионах, недостаточно изучено, что препятствует его успешному развитию.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена необходимостью изучения теоретических основ функционирования просветительского телевидения в изменившихся условиях. Попытка комплексного подхода автора к обозначенной проблематике свидетельствует об уникальности накопленного опыта центральным и региональным ТВ, необходимости его дальнейшего объективного исследования и использования в современных средствах просветительского вещания. Особенно актуальна поставленная задача применительно к полиэтничному пространству такого региона, как Северный Кавказ в целом и Республика Северная Осетия-Алания, в частности.
Научная новизна диссертации заключается:
- в изучении понятия «просветительское телевидение», исходя из исторического и актуального опыта процесса формирования внутреннего, духовного мира личности;
- в выявлении просветительских функций телевидения в условиях вещания на полиэтничную, билингвистическую и многоконфессиональную аудиторию на примере Республики Северная Осетия-Алания;
- в обобщении исторического опыта становления и развития просветительского вещания электронных СМИ региона с привлечением архивных материалов3, которые вводятся в научный оборот впервые;
3 Материалы Центрального Государственного архива историко-политической документации Республики Северная Осетия-Алания; архива Государственного Комитета по телевидению и 4
- в комплексном исследовании содержания, общей направленности, жанровых особенностей, методов подготовки программ современного просветительского телевидения региона.
Методологической основой исследования стали сравнительно-исторический, диалектико-логический и социально-лингвистический методы изучения закономерностей и тенденций развития и функционирования просветительского телевидения.
Это позволило выявить:
- наиболее эффективные способы определения сущности просветительского телевидения;
- специфику просветительства и его связь с такими понятиями как «образование», «пропаганда», «культура», «воспитание»;
- особенности функционирования просветительского вещания в полиэтничной среде;
- направления, жанры, приемы подготовки просветительских передач;
- сделать выводы и разработать практические рекомендации для работы просветительского телевидения в поликультурном, билингвистическом и многоконфессиональном пространстве. Рекомендации и предложения, содержащиеся в диссертации, апробированы в практической деятельности творческого объединения «Вариант Плюс» ГТРК «Алания», готовящего передачи просветительского направления.
Объект исследования - просветительское телевидение (ТВ) и его влияние на общественное сознание и духовное развитие полиэтничной, поликультурной, билингвистической и многоконфессиональной зрительской аудитории.
Предмет исследования
- генезис просветительского ТВ в многонациональном регионе, процессы его развития, жанровые особенности. радиовещанию РСО-А, архива Северо-Осетинского института социальных и гуманитарных исследований, Центрального государственного исторического архива Грузии.
Гипотеза
Позитивные результаты в духовном, социальном и национальном развитии общества могут быть достигнуты лишь при правильной, научно обоснованной политике в области организации и ведения просветительской деятельности (в том числе и на телевидении) как в масштабе страны, так и на региональном уровне. Следует отметить, что исследовательская и практическая работа по использованию просветительского телевещания для формирования толерантных отношений между этносами, национальными меньшинствами, представителями различных конфессий ведется недостаточно в таком взрывоопасном регионе как Северный Кавказ, в том числе в Северной Осетии. Назрела настоятельная необходимость обобщения и анализа уже имеющегося исторического и актуального опыта подготовки и ведения просветительских передач в стране и на региональном телевидении и, тем самым, способствовать дальнейшему совершенствованию этой работы.
Цель исследования: - рассмотреть основные особенности формирования просветительского ТВ, тенденции его развития и совершенствования, в частности, конкретно в полиэтничном и многоконфессиональном регионе.
Для осуществления этих целей предполагается решение следующих задач:
- определить современное понимание концепта «просвещение», его место в образовательной системе и культуре общества;
- уточнить особенности просветительского ТВ и его роль в формировании личности в условиях информационно-компьютерных технологий;
- определить место и роль ТВ в осуществлении просветительских функций в условиях полиэтничности и процессов глобализации;
-выявить особенности полиэтничности и полингвизма в регионе Северной Осетии (Алании) в историческом и современном ракурсах;
- изучить историю становления просветительских программ ТВ региона в период с 60-х гг. XX в. до наших дней;
- на основе документов и текстов программ рассмотреть основные направления историко-просветительских и духовно-просветительских программ телевидения, направленных на укрепление дружбы, гуманистических отношений между представителями различных этносов и конфессий; I
- проанализировать формы, жанры, языковые особенности соответствующих программ, а так же личностные качества авторов, ведущих передач просветительного ТВ.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы
Вопросы просвещения всегда занимали умы лучших представителей человечества. Автор в своем исследовании опирался на произведения классиков мировой и отечественной социально-философской, психолого-педагогической мысли, их выдающихся представителей Монтеня и Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, А.С.Хомякова, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, В.И. Бехтерева, «учителя учителей» К.Д. Ушинского и др4.
Создание и теоретическое обоснование образовательной системы в стране в советское время большой вклад внесли В.И. Ленин, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская. В разработке психологических и педагогических принципов обучения неоценимую роль сыграли такие выдающиеся педагоги и психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.С. Макаренко и др.
4 См.; например: Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 13. М., 1959; Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л., 1980; Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М., 1982; Монтень М. Опыты. М., 1991;Татищев В.Н. Разговор о пользе науки и училищ. Избранные произведения. Л., 1979; Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. Л., 1952; Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии. В 2-х т. Т. 2, 1999; Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000; 1984; Потебш А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976; он же. Мысль и язык. М., 1989; Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959; Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т. Т. 3. Таллин., 1993; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; он же. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. М., 1980; она же. Культура радио- и телевизионной речи. М., 1997; и др.
В диссертации также использованы учебные пособия по педагогике и статьи в периодической печати практиков сферы образования Ш.А. Амонашвили, Н.В. Бордовской, А.А. Реана, С.Н. Гессена, ЕЛО. Артемьевой, Л.Г. Воронина и др.
Общие проблемы информационно-коммуникационных технологий и функционирования СМК в современном обществе рассматривали И.Л. Андронников, Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, В.В. Егоров, Н.А. Голядкин, Б.М. Сапунов, Л.А. Дмитриев, И.И. Засурский, Г.В. Кузнецов, Р.Д. Копылова, С.А. Муратов, Н.И. Утилова, В.Л. Цвик, С.Д. Мизеров, А.Я. Юровский и др.
Основу правильного понимания языковых проблем просвещения составили произведения классиков мировой и отечественной филологии Ф.де Соссюры, А.А. Потебни, С.С. Аверенцева, Г.О. Винокура, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, P.O. Якобсона, Ю.В.Рождественского и др.
Особое значение для данного исследования имеют работы, посвященные современным лингвистическим проблемам, анализу языка и текстов телевизионных и радиопередач - Е.А. Бернштейна, С.И. Виноградова, Б.Д. Гаймаковой, М.П. Сенкевич, С.К. Макаровой, Ю.М. Гальперина, В.Г. Костомарова, Б.В. Кривенко, М.П. Осовской, Р.К. Потаповой, А.А. Шереля и др.
Серьезная база для исследования вопроса становления и развития просветительского ТВ содержится в трудах В. Егорова, С.А. Муратова, И.К. Беляева, В.И. Михалковича, Ю.А. Огородникова, Б.М. Сапунова, а так же в диссертационных работах И.Ю. Лапиной, М.В. Сыромятниковой-Ахвледиани и др.5
5 Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978; Борецкий Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт. Сб. Телерадиоэфир: история и современность. М., 2005; Галядкин Н.А. Анализ аудитории. М., 2000; Гаспарян В.В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985-1988). М., 2000; Система средств массовой информации. Ред. Засурский Я.Н. М., 2001; Егоров В.В. Большая культура и малый экран. М., 1998; он же. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999; он же. Телевидение. М.; 2004; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты телевидения. М., 2000; он же. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М., 2001; Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1990; Муратов С.А. ТВ - эволюция нетерпимости. М., 1995; Саппак B.C. Телевидение и мы. М., 1988; Сапунов Б.М.; Культурология
Характеристика жанровых особенностей, форм, приемов, методов подготовки просветительских программ для полиэтничной среды была бы неполной без знакомства с работами Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, Я.Н. Засурского, Г.Н. Вачнадзе, Н.И. Утиловой, B.JI. Цвика, А.Я. Юровского и др.
Особо следует выделить труды В.В. Егорова, в которых дается подробный анализ сложных процессов, происходящих в отечественном телевидении, в том числе, в просветительском.
При разработке специфики просветительского вещания в полиэтничном регионе соискатель опирался на этнологические исследования В.И. Абаева, JI.M. Дробижевой, Ю.В. Арутюнова, М.Н. Губогло, Г.Б. Старюшенко, З.В. Кануковой, А.А. Цуциева, Р.С. Бзарова, ММ. Блиева, Н.С. Авдулова и т.д.6
При выявлении механизмов воздействия просветительского ТВ на стабильность общественно-политической ситуации в многонациональной Осетии, автор использовал труды А.С. Дзасохова, С.А. Арутюнова, А.К. Боташевой, В.Д. Дзидзоева, С.М. Маркедонова, А.Г. Плиева, К.М. Цаголова,
И Др.7 телевидения. М., 2001; он же. Введение в этику православия. М., 2005; Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания. Социально-политический ж-л. 1993, №№5,6;
6 Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М., 1949; он же. Расхождения иранского и дигорского диалектов. Осетинский язык и фольклор. Т.1. М.-П., 1949; Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX века. Владикавказ., 2000.; Канукова З.В. К проблеме изучения этнических групп в Северной Осетии. Сб. Национально-этнические аспекты развития. Владикавказ., 1992.; она же. К проблеме этнокультурного развития российских немцев в Северной Осетии. Сб. Вопросы политологии, истории и социологии. Вып. 1. Владикавказ., 1999; она же. Старый Владикавказ. Владикавказ., 2002.; Цуциев А.А., Дзугаев Л.Б. Национальная идея как ядро концепции национального развития. Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского Института управления, Владикавказского центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН. Владикавказ., 1998; Цуциев А.А. Некоторые аспекты языковой ситуации и языковой политики в Северной Осетии. Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления. Владикавказ., 2001.№1 и др.
7 Арутюнов С.А. Терроризм и демократия: бокс или дзюдо? Сб. Россия и Кавказ: история и современность. Владикавказ., 2005, Дзасохов А.С. Политика. Экономика. Человек. М., 2003; Дзидзоев В.Д. Кавказ конца двадцатого столетия: тенденции этнополитического развития. М., 2004; Боташева А.К. Вопросы детерминации политического терроризма в России. Сб. Россия и Кавказ: история и современность. Владикавказ., 2005; Плиев А.Г. Перестройка и художественная культура. М., 1990; он же. Пути преодоления грузино-осетинского конфликта. Вестник Института цивилизации. Владикавказ., 2006, №6 и др.
В диссертации просветительское ТВ рассматривается как один из инструментов формирования нового социума в полиэтничном регионе, живущего в атмосфере толерантности, адекватного восприятия культуры, межэтнических отношений и парадигм нового времени.
Эмпирической базой диссертации служат просветительские передачи ГТРК «Алания» начиная с 1959 по 2006 гг., в том числе работы диссертанта на историко-просветительские и духовно-просветительские темы. Отдельный пласт научного исследования - материалы Центрального Государственного Архива историко-политической документации Республики Северная Осетия-Алания, архива Комитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СОАССР, республиканской и центральной печати.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения данной проблематики в теории национальных отношений журналистике, коммуникологии, социологии, педагогике и психологии. Выводы диссертации могут быть использованы для более эффективной подготовки образовательных, просветительских телевизионных программ. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут представлять также интерес при подготовке и изложении специальных курсов по проблемам национальных отношений, по журналистике и социологии, а также для практикующих телевизионных журналистов, ведущих ТВ программ, режиссеров, (особенно в полиэтнических регионах).
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались в ходе ряда научных конференций в северо-Осетинском государственном университете им. K.JL Хетагурова и других учебных заведений, а также в ИПК работников телевидения и радиовещания. Материалы исследования нашли свое отражение в научных публикациях, в том числе в журнале «Высшее образование в России», рецензируемом научном издании из перечня ВАК.
Принципы организации телекоммуникационного процесса просвещения были апробированы автором диссертации в ходе создания сюжетов и очерков на местном ТВ, а также во взаимодействии с рядом образовательных учреждений. Работы, построенные по предложенной жанровой схеме, получали высокие оценки на специализированных профессиональных телевизионных фестивалях и форумах.
Структура диссертации предопределена логикой научного исследования, состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII - начало XX вв.)2009 год, доктор исторических наук Блейх, Надежда Оскаровна
Осетинская интеллигенция в эпоху пореформенной модернизации: вторая пол. XIX - начало XX вв.2009 год, кандидат исторических наук Гутиева, Эльвира Шамильевна
Русская культура и духовно-религиозные процессы в Осетии в ХVIII - начале ХХ вв.2001 год, кандидат философских наук Дзеранов, Тимур Ефимович
История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг.2006 год, кандидат исторических наук Мухаметзянова, Эльвира Валерьевна
Русскоязычное население в Осетии: середина XVIII - начало XX в.2014 год, кандидат наук Бадов, Чермен Русланович
Заключение диссертации по теме «Журналистика», Акоева, Лидия Георгиевна
Заключение
Интерес к просветительству возрастает во всем мире в связи с изменением качества жизни. С одной стороны, глобализация и развитие информационного общества, с другой, - угроза международного терроризма, эскалация войн, природные и техногенные катаклизмы.
Телевидение - мощное средство коммуникации, способное перерабатывать накопленную человечеством информацию о себе и мире в доступно-образное восприятие, выходит на передний план. Имея легкий доступ к базе данных, человечество ищет в телевидении ответы - выходы из цивилизационного кризиса.
Просветительское телевидение - как сплав культуры, образования, духовного, научного, как свет в конце туннеля, способно отвечать на вызовы нового времени.
Телевидение в своей наиболее совершенной форме - просветительской, явление цивилизационно-закономерное.
Просветительское телевидение - это специфическая информационно-образная субстанция, представляющая из себя конгломерат культуры, образования, искусства, призванное наполнить сознание человека светом истины.
Просветительское телевидение в нашей стране прошло несколько этапов становления и развития. Поначалу оно было воспринято, как разновидность искусства и выполняло преимущественно культурологические функции. Массовую форму оно приняло в начале 50-х годов прошлого века, и его культурологическая функция имела пропагандистскую ориентацию, выполняя идеологический заказ советского государства.
Просветительское телевидение также выполняло функции образователя, воспитателя, культуролога и искусствоведа.
В конце 90-х годов XX в. просветительское телевидение сбросило идеологический саркофаг и приняло рафинированно-культурную форму на телеканале «Культура». Под влиянием канала «Культура» и зарубежного
образовательного телевидения с середины 2005 г. просветительство стало распространяться во всем российском телевизионном пространстве.
Особенно очевиден этот процесс в многонациональных регионах России и странах ближнего зарубежья. Объясняется этот факт ростом этнического самосознания, вызванного демократическими преобразованиями в обществе. Обращение к национальной истории, культуре, искусству, духовным ценностям, науке создает качественно-новое просветительское телевидение, требующее теоретического обоснования и практического развития.
Просветительское телерадиовещание в исследуемом регионе прошло следующие этапы развития:
• период технических экспериментов и формирования просветительства (1955-65 гг.);
• становление и развитие национального телевидения и совершенствование просветительского телевидения как интернационально-пропагандисткого вещания;
• изменение вещательной политики ГТРК «Алания» в перестроечный и постперестроечный периоды (1985-1996 гг.), появление коммерческого вещания и «новых» программ с этнической темой;
• период организации творческого объединения «Вариант Плюс», специализирующегося на производстве исторического и духовно-нравственно-просветительского телевидения с учетом этнокультурной зрительской аудитории региона (1997-2002гг.);
• определение статуса государственного Комитета по телевидению и радиовещанию в холдинг ВГТРК как Государственной телерадиокомпании «Алания»;
• решение холдинга о разграничении вещания на информационное (с финансированием) и прочее (с частичным финансированием);
• расширение коммерческого вещания;
• широкое обращение к темам национальной истории, культуры, искусства, языка, активного поиска новых форм и жанров.
Локализация предмета исследования территориальными рамками Республики Северная Осетия-Алания с полиэтничным населением, позволила рассмотреть общее и особенное в развитии такого сложного явления, как телевидение - уникального феномена культуры и мощного инструмента идеологического воздействия на массовое сознание.
Проблемы двуязычия на ГТРК «Алания» не ощущается, вещание идет на русском и осетинском языках. Существует проблема совершенствования осетинского языка и проблема звучания языков этнических меньшинств в вещании.
Об истинном просветительстве можно говорить с конца 90-х годов, когда демократические преобразования в обществе стали необратимыми, особенно ярко просветительское направление в телевещании проявляется в начале XXI века, когда факторы, меняющие качества жизни на планете, стали очевидны на Северном Кавказе в виде Чеченской войны, схода ледника Колка, террористической акции в Беслане.
Подведя итоги исследования, обозначим ряд предложений, которые, по нашему мнению, могут способствовать развитию просветительского телевидения в целом в России и в таком полиэтничном регионе, как Северная Осетия:
• как представляется, назрела необходимость строить общероссийское телевизионное просветительское пространство, аналогичное тому, которое сейчас выстраивается российскими информационными службами, т.е. - не местное телевидение для определенного места, а культура определенного региона России - для всей российской зрительской аудитории;
• на наш взгляд, ощущается недостаток в хорошо продуманной и стабильно финансируемой государственной политики в области общего просветительства, и в том числе, телевизионного;
• для поддержания стабильности и толерантности в полиэтничном и многоконфессиональном регионе необходим телевизионный диалог между представителями основных религиозных конфессий, а также просветительство в области фундаментального ислама, вовсе отсутствующее ныне на экране ТВ Северной Осетии;
• в развитие просветительского вещания положительную роль могли бы сыграть попечительские Советы, состоящие из наиболее ярких представителей интеллектуальной, творческой и духовной элит народов России. Это помогло бы учесть в повседневном вещании интересы многонационального российского социума, сохранить принципы демократизма и толерантности в обществе;
• снятию синдрома напряженности в отношениях между осетин и ингушей, особенно после вооруженного конфликта 1992 г. может способствовать обмен культурно-просветительскими программами о нравственных ценностях этих двух народов, объединяющих их в единую семью народов Северного Кавказа;
• для консолидации полиэтничного северокавказского региона, на наш взгляд, необходим обмен телевизионными просветительскими программами между студиями региона Северного Кавказа, организация трансляции различных кинотеатральных фестивалей или иных региональных событий;
• необходимо актуализировать просветительство в сфере традиционной культуры осетин (смесь языческих верований с элементами христианской и мусульманской религий), чтобы избежать путаницы в понимании фундаментальных религий;
• цели консолидации региона могут способствовать программы, видеофильмы, телевизионные очерки об истории и культуре полиэтничной столице Республики Северная Осетия-Алания, Владикавказе, общих владикавказских дворах, семьях, основанных на межнациональных браках, дружбе людей разных национальностей, национальной кухне, обычаях, традициях и т.д. Некоторые из этих тем имели место в советском
телевизионном пропагандистском пространстве, и сегодня могли бы быть наполнены новым содержанием.
Полиэтничный регион как модель мира в миниатюре делает просветительское телевидение особенно актуальным и перспективным.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Акоева, Лидия Георгиевна, 2006 год
1. Были использованы документы и материалы следующих архивов: 1.Центрального Государственного архива историко-политической документации Республики Северная Осетия-Алания;
2. Архива Государственного Комитета по телевидению и радиовещанию РСО-А;
3. Архива Северо-Осетинского института социальных и гуманитарных исследований.
4. Центрального государственного исторического архива Грузии.
5. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор». М. 1949.
6. Абаев В.И. Расхождения иранского и дигорского диалектов. Осетинский язык и фольклор. Т.1. М., -П. 1949.
7. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка //К вопросу о примере социолингвистики. JL; «Наука». Ленингр. отд. 1975.
8. Акты Кавказской археологической комиссии. Т. 1. Тифлис. 1866.
9. Андроников И. О теперь об этом. - М. 1985.
10. Антонов-Овсиенко А. Театр Иосифа Сталина //Осмыслить культ Сталина. - М. 1989.
11. Арутюнян Ю.В. Роль и место языка в этнокультурном развитии общества // Этнические процессы в современном мире. - М.: «Наука». 1987.
12. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусаколов А.А. «Этносоциология»//уч. пособие для вузов. - М.:Аспект-Пресс. 1998.
13. Багиров Э.Г.Очерки теории телевидения. - М.:1970.
14. Багиров Э.Г., Кацев И. Телевидение XX век. - М.1968.
15. Бахтин М.М. Проблемы по этике Достоевского. - М. 1973.
16. Беляев И.К. Особенности национального телевидения. - М.: 2000.
17. Беляев И.К. Спектакль без актера. - М. 1982.
18. Бердяев М.А. Самопознание. Л. 1991.
19. Бердяев М.А. Философия любви. Смысл творчества. - М. 1989.
20. Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура. - М. 1984.
21. Библия. К книге священного писания Ветхого и Нового завета. Книга Екклесиаста или проповедника.
22. Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика». - М., 1997.
23. Борецкий Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт //Телерадиоэфир: история и современность. - М. 2005.
24. Борецкий Р. Телевидение на перепутье. - М. 1998.
25. Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. - М. 1990.
26. Боташева А.К. Вопросы детерминации политического терроризма в России// «Россия и Кавказа: история и современность. - Владикавказ. 2005.
27. Бзаров Р.С. Эхо Кавказа. 1994. №2.
28. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX века. -Владикавказ.: «Ир». 2000.
29. Будущее будет развиваться по этносам. Книга о национальной политике
30. Вердеревский Е. От Зауралья до Закавказья М. 1857.
31. Вачнадзе Д. Всемирное телевидение. - Тбилиси. 1989.
32. Вертепов Г. В горах Кавказа // Терский сборник. Владикавказ 1903. Вып. VI.
33. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. -М. 1966.
34. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII- начале XX веков. М., 1974 г.
35. Гаспарян В.В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики. - 2000.
36. Гатуев А. Христианство в Осетии Владикавказские епархиальные ведомости 1899 №24.
37. Гедеон митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его и России. Москва-Пятигорск. 1992.
38. Гнедич П.П. Всемираня история искусств. - М. 1996.
39. Голдовская М. Человек крупным планом. - М. 1981.
40. Голяджи А. 40 мнений о телевидении. - М. «Искусство». 1978.
41. Голядкин Н. ТВ - информация в США. - М. 1995.
42. Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. - М. 1996.
43. Губогло М.Н. Язык и этническая мобилизация //Материалы семинара «Этнический фактор и федерализация России». - М. 18 января 2000.
44. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. - М. 1990.
45. Дегоев В.В. Об исторических аспектах взаимоотношений «центр»-«периферия» в кавказском контексте//Вестник Института цивилизации. Вып. 1. - Владикавказ. 1998.
46. Дзадзиева И.В. Армянское культурно-благотворительное общество «Эребуни». Северная Осетия. Этнополитические процессы.
47. Дзадзиева Н., Гердинцев А. Этнополитические представления молодежи // Бюллетень Владикавказского центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН. //2003. №9.
48. Дзасохов А.С. Политика. Экономика. Человек. -М.: «Воскресенье». 2003.
49. Дзидзоев В.Д. Кавказ конца двадцатого столетия: тенденции этнополитического развития. -М.: «Ир». 2004.
50. Дзуцев Х.В., Е.В. Федосова. Современное Терское казачество: Северная Осетия: этнополитические процессы. Очерки. Документы. Хроника. М. 1995.
51. Дирр А.В. Тагаурской и Куртатинской Осетии// Известия Кавказского отдела императорского русского географического общества. Тифлис. 1911-1912. Т. ХХ№3.
52. Дюмезиль Ж. Осетинский этнос и мифология. - М., Изд-во «Наука».
53. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М.: «Воскресенье».1999.
54. Егоров В.В. Телевидение. - М.: «Аспект-Пресс». 2004.
55. Егоров В.В. Большая культура и малый экран. -М.: 1998.
56. Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. - М.: «Аспект-Пресс». 2004.
57. Засурский J1.H. Телерадиоэфир. История и современность. - М. 2005.
58. Ильин Г.В. В зеркале собственной истории // Высшее образование в России. 1997. №1.
59. Ирхин В.Ю., Кацнельсон М.И. Уставы небес. 16 глав о науке и вере. - М. «Айрес-Пресс». 2004.
60. Исаев М.И. Дигорский диалект осетинского языка, фонетика. Морфология.-М.: Наука. 1966.
61. Исаев М.И. Осетинский язык //Младописьменные языки народов СССР. - М. 1959.
62. Исаев М.И. Нация и язык //Вопросы истории. 1968. №2.
63. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. - М.-Пятигорск.:1992.
64. История Владикавказа. Сб. документов и материалов. Владикавказ. 1991.
65. История Владикавказа//Кавказские епархиальные ведомости. 1884 г.
66. Kaiser R The Geography of Nationalisen in Russia and the USSR. Princeton 1994
67. Карцов Н.П. Телевидение в нашей жизни. - М.: 1981.
68. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М. 1997.
69. Камболов Т.Т. Языковая ситуация и языковая политика в Северной Осетии. Владикавказ. 2002.
70. Канукова З.В. Старый Владикавказ. - Владикавказ.:«Иристон». 2002.
71. Канукова З.В. К проблеме изучения этнических групп в Северной Осетии // Национально-этнические аспекты развития. - Владикавказ. 1992.
72. Канукова З.В. К проблеме этнокультурного развития российских немцев в северной Осетии //Вопросы политологии, истории и социологии. Вып. 1. Владикавказ. 1999.
73. Кобахидзе Е.К., Павловец Г.В. //Бюллетень №1(5) Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского Института правления, Института этнологии и антропологии РАН. - Владикавказ. 2000.
74. Козловский П. Культура постмодерна. - М. 1997.
75. Коробицин В.О. О пользе телевизионной рыбалке в прайм-тайм» Шрофессия -журналист.
76. Кузнецов В.А. «Введение в кавказоведение». - Владикавказ. 2004.
77. Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста телевидения. М. ИПК. 2001.
78. Кузнецов Г.В. Журналист на экране.-М.: «Искусство». 1985.
79. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. -М: Изд-во МГУ. 2000.
80. Культурология. Уч. пособие под ред. Радигина А.А. - М.: «Центр». 1996.
81. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. - М. 1997. Т.1.
82. Куприянова Л.Г. Города Северного Кавказа во второй половине XIX века. М. 1981.
83. Лапина И.Ю. Популяризация науки на телевидении традиции и новаторство. - М.: 2000.
84. Лапина И.Ю. Основные тенденции функционирования научно-популярного ТВ//Автореферат дис. на соискание ученой степени к.ф.н. - М. 2005
85. Лебон Г. Психология народа и масс. Памятник здравомыслии. - С-Пб. 1995.
86. Лихачев Д.С. Великое наследие. - М. 1990.
87. Магометов А.А. Гособразование - ресурс межнациональной гармонии высшего образования в России //Высшее образование в России. 2005. №3.
88. Макаров Дмитрий //Аргументы и факты. Осетины - кто они. 2002.15 июля.
89. Мальсагов А. Кавказское долголетие. «Журналист». 1972. №12.
90. Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. Т.42.
91. Маркедонов С.М. Российско-грузинские отношения в нач. XXI века: проблемы и перспективы //Бюллетень Владикавказского Института управления. 2003. №10.
92. Маршалл Маклюэн. Осмысляя средства МК. Новые измерения человека //Искусство кино. 1994. №2.
93. Мецаев Э.М. Концепция возрождения и развития национальных школ СевероОсетинской АССР //«Национальные аспекты социального развития. Владикавказ. 1992.
94. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. Учебное пособие. - М.:Аспект-Пресс, 1996.
95. Мечковская Н.Б. Язык и религия - М. 1998.
96. Мид М. Культура и мир детства. - М. 1999.
97. Михалкович В.И. О сущности телевидения. - М. 1998.
98. Михалкович В.И. Очерк теории телевидения. - М. 1996.
99. Муратов С.А. Телевидение - эволюция нетерпимости. - М.: «Логос». 2000.
100. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. - М.: Изд-во МГУ. 1981.
101. Муратов С.А., Фере Люди, которые входят без стука. - М.: «Искусство». 1971.
102. Муратов С.А. Мой дом - не крепость //Эволюция нетерпимости. - М. 1995.
103. Муратов С.А. Вносится на обсуждение. - М. 1985.
104. Национальный состав населения Северо-Осетинской АССР (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). Владикавказ. 1991.101. «NARTAMOG^». Vladikavkaz - Paris. 2003. №2.
105. Никулина Г.Ю. Люди знакомые и незнакомые. -1980.
106. Новикова А. Евреи во Владикавказе. //Северная Осетия 15 ноября. 1966.
107. Оганов Г. ТВ по-американски. - М. 1985.
108. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.1990.
109. Островская Т.А. Миссионерский путь телевидения. /(http://www.kroutov.ru/content/rgs).
110. Очерки по истории российского телевидения//под редакцией В.В. Егорова и др-М.: «Воскресенье».1999.
111. Политика. Издание Совета Федерации РФ. Издат. дом «Политика». 1997.декабрь.
112. Попов И. Преосвещенный Иосиф, епископ Владикавказский. Киев. 1902 г.
113. Плиев А.Г. Экономическое сотрудничество - путь преодоления межнационального противостояния на Кавказе // Бюллетень Владикавказского Института управления. 2003. №9.
114. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания //Социально-политический ж-л. 1993. №5.
115. Россия и Кавказ: история и современность //Материалы конференции 11-12 ноября 2004 г. Владикавказ 2005 г.
116. Российская социологическая энциклопедия под общей редакции Г.В. Осипова. -М. 1998.
117. Савва Е.В., Савва М.В. Этнический статус русского населения Северного Кавказа и этнополитическая напряженность в регионе //Русские на Северном Кавказе: вызовы XXI века. - Ростов-на-Дону. Изд-во СКНЦ ВШ. 2001.
118. Саппак В. Телевидение и мы. - М. 1988.
119. Сапунов Б.М. Современная концепция образования и средства массовой коммуникации // Мир образования - образование мира. 2005. №2.
120. Сапунов Б.М. Введение в этику православия. - М. 2005.
121. Сапунов Б.М. Культурология телевидения / Предисловие/ - М. 2001.
122. Сапунов Б.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал.1993. №5,6.
123. Сапунов Б.М. К храму Христа или дьявола. Роль телевидения в нравственном воспитании молодежи //Материалы Международной конференции молодежь и современный мир. - М. 1996.
124. Сапунов Б.М. Этика и культура работников телевидения. - М. 1994.
125. Северная Осетия. Этнополитические процессы. В 3 томах.-.М.: «Миклух Маклай». 1995.
126. Семенов JI. Археологические разыскания в Северной Осетии // Известия СевероОсетинского научно-исследовательского института. Дзауджикау, 1948.T.III. Вып. 1.
127. Скитский Б. Очерки по истории осетинского народа //Известия СевероОсетинского научно-исследовательского института. Дзауджикау. 1947. Т.П.
128. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М. 1992.
129. Ставропольские губернские ведомости. 1880. №3.
130. Сыромятникова- Ахвлидиани М.В. Проблемы духовно-нравственного воспитания в передачах отечественного ТВ. - М. 2001.
131. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. - М.: «Гендальф».1998.
132. Таболов С.П. Культурное наследие и проблема выживания //альманах «Осетия XX век». Вып. II. - Владикавказ. 1997
133. Тойнби А. Постижение истории. - М. 1991.
134. Телерадиоэфир. История и современность//Сборник статей под ред. Я.Н. Засурского. - М, 2005.
135. Телевидение вчера, сегодня, завтра». (Выпуск 1-9). -М.: «Искусство». 1981-1989.
136. Телевидение как социальная технология и социальный институт // Телерадиоэфир. - М. 2005.
137. Техов Б.В.«Фидиуаг». 1987. №6.
138. Тишков В.А. Нация - это метафора //Дружба народов. 2000. №7.
139. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики России//Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М. 1996. №100.
140. Тотоев История зарождения осетинской письменности в ХУШвАШзвестия Северо-Осетинского научно-исследовательского института Орджоникидзе.1957. Т. XIX.
141. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура - М.: «Политиздат». 1989.
142. Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности. - М. 1994.
143. Ушаков Д.Н. Толковый словарь живого русского языка. -М. 1935. Т 2. С. 695.
144. Философский энциклопедический словарь. -М. 1983. С.500-541.
145. Фейербах. Избр. филос. произв. в 2-х томах. T.l. С.190, 575,617-618.
146. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я»// Преступная толпа. - М. 1998.
147. Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. - М. 1993.
148. Хадиков Х.Х. Этнические аспекты социального возрождения //Национально-этнические аспекты социального развития - Владикавказ.1992.
149. Халимбекова Ф.А. Религиозный компонент в структуре этнического самосознания //Сборник статей СОИГСИ. 2001. С.45.г-та Советская культура 11 сентября 1973 г.
150. Хейзинга И. Homoiudens // В тени завтрашнего дня - М.1992.
151. Цвик B.JI. Телевизионная журналистика. История.Теория. Практика. - М.: «Аспект-Пресс». 2004.
152. Цуциев А.А. Некоторые аспекты языковой ситуации и языковой политики в Северной Осетии //Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления. 2001.№1.
153. Цуциев А.А. Осетинский контур в этнополитическом пространстве //альманах «Осетия XX век». Вып. I. - Владикавказ. 1996.
154. Чижевский A.J1. Физические факторы исторического процесса. - Калуга.
155. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М. 1992.
156. Швейцер А.Д., Николаевский И.Б. Введение в социолингвистику. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1978.
157. Шергова Г. Эхо слова. -М. 1986.
158. Эйзенштейн С. Диккинс. Гриффит. И мы. //Собр. соч. в 6-ти томах. Т.5. - М. 1964.
159. Энгельс Ф. Диалектика природы. - М. 1995.
160. Этнический контур в этнополитическом пространстве//Сборник статей: Осетия: XX век. Владикавказ. 1996. С.29.
161. Юровский А. Телевидение - поиски и решение. - М.: «Искусство». 1975.
162. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 1. -М. 1991.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.