Просветительская деятельность и педагогические воззрения В.Г. Шредерс тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Лысых, Лейла Давидовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лысых, Лейла Давидовна
Введение.
Глава 1. Развитие женского образования в Терской области в конце XIX начале XX веков.
1.1. Основные тенденции развития образования.
1.2. Прогрессивное значение развития Терской области в формировании образования и просветительства в Осетии.
1.3. Роль интеллигенции в процессе просвещения народов Кавказа.
Выводы.
Глава 2. Историко-культурные условия формирования педагогических воззрений В.Г. Шредере.
2.1. Основные факторы личностного становления
В. Г. Шредере.
2.2. Педагогическая и просветительская деятельность
В.Г. Шредере.
2.3. Воззрения В.Г. Шредере по вопросам библиотечной педагогики и дополнительного образования.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Роль культурно-просветительских и благотворительных обществ в становление и развитие образования на Северном Кавказе: Вторая половина XIX - начало XX веков2006 год, кандидат педагогических наук Макоева, Людмила Сослановна
Вклад культурно-просветительских и благотворительных обществ в становление и развитие образования на Северном Кавказе (вторая половина XIX - начало XX в.)2006 год, кандидат педагогических наук Макоева, Людмила Сослановна
Педагогическая практика физического совершенствования детей и юношества в Северной Осетии в XIX - начале XX веков2004 год, кандидат педагогических наук Гульчеев, Валерий Апонович
История педагогики и образования осетинского народа XVIII - ХХ вв.2003 год, доктор педагогических наук Чеджемов, Сергей Русланович
Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв.2004 год, кандидат педагогических наук Дзампаева, Жанна Татаркановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Просветительская деятельность и педагогические воззрения В.Г. Шредерс»
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского общества вопросы народного образования приобретают все большую актуальность. Чтобы осознать и осмыслить современные проблемы и перспективы образовательного процесса, необходимо обратиться к ретроспективному анализу истории педагогики и образования. Зарубежный и отечественный опыт является ценным подспорьем в деле 1уманизации и гуманитаризации системы обучения. Настоящее диссертационное исследование направлено на научную разработку и введение в научно-методический оборот материалов историко-педагогического характера, так как региональный и национальный аспект педагогики и образования народов Российской Федерации долгие годы не исследовался и не использовался в полной мере. Лишь в конце XX века стали появляться работы, персонифицирующие это явление общественно-культурной жизни. Воссоздание подлинной картины | I культурной жизни необходимо сегодня во имя исторической объективности и ликвидации «белых» пятен истории. Следует так же отметить тендерную составляющую данной работы, так как доля исследований посвященных анализу просветительской деятельности видных представителей дореволюционной интеллигенции женщин ничтожно мала.
Специфика историко-педагогического исследования обуславливает анализ просветительской деятельности видных представителей интеллигенции в хронологическом плане, то есть описание истории возникновения и развития образовательных идей и педагогических воззрений. Комплексный анализ педагогических идей и образовательной практики необходим на фоне широкой и многообразной социально-культурной истории дореволюционной России.
Анализ истории педагогики и образования, осмысление современного состояния образовательной системы неразрывно связаны и взаимообусловлены. В различные эпохи и в любом обществе система образования, ее идейные основы, цели и задачи, методология и методика отражают состояние общества, тенденции его развития. В свою очередь, именно образование народа оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных проектов, без чего немыслимо общественное развитие.
Вышеизложенное требует детального исследования вопросов, связанных с анализом процесса обучения и воспитания, деятельности просветительских учреждений. Мы полагаем, что анализ основ педагогического творчества неразрывно связан с осмыслением задач образования. Развитие системы образования должно стать адекватным ответом на социальные запросы. К важнейшим задачам, стоящим перед государством и обществом, относится не только разработка образовательных концепций, но и практическая реализация конкретных педагогических идей, обоснованных передовыми людьми своего времени - генераторами развития педагогики как науки. Анализ системы образования, её роли в развитии общества, механизмов и факторов культурологического развития, осмысление «вечных» вопросов и сегодняшних проблем помогает разрешать насущные ситуации, требующие комплексного исследования [76, 4-5].
Мы полагаем, что просветительство и педагогика как наука являются своеобразным зеркалом общественной жизни. Периоды революционных ситуаций, целенаправленных реформ и стихийных потрясений, как правило, не только сопровождаются глубокими изменениями в области образования и воспитания, но и во многом ими определяются. Важнейшими условиями познания культурологической истины становятся объективная оценка исторической реальности, неразрывная связь прошлого с современностью, выявление прогностического значения историко-педагогических фактов, явлений, идей. В связи с этим в современных условиях возрастает значимость историко-педагогических исследований в сфере образования и культуры, проявляется тенденция обращения к отечественному педагогическому наследию [15, 140]. В истории педагогики и образования особого внимания заслуживают личности, их деятельность в единстве всех ее социальных проявлений. В данном контексте особую актуальность обретает анализ просветительско-педагогической деятельности и идей В.Г. Шредере.
Варвара Григорьевна Шредере (1852 - 1902) - видный русский просветитель, педагог и меценат. Её прогрессивная деятельность оставила глубокий след в истории культурной жизни народов Северного Кавказа и, в частности, Северной Осетии. О ее жизни и деятельности, вкладе в развитие образования и культуры Северного Кавказа до сих пор нет монографических исследований. Лишь фрагментарно отдельные аспекты ее жизни и деятельности освещались в статьях Г. Кусова, Е. Польской, Б. Розенфельда, Т. Саришвили, Р. Тедеты, М. Тотоева, Г. Федосеевой, Л. Храповой. Между тем просветительская деятельность В.Г. Шредере многогранна и значима. Ею были открыты школы в поселках для переселенцев, двухклассное женское училище, второй штат на базе уже имеющегося училища, воскресная школа, женская прогимназия, библиотеки (одна из них - это ныне Национальная научная библиотека, которая и сегодня является крупнейшей на Северном Кавказе).
Помимо этого, Варварой Григорьевной было организовано Общество вспомоществования для переселенцев, задачей которого было способствовать активному развитию просвещения на Кавказе.
Просветительская и педагогическая деятельность В.Г. Шредере приходится на вторую половину XIX века, когда начался новый период в развитии как материальной, так и духовной культуры народов Северного Кавказа. Большую роль в этом процессе сыграли передовые культурные деятели России. Благодаря усилиям передовой российской интеллигенции, горцы Северного Кавказа приобщились к основам европейской культуры, прониклись высоким сознанием необходимости получения образования. Здесь до недавних пор женщину воспринимали только как дочь, сестру или мать, но не как общественного деятеля. Варвара Григорьевна Шредере стала первой женщиной на Кавказе, которая сумела сплотить вокруг себя группу передовой интеллигенции, составлявшей цвет общества того времени. Ее единомышленниками были видные общественные деятели края: Г. Баев,
Н.Г. Гасумянц, С.Ф. Грушевский, Г.И. Оганов, Г.Г. Тер-Барсегов, И.И. Тертеров,
A.О. Фролков, K.JI. Хетагуров и многие другие. Для многих сотен кавказских женщин В.Г. Шредере стала примером для подражания, местные жители прониклись к ней глубоким уважением и признательностью.
Все вышесказанное и обусловило выбор проблемы нашего исследования, заключающейся в выявлении и анализе просветительской деятельности и педагогического воззрения В.Г. Шредере. Что и составляет решение данной проблемы и является целью нашего исследования.
Объект исследования - история педагогики и образования и просветительско-педагогическая мысль в Северной Осетии в конце XIX — начале XX века.
Предмет исследования — просветительская деятельность и педагогические воззрения В.Г. Шредере.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения следующих задач: i
- выявить историко-культурные условия и факторы формирования общественно-политических идеалов В.Г. Шредере;
- проанализировать основные этапы просветительской деятельности
B.Г. Шредере;
- раскрыть сущность педагогических воззрений В.Г. Шредере и её подходы к решению актуальных задач педагогики в области социально-культурных преобразований и практики воспитания, осуществить их обобщение и систематизацию; рассмотреть особенности гуманистической направленности её просветительско-благотворительной деятельности;
- определить роль педагогического наследия В.Г. Шредере и его значение для современной практики образования и воспитания.
Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания, предполагающий следующие общенаучные принципы: историзма и объективности, единства и целостности в процессе изучения и оценки выявленных фактов и обстоятельств; культурологический принцип, позволяющий рассматривать образование как феномен культуры; личностный принцип изучения персоналий, предполагающий взаимозависимость взглядов автора от контекста исторической эпохи и личностно-биографических особенностей; анализ культурно-образовательной среды как фактора воспитания, принцип учета региональных особенностей образовательного процесса.
Методы исследования. Основным методом исследования являлся теоретический анализ педагогических, исторических и литературных источников, документальных материалов. Кроме того, применялись историко-логический анализ, обобщение сведений, заимствованных из различных источников, научная интерпретация, синтез конкретных исторических фактов, индуктивный и дедуктивный методы в их единстве.
Учитывая целевой характер поставленных задач, были применены историко-генетический и ретроспективный методы, что позволило охарактеризовать исторические события, личность и деятельность
B.Г. Шредере.
Теоретическую базу диссертации, послужившую основой исследовательской позиции автора, составляют работы известных российских дореволюционных ученых: Е.Ф. Будде, В.П. Вахтерова, А. Дистервега, Я.А. Коменского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского; ценные идеи историков и педагогов: В.К. Константинова, И.Б. Недосекиной, Н.А. Рубакина, И.Я. Фроянова, М.Ф. Шабаевой, C.JI. Эвенчика; кавказоведов исследуемого периода: А.Г. Ардасенова, Х.А. Уруймагова; современных педагогов-исследователей Э.К. Каргиева, В.К. Кочисова, Т.С. Саришвили, Б.А. Тахохова, Б.К. Тебиева, М.С. Тотоева, Е.Е. Хатаева, З.Б. Цаллаговой,
C.Р. Чеджемова.
Хронологические рамки исследования охватывают период конца XIX -начала XX веков, он характеризуется как время интенсивной просветительской деятельности интеллигенции, расцвета педагогической мысли и совершенствования национальных и религиозных систем образования. Проведенный нами исторический экскурс в более ранние эпохи и метод сопоставительного анализа дает возможность лучше осмыслить существовавшие историко-культурные реалии, их тенденции и перспективы.
Исследование проводилось в три этапа.
1 этап (2003 - 2004 гг.) - организация проблемно-поисковой работы, определение объекта исследования, его цели и задач, обоснование методологии и ведущей идеи. Начало работы в центральных и местных архивах, в фонде редкой книги Национальной научной библиотеки РСО-Алания, отделе рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева.
2 этап (2005 - 2006 гг.) - оформление в виде системных блоков собранного фактического материала, определение основных положений исследования, обобщение и систематизация наработанного диссертационного материала, подготовка его к публикации в открытой печати.
3 этап (2007 - 2008 гг.) - окончательная систематизация и обобщение полученных в ходе исследования результатов, апробация их во время выступлений на конференциях, публикация основных положений диссертационного исследования, завершение написания и оформления работы.
Наиболее существенными результатами диссертационного исследования, полученными соискателем, являются
- выявление, обобщение и анализ просветительской деятельности и педагогических воззрений В.Г. Шредере;
- рекомендации к использованию наработанного ею позитивного педагогического опыта в современной педагогической практике;
- анализ самобытных культурологических идей В.Г. Шредере;
- обоснование роли В.Г. Шредере как видной представительницы кавказской и российской педагогической мысли конца XIX - начала XX веков.
Научная новизна заключается в следующем:
- рассмотрена одна из актуальных проблем истории просветительско-педагогической мысли народов Северного Кавказа, определен вклад В.Г. Шредере в развитие школы и просвещения в данном регионе;
- собраны и систематизированы биографические данные В.Г. Шредере, проанализированы основные этапы становления просветителя и педагога;
- обобщена благотворительная и просветительская деятельности В.Г. Шредере, выявлены воззрения В.Г. Шредере в свете развития педагогической мысли в России и на Северном Кавказе;
- определен и проанализирован её вклад в дело образования, рассмотрены предлагаемые В.Г. Шредере педагогические подходы к развитию и функционированию модели образования, основанные на лучших традициях прогрессивной педагогики XIX века;
- дана оценка деятельности В.Г. Шредере как мецената и просветителя, организатора первой во Владикавказе и самой крупной на Кавказе библиотеки;
- проанализированы предложенные ею основные принципы и методы обучения, актуальные и сегодня для развития национально-региональной системы образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенный анализ творческого наследия В.Г. Шредере позволил определить социально-исторические и духовные предпосылки развития школы и просвещения в центральной части России и на ее окраинах (среди северокавказских народов в конце XIX - начале XX веков); создать целостную хронологию жизни и деятельности В.Г. Шредере; определить факторы, способствующие формированию профессиональных и общественно-политических взглядов В.Г. Шредере как педагога-просветителя и мецената; проанализировать разработанные ею методы обучения, актуальные для современного национально-регионального образования; рассмотреть в контексте сегодняшнего дня предложенные идеи совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров народного образования.
Практическая значимость исследования состоит в дополнении истории педагогической мысли и культуры народов России именем еще одного человека, внесшего определенный вклад в развитие культуры и образования Смоленской губернии и Кавказа деятельность и воззрения которого были недостаточно изучены.
Полученные результаты исследования раскрывают большой личный вклад В.Г. Шредере в дело развития системы образования в крае, показывают демократическую направленность и гуманизм её просветительских и педагогических взглядов. Использование полученных результатов в современном учебно-воспитательном процессе будет способствовать формированию новаторского мышления и профессиональной культуры у будущих специалистов, занимающихся проблемами модернизации образования и воспитания.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории педагогики, научной, преподавательской, лекционной работе и учебно-педагогической практике в учреждениях высшего, среднего и дополнительного образования, а также при создании учебных пособий, чтении лекционных курсов по истории педагогики, организации и проведении практических занятий и семинаров для студентов и учащихся образовательных учреждений педагогической направленности.
Достоверность научных результатов исследования и обоснованность положений обеспечены широкой источниковой базой: архивными историко-педагогическими работами, трудами ведущих отечественных просветителей и педагогов, материалами периодической печати, мемуарной и эпистолярной литературой. В исследовании использованы материалы, извлеченные из Центрального исторического архива Москвы, Филиала областного государственного учреждения государственного архива Смоленской области, Центрального государственного архива РСО - Алания, архива рукописных фондов Северо-Осетинского института Гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева, Владикавказского научного центра РАН и правительства PC О - Алания, отдела редкой книги Национальной научной библиотеки РСО - Алания (библиотека была основана В.Г. Шредере в 1895 году).
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Авторское определение основных библиографических данных и этапов деятельности В.Г. Шредере в сфере развития образования. Историко-педагогический анализ её благотворительно-образовательной и культурной деятельности.
2. Формирование прогрессивных просветительских взглядов I
В.Г. Шредере произошло под воздействием передовой российской интеллигенции, чьи идеи оказали решающее воздействие и благотворное влияние.
3. В общем спектре передовой русской культуры конца XIX века одно из ведущих мест занимает просветительско-благотворительная деятельность среди нерусскоязычных народов.
4. Условия формирования системы факторов, определяющих демократический характер общественно-политических идеалов, обусловили характер её просветительской деятельности.
5. В условиях развития педагогики и образования в конце XIX - начале XX веков вклад В.Г. Шредере, педагога-просветителя, педагога-гуманиста и мецената в развитие школы и педагогической мысли народов юга России является весьма значительным, и он свидетельствует на частном примере о прогрессивной роли русской интеллигенции.
6. Авторский вариант основных, ведущих идей просветительской деятельности и педагогических воззрений её:
- о создании российской системы образования вообще, женского в частности, свободной от влияния иностранных воспитательных систем;
- идеи народности и материнской школы в интерпретации В.Г. Шредере, выражающие национальный и конфессиональный аспект в системе народного образования;
- модель дополнительного образования, использование развивающих игр в процессе обучения;
- включение элементов логопедии в процессе изучения русского языка. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по мере завершения его структурных разделов посредством публикаций в ведущих педагогических изданиях страны, во время выступлений на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в городах -Владикавказ, Нальчик, Пятигорск, Ставрополь.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1. Лысых Л.Д. Народная просветительница В.Г. Шредере //Педагогика. 2008. № 3.
2. Лысых Л.Д. Эволюция женского воспитания и образования // Вестник университета. Государственный университет управления. 2008. № 1 (39).
3. Лысых Л.Д. Энциклопедия ума и сердца // Московский журнал. История государства Российского. 2008. № 2.
4. Лысых Л.Д. Развитие женского образования в России и его прогрессивные последствия // Народное образование (электронная версия). 2008. № 1.
5. Лысых Л.Д. Школа В.Г. Шредере // Сборник научных трудов центра социально-гуманитарного образования СОГУ. Владикавказ, 2008.
6. Лысых Л.Д. Наследие В.Г. Шредере //Профессиональная карьера и имидж современного специалиста: Материалы Всеросс. научн. конф. — СГУ. Ставрополь, 2008.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (164 наименования) и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии: Конец XVIII-начало XX вв.2004 год, кандидат педагогических наук Алагова, Лариса Черменовна
Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова2000 год, кандидат педагогических наук Блейх, Надежда Оскаровна
Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе: Вторая половина XVIII в. - 1917 г.2005 год, кандидат педагогических наук Маргиева, Манана Шотаевна
История становления и развития образования и педагогической мысли в Осетии до 1917 года1997 год, доктор педагогических наук Кочисов, Валерий Константинович
Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова2003 год, кандидат педагогических наук Цаллагова, Татьяна Харитоновна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Лысых, Лейла Давидовна
140 ВЫВОДЫ
Обобщив и проанализировав материалы свидетельствующие - об основных факторах личностного становления В.Г. Шредере, о её педагогической и просветительской деятельности, о воззрениях по вопросам библиотечной педагогики и дополнительного образования, мы считаем себя вправе сформулировать следующие выводы:
1. Раскрыты историко-культурные условия формирования педагогических воззрений В.Г. Шредере. Извлеченные архивные факты её педагогической и просветительской деятельности, воззрения и их анализ позволяет нам утверждать, что становление личности Варвары Григорьевны шло под влиянием семейного воспитания и обучения вне дома, непрерывного самообразования, а также под воздействием определенных социокультурных условий жизни и общения с определенными людьми, для которых просветительские идеи были едва ли не основой мировоззрения. Высокий уровень педагогического потенциала Варвары Григорьевны четко прослеживается во всей её деятельности. Она одна из первых в России и первая на Северном Кавказе сформулировала идеи библиотечной педагогики и дополнительного образования. Приехав на Кавказ вместе со своим мужем, В.Г. Шредере попала в доселе невиданный для нее многонациональный и поликонфессиональный край. Тем не менее, с первых дней своего пребывания она сумела стать душой общества которое ее окружало. Будучи человеком, от природы умным, добрым и патриотичным, она стала первой женщиной -просветительницей, педагогом, меценатом в Северной Осетии, о которой в 80 - 90-х годах XIX века говорила вся передовая интеллигенция края, составлявшая цвет общества того периода, которую она сумела сплотить вокруг себя.
2. Представители русской и осетинской интеллигенции во главе с В.Г. Шредере и K.JI. Хетагуровым хорошо понимали нужды простого народа, его искреннее стремление к знаниям, к просвещению через школу, и они всеми доступными им средствами и мерами поддерживали это благородное стремление.
За четырнадцать лет проживания на Кавказе В.Г. Шредере внесла огромный вклад в образование и просвещение народов населяющих этот край:
- 12 марта 1889г. она стала заведующей Владикавказским женским двухклассным училищем;
- 3 октября 1890 года В.Г. Шредере вместе с мужем и друзьями создала организацию помощи русской бедноте - так называемое «Общество вспомоществования переселенцам», целью которого было не только помочь выжить в сложных условиях, но и способствовать сооружению храмов и школ в переселенческих поселках и т. д.;
- 22 марта 1891 года во Владикавказе по инициативе Варвары Григорьевны была открыта первая женская воскресная школа;
- 2 октября 1895 года, преодолев множество официальных препон, была открыта Владикавказская общественная библиотека, которая превратилась в одно из главных культурно-просветительных учреждений не только города, но и всей Терской области. Таковой она является и поныне;
- в 1896 - 1897 учебном году в ее двухклассном училище был открыт второй штат того же училища (так зародилась вторая смена обучения в школе);
- 15 октября 1897 года двухклассное женское начальное училище было преобразовано в трехклассную прогимназию с четвертым профессиональным классом.
Помимо этого она первой во Владикавказе организовала просветительные чтения в своих школах, потом среди других слоев населения, вплоть до проведения лекций в тюрьме среди заключенных. В.Г. Шредере сама разрабатывала программы обучения, всячески приветствовала и ратовала за те методы воспитания и обучения, которые развивали бы у детей инициативу, сознательность, расширяли бы. их кругозор, благоприятствовали бы развитию всех сторон их духовной жизни. Она сумела привить любовь к чтению у простого народа и приобщить к библиотеке.
3. Благодаря разработанным В.Г. Шредере программам обучения, процесс образования в школе стал гораздо интереснее, доступнее и эффективнее. В ходе образовательного процесса она сумела обеспечить органическую связь между формированием навыков и соответствующими теоретическими познаниями учащихся. С октября 1890 года В.Г. Шредере входила в состав руководства педагогического музея и осуществляла регулярные чтения с обсуждением статей из книг и журналов, представляющих профессиональный интерес. Систематические занятия с прикомандированными учителями, семинарские занятия с коллегами из других школ дали возможность получения более эрудированного и подкованного в деле обучения педагога, а образовательный процесс на Северном Кавказе стал более успешным. Всю свою систему образования она построила на принципах гуманизма и демократизма. Её педагогическая деятельность вела к формированию нового поколения самостоятельно мыслящих людей, способных стать проводниками передовой общественной мысли в широкие народные массы. Жизнь и деятельность В.Г. Шредере совпала с периодом интенсивного развития педагогики. В своей деятельности она руководствовалась прогрессивными идеями Е.Ф. Будде, А. Дистервега, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и других.
В учебном процессе самыми важными компонентами были развитие речи, правильное употребление слов, предложений и усвоение норм произношения. Это имело большое принципиальное значение в условиях Северного Кавказа. В.Г. Шредере понимала воспитание как целенаправленный процесс умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического формирования цельной личности. Основной задачей воспитания Варвара Григорьевна считала подготовку человека к жизни, к самореализации.
Занимаясь самообразованием, принимая во внимание все новые разработки и идеи, касающиеся образовательного процесса, интересуясь проблемами педагогики и методами их решения Варвара Григорьевна Шредере всей своей деятельностью призывала к этому педагогов Осетии и Северного Кавказа.
143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие национальной культуры народов нашей страны в дооктябрьскую эпоху проходило в чрезвычайно тяжелых условиях — нищета, голод, порой чинение препятствий чиновниками (при министре И.Д. Делянове усилилась сословная направленность политики Министерства народного просвещения). В циркуляре 1887 года «о кухаркиных детях» рекомендовалось не принимать в гимназию «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников . за исключением разве одаренных необыкновенными способностями» [146, 102]. Именно в это время передовая интеллигенция начинает поддерживать развившееся к 90-м годам XIX века стремление бедных людей к знаниям. В связи с развитием экономической и культурной жизни России значительно возросло число тех, кому нужна была грамотность. Но это стремление могло реализоваться лишь отчасти. В конце 90-х годов Г.М. Цаголов констатировал, что «в Осетии наблюдается особенный подъем стремления к образованию», что «всякий стремится дать своим детям образование в пределах положенной ему судьбой возможности». Однако, писал он далее, эта благая потребность «не может быть удовлетворена во всей ее полноте. В Осетии школ для этого слишком мало. Существующие школы не могут вмещать в себе всех жаждущих света знания. Более двух третей всегда остается, так сказать, за «бортом» [66].
С конца XIX века в результате изменяющихся социально-экономических отношений и влияния передовых общественных сил царское правительство несколько расширило школьную сеть на национальных окраинах империи. С одной стороны, открывая школы, царская администрация на Кавказе по-прежнему рассчитывала подготовить из представителей имущих классов послушных чиновников - опору самодержавия. С другой, развитие экономики края настоятельно требовало увеличения числа грамотных людей, способных обслуживать производство. И все же общий уровень просвещения в Северо-Кавказском регионе оставался низким.
Выдающийся осетинский деятель Г. Шанаев подчеркивал прогрессивное значение русской культуры и литературы для развития культуры осетинского народа. Он указывал, что Россия открывает «горцам путь к умственному развитию и к знанию русского языка, что дает им возможность уяснить себе превосходство новых форм жизни над отживающими формами быта». Он справедливо подчеркивал, что осетины изучение русского языка и грамоты «считают делом, безусловно, необходимым, и для осуществления его горцы не останавливаются ни перед какими жертвами . Горцы как народ сообразительный и при этом с умом практическим видят хорошо на примере осетин, насколько важно в деле умственного развития знание языка культурного соседа» [161, 6].
Проведенное диссертационное исследование позволило нам выявить социально-исторические и духовные предпосылки развития школы и просвещения в центральной части России и на ее окраинах среди северокавказских народов конца XIX - начала XX века. А также факторы, определившие формирование просветительской деятельности и педагогических воззрений Варвары Григорьевны Шредере, крупного педагога-просветителя и мецената. Систематизировать ее педагогическую биографию и показать вклад, внесенный ею в развитие школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа.
Исследование данной темы позволяет воссоздать целостную картину изучаемого процесса. В сентябре 1888 года во Владикавказ приехали супруги Шредере, Владислав Доминикович — председатель съезда мировых судей, Варвара Григорьевна Шредере (урожденная Ломоносова) — окончившая Московский Екатерининский институт (училище ордена св. Екатерины), курсы Герье (приравнивавшиеся к высшему образованию), после училища В.Г. Шредере осталась в Москве и работала учителем в Сущевском 1-ом женском городском начальном училище. В.Г. Шредере вошла в педагогику, когда школа и педагогическая наука претерпевали радикальные преобразования. Жизнь и деятельность В.Г. Шредере совпала с периодом интенсивного развития педагогики, в своей деятельности она руководствовалась прогрессивными идеями К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова,
A. Дистервега, Е.Ф. Будде.
Супруги Шредере прибыли во Владикавказ из Смоленской губернии г. Гжатска где Варвара Григорьевна открыла частную школу и заведовала ею с ноября 1877 года по сентябрь 1880 года, затем была приглашена заведующей Александровской женской прогимназии которая была образована по её инициативе в 1880 году из одноклассного женского приходского училища. До отъезда на Кавказ В.Г. Шредере оставалась заведующей прогимназии, а также преподавала в приготовительном классе. В Гжатске совершенствовалось её профессиональное мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды.
Приезд супругов Шредере во Владикавказ совпал с приездом императора Александра III и его царствующей семьи. Волею судьбы Шредере были приглашены сопровождать императорскую семью. В регламент посещений входили учебные заведения города, что дало великолепную возможность
B.Г. Шредере познакомиться с уровнем образования, материальной базой учебных заведений и непосредственно с людьми, работающими там. На приеме у начальника Терской области, организованном в честь приезда императорской семьи, В.Г. Шредере показала себя очень интересной собеседницей, чем привлекла к себе внимание не только местной интеллигенции, но и царствующих особ. На этом приеме она познакомилась с Коста Левановичем Хетагуровым. Содружество Коста Хетагурова и В.Г. Шредере сыграло важную роль в общественной жизни края. Между ними установились доверительные отношения, основанные на идеях просветительства и гуманизма. По свидетельству современников, Коста был обожателем её «ума и сердца», а Варвара Григорьевна преклонялась перед незаурядным талантом поэта и покровительствовала ему многие годы. Они были друзьями и единомышленниками, и их подвижническая деятельность на ниве просвещения народа вписала их имена в культурную историю Северного Кавказа. Так, например, вместе они отстояли и одну из старейших женских школ — Ольгинскую гимназию.
Варвара Григорьевна Шредере стала первой женщиной на Кавказе, сумевшей сплотить вокруг себя группу передовой интеллигенции, которая составляла цвет общества того периода. Ее сподвижниками, соратниками были Г.А. Вертепов - возглавлявший «Терские ведомости»; М.И. Сулимовский — в течение 1894 года занимал должность Владикавказского городского Головы, С.Ф. Грушевский - директор народных училищ Терской области, К.П.Яновский - попечитель Кавказского учебного округа, Гаппо Баев в 1912 году занимал пост городского головы и на этой должности сделал очень много для своего народа; братья Шанаевы, которые вначале 90-х годов были членами правления «Общества распространения образования»; М.М. Орел-Лысенко,
A.А. Гассиев, М.З. Кипиани и многие другие. Все они считались с мнением
B.Г. Шредере, сотрудничали с ней в деле развития образовательного процесса в учебных заведениях и всячески помогали в осуществлении задуманных ею планов.
За четырнадцать лет проживания на Кавказе В.Г. Шредере внесла огромный вклад в образование и просвещение народов Кавказа. 12 марта 1889 года В.Г. Шредере была утверждена заведующей Владикавказским женским двухклассным училищем. Несмотря на то, что училище было основано в 1878 году, оно находилось в неподобающем состоянии, переживало нелегкие времена. Низкий образовательный уровень необходимо было поднять. Для этого Варварой Григорьевной Шредере была разработана специальная программа обучения, отличавшаяся своей научностью. Учебная программа содержала объяснительную записку о целях изучения определенного предмета, основные требования к знаниям и умениям учащихся. В ней также были описаны рекомендуемые формы и методы обучения, тематическое содержание изучаемого материала, ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса, давался перечень основных мировоззренческих вопросов и указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей. Помимо вышеназванного программа содержала перечень учебного оборудования и наглядных пособий, рекомендуемую литературу.
В диссертации отмечается, что В.Г. Шредере вслед за К.Д. Ушинским' считала: «Никакие уставы, программы, никакие организационные формы, как бы хитро они ни были придуманы, не могут заменить влияния личности учителя в деле воспитания». Именно поэтому она требовала от каждого учителя, работавшего в её школе, внимательного отношения к деятельности учащихся, признания их успехов с тем, чтобы развить в детях неутомимую жажду идти вперед, сделать эту жажду естественной потребностью каждого ребенка и главным качеством его личности. В.Г. Шредере считала, что в школе человек — небездушный предмет воспитания, а полноправный субъект этого благородного дела. Семья, школа, народ, природа, жизнь в целом признавалась важным фактором. Среди этих факторов воспитания, по ее мнению, руководящая роль должна принадлежать школе. Однако школа без наличия в ней думающих и мыслящих педагогов не могла выполнить тех образовательных задач, которые возлагали на неё государство и общество. Об этом свидетельствуют воспоминания её учеников.
В школе В.Г. Шредере основное внимание уделялось изучению русского языка, так как он открывал перед детьми дверь в мир цивилизации и культур других народов. В учебном процессе самыми важными компонентами были развитие речи, правильное употребление слов, предложений и усвоение норм произношения [25, 62]. Это имело большое принципиальное значение в условиях Северного Кавказа. На протяжении всего периода обучения каждый день собирались тетради для проверки правильности выполнения заданий и контроля за усвоением учебного материала.
В. Г. Шредере интересовалась актуальными проблемами педагогики и психологии, принимала во внимание все новые разработки и идеи, касающиеся образовательного процесса. Она все время занималась самообразованием и щедро делилась своими знаниями, опытом и наработками со своими коллегами.
Ежегодно по просьбе директора народных училищ Терской области С.Ф. Грушевского Варвара Григорьевна давала открытые уроки, которые затем разбирались и освещались в Циркуляре по управлению Кавказским учебным округом. В Циркуляре за 1890 год говорится: «.к особенному достоинству урока отнесено то, что преподающий умел установить духовную связь с учащимся, в силу чего последние были заинтересованы уроком, относились вполне внимательно к вопросам учителя и давали осмысленные, удачные ответы, сообщаемое хорошо усвоили» [149, 49].
В школах того периода очень настоятельно рекомендовались (и Варвара Григорьевна внедрила в практику) • детские игры, которые полезны и . необходимы, не только для детей младшего возраста, но и для старших учеников, ибо «они, подобно гимнастике, развивают детей физически, сообщают ловкость и подвижность организму, кроме того влияют и нравственно — действуют на личные чувствования ребенка, а некоторые игры развивают в детях общность интересов, солидарность их среди товарищей .» [149, 44].
3 октября 1890 года В.Г. Шредере вместе со своим мужем, Владиславом Доминиковичем Шредере, К.Л. Хетагуровым, и еще семнадцатью представителями владикавказской интеллигенции создала организацию помощи русской бедноте - так называемое «Общество вспомоществования переселенцам, следующим из центральных губерний России на Кавказ и обратно». В соответствии с уставом цель этого общества была следующая -содействовать правительству в его заботе о лицах, переселяющихся на основании существующих правил. Для достижения этой цели общество имело в виду: а) заботу о временном, здоровом приюте для переселенцев во Владикавказ и об оказании им возможной помощи; б) облегчение им дальнейшего пути; в) приискивание им временного заработка на пути следования; г) помощь в сооружении храмов и школ в переселенческих поселках и т. д.
После создания этого Общества В.Г. Шредере стали называть «первой дамой Владикавказа». В её доме часто собиралась прогрессивная интеллигенция и обсуждались насущные вопросы школьной жизни.
Варвара Григорьевна являлась поборницей всестороннего гармоничного образования, поэтому со всем свойственным ей энтузиазмом поддержала идею создания музыкальных классов, тем более, что при училище был организован хор. 29 декабря 1890 года согласно § 12 Устава Императорского русского музыкального общества, высочайше утвержденного 4 июля 1873 года, в г. Владикавказе разрешили открыть музыкальные классы. Целью таких классов было, насколько возможно, сплотить для совместного развлечения и музыкального развития любителей музыки, живущих в г. Владикавказе, и «доставить эстетическое удовольствие своим членам устройством музыкальных собраний, а по мере возможности и публичных концертов». Из чистого сбора концертов обращалось 25% на усиление средств кружка, а остальное - на дела благотворительности.
Побольше света и знаний надо внести в жизнь темного люда» - эти слова явились лейтмотивом просветительской деятельности Варвары Григорьевны. Она сделала все возможное, чтобы 22 марта 1891 года во Владикавказе была открыта женская воскресная школа, всю программу обучения грамоте в которой она разработала сама. В её дневниках содержатся наброски книги «Как обучать грамоте в воскресной школе». В.Г. Шредере настолько подробно описала способы, приемы и методы, что учителям не составляло большого труда их использовать в повседневной педагогической практике. Директор народных училищ Терской области С.Ф. Грушевский с большим вниманием следил за образовательной деятельностью В.Г. Шредере, неизменно поддерживая её и рекомендовал к применению в других школах края разработанные ею программы обучения и идеи.
Воскресная школа В.Г. Шредере с самого начала показала, как она была необходима городу с многотысячным населением. В среднем в год проходило обучение «в воскресной школе г-жи Шредере» до 300 учениц. В основном в школу принимали в возрасте от 12 лет, хотя среди них были и малолетние.
В своей педагогической работе В.Г. Шредере использовала следующие методы обучения и воспитания: наблюдение, изучение школьной документации, эксперимент, методы исторического и теоретического анализа. Для выявления объективных результатов обучения она применяла контрольные письменные и практические работы, устную проверку знаний. Все это в совокупности позволило ей разработать учебно-методические пособия по обучению грамоте, которые написаны на очень хорошем психолого-педагогическом уровне. В.Г. Шредере писала: «При обучении грамоте в воскресных школах является крайняя необходимость заинтересовать ученика и заставить его поверить в собственные возможности. Из процесса обучения устранить все то, что прямо не ведет к цели, то есть к скорейшей грамотности, из этого положения вытекает необходимость воспользоваться с первого урока обучения азбуке (имелись в виду «Азбука и уроки чтения и письма» Н.Ф. Бунакова, «Азбука» К.Д. Ушинского, переработанные и дополненные самой В.Г. Шредере)».
При обучении грамоте использовался звуковой аналитико-синтетический метод обучения, который способствовал оптимизации образования, давая возможность каждому обучающемуся без особого напряжения, быстро, сознательно и основательно овладевать навыками чтения и письма.
Заслуживает внимания следующий факт: уже в конце года обучающимся предлагали написать сочинение, которое они (ранее не умевшие не то, что писать и читать, многие не умели расписываться) писали настолько грамотно, насколько может написать современный среднестатистический ученик пятого класса, ежедневно посещавший школу.
В воскресной школе, кроме уроков, проводились лекции и беседы о литературе, истории, художественные вечера, организовывались самодеятельные кружки, ставились благотворительные спектакли. Усилиями Варвары Григорьевны за её счет была собрана при школе библиотека, чтобы дать возможность учащимся знакомиться с художественной литературой. Она разъясняла своим коллегам, что внеклассное чтение расширяет и углубляет школьную программу, а также удовлетворяет самые разнообразные запросы и интересы учащихся. Удовлетворение индивидуальных читательских интересов, вкусов, наклонностей, самостоятельность учащихся в выборе книг делают внеклассное чтение одним из важных средств формирования личности, служит повышению умственного, нравственного, эстетического развития. «Особенно важно правильно организовать домашнее чтение школьников и постоянно руководить им», - считала В.Г. Шредере. Она явилась первым педагогом на Северном Кавказе, разработавшим и применявшим идею библиотечной педагогики.
Более полутора лет В.Г. Шредере вела переписку с властями об открытии в г. Владикавказе публичной библиотеки, и 2 октября 1895 года, преодолев множество официальных препон, добилась открытия Владикавказской общественной библиотеки. По состоянию на 1 июня 1903 года в полном каталоге собрания книг этой библиотеки насчитывалось 5384 экземпляра. Посещаемость библиотеки в те годы доходила до 70 - 100 человек в день. Через несколько лет библиотека превратилась в одно из главных культурно-просветительных учреждений не только города, но и всей Терской области. Таковой она является и поныне. Таким образом, В.Г. Шредере считавшая книгу источником «света» и «добра», заложила фундамент главной библиотеки Осетии - самой крупной на Северном Кавказе, имеющей в своих фондах редкие дореволюционные издания.
Просветительская деятельность В.Г. Шредере была весьма разнообразной: она первой во Владикавказе организовала специальные просветительные чтения с использованием так называемого волшебного фонаря. Сначала это новшество появилось в воскресной школе, затем в училище, потом среди других слоев населения, вплоть до проведения лекций в тюрьме среди заключенных.
Поскольку в те годы начальные школы и училища не могли принять всех желающих, то для устранения этой проблемы было принято решение, которое подсказала В.Г. Шредере в личной беседе С.Ф. Грушевскому (причем, со всеми расчетами, доказывающими целесообразность этого мероприятия). Это было предложение о создании вторых штатов в тех же училищах, которые располагают достаточно просторным помещением. И в 1896 — 1897 учебном году в ее двухклассном училище был открыт второй штат, который подчинялся требованиям одних и тех же учебных программ и школьных порядков, подобная практика с успехом применялась и в других учебных заведениях города.
По настоянию Варвары Григорьевны 15 октября 1897 года двухклассное женское начальное училище было преобразовано в трехклассную прогимназию с четвертым профессиональным классом. В конце XIX века этот тип школы стал распространяться на Кавказе, и Варвара Григорьевна одной из первых поняла всю пользу этих профессиональных учебных заведений, которые давали возможность девушкам приобрести не только знания, но и профессию.
В прогимназии В.Г. Шредере действовала столовая, во время большой перемены учащиеся бесплатно получали горячие легкие завтраки, всегда была кипяченая вода для избежания заражения инфекционными заболеваниями. «Дети не должны думать о еде или о своем самочувствии во время занятий», -писала В.Г. Шредере, а потому, заботясь о своих подопечных, старалась продумать все до мелочей.
Училище, а затем прогимназия, которыми заведовала Варвара Григорьевна Шредере в конце XIX - начале XX века, служили для обучения детей в основном из малообеспеченных семей. Несмотря на крайне незначительные дотации со стороны государства, В.Г. Шредере смогла поставить обучение и пребывание детей на достойный уровень.
В циркулярах конца XIX века по управлению Кавказским учебным округом отмечалось, что учителя, работавшие в школах В.Г. Шредере, владели навыками логопедии, что было крайне необходимо для более глубокого усвоения языка, предупреждения и преодоления неправильного произношения. В.Г. Шредере активно использовала логопедию как средство всестороннего воспитания, способствующее улучшению качества образования. Сложное строение речевой деятельности, многообразие её функций и способов влияния на психическое развитие ребенка, по обоснованному мнению Шредере, проявляются в столь же большом многообразии отклонений, которым подвержена устная речь учащихся. Она считала, что недостатки речи различны по своим проявлениям, по своей природе, степени выраженности и по тому, какое влияние они оказывают на психическое развитие ребенка. Одни из недостатков речи касаются, главным образом, её произносительной стороны, другие затрагивают и фонематическую систему, что находит выражение не только в нарушении произношения, но и чтения и письма. Существуют нарушения речи, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему. Во многих случаях недостатки речи выражаются в расстройстве темпа и плавности речевого акта. Нарушения речи затрудняют общение с окружающими и нередко служат препятствием к успешному протеканию познавательных процессов. Они ограничивают формирование представлений и понятий, затрудняют усвоение школьных знаний. Развитие речи в школе - это педагогический процесс, система методов, приемов обучения и упражнений, имеющая целью формирование и совершенствование у учащихся навыков правильной выразительной устной и письменной речи в единстве с развитием их логического мышления. Это один из важнейших методических принципов обучения детей русскому языку, который всесторонне обосновывала В.Г. Шредере, эта проблема развития речи учащихся издавна интересовала передовых учителей и методистов России. Она нашла свое отражение в работах Ф.И. Буслаева, Н.А. Корфа, К.Д. Ушинского, В.П. Шереметьевского, и других выдающихся русских педагогов XIX века.
Осмысленное прочтение текста, обучение выразительному чтению, творческие пересказы и сочинения, разнообразные речевые упражнения были выдвинуты ими как основные средства развития речи учащихся в школе. Однако в школах Осетии до В.Г. Шредере никто не уделял должного внимания развитию речи, в этом вопросе она была первой.
Анализ работы учителей в школе В.Г. Шредере дает нам право выделить следующие педагогические принципы, взятые ею за основу работы по развитию речи учащихся: единство развития мышления и речи; формирование интереса учащихся к содержанию и форме речи; сочетание педагогического и речевого мастерства учителя с самостоятельным устным творчеством учащихся. В.Г. Шредере справедливо полагала, что повышению культуры речи учащихся содействуют все без исключения предметы школьной программы, при усвоении которых осуществляется правильная организация речевой практики, а образцом выразительной и образной речи для учащихся является слово учителя, его продуманная, содержательная, логичная и эмоциональная речь. Слову учителя, его манере изложения мысли, своеобразным речевым особенностям стремятся подражать учащиеся не только младших классов, но и старших. Развитие речи учащихся неразрывно связано с воспитанием у них культуры чтения, расширением их общекультурного и литературного кругозора.
В.Г. Шредере выступала за систематическое повышение культуры речи и организацию школ, повышение грамотности широких народных масс, внедряла передовые методы преподавания, составляла программы обучения, организовывала проведение открытых уроков по разным предметам. В.Г. Шредере понимала воспитание как целенаправленный процесс умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического формирования цельной личности. Основной задачей воспитания Варвара Григорьевна считала подготовку человека к жизни, к самореализации. Она утверждала, что женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина — личности равноправные, равно самостоятельные и равно ответственные».
Вся жизнь В.Г. Шредере была посвящена просвещению народа, воспитанию и образованию детей.
Руководствуясь результатами, полученными в ходе проведенного исследования, предлагаем следующие перспективные направления их практического использования:
1. Открыть в Национальной научной библиотеке Республики Северная Осетия — Алания стенд, посвященный В.Г. Шредере.
2. В процессе обновления содержания гуманитарного образования в старших классах общеобразовательных школ, лицеев и вузов России проводить обзорные лекции, посвященные жизни и просветительской деятельности В.Г. Шредере.
3. При разработке курсов «История педагогики и педагогической мысли народов Кавказа», «История культуры» в педагогических вузах и в средних учебных заведениях предусмотреть изучение педагогических воззрений В.Г. Шредере.
4. Во внеклассной и внешкольной воспитательной работе использовать предложенные ею элементы гражданского, патриотического и нравственного воспитания: любовь к Родине и своему народу, веротерпимость, идеи гражданского мира и национального согласия, воспитывающего потенциала православия.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лысых, Лейла Давидовна, 2008 год
1. Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. 416с.
2. Ардасенов А.Г. Переходное состояние горцев Северного Кавказа. Тифлис, 1896; перепеч. в кн.: Ардасенов Алихан. Избранные труды. Владикавказ, 1997. 230с.
3. Бельская А. Очерки институтской жизни былого времени. //Заря. 1870, авг. С. 109-126.
4. Бельская А. Очерки институтской жизни былого времени. // Заря. 1870, сент. С. 39-48.
5. Бибоева И. Статья из «Календаря знакомых и памятных дат Осетии» // Северная Осетия. 2007. № 60. 5 апреля
6. Будницкий О.В. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Ростов-на-Дону, 1996. 620с.
7. Бурцев В. За сто лет. (1800 1896). Сборник по истории политических и общественных движений в России.
8. Бушканец М.Г., Леухин Б.Д. Хрестоматия по педагогике. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. доктора пед. наук профессора З.И. Равкина. Сост. кандидаты пед. наук, доценты М.Г. Бушканец и Б.Д. Леухин. М.: Просвещение, 1976. 432с.
9. Бязырова В. Апостол жизни новой //Северная Осетия. 2005. № 62. 9 апреля
10. Вахтеров В.П. Всеобщее обучение. М., 1897. 315с.
11. Дементьева Л. Екатерининский институт // Наше наследие. М., 1998. №45. С. 99-105.
12. Джуринский А.Н. История педагогики М.: Мысль, 1976. 340с.
13. Дзуцев В.Н. Владикавказ в трех измерениях / Владикавказ: ООО Издательский дом «Юг-пресс», 2007. 240с.
14. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М. Белгород, 1993. 320с.
15. История Владикавказа (1781 — 1990 гг.) Сборник документов и материалов / Сост.: М.Д. Бетоева, Л.Д. Бирюкова Владикавказ, 1991. 1014 с.
16. История Северо-Осетинской АССР. М., 1959. 390 с.
17. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Орджоникидзе: Ир. Т.1. 1987. 529с.
18. Казбек, 1902, 23 и 24 января №№ 1249, 1250.
19. Кайтукова З.М., Хатаев Е.Е. Аксо Колиев и проблемы женского образования в Осетии во второй половине XIX начале XX вв.: Монография; Сев.-Осет. Гос. Ун-т Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. 129 с.
20. Киреев Ф.С. По улицам Владикавказа. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом» 2007. 242с.
21. Кочисов В.К. История становления и развития образования в Северной Осетии до 1917года Дисс. докт. пед. наук. М., МГОПУ, 1997. 349с.
22. Кусов Г.И. Вокруг Коста. Орджоникидзе: Ир, 1979. 270с.
23. Лысых Л.Д. Народная просветительница В.Г. Шредере // Педагогика. 2008. №3. С. 86-89.
24. Лысых Л.Д. Эволюция женского воспитания и образования // Вестник университета. Социология и управление персоналом. 2008, № 1 (39). С. 82-85.
25. Московское училище ордена св. Екатерины. 1803-1903. М., 1903.362с.
26. Надежда Шарапова-Прошинская. «Пока», «Еще», «Уже» (Три встречи) //Горский вестник, 1924. № 1. С. 5.
27. Обвинительная речь, произнесенная министром юстиции в заседании Верховного уголовного суда 21-го сентября 1866 года по делу о преступных замыслах против Верховной власти и установленного законами образа правления. М. 1866.
28. Объяснительная записка к денежному отчету Общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области за 1905 год // Терские ведомости. Владикавказ, 1906. № 10. 2*февраля.
29. Особые журналы Совета министров царской России. 1906 год. М., 1982.
30. Отчет попечителя Кавказского учебного округа за 1892 год. Тифлис, 1893. Приложение.
31. Отчет попечителя Кавказского учебного округа за 1893 год. Тифлис, 1894.
32. Отчет Правления благотворительного общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области за 1883 год // Терские ведомости. Владикавказ, 1884. № 7. 10 февраля.
33. Отчет Правления благотворительного общества распространения образования . за 1897 год // Терские ведомости. Владикавказ, 1898. № 34. 17 марта.
34. Отчет Правления благотворительного общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области за 1900 год // Терские ведомости. Владикавказ, 1901. № 14. 6 февраля.
35. Отчеты Правления благотворительного общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области за 1887, 1896, 1909, 1911 гг. // Терские ведомости. Владикавказ, 1912. № 27. 12 марта.
36. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. Отв. ред. А.И. Пискунов. М., «Педагогика», 1976. 600с.
37. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX вв. / Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1991. 448с.
38. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII первая половина XIX вв. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М., Педагогика, 1973.420с.
39. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР (с древнейших времен до конца XVII века) / Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1989. 526с.
40. Памяти Варвары Григорьевны Шредере (некролог) 23 декабря 1902 года. Владикавказ: Типография Терского Областного Правления, 1903. 20с.
41. Педагогика. Учебное пособие для студентов фак. педагогики и методики обучения пед. институтов / Под ред. С.П. Баранова и др. М.: Просвещение, 1976. 352с.
42. Петрова Н.А. Николай Федорович Федоров. Диссертация канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: РГБ, 2003. 142с.
43. ПСЗРИ (Полное собрание законов Российской империи) Собр. 2. Отд. 2.-Т. XVIII.-СПб., 1873.
44. Российская педагогическая энциклопедия. T.l, Т.2., М., 1993
45. Рубакин Н.А. Избранное: в 2 т. Т. 1. - М.: Книга, 1975. 210с.
46. Саришвили Т.С. Педагогические взгляды K.JI. Хетагурова. Тбилиси: Цодна, 1958. 74с.
47. Сборник документов по истории народного образования в Осетии. 1942. Т. 5. 294с.
48. Сборник статистических сведений по Смоленской губернии Т. II. Сычевский уезд 1885.
49. Северный Кавказ. 1897 г. № 7. 23 января.
50. Северный Кавказ. 1896 г. № 77. 26 сентября.
51. Северный Кавказ. 1896 г. № 16 (1054) 22 февраля.
52. Семенов Л.П. К вопросу об отношении К. Хетагурова к русской культуре. Орджоникидзе: Севосиздат, 1955. 105с.
53. Словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1891.
54. Стасов В.В. Новая драгоценность в Императорской Публичной библиотеке // Стасов В.В. Собр. соч. Т. 2. отд. 3. - СПб., 1894.
55. Тебиев Б.К. На рубеже веков. М.: Интеллект, 1996. 254 с.
56. Тедеты Р.К. (Скифирон), Коста в жизни. Цхинвал: Ирыстон, 1984 г. — Ч. 2 по 1906. 439с.
57. Терек. 1908. № 23.12 апреля.
58. Терские ведомости. 1889. №2. 5 января.
59. Терские ведомости. 1890. №3.7 января.
60. Терские ведомости. 1897. № 79. 4 июля.
61. Терские ведомости. 1894. № 144. 9 декабря.
62. Терские ведомости. 1896. № 44. 19 апреля.
63. Терские ведомости. 1898. № 79. 5 июля.
64. Терские ведомости. 1898. № 36. 25 марта.
65. Терские ведомости. 1898. № 42. 10 апреля.
66. Терские ведомости. 1884. № 50. 21 июня.
67. Терские ведомости. 1891. № 24. 24 марта.
68. Терский календарь на 1898 г. Издание Терского областного статистического комитета под редакцией члена — секретаря комитета Г.А. Вертепова, выпуск 1897. С. 360.
69. Терский календарь на 1900 г. Издание Терского областного статистического комитета под редакцией члена — секретаря комитета Г.А. Вертепова, выпуск 1899. С. 372.
70. Терский календарь на 1901 г. Издание Терского областного статистического комитета под редакцией члена — секретаря комитета Г.А. Вертепова, выпуск 1900. С. 380.
71. Тифлисский листок, 1877. № 35.
72. Тифлисский листок. 1903. №31.
73. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Издательство Владос - Пресс, 2003. 352с.
74. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Северо-Осетинское издательство. 1962. 172с.
75. Уруймагов X. Начальная школа в Осетии //Утро гор. Альманах. Баку, 1910, № 1.
76. Устав благотворительного общества для распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области // Терские ведомости. Владикавказ, 1903. Глава 2.
77. Устав благотворительного общества для распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области // Терские ведомости. Владикавказ, 1884. № 49. Глава 1.
78. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 Т. — Т. 5 — М.: Педагогика, 1988. 528с.
79. Федосеева Г. Ее воспел Коста, признал Владикавказ, а мы забыли // Северная Осетия 1991. № 218. 1 ноября.
80. Филиал областного государственного учреждения государственного архива смоленской области (ФОГУГАСО) в г. Вязьма ф.16 (Сычёвский уездный предводитель дворянства), оп.1, д.9, л.5.
81. Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до начала XX века. М., 1992. 480с.
82. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. 1917г.). Монография /Под ред. канд. пед.наук, доц. С.Г. Ваниевой; Сев.- Осет. гос.ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004. 224 с.
83. Хетагуров К. JT. Собрание сочинений в пяти томах. — М., 1951. Т. 3.540с.
84. Хетагуров К.Л. Собрание сочинений в 3 томах. — М., 1951. Т. 2. 560с.
85. Хетагуров К. Л. Полное собрание сочинений в пяти томах. Т. 5. Владикавказ, 2001. 719с.
86. Хетагуров К.Л. Публицистика. Орджоникидзе, Севосгиз, 1955 220с.
87. Храпова Л. Одна страница сиятельной жизни //Дон, 1989 г. № 7. С. 5-29.
88. ЦГА РСО Алания (Центральный государственный архив республики Северная Осетия - Алания), ф. 11 (Терское областное Правление), оп. 65. д. 1169, лл. 3 - 4 об.
89. ЦГА РСО Алания, ф. 12 (канцелярия начальника Терской области), оп. 2, д. 130, л. 24.
90. ЦГА РСО Алания, ф. 12, оп. 2, д. 130, л. 24об.
91. ЦГА РСО Алания, ф. 12, оп. 2, д 350, л. 60 - 60 об.
92. ЦГА РСО Алания, ф. 12, оп. 2, д. 550, л. 44.
93. ЦГА РСО Алания, ф. 12, оп. 2, д. 829, л. 1.
94. ЦГА РСО Алания, ф. 12, оп. 2, д. 829, л. 3 - 3 об.
95. ЦГА РСО Алания, ф. 12, оп. 2, д. 829, лл. 5-8.
96. ЦГА РСО Алания, ф. 12, оп. 2, д. 829, л. 20 - 20 об.
97. ЦГА РСО Алания, ф. 12, оп. 4, д. 12, л. 66.
98. ЦГА РСО-Алания, ф. 12, оп. 4, д. 253, лл. 59-60.
99. ЦГА РСО Алания, ф. 12, оп. 4, д. 253, л. 62.
100. ЦГА РСО Алания, ф. 12, оп. 7, д. 256, лл. 20 - 24.
101. ЦГА РСО Алания, ф. 12, оп. 7, д. 398, л. 5 - 5 об.
102. ЦГА РСО Алания, ф. 17 (Терское областное по городским делам присутствие), on. 1, д. 41, Л. 16-17.
103. ЦГА РСО Алания, ф. 17, on. 1, д. 54. лл. 42 - 44.
104. ЦГА РСО- Алания, ф. 17, оп. 1,д. 74, л. 21 -21 об.
105. ЦГА РСО Алания, ф. 17, on. 1, д. 74, л. 187 - 187 об.
106. ЦГА РСО Алания, ф. 123 (Дирекция народных училищ Терской области), on. 1, д. 57, лл. 46—47.
107. ЦГА РСО Алания, ф. 123, on. 1, д. 135, л. 119 - 119 об.
108. ЦГА РСО-Алания, ф. 123, оп. 1,д. 184, лл. 11-12.
109. ЦГА РСО Алания, ф. 123, on. 1, д. 910, л. 208.
110. ЦГА РСО-Алания, ф. 123, on. 1, д. 910, л. 208 об.
111. ЦГА РСО-Алания, ф. 123, оп. 1,д. 1021, л. 91.
112. ЦГА РСО Алания, ф. 123, on. 1, д. 1025, л. 24.
113. ЦГА РСО Алания, ф. 123, on. 1, д. 1032, л. 6.
114. ЦГА РСО-Алания, ф. 123, оп. 1,д.1033,лл. 188-189.
115. ЦГА РСО-Алания, ф. 123, оп. 1,д. 1069, л. 58.
116. ЦГА РСО Алания, ф. 123, оп. 2, д. 907, л. 1.
117. ЦГА РСО Алания, ф. 123, оп. 2, д. 907, л. 2.
118. ЦГА РСО Алания, ф. 123, оп. 2, д. 907, л. 7.
119. ЦГА РСО Алания, ф. 127 (Владикавказская Ольгинская женская гимназия), оп. 7, д. 103, л. 16.
120. ЦГА РСО Алания, ф. 127, оп. 7, д. 103, л. 49.
121. ЦГА РСО Алания, ф. 127, оп. 7, д. 103, л. 69 - 69 об.
122. ЦГА РСО Алания, ф. 127, оп. 7, д. 103, л. 78 об.
123. ЦГА РСО- Алания, ф. 127, оп. 7, д. 103, л. 121.
124. ЦГА РСО-Алания, ф. 127, оп. 7, д. 103, л. 122.
125. ЦГА РСО Алания, ф. 127, оп. 7, д. 103, л. 122 об.
126. ЦГА РСО Алания, ф. 127, оп. 7, д. 103, л. 174 - 174 об.
127. ЦГА РСО Алания, ф. 136 (Владикавказский горский пансион), on. 1, д. 17, л. 120.
128. ЦГА РСО Алания, ф. 296 (церкви и общины Терской области), оп. 1, д. 119, лл. 12 об - 13.
129. ЦГА РСО Алания, ф. ДП (дореволюционный период), д. 1068, л. 1.
130. ЦГА РСО Алания, ф. ДП, д. 1130, лл. 11—12.
131. ЦГА РСО Алания, ф. ДП, д. 1130, л. 12об.
132. ЦИАМ (центральный исторический архив Москвы), ф. 16 (канцелярия Московского губернатора), оп. 57, д. 104, л. 2.
133. ЦИАМ, ф. 459 (протоколы попечительного совета Гжатской женской прогимназии), оп. 5, д. 162, л. 142.
134. ЦИАМ, ф. 459, оп. 5. д. 163, л. 77.
135. ЦИАМ, ф. 459, оп. 5, д. 340, л. 162.
136. ЦИАМ, ф. 459, оп. 5, д. 340, л. 175 175об.
137. ЦИАМ, ф. 459, оп. 5, д. 340, л. 203.
138. ЦИАМ, ф. 459, оп. 5, д. 340, л. 204.
139. ЦИАМ, ф. 459, оп. 5, д. 340, л. 205.
140. ЦИАМ, ф. 459, оп. 5, д. 340, л. 206.
141. ЦИАМ, ф. 459, оп. 5, д. 340, л. 206об.
142. ЦИАМ, ф. 459, оп. 5, д. 340, л. 292.
143. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом за 1887 год. Типография канц. Главнонач. гражд. ч. на Кавказе , Лор. - Мелик. у., д. каз. № 3.
144. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом за 1889 год. № 12.
145. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом за1889 год. № 10.
146. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом за1890 год. №2.
147. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом за 1890 год. № 12.
148. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом за 1890 год. №6.
149. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом за 1890 год. № 1.
150. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом за1891 г. №9.
151. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом за1892 год. № 12.
152. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом за1893 год. №4.
153. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом за 1898 г. №2.
154. Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом за 1898 год. № 3; № 12.
155. Чеджемов С.Р. Образование и воспитание в XVTII XX веках. Владикавказ: СОГУ, 2001. 268с.
156. Человек и книга: Страницы истории Национальной научной библиотеки Республики Северная Осетия Алания (1985-2005 гг.) Текст.: сборник / составитель И. Хайманова - Владикавказ: Издательско -полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, 2005. 216с.
157. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. Москва, 1940.
158. Шанаев Г. Кое-что о горцах. Тифлис. 1886. 58с.
159. Эвенчик C.JI. Высшие женские курсы в Москве // Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР. — М., 1972. 240с
160. Copyright © 2004—2007 GagarinCity.ru.164. http://admin.smolensk.ru/webdis/2004/novodug/punkts/punktl 8.html
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.