Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Бушенева, Ирина Сергеевна

  • Бушенева, Ирина Сергеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 162
Бушенева, Ирина Сергеевна. Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Ставрополь. 2008. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бушенева, Ирина Сергеевна

Введение

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИИ.

1.1. Сущность профессионально ориентированного физического воспитания студентов педагогического вуза.

1.2. Возможности профессионально ориентированного физического воспитания студентов — будущих преподавателей хореографии в процессе реализации программы по физической культуре.

1.3. Содержание профессиональной деятельности преподавателя хореографии.

1.4. Профессионально значимые физические качества и факторы, влияющие на телесно-двигательную подготовку будущих преподавателей хореографии.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Методы исследования.

2.2. Организация исследования.

ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОРСКОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИИ.

3.1. Результаты констатирующего исследования.

3.2. Содержание вариативной части программы по физической культуре будущих преподавателей хореографии в педагогическом вузе.

3.3. Методика профессионально ориентированного физического воспитания будущих хореографов.

3.4. Результаты реализации экспериментальной методики профессионально ориентированного физического воспитания будущих хореографов.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии»

Актуальность исследования. Возросший в последнее время интерес государственной образовательной политики к физической культуре является осознанием значимости данного вида культуры в реализации потенциала личности, что подтверждается многочисленными исследованиями и документами (В.У. Агеев, 1994; В.Н. Курысь, 2007; А.К. Белов 2007 и др.).

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года официально заявлено, что важной составной частью государственной экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта.

Перед высшей школой стоит ряд задач, одна из которых - это переход к личностной парадигме образования, как к более высокой ступени профессионального образования студентов, что было и является основой здоровьес-берегающего, антрополого-ориентированного процесса подготовки высококвалифицированного специалиста.

В современной России большое внимание уделяется проблемам формирования профессионально-прикладных качеств и навыков у студентов в процессе их физического воспитания.

Содержание профессионально-прикладной подготовки напрямую связано с содержанием профессиональной деятельности конкретных специалистов. Содержание профессиональной деятельности, в свою очередь, постоянно и довольно динамично изменяется, развивается, в связи, с чем изменяются (в том числе, усложняются, повышаются) требования к личностным качествам специалистов.

Профессиональная деятельность хореографа связана с повышенной двигательной активностью, которая актуализирует, прежде всего, двигательные качества и умения. Проблема структуры и содержания профессионально-прикладной физической подготовки для большинства специалистов практически не преходяща. Кроме того, профессионально-прикладная физическая подготовка занимает важное место в целостном педагогическом процессе воспитания физической культуры личности, в ее содержании наиболее явно и полно реализуется принцип прикладности, связи с жизнью и, следовательно, имеется реальная возможность повышения мотивации к физкультурной деятельности за счет осознания учащимися ее личностно-профессиональной значимости. Известно, что физическая культура и один из ее векторов - профессионально ориентированное физическое воспитание - являются общественной потребностью, обусловленной характером современных социально-экономических условий (В.П. Жидких, 1998).

Формирование системы ключевых универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, связанных с особенностями выбранной профессии, составляют весомую часть общей подготовки студента к прохождению педагогической практики, а выпускника — к трудовой деятельности.

В то же время публикации ряда авторов свидетельствуют о несоответствии реального уровня профессиональной, в частности физической подготовленности современного выпускника вуза (В.У. Агеевец, 1988; В.К. Баль-севич, Л.И. Лубышева, 2001; В.К. Беспалько, 1989; М.Я. Виленский, 2002, 2005; О.В. Ершова, 2001; Ю.И. Евсеев, 2000, 2003; В.Н. Курысь, 1998, 1999, 2001, 2004; Л.И. Лубышева, 1997, 2004; В.П. Лукьяненко, 2001; P.P. Магомедов, 2000, 2002; Л.П. Матвеев, 1991; Н.И. Пономарев, 1974; Л.Н. Сляднева, 2002; Г.М. Соловьев, 1999, 2003; Н.Х. Хакунов, 1994, и другие). Вместе с тем из проведенного исследования литературных источников, очевидно, что требования, предъявляемые к профессии хореографа, включают в себя наличие высокого уровня физических, психических качеств и прикладных навыков. Важнейшей составляющей в деятельности хореографа является пластичное двигательное действие, которое слабо выражено без определенного уровня развития гибкости, силы, координационных качеств. Поэтому соответствие физических и двигательно-координационных качеств является одним из важных составляющих проявления пластичности.

Исследование вопросов физического воспитания студентов хореографического отделения лишь косвенно затрагивают гибкость как основной фактор развития пластичности двигательного действия (Ю.А. Герасимова, 2007; Ж.С. Горбачева, 2000; М.В. Левин, 2001). Работ, специально посвященных изучению влияния уровня развития гибкости и ее воздействия на пластичность двигательного действия хореографа, обнаружить не удалось. В связи с этим, возникает необходимость в построении профилированного учебного процесса физического воспитания при подготовке будущих хореографов, в котором оптимально сочетается общая физическая подготовка с профессионально ориентированным физическим воспитанием, а так же в установлении межпредметных связей и определением возможностей положительного переноса методических достижений из сферы физической культуры в область хореографии.

Результаты ежегодной аттестации студентов хореографического отделения свидетельствуют о снижении их уровня физической подготовленности. Более того, большинство студентов не владеют современными научными знаниями о физической культуре личности, профессионально ориентированном физическом воспитании и методических основах развития пластичного двигательного действия обучаемых в процессе физического воспитания.

Отмеченное определяет необходимость научного (программного) обеспечения педагогического процесса по физическому воспитанию у студентов - будущих преподавателей хореографии.

В ходе предварительного исследования по теме диссертации были установлены следующие противоречия:

- между необходимостью формирования устойчивого интереса студентов к познанию особенностей применения ценностей физической культуры в интересах учебной и будущей профессиональной деятельности и явной недостаточностью реализации отмеченного в процессе преподавания физической культуры в условиях вуза;

- между настоятельной необходимостью научно обоснованного программно-методического обеспечения процесса физического воспитания профессионально ориентированной направленности студентов - будущих преподавателей хореографии, способствующего формированию профессионально важных физических качеств, обеспечивающих учебно-профессиональную двигательную деятельность, и отсутствием таковых в теории, методике и практике подготовки хореографов;

- между значимостью развития и формирования профессионально важных физических качеств в деятельности будущих хореографов и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по применению с этой целью средств и методов физического воспитания.

Выявленные противоречия позволили сформулировать научную проблему, и ее сущность заключается в следующем: в теоретическом и экспериментальном обосновании содержания и методики профессионально ориентированного физического воспитания студентов - будущих преподавателей хореографии, основанного на вариативной части программы физического воспитания будущих хореографов в вузе.

Объектом исследования является процесс физического воспитания будущих преподавателей хореографии.

Предметом исследования является содержание и методика профессионально ориентированного физического воспитания будущих преподавателей хореографии.

Целью диссертационного исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование программы и методики профессионально ориентированного физического воспитания будущих преподавателей хореографии.

Гипотеза исследования. Формирование профессионально значимых физических качеств студентов - будущих преподавателей хореографии будет эффективной, если:

- одной из центральных задач преподавания дисциплины «Физическая культура» будет признано профессионально ориентированное физическое воспитание будущих специалистов в области хореографии;

- выявлены профессионально значимые для хореографа физические качества, способствующие развитию пластичного двигательного действия, и определена факторная структура профессионально ориентированной физической подготовленности хореографа;

- выявлены основные факторы, определяющие двигательную подготовленность студентов - будущих преподавателей хореографии;

- разработана и апробирована авторская программа и методика профессионально ориентированного физического воспитания студентов - будущих преподавателей хореографии.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Систематизировать современные представления об особенностях профессиональной деятельности и вузовской подготовки педагога-хореографа, обосновать соответствующие им требования к содержанию профессионально ориентированного физического воспитания студентов - будущих преподавателей хореографии.

2. Провести теоретический анализ развития профессионально значимых двигательных качеств и пластичного двигательного действия как основного направления в профессионально ориентированном физическом воспитании специалиста в области хореографии.

3. Выявить профессионально значимые для хореографа физические качества, способствующие развитию пластичного двигательного действия, и определить факторную структуру профессионально ориентированной физической подготовленности хореографа.

4. Разработать и апробировать авторскую программу и методику профессионально ориентированного физического воспитания студентов педагогического вуза - будущих преподавателей хореографии.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, педагогические наблюдения, корреляционный и факторный анализ, контрольные испытания, экспертная оценка, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.

Методологическую основу исследования составляют современные научные представления о системности и структурности процесса обучения (В.Г. Афанасьев, 1976; Г.Н. Сериков, 1997, 2002; М.Н. Скаткин, 1971), творческой и деятельностной сущности человека познающего и преобразующего мир и самого себя, об органической взаимосвязи личности и деятельности (М.С. Каган 1974, 1985; А.Н. Леонтьев, 1977; К.К. Платонов, 1963), о сущности физической культуры, как социального явления, и ее важнейшей роли в формировании гармонически развитой личности (М.Я. Виленский, 2005; В.Н. Курысь, 1998; А.Н. Леонтьев, 1977; Л.И. Лубышева, 1997; Л.П. Матвеев, 2003; Б.М. Теплов, 1961 и др).

Теоретической основой исследования являются результаты научных разработок в области: теории физической культуры (М.Я. Виленский, 2002; В.М. Выдрин, 1980, 1984, 1995; Ю.Ф. Курамшин, 1999; П.Ф. Лесгафт, 1951, 1987; Л.П. Матвеев, 1976, 1991; Н.И. Пономарев, 1974; Г.М. Соловьев, 1998 и др.); профессионально ориентированного физического воспитания (Ю.И. Евсеев, 2003; В. Жидких, 1998 и др.). Формирование профессиональной двигательно-пластической подготовки студентов — будущих хореографов базируется на научных взглядах ученых в области: непосредственно телесной пластики, отраженной в теории биомеханики и физического воспитания (Т.В. Бакшева, 2005; А.Ф. Бочаров, Г.П. Иванова, и др. 2000; С.В. Дмитриев, 2003; Д.Д. Донской, 1995; С.П. Евсеев, 1999; В.Б. Коренберг, 1979; В.Н. Курысь, 1998; Г.И. Попов, 2005; Л.Н. Сляднева, 2002; Л.В. Чхаидзе, 1996 и др.); теоретических и концептуальных положениях в области педагогики (П.П. Блонский, 1979; Л.В. Волков, 1981, 1984; А.В. Запорожец, 1960, 1967, 1986; М.С. Каган, 1974, 1985; В.И. Ковалев, 1988; А.К. Маркова, 1996;

Н.Ф. Талызина, 1983; Е.Н. Шиянов, 1991 и др.); собственно педагогических направлений воспитания и обучения подрастающего поколения с целью подготовки всесторонне развитых, культурных, образованных людей (Я.К. Коб-лев, 1987; В.Ф. Костюченко, 1994; М.В. Прохорова и соавт., 2006; А.А. Сидоров, 2000; Г.М. Соловьев, 1998 и др.); в области теории гимнастики (Ю.К. Гавердовский, 1972; Е.И. Зуев, 1991; В.Н. Курысь, 1998; Т.С. Лисицкая, 1985, 1988; В.Т. Назаров, 1972; Т.Т. Роттерс, 1989; Б.В. Сермеев, 1970; В.М. Смо-левский, 1979, 1987).

Научная новизна диссертационного исследования характеризуется совокупностью впервые полученных экспериментальных материалов, обосновывающих эффективность содержания педагогического процесса физического воспитания студентов — будущих преподавателей хореографии, а именно:

1. Определены особенности профессиональной деятельности и вузовской подготовки педагога-хореографа. Обоснованы соответствующие им требования к содержанию профессионально ориентированного физического воспитания будущих преподавателей хореографии.

2. Выявлены профессионально значимые физические качества хореографа.

3. Определены взаимосвязи между различными проявлениями гибкости, пластичным двигательным действием и другими физическими качествами.

4. Разработана факторная структура двигательной подготовленности хореографов, послужившая основой для определения содержания авторской методики профессионально ориентированного физического воспитания.

Теоретическая значимость работы заключается:

- в получении новых знаний о содержательной сущности формирования профессионально значимых физических качеств хореографа, их совершенствования в ходе спортивной подготовки, обусловленной программой физического воспитания будущих хореографов в вузе и целенаправленной физической подготовкой в ходе реализации авторской программы профессионально ориентированного физического воспитания и применения в специально организованных учебных ситуациях;

- в теоретическом программно-методическом обосновании применения групп средств физического воспитания;

- в расширении диапазона знаний студентов об организации процесса профессионально ориентированного физического воспитания.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- полученные результаты создают реальные предпосылки для модернизации процесса физического воспитания студентов — будущих преподавателей хореографии и способствуют овладению ими средствами профессиональной деятельности;

- реализация предложенной вариативной части государственной учебной программы и особенности проведения занятий позволяют оптимизировать процесс физического воспитания для студентов не физкультурных вузов, способствуют развитию специальных физических качеств, призванных обеспечивать техническое совершенствование, о чем свидетельствуют акты внедрения результатов исследований в практику.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Наиболее значимыми для будущего педагога хореографии являются: исполнительская, балетмейстерская и педагогическая сферы деятельности. Слабым звеном в системе подготовки хореографов является оптимальное развитие профессионально значимых физических качеств, призванных обеспечить техническое совершенствование умений и навыков, которые невозможно осуществить без определенной физической подготовленности.

2. Профессионально значимые двигательные качества и пластичное двигательное действие являются важнейшей качественной характеристикой профессиональной деятельности хореографа и определяются в большей степени физической подготовленностью, как её компонента в основном, уровнем развития гибкости и ряда физических качеств: ловкости, выносливости, быстроты, силы и координационных способностей.

3. Структуру двигательной подготовленности хореографов целесообразно определять на основе факторного анализа. Основными факторами, определяющими двигательную подготовленность, являются: первый фактор «пластичного двигательного действия и развития мобильности периферических суставов верхних и нижних конечностей»; второй фактор «пластичного двигательного действия и мобильности тазобедренных суставов в различных плоскостях»; третий фактор «пластичного двигательного действия и мобильности звеньев опорно-двигательного аппарата»; "четвертый фактор • «фактор скоростно-силовой подготовленности»; пятый фактор «общей выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств верхних конечностей».

4. Авторская программа и методика профессионально ориентированного физического воспитания студентов — будущих преподавателей хореографии является эффективной по следующим достоверным признакам: роста показателей физической подготовленности (р<0,05) и подвижности в суставных сочленениях студентов - будущих преподавателей хореографии (р<0,05); повышения уровня развития пластичного двигательного действия и групповой подготовленности (р<0,001) данного контингента.

Внедрение результатов исследований. По материалам исследования опубликовано 14 работ, которые отражают основное содержание диссертации. Методика профессионально ориентированного физического воспитания студентов хореографического отделения в рамках дисциплины «Физическая культура» внедрена в процесс подготовки хореографов на факультете искусств Ставропольского государственного педагогического института. Данные исследований внедрены в практику учебных процессов ВПО, СПО и МОУ ДОД в следующих учебных заведениях: Ставропольском государственном университете в дисциплине «Физическая культура» на факультете искусств; Ставропольском краевом колледже искусств на отделении «Хореографическое творчество» по дисциплине «Гимнастика»; Детской хореографической школе внедрена методика развития гибкости по дисциплине «Балетная гимнастика».

Основные положения диссертации представлены на международных (Калининград, 2008; Минск, 2008; Ростов на Дону, 2005, 2006, 2007; Ставрополь, 2005), всероссийских (Нальчик, 2004; Ставрополь, 2006; Карачаевск, 2006), межвузовских (Ставрополь, 2006, Волгодонск, 2006), научно-практических конференциях, а также психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов на Дону 2005, 2006); основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры физической культуры СГПИ и опубликованы в рецензируемых ВАКом журналах «Вестник университета» № 4 (30) 07, «Искусство и образование» № 6 (50) 07.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, научно-практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Диссертация изложена на 142 страницах текста и содержит 16 таблиц, 3 рисунка и 5 приложений. Список литературы содержит 200 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Бушенева, Ирина Сергеевна

ВЫВОДЫ

1. Требования, предъявляемые государственным образовательным стандартом к физической подготовке специалистов в области хореографии, не в полной мере учитывают проблему ориентирования на профессиональную двигательную деятельность в теории, методике и практике обучения будущих преподавателей хореографии. Программа дисциплины «Физическая культура» не предусматривает целенаправленного развития профессионально значимых качеств будущих преподавателей хореографии и не отражает особенностей этапов обучения в физическом воспитании. Современные представления об особенностях профессиональной деятельности педагога-хореографа требуют от него оптимального развития специальных физических качеств, призванных обеспечить техническое совершенствование умений и навыков в исполнительской, балетмейстерской и педагогической сферах, которые невозможно осуществить без определенной физической, технической, психологической и тактической подготовленности.

2. Основные направления профессионально ориентированного физического воспитания будущих преподавателей хореографии должны учитывать целесообразность развития важных физических качеств: гибкости, ловкости, выносливости, быстроты, силы и координационных способностей, которые влияют на пластичное двигательное действие. Телесно-двигательная культура хореографа характеризуется индивидуализацией, формой, контрастностью и выразительностью пластичного двигательного действия.

3. Факторная структура двигательной подготовленности является основой профессионально ориентированного физического воспитания будущих преподавателей хореографии, она включает средства, методы, двигательные задания, направленные на развитие профессионально значимых физических качеств, о чем свидетельствуют высокие уровни взаимосвязей между: пластичным двигательным действием и суставной гибкостью (г = 0,74), пластичным двигательным действием и физической подготовленностью (г = 0,71), гибкостью и физической подготовленностью (г = 0,77).

4. Для эффективного овладения хореографическими навыками в танце, экзерсисах, необходимо развивать у данного контингента профессионально значимые физические качества, которые реализуются в профессионально ориентированной вариативной части действующей программы вуза. Авторская программа состоит из трех разделов:

- теоретического, который предполагает проведение бесед и лекций о прикладной направленности физической культуры и ее влиянии на подготовку к будущей профессиональной деятельности хореографа;

- методико-практического, где занятия направлены на освоение и самостоятельное применение основных методов и способов формирования профессиональных навыков;

- практического, в который включен раздел «Гимнастика» с подразделами (художественной гимнастики, ритмической гимнастики, акробатики, подвижных игр и аутогенной тренировки с психосаморегуляцией).

5. Содержание учебного процесса профессионально ориентированного физического воспитания будущих преподавателей хореографии следует осуществлять в два этапа: первый этап — процесс общей физической подготовки предполагает разработку комплекса физических упражнений, развивающих двигательные качества, подбор наиболее приемлемых методов и средств, реализуемых в учебном занятии; второй этап — акцентированного развития гибкости, как необходимой составляющей пластичного двигательного действия, развивающей и совершенствующей двигательно-координационные способности студентов.

6. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность авторской программы и разработанной методики профессионально ориентированного физического воспитания будущих преподавателей хореографии по следующим показателям: росту показателей физической подготовленности (р<0,05); показателей подвижности в суставных сочленениях у студенток экспериментальной группы (р<0,05); показателей подготовленности в пластичном двигательном действии и групповой подготовленности (р<0,001).

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведенное исследование позволяет сделать ряд практических рекомендаций, позволяющих эффективно использовать процесс профессионально ориентированного физического воспитания:

1. В системе подготовки будущих специалистов-хореографов профессионально-прикладная физическая культура, как специфическая отрасль физической культуры, может быть представлена профессионально ориентированным физическим воспитанием.

2. Преподавателям кафедр физической культуры других учебных заведений, обслуживающих хореографические отделения, реализующих программу учебной дисциплины «Физическая культура», рекомендуется учитывать и пользоваться результатами данного диссертационного исследования, несущими новации в профессиональной подготовке будущих специалистов в области хореографии.

3. В вариативную часть программы «Профессионально ориентированное физическое воспитание будущих хореографов» целесообразно включать такие средства физической подготовки, как гимнастика и ее разновидности: художественная и ритмическая гимнастика, акробатика, а также подвижные игры с хореографической направленностью. Специальные знания полученные в процессе теоретических занятий следует считать основой формирования интереса студентов к познанию особенностей применения ценностей физической культуры, оказывающих опосредованное, но весьма ощутимое влияние в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Для эффективного восстановления организма в учебный процесс студентов хореографического отделения рационально включать аутогенную тренировку, методики дыхательной гимнастики.

Особенностью подготовки в профессионально ориентированном физическом воспитании и на базовом профессиональном этапе, является применение специальных физических упражнений с объемом 50-60 % в сочетании с обратной связью и постоянным контролем уровня физической подготовленности, суставной подвижности и пластичным двигательным действием будущих хореографов.

4. Процесс профессионально ориентированного физического воспитания будущих хореографов при подготовке к трудовой деятельности эффективен при занятиях профессионально-прикладными видами спорта: гимнастики, акробатики, аэробики и др. с использованием упражнений, развивающих специальную гибкость. При этом возрастает запас двигательного действия, наблюдается двигательная раскованность, активность занимающихся. Качество занятий улучшается во время выполнения физических и специализированных упражнений, расширяется диапазон функциональных возможностей организма, что позволяет эффективно и целенаправленно формировать профессионально важные качества, значительно улучшить физическую подготовленность.

ГЛОССАРИЙ специальных терминов и сокращений, использованных в диссертации

Двигательная пластика — это совместный продукт взаимодействия психики и тела, интегратор внешнего и внутреннего плана двигательного действия.

Пластическое мастерство - высший уровень профессиональных танцевально-пластических умений, приобретенных в области хореографии на основе двигательных навыков и творчества.

ПФК — профилированная физическая культура. КГ - контрольная группа ЭГ — экспериментальная группа ОФП — общая физическая подготовка СФП — специальная физическая подготовка

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бушенева, Ирина Сергеевна, 2008 год

1. Агеевец, В.У. Формирование готовности студента /В.У. Агеевец //Теория и практика физической культуры и спорта. - 1988. - № 11. — С. 8-10.

2. Агеевец, В.У., Канавец, Т.М. Организация физической культуры и спорта/В.У. Агеевец, Т.М. Канавец. -М.: ФиС, 1986. 192 с.

3. Аркаев, Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 /Л.Я. Аркаев. СПб., 1994. - 43 с.

4. Астахов, A.M. Физическая подготовка студентов вузов культуры: Учеб. пособие /A.M. Астахов. М.: МГИК, 1992. - 117 с.

5. Афанасьев, В.Г. Об управлении процессами формирования и жизнедеятельности личности /В.Г. Афанасьев //Вопросы философии. 1976. - № 11.— С.-5,6.

6. Бакшева, Т.В. Двигательно-пластическая подготовка специалистов в области физической культуры: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Т.В. Бакшева. Майкоп, 2005. - 24 с.

7. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека /В.К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.

8. Бегидова, С.Н., Бегидов, B.C. Практикум по спортивной метрологии: корреляционный анализ. Параметрические методы сравнения //С.Н. Бегидова, B.C. Бегидов. Редакционно-издательский отдел Адыг. гос. универ., Майкоп, 2001.-84 с.

9. Белинович, В.В. Задачи и содержание прикладной физической подготовки учащихся профтехучилищ /В.В. Белинович. М.: 1968. - С. 5-6.

10. Белинович, В.В. Система физкультурных мероприятий для подготовки к высокопроизводительному труду /В.В. Белинович //Материалы к итоговой научной конференции ЦНИИКФК за 1965 г. / М. 1966. - С. 147-152.

11. Белякова, Н.Т. Фигура, грация, осанка; (Для старшеклассниц) /Н.Т. Белякова. М.: Просвещение, 1978. — 48 с.

12. Бервинова, Н.С. Исследование эстетической подготовленности студентов физкультурных вузов на занятиях гимнастикой: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 /Н.С. Бервинова. -М., 1977. 17 с.

13. Бернштейн, Н.А. О построении движений /Н.А. Бернштейн. М.: Мед-гиз, 1947.-225 с.

14. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность /Н.А. Бернштейн. -М.: Изд-во «Наука», 1990.-495 с.

15. Беспалько В.К. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.-360 с.

16. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. /П.П. Блонский. М.: Педагогика, Т. 1,2, 1979. - 399 с.

17. Бореев, Ю.Б. Эстетика: Учебник /Ю.Б. Бореев — М.: Высшая школа, 2002.-511с.

18. Борисов, В.Я. Педагогические основы профессионально ориентированного физического воспитания студентов: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 /В.Я. Борисов. Минск, 2004.

19. Бочаров, А.Ф., Иванова, Г.П., Муравьев, В.П. Биомеханика: учебное пособие /А.Ф. Бочаров, Г.П. Иванова, В.П. Муравьев /СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. 75 с.

20. Бурцева, Г.В. Понимание качества художественного обучения в контексте системы педагогического целеполагания /Г.В. Бурцева //VII Всероссийская научно-практическая конференция / Барнаул, 2007. — 39 с.

21. Бурцева, Г.В. Развитие творческого мышления специалиста-хореографа: Монография /Г.В. Бурцева. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2001. -154 с.

22. Бурцева, Г.В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки: авторф. дис. . канд. пед. наук /Г.В. Бурцева. Барнаул, 2000. - 15 с.

23. Вербова, З.Д. Искусство произвольных упражнений /З.Д. Вербова. -М.:ФиС, 1967.-86 с.

24. Виленский, В.Я., Образцов, П.И., Уман, А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие /В.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 275 с.

25. Виленский, М.Я. Развитие научных основ физического воспитания студентов и молодежи /М.Я. Виленский //Теория и практика физической культуры. 1975. -№ 11. - С. 54-58.

26. Виленский, М.Я., Карповский, Г.К. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования /М.Я. Виленский, Г.К. Карповский //Теория и практика физической культуры. 1984. - № 1. - С. 39-42.

27. Волков, JI.B. Система направленного развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды: автореф. дис. . док. пед. наук /Л.В. Волков. -М., 1984.-40 с.

28. Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков /Л.В. Волков.-К.: Здоровье, 1981.- 140 с.

29. Волкова, В.В. К проблеме подготовки вузовского преподавателя /В.В. Волкова /Проблемы детской антропологии: материалы Всероссийской научной конференции. Ставрополь: Кавказский край, 2001. - С. 81.

30. Волконский, С. Выразительный человек /С. Волконский. Спб.: Ап-полон, 1913.-С. 233.

31. Выдрин, В.Н. Введение в специальность. Необходимое пособие для институтов физической культуры /В.Н. Выдрин. -М.: ФиС, 1980.

32. Выдрин, В.Н. Методологические проблемы физической культуры /В.Н. Выдрин //Теория и практика физической культуры. 1984. - № 6.

33. Выдрин, В.Н. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование /В.Н. Выдрин //Теория и практика физической культуры. — 1995. -№5-6.-С. 15.

34. Гавердовский, Ю.К. Техника, стиль, мода. Гимнастика /Ю.К. Гавердов-ский. -М.: Фис, 1972.

35. Герасимова, Ю.А. Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 /Ю.А. Герасимова. М., 2007. - 25 с.

36. Голубовский, Б.Г. Пластика в искусстве актера /Б.Г. Голубовский. М.: Искусство, 1986.- 188 с.

37. Горбачёва, Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 /Ж.С. Горбачёва. СПб, 2000. - 24 с.

38. Гранская, Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00. 01 /Ю.В. Гранская. СПб, 1998. — 17 с.

39. Гриневич, Н.Г. Развитие пространственно-пластического мышления как интегральный фактор духовного формирования студентов ХГФ /Н.Г. Гриневич. -М., 2002. -С. 17-19.

40. Грозин, Е.А. Комплексная оценка подготовленности спортсмена /Е.А. Грозин //Теория и практика физической культуры. 1978. — № 10. — С. 65-67.

41. Дмитриев, С.В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия: учебное пособие для студентов и преподавателей по биомеханике и педагогической кинезиологии /С.В. Дмитриев. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2003.-С.-178 с.

42. Дмитриева, М.А. Психология труда и инженерная психология /М.А. Дмитриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев. JL: ЛГУ, 1979. - 200 с.

43. Добровольская, Г. Танец. Пантомима. Балет /Г. Добровольская. Л.: Балет, 1975.

44. Донской, Д.Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования) /Д.Д. Донской. -М.: ФОН, 1995.

45. Донской, Д.Д., Дмитриев, С.В. Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека /Д.Д. Донской, С.В. Дмитриев //Теория и практика физической культуры. — 1999. № 9. — С. 2-6.

46. Евсеев, С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы: Монография /С.П. Евсеев. СПб., 1999.- 144 с.

47. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» ДО .И. Евсеев. Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 384 с.

48. Ершова, О.В. Теоретические и методологические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной направленности в ВУЗах культуры и искусств: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 /О.В. Ершова. -М., 2001.-24 с.

49. Жидких, В.П. Концепция физического воспитания студентов педагогического института / В.П. Жидких. Воронеж: ВГПИ, 1992. - 12 с.

50. Запорожец, А.В. Восприятие и действие /А.В. Запорожец. М.: Просвещение, 1967.

51. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. /А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. - 296 с.

52. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений /А.В. Запорожец. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 430 с.

53. Захарьянц, Ю.З. Особенности физического развития студентов в зависимости от профиля вуза /Ю.З. Захарьянц, А.Н. Холодовский //В сб. Всесоюзная научная конференция по проблемам физического воспитания студентов/М.: МГУ, 1976.-С. 159-161.

54. Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов. Основы теории и методики воспитания /В.М. Зациорский. 2-е изд. - М.: ФиС, 1970. - 200 с.

55. Зимкин, Н.В. Физиология человека. Учебник для институтов физической культуры /Н.В. Зимкин. 5-е изд. - М.: ФиС, 1975. — 496 с.

56. Зимкин, Н.В. Физические упражнения как средство повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды /Н.В. Зимкин, А.В. Коробков //Теория и практика физической культуры. 1960. -Т. XXIII. - Вып. 4. - С. 270-275.

57. Зубынин, В.П. О профессиональной направленности в физическом воспитании студентов факультетов и институтов механизации сельского хозяйства /В.П. Зубынин //Теория и практика физической культуры. 1963. —№ 4. -С. 47-48.

58. Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки /Е.И. Зуев. — М.: Совет, спорт, 1991.-64 с.

59. Ильин, Е.П. Функциональные системы и управление деятельностью спортсмена /Е.П. Ильин //Психология физического воспитания и спорта. М.: Просвещение, 1980. — С. 23-43.

60. Ильинич, В.И. Методология определения программного содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов /В.И. Ильинич //Теория и практика физической культуры. — 1976. — № 5. — С. 26-28.

61. Ильинич, В.И. О взаимосвязи общей и профессиональной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов /В.И. Ильинич //Теория и практика физической культуры. 1979. — № 10. - С. 37-38.

62. Ильинич, В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки: вопросы теории /В.И. Ильинич //Теория и практика физической культуры. 1990. - № 3. — С. 13-15.

63. Ильинич, В.И. Средства физической культуры и спорта в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности: перспективы разработки проблемы /В.И. Ильинич //Теория и практика физической культуры. — 1987.-№ 10.-С. 15-17.

64. Ильинич, В.И. Физическая культура студента. Учебник /В.И. Ильинич. М.: Гардарики, 1999. - 448 с.

65. Кабачков, В.А., Полиевский, С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ /В.А. Кабачков, С.А. Полиевский. М.: Высшая школа, 1991. - 222 с.

66. Каган, М.С. О духовном. (Опыт категориального анализа) /М.С. Каган //Вопросы философии. 1985. -№ 9. - С. 93, 95.

67. Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) /М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

68. Карп, П. О балете /П. Карп. М.: Искусство, 1967.

69. Карпенко, JI.A. О выразительности в гимнастике /JI.A. Карпенко, О.Г. Румба: материалы научно-практической конференции, посвящ. 100-летию со д.р. Л.П. Орлова/ СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2001. - С. 74 - 77.

70. Карпенко, Л.А. Пути развития творческой активности у занимающихся художественной гимнастикой младшего возраста: дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.А. Карпенко. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1978. - С. 44.

71. Ким, Дж.-О., Мюллер, Ч.У. Факторный анализ: статистические методы и практические вопросы /Дж.-О., Ким, Ч.У. Мюллер //Факторный, дискрими-нантный и кластерный анализ. — М.: финансы и статистика, 1989. С. 5-77.

72. Классовский, В. Теория и мимика страстей /В. Классовский. Спб., 1849.-С. 23.

73. Коблев, Я.К. Борьба дзюдо /Я.К. Коблев, М.Н. Рубанов, В.М. Невзоров. -М.: Физкультура и спорт, 1987. — 160 с.

74. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности /В.И. Ковалев. — М.: Наука, 1988.- 191 с.

75. Коджешау, М.Х. Факторы, определяющие физкультурно-спортивную активность студентов /М.Х. Коджешау //Теория и практика физической культуры. 1996. - № 3. - С. 56-57.

76. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Правительство Российской Федерации. Распоряжение № 1756 - р от 29.12.2001.

77. Коренберг, В.Б. Основы качественного биомеханического анализа /В.Б. Коренберг. М.: ФиС, 1979. - 208 с.86.- Костюченко, В.Ф. Бег оздоровительный, бег спортивный: учебное пособие /В.Ф. Костюченко. СПб, 1994. - 124 с.

78. Костюченкова, В.И. Состояние здоровья, гигиеническое воспитание, физичекое развитие и адаптация к физическим нагрузкам учащихся и студентов /В.И. Костюченкова: тезисы доклада обл. научно-практической конференции/ Смоленск, 1988. С. 32-33.

79. Кох, И.Э. Основы сценического движения /И.Э. Кох. JL, « Искусство», 1973.-С. 3.

80. Кочетов, Г.М. Механизм процесса профессионализации /Г.М. Кочетов. Томск: Изд-во Гос. ун-та, 1975.

81. Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений /А.Н. Крестовников. -М.: ФиС, 1951. 532 с.

82. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей. Теория и методика физического воспитания курс лекций: учебное пособие /Ю.Ф. Курамшин. СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 394 с.

83. Курысь, В.Н. Что есть от культуры в предмете и занятиях по физической культуре /В.Н. Курысь //Проблемы детской антропологии: материалы Всероссийской научной конференции (Ставрополь 20-21 ноябрь 2001 г.) /Изд-во «Кавказский край», 2001. С. 139-142.

84. Курысь, В.Н., Грудницкая, Н.Н. Ритмическая гимнастика в школе: учебное пособие /В.Н. Курысь, Н.Н. Грудницкая. Ставрополь: СГУ, 1998. -203 с.

85. Курысь, В.Н., Сляднева, JI.H. Взгляды на общее непрерывное образование в области физической культуры в пространстве педагогической антропологии /В.Н. Курысь, JI.H. Сляднева //Теория и практика и физической культуры. 2004. - № 12. - С. 14-19.

86. Левин, М.В. Гимнастика в хореографической школе /М.В. Левин. М.: Терра-Спорт, 2001. - 96 с.

87. Леденев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы /B.C. Леденев. М.: Высшая школа, 1991. - С. 24-28.

88. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. /А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. С. 181.

89. Лесгафт, П.Ф. Избранные труды /П.Ф. Лесгафт. М.: Физкультура и спорт, 1987.-359 с.

90. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста /П.Ф. Лесгафт. -М.: Просвещение, 1951. — Т. 1. 441 с.

91. Лисицкая, Т.С. Ритм. Пластика. 2-е изд. /Т.С. Лисицкая. - М.: ФиС, 1988.- 158 с.

92. Лисицкая, Т.С. Художественная гимнастика: Учебник для институтов физ. культуры /Т.С. Лисицкая. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 227 с.

93. Лисицкая, Т.С., Ростовцева, М.Ю., Ширковец, Е.А. Ритмическая гимнастика: методика и физиологическое обоснование /Т.С. Лисицкая, М.Ю. Ростовцева, Е.А. Ширковец //Гимнастика: сборник статей /М. — Вып. 1. № 4.- 1985.

94. Лопухов, Ф. Хореографические откровенности /Ф. Лопухов М.: Искусство, 1972.

95. Лубышева, Л.И. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников /Л.И. Лубышева //Физическая культура. 2004. - № 6. -С. 16-20.

96. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта, пути его освоения обществом и личностью /Л.И. Лубышева //Теория и практика физической культуры. — 1997. № 6. - С. 10-15.

97. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция развития общего среднего физкультурного образования в России: Монография /В.П. Лукьяненко. Ставрополь: Изд - во СГУ, 2002. - 315 с.

98. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие /В.П. Лукьяненко. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. 224 с.

99. Магомедов, P.P. Бушенева, И.С. Программа по физической культуре студентов факультета искусств хореографического отделения СГПИ и методические рекомендации по ее реализации /P.P. Магомедов, И.С. Бушенева. -Ставрополь: СГПИ, 2007. 87 с.

100. Магомедов, P.P. Формирование основ профессионально-педагогической деятельности в горном туризме у спортсменов — будущих специалистов в области физической культуры: Монография /P.P. Магомедов.- Ставропольсервисшкола, 2002. С. 261 - 300.

101. Магомедов, P.P., Белов, А.К. Физические качества и методика их развития. Учебное пособие /P.P. Магомедов, А.К. Белов. — Ставрополь: СГМА, 2005 128 с.

102. Маркова А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.

103. Маркова, С.В. Сценическая жизнь «человеческого тела». Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств /С.В. Маркова. Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004, - 191 с.

104. Матвеев, В.Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца: Учебное пособие /В.Ф. Матвеев. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. - 272 с.

105. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) /Л.П. Матвеев. М.: ФиС, 1991.-543 с.

106. Матвеев, JI.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет. Учебник для высших специальных учебных заведений /Л.П. Матвеев. М.: Лань, 2003. - 160 с.

107. Матвеев, Л.П., Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физической культуры. /Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. М.: ФиС. - изд. 2-е, 1976. - С. 5-20.о

108. Мачис, А.И. Эффективность целенаправленной физической подготовки в развитии и повышении устойчивости психофизиологических функций у студентов: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.0.04 /А.Й. Мачис. -М., 1986. -17 с.

109. Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи, беседы /В.Э. Мейерхольд. -М.: Искусство, 1968. Т.1 - 350 с.

110. Михеев, А.А. Оценка результатов и отметки по физическому воспитанию учащихся /А.А. Михеев //Теория и практика физической культуры. — 1976.-№ 1.-С. 52-57.

111. Морган, У. Ситуативная тревога и результативность деятельности /У. Морган, К.А. Эликсон //Вопросы психологии. 1990. - № 3. - С. 54-57.

112. Морозова, Г.В. Пластическое воспитание актера /Т.В. Морозова. — М., 1998.-240 с.

113. Мун, Хо. Особенности общения педагога хореографии с артистами балета: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 /X. Мун. -М.: 1999.-21 с.

114. Нагорный, А.Г., Резцов, С.Л., Филатов, В.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка /А.Г. Нагорный, С.Л. Резцов, В.П. Филатов. М.: Высшая школа, 1962. — 104 с.

115. Нагорный, А.Г., Резцов, С.Л., Филатов, В.П. Профессиональноприкладная физическая подготовка /А.Г. Нагорный, C.JI. Резцов, В.П. Филатов. М.: Высшая школа, 1962. - 104 с.

116. Назаренко, Л.Д. Красота как необходимый компонент формирования личности /Л.Д. Назаренко //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2000. № 4. - С. 63.

117. Назаренко, Л.Д. Полезное качество пластичность /Л.Д. Назаренко //Физическая культура в школе. 2000. - № 6. — С. 33.

118. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций //Монография /Л.Д. Назаренко. М., 2003. - 258 с.

119. Назаров, А.В. Изучение способности к произвольному мышечному расслаблению у детей школьного возраста /А.В. Назаров //В сб.: материалы 5-й научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков / М., 1972.

120. Народный танец: проблемы изучения. — СПб., 1991. — 236 с.

121. Неминущий, Г.П. Учебный процесс в физкультурном вузе как научная проблема и методология ее исследования. Опыт системного анализа //Т.П. Неминущий //Теория и практика физической культуры. — 1987. № 9. - С. 15-17.

122. Никитин, В.Ю. О проблеме формирования профессионально-значимых качеств студента-хореографа при обучении в ВУЗе /В.Ю. Никитин //Высшее образование в России. — М., 2007. № 4.

123. Никитин, В.Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств: автореф. дисс. . д-ра. пед. наук /В.Ю. Никитин. М., 2007. - 47 с.

124. Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: автореф. дис. . д-ра. пед. наук /Ю.М. Николаев. СПб., 1998. -351 с.

125. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат /Ю.М. Николаев //Теория и практика физической культуры. 2002. - № 3. - С. 15-20.

126. Перепелкин, И.А. Вестибулярная функция в хореографии /И.А. Пере-пелкин //Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики: меж-вуз. сб. науч. трудов. Вып. 1. / Саратов: Научная книга, 2006.

127. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов /К.К. Платонов. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.

128. Платонов, К.К. О знаниях, умениях, навыках /К.К. Платонов //Советская педагогика. 1963. — № 11.

129. Пономарев, Н.И. Предмет теории физического воспитания: Лекции /Н.И. Пономарёв. Л.: Наука, 1975.

130. Пономарёв, Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта /Н.И. Пономарёв. М.: ФиС, 1974. - 310 с.

131. Попенченко, В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в вузе /В.В. Попенченко. М.: Высшая школа, 1979.- 128 с.

132. Попов, Т.Н. Биомеханика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 0333100 "Физическая культура" /Г.И. Попов. М.: Академия, 2005.-253 с.

133. Приставкина, М.Б. Тактическая подготовка в художественной гимнастике /М.Б. Приставкина. Смоленск, СГИФК, 1988. - С. 32.

134. Прохорова, М.В., Сидоров, А.А., Синюхин, Б.Д., Семенов, А.Г. Педагогика физической культуры /М.В. Прохорова, А.А. Сидоров, Б.Д. Синюхин, А.Г. Семенов. -М.: АЛЬЯНС, 2006. 287 с.

135. Пуни, А.Ц., Волков, И.П. Психология /А.Ц. Пуни, И.П. Волков. М., Физкультура и спорт, 1984 — 255 с.

136. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технического вуза /Р.Т. Раевский. — М.: Высшая школа, 1985. 168 с.

137. Редько JI.J1. Управление качеством непрерывного уровневого образования в региональном учебно-научно-педагогическом комплексе /Л.Л. Редько. -М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. 320 с.

138. Роттерс, Т.Т. Музыкальо-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: учеб. пособ. для учащихся пед. уч-щ по спец. №1910 «Физ. культура» /Т.Т. Роттерс. — М.: Просвещение, 1989. 175 с.

139. Сараф, М.Я., Столяров, В.И. Введение в эстетику спорта: учебное пособие для ин-тов физической культуры /М.Я. Сараф, В.И. Столяров. М.: ФиС, 1984.- 104 с.

140. Селиверстова, Д.Н. Интеграция признаков физического развития и физической подготовленности студентов /Д.Н. Селиверстова //Всесоюзная научная конференция по проблемам физического воспитания студентов/ М.: МГУ, 1976.-С. 197-199.

141. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности. Учебное пособие /И.С. Сергеев. СПб, 2004. - 316 с.

142. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. — М., 1999.

143. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека /Т.Н. Сериков. М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

144. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. Курган: Изд - во «Зауралье», 1997. - 396 с.

145. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев. М.: Физкультура и спорт, 1970. - 61с.

146. Сидоров, А.А. Педагогика: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физическая культура» /А.А. Сидоров. М.: Терра-спорт, 2000. - 269 с.

147. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения: проблемы и перспективы /М.Н. Скаткин.—М.: Педагогика, 1971. — 206 с.

148. Сляднева, JI.H. Двигательно-пластическая подготовка педагога-воспитателя на основе интериоризации элементарной биомеханики двигательного действия: автореф. дис. . канд. пед. наук: 01.02.08; 13.00.04 / JT.H. Сляднева. Майкоп, 2002. - 26 с.

149. Сляднева, JI.H. Основы познания двигательной пластики. Учебное пособие /JI.H. Сляднева. Ставрополь: СФРВИРВ, 2000. - 124 с.

150. Сляднева, Л.Н. Теоретико-методологические основы исследования телесно-двигательной пластики /Л.Н. Сляднева //Вестник. СГПИ. — Ставрополь, 2005.

151. Смолевский, В., Менхин, Ю., Силин, В. Гимнастика в трех измерениях /В.М. Смолевский, Ю.В. Менхин, В.И. Силин. -М.: ФиС, 1979.-248 с.

152. Смолевский, В.М. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры /В.М. Смолевский. — М.: ФиС, 1987. — 331с.

153. Соловьев Г.М. Физическое воспитание в вузе /Г.М. Соловьев. Ставрополь: СГПУ, 1994.

154. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие. Ч. 1., Ч. 2. /Г.М. Соловьев. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.

155. Соловьев, Г.М. Физическая культура в образовательном процессе вуза: учебное пособие /Г.М. Соловьев. Ставрополь: Изд-во СГПУ, 2003. - 243 с.

156. Соловьев, Г.М. Физическое воспитание и образование в вузе: учебное пособие /Г.М. Соловьев. Ставрополь: СГПУ, 2003. - 243 с.

157. Соловьев, Г.М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий /Г.М. Соловьев. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. 168 с.

158. Станиславский, К.С. Собрание сочинений /К.С. Станиславский. М.: Искусство, 1957. -Т.4. - 550 с.

159. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся /Н.Ф. Талызина. М.: Знание, 1983.

160. Тарасенко, Т.В. О педагогической подготовке хореографических кадров /Т.В. Тарасенко //Проблемы общественного развития, науки и образования: международная научно-теоретическая конференция молодых ученых /Шымкент, 2003. С. 121 -122.

161. Телегина, JI.A. Психологическая подготовка педагогов-хореографов к будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 /Л.А. Телегина. Казань, 2004. - 27 с.

162. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий /Б.М. Теплов. М., 1961.

163. Тимофеев, А.А. Роль общения в подготовке будущего учителя хореографии. Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации /А.А. Тимофеев //Сб. науч. статей. Вып. 4. Саратов: Научная книга, 2004.

164. Травин, Ю.Г. Предмет исследования учебный процесс ЯО.Г. Травин //Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 8. - С. 50-51.

165. Туманян, Г.С. Гибкость как физическое качество /Г.С. Туманян, С.К. Харацидис //Теория и практика физической культуры. 1998. - № 2. - С. 4850.

166. Файзуллин, А.Ф. Особенности формирования эстетической культуры современного студенчества /А.Ф. Файзуллин. — Уфа, 2000. — 94 с.

167. Фарфель, B.C. Физиология спорта. Очерки /B.C. Фарфель. М.: ФиС, 1960.-384 с.

168. Филин, В.П. Фомин, Н.А. Основы юношеского спорта /В.П. Филин, Н.А. Фомин. М., Физкультура и спорт, 1980. — 255 с.

169. Фокин, М. Против течения. Вспоминания балетмейстера /М. Фокин. -М.: Искусство, 1962.

170. Фомин, А. С. Танец в системе воспитания и образования: природа, теория и функции танца: учеб. пособие /А.С. Фомин. — Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат. — 2005. 624 с.

171. Фомин, А.С. Понятие «танец» и его структура /А.С. Фомин //Народный танец: проблемы изучения. — СПб, 1991.

172. Хакунов, Н.Х. Физическая культура в системе образования /Н.Х. Хаку-нов. М.: Советский спорт, 1994. - 132 с.

173. Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

174. Чермит, К.Д., Левченко, В.Г., Исаков, О.И. Проектирование содержания физического воспитания /К.Д. Чермит, В.Г. Левченко, О.И. Исаков. -Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2000. С. 124.

175. Чхаидзе, Л.В. Исследование наиболее существенной научной разработки Н.А. Бернштейна с помощью современных методик /Л.В. Чхаидзе //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 11. — С. 26-28.

176. Шамрова, О. А. Некоторые особенности эмоциональной сферы хореографов. 2007. acis@mail.vis.ru.

177. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования /Е.Н. Шиянов. -М., 1991.

178. Шманова, М.В. Эстетический компонент процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования: автореф. дис. . канд. филос. наук /М.В. Шманова. Саранск, 1999. - 18 с.

179. Юрьева, М.Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в ВУЗе: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. /М.Н. Юрьева. — Тамбов, 2001. 24с.

180. Яценко, А.С. Профессионально-хореографическая направленность личности обучающегося в учреждении дополнительного образования /А.С. Яценко //Новое в социально-гуманитарном знании: сборник статей. — М.: РЕАН, 2001.

181. Kerlinger, F.M., Pedhazur, Е. Multiple regression in behavioral research. N.-Y., 1973 (см. также: Pedhazur E. Multiple regression in behavioral research: Explanation and prediction. N.-Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1982).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.