Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов хореографических отделений высших учебных заведений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат наук Сабанцева, Татьяна Витальевна

  • Сабанцева, Татьяна Витальевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 176
Сабанцева, Татьяна Витальевна. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов хореографических отделений высших учебных заведений: дис. кандидат наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Омск. 2013. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сабанцева, Татьяна Витальевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Проблема физической подготовки студентов хореографических

отделений

Специфика профессионально-прикладной физической

подготовки студентов хореографических отделений с учетом

будущей профессиональной деятельности

1.3 Краткая характеристика способностей, необходимые в хореографической деятельности

1.4 Понятие «хореографический тренаж» и его краткая характеристика

1.5 Танец - как средство физического совершенствования опорно-

двигательного аппарата

Резюме

ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования

Методы исследования

Организация исследования

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ

3.1 Определение рационального соотношения физических способностей, значимых для студентов - будущих преподавателей хореографических дисциплин

3.2 Факторная структура физической подготовленности студентов хореографических отделений

ГЛАВА 2.

2

2

2.3 ГЛАВА 3.

3.3 Выявление структуры хореографического тренажа на основе анализа компонентного состава специальных хореографических дисциплин и их взаимосвязи с показателями физической подготовленности студентов хореографических

отделений

Резюме

ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ

4.1 Разработка модельных характеристик профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений для осуществления педагогического контроля

4.2 Обоснование и разработка методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений

4.3 Обоснование содержания специально-направленных комплексов в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических

отделений

Резюме

ГЛАВА 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ

5.1 Организация занятий студентов хореографических отделений в процессе профессионально-прикладной физической подготовки в высшем учебном заведении

5

Эффективность применения методики профессионально-

прикладной физической подготовки студентов

хореографических отделений

Резюме

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Перечень условных обозначений и терминов, используемых в работе и

принятых в хореографии

Хореографический тренаж (ХГ) - система тренировочных упражнений, основанная на базовых элементах народного, классического, историко-бытового и современного танцев

Комплекс специальных хореографических дисциплин - все базовые элементы классического, народного, историко-бытового и современного танцев «Диск здоровья» - круглая вращающаяся платформа 1 см и диаметром 60 см. Диск здоровья используется для совершенствования функции вестибулярного анализатора (Е. А. Крапивина, 1987) Plie — присед Demi plie - полуприсед Grand plie - присед на носках*

Battements tendus - скользящее движение в положении ноги на носок вперед, в сторону, назад и возвращение в и.п.*

Grand battements jetes - бросок ноги на 90° и выше в заданном направлении*

Battements tendus jete - бросок ноги на 30° в заданном направлении** Каблучное battements tendus - вынос ноги от щиколотки на каблук** Battements devellope — подъем ноги на 90° и выше в заданном направлении* Опорная - нога, на которой находится вес всего тела*

Рабочая - освобожденная от тяжести корпуса нога, выполняющая какое-либо движение на полу или в воздухе* Корпус - туловище танцора* Jump - хореографический прыжок на двух ногах Leap - прыжок с одной ноги на другую с продвижением в сторону Нор - шаг-подскок, рабочая нога в положении «у колена» (В. Ю. Никитин, 2006)

Port-de-bras - наклоны корпуса*

Равновесие - способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия (Ю. П. Кобяков, 1976)

Хореографическая выворотность - выворотность, затрагивающая не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный* Позиции ног - положение стоп относительно друг-друга, принятое в классическом танце (6 позиций)*

Точки зала — принятые в хореографии ориентиры (8 точек)

Anfas - положение исполнителя в точку номер один хореографического

зала.

Antournan - поворот на 360 градусов* Tour pique - вращение на одной ноге*

Полупальцы - в хореографии высокая позиция подъема стопы

Экзерсис - определенная последовательность выполнения упражнений у

хореографического станка

* Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. - JL: Искусство, 2005. -208 с.

** Тарасова, Н. Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца / Н. Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996. - 45 с.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов хореографических отделений высших учебных заведений»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: В современных условиях главной задачей высшего хореографического образования России является подготовка гармонично развитого педагога-хореографа нового поколения [43, 98, 166]. Ряд исследователей в области хореографии и педагогики [18, 89, 90, 98, 114] отмечают, что профессия хореографа предъявляет к специалисту высокие специфические требования. Это связано с изменениями, происходящими в современном танце, раскрывающими новые возможности пластики под влиянием модерн-танца и его многочисленных направлений. Современная музыка и новые, оригинальные композиционные идеи соединяют гимнастику и танец.

В настоящее время отмечается тенденция появления в хореографии множества элементов гимнастического и акробатического характера, что, несомненно, требует высокого уровня развития определенных физических способностей [56, 141, 157, 164]. В связи с этим, необходимы новые условия профессионально прикладной физической подготовки преподавателей хореографических дисциплин. Будущему преподавателю, необходим не только высокий уровень исполнительского мастерства, также, как и артисту балета, но и новая, продуктивная система преподавания и эффективная организации учебного процесса.

Специфика профессии педагога-хореографа заключает в себе ряд важных показателей: высокий уровень физической подготовленности, координации, двигательных умений, выносливости, а также подвижности нервных процессов и эмоционально-волевых качеств [127].

Кроме того, студенты-хореографы представляют категорию населения с повышенным фактором риска, включая нервное и физическое перенапряжение, значительные психологические нагрузки [155]. В связи с этим, возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания. В этих условиях большое значение придается профессионально-прикладной физической подготовке студентов

хореографических отделений [18, 89, 91, 118].

Отличительной особенностью подготовки студентов хореографических отделений является высокая двигательная активность, связанная со спецификой выбранной профессии [43, 48, 155, 157, 166]. Существенная роль в подготовке специалистов в области хореографии отведена физическому воспитанию. Однако, публикации ряда авторов [10, 44, 71, 74, 85, 91, 94, 140, 144, 158], указывают на то, что программы физического воспитания высшей школы в основном направлены на достижение оздоровительного эффекта и недостаточно отражают специфику направленности вуза. В частности, это относится к специфике, предполагающей повышенные требования к функциональному состоянию мышечной, дыхательной и опорно-двигательной систем.

Таким образом, процесс профессионально-прикладной физической подготовки, как составной части физического воспитания студентов хореографических отделений, может быть дополнен новыми сведениями с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности, что подтверждает актуальность исследования.

В современных условиях в содержание дисциплины «Физическая культура» для студентов хореографических отделений рекомендуется ввести раздел «Хореографический тренаж», который ранее не имел в научно-методической литературе достаточного обоснования для применения его в качестве основного средства физического воспитания. Многие исследователи в области хореографии утверждают [19, 90, 141, 157], что элементы хореографического тренажа направлены в большей степени на развитие силы ног и в меньшей степени на мышцы рук и туловища. Но в тоже время, многими авторами отмечается значимость специальной физической подготовки для создания фундамента гармоничной физической подготовленности, где необходимо развитие всего опорно-двигательного аппарата.

Следует особо подчеркнуть, что в последнее время отмечается тенденция снижения уровня общей физической и хореографической подготовленности поступающих на специальность «Хореография» [106]. Публикации ряда авторов [18, 43, 106], утверждают, что будущий специалист в области хореографии должен обладать определенными креативными способностями, а также высоким уровнем развития физических способностей и двигательных навыков. Данный факт обусловлен, по-видимому, общим неудовлетворительным состоянием подрастающего поколения.

Несмотря на фундаментальность проведённых исследований в области физического воспитания студентов, отмечается недостаток сведений о содержании профессионально-прикладной физической подготовки с учетом современных изменений в системе хореографического образования, а также сведений о структурной основе хореографического тренажа, предполагающей определенный порядок, взаимосвязь и закономерности взаимодействия составляющих его компонентов. В этой связи следует продолжить исследования, ориентированные на совершенствование содержания профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивающее гармоничное развитие всего опорно-двигательного аппарата студентов.

В ходе предварительного исследования были установлены следующие противоречия:

- между необходимостью формирования гармонично развитого опорно-двигательного аппарата и явной недостаточностью средств хореографического тренажа;

между необходимостью совершенствования процесса профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений и недостатком знаний о его современном содержании;

- между возрастающими специфическими требованиями к уровню профессионально-прикладной физической подготовленности студентов и отсутствием сведений о его модельных характеристиках.

Проблема исследования заключается в недостатке научно обоснованных сведений о содержании и структуре профессионально-прикладной физической подготовки студентов с учетом специфики хореографической направленности.

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов хореографических отделений.

Предмет исследования: содержание профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов-хореографов.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка структуры и содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений с учетом специфики хореографической направленности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение структурной основы профессионально-прикладной физической подготовки, определение рационального соотношения физических способностей, значимых для будущего преподавателя хореографических дисциплин, выявление основных компонентов, достоверно взаимосвязанных с уровнем физической подготовленности, позволит обосновать содержание методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений с учетом современных условий.

Методологическая основа исследования: концепция общей теории физической культуры (М. Я. Виленский [24], Ю. И. Евсеев [44], В. Н. Платонов[116]); положения структурной основы (JI. П. Матвеев [94]); теория и методика профессионально-прикладной физической культуры (В. П. Полянский [118], Р. Р. Магамедов [90], И. С. Бушенева [18]); положения теории и методики гимнастики (J1. Я. Аркаев [5], Ю. К. Гавердовский [28],

Т. С. Лисицкая [81]); положения теории спортивной тренировки (Н. Г. Озолин [111], В. Н. Платонов [116], JI. П. Матвеев [94]). Частноотраслевая методология исследования основана на фундаментальных исследованиях в области хореографии (А. Я. Ваганова [19], Н. П. Базарова, В. П. Мей [8], Н. В. Соковикова [141]).

Научная новизна:

- определено рациональное соотношение физических способностей, значимых для хореографической деятельности: силовые (32%) и координационные способности (32%); выносливость (19%); гибкость (10%) и скоростные способности (7%);

- конкретизирована профессиограмма преподавателей хореографии с учетом современных условий, выраженная в определении профессионально важных физических способностей; выявления новых хореографических направлений с элементами гимнастического и акробатического характера;

- выявлена структура хореографического тренажа, состоящая из четырех компонентов (классический танец, народный танец, историко-бытовой танец, современный танец), каждый из которых содержит базовые элементы специальных хореографических дисциплин;

- выявлена взаимосвязь показателей компонентного состава специальных хореографических дисциплин с показателями физической подготовленности студентов хореографических отделений;

- определены основные факторы физической подготовленности студентов, к которым относятся: силовая выносливость и динамическая сила, координационные способности, гибкость и скоростная выносливость;

- получены новые данные об уровне профессионально-прикладной физической подготовленности выпускников хореографических отделений, построенные на оценке показателей физических способностей, значимых для будущей профессиональной деятельности;

- разработаны модельные характеристики профессионально-прикладной физической подготовленности студентов;

- разработана система педагогического контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений, состоящего из оценки уровней специальной двигательной и физической подготовленности.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории профессионально прикладной физической культуры научными знаниями о содержании профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений, данными о ее рациональной структурной основе, предполагающей определенный порядок, взаимосвязь и закономерности взаимодействия составляющих ее компонентов.

Практическая же значимость состоит в следующем:

- определен наиболее значимый компонент из комплекса специальных хореографических дисциплин - классический танец, базовые элементы которого в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем развития профессионально важных для студентов-хореографов физических способностей;

- разработаны карты экспресс-оценки уровня подготовленности по специальным хореографическим дисциплинам;

- разработана программа модифицированных тестовых заданий с учетом специфики хореографической направленности;

разработана оценочная шкала для определения уровня профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений;

- разработаны и обоснованы комплексы специальных упражнений для эффективного процесса совершенствования физических способностей студентов с учетом специфики хореографической направленности;

- разработано содержание профессионально-прикладной физической подготовки, которое включает в себя методику, основанную на комплексном использовании средств хореографии и физических

упражнений, где последовательно реализуются этапы, каждый из которых предусматривает цели, задачи и средства, а также контроль соответствия модельным характеристикам, разработанным с учетом специфики хореографической направленности.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс студентов кафедр хореографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и Омского областного колледжа культуры и искусств, Образцового ансамбля танца «Мир детства». По теме исследования опубликовано 13 научных работ, 3 из которых в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Результаты исследования докладывались на научно-методических конференциях международного, российского и регионального уровней.

Достоверность результатов исследования обеспечивается достаточным объемом экспериментальных данных, использованием современного комплекса методов исследования, корректным использованием методов статистической обработки, организацией формирующего педагогического эксперимента и положительным эффектом, полученным от внедрения результатов исследования в учебный процесс. Положения, выносимые на защиту:

1. Структурную основу профессионально-прикладной физической подготовки составляют два основных компонента:

- классический танец, средствами которого являются базовые элементы, в наибольшей степени взаимосвязанные с уровнем физической подготовленности;

- специальная подготовка, средствами которой являются комплексы физических упражнений с предметами, обеспечивающие совершенствование значимых для хореографической деятельности физических способностей.

2. Методика комплексного контроля, включающая оценку уровня специальной двигательной подготовленности (базовые хореографические

элементы) и оценку уровня физической подготовленности (модифицированные тестовые задания, сочетающие контрольные упражнения физической и хореографической направленности) позволяет оптимизировать педагогический контроль в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений.

3. Шкалы оценок и модельные характеристики, разработанные на основе анализа уровня профессионально-прикладной физической подготовленности успешных выпускников, позволяют объективно оценивать уровень совершенствования значимых физических способностей студентов хореографических отделений.

4. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов хореографических отделений состоит из классического тренажа в виде экзерсиса у хореографического станка и комплексов специальных упражнений, включающих гимнастические и акробатические элементы, что обеспечивает достижение более высокого уровня развития специальных физических и двигательных способностей, отвечающих модельному уровню подготовленности.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ

1.1. Проблема физической подготовки студентов хореографических

отделений

Современные социальные условия предъявляют особые требования к специфике хореографического образования [72, 89, 91, 98, 166, 168]. По мнению Т. М. Дубских [43] художественный руководитель хореографического коллектива и преподаватель обязаны владеть методикой выполнения движений, умением объяснять смысл специфических движений, а также технику их выполнения, что требует, несомненно, достаточно высокого уровня физической подготовленности специалиста.

В систему профессиональной подготовки студентов хореографических отделений включены комплекс дисциплин профессионального цикла, а также дисциплина «Физическая культура», целью и задачей которой, согласно требованием Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования третьего поколения [130] является гармоничное развитие всего опорно-двигательного аппарата.

В современных условиях в содержание дисциплины «Физическая культура» предложен «хореографический тренаж» [130], методика преподавания которого складывалась десятилетиями и передавалась из поколения в поколение. Танцевальные упражнения, которые составляют основу «хореографического тренажа», по мнению многих исследователей в области хореографии [8, 19, 66, 74, 101] преимущественно направлены на воспитание координационных способностей, вестибулярной устойчивости, музыкально-двигательной «выразительности» и силы ног.

Но на сегодняшний день в хореографии отмечаются изменения, связанные с обогащением танцевальных композиций и использованием в них элементов гимнастики и акробатики. Специфика современного танца заключается в расширении хореографических движений. В последние годы

в России свои хореографические номера поставили многие известные западные хореографы У. Форсайт, Дж. Ноймайер, Н. Гелбер, а также вырос интерес к современной хореографии в постановках А. Ратманского, Б. Эйфмана. Работы этих хореографов отличаются сложными поддержками, прыжками в различные позы и специфичностью хореографических движений. В связи с этим изменилась танцевальная лексика. Так, в современных хореографических композициях, по мнению М. И. Осиповой [112] прыжки становятся более силовыми, приближенными к спорту, и требуют изменения техники исполнения, а, следовательно, и методики овладения этой техникой.

По мнению М. В. Климовой [64] современный танец является синтезов различных жанров современной хореографии, спортивных элементов, актерского мастерства и требует от танцоров высокого уровня физической подготовленности.

И. Г. Сосина [146] отмечает то, что исполнение современных танцевальных композиций требует от танцора развитие ряда психомоторных качеств: подвижности (гибкости) в различных отделах тела, ног, рук (особенно в тазобедренных суставах), координации, прыгучести, устойчивости статического и динамического равновесия, мышечной силы и физической выносливости, двигательной памяти, ритмичности.

Специалисты в области танцев [49, 70, 75, 125,162] отмечают необходимость физической подготовки танцоров и учета ведущих двигательных способностей при организации учебного процесса.

В теории танца, по мнению многих исследователей в данной области [113, 114, 151, 162] технология физической подготовки не имеет научно-методического обоснования и вынуждена опираться только на практический опыт и методику тренировки в родственных сложнокоординационных видах спорта, таких как спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика, спортивные танцы, где

разработана научно-методическая база, обеспечивающая повышение уровня физической подготовленности [4, 49, 52, 64,132].

В исследованиях, проведенных И. С. Бушеневой [18] указывается на то, что слабым звеном в системе подготовки хореографов является оптимальное развитие профессионально значимых физических качеств, призванных обеспечить техническое совершенствование умений и навыков, которые невозможно осуществить без определенной физической подготовки.

Таким образом, в связи с синтезом элементов спорта и хореографии система физической подготовки должна быть скорректирована с учетом специфики развития современной хореографии, а также требует научного и методического обоснования новых методик.

К проблемной стороне следует отнести и тот факт, что наиболее благоприятный (сенситивный) период развития физических качеств, по мнению ряда исследователей [37, 69, 87, 161] уже завершен. Поэтому, учитывая специфику хореографического образования, требующего от студента высокого уровня физической подготовленности следует учитывать при разработки содержания физической подготовки.

В последнее время отмечается повышенное внимание со стороны государства к проблемам физического воспитания студентов. На ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (2012), В. В. Путиным было указано на необходимость модернизации системы физического воспитания студенческой молодежи. В частности, было отмечено то, что «...важнейшим направлением является развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи...Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий...». На совместных заседаниях президиума Государственного совета и Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта (2008, 2009), Д. А. Медведев отметил то, что «...если университет не способен решить вопросы физической культуры и

спорта, это может быть вполне достаточным основание, чтобы его лишить лицензии, даже если это университет, который выполняет другие требования...». Это подчеркивает актуальность исследования.

Таким образом, из всего вышесказанного следует то, что целью физической подготовки студентов хореографических отделений должно быть повышение уровня физической подготовленности, то есть подготовка всего опорно-двигательного аппарата к выполнению сложных хореографических упражнений. Общеизвестно, что элементы «хореографического тренажа» не в полной мере охватывают развитие всего опорно-двигательного аппарата и без дополнительных специальных упражнений достичь высокого уровня подготовленности невозможно.

Следовательно, чтобы достичь гармоничного развитие всего опорно-двигательного аппарата студентов хореографических отделений, требуется научно-методическое обоснование современных методик физической подготовки.

1.2. Специфика профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений с учетом будущей профессиональной деятельности

Исследования по проблеме оптимизации и совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки (1111ФП) студентов вузов были проведены многими авторами [24, 25, 26, 32, 63, 95, 117, 118, 172, 175]. Однако, в специальной литературе проблеме совершенствования ППФП студентов хореографических отделений высших учебных заведений нет достаточно обоснованных педагогических рекомендаций по применению хореографических упражнений в качестве средств физического воспитания.

По утверждению многих исследователей [57, 63, 95, 118, 126, 170, 174], профессионально-прикладное направление способствует использованию средств физического воспитания при подготовке к работе по избранной

специальности с учетом ее особенностей. Учитывая учебный процесс студентов-хореографов, который включает в себя комплекс специальных хореографических дисциплин, задачей профессионально-прикладной физической подготовки студентов-хореографов является

совершенствование и развитие физических способностей и качеств, необходимых в хореографической деятельности.

Научному исследованию профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений посвящено некоторое количество научных работ, но нет единого определения этого вида подготовки, а значит, ее цели, задачи и функции недостаточно исследовано.

По заключению Г. Ю. Акимова [1], физическое воспитание в вузах культуры и искусств проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах. Из его наблюдений видно, что не все эти формы подходят для студентов творческих специальностей. В частности, замечено, что студенты - музыканты, вокалисты, хоровики и студенты-хореографы в течение учебной недели значительную часть времени заняты на занятиях по специальным дисциплинам. Следовательно, система физической подготовки должна быть скорректирована с учетом будущей специализации.

В исследованиях А. В. Россиевой [129] было отмечено, что при подготовке будущих специалистов в области хореографического искусства важную роль играет психофизическая подготовленность. В этой связи необходимо отметить важную роль физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры, являющейся её составной частью, в подготовке будущих специалистов. Также в исследовании этого автора отмечено, что значимыми в двигательной деятельности танцора, его трудовой активности являются мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества.

И. С. Бушенева [18] в своей работе предлагает пересмотреть программу дисциплины «Физическая культура», которая не отвечает современным представлениям об особенностях профессиональной деятельности педагога-хореографа. Автор утверждает, что основные направления профессионально ориентированного физического воспитания будущих преподавателей хореографии должны учитывать целесообразность развития важных физических качеств, которые влияют на пластичное двигательное действие: гибкость, ловкость, выносливость, быстрота, сила и координационные способности, Программа, предложенная И. С. Бушеневой по дисциплине «Физическая культура», делится на три раздела: теоретический; медико-практический и практический (куда включен раздел «Гимнастика» с подразделами «Художественная гимнастика», «Ритмическая гимнастика», «Акробатика», «Подвижные игры». Также введен подраздел аутогенной тренировки с психосаморегуляцией. [18]

Л. Н. Сляднева [139, 140] подчеркивает, что содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений следует дополнить упражнениями, направленными на совершенствования двигательной пластики. По ее мнению, включение двигательно-пластической подготовки в круг деятельности студента-хореографа продиктовано самой жизнью и вызвано расширением сферы действий педагога, его обязанностью объединить творческие усилия педагогов специальных дисциплин для воплощения сверхзадачи в подготовке грамотного специалиста в своей сфере деятельности, хотя цель у них одна: повышение двигательной пластики студентов.

Однако, система ППФП студентов хореографических отделений высших учебных заведений требует реорганизации в связи с развитием современных направлений танцевального искусства, включающих в себя синтез элементов хореографии, гимнастики и акробатики. Таким образом, в результате анализа научно-методической литературы по проблематике

исследования и совершенствования содержания профессионально-прикладной части физической подготовки студентов-хореографов нами сделан вывод о том, что содержание требует дальнейшей разработки в связи с развитием хореографии.

1.3. Краткая характеристика способностей, необходимых в хореографической деятельности Физическая подготовка - это процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сабанцева, Татьяна Витальевна, 2013 год

Список литературы

1. Акимов, Г. Ю. Инновационные технологии в системе физического воспитания студентов творческих специальностей /Пятая электронная всероссийская научно-практическая конференция «Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона» октябрь декабрь 2007 г. acis @mail. vis. ru.).

2. Алаева, А. С. Гимнастика: методика проведения строевых и общеразвивающих упражнений: монография / А. С. Алаева. - Омск: ФГОУ СПО «Омское государственное училище Олимпийского резерва», 2005.- 66 с.

3. Алтер, М. Д. Наука о гибкости: пер с англ. / М. Д. Алтер. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 421с.

4. Андреасян, К. Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / К. Б. Андреасян.- М.: РГАФК, 1996. - 23 с.

5. Аркаев, JI. Я. Как готовить чемпионов: монография / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин. - М., 2004.

6. Асылмуратова, А. А. Методика Вагановой - фундамент для дома любого стиля / А. А. Асылмуратова // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2001. - № 9. - С. 8-10.

7. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания /Б. А. Ашмарин. - М., 1990. - 223 с.

8. Базарова, Н. П. Азбука классического танца / Н. П. Базарова, В. П. Мей. -Изд. 3-е, испр. и доп. - СПб.: Лань, 2006. - С. - 13.

9. Бака, Р. Региональные особенности формирования физической культуры студентов / Р. Бака. - СПб.: Стратегия будущего, 2008. - 140 с.

10. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура. — 1996. -№ 1. — С. 8-10.

11. Бальсевич, В. К. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / В. К. Бальсевич, М. А. Годик // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 5. - С. 67.

12. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич,В. А. Запорожанов. - Киев, 1987. - 223 с.

13. Барышникова, Т. К. Азбука хореографии / Т. К. Барышникова. - СПб.: Изд-во «РЕСПЕКТ», «ЛЮКСИ», 1996. - 256 с.

14. Безуглая, Г. А. Единство музыки и хореографии: роль выразительных средств музыки в постижении знаковой образности лексики классического танца. / Г. А. Безуглая, Л. В. Ковалева // Хореографическое образование на рубеже XXI в.: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы и статьи 1-й Всерос. науч-практ. конф. / Отв. ред. М.Н. Юрьева. - Тамбов: Першина, 2005. - С. 107-111.

15. Бернштейн, И. А. О ловкости и ее развитии. / И. А. Бернштейн, Физкультура и спорт, М., 1991, С. 288.

16. Борейко, Н. Ю. Формирование аксиологического, когнитивного и индивидуально-творческого компонентов профессиональной физической культуры личности студентов технического вуза / Н. Ю. Борейко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр. под ред. проф. С. С. Ермакова. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2009. - № 4.-С. 30.

17. Борисанова, Э. Г. Выворотность ног, подъем стопы и упражнения для их развития / Э. Г. Борисанова // Спортивные танцы : бюллетень : материалы V Всерос. науч.-метод. конф. по проблемам развития спортивных танцев / РГАФК. - М., 2001. - № 1. - С. 16-19.

18. Бушенева, И. С. Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии : автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Майкоп, 2008.

19. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. - Л.: Искусство, 2005.-208 с.

20. Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец: учеб. пособие / М. В. Васильева-Рождественская.- М.: Издательство «ГИТИС», 2005.-386 с.

21. Валукин, Е. П. Особенности построения музыкальных и хореографических форм: материалы второй Всерос. конф. по балетоведению / Е. П. Валукин ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 1994. - С. 142-156.

22. Валукин, Е. П. Системный подход к обучению мужскому классическому танцу : автореф. дис. ...канд. искусствовед./ Е. П. Валукин ; ГИТИС.- М., 1992.

23. Васильев, В. С. «Выворотность» как способ расширения топологии пространства движения / В. С. Васильев // Материалы VIII всероссийской научно-методической конференции по проблемам развития танцевальных видов спорта ( Москва, 2-6 февраля 2004 г.). - М., 2004. -С. 35-39.

24. Виленский, М. Я. Профессиональные характеристики интериоризации студентами ценностей физической культуры в образовательном процессе /М. Я. Виленский //Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования: сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 21-22 апреля 2005 г. - Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - С. 3-8.

25. Виленский, М. Я, Черняев В. Гуманитарная ориентация физической культуры в подготовке специалистов / М. Я. Виленский, В. Черняев //Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 3. - С. 14-18.

26. Виленский, М. Я. Основные сущностные характеристики педагогических технологий формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьев //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. - С. 2-7.

27. Воробьев, А. Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А. Н. Воробьев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С. 242.

28. Гавердовский, Ю. К. Техника гимнастических упражнений / Ю. К. Гавердовский. - М.: Терра-Спорт, 2002. — 512 с.

29. Галеева, А. Р. Исследование мотивов занятии спортивными танцами / А. Р. Галеева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

- 2007. - № 6. - С. 45-46.

30. Гимнастика и методика преподавания / под ред. В. М. Смолевского. -М.: Физкультура и спорт, 2005. - 336 с.

31. Горская, И. Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04./ И. Ю. Горская.- Омск, 2001.- 455 с.

32. Гончаров, В. Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка спортсменов вузов: реальность и перспективы / В. Д. Гончаров, Б. Ф. Романов, В. Р. Юхтин //Теория и практика физической культуры. - 1993.

- № 7. - С. 12-13.

33. Грачев, О. К. Физическая культура / О. К. Грачев // М., 2005. - 464 с.

34. Григорьева, М. В. Психология труда / М. В. Григорьева. - М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.

35. Гришина, Ю. И. Общая физическая подготовленность / Ю. И. Гришина.

- М.: Феникс, 2005. - 249 с.

36. Грудницкая, Н. Н. Спортивные бальные танцы в системе физкультурного образования учащейся молодежи / Н. Н. Грудницкая, О. Н. Алимова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. -С. 9-11.

37. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. - Минск : Народная асвета, 1978. - 88 с.

38. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца : (танцевальные движения и комбинации на середине зала) / Г. П. Гусев. - М.: ВЛАДОС, 2004.-207 с.

39. Давыдов, О. Ю. Физическое воспитание студентов / О. Ю. Давыдов, К. Д. Чермит, Л. С. Дворкин. - М., 2009, 96с.

40. Дворкин, Л. С. Физическое воспитание студентов: монография /Л. С. Дворкин, К. Д. Чермит, О. Ю. Давыдов ; под общ. ред. Л. С. Дворкина. - Ростов н/Д.: Феникс ; Краснодар: Неоглори, 2008. - 700 с.

41. Доленко, Ф. Л. Определение гибкости тела человека / Ф. Л. Доленко // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 7. - С. 40-42.

42. Долматова, А. И. Специальная физическая подготовка / А. И. Долматова. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 233 с.

43. Дубских, Т. М. Вербальный компонент в обучении студентов народно-сценическому танцу в вузах культуры и искусств / Т. М. Дубских : автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Челябинск : [б. и.], 2006.

44. Евсеев, С. П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы: монография / С. П. Евсеев. - СПб., 1999. - 144 с.

45. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. 384 с.

46. Евсеев, Ю.И. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения (Издание официальное) /Ю. И. Евсеев, В. И. Ильинич. - М.: МПСИ, 2000.-34 с.

47. Егорова, Н. В. Факторная структура физической подготовленности студентов сельскохозяйственных вузов / Н. В. Егорова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5. - С. 54-56.

48. Ершова, О. В. Теоретические и методологические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной направленности в ВУЗах культуры и искусств: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.08 /О. В. Ершова. -М., 2001. - 24 с.

49. Ересько, И. Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ересько И. Е. - Хабаровск, 2005. - 25 с.

50. Есаулов, И. Г. Устойчивость и координация в хореографии. -Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. - 130 с.

51. Жуков, М. Н. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки учителей предметников в педагогических вузах: автореф. дис. ...канд. пед. наук. 13.00.04. -М., 1993.-20 с.

52. Загревский, О. И. Модельные характеристики спортсменов как основа управления тренировочным процессом / О. И. Загревский, В. О. Загревский, И. Ю. Степанова // Вестник ТГПУ, Серия: Физическая культура и спорт. - № 2. - Томск, 1999. - С. 14 — 17.

53. Зациорский, В. М. Биомеханические основы профилактик и повреждений поясничной области позвоночника при занятиях физическими упражнениями (обзор) / В. М. Зациорский, В.П. Сазонов // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 7. - С. 33-41.

54. Звездочкин, В.А. Классический танец. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - С. 14.

55. Зенина, Н. Н. Краткая методика преподавания модерн-джаз танца: для начинающих (1-год обучения, базовый уровень) / Н. Н. Зенина ; обл. Дом народного творчества Кировский. - Киров, 2007. - 48 с.

56. Зубкова, Т. И. Методика комплексного применения хореографических и гимнастических упражнений в факультативной форме физического воспитания студентов: автореф. дис. ...канд. пед. наук: спец. 13.00.04. " Теория и методика физ. воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физ. культуры" / Т. И. Зубкова. - М., 2006. - 24 с.

57. Иванов, Г. Д. Физическое воспитание в вузе как часть физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7. - с. 18-19.

58. Иваницкая, И. Н. Двигательная активность и здоровье детей. - М.: Медицина, 1987. - С. 27-29.

59. Ивлева, JI. Д. Анатомо-физиологические основы обучения хореографии: учеб.-метод. пособие / JI. Д. Ивлева, А. В. Куклин. - Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2006, 101с.

60. Ильинич, В. И. Направленное использование средств физической культуры и спорта при подготовке студентов к профессиональной деятельности // Спорт - науке, наука - спорту: тез. докл. всесоюз. конф. 4.1.-Новосибирск, 1984.-С. 16-17.

61. Используемый методический материал: программа «Детство», программа развития и воспитания детей в детском саду, авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина; танцевально-игровая гимнастика «Са-фи-дансе» (РГПУ им.А.И.Герцена, авторы: к.п.н., доцент Фирилёва Ж.Е., к.п.н. Сайкина Е.Г.); «Фитбол-гимнастика» (к.п.н. Сайкина Е.Г.); «Лечебно-профилактический танец» (к.п.н. Сайкина Е.Г., к.п.н., доцент Фирилёва Ж.Е.); «Игровой стретчинг» (Назарова А.Г., «Школа творчества»).

62. Испулова, Р. Н. Силовой фитнес-тренинг как средство рекреации студенческой молодежи: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 24 с.

63. Кабачков В. А. Профессиональная направленность физического воспитания ССУЗ / В. А. Кабачков, С. А. Полиевский. - М., 2004.

64. Климова, М. В Содержание и методика подготовки юных танцоров: на примере эстрадно-сценического танца : авт. дис.... канд. пед. наук. -Белгород, 2009. - 24 с.

65. Климов, А. А. Основы русского танца / А. А. Климов. - М.: Искусство, 1994.-270 с.

66. Костровицкая, В. С.. 100 уроков классического танца : (с 1 по 8 кл.) : учеб. пособие [для вузов] / В. С. Костровицкая. - Изд. 3-е, испр. - СПб. [и др.] : Лань : Планета музыки, 2009. - 320 с.

67. Коровин, С. С. Функции профессиональной прикладной физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 2. -С. 44.

68. Котельникова, Е. Г. Биомеханика хореографических упражнений / Е. Г. Котельникова. - Л., 1986.

69. Курамшин, Ю. Ф. Общая характеристика физических способностей. Теория и методика физического воспитания курс лекций: учеб. пособие / Ю. Ф. Курамшин. - СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. -394 с.

70. Курысь, В. Н. Взгляды на современную физическую культуру с позиции педагогической антропологии / В. Н. Курысь //Антропологические основы современного педагогического образования: материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. (17-17 октября 2007 года, СГПИ). - Ставрополь: СГПИ; «Бюро новостей», 2007. -С. 378-384.

71. Курысь, В. Н. Что есть от культуры в предмете и занятиях по физической культуре / В. Н. Курысь // Проблемы детской антропологии: материалы Всерос. науч. конф. (Ставрополь 20-21 ноябрь 2001 г.) Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2001. 139-142.

72. Курысь, В. Н. Экспериментальное обоснование хореографической подготовки студентов Педагогического института детства как предпосылки интеграции деятельности педагогов дошкольных учреждений по формированию у детей искусства танца / В. Н. Курысь, Ю. Б. Громов // Современные проблемы развития физической культуры и биомеханики спорта: материалы междунар. науч. конф. -Майкоп: АГУ, 1999.

73. Курысь, В. Н. Взгляды на общее непрерывное образование в области физической культуры в пространстве педагогической антропологии / В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева //Теория и практика и физической культуры. -2004. -№ 12.-С. 14-19.

74. Курысь, В. Н. Двигательная пластика как фактор профессиональной подготовленности специалистов в области физической культуры / В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева, Т. В. Бакшева //Физическая культура, спорт и туризм юга России в XXI столетии: материалы 2-й регион, науч.-практ. конф. - Ставрополь: Комитет по физической культуре и спорту, 2001. -С. 138-141.

75. Кэй, М. Ключ к спортивным танцам на льду : пер. с англ. / М. Кэй. -М.: Физкультура и спорт, 1990. - 142 с.

76. Левин, М. В. Гимнастика в хореографической школе / М. В. Левин. -М.: Терра-Спорт, 2001. - 96 с.

77. Летфуллин, И. С. Как быстро сесть на шпагат. Суперупражнения. -М., 1998, 256 с.

78. Лисицкая, Т. С. Гибкость в фитнес-программах / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - Москва, 2001.

79. Лисицкая, Т. С. Аэробика со скакалкой / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. -М.: Тровант; Троицк, 1999. - 32 с.

80. Лисицкая, Т. С. Хореография в аэробике / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. -М.: Тровант; Троицк, 2000. - 18 с.

81. Лисицкая, Т.С. Аэробика. В 2 т. Т.1. Теория и методика / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 229 с.

82. Литвинов, Е. Н. Как стать сильным и выносливым / Е. Н. Литвинов, Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон.-М.: Просвещение, 1984.-63 с.

83. Лоуэн, А. Психология тела : биоэнергетический анализ тела / А. Лоуэн ; пер. с англ. С. Коледа. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2000.

84. Лопухов А. В. Основы характерного танца /А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. - СПб.: Изд-во Лань, 2010. - 344 с.

85. Лубышева, Л. И. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников /Л. И. Лубышева //Физическая культура. - 2004. -№ 6. - С. 16-20.

86. Лукьянова, Е. А. Дыхание в хореографии. - М., 1989. - 59 с.

87. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. - М.: Просвещение, 1996. - 99 с.

88. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич - М. : Просвещение, 2008. - 128с.

89. Магомедов, Р. Р. Программа по физической культуре студентов факультета искусств хореографического отделения СГПИ и методические рекомендации по ее реализации / Р. Р. Магомедов, И. С. Бушенева. -Ставрополь: СГПИ, 2007. - 87 с.

90. Магомедов, Р. Р. Элементарный биомеханический анализ профессионально-ориентированной двигательной пластики студентов-хореографов / Р. Р. Магомедов, И. С. Бушенева // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 12. - С. 48-51.

91. Магомедов, Р. Р. Формирование мастерства профессиональной деятельности специалиста физической культуры, спорта и туризма / Р. Р. Магомедов, В. Н. Курысь //Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: тез. док. Всерос. науч.-практ. конф. (3-6 октября 2000 г.). -СПб, 2000.-С. 153-154.

92. Мальгина, Л. Е. Методика преподавания классического танца в институтах культуры / Л. Е. Мальгина, Л. П. Сережникова. - СПб.: Изд-во СПбГАФК, 1998. - 48 с.

93. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм

физической культуры) /Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -543 с.

94. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: монография /Л. П. Матвеев. - Изд. 3-е. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.

95. Матвеев, Л. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев, В. П. Полянский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996. - С. 42-47.

96. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика : теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 384 с.

97. Миллер, Э. Упражнения на растяжку / Э. Милер, К. Блекмэн. -Москва, 2001.

98. Митакович, Л. А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач / Л. А. Митакович // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб. - 2009. - № 116. - С. 185-189.

99. Михайлов, И. А. Использование упражнений в технической подготовке спортсменов-танцоров / И. А. Михайлов, А. А. Коваленко // Спортивные танцы : бюллетень : проблемы управления, информ. обеспечения и преподавания в спорт, танцах / РГАФК; лаб. спорт, танцев. - М., 1999. - № 6. - С. 26-43.

100. Михайлов, Б. М. Специальная физическая подготовка гимнастов / Б. М. Михайлов, В. С. Чебураев. - М.: [б. и.], 1980. - 22 с.

101. Мориц, В. Э. Методика классического тренажа / В. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И. Чекрыгин // СПб.: Издательство «Лань», 2009. - 376 с.

102. Назаренко, Л. Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество / Л. Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2000. — № 3. — С. 28-32.

103. Назаренко, JI. Д. Средства и методы развития двигательных коор-динаций / Л. Д. Назаренко. — М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 259 с.

104. Назаренко, Л. Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л. Д. Назаренко, Ж. А Игнатьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 1. - С. 45-50.

105. Назаренко, Л. Д. Тестирование уровня развития ритмичности при занятиях оздоровительной аэробикой / Л. Д. Назаренко, Л. И. Костюхина, Н. В. Красникова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 57-60.

106. Непомнящих В. В. Анализ качества общей и хореографической подготовки выпускников системы дополнительного образования и средне-специальных учебных заведений / В. В. Непомнящих // Актуальные проблемы формирования творческой личности в условиях единого культурного пространства: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2010. - С. 136-140.

107. Никитин, В. Ю. Стретчинг в профессиональном обучении хореографии: монография / В. Ю. Никитин. - Москва, 2005.

108. Никитин, В. Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца / В. Ю. Никитин. - М.: Издательский дом ""Один из лучших"", 2006. - 253 с.

109. Никитин, В. Ю. Модерн - джаз танец: История. Методика. Практика. / В. Ю. Никитин. - М.: ГИТИС, 2000. - 440 с.

110. Ноткина, Н. А. «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста» / Н. А. Ноткина и др. -СПб.: «Детство- Пресс», 2000.

111. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002.- 864 с.

112. Осипова, М. И. Профессиональная подготовка будущих артистов балета к исполнению прыжковых движений: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. И. Осипова. - СПб.: [б. и.], 2011. - 24 с.

113. Перлина, Е. В. Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: [б. и.], 2008. - 24 с.

114. Перлина, Е. В. Сущность и значение координации в освоении и управлении хореографическим движением // Актуальные проблемы хореографического образования: сб. науч. ст. - М.: МГУКИ, 2008. - С. 115-125.

115. Петров, В. Скипинг - новая форма физических упражнений / В. Петров // Спорт в школе. - 2005. - № 1 (январь). - С. 38-39.

116. Платонов, В. Н. Гибкость спортсмена и методика ее совершенствования : учеб.-метод, пособие / В. Н. Платонов, М. М. Булатова ; Киев. Ин-т физ. культуры. - Киев : [б. и.], 1992. - 46 с. - (Физ. подготовка спортсмена ; Вып. 4).

117. Полянский, В. П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и форм) в современном обществе : автореф. дис. ...докт. пед. наук: 13.00.04: [РГАФК]/ В. П. Полянский. - М., 1999. - 62 с.

118. Полянский, В. П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социокультурного образования / В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. - С. 12-17.

119. Полятков, С. С. Основы современного танца / С. С. Полятков. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 80 с.

120. Попова, Е. Я. Основы обучения дыханию в хореографии / Е. Я. Попова, М., Искусство, 168. - 40 с.

121. Правдов, М. А. Повышение эффективности занятий физической культурой со студентами на основе скипинга / М. А. Правдов, М. А.

Корнева // Развитие физической культуры детей и учащейся молодежи : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Шуя : Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. - С. 174-176.

122. «Проблемы высшего и среднего специального хореографического образования в Сибири». Переход на двухуровневый стандарт третьего поколения по направлению «Хореографическое искусство». 2-ой Сибирский международный научный конгресс Всемирного Совета танца ЮНЕСКО : Сб. докладов. - Новосибирск, 2011.

123. Путинцева, Е. В. «Мини-конкурс» как вид психологической подготовки начинающих танцоров / Е. В. Путинцева // «Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири» : материалы межрегион, науч.-практ. конф. - Омск: Изд-во СибГАФК, 1997.-С. 191-192.

124. Пшеничникова, Г. Н. Исследование способностей сохранения статических равновесий и методов их совершенствования у юных гимнасток: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Г. Н. Пшеничникова.- М, 1969.- 16 с.

125. Пыльнов, К. Е. Комплексы упражнений для воспитания основных физических качеств и способностей в микроциклах специального подготовительного этапа годичного цикла подготовки танцоров / К. Е. Пыльнов // Спортивные танцы : бюллетень / РГАФК. - М, 1999. - № 5. -С. 34-36.

126. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие / Р.Т. Раевский. - М.: Высшая школа, 1985. - 136 с.

127. Радченко, С. В. Проблемы формирования индивидуально-творческого стиля деятельности будущего педагога-хореографа / С. В. Радченко // IV Общероссийская научно-практическая интернет-конференция «Преподаватель высшей школы: традиции и перспективы развития». -Тамбов, 2011. (дата обращения: 18.03.2011г. http://tsutmb.ru)

128. Репникова, Е. А. Применение стато-динамических упражнений в системе оздоровительной физической культуры / Е. А. Репникова // Спортивные танцы : бюллетень : материалы VIII Всерос. науч.-метод. конф. по проблемам развития танцевальных видов спорта (Москва, 2-6 февр. 2004 г.). - М., 2004. - Ч. II. - С. 17-18.

129. Россиева, А. В. Обеспечение психофизической надёжности будущих специалистов культуры и искусств : пятая электрон. Всерос. науч.-практ. конф. "Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона" Октябрь - декабрь 2007 г. Самара, стр. 121-124.

130. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071200 хореографическое искусство (квалификация (степень) «бакалавр») [принят Правительством РФ и Гос. Думой от 14 января 2010 г. № 39].-М., 2010.-37 с.

131. Рохкина, Е. JI. Индийский классический таней как нетрадиционное средство физического воспитания студенток вуза: автореф. дис....канд. пед. наук (13.00.04)/ Е.Л. Рохкина ; СГУФКС - Омск, 2007. - 23 с.

132. Румба, О. Г. Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Г. Румба ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2006. - 24 с.

133. Рычков. С. Н. Индивидуальный подход в тестировании физических качеств студентов / С. Н. Рычков. - «Природные и интеллектуальные ресурсы Омского региона (Омскресурс - 2 -2012)»: материалы II Межвуз. науч. конф. студентов и аспирантов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012.-С. 371-373.

134. Сабанцева, Т. В. Педагогическое комплексное тестирование физической подготовленности с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов хореографических отделений

/ Т. В. Сабанцева // «Физкультурное образование: спорт и здоровье»: материалы 1У науч.-практ. интернет - конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. - Омск, 2012.

135. Савенкова, Е. К. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменок в некоторых видах гимнастики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. К. Савенкова ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М, 2005. -24 с.

136. Сальников, В. А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития / В. А. Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1997.-№ 4.-С. 8-12.

137. Селиверстова, Н. Н. Влияние восточных танцев на физическое состояние студенток // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 4. - С. 89-91.

138. Сермеев, Б. В. Спортсменам о воспитании гибкости / Б. В. Сермеев. -М. : Физкультура и спорт, 1970. — 64 с.

139. Сляднева, Л. Н. Основы познания двигательной пластики : монография. - Ставрополь: СФРВИРВ, 2000. - 124 с.

140. Сляднева, Л. Н. Теоретико-методологические основы исследования телесно-двигательной пластики / Л. Н. Сляднева // Вестник СГПИ. -Ставрополь, 2005.

141. Соковикова, Н. В. Психология балета монография. - Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2011 - 302 с.

142. Соловьев, Г. М. Педагогические технологии в формировании физической культуры личности студента : автореф. дис. .. .д-ра пед. наук. -М, 1999.-С. 3.

143. Соловьев, Г. М. Физическое воспитание в вузе / Г. М. Соловьев.-Ставрополь: СГПУ, 1994.

144. Соловьев, Г. М. Перспективы развития системы образования в сфере физической культуры в контексте технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса / Г. М. Соловьев //Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования: сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 21-22 апреля 2005 года. -Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - С. 15-24.

145. Соловьев, Г. М. Физическая культура в образовательном процессе вуза: монография / Г. М. Соловьев. - Ставрополь: Изд-во СГПУ, 2003. -243 с.

146. Сосина, В. Ю. Хореография в гимнастике/ В. Ю. Сосина. - М.: Искусство, 2009. - 97 с.

147. Становов, В. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка как фактор качественного образования молодежи: монография / В. В. Становов.- Смоленск: Изд-во СГАФКСТ, 2009. - 128 с.

148. Тарасов, Н. И. Основные принципы преподавания классического танца : сб. / Н. И. Тарасов ; Кафедра хореографии ГИТИСа - М., 1996.

149. Тарасова, Н. Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца / Н. Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996. - 45 с.

150. Тарасова, О. Г. Педагогический метод М. Т. Семеновой : сб. / О. Г. Тарасова, Т. Н. Тучнина ; Кафедра хореографии ГИТИСа - М., 1996.

151. Терехова, М. А. Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис...канд. пед. наук / М. А. Терехова / Волгоград, - 2008. - 24 с.

152. Тимошенко, Е. В. Дыхательная гимнастика в процессе профессиональной подготовки педагогов-хореографов / Е. В. Тимошенко // Актуальные проблемы формирования творческой личности в условиях единого культурного пространства: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - С. 160163.

153. Туманян, Г. С. Гибкость как физическое качество / Г. С. Туманян, С. К. Харацидис // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 2. -С. 48-50.

154. Уэйнрайт, Г. Язык тела / Г. Уэйнрайт ; пер. с англ. К. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

155. Фертик, В. Е. Профессионально-творческое совершенствование студентов-хореографов в условиях здоровьесберегающей среды: автореф. дис.. .канд. пед. наук / В. Е Фертик. - М, 2009. - 24 с.

156. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов. - М.: Советский спорт, 2010. - 392 с.

157. Хаас, Ж. Г. Анатомия танца / Ж. Г. Хаас ; пер. с англ. С. Э. Борич. -Минск: Попурри, 2011. - 200 с.

158. Хакунов, H. X. Физическая культура в системе образования /Н. X. Хакунов. -М.: Советский спорт, 1994. - 132 с.

159. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 10-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2012.-480 с.

160. Чебураев, В. С. Изучение изменений отдельных двигательных показателей девушек под влиянием занятий аэробикой / В. С. Чебураев, Г. Н. Легостаев, С. И. Изаак // Теория и практика физической культуры. — 2002. №6.-С. 15-17.

161. Чекулаев, H. Н. Двигательные способности школьников г. Хабаровска / H. Н. Чекулаев, Г. И. Мызан // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования : Материалы науч. конф. (22-27 апреля 1996 г.). - Омск, 1996. - С. 51-53.

162. Чикалова, Г. А. К вопросам о физической подготовке занимающихся спортивными танцами / Г. А. Чикалова, С. Д. Киселёв // Тезисы III Российской научно-методической конференции по проблемам развития

спортивных танцев (Москва, 22-27 февр. 1999 г.) / РГАФК; лаб. спорт, танца. -М., 1999.-С. 11-13.

163. Шаталов, В. В. Физическая подготовка танцоров / В. В. Шаталов // Тезисы первой научно-методической конференции по проблемам спортивных танцев (Москва, 13-14 февр. 1997 г.) / РГАФК. - М., 1997. -С. 6-7.

164. Шипилина, И. А. Хореография в спорте / И. А. Шипилина. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 224 с. - ( Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте).

165. Шолих, М. Круговая тренировка / М. Шолих. - М: Физкультура и спорт, 1966. - 175 с.

166. Юрьева, M. Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в ВУЗе: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. /M. Н. Юрьева. - Тамбов, 2001. -24 с.

167. Юрьева, M. Н. Инновационная подготовка педагога-хореографа в вузе: практико-ориентированная монография / M. Н. Юрьева, JI. Н. Макарова. - М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. - 191 с.

168. Юрьева, M. Н. Компетентностная модель выпускника-хореографа / M. Н. Юрьева, JI. Н. Макарова // Высшее образование сегодня. - М., 2010.-№4.-С. 50-53.

169. Юрьева, M. Н. Социально-педагогические противоречия личностно-профессионального становления студента-хореографа в вузе // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2010. - № 23. - С. 207214.

170. Van den Heuvel SG, Effect of sporting activity on absenteeism in a working population. /SG Van den Heuvel, HC Boshuizen, VH Hildebrandt, et al. Br J Sports Med 2005

171. Harjung, M. In line-skating / M. Harjung, A. Athanasiadis. Vilnus, 1996.160 s.

172. Hay, J.G. Mechanical Basis of Strength Expression / J.G. Hay // Strength and Power in Sport. Oxford: Blackwell scientific publication, 1992. - P. 197210.

173. Morgan, L.P. Physical Activity and Mental Health // In the Academy Papers. Champaign, H.K.P, 1994. p. 132-145.

174. Pohjonen, T. Effects of worksite physical exercise intervention on physical fitness, perceived health status, and work ability among home care workers: five-year follow-up. /T. Pohjonen, R. Ranta // Preventive Medicine 2001, 32:465-475.

175. Zintl, F. Ausdauer-training: Grundlagen, Methoden, Trainingssteuerung / F. Zintl, A. Eisenhut. München, 2004. - 247s.

176. Starosta W. (1984). Movement coordination as a sport selection element. In: Genetics of psychomotor trains in Man, Polish Academy of Sciences - Int. Soc. Sport Genetics and Somatology, Warsaw, pp. 247-272.

177. Starosta W. (Red.) (1990). Bewegungskoordination im Sport. Beitrage von der Intern. Wissenschaftlichen Konferenz. Intern. Ges. fur Sportmotorik, Warszawa - Gorzow.

178. Starosta W, Stajak Z. (1990). Das Niveau der Bewegungskoordination bei Wettkämpfern der Polnischen Nationalmannschaft im Eishockey. [In:] Bewegungskoordination im Sport, International Ges. fur Sportmotorik, Warszawa - Gorzow, S, 226-233.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.