Педагогические основы развития национальных традиций хореографии Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Чэнь Цзин

  • Чэнь Цзин
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 178
Чэнь Цзин. Педагогические основы развития национальных традиций хореографии Китая: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2012. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чэнь Цзин

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования педагогических основ национальной хореографической традиции Китая

1.1. Педагогические основы национальной хореографии

Китая как научная проблема

1.2. Историческая специфика традиции китайского

национального танца

1.3. Идейно-философские основы традиции

китайского национального танца

Глава 2. Развитие традиций национального танца в образовательной системе Китая

2.1. Художественно-педагогическая специфика

основных жанров китайского национального танца

2.2. Педагогические задачи обучения классическому

национальному танцу в Китае

2.3. Развитие организационно-педагогических условий

обучения национальному танцу в Китае

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы развития национальных традиций хореографии Китая»

Введение

Актуальность темы исследования. В культуре каждой страны на протяжении ее развития оформляется национальное танцевальное искусство, обладающее выраженной спецификой и выражающее самобытную эстетику народа. Китайский национальный классический танец явление культуры с исключительно длительной историей, вобравшее в себя народные основы танца, придворные танцы, искусство китайской оперы, элементы боевых искусств и китайской философии. Развитие китайского классического танца происходило от поколения к поколению, от одной исторической эпохе к другой, и в своем современном виде он представляет собой комплекс традиционных основ, оформленных в стройную систему, изучение и сохранение которой - одна из приоритетных задач Министерства культуры Китайской народной республики: некоторые виды национального танца даже признаны нематериальным культурным достоянием страны.

В 80-е годы 20-го века усилиями профессоров Пекинской академии хореографии - Ли Жен И и Тан Мань Чэн, художественная система китайского национального искусства была оформлена в концепцию «Шень Юнь», содержащую в себе описание внутренней эстетики и теоретическую основу китайского классического танца. Были классифицированы основные приемы и движения китайской танцевальной традиции. Фактически, это стало теоретическим закреплением традиции китайского классического танца и его отделением от спектаклей Пекинской оперы.

Уникальность китайского классического танца коренится в его глубокой философской основе, а также - в элементах боевых искусств и фольклорных обрядов, ставших неотъемлемой частью танцевальной культуры Китая. На протяжении тысяч лет этот культурный феномен развивался самостоятельно, и постепенно оформился в совершенно самобытную

традицию, обладающую собственными принципами тренажа и путями временной трансляции своего содержания. Поэтому педагогические основы китайского традиционного танца являются сложным и глубоким объектом исследований.

Педагогика хореографии является неразрывным единством педагогических основ и художественного творчества. Хореографическая педагогика вбирает в себя живые связи искусства, обучения и воспитания. Обучение танцу предъявляет высокие требования к способностям и возможностям будущего танцовщика, и исследование национальных основ педагогической традиции в области хореографии дает возможность выявить эффективные наработки данной системы с целью их укрепления и развития.

Исследование педагогической традиции национального танца имеет особое значение для теории и истории педагогики, так как оно способно показать факторы становления аутентичных условий и методов передачи мастерства, развития целостного вида искусства в контексте передачи опыта художественного творчества в аспекте хореографии.

Традиция национального танца в Китае, безусловно, во многих своих аспектах достигла совершенства, но меняющаяся социокультурная ситуация предъявляет новые требования к ее педагогическим основам.

В наши дни Китайская народная республика представляет собой стремительно развивающуюся страну, все больше интегрирующуюся в систему международных отношений. Процессы интеграции охватывают и сферу культуры и искусств - все большее количество людей во всем мире интересуется китайской традицией, а китайцы все активнее осваивают пространства других регионов. Безусловно, данные процессы порождают новые возможности для интеграции самобытной и богатой культуры Китая и культуры западных стран. Однако, эти позитивные интеграционные процессы не всегда могут быть эффективно реализованы в силу определенных социально-культурных и иных причин, ограничивающих возможности со-

циального и культурного взаимодействия людей различных культур и стран.

В хореографическом искусстве разных стран интеграция педагогических основ достигается с особым трудом. Зачастую вступают в противоречия сами методические принципы овладения видом искусства, а также его эстетические основы. Так, опыты интеграции китайского и европейского хореографического искусства зачастую приводят к появлению совершенно эклектических произведений, например, таких, как акробатическая версия «Лебединого озера», что демонстрирует крайнюю сложность синтеза хореографических традиций разных культур и народов. Это определяет стоящие перед национальными педагогическими системами хореографии проблемы и задачи по их преодолению.

В современной системе хореографического образования Китая начинают развиваться очаги европейской хореографической традиции, но их развитие спорадично, и это не случайно: основанная на традиционно сформировавшейся системе тренажа подготовка классических танцовщиков Китая мало приспособлена к взаимодействию с европейской традицией, что выражено в организационно-педагогических условиях китайского хореографического образования. Поэтому насущные задачи ассимиляции педагогических основ зарубежных хореографических традиций в традиционную систему хореографической педагогики Китая и определяют актуальность темы настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема национальных педагогических традиций, как в целом, так и применительно к хореографической педагогике, последние десятилетия получает все большее освещение в научной литературе. Идеи педагогических традиций были впервые развиты русским педагогом К.Д. Ушинским, и с его времени периодически находили развитие в трудах педагогов - исследователей. Про-

блемы педагогических традиций рассматривались такие учеными, как Р.Б. Вендровская, Е.О. Кабурнеева, И.Т. Касавин, Г.Б. Корнетов, O.A. Косино-ва, В.Ю. Троицкий, Цао Ян и др.

Исследованием художественных и культурных в широком смысле традиций, в том числе в Китае, занимались H.A. Абрамова, JI.C. Васильев, В.А. Ленинцева, В.В. Малявин, И.В. Суханов, Цзинь Цю и другие, сформировавшие комплекс представлений о сущности культурных традиций народа.

Специфический пласт исследований китайской культуры и китайского национального танца представляют работы Ван Кэфэна, Ван Юй Ку-ня, Ган Синя, Гэн Лунмина, Дин Фана, Дун Си Цзю, Е Чан Хая, Ли Хоу Цзэ, Лон Иньпы, Лю Цзиня, Лян Шумина, Сунь Цзин Шэня, Сюй Чэнбэя, Сяо Юя, Хэ Чжи Хао, Цао Яна. Цзя Цзогуана, Чжан Личжэня, Чжу Вэй Чжэна, Юй Пина и других, изнутри показавших специфику самобытной танцевальной культуры Китая. Особняком среди названных работ стоят труды Ван Кэфэна и Юй Пина - признанных классиков истории художественной культуры Китая.

Собственно педагогический аспект исследования традиций передачи опыта широко освещается в работах Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, Н.К. Баклановой, М.В. Богуславского, Б.С. Гершунского, А.Н. Джуринско-го, А.Д. Жаркова, В.И. Загвязинского, Г.Б. Корнетова, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, В.И Черниченко и многих других, обосновавших наиболее эффективные способы педагогических исследований в целом и в сфере культуры и искусств в частности.

Хореографическое образование и педагогика хореографии стали объектом исследований таких ученых, как Г.Д. Алексидзе, Н.В. Атитанова, Г.В. Беляева-Челомбитько, Л.Д. Блок, Г.В. Бурцева, А.Б. Вац, H.A. Дого-рова, O.A. Ивата, М.К. Леонова, Н.С. Посельская, Н.Б. Тарасова и многих

других, определивших характерные черты данной сферы как в художественном, так и в педагогическом аспектах.

Таким образом, можно утверждать, что современное состояние разработанности научных проблем, смежных с темой данного исследования, позволяет осуществить изучение педагогических основ национального китайского танца в исторической динамике.

Объект исследования - художественно-педагогическая традиция национального танца Китая.

Предмет исследования - педагогические основы развития китайской хореографической традиции.

Цель исследования - определение путей развития педагогических основ национального танца в Китае.

В соответствии с поставленной целью, в диссертации необходимо решить следующие задачи:

- выявить историко-теоретическую специфику педагогических основ национальной хореографии, и национальной хореографии Китая в частности;

- сформировать историческую картину развития традиции китайского национального танца;

- определить идейно-философские основы традиции китайского национального танца;

- охарактеризовать художественно-педагогическую специфику основных жанров китайского национального танца;

- проанализировать важнейшие педагогические задачи обучения китайскому классическому танцу в системе хореографического образования Китая;

- определить направления развитие организационно-педагогических условий обучения национальному танцу в Китае.

Хронологические границы исследования - период с момента появления первых исторических свидетельств о существовании танцевальной культуры в раннегосударственном Китае по настоящее время.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическими основаниями диссертации являются исторические, педагогические, философские, этнопедагогические и культурологические концепции, фундаментальные работы по истории образования, истории Китая, истории хореографического образования, художественной культуре и т.д.

Методологическая концепция исследования формируется основе синтеза методологических оснований классических и современных исто-рико-педагогических работ. Исследование опирается на принципы историзма и единства исторического и логического, научности, объективности, на идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурных, педагогических и иных объективных и субъективных факторов в развитии педагогики и образования.

Методика исследования включает в себя методы формальной и диалектической логики: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, актуализацию, систематизацию, классификацию, терминологические и иные методы, характерные для системных изысканий в истории педагогики и образования.

В историческом аспекте в теоретико-методологическую базу исследования входят конкретно-исторический подход, сравнительно - исторический подход, сравнительно-сопоставительный историко-педагогический

анализ, конструктивно - генетический подход, историко-структурный подход, историко-ретроспективный метод, метод актуализации и обобщения исторических фактов, метод исторического моделирования, источниковедческие методы, изучение и обобщение педагогического опыта и т.д. Особую важность в методике исследования имеет наблюдение за состоянием и развитием педагогической системы хореографического образования (на примере Китая).

Источниками исследования являются опубликованные работы на русском, китайском и английском языках - монографии, статьи, учебники и учебные пособия, тезисы выступлений на научных конференциях, позволяющие сформировать целостную картину становления педагогических основ национального танца в Китае.

Достоверность результатов исследования обеспечены его теоретической базой, исходными фактическими и теоретическими данными, опорой на фундаментальные труды, научные концепции и методологию в области хореографической педагогики, истории педагогики и образования, философии, психологии, истории искусств Китая, совокупностью использованных методов, адекватных целям и задачам исследования.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и материалы исследования обсуждены на заседании кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, отражены в научных публикациях, в том числе - в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ, неоднократно представлялись на межвузовских, всероссийских и международных научных конференциях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые сформирована историческая картина развития педагогических основ китайского национального классического танца с момента его зарождения и до наших дней;

- определена педагогическая специфика передачи традиций китайского национального классического танца, заключающаяся в синтезе собственно танцевального тренажа с физической подготовкой по боевым искусствам и акробатикой;

- выявлены идейно-философские основания развития педагогических основ китайского национального классического танца, связанные с даосской концепцией мироздания, нравственными воззрениями конфуцианства и религиозно-философскими принципами буддизма;

- охарактеризована история развития специализированного хореографического образования в Китае;

- сформулированы педагогические задачи классического тренажа китайского национального танца, основанные на выработке комплекса традиционных движений, несущих идейный заряд танцевальных произведений;

- намечены пути дальнейшего развития педагогических основ традиции китайского классического национального танца и китайской педагоги-

1 V/ и и

ки хореографии, связанные с интеграцией китаискои образовательной системы с образовательными системами зарубежных стран.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- сформирован комплекс историко-теоретических представлений о процессе развития педагогических основ традиции китайского классического танца;

- теоретически обосновано и введено в научный оборот понятие «педагогические основы развития китайской хореографической традиции»;

- выявлены исторические взаимосвязи развития китайской хореографической традиции и социально-политических условий становления китайской нации;

- определены идейно-теоретические особенности педагогической системы классического национального танца Китая;

- теоретически обоснованы тенденции развития педагогических основ национального китайского танца, связанные с межкультурной интеграцией образовательных систем Китая и развитых стран мира;

- сформированы концептуальные и организационно-педагогические задачи дальнейшего развития педагогических основ китайского классического национального танца в связи с развитием межкультурных связей системы хореографического образования Китая.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения теоретических и организационно-методических выводов, полученных в результате осуществленного анализа, в деятельности образовательных учреждений системы среднего общего и профессионального хореографического образования Китая. Результаты исследования могут применяться при модернизации учебных планов и образовательных программ учебных хореографических заведений Китая, позволяют определять концептуальные приоритеты содержания профессиональной подготовки будущих танцовщиков национальной традиции китайского хореографического искусства.

Материалы исследования могут быть использованы также в процессе обучения в качестве пособия по истории китайского танца.

и

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические основы китайского классического национального танца формировались на протяжении более чем четырех тысячелетий и включили в себя комплекс фольклорно-бытового, идейно - символического, религиозного, официально-этикетного материала, что делает педагогическую традицию китайского танца уникальной формой национального культурного наследия.

2. Идейно-философские основы педагогической традиции китайского национального танца формировались под воздействием даосизма, буддизма и конфуцианства, что определило комплексный культурно -смысловой пласт традиции, сохранившийся неизменным до наших дней. Нравственные принципы конфуцианства, воплощенные в данной педагогической традиции, требуют уважительной и полной передачи опыта предыдущих поколений, что стало решающим фактором сохранения традиций китайского национального танца.

3. Педагогические основы китайского национального танца на протяжении практически всего времени существования данного культурного феномена, развивались в интеграции с традициями национальной оперы Китая, и разделение педагогических основ двух традиций произошло только в 1980-е годы в связи с формированием концепции «Шень Юнь», содержащей квентэссенцию эстетики и теоретическую основу китайского классического танца.

4. Классическая хореографическая педагогика в китайской традиции синтетически соединяет элементы собственно танцевального тренажа, боевых искусств и акробатики, что делает подготовку танцовщиков классического национального танца Китая качественно отличной от любой другой национальной педагогической системы хореографии.

5. Современная система подготовки танцовщиков в китайской национальной традиции испытывает интенсивное воздействие зарубежных

хореографических традиций, методически и содержательно не соединимых с ней, что зачастую приводит к появлению эклектических хореографических произведений, не вписывающихся в классические жанры хореографического искусства.

6. Дальнейшее развитие китайской педагогической традиции

танца должно происходить в контексте регулируемых интеграционных процессов с европейской традицией хореографической педагогики, причем обучение танцовщиков китайской и европейской традициям хореографии должно осуществляться параллельно, без включения элементов европейской хореографии в китайскую систему. Это позволит обеспечить конкурентоспособность китайских танцовщиков в европейской традиции и сохранит самобытность китайской национальной хореографии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования педагогических основ национальной хореографической традиции Китая 1.1. Педагогические основы национальной хореографии Китая

как научная проблема

Исследование историко-теоретических проблем становления педагогических основ национальной хореографической традиции Китая - комплексное, системное изыскание, требующее формирования специального методологического инструментария и распределения задач по ряду направлений анализа. Во-первых, Китай как национально-государственная общность, обладает исключительно сложной и глубокой культурой, в которой хореография всегда занимала особое место. Китайская цивилизация, насчитывающая пять тысяч лет, является одной из древнейших в мире. История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э. (110). История Китая представляет собой смену правящих династий. И каждая из существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию культурные ценности. Поэтому, исследование педагогических основ национального китайского танца требует выраженного историко-культурного вектора.

Во-вторых, специфичность хореографической педагогики, вне зависимости от того, связана ли она с обучением основам классического европейского или экзотического фольклорного танца, определяет необходимость концентрации внимания на вопросах организации и методики обучения искусству танца, что в корне отличается от организационных и методических основ любого другого специализированного раздела педагогики. Таким образом, второй исследовательский вектор настоящей работы связан с изучением как общих для всей хореографической педагогики, так

и особенных для обучению классическому китайскому танцу, педагогических основ.

В-третьих, выраженный этнический характер педагогической традиции национального танца Китая определяет высокую значимость и ценность этнопедагогического вектора исследования, так как в китайском национальном танце ярким, очевидным образом выражены культурная специфика, ментальность и дух китайского народа, его философия и отношение к передаче опыта и знаний. Фактически, традиция китайского национального танца - это показательный срез китайской педагогики, и в способах трансляции основ его исполнения заключен сущностный смысл традиционализма китайской культуры, выраженного в идейном наследии Конфуция или Кун-цзы, облекшего в слово нравственные и философские корни китайского народа.

Таким образом, в настоящем исследовании важно в единстве рассмотреть становление педагогических основ национального китайского танца сквозь призму историко-культурных и этнопедагогических основ данной традиции.

В соответствии с вышеописанными приоритетами, можно построить систему методологических инструментов данной работы. В нее войдут:

- Историко-педагогические методы, связанные с обобщением педагогического опыта, синтезом представлений о специфике становления системы подготовки танцоров в Китае на протяжении всей истории этой страны: изучение педагогических фактов прошлого, обобщение историко-педагогического опыта; теоретический анализ исторической и педагогической литературы по изучаемой проблеме. Историко-педагогическое исследование может включать в себя такие педагогические методы, как наблюдение и педагогический эксперимент, так как современное состояние педагогической системы требует отражения его в исследовании и выработки предложения по совершенствованию.

Комплекс собственно исторических методов: конкретно-исторический подход; сравнительно-исторический подход; сравнительно-сопоставительный историко-педагогический анализ; историко-структурный подход; метод исторического моделирования; источниковедческие методы

- Комплекс культурологических методов, традиционно использующихся при анализе культурно-исторического контекста рассматриваемого явления. Эти методы позволяют восстановить детальную картину культурной среды развивающейся педагогической традиции национального танца Китая.

История педагогических основ хореографической традиции призвана вносить свой вклад в дальнейшее развитие данной традиции, системы методов отраслевой педагогики. Можно сказать, что история данной педагогической традиции должна представлять собой основание совершенствования теоретического фундамента этнохореографической педагогики Китая. История хореографической педагогики представляет собой историю идей и историю образовательных институтов и, чтобы понимать современные перспективы развития хореографической педагогики Китая, необходимо знать, как данная традиция развивалась на протяжении всего времени своего существования, ибо только в историческом развитии и осмыслении она становится способной аккумулировать свои результаты. Поэтому ни один педагогический феномен не является раскрытым, если не поместить его в контекст развития всей системы, в эволюционный процесс, компонент которых этот феномен составляет. Понимание пройденного пути -единственный существующий в природе способ осознанно двигаться вперед (249).

В соответствии с мнениями таких исследователей, как Г.Б. Корнетов (137), история педагогической системы развивается как в контексте собственно педагогических процессов, так и в социокультурном пространстве, в пространстве общества и культуры. Каждый из этих аспектов задает раз-

личные способы осмысления историко-педагогического знания, определяет различные векторы поиска решений, которые позволяют вырабатывать соответствующие им способы анализа педагогических явлений прошлого и настоящего, обеспечивающие возможность их целостного теоретического анализа (Там же).

Рассматривая проблему педагогических традиций, важно определить само понятие педагогической традиции и ее место в системе историко-педагогического знания. Проблемы педагогических традиций рассматривают такие исследователи, как Р.Б. Вендровская (55), Е.О. Кабурнеева (115), И.Т. Касавин (123), Г.Б. Корнетов (136 - 137), O.A. Косинова (139), В.Ю. Троицкий (264), Цао Ян (284) и др.

Исследованием художественных и культурных в широком смысле традиций, в том числе в Китае, занимались H.A. Абрамова (3 - 4), Л.С. Васильев (52), В .А. Ленинцева (157), В.В. Малявин (176 - 177), И.В. Суханов (249), Цзинь Цю (285) и другие, сформировавшие комплекс представлений о сущности культурных традиций народа.

В соответствии с позициями таких авторов, как И.Т. Касавин (123) и Р.Б. Вендровская (55), традиция - обязательный элемент общественной жизни, без которого невозможно социальное развитие в целом. Это объясняет сущность традиции как тенденции к отбору исторически значимого, ценного, способного к развитию в новых условиях. Традиция - фактор обеспечения исторической преемственности между эпохами и поколениями (123).

Процесс традиционной преемственности в педагогических системах рассматривается как отрицание отжившего и сохранение качественно своеобразного, придающего данной педагогической системе ее характерные черты (123). Традиция - это процесс сохранения не всего старого, но и утверждение нового, правда - на основе сохраненного опыта, фактор эволюционного развития общества (264).

Традиционность осуществляет регуляцию развития педагогических систем, определяет возможности и меры инновационного пути развития. И.Т. Касавин (123) утверждает, что в любой педагогической традиции присутствует и прогрессивный, и консервативный элементы. Фактически, деление традиционного начала на прогрессивное и реакционное позволяет выработать взгляд на роль традиции в развитии того или иного социального феномена.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чэнь Цзин, 2012 год

Список использованной литературы

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае Новосибирск: Наука, 1989.

2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество .- М., 1991.

3. Абрамова H.A. Политическая культура Китая. Традиции и современность: монография .- М: Муравей, 2001. /

4. Абрамова H.A. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект): монография .- Чита, 1998.

5. Авдеев A.JI. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе .- М.: Искусство, 1959.

6. Алексидзе Г.Д. Школа балетмейстера: учебное пособие .- М.: РАТИ-ГИТИС, 2011.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике .- М., 1998.

8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновацион- ! ный курс. Kh.II. .- Казань, 1998.

9. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -

М.: Мысль, 1988. - 253 с. Ю.Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология .- М., 2002. П.Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Уч. пособие .- М., 1993

.- 352 с.

12.Арнольдов А.И. Культурная политика: реалии и тенденции. М.: МГУКИ, 2002.

13.Арнольдов А.И. Культурное наследие: открытие миру .- Химки, 2003.

14.Арнольдов А.И. Культурология: новые подходы. - М., 1997.

15.Арнольдов А.И. Национальные культуры: Современное видение: Лекция. -М., 1992.

16.Арнольдов А.И. Общество и культура: современный портрет Москва: МГУКИ, 2007. - 112 с.

17.Арнольдов А.И. Путь к храму культуры: Образование как социокультурный феномен .- М.: Грааль, 2000.

18.Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология .- М.: Аспент-Пресс, 1999.

19.Атитанова Н.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов: дис... канд. культурологии .Саранск, 2000.

20.Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. Методологические проблемы .- М.: ИФ РАН, 1996.

21.Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект .- М.: Педагогика, 1989 .560 с.

22.Бай сичжу чжи цы (Обычаи, традиции и образ жизни Династии Цин) .- Пекин: Чубаныпэ, 1962 .- 93 с.

23.Бай Ши Чан цинь цзи (Бай Ши. Сборник стихов) .- Пекин: Искусство, 1985 .- 65 с.

24.Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: Автореф. дис. ... доктора пед. наук .- М., 1997 .- 54 с.

25.Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности .- М.: Логос-Альтера, 2003.

26.Белозерцев ЕЛ. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций .- СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

27.Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика .- 1999 .- №6.

28.Беляева-Челомбитько Г.В. История хореографического искусства России и зарубежных стран .- М., 2002.

29.Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. - М.: Инф. изд. агентство Русский мир, 1997. - 432 с. ;

30.Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле

1998. - 384 с.

31 .Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения .М., 1995.

32.Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии .- 1989 .- № 6.

33.Библер B.C. Цивилизация и культура. - М.: РГГУ, 1993.

34.Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология .- М., 1998.

35.Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные j

танцы.- СПб., 2008.

36.Блок Л.Д. Классический танец: история и современность .- М., 1987.

37.Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока .- М.: Наука, 1993.

38.Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность // Современные проблемы историко-педагогической науки .- Т. 1 .- М., 1994.

39.Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Проблемы моделирования в исто-рико-педагогических исследованиях. // Научные, достижения и пере- j довой опыт в области педагогики и народного образования .- М.:

НИИ теории и истории педагогики, 1991 .- Вып.7(19) .- С. 1-26.

40.Бокщанин A.A. История Китая: древность, средневековье, новое время .- М.: Восточная литература, 2010.

41.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно - ориентированного образования // Педагогика .- 1997 .- № 4 .- С. 11-16.

42.Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: учебное пособие .М.: 1999.

43.Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1-2 .- СПб.: Андреев и сыновья, 1992-1993.

44.Бурцева Г.В. Развитие творческого мышления специалиста-хореографа: Монография .- Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2001.

45.Ваганова А.Я. Основы классического танца. 6-е изд .- СПб., 2000. I

46.Ван Зил Дж. Запад и Восток встречаются в танце / под ред. Р. и Дж. Соломон, 1995.

47.Ван Кэфэн Поступательная история китайского танца .- Шанхай: Издательство Народа, 1989.

48.Ван Фэй Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения .- М., 2008.

49.Ван Чун Чжунго вэньхуа (Китайская культура в первой половине XX

в.) .- Пекин: Жэньминь чхубаныпэ, 1995 .- 476 с. !

50.Ван Юй Кунь Обзор новой политики набора специалистов в области искусства в 2004 году // Китайское образование .- 2004 .- 3 декабря.

51.Васильев JI.C. История Востока. В 2-х т. Т.2 .- М., 1993.

52.Васильев J1.C. Культы, религии, традиции в Китае .- М.: Восточная литература, 2001.

53.Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец .- М., 1987.

54.Вац А.Б. Танцевальное искусство Китая: история и современность .СПб: Лань, Планета музыки, 2011.

55.Вендровская Р.Б. Традиция как аксиологическая проблема в истории I образования // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии отечественного образования: Тезисы докладов и выступлений на XV сессии Научного совета по проблемам об-

разования в педагогической науке (17 - 18 мая 1994) М.: ИТПи-МИО РАО, 1994.

56.Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение .- 1998 .-№4.

57.Виноградова H.A., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока .- М.: Искусство, 1980.

58.Волков Г.Н. Этнопедагогика .- М.: Академия, 1999 .- 168 с.

59.Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Под ред. Г.Б. Корнетова, В.Г. Безрогова .- М., 1996.

60.Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика .- М., 1996.

61.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

62.Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Современное Слово, 1998.

63.Гаевский В. Дом Петипа .- М., 2000.

64.Ган Синь Вэньхуа хэ шэхуй (Культура и общество) .- Шэньян: Хэъи, 2003 .- 427 с.

65.Гасконе Б. Краткая история династий Китая .- СПб: Евразия, 2009.

66.Гафт A.M. Система профессионального обучения хореографии как средство формирования этнического самосознания студентов: дис. ... кандидата педагогических наук СПб, 2011.

67.Гачев Г.Д. Национальные образы мира М.: Академия, 1998.

68.Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии .- 1998 .-№4.- С. 50-62.

69.Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика: учебное пособие .- М., 2003 .- 768 с.

70.Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Моск. псих-соц. инст., Флинта, 1998. - 432 с.

71.Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь .- М.: Весь Мир, 2004.

72.Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие .- СПб.: Речь, ^ 2005.

73.Григорьев A.A. Искусство и нравственность. - М.: Современник, 1986.-350 с.

74.Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности .-М., 2003.

75.Грюнебаум Г.Э. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия .М.: Аспект-пресс, 2001 .- С. 494 - 499.

76.Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации .- М., 1998. ,

77.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии .М.: Сентябрь, 1996 .- 112 с.

78.Гулыга A.B. Принципы эстетики. - М., 1987.

79.Гунько Г.Е. Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования .- Ставрополь, 2006.

80.Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. - Новосибирск, 1985.

81.Гэн Лунмин Чжунго вэньхуа юй шицзе (Культура Китая и мир) .Шанхай: Вайюй цзяоюй чхубаныпэ, 1992 .- 562 с. ^

82.Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000.

83.Деген А. Поэзия танца // Музыка и хореография советского балета. Вып. 2. .-Л., 1977 .- С.184-188.

84.Джуринский А.Н. История педагогики .- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 .- 432с.

85.Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей: учеб. пособие .- М.: Педагогическое общество России, 2000.

86.Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире .-М.: Прометей, 2002 .-71 с.

87.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире .- М.,

2004.

88.Дин Фан Чжунго вэньхуа ши (История китайской культуры) .- Пекин: Вэньхуа чхубаныпэ, 2002 .- 549 с.

89. Добровольская Г. Танец. Пантомима. Балет. JL, 1975.

90.Догорова H.A. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до начала XX века: дис. ... кандидата искусствоведения .- Саранск, 2006.

91.Долженко О.В. Очерки по философии образования .- М., 1995.

92. Дун Си Цзю История возникновения танцевальных союзов // Танец .1999 .-№4 .- С. 6- 13.

93.Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред.: М. Л. Тита-

ренко .- М.: Вост. лит., 2006 - 2010.

94.Духовный опыт Китая / сост., пер. и коммент. В. В. Малявин .- М.:

Астрель, ACT, 2006.

95.Е Чан Хай Чжунго сицзюьсюеши (История китайских представлений) .- Пекин: Вэньсюе чхубаныпэ, 1994 88 с.

96.Ершов Л.В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования: теория и практика .- Шуя: Весть, 2004 .- 195 с.

97.Жарков А.Д. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. - М., 2003.

98.Жарков А.Д. Технология социально-культурной деятельности .- М.:

МГУКИ, 2002.

99.Жуйкова Л.П. Актуализация образовательно-профессиональных достижений студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф. дис. ... канд. пед. наук .- Спб., 1998 .- 19 с.

100. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке .- М.: Просвещение, 1993 .- 165 с.

101. Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире

.-М., 1977.

102. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований: Учебное пособие. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. унта, 1976.

103. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986.

104. Ивата O.A. Организационно-педагогические условия преподавания классического балета в хореографических студиях Японии: дис.... кандидата педагогических наук .- М., 2009.

105. Ивлева Л.Д. История преподавания танца .- Челябинск: ЧГА-КИ, 2000.

106. Иконникова С.Н. Теория культуры .- СПб., 2008.

107. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сборник научных статей /Под ред. А.Д. Жаркова. -

М.: МГУКИ, 2003.

108. Интеграционные процессы в хореографическом образовании: опыт, проблемы, перспективы: Материалы и ст. межвуз. науч.-практ. конф., 28-29 апр. 2003 г..- Тамбов: ТГУ, 2003.

109. Ионин Л.Г. Социология культуры .- М.: Логос, 1996.

110. История Китая: материалы китаеведческих конференций ИСАА при МГУ (май 2005 г., май 2006 г.) .- М.: Гуманитарий, 2007.

111. История Китая: учебник / Л. С. Васильев и др.; под ред. А. В. Меликсетова .- М.: МГУ, Оникс, 2007.

112. История образования и педагогической мысли / Латынина Д.И. .- М.: Гардарики, 2003.

113. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И. Васильевой .- М.: Академия, 2001 .- 416с.

114. История педагогики и образования. От зарождения воспитания J в первобытном обществе до конца XX в. / Пискунов А.И. .- М.: Сфера. 2004.

115. Кабурнеева Е.О. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России: дис. ... кандидата педагогических наук .- М., 2011.

116. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. - JL: Искусство, 1972.

117. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. I

118. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента .- Минск: БГУ, 1983 .- 111 с.

119. Каганов А.Б. Формирование ведущих компонентов личности студента как будущего профессионала // Педагогика высшей и средней специальной школы .- Минск: Университетское, 1992 .- Вып. 4 .С. 22 - 27.

120. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл .- М.: Наука, 1989.

121. Кармин A.C. Культурология .- СПб.: Лань, 2003 .- 928 с. I

122. Карпухин О.И., Макаревич Э.Ф. Национальная культура-основа национальной идентичности в глобализирующемся мире // Социально-гуманитарные знания .- 2006 .- №2 .- С.31 - 56.

123. Касавин И.Т. Традиция в структуре познавательного процесса: дис. ... д-ра философ, наук .- М., 1989.

124. Катышева Д. Магия таланта .- СПб., 2005.

125. Кившенко Ю.А. Мастерство хореографа: учебное пособие .Самара: СГАКИ, 2007.

126. Кившенко Ю.А. Средства профессиональной подготовки педагогов-хореографов в вузе: дис. ... кандидата педагогических наук .Самара, 2011.

127. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие .- М.: МГУК, 1995 .- 136 с.

128. Китайский танец: Искусство китайской хореографии .- Taipei: Гуан хуа, 1996.

129. Китайский хореографический словарь / ред.: Ван Кэфэн (гл. ред.) [и др.].- Пекин: Издательство Культуры и Искусства, 1994.

130. Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина .- М.: Астрель, ACT, 2004.

131. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках .- М., 1994.

132. Коборева С.Б. Современные направления хореографии: учеб-но-методическии комплекс .- СПб: СПбГУП, 2009.

133. Колин К. Этнос и нация в культурологической перспективе // Вестник вышей школы .- 2004 .- № 7 .- С. 29 - 30.

134. Конференция по проблемам балетоведческого образования (2002; Санкт-Петербург) .- СПб.: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2002.

135. Конфуций. Уроки мудрости .- М.: ЭКСМО, 2002.

136. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы .- М., 1993.

137. Корнетов Г.Б. Проблема базисных педагогических традиций // Свободное воспитание. Вып. 2. .- М., 1993.

138. Королёва Э.А. Ранние формы танца .- Кишинев: Штиинца, 1977.

139. Косинова O.A. Традиции российского педагогического зарубежья на территории Китая в конце XIX - первой половине XX веков: дис.... доктора педагогических наук .- М., 2009.

140. Котельникова Т.В. Семь лекций по истории Китая: учеб. пособие .- Чита : Чит. гос. ун-т, 2005.

141. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего .- М.: Когито-Центр, 1997.

142. Кравцова М.Е. История культуры Китая: учебное пособие .СПб.: Лань, 2011.

143. Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический Проект, 2003 .- 496 с.

144. Краевский В.В. Методология педагогического исследования .Самара, 1994 162 с.

145. Красовская В. Профили танца СПб., 1999.

146. Краткий этнологический словарь .- М.: ИСПИ РАН, 1994.

147. Крылова Н.Б. Культурология образования .- М.,2000.

148. Кузовлева Т. Хореографические странствия Николая Боярчи-

кова.- СПб., 2005;

149. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии её оценки // Методы современного педагогического исследования /Под ред. Н.В. Кузьминой. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 5-18.

150. Кульбекова А.К. Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана: системный подход: дис. ... доктора педагогических наук .- М., 2009.

151. Курмилев П.В. Культура Китая и Японии: сравнительно-типологический анализ: диссертация ... кандидата культурологии .СПб, 2006.

152. Лапшин А.Г. Международное сотрудничество в области гуманитарного образования: перспектива кросс-культурной грамотности // Кросс-культурный диалог: компаративные исследования в педагогике и психологии. Сб. ст..- Владимир, 1999 .- С. 45 - 50.

153. Ларченко С.Г. Социальные детерминации этнокультурного развития,-Новосибирск, 1999.

154. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию .-М., 1999.

155. Левитес Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. - М.: Ин-т практич. психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.

156. Левяш И.Я., Левяш С.Е. Гуманитарно-культурологческая модель образования для всех .- СПб.: Эйдос, 2011 .- 292 с.

157. Ленинцева В.А. Современная праздничная культура Китая: традиции и инновации: автореферат дис. ... кандидата культурологии .Чита, 2005.

158. Леонова М.К. Из истории Московской балетной школы (19451970) .- М.: МГАХ, 2008.

159. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ .- 1979 .№2, С. 3-13.

160. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

161. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.

162. Ли Хоу Цзэ История мысли в древнем Китае (ФШ^ЧШШ^ ^^ДРА^ЖША) Пекин: Народное издательство, 1986.

163. Лон Иньпы Обзор хореографического искусства .- Шанхай: Издательство Народа, 1997.

164. Лопухов Ф. В глубь хореографии .- М., 2003.

165. Лопухов Ф. Хореографические откровенности .- М.: Искусство, 1972.

166. Лосев А.Ф. Проблема символа .- М., 1976.

167. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 127 с.

168. Лунь Юй (Изречения Конфуция) .- Тайбэй: Independent, 2003 .244 с.

169. Лурье, С. В. Историческая этнология .- М.: Гаудеамус, 2004.

170. Лю Бин Кэ цзи // Тан ши цзянь шань цы дянь (Энциклопедия стихов династии Тан).- Шанхай .- 1983.

171. Лю Цзинь Оперная культура современного Китае: проблема подготовки исполнительских кадров .- СПб.: Астерион, 2010.

172. Лю Шусянь Волна глобализации и строительство культурной державы: пер. с кит. С. Торопцева / Шусянь Лю, Мэн Ван // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - №2.

173. Люй И Шэн (Танцевальное образование) .- Шанхай, Музыкальное издательство, 2000.

174. Лян Шумин Дун Си вэньхуа цзи ци чжэсюэ (Культуры Востока и Запада и их философии) // Лян Шумин цзюань. Чжунго сяньдай сюэшу цзиндянь .- Шицзячжуан: Хэбэй цзяоюй чубаньшэ, 1996 .- С. 1 -230.

175. Ма Сюй Си чаосяды чжунго сяньдай сицзюй (Современный китайский театр в свете влияния западных течений) .- Нанкин: Лин-нань чубаньшэ, 1992 .- 273 с.

176. Малявин В .В. Буддизм и китайская традиция // Этика и ритуал в традиционном Китае .- М.: Наука, 1988. 256.

177. Малявин В.В. Китайская цивилизация .- М.: Астрель, 2000.

178. Маркарян Э. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983.

179. Маркова A.K. Психология профессионализма M., 1996 .- 308 с.

180. Межуев В.М. К вопросу о границах и структуре современного знания о культуре // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник. - № 2. - М.: МГУК, 1997. - С. 24-35.

181. Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности .- М.: Знание, 1981.

182. Мессерер А. Уроки классического танца .-СПб., 2004. j

183. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Писку-нова, Г.В. Воробьева .- М.: Педагогика, 1979 .- 225с.

184. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой .- Л.: ЛГУ, 1980 .- 192с.

185. Михайлов A.B. Языки культуры. - М., 1997.

186. Мишина И.А., Жарова Л.Н. Становление современной цивилизации .-М., 1995.

187. Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь Разума .- М.: Языки русской культуры, 2000 .- 224 с. \

188. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.: Канон-плюс, 2010 .- 480 с.

189. Мухаметзянов P.P. Типология культуры древнего и средневекового Китая .- Казань: Казан, гос. ун-т, 2005.

190. Налчаджян A.A. Этнопсихология .- СПб., 2004.

191. Наместникова И.В. Межкультурные коммуникации в условиях глобализации: проблемы и противоречия .- М., 2002.

192. Непомнин O.E. История Китая : эпоха Цин .- М.: Вост. лит. РАН,

2005. J

193. Новая теория культурной индустрии [Текст на китайском языке] / Под ред. Хуанпу Сяотао .- Чанша: Хунань женьминь чубаныпэ, 2007 .- 301 с.

194. Новерр Ж. Письма о танце .-СПб., 2007.

195. Новиков А. О национальном характере образования и воспита- j ния // Народное образование .- 2001 .- №4 .- С. 67 - 71.

196. Носовский Г.В. Пегая орда. История «древнего» Китая .- М.:

ACT, Астрель, 2009.

197. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая подготовка: учеб. пособие .- СПб.: СПбГУП, 2006

198. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учебное пособие .-М.-Воронеж: МОДЭК, 2006 .- 280 с.

199. Педагогика. Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко .- М., 2004.

200. Педагогика: Уч. пособие / Под ред. В.А. Сластенина и др..- М.: j Школа - Пресс, 1997 .- 572 с.

201. Педагогический опыт и мастерство хореографа: сборник научных трудов .- Челябинск: Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2010.

202. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада.- М., 2002.

203. Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука,

1986.

204. Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб., 2001. j

205. Подласый П.И. Педагогика. Новый курс .- М.: Владос, 1999.

206. Полищук В.И. Культурология .- М.: Гардарики, 1999 .- 446 с.

207. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований .- М.: Педагогика, 1987 .- 144 с.

208. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.

209. Попков В.Д. Стереотипы и предрассудки: их влияние на процесс межкультурной коммуникации // Социология и социальная антропология .- 2002 .- Том 5 .- № 3 .- С. 178-191. j

210. Посельская Н.С. Становление и развитие школы классического танца в Якутии: дис. ... кандидата педагогических наук .- Якутск, 2010.

211. Проблемы культурной идентичности: Материалы международного теоретического семинара .- Казань: Экоцентр, 1998.

212. Проблемы совершенствования хореографического образования: Материалы ежегод. межвуз. науч.-практ. конф., 16 дек. 2003 г. / Науч. ред. Ю.И. Громов .- СПб.: СПбГУП, 2003.

213. Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Пси-хол.-пед., регион, и методол. аспекты : Сб. науч. ст. .- Новосибирск: ЦЭРИС, 2002.

214. Раймон Б. Общество и образование. - М.: Прогресс, 1989. - 200 с.

215. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. - М.: Музыка, 1972. - 165 с.

216. Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса : материалы VII Между-нар. науч.-практ. конф., 22-25 марта, 2005 г. .- СПб.: Астерион, 2005.

217. Роль хореографического искусства Цзя Цзогуана. Тексты докладов конференции // http://www.shballet.com .- Пекин, 2000.

218. Румнев А. О пантомиме М.: Искусство, 1964.

219. Рыбаков С.Е. Философия этноса.- М., 2001.

220. Саблина С.Г. Барьеры коммуникации в межкультурной среде // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов.- СПб: СПбГПУ, 2004 .- С. 52-74.

221. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология .- М.: Академия,

2000 .- 304 с.

222. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: история и современность .- М., 2001.

223. Саракуев Э.Д., Крыско В.Г. Введение в этнопсихологию. - М., 1996.

224. Сараф Г. Культура - духовность - профессия // Высшее образование в России .- 1993 .- №2 .- С. 114-116.

225. Сафронова JI. Уроки классического танца .- СПб., 2003.

226. Сборник древнекитайских текстов

.- Пекин: Чжунго чубаньше, 1998.

227. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий .-М.:НИИ школьных технологий, 2006 .-816 с.

228. Серова С.А. Китайский театр - эстетический образ мира: монография .- М.: Вост. лит., 2005.

229. Сидорова В.В. Культурная детерминация образа сознания (на примере русской и японской культур). Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук .- Москва, 2005.

230. Скаткин М.Н. Актуальные проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся. / АПН СССР, НИИ общего и политех, образования. - М., 1969.

231. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) .- М.: Педагогика, 1986.- 152 с.

232. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии .-СПб, 1997.

233. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведенй.- М.: Академия, 2002.

234. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика. Инновационная деятельность. - М., 1997.

235. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. Учебное пособие. - М.: Academia, 2003. - 192 с.

236. Словарь китайской мифологии / сост. М. А. Кукарина .- М.: Центрполиграф, 2011.

237. Смирнов И. Искусство балетмейстера М., 1986.

238. Соковикова Н.В. Введение в психологию балета .- Новосибирск : Сова, 2006.

239. Соковикова Н.В. Трансформация этимологического понятия танец в процессе исторического развития // Казначеевские чтения .2010 .-№2.-С. 154-155.

240. Соковикова Н.В. Хореографический словарь. - Новосибирск,

2007.

241. Соколов-Каминский А. Горизонты балета .- СПб., 2007.

242. Социология образования. Труды по социологии образования. T.XIV. Вып. XXIV / Под. ред. B.C. Собкина. - М.: Институт социологии образования РАО, 2010 .-191 с.

243. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач .-М., 1997 .-412 с.

244. Спортивная акробатика. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.П. Коркина .- М.: Физкультура и спорт, 1981.

245. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: Худ. лите-рат., 1938. - 203 с.

246. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Ин-т психологии РАН, Академический проект, 1999.

247. Ступников И. Мастера танца: материалы к истории ленинградского балета, 1917-1973 .- Л., 1974.

248. Сунь Цзин Шэнь Чжунго у дао ши - сянь цин буфэнь (Китайская танцевальная история - Династия Цин) .- Пекин: Вэньхуа чху-

баныпэ, 1983 .- 59 с.

249. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственное поколений .М., 1976.

250. Сэнсом Дж. Б. Япония: краткая история культуры .- СПб.: Евразия, 2002.

251. Сюй Чэнбэй Пекинская опера / пер. Сан Хуа, Хэ Жу .- Пекин: Межконтинентальное изд-во Китая, 2003.

252. Сян Кай Мин. Культура Тайцзи

$fc) .- Пекин: Пекинское народное издательство, 2006.

253. Сяо Юй Чуаньтун сицзюй ишу (Рассуждение о режиссуре традиционного театра) .- Пекин, 1993 .- 78 с.

254. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и её воспитание. - М.: Педагогика, 1993.

255. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического (характерного) танца: учебно-методическое пособие .СПб: Акад. Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2011. j

256. Творческий процесс и художественное восприятие.//Сб. науч. трудов. - Д.: Наука, Ленингр. отд., 1978. - 278 с.

257. Театр и драматургия Японии. Сборник статей .- М.: Гл. ред. восточной литературы, 1965.

258. Театральная энциклопедия: В 5 т. .- М.: Сов. энциклопедия, 1961-1967.

259. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация .- М.: Слово/Slovo, 2000 .-624 с.

260. Ткаченко Т.С. Народный танец .- М., Искусство, 1953. j

261. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1992.

262. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность .- М., 2003.

263. Традиции и инновации в образовании .- Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2008.

264. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика.- 1998 .- № 9.

265. Трубина JI.А. Вариативная подготовка педагогических кадров: традиции, новые подходы, проблемы: материалы к 7-му заседанию Методол. семинара, 17 мая 2005 г. .- М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2005.

266. Уинтл Д. История Китая : подробный справочник по истории .М.: ACT, Астрель, 2009.

267. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

268. Уральская В.И. Природа танца .- М.: Советская Россия, 1991.

269. Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М., 1995.

270. Фазин A.B. Воспитание красотой .- М.: Просвещение, 1980.

271. Файзулиин Ф.С., Асылгужин P.P. Этничность и этническая идентичность .-Уфа, 2005.

272. Философия китайского буддизма .- СПб.: Азбука-классика,

2001.

273. Фишер P.E. Искусство буддизма .- М.: Слово / Slovo, 2001.

274. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность .- 1998 .- №3 .- С. 181-187.

275. Фокин М. Против течения .- Л.-М., 1981.

276. Хайдеггер М. Искусство и пространство.//Самоосознание европейской культуры XX века. - М.: Наука, 1991. - С. 95-99.

277. Хантингтон С. Сравнительное изучение цивилизаций .- М., 1998.

278. Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование .- М.: Педагогика, 2000 .- 272 с.

279. Хореографическое образование на рубеже XXI в.: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы и статьи П-ой Всероссийской научно-практической конференции, 28-29 апреля 2006 года .- Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2006.

280. Хофстед Г. Этническое самосознание. - СПб., 2000.

281. Художественная культура: Понятия и термины / Сост. JI.H. До-рогова .- М.: Знание, 1978.

282. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / Отв. ред. Б.С. Мейлах .- JL: Наука, 1982.

283. Хэ Чжи Хао Чжунго танчао вэньхуа (Культура китайской династии Тан) .- Тайбэй: Чжунхуададянь бяньинхуй, 1970 .- 129 с.

284. Цао Ян Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая: диссертация ... кандидата педагогических наук.- М., 2004.

285. Цзинь Цю Чжунго чуаньтунвэньхуа хэ у дао (Китайская традиционная культура и танец) .- Пекин: Чжунго шехуй кэсюе чхубань-шэ, 2006 .- 126 с.

286. Цзя Цзогуан Сборник танцев Цзя Цзогуана .- Пекин: Издательство Культуры и Искусств, 1992 . - 368 с.

287. Цинь дао вэнь хуа чжи (Обычаи и традиции династии Цин в Циндао) .- Циндао, 1989.

288. Цинь Юань (Вызов образования XXI века) // Танец .- 2000 .№1 С. 3.

289. Чабанец E.H. Духовные практики искусств повседневности Китая и Японии: диссертация ... кандидата философских наук .- Томск, 2006.

290. Череднякова А.Б. Имидж педагога-хореографа и проблемы его формирования: монография .- М.: ВЛАДОС, 2008.

291. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. - М.: Педагогика, 1989. - 152 с.

292. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе .- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 .- 437 с.

293. Черниченко В.И. Дидактика высшей школы: История и современные проблемы: Монография. Изд. 2. - М.: Вузовская книга, 2007.

294. Чжан Кайюань Откат и возвращение: Влияние традиционной культуры на исторический процесс модернизации общества. Опыт анализа проблемы [Текст на китайском языке].- Чанша, 1988.

295. Чжан Личжэнь Современная китайская опера: история и перспективы развития : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения .-СПб., 2010.

296. Чжао Сяо Я Исследование развития образования в области искусства // Китайское образование .- 2006 .- 5 ноября.

297. Чжу Вэй Чжэн (Традиция культуры и культурная традиция) // Сборник статей Университета Фу Дань .- 1987 .- №1 .- С. 62.

298. Чжун Юе Ин. Теория Ци Юнь .- Шанхай: Народное искусство, 2000.

299. Чжунго дабайкэ цюань шу (Китайская энциклопедия - танец) .Пекин: Дабайкэ цюань шу чхубаныпэ, 1986 .-713 с.

300. Чжунго Лиши (История Китая) / Под ред. Ван Цзуни .- Т. 3 .-Цзинань: Цилу, 1991 1614 с.

301. Чжунго. Мэйшу Тунши (Общая история китайского изобразительного искусства) .- Т. 1-6 Шаньдун: Шаньдун мэйшу чубаныпэ, 1988.

302. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. - М., 2003.

303. Чистякова В.В. В мире танца .- Л.; М., Искусство, 1964.

304. Чэнь Хуа Вэнь (Понятие культуры) .- Шанхай: Вэнь И, 2001 .221 с.

305. Шадриков В.Д. Способности человека .- М.: Ин-т практической психологии, 1997 .- 288 с.

306. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Дисс. ... доктора педагогических наук. - М., 1997.

307. Шахматова Е.В. Искания европейской режиссуры и традиции Востока .- М.: ЭдиториалУРСС, 1997.

308. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. - М.: Политиздат, 1984.

309. Школяр Л.В. Педагогика искусства как актуальное направление гуманитарного знания // Педагогика искусства. - №1, 2006. //

http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/shkolyar_l 0-12-

2006.htm

310. Шэнь, Хунбо. Глобализация и культурная безопасность китайского государства [Текст на китайском языке .- Шаньдун: Шаньдун

дасюэ чубаньшэ, 2004.

311. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания .- СПб.,

2005.

312. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3-х т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства .- М.: Критерион, 2002.

313. Эстетическая культура / под ред. И.А. Коникова .- М.: РАН, 1996.

314. Эстетическое сознание и художественная культура: проблемы взаимодействия / под ред. В.И. Мазепы .- Киев: Наукова думка, 1983.

315. Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте: культурологические очерки / отв. ред. М.В. Иордан, В.Х. Болотоков .- Москва, 1997.

316. Юдина Н.П. Педагогическая традиция: опыт концептуализации: монография.- Хабаровск: ХГПУ, 2002.

317. Юй Пин Китайская танцевальная культура .- Пекин: Народ и

музыка, 2002.

318. Юй Пин Манеры и ритм - танцевальная культура и танцевальная эстетика «ДШЖ ШШШШ^т ФИЛКЛ^^Ш }±) .- Пекин: Издательство Китайского народного университета. 1999.

319. Юй Пин. Культура и эстетика хореографии (ШШ^к^МШ^

Пекин: Издательство народного китайского университета, 1999.

320. Юй Сы Да Источник древней мудрости А ^ Пекин: Юнь Нань. 1999.

321. Юрьева М.Н. Личностно-профессиональное становление студента-хореографа в вузе: методология и теория: монография .- Тамбов: Центр-Пресс, 2009.

322. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе .- М.: Сентябрь, 1996 .- 96 с.

323. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии .- М.: Высшая школа, 1985.

324. Яковлев И.П. Интегративные процессы в высшей школе. - Л.: ЛГУ, 1987.

325. Ялалов Ф.Г. Этнодидактический подход к проектированию содержания национального образования // Вестник высшей школы .2004 .- №7 .- С.51 - 52.

326. Ян Сяо. Сюй Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая: диссертация ... кандидата искусствоведения .-СПб., 2010.

327. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма .- Новосибирск: Наука, 1995.

328. Янь цзю чжу чжи цы (Обычаи и традиции династии Цин в Пекине.) .- Пекин: Чубаныде, 1962 .- 322 с.

329. Ярошенко H.H. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. - М.: МГУКИ, 2000.

330. Яценко Е. Восток и запад: взаимодействие культур // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып. 1. - М., 1999. -

J

С. 32.

331. Zi Huayun Chines Dance .- Beijing: Culture and Art publlishing

House, 1999.

332. http://video.pomoho.com/ent/12317686.

J

I

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.