ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ЧЕЧЕНЦЕВ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук МАГОМАДОВА Луиза Саламовна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат наук МАГОМАДОВА Луиза Саламовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ЧЕЧЕНЦЕВ
1.1. Историография и особенности использования воспитательного потенциала народной чеченской педагогики в профессиональной подготовке учителя
1.2. Сущность и содержание профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций
и обычаев чеченцев
1.3. Структурные компоненты, показатели и уровни профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев
1.4. Модель профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев
Выводы по первой главе
ГЛАВА П. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ЧЕЧЕНЦЕВ
2.1. Программа и методика эксперимента профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев (констатирующий этап)
2.2. Внедрение и реализация на практике спецкурса «Возвращение к родным истокам» (формирующий этап)
2.3. Содержательная интерпретация опытно-экспериментальной работы процесса профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев (заключительный этап)
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Этнопедагогическая подготовка будущего учителя начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора2006 год, кандидат педагогических наук Хулхачиева, Галина Шургаевна
Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в условиях гуманистического воспитания будущих учителей0 год, кандидат педагогических наук Мусханова, Исита Вахидовна
Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы1999 год, доктор педагогических наук Харитонов, Михаил Григорьевич
Этнопедагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников на осетинских народных традициях2008 год, кандидат педагогических наук Юдина, Елена Валерьевна
Дидактические основы этнопедагогической подготовки будущего учителя в образовательном пространстве вуза2005 год, кандидат педагогических наук Штыкарева, Виктория Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ЧЕЧЕНЦЕВ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев обусловлена важнейшим принципом государственной политики в области образования - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Присутствие национально -регионального компонента в государственных документах, определяющих стратегию и тактику развития образования в Российской Федерации, означает приближение школы к реальной жизни народа, современное прочтение классического принципа российской педагогики народности образования, обоснованного К.Д.Ушинским, принципа природосообразности Я.А. Коменского, принципа культуросообразности Ф. Дистервега.
Современные процессы, происходящие в обществе, настоятельно диктуют необходимость активизации теоретических исследований в области этнопедагогической готовности будущих учителей к работе с детьми с использованием идей народной чеченской педагогики. В повседневной практике воспитания детей педагогу необходимо опираться не только на педагогический опыт, но и на опыт народной педагогики, т.к. каждый ребенок является носителем этнических особенностей, менталитета, характера национальной культуры, стереотипов той этнической группы, к которой он принадлежит. На встрече с членами патриотического клуба «Рамзан» Президент Чечни Рамзан Кадыров призвал «всячески способствовать возрождению национальных традиций и обычаев». В современной Чечне 35-летний президент наставляет чеченскую молодежь соблюдать национальные традиции, что означает дань чеченской многовековой традиции, всей системе чеченских ценностей и укладу жизни. В последние годы, когда система образования была ослаблена идеологическими основами воспитания, возникло противоречие между функциями традиционной образовательной
системы и функциями этнопедагогики с не востребованными до конца этнокультурными запасами в профессиональной подготовке учителя начальных классов. Поэтому, на констатирующем этапе опытно -экспериментального исследования была проведена диагностика начального уровня профессиональной готовности будущего учителя по показателям, предполагающим количественную оценку качеств личности студентов, наличие которых свидетельствует о сформированности соответствующих компонентов профессиональной готовности.
Продиагностировав структурные компоненты профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к внедрению этнопедагогических традиций и обычаев, учтя суммы баллов, полученных в результате диагностирования каждого из четырёх компонентов (аксиологического, когнитивного, деятелъностного и поведенческого), мы получили степень выраженности у студентов ЧГПИ каждого из четырех компонентов профессиональной готовности. Полученные результаты свидетельствовали о том, что уровень профессиональной готовности будущих учителей к реализации на практике этнопедагогических традиций и обычаев на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группах сопоставим практически по всем показателям, и его средняя количественная оценка составляет 18,55 %(КГ) от эталонной в 100 %в контрольной и 19, 34 %-в экспериментальной группах.
Все вышеизложенное определило необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вуза специальной программы спецкурса «Возвращение к родным истокам», способствующего совершенствованию системы профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов к реализации на практике этнопедагогических традиций и обычаев.
Степень разработанности проблемы. Народные традиции и обычаи стали в последние десятилетия предметом исследования ученых разных научных областей: Г.Н.Волкова, А.Ф.Ханбикова, А.Ш.Гашимова, А.Ф. Хинтибидзе, Ш.А.Мирзоева, А.Э.Измайлов, И.А.Шорова, И.А.Арабова, Л.М.
Леонова, Ш.М.-Х. Арсалиева, Н.Б.Битиевой, Х.Х.-М.Батчаевой, Т.А. Хайдарова, Н.М.Ахмеровой, В.Н. Черкасовой и др. В исследовательских работах рассматривается педагогическая практика на основе традиций и обычаев воспитания. Важность данных исследований определяется тем, что в них рассматривается не просто роль традиций и обычаев в воспитании личности, но также раскрываются возможные пути их использования в воспитательном процессе в современных условиях. Особую значимость Г.Н. Волков придавал этнопедагогической подготовке учителя начальных классов, по его мнению, « учитель начальной школы может разработать план воспитательных действий и мероприятий с детьми в тесного взаимоотношения с национальной, народной педагогикой, где присутствует народные обычаи на базе национальной культуры любого народа, любого этноса» [55; С. 89].
В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев. Внедрение этнопедагогических знаний в профессиональную подготовку будущего учителя начальных классов становится актуальным как для Российской Федерации в целом, где проживают представители свыше 160 национальностей, так и для Республики Чечни с полиэтнической структурой. Растущий интерес к этой сфере жизни объясняется рядом причин. Традиции и обычаи, как своеобразная область духовной культуры народа, являются действенным средством воспитательного процесса; только раскрыв их общие и специфические функции, можно правильно понять процессы социализации человека, его воспитания посредством народной педагогики. Изучение народных традиций воспитания имеет немаловажное значение, так как традиции и обычаи отражают народный опыт воспитания, накопленный старшими поколениями.
Расстановка этнических акцентов в формировании личности получила отображение в исследованиях Чеченской науки: вопросы семейного традиционного воспитания (Р.А. Алиханова); народная педагогика чеченцев, основанная на единстве наций, народностей и национальных культур вайнахов
(Ш.М-Х. Арсалиев); актуальные вопросы изыскания национального мышления (Ф.Ю. Албакова); культура и история чеченцев (И.Ю. Алироев); семейный быт кавказцев (У.Б. Далгат); культура и история чеченцев и ингушей в советский период времени (З.К. Джамбулатова); народный фольклор чеченцев и ингушей (Ш.А. Джамбеков); этика вайнахов, рекомендации по воспитанию молодежи в духе народной педагогики (Э.Т. Исаев и др.). Национальные вопросы изучаемой проблемы были отражены психолого-педагогических исследованиях дагестанских ученых: Маллаева Д.М., Нюдюрмагомедова А.Н., Магомедова А.М., Алиевой Б.Ш., Мирзоева Ш.А. и др.
Несмотря на общую тенденцию увеличения работ, посвященных исследованию воспитательного потенциала традиций этносов, проживающих на территории России, проблемы национальных традиций и обычаев чеченцев в профессиональной подготовке учителя начальных классов затрагиваются сравнительно редко.
Важность изучения проблемы детерминирована противоречиями между:
- социально-государственным заказом на современного учителя, умеющего строить воспитательную деятельность с учетом элементов национальной культуры, формировать и развивать навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции по международным нормам (Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации») и слабой готовностью выпускников педагогических вузов к внедрению в своей практике национальных обычаев и традиций;
- реально существующими воспитательными возможностями национальных традиций и обычаев чеченцев и отсутствием у большинства педагогов опыта их реализации в процессе воспитания;
- необходимостью теоретического обоснования модели профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в использовании народных традиций, обычаев чеченцев и ее отсутствием в
современной вузовской практике.
Изложенные противоречия определили проблему исследования -выявление особенностей содержания, технологии и моделирование процесса профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в использовании народных традиций и обычаев чеченцев. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев».
Объект исследования - профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов.
Предмет исследования - процесс профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить на практике эффективность модели профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев в условиях вуза.
Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев может стать эффективной при условии, если:
- выявлен и используется воспитательный потенциал и возможности использования идей народной педагогики в образовательно-воспитательном пространстве вуза;
- определены сущность и содержание понятия «профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев», обусловливающий содержание профессиональной компетентности будущего педагога и охарактеризовать воспитательный потенциал чеченской народной культуры в профессиональной подготовке будущего учителя;
- разработаны структурные компоненты, критерии, показатели и
уровни эффективности профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев
- обоснована модель профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев;
- используются в практике элективные курсы, ориентированные на процесс профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов и развитие его этнопедагогической культуры.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
- выявить возможности и воспитательный потенциал использования идей народной педагогики в образовательно-воспитательном пространстве вуза;
- определить содержание понятия «профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев», обусловливающий содержание профессиональной компетентности будущего педагога и охарактеризовать воспитательный потенциал чеченской народной культуры в профессиональной подготовке будущего учителя;
- разработать структурные компоненты, критерии и уровни эффективности профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев;
- разработать и обосновать модель профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев;
- экспериментально апробировать содержание спецкурса «Возвращение к родным истокам», ориентированного на совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов и развитие его этнопедагогической культуры.
Методологической основой исследования явились теоретические подходы: гуманистический (А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Е.Н. Шиянов); этнокультурный, предполагающий учет культурно-исторических традиций народа, этнопсихологических и этнопедагогических особенностей, учет этнической идентичности воспитуемого(Г.Н. Волков, Т.И. Бакланова, Е.В. Бондаревская, З.Т.Гасанов, Н.М. Лебедева, В.А.Николаев, В.А. Сластенин, М.Г.Тайчинов, Л.В.Шамина, В.К. Шаповалов и мн.др.); аксиологический (З.И. Равкин, В.А. Сластенин), личностно-деятельностный (А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская); технологический (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.И. Данильчук, И.Ф. Исаев, Т.В. Машарова, А.И. Мищенко, В.Ю. Питюков, А.Я. Савельев, В.А. Сластенин, O.K. Филатов, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.); положения психологии и педагогики о воспитании человека; методологические основы моделирования систем профессиональной подготовки специалистов (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Дж. Равен и др.).
Методы научного исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, этнопедагогической, этнологической, этносоциологической литературы по проблемам профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, изучение и анализ нормативной и учебно-методической документации - учебных планов, учебных программ, пособий), контент-анализ учебно-методического комплекса по подготовке учителей начальных классов; эмпирические (анкетирование, наблюдение, сочинение, ранжирование; беседы, изучение продуктов деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа, статистические методы обработки экспериментальных данных).
Теоретической основой исследования: идея народного воспитания К.Д Ушинского; концепция культурологического образования в области народного влоспитания (Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, П.М. Якобсон и др.); теория этнокультурного воспитания (Л.Н. Бережнова,
О.Д. Мукаева, И.Л. Набок и др.); теории народной педагогики (Г.Н. Волков, , В.Н. Иванов, Н.Д. Неустроев, Т.Н. Петрова, И.С. Портнягин, К.С. Чиряев и др.); теоретические этнокультурологические исследования: чеченского тайпа (рода) в период его разложения (М.А. Мамакаев); обычаев, традиций и нравов чеченцев (Д.Д. Межидов, И.Ю. Алироев); о ценностной шкале чеченцев (С-М. Хасиев); проблемы женщина и этики жизни в менталитете чеченцев (Я.Х. Чеснов и др.); концепции профессиональной подготовки учителя начальных классов (А.П. Беляева, В.Г. Воронцова, Н.В. Кузьмина и др.); вопросы профессионально-педагогической компетентности учителя начальных классов (В.А. Адольф, А.П. Акимова, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Г.И. Каджаспирова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.).
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе двух факультетов Чеченского государственного педагогического института. Всего было охвачено более 130 студентов института: экспериментальной группы- факультета педагогики и психологии (направления «Педагогика и методика начального образования» - в дальнейшем ПиМНО) и контрольной группы - студентов гуманитарного факультета (направления «Русский язык и литература».) В ходе исследования было охвачено более 10 педагогов названных факультетов; более 12 экспертов - учителей городских школ г.Грозного (№№ 65 и 66) со стажем 5 и более лет.
Этапы исследования:
1-ый этап (2012-2013 гг.): изучение историко-философской, психолого-педагогической, этнографической и методической литературы, разработка научного аппарата исследования, определение теоретических и методологических основ исследования.
2-ой этап (2013-2014 гг.): организация и проведение опытно-экспериментальной работы; этап был связан с разработкой и внедрением в воспитательно-образовательный процесс факультета педагогики и психологии (направления «Педагогика и методика начального образования») спецкурса «Возвращение к родным истокам» в рамках дисциплины «Этнопедагогика» и
проведением занятий по курсу «Теория и методика преподавания чеченской народной педагогики в вузе».
3-ий этап (2014-2015 гг.): обработка полученных результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование основных теоретических выводов и рекомендаций, подведение итогов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены дополнительные возможности и воспитательный потенциал использования идей народной педагогики в образовательно-воспитательном пространстве вуза;
- дополнено и уточнено понимание сущности и содержания понятия «профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев» за счет осознания и обладания студентами базовых знаний и ценностей чеченской традиционной культуры, этических норм, основ семейного воспитания;
- разработаны структурные компоненты (когнитивный, рефлексивный, деятельностный, поведенческий), показатели и уровни (низкий, средний, высокий), критерии и уровни профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев;
- разработана и обоснована модель профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев;
- выявлена совокупность социально-педагогических условий и закономерностей, обеспечивающих эффективность процесса профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев;
- выявлены закономерности сущностного содержания профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что
полученные материалы дополняют теорию и методику профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев, в которую вошли когнитивный, рефлексивный, мотивационнный и поведенческий компоненты; теоретически обоснованы модель и технологии процесса профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении программы элективного курса «Возвращение к родным истокам», апробация которого образовательно-воспитательных учреждениях, на курсах повышения квалификации учителей начальных классов, будет способствовать эффективному процессу профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов; теоретические положения и методические материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями в учебной и практической деятельности, для совершенствования этнокультурного и поликультурного поведения личности, воспитания межнационального общения и толерантности, совершенствования профессиональной подготовки учителя.
Достоверность проведенного исследования определяется исходными методологическими и теоретическими позициями, документами об апробации результатов работы, количественным и качественным анализом массовых данных, репрезентативной выборкой, представительной базой и методикой, адекватной целям и задачам исследования.
Результаты исследования излагались в процессе лекционных и лабораторно-практических занятий по педагогике в ЧГПИ. Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось посредством разработки научно обоснованных рекомендаций и технологий по использованию чеченской народной культуры в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Воспитателъный потенциал идей народной чеченской педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов - это системное понимание естественности, перманентности, участия в воспитании подрастающего поколения семьи, тайпа, тукхума - на разных уровнях; естественность воспитания предполагают связь поколений, единство прошлого, настоящего и будущего; установление взаимосвязи и взаимодействия следующих макроструктур: без памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности; устойчивые признаки народной чеченской педагогики: длительность существования; преемственность; обеспечение связи между поколениями; способность к трансплантации, преодолению временных координат; трансформация, способность саморазвития и изменчивости; повторяемость.
2. Профессиональная подготовка будущих учителей начальной школы на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченского народа -непрерывный управляемый процесс, ориентирующий студентов на национально-региональные ценности, формирование целостного представления об этнической культуре своего народа, о теории и методике этнокультурного воспитания и образования, что обеспечивает реализацию этнокультурного подхода в будущей профессиональной педагогической деятельности. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев успешно осуществляется на основе принципа сквозной этнической и этнопедагогической деятельности разнообразного характера (учебной, поисковой, игровой, педагогические практики, ситуации), в процессе которой эффективно решаются задачи формирования и развития у студентов отношения к этнокультуре, расширения этнопедагогических знаний, развития мотивации, этнического самосознания и поведения, плюрализма и толерантности, а также овладения умениями проведения этнопедагогической
работы в школе как необходимого компонента профессиональной деятельности учителя.
3. Структурные компоненты профессиональной готовности будущего учителя начальных классов, критерии, показатели и уровни: к практической реализации этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев (когнитивный, рефлексивный, деятельностный, поведенческий) показатели и уровни: низкий (слабое представление этнопедагогических представлений и знаний чеченской культуры; слабое представление о специфических критериях человека-гражданина как представителя определенного этноса, недостаточные знания о чеченской народной педагогике, слабое представление о воспитательном потенциале народной педагогики; слабо выраженный характер установок народной педагогики); средний (способность к анализу собственной этнопедагогической деятельности, проявление понимания содержания и значимости внедрения в школьную практику элементов народной педагогики, представление об идеальных качествах, которыми нужно овладеть будущему народному учителю, проявление способности сопоставлять идеальные); высокий (включает в полной мере сформулированные представления о народной педагогике, идеале народного учителя, на этом уровне учитель осуществляет самостоятельный поиск народных ценностей чеченской культуры, знает, в чем состоит их проявление в школьной практике; имеет глубокие знания народной чеченской культуры; гордится своей этнической принадлежностью).
4. Модель профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев включает блоки: ценностно-целевой (понимание студентом сущности и содержания этнопедагогических традиций и обычаев чеченского народа; установка студента на формирование у себя способности к реализации в педагогической практике этнопедагогических традиций и обычаев; цель - результат профессиональной готовности к внедрению этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев; понимание студентом сущности и содержания
этнопедагогических традиций и обычаев, продвигающее его к цели -освоению данных ценностей; в качестве установок выступают: социальный заказ на выпускника, который имеет высокий уровень профессиональной подготовленности); субъектно-организационный (специально организованное взаимодействие следующих субъектов: преподавателей, педагогов вуза, заместителя декана по воспитательной работе, самих студентов, родителей, администрацию вуза и общественность), содержательно-технологический ^строился с учетом цели, задач, подходов, закономерностей, принципов, факторов данного процесса; внедрение разработанных авторских технологий и спецкурса «Возвращение к родным истокам» - 24 часа) и т.д..), критериально-результативный (разработка критериев и диагностического аппарата результатов опытно-педагогического исследования, показателей и уровней данного процесса, с предполагаемым результатом - высоким уровнем усвоения этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев и их реализацией в школьную практику).
5. Комплекс организационно-педагогических условий эффективности процесса профессиональной готовности будущего учителя начальных классов: выявлены закономерности сущностного содержания профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев, определено, что качество усвоения этнопедагогических традиций и обычаев народной чеченской культуры зависит от целенаправленного взаимодействия педагога вуза и студента; развитие этнопедагогического мышления, этнопедагогической культуры происходит во взаимосвязи и взаимообусловленности; в основе профессиональной подготовки учителя лежит организованная самостоятельная этнопедагогическая деятельность будущего учителя; уровень овладения обобщенными этнопедагогическими знаниями и умениями зависит от того, с какой полнотой студенты овладели частными этнопедагогическими традициями, обычаями и технологиями при изучении дисциплин учебного плана и элективных курсов; дидактико-
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе1998 год, кандидат педагогических наук Нагорная, Галина Юрьевна
Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников: На примере Республики Саха (Якутия)2000 год, доктор педагогических наук Мордовская, Анна Васильевна
Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки2004 год, кандидат педагогических наук Давыдова, Татьяна Владимировна
Этнопедагогический потенциал чеченской семьи2004 год, кандидат педагогических наук Алиханова, Ровзат Арбиевна
Этнопедагогика чеченцев в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов1999 год, доктор педагогических наук Арсалиев, Шавади Мадов-Хажиевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук МАГОМАДОВА Луиза Саламовна, 2016 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акаев Б.И. Чеченская народная песня. - Грозный: Музыка, 2010. - С. 156-180.
2. Акбарова Л.Ф. Педагогическое взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. - Уфа, 2010. - 137 с.
3. Алипханова Ф.Н. Системно-оптимизационный подход к профессиональной подготовке учителя гуманитарного профиля в вузе.Дисс ...д-ра пед. наук. - М.: 2010. - 331 с.
4. Албакова Ф.Ю. Вайнахский театр: от истоков к профессионализму. -М.: ИНИОНРАН, 2009. - 244 с.
5. Албакова Ф.Ю. Символ в традиционной культуре вайнахов. 2-ое изд.
- М., 2008. - 130 с.
6. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы исследования национально-этнического сознания. - М.: Диалог-МГУ, 1999. - 210 с.
7. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы развития традиционной вайнахской культуры. // Центральная Азия и Кавказ. Россия - Швеция. - 2010.
- №3. - С. 190-199.
8. Алиев А.С. Народные обычаи, традиции и их роль в формировании нового человека. - Махачкала, 2008. - 190 с.
9. Алироев И. Ю. История и культура чеченцев и ингушей. - Грозный, 2004.-207 с.
10. Алироев И. Ю. Нахские языки и культура. - Грозный, 1978. - 167 с.
11. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. - Грозный, 1990.
- 365 с.
12. Алиханова Р. А. Этнопедагогический потенциал чеченской семьи. Дисс.... канд. пед. наук. - Грозный, 2004. - 184 с.
13. Амаева Т. Б. Чеченские малые фольклорные жанры. - М.:Знание, 2009. - 240 с.
14. Ашуралиев М.И. Нравственное воспитание учащихся на народных традициях таджикского народа. - Душанбе, 2007. - 230 с.
15. Абдуллаев А.Г. Становление новых праздников и традиций. -Махачкала, Даг. Научный центр РАН. - 2003 . - 321 с.
16. Аджиев М. Мы - из рода половецкого.- Рыбинск, 2004. - 144с.
17. Ахмадеев А.А. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. - М.: Изд-во МГСУ, 2007. - 129 с.
18. Ахмадеев А.А., Черкасова Т.В. Социальная защита населения: политико-правовые и региональные проблемы. - Уфа, Москва, 2009. -140 с.
19. Ахмерова Н.М. Этнокультурный подход в подготовке социального педагога в условиях Башкортостана. - М.: Изд-во МГЛУ, 2003. - 132с.
20. Ахмерова Н.М. Профессиональное развитие личности социального работника в системе регионального педагогического образования. - М.: Изд-во МГЛУ,2003. 152с.
21. Алешина Ю.Е. Классификация основных ролей в семье, описанных педагогической мыслью России первой половины XIX в. - М.: Педагогика, 2007. - 323 с.
22. Аникин В.П. Мудрость народов. / Пословицы и поговорки народов Востока. - М., 2000. - 376 с.
23. Антология чечено-ингушской поэзии. - Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд. 1981. - 440 с.
24. Антопольский А. У очага поэзии. - М.: Советский писатель, 1972. -
219 с.
25. Арсалиев Ш. М-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы. - М., 2006. - 231 с.
26. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев в связи с проблемой общности народно-педагогической культуры вайнахов. - М., 1999: Дисс, доктор.. пед.. наук . - М., 2008. - 486 с.
27. Афанасьева Т.М. Половое поведение молодых людей - М.: Высшая школа, 2006. - 2010 с.
28. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в Х1Х-ХХ веках. -М., 2005. - 578 с.
29. Ахмадов М. Нохчийн г1иллакх-оьздангалла. - Грозный - СПб, 2002.
- 215 с.
30. Абаева З.В. Осетинские пословицы и поговорки. - Цхинвали: Госиздат Юго-Осет., 2002 - 199 с.
31. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири, Дальнего Востока. - Якутск, 2010. - 299 с.
32. Бабосов Е. М. Нравственная культура личности. - М.: Наука, 2010. -
284 с.
33. Берсанов Х.-А. Г1иллакхийн хазна - ирсан некъаш. - Грозный, 1990.
- 156 с.
34. Большой энциклопедический словарь (Под. ред. А. М. Прохорова). -СПб., 2009. - 798 с.
35. Басаева Т.З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребёнка (конец XIX - нач. XX вв.): Автореф. дис. канд. ист. наук.
- М., 1985. - 23 с.
36. Богатова Ю.А. Семейная психокорреция социального поведения у подростков. - Оренбург, 2009 . - С. 44-62.
37. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М.: Наука, 1973 - 283с.
38. Булуева Ш.И. Формирование полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций: Дисс..канд..пед..наук - Махачкала, 2011. - 215 с.
39. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. - М., 1967. - Т. 2. - 459
с.
40. Богданова Л.В. Формирование коммуникативной компетенции муниципальных служащих в процессе профессиональной подготовки в вузе: Дисс...канд...пед. наук. - М.,2011 - 203 с.
41. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыт по психологии и национальности.
- М.: Мысль. - 1990. - 221 с.
42. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: 2004. - 320с.
43. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
44. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. / Пер. с англ. - М., 1986.- 244 с.
45. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 1968 - С.132.
46. Большая Советская Энциклопедия. В 30т. - М., 2000.- Т.20. - С. 1224,
1489.
47. Большая Советская Энциклопедия. В 30т. - М.,2006.- Т.23 - С. 14531454.
48. Большой энциклопедический словарь. В 22т. - М.,2008. -Т.3 - С. 866,
839.
49. Булуева Ш.И.Формирование полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций:дисс.канд.пед.наук-Махачкала,2011г.-215с.
50. Вакаев В.А. Этнопедагогика русской нации: социально-философский анализ: Дис.... канд.пед.наук. - Барнаул, 2002.
51. Врясова В.В. Влияние самоидентификации личности на способ разрешения конфликтных ситуаций. - Уфа, 2011. - 204 с.
52. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, переизд. и допол. - 2010 .- 411 с.
53. Волков Г.Н. Традиции - неотъемлемая часть народной педагогики. -М.: Советская педагогика, 1985. - 377 с.
54. Волков Г.Н. Элементы народности в творческом наследии А.С.Макаренко. // Советская педагогика. - 2009. - № 4. - С. 60-71.
55. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974. - 376 с.
56. Виноградов Г. С. Народная педагогика. - Иркутск, 1926. - 248 с.
57. Виноградов Г.С.Народная педагогика. Изд.2-е. - Иркутск,1992. -
266с.
58. Виситаев С. В. Культура и иллюзии (этнокультура и идеологическая борьба). - Грозный, 2000. - 264 с.
59. Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в юношеском возрасте. - Санкт-Петербург, 2011. - 270 с.
60. Все начинается с учителя. / Под ред. док. пед. наук, проф. Р.И. Равкина. - М.: Просвещение. - 2003. - 222 с.
61. Гадаев В.Ю. Современная чеченская молодежь: поиск духовных ориентиров. - Грозный, 2005. - 238 с.
62. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения.
- М.: ЛАДА. 2008. - 423 с.
63. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV - X вв. - Л., 1979. - - 212 с.
64. Гамзаева М.В. Формирование способности к педагогическому самоменеджменту у студентов в педагогическом вузе: Дисс. ... канд.. пед наук.
- Махачкала, 2011. - 199 с.
65. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). - Санкт-Петербург: Петрополис, 2011. - 220 с.
66. Гафт А.М. Система профессионального обучения студентов художественно-графического отделения вуза как средства формирования этнического самосознания. - М. - 279 с.
67. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гардарика, 2008. - 372с.
68. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. - Баку, 2000.
- 337 с.
69. Гребенкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования - М., 2000. - 323 с.
70. Гелагаев С-М. Аганан илли. - Грозный, 2005. - 178 с.
71. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского - М.: Педагогика, 1974. - 267 с.
72. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
73. Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа.-Грозный,1998.-С.25-33.
74. Грибенюк О.С. Педагогика индивидуальности. - Калининград., 1955. - 344 с.
75. Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием.Перизд. и допол. - М., 2010. - 297с.
76. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967. - 319 с.
77. Гамзатов Расул. Мой Дагестан. Дополн. - М., 2001. -С. 368-370.
78. Гостиев Л.К. Традиции воспитания детей в осетинской крестьянской семье (в конце XIX - начале XX века): Автореф. дис.... канд. ист. наук. - М., 1981. - 22 с.
79. Григорьева А.А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха. - Владикавказ, 2012. - С. 70-77.
80. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. -М.:Экопресс, 1993.
81. Дадуев А. Вайга туьйранаша кхойкху. - Грозный, 2004. - 188 с.
82. Далгат У.Б. Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом. -Орджоникидзе-Грозный, 1933. - 376 с.
83. Дачаева Х. Вайнахская модель жизни: «Маршо», № 62-63. - 2012. -С. 44-47.
84. Дахкильгов И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. -Грозный, 1978. - 95 с.
85. Джамбулатова З.К. Культурное строительство в советской Чечено-Ингушетии (1920 - 1940 гг.). - Грозный, 2004. - 433 с.
86. Джамбеков Ш. А. Нохчийн фольклор. - Грозный, 2003. - 366 с.
87. Денисевич Н.Н., Ермолаева С.А. Подготовка ребенка к школе как
88. Днепров Э.Д.Проблемы образования в контексте общего процесса
модернизации России //Педагогика, 1996. 2. -Иркутск,1992- №5. С. 39-46.
89. Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. -Владикавказ, 2004. - 70 с.
90. Джанкиев С.Т. Древние верования дагестанцев. - Махачкала, 2001. -
166 с.
91. Данилов Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной сети. - Якутск,1973. - 58 с.
92. ДжуринскийА.Н. История образования и педагогической мысли. -М., 2008. - 390 с.
93. ДжуринскийА.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - Спб., 2001 394с.
94. Джуринский А. Н. История педагогики. /Учебное пособие. - М.,2008. - 390 с.
95. Духовнева Л.В., Столяренко Л.Д. Историязарубежнойпедагогики и философии образования. -М., 2000. - 420 с.
96. Дункель-Веллинг Г.Н. Осетинская легенда о Прометее. // Кавказ. 1858. № 30. 20 апр. - С. 3.
97. Егоров В.В. О показателе мужественности-женственности у делинквентных подростков женского пола. // Психопатические расстройства у подростков. Республиканский сборник научных трудов, том 6, Л., изд. Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева под общей редакций М.М. Кабанова, 1987, 144 с.
98. Зубенко Н.Ю. Формирование ценностных ориентаций личности подростка во внешкольной деятельности образовательного учреждения. -М.,2012. - 254 с.
99. Зосимовский А.В. О соотношении этических знаний учащихся и их нравственно-эмоционального опыта в полоролевом поведении. - М., 2002.
100. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. - Грозный, 1969. -237 с.
101. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Полоролевое поведение в многодетной семье. - М., 2009. - 200 с.
102. Из традиционной этнографии народов Северного Кавказа. - Изд-во РАН, 2005. - 80 с.
103. Ищенко И.И. Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников. - Уфа - 244с.
104. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Девиантное поведение и половые роли у девушек-подростков. // Психопатические расстройства у подростков. Республиканский сборник научных трудов, том 116.Под общей редакций М.М. Кабанова. - Л., изд. Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 2000. - 144 с.
105. История народов Северного Кавказа с древних времен и до конца XVIII века. - М., 1988.
106. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 2001. - 400 с.
107. Ильманова В.С. Понятие «этнос», варианты его определения. -Уфа, 2010 . - 189 с.
108. Ингушский фольклор. - Т.1. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1959. - 455 с.
109. Исаев Э. Вайнахская этика. - Назрань, 1999. - 223 с.
110. Исаев Э.Т. Методические и практические рекомендации по этнопедагогическому воспитанию молодежи. - М., 2003. - 177 с.
111. История и культура чеченского народа. - М., 2002. - 334 с.
112. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. - М.: «Просвещение», 1988. - 291 с.
113. Карасаев А. Г., Мациев А. Г. Русско-чеченский словарь. Переизд. и допол. - М., 2008. - 728 с.
114. Кузнецова Е.В. Этнопедагогическая подготовка студентов педвуза. - Волгоград, 2010. - 221с.
115. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов. // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12 (часть 2). - С. 302-305.
116. Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. - М., 2000. - 377 с.
117. Костерин А. Письмо Н.С. Хрущеву. // Северный Кавказ: Этнополитические и этнокультурные процессы в XX веке. - М., 1966. - С. 7490.
118. Крысько В.Г., Саракуева Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. - М., Институт практической психологии, 1996. - 344 с.
119. Кон И.С. Юношеский возраст. - М., 2010. - 455 с.
120. Ките К.Е. Этнографические размышления об Африке. - М.: Глобус, 2010. - 265 с.
121. Культура и быт народов Северного Кавказа. / Под ред. В. К. Гординова. - М.: Наука, 1966. - 392 с.
122. Культура Чечни. История и современные проблемы. - М., 2002. -
312 с.
123. Кануков И.В. Положение женщины у северных осетин. Институт Востоковедения АН СССР. Сектор восточных рукописей. Ф.38. Оп.1. Д.35. -С. 55.
124. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов. // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12 (часть 2). - С. 302-305.
125. Кавелин К.Д. Собрание сочинений в 10т. - СПб., 1900. Т.4. - С.55.
126. Курова О.И. Права женщин в России: проблемы и перспективы. -Уфа 2009. - С.125.
127. Кручинина Е.Б. Подготовка учителя к исследовательской деятельности как фактор повышения педагогического мастерства: Дисс.канд. пед. наук, Ростов н/Д: 2012.- 248 с.
128. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. И сред, пед. учеб. Заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
129. Козлова А.Г. История традиций в курсе этнопедагогики. Методические рекомендации. / А.Г.Козлова. - 2-е дораб. изд. - СПб.: VERBA MAGISTRI, 2000. - 34 с.
130. Комарова А.Г. О понятии «этнопедагогика» в современной этнографической и педагогической науке. // Изучение преемственности этнокультурных Явлений - М.1980. - 212 с. - С. 5.
131. Лаудаев У. Чеченское племя. // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.4. - Тифлис, 1882. - 112 с.
132. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: «Юрайт», 2000. - 221
с.
133. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания юношества. - М.: «Просвещение», 2003. - 189 с.
134. Ломакина И.А. Влияние интернет-зависимости на эмпатийность в юношеском возрасте. - Уфа, 2010 . - 190 с.
135. Леруа-Гуран А. Этнокультурная перманентность традиций. - М.: Глобус, 2000. - 421с..
136. Мурадисова З.Ф. Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана. - М., 2006. - 210 с.
137. Мамакаев М.А.Чеченский тайп (род) и период его разложения. -Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд., 1973.
138. Мальсагов А.О. Нарт-орстхойский эпос чеченцев. - Грозный, 2000. - 578 с.
139. Минсабирова В.Н. Подготовка будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания учащихся (на примере использования декоративно-прикладного искусства татарского народа): Дис. ... канд. пед. наук: Елабуга, 2004. - 186 c.
140. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. -Грозный, 2003. - 213 с.
141. Машихина Т.П. Формирование полоролевого поведения у личности: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2003. - 230с.
142. Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете. - Нальчик, 2008. - 133
с.
143. Макаренко А.С. Избранные произведения: В 3 т. - Киев: «Радяньска школа», 1985. - Т. 2. - С. 77-79.
144. Муравьев А.М. Право на развитие как влияние правовых систем: теоретико-правовой анализ. - М.:, 2012. - 189 с.
145. Мациев А.Г. Пословицы чеченского народа. // Известия ЧИНИИЯЛ. Т.2. Вып.3 Литературоведение. - Грозный, 1959. - С. 55-90.
146. Межидов Д. Д. Мудрость обычая. - Грозный, 2000. - 305 с.
147. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции и нравы. Социально - философский аспект. - Грозный, 1992. - 188 с.
148. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 349 с.
149. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала, 1984. - С. 36-37.
150. Молодежь и наука: реальность и будущее. / Материалы 4 Международной научно-практической конференции, 2011. - Том1. Культурология. Педагогические науки. - С. 55-58.
151. Матвеева Н.А. Образование этнической культурной личности школьника в педагогическом процессе. Педагогический практикум. - М.: Academia, 2010. - 187 с.
152. Мунаев И.Б. Поэтическая стереотипия и вопросы жанровой разновидности илли. // Поэтика чеченских героических песен илли. - Грозный, 1983. - С. 67-99.
153. Мусукаев А. И. Об обычаях и законах горцев: Традиционные и общественные институты в советской исторической науке. Допол. и переизд.
- Нальчик, 2006. - 256 с.
154. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе: Ир., 2010. - 445 с.
155. Миллер В.Ф. Кавказские предания о великанах, прикованных к горам. // Ж-л Мин-ва нар. просвещ. - М., 1883. - С. 9-11.
156. Монтень М. Опыты. - М.: 2000. - 190 с.
157. Мусханова И.В. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в условиях гуманистического воспитания будущих учителей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2010. - 28 с.
158. Мамонтов С.П. Этнопедагогика и профессиональная подготовка студентов в условиях гуманистического образования. - 2013. - 288 с.
159. Мамонтов С.П. Помнить о своиж корнях //Воспитание школьника, 1993 ,-№4-с.33-37.
160. Муштакова Н.А. Подготовка будущего учителя к формированию этнической культуры школьников: Дисс... канд.пед. наук. - Астрахань -2008. - 222 с.
161. Мусханова И.В. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в условиях гуманистического воспитания будущих учителей: Диссертация ... канд. пед. наук. - 2011. - 171 с.
162. Народы Кавказа. Т. 1. - М., 1960. - 299 с.
163. Немирович-Данченко П.В. Море. Абхазское поморье. - М., 1984. -
254 с.
164. Новое и традиционное в культуре и быту народов Чечено-Ингушетии. / Под ред. З.А. Мадаевой. - Грозный, 1985. - 92 с.
165. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Допол. и переизд
- М.: Наука, 2009. - 400 с.
166. Нунуев С.-Х. Нахи и священная история. - Ярославль, 2008. - 288
с.
167. Нагорная Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры учителей начальных классов в учебном процессе: Дис. канд. пед. наук. - Ставрополь, 1998. - 203с.
168. Образы во времени. // Вайнах. - 1996. - № 1. - С. 34-40.
169. Онищук В.А. Классификация методов обучения. - М.: Пролетарий
- 2010. - 177 с.
170. Осетинское народное творчество. Ирон адэмон сфэлдыстад. / Сост. З.М. Салагаева; под. ред. В.И. Абаева. В 2 т. - Орджоникидзе: Севосгиз, 1961.
- Т.1. - 624 с., Т.2 - С. 557.
171. Образование этнической культурной личности школьника в педагогическом процессе: МГУ: Магистерские программы. - М.: 2013. - С. 289.
172. Осетинские пословицы и поговорки. / Сот. К.Ц. Гутиев. -Орджоникидзе: Ир, 1976. - 201 с.
173. Поздеев А.Н. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. -М., Институт практической психологии, 2012 - 344 с.
174. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. / Гл. ред. И.А. Каиров. М.: -Советская энциклопедия. 1964. Т. 3. - 880 с.
175. Пасынков А. Быт и игры кавказских народов. // Северокавказский край. - 2005. - № 1. - С. 39-44.
176. Педагогика (под ред. Ю.К. Бабанского). - М.: «Просвещение», 1983.
- 208 с.
177. Практическая диагностика (методики и тесты). - Издательский дом «Бахрах», Самара,1998. - 669 с.
178. Правила хорошего тона. - Грозный: «Книга», 1991. - 122 с.
179. Пирлиев К.Т. Этнопедагогика. - М,:2011. - 290 с.
180. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников: Автореф...докт. пед. наук.-
181. Памятники народного творчества осетин /сост. Т.А. Хамицаева. В 2 Т.-Владикавказ: Ир, 1992. - Т.1.- 148с.
182. Педагогическая энциклопедия.(в 4-х т.)/Гл.ред. И.А.Каиров.-М.:Советская Энциклопедия 1964.Т.3.-880 с. ;С 45.
183. Песни далеких лет. / Сост. З.М. Салагаева и Т.А. Хамицаева -Орджоникидзе, 1960. - 27 с.
184. Песни народов Северного Кавказа. - Л., 2006. - С. 314-316.
185. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в горском фольклоре. - М.: Наука, 1975. - С. 489, 490.
186. Пфаф В. Народное право осетин. // Сб. сведений о Кавказе. -Тифлис, 1871. - 232 с.
187. Реутская И.Н. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в процессе реализации национально-регионального компонента образования. - Воронеж, 2013. - 344 с.
188. Рудь Ю.А.Методические и теоретические проблемы народной педагогики. - М.1979. -187 с.; С.88.
189. Савин М.В. Развитие педагогических традиций в Российском образовании конца XVII-началаXIX в. Автореф.докт.пед.наук. Волгоград,2005,с.32
190. Самойлов К. Заметки о Чечне. - М.: Academia, 2002. - 121 с.
191. Семейно-бытовая обрядность вайнахов. Сб. статей. - Грозный, 1982. - 287 с.
192. Серенбаев К.С. Семейные обычаи и традиции в развитии. - Алма-Ата, 1965. - 229 с.
193. Семенов Е.В. Ценностные ориентации. // Вестник РГУ, 2009. Серия 6. Вып. 7. № 20. - С. 50-59.
194. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. - Грозный, 2006.
- 429 с.
195. Смирнова Л. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа.
- М., 2003. - 322 с.
196. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976.- 159 с.
197. Сластенин В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. / В.А.Сластенин, Н.Е.Мажар. М.: Прометей, 1991. - 144с.
198. Словарь-справочник по педагогике. / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.П. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448с.
199. Солдатенков А. Д. Ориентация юношества на духовно-значимые ценности. - М., 2004. - 265 с.
200. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. - Владикавказ, 1999. - 377 с.
201. Сафронова О.В. Педагогические условия самоактуализации личности студента - будущего учителя начальных классов в образовательном процесса колледжа: Дисс.. канд... пед. наук.- М., 2011. - 199 с.
202. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. - М., 1998 -
С. 9.
203. Социологическийсловарь проекта Socium, 2003 г. Социология: Энциклопедия. / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г. - 723 с.
204. Сулейманов А. Сборник стихотворений. - Грозный, 1985. - 59 с.
205. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. - Л.: ЛГУ, 1976. - С. 120.
206. Суханов И.В. Семейные обычаи, традиции, преемственность поколений. - М., 2076. - 286 с.
207. Ступникова К.Е. Развитие образовательных услуг в городе (МОУ СОШ 113). - Уфа, 2012. - 144 с.
208. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 Т. -Т. 2. - М.: «Педагогика», 1990. - 350 с.
209. Санабасова Р.К.Народная педагогика алтайцев. Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 1993. 217с. - С. 44-56.
210. Салагаева З.М. От Нузальской надписи к роману: проблемы генезиса и становления осетинской прозы. - Орджоникидзе: Ир, 2004. - 203 с.
211. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Что это такое? Как они возникает? Что в них хорошего и что плохого? - Орджоникидзе, 1968. -322 с.
212. Словарьпосоциальнойпедагогике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Автор(ы): Л. В. Мардахаев и др.- М.: Acadevia, 2002. Серия«Высшее образование».- С.81.
213. Сюта Е.В. Идеи воспитания и обучения в этнопедагогике украинского народа. //Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. - Ордженикидзе,1971 - С. 102.
214. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов северного Кавказа.
- М.: Политиздат, 2003. - 149 с.
215. Сидельский А.П. Морально-этнические традиции: общее и национальное. - М.: Педагогика, 1994.
216. Тахаев М. Танец - выраженье чувств. // Газета «Даймехкан косташ». -М.-Л., 1998. - № 1. - С. 5.
217. Трубецкой Н.С. Европа и человечество. // История. Культура. Язык.
- М.: Прогресс,1995. - 398 с.
218. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка». 4-е изд., допол. - С.549.
219. Традиции в истории культуры. - М.: Наука, 1978. - 259 с.
220. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1999. - 62 с.
221. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1969. - 239 с.
222. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.//Избранные педагогические сочинения. - М.:Просвещение, 1968.
- 557с.
223. Ушинский К.Д. Родное слово. Соч. в 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.
224. Ушинский К.Д. Три элемента школы. / Собр. соч. - Т. 2. - М-Л., 1948. - 405 с.
225. Ушинский К.Д.Педагогические сочинения. В 6 т. Т.2. - М., Педагогика, 1988. - С. 482-564.
226. Убайдуллаев Г.И. Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педагогики: Дис. ... канд. пед. наук. -Ташкент, 1983. - 223 с.
227. Уарзиати В.С. Народные игры и развлечения осетин. -Орджоникидзе: Ир, 1987. - 256 с.
228. Фурье Ш. Равноправные отношения между мужчиной и женщиной.
- М., 2000. - 363 с.
229. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности ценностных ориентаций юношей и девушек. - М.: Знание. - 2011. - 190 с.
230. Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.В. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983.
- С. 381.
231. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации.
232. Хазбулатова З. И. Из опыта народной педагогики вайнахов (XIX -нач. ХХ вв.). // Новые археолого-этнографические материалы по истории Чечено-Ингушетии, переизд. и допол. - Грозный, 2000. - 200 с.
233. Хадиков Х.Х., Плиев Т.П. Осетинские нартские сказания -памятник педагогической культуры. // Некоторые вопросы истории и практики воспитания. - Орджоникидзе, 1972. - Вып.1. - С. 29-44.
234. Халидов А.И. О синтаксическом строе песенного этноса илли // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. - Грозный, 1998. - С. 25-33.
235. Харитонов М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: Дис. ... д-ра пед. наук: М., 1999. - 409 с.
236. Харламов И.Р. Педагогика. Гардарики. - М., 2000. - 329 с.
237. Хасиев С.-М. О ценностной шкале чеченцев. // «Чеченец». -Грозный, 1990. - № 1. - С. 5-14.
238. Хасиев С.-М. Чеченцев древняя земля. - Грозный, 2004. - 277 с.
239. Хамицаева Т.А. Историко-песенный фольклор осетин. -Орджоникидзе: Ир, 2003. - 171 с.
240. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа - М., 1993. -
83 с.
241. Хетагуров К.Л. Особа. // Собр. соч. в 3 т. - М., 1974. - Т.2 - С. 226281.
242. Хубецова З.Р. Осетинские клятвенные формулы. // Вопросы осетинского языкознания. - Орджоникидзе, 1977. - Т. ХХХП - С. 93.
243. Ханбиков Я.М. Народная педагогика татар. - Казань, 2009. - 460 с.
244. Хут Ш.Х. Несказочная проза. // Адыгейский фольклор: В 2 кн. - КН. 2. - Майкоп, 1980. - С. 12-30.
245. Хуранов Ш.Ш. Заметки о преданиях абазин. // Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 2004 - С. 3-25.
246. Христова Е.Л. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Дисс... канд. философ. наук. - М., 1988. - 260 с.
247. Цао Ян. Этнопедагоические традиции и их использование в образовательной практике Китая. - 2012. - 131 с.
248. Цаллагова З.Б. Афористические жанры осетинского фольклора. -М.: Гардарика, 2010. - 211 с.
249. Цаллаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. - Владикавказ: Ир, 1993. - 49 с.
250. Чамаев К. И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа. // Вопросы национальной психологии. -Черкесск, 1972. - С. 35-68.
251. Чеснов Я. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев. // Этнографическое обозрение. - 2004. - № 5. - С. 26-35.
252. .Чеснов Я. Чеченцем быть трудно // Независимая газета. - 2000. - 2 сент.- С. 2.
253. Чеченский фольклор. - Грозный, 2000. - 592 с.
254. Чеченцы: история и современность. Составление и общая редакция Ю.А.Айдаева. - М,1996. - 352 с.
255. Шацкий С.Т.Избранные педагогические произведения в 2-х т. / Под ред. Н.П. Кузьмина, М.Н. Скаткина и др. - М.,1980. - т. 1. - 304 с.
256. Штыкарева В.Ю. Дидактические основы этнопедагогической подготовки будущего учителя в образовательном пространстве вуза: Дисс. . канд.. пед. наук. - М., - 304 с.
257. Широкогоров С.М. Этнос. - Шанхай,1923. - С. 13.
258. Штерн В. Детская психология. Т.2. - М.: Мир. - 2000. - 455 с.
259. Штофф В.А. Моделирование и философия. - М.; Л., 1966. - 299 с.
260. Эйдемиллер Э.Г. Семейный сценарий и трансляция паттернов поведения. Перев. Лисиной. - М.: Глобус. - 211 с.
261. Эхаева Р.М. Использование народных идей и традиций, фольклорных жанров в духовно-нравственном воспитании молодежи. / Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Наука и молодежь». - Грозный, 2007. - 115 с.
262. Эхаева Р.М. Специфика семейного воспитания вайнахской народной педагогики. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. - Грозный, 2007. С. 22.
263. Эхаева Р.М. Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике: Дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, - 2009.
264. Юсупова Р.Я. Духовно-нравственное воспитание молодежи во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы: Дис. . канд. пед. наук. - М., 2001. - 228 с.
265. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании молодежи. // Вопросы психологии. - № 2. - 2005. С с.4 - 9.
266. Якубов З. Педагогическая мудрость народа. // Народное образование. 1995. - № 2. - С. 37-44.
267. Яндаров А.Д. Правда против вымыслов. // «Голос Чечено-Ингушетии», 1990, 30 окт. - С.2.
Диссертационные исследования и авторефераты по теме исследования:
268. Арсалиев Ш.М-Х. Использование произведений национальной культуры в подготовке учителя начальных классов. Дисс ...канд.пед.наук. -М., 1996. - 266 с.
269. Алиханова Р.А. Этнопедагогический потенциал чеченской семьи. Автореф. Дис. ... канд. пед.наук. - Йошкар-Ола,2004.- 24с.
270. Белалов Р.М. Этническая направленность нравственной культуры и её формирование у будущего учителя в образовательном процессе. Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Владикавказ, 2003. - 23с.
271. Кузнецова Е.В. Этнопедагогическая подготовка студентов педвуза к работе в полиэтническом регионе: Дисс. канд. пед. наук. - Астрахань.2001. - 221с.
272. Пятибратова О.А. Формирование профессиональной готовности будущих менеджеров-аниматоров к туристской деятельности: Дисс. .канд.пед.наук. - М., 2008. - 173 с.
273. Талдина М.В. Системный подход в патриотическом воспитании младших подростков в общеобразовательных учреждениях: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006.
274. Христова Е.Л. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Дисс. канд. философ. наук. -М.,1988. - 260 с.
275. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве: Автореф. дисс.докт. пед. наук. - Тбилиси, 1967, -46 с.
276. Шаврина А.В. Формирование маркетинговой культуры менеджера туризма в вузе: Дисс.. канд. .пед. наук. - М.:2009. - 197 с.
277. Янгирова В.М. Подготовка учителя к диагностике развития младшего школьника: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 351 с.
278. ^МеЯ^. Мойуайоптесо^ёегеё: Шесопсер1:о&отре1епсе. / тйеЯЖ // Psychjlogicalreview. 1959. № 66.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Название тематических конференций
С целью совершенствования этнопедагогической подготовки целесообразно проведение тематических конференции со студенческой и педагогической общественностью вуза. По проработанной программе «Чеченская культура»:
1. Семейное воспитание в чеченской народной педагогике.
2. Возникновение простых норм морали и народных нравственных традиции.
3. Духовно-нравственное воспитание учащихся на народных традициях.
4. Этнокультура общения
5. Образ жизни и менталитет чеченцев
6. Народный опыт воспитания
Анкета для преподавателей вуза
В целях исследования проблемы профессиональной подготовки студентов на основе чеченской народной культуры просим вас ответить на следующие вопросы. Нужные ответы просим подчеркнуть. Благодарим за откровенность!
1. Что Вы вкладываете в понятие народное воспитание, народная педагогика?
2. Как Вы относитесь к народным традициям и обычаям в качестве педагогического средства?
3. Считаете ли Вы, что знание и соблюдение студентами народных традиций и обычаев - важное условие воспитания и возрождения традиционного воспитания?
4. Использует ли современная чеченская семья традиционные обучаи в семейной педагогике?
5. Пользуетесь ли Вы теми знаниями народной чеченской педагогики, которые усвоили прежде?
6. Какое место занимает в вашей воспитательной практике этнокультурные традиции?
7. В каких случаях в процессе воспитания Вы обращаетесь к народным традициям и обычаям?
Приложение 3 Таблица 1
Данные заключительного этапа эксперимента по совершенствованию профессиональной готовности студентов к реализации
Когнитивный компонент
группы уровни
низкий средний высокий
Экспериментальная группа 10%(13ч.) 30% (39 ч.) 60% (78 ч.)
Контрольная группа 40%(70 ч.) 36% (63 ч.) 24% (42 ч.)
Ошибка первого рода а=0,000 а = 0, 276 а = 0, 000
Поведенческий компонент
группы уровни
низкий средний высокий
Экспериментальная группа 10%(13ч.) 30% (39 ч.) 60% (78 ч.)
Контрольная группа 40%(70 ч.) 36% (63 ч.) 24% (42 ч.)
Ошибка первого рода а=0,000 а = 0, 276 а = 0, 000
Рефлексивный компонент
группы уровни
низкий средний высокий
Экспериментальная группа 10%(13 ч.) 30 % (39 ч.) 60 % (78ч.)
Контрольная группа 24%(42 ч.) 40% (70 ч.) 36% (63 ч.)
Ошибка первого рода а = 0,0019 а = 0, 0742 а = 0, 000
Деятельностный компонент
группы уровни
низкий средний высокий
Экспериментальная группа 20% (26 ч.) 10% (13 ч.) 70% (101 ч.)
Контрольная группа 28% (49 ч.) 44% (77 ч.) 28% (49 ч.)
Ошибка первого рода а = 0, 112 а = 0, 000 а = 0, 000
Расчетные формулы
N + N +N
-_-_-_100% т
10К (1),
где Nx ,Nx - количество баллов, выставляемых за каждый ответ; 10N - максимальное количество баллов.
N. +... + N
100% (2), 10N
где Nx| + ^^ - количество баллов, выставляемых за каждое проявленное умение; 10N - максимальное количество баллов.
^ -
£—/*тгугр (3)
где 10К '
- сумма баллов внутренних мотивов;
- сумма баллов внешних мотивов.
Студен группа Включение студентов в деятельность по освоению
ты этнопедагогически традиций и обычаев (2007-20 13гг.).
экспер 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
имента
льной
группы
1. АН-034 Н Н Н Н Н О О О Н Н
2. АН-034 Н Н О О О И И И И И
3. АН-034 Н Н О О О И И И И И
4. АН-034 Н О О О О О О О О И
5. АН-034 Н О Н Н О О О О И О
6. АН-034 Н О Н Н Н О О О И О
7. АН-034 О О Н О О И О О О О
8. АН-034 Н О О О О О Н О И И
9. АН-034 Н Н О О О О О О И О
10. АН-034 Н Н Н О О О Н О О И
11. АН-034 Н Н Н Н Н О О О О О
12. АН-034 Н Н Н О О О О О И К
13. АН-034 О И О И О И К И И К
14. АЯ-032 О И О И О И К И К К
15. АЯ-032 О И И И И И И К К К
16. АЯ-032 Н Н О О О О И И И И
17. АЯ-032 Н Н Н Н О О Н Н Н О
18. АЯ-032 О О О Н О О О Н Н Н
19. АЯ-032 О О О О И И И К И К
20. АЯ-032 О О О Н О И И К И К
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.