Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в условиях гуманистического воспитания будущих учителей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мусханова, Исита Вахидовна

  • Мусханова, Исита Вахидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 0, Б.м.
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 171
Мусханова, Исита Вахидовна. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в условиях гуманистического воспитания будущих учителей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Б.м.. 0. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мусханова, Исита Вахидовна

Введение.

Глава1.Этнопедагогическая сущность, содержание, особенности гуманистического воспитания будущего учителя.

1. 1 .Этнопедагогическая ориентация в системе подготовки учителя .12 1. 2.Гуманистическая направленность этнопедагогического содержания профессиональной подготовки учителя.

1. 3. Современное состояние гуманистической подготовки учителя. .65 ВЫВОДЫ I ГЛАВЫ.

Глава2.Научно-методическое обеспечение гуманистической подготовки учителя.

2. 1 Регионально-этнический компонент в профессиональной подготовке учителя-гуманиста.

2.2. Система этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса в гуманистической подготовке учителя.

2.3. Экспериментальная работа и её итоги. (Опыт работы в вузе, целостный этнопедагогический эксперимент. Экспериментальные коррективы. Результаты, итоги, анализ.).

ВЫВОДЫ II ГЛАВЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в условиях гуманистического воспитания будущих учителей»

Актуальность исследования.

Решение социальных проблем требует от системы образования воспитание духовно-нравственной, интеллектуальной и физически развитой личности.

Необходимость комплексного подхода к решению этой проблемы не подлежит сомнению.

Гуманизм как основополагающий принцип и критерий общественного развития признан мировым общественным сознанием. Мысль о ценности человека, его жизни и жизни на Земле в целом является спасительной идеей, усвоив которую человечество сможет объединить усилия и защитить планету от разрушительных войн и экологических катастроф.

Близким по значению к понятию «гуманизм» стоит понятие «гуманность».

Гуманность, гуманный — проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; человечный, человеколюбивый. В публикациях гуманность, как и гуманизм, называют одновременно мировоззрением, чертой характера, качеством, принципом, элементом морали, составной частью воспитания. Скорее всего, понятие гуманность (человечность) - черта (свойство) личности.

Великие педагоги-гуманисты фундаментальной основой воспитания считали народную педагогику. Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, Платон, JI.H. Толстой, К.Д.Ушинский в своих трудах обобщая опыт семейного воспитания полагали, что средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.

К.Д.Ушинский подчёркивал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

На основе обобщения народного опыта Л.С.Макаренко создал подлинно этнопедагогический хрестоматийный труд «Книга для родителей», равной которой педагогика и не знает. В книге описаны редкие стороны семейного воспитания, при этом сохранены народный стиль, тон, манера повествования, опыт и характерные примеры.

Педагоги-новаторы, такие как Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, А.Б.Резник, В.Ф.Шаталов, своим педагогическим опытом показывали озабоченность жизнью детей, их проблемами и трудностями, их переживаниями и стремлениями. В их работах, прежде всего, обозначена установка на принятие любого ученика таким, каков он есть: «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть»; «начинается оно (воспитание) с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить ученика, какой он есть»; задача педагога состоит в том, чтобы понять и увидеть ребёнка таким, какой он есть. Действительно, чтобы оказать действенную помощь ребёнку, вступить с ним в контакт, нужно узнать о его потребностях и проблемах. Своими проблемами ребёнок поделится только с таким педагогом, которому он доверяет, который понимает и принимает его без упрёков и замечаний, таким, какой он есть.

В своём педагогическом опыте педагоги-новаторы опирались на методы народной педагогики, указывали на значимость опыта народа в преемственности воспитания детей.

О значении народной педагогики Волков Г.Н. пишет: «Современная наука, обновляющая и умножающая интеллектуальное богатство человека, его творческие способности, структурно возвращается к своему началу, но на совершенно новой основе, «Наукой будущего» станет одна наука, ориентированная на человека. В этой науке достойное место займёт педагогика как наука наиболее гуманная и обращенная к будущему, к детям, человековедческая наука».

Духовная жизнь любого народа определяется его трудом, душевным талантом, человечностью. Именно эти критерии являются главными в воспитании подлинно народных характеров. Они составляют основу этнопедагогики.

История изобилует множеством примеров, подтверждающих, как непросто было выжить духовно чеченскому народу в условиях дискриминации языка, обычаев и традиций. В различные исторические периоды проводились меры, направленные на разрушение этнокультурных традиций чеченского народа, связанных с древнейшими цивилизациями.

Народное воспитание чеченцев основано на гуманистических принципах, признающих ценность человека, уважающих его права на свободу и независимость. В воспитательных традициях чеченского народа главное место занимают патриотизм, интернационализм, почитание предков, с глубокое уважение старших, беспрекословное соблюдение обычаев и традиций.

Умение учителя правильно использовать в своей педагогической деятельности методы народной педагогики стало одной из актуальных задач современности. Эту проблему призвана решать высшая школа.

К сожалению, политические события в Чеченской Республике за последние 10-15 лет послужили благоприятной почвой для утраты, деформирования многих принципов воспитания. Беспредел, вседозволенность, безработица - вот скромный багаж тех лет.

В настоящее время, когда правительство предпринимает попытки вернуть республику в русло нормальной жизни, как никогда остро встал вопрос воспитания подрастающего поколения. Возглавить этот процесс должен учитель. Вот почему актуальнейшей задачей сегодня является обучение учителя использованию в своей учебно-воспитательной деятельности позабытых методов народной педагогики.

Общие закономерности профессиональной подготовки и формирование личности учителя нашли отражение в исследованиях Г.Н.Волкова, В.А.Кан

Калика, Н.В.Кузьминой, Л.Н.Мищенко, Н.Д.Никандрова, В.А.Николаева, В.А.Сластёнина, М.Г. Харитонова, А.И. Щербакова, Е.Н. Шиянова и других.

Среди современных исследователей, рассматривающих возможность использования идей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе следует отметить В.А.Арупоняна, В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, Г.С.Виноградова, А.Ш. Гашимова, АЛ.Орлова, В.И.Элашвили.

Значение нравственного, эстетического и трудового воспитания подчёркивается в работах З.М.Магомедовой, М.А.Муратовой, И.Оширбекова, Х.Рахимова, Н.С.Гончаровой, З.Д,Клекбаева, С.И.Раимова, А.Ш.Хасанова,

Г.Н.Волкова, Ж.Д.Доржиева, М.Сайфуллаева и др.

Роль национальной культуры в подготовке учителя, анализ этнического наследия чеченцев, обобщение опыта традиций, преемственности в подходе к воспитанию ребёнка проводит в своих работах Ш.М-Х.Арсалиев. Среди научных изысканий, посвященных национальным традициям и обычаям чеченского народа, следует отметить работы И.Ю.Алироева, М.Д.Межидова.

Однако, как показал анализ, методы народной педагогики, прогрессивные народные обычаи и традиции используются слабо в учебно-воспитательном процессе педагогических учебных заведений. Это относится и к гуманистической подготовке учителей на материале этнопедагогики.

С учётом этого был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: этнопедагогизация целостного процесса гуманистического воспитания будущих учителей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: деятельность образовательных учреждений по этнопедагогизации целостного . учебно-воспитательного процесса гуманистического воспитания будущих учителей.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: обычаи, традиции, нравы, опыт этнопедагогики в воспитании гуманистических черт будущих учителей.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить и научно обоснованно представить в качестве целостной картины роль традиционной этнической педагогической культуры чеченцев в гуманистическом воспитании будущих учителей.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью в ходе исследования решались следующие задачи:

1. Исследовать динамику гуманистических идей в контексте традиционной этнической педагогической культуры чеченцев.

2. Проанализировать опыт решения проблемы этнопедагогизации целостного процесса в образовательном учреждении.

3. Сконструировать и апробировать теоретическую модель гуманистического воспитания студентов посредством повышения этнопедагогизации образовательного процесса.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что гуманистическое воспитание будущих учителей должно зависеть от уровня использования в целостном учебно-воспитательном процессе многовекового этнопедагогического опыта чеченского народа. Её суть составляет предположение о том, что гуманистическое воспитание будущих учителей зависит от уровня использования в целостном учебно-воспитательном процессе опыта этнопедагогики чеченцев, а также если:

- на основе традиций этнопедагогики чеченцев соблюдается преемственность в процессе саморазвития и самовоспитания учащихся;

- сохраняется взаимодействие целенаправленного воспитания в школе, в вузе с традициями гуманистического и нравственного воспитания народа, отражёнными в этнопедагогике чеченцев;

- многообразием методов, приёмов, средств этнопедагогики чеченцев обеспечивается непрерывность воспитательного воздействия на гуманистическое сознание и самосознание учащихся; стратегией повышения интенсивности и эффективности этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса гуманистического воспитания подрастающего поколения на основе этнопедагогической теории и практики будет выступать личностный подход, благодаря которому целью, смыслом и главной ценностью воспитательной работы становится личность субъекта педагогического процесса;

- осуществляется целенаправленная подготовка учителей для творческого подхода к использованию положений этнопедагогики чеченцев в гуманистическом воспитании подрастающего поколения.

Методологическая основа исследования*

Теоретическое изучение и осмысление философских, психологических, этнопедагогических и этнокультурологических работ, отражающих представление об идеях гуманизма, их общечеловеческой значимости, реализации в практике воспитания будущих учителей.

Методы исследования.

Исторический; анализ учебных программ, учебников по чеченскому языку и литературе; экспериментально-эмпирические методы: педагогический эксперимент, интервьюирование, тестирование,

•Ш социологический опрос, методика незаконченных предложении, диагностирование, беседы с учителями, преподавателями вузов, студентами, учащимися и их родителями, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности.

Этапы исследования.

Исследование состоит из трёх взаимосвязанных этапов.

На первом этапе ( 1999-2000 гг.) была проанализирована научная и научно-методологическая литература по исследуемой проблеме, изучены аспекты разработанности проблемы исследования и степени реализации в образовательном учреждении. Изучался и обобщался передовой опыт использования традиционной педагогической культуры.

На втором этапе ( 2000-2002) были продолжены теоретические исследования проблемы, сформулированы основополагающие принципы исследовательской деятельности. Работая в этот период учителем, завучем школы, преподавателем вуза автором была проанализирована система ft традиционной педагогической культуры, её функции, факторы, методы, средства, приёмы, формы воспитания.

На третьем этапе (2002-2005) проведена систематизация и обобщение полученных в ходе экспериментального исследования данных. Намечены основные направления и концептуальные подходы исследовательской деятельности. Оформлены результаты исследования в форме диссертации на Ф соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности

13.00.01. - общая педагогика.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что:

- впервые научно обосновано значение этнопедагогики для гуманистического воспитания будущих учителей;

- сформулированы конкретные определения понятия этнопедагогизация целостного, учебно-воспитательного процесса подготовки учителей в образовательном учреждении;

- рассмотрено использование традиционной чеченской культуры воспитания во взаимоотношениях субъектов учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения;

- выявлены условия для решения проблемы этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса гуманистической подготовки будущих учителей; исследованы ценностные ориентации студентов, взаимосвязь и взаимообусловленность этих показателей;

Материалы исследования могут быть использованы преподавателями педагогических вузов, организаторами, педагогами разных типов учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Системный подход к учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения позволяет проектировать элементы этнопедагогизации целостного процесса гуманистического воспитания будущих учителей.

2. Этнопедагогическая система способна обеспечить адекватные условия для становления гуманистической личности лишь в случае целостного воздействия на все её элементы, в том числе: содержание образования, корректируемое через учебный план; построение педагогического процесса с учётом особенностей традиционной чеченской культуры воспитания; формы педагогической деятельности, определяющиеся ценностными установками учителя, его мотивацией на гуманистическое воспитание будущих учителей.

3. Этнопедагогика, народное воспитание чеченцев - уникальные феномены культуры и цивилизации, призывающие к возрождению лучших традиций чеченского народа.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования последовательно осуществлялось на всех трёх этапах его проведения.

Основные идеи и результаты исследования были представлены и получили одобрение: на Республиканской научно-практической конференции «Воспитание -стратегическая задача в системе образования» (Грозный, 2002) на Республиканской научно-практической конференции РОО «Интеллектуальный Центр» (Грозный, 2004) на научно-практической конференции (г.Москва, 2005) на семинарах, конференциях, проводимых, Министерством Образования ЧР, городским управлением образования, ЧИПКРО (1991-2000) Структура и содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, новизна, цели и задачи диссертационного исследования, его методы, инструментарий, определена структура диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мусханова, Исита Вахидовна

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ:

Учебно-воспитательный процесс по своему содержанию явление глубоко национальное, т.к. отражает национальную педагогику и психологию. Посредством обычаев и традиций каждый народ стремится к совершенствованию, к воспитанию совершенной личности. Народный идеал, совершенная личность всегда выражает определённую степень самосознания народа, несёт в себе народную мудрость.

Огромное значение при обучении и воспитании имеет соблюдение этнопедагогических принципов: ориентация обучения и воспитания на обычаи и традиции народа, учёт национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием социально-политического, экономического и культурного развития; единство национального сознания и педагогической деятельности; педагогическое воздействие в соответствии с национальным идеалом: Термин «народная педагогика» в педагогической мысли России появился в конце XIX века и связан с именем К.Д.Ушинского, который считал народную педагогику одним из важнейших факторов, влияющих на развитие совершенной личности человека.

В своих работах Г.Н.Волков, а вслед за ним и Х.Х.Хадиков, О.Д.Мукаева, Т.Н.Петрова, Ю.А.Рудь, Ш.М-Х. Арсалиев, С.М.Шакарян, И.А.Чуриков, З.Б,Цаллагова, И.А.Шоров утверждают мысль о том, что народная педагогика — это совокупность средств, умений, навыков, передаваемых из поколения в поколение.

В условиях экономических и социально-политических преобразований в современное время огромное значение в России имеет региональное образование. История изобилует множеством примеров о том, что с начала 40-х годов школа не только в Северо-Кавказском регионе, но и по всей стране становилась всё более формализованной, она стала отрываться от своих национальных истоков.

В 90-е годы в России созданы реальные предпосылки для усиления образовательных и воспитательных функций этнических культур, использование достижений этнопедагогики. На Северном Кавказе огромный вклад в решение этой проблемы внесли И.А.Арабов, К.И.Бузаров, Ю.С.Кимов, В.В.Макаев, А.И.Мусулаев, С.Б.Узденова, Е.Е.Хатаев, В.К.Шаповалов, И.А.Шоров, Ш.М-Х.Арсалиев. Основная мысль исследований этих учёных состоит в следующем: обучение с опорой на этническую культуру, изучение в педагогическом процессе этнокультурных ценностей позволяет удовлетворять познавательные потребности учащихся, помогает в нравственном становлении и гражданском самоопределении подрастающего поколения.

В связи с вышеизложенным правомерно сделать вывод о значимости национально-регионального компонента в подготовке учителя. Дисциплины национально-регионального компонента формируют изменение качества подготовки будущего учителя. Важно правильно использовать произведения чеченской литературы, материалы этнопедагогики, содержащие гуманистическую направленность.

Общеизвестно, что каждый народ имеет свою систему воспитания, которая формировалась с учётом традиций и обычаев каждого народа. Применение национальных особенностей воспитания в учебно-воспитательном процессе, сочетание народной мудрости и научных знаний позволяют говорить о методах и формах работы по этнопедагогизации образовательного процесса.

Проведённое нами исследование даёт возможность сделать вывод о том, что методы и формы работы по этнопедагогизации образования чеченцев основаны на жизненном личном опыте многих представителей народа.

Устное народное творчество чеченцев — баллады, басни, пословицы, поговорки, героические песни-илли содержат огромный воспитательный потенциал, содействуют формированию положительных моральных качеств подрастающего поколения.

Для более глубокого анализа состояния использования этнопедагогических форм и методов в системе образования Чеченской Республики, нами была проведена экспериментальная работа, состоящая из нескольких этапов.

При организации опытно-экспериментальной работы выявлено, что наблюдается тенденция устойчивого интереса и желания лучше знать свои корни, истоки, как у учащихся школ, так и у студентов вузов. Данный эксперимент позволил вооружить родителей умениями использовать народные идеи и опыт в своём повседневном общении с детьми.

Разработана система учебно-воспитательной работы, которая позволила позитивно изменить отношение студентов к содержанию учебного материала, что проявилось в следующем:

- осмысление поступков людей с позиций общечеловеческих ценностей;

- формирование представлений о личности с позиций новых знаний об общечеловеческих ценностях;

- умение видеть и оценивать исторические события в их целостности;

- выработка собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате данного исследования мы пришли к выводу о том, что в условиях гуманизации и демократизации образования актуальна проблема качества подготовки педагогических кадров.

Материалы проведённого исследования и его результат позволяют сделать достаточно обоснованные выводы.

Обеспечены важные методологические положения философии о целостном подходе к объекту исследования, о сочетании исторического и логического методов, о диалектической связи единичного, особенного и всеобщего в явлениях природы и общества. Мы, прежде всего, руководствовались идеями о путях и закономерностях развития природы и общества, о природе национальной культуры, о путях развития человеческой цивилизации, о взаимосвязи национального в духовной и материальной культуре народов, о роли преемственности поколений, о семейном и общественном воспитании.

Изучение и использование фольклорных и этнографических материалов, литературных источников по истории, философии, этносоциологии, этнопедагогике дали возможность обобщить опыт этнопедагогического учения чеченцев.

Анализ социально-философских представлений о современном мире, обществе и месте человека в нём, психолого-педагогических разработок о формировании, развитии личности, её существенных характеристик и свойств, помогло выявить сущность саморазвития и самовоспитания личности, её места и роли в общественном прогрессе.

Рассмотрение учащегося в его целостности как носителя заданного природой, что непрерывно саморазвивается, самовоспитывается и самосовершенствуется, определяет нашу методологическую позицию исследования содержания, технологии, организационных путей осуществления принципов гуманистического воспитания посредством этнопедагогического потенциала народа. Ш

Этнопедагогическая концепция гуманистического воспитания подрастающего поколения чеченского народа придаёт глубокое значение формированию личностных качеств развивающегося человека, его самовоспитанию, личностному и профессиональному развитию:

- интеллектуальное развитие, богатство духовно-нравственного мира, физическое совершенство;

- выявление гуманных качеств учащегося, его взглядов, убеждений и идеалов;

- воспитание подрастающего поколения на прогрессивных гуманных традициях чеченского народа, потребность в глубоком овладении родным языком, фольклором, основами национального декоративно-прикладного искусства;

- использование этнического потенциала в воспитании принципов гуманности и человечности у учащихся как основы развития личности;

Все эти проблемы, разрешаемые средствами и приёмами народной педагогики, направлены на гуманистическое воспитание будущих учителей и этнопедагогизацию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

При изучении и развитии предмета нашего исследования выявлен феномен чеченской национальной культуры и особенности гуманистического воспитания будущих учителей на материале этнопедагогики; определены и экспериментально обоснованы условия этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса; разработаны научно-практические рекомендации по совершенствованию подготовки студентов на материале этнопедагогики.

Определены структурные компоненты положительного отношения к материалам этнопедагогики, ориентирующих будущего учителя на выработку гуманистических качеств, а именно:

- мотивационно-ценностный: осознание общественной значимости этнопедагогики в условиях коренного обновления всех сторон жизни страны; понимание студентом тех условий, особенностей и требований, которые предъявляются к использованию этого материала; готовность их использования;

- эмоционально-волевой компонент: готовность активно включиться в овладение материалов этнопедагогики; любовь к детям; педагогический такт; самообладание и выдержка; требовательность к себе и к учащимся, общительность; ответственность и настойчивость в обогащении своих знаний и умений; уверенность в своих силах и способностях, стремление к творческой деятельности;

- практический компонент: стремление к овладению эффективными формами, методами, средствами использования материалов этнопедагогики; готовность к изучению возрастных возможностей и психологических особенностей школьников и их учёт в процессе использования материалов этнопедагогики; готовность к овладению умениями анализировать материалы этнопедагогики с целыо их изучения.

Изучение материалов этнопедагогики показало, что они обладают неограниченными возможностями в воспитании у будущих учителей принципов гуманизма, а также в формировании у них положительного отношения к педагогической профессии. Нами проанализированы познавательные, воспитательные, коммуникативные функции этнопедагогики.

Познание объективного мира происходит в двух его формах: рациональной, данной в понятиях и суждениях, умозаключениях, теориях, гипотезах, и чувственной, передаваемой через ощущения, восприятия, представления. Одной из сторон этого единого и многогранного познания является научное и художественное познание; наука и искусство, равноценные способы познания, отличающиеся только своей спецификой.

Важным фактором в формировании у будущих учителей умений использовать материалы этнопедагогики, направленные на воспитание принципов гуманизма, является то обстоятельство, что их сила заключается не в поучении как поступать в той или иной ситуации, какими формами, методами, средствами пользоваться в обучении и воспитании детей, а в глубоком воздействии на мысли и чувства, интересы и стремления, образ жизни и поведения человека.

В процессе опытной работы был выявлен уровень знания материалов этнопедагогики, который оказался низким. Проведён анализ учебных программ, планов, в соответствии с которыми осуществляется учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе. Анализ показал, что при подготовке будущего учителя недооценивается возможность этнопедагогики. Материал этнопедагогики в процессе изучения общественно-политических, психолого-педагогических и специальных дисциплин преподавателями целенаправленно не используется.

В соответствии с задачами исследования были обоснованы педагогические условия использования материалов этнопедагогики, направленных на воспитание принципов гуманизма в учебно-воспитательной работе школы и педвуза с целью формирования умений использования их в своей практической деятельности:

1. Создание условий для целенаправленной реализации воспитательного потенциала материалов этнопедагогики, ориентирующего будущего учителя на привитие гуманистических принципов, формирование у них знаний, умений и навыков их использования в учебно-воспитательном процессе.

2. Умелое использование материалов этнопедагогики, способствующих гуманизации учебно-воспитательного процесса при изучении общественно-политических дисциплин, ознакомление студентов с событиями общественной жизни, с особенностями жизни общества, становления непрерывного образования, призванного обеспечить реальные условия для удовлетворения духовных, образовательных потребностей каждого человека, развитие у него нравственной, трудовой эстетико-этической активности.

3. Использование материалов этнопедагогики в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла. Выделение в их содержании аспектов, способствующих формированию у будущих учителей гуманистических принципов, ориентирующих их на осознание общественной значимости учительской профессии, овладение высотами культуры, образованности, мышления и речи, методами самообразования и самовоспитания, преодоления в себе таких личностных качеств, как апатия, формализм, раздражительность, поспешность и необдуманность решений и поступков, отсутствие прямоты в словах и делах.

4. Развитие у студентов стойкого интереса к этнопедагогике, особенно к материалам, содержащим гуманистический потенциал, ознакомление студентов с традициями народа, с положительным влиянием этнопедагогического наследия на формирование у них педагогических знаний, умений и навыков.

5. Повышение качества экологического образования студентов, экологизация сознания и углубление знаний по проблемам взаимоотношений человека и природы, гуманного отношения к природе.

6. Организация и проведение семинаров для родителей учащихся с целью ознакомления их с основами этнопедагогики чеченцев.

7. Разработка программы самообразования и самовоспитания студентов, помогающая своевременно выявлять свои положительные личностные качества и потенциальные способности и дающая возможность оптимально корректировать свои недостатки в сознании и поведении, способствующая воспитанию человека гуманного.

Проведённое нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о возможности использования материалов этнопедагогики с целью этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в условиях гуманистического воспитания будущих учителей.

Как показал анализ полученных результатов заключительного этапа опытно-экспериментальной работы в экспериментальных группах, возросло число студентов с более высокими показателями осмысленности поступков людей с позиций общечеловеческих ценностей, увеличилось число студентов, у которых формируется представление о личности с позиций новых знаний об общечеловеческих ценностях.

Проведённое исследование не претендует на полное раскрытие всей поставленной проблемы, но оно даёт импульс к дальнейшим поискам и решениям, которые связаны с перестройкой всего учебно-воспитательного процесса всей системы высшей педагогической школы.

146

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мусханова, Исита Вахидовна, 0 год

1. Абдуллина О.А. Общепсдагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. М., 1990.

2. Агафонова Н.Н. К вопросу о содержании этнокультурного компонента образования в высшей школе.// Реальность этноса — СПб., 2001-с. 24-26

3. Адархаева В.К. Подготовка будущего учителя к гуманизации отношений сучащимися в период педпрактики: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1991-16с.

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985-448с.

5. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.

6. Айдаев Ю. Отдели добро от зла. Газета «Правда», 20 января, 1988г.

7. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный.: 1994г.

8. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. (Сб. научных статей). — М.: ИТП и МИО РАО, 1994.

9. Актуальные проблемы развития личности: теория и практика. Сб. научныхтрудов. М.: Институт развития личности РАО, 1994-147с. Ю.Алиев А. Народные обычаи, традиции и их роль в формировании нового человека. - Махачкала, 1968, 290с.

10. Алироев И. Кувшин мудростей. Грозный, 1990.

11. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990.

12. Алироев И.Ю., Межидов Д. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992.

13. Алиханова Р. А. Этнопедагогический потенциал чеченской семьи. Автореф. диссерт. канд. пед. наук. — Йошкар-Ола, 2004, 24с.

14. Амаева Т.Б. Чеченские малые фольклорные жанры. Дис. канд. пед. наук — Тбилиси, 1985.- 187с.

15. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990-560с.

16. Лмонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996 — 496с.

17. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1968 339с.

18. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., Мысль. 1988.

19. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Педагогика, 1987.

20. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск: Ситим, 1995-54с.

21. Аплетаев М.Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения. Омск. —1989.

22. Арсалиев Ш.М-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы. — М.: 1996, 132с.

23. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогика чеченцев. (В связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов): Диссерт. д-ра пед наук. М., 1998.

24. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М.: 1998,286.

25. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы /учебно-методическое пособие/. М., Высшая школа, 1980, 368с.

26. Атияров К.И., Баранников С.А. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения. Уфа, 1992г.

27. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования. //Педагогика. 2001. - №2.-с.25-32.

28. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979, 182с.

29. Ахмадов У. Сборник юмористических рассказов, притчи. Грозный, 1984г.

30. Ахтияров К.Ш. Этнопедагогика и современная школа. //Учитель Башкирии, 1991. -№2-с.17-19.

31. Ачилов М. Нравственное формирование личности будущего учителя. -Ташкент, 1979,328с.

32. Базаева Ф.У. Самореализация будущего учителя в процессе его подготовки в вузе: Монография Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004-96с.

33. Бездухов В.П. Гуманизация школы: моральность учителя // Подготовка студентов и повышение квалификации педагогических кадров в условиях гуманизации школы Самара, 1992-С.37-50

34. Белалов P.M. Этническая направленность нравственной культуры и её формирование у будущего учителя в образовательном процессе. Автореф. канд. пед. наук. Владикавказ, 2003,23с.

35. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1948.

36. Берже. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.

37. Берулава Н.М. Гуманизация образования: состояние и перспективы // Гуманизация образования 1994-№1-с.З-11

38. Берулава Н.М. Международная Академия гуманизации образования // Гуманизация образования — 1995-№1-с.З-5

39. Берулава Н.М. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования // Гуманизация образования — 1994-№2-с.З-8

40. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философское размышление о жизненных проблемах. — М., Знание, 1990.

41. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников // Сов. Педагогика 1991-№9-с.50-56.

42. Бурулова М.М. Народные традиции воспитания в алтайской национальной школе. Дис. канд. пед. наук — М., 1996.

43. Вайнах. Литературно-художественный журнал. Грозный, № 8-9, 2003г.

44. Васильцева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. — М., Педагогика, 1983, 144с.

45. Веденеева Л.В. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса. Дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 2001г.

46. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

47. Волков Г.Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары, 1993.

48. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989, 334с.

49. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избр. этнопед. соч. Якутск, 2002.

50. Волков Г.Н. Созвездие земли (сборник) Чебоксары, 1979,446с.

51. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958, 340.

52. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974,376с.

53. Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1991-237с.

54. Воспитательная система школы: (Пробл., поиски и опыт гуманизации и демократизации): Тез. докл. обл. науч-практ. конф. март 1991г.— Омск, 1991-168с.

55. Гаджиева М.М. Дифференциация отношений учащихся к ценностям и ценностным ориентациям в условиях кризисного состояния социума. На примере Республики Дагестан. Дис. канд. пед. наук. — Махачкала, 2001.

56. Ганжин В.Т. Этика и формирование нравственности. М., Знание, 1978, 64с.

57. Гармаш В.Ю. Гуманизация и гуманитаризация в условиях совершенствования образовательной системы школы. Дис. канд. пед. наук.1. Москва, 1996г.

58. Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя. М., 1979, 98с.

59. Гуманистические аспекты учебно-воспитательной работы: Сб. науч. тр. -М., 1995-136с.

60. Гуманизация и демократизация народного образования: Тез. науч.-метод. конф. Ташкент, 1991 -210с.

61. Гуманизация и демократизация образования: (инновации и нововведения). (Тез. и материалы докл. науч.-практ. конф.)-Омск, 1994-221с.

62. Гуманизация и демократизация образования (инновации и нововведения) Омск: Омск, пед ин-т, 1995-80с.

63. Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в учебном заведении: Тез. докл. обл. науч.-практ. конф. — Омск, 1990-179с.

64. Гуманистическая направленность педагогики: (Ист.-пед. аспект) -Пятигорск, 1993-84с.

65. Гуманизация образования: проблемы, опыт, перспективы: (Тез. докл. регион, науч.-практ. конф.) —Омск, 1993-127с.

66. Гусева Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: Автореф. дис. . д-ра пед. наук — Брянск, 1994-19с.

67. Далгат Б. Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом. — Орджоникидзе-Грозный, 1933.

68. Далгат И.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. -М.: Наука, 1972-451с.

69. Дахкильгов И.Д, Мифы и легенды вайнахов. — Грозный, 1990-ЗЗбс.

70. Демократизация учебно-воспитательного процесса в учебном заведении: Тез. докл. обл. науч.-практ. конф., март 1989-Омск, 1989-113с.

71. Долженко О. Образование в России: сегодня, вчера и завтра: (Пробл. гуманизации и гуманитаризации) // Вестн. высш. шк. Alma mater - 1992-№4-6-с. 24-32.

72. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. — Екатеринбург, 1998.

73. Евдокимова Е.Г. Осмысление студентами субъективного отношения к педагогической деятельности как фактор становления гуманистической направленности педагога. Дис. канд. пед. наук. Саратов,1994.

74. Егоров С.Ф., Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления. М.: 1947.

75. Иванова Е. Гуманизм как требование, равное уважению //Халах шкулер (Нар. школа) 1993-№6-с.27-30.

76. Идеи гуманной педагогики: (ист.-пед. аспект) / Пятигорский гос. пед. институт иностр. языков — Пятигорск, 1993-74с.

77. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный; Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1979-233с.

78. Казакина М.Г. Воспитание гуманизмом и творчеством // Магистр: Независимый психолого-педагогич. журнал 1992-февраль-с.7-13.

79. Каменная летопись страны вайнахов. -М.: 1994,-199с.

80. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., Просвещение, 1987, 190с.

81. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика -1990-144с.

82. Карабашева Р.Б. Национально-региональный компонент как средство активизации учебного процесса (на материале школ Карачаево-Черкессии). Дис. канд.пед. наук. Карачаевск, 2002.

83. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т., М.: Педагогика, 1982-т. 1-656с.

84. Комплексная программа «Духовное возрождение личности и образование» М., 1993-33с.

85. Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Кн. для учителя Самара: Изд-во «Самарский университет», 1994-103с.

86. Кравцов Н.И., Лазутин И.Г. Русское народное устное творчество: Учебник — М.: Высшая школа, 1977-373с.

87. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: Изд.-АН СССР, 1960-520с.

88. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., Высшая школа, 1990, 142с.

89. Курбыко З.С., Подольская Л.Л. Гуманистический подход в подготовке будущих учителей к работе с родителями Минск, 1991-е. 18-24.

90. Лаудаев У. Чеченское племя// Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1У, Тифлис, 1882.

91. Лопатина Т.С. Творческая атмосфера условие гуманизации учебного процесса// Советская педагогика - 1991-№12-е.70-72.

92. Макаренко А.С. Воспитание гражданина М.: Просвещение, 1988-302с.

93. Мальсагов Д., Ошаев Х.Д. Устное поэтическое творчество чечено-ингушского народа. В кн.: Очерки истории чечено-ингушской литературы.1. Грозный, 1963, 8-38.

94. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) и период его разложения. Грозный, 1973г.

95. Мамхагова М.М. Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов. Дис. канд. пед. наук. М., 1999.

96. Манкиев А.Д., Шахгиреев Л.З., Булуева Ш.И. Семья и нравственность. Учебное пособие Грозный, 2003.

97. Марко Растелли. Махатма Ганди «Великая душа» // За рубежом. 1988, №14

98. Межидов Д.Д. Мудрость обычая. Грозный, 1989г.

99. Межидов Д.Д., Алероев И.Ю. Чеченцы: Обычаи, традиции, нравы.1. Грозный, 1992г.

100. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала. 1986-123с.

101. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1987.

102. Мудрость воспитаний: Книга для родителей М.: Педагогика,1987-288.

103. Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев: Традиционные и общесвенные институты в советской исторической науке, -Нальчик, 1986-156с.

104. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского. — М.: 1994-183.

105. Мухина М.И. Гуманистическая традиция и новаторство в педагогическом опыте В.А.Сухомлинского: Автореф. дис. . д-ра пед. наук.-М., 1995-68с.

106. Недина О.В. Гуманизация высшего образования и её влияние на развитие личности студента: Автореф. дис. . канд. философ, наук. — М., 1993-20с.

107. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя. М.: 1998.109.0гаркова И.В. Формирование гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Пятигорск, 2003-21с.

108. Основы педагогического мастерства. Под редакцией И.А. Зязюна. М., 1989,302с.

109. Осухова Н.Г. Гуманистические ориентации учителя: пересмотр целей и поиск технологий// Вестник высшей школы 1999-№12- с.30-35.

110. Педагогический поиск. Сборник статей. М.: Педагогика, 1987.

111. ИЗ. Подготовка студентов и повышение квалификации педагогических кадров в условиях гуманизации школы: Межвуз. сб. науч. тр. Самара, 1992123с.

112. Пожидаев В. Горцы Северного Кавказа: ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины, кабардинцы. М.- JL, 1926.

113. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр» в воспитании и развитии личности ученика якутской школы. Дис. д-ра пед. наук. М., 1999.

114. Пословицы разных народов. Новосибирск, 1959г.

115. Песни вайнахов. Чечено-ингушская народная лирика. Грозный, 1972-177с.

116. Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса — Ярославль, 1991-119с.

117. Развитие гуманистической педагогики в России / Сост. В.В. Макаев — Пятигорск, 1994-68с.

118. Родчанин Е.Г., Зязин И.Л. Гуманист. Мыслитель. Педагог. М.: - 1991-112с.

119. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992-154с.

120. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании // Пед. соч. в 2-х т. М., 1981.

121. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Что это такое? Как они возникают? Что в них хорошего и что плохого? Орджоникидзе, 1968137.

122. Семёнов К.Б. Этнопедагогика горской семьи на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов. Дис. д-ра пед. наук. Майкоп, 2000.

123. Силистрару Н.В. Этнопедадгогика молдаван. В связи с проблемой взаимодействия народной педагогики с педагогической наукой. Дис. д-ра пед. наук. Кишинёв, 1997.

124. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. Грозный, 1986-529с.

125. Скаткин М.Н. Методолгия и методика педагогических исследований. — М., 1987-150с.

126. Сластёнин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: 1997-223с.

127. Сластёнин В. А., Шияно Е.Н. Гуманистическая концепция педагогического образования // Совр. высш.школа. — 1991-№9-с.80-84.

128. Сластёнин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе. М., МГПИ, 1982.

129. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей: Межд. науч.-практ. конф. М., 1993-ч1-145с., ч.2-146с.

130. Соколова Н.Д, Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. — Екатеринбург, 1992-110с.

131. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль, Я111И, 1976-82с.

132. Сулейманов А.С. Тапономия Чечено-Ингушетии. Грозный-Нальчик, 1997.

133. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976-216с.

134. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. // Избр. пед. соч.: В 3-х т. М.: Педагогика, 1979-т.1-558с.

135. Толстой JI.H. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день. В 2-х т. М., 1991.

136. Толстой JI.H. Публицистические произведения: 1855-1856 М.: - 19831. Т.-16.

137. Тюменцева З.П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в национальной школе. Дис. канд. пед. наук. -М.,1993.

138. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения т.1-6 -М., 1988.

139. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания т.9, - М., АПН СССР.

140. Ханбиков Я.И. Народная педагогика, Казань, 1966-126с.

141. Хасиев С.А. О ценностной шкале чеченцев. Грозный, 1990.

142. Цаллагова 3. Б. Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа. Дис. д-ра пед. наук. М., 1998.

143. Чеснов Я.В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев. М.: №5, 1994.

144. Чеснов Я.В. Россия и чеченцы // Открытая политика, 1995 №2.

145. Чеснов Я.В. Чеченцем быть трудно. // Независимая газета. 22.09.94.

146. Чечено-ингушский фольклор. М., 1991, 592с.

147. Чеченский фольклор. Т.2. Грозный, 1964-202.

148. Чеченцы, история и современность. Под ред. Ю.А.Айдаева. М.: 1996-352.

149. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. JL, Наука, 1986, 303с.

150. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя. -М: 1991-179с.

151. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы М.; 1991-205с.

152. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Росто н/Д., 1995-310с.

153. Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога //Сов. педагогика 1991-№9-с.80-84.

154. Шиянов Е.Н. Психология и педагогика развития личности. М., 2002.

155. Шоров И.А. Адыгская народна педагогика. Дис. д-ра пед. наук. -Майкоп, 1993.

156. Щацкий С.Т. Педагогическое сочинение в 4-х т. М.: Просвещение, 1965.

157. Юсупова Р.Я. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы. Дис. канд. пед. наук. М.; 2001-155с.

158. Яндаров А. Д. Правда против вымыслов // Голос Чечено-Ингушетии. Грозный, 1990,30 октября.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.