Профессиональная инженерная культура: Структура, динамика, механизмы освоения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор философских наук Багдасарьян, Надежда Гегамовна

  • Багдасарьян, Надежда Гегамовна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 294
Багдасарьян, Надежда Гегамовна. Профессиональная инженерная культура: Структура, динамика, механизмы освоения: дис. доктор философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 1998. 294 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Багдасарьян, Надежда Гегамовна

Содержание

Введение

Глава 1. Структура и динамика профессиональной

инженерной культуры: историко-культурологический анализ

1.1. Смена требований к содержанию и результатам инженерно-технической деятельности

1.2. Качественные изменения инженерной профессиональной культуры в техногенной среде

1.3. Социокультурные критерии оценки современной

инженерной компетентности, их динамика

Глава 2. Роль социальнонаучной и гуманитарной компонент в динамике профессиональной культуры инженера

2.1. Сравнительный анализ основных характеристик естественнонаучного, социально-научного и гуманитарного знания

2.2. Место социально-научного и гуманитарного знания

в инженерной деятельности

2.3. Язык науки и проблема понимания в научном и

гуманитарном дискурсе

Глава 3. Статус социально-научного и гуманитарного

знания в техническом образовании

3.1. Динамика становления новой образовательной парадигмы

3.2. Социокультурная функция университетского образования

3.3. Нормативная модель и принципы организации блока социально-научных и гуманитарных дисциплин в образовательном пространстве технического университета

Заключение

Использованная литература

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональная инженерная культура: Структура, динамика, механизмы освоения»

Введение

В конце XX века мировое сообщество столкнулось с проблемами, обусловлеными ускорением социокультурных процессов, ростом многообразия искусственного мира человека, интенсификацией социокультурных коммуникаций. Это сопровождается социальной нестабильностью и напряженностью. Как кризисное оценивается и состояние таких областей культуры, как техника и технология, а также структура и содержание технического образования.

Множество фактов свидетельствует о необходимости нового подхода к оценке места и роли техноструктур в организации и упорядочении социокультурной жизни. Анализ лих фактов обеспечивает данные для обоснованных выводов по теме настоящей работы. Локализация темы профессиональной технической культуры и инженерного образования в рамках России имеет особую актуальность. Во-первых, переориентация социально-экономических процессов в стране в направлении модернизации предполагает соответствующие изменения структуры производства, в том числе повышение уровня квалификации рабочей силы. Это означает необходимость изменений в профессиональной инженерно-технической культуре. Во-вторых, необходимо специально изучить спектр проблем, связанных с динамикой техносферы и особым местом в этой динамике инженерного корпуса.

Проблемы, возникшие в природе и обществе в результате развития науки и техники, в настоящее время носят устойчивый характер. Их содержание можно вывести из неспособности людей выработать стратегию адекватного контроля над современным сложным и динамичным искусственным и природным окружением. В этой ситуации профессиональная инженерная культура занимает одно из центральных

мест при разработке методологии и технологии разрешения социально значимых проблем. Однако для реализации ее позитивного, социально полезного потенциала необходимо отрефлексировать ее "предельные основания", возможности и механизмы ее актуализации в более широком социокультурном контексте.

Основная научная проблема исследования.

Узкотехнические подходы к решению технологических задач, обусловленные необходимостью все большей дифференциации и специализации профессиональной деятельности в современной ситуации общественного разделения труда, привели к лавинообразному накоплению деструктивных последствий инженерно-технической деятельности. Расхождение между таким накоплением и уменьшением степени контроля людей над этим процессом позволяет ставить вопрос о необходимости учета социокультурных факторов как в процессе освоения профессиональной инженерной культуры, так и в практическом использовании специальных знаний и навыков.

Состояние и степень научной разработанности темы исследования.

Различные ракурсы темы инженерной профессиональной культуры получили освещение в истории и философии техники, социологии, психологии, культурологии, эргономике, информатике. В рамках дисциплин, подчас далеко отстоящих друг от друга, накоплены разнородные данные, позволяющие, однако, осветить тему профессиональной культуры инженера с точки зрения ключевой, социокультурной ее характеристики. И хотя учеными, которые касались интересующей нас темы, решались другие научные задачи, многие из разработанных ими положений могут выступать в качестве отправных позиций для нашего собственного исследования и системы аргументации. Так, важную роль в исследовании автора играли работы, анализирующие динамику формирования инженерной деятельности, взаимосвязи развития

общества и техники (работы В. Г. Горохова, Л. Р. Грэхема, В. М. Розина, В. П. Рыжова, В. П. Булатова, X. Ленка, К. Митчема, Е. А. Шаповалова, А. Хунинга, П. К. Энгельмейера [90; 98; 99; 272; 276; 272; 47; 180; 181; 375; 203; 345; 359]), инженерного творчества (работы Г. С. Альтшуллера, JL Половинкина, А. Б. Попова, А. Т. Шумилина, А. Ф. Эсаулова [6; 7; 240; 246-251; 353; 360; 361]).

Особое значение придавалось автором работам, исследующим глобальные процессы, характерные для современного состояния техносферы и изменяющие требования к профессиональной культуре как с точки зрения отбора технологий, так и с позиций инженерной этики (работы В.И. Вернадского, H.H. Моисеева, Ш. Тейяр-де-Шардена, А. Печчеи [59; 60; 205; 206; 207; 208; 311]).

Важное методологическое значение для структурировании процессов освоения профессиональной культуры имели работы, посвященные анализу способов научного познания, смене научной картины мира, проблеме понимания, специфике языка научного и гуманитарного дискурса (работы П.П. Гайденко, В.В. Ильина, А.П. Огурцова, Ю.С. Степанова, B.C. Степина, Б.А. Парахонского, B.C. Швырева [74; 138; 225; 226; 304; 305; 306; 307; 232; 346; 347]). Существенные для нашего исследования данные содержатся также в работах по психологии профессиональной деятельности (работы H.H. Грачева, Е.А. Климова, А.К. Марковой [95; 150; 196]).

В последние годы появилось немало работ, посвященных состоянию и перспективам такого важного с точки зрения трансляции профессиональной культуры общественного института, как высшее образование. Это, в основном, работы общего характера, анализирующие проблему с философских позиций, где рефлексия современного состояния образования приводит к обоснованию необходимости новой образовательной парадигмы (О.В. Должен ко, В.М. Рошн, II.С. Розой [I 16;

270-275; ]) а также работы историко-культурного содержания. Что же касается специфики высшей технической школы, то монографических работ, посвященных ей, немного, хотя в конце 1980-х-начале 1990-х гг. интерес к проблеме гуманитаризации технического образования активизировался (чему и автор настоящей работы отдала дань)[22; 23; 169].

Ценным источником для анализа современного состояния системы высшего технического образования, проблем социальной и психологической готовности студентов к инженерной деятельности, их ценностных ориентаций являются социологические исследования, опросы общественного мнения, проведенные в студенческой среде [17; 20; 67; 237].

Специальные работы, где в комплексе рассматривались бы проблемы профессиональной культуры, пока отсутствуют, за исключением глубокого диссертационного исследования В. И. Козлачкова [153]. Наиболее удачно, на наш взгляд, освещены им проблемы, связанные с характеристиками профессионального мастерства как элементами профессиональной культуры, выделением и анализом нового элемента профессиональной культуры 1 - алгоритмизации деятельности, закономерностями усвоения профессионально значимой информации. В работе, по-сути, впервые был поставлен вопрос об освоении профессиональной культуры на личностном уровне, а не только с точки зрения условий, средств и методов обучения.

Однако ни в одной из работ не рассматриваются проблемы профессиональной инженерно-технической культуры как таковой с учетом новых парадигм науки и культуры, механизмов и способов овладения ею в рамках современных социокультурных институтов, а также новых задач, которые в этой связи должны решаться в рамках высшей технической школы. Между тем, именно ее выпускники являются не только пользователями продуктов техносферы, но и непосредственными создателями искусственной среды обитания людей. И от того, насколько

они окажутся социокультурно компетентными, зависят негативные или позитивные последствия разработки и функционирования технических новшеств.

Гипотеза исследования.

Одним из значимых факторов кризиса современного техногенного пласта культуры является сама инженерно-техническая деятельность, которая деструктивно воздействует на биосферу и на человека. Понимание факторов и механизмов динамики профессиональной инженерной культуры, составляющих ее элементов, рефлексия к основаниям и социокультурным смыслам инженерной культуры, выявление способов и механизмов ее освоения позволит минимизировать негативные последствия инженерно-технического труда, в том числе, за счет изменений в процессах профессиональной подготовки и рамках системы высшего технического образования.

Целью исследования является обоснование концептуальной модели освоения профессиональной инженерной культуры, механизмов ее трансляции в рамках высшего технического образования, роли в этом процессе социальнонаучного и гуманитарного знания.

Основные задачи исследования.

Можно выделить три группы задач:

1. Анализ факторов смены культурной, в том числе научной, парадигмы, непосредственно связанных с интенсивным развитием техносферы в современном мире, глобализацией этого процесса, возрастанием его опасности и непредсказуемости его последствий.

2. Определение динамики инженерной профессиональной культуры в историко-культурном контексте, выявление факторов, влияющих на ее составляющие:

- разработка концептуальных основ модели профессиональной инженерной культуры;

- характеристики профессиональной культуры и их измерения;

- анализ смены эталона инженерной элиты в связи с динамикой техногенной цивилизации;

3. Обоснование места системы высшего технического образования в формировании профессиональной инженерной культуры и особой роли в этом процессе социальнонаучного и гуманитарного знания.

рассмотрение специфики статуса социальнонаучного и гуманитарного знания в инженерной культуре;

разработка нормативной модели социальнонаучного и гуманитарного образования студентов в техническом вузе, его содержания, методов и средств преподавания.

Предмет исследования - специфика профессиональной инженерной культуры и процессов ее освоения в сложной, динамически неравновесной социокультурной среде, в условиях нарастания неконтролируемых последствий развития техносферы.

Объект исследования - культура инженерной деятельности, в системе университетского технического образования.

Методологические основания исследования.

Исследование носит междисциплинарный характер. Для анализа использованы данные как из естественных и технических наук, так и из сфер социальнонаучного и гуманитарного знания. Избранный подход можно назвать социокультурным, так как профессиональная инженерная культура рассматривается нами в широком контексте современных социальных и культурных процессов, составляющих социокультурное пространство. Социокультурное пространство многомерно и построено по принципам дифференциации и распределения. В отличие от понятия поля, пространство конституируется как по "горизонтали", так и по "вертикали". Можно, на наш взгляд, выделить три группы оснований для его измерения: концептуальное (или методологическое), позволяющее соотносить

элементы этого пространства между собой, выявляя как закономерности их взаимодействия, так и флуктуации; культурно-историческое, с помощью которого "замеряется" степень укорененности инженерной профессиональной деятельности в культурной традиции; и, наконец, нормативно-правовое, которое позволяет анализировать материальные и законодательно закрепленные условия функционирования структур, связанных с процессами освоения профессиональной инженерной культуры, конструируя на этой основе модели должного, или нормативные модели, представляющие четко фиксированные связи элементов и предполагающие определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности. Агенты социокультурного пространства (то есть носители социальных отношений) и его институты обладают активными свойствами, влияющими на ситуацию и профессиональной деятельности. В свою очередь, профессиональная культура оказывает существенное (хотя и опосредованное, а потому не всегда обнаруживаемое "невооруженным" глазом) воздействие на другие "ядра" социокультурного пространства. Задача социокультурного анализа - получить достоверное знание о тех связях между различными составляющими социокультурного пространства, включая позиции, взгляды, точки зрения относительно этого пространства, контроль над которыми представляется приоритетным в связи с технической угрозой социальной безопасности. Такой подход позволяет проследить динамику профессиональной инженерно-технической культуры во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими сферами культуры. В первых двух главах акцент сделан на историко-культурологическом и аналитическом обосновании концепции профессиональной инженерой культуры, в третьей предпринята попытка показать, как этот междисциплинарный подход может применяться для изучения сложных, многоплановых процессов

развития университетского технического образования с выходом на создание нормативной образовательной модели.

Теоретическую основу работы составили идеи специфики современного состояния техносферы, влияющей на фундаментальные характеристики профессиональной инженерной культуры, (В.Г. Горохов, Гэлбрейт, Ленк, Мамфорд, H.H. Моисеев, А. Печчеи, В.М. Розин, B.C. Степин, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль, П.К. Энгельмейер) и социокультурной роли университетского образования в целом (М. Вебер, Л.С. Выготский, О.В. Долженко, Э.Дюркгейм, Ф. Майор, П. Ньюмен, X. Ортега-и-Гассет, Н.С. Розов, В.В. Сильвестров, М.Б. Туровский, А.Н. Уайтхед, К. Ясперс) и др., а также культурологические и междисциплинарные исследования динамики социокультурных процессов (Э.А. Орлова, A.C. Ахиезер, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, А.Я. Флиер, А.П. Назаретян).

В работе использовались следующие методы:

- общенаучные методы теоретического исследования: анализ, систематическое описание, классификация и объяснение на основе теоретических обобщений и научных доказательств, что позволило в систематической форме представить концепцию инженерной культуры и определить ее место в более широком социокультурном пространстве;

- системно-структурное моделирование социокультурных процессов, позволившее построить нормативную модель освоения этой культуры;

методы эмпирического исследования с использованием социологических методик: включенное наблюдение, измерение, контролируемое изменение (квазиэксперимент), опросы, интервью, обеспечившие информацию для анализа и обобщений, относящихся к концепции инженерной культуры и ее освоения.

Научная новизна исследования.

В работе рассматривается малоизученная в отечественных социальных науках тема динамики профессиональной инженерной

культуры в условиях интенсификации и усложнения процессов развития техносферы.

В исследовании разработан ряд новых для современного социальнонаучного знания вопросов:

1. Выделены основные критерии определения и оценки состояния профессиональной инженерной культуры, технологии освоения профессионального опыта.

2. Проанализированы концепции и измерения, связанные с оценкой социокультурных последствий использования и развития техники.

3. Разработаны концептуальные основы статуса социальнонаучного и гуманитарного знания в освоении профессиональной инженерной культуры.

4. Разработана нормативная модель блока социалыюпаучпых и гуманитарных дисциплин в системе университетского технического образования.

В рамках проблемного поля, очерченного выше, основной рабочей гипотезы, целей и задач, предмета и объекта, методологии и методов исследования, представляется возможным определить основные положения, выносимые на защиту.

1. Одна из существенных причин кризиса техногенной цивилизации в том, что инженерно-техническая деятельность недостаточно

контролируется с точки зрения ее социальной эффективности.

2. Процессы динамики инженерной профессиональной культуры, связанные с интересами и направлениями профессиональной деятельности, детерминируются высокими напряжениями в системе "природа-человек-общество". В этих условиях эволюционная трансформация или модернизация существующих форм освоения профессиональной культуры пока в обществе не обеспечивается. Позитивная стратегия динамики этой системы предполагает разработку качественно новых принципов и

технологий профессиональной подготовки, предусматривающих включенность инженерного профессионального сообщества в более широкий социокультурный контекст.

3. Важнейшей составляющей в механизмах освоения профессиональной инженерной культуры является технический университет, в рамках которого аккумулируется опыт освоения и трансляции специализированной информации. При этом происходит интенсификация встречных процессов: требования специализации и углубления инженерной компетентности наталкиваются на требования включения в эту сферу компетентности в области социокультурных процессов, понимание которых становится профессионально значимым фактором.

4. Достижение сочетания инструментально-технологической и социокультурной компетентности специалиста возможно, если в алгоритмах освоения профессиональной культуры в рамках университетского технического образования будет заложен принцип дополнительности естественнонаучного, инженерно-технического и социальнонаучного знания. Он реализуется посредством

- актуализации проблемы культурных смыслов техники и инженерной деятельности в учебных курсах блока социальнонаучных и гуманитарных дисциплин (что должно найти отражение в программах базовых и специальных курсов),

- актуализации социокультурного потенциала общенаучных и общетехнических дисциплин, преодоления узко-техницистских подходов, что позволит оценить место и возможные последствия технического развития в более широком социокультурном контексте,

- разработки междисциплинарных подходов в обучении.

5. Статус социальнонаучного и гуманитарного образования в технической высшей школе обусловлен необходимостью сопряжения этих

типов знания с навыками будущей профессиональной деятельности студентов. Задача формирования профессиональной инженерной культуры может быть решена в рамках идеально-типической нормативной модели организации блока соцнальнонаучных и гуманитарных дисциплин в университетском техническом образовании, основанной на международном и отечественном опыте (в том числе и личном).

Теоретическое значение работы состоит в том, что выделены основные измерения профессиональной инженерной культуры, которые дают возможность рассматривать техническую деятельность в широком культурном контексте и выявлять в ее рамках изменения, ведущие к негативным социокультурным последствиям с целью поиска возможностей их ослабления.

Эти измерения актуализуются через:

- выявление социокультурных смыслов техники и инженерной деятельности и их современное отражение в представлениях профессиональных инженеров и в программах базовых и специальных курсов высшего инженерного образования;

- осмысление социокультурного и гуманитарного знания как

структурного элемента профессиональной инженерной культуры и

)

подготовки будущих инженеров, обеспечивающего преодоление узкотехницистских ориентаций и позволяющего специалистам оценивать место и возможные последствия технического развития в более широком социокультурном контексте;

- применение методов обучения, основанных на принципе дополнительности естественнонаучного, технического и социальнонаучного знания, что обеспечивает инструментарий для анализа и оценки соответствующих изменений в профессиональной практике.

Практическое значение исследования.

1. Теоретические положения, разработанные в исследовании, могут быть использованы для анализа и оценки современного состояния, а также прогнозирования динамики определенных процессов в рамках профессиональной инженерной культуры в целях минимизации деструктивных последствий неконтролируемой инженерной деятельности.

2. На основе определения места и роли социальнонаучного и гуманитарного знания в формировании инженерной культуры могут быть разработаны варианты нормативной модели социальнонаучного и гуманитарного образования в технических вузах с учетом их профиля.

3. Теоретико-методологические результаты работы могут быть использованы при разработке системы переподготовки инженерных кадров, повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных дисциплин для ¿истемы высших технических учебных заведений, а также в работе с аспирантами как инженерного, так и социальнонаучного профиля.

Апробация работы.

Основные положения и результаты исследования нашли свое применение в концепции постановки социально-гуманитарного образования в МГТУ им. Н. Э. Баумана и практической ее реализации автором в качестве зав. кафедрой социологии и культурологии и декана факультета социальных и гуманитарных наук. Результаты работы в разные годы докладывались на Ученых Советах и методологических семинарах в МГТУ им. Н. Э. Баумана, ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова, НИИ Культурологии, МГАТУ им. К. Э. Циолковского и других вузов России; на совещаниях, проводимых Министерством общего и профессионального образования РФ; на многочисленных Всероссийских и Международных семинарах, конференциях и симпозиумах в Москве, Таганроге, Санкт-Петербурге, Орле, Ереване, Цинциннати (США), Амритсаре (Индия), а

также в лекциях в Университете Кентакки, Университете Колорадо, Университете Сан-Франциско (США), в учебном центре "Менеджмент-тренинг" в Штутгарте (Германия). Материалы исследования легли в основу курса "Актуальные проблемы развития высшей технической школы", читаемого аспирантам МГТУ им. Н. Э. Баумана. Результаты работы нашли отражение как в теоретических изданиях и публикациях, так и в серии учебно-методических пособий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Багдасарьян, Надежда Гегамовна

Выводы по главе.

Наша задача заключалась в многоаспектном компаративном анализе ситуации в высшей школе в целом и технической - в частности, выделении ее типологических характеристик. Была сделана попытка рассмотрения процессов в их динамике, прослеживая тенденции развития образования в социокультурном контексте и выявление на этой основе статуса социальнонаучного и гуманитарного знания в техническом образовании.

1. Доминирующую роль в овладении профессиональной инженерной культурой играет высшее техническое образование, в рамках которого аккумулируется опыт освоения и трансляции специализированной информации. При этом происходит интенсификация встречных процессов: требования специализации и углубления инженерной компетентности наталкиваются на требования включения в эту сферу компетентность в области социокультурных процессов, понимание которых становится профессионально значимым фактором.

2. Механизм образования реализуется в рамках национальных границ, на основе социокультурных традиций той или иной страны. Структура образования - это часть национальной культуры. Опыт других необходимо знать и использовать, так как собственно научное знание, психолого-педагогические принципы его трансляции - универсальны, но система образования должна иметь собственный облик, иначе она не будет отвечать своему историческому и национально-культурному предназначению.

3. Существующая система образования, деятельность которой осуществляется в рамках ограничений социально-экономического характера, снижения уровня ее приоритетности в обществе, не выполняет в полной мере функции университетского инженерного образования, зачастую подменяя образование - обучением, систему научного знания - учебными предметами, обучение методам добывания и овладения знаниями - конъюнктурным натаскиванием. В стенах технического университета не формируется целостный образ профессиональной инженерной деятельности. Эту проблему образования формулировали многие - от Коменского, критиковавшего большинство школ за то, что они слишком уклонились от своей цели и занимаются только тем, что играют науками, или, скорее, тоскливо мучаются над ними и не делают ничего, что соответствовало бы нуждам всей жизни, занимая умы лишь отдельными крохами наук, вещами, совершенно посторонними для действительной жизни ("они не знают необходимого, потому что изучают не необходимое")[ 161, 129-130] - до Уайтхеда, писавшего, что его собственная критика традиционных методов обучения состоит в том, что они слишком заняты интеллектуальным анализом и приобретением рецептурной информации: "Мы пренебрегаем тем, чтобы усиливать навыки конкретной оценки индивидуальных фактов в их широком взаимодействии с заново возникающими ценностями, мы делаем излишний акцент на абстрактных формулировках, которые игнорируют этот аспект взаимодействия разных ценностей" [319, 260]

4. К числу "необходимого" для профессиональной деятельности в современной, динамично меняющейся социокультурной ситуации, относится блок социальнонаучного и гуманитарного знания. Его статус обеспечивается системой норм, закрепленных в директивных документах Министерства образования РФ. Однако в целях упорядочения образовательного процесса необходима нормативная модель, которая задает, с одной стороны, универсальные требования и нормы, являющиеся необходимыми константами для осуществления в профессиональном образовании целей преподавания социальнонаучных и гуманитарных дисциплин, а, с другой - обеспечивает свободу в учете региональных социокультурных особенностей ее практической реализации.

Заключение

Приближаясь к рубежу третьего тысячелетия, человечество подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий завершающегося столетия. Среди этих проблем и необходимость выработки нового понимания процессов развития техники и инженерной деятельности, что обусловлено интенсивным разрастанием техносферы и сужением контролирующих возможностей человека по отношению к ней.

Современная техносфера, представляющая собой конгломерат технических артефактов, фрагментов природы, преобразованных с помощью техники, и результатов технической деятельности, используемых в обществе, оказывает детерминирующее воздействие на человека и его среду обитания, как позитивное, так и деструктивное. Одна из главных задач современного этапа осмысления феномена техники и инженерной деятельности состоит в рациональном использовании накопленных человеческим сообществом знаний о структуре и функционировании технических искусственных систем, в обеспечении их нормального функционирования. Обращение к истории профессионального образования и его современному состоянию дает нам основания сделать вывод о том, что уже обозначилась тенденция к преодолению узконаправленных, замкнутых на себе подходов к инженерной деятельности. Однако современные критерии оценки технических систем, включающие спектр возможных экологических и социокультурных последствий находятся еще только в состоянии обсуждения и разработки, и лишь частично получили нормативно-правовой статус.

Структура, динамика, механизмы освоения инженерной профессиональной культуры были исследованы в следующих аспектах:

- системно-компонентный аспект, в рамках которого выявлялись элементы или компоненты системы освоения инженерной профессиональной культуры, их функциональное значение;

- системно-структурный аспект, т.е. рассмотрение межэлементных взаимосвязей, отношений между элементами, из которых складывается система профессиональной инженерной культуры, а также между нею и более широким социокультурным пространством, элементом которого она, в свою очередь, является;

- системно-интегративный аспект, т.е. исследование тех качественных характеристик инженерной профессиональной культуры, которые служат увеличению степени контроля над техническими системами в структурах современного общества;

- системно-функциональный аспект - взаимодействие сферы инженерной деятельности с другими подсистемами (наука, образование и т.п.) в процессе функционирования;

- системно-коммуникативный аспект, предполагающий исследование каналов и процессов коммуникации в освоении профессиональной культуры посредством овладения специальными языками обмена информационными сигналами между системой инженерной деятельности и окружающей ее средой.

Полученные нами выводы позволяют говорить о наличии причинно-следственных связей между господствующим в обществе типом инженерной деятельности, с одной стороны, и характером культуры, способов познания и профессионального мировоззрения, сформированных в системе инженерного образования, - с другой.

1. Новое видение проблемы, связанной с преодолением несоответствия инженерной подготовки социальной необходимости обусловлено сменой культурной парадигмы. Ее важнейшими характеристиками являются: интенсивное развитие техносферы в современном мире, глобализация этого процесса, возрастание опасности и непредсказуемости функционирования техники. В целях минимизации деструктивных последствий дальнейшего развития техносферы необходима смена ее социокультурных ориентаций, пересмотр приоритетов в шкале культурных универсалий на которые опирается использование самой техники, инженерно-технического знания и деятельности, а также на формирование научно-технической политики.

2. Ключевым в современной культуре становится понятие социально-культурной включенности инженера: именно ею определяется качество инженерной профессиональной культуры. Все более очевидным фактом становится то, что социокультурная включенность является необходимым условием любого вида инженерной деятельности - от этапа зарождения и конструирования проекта до его технологического исполнения. В ситуации глобального воздействия техносферы на жизнь членов общества от специалиста-инженера требуется не просто профессионализм, даже самого высокого уровняа (он является необходимым, но недостаточным условием социальной полезности его деятельности), но отвечающая современным требованиям профессиональная культурная компетентность.

3. Профессиональная инженерная компетентность, предполагающая понимание социокультурных смыслов техники и инженерной деятельности, формируется в контексте современной инженерной культуры. Структура и содержание последней определяются совокупностью элементов социокультурной системы в ее историко-культурных, этико-правовых и образовательных нормативно-ценностных аспектах. На процессы ее освоения влияют такие факторы, как специфика современного этапа динамики техносферы; углубление несоответствий между искусственной и естественной средой, окружающей человека; система приоритетов в шкале социокультурных ценностей и норм; состояние социальных институтов, в первую очередь таких, как наука и образование.

4. Университетское техническое образование является важнейшим институциональным механизмом освоения профессиональной культуры. Чтобы социокультурный аспект инженерной деятельности не оставался лишь внешним условием профессионального опыта, а превратился бы в его важнейший структурообразующий элемент, необходимо решение двойной задачи в образовательном процессе: актуализация социокультурных смыслов техники и инженерной деятельности в учебных курсах блока социальнонаучных и гуманитарных дисциплин (что выходит пока за пределы образовательных стандартов), и преодоление узко-техницистских подходов и стереотипов обучения в общенаучных и специальных инженерных дисциплинах.

Методом решения этой задачи может стать целенаправленное установление дополнительности в соотношении естественнонаучной методологической традиции; содержания технического и социальнонаучного знания; гуманитарных способов познания в ситуации неопределенности. Это способствует актуализации понятия профессиональной ответственности, являющейся ключевой позицией инженерной этики, за последствия создания и использования техники и технологии.

5. Перспективным направлением дальнейшей разработки проблем профессиональной инженерной культуры представляется активное использование актуальных направлений междисциплинарного знания, способствующего пониманию механизмов динамики техносферы, а соответственно и возможности находить способы минимизации деструктивных последствий инженерно-технической деятельности. Методологические достижения современной синергетики, их использование в социологических, культурологических, экологических исследованиях, а также новые исследования в естественных и инженерных науках могут явиться серьезным шагом на пути к выработке эффективных алгоритмов в процессах становления и освоения профессиональной инженерной культуры.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Багдасарьян, Надежда Гегамовна, 1998 год

Литература

Лотман Ю. Символика Петербурга и проблемы семиотики города. Избр.статьи, т.2. Таллинн. 1992.

Виппер Б. Ведение в историческое изучение искусства. М.,1985.

Гараев P.M. Суздаль: Символика Русского средневекового города //История СССР №3. 1990.

ТЕМА 3. СЛОВО.

Соотношение языка и мышления. Проблема неадекватности мысли и слова. Влияние языка на формирование моделей сознания. Понятие интертекстуальности в постмодернизме. Типология текстов. Язык словесного искусства. "Словарь - это вселенная, расположенная в алфавитном порядке" /А.Франс/. Проявление ментальности в лексике. Нелитературная лексика: жаргон, мат, и др. Отличие разговорной речи от письменной. Русский речевой этикет. Структурная лингвистика как инструмент исследования художественного универсума. Метафора как принцип языка, как свойство познания и мышления.

Литература

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.,1970.

Теория метафоры. М., 1990.

Рабинович В. Исповедь книгочея... М., 1991.

Гумбольдт В. Философия и язык культуры. М., 1986.

Потебня А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

ТЕМА 4. ЯЗЫК МУЗЫКИ.

Компоненты музыкального языка: мелодия, метро-ритм, темп, тембр, гармония, динамика, фактура, регистры, интонирование, агогика. Роль звука. Значение числа. "Музыка сфер" Платона. Понятие музыкальной семантики. Влияние техники на обновление музыкального языка. Коммуникативные функции музыки. Социальный язык рока.

Литература

Шантырь Н. Симфонические заметки: от авангардной к поставангардной музыке.//"Общественные науки", №2, 1991. ХолоповаВ. Шнитке. М., 1991.

Холопов Ю. О формах постижения музыкального бытия. //"Вопросы философии", №4, 1993.

ТЕМА 5. ИГРА КАК ЯЗЫК.

Роль и место игры на сцене и в жизни общества. Театр как закодированная практика и как выражение потребности человека в игре. Театральная семиотика. Текст, контекст и подтекст в театре и кино. Средства выражения условности как знаковой системы. Значение ритуала в культуре. Праздник и карнавал. Семиотическая теория карнавала. Литература

Хейзинга Й. "Homo Ludens" М., 1993.

Лотман Ю. Структура художественного текста. М.,1970, с 80-91. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.,"Прогресс", 1992. ШостромЭ. Анти-карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992. "Апокриф"№ 2, 1993, Культурологический журнал.

ТЕМА 6. ЯЗЫК РЕЛИГИИ.

Символика язычества. Искусство, быт и архитектура в системе славянского языческого мировоззрения. Знаки язычества в православии. Свадебная и погребальная обрядность. Символика храма. Язык иконы, как "умозрения в красках".

Символика эзотерических учений. Мандала. Криптограммы Востока. Каббала.

Литература

Трубецкой Е. Умозрение в красках. М., 1991.

Раушенбах Б.В. О логике триединости. //"Вопросы философии",№ 11,

1990

Флоренский П. Храм как синтез искусств. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. М., 1992. Бартольд В. Ислам и культура мусульманства. М., МГТУ, 1992 Борхес X. Письмена бога. М.,1992. Тайная доктрина Е.Блаватской. кн.2.,"Прогресс", 1992. Немировский Л.Н. Мистическая практика как способ познания М.,1992.

ТЕМА 7. ЯЗЫК НАУКИ И ТЕХНИКИ.

Вклад языка в формирование, хранение и использование структур знания. Язык как когнитивный процесс и как универсальное средство категоризации явлений. Проблема тождественности /нетождественности знаний о мире. Специфика и природа научной речи. Влияние науки и техники на европейскую лексику. Понятие тезауруса. Теория фреймов. Динамика соотношения понятий "наука" и "искусство" в историческом контексте.

Литература

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983

Налимов В. Вероятностная модель языка. М.,1979.

Язык и структуры представления знаний. М.,ИНИОН,1992.

Гачев Г. Книга удивлений... М.,"Педагогика", 1991.

Харре Р. Социальная эпистемология передачи знания посредством речи//"Вопросы философии", №9, 1992, с.49-61.

Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. М.,ИНИОН, 1991.

Язык и наука конца 20 века. М., 1995.

ТЕМА 8. ЯЗЫК СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

Структура коммуникативного процесса. Язык средств массовой информации, политическая риторика. Лексика и символика тоталитарных режимов. Устная /речевая/ коммуникация и невербальные языки: жесты и психология, мода, макияж и т п. Роль знака, символа и ритуала в современной коммуникации. Паблик рилейшнз. Реклама.

Человек как знаковая система и как текст: физиогномистика, хиромантия, графология. Язык сновидений. Поступок как текст. Этикет как знаковая система.

Литература

Моль А. Социодинамика культуры. М., "Прогресс", 1973.

Прибрам А. Языки мозга. М.,"Прогресс", 1975.

Сопер П. Основы искусства речи. М., "Прогресс", 1992.

Паблик рилейшнз. Что это такое? М.,1990.

Ситарам К.С., Когделл Р.Т. Основы межкультурной коммуникации.//"Человек", №№ 2-4, 1992.

Э.Бенвенист. Общая лингвистика. М.,1974.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

1. Что отличает с точки зрения семиотики явление культуры как результата человеческой деятельности?

2. Почему "Сикстинская мадонна" Рафаэля не воспринимается в русском православии как икона?

3. Можно ли назвать портретом икону, изображающую Христа? Аргументируйте свой ответ.

4. Какой из текстов — научный или художественный легче поддается переводу с одного языка на другой? Почему?

5. Дайте интерпретацию мысли А.Платонова, сказавшего об одном из своих героев: вместо голоса души он слышал шум сознания, льющийся из репродуктора.

6. Проанализируйте символику дома в "Мастере и Маргарите".

7. Кто-то из мыслителей заметил, что Западная Европа как бы разделяется между двумя основными символами христианства: Распятием и Мадонною, наиболее ярко представленными соответственно в Германии и Италии. Опишите явления искусства, в которых эти предпочтения проявились и проанализируйте причину.

8. В работе "Два мира в древнерусской иконописи" Е.Трубецкой писал: "Открытие иконы все еще остается незавершенным... Когда мы расшифруем непонятый доселе и все еще темный для нас язык этих символических начертаний и образов, нам придется заново писать не только историю русского искусства, но и историю всей древнерусской культуры. ...Открытие иконы дает нам возможность глубоко заглянуть в душу русского народа, подслушать ее исповедь, выразившуюся в дивных произведениях искусства. В этих произведениях выявилось все жизнепонимание и все мирочувствие русского человека с XII по ХУП век." Итак, какие черты русской жизни и характера нашли свое отражение в языке иконы?

9. Шопенгауэру принадлежит изречение, что к великим произведениям живописи нужно относиться как к Высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы сами первые с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с ними заговорить. Согласны ли вы с этим высказыванием?

10. Проанализируйте символизм философской поэмы Ф.Ницше "Так говорил Заратустра".

11. Почему в китайской изобразительной традиции отсутствует ясно выписанный портрет человека?

12. Для японской художественной школы "укие-э" ХУП века были характеры следующие черты:

1/ стремление не столько рассказать, сколько недоговорить, вызвать мысли у зрителя, пользуясь языком символов и намеков;

2/ отсутствие в японской гравюре линейной перспективы, а использование лишь воздушной, посредством изображения солнечных лучей, утреннего тумана;

3/ изображение природы не как совокупности тел, а как нескончаемой цепи меняющихся явлений: один и тот же пейзаж писался при различном освещении, в разное время года, это как бы живописный кинематограф природы;

4/ художник, как правило, —действующее лицо изображаемой сцены.

Проанализируйте на конкретных произведениях, как проявилось влияние восточной живописной традиции на европейское искусство конца XIX века.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Специфика языка культурного сообщения. (По кн. А.Моль. Социодинамика культуры. М., 1973).

2. Психология зрительного восприятия. (По кн. Р.Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. М.,1974).

3. Язык публичного выступления, (По кн. Поль JT.Conep. Основы искусства речи. М.,1992).

4. Научные понятия как символы объектов реального мира. (По кн.: К.Поппер, Логика и рост научного знания. М., 1983; с.82-104; В.И.Вернадский. Размышления натуралиста, кн.1., М.,"Наука", 1975, с.83-96; А.Лосев. Бытие — имя — космос. М.,"Мысль", 1993, с. 765-796).

5. Язык театральной коммуникации. (По кн. А.Моль. Социодинамика культуры., М.,1973).

6. Специфика художественного текста. (По кн.:В.Рабинович. Исповедь книгочея... М.,1991; Ю.Лотман. Структура художественного текста. М.,1970).

7. Игра как модель действительности особого типа. (По кн.:Ю.Лотман. Структура художественного текста. М.,1970, Й.Хейзинга "Homo Ludens". М.,1992).

8. Сакральный смысл числа. (По кн. Э.Шюре. Великие посвященные. Репринтное издание 1914 года).

9. Архитектура как способ символического освоения пространства. (По кн. Ле Гофф. Цивилизации средневекового Запада. М.," Прогресс" ,1992)

10. Истоки и специфика средневековой символики. (По кн. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992).

И. Знаково-символические деформации в египетском искусстве. (По кн. Р.Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. М.,1973).

12. Язык русской храмовой архитектуры. (По кн. П.Н.Милюков. Очерки по истории русской культуры. М.,МГТУ, 1992).

13. Символика древнерусской иконы. (По кн. Философия русского религиозного искусства. М.,"Прогресс", 1993).

14. Цветовой язык религиозной православной символики. (По кн. Е. Трубецкой. Умозрение в красках. М.,1991).

15. Прием обратной перспективы, (по кн. -Б.В. Раушенбах. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.,"Наука", 1975; П. Флоренский. Обратная перспектива. В кн. "Философия русского религиозного искусства).

16. Символ в системе культуры. (По кн. Ю.Лотман. Избраные статьи, т. 1.,Таллинн., 1993).

17. Мотивы эротизма в искусстве (на выбор тема "Искусство Востока", Западное искусство любого периода от Античности до XX века включительно).

18. Символика ислама. (По кн. В.И. Бартольд. Ислам и культура мусульманства. М., 1992).

19. Язык аналитического искусства П.Филонова.

20. Метаязык сюрреализма. (По кн. А.Рожин. С. Дали: миф и реальность. М., 1992.; С.Дали. Дневник одного гения. М., "Искусство", 1991).

21. Визуальный образ текста в авангардном искусстве России 1910-х годов. (По материалам журнала "Вопросы искусствознания", №1, 1993).

22. Язык жестов (По кн. Аллан Пиз. Язык телодвижений. 1992).

23. Архаический фетишизм и магия. (По кн. С.Токарев. Ранние формы религии. М., 1990; А.Тахо-Годи. Греческая мифология. М., "Искусство", 1989).

24. Метафизическая символика эзотеризма. (По кн. Е.П.Блаватская. Тайная доктрина, кн. П., Космогенезис. М., "Прогресс", 1992).

25. Символизм " Черного квадрата" Малевича.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.