Проектное прогнозирование в дизайне: от идеи к формообразованию тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Червонная, Мария Алексеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат наук Червонная, Мария Алексеевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ПРОЕКТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
ИСТОКИ И ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.1. Философский подход к исследованию будущего. Идейно -теоретические основы проектного прогнозирования
1.2. Эволюция проектного прогнозирования в практике
утопизма
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В КОНЦЕПЦИЯХ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА XX ВЕКА
2.1. Категория «проект-прогноз» как творческое оформление синтеза знаний, мышления и деятельности художника в конце XIX века
2.2. Футуристическая идеология в системе прогнозирования. Практика осуществления модернизационных процессов на основе социальной утопии в начале XX века
2.3. Становление проектного прогнозирования в 20 - ые - 30 - ые годы XX века. Осмысление и систематизация процесса проектного прогнозирования в 30 - ые - 40 - ые годы XX века, индивидуальный творческий метод
2.4. Дизайн - прогнозирование в контексте концептуализации проектной культуры во второй половине XX века
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. ПРОЕКТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ
3.1. Научная обусловленность формообразования в дизайне
XX - XXI века. Учебная и исследовательская практика проектного прогнозирования
3.2. Перспективы проектного прогнозирования в контексте современной
парадигмы дизайна
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Роль дизайн-программ ВНИИТЭ 1960-1980 годов в проектной культуре2020 год, кандидат наук Дружинина Ольга Борисовна
Формирование предметно-пространственной образности и функционально-эстетическая роль объектного дизайна в экранных искусствах2020 год, кандидат наук Луговцев Анатолий Юрьевич
Роль дизайн-программ ВНИИТЭ 1960-1980-х годов в проектной культуре2020 год, кандидат наук Дружинина Ольга Борисовна
Метафора в дизайне: Теория и практика2002 год, доктор искусствоведения Жердев, Евгений Васильевич
Художественное проектирование объектов робототехники. История, тенденции, перспективы2018 год, кандидат наук Дубова Анастасия Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проектное прогнозирование в дизайне: от идеи к формообразованию»
ВВЕДЕНИЕ
Будущее интересует человека с давних времен. Проблема предвидения, предсказания и прогнозирования будущего тесно связана с творческой активностью личности и коллектива в целом. Созидательная творческая деятельность объединила историческую эволюцию прогнозного и проектного начал, пробудив в обществе стремление изменить существующий порядок. Синтезом научных и проектных исканий в XX веке стало «проектное прогнозирование», предсказательная способность которого дополнила научное предвидение, а творческий потенциал обогатил проектную культуру.
Междисциплинарное понятие «проектное прогнозирование» исследовано с позиций социальной прогностики и науки, метод проектного прогнозирования с успехом применяется в производстве. Со стороны теории и истории дизайна наблюдается серьезное отставание в исследовании этого вопроса. Прошедший в 1969 году под девизом «Дизайн, общество и будущее», конгресс ИКСИД, оставил приоритетной деятельность дизайна, обусловленную промышленным производством. В 1970 году привлечь внимание общественности к проблеме проектного прогнозирования удалось теоретику дизайна В. Папанеку, который поставил вопрос о необходимости создания Международного совета по прогностическому дизайну. Однако Международные общества дизайна - 1С8ГО, №1, ГСООЯАБА, специализированные по объектам своего творчества, не заинтересовались проектным прогнозированием как видом профессиональной деятельности.
Взгляд на проблему формирования проектного прогнозирования в дизайне в достаточной мере не разрабатывался и в отечественной науке. В редких трудах отечественных авторов частично затрагивались аспекты проблем, рассматриваемых в данной работе. В конце 80 -х к серьезным исследованиям проблем проектного прогнозирования приступило ВНИИТЭ, состоялась первая Всесоюзная научно-практическая конференция «Футуродизайн - 89», была
создана Программа исследования и разработок в области проектного прогнозирования. План реализации этой программы нарушили кардинальные изменения в политической и социально-экономической жизни страны.
Перед началом нового тысячелетия актуальной стала тема преодоления возможных кризисов, переоценка ценностей, сохранение и улучшение жизни. В 1993 г. на Всемирном конгрессе архитекторов впервые заговорили о личной и профессиональной ответственности архитекторов в контексте новой парадигмы планетарного развития, основанной на равновесии, гармонии, ресурсосбережении, энергоэффективности, экобаланса. Экологические принципы были определены как задачи, от реализации которых зависит перспектива существования общества в будущем. В начале нового века на суд общественности представлены архитектурные и дизайнерские решения, отображающие грядущие перемены в образе жизни человека. Такие приоритеты дизайна, как экологичность, безопасность, высокотехнологичность, эстетизация окружения, гармония с природой воплотились в альтернативном проекте «Венера» Ж. Фреско и Р. Медоуз, в дизайн - концепции вращающихся башен Д. Фишера, в проекте плавучего города - лилии, экополиса для климатических беженцев архитектора В. Каллебо и в других проектах. Известный дизайнер К. Рашид определил целью своего творчества привлечение внимания к проблемам современного мира и информационного общества, создание эстетики новых «путешествующих форм» [11, с.173].
В 2001 году состоялся конгресс ИКСИД в Сеуле под лозунгом «Предсказуемая, неожиданная парадигма дизайна. Оуллим», под южнокорейским словом «оуллим» подразумевалось создание гармонии при смешении элементов. На конгрессе утверждена новая парадигма дизайна, в которой цель дизайна -создание многогранных качеств объектов, процессов, услуг и их систем, гуманизация инновационных технологий. Дизайн определен как решающий фактор культурного и экономического обмена. В задачи дизайна включены принципы глобальной устойчивости, забота и охрана окружающей среды,
глобальной, социальной, культурной этики и ответственности, задачи семиологии и эстетики.
Приоритеты развития проектной культуры, связанные с понятием устойчивого развития, определяют возрастающее значение проектного прогнозирования в XXI веке. В 2002 году Ф. Старк отметил, что четверть века назад конечной целью дизайнеров было создание конструкции и внешнего вида отдельной вещи, современные дизайнеры должны предлагать не просто стиль и модные тенденции, а новые экологические и философские ценности, видение эволюции цивилизации [11, с. 190]. Подготовка культуры и общества к образам и тенденциям будущего - основная задача проектного прогнозирования в дизайне. Как профессиональная служба проектное прогнозирование использует сформированные в своей структуре концептуальные, идейные, этические, сценарные и технологические механизмы для создания и развития концепций мироустройства, сценариев жизнеустройства, для оптимизации объектов и систем предметного мира, ориентированных на будущие интересы общества и природы. На производстве проектное прогнозирование реализует потребность в создании методов опережающего проектирования, способствуя активному освоению дизайном сферы «New Product Development» - разработки новой продукции. Приобретает ключевое значение не только креативность и ориентация на инновации, но и заложенная в проектном прогнозировании способность к интеграции и управлению, дизайн - менеджменту, обеспечивающему поддержку необходимых коммуникаций.
В настоящем исследовании поставлена задача комплексного анализа проектного прогнозирования в дизайне, включающая теоретический анализ его развития в естественноисторическом процессе и искусствоведческий анализ его художественных и социокультурных особенностей. Работа посвящена осмыслению проектного прогнозирования как явления проектной культуры, зафиксированного в концепциях архитектуры и дизайна XX века, выявлению взаимосвязи проектного прогнозирования с изменениями общекультурного и
научного контекста в XXI веке, определению роли проектного прогнозирования как способа познания объективной реальности и его оценке как инструмента для моделирования будущего.
Актуальность темы диссертационного исследования
В XXI веке дизайн вступил в новую стадию, стал широко распространенным, интегрированным явлением, которое нуждается в уточнении понятий, целей и методов работы. Современная теория дизайна призвана отразить сложившееся многообразие представлений о дизайне. Она перестает тянуть за собой практику и входит внутрь ее, включая сложные предпроектные исследования, изучение технологических возможностей, требований рынка [11, с. 189]. Цель проектного прогнозирования - освоение и применение всего арсенала прогнозного знания в теоретических и практических областях дизайна. Характерная для проектного прогнозирования нацеленность на развитие культуры выражается в его отдаленности от коммерческой выгоды и способствует изменению подхода к промышленному дизайну, его общей переориентации с потребительских аспектов в сторону устойчивых социокультурных и природосберегающих факторов. Проблема формообразования в проектном прогнозировании затрагивает принципы художественного осознания окружающей действительности, экологическую и профессиональную этику, процессы жизнеустройства. Нацеленность проектного прогнозирования на поиск инноваций и создание креативных проектных решений закладывает основу для преодоления традиционного восприятия будущего как следствия развития настоящего, вырабатывает новые критерии оценки разрабатываемых дизайном решений, адекватных будущему.
В этой ситуации важно, сохраняя и развивая имеющиеся разработки в этой области, обеспечить проектное прогнозирование полноценной теоретической научной базой. Это позволит отслеживать создание перспективных прогностических дизайн - проектов, которые давно стали неотъемлемой частью общих социокультурных и научно-технических процессов и сфера интересов
которых неуклонно расширяется, а также привлечь внимание к актуальным проблемам общества. В связи с этим, исследование, ставящее себе целью анализ дизайн - деятельности в контексте прогнозирования, комплексное изучение и систематизацию фактов, выявление основных тенденций и новых перспектив исследования предмета, представляется актуальным и востребованным для применения в профессиональной сфере и при подготовке будущих специалистов. Внедрение в практику обоснованных методических позиций будет способствовать расширению представлений о способности дизайна к формированию будущей среды, обогащать структуру дизайна, стимулировать появление у дизайна новых функций, создавать ориентиры и направления развития.
Степень научной разработанности проблемы
Изучение явления подразумевает знание его культурной истории, генезиса, его оценку как результата предшествующего развития. Для исследования проектного прогнозирования потребовалось восстановить исторический масштаб, исходить из длительного исторического развития, которое привело к настоящему и ведет в будущее. В работе над исследованием были использованы труды по прогнозированию из области истории, психологии, философии, культурологии, экономики, социологии, искусства, архитектуры и дизайна.
В зарубежной научной литературе особого внимания заслуживают историко-философские размышления, связанные с проблематикой будущего с точки зрения теории познания и историзма мышления, работы разных исторических эпох И. Канта, А. де Токвиля, Ф. Артога. Анализ прогнозирующего мышления приводится в трудах немецкого философа - экзистенциалиста К. Ясперса. В сформулированном Ясперсом «пробуждающем» прогнозе творческая активность личности направлена в сторону конструирования и моделирования будущего. Значительным вкладом в формирование концепции прогнозирования стали труды И.В. Гете, Я. Буркхардта, Ф. Ницше.
Восприятие прогнозирования, как преимущественно творческого процесса, включающего в себя помимо научных наблюдений также интуицию, воображение и личный опыт прогнозиста свойственно пионерам научной фантастики - Ж. Верну, Г. Уэллсу, А. Кларку и авторам жанра научной публицистики, в частности, III. Рише. В работах зарубежных авторов и теоретиков дизайна Н.Б. Геддеса, Р.Б. Фуллера, Р. Лоуи, Т. Мальдонадо проблема дизайн - прогнозирования рассматривается в контексте личного опыта проектирования. В. Папанек в работе «Дизайн для реального мира» указывает на необходимость развития прогностической функции дизайна. В целом, объективное монографическое исследование, посвященное данному вопросу, отсутствует.
Свой вклад в решение проблемы влияния архитектуры на организацию общественной жизни, создающий основу для изучения архитектурного утопизма, внесли Витрувий, Л.Б. Альберти, А. Палладио, а также В. Гропиус, Ле Корбюзье, Ф.Л. Райт. В утопическом контексте архитектуру рассматривали Т. Мальдонадо, Р.Б. Фуллер, Л. Мамфорд. С позиций научного прогнозирования высоко оценивал утопический подход Э.Тоффлер.
В ряде зарубежных и отечественных научных работ, посвященных проблеме будущего, были заложены основы теории социального, экономического и технологического прогнозирования. К ним относятся произведения Г. Тар да, Э. Говарда, М. Бертло, Д.И. Менделеева, И.И. Мечникова, К.Э. Циолковского, А. Базарова (Руднева). Ключевое значение для формирования направлений развития проектного прогнозирования в XX веке имеют - оптимистическая ветвь прогнозирования, связанная с деятельностью Г. Кана, Д. Белла, А. Винера, и пессимистическая ветвь прогнозирования, представленная работами Д. Медоуза, К. Боулдинга, Т. Роззака. На необходимость изучения будущего средствами науки указывается в трудах по футурологии зарубежных авторов Ж. Фурастье и Дж. Томсона. Проблематика глобального моделирования поднимается в «Докладах Римскому клубу». В СССР заслуживают внимания работы отечественных авторов Д.М. Гвишиани, В.М. Глушкова, А.Н. Ефимова, H.H. Некрасова, В.И. Сифорова,
Н.П. Федоренко. Актуальны исследования современных футурологов И.Д. Тузовского, B.C. Турчина, В.Ю. Медведева.
К всемирно известным отечественным ученым, внесшим свой вклад в развитие истории и теории прогнозирования, относятся И.В. Бестужев-Лада, Г.Х. Шахназаров, Э.А. Араб - Оглы, В.Н. Стегний, Г.Б. Хромушин. Вопрос прогнозирования в философском контексте и прогностическую функцию философии изучали B.C. Степин, Я.Ю. Васильев, В.И. Пантин, С.К. Бетяев. Утопический подход к прогнозированию представлен в работах В.А. Лукова, В.А. Гуторова, вопрос о роли архитектуры в создании социальных утопических моделей анализируется в работах Д.В. Панченко, A.A. Пучкова. Концептуальное мышление в контексте проектной культуры исследуют Л.Б. Переверзев, А.Г. Раппапорт, О.И. Генисаретский.
Основной объем научных работ, посвященных вопросу формирования проектного прогнозирования в контексте научно - технического и социального развития, затрагивает проблему проектного построения будущей реальности. В работах Э.А. Самбурова, В.Н. Стегния, В.А. Лукова, A.A. Хвощина, Н.Ф. Сайфуллина оценивается методологический потенциал проектного
прогнозирования как способа моделирования будущих ситуаций. Применение проектного метода прогнозирования в практике дизайна с точки зрения научно -технического и технологического прогресса рассматривают Э.П. Григорьев, М.В. Федоров, Э. Янч, в психологии архитектурного проектирования - О. Акин. Роль дизайн - прогнозирования в проектной культуре анализируют H.A. Розенсон, К.С. Данилов. В целом, данные исследования являются узкоспециализированными, за их границами остаются исторический аспект и всесторонний анализ факторов развития проектного прогнозирования.
Теоретическую базу исследования составили труды ученых, принимавших участие в первой всесоюзной конференции по проблемам проектного прогнозирования «Футуродизайн-89», проведенной по инициативе ВНИИТЭ в рамках Программы исследований и разработок в области проектного
прогнозирования. Свой вклад в анализ проблематики проектного прогнозирования внесли - Д.Н. Щелкунов, P.O. Антонов, В.А. Белоконь, М.В. Арапов, В.Ф. Болдырев, Э.П. Григорьев, Г.Г. Погосян, Е.М. Бизунова, Е.Б. Корягин. Проблема темпоральности исследовалась в работах А.Г. Раппапорта. С точки зрения кино оценил потенциал футуродизайна и проектного прогнозирования A.M. Вяткин. Краткий исторический очерк был опубликован в журнале «Техническая эстетика» №1 1990 года в статье «Предыстория футуродизайна» Д.Н. Щелкунова и P.O. Антонова. Фундаментальное значение для исследования проектного прогнозирования в русле подхода к проблематике жилища будущего имеет работа A.B. Рябушина «Развитие жилой среды. Проблемы, закономерности, тенденции» 1976 года.
Теория и методология дизайна и архитектуры представлена в работах А.Н. Лаврентьева, В.Ф. Сидоренко, Г.В. Вершинина, Г.Б. Минервина, Г.Ю. Сомова, A.B. Иконникова, В.Ф. Рунге, С.О. Хан-Магомедова, Е.В. Жердева, Н.В. Брызгова, В.Е. Барышевой. Современные теоретические концепции дизайна исследует В.Р. Аронов. Тотальный подход к дизайну отражен в работе И.А. Чернийчук, экологический подход в работе A.B. Уварова. С точки зрения формообразования заслуживают внимания работы Ю. С. Лебедева, Т.Н. Фурсовой, В.Ю. Медведева, Т.Ю. Быстровой, Э.П. Григорьева, Т.Ю. Федоровой, A.A. Базилевского.
В настоящее время в сфере дизайна наблюдается отсутствие полноценных научных исследований и практических разработок по данной теме, что требует серьезных изменений, в том числе за счет изменения подхода к подготовке специалистов, освоения инноваций и модернизации производства.
Цели и задачи исследования
Цель данного исследования - комплексный анализ проектного прогнозирования как вида проектной деятельности, систематизация факторов, способствующих обособлению проектного прогнозирования в дизайне, выявление
продукта проектного прогнозирования, определение процесса проектного прогнозирования, формообразующих тенденций проектного прогнозирования и направлений развития.
В соответствие с установленной целью определены следующие задачи:
- Изучить механизм взаимодействия между проектированием, прогнозированием в дизайне, конкретизировать понятия «проектное прогнозирование» и «проект - прогноз».
- Через объекты материальной культуры, научные, творческие и идейно -теоретические концепции дизайна исследовать эволюцию проектного прогнозирования в контексте истории проектной культуры, выявить и проанализировать ключевые этапы его развития.
- Систематизировать основные факторы, изучить проектные стратегии, способствующие обособлению проектного прогнозирования в отдельное направление дизайна.
- Выявить роль процессов формообразования в развитии проектного прогнозирования, исследовать роль проектного прогнозирования в современной учебной практике.
- Определить перспективы проектного прогнозирования в современной инновационной проектной деятельности.
Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования является процесс художественного проектирования в дизайне в его связи с прогнозированием будущего. Объект исследования составляют объекты проектной культуры, теоретические концепции, творческие методы и формообразующие идеи. Предмет исследования составляют творческие аспекты и условия, определяющие особенности формирования и тенденции развития проектного прогнозирования в дизайне, творческие профессиональные механизмы создания продуктов проектного
прогнозирования. Предметом исследования выступила научная обусловленность формообразования в дизайне.
Границы исследования
Границы определены предметом и объектом исследования. Появление и развитие проектного прогнозирования связано с зарождением и развитием дизайна как вида проектной деятельности и его эволюцией, бурный расцвет жанра проектного прогнозирования в странах Европы и США связан с возникновением и развитием научной прогностики в XX веке.
Методы исследования
Основой данного исследования является принцип историзма, рассмотрение проектного прогнозирования в его саморазвитии, во взаимосвязи с конкретными условиями и событиями. Применение данного принципа позволило установить причины возникновения проектного прогнозирования как явления, определить последовательность его становления в дизайне. Большое внимание в работе уделено междисциплинарному анализу, факторам социальной истории, научной прогностики и футурологии, философии, культуры, психологии, искусствоведения, истории технической эстетики, изобразительного искусства и архитектуры периода XX века. Персонологический метод в соединении с системным подходом позволил систематизировать имеющееся многообразие данных по отдельным направлениям проектного прогнозирования.
Комплексный характер исследования определен сочетанием следующих методов: философский и искусствоведческий анализ, дедуктивно - индуктивный метод, метод абстрагирования, аналогии, обобщения, системно - структурный анализ факторов прогнозирования в науке и дизайне.
Научная новизна
Научная новизна заключается в том, что данная работа является первым исследованием проектного прогнозирования в дизайне, охватывающим круг
теоретических и практических вопросов, связанных с процессом его формирования. Впервые проведен анализ развития проектного прогнозирования в контексте фантастического, утопического, философского, научного, «оптимистического», «пессимистического» подходов к проблеме будущего. Его развитие сопоставлено с развитием исторического, социального, научного, творческого, проектного и концептуального мышления. Выявлены, проанализированы и систематизированы основные этапы эволюции проектного прогнозирования, ключевые события и фигуры, философские, социокультурные, художественные факторы, способствующие обособлению проектного прогнозирования в дизайне, в том числе, стилеобразование. Определены формообразующие тенденции и направления развития проектного прогнозирования, показано влияние проектного прогнозирования на развитие профессии. Сформулировано определение «проекта-прогноза». Новизна работы состоит в комплексном анализе проектного прогнозирования как продукта дизайна, процесса проектного творчества и подхода к формообразованию.
Данная работа является первым опытом обобщения большого фактического материала, касающегося синтеза научно-теоретической и предметно-практической деятельности, индивидуально - авторского и объективно -научного подхода с целью освоения потенциала проектного прогнозирования и определения его социокультурного значения в контексте устойчивого развития. Проанализированы проекты, содержащие представления о мире будущего, в том числе ориентированные на экологию, которые являются ценным творческим ресурсом для дизайна, независимо от итогов их реализации. Выделен принцип проектного прогнозирования в современной учебной практике. Показана структура проектного прогнозирования, включающая элементы концептуализации, инновации и научные исследования, стилевые, композиционные и экспериментальные поиски, технологические решения и сценарно - прогностические модели.
Исследование принципиально направлено на обобщение накопленных знаний, наблюдений, теорий и фактических материалов по проектному прогнозированию, работа велась в постоянном сопоставлении направления исследования с материалами зарубежных и отечественных источников в этой области, в ней отражено развитие традиционных и инновационных идей, углублен и конкретизирован ряд ключевых вопросов.
Практическая значимость работы
Выявленные и теоретически осмысленные материалы углубляют представление о проектном прогнозировании как о направлении проектного мышления, процессе проектного творчества, результате проектной деятельности и подходе к формообразованию. Они могут использоваться различными специалистами: архитекторами и дизайнерами, преподавателями, футурологами, прогнозистами, аналитиками - в научной, творческой, педагогической, социальной и промышленной сфере. Данное исследование может послужить основой для составления учебно - методических программ, пособий, лекций, практических спецкурсов, направленных на профессиональную подготовку архитекторов и дизайнеров.
Апробация работы
Основные положения диссертации изложены в научных статьях и тематических сборниках, в опубликованных тезисах, докладах на российских и международных научных конференциях. Основные результаты диссертационного исследования прошли апробацию в Международной академии бизнеса и управления (МАБиУ) в учебном курсе «История дизайна, науки и техники» специальности «Дизайн». Материалы исследования легли в основу учебного курса «Основы проектной графики» по специализации «Промышленный дизайн» в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова.
Материалы исследования стали основой программы Международного проекта перспективных научно - практических исследований в сфере дизайна «DESIGN AREA» 2014 - 2019 г., по направлению «Популяризация инновационных технологий в сфере науки, искусства, образования», разработанной на кафедре промышленного дизайна МГХПА им. С.Г. Строганова.
Полученные результаты диссертационного исследования послужили фундаментом учебной программы для магистратуры «Футуродизайн», разработанной на кафедре промышленного дизайна МГХПА им. С.Г. Строганова. Часть работы изложена в учебно - методическом пособии «Бионика. Бионическое формообразование» (Жданов Н.В., Уваров A.B., Червонная М.А., Чернийчук И.А. - М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2014-213 е.).
Студенческие работы по проектному прогнозированию, выполненные на практических занятиях курса «Основы проектной графики», были представлены на ежегодной акции «Ночь в музее - 2014» в Государственном выставочном зале «На Каширке» с 17 мая по 25 июня 2014 г. - в проекте «Футурогород»; часть моделей экспонировалась в рамках паблик-арт проекта «Контекст обитания» в торгово-строительном комплексе «Каширский двор» с мая 2014 г. по сентябрь 2014 г.)
Отдельные главы работы и сама диссертация обсуждалась и была одобрена на заседаниях кафедры промышленного дизайна МГХПА им. С.Г. Строганова.
Опубликованность результатов диссертации
Результаты диссертационного исследования отражены в 11 публикациях автора объемом 3,9 п.л. Количество публикаций в рецензируемых научных изданиях - 4 объемом 1,8 п.л. Количество статей в периодических изданиях (научных изданиях) - 2 объемом 1, 5 п.л., доклады научных конференций - 5 объемом 0,6 п.л.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Определение терминов «проект - прогноз», «проектное прогнозирование». Проектное прогнозирование сформировалось в самостоятельное направление проектной деятельности в XX веке. Периодизация этапов развития проектного прогнозирования включает период мифологического предвидения, период утопического проектирования, период концептуального проектирования, период научного моделирования. Два основных направления развития проектного прогнозирования в дизайне в XX веке: футуродизайн и интеграционное проектное прогнозирование.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Феномен экологического дизайна: культурологический анализ2016 год, доктор наук Панкина Марина Владимировна
Исследование теоретических аспектов и актуальных тенденций развития концептуального дизайна2021 год, кандидат наук Костюк Инна Сергеевна
Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера1992 год, кандидат искусствоведения Барышева, Вероника Евгеньевна
Факторы формообразования легкового автомобиля: технологический аспект2013 год, кандидат искусствоведения Меделец, Никита Александрович
Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне2011 год, кандидат искусствоведения Кузнецова, Галина Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Червонная, Мария Алексеевна, 2014 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акин О. Психология архитектурного проектирования/ О. Акин. Пер с англ. Ю.А. Плотникова. - М.: Стройиздат, 1996. - 208 с.
2. Алексашина В.В. Идеальный город в контексте философии, экологии, архитектуры/В.В. Алексашина// журнал интернет - музея строительства, 2009. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.stroymusey.ru/journal/idealcity.php. (7.08.2013).
3. Алексеенков М.В. Генезис социально-утопической мысли: от мифа к знанию// Вестник МГОУ, Серия «Философские науки» № 1, выпуск в серии № 6/ М.В. Алексеенков. - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 116 с.
4. Альтов Г. Интервью «На пороге 2000 года»/ Г. Альтов// Литературная газета, 1984. - №1.
5. Антонов P.O., Щелкунов Д.Н. Предыстория футуродизайна/ P.O. Антонов, Д.Н. Щелкунов. - М.: ВНИИТЭ, Техническая эстетика, №1,1990. - С. 8 -15.
6. Аскин Я.Ф. Категория будущего и принципы ее воплощения в искусстве (Ритм пространство и время в литературе и искусстве) / Я.Ф. Аскин. -Л.: Наука, 1974- С. 67-73.
7. Араб - Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств/ Э.А. Араб - Оглы. - М.: Молодая гвардия, 1973. - 172 с.
8. Арапов М.В. Прогнозирование: ожидание и результаты. Первая всесоюзная конференция по проблемам проектного прогнозирования «Футуродизайн-89»/ М.В. Арапов. - М.: Государственный комитет СССР по науке и технике // ВНИИТЭ, 1990 - С. 25.
9. Артог Ф. Типы исторического мышления: презентизм и формы восприятия времени/ Ф. Артог. - М.: Журнал «Отечественные записки» № 5(20), -2004.
10. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна / В.Р. Аронов. - М.: ВНИИТЭ, 1992. - 122 с.
11. Аронов В.Р. Концепции современного дизайна 1990-2010/ В.Р. Аронов. - М.: «ОАО Типография «Новости», 2011 - 216 с.
12. Базилевский A.A. Технология и формообразование в проектной культуре дизайна: канд. искусств.: 17.00.06/ A.A. Базилевский; ВНИИТЭ. - М., 2006- 191 с.
13. Баянов K.P. Этические основания социального прогнозирования/ K.P. Баянов// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление № 6, 2010 - С. 28-32.
14. Бакштановский В., Ротницкий В., Сагатовский В. Этика и научная фантастика/ В. Бакштановский, В. Ротницкий, В. Сагатовский// Актуальные проблемы диалектического материализма. - Тюмень, 1970. - С.139-147.
15. Белоконь В.А. О проблемах и принципах футуродизайна. Первая всесоюзная конференция по проблемам проектного прогнозирования «Футуродизайн-89»/ В.А. Белоконь. - М.: Государственный комитет СССР по науке и технике // ВНИИТЭ, 1990 - С. 54-57.
16. Бестужев-Лада И.В. Рабочая книга по прогнозированию/ И.В. Бестужев - Лада. - М.: Мысль, 1982. - 430 с.
17. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев-Лада. -М.: Педагогическое общество России, 2002. - 392 с.
18. Бизунова Е.М. Проблема времени в проектной футурологии. Первая всесоюзная конференция по проблемам проектного прогнозирования «футуродизайн-89»/ Е.М. Бизунова. - М.: Государственный комитет СССР по науке и технике // ВНИИТЭ, 1990. - С. 45-49.
19. Бочкарев А.И. Социокультурное проектирование инновационной творческой среды: монография / А. И. Бочкарев, Т. С. Бочкарева, под науч. ред. проф. А. И. Субетто/ А.И. Бочкарев. - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2012. - 524 с.
20. Бобринская Е.А. Футуризм/ Е.А. Бобринская. - М.: Галарт, 2000. -192
с.
21. Брик. О.М. В порядке дня/ О.М. Брик. - М.: Сборник «Искусство в производстве», 1921.
22. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна/ Т. Ю. Быстрова. - Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 2001. - 288 с.
23. Быстрова Т.Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна/ Т.Ю. Быстрова // Академический вестник, УралНИИ Проект РААСН, 2012, №1. - С. 96-101.
24. Быстрова Т.Ю. Специфика проектных концепций в архитектуре и дизайне/ Т. Ю. Быстрова// Академический вестник, УралНИИпроект РААСН, 2011, №2.
25. Бычков В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. - М.: КноРус, 2012. -528 с.
26. Верещагин И. Об архитектурной достоевщине и прочем/ И. Верещагин // Современная архитектура, 1928, №4. - С.130.
27. Вершинин Г. Дизайн и искусство: опасные связи?/ Г. Вершинин // Проблемы дизайна - 3; Под ред. В.Л. Глазычева. — М.: Архитектура - С, 2005. -288с.
28. Вильковский М. Социология архитектуры/ М. Вильковский. — М.: Фонд «Русский авангард», 2010. - 592 с.
29. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие, 6-е изд., перераб. и доп./ / Л.П. Владимирова. - М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 400 с.
30. Гвишиани, Д. М. Наука, дизайн и будущее / Д. М. Гвишиани // Техническая эстетика, 1970, № 1.
31. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм/О.И. Генисаретский // Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. Труды ВНИИТЭ, №52. - М: ВНИИТЭ, 1987. - С.39-53.
32. Гользамт Э. А. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры/ Э.А. Гользамт. - М.: Строиздат, 1973. - 174 с.
33. Григорьев Э.П. Теория и практика машинного проектирования объектов строительства/ Э.П. Григрьев. - М.: Стройиздат, 1974. - 200 с.
34. Григорьев Э. Федоров М. Проектный метод прогнозирования/ Э. Григорьев, М. Федоров// Техническая эстетика, №10, № 1. М.: ВНИИТЭ. - 1970.
35. Глазычев, B.JI. Язык и метод социального проектирования / B.JI. Глазычев // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. - М.: НИИ культуры, 1986. - С. 115-129.
36. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли/ J1.H. Гумилев. - СПб: Кристалл, 2002. - 642 с.
37. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: вопросы истории и теории/ В.А. Гуторов. - JL: Издательство Ленинградского университета, 1989. -288 стр.
38. Гыбина М.М. Градостроительные концепции итальянского футуризма: автореферат дис.... кандидата арх.: 05.23.20 / Гыбина М.М; Московский архитектурный институт (государственная академия). - Москва, 2013.
39. Гыбина М.М. Марио Кьяттоне и его творчество в контексте футуризма / М.М. Гыбина // Международный электронный научно-образовательный журнал «Architecture and Modern Information Technologies (AMIT)». «Архитектура и современные информационные технологии», 2012, №1(18), февраль, [электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://www.marhi.ru/AMIT/2012/lkvartl2/gybina/gybina.pdf .(10.12.2013)
40. Гыбина М.М. Энрико Прамполини как теоретик архитектурного футуризма первой и второй волны / М.М. Гыбина // Международный электронный научно-образовательный журнал «Architecture and Modern Information Technologies (AMIT)». «Архитектура и современные информационные технологии», 2012, №3(20), сентябрь, [электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://www.marhi.ru/AMIT/2012/3kvartl2/gybina/gybina.pdf. (10.12.2013).
41. Данилов К. С. Эстетическая ценность и прогноз в проектной культуре (дизайн-проект второй половины XX века): диссертация канд. искусств. 17.00.04, 17.00.06/ К.С. Данилов. - Спб.: Санкт-Петербургская Государственная Художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, 2004. - 159 с.
42. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Б.Г. Минервин [и др.]; под общей ред. Б.Г. Минервина, В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. -288 с.
43. Жданов Н.В., Уваров A.B., Червонная М.А., Чернийчук И.А. Бионика. Бионическое формообразование: учебное пособие/ Н.В. Жданов, A.B. Уваров, М.А. Червонная, И.А. Чернийчук. - М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2014-213 с.
44. Жердев Е.В. Метафора в дизайне/ Е.В. Жердев. - М.: Архитектура -С, 2012.-464 с.
45. Игнатов Г.Е. Инерция эры 60-х в современном проектном сознании/ Г.Е. Игнатов// «Архитектон: известия вузов», № 32 - Декабрь 2010. [электронный ресурс] - Режим flocTyna:http://archvuz.ru/2010_4/6 (22.12.2013)
46. Ингарден Р. Исследования по эстетике/ Р. Ингарден. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - 572 с.
47. Иконников, A.B. Архитектура 20 века. Утопии и реальность: в 2 т. / A.B. Иконников. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 656 с.
48. Иконников A.B. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве/ A.B. Иконников. - М.: Ком-Книга, 2006. - 352 с.
49. Иконников A.B. Утопическое мышление и архитектура/ A.B. Иконников. - М.: Архитектура-С, 2004. - С. 215.
50. Кадыров A.M. Культурология. Мировая и отечественная культура: учебное пособие / A.M. Кадыров. - Уфа: УГАТУ, 2011. - 532 с.
51. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Положение второе, в: И. Кант. Сочинения на русском и немецком языках. Т. 1./ И. Кант. - М.: Чоро, 1994. - С. 85.
52. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 7. § 35, «Антропология с прагматической точки зрения»/ И. Кант. - М.: Чоро, 1994. - С. 209.
53. Клюшина Е. В. Альбер Робида - график/ Е.В. Клюшина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - Спб.: РГПУ, №63 - 1, - 2008.
54. Коган П.С. Наши литературные споры. К истории критики октябрьской эпохи/ П.С. Коган// История и теория искусств, вып.З. - М.: ГАХН, 1927 - 120 с.
55. Козеллек. Р. Можем ли мы распоряжаться историей? ( Из книги «Прошедшее будущее. К вопросу о семантике исторического времени»)/ Р. Козеллек. - М.: Журнал «Отечественные записки», №5(20), - 2004.
56. Козлов А. С. Фантазии или прогноз?/ A.C. Козлов// Техническая эстетика №10, 1970,- С. 6-10.
57. Константиновская J1.B. Прогнозирование/ JI.B. Константиновская, 2011, [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.astronom2000.info (22.07.2013).
58. Компанеец В.В. Степаненко К.А. Философия Фридриха Ницше и русский футуризм/ В.В. Компанеец, К.А. Степаненко. - Волгоград: ВолГу, №8, Вып. 7, 2008.-23 -27 с.
59. Кочева А. О. Механизмы воплощения концепции в архитектурном объекте/ А.О. Кочева // «Архитектон: известия вузов», №22 - 2008, [электронный ресурс] - Режим доступа: http://archvuz.ru/2008_2/2 (22.12.2013).
60. Кошеленко Г. А. Градостроительная структура «идеального полиса» (по Платону и Аристотелю)/ Г.А. Кошеленко // ВДИ, № 1, 1975. - С. 3-26.
61. Кураков Л.П., Краснов А.Г., Назаров A.B., Экономика: инновационные походы/ Л.П. Кураков, А.Г. Краснов, A.B. Назаров. - М.: Гелиос,1998. - 600 стр.
62. Лаврентьев, А.Н. История дизайна: учеб. пособие / А.Н. Лаврентьев. -М.: Гардарики, 2008. - 303 с.
63. Лисицина Я.Ю. Комбинаторные средства для архитектурного формообразования по методу Якова Чернихова - беспредметные элементы/ Я.Ю. Лисицина// «Архитектон: известия вузов», № 35 - Сентябрь 2011, [электронный ресурс] - Режим доступа: http://archvuz.ru/2011_3/2. (18.11. 2013).
64. Лозовая Л.В.: дис. ... кандидата философских наук: 09.00.04 / Л.В. Лозовая; Рос. Гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Спб, 2007. - 134 с.
65. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. История античной эстетики, том 3/ А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1974.
66. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп./ В.А. Луков. - М.: Изд-во Моск. туманит.- социальн. академии: Флинта, 2003.-240 с.
67. Лучкова И.В., Сикачев A.B. Жилая ячейка как объект дизайна / И.В. Лучкова, A.B. Сикачев // Техническая эстетика. - М., 1969. - №8.
68. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд. - М: Логос, 2001. - 408 с.
69. Медведев В.Ю. Дизайн будущего и будущее дизайна/ В.Ю. Медведев// Библиотека Ассоциации Футурологов, - 2013, [электронный ресурс] -Режим доступа: http://futurologija.ru/bibl/medvedev-v-yu-dizajn-budushhego-i-budushhee-dizajna/(12.4.2014).
70. Медведев В.Ю. Сущность дизайна. Учебное пособие. — 3-е изд., испр. и доп./ В.Ю. Медведев. - СПб.: СПГУТД, 2009. - 110 с.
71. Минервин, Г.В. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды: учебн. пос. / Г.В. Минервин. - М.: Архитектура-С, 2004. - 96 с.
72. Мирошников Ю.И., Юркова Е.С. Футурологические перспективы современного человека как объект философского анализа/ Ю.И. Мирошников, Е.С. Юркова// Известия Уральского государственного университета, Общественные науки, №4. - 2007.
73. Мосорова Н. Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы: дис. доктора философских наук: 09.00.13/ H.H. Мосорова. -Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 2001. - 335 с.
74. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. — Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
75. Оропай А.Ф. Утопия в аспекте модальности пророчества и прогноза/ А.Ф. Оропай// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №127, - 2011.
76. Осипов Г.В., Кара - Мурза С.Г. Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР / Г.В. Осипов, С.Г. Кара - Мурза. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.-368 с.
77. Папанек В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. - М.: Д. Аронов, 2004.-416 с.
78. Пантин В.И., Лапкин В.В. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века / В.И. Пантин, В.В. Лапкин. - Дубна: Феникс+, 2006. - 448 с.
79. Панченко Д. В. Геродот и становление европейской литературной утопии/ Д.В. Панченко// Проблемы античного источниковедения. - Л., 1986. - С. 54-68.
80. Панченко Д. В. Платон и Атлантида/ Д.В. Панченко. — Л.: Наука, 1990- 194 с.
81. Панченко Д. В. Утопический город на исходе Ренессанса (Дони и Кампанелла)/ Д.В. Панченко// Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. - Л., 1986. - С. 25-36.
82. Переверзев Л. Научно-техническое и художественное начало в дизайне / Л. Переверзев //Дизайн как предмет научных и социально-философских исследований: сб. научных трудов: Вопросы технической эстетики. - М.: Искусство, 1970.
83. Погосян Г.Г. Анализ проектных форм сознания дизайнера-прогнозиста. Первая всесоюзная конференция по проблемам проектного прогнозирования «Футуродизайн-89»/ Г.Г. Погосян. - М.: Государственный комитет СССР по науке и технике//ВНИИТЭ, 1990 - С.53-54.
84. Пригожин И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой»: пер. с англ. Ю. А. Данилова; под общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л.
Климонтовича и Ю. В. Сачкова/ И. Пригожин, Стенгерс И. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
85. Пучков А. А. Архитектура и градоустроение в эстетическом мировоззрении Платона: К вопросу о формировании «античного архитектуроведения»/ А.А. Пучков // Мютобудування та територ1альне планування: наук.-техн. зб. Кшв: КЛУБА, 2006, №24. - с. 161-174.
86. Раппапорт А.Г. Границы проектирования. Вопросы методологии/ А.Г. Раппапорт. - М.,1991, № 1. - С. 19-38.
87. Раппапорт А. Г. Парадоксы Ладовского/ А.Г. Раппапорт // доклад на конференции «Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации». - М.: МАРХИ, 17 ноября 2010.
88. Раппапорт А.Г. Проект и время./ А.Г. Раппапорт // Проблемы дизайна -2: сборник статей. - М.: Архитектура-С, 2004. - С. 22-47.
89. Раппапорт А.Г. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филонова/ А.Г. Раппапорт // Вопросы философии, 1991, № 11 - С. 33-37.
90. Раппапорт А.Г. Утопическое в проектировании: вчера и сегодня. Первая всесоюзная конференция по проблемам проектного прогнозирования «Футуродизайн-89»/ А.Г. Раппапорт. - М.: Государственный комитет СССР по науке и технике//ВНИИТЭ, 1990. - С. 73-80.
91. Раппапорт А.Г. О цикле статей «Утопия в эволюции архитектурного проектирования» П.В. Капустина/ А.Г. Раппапорт// «Архитектон: известия вузов», №36-Декабрь 2011.
92. Розенблюм, Е. Художник в дизайне. Опыт работы в художественно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже / Е. Розенблюм. -М.: Искусство, 1974. - 176 с.
93. Розенсон И.А. Основы теории дизайна/ И.А. Розенсон: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения -2-е изд.- СПб.: Питер Пресс, 2013.-256 с.
94. Розин В.М. Философия техники: история и современность/ В.М. Розин. - М.:ИФ РАН, 1997. - 283 с.
95. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники: уч. пособие: в 3 т. / В.Ф. Рунге. - М.: Архитектура-С, 2008.
96. Рябушин А. В. Развитие жилой среды. Проблемы, закономерности, тенденции/ A.B. Рябушин. - М.: Стройиздат, 1976. - 379 с.
97. Рябушин, A.B. Футурология жилища за рубежом. 60-70-е годы / A.B. Рябушин. - М.: ВНИИТЭ, 1973. - 146 с.
98. Сайфуллин Н.Ф. Адаптивные жизненные стратегии автономных социальных групп в кризисных условиях: к постановке задачи/ Н.Ф. Сайфуллин// Препринт Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, 2007. -№83.
99. Сайфуллин Н.Ф. Методология социального проектного прогнозирования жизненных стратегий автономных поселений/ Н.Ф. Сайфуллин// Виртуальная лаборатория WiKi, - 2011, [электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.vlab.wikia.c0m/wiki/np0eKTHp0BaHHe_CTpaTerHft_aBT0H0MHfl.(12.02.14)
100. Сайфуллин Н.Ф. Проектный диалог с будущим/ Н.Ф. Сайфуллин// «Градостроительство», №1, 2011. - С. 64-68.
101. Самбуров Э.А. Социальное моделирование, прогнозирование и проектирование: курс лекций / Э. А. Самбуров. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. унта, 2010.- 173 с.
102. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии; пер. с франц. В. И. Колядко/ Ж.П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 616 с.
103. Сидоренко В.Ф. Дизайн как проектная деятельность / В.Ф. Сидоренко // Техническая эстетика. - М., 1977. - №8.
104. Скижали - Вейс А. Футуристические проекты-прогнозы «Москвы будущего» 1914 и 2012 годов. Глава первая (Часть I)/ А. Скижали - Вейс// интерактивная архитектурная сеть archinfo.ru. - 2010.[электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.archinfo.ru/publications/item/1452 (03.10.2013).
105. Сомов Г. Ю., Раппапорт А. Г Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии / Г.Ю. Сомов, А.Г. Раппапорт. - М.: Стройиздат, 1990 - С. 164 -335.
106. Стегний В.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие/ В.Н. Стегний. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. - 219 с.
107. Теслинов А.Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем/ А.Г. Теслинов. - СПб: Изд-во «Питер», 2009. - 288 с.
108. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке/ А. де Токвиль; пер. с франц. - М.: Прогресс, 1992. - 554 с.
109. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 569 с.
110. Тоффлер Э. Шок будущего/ Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.
111. Тубли М. П. Антонио Сант'Элиа: от модерна к футуризму. Архитектура мира/ М.П. Тубли// Материалы конференции «Проблемы истории архитектуры», вып. 1. - М.: ВНИИТАГ, 1992. - с. 131-138.
112. Тузовский И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий/ И.Д. Тузовский. - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. - 312 с.
113. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда/ B.C. Турчин. - М.: Изд-во МГУ, 1993.- 248 с.
114. Уваров A.B. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: канд. искусств.: 17.00.06/ A.B. Уваров; Санкт-Петербургская госуд. художественно-промышленная академия им. A.JI. Штиглица. - М., 2010. - 127 с.
115. Уйбо A.C. Реконструкция исторического прошлого как междисциплинарная задача/ A.C. Уйбо // Смысловые концепты историко-философского знания: ученые записки Тартуского университета, труды по философии. - Вып. XXXV. - 1990.
116. Ус Е. Н. Архитектура в контексте утопического сознания. Автореф. дис. . канд филос. наук./ E.H. Ус. - СПб.: СпбГУ, 1997. - 17 с.
117. Устьянцев В.Б., Орлов М.О., Данилов С.А. Очерки социальной философии: пространственные структуры, порядок общества, динамика
глобальных систем; под редакцией профессора В.Б.Устьянцева / В.Б. Устьянцев, М.О. Орлов, С.А. Данилов. - Саратов: Издательство СГУ, 2010. - 218 с.
118. Федорова Т.Ю. Экспериментальное формообразование в дизайне: канд. искусств.: 17.00.06/ Т.Ю. Федорова; Владимирский государственный гуманитарный университет. - М., 2011. - 227 с.
119. Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития/ К. Фремптон. - М.: Стройиздат, 1990. - 469 с.
120. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна / С.О. Хан-Магомедов. - М.: Галарт, 1995. - 424 с.
121. Хвощин A.A. Социально-экономическое прогнозирование: учебное пособие/ A.A. Хвощин. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. - 189 с.
122. Хмельницкий Д.С. Непонятый гений. Книги Якова Чернихова глазами современников/ Д.С. Хмельницкий // Вступительная статья к книге «Работы Якова Чернихова из собрания Дмитрия Чернихова» (Graphic Masterpieces of Yakov G. Chernikhov. The Collection of Dmitry Y. Chernikhov). - Берлин: Издательство DOM Publisher, 2009 - 400 с.
123. Хромушин Г. Теории, прогнозы и фантастика. Грани будущего/ Г. Хромушин // Электронная библиотека литературы redov.ru. [электронный ресурс] Режим доступа: http://
www.redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/teorii_prognozy_i_fantastika/pl.php (16.07.2013)
124. Червонная М.А. Проектное прогнозирование в дизайне. Исторический аспект/ М.А. Червонная// Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда». Вестник МГХПА. - М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2013. - №4 - С. 277 -289.
125. Чернийчук И.А. Тотальный дизайн. Исследование возникновения и развития: дис. ... канд. искусст: 17.00.06/И.А. Чернийчук; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. - М. 2010, - 169 с.
126. Черников П.Ю. Прогностическая функция социальной философии; автореф. канд фил. 09.00.11/ П.Ю. Черников. - Таганрог: Технологический институт Южного федерального университета, 2010. - 24 с.
127. Чернихов Я.Г. Основы современной архитектуры / Я.Г. Чернихов. -JL: Издание Ленингр. общества архитекторов, 1930. - 126 с.
128. Чумаков А.Н. Глобалистика. Новая философская энциклопедия в 4 т. под редакцией В. С. Стёпина / А.Н. Чумаков. - М.: Мысль, 2001.
129. Щелкунов Д.Н. Дизайн: к проектированию будущего/ Д.Н. Щелкунов// Техническая эстетика. - М.,1989. - №11. - С. 1-9.
130. Щелкунов Д. И., Нефедов П. А. Ваше мнение? Ваши прогнозы? // Техническая эстетика. -М., 1990. - №7. - С. 16 - 19.
131. Щелкунов Д. И., Нефедов П. А. Размышляя о будущем // Техническая эстетика. - М., 1990. - №3. - С. 4 - 7.
132. Якушев А. В. Философия: конспект лекций, учебное пособие/ A.B. Якушев. - М.: А-Приор, 2009. - 241 с.
133. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса/ Э. Янч. перевод с англ. Д. М. Гвишиани. - М.: Прогресс, 1970. - 586 с.
134. Ясперс К. Смысл и назначение истории/ К. Ясперс; пер с нем. М. Левиной по Jaspers К. Die gestige Situation der Zeit. В.-Leipzig, 1932 - M.: Политиздат, 1991. -527 с.
135. IFRA. Международная Академия исследований будущего// [электронный ресурс] - Режим доступа: http://vAvw.maib.ru/prognostication/. -2007-2012. (15.07.2013).
136. Form, 1963.-№23.
137. Fuller В. Humans in Universe / В. Fuller. 1983.
138. Hulten P. Futurismo e Futurismi в пер. Гыбиной М.М./ P. Hulten. -Milano: Bompiani, 1986. - 638 p.
139. Llorenc B. Antonio Sanf Elia/ В. Llorenc. - Kempen, Lower Rhineland, Germany: te Neues, 2003 - 86 p.
140. Mumford L. Utopia: the City and the Machine/ L. Mumford. - Daedalus: Spring, 1965.
141. Pass P. Mind Expander, Bubbler und Puemo/ P. Pass //Wiesen: «Form», 1969, N47. -C.109.
142. Tafuri. M. Proggetto o Utopia/ M. Tafuri. - Bari: Laterra. 1969.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.