Факторы формообразования легкового автомобиля: технологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Меделец, Никита Александрович
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 282
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Меделец, Никита Александрович
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение
Глава 1. Влияние технологий и материалов на эволюцию формообразования легкового автомобиля
1.1. Анализ концепткаров и легковых автомобилей серийного производства с позиции формообразующих и неформообразующих технологий и материалов
1.2. Инновационные технологии и материалы, их применение в автомобилестроении
1.3. Классификация технологических процессов и материалов, применяемых в производстве легкового автомобиля
1.4. Характер влияния технологий и материалов на легковой автомобиль
1.5. Эволюция инженерно-технологических и художественно-пластических решений в дизайне легкового автомобиля
Выводы по 1 главе
Глава 2. Роль образности при проектировании легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов
2.1. Различные подходы на пути формирования проектного образа легкового автомобиля
2.2. Взаимосвязь образа легкового автомобиля, общей компоновки и конструктивно-технологических решений основных элементов его кузова
2.3. Эмоциональное восприятие и его влияние на формирование проектного образа автомобиля
Выводы по 2 главе
Глава 3. Основные формообразующие факторы в дизайн-проектировании легкового автомобиля, актуальные тенденции
3.1. Основные требования к потребительским свойствам легкового автомобиля
3.2. Формообразующие факторы
3.3. Тенденции формообразования современного автомобилестроения с учетом технологического аспекта
3.4. Пример анализа формообразования легкового автомобиля с использованием метода реконструкции
3.5. Модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и
материалов в том числе инновационных
Выводы по 3 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Разработка методов дизайн-проектирования легковых автомобилей2005 год, кандидат технических наук Скуба, Денис Владиславович
Технология и формообразование в проектной культуре дизайна: Влияние технологии на морфологию промышленных изделий2006 год, кандидат искусствоведения Базилевский, Александр Андреевич
Дизайн-моделирование специальных мототранспортных средств: на примере моторикши2008 год, кандидат искусствоведения Цинман, Жанна Германовна
Инновационные комплексные решения в дизайне меховых изделий2010 год, кандидат искусствоведения Морозова, Марина Владимировна
Закономерности формообразования в дизайне транспортных средств2012 год, кандидат технических наук Лепешкин, Илья Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Факторы формообразования легкового автомобиля: технологический аспект»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Автомобильный дизайн относится к числу лидирующих областей дизайна с точки зрения использования новых технологий и материалов. В настоящее время технологии являются одним из определяющих факторов развития науки и техники. Новые технологии рождают новые виды материалов с определенными свойствами. Широкое употребление понятия технология связано с изменением качества жизни людей. Термин распространен не только в научной среде, но и в обыденной жизни, поскольку предметное окружение человека, так или иначе, связанно с технологией. На сегодняшний день существует множество определений термина технология, каждый из которых имеет отношение практически к любой деятельности человека.
С одной стороны, термин, который пришел из сферы точных наук и производственных процессов, кажется далеким от вопросов дизайна и, тем более, искусствоведения. С другой стороны, практика автомобильного дизайна показывает, что проектирование, которое ведется дизайнером совместно с инженерами-конструкторами и технологами и учитывает особенности производства - наиболее успешно. Планируя технологические процессы еще на этапе проектирования изделия, дизайнер может добиться верной передачи проектной концепции в форме готового изделия, а, следовательно — воплощения задуманного образно-композиционного решения и достижения художественной выразительности изделия в целом.
Тема данного научного исследования актуальна и вызывает особый интерес в последнее время, поскольку, с одной стороны, затрагивает общие вопросы влияния технологий и материалов на промышленный дизайн, как одного из видов проектной деятельности, а с другой - рассматривает автомобильный дизайн, в частности дизайн легковых автомобилей, как утилитарно-функциональных объектов массового промышленного производства.
Особенность использования новых технологий и материалов в автомобильном дизайне отражается на внешнем виде легкового автомобиля и на его конструкции, а также на технических и эксплуатационных характеристиках. При этом, инновационные технологии направлены на улучшение существующей структуры изделия.
Взаимосвязь технологии и искусства, технологии и ремесла можно проследить на протяжении всей человеческой истории. Прообразом понятия "технология" было древнегреческое слово "техне", которое обозначало синтез искусства и ремесла. Кроме того, «технэ» в широком смысле означало умение ориентироваться, разбираться в чем-либо, поэтому для древних греков "техне" — способ познания мира не столько технологический, сколько поэтический.
Искусство древних греков разумно и гармонично. Тектоника архитектурных сооружений ясно выражена в сопоставлении несущих и несомых частей, масштаб которых соразмерен человеку. Технология наглядна в используемых конструкциях и материалах. Многие предметы удивляют высоким мастерством исполнения: достаточно сравнить тонкие колеса древнеегипетской колесницы из Каирского музея с грубыми по форме колесами повозок, использовавшихся в средние века [4. С.7].
Конечно, не технология прежде всего определяла смысл и соответствующий ему формальный характер артефактов, а социальные и культовые требования; с этой точки зрения технология являлась лишь средством. Но для того, чтобы осуществить заказ, архитектору или ремесленнику надо было, прежде всего, придумать, разработать технологию.
Говоря о технологии и ее влиянии на проектную культуру необходимо сказать об истории возникновения проектирования как самостоятельного вида проектной деятельности. До эпохи Возрождения любое ремесленное производство представляло собой канонический тип деятельности, при котором четко осуществлялось повторение традиционной формы предмета с учетом: сложившихся потребностей людей, уклада жизни, установившимся
"стандартам качества". При этом каноны не разрабатывались специально, отдельными людьми, их формирование шло на протяжении всей истории существования того или народа, общества, следуя культурным особенностям, обычаям и традициям.
Каноническая система воспроизводства характеризуется двумя основными функциями: проектированием и нормированием, при доминирующей роли последней [57.С.8-9].
Ситуация меняется в эпоху Возрождения. Определяющим свойством проектной культуры становится сознательное проектирование и создание принципиально новых ценностей, — в результате технология приобретает черты специфической области техники и культуры в целом.
В эпоху Возрождения искусство и ремесло обособляются — искусство становится «чистым искусством», а представление о понятии «технэ» значительно меняется. Приведем одно из определений технологии: технология (от гр. 1есЬпе) — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства [169]. Технология — это одна из специализированных форм деятельности. Для исследования взаимосвязи морфологии и технологии в дизайне важно отметить, что технология — это, в первую очередь, определенный процесс, методы которого зависят от используемой основы — материала. Наряду с этим технология, и это отмечает большинство современных философов и исследователей, включает в себя также технику, то есть второй, надприродный мир.
Осознание возрастающей роли технологии в XX веке происходит в три этапа: во время 1-й промышленной революции (сер. ХУШв.), второй промышленной революции (2-я половина XIX — начало XX века) и научно-технической революции (1970-е годы). Принципы оптимизации и замещения природного искусственным проникают не только в сферу проектно-производственной деятельности, но и в быт, в повседневное человеческое существование — в ту среду, которая являются объектом проектных усилий
дизайнеров. На протяжении XX века методы машинных производств становятся одними из основных по созданию инновационных продуктов.
Специфика технологии как одновременно знания, техники и части производственного процесса обозначилась уже на первых машинных производствах. Технологические и производственные стандарты, основанные на принципах оптимизации и унификации, в эстетическом плане были далеки от совершенства, поскольку не всегда учитывалась художественная, композиционная составляющая проектирования изделий. Даже сегодня в английском словаре технология определяется как наука о ремесленных и индустриальных искусствах, противопоставленных искусствам изобразительным или изящным.
Одновременно с неприятием машинного производства (Рескин, Моррис) появилось обратное движение: технологические и производственные стандарты начали формировать новые вкусовые и эстетические взгляды. Для раскрытия сути этих процессов необходимо рассмотреть их в историческом срезе — от истоков до современной ситуации.
Отрыв художника-ремесленника от процесса создания, изготовления вещи в период появления первых мануфактур, а затем промышленных производств, привел к неприятию им результата машинного производства, конечного продукта. Потребовалось время, чтобы художники-конструкторы нашли общий язык с законами машинного формообразования и отказались от сугубо индивидуального подхода. Хотя художник-конструктор оставлял за собой право свободной «компоновочной деятельности» в рамках промышленного производства, творческая свобода проектировщика стала зависеть от общих технологических принципов конкретного производства.
В конструкторских бюро, дизайнерских агентствах XX века сложилась система, напоминающая принципы промышленного конвейера: процесс создания проекта и прототипа изделия был поделен на автономные стадии, внутри которых применялись методы, основанные на распределении ролей и
обязанностей, на четком разделении степени доступа каждого участника процесса к разрабатываемому проекту.
В системе современных производств роль дизайна как формообразующего начала и роль самого дизайнера претерпевают значительные изменения. Эти изменения во многом связаны с усовершенствованием и оптимизацией производственных процессов. Производители уделяют особое внимание не столько внешне-эстетической новизне изделия, сколько новизне конструктивной, новизне инженерного и технологического решений, выразительности нового материала, конструкции, технологии. В результате в область работы дизайнера попадают все сферы производственной деятельности.
Очевидно, что существуют специфические принципы формообразования, сложившиеся в результате освоения дизайнерами современных производственных технологий и их перевода на уровень технологий формообразования.
В последнее время одной из тенденций в мире дизайна является дематериализация самих объектов проектированиия. Связано это с нарастающим влиянием инновацинных технологий и материалов. Отчетливо эта тенденция проявляется в объектах дизайна нового стиля "хай-тач (hi-touch), представляющих собой эмоциональное, чувственное отношение к проектированию предметно-пространственной среды [109. С.118]. Безграничные возможности встраивания и вживления не только функций одного предмета в другой, но и объединения ранее разнородных предметов, ведут к созданию многофункциональных объектов. В ряде случаев деятельность дизайнера исключает работу с формой как таковую, ведь многие современные объекты лишаются привычной зримой формы, «растворяясь» в форме других изделий. Теперь дизайнер проектирует не вещь как таковую, а отношения вещи и человека и уже потом облекает ее в материальную оболочку, очень часто это происходит посредством тактильного, сенсорного, визуалыю-аудиалыюго, обонятельного, текстурно-
фактурного взаимодействия. Современные технологии позволяют вещи "реагировать" на контакт пользователя, тем самым как бы "очеловечивая" ее.
Впервые концепция "хай-тач" была сформулирована представителем итальянского авангарда К.Т. Кастелли. Ее рождение в недрах технологического дизайна, хай-тека, обусловлено новейшими технологиями -технологиями максимальных эффектов при минимальной предметной форме ли даже ее отсутствии. [109. С.-121].
Многие процессы—технологии, вызывающие к жизни новые приемы формообразования, еще мало затронуты в исследованиях по технической эстетике и дизайну. Для раскрытия их воздействий необходимо рассматривать области проектной и производственной деятельности как единое целое, выявляя процессуальную суть проектирования.
Рассматривая производственные технологии, нельзя забывать и о технологиях, которые используют сами дизайнеры.
Распространение информационных технологий в 70-е годы XX века становится причиной новых методов формообразования.
Среди зарубежных изданий заметна книга «Цифровая тектоника» (2004) Н. Лича, Д. Тернбула и К. Вильямса, где рассматривается зависимость формы и поверхности от структуры. «В архитектуре, как и в дизайне, уже давно существует оппозиция между цифровой (виртуальной) культурой чувственно воспринимаемого образа и тектонической культурой реальных объектов» [4. С.-15.]. Направление «Цифровой тектоники» объединило в себе усилия архитекторов, дизайнеров и инженеров для понимания взаимодействия поверхности и структуры, что позволило, в свою очередь, создавать новые интересные формы», — пишут авторы книги. Важно то, что одно из решений для гармоничного сосуществования образного и технологичного, формального и конструктивного (структурного) было найдено в области цифровых технологий трехмерного моделирования, что и стало основой для новой образности архитектурных и дизайнерских проектов [4. С.-15.].
Дизайнерская деятельность в индустриальном и постиндустриальном обществе имеет прямую взаимозависимость с технологией и отражается на методах, процессах и результатах проектирования. При умелом использовании дизайнером, технология становится не просто средством, но художественно выразительным языком промышленного дизайна. Формообразование промышленных изделий изменяется во взаимосвязи с развитием технологий, появлением новых материалов. Дизайнер взаимодействует с процессами производства, технологическими инновациями. В проектах, промышленных образцах, серийно-выпускаемых изделиях иногда ярко выявлено, а порой, наоборот, закамуфлировано отношение дизайнера или группы проектировщиков к возможностям художественного осмысления технологии в морфологии предмета.
Технология как субъект производства и инструмент проектирования воздействует на формообразование и, как результат, на морфологию промышленных изделий в XX веке. Методы и понятия «технологического формообразования», наряду с методами и понятиями композиционного, тектонического и художественного конструирования, постепенно входят в научно-практический обиход. Однако особенности проблемы взаимовлияния технологии и морфологии в автомобильном дизайне изучены пока недостаточно и нуждаются во всесторонней разработке.
Предстоит выявить взаимосвязь технологий и формообразования промышленного изделия, а также исследовать взаимовлияние дизайн-проектирования и производственной технологии в процессе исторической эволюции.
Перефразировав известную фразу функционализма о том, что «форма следует функции» на «форма следует технологии осуществления функции», уместно рассмотреть эволюцию предметов в связи с изменением этой конкретной технологии, а также описать формирование композиции, основанной на образном представлении о технологии как внутреннем механизме осуществления функции изделия [64]. Для этого необходимо
раскрыть специфические приемы и методы проектной деятельности, появившиеся в результате синтеза проектных и производственных технологий.
Анализ практической работы дизайнеров позволяет понять возможности раскрытия художественного потенциала технологии в промышленном изделии, классифицировать варианты морфологической выразительности технологий проектно-производственной деятельности.
Наряду с производственными технологиями (технологии самого производства) существуют также дизайн-технологии, которые применяются при создании эскизов, чертежей, макетов, трехмерных моделей, также эти технологии позволяют, например, испытывать макеты в аэродинамической трубе, проводить эргономические исследования и пр. На уровне производственных процессов имеется огромное разнообразие технологий, активно используемых дизайнерами для решения формальных и эстетических задач. В то же время квалифицированная дизайнерская работа в автомобильной отрасли предполагает осмысленный подход к современным технологическим возможностям: в частности, стремление к рациональному и умеренному использованию материалов и технологий, природных ресурсов и энергий.
Традиционно анализ морфологии объектов дизайна предполагает как утилитарно-функциональный подход (рассматривающий техническую и социальную функцию предмета), так и искусствоведческий подход, рассматривающий объекты дизайна с формально-композиционной, образной стороны в контексте общей проектной культуры. Нередко из области анализа исследователей ускользал сам процесс проектирования и дальнейшего изготовления, а предметом рассмотрения был только результат.
Степень разработанности проблемы исследования.
С позиции дизайна технология рассматривается как способ организации процессов, направленных на создание искусственных объектов. Цель технологии - обеспечение производственного воспроизведения запроектированных объектов (Сборник трудов ВНИИТЭ, выпуск №11, 1975
г.). Новые технологии и материалы не только оптимизируют старое производство, но и формируют новую техническую базу цивилизации. Автомобиль в начале XXI века стал одной из экспериментальных площадок по отработке использования новых технологий и материалов. Большинство исследований, проводимых в области взаимосвязи технологий и автодизайна, имели либо прикладной, практический характер, где все аспекты отрабатывались па конкретных действующих макетных образцах, либо на сегодняшний день уже оказались не актуальными. Интерес к теме взаимовлияния технологий и материалов присутствовал во многих исследованиях у специалистов в области автомобильного дизайна. Серийное производство автомобилей создало запрос на осмысление технологического процесса, его качественное улучшение. Среди отечественных исследователей следует выделить Арямова В.И., Бродского В.Я., Долматовского Ю.А., Зайцева И.А., Захарова A.II., Зеленова JI.A., Иконникова A.B., Леоничева С.К., Муравьева Г.Г., Сорокина А.Е., Пескова В.И., Поднебеснова С.А., Розанова Н.Е., Сомова ТО.С., Шугурова Л.М., Лаврентьева А.Н., Михайлова С.М. Особый вклад в развитие эргономических исследований машиностроения внесли: Чайпова Л.Д., Мунипов В.М., Федоров В.К., Зараковский Г.М. Среди зарубежных исследователей по эргономике стоит отметить У. Вудсона, Д. Коновера, Стюарта Макея, Джиофа Вардла, Нельсона Дж. В этих работах технологический вопрос рассматривается очень подробно, даются общие представления о процессе формообразования автомобиля. Влияние конструкции, материалов и технологий на формообразование промышленного изделия изучались Базилевским A.A., Барышевой В.Е., Грашиным A.A., Минервиным Г.Б., Рунге В.Ф., Федоровым М.В., Сидоренко В.Ф. и др. Особого внимания заслуживает рассмотрение темы взаимовлияния технологий и материалов на легковой автомобиль за рубежом. Интерес представляют высказывания ведущих автомобильных дизайнеров, публикуемые в сети интернет и в периодических изданиях, таких как: Раймонд Лоуи, Луиджи Колани, Патрик Ле Кеман, Лоренс ван дер Акен,
Стив Маттин, Вольфганг Эггер, Петер Шрайер, Дж.Джуджаро, С.Пининфарина. и др. Научная работа также опирается на исследования в области дизайна (шесть принципов дизайна) профессора Зеленова Л.А. Маркетинговыми исследованиями в области промышленного дизайна занимались следующие авторы: М. Пресс, Р.Купер, Т.Браун, К. Ульрих, С.Эппингер. Следует отметить работы Азрикана Д.А., Грашина A.A., Сидоренко В.Ф., Кузмичева Л.А. и др., чьи труды были посвящены дизайн-исследованиям в области дизайн-проектирования комплексных и системных объектов. Экологический аспект проектирования легковых автомобилей и его связь с новыми технологиями изучается многими исследователями в области автомобилестроения, как за рубежом, так и в России: Маркиев М.И., Зайцев С.А., Daniel J. Holt, John Enrietto, David Kayes, Jim Keller.
Однако данные исследования рассматривают технологии и материалы в автомобильном дизайне не системно, а лишь на основе конкретных примеров. За пределами данных исследований остается опыт развития инновационных технологий и материалов и характер его влияния на формообразование легковых автомобилей.
Исследования по выявлению новых свойств материалов и созданию новых технологий далеко шагнули вперед и необходимо переосмысление всех тех методов проектирования, которые были актуальны в XX веке, поскольку современные технологии и материалы более эффективны по целому ряду параметров: экологичности, безопасности, надежности, времени, затраченному на процесс производства изделия. Как показывает практика, всё большее влияние в последние десятилетия, как на экстерьер, так и на интерьер автомобиля оказывают технологические новации, примером могут служить активно развивающиеся информационные технологии. Для того, чтобы прослеживать динамику развития использования технологий и материалов в автомобилестроении, необходимо систематизировать и типологизировать основные направления в этой области.
Рассуждая о внешнем виде легкового автомобиля, следует упомянуть о его морфологии. Морфология легкового автомобиля - строение, структурная форма легкового автомобиля, организованная в соответствии с его функциями, материалом и способом изготовления и выявляемая в процессе анализа. [5. С.29].
Влиянию инновационных технологий и материалов на морфологию автомобиля уделяется особое внимание в зарубежных автокомпаниях. Привлечь внимание к новой модели автомобиля в современных условиях можно только благодаря применению оригинального конструкторского решения, дизайна, новых технологий и материалов. Как правило, это несет больше экспериментальный характер внутри той или иной автокомпании. Вот лишь некоторые примеры: BMW (Философия BMW GINA - плавно изменяющаяся конструкция и форма, кузова для разных ситуаций пользования), Audi (исследования с области облегчения конструкции кузова, а также динамичной, интегрированной в кузов светотехники), Toyota (исследования в области интеграции интерактивных пользовательских приложений в автомобиль), Mercedes Benz (Система безопасности 6D Vision, поиск нового решения по формообразованию интерьера и экстерьера автомобиля. Исследования в по внедрению в серийное производство нестандартных силовых установок, таких как электродвигатели).
Настоящая диссертационная работа посвящена разработке средств формообразования легковых автомобилей с учетом влияния на получение морфологий и внешних форм технологий и материалов, в том числе инновационных. Кроме того, задачей исследования являются вопросы образных аспектов проектирования и их влияния на формирование внешнего вида транспортного средства. В область исследования научной работы входит экстерьер легкового автомобиля, а также размещение и компоновка основных функциональных узлов и агрегатов.
Цель и задачи исследования
Цель: определить роль материалов и технологий как факторов формообразования легкового автомобиля. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить научно-методический анализ научных подходов к проблеме эволюции формообразования в автодизайне в XX - начале XXI вв. с учетом применения технологий и материалов, актуальных и инновационных.
2. Выявить основные тенденции по использованию технологий и материалов в автомобильном дизайне, продемонстрировать интеграцию технологических новшеств с формообразованием легкового автомобиля.
3. Систематизировать основные формообразующие факторы в автодизайне с позиции использования технологий и материалов, способствующие совершенствованию эстетических, эргономических, потребительских и производственных качеств, повышающих комфортность, безопасность передвижения на транспортном средстве, разработать матрицу формообразующих факторов создания легковых автомобилей с учетом влияния технологий и материалов.
4. Разработать и обосновать модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов, в том числе инновационных.
Объект исследования
Дизайн-образцы серийно-выпускаемых легковых автомобилей, а также дизайн-проекты экспериментальных и концептуальных моделей, рассматриваемых с позиций используемых технологий и материалов в процессе их проектирования и производства.
Предмет исследования
Формообразующие и структурообразующие факторы дизайн-проектирования легкового автомобиля с учетом используемых или прогнозируемых материалов и технологий.
Временные границы исследования
1 этап - Инженерный (по Михайлову С.М. (до начала середины 20х г.г); 2 этап - Арт-деко ( середина 20х-сер. ЗОх г.г.); 3 этап - Стримлайн (середина ЗОх — конец 40х г.г.). 4 этап - Детройтское барокко (аэростиль) ( 50-60 е г.г.); 5 этап - Бокс стайл (середина 60х - нач. 70х г.г.); 6 этап - Биодизайн (80-90 ее г.г.). 7 этап - Ныо Эйдж (конец 90х г.); 8 этап - Хай-тач (конец 90х - начало 2000 г.г.)
Гипотеза исследования
1. Развитие теории и практики автомобильного дизайна, создание проектного образа легкового автомобиля обусловлено актуальными на сегодняшний день и инновационными технологиями и материалами.
2. Технологии и материалы, используемые в процессе создания легкового автомобиля, необходимо рассматривать как важные формообразующие и структурообразующие факторы дизайн-проектирования.
Методы исследования
В диссертационном исследовании используются общенаучные методы: анализ, синтез, типологизация, моделирование, а также специальные методы: прогнозирования стилей в автодизайне, методы дизайн-проектирования, методы анализа свойств формы, технологий и материалов в проектируемых изделиях, методы и приемы формообразования, методы дизайн-проектирования с учетом производственных факторов, метод реконструкции дизайн-проектов, структурно-логический метод, историко-хронологический анализ использования технологических нововведений в производство
автомобилей. Метод обработки данных: построение матриц, типорядов, таблиц, схем, графиков, контент-анализ.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются соответствием его принципиальных положений теоретико-методологическим принципам и поставленным задачам, выбором адекватных методов, широкой источниковедческой базой, успешной апробацией фрагментов исследования в прикладном проектировании, внедрением результатов исследования в образовательные программы.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
В диссертационном исследовании рассмотрены основные формообразующие факторы проектирования легковых автомобилей с учетом технологий и материалов, используемые в процессе их проектирования и изготовления. В ходе научного исследования были рассмотрены и изучены с позиции внедрения инновационных технологий и материалов модели легковых автомобилей основных мировых брендов ( 64 бренда, 580 моделей).
Осуществлен теоретический анализ научных подходов к проблеме эволюции формообразования в автодизайне в XX - начале XXI вв.
Представлены и систематизированы существующие дизайнерские инновационные разработки в современном автомобилестроении.
Проведена классификация технологий с учетом специфики производства легковых автомобилей.
Выявлены основные тенденции по использованию технологий и материалов в автомобильном дизайне, продемонстрирована интеграция технологических новшеств с формообразованием современного легкового автомобиля.
Введены новые понятия «формообразующие технологии», «неформообразующие технологии», раскрыта сущностная характеристика дефиниций.
Систематизированы основные формообразующие факторы проектирования в автомобильном дизайне с позиции использования технологий и материалов, способствующие совершенствованию эстетических, эргономических, потребительских и производственных качеств, повышающих экологичность, комфортность, безопасность передвижения на транспортном средстве.
Доказательно представлено, что технологии и материалы, используемые или прогнозируемые в процессе проектирования или изготовления легкового автомобиля, рассматриваются как важные формообразующие и структурообразующие факторы. Дизайн легкового автомобиля развивается на основе тенденций развития научно-технического прогресса и формообразующих факторов: сквозных (общих), просматриваемых на всем протяжении исторического существования легковых автомобилей и специфических, появляющихся на определенном этапе развития автодизайна с появлением новых технологий и материалов.
Разработана матрица формообразующих факторов создания легковых автомобилей с учетом влияния технологий и материалов.
Разработана и обоснована Модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов, в том числе инновационных. Модель является корректным научно обоснованным инструментом анализа формообразующих факторов в дизайн-проектировании, создана в целях представления проектной идеи и ее дальнейшей реализации в материальной форме. Описание структуры проектируемого объекта предполагает методический показ для проектировщиков в наглядном графическом виде: последовательность и взаимосвязь основных процессов (стадий и этапов) проектирования, производства, эксплуатации (потребления) и последующей утилизации изделия; требования дизайна к потребительским свойствам легкового автомобиля; содержание и смысл основных факторов формообразования, рассматриваемых с позиции используемых материалов и технологий. Большое значение в разработанной Модели придается образу
объекта проектирования, который должен обладать ассоциативно-культурной, конструктивно-технологической и композиционно-пластической целостностью, так как образ является наиболее продуктивной и методически активной моделью будущего легкового автомобиля, поскольку содержит в себе представления о связях человека с объектом потребления и среды. Более того, Модель позволяет осуществлять проектирование с расчетом на экономическую эффективность, социальную значимость, эргономические и высокие эстетические качества изделия.
Подготовлены конкретные методические рекомендации, направленные на проектирование легкового транспортного средства с учетом современных технологий.
Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии на всех этапах научно-исследовательского процесса: в проведении анализа проблемы в научной литературе, изучении степени её актуальности, определении понятийного аппарата. На этапе реализации научно-методического исследования, - осуществлена разработка методического инструментария, позволяющего проверить исследовательские гипотезы и уточнить содержательные характеристики модели; на эмпирическом этапе автором проведены анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования; подготовлены основные публикации по выполненной работе, оформлено диссертационное исследование.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Дизайн легкового автомобиля развивается на основе тенденций развития научно-технического прогресса и формообразующих факторов: сквозных (общих), просматриваемых на всем протяжении исторического существования легковых автомобилей и специфических, появляющихся на определенном этапе развития автодизайна с появлением новых технологий и материалов. Технологии и материалы в дизайне легкового автомобиля подразделяются на формообразующие
и неформообразующие. Они имеют разный характер влияния на внешний вид легкового автомобиля (прямое и косвенное).
2. Модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов является корректным научно обоснованным инструментом с точки зрения анализа и синтеза формообразования и проектирования легкового автомобиля.
3. Установленные в ходе исследования факторы формообразования легковых автомобилей являются серьезным ресурсом разработки новых концептуальных моделей легковых автомобилей с учетом влияния технологий и материалов (актуальных и инновационных), определении перспективных направлений развития легкового автомобилестроения.
Теоретическая значимость работы
Диссертационное исследование позволило обобщить существующий научно-методический опыт в области автодизайна, сформировать полноценную научную базу и положить её в основу исследований особенностей формообразования легкового автомобиля с использованием технологий и материалов.
Приведенный в диссертационной работе ретроспективный анализ развития новых технологий и прогрессивных материалов параллельно с демонстрацией их влияния на формирование внешнего вида автомобиля может быть использован в исследованиях и образовательных целях, а также для дальнейших теоретических построений.
Основные положения диссертации, а также предложенные в ней рекомендации могут быть использованы в качестве научной основы анализа и определения направлений развития дизайн-проектирования современного легкового автомобиля.
Выявленные в ходе исследования основные факторы формообразования легковых автомобилей под влиянием технологий и материалов могут широко применяться в исследованиях по теории и методике дизайна автомобилей, а
также использоваться в процессе обучения студентов в дизайн-ориентированных вузах.
Практическая значимость работы
Выявленные в исследовании основные формообразующие факторы, а также разработанная Модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов, классификация технологий и материалов могут применяться в практике реального проектирования в промышленном производстве серийных и концептуальных легковых автомобилей.
Основные факторы формообразования и Модель создания легковых автомобилей могут быть использованы в качестве рабочего материала по развитию стратегии фирменного стиля, бренда автокомпании, модельного ряда изделий, а также могут быть рекомендованы как основа в маркетинговых исследованиях автопроизводителей.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные научные выводы диссертации были изложены автором на III Научном форуме дизайнеров «Влияние инновационных технологий и материалов на формообразование автомобиля» (Москва, 2012), IV Научном форуме дизайнеров «Формообразование транспортных средств. Образный аспект» (Москва, 2013) научно-практической конференции «Молодая наука Автомобильный Факультет 2011» статья «Роль суперграфики в автодизайне», научно-практической конференции «Цвет в дизайне» с докладом «Цвет и его влияние на дизайн легковых автомобилей» (Н.Новгород, 2012), шестом международном форуме «Дизайн - Просвещение 2011» (Харьков, 2011), научном форуме «Семиотика в дизайне» (Н.Новгород, 2011), на круглом столе «Что такое промышленный дизайн?» в рамках Российского участия в пятом ежегодном всемирном дне промышленного дизайна с докладом «Средовой принцип проектирования легкового автомобиля» (Москва 2012 ВНИИТЭ), на круглом столе, посвященном празднованию всемирного дня промышленного дизайна (Москва 2013 ВНИИТЭ) с докладом «Промышленный дизайн как приоритет государственной промышленной
политики». Различные аспекты научного исследования вошли в сборники статей Всеукраипской научно-практической конференции «Визуальность в контексте культурных практик» (Черкассы, 2011). Материалы диссертации обсуждались на расширенных заседаниях Учёного совета ФГБНУ ВНИИТЭ (2011,2012, 2013гг.).
Результаты научного исследования были опубликованы автором в следующих журнале: Натанж Natannge Interoffice - FMD, в сборниках материалов: III и IV Научных форумов дизайнеров; Научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых автомобильного факультета Московского государственного индустриального университета (МГИУ) Молодая наука Автомобильный Факультет 2011; XII-я Международная научная конференция «Актуальные вопросы современной техники и технологии»; в том числе в рецензируемых журналах из списка ВАКа (Научное мнение, Человеческий капитал, Автомобильная промышленность, Дизайн. Материалы. Технологии). Общее количество печатных листов: 14,2 п.л.
Информация о фрагментах исследования опубликована в сети интернет в форме отдельных статей: Advertology. Наука о рекламе. Мы покупаем не автомобиль, мы покупаем эмоции. 3.07.2013 (Advertology: [advertology.ru] URL: http://www.advertology.ru/article 116228.htm
Материалы исследовательской работы легли в основу конкурсных заданий, выполненных автором исследования по автомобильной тематике: 2012г. BMW Group Urban Driving Expérience Challenge https://forge.localmotors.com/pages/competition.php?co=77#entries&tab=design-brief 2011 DESIGN A CAR UNLIKE A CAR http://designet.ru/education/career/?id=45031 2011 международный конкурс концептов "Youth Time" «Космос и будущее человечества» http://designet.ru/competition/international/?id=44794, VENCER Design Contest Join the victory 2012 http://vencer.nl/, Sketch Fighter SPD 2012, Sketch Fighter SPD 2013, Sketch Fighter IED 2013, Transportation 2050 Design Challenge
Wacom, Конкурс «Автомобиль для президента», Design challenge Design dok-ing xd interior, а также использовались при создании курсового проекта в итальянской школе транспортного дизайна IED в 2012 году Тарелкиным Д.А., нашли свое отражение в дипломном проекте Гоголева Н. Convertible car in 2030 (концепт трансформируемого легкового автомобиля 2030 из материалов с памятью формы).
Отдельные разделы представленного диссертационного исследования легли в основу образовательных дисциплин по подготовке магистров курса «Методика проектирования транспортных средств», «Техническая составляющая дизайна средств транспорта»; «Основы компоновки транспортных средств», преподаваемых на кафедре «Дизайн средств транспорта» МГХПА им. С. Г. Строганова.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне2011 год, кандидат искусствоведения Кузнецова, Галина Николаевна
Проектные принципы формообразования в дизайне высокоскоростных поездов2005 год, кандидат искусствоведения Гамов, Алексей Евгеньевич
Проективографический метод в дизайне плоскостных и объемных объектов: Методика и практика2001 год, кандидат искусствоведения Виноградова, Нина Петровна
Дизайн унифицированных и агрегатированных промышленных изделий: Теория, методика, практика2002 год, доктор искусствоведения Грашин, Александр Александрович
Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля: Основы теории и методологии2002 год, кандидат искусствоведения Еретин, Александр Владимирович
Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Меделец, Никита Александрович
Выводы по 3 главе
Формообразование современного легкового автомобиля является результатом синтеза многих факторов и тенденций, которые способствуют появлению на мировом автомобильном рынке качественно новых инновационных продуктов.
Материалы исследования, приведенные в главе 3, позволяют сделать следующие выводы:
1. Модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов является корректным научно обоснованным инструментом с точки зрения анализа и синтеза формообразования и проектирования легкового автомобиля.
2. Установленные в ходе исследования факторы и тенденции формообразования легковых автомобилей являются научно обоснованным ресурсом разработки новых концептуальных моделей легковых автомобилей с учетом влияния технологий и материалов (актуальных и инновационных) и определения перспективных направлений развития легкового автомобилестроения.
3. Формообразующие факторы проектирования легкового автомобиля представляют собой сложную многоуровневую систему, в рамках которой осуществляется поиск и создание оригинальных дизайнерских решений. Основным факторами, с учетом которых идет процесс формообразования легкового автомобиля под влиянием технологий и материалов являются: 1.Фактор утилитарно-функциональный; 2. Фактор эргономический; 3.Фактор социальный; 4.Фактор безопасности; б.Фактор эстетический; б.Фактор образно-эмоциональный; 7.Фактор стилистический; 8.Фактор средовой; 9.Фактор экологический; 10. Фактор конструктивный, производственно-технологический.
Заключение
В диссертационном исследовании рассмотрены основные формообразующие факторы проектирования легковых автомобилей с учетом технологий и материалов, используемые в процессе их проектирования и изготовления. Осуществлен теоретический анализ научных подходов к проблеме эволюции формообразования в автодизайне в XX - начале XXI вв. Представлены и систематизированы существующие дизайнерские инновационные разработки в современном автомобилестроении. Проведена классификация технологий с учетом специфики производства легковых автомобилей, выявлены основные тенденции по использованию технологий и материалов в автомобильном дизайне, продемонстрирована интеграция технологических новшеств с формообразованием легкового автомобиля. Технологии и материалы, используемые или прогнозируемые в процессе проектирования или изготовления легкового автомобиля, рассматриваются как важные формообразующие и структурообразующие факторы. Дизайн легкового автомобиля развивается на основе тенденций развития научно-технического прогресса и формообразующих факторов: сквозных (общих), просматриваемых на всем протяжении исторического существования легковых автомобилей и специфических, появляющихся на определенном этапе развития автодизайна с появлением новых технологий и материалов.
В диссертационном исследовании проведена систематизация основных формообразующих факторов проектирования в автомобильном дизайне с позиции использования технологий и материалов, способствующих совершенствованию эстетических, эргономических, потребительских и производственных качеств, повышающих экологичность, комфортность, безопасность передвижения на транспортном средстве, представленная в
211 разработанной матрице формообразующих факторов создания легковых автомобилей с учетом влияния технологий и материалов; введены новые понятия: «формообразующие технологии», «неформообразующие технологии», раскрыта сущностная характеристика дефиниций. После глубокого анализа большинства технологий и материалов были предложены формообразующие факторы с учетом влияния материалов и технологий на дизайн легкового автомобиля: образно-эмоциональная, средовая, стилистическая, производственно-технологическая, утилитарнофункциональная. Кроме того, легковые автомобили подразделяются по технологически-производственным признакам: характеру производства; виду применяемых материалов; способу обработки материалов.
Центральным научным результатом диссертации стала Модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов, в том числе инновационных. Модель является корректным научно обоснованным инструментом с точки зрения анализа и синтеза формообразования и проектирования легкового автомобиля. Она создана в целях представления проектной идеи и ее дальнейшей реализации в материальной форме. Описание структуры проектируемого объекта предполагает методический показ для проектировщиков в наглядном графическом виде: последовательность и взаимосвязь основных процессов (стадий и этапов) проектирования, производства, эксплуатации (потребления) и последующей утилизации изделия; требования дизайна к потребительским свойствам легкового автомобиля; содержание и смысл основных факторов формообразования, рассматриваемых с позиции используемых материалов и технологий, как важных факторов такого формообразования. Большое значение в этой модели придается образу объекта проектирования, который должен обладать ассоциативно-культурной, конструктивно-технологической и композиционно-пластической целостностью, так как образ является наиболее продуктивной и методически активной моделью будущего легкового автомобиля, поскольку содержит в себе представления о связях человека с объектом потребления и среды. Более того, модель позволяет осуществлять проектирование с расчетом па экономическую эффективность, социальную значимость, эргономические и высокие эстетические качества изделия.
Технологии и материалы, как один из факторов дизайн проектирования и формообразования, играют важную роль в производстве. Характер их влияния на дизайн внешней формы легкового автомобиля неоднозначен. Такое влияние бывает прямым и косвенным, и зависит от поставленных задач, которые необходимо решить в той или иной ситуации. В контексте создания морфологии изделия, художественно-пластического решения его формы технологии условно подразделяются на формообразующие и неформообразующие. Формообразующие факторы непосредственно зависят от состояния технического процесса, развития инновационных технологий, инертности применения традиционных, а также от используемых материалов на производстве. Неформообразующие - визуально обычно не проявляются и не выражены в пластических формах проекта. Они почти не участвуют в формировании концепции, а лишь меняют или улучшают утилитарно-функциональные, эстетические, технические, эргономические, потребительские свойства изделия.
По результатам диссертационного исследования подготовлены конкретные методические рекомендации, направленные на проектирование легкового автомобиля с учетом технологий и материалов. Отдельные разделы представленного диссертационного исследования легли в основу образовательных дисциплин по подготовке магистров курса «Методика проектирования транспортных средств», «Техническая составляющая дизайна средств транспорта»; «Основы компоновки транспортных средств», преподаваемых на кафедре «Дизайн средств транспорта» МГХПА им. С. Г. Строганова.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Меделец, Никита Александрович, 2013 год
Список литературы:
1. Аркин Д.Е. Эстетика функционализма. - М.: Искусство, №6 1966.
2. Афанасьев JT.J1. и др. Конструктивная безопасность автомобиля. - М.: Машиностроение, 1983.
3. Автомобильный интерьер: больше комфорта, больше удовольствия // АБС-авто. - 2003. - № 12.
4. Базилевский A.A., Барышева В.Е. Дизайн. Технологии. Форма.: учеб. пособие по спец. «Дизайн архитектурной среды». - М.: Архитектура-С, 2009.
5. Бартеньев C.JI. Влияние аэродинамических характеристик на управляемость автомобиля. Диссертация канд. техн. наук. - М.: 1986.
6. Благоразумов В.Е. Исследование взаимосвязи формы кузова с параметрами легкового автомобиля. Диссертация канд. техн. наук. - М.: 1978.
7. Воронов Н.В., Шестопал Я.Е. Эстетика техники. - М.: Сов. Россия, 1972.
8. Бродский В.Я. Как машина стала красивой. - J1.: Художник РСФСР, 1965.
9. Варламов Р.Г. Основы художественного конструирования радиоэлектронной аппаратуры. - М.: Советское радио, 1967.
10. Войненко В.М., Мунипов В.М. Эргономические принципы конструирования. К.: Техника, 1988.
11. Вопрос дизайн-образования и формообразования. - М., 2004. -(Тр.ВНИИТЭ. Сер. Проблемы современного дизайна; Вып 1).
12. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов., перевод с англ. Пашутина A.M. под ред. Венда В.Ф. - М.: Мир, 1968.
13. Галашин В.А., Цыбин B.C. Легковые автомобили. - М.: Просвещение, 1993.
14. Генисаретский О.И. О предмете технической эстетики в связи с понятием техники // Декоративное искусство СССР. - 1972. - №10.
15. Глазычев В.Л. Функция-конструкция-форма. // Декоративное искусство СССР. - 1965. - №4.
16. Глазычев В.Л. О дизайне: очерки по теории и практике дизайна на Западе. - М.: Искусство, 1970.
17. Гропиус В. Границы архитектуры. - М.: Искусство, 1971.
18. Гухо В.Г. Аэродинамика автомобиля. - М.: Машиностроение, 1987.
19. Дзонидзе Т.Д., Левшин А.Г. Эргономика и дизайн автомобилей и тракторов. Уч. пособие. - М.: Металлургиздат, 2010.
20. Дизайн унифицированных и агрегатированных промышленных изделий. Теоретические и методические основы. - М.: ВНИИТЭ, 2002.
21. Дизайн в бытовой электротехнике. Сер. Бытовые светильники. Рекомендации по проектированию - М.: Информэлектра, 1987.
22. Долматовский Ю.А. Повесть об автомобиле. - М.: Молодая Гвардия, 1952.
23. Долматовский Ю.А. Применение принципов технической эстетики при конструировании легковых автомобилей. - М.: Труды ВНИИТЭ, 1966.
24. Долматовский Ю.А. Человек и автомобиль. - М.: Знание, 1968.
25. Долматовский Ю.А. Век автомобиля. - М.: Знание, 1973.
26. Долматовский Ю.А. Знакомые и незнакомые. - М.: Детская литература, 1976.
27. Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. - М.: Знание, 1986.
28. Долматовский Ю.А. Автомобиль в движении. - М.: Транспорт, 1987.
29. Долматовский Ю.А. Основы конструирования автомобильных кузовов. -М.: МАШГИЗ, 1962.
30. Евграфов А.Н. Формообразование автомобильного кузова: Учебное пособие. М.: Моск. гос. индустр. ун-т, 2002.
31. Евграфов А.Н., Высоцкий М.С. Аэродинамика колесного транспорта. Минск: НИРУП «Белавтотрактостроение», 2001. 368 с.
32. Ёнэока Дайсаку. Оценка автомобиля с точки зрения эргономики // Журнал «Jidosha Gijutsu (Jap.)». №7, 1971.
33. Жердев E.B. Метафорическая образность в дизайне. - М.: МСХА, 2004.
34. Заболоцкий Г.А. Транспорт в городе. - К.: Будивельник. 1986.
35. Зайцев И.А., Малышенко Б.П., Ракша A.A., Тараторин В.И. Применение электронных устройств в художественном конструировании автомобильных кузовов // Техническая Эстетика. - 1977. - №8.
36. Земпер Г. Практическая эстетика. - М.: Искусство, 1970.
37. Иванова И.В. Пластика архитектурной формы. - В кн.: Кириллова Л.И., Иванова И.В., Павличенко В. И. Мастерство композиции. - М.: 1983.
38. Иконников A.B. О правдивости форм предметно-пространственной среды // Техническая эстетика.-1981- №6.
39. Иконников A.B. Стайлинг, «хай-тек» и семантика предметной формы. -М.: Техническая эстетика,, 1982 - №7.
40. Кантор JT.M. Пластичность // Творчество. -1973. - №9.
41. Карболовый пропеллер BMW // Автомобилестроение за рубежом. - 2011. - №3.
42. Кравец В.Н., Горынин Е.В. Законодательное и потребительские требования к автомобилям: Учеб. пособие / Нижегород. гос. техн. ун-т. Н.Новгород, 2000.
43. Кириллов А.Н. Сюрфасография. - М.: НКТП СССР, 1937.
44. Коськов М. А. Предметное творчество. Т. 2. СПб.: Икар, 1997.
45. Ковалевский Д.В., Евграфов А.Н. Аэродинамика и дизайн автомобиля // Сб.науч. тр. МГИУ.- М.: 1996.
46. Королев Е.В. Прогнозирование аэродинамических качеств автомобилей малого класса / Улучшение эксплуатационных качеств автомобилей. Г.: Сб. науч. трудов ГСХИ, 1986.
47. Котляревский В.А., Зинченко Ж.Ф., Олефир А.И., Тимохин В.И. Аэродинамические характеристики автомобилей // Автомобильная промышленность. -1980, №7.
48. Копусов-Долинип А.И. Правила дорожного движения РФ. - Дзержинск: ЗАО «Дзержинская типография», 2010.
49. Копусов-Долинин А.И. Современная Автошкола. - М.: Эксмо, 2008.
92. Райт П. Дженерал Моторс в истинном свете. - пер.с англ. - М.: Прогресс, 1985.
93. Рессин Г.К. Архитектура и машины. - М.: Стройиздат, 1977.
94. Розанов Н.Е. Автомобили, которых не было //Автомобили. - 2000. - №4.
95. Розанов Н.Е. Формообразование массовых легковых автомобилей (Опыт исследования эволюции и прогностических предложений) - М.: МГХПУ им. Строганова, 1989.
96. Розенсон H.A. Основы теории дизайна: Учебник для Вузов - Спб.: Питер, 2008.
97. Родионов В.Ф., Фиттерман Б.М. Проектирование легковых автомобилей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1980.
98. Рунге В. Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна : учеб. пособие / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Пресс, 2005.
99. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники : учеб. пособие. В 2-х кн. Кн. 1 / В. Ф. Рунге. М.: Архитектура-С, 2006.
100. Слоун Э. Годы на Дженерал Моторс // Техническая Эстетика. - 1969. -№6.
101. Сомов Г.Ю. Пластика архитектурной формы в массовом строительстве. -М.: Стройиздат, 1986.
102. Сорокин А. Автомобильный дизайн // Наука и жизнь. -1990.- № 5.
103. Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1987.
104. Сидоренко В.Ф., Грашин A.A. Стандартизация и дизайн // Стандарты и качество. - 1971.-№4.
105. Сидоренко В.Ф. Эстетика проектного творчества. - М.: ВНИИТЭ 2007.
106. Сидоренко В.Ф. Дизайн как проектная деятельность // Техническая эстетика. - 1977. - №8.
107. Сидоренко В.Ф. О понятии формы в дизайне. В кн.: Проблемы формообразования и композиции промышленных изделий. / Труды ВНИИТЭ, серия Техническая эстетика №11 - М.: ВНИИТЭ, 1975.
108. Сидоренко В.Ф. Технологическая деятельность - одна из предпосылок формирования дизайна. / Техническая эстетика №12 - М.: ВНИИТЭ, 1969.
109. Стиль в дизайне в контексте современной проектной культуры. - М., 2009. - (Тр. ВНИИТЭ. Сер.Проблемы современного дизайна, Вып 5).
110. Стрелков В. Художественное конструирование автомобилей на фирме "Форд" // Техническая Эстетика. - 1972. - №1.
111. Тим Браун Дизайн-мышление. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес моделей., пер. с англ. В.Хозинского - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2012.
112. Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна, пер. с англ. - М.: Машиностроение, 1984.
113. Функция вещи как предмет исследования в дизайне. - М; 1982, - (Тр. ВНИИТЭ. сер. Техническая эстетика; Вып.39).
114. Ульрих К., Эппингер С. Промышленный дизайн. Создание и производство продукта., перевод с английского Лебедева М. под общей редакцией Матвеева А. - М.: Вершина, 2007.
115. Фатху гдинов P.A. Управленческие решения, изд.5. - М.: Инфра-М, 2002.
116. Федоров М.В. и др. Научно-методические проблемы дизайна для решения социально-экономических задач / Под ред. Е.Е. Задесенца. - М.: Архитектура-С, 2010.
117. Федоров В.К. Избранные труды: тт. 1,3 - М.: Экономика и финансы, 1996-1997.
118. Фентон Дж. Несущий каркас кузова автомобиля и его расчет. Пер. с англ. К.Г. Бомштейна. Под ред. чл.-корр. АН СССР Э. И. Григо-люка.- М.: Машиностроение, 1984.
119. Хапров С. Заживляющийся материал // Искра Инноваций. - 2012. - №17.
120. Хан-Магомедов С.О. Город будущего и человек / С. О. Хан-Магомедов // Социальные предпосылки формирования города будущего: сб. - М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1967.
121. Холмянский Л.М., Щипанов A.C. Дизайн. - М.: Просвещение, 1985.
122. Цыганкова Э. Г. У истоков дизайна.- М.: Наука, 1977.
123. Черепанов В.А. Транспорт в планировке городов. - М.: Стройиздат, 1981.
124. Чернихов Я.Г. Конструкция архитектурных и машинных форм. - Л.: Издание ленинградского общества архитекторов, 1931.
125. Швайко И.Г., Егорова М.М., Логинова Е.Ю., Маркетинг. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008.
126. Шугуров Л., Погоня за Руссо-Балтом. - М.: ЦДТС, 2004.
127. Шугуров Л., Ширшов В., Автомобили Страны Советов. - М.: 1983.
128. Шуткин А.С. Модели материалов с памятью формы при конечных деформациях: Дис. канд. физ. мат. наук: 01.02.04 / Моск. гос. унив-т им. Ломоносова. - М., 2011.
129. Штробель В.К. Современный автомобильный кузов., перевод с немец. Н.А. Юниковой, под ред. Л.И. Вихко. - М.: Машиностроение, 1984.
130. Экспериментальные зарубежные легковые автомобили 2000 года. - М.: НАМИ, 1985.
131. Эргономика: принципы и рекомендации: Метод, рук. 2-е изд., переработ. -М.: ВНИИТЭ, 1983.
132. Эргономическая оценка уровня качества промышленной продукции и технологических процессов: метод, рекомендации. М.: ВНИИТЭ, 1980.
133. Automobile. December Lexus LFA At long last, flat out in the real thing. 2009.
134. Electric & hybrid vehicle technology international. Designs of the future. January 2010. pages.65-75
135. Electric & hybrid vehicle technology international. Transparent development. January 2011. page 26.
136. H-Point The fundamentals of car design & packaging by Stuart Macey with Geoff Wardle. 2010.
Интернет ресурсы:
137. Аккумулирующая краска // ИНОСАТ — все предприятия Беларуси. URL: http://inosat.by/akkumuliruyushhaya-kraska/ (дата обращения: 22.08.2012)
138. Михайлов К. KUNST! Взвешиваем за и против избавления Audi от лишнего веса // DRIVE.RU URL:
http://www.drive.ru/kunst/2011/05/27/4143086/razgruzochniy_den.html (дата обращения: 30.07.2011)
139. BMW Urban Driving Experience Challenge // The forge.Local motors. URL: https://forge.localmotors.com/bmw (дата обращения: 1.10.2012)
140. BMWBLOG Interviews Chris Bangle // Car body design. Automotive design & Engineering. URL: http://www.carbodydesign.com/ (дата обращения: 5.10.2012)
141. Tesla Model X // Car Styling. URL: http://www.carstyling.ru (дата обращения: 22.09.2012)
142. Интервью: Виктор Насиф, вице-президент Nissan по дизайну // Cardesign.ru Car Design Community. URL: http://www.cardesign.ru (дата обращения: 1.10.2012)
143. Система автоматического торможения станет обязательной // Наука 21 век. Научно-популярный журнал октябрь 2012. URL: http://nauka21vek.ru/archives/category/motors (дата обращения: 18.08.2012)
144. Cisitalia 202 Е от выпускников IED // Designet.ru Russian Industrial Design Network. URL: http:// www.designet.ru (дата обращения: 5.09.2012)
145. РОБОТЫ РУЛЯТ: ТРОЙНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО // Популярная механика. URL: http:// www.popmech.ru (дата обращения: 15.09.2012)
146. Drama Queen // Yanko Design form beyond function. URL: http://www.yankodesign.com/2011/11/11/drama-queen/ (дата обращения: 5.10.2012)
147. Система Subaru Eyesight — чувство безопасности другого уровня // История автомобилестроения. URL: http://all-cars-
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Приложение 1 (Системный анализ).............................................................233
2. Приложение 2 (Эргономика).........................................................................241
3. Приложение 3 (Анализ формы)....................................................................242
4. Приложение 4 (Классификация легковых автомобилей).......................261
5. Приложение 5 (Выводы по работе)..............................................................262
6. Приложение 6 (Терминология, используемая в научной работе).........274
OJ 00
Y,n
LCD Дисплеи
PDP плазменные панели
Лазеры Гибкие дисплеи Голограл<\ма A moled Дисплеи LED Дисплеи TOUCH-SCREEN BlueRay
Технология 3G
GPS навигаторы
Инфракрасный порт
Оптоволокно
Беспроводная связь Wm/WkMAX
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕХНИКЕ И АВТОДИЗАЙНЕ
1910 1920 1930
I использование технологий в технике применение технологий в автодизайне
ось Y, п - наименование технологий и материалов
I960 1970
ось T, год - ось времени
т, год
ОБЩАЯ СХЕМА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ
УРОВНИ
ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ
УРОВНИ
композиционным поиск, достижение композиционной целостности, гармонизации общей формы и ее элементов
Структура и внешняя форма
11 влияние основных формообразующих факторов на содержание и форму легкового автомобиля
Содержание и система организации морфологии
II
I
совокупности основных требований дизайна
Совокупность требований дизайна
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА
Функциональсность
Прочность
Удобство пользования
Экономическая доступность
Приемлемость внешнего вида
Стилевая приемлемость Эстетические свойства
ТРЕБОВАНИЯ ДИЗАЙНА К ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СВОЙСТВАМ СТРУКТУРЫ И МОРФОЛОГИИ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Социальные Утилитарно-функциональные
Эргономические Эстетические
Потребление (эксплуатация)
)
Г ч ( \
ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛЫ
V
Социально-утилитарные свойства
СТРУКТУРА ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
В КОНТЕКСТЕ АВТОДИЗАЙНА
производство
[Технологическая модель дизайн проекта (технологическая форма)
$ X
РЕАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
К) о
ИНЖЕНЕРНОЕ (ТЕХНИЧЕСКОЕ)
Ж
КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНЖЕНЕРНО-КОНСТРУКТОРСКОГО ПРОЕКТА
У 'технологические процессы}
ИНДУСТРИАЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ЗАТРАТЫ МАТЕРИАЛОВ, ^ТЕХНОЛОГИЙ
РЕАЛЬНАЯ
технология
ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПЕРСОНАЛ (ИРТ И РАБОЧИЕ ОПЕРАТОРЫ)
[ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ]
* 4
СОБСТВЕННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
* 4
КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВИДЫ И РАЗНОВИДНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА (СОВОКУПНОСТЬ СРЕДСТВ ТРУДА: ПРЕССФОРМЫ, ШТАМПЫ, МАТРИЦЫ, ПУАНСОНЫ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ, СБОРОЧНЫЕ, КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНЯ)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ЛИТЕЙНЫЕ СМЕСИ; СВАРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; СМАЗОЧНО ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ; СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ЭЛЕСТРОЛИТЫ ДЛЯ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛА)
ТРУДОЗАТРАТЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ОГРАНИЧЕНИЯ . ПРОИЗВОДСТВА .
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (СТАНКИ. МАШИНЫ. РОБОТЫ)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОИЗВОДСТВА
ПОТРЕБЛЕНИЕ (ЭКСПЛУАТАЦИЯ)
ВИД ПРОИЗВОДСТВА
зависит от:
-категорий
технологических
процессов;
- ВИДОВ И
разновидностей технологических процессов;
- характеристик компонентов технологических процессов;
- уровень научно-технического прогресса;
ХАРАКТЕР
ТИП
ПРОИЗВОДСТВА
ПРОИЗВОДТСВА
РАБОЧАЯ ФУНКЦИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА (УДОБСТВО ЭКСПЛУАТАЦИИ, КОМФОРТ)
ВИД ПРОИЗВОДСТВА (машиностроение, станкостроение и пр.)
ПРОИЗВОДСТВА
КАТЕГОРИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:
- новые неосвоенные;
- лабораторно-освоенные;
- полупромышленные-ограниченно промышленно освоенные;
- промышленные-широко прмышленно освоенные
КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ
УРОВЕНЬ ПОСТРОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА (обычный, повышенный с широкими возможностями построения производства, высокие - с неограниченными возможностями построения производства)
ТИП ПРОИЗВОДСТВА (единичный, мелкосерийный, крупносерийный, массовый)
ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДТСВА (универсальный для различных типов изделий, специализированный - для определенных типов изделий, специальный - для определенных типоразмеров изделий)
СХЕМА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ СОЗДАНИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ (ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ПОТРЕБЛЕНИЕ, УТИЛИЗАЦИЯ) С УЧЕТОМ ОСНОВНЫХ
ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ И ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И МАТЕРИАЛОВ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЯ*
* т.е. показатели, характеризующие социально-функциональные, эргономические,
эстетические и экономические свойства изделия (Разработка терминологического аппарата дизайна /
ВНИИТЭ,М„ 1982,с.10б)
1Г) ш
<и
S X О
<и LQ
<
о ч а.
S а о
С с
-Ü
<
О CD
2
6. Фактор образно - эмоциональный
5. Фактор эстетический
1970-е
2000-е
ПРИМЕРЫ СООТНОШЕНИЙ ОСНОВНЫХ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ И МОДЕЛИ СОЗДАНИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ БРЕНДОВ В РАЗНЫЕ 1970-е ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ 2000-е
10. Фактор конструктивный, произволетвенно-
1. Фактор утилитарно-- функциональный
2. Фактор эргономический
RENAULT
10. Фактор конструктивный.
1. Фактор утилитарно -- функциональный
9 Фактор экологичности
7. Фактор с тилистичес кий
4. Фактор
8. Фактор средовой
9. Фактор экологичности
3. Фактор социальный
7. Фактор стилистический
4. Фактор безопасности
LADA
10. Фактор конструктивный, производственно --технологический
9. Фактор экологичности
3. Фактор социальный
7. Фактор стилистический
4. Фактор безопасности
10. Фактор конструктивный, производственно-технологический
1. Фактор утилитарно-функциональный
2. Фактор эргономический
1 Фактор утилитарно- функциональный
2. Фактор эргономический
6. Фактор образно- эмоциональный
5 Фактор эстетический
6. Фактор образно- эмоциональный
5. Фактор эстетический
и>
СООТНОШЕНИЙ ОСНОВНЫХ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ И МОДЕЛИ СОЗДАНИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ НА ПРИМЕРАХ СЕРИЙНЫХ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОБРАЗЦОВ
1. Фактор утилитарно функциональны
10. Фактор -конструктивны! прЪшводственн -технблогическк
9. Фактор
экологичности
8. Фактор средовой
7. Фактор стилистичес
2. Фактор эргономический
3. Фактор социальный
4. Фактор безопасности
6. Фактор образно- эмоциональный
5. Фактор эстетический
10. Фактор \ 1. Фактор конструктивный утилитарно-производственно\ - функциона^Гный теаунологически^^НЯЬь / 2. Фактор
эргономический
3. Фактор социальный
4. Фактор безопасности
6. Фактор образно- эмоциональный
5. Фактор эстетический
КЕ1\1А1ЛТ КЕ1\1А1ЛТ
11епаиК СарКя 2011 г. КОНЦЕПТ
ЯепаиК Сар1иг 201 Зг. СЕРИЯ
композиционного формообразования и представления о живой и многообразной включенности вещи в человеческую жизнедеятельность и контекст современной индустриальной культуры. При эстетической оценке готового изделия композиция анализируется с точки зрения логической завершенности и художественной целостности формы в контексте определенного замысла дизайнера и включенности в систему культуры. Средства и приемы композиции не могут существовать вне культурных образцов, вне исторически развивающихся ценностных ориентаций, проявляясь внутри стиля, школы, художественного направления, творческого метода и пр. Классические средства композиции: пропорция -соразмерность, упорядоченное соотношение элементов формы; симметрия -адекватное расположение элементов формы по отношению к прямой линии (ось симметрии) или плоскость (плоскость симметрии), воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности формы; ассиметрия — отсутствие или нарушение симметрии; масштабность - установленное мерило формы или ее элементов с точки зрения отношения их величии друг к другу, к человеку или окружающему пространству; ригм - определенная последовательность чередования форм, цвета, элементов формы, которая носит повторяющийся характер; тектоника - соотношение масс изделия, выделение несущих и несомых, тяжелых и легких, основных и производных элементов формы; нюанс - едва заметный переход формы и цвета; тождество - повтор одинаковой формы или ее элементов (часто является основой ритмического построения); контраст - резко выраженное различие формы и цвета. (Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. ВНИИТЭ.-М.:1988.)
Компоновка - процесс поиска оптимальных соотношений различных элементов формы и пространственного объединения их в единое целое, а также результат этого процесса. Важнейшая составная часть процесса формообразования в дизайне. (Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. ВНИИТЭ.-М.: 1988.)
Концепция в дизайне - основная структурированная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования. Концепция может существовать на различных - от концепции дизайна как деятельности, дающей представление об особенностях этого вида проектирования и формулирующей его общие принципы, до концепции конкретного изделия,
связанной с творческой позицис" -----inepa внутри деятельности и с
задачами данной проектной разработки. (Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. ВНИИТЭ.-М.: 1988.)
Легковой автомобиль - (с англ. passenger car*) является автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек.* Основываясь на данной формулировке внедорожники, пикапы, автомобили повышенной проходимости являются легковыми автомобилями. Морфология легкового автомобиля - строение, структурная форма легкового автомобиля, организованная в соответствии с его функциями, материалом и способом изготовления и выявляемая в процессе анализа, (на основе формулировки Бартеньева C.JI. Влияние аэродинамических характеристик на управляемость автомобиля. 1986)
Неформообразующие технологии - это инновационные технологии, влияние которых на морфологию изделия незначительно либо вовсе отсутствует. Особенность работы таких технологий направлена на преобразование внутренней, технической структуры изделия, на внешнем виде изделия может не проявляться.
Потребительские свойства - свойства изделия, проявляющиеся в процессе потребления и составляющие его ценность для потребителя. К ним относятся функциональность, прочность, удобство пользования, экономическая доступность, привлекательность внешнего вида, стилевая приемлемость. (Разработка терминологического аппарата дизайна /ВНИИТЭ, 1988.). Потребительские требования - совокупность социальных, функциональных, экономических, эргономических и эстетических норм, которые вычленяются дизайнером как обязательные для результата
проектирования на основании анализа объекта, например группы конкретных функциональных процессов изделия и конструируемой специально для этого модели потребления. (Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник. - М.: ВНИИТЭ, 1988.)
Прогрессивная, передовая (инновационная) технология - это такая технология, которая позволяет при меньших затратах труда и материала производить аналогичные по качеству изделия. (Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм 2 выпуск 1974).
Проектный образ изделия - концентрированное опредмеченное представление проектной идеи, благодаря которому в обобщенной форме намечаются основные содержательные стороны будущего проекта. Это целостная завершенная в своем строении художественно-конструкторская форма, в которой все части согласованы друг с другом и с целым в соответствии с выражаемым в этой форме содержанием, другими словами это предметно выражаемый смысл.
(Методика художественного конструирования. Изд. 2-е перераб. - М.: ВНИИТЭ, 1983).
Тектоника - зримое отражение в форме изделия работы его конструкции и организации материала. (Сомов Ю.С. Композиция в технике. Третье издание, переработанное и дополненное. - М.: Машиностроение, 1987.) Технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта. (Базилевский A.A., Барышева В.Е. Дизайн. Технологи. Форма. 2009) Технологическая форма - категория дизайнерского проектирования, определяющая объект как продукт технологического преобразования материала. Она служит следующим звеном между морфологическим и технологическим уровнем проектирования. Задача дизайнера - найти способы этой связи, т.е. представить морфологию как опредмеченный технологический процесс, а технологию, как морфологию, воплощенную в
способе производства вещи. (Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. - М.: ВНИИТЭ,1988. С.81)
Форма 1) очертания, внешний вид, контур предмета; 2) определенная организованность вещи, процесса или комплекса вещей, возникающая в результате целесообразной деятелг " ад тем или иным материалом (или складывающаяся в результате естественного развития); 3) внешнее или структурное выражение определенного содержания. Форма - категория и предмет дизайна, цель и результат художественного конструирования, важнейшая часть объекта и продукта дизайна. (Разработка терминологического аппарата дизайна/ВНИИТЭ, 1988.). Формообразование автомобиля - процесс становления и созидания формы автомобиля в соответствии с теми или иными избранными принципами, например функциональности, конструктивности, эстетической выразительности и т.д.
Создание структуры автомобиля функционально-технической, пространственной и пр. Формообразование - категория художественной деятельности, дизайнерского и технического творчества, выражающая процесс становления и созидания формы в соответствии с общими ценностными установками культуры и с теми или иными избранными концептуальными принципами, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего произведения, функции, конструкции и материалу. В процессе формообразования легкового автомобиля решаются его функционально-конструктивная, пространственно-пластическая, технологическая структуры. (Разработка терминологического аппарата дизайна /ВНИИТЭ, 1988.).
Формообразующие технологии - это ииновационные технологии, задачей которых является выпуск оптимизированных, унифицированных изделий в рамках определенного дизайнерского решения, и результатом которых является видимое изменение внешнего композиционного решения
автомобиля. (Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. ВНИИТЭ.-М.:1988.)
Эстетическая ценность - особое значение объекта, возникающее в процессе контакта с ним человека в ситуации эстетического восприятия и переживания. Эстетическая ценность носит объективный характер, но лишь в той манере, в какой эстет оценка объекта совпадает с
общепринятыми эстетическими нормами. Создание эстетической ценности предметной среды является специфической задачей дизайнера. (Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. ВНИИТЭ.-М.:1988.)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.