Исследование теоретических аспектов и актуальных тенденций развития концептуального дизайна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Костюк Инна Сергеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 239
Оглавление диссертации кандидат наук Костюк Инна Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГЕНЕЗИС КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1 Сущность художественного и проектного концептуализма
1.1.1 Рефлексия художественного концептуализма
1.1.2 Зарождение концептуализма в дизайне
1.1.3 Причины и следствия развития концептуального дизайна
1.2 Трансформация сущности концептуального дизайна
1.2.1 Преобразование целей и формы проектного исследования
1.2.2 Критические практики: формирование новых концептуально ориентированных проектных дисциплин
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КРИТИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ДИСЦИПЛИНАРНОМ КОНТЕКСТЕ
2.1 Методологические компоненты критических практик
2.1.1 Причины и следствия, определяющие свойства критических дизайн-объектов
2.1.2 Область проектного исследования и применения критических концепций
2.1.3 Методы критического проектирования
2.2 Преобразовательная функция критических практик
2.2.1 Переосмысление значения «функции» дизайн-объекта в критическом проектировании
2.2.2 Критический дизайнер и его роль в процессе трансформации методологических компонентов проектного моделирования
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3 СПЕКУЛЯТИВНЫЙ ДИЗАЙН: ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ НА СВОЙСТВА СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ
3.1 Спекулятивный дизайн в системе критических практик
3.2 Сущностные характеристики Спекулятивного дизайна: определение, цель, задачи и признаки дизайн-объекта
3.3 Классификация концепций Спекулятивного дизайна
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общие выводы по диссертации
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Арт-дизайн в зарубежном проектировании мебели XX - начала XXI вв.2008 год, кандидат искусствоведения Морозова, Маргарита Алексеевна
Разработка принципов экологического проектирования в дизайне костюма2022 год, кандидат наук Курилина Наталия Сергеевна
Художественное проектирование объектов робототехники. История, тенденции, перспективы2018 год, кандидат наук Дубова Анастасия Анатольевна
Концептуальное направление в дизайне одежды XX - начала XXI веков2010 год, кандидат искусствоведения Плешкова, Ирина Сергеевна
Гейм-дизайн: художественно-проектный подход к созданию цифровой игровой среды2017 год, кандидат наук Казакова, Наталья Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исследование теоретических аспектов и актуальных тенденций развития концептуального дизайна»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Концепция, являясь наиболее распространённым и часто употребляемым термином в дизайне, представляет собой сложный и логически обоснованный продукт интеллектуальной деятельности дизайнера, определяющий формально-образные свойства дизайн-объектов, их функциональные и структурные составляющие. Характер концепций многообразен, подобно многообразию природы самой проектной деятельности: каждый продукт дизайна независимо от его видовой принадлежности и смысловой сущности - результат концепции, в той или иной степени. Предшествуя производственному этапу реализации дизайн-объектов, концептуализирование охватывает целый спектр подготовительных процессов, включая исследование, аналитику, сбор статистических данных, обзор аналогичных проектных решений, изучение технических требований, продуцирование идей, проектирование прототипа, оценку его рентабельности, реализуемости, востребованности и соответствия поставленной цели. Все эти процессы в целом и в частности находят своё отражение в научных трудах теоретической, академической и практической направленности, исследуются в процессуальном или результативном контекстах.
Термин «концептуальный дизайн» - более сложная и противоречивая структура, порождаемая амбивалентностью его существования. С одной стороны, концептуальный дизайн - это практика, реализующая дизайн-объект на основании неординарной концепции (экспериментальной, прогностической, инновационной), выступающей в качестве формообразующего фактора. С другой стороны - это способ проектной интеграции знаков, символов и контекстуальных отсылок, совокупность которых «смыслообразует» и предопределяет идеологическую составляющую дизайн-объекта, обращает к его интеллектуальному осмыслению. В первой сущности концептуального дизайна превалирует значимость формы (объекта, группы, системы), во второй -значимость смысла.
Осмысление концептуального дизайна в совокупности его сущностей в научных трудах встречается довольно редко. Попытки охарактеризовать концептуальную составляющую художественного конструирования предпринимали В.Р. Аронов, С.О. Хан-Магомедов, А.А. Мещанинов, Э.П. Григорьев, Л.Б. Переверзев, Д.А. Азрикан, Е.Н. Лазарев и другие представители отечественной академической среды, законодатели советской институции дизайна. В Европе теоретизированием концептуального проектирования занимались Д. Челант, Н. Поттер, Р. Ремакерс, Д. Вейль, С. Бранд, Р. Бьюкенен и др. Выводы, закреплённые в трудах этих выдающихся деятелей, характеризовали предпосылки зарождения концептуального дизайна, его идеологические базисы, свойства концепций, объектов и систем, реализуемых на основании концептуального подхода, в контексте актуальных тенденций и требований времени.
Исследования, посвящённые современному состоянию концептуального дизайна, носят менее комплексный характер. Объектом анализа, как правило, выступает первая сущность - неординарная концепция и предопределённый ею художественно образный потенциал дизайн-объектов. Второй сущности отводится менее значимая роль. Среди современных отечественных научных трудов, посвящённых осмыслению семиотических систем в контексте концептуального дизайна, выделяются работы Г.Н. Лола - «Метафизика дизайна», «Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования».
Превалирование научно-исследовательского материала, освещающего прежде всего первичную сущность, приводит к практическому дисбалансу: дизайнеры, реализующие концептуальные проекты, зачастую обращаются к формообразующим составляющим, непреднамеренно снижая ценность смыслообразующих компонентов. Тогда как необходимость в осмыслении дизайн-объектов с символической (и смысловой) точки зрения как со стороны дизайнера, так и со стороны пользователя (зрителя, реципиента) оправдывается актуальными тенденциями современности: необходимостью моделировать
невещественные процессы (информацию), ассимилировать новые технологии, исследовать возникающие паттерны поведения, анализировать их потенциал и трансформирующее воздействие на человека и общество в целом.
Эти и другие объективные причины ещё раз доказывают необходимость в более комплексном подходе к осмыслению второй сущности концептуального дизайна, подтверждают важность этого осмысления и его влияния на формирование теоретической базы, обращение к которой позволит дополнить современные отечественные концептуальные разработки более сложной символической и коннотативной составляющими.
Исследование второй сущности концептуального дизайна и теоретизацию её основополагающих структур стоит производить на основании концептуальной практики, смысловая содержательность которой превалирует над формальной, но не противоречит ей. В качестве базовой практики, объединяющей обе сущности концептуального дизайна (в разной степени), используется Спекулятивный дизайн - практика критического проектирования, подвида концептуального дизайна (на современном этапе его развития). Объективность и целесообразность этого выбора доказывается превалированием смыслообразующей сути Спекулятивного дизайна, раскрывающей прежде всего свойства взаимоотношений между пользователем и объектом в контексте актуальных технологических и научных достижений, определяющих характер их взаимодействия. По мере своего становления и развития, а также благодаря широкому междисциплинарному сотрудничеству дизайнеров и учёных, Спекулятивный дизайн открыл новые перспективы для дизайнеров, позволив им демократизировать язык дизайна, сделав его понятнее растущему числу пользователей (аудитории). В связи с этим изучение процессов моделирования спекулятивных дизайн-объектов и определение их формирующего воздействия на предметную среду позволят на примере конкретной практики от частного к общему охарактеризовать вторую сущность концептуального дизайна, выявить совокупность методов и приёмов, обогащающих дизайн-проект особой смысловой содержательностью, символическими и коннотативными
составляющими. В более широком смысле анализ Спекулятивного дизайна позволит составить более комплексное впечатление о процессах реализации концептуальных проектов, обозначить их цели и задачи, охарактеризовать современные области исследования и области применения концептуального дизайна, обозначить проблемы и перспективы его развития.
Результаты выбранной области диссертационного исследования призваны:
- дополнить отечественные научные работы комплексным анализом сущностей концептуального дизайна;
- стимулировать рациональное и осознанное применение методов концептуального проектирования;
- обеспечить процессы формирования дизайн-концепций, проектирования дизайн-объектов и организации предметной среды символическими и коннотативными составляющими.
Степень научной разработанности проблемы. Научно-исследовательский процесс подразумевает глубинный анализ существующих мнений, концепций, положений, теорий и парадигм для формирования оценки их вероятностного воздействия на предмет исследования и применимости в рамках текущей теоретической работы. Только на основании объёмности информационного обзора можно говорить о научной новизне исследования, его достоверности, правомерности и актуальности. В рамках данного исследования были задействованы исторические, философские, социологические, методологические, культурологические и искусствоведческие источники, характеризующие концептуализм, спекулятивное знание, критическую теорию, семиотику, концептуальное мышление, концептуальное искусство, концептуальный дизайн, концептуальную архитектуру и др.
Вопросы философии дизайна, концептуального мышления в контексте проектной культуры, а также значимость семиотики и сущность коннотативных знаковых систем рассматривались в работах Р. Барта, Л.Б. Переверзева, А.Г. Раппапорта, О.И. Генисаретского, С.О. Хан-Магомедова, В.Р. Аронова, А.А. Мещанинова, Е.Н. Лазарева, Н.Н. Мосоровой, Т.Ю. Быстровой. Более предметно
концептуальное проектирование рассмотрено Г.Н. Лола в контексте образованного ей понятия «семиотическое дискурсивное моделирование» в монографиях «Дизайн-код. Культура креатива», «Метафизика дизайна» и «Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования».
Теории концептуального искусства в форме манифестов, артефактов и фундаментальных работ, характеризующих и детерминирующих авангардное искусство, отражены в трудах К. Малевича, В. Кандинского, В.Е. Татлина, М.Я. Гинзбурга, Р. Поджоли, П. Бюргера, Н.С. Сироткина, В. Хофмана, А.П. Моргунова. Особый интерес представляют труды Ги Дебора, «Общество спектакля», Д. Челанта, Arte Povera, Х. Рихтера, «Дада - искусство и антиискусство».
История дизайна в широком общедисциплинарном смысле рассматривалась в работах таких отечественных и зарубежных учёных, как В.Ф. Рунге, С.М. Михайлова, Н.А. Ковешниковой, Ш. Филл, П. Филла, П. Спарка, А. Форти, К.М. Кантора, В.Л. Глазычева, В.Ю. Медведева, В.Р. Аронова.
Сущностные характеристики критических практик, история и причины их зарождения, теории и прогнозы их развития, анализ критических проектов и воздействия критических объектов на формирование критического подхода в анализе предметной среды нашли своё отражение в публикациях Л. Халлнаса, Д. Редстрома, Э. Данна, Ф. Рэби, У.Б. Гавера, М. Малпасса, Д. Огера, Ц. Робах, А. Уилки, Д. Биллинга, Т. Кординглей, Н. Торана, С. Уолкера, Р. Мазе, Б. Франке, М. Видмера, С. Гранда, Д. Бликера, М. Ратто, Т. Керриджа, С. Бенфорда, Д. Бивера, К. Молин, Э. Сандерса, П.Я. Стапперса, Л. Янга, Д. Маеда, Б. Брэттона, К. Дисальво, П. Антонелли. Существенный вклад в изучение теории Спекулятивного дизайна внесли работы М. Малпасса «Контекстуализация критического дизайна: таксономия критической практики в дизайне продуктов», Э. Данна и Ф. Рэби «Спекулятивный мир. Дизайн, воображение и социальное визионерство», Э. Данна «Россказни Герца» («Hertzian Tales»), Д. Огера «Спекулятивный дизайн: критерии и мотивации» («Speculative design: criteria and motivations»).
Результаты современных проектных коллабораций концептуальных дизайнеров, дизайн-студий и представителей различных научных дисциплин представлены в трудах Д. Огера, Э. Данна, Ф. Рэби, Э. Каккавале, Т. Керриджа, Д. Луазо, Э. Робинсона, С. Суареса, Д. Гинсберг, Г. Рекена, А. Джейна, Д. Ардерна, Д. Шмеера, Studio PSK, С. Хетриха, Д. Джеона, Д. Кинга, В. Раннера, Livin Studio, Л. Кнопперта, П. Гонга, М. Ким, А. Йонссона, А. Ханденванга, Р. Коэна, Ч. Ифэй, Д. Варменхофена, Д. Ан, К. Лью, К. Коллет, Л. Гилин, А. Чителли, Р. Бретцеля, Б. Хьюберта, Д.Х. Джеона, К. Воебкена, The Design and Living Systems Lab, М. Леаннера.
Общие теоретические и методологические принципы дизайна и архитектуры, концепции, обусловленные влиянием различных идейных течений, сформированных под воздействием политических, экономических, социальных и экологических вопросов, отражающих проблемы своего времени, рассмотрены в теоретических работах В. Гропиуса, Ле Корбюзье, Р. Лоуи, Т. Мальдонадо, Л. Салливана, В. Папанека, Ф.Л. Райта, Э. Амбаса, В.Р. Аронова, Е.Н. Лазарева, В.Ю. Медведева, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковского, В.Л. Глазычева, Д.А. Азрикана, А.Н. Лаврентьева, М.А. Червонной, М.А. Коськова, А.А. Полеухина, Д. Челанта, Н. Поттера, Б. Мунари, А. Бранци, В. Флюссера, М. Маклюэна, Д. Вейля, Г. Джулиера, Э. Данна, Ф. Рэби, М. Малпасса, Ц. Робах, А. Уилки, Д. Биллинга, Т. Кординглей, Н. Торана, Д. Огера, С. Уолкера, Р. Мазе, Б. Франке, М. Видмера, С. Гранда, Д. Бликера, М. Ратто, Т. Керриджа, С. Бенфорда, Д. Бивера, Д. Сканлана, Х. Фостера, А. Бетски, Р. Рамакерса, Р. Пойнора, К. Молин, С. Боуена, Д.А. Нормана, Д. Суджича, Р. Каплана, М.К. Дидеро. Современные теоретические концепции дизайна описаны в многочисленных отечественных трудах В.Р. Аронова.
Научные и проектные концепции, описывающие образ «новой» реальности, сформировавшие критический анализ действительности, прогнозы и перспективы реформирования общественного устройства, объекты новой предметной среды и способы взаимодействия с ними, представлены в книгах «Дизайн вещей будущего» Д.А. Нормана, «Физика будущего», «Будущее разума» М. Каку,
«Будущее вещей» Д. Роуз, «21 урок для XXI века», «Краткая история человечества» Ю.Н. Харари, в статьях и концепциях Л. Янга.
Методология и методы ведения научного исследования, а также вопросы научно-технического прогнозирования и долгосрочного планирования рассмотрены в работах Р. Эйреса, А.М. Новикова, Д.А. Новикова, Л.А. Микешиной, Р.Ю. Овчинниковой. Особый интерес вызывает работа А.С. Майданова «Искусство открытия. Методология и логика научного творчества», определяющая место экстраординарных открытий в моделях исследовательского процесса.
Анализ отечественной литературы, описывающей современное состояние концептуального дизайна (1990-2020 гг.), позволяет говорить о её несколько узконаправленном и менее комплексном характере по сравнению с трудами, характеризующими советский опыт концептуального проектирования. Редкость организованных проявлений концептуального подхода в отечественном дизайне, превалирование формообразующей сущности над смыслообразующей усложняет такие процессы, как теоретизация концептуального дизайна в совокупности его проявлений и оценивание дизайн-объекта в контексте его формально-образных и смысловых составляющих, в связи с чем зачастую происходит либо подмена проектной среды художественной - концептуальный дизайн-объект оценивается категориями концептуального искусства; либо замещение смысловой составляющей формальной - концептуальный дизайн-объект оценивается категориями традиционного дизайна.
Зарубежная научная литература, освещающая концептуальное проектирование в той или иной степени, напротив, содержит обширный теоретический материал, характеризующий многочисленные проявления концептуального дизайна в узком или широком контекстах. Однако обилие этого материала не вносит ясности в процесс осмысления концептуального проектирования: исследования демонстрируют несколько разрозненный характер, отсутствует единая систематизация проектных решений, слабо выражены дисциплинарные связи и границы концептуальных практик, терминологический
аппарат представляется излишне гибким и не всегда объективным. Эти и другие спорные характеристики являются причинами возникающих противоречий, усложняющих анализ современного состояния концептуального дизайна и применения его теоретической базы на практике.
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы выявил ряд вопросов, ответы на которые могли бы сформировать более точное представление о современном состоянии концептуального дизайна, составить более комплексное впечатление о процессах реализации концептуальных проектов, охарактеризовать современные области исследования и области применения концептуального дизайна, обозначить актуальные тенденции, проблемы и перспективы его развития.
Цели и задачи исследования. Цель исследования - комплексный анализ феномена концептуального дизайна; подготовка теоретической базы для научно обоснованного использования принципов концептуального проектирования.
В процессе реализации цели было необходимым и обязательным решение следующих задач:
- исследовать предпосылки формирования концептуального дизайна на основании художественных и проектных концептуальных практик;
- установить причины и следствия трансформации концептуального дизайна на современном этапе развития;
- определить сущность и роль критических практик в дисциплинарном контексте;
- определить подходы и методы критического проектирования;
- предметно исследовать одну критическую практику (Спекулятивный дизайн) для установления её дисциплинарных границ и сущностных характеристик;
- проанализировать и классифицировать проектные концепции Спекулятивного дизайна.
Объект и предмет исследования. Объект исследования - современный этап развития концептуализма в дизайне на примере концептуальных проектных
дисциплин, инициирующих новые формы предметной среды, способы её интеллектуального постижения, восприятия и методы взаимодействия с ней.
Предмет - методологические компоненты критических практик; цель и способы формирования новой предметной среды средствами современных критических концепций.
Границы исследования. В рамках генезиса дисциплин и практик, характеризующих зарождение и развитие концептуального дизайна, исследование охватывает хронологически период с конца XIX века до середины 20-х гг. XX века (авангардное искусство); с конца 50-х гг. XX века до середины 80-х гг. XX века (концептуальное искусство, радикальный дизайн, антидизайн, экспериментальный дизайн, зарождение постмодернизма); с конца 80-х гг. XX века до настоящего момента включительно («новый» дизайн, дизайн взаимодействия, критическое проектирование, Спекулятивный дизайн). Географические границы исследования определяются совокупностью стран, на территории которых получили распространение идеи концептуального проектирования: Италия, Великобритания, Голландия, Австрия, Германия, Россия (РСФСР, СССР), Швеция, Финляндия.
Методы исследования. Исследование феномена концептуального дизайна, находящегося в состоянии перманентного развития, производилось на основании совокупности приёмов, определяемых принципами диалектики. Реализация этих принципов была сопряжена с выявлением и анализом внутренних источников и механизмов развития концептуального дизайна, оценкой его качественных изменений, диагностикой переходных состояний, изучением преемственности, связи нового со старым. В условиях ограниченной области исследования более конкретные выводы были получены способами общенаучной методологии с применением общелогических принципов познания, включающих анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогии, абстрагирование, а также «неполную» индукцию (ограниченную рядом проектных решений), включающую объединённый метод сходства и различия. Формирование историографии вопроса осуществлялось с применением процессов теоретического исследования в
границах метода исторического анализа и логического метода. Одним из ключевых и определяющих стал метод систематизации научных знаний, включающий классификацию, действующую на основании типологии и систематики. Благодаря методу классификации были определены основные системы концептуального проектирования, методы критических практик и их типология. Применение сравнительного метода позволило выделить характерные черты критических практик, установить дисциплинарные и сущностные сходства и различия Критического дизайна, Спекулятивного дизайна и Дизайн-фикции. Принципиально важную роль в процессе исследования сыграл междисциплинарный анализ, объединивший авангардное и концептуальное искусство, концептуальный дизайн, радикальную архитектуру, критическую философию общества и спекулятивное знание, прогностику и футурологию, науку, дизайн и технологии.
Научная новизна. Данная работа - первый отечественный опыт исследования феномена концептуального дизайна на фоне современного состояния проектной деятельности, детерминирующей актуальные тенденции в сфере концептуального проектирования и концептуально ориентированных проектных дисциплин, таких как критические практики и др.
В работе впервые:
- адаптированы и систематизированы актуальные исследовательские и проектные работы зарубежных теоретиков и практиков дизайна, посвятивших свои труды изучению и применению качеств концептуального проектирования;
- систематизированы и классифицированы актуальные проекты критических дизайнеров и дизайнеров, применяющих методы критического проектирования;
- сформулированы ключевые составляющие критического проекта (как процесса, так и результата), на основании которых реализована формула, детерминирующая проектную дисциплину как критическую или применяющую методологические компоненты критических практик;
- реализованы формулы Спекулятивного дизайна, Критического дизайна и Дизайн-фикции, позволяющие выявить принадлежность дизайн-объекта к одной из трех критических дисциплин и/или реализовать проект средствами конкретной критической практики для достижения желаемого эффекта;
- систематизирована и сформулирована последовательность процессов формирования концепции и реализации спекулятивного дизайн-объекта в рамках выбранных контекстных обстоятельств;
- разработана классификация спекулятивных концепций на основании тематических категорий, включающих тему, объект анализа и/или критики, научную теорию или технологию.
Теоретическая значимость работы. Комплексность и разнообразие систематизированного научного и практического материала, в том числе малораспространённого и малоизвестного в России, позволили сформировать более цельное представление о причинах и следствиях зарождения концептуального дизайна, об этапах его трансформации и формах модификации на современном этапе развития. Анализ критических дизайн-объектов, обзор современных коллабораций и сформированных на их основе междисциплинарных проектов позволил систематизировать актуальные цели и методы концептуального проектирования на основании критических практик, выработать систему дифференцирования проектов с различными тематическими и методическими составляющими.
В широком смысле значимость работы заключается в теоретизации современной сущности концептуального дизайна на примере критического проектирования, критических практик и Спекулятивного дизайна в частности, а также в выработке базовых принципов формирования дизайн-концепций и реализации дизайн-объектов, соответствующих методам критического проектирования.
Практическая значимость работы. Результаты и выводы проделанной работы, а также обзор многочисленных проектных решений позволяют
использовать основные теоретические заключения в роли концептуальной базы дизайн-процессов, расширяющих границы возможных проектных предложений, увеличивающих потенциал интеллектуальной вовлеченности дизайнера. Примеры проектов, способы их презентации, поднимаемые ими темы и коллаборативный принцип взаимодействия дизайнера, учёного и инженера позволяют развить качества критического дизайнера, расширить область проектных и научных интересов, выйти на новый, критически обусловленный уровень проектного моделирования. Выводы работы могут быть использованы специалистами различных предметных областей в контексте практического (проектного моделирования, с учётом принципов критического проектирования) или теоретического применения (в формате пособий, лекций, практических курсов, направленных на профессиональную подготовку дизайнеров различных предметных сфер).
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных статьях и тематических сборниках, в опубликованных тезисах и докладах на всероссийских и международных научных конференциях. Основные методологические категории Спекулятивного дизайна были применены в рамках учебного курса «Визуальное моделирование», основные принципы критического проектирования применялись в рамках дисциплин «Прикладной дизайн» в соответствии с рабочей программой кафедры информационных систем и компьютерного дизайна, СПбГУПТД.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Систематизация этапов развития концептуального дизайна.
2. Методологические базисы критических практик: свойства дизайн-объектов, область исследования и применения, методы проектирования.
3. Система дифференциации Спекулятивного дизайна, Критического дизайна и Дизайн-фикции.
4. Сущностные характеристики Спекулятивного дизайна.
5. Классификация концепций Спекулятивного дизайна на основании тематических категорий
Публикации. Материалы диссертации отражены в 15 публикациях, из них 5 статей опубликованы в рецензируемых журналах, относящихся к списку ВАК, и 10 статей - в рецензируемых журналах, относящихся к списку РИНЦ.
Структура научно-исследовательской работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, словаря терминов, библиографического списка и приложений. Материалы работы изложены на 239 страницах и содержат 6 таблиц, 4 формулы и 3 рисунка. Список использованных источников включает 165 наименований работ на 17 страницах. В Приложениях на 44 страницах представлен иллюстративный материал по теме исследования.
ГЛАВА 1 ГЕНЕЗИС КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1 Сущность художественного и проектного концептуализма
Любую сложную систему, писал М.С. Каган, необходимо исследовать в трёх плоскостях - исторической, функциональной и предметной: исторический аспект анализа должен раскрывать генетическую и прогностическую составляющие системы, функциональный - характеризовать внутренние и внешние процессы функционирования системы, предметный - анализировать системные компоненты и их взаимосвязи [24; 48]. Анализ исторической «плоскости» концептуального проектирования, выявляющий «генетические» составляющие концептуально ориентированных проектных дисциплин, призван установить дисциплинарно значимые явления, оказавшие формирующее воздействие на развитие концептуального дизайна, трансформация методов и целей которого стала причиной его развития в направлении критического науко- и техноёмкого проектирования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Формирование художественно-проектной компетенции будущих бакалавров дизайна2016 год, кандидат наук Ковешников, Павел Алексеевич
Художественные решения отечественного жилого интерьера 1990 - 2010 гг.2013 год, кандидат наук Ефремова, Ольга Владимировна
Развитие художественно-проектной деятельности студентов бакалавриата в процессе обучения ландшафтному дизайну2021 год, кандидат наук Львова Наталья Сергеевна
Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект2009 год, доктор искусствоведения Яцюк, Ольга Григорьевна
Эмоциональное дизайн-проектирование (на примере web-дизайна)2022 год, кандидат наук Еськов Вячеслав Дмитриевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Костюк Инна Сергеевна, 2021 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авангард в культуре XX века: 1900-1930 гг.: теория, история, поэтика, Книги 1. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. 598 с.
2. Аронов В.Р. Современная теория дизайна / В.Р. Аронов // Проблемы дизайна. 2009. № 5. С. 7-25.
3. Аронов В.Р. Теоретические аспекты зарубежного дизайна / В.Р. Аронов. М.: ВНИИТЭ, 1992. 122 с.
4. Балашов М.Е. Интерьер «винтаж» как отражение образных моделей экранного искусства / М.Е. Балашов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2016. № 3. С. 3-8.
5. Балашов М.Е. К вопросу о методологии дизайна в условиях энтропии смыслов дизайн-деятельности / М.Е. Балашов // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика. Материалы I международной научной конференции / под ред. В.Б. Санжарова, Д.О. Антипиной. 2016. С. 46-52.
6. Быстрова Т.Ю. Философия дизайна: учеб.-метод. пособие / Т.Ю. Быстрова. - 2-е изд., перераб. - Екб: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 128 с.
7. Бюргер П. Теория авангарда / П. Бюргер. М., 2014. 195 с.
8. Волков Е. Критическое мышление: описание (определение) с сайта Фонда критическое мышление / Корни [Электронный ресурс]. - URL: https://evolkov.net/critic.think/defining.crit.think.html [дата обращения: 10.04.2020].
9. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. СПб., 1996.
152 с.
10. Галеева А.А., Хан-Магомедова В.Д. «Дадаизм не означает ничего» / А.А. Галеева, В.Д. Хан-Магомедова // Культура в современном мире. 2010. № 5-6. [Электронный ресурс]. - URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/KVM_archive/articles/2010/05-06/2010-05-06_r_kvm-s5.pdf (дата обращения: 24.02.2020).
11. Глазычев В. Дизайн как он есть / В. Глазычев. М.: Европа, 2006. 320 с.
12. Гройс Б. В потоке / Б. Гройс; пер. А. Фоменко. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 208 с.
13. Данн Э., Рэби Ф. Спекулятивный мир. Дизайн, воображение и социальное визионерство / Э. Данн, Ф. Рэби; пер. с англ. Л. Аношкина. М.: Strelka Press, 2017. 264 с.
14. Дебор Г. Общество спектакля / Г. Дебор; пер. с фр. С. Офертас, М. Якубович. М.: Логос, 2000. 175 с.
15. Дебор Г. Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве: Статьи и декларации 1952-1985 / Сост. и коммент. и примеч. С. Михайленко., пер. с фр. Т. Петухова. М.: Гилея, 2018. [Электронный ресурс]. -URL: http://hylaea.ru/debord_situationisty.html (дата обращения: 21.09.2020).
16. Доктороу Э.Л. Всемирная выставка / Э.Л. Доктороу; пер. В. Бошняк. М.: Радуга, 1990. 336 с.
17. Дружинина О.Б. Роль дизайн-программ ВНИИТЭ 1960-1980 годов в проектной культуре: дис. ... канд. искусствоведения / О.Б. Дружинина. М., 2020. 202 с.
18. Дубровская А.В., Бахтияров Р.А. Кафедра «Программный дизайн» ЛВХПУ им. В.И. Мухиной - СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Возникновение, история, дипломные проекты / С.В. Курасов, А.Н. Лаврентьев // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2020. № 2-2. С. 256-271.
19. Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе / В.С. Дуров. Л., 1987.
160 с.
20. Ермакова И. Концептуализм / Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.krugosvet.ru/enc/konceptualizm (дата обращения: 05.02.2020).
21. Журавская Т.М. Роль формального в пропедевтическом курсе дизайна: дис. ... канд. искусствоведения / Т.М. Журавская. СПб., 1994. 193 с.
22. Зудров О. Новый немецкий дизайн / О. Зудров // Техническая эстетика. 1987. № 5. С. 6-10.
23. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т. 2 / А.В. Иконников. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 672 с.
24. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М.С. Каган. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 384 с.
25. Колечкова А.Д. Искусство дадаизма в Германии в контексте общей теории авангарда: выпускная квалификационная работа // Научный корреспондент - электронная библиотечная система открытого доступа. URL: https://nauchkor.ru/pubs/iskusstvo-dadaizma-v-germanii-v-kontekste-obschey-teorii-avangarda-587d36475f1be77c40d58b68 (дата обращения: 02.03.2020).
26. Костюк И.С. Истоки спекулятивного дизайн-мышления // Дизайн. Материалы. Технология. 2018. № 2 (50). С. 22-25.
27. Костюк И.С. Критический дизайн. Современное концептуальное проектирование идей, рождающих дискуссии // Человек и культура. 2018. № 3. С. 24-35.
28. Костюк И.С. Наука и дизайн. Концептуальная основа междисциплинарной коллаборации / И.С. Костюк // Актуальные проблемы современного дизайн-пространства. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2020. № 3. С. 80-86.
29. Костюк И.С. Применяемость основных положений методологии семиотического дискурсивного моделирования к спекулятивной форме проектирования // Дизайн. Материалы. Технология. 2018. № 2 (50). С. 53-56.
30. Костюк И.С. Проектирование новой реальности методами спекулятивного дизайна / И.С. Костюк // Вестник молодых учёных Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2018. № 1. С. 270-275.
31. Кошут Д. Искусство после революции / [Электронный ресурс]. -URL: http://vcsi.ru/files/art_afler_philosophy.pdf (дата обращения: 02.03.2020).
32. Кошут Д. / Art Узел. Все о современном искусстве [Электронный ресурс]. - URL: http://artuzel.com/content/кошут-джозеф (дата обращения: 15.03.2020).
33. Кулик И. Николя Буррио: Европа нуждается в пилотных институциях / Коммерсантъ. 2005. № 10. С. 22 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/541167 (дата обращения: 20.01.2020).
34. Курасов С.В., Лаврентьев А.Н. ВНИИТЭ - территория дизайна. Направления теоретических исследований / С.В. Курасов, А.Н. Лаврентьев // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2020. № 2-2. С. 12-25.
35. Куръерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины XX века: дис. ... канд. искусствоведения / Г.Г. Курьерова. М., 1993.
36. Лаврентьев А.Н. Эксперимент в дизайне: учеб. пособие / А.Н. Лаврентьев [и др.]. - М: Издательский дом «Университетская книга», 2010. - 244 с.
37. Лазарев Е.Н. Дизайн как технико-эстетическая система: дис. ... д-ра искусствоведения / Лазарев Е.Н. Ленинград, 1984. 358 с.
38. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В.В. Бычкова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 607 с.
39. Ленсу Я.Ю. Факторы и источники формообразования объектов предметного мира в контексте исторического развития материально-художественной культуры: дис. ... д-ра искусствоведения / Я.Ю. Ленсу. Мн., 2019. 230 с.
40. Лола Г.Н. Дизайн в эпоху перемен: материя или практическая методология / Г.Н. Лола // Вестник СПбГУКИ. 2017. № 4. С. 148-150.
41. Лола Г.Н. Дизайн-код. Культура креатива: монография / Г.Н. Лола. СПб.: «ЭЛМОР», 2011. 140 с.
42. Маркузе Г. Критическая теория общества / Избранные работы по философии и социальной критике. М.: АСТ, Астрель, 2011. 384 с.
43. Мигунов А.С., Ерохин, С.В., Галкин, Д.В., Гагарин, В.Е. Научное искусство: истоки, сущность, терминология (по материалам I международной
научно-практической конференции «Научное искусство». МГУ имени М.В. Ломоносова, 4-5 апреля 2012 г.) / А.С. Мигунов, С.В. Ерохин, Д.В. Галкин, В.Е. Гагарин // Вестник Московского Университета. Серия 7: Философия. 2012. С. 96116.
44. Михайлов С.М. История дизайна. Том 2. Дизайн индустриального и постиндустриального общества / С.М. Михайлов. М.: Союз дизайнеров России, 2003. 393 с.
45. Монина Т.А., Емелъяненко С.К. Некоторые аспекты мышления и восприятия (креативное восприятие и мышление как основа проектирования) / Т.М. Монина, С.К. Емельяненко // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2019. № 1-2. С. 66-73.
46. Моргунов А.П. Ценностные ориентиры искусства авангарда XX века / А.П. Моргунов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2-2. С. 141-146.
47. Москаева А.С., Зенкевич Е.П. Дебитор - Евкалипт / А.С. Москаева, Е.П. Зенкевич. М.: Советская энциклопедия, 1972. 734 с.
48. Наумова Т.В. М.С. Каган: системный подход как основа в исследовании человеческой деятельности / Т.В. Наумова // Вестник ЧелГУ. 2008. № 32. С. 118-126.
49. Папанек В. Дизайн для реального мира / В. Папанек; пер. С. Северской. М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2010. 416 с.
50. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн. 1 / В.Ф. Рунге. М.: Архитектура-С, 2006. 368 с.
51. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн. 2 / В.Ф. Рунге. - М.: Архитектура-С, 2007. 432 с.
52. Рябушин А.В. Развитие жилой среды. Проблемы, закономерности, тенденции / А.В. Рябушин. М.: Стройиздат, 1976. 379 с.
53. Сироткин Н.С. Русский и немецкий авангард с точки зрения семиотики Ч.С. Пирса. Материалы к теории метасемиотических систем / Н.С. Сироткин. М.: Litres, 2018. 244 с.
54. Смит Ф. Ситуационисты и их наследие / Архив Питерских анархистов [Электронный ресурс]. - URL: https://piter.anarhist.org/o49-10.htm (дата обращения: 12.02.2020).
55. Соболева И.С., Семенова В.В. Планирование новых форм взаимодействия человека и дизайн-объектов, прогнозируемых методами спекулятивного проектирования / И.С. Соболева, В.В. Семенова // Дизайн. Материалы. Технология. 2017. № 4. С. 21-25.
56. Суджич Д. B как Bauhaus / Д. Суджич; пер. с англ. А. Зайцева. М.: Strelka Press, 2017. 400 с.
57. Тетерин С. Arte povera - «бедное искусство» / Сергей Тетерин -медиа арт и искусство авангарда, извлечение квинтэссенции [Электронный ресурс]. - URL: http://www.teterin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=303 (дата обращения: 10.03.2020).
58. Толмачева Г.В. Концептуальный дизайн: от идеи к продукту / Г.В. Толмачева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-4. С. 728-730.
59. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда / В.С. Турчин. - М.: Изд-во МГУ, 1993. 248 с.
60. Файхингер Г. Философия «как если бы» / пер. Е.Г. Анучина // ПсихоПоиск [Электронный ресурс]. - URL: https://psychosearch.ru/biblio/filosof/hans-vaihinger (дата обращения: 17.01.2020).
61. Филл П., Филл Ш. История дизайна / П. Филл, Ш. Филл; пер. С. Бавина. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. 512 с.
62. Хоффман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы / В. Хоффман; пер. с нем. А. Белобратова. СПб.: Академический проект, 2004. 560 с.
63. Червонная М.А. Проектное прогнозирование в дизайне: дис. ... канд. искусствоведения / М.А. Червонная. М., 2014. 176 с.
64. Чернийчук И. А. Тотальный дизайн. Исследование возникновения и развития: дис. ... канд. искусствоведения / И.А. Чернийчук. М., 2010. 169 с.
65. Agre P. (1997) Computation and Human Experience. Cambridge: Cambridge University Press. P. 392.
66. Anderson D. The Prophetic Side of Archigram / D. Anderson. CityLab -[Digital Resource]. - URL: https://www.citylab.com/design/2017/11/the-prophetic-side-of-archigram/545759/ (date of application: 19.02.2020).
67. Antonelli P. (ed.). Design and the Elastic Mind. New York: The Museum of Modern Art. 2008. P. 111.
68. Antonelli P. (2010) Fresh as a Daisy: Alexandra Daisy Ginsberg. Nature Medicine, 16 (942).
69. Auger J. (2010) Alternative Presents and Speculative Futures. 6th Swiss Design Network Conference 2010 Design Fictions Negotiating Futures, pp. 42-57.
70. Auger J. Speculative design is a counter to normative design / Speculative - Post Design Practice or New Utopia? [Digital Resource]. - URL: http://speculative.hr/en/james-auger/ (date of application: 04.02.2020).
71. Auger J. Speculative design: crafting the speculation / Digital Creativity. -2013. V. 24. [Digital Resource]. - URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14626268.2013.767276 (date of application: 19.01.2020).
72. Auger J. & Loizeau J. Carnivorous Domestic Entertainment Robots. 2009 / Auger-Loizeau [Digital Resource]. - URL: http://www.auger-loizeau.com/projects/robots (date of application: 04.02.2020).
73. Auger J., & Loizeau, J. Happylife. 2010 [Digital Resource] / Auger-Loizeau [Digital Resource]. - URL: http://www.auger-loizeau.com/projects/happylife (date of application: 23.01.2020).
74. Behance: Neotrition / Behance [Digital Resource]. - URL: https://www.behance.net/gallery/105463139/Neotrition (date of application: 04.10.2020).
75. Betsky A. (2003) The Strangeness of The Familiar in Design. In A. Blauvelt (Ed.), Strangely Familiar: Design and Everyday Life, pp. 14-37.
76. Billing J., & Cordingley, T. (2006) Some Kind of Analogtivity: Anti Simulation Through Design. Personal and Ubiquitous Computing, 10 (2-3), pp. 101105.
77. Billing J., Breedon, P., Cordingley, T., & Lycouris, S. (2007). The snake project: an interdisciplinary framework of discussion. Scope: Contemporary Research Topics (Art), 2, pp. 42-65.
78. Bleecker J. (2010) Design Fiction: from props to prototypes. 6th Swiss Design Network conference 2010 Design Fictions Negotiating Futures, pp. 58-67.
79. Bleecker J. (2004) The Reality Effect of Technoscience PhD Diss. Santa Cruz: University of California. P. 183.
80. Bonsiepe G. (2007) The Uneasy Relationship between Design and Design Research. In R. Michel (Ed.), Design Research Now, pp. 25-39. Berlin: Birkhauser.
81. Bowen S. (2009) A Critical Artefact Methodology: Using Provocative Conceptual Designs to Foster Human-centred Innovation. PhD Diss. Sheffield: Sheffield Hallam University.
82. Bowen S. (2007) Crazy Ideas or Creative Probes? Presenting Critical Artefacts to Stakeholders to Develop Innovative Product Ideas. In: Proceedings of EAD07: Dancing with Disorder: Design, Discourse & Disaster, Izmir, Turkey / [Digital Resource]. - URL: http://shura.shu.ac.uk/959/1/fulltext.pdf (date of application: 05.10.2020).
83. Bowen S. (2009) Design Participation via Artefacts. In book: Reflections 13, Publisher: Hogeschool Voor Wetenschap & Kunst Sint-Lucas Architectuur Brussel-Gent, pp.103-113.
84. Brand S. (1988) The Media Lab: Inventing the future at MIT. New York: Penguin. P. 304.
85. Brandes U., & Erlhoff M. Non Intentional Design. Actar D. 2006. P. 160
86. Brandes U., Stich S., & Wender M. (2009) Design By Use: The Everyday Metamorphosis Of Things. Basel: Birkhauser. P. 192.
87. Bredies K., Jooste G., & Chow R. (2009) Designers and Users: Comparing Constructivist Design Approaches. European Academy of Design 08: Design Connexity, pp. 71-74. Aberdeen: Greys School of Art.
88. Broms L., Bang M., & Hjelm S.I. (2008) Persuasive Engagement: Exploiting Lifestyle as a Driving Force to Promote Energy-Aware Use Patterns and Behaviours. Undisciplined! Design Research Society Conference 2008. Sheffield: Sheffield Hallam University / [Digital Resource]. - URL: http://shura.shu.ac.uk/455/17fulltext.pdf (date of application: 01.10.2020).
89. Buchanan R. (1989) Declaration by Design: Rhetoric, Argument and Demonstration in Design Practice. In V. Margolin (Ed.), Design Discourse, pp. 91-109. Chicago, IL: University of Chicago Press.
90. Caccavale E. A pig saved my life. Part of the Wild Things / Lab for the Unstable Media [Digital Resource]. - URL: http://v2.nl/archive/articles/a-pig-saved-my-life (date of application: 23.01.2020).
91. Castiglioni A. (1997) Achille Castiglioni: design! The Museum of Modern / A. Castiglioni [Digital Resource]. - URL: www.moma.org/calendar/exhibitions/265 (date of application: 04.02.2020).
92. Cohen R., & Balen, T.V. Life support / Revital Cohen & Tuur Van Balen [Digital Resource]. - URL: http://www.cohenvanbalen.com/work/life-support# (date of application: 23.01.2020).
93. Coles A. (2002) Art Décor: art's romance with design // Art Monthly, 253.
94. Crampton Smith G. (1997) Computer Related Design at The RCA: 1997 Graduation Projects. Interactions, 4 (6), pp. 27-33.
95. Crampton Smith G. (1994) The Art of Interaction. In L. MacDonald, & J. Vince (Eds.), Interacting with Virtual Environments. Hoboken, NJ: John Wiely & Sons.
96. Crampton Smith G. & Tabor P. (1996). The Role of the Artist Designer. In T. Winograd (Ed.), Bringing Design to Software, pp. 35-57. Reading, MA: Addison Wesley.
97. Dunne A. (1998) «Hertzian Tales»: Electronic Products, Aesthetic Experience and Critical Design. London: RCA Computer Related Design Research Publications. P. 192.
98. Dunne A. & Raby F. Bioland, 2002/03 / Dunne&Raby [Digital Resource]. -URL: http://www.dunneandraby.co.uk/content/projects/403Z0 (date of application: 04.02.2020).
99. Dunne A. & Raby F. (2001) Design Noir: The Secret Life of Electronic Objects. London: August/Birkhauser.
100. Dunne A. & Raby F. Evidence Dolls, 2005 / Dunne&Raby [Digital Resource]. - URL: http://www.dunneandraby.co.uk/content/projects/69/0 (date of application: 23.01.2020).
101. Dunne A. & Raby F. Hertzian tales / Dunne&Raby [Digital Resource]. -URL: http://www.dunneandraby.co.uk/content/projects/67/0 (date of application: 23.01.2020).
102. Dunne A. & Raby F. What If... / Dunne&Raby [Digital Resource]. - URL: http://www.dunneandraby.co.uk/content/bydandr/496/0 (date of application: 08.02.2020).
103. Eames C. On what is design. Design Q&A / C. Eames [Digital Resource]. -URL: https://www.hermanmiller.com/stories/why-magazine/design-q-and-a-charles-and-ray-eames/ (date of application: 14.02.2020).
104. Een middag gewoon doen. Droog [Digital Resource]. - URL: http://www.droog.com/project/een-middag-gewoon-doen Stephen Hayward. A «well designed product?» (date of application: 04.02.2020).
105. Etherington R. Asimov's First Law scales by Alice Wang / R. Etherington. Dezeen. 2008 [Digital Resource]. - URL: https://www.dezeen.com/2008/03/02/asimovs-first-law-scales-by-alice-wang/ (date of application: 08.02.2020).
106. Etherington R. Microbial Home by Philips Design / R. Etherington. Dezeen. 2011 [Digital Resource]. - URL: https://www.dezeen.com/2011/10/29/microbial-home-by-philips-design/ (date of application: 19.01.2020).
107. Fezer J. Superstudio & Archizoom 1968-1972 / J. Fezer. 032c. [Digital Resource]. - URL: https://032c.com/superstudio-archizoom-1968-1972/ (date of application: 04.02.2020).
108. Fischer M. (2006) Science Technology and Society. In M. Featherstone, V. Couze, R. Bishop, & J. Phillips (Eds.), Theory Culture and Society: Problematizing Global Knowledg, vol. 23, pp. 172-174. London: Sage.
109. Foster H. Design and Crime (And Other Diatribes). Verso. Second Edition edition. 2011. P. 192.
110. Foster J.W. Dada was there before Derrida was there: the sound poetry of Hugo Ball / J.W. Foster [Digital Resource]. - URL: https://libres.uncg.edu/ir/uncw/fZfosterj2003-1.pdf (date of application: 04.02.2020).
111. Franke B. (2009) Design as a Medium for Inquiry. Fifth Swiss Design Network Symposium, Multiple Ways to Design Research - Research Cases that Reshape the Design Discipline, pp. 225-232. Swiss Design Network.
112. Gaver W. & Dunne A. (1997) The Pillow: Artist Designers in the Digital Age. CHI'97 Extended Abstracts on Human Factors in Computing Systems: Looking To The Future. ACM. / [Digital Resource]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/221518790_The_Pillow_Artist-Designers_in_the_Digital_Age (date of application: 05.10.2020).
113. Gaver W., Beaver J. & Benford S. (2003) Ambiguity As A Resource For Design. Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI), pp. 233-240. New York: ACM Press.
114. Grand S. & Wiedmer M. (2010) Design Fiction: A Method Toolbox for Design Research in a Complex World. Proceedings of Design and Complexity Design Research Society. Montréal: Ecol de Design Industrial. Univeritie de Montréal. /
[Digital Resource]. - URL: http://www.drs2010.umontreal.ca/data/PDF/047.pdf (date of application: 03.10.2020).
115. Gufram. Torneraj [Digital Resource]. - URL: https://www.gufram.it/en/prodotto-24-torneraj (date of application: 04.10.2020).
116. Hayward S. «A well designed product?» Daniel Weil. Radio in a Bag. Apex Tokyo. 1983 / S. Hayward. Academia [Digital Resource]. - URL: https://www.academia.edu/10505313/A_well-
designed_product_Daniel_Weil._Radio_in_a_Bag._Apex_Tokyo_1983 (date of application: 19.01.2020).
117. Hallnas L. & Redstrom J. (2002) From Use to Presence: On Expressions and Aesthetics of Everyday Computational Things. ACM Transactions on Computational Things, 9-2, pp. 106-124.
118. Interakcije. "Western Melancholy" / How to Imagine Different Futures in the "Real World"? [Digital Resource]. - URL: http://interakcije.net/en/2018/08/27/western-melancholy-how-to-imagine-different-futures-in-the-real-world/ (date of application: 16.10.2020).
119. Julier G. (2006) From Visual Culture to Design Culture. Design Issues, 22 (1), pp. 64-76.
120. Kerridge T, Disalvo C, Wilkie A. (2010) EASST conference: Track 10: «Speculation, Design, Public and Participatory Technoscience: Possiblilities and Critical Perspectives.» Tren- to / T. Kerridge, C. Disalvo, F. Wilkie / [Digital Resource]. - URL: http://www.tobiekerridge.co.uk/php/events/pdf/EASST_01 0-Speculation-track-description.pdf (date of application: 04.02.2020).
121. Kerridge T. Does speculative design contribute to public engagement of science and technology? / T. Kerridge. 2009. Multiple Pathways, pp. 1-18 [Digital Resource]. - URL: http: //www.materialbeliefs.co. uk/tobiekerridge/php/writing/pdf/Does%20 Speculative% 20Design%20contribute%20to%20Public%20Understanding%20of.pdf (date of application: 08.02.2020).
122. Krippendorff K. (2006) The Semantic Turn: A New Foundation for Design. London: Taylor & Francis. P. 368.
123. Kroes P. (2010) Theories of Technical Functions: Function Ascriptions vs. Function Assignments Part 2. Design Issues, 24 (4), pp. 85-93.
124. Latour B. (2009) A Cautious Prometheus? A Few Steps towards a Philosophy of Design (With Special Attention to Peter Sloterdijk). In J. Glynne, F. Hackney, & V. Minton (Ed.), Networks of Design: Proceedings of the 2008 Annual Conference of the Design History Society (UK), pp. 2-10. Online: Universal Publishers.
125. Lumley R. Arte Povera: Movements in Modern Art. Tate, 2005. P. 80.
126. Malpass M. (2012) Contextualising Critical Design: Towards a Taxonomy of Critical Practice in Product Design. PhD thesis, Nottingham Trent University. P. 260.
127. Material beliefs. Vital signs. Objects for live biometric monitoring [Digital Resource]. - URL: http: //www.materialbeliefs.co. uk/~materi 15/prototypes/vitalsigns .php (date of application: 04.02.2020).
128. Maze R. (2007) Occupying Time: Design, Technology, and the Form of Interaction. Stockholm: Axl Books. / [Digital Resource]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/236669967_Occupying_Time_Design_techno logy_and_the_form_of_interaction (date of application: 04.02.2020).
129. Maze R., & Redstrom, J. (2007) Difficult Forms: Critical Practices in Design and Research. Proceedings of the Conference of the International Association of Societies of Design Research. Hong Kong: IASDR. / [Digital Resource]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/236669842_Difficult_Forms_Critical_practice s_of_design_and_research (date of application: 04.05.2020).
130. Medium. Data Economy: A Design Fiction of a Data Obsessed Future [Digital Resource]. - URL: https://medium.com/@MartijnvdBroeck/data-economy-a-design-fiction-of-a-data-obsessed-future-4c815aea5027 (date of application: 08.02.2020).
131. Mermoz G. (2006) The Designer as Author: Reading the City Of Signs -Istanbul. Design Issues, 22 (2), pp. 77-87.
132. Michael M. (2012) «What Are We Busy Doing?»: Engaging the Idiot. Science, Technology, & Human Values 37(5), pp. 528-554.
133. Mitter N. Speculative Design: Creative Possibilities and Critical Reflection / N. Mitter [Digital Resource]. - URL: http://www.speculativedesign.com/downloads/Speculative_Design.pdf (date of application: 04.02.2020).
134. Moline K. (2006) Authorship, Entrepreneurialism and Experimental Design: Visual Design Scholarship. The Research Journal of the Australian Graphic Design Association, 2 (2), pp. 57-66.
135. Moline K. Counter-Forces in Experimental Design: H Edge and the Technological Dreams Series #1 (Robots) / K. Moline // Studies in Material Thinking. 2008. 1 (2) [Digital Resource]. - URL: www.materialthinking.org/volume-1-issue2.php (date of application: 19.01.2020).
136. Monoskop. Letterism [Digital Resource]. - URL: https://monoskop.org/Lettrism (date of application: 04.02.2020).
137. Museum of Modern Art (New York, N.Y.). Italy: the new domestic landscape achievements and problems of Italian design, edited by Emilio Ambasz. New York Graphic Society, Greenwich, Conn., 1972. P. 430.
138. Pasman G. (2016) Design Fiction as a service design approach. Fifth Service Design and Innovation conference. Linkoping University Electronic Press, Linkopings universitet. Copenhagen, Denmark. 2016. pp. 511-515.
139. Pezolet N. (2010) The Cavern of Antimatter: Giuseppe «Pinot» Gallizio and the Technological Imaginary of the Early Situationist International: Grey Room, Winter, Inc. and MIT. No. 38, pp 62-89
140. Pinkus K. (2009) Dematerialization: from Arte Povera to cybermoney through italian thought. Contemporary italian thought, 39 (3). The Johns Hopkins University Press. pp. 94-108.
141. Poggioli R. The theory of the avant-garde. Cambridge, 1968. P. 250.
142. Potter N. What is a designer: things, places and messages' by the designer. Hyphen; 4th edition. 2002. P. 184.
143. Poyner R. Arts Little brother / R. Poyner // Icon [Digital Resource]. - URL: http://www.iconmagazine.co.uk/issues/023/essay.htm (date of application: 08.02.2020).
144. Poyner R. (1999) Made in Britain: The Ambiguous Image. In N. Barley (Ed.), Lost & Found: Critical Voices in New British Design. London: The British Council. pp. 28-31
145. Prina D. (2008) Design as Conceptual Research and Political Instrument: Role and Legacy Of The Italian Radical Movement. Networks of Design: Proceedings of the 2008 Annual International Conference of the Design History Society, pp. 100 -106. Falmouth: University College Falmouth.
146. Pullin G. (2007) Social Mobiles and Speaking Chairs. EAD 07 Dancing with Disorder: Design Discourse Disaster, pp. 726-731.
147. Raby F. (2007) «Critical Design», in Michael Erloff and Tim Marshall (eds.), Design Dictionary: Perspectives on Design Terminology, Basel: Birkhäuser, pp. 94-96.
148. Ramakers R. (2002) Less + More. Rotterdam: 010 Publishers. P. 224.
149. Ratto M., & Hockema S. (2009) Flwr Pwr: Tending the walled garden. In Walled garden, ed. A. Dekker and A. Wolfsberger, pp. 51-62. Amsterdam, the Netherlands: Virtueel Platform.
150. RCA. «Critical and Speculative Design Traditions» Have Revolutionised What is Meant By Design / RCA. 2004 [Digital Resource]. - URL: https://www.rca.ac.uk/news-and-events/news/critical-design-traditions-revolutionised-design/ (date of application: 04.02.2020).
151. Redström J. (2008) Aesthetic Concerns in Pervasive Information Systems. In P.E. Kourouthanassis, & G.M. Giaglis (Eds.), Pervasive Information Systems: Advances in Management Information Systems, pp. 197-209. New York: M.E.Sharpe.
152. Robach C. (2005). Critical Design: Forgotten History or Paradigm Shift. In L. Dencik, Shift: Design as Usual-Or a New Rising? pp. 30-41. Stockholm: Arvinius.
153. Royal College of Art. Impact. Exhibition catalogue. 2014 [Digital Resource]. - URL: https://epsrc.ukri.org/newsevents/pubs/impact-exhibition-catalogue/ (date of application: 08.02.2020).
154. Sato K. Alchimia: Never-Ending Italian Design. Rikuyo-sha Publishing Inc. 1988. P. 213.
155. Seago A., Dunne, A. (1999) New Methods in Art and Design Research: The Object as Discourse. Design Issues, 15 (2), pp. 11-17.
156. Spacey J. 17 Types of Speculative Design [Digital Resource]. - URL: https://simplicable.com/new/speculative-design (date of application: 04.02.2020).
157. Studio Dust. Speculative Design. Definitions [Digital Resource]. - URL: http://studiodust.nl/?p=1255 (date of application: 19.01.2020).
158. Superflux. Uninvited guests. Projects [Digital Resource]. - URL: http://superflux.in/index.php/work/uninvited-guests/# (date of application: 19.01.2020).
159. Tharp B., Tharp S. T. (2008) Discursive Design: Beyond Purely Commercial Notions of Industrial/Product Design. IDSA National Education Symposium Proceedings. Phoenix Arizona. P. 632.
160. The art story. Modern art insight. Arte Povera [Digital Resource]. - URL: https://www.theartstory.org/movement-arte-povera.htm (date of application: 08.02.2020).
161. Walker S. (2006) Sustainable by Design: Explorations in Theory and Practice. London: Earthscan. P. 244.
162. Walker S. (2010) Wrapped Attention: Designing Products for Evolving Permanence and Enduring Meaning. Design Issues, 26 (4), pp. 94-108.
163. Wiel, D. (1994) The Course for Change. In J. Myerson (Ed.). Design Renaissance: Selected Papers from the International Design Congress Glasgow 1994. London: Open Eye Publishing, pp. 119-125.
164. Wilkie A. EASST 2010: Practicing Science and Technology, Performing the Social / A. Wilkie. Alex Wilkie. 2010 [Digital Resource]. - URL: http://www.alexwilkie.org/?paged=4&cat=7 (date of application: 04.02.2020).
165. Wynne B., Felt U., Callon M., Eduarda Gongalves M., Jasanoff S. & Jepsen M. et al. (2007) Taking European Knowledge Society Seriously, Report of the Expert Group on Science and Governance to the Science, Economy and Society Directorate, Directorate-^General for Research, European Commission. Belgium: Office
for Official Publications of the European Communities. / [Digital Resource]. - URL: https://ec.europa.eu/research/science-society/document_library/pdf_06/european-knowledge-society_en.pdf (date of application: 04.04.2020).
196
Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок 1 - Ман Рэй, Gift, 1921
Рисунок 2 - Марио Мерц, ^!оо di Giap (Giap's ^!оо), 1968
Рисунок 1 - Яннис Кунеллис, Untitled, 1969
Рисунок 2 - Выставка «Цвет и форма в современном доме» ("Colorí e forme nella casa d'oggi") Акилле и Пьер Джакомо Кастильони, 1957, Villa Olmo
19S
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рисунок 1 - Акилле Кастильони, Mezzadro, 1957
Рисунок 2 - Акилле Кастильони, Sella, 1957
Рисунок 1 - Джорджио Черетти, Пьеро Деросси, Риккардо Россо Торнерай, Torneraj ("You'll Come Back"), 1968
Рисунок 2 - Alessandro Mendini, Proust armchair, 1979
Рисунок 2 - Рон Херрон, Archigram, Walking city, 1964
Рисунок 1 - Чезаре Леонарди, Франка Стаги, Dondolo Rocking Chair, 1967
Рисунок 2
- Паоло Ломацци, Донато Д'Урбино, Джонатан Де Пас, Blow Inflatable Armchair, 1967
Рисунок 1 - Акилле Кастильони, Пьер Джакомо Кастильони,
Arco Floor Lamp, 1962
Рисунок 2 - Паоло Ломацци, Донато Д'Урбино, Джонатан Де Пас,
Joe Sofa, 1968
Рисунок 2 - Гаэтано Пеше, Up 5 Lounge Chair with Up 6 Ottoman, 1969
Рисунок 1 - Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро,
Sacco Chair, 1968
Рисунок 2 - Джо Коломбо, B-line, Multichair (Easy chair), 1969
Рисунок 1 - Бруно Мунари, Abitacolo, 1971
Рисунок 2 - Ettore Sottsass, "Living Container" prototype from the exhibition: Italy: The New Domestic Landscape, Museum of Modern
Art, New York, 1972
Рисунок 1 - Эторе Соттсасс, Preliminary Project for Microenvironment, c. 1971
Рисунок 2 - Эторе Соттсасс, Preliminary Project for Microenvironment, Element for Landscape Home, c. 1971
Рисунок 1 - Superstudio, An Alternate Model of Life on Earth, The New Domestic Landscape, MoMA, 1972
Рисунок 2 - Superstudio, Axonometric of the project for "Italy: The New Domestic Landscape", MoMA 1972
Рисунок 1 - Superstudio, An Alternate Model of Life on Earth, The New Domestic Landscape, MoMA, 1972
Рисунок 2 - Франк Шринер, Consumer's rest, 1983 (1990)
Рисунок 1 - Алекс Куфус, Ульрик Хольтхёффер, Blauer Sessel, 1984
Рисунок 2 - Алекс Куфус, Ульрик Хольтхёффер, Hoher QuerSchrank, 1985
вала м ■ в и
Li
щ
■ ■ ■ ■ ■ ■ ■
Рисунок 1 - Норберт Бергхов, Михаэль Ландес, Фольфганг Ранг,
Schreibsekretär F1, 1986
Рисунок 2 - Петер Шмитц, Stuhlskulptur aus Eisenschrott
Рисунок 1 - Группа дизайнеров из Кобурга, Стул из палок
Рисунок 2 - Вернер Покорны, Стол и табурет
Рисунок 1 - Вольфганг Флатц. Gertrude Stein
Рисунок 2 - Херманн Вальденбург, Schleudersitz, 1984 (1985)
Рисунок 1 - Зигфрид Михаэль Синюги, Стулья «Крестовый поход»
Рисунок 2 - Хольгер Дреес, Зелёный домашний стол с зелёными домашними стульями
Рисунок 2 - Техо Реми, Chest of drawers, 1991
Рисунок 1 - Юрген Бей, Tree-trunk bench, 1999
Рисунок 2 - Энтони Данн, The Pillow (Hertzian Tales), 1999
Рисунок 1 - Алиса Вонг, White Lies, 2008
Рисунок 2 - Ревитал Коэн, Туур Ван Бален, Life Support, 2008
Рисунок 1 - Тоби Керридж, Vital signs, 2009
Рисунок 2 - Энтони Данн, Фиона Рэби, Evidence Dolls, 2005
Рисунок 1 - Энтони Данн, Фиона Рэби, Bioland: an overview of the existential shopping mall concept, 2005
Рисунок 1 - Энтони Данн, Фиона Рэби, Foragers, 2010
Рисунок 1 - Элио ^ккавале, Utility Pet
Рисунок 1 - Элио Каккавале, Ричард Эшкрофт, Майкл Рейс, Towards a New Typology of Beings and, Animal Products ProjectMyBio
Xenotransplant (Prototype), 2005
Рисунок 1 - Тоби Kерридж, Никки Скотт, Biojewellery
Рисунок 1 - Джеймс Огер, Джимми Луазо, Happy life, 2010
Рисунок 1 - Джеймс Огер, Джимми Луазо. Carnivorous Domestic Entertainment Robots, 2009
Рисунок 1 - Superflux. Uninvited guests
Рисунок 1 - Medium, Data Economy: A Design Fiction of a Data Obsessed Future
Рисунок 1 - Эстер Наги, №о ТгШоп
Рисунок 1 - Studio PSK, The Bad News Bot, 2016
Рисунок 2 - Александра Дейзи Гинсберг, Design Taxonomy, 2014
Рисунок 1 - Энтони Данн, Фиона Рэби, Technological dreams, 2007
Рисунок 2 - Паул Гонг, Human Hyena, 2014
Рисунок 2 - Старина Унгер, Fungi Mutarium, 2015
Рисунок 1 - Кэрол Коллет, Biolace, 2012
Рисунок 2 - Кристин Лю, Automated Beauty
Рисунок 1 - Александра Дэйзи Гинсберг, Early Exit, 2008
Рисунок 2 - Джоана Шмеер, Autonomous Agriculture, 2016
Рисунок 1 - Люси МакРэй, Future Day SPA, 2015
Рисунок 2 - Люси МакРэй, Biometric Mirror
Рисунок 2 - Бенедикт Хюбенер, Кейр Джейн, Джеймс Чжоу,
8МЬТ-3607Л
Рисунок 1 - Алессия Аросио, Лоренцо Бернини, Эмануэле Коппо, Энрико Монастери, Филиппо Теста, Geist, 2019
Рисунок 2 - Студия IDEO, HyperHuman
Рисунок 1 - Мейдан Леви, Neo Fruit
Рисунок 2 - Пинелопи Пападимитраки, Silicone Valley. Breaking Techno-Mediated Habits
ANTHROPOMORPHIC
TECHNOLOGY
BEHAVIOURIST
Qlofetl taobnolaiy canpinY »ell product
huMti l«cbDvln(f i()4t icmlilyt Sal iii i-c*fr«h»n»ion an th« luttation* o! •yatb«tic «»oticn»
PncyHOK 1 - OrnBeH CaHTep, Design Jobs of 2050
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.