Проблематика и жанровое своеобразие романов Юрия Рытхэу 80-х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Колупаева, Марина Викторовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 220
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Колупаева, Марина Викторовна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ РОМАНА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И В ТВОРЧЕСТВЕ Ю. РЫТХЭУ 50-70-х ГОДОВ.
1.1. Классификация романов в теоретическом освещении.
1.2. Историография творчества Ю.Рытхэу.
1.3. Общая характеристика и жанровое своеобразие романов
Юрия Рытхэу 50-70-х годов.
Глава 2. ПРОБЛЕМАТИКА, ПОЭТИКА И ВРЕМЕННЫЕ КООРДИНАТЫ РОМАНОВ Ю.РЫТХЭУ 80-х ГОДОВ.
2.1. Содержание, художественное своеобразие и жанровые модификации романов Рытхэу 80-х годов.
2.1.1. «Магические числа» как историко-философский роман.
2.1.2. Утопический роман-путешествие «Остров Надежды».
2.1.3. «Интерконтинентальный мост» как научно-фантастический романантиутопия
2.2. Интерпретация категории времени в романах Юрия Рытхэу
1980-х годов.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Роман Еремея Айпина "Ханты, или Звезда Утренней Зари": генезис, образный строй, контекст, поэтика2008 год, кандидат филологических наук Миляхова, Любовь Петровна
Фольклорно-эпические традиции в прозе малочисленных народов России (на материале мансийской, ненецкой, нивхской, хантыйской, чукотской и эвенкийской литератур)2009 год, доктор филологических наук Хазанкович, Юлия Геннадьевна
Автобиографический жанр в пермских литературах начала XX века: Кедра Митрей, К. Жаков2006 год, кандидат филологических наук Маратканова, Светлана Сергеевна
Пути и проблемы развития прозы в литературах народов Якутии, жанрово-стилевые процессы: Якутская, юкагирская, эвенская, эвенкийская проза XX века1999 год, доктор филологических наук Окорокова, Варвара Борисовна
Своеобразие формирования жанровой системы в творчестве Бориса Пильняка2007 год, кандидат филологических наук Бабкина, Екатерина Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблематика и жанровое своеобразие романов Юрия Рытхэу 80-х годов XX века»
Актуальность исследования. В настоящее время, когда перед нашим народом стоит первостепенной важности задача укрепления дружбы этносов, объединенных единым российским пространством, и забота о дальнейшем развитии и расцвете культур коренных малочисленных народов страны, изучение творчества одного из выдающихся представителей этих этносов -Ю.С.Рытхэу - представляется исключительно актуальным и значительным. В произведениях крупной эпической формы, созданных чукотским писателем в 80-е годы, ставятся такие проблемы, как цивилизация и культура, человек на рубеже XX и XXI веков, природа и экология, прогресс и признаки регресса в бытии постиндустриального общества, соотношение национального и общечеловеческого в литературе, временное и вечное в мироотношении личности наших дней, условия выживания народов Севера, традиции и их сохранение в жизни этносов, столкновение христианства и языческих традиций в культуре ряда народов. Осмысление этих проблем, поставленных и освещенных в прозе чукотского автора, представляется чрезвычайно злободневным. Актуальным становится и истолкование поэтики большого художника слова, поскольку многие его достижения, его художественное новаторство являются поучительными для развития литературы России.
Теоретическую значимость представляет осмысление категории времени в искусстве слова, ещё недостаточно исследованной в литературоведении. Сопряжение творчества чукотского художника слова с произведениями других писателей коренных малочисленных народов Севера, а также установление их типологической общности с творениями классиков русской и мировой литературы являются по-настоящему актуальными и могут стать основой для спецкурсов, читаемых в Институте народов Севера и уроков, проводимых в национальной школе наших дней.
Несмотря на то, что Юрий Рытхэу внес огромный вклад в сокровищницу национальных литератур, еще не созданы серьезные научные исследования, в которых было бы проанализировано его богатое художественное наследие и в которых была бы дана оценка его творчества, если не считать небольших книг А.Н.Власенко и Ю.М.Шпрыгова. Именно поэтому сейчас приобретают особую актуальность научные работы, в которых отражены особенности художественного мастерства, поэтики, эволюция творческого пути Юрия Рыт-хэу на широком литературном фоне.
Предлагаемое диссертационное исследование является одной из первых попыток целостного изучения, анализа и осмысления творчества чукотского писателя 80-х годов XX века.
Объект исследования являются романы Ю.Рытхэу 80-х годов XX столетия: «Магические числа» (1985), «Остров Надежды» (1987), «Интерконтинентальный мост» (1989), освещенные в свете теории и типологии крупной эпической формы.
Предмет исследования - проблематика и жанровое своеобразие романов Ю.Рытхэу 80-х годов XX века.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом осмыслении своеобразия романов Ю.Рытхэу периода 50-70-х и в особенности 80-х годов, а также выявлении той роли, какую выполняет в них фи-лософско-эстетическая категория времени.
Гипотеза выражена в ряде предположений. Мера постижения идейно-художественного своеобразия романов Ю.Рытхэу 80-х годов прошедшего столетия будет более глубокой, если:
• рассмотреть теорию и сложившиеся особенности жанра романа в мировой и отечественной литературе;
• отразить историографию творчества Ю. Рытхэу;
• исходя из классификации и типологии крупной эпической формы, соотнести с ними романы Ю.Рытхэу 50-70-х и 80-х годов, проследив эволюцию творчества выдающегося чукотского писателя;
• установить художественную преемственность романов Ю.Рытхэу с русской классикой и богатейшим опытом отечественной литературы XX столетия;
• найти формы типологического схождения произведений крупной эпической формы в творчестве чукотского прозаика с романами и повестями представителей малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
• выявить в романах Ю.Рытхэу 80-х годов интерпретацию философ-ско-эстетической категории времени, а также различных типов хронотопа.
Задачи исследования определяются намеченной целью и гипотезой. Необходимо:
1. Определить объем и содержание понятия «роман» на современном этапе, вычленив специфические признаки последнего и отличия его от других эпических жанров.
2. На основе теоретических трудов классиков эстетической мысли и выдающихся отечественных исследователей дать классификацию романов различных типов.
3. Проанализировав многочисленные статьи, рецензии и отдельные критические отзывы о творчестве Ю.Рытхэу, вычленить то, что вносит серьезный вклад в изучение его романов 80-х годов, и показать, какие аспекты его произведений этих лет остались неисследованными.
4. Проследить развитие романа как жанра в творчестве Рытхэу 50-70-х и 80-х годов, наметив эволюцию крупной эпической формы в произведениях писателя.
5. Установить типологические связи романов Ю.Рытхэу с произведениями классиков русской литературы, писателей-современников и художников слова малочисленных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
6. Интерпретировать типы и формы художественного времени и хронотопа, претворенные в ткани романов Юрия Рытхэу 80-х годов.
Теоретико-методологические основы исследования:
• диалектический метод познания, базирующийся на взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективного мира;
• достижения отечественной и зарубежной философии и эстетики; труды Аристотеля, Я.Ф.Аскина, В.Ф.Асмуса, Н.Н.Бердяева, Ю.Б.Борева, В.Бранского, Н.Буало, С.А.Булгакова, Г.В.Ф.Гегеля, К.Горация, А.В.Гулыги, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, И.Канта, А.Кларка, А.Ф.Лосева, Г.Лукача, В.Л.Паррингтона, Б.Рассела, Ф.В.Шеллинга, Ф.Шлегеля, Г.Шпета;
• труды в области культурологии, этнологии, этнографии В.И.Анучина, А.А.Белика, Т.Д.Булгаковой, Я.Буркхардта, А.Н.Быстровой, И.С.Вдовина, Л.Н.Гумилева, Н.Я.Данилевского, Б.С.Ерасова, Л.Леви-Брюль, В.П.Руднева,
A.М.Сагалаева, Д.Д.Фрэзера;
• работы в сфере литературоведения и критики С.С.Аверинцева, В.Г.Адмони,
B.М.Акимова, А.А.Аникста, М.М.Бахтина, А.И.Белецкого, В.Г.Белинского,
A.Ф.Бритикова, Р.Веймана, А.Н.Веселовского, А.Н.Власенко, И.Ф.Волкова, Г.Д.Гачева, Н.К.Гея, Е.Н.Горбуновой, Б.А.Грифцова, В.Д.Днепрова, Б.Ф.Егорова, Л.Ф.Ершова, А.Б.Есина, В.М.Жирмунского, Д.В.Затонского,
B.В.Иванова, Г.Н.Ионина, В.В.Кожинова, Н.И.Конрада, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Ю.В.Манна, В.М.Марковича, Е.М.Мелетинского, А.Д.Михайлова, И.Г.Неупокоевой, Г.Н.Поспелова, В.Я.Проппа, Е.С.Роговера, Н.Т.Рымарь, Н.Н.Скатова, В.В.Сиповского, Ю.В.Стенника, Н.Н.Страхова, Б.В.Томашевского, В.Н.Топорова, Ю.Н.Тынянова, Б.А.Успенского, В.Е.Хализева, М.Б.Храпченко, Л.В.Чернец, Ю.М.Шпрыгова, А.Я.Эсалнек, Л.Якименко;
• исследования по языкознанию Р.А.Будагова, Л.А.Булаховского, Ф.И.Буслаева, В.В.Виноградова, А.А.Потебни, М.Фасмера, П.Я.Черных, Н.М.Шанского;
• труды в области истории и североведения В.Г.Богораз-Тана, М.Г.Воскобойникова, Б.Л.Комановского, Ю.А.Сема, М.А.Сергеева, П.Я.Скорика, С.Н.Стебницкого, Ч.М.Таксами, Л.Я.Штернберга.
Методы исследования:
• теоретический (анализ трудов по философии, культурологии, литературоведению, социологии, эстетике, этнографии);
• интегративный и дифференцированный терминологический анализ содержания и основных понятий исследования;
• имманентный анализ текстов (исследование черт, внутренне присущих литературному явлению);
• историко-типологический метод (установление схождений и близости явлений, рожденных одинаковыми условиями, но не связанных генетически);
• сравнительно-исторический метод, опирающийся на работы А.Н.Веселовского и В.М.Жирмунского;
Научная новизна исследования и его теоретическая значимость заключается в следующем:
1. Впервые произведения большой эпической формы, созданные Ю.Рытхэу в 50-70-х и 80-х годах XX столетия, введены в общеевропейский литературный контекст.
2. На основе данных отечественного и зарубежного литературоведения предложена классификация романов, с которой соотнесены произведения большой эпической формы в творчестве Ю. Рытхэу.
3. Осуществлен имманентный анализ романов Ю.Рытхэу восьмидесятых годов, установлены их генетические связи с произведениями русской литературы XIX и XX веков и выявлены их типологические схождения с родственными явлениями литератур малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
4. Уточнены жанровые определения ряда значительных творений чукотского писателя.
5. Анализ произведений большой эпической формы в творчестве Ю.Рытхэу дан в контексте современного североведения и литературной критики, сопровождавшей эти произведения.
6. Впервые предпринята интерпретация философско-эстетической категории времени и хронотопа в романах Юрия Рытхэу.
Практическая значимость диссертации определяется насущной потребностью североведения вообще и истории чукотского этноса в частности в изучении национальной культуры, одним из выдающихся деятелей которой стал Юрий Рытхэу. Данное же исследование является первой аналитической и обобщающей работой, посвященной романам писателя 80-х годов XX века и их типологии. Материалы диссертации могут быть использованы для чтения лекций по чукотской литературе в Институте народов Севера, для чтения вузовского курса «Литература народов Севера» на филологических факультетах педагогических университетов и институтов. Эти материалы могут стать основой учебника для чукотских школ, гимназий и педагогических училищ.
Достоверность и обоснованность результатов исследований подтверждаются:
• его широким и прочным основанием - большим охватом проанализированных текстов, романов Ю.Рытхэу, созданных в 50-70-е и 80-е годы XX века;
• опорой научных положений и выводов на современные достижения литературоведения, философии, эстетики, этнографии, североведения и языкознания;
• постоянными ссылками на работы современных критиков и рецензентов;
• значительным количеством публикаций автора диссертационной работы;
• системным подходом к ряду смежных дисциплин, в частности этике, культурологии, истории и психологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Важнейшее место в творчестве прозаика занимают произведения крупной эпической формы - романы, которые создавались писателем на протяжении всего пути его служения литературе, начиная с 50-х годов XX века вплоть до первого десятилетия XXI столетия.
2. Произведения, в частности романы 80-х годов, не получили ещё должной эстетической оценки, а иногда встречали ошибочную или искаженную интерпретацию.
3. Глубина идейно-художественного анализа этих романов, постижение их эстетического своеобразия в большой степени зависит от уяснения их жанровой природы, от соотнесенности их разновидностей с типами большой эпической формы, сложившимися в истории мировой и российской литературы.
4. Предлагаемая классификация и типология романа проливает свет на художественное и жанровое своеобразие романов чукотского писателя, созданных в 50-70-е и 80-е годы прошедшего века.
5. Среди многочисленных проблем, поставленных в романах Ю.Рытхэу в 80-е годы, наиболее значительной является сложная противоречивость и драматизм исторических путей национального возрождения чукотского и эскимосского этносов. Это содержание получает соответствующую ему художественную форму, специфическими чертами которой выступают композиционный контраст, монтажный принцип повествования, хроникальность, публицистичность, сложный сплав драматизма, эпичности и лирики, сра-щенность с фольклорным миром местных легенд и сказаний. Эти романы окружены рассказами-спутниками и при помощи ряда сюжетных сцеплений тяготеют к циклизации.
6. Романы Ю.Рытхэу находятся в тесной преемственной связи с русской классикой XIX и XX столетий, великолепно вписываются в европейский контекст и зачастую обнаруживают типологическое схождение с произведениями, создаваемыми писателями народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
7. Многообразно и многоаспектно в романах 80-х годов интерпретируются философско-эстетическая категория времени и различные формы хронотопа. Наиболее специфичными для этих произведений являются историческое время и постоянное соотнесение прошлого, настоящего и будущего, отражающее диалектику старого и нового, покоя и неустанного движения.
Апробация работы осуществлялась на лекциях по родной (чукотской) литературе для студентов V курса Института народов Севера и на подготовительном отделении РГПУ им. А.И.Герцена, на Всероссийской научно-практической конференции «Творческий потенциал народов Севера в XXI в.» (СПб., 2003), на научной конференции «Герценовские чтения» (СПб., РГПУ им. А.И.Герцена, 2004), на VII Международной конференции «Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса» (СПб., март 2005), на Международной научно-практической конференции «Североведческая наука и образование в перспективе XXI века» (июнь 2005), на X, XI, XII Международных конференциях «Ребёнок в современном мире» (СПб., 2003, 2004, 2005). Материалы исследования обсуждались преподавателями кафедры литературы и методики её преподавания ИНС РГПУ им. А.И.Герцена в 2004 и 2005 гг. Основные положения диссертации нашли отражение в монографии (написанной в соавторстве с Е.С.Роговером) и тринадцати статьях.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя ряд параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 344 источника. Объем настоящей работы составляет 220 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Эпические традиции в трилогии Д.О. Батожабая "Похищенное счастье"2010 год, кандидат филологических наук Тыхеева, Дугарма Юндуновна
Многонациональный роман 1960-1980-х гг.: Типологические аспекты1999 год, доктор филологических наук Мыреева, Анастасия Никитична
Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг.2011 год, кандидат филологических наук Аксёнова, Виолетта Владимировна
Башкирский исторический роман: Вопросы типологии, жанра и стиля2005 год, доктор филологических наук Хасанов, Ришат Фаукатович
Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева2011 год, кандидат филологических наук Калганникова, Ирина Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Колупаева, Марина Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипотеза, высказанная нами в начале исследования, получила своё подтверждение. Можно уверенно подвести итоги. Мы убедились в том, что глубина истолкования романов Юрия Рытхэу, на которых лежит печать неповторимого художественного своеобразия автора, романов, всегда отличающихся остротой проблематики, ярко индивидуальной поэтикой и национальной формой и в то же время таких разных в жанровом отношении, в большой степени зависит от осмысления теории и сложившихся особенностей романа как жанра в мировой и отечественной литературах. Предложенная классификация и типология крупной эпической формы проливает свет на жанровые дефиниции в пределах романного творчества Ю.Рытхэу и позволяет соотнести последние с различными типами европейского и русского романа. Обнаруживается, сколь многообразны искания чукотского писателя в пределах его излюбленного жанра: здесь присутствуют романы автобиографические («Время таяния снегов»), романы-путешествий («Ринтын едет в университет»), мемуарно-автобиографические («Ленинградский рассвет»), этологические («В долине Маленьких Зайчиков»), роман-биография, построенный по хронологическому принципу («Айвангу»), лирическая хроника («Самые красивые корабли»), социально-психологические и семейно-бытовые («Сон в начале тумана»), публицистические («Иней на пороге»), роман-миф, получивший форму современной легенды («Когда киты уходят»), социальные романы, тяготеющие к эпопее («Белые снега»), исторические («Конец вечной мерзлоты»). Этот обзор произведений 50-70-х годов с попутной жанровой дифференциацией позволил нам проследить эволюцию творчества Ю.Рытхэу на протяжении трех десятилетий, которая вплотную подвела писателя к крупным достижением его в 80-е годы.
Мы опровергли ошибочное утверждение некоторых критиков (В.В.Огрызко и др.) об упадке творчества Рытхэу в этот период и показали, напротив, особую масштабность и художественную значимость его творений в это десятилетие. В 80-е годы писатель создает произведения самых различных жанров (рассказы, очерки, статьи, сценарии фильмов, повести, книги путешествий и мемуаров) и удостаивается почетной отечественной и зарубежной наград. Столь же разнообразными оказались и романы Рытхэу 80-х годов, причем не только по проблематике, поэтике и стилистике, но и в жанровом отношении. Это и историко-философский роман («Магические числа), и утопический роман-путешествие, построенный на этнографической основе («Остров Надежды»), и научно-фантастический роман-антиутопия («Интерконтинентальный мост»). Но писатель избегает «чистоты» жанра и создает сложные и уникальные произведения, основанные на художественном синтезе.
К этим романам примыкают как маленькие спутники - рассказы («Числа Какота», «Возвращение на Землю» и др.), так и некоторые повести («Прямо в глаза»). Сами же романы варьируют некоторые устойчивые у Рытхэу мотивы, которые служат своеобразными «сцеплениями» этих произведений и способствуют их циклизации в дилогии и трилогии. Более того, все они вместе сопрягаются в большую эпопею о жизни и чаяниях чукотского (и эскимосского) народа. Началом этого громадного цикла является трилогия «Время таяния снегов», важным промежуточным звеном - «Конец вечной мерзлоты», а финалом — движение свободных и обновленных людей к новым мирам («Остров Надежды») и в грядущее («Интерконтинентальный мост»).
Все названные произведения, в особенности романы 80-х годов, обнаруживают преемственность с творениями мировой литературы (творениями эпохи античности, утопиями Т.Мора, Т.Кампанеллы, Ф.Бэкона, произведениями
B.Гёте, Д.Дефо, Ж.Руссо, Г.Мелвилла, Ж.Верна, Э.Хемингуэя и антиутопиями новейшего времени), русской классикой XIX века (А.С.Пушкиным, Ф.М.Достоевским, А.П.Чеховым) и советской литературой XX столетия (М.Горьким, Н.Островским, М.Шолоховым, Б.Полевым, В.Тендряковым, Ч.Айтматовым, В.Распутиным, Т.Семушкиным, Н.Шундиком) и обладают типологическими схождениями с творениями писателей коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (Д.Кимонко, М.Вахрушевой, Н.Тарабукиным,
C.Куриловым, В.Санги, Р.Ругиным, Г.Ходжером).
Для романов Ю.Рытхэу, в частности созданных в 80-е годы, в особой мере характерно освоение философско-эстетической категории времени. Она выступает в различных формах, но особенно рельефно - в сложных, диалектических связях прошлого, настоящего и будущего.
На новом этапе своего творчества - в 90-е годы XX столетия и в 2000-е годы нового века - Ю.Рытхэу продолжит свои напряженные художественные искания. Они захватят и сферу крупной эпической формы. В 2001 году появился роман «В зеркале забвения», носящий автобиографический характер, затем последует «Чукотский анекдот» (2002); в 2003 году выходит из печати подлинный шедевр писателя - «Скитания Анны Одинцовой», яркий социально-психологический роман и одновременно книга странствий. 2004 год ознаменован публикацией романа «Последний шаман». Но все эти вещи - явления нового этапа творчества Ю.Рытхэу. Другим исследователям предстоит осмыслить произведения этого периода, установив органическую их связь с творениями предыдущих лет и с проблематикой, ставшей актуальной на рубеже двух столетий. Необходимо будет осмыслить категорию художественного пространства, определить своеобразие стиля писателя.
Ныне, перешагнув своё славное 75-летие, выдающийся сын чукотского народа полон новых творческих замыслов. Он намерен написать книгу об Анадыре и Магадане - «Чудная планета». Очень выразительно и метко сказал о писателе Давид Кугультинов: «Юрий Рытхэу стал не только певцом своего народа, своего сурового и прекрасного края, но и сумел подняться от частного, мелкого, национального к высотам подлинно общечеловеческих забот, выйти к большим художественным обобщениям. Таково свойство истинного таланта» [141. С. 3].
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Колупаева, Марина Викторовна, 2005 год
1. Адмони В. Поэтика и действительность: Из наблюдений над зарубежной литературой XX века. Л.: Сов. писатель, Л О, 1975. - 311 с.
2. Акимов В.М. Где же искать ответ? // Звезда. 1968. -№ 5. - С. 210-212.
3. Акимов В.М. Литература Севера и проблемы культурного самосохранения народов Севера // Литература народов Севера: Сб. науч. ст. /Под ред. проф. А.А.Петрова и проф. Е.С.Роговера. СПб.: Изд-во Шатон, 2005. - Вып. 3. — С. 29-33.
4. Акимов В.М. Люди галечной косы // Литературная газета. 1975. - 19 декабря.
5. Акимов В.М. Некоторые общие и конкретные проблемы этнофилологиче-ских исследований «северных» литератур //Литература народов Севера: Сб. науч. ст. / Под ред. Г.Н.Ионина и Е.С.Роговера. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - С. 6-19.
6. Аксенова М. В поисках настоящего //Москва. 1970. - № 12. - С. 208-209.
7. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л.: Наука, 1971.-137 с.
8. Антокольский П. Человек идёт к счастью // Москва. — 1959. № 2. - С. 228230.
9. Арктика мой дом. Народы Севера Земли /Науч. ред. Соколова З.П. - М.: Северные просторы, 2001. - 288 с.
10. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Её философское истолкование. М.: Мысль, 1966.-200 с.
11. Аствацатуров А.А. «Фиеста» Э.Хемингуэя как образец антипсихологического романа // Хемингуэй и его контекст. СПб.: Янус, 2000. - С. 74-81.
12. Ахундова Б.А. О «лирическом романе» А.П.Чехова // Литературные направления и стили: Сб. ст., посвященных 75-летию проф. Г.Н.Поспелова. -М.: Изд-во МГУ, 1976. С. 276-286.
13. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы (1960-1970-е годы). Новосибирск: Наука, 1985. - 136 с.
14. Бальзак Оноре. Собр. соч.: В 15 т. М.: Гослитиздат, 1955. - Т. 15. Очерки. - 715 с.
15. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. - 208 с.
16. Басилов В.Н. Шаманизм (шаманство) // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 1999. - С. 565-570.
17. Батьянова Е.П., Сирина А.А. Чукчей религиозные представления // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 1999. - С. 563564.
18. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит, 1975. - 502 с.
19. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. - М.: Худ. лит., 1972.-471 с.
20. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике //Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. - С. 234-407.
21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /Сост.С.Г.Бочаров. М.: Искусство, 1979. - 424 с. - (Из истории сов. эстетики и теории искусства).
22. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. - 304 с.
23. Белецкий А.И. Судьбы большой эпической формы в русской литературе XIX-XX веков // Белецкий А.И. Избран, труды по теории литературы / Под ред. Н.К.Гудзия. М.: Просвещение, 1964. - С. 360-385.
24. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1999.-241 с.
25. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 19531959.
26. Белокопытова О.Н. У истоков русского мемуарно-автобиографического романа (О жанре «Семейной хроники С.Т.Аксакова) // Известия ВГПИ. Т. 104-й: Вопросы истории литературы. Воронеж, 1970. - с. 35-48.
27. Бернштейн И. Жанровая структура современного романа // Вопросы литературы. 1976.-№ 2.-С. 133-163.
28. Болыиев А.В. Особенности автобиографизма в русской прозе 50-90-х годов XX века. СПб.: Филолог, ф-т СПб. гос. ун-та, 2001. - 112 с.
29. Борев Ю.Б. Методология анализа художественных произведений // Методология анализа литературных произведений / Отв. ред. Борев Ю.Б. М.: Наука, 1988.-С. 3-32.
30. Бочаров А.Г. Литература и время: Из творческого опыта 60-80-х гг. М.: Худ. лит, 1988.-383 с.
31. Бочаров А.Г. Художественные поиски советской многонациональной прозы. М.: Знание, 1980. - 40 с.
32. Брандис Е. Жюль Верн. Жизнь и творчество. М.:Детгиз, 1963 - 335 с.
33. Бритиков А.Ф. Пафос космизации в научной фантастике // Современный советский роман: Философские аспекты. Л.: Наука, 1979. - С. 225-240.
34. Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. Л.: Наука, ЛО, 1970.-448 с.
35. Будагов Р.А. История слов в истории общества. М.: Просвещение, 1971.- 272 с.
36. Буланов A.M. Художественное время в системе отношений «автор читатель» // Вопросы функционального изучения литературы: Сб. науч. тр. / Отв. ред. проф. Н.С.Травушкин. - Волгоград: ВПИ, 1982. - С. 29-37.
37. Булгаков С.Н. Искусство и теургия // Русская мысль. 1916. - № 12. — С. 1-24.
38. Булгакова Т.Д. Системный подход в исследовании шаманской культуры // Реальность этноса.: Материалы V Междунар. науч.-прак. конф. 18-21 марта 2003 г. / Под науч. ред. И.Л.Набока. СПб.: Астерион, 2003. - С. 567-570.
39. Булгакова Т.Д. Шаманство в традиционной культуре. Системный анализ.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. 166 с.
40. Быстров А.П. Прошлое, настоящее, будущее человека. Л.: Медгиз, ЛО, 1957.-314 с.
41. Бютор М. Роман как исследование. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 191 с.
42. Варламова И. Обаяние достоверности // Новый мир. 1970. - № 8. - С. 250-251.
43. Вдовин И.С. Исследование шаманизма народов Сибири и Севера (IX Ме-ждунар. конгресс антропологических и этнографических наук: Доклады советской делегации). М.: Наука, 1973. - 20 с.
44. Вейман Роберт. История литературы и мифология: Очерки по методологии и истории литературы. Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1975.- 344 с.
45. Вердеревская Н.А. Русский роман 40-60-х годов XIX в. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1980. - 136 с.
46. Веселовский А.Н. Греческий роман // Журнал Министерства народного просвещения. 1876. - № 11. - С. 99-151.
47. Веселовский А.Н. Из истории романа и повести: Материалы и исследования.-Пб., 1886-1888.-Т. 1.- 1886. Вып. 1. 80 с. - 1888. - Вып. 2. -262 с.
48. Веселовский А.Н. Избранные статьи. JL: ГИХЛ, 1939. - 572 с.
49. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. - 404 с.
50. Веселовский А.Н. Теория поэтических родов в их историческом развитии. Ч. 3. СПб.: Лит. Гробовой, 1883. - 546 с.
51. Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения. СПб.: Наука, 2002. -211 с.
52. Власенко А.Н. Юрий Рытхэу: Литературный портрет. М.: Сов. Россия, 1988.-159 с.
53. Волков И.Ф. Теория литературы: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. М.: Просвещение, Владос, 1995. - 256 с.
54. Воскобойников М. Литература народов Крайнего Севера за 25 лет: В помощь учителю школ Крайнего Севера. Л., 1956. - Вып. 6. - С.50-52.
55. Воскобойников М. Чукотская быль //Известия. 1970. - 1 сентября.
56. Гаврилова И. Юрий Рытхэу. Прямо в глаза //Литературное обозрение. -1985.-№7.-С. 74-75.
57. Ганичева В.И. Вопросы теории романа в критике Белинского //Учен. зап. ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. - № 229. - Сер. филологич. наук. - Вып. 30. Русские револ. демократы. - С. 63-82.
58. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. -Т. 3.-623 с.
59. Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения // Контекст -1974.-М.: Наука, 1975. С. 213-228.
60. Гемуев И.Н., Сагалаев A.M., Соловьев А.И. Легенды и были таежного края. Новосибирск: Наука, 1989. - 179 с.
61. Геогриев X. Запад украл у Чукотки Рытхэу // Мир Севера. 1998. - № 4. — С. 76.
62. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов (Некоторые аспекты концепции человека). М.: Изд-во МГУ, 1989. - 204 с.
63. Гердов Константин. Чукотская сага //Литературное обозрение. — 1983. — № 6. С. 46-48.
64. Гиршман М.М., Громяк Р.Т. Целостный анализ художественного произведения. Донецк: б/и, 1971. - 117 с.
65. Горбунова Е. Перед лицом новой действительности: Заметки о литературном взаимодействии. М.: Сов. писатель, 1974. - 400 с.
66. Грифцов Б.А. Теория романа. М.: Гос. акад. худож. наук, 1927. - 151 с. (История и теория искусств. - Вып. 6).
67. Грихин В.А. Жанровое своеобразие агиографических сочинений Епифа-ния Премудрого // Проблемы типологии и истории русской литературы. -Пермь: Изд-воПГУ, 1976.-С. 193-213.
68. Гуляев Н.А., Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М.: Высшая школа, 1970. - 380 с.
69. Гуминский В.М. К вопросу о жанре «путешествий» // Филология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - С. 82-93.
70. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: Учебное пособие. М.: Логос, 2003.-232 с.
71. Деке П. Семь веков романа. Пер. с фр. Я.З.Лесюка и Ю.П.Уварова. -М.: ИЛ, 1962.-483 с.
72. Дибелиус В. Морфология романа //Сб. «Проблемы литературной формы». -Л.: Транспечать НКПС, 1928. 222 с.
73. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л.: Сов. писатель, ЛО, 1980.-600 с.
74. Днепров В. Проблемы реализма. Л.: Сов. писатель, ЛО, 1961. - 371 с.
75. Днепров В. Черты романа XX века. Л.: Сов. писатель, ЛО, 1965. - 548 с.
76. Егоров И.В. «Мертвые души» и жанр плутовского романа // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. Т. 37. № 1.- 1978. С. 31-36.
77. Единство: Сборник статей о многонациональной советской литературе. -М.: Худ. лит, 1972.-432 с.
78. Ерасов Б.С. Социальная культурология. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 591 с.
79. Ермакова-Битнер Г. Победа человеческого духа // Звезда. 1973. - № 2. -С. 217-218.
80. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы (от эпиграммы до романа). Л.: Наука, 1977. - 283 с.
81. Ершов Л.Ф. Современная социально-философская проза (1970-80-е годы). Л.: Знание, 1989. 32 с.
82. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000. -246 с.
83. Желнина М. Мифопоэтический подход к тексту // Литературоведение XXI в. Анализ текста: Метод и результат / Отв. ред. Гончарова О.М. СПб., РХГИ, 1996.-С. 183-187.
84. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций /Под ред. З.И.Плавскина, В.М. Жирмунский. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996. -440 с.
85. Жолондзь И. Пламя в снегах // Дальний Восток. 1978. - № 3. - С. 144146.
86. Жорницкая М.Я. Пляски в шаманском обряде у народов севера Сибири //Традиционная обрядовость и мировоззрение малых народов Севера. — М.: б/и, 1990.-С. 211-219.
87. Жулева А.С. Изучение романа Юрия Рытхэу «Конец вечной мерзлоты» на факультативных занятиях // Просвещение на Крайнем Севере: Сб. в помощь учителю начал, школ Крайнего Севера. JL: Просвещение, МО, 1983. -С. 99-106.
88. Жюль-Верн Жан. Жюль Верн. Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1978. - 448 с.
89. Затонский Д. Искусство романа и XX в. М.: Худ. лит., 1973. - 535 с.
90. Зверев Олег. Тэгрынэ метательница гарпуна // Огонек. - 1972. - № 7. -С. 27.
91. Зельцер JI. На рубеже времен //Дальний Восток. 1986. - № 4. - С. 151153.
92. Злобин С. Задачи романа // Вопросы литературы. 1965. - № 9. - С. 5054.
93. Зубов А.В. История религий. М.: б/и, 1997. - Кн. 1. - 343 с.
94. Иванов Вяч. Вс. Ахматова и категория времени //Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.: Языки русской культуры, 2000. - Т. 2. Статьи о русской литературе. - С. 246-248.
95. Иващенко В. Путь к большой жизни // Знамя. 1958. - № 2. - С. 209-211.
96. Иващенко Л.Я. Исторические аспекты создания и развития многонациональной художественной литературы на Дальнем Востоке России, 1917- середина 1980: Очерки. Владивосток: Дальнаука, 1995.-221 с.
97. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики.-М.- 1964.-Вып. 6.-С. 46-92.
98. Ильин В. Увлекательная повесть // Правда. -1961.-13 марта.
99. Ионин Г.Н. «Пирамида» Л.Леонова в контексте духовной культуры // Текст в пространстве культуры и образования. СПб.: Невский проспект, 2001.-С. 146-152.
100. Ионин Г.Н. Этнофилологический подход к анализу текста // Литература народов Севера: Сб. науч. ст. / Под ред. Г.Н.Ионина и Е.С.Роговера. СПб.: Изд-во Шатон, 2005. - Вып. 3. - С. 9-15.
101. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения /Под ред. Л.М.Брагиной. М.: Высш. школа, 1999. - 480 с.
102. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысляя: По материалам науч. конф. -М.: Наследие, 1995. Вып. 1. -200 с.
103. История русского романа: В 2 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - Т. 1. -628 с.
104. История русского романа: В 2 т. М.; Л.: Наука, 1964. - Т. 2. - 644 с.
105. К вопросу о специфике художественного времени //Вестник ЛГУ: Сер. история КПСС, науч. коммунизм, философия, право. Л.: ЛГУ, 1988. — 9 с.— Деп. в ИНИОН АН СССР, № 34376, от 3.06.88.
106. Кагарлицкий Ю. Реализм и фантастика // Вопросы литературы. 1971. -№ 1.-С. 101-117.
107. Кандыба Д.В. Русский гипноз. М.: КСП, 1995. - 350 с.
108. Кларк А. Черты грядущего. М.: Мир, 1966. - 279 с.
109. Клычков В.П. Интернационализация // Нации и этносы в современном мире: Словарь-справочник. СПб.: Петрополис, 1999. - С. 29-30.
110. Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. — М.: Сов. писатель, 1963.-440 с.
111. Кожинов В.В. Роман эпос нового времени // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. -М.: Наука, 1964.-С. 97-172.
112. Козлов А.С. Миф // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопед. справочник. М.: Интрада-ИНИОН, 1999. - С. 221-224.
113. Колупаева М.В. Время перемен (на материале романа Ю.Рытхэу «Остров Надежды») // Литература народов Севера: Сб. науч. Ст. /Под ред. А.А.Петрова и Е.С.Роговера. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. -Вып. 2.-С. 100-104.
114. Колупаева М.В. Всеохватность в творчестве чукотского писателя Ю.С.Рытхэу // Реальность этноса.: Материалы VII Междунар. науч.-прак. конф. 22-25 марта 2005 г. /Под науч. ред. И.Л.Набока. СПб.: Астерион, 2005.-С. 416-418.
115. Колупаева М.В. Сюжет и композиция повести «Гок и Снежинка» Ю.Рытхэу (Временные координаты) // Литература народов Севера: Сб. науч. ст. / Под ред. проф. Е.С.Роговера. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.-Вып. 4.-С. 141-146.
116. Комановский Б.Л. Пути развития литератур народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР. Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1977. - 198 с.
117. Комановский Б.Л. Самые молодые литературы. М.:3нание, 1973.- 144 с.
118. Комарович В.Л. Китежская легенда. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. -184 с.
119. Комиссарова Т. Единство сущего // Москва. 1976. - № 10. - С. 217-218.
120. Комиссарова Т. Легенда о будущем // Магаданская правда. 1990. - 3 апреля.
121. Комиссарова Т. О современной Чукотке // Литературная газета. 1985. -2 октября. — С.4.
122. Комиссарова Т. Предвидение // Дальний Восток. 1990. - № 8. - С. 158159.
123. Комиссарова Т. Прямо в глаза // Полярная звезда. 1987. - № 4. - С. 109111.
124. Комиссарова Т. Сложность простоты // Байкал. 1986. - № 6. - С. 114115.
125. Комиссарова Т. Юрий Рытхэу. Белые снега // Новый мир. 1975. - № 6. -с. 282.
126. Комиссарова Т. «Дико и величественно!» // Полярная звезда. 1991. -февраль.— С. 167-168.
127. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. -Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 1992. 236 с.
128. Косиков Г.И. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени) //Проблема жанра в литературе средневековья. М.: Наследие, 1994.-Вып. 1.- С. 45-87.
129. Котлобай Н.А. Шаманство как социокультурный феномен народной культуры: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1995. - 17 с.
130. Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. -М.: Безбожник, 1930.- 123 с.
131. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Якутск: Нац. изд-во Респ. Саха (Якутия), 1992.-315 с.
132. Кугультинов Д. Певец сурового края //Литературная газета. 1980. - 19 ноября. - С. 3.
133. Кузнецов М.М. Пути развития советского романа. М.: Знание, 1971. -160 с.
134. Кузнецов М.М. Советский роман.-М.: Сов. писатель, 1986.-413 с.
135. Кулемзин В.М. Шаманство васюганско-ваховских хантов в конце XIX-начале XX в. // Из истории шаманства / Отв. ред. Лукина Н.В. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1976. - С. 3-154.
136. Купина Н.А. Филологический анализ художественного текста: Практикум. М.: Флинта, Наука, 2003. - 404 с.
137. Лар Л.А. Шаманы и боги. Тюмень: Институт освоения Севера, 1998. -83 с.
138. Легенды и мифы Севера /Сост. В.М.Санги. М.: Современник, 1985. -400 с.
139. Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е годы: Монография. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 254 с.
140. Литература факта. М.: Изд-во Федерация, 1929. - 219 с.
141. Литературная энциклопедия понятий и терминов. М.: Интелвак, 2001. -1596 стб.
142. Лотман Ю.М. О типологическом изучении литературы //Проблемы типологии русского реализма / Под ред. Н.Л.Степанова, У.Р.Фохта. М.: Наука, 1969.-С. 123-132.
143. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю.М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. - С. 224-242.
144. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф имя - культура. - Таллинн: Александрия, 1992. - Т. 1. - С. 58-75.
145. Лукач Г. Проблемы теории романа //Литературный критик. 1935. - № 2. -С. 214-249; № 3. - С. 231-254.
146. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М.: Ось, 1999. - 189 с.
147. Лукьянов Борис. «Не в правилах, но в чувствах.»: О народности современной литературы // Литературная учеба. 1982. - № 6. - С. 150-160.
148. Ляпаева Л.В. Поэтика художественного времени в романе Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей» // Поэтика русской прозы XX в.: Межвуз. науч. сб. Уфа: Изд-во БашУ, 1995. - С. 73-81.
149. Мандельштам О. Слово и культура. М.: Сов. пис., 1987. - 319 с.
150. Манн Т. Письма. -М.: Наука, 1975.-463 с.
151. Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. М.: Гослитиздат, 1961. - Т. 10. Статьи. - 696 с.
152. Мансурова A.M. Изучение повести-притчи Ю.Рытхэу «Когда киты уходят» на уроках внеклассного чтения в старших классах // Просвещение на Крайнем Севере. -М., 1990. Вып. 24. -С. 170-184.
153. Мансурова A.M. Семинарий: Анализ художественного текста. Юрий Рытхэу. М.: ИНПО, 2001. - 32 с.
154. Марабини Жан. На сто лет вперёд // Иностранная литература. 1967. - № 1.-С. 240-244.
155. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (3050-е годы). Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 208 с.
156. Машинский С.О. Типологические и конкретно-историческое исследование литературы // Проблемы типологии русского реализма / Под ред. Н.Л.Степанова, У.Р.Фохта. М.: Наука, 1969. - С. 133-139.
157. Маяковский Владимир. Сбор, соч.: В 12 т. М.: Правда, 1978. - Т. 6. -512 с.
158. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М.: Наука, 1986.-318 с.
159. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии // Мифологический словарь. М.: Изд-во БРЭ, 1992. - С. 653-658.
160. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.- 167 с.
161. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.:Изд-во вост. лит-ры, 1995. - 406 с.
162. Мелетинский Е.М. Структурная типология и фольклор // Контекст 1973: Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1974. - С. 329-346.
163. Мифологический словарь. Л.: Учпедгиз, ЛО., 1959. - 228 с.
164. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Под ред. Новик Е.С. М.: Наука, 1990.-568 с.
165. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.: Наука, 1976. - 352 с.
166. Михейкина М.Э. История религий древности,- М.:ВИНИТИ, 1993- 176 с.
167. Можегов Владимир. Фантастический мир //Литературная газета. 2005. -№ 25 (6028). - 22-28 июня.
168. Мортон А. Английская утопия. М.: ИЛ, 1956. - 278 с.
169. Мостков Ю. Когда тают снега //Сибирские огни. 1959. - № 3. - С. 177180.
170. МотяшовИ. Победа мечты//Сибирские огни. 1961.-№4.-С. 188-189.
171. Мыреева А.Н. Многонациональный роман 1960-1980 годов. Типологические аспекты. Новосибирск: Наука. СО РАН, 1997.- 158 с.
172. Национальное и интернациональное в литературе и искусстве: Сб. ст. /Отв. ред. М.Н.Пархоменко. М.: Мысль, 1964. - 262 с.
173. Невская Б. Трилогия Юрия Рытхэу //Литературная Россия. 1970. - 25 сентября.
174. Неупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра. М.: Наука, 1971. - 520 с.
175. Николаев К. Голоса новой Чукотки // Дальний Восток. 1979. - № 12. -С. 143-148.
176. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Флинта, Наука, 2002. - 422 с.
177. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Изд. центр «Академия», 2003.-254.
178. Новицкий В. Слово о Юрии Рытхэу. По «дорогам» Ирвытгыра. //Советская Чукотка. 1985. - 4 июля. - С. 4.
179. Нурмиев Г. Юрий Рытхэу. Белые снега // Детская литература. 1976. - № 2.-С. 65-66.
180. Овчаренко Александр. Большая литература. Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985 годов. Шестидесятые годы. -М.: Современник, 1985. 448 с.
181. Оганезова Л.В. Творчество Джанси Кимонко, основоположника удэгейской литературы: Монография / Под ред. Е.С.Роговера. СПб.: Изд-во ж-ла «Нева», 2003.-96 с.
182. Огрыз ко В.В. О Севере без экзотики//Наш современник. - 1993.-№ 1. -С. 181-191.
183. Огрызко В.В. Одна страсть к созиданию // Магаданская правда. 1986. -23 авг.-С. 3.
184. Огрызко В.В. Современные легенды Юрия Рытхэу // Полярная звезда. -1981.-№3.-С. 105-108.
185. Огрызко В.В. Юрий Сергеевич Рытхэу // Огрызко В.В. Писатели и литературы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Библиографический справочник. Ч. 2. М.: Литературная Россия, 1999. - С. 122-165.
186. Огрызко В.В. Художественная летопись Чукотки // Москва. 1983. - № 9. - С.201-202.
187. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. — Новосибирск: Наука, СО, 1971. 192 с.
188. Одиноков В.Г. Типология русского романа: (Курс лекций для студентов-филологов). Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 1975. - 121 с.
189. Осипов Александр. Не пора ли вернуться на землю? // Литературная газета. 2005. - № 27 (6030). - 6-12 июля.
190. Оскоцкий В.Д. Богатство романа: Многообразие и единство: Проблемы. Наблюдения. Полемика. -М.: Сов. писатель, 1976. 368 с.
191. Оскоцкий В.Д. Многонациональное богатство романа (Современный советский роман и проблемы национального и творческого взаимообогащения литератур): Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1968. 18 с.
192. Оскоцкий В.Д. Роман и история: Традиции и новаторство советского исторического романа. М.: Худ. лит., 1980. - 384 с.
193. Оскоцкий В.Д. Роман и политика: (Политический роман 70-80-х годов): В помощь лектору. М.: Знание, 1986. - 53 с.
194. Оскоцкий В.Д. Связь времен (Историческая тема в многонациональной советской прозе наших дней). М.: Знание, 1974. - 159 с.
195. Павлов Сергей. Звездной стае альтернативы нет // Литературная газета. -2005. № 26 (6029). - 29 июня - 5 июля.
196. Павлова О.А. Натурфилисофская семантика утопии как социокультурной модели // Жанры в историко-литературном процессе: Сб. науч. ст. /Науч. ред. Т.В.Мальцева. СПб.: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2003. - Вып. 2. - С. 90-95.
197. Паркер Ральф. Письмо Юрию Рытхэу // Огонек. 1953.- № 45. - С. 17-18.
198. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли: В 2 т. М.: ИЛ, 1962. Т. 2.-591 с.
199. Пархоменко М.Н. Юрий Рытхэу романист //Юрий Рытхэу. Айвангу: Романы. - М.: Изд-во «Известия», 1980. - С. 584-604.
200. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы.-М., 1978.-278 с.
201. Пархоменко М.Н. Рождение нового эпоса.- М.'.Современник, 1979 352 с.
202. Пархоменко М.Н. Роман и современность.-М.: Мысль, 1971.-270 с.
203. Пархоменко М.Н. Роман семидесятых. М.:Худ. лит., 1987. - 332 с.
204. Переверзин Владимир. Энергия синтеза // Полярная звезда. 1985. - № 3. -С. 98-104.
205. Петров С. Ю.Рытхэу. Сон в начале тумана: Роман. Иней на пороге: Роман // Звезда. 1972. - № 2. - С. 216-217.
206. Повесьма А. Первый учитель чукотского народа // Дальний Восток. -1959. № 5. С.178-181.
207. Подзорова А. Энергия великой любви // Литературное обозрение. 1976. -№ 3. - С. 24-26.
208. Пожидаева Лидия. «О тебе, родная Чукотка.» // Звезда. 1980. - № 3. -С. 202-204.
209. Поспелов Г.Н. Введение в историческую поэтику: Лекции по курсу. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1970. - 95 с.
210. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972.-271 с.
211. Поспелов Г.Н. Теория литературы. -М.: Высш. шк., 1978. 351 с.
212. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высш. школа, 1990. - 342 с.
213. Почивалов JI. Судьба мальчика с Чукотки //Правда. 1970. - 15 окт.
214. Пошатаева А.В. Взаимодействие фольклорных традиций и современных повествовательных форм //Советский роман: Новаторство. Поэтика. Типология. -М: Наука, 1978. С. 562-584.
215. Пошатаева А.В. Литература народов Севера. М.: Наука, 1988. - 168 с.
216. Поэтика русской прозы XX века: Межвуз.науч. сб. Уфа, БашГУ, 1995. -154 с.
217. Проблемы взаимосвязи и взаимообогащения литературы и искусства народов СССР: Сборник ст. / Отв. ред.М.Н.Пархоменко. М.: Мысль, 1968. -287 с.
218. Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969. - 474 с.
219. Пыльнев А. Ю.Рытхэу. Самые красивые корабли // Звезда. 1967. - № 7. -С. 212-213.
220. Резвова Т. Чукотка без животных // Литературная Россия. 1972. - 15 сент. - С. 14.
221. Ржевский Е.В. Художественное время как эстетическая категория: Авто-реф: дис. . канд. филос. наук. -Л., 1988. 16 с.
222. Роговер Е.С. Жанр утопии и его развитие в XX столетии // Жанры в историко-литературном процессе: Сб. науч. ст. СПб.: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2003.-Вып. 2.-С. 85-90.
223. Роговер Е.С. Обучение на уроках литературы и самообразование учащихся //Этнопедагогика: проблемы обучения и воспитания: Сб. науч. тр. /Предисл. и общ. ред. В.А.Худика. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии ППО, 2004. - Вып. 3. - С. 18-27.
224. Роговер Е.С. Писатели Севера о минувшей войне и Победе // Литература народов Севера: Сб. науч. ст. /Под ред. проф. Е.С.Роговера. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. - Вып. 4. - С. 8-16.
225. Роговер Е.С. Рассказ Ю.Рытхэу «Судьба человека» в контексте русской и зарубежной литературы // Литература народов Севера: Сб. науч. ст. / Под ред. проф. А.А.Петрова и проф. Е.С.Роговера. СПб.: Изд-во Шатон, 2005. -Вып. З.-С. 16-22.
226. Роговер Е.С. Творчество Юрия Рытхэу и уроки русской литературы //Литература народов Севера: Сб. науч. ст. / Под ред. Г.Н.Ионина и Е.С.Роговера. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - С. 20-31.
227. Роговер Е.С., Колупаева М.В. Творчество Юрия Рытхэу. СПб.: Изд-во Шатон, 2005. - 200 с.
228. Романенко Д.И. Рождение романа. Становление и развитие романа в младописьменных литературах Российской Федерации. М.: Сов. Россия, 1970. -220 с.
229. Романенко Д.И. У могучих истоков. Очерки и статьи о литературах народов Российской Федерации. М.: Сов. писатель, 1963. - 402 с.
230. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. -М.: Аграф, 1999.-382 с.
231. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990.-С. 250-253.
232. Рытхэу Юрий. Самые красивые корабли. М.: Сов. Россия, 1968. - 152 с.
233. Рытхэу Юрий. Сон в начале тумана. Иней на пороге. Метательница гарпуна. JL: Худ. лит., 1976. - 727 с.
234. Рытхэу Юрий. Айвангу: Романы. М.: Известия, 1980. - 606 с.
235. Рытхэу Юрий. Белые снега: Роман. М.Современник, 1980 - 212 с.
236. Рытхэу Юрий. Полярный круг. JL: Сов. пис., 1983. - 592 с.
237. Рытхэу Юрий. Родник заветов //Литературная Россия. 1984. - № 37 (1129).- 14 сентября.
238. Рытхэу Юрий. Магические числа: Роман и повести. Л.: Сов. писатель, ЛО, 1986.-432 с.
239. Рытхэу Юрий. Остров Надежды. Роман // Нева. 1987. - № 9.
240. Рытхэу Юрий. Остров Надежды. Роман // Нева. 1987. -№ 10.
241. Рытхэу Юрий. Интерконтинентальный мост. Легенда о будущем. Л.: Сов. писатель, 1989. - 456 с.
242. Сайер Д. Английский детективный роман //Британский союзник, 1944. -№38, С. 8; №39.-С. 8-9.
243. Свентовский А. История утопий. М.: б/и, 1910. - 427 с.
244. Светов Ф. Ринтын открывает мир //Рытхэу. Время таяния снегов. М.: Худ. лит., 1966.-С. 5-12.
245. Седакова О.А. Притча и русский роман // Искусство кино. 1994. - № 4. -С. 11-17.
246. Сем Т.Ю. Христианство и шаманизм тунгусов // Реальность этноса.: Материалы VII Междунар. науч.-прак. конф. 22-25 марта 2005 г. /Под науч. ред. И.Л.Набока. СПб.: Астерион, 2005. - С. 328-330.
247. Семанова М.Л. Замысел романа «Остров Утопия» //Литературное наследство. Т. 71. -М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 435-436.
248. Семушкин Т. Люди создают новую жизнь // Известия. 1958. - 26 сентября.
249. Семушкин Т. Рытхэу // Рытхэу. Время таяния снегов. Роман-газета. -1958.-№ 13 (169).-С. 2.
250. Сербиненко В. Три века скитаний в мире утопии // Новый мир. 1989. -№5.-С. 242-255.
251. Сергеев-Ценский С.Н. О художественном мастерстве. Симферополь: Крымиздат, 1956. - 204 с.
252. Сиповский В.В. Из истории русского романа и повести (Материалы по библиографии, истории и теории русского романа). СПб.: 2-е Отд. Имп. Акад. наук, 1903.-Ч. 1. XVIII в.-95 с.
253. Скороспелова Е.Б. Жанровые аспекты развития русской советской прозы 20-30-х гг. (судьбы романа): Автореф. дис. . д-ра филол. наук. М.: МГУ, 1985.-37 с.
254. Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989. - 704 с.
255. Смирнов И.П. Место «мифопоэтического» подхода к литературному произведению среди других толкований текста // Миф. Фольклор. Литература/Отв. ред. БазановВ.Г.-Л.: Наука, 1978.-С. 186-203.
256. Соболькова М. Боги не всесильны. // Литературное обозрение. 1987. -№9.-С. 51-53.
257. Советский многонациональный роман. М.: Наука, 1985. - 398 с.
258. Советский роман: Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978. -693 с.
259. Современная зарубежная фантастика: Сборник. М.: Молод, гвардия, 1964.-400 с.
260. Современный роман: опыт исследования. М.: Наука, 1990. - 285 с.
261. Современный советский роман. Философские аспекты: Сб. ст. Л.: Наука, ЛО, 1979.-262 с.
262. Соколянский М.Г. Жанровые разновидности романа в зарубежной литературе XVIII -XX веков: Учебное пособие. Киев-Одесса: Выща шк., 1985. - 148 с.
263. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: Проблемы типологии. Киев;Одесса: Вища школа, 1983. - 140 с.
264. Соловьева И. Время таяния снегов // Дружба народов. 1958. - № 11.— С. 254-257.
265. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. — JL: Наука, 1974.-С. 168-202.
266. Степанова Т. Киты и люди // Нева. 1976. № 10. - С. 186.
267. Стеценко Е.А. Художественное время в романах У.Фолкнера // Филологические науки: Науч. докл. Высш. школы. М., 1977. - № 4 (100). - С. 36-46.
268. Страхов Н.Н. Критические статьи об И.С.Тургеневе и Л.Н.Толстом (1862-1885). Пб., 1885.-Х.-484 с.
269. Строев А.Ф. О книгах, в просторечии называемых романами. // Вопросы литературы. 1982. - № 10. - С. 261-267.
270. Структура литературного произведения: Межвуз. сб. Владивосток: Изд-во Дальнев. ун-та, 1983. - 180 с.
271. Структура литературного произведения: Сб. науч. тр. Л.: Наука, ЛО, 1984.-222 с.
272. Султанов К.К. «Лабиринт сцеплений». Этническое национальное - художественное // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысляя: По материалам научной конференции. - М.: Наследие, 1996. - Вып. 1.-288 с.
273. Султанов К.К.Проблемы развития советского многонационального романа в 70-80-е годы: (Динамика жанра в контексте взаимодействия литератур): Автореф. дис. .д-ра филол наук. АКД. -М., 1989. 55 с.
274. Таборисская Е.М. О некоторых особенностях художественного времени в русском романе середины XIX века //Пути русской прозы XIX века. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1976. - С. 64-74.
275. Таксами Ч.М. Шаман и Вселенная // Шаман и Вселенная в культуре народов мира / Сост. Дьякова В.П. СПб.: МАЭ, 1997. - С. 6-16.
276. Тарасенков А.К. Первый учитель чукотского народа // Тарасенков А.К. Статьи о литературе: В 2 т. М.: Гослитиздат, 1958. - Т. 1. - С. 428-435.
277. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. 6-е изд. - М.; Л.: ГИХЛ, 1931.-244 с.
278. Топоров В.Н. О вдруг у Достоевского и Белого // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Изд. Группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - С. 214-218.
279. Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера /Отв. ред. Гурвич И.С., Соколова З.П. М.: б/и, 1990. - 221 с.
280. Тучин В. Юрий Рытхэу. Сон в начале тумана // Сибирские огни. 1974. -№7.-С. 181-182.
281. Тынянов Ю. Поэтика. Литература. Кино. М.:Наука, 1977. - 574 с.
282. Усвяцова Р.И. Роль времени и пространства в романе Жана Кейроля «Инородные тела» // Филологические науки: Науч. докл. высшей школы. -М.: Наука, 1978. № 6 (108). - С. 28-35.
283. Утехин Н.П. Основные типы эпической прозы и проблемы жанра повести // Русская литература. 1973. - № 4. - С. 86-102.
284. Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1971. - Т. III. - 828 с.
285. Фрейд 3. Поэт и фантазия // Вопросы литературы. 1990. - № 8. - С. 160190.
286. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.:Наука, 1978. - 605с.
287. Фрэзер Джеймс Джордж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. -Пер. с англ. М.: ООО «Фирма "Изд-во ACT"», 1998. - 784 с. (Классическая философская мысль).
288. Хайлов А. Юрий Рытхэу. Айвангу //Дон. 1966. - №8. - С. 187-188.
289. Хализев В.Е. Наследие М.М.Бахтина и классическое видение мира // Филологические науки. 1991.-№ 5.-С. 3-13.
290. Хализев В.Е. Теория литературы. 2-е изд. - М.: Высш. школа, 2000. -400 с.
291. Харузин Н. Шаманство //Этнография. 1905. - Вып. 4. - С. 400.
292. Хитарова С.М., Тимофеев А.Г. От фольклора к роману (Многообразие литератур народов СССР). М.: Знание, 1980. - 64 с.
293. Ходжер Григорий. Я родился на Неве: Повесть //Полярная звезда. 1988. - № 6. - С. 53-71.
294. Холшевникова Е. Магия слова // Нева. 1986. -№ 7. - С. 164-165.
295. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С. 640.
296. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы // Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969. - С. 8-38.
297. Художественная летопись Чукотки // Москва. 1983. - № 9. - С. 201-202.
298. Целкова JI.H. Современный роман: (Размышления о жанровом своеобразии).-М.: Знание, 1987.-61 с.
299. Чайковская В. К проблеме пространственно-временных моделей в искусстве // Искусство. 1980. - № 8. - С. 42-47.
300. Чепкасов Е. В. Художественное осмысление шаманства в произведениях Ю.Н.Шесталова 1955-1988 гг.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 2005.-22 с.
301. Чепкасов Е.В. Шаманские войны // Человек и Вселенная. 2004. - № 2. -С. 96-97.
302. Черная Н.И. В мире мечты и предвидения: Научная фантастика, её проблемы и художественные возможности. Киев: Наукова думка, 1972. - 228 с.
303. Чернец J1.B. Литературные жанры: (Проблемы типологии и поэтики). -М.: Изд-во МГУ, 1982. 190 с.
304. Чернец Л.В. О поэтике нравоописательных жанров // Филолог, науки: Науч. докл. высш. школы. 1976. - № 3. - С. 19-28.
305. Чернец Л.В. О функциях литературного жанра // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1979. - Т. 38. - № 6. - С. 543-551.
306. Черных И.В., Ржевский Е.В. Некоторые вопросы методологии изучения образа художника в общественном сознании. К вопросу о функциях художественного времени: В помощь лектору. Ростов-на-Дону, 1988. - С. 1-7.
307. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. М.: Русский язык, 1994. - Т. II. - 560 с.
308. Чернышева Т.А. К вопросу о традициях в научно-фантастической литературе // Тр. Иркутского гос. ун-та. Т. 33. Сер. литературоведения и критики. -Иркутск: ИГУ, 1964. Вып. 4. - С. 83-105.
309. Чиров Д. Что сильнее? // Дальний Восток. 1980. - № 9. - С. 153-154.
310. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М.: Сов. писатель, 1958. -372 с.
311. Чуднова JI. Юрий Рытхэу. В долине Маленьких Зайчиков // Звезда. -1963.-№6.-С. 208.
312. Чумаков В.М. О разновидностях фантастики в литературе // Литературные направления и стили: Сб. ст., посвящ. 75-летию Г.Н.Поспелова. М.: Изд-во МГУ, 1976. - С. 365-370.
313. Шаманизм // Энциклопедический словарь / Издатели Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. — СПб., 1903.-Т. 77.-С. 119-120.
314. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста: Пособие для студентов. СПб.: Спец. лит-ра, 1999. - 317 с.
315. Шеллинг Фридрих Вильгельм. Философия искусства.: М.: Мысль, 1966. -496 с.
316. Шкловский Евгений. Преодоление факта // Литературное обозрение. -1979.-№3.-С. 51-52.
317. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. -М.: Искусство, 1983. 479 с.
318. Шпет Г.Г. Внутренная форма слова. М.: Гос. акад. худ. наук, 1927. -212 с.
319. Шпрыгов Ю. Молодость Дальнего Севера. М.: Современник, 1984. -320 с.
320. Шпрыгов Ю. Проза утреннего края. Литературно-краеведческие очерки. -Магадан: Кн. Изд-во, 1985. 102 с.
321. Шпрыгов Ю. Юрий Рытхэу: Истоки и эволюция творчества. Магадан: Кн. изд-во, 1979.- 144 с.
322. Щедрина Н.М. Функции хронотопа в романе А.Солженицына «Красное колесо» // Поэтика русской прозы XX века: Межвуз. науч. сб. Уфа, 1995. -С. 81-99.
323. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест ППП, 1995. - 238 с.
324. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути её изучения. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 184 с.
325. Эсалнек А.Я. Типология романа (теоретический и историко-литературный аспекты). -М.: Изд-во МГУ, 1991. 159 с.
326. Юнусова К. Уроки интернационализма // Литературная Россия. 1988. -27 мая. - С. 17.
327. Якименко Л. Возможности и свершения советского романа (Литературные заметки) //Вопросы литературы. 1979. - № 5. - С.83-108.
328. Якименко Л. О поэтике современного романа //Единство: Сб. ст. о многонациональной сов. литературе. М.: Худ. лит., 1972. - С . 201-246.
329. Яркова А.В. Жанр автобиографического романа в творчестве Б.К.Зайцева // Жанры в историко-литературном процессе: Сб. науч. ст. СПб.: ЛГОУ, 2000.-С. 122-138.
330. Ast F. System der Kunstlehre // Roman-theorie // Hrsg E. Lammert. Koln, 1971.
331. Kayser W. Das sprachliche Kunstwerk. Bern; Munchen: Francke, 1971. -460 s.
332. Voelker P. Die Bedeutungsentwicklung des Wortes Roman. Zeitschr. fur ro-manische Philologie. 1886, X Band, Heft 4, 523 s.
333. Vossler Karl. Die Dichtungsformen der Romanen. Stuttgart, 1951. - 311 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.