Роман Еремея Айпина "Ханты, или Звезда Утренней Зари": генезис, образный строй, контекст, поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Миляхова, Любовь Петровна

  • Миляхова, Любовь Петровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 200
Миляхова, Любовь Петровна. Роман Еремея Айпина "Ханты, или Звезда Утренней Зари": генезис, образный строй, контекст, поэтика: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2008. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Миляхова, Любовь Петровна

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

РОМАНА Е. АЙПИНА. 11

1.1. Творческая история романа. 11

1.2. Роман Е. Айпина в критике и литературоведении.30

1.3. Образный строй романа, герой повествования и его идентификация с этносом . 56

Глава 2. РОМАН Е. АЙПИНА В ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ . .1 65

2.1. Роман «Ханты.» в контексте творчества Е. Айпина. 65

2.2. Эпос писателя в контексте произведений литературы Севера. 83

2.3. Сопоставление книги Е. Айпина с повествованием в рассказах «Царь-рыба» В. Астафьева и повестью «Пожар» В. Распутина. 98

2.4. Типологическое схождение романа «Ханты.» Е. Айпина и произведений «Буранный полустанок» и «Белый пароход» Ч. Айтматова. 113

Глава 3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЕРЕМЕЯ АЙПИНА.126

3.1. Фольклорная основа романа «Ханты.». 126

3.2. Трагическое в книге Е. Айпина «Ханты, или Звезда

Утренней Зари». 141

3.3. Поэтика романа и его национальное своеобразие. 159

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман Еремея Айпина "Ханты, или Звезда Утренней Зари": генезис, образный строй, контекст, поэтика»

Актуальность исследования. Творчество Еремея Даниловича Айпина представляет собою вершинное явление в хантыйской литературе наших дней. Этот выдающийся художник слова в ряде своих повестей («В ожидании первого снега», «Я слушаю Землю», «В тени старого кедра», «У гаснущего очага») и романов («Ханты, или Звезда Утренней Зари» и «Божья Матерь в кровавых снегах») горячо откликнулся на проблемы, волнующие его народ, широко осветил прошлое и настоящее своего этноса, сделал попытку заглянуть в его обозримое будущее. Эти произведения уже получили оценку критики, в частности в выступлениях В. Огрызко, Г. Сазонова, М. Умновой, С. Залыгина, А. Югова, Е. Никитиной, А. Гамова, О. Маслова, А. Жулевой, О. Лагуновой и других. Опубликованы монография Е. С. Роговера, публицистическая книга В. Огрызко и защищена диссертация О. К. Лагуновой, посвященные Е. Айпину. Однако фундаментального освещения эволюция творчества писателя ещё не получила. Ещё не показан закономерный приход Е. Айпина к созданию своего эпохального романа о хантыйском народе. Не предпринималась попытка рассмотреть роман «Ханты.» в широком литературном контексте. Не получила многосторонней характеристики поэтика этого произведения, его фольклорная основа. Не рассматривалось эстетическое своеобразие романа, в особенности претворение в нём категории трагического. Поэтому установление генезиса этого произведения, раскрытие его образного строя и поэтики, а таюке его контекстуальный анализ представляются актуальными.

Сам этот роман, имеющий двойное название - «Ханты, или Звезда Утренней Зари», можно расценивать как самое значительное достижение хантыйской литературы, созданное на стыке традиционных и новейших форм художественного освоения действительности. Его первый заголовок («Ханты») свидетельствует об эпическом освещении судьбы родного для писателя этноса. Второе же название - «Звезда Утренней Зари» - говорит о тесной сращенности романа с мифологией народа, о символике, такой важной и значительной в этом произведении. Серьёзным свидетельством высочайшей оценки этого творения нашей общественностью и признанностью его в зарубежных литературных кругах является выдвижение романа Еремея Айпина на Нобелевскую премию. Многоаспектное исследование должно ответить на злободневные вопросы нашего времени, ещё раз очертить круг забот хантыйского народа, внести необходимый и посильный вклад в нашу науку о литературе малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Предлагаемое исследование может уточнить методику и специфику этнофилологического анализа, своеобразие этнопоэтики и других категорий, разрабатываемых сотрудниками кафедры литературы и методики её преподавания ИНС при РГПУ имени А. И. Герцена.

Роман Е. Айпина затрагивает вопросы взаимоотношений народов, населяющих как один из северных регионов, так и необъятные пространства многонациональной России. Корректное рассмотрение этих вопросов имеет прямое отношение к проблемам толерантности, терпимости, дружеских взаимоотношений между людьми различных конфессий и этносов. Укрепление дружбы народов многонациональной России представляется нам весьма злободневным. Создание намечаемого исследования могло бы содействовать осуществлению этой высокой и благородной задачи.

Объектом исследования является роман Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари», совокупность художественных и публицистических произведений, с которыми он неразрывно связан, а также многообразные контекстуальные соотношения его с различными художественными явлениями в хантыйской, русской и зарубежной литературах.

Предмет исследования - уникальность содержания и формы романа «Ханты., история его создания, образный строй и поэтика.

Цель исследования - теоретическое обоснование и практическое осмысление художественного своеобразия романа Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» в контексте его творчества и в тесной связи с мифологией, фольклором и духовной культурой этноса. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-критическую литературу, посвященную творчеству Еремея Айпина и его роману.

2. Сформировать категориальный и понятийный аппарат анализа.

3. Выявить генезис характеризуемого романа, зарождение и развитие его ведущих мотивов, установив мотивную структуру анализируемого произведения.

4. Проанализировать роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари» в единстве его содержания и формы.

5. Установить связь этого произведения с мифологией, фольклором, характером мышления и мироотношением соплеменников автора.

6. Сопоставить роман Е. Айпина с иными произведениями хантыйских писателей, а также с творениями представителей других народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

7. На основе типологического сближения показать родственность романа Е.Айпина отдельным произведениям русской и зарубежной литературы.

8. Охарактеризовать поэтику романа о хантыйском народе как этнопоэтику, как выражение неповторимого содержания и национальной формы.

Гипотеза исследования. Художественное своеобразие романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари» будет выявлено полно и убедительно, если

- выявить генезис этого произведения, историю его создания и спектр его многообразных критических оценок;

- в анализе отталкиваться от мотивной структуры текста и проследить становление и развитие каждого из мотивов во всем творчестве Еремея Айпина, начиная с его ранних рассказов и публицистических статей;

- исходить из того, что роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари» представляет в то же время качественно новое художественное явление по отношению к предыдущим произведениям;

- выявить авторскую позицию в романе и оценивать происходящее в нём с точки зрения авторского сознания;

- рассматривать синтез жанровых форм в произведении и необычность отдельных его компонентов (публицистические отступления, документальные вставки, ретроспекции) не как «просчёты» автора, а как отражение его жанровой и композиционной специфики;

- установить тесное родство романа с другими явлениями хантыйской, многонациональной российской, русской и зарубежной литературы;

- определить эстетическое своеобразие анализируемого произведения, в частности, претворение в нём трагического;

- охарактеризовать специфические особенности поэтики романа.

Теоретико-методологические основы исследования:

- мы применяем этнофилологический подход к анализу литературных явлений, сочетающий литературоведческий анализ в духе сравнительно-исторической школы с этнологией и этнографией;

- методологическую базу диссертации составляют труды в области отечественной и зарубежной философии и эстетики: Аристотеля, В. Ф. Асмуса, Н. Н. Бердяева, Ю. Б. Борева, Н. Буало, Г. В. Ф. Гегеля, Э. В. Ильенкова, М. С. Кагана, И. Канта, А. Ф. Лосева, Б. Рассела, Ф. В. Шеллинга, А. Шлегеля; Г. Шпета;

- труды в области этнологии, этнографии, культурологии Ю. В. Бромлея, Я.Буркхардта, А. В. Головнева, JL Н. Гумилева, Н. Я. Данилевского, В. М. Кулемзина, 3. Н. Куприяновой, Н. В. Лукина, Л. Леви-Брюль, Е. М. Мелетинского, Т. А. Молдановой, А. М. Сагалаева, В. Н. Топорова;

- работы в сфере литературоведения, этнофилологии и критики С. С. Аверинцева, Л. Н. Арутюнова, В. М. Акимова, М. М. Бахтина, А. И. Белецкого,

A. Н. Веселовского, А. Н. Власенко, Г. Д. Гачева, Н. К. Гея, Б. А. Грифцова, В. Д. Днепрова, Б. Ф. Егорова, И. А. Есаулова, В. М. Жирмунского, Г. Н. Ионина,

B. В. Кожинова, Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, И. Г. Неупокоевой, А. И. Пошатаевой, В. Я. Проппа, В. В. Сиповского, Б. А. Успенского, В. Е. Хализева, А. Я. Эсалнек, Л. Якименко;

- труды в области истории и североведения В. Г. Богораз-Тана, А. В. Ващенко, М. Г. Воскобойникова, С. С. Динисламовой, Н. Г. Качмазова, Б. Л. Комановского, К. Я. Лагунова, О. К. Лагуновой, М. А. Литовской, Л. В. Оганезовой, В. В. Огрызко, Л. В. Полонского, Е. С. Роговера, Ю. А. Сема, С. Н. Стебницкого, Ч. М. Таксами, Н. В. Цымбалистенко, Е. В. Чепкасова, Л. Я. Штернберга.

Методы исследования:

- теоретический (анализ трудов по философии, культурологии, литературоведению, социологии, эстетике, этнографии);

- историко-типологический метод (установление схождений и близости явлений, рождённых одинаковыми условиями, но не связанных генетически);

- сравнительно-исторический метод, опирающийся на работы А. Н. Веселовского и В. М. Жирмунского;

- историко-генетический метод;

-этнофилологический метод исследования творческой индивидуальности автора-прозаика.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Дан широкий обзор критических работ, рецензий и обобщающих монографий, посвященных исследуемому роману.

2. Впервые художественная система романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари» и воплощённая в ней картина мира Е. Айпина рассматривается в связи с мифологией, фольклором и этнокультурой народа ханты.

3. Автор диссертации - в отличие от других исследователей -устанавливает тесную связь романа со всеми предшествовавшими ему произведениями писателя и его творчеством последующих лет.

4. Впервые проводится типологическое сближение шедевра Е. Айпина с родственными явлениями в литературах народов Севера, в русской и зарубежной культуре.

5. Впервые охарактеризовано эстетическое своеобразие романа благодаря рассмотрению претворённой в нём категории трагического.

Практическая значимость работы определяется потребностью североведения вообще и истории хантыйского этноса в частности в изучении национальной культуры, одним из выдающихся деятелей которой стал Еремей Айпин. В данной диссертации дается обобщающий анализ наиболее значительного творения этого прозаика. Материалы исследования могут быть использованы для чтения лекций по хантыйской литературе в Институте народов Севера и в Югорском университете, для чтения вузовского курса «Литература народов Севера» на филологических факультетах педагогических университетов и институтов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается:

- прочным и широким основанием - охватом всех произведений Еремея Айпина, помогающих установить генезис его романа о народе ханты;

- опорой положений и выводов диссертации на достижения философии, литературоведения, современной этнографии, этнологии, североведения;

- постоянными ссылками на работы современных критиков и рецензентов;

- сопоставлением типологически родственных литературных явлений;

- обращением к публицистике Е. Айпина, сопровождавшей его художественное творчество и соотносимой с мотивами его романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари».

Положения, выносимые за защиту:

1. Генезис, то есть истоки, происхождение, история возникновения и становления центрального романа Еремея Айпина, связан с развитием ряда ведущих мотивов творчества этого писателя, прозвучавших во многих предшествовавших его произведениях (в ранних рассказах, в повестях «В ожидании первого снега», «Я слушаю Землю», «В тени старого кедра») и в последующем творчестве писателя.

2. Проблематика шедевра Е. Айпина имеет своим истоком также острую публицистику писателя и в этой последней получает своё дальнейшее развитие.

3. Образный строй романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари» отражает характер мышления соплеменников Айпина, их верования, нравы, обычаи, их видение мира.

4. На систему образов и структуру названного романа наложили свою печать мифология и фольклор хантыйского народа, что обнаруживается в ходе анализа этого произведения.

5. Ряд мотивов романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари» и некоторые его сюжетные линии оказываются родственными отдельным мотивам и сюжетам типологически близких ему художественных явлений в литературе народов Севера, в многонациональной культуре России и произведениях зарубежной литературы, но в то же время сохраняют своё неповторимое национальное своеобразие.

6. Поэтика анализируемого в диссертации романа носит ярко выраженные .> национальные особенности, что сказывается в концепции времени и пространства, положенной в основу произведения, в особенностях его ритма, в выражении авторского сознания, в жанровой специфике, характере описаний и других внесюжетных компонентов, в осмыслении трагического, в языке и стиле романа.

Апробация работы. Материалы исследования были отражены в реферате, представленном на кафедру литературы и методике её преподавания. Они обсуждались на заседании кафедры, получили отражение в статьях сборника «Русский язык в полиэтнической среде», сборников «Литература народов Севера» (вып. 8, 9, 11), сборника «Реальность этноса: Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической. идентичности» (по материалам X Международной научно-практической конференции). Содержание диссертации передано также в статье, опубликованной в «Аспирантских тетрадях».

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, отражающего изученные и привлеченные к работе источники (всего 241 наименование). Объём настоящей работы составляет 195 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Миляхова, Любовь Петровна

Основные выводы:

1. Поставив в своём романе целый комплекс значительных проблем и нарисовав интереснейшую фигуру путешествующего охотника, осмысляющего окружающую действительность, Айпин должен был найти для этого содержания соответствующую, адекватную ему форму. Она нашла своё выражение в поэтике произведения и, прежде всего, в его композиции.

2. Важнейшее место в композиции романа Е Айпина занимает повествование, замедленное, заключающее в себе обширную информацию, отличающуюся интертекстуальностью и выражением авторской позиции. Последняя обнаруживается в эпиграфах, во вступительной легенде о Вознесении, особом авторском фрагменте, в страничных пояснениях. Особенностями, повествования становятся ретроспекции и перспективные «устремления вперёд». Дорога оказывается хронотопом этого романа.

3. В композиции произведения значительное место занимают описания, касающиеся ландшафта, предметов, природы, людей и животных. Описания получают своё выражение в пейзажах, портретах, анималистских зарисовках (преимущественно оленей). Для романа характерны и такие компоненты композиции, как рассуждения, монологи и диалоги.

4. С точки зрения рода произведение Е. Айпина может быть определено как эпическое творение, посвященное судьбам народа. Жанр книги -философско-публицистический роман-путешествие, близкий к эпопее и имеющий мощное трагедийное звучание.

5. Произведение отличается богатством художественной речи. Это касается поэтического словаря, многообразия изобразительно-выразительных средств, в частности запоминающихся эпитетов, ярких метафор, сравнений, а также своеобразного поэтического синтаксиса, в частности повторов конструкций и однородных членов, сдвоенных словосочетаний и ритмизованных фрагментов, напоминающих нерифмованные стихотворения. В романе примечательна игра шрифтов и органичное для него графическое иллюстративное сопровождение. Роман отличается ярким раскрытием глубинных особенностей национальной жизни, что сказалось и в его содержании, и в его «содержательной форме».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведём итоги нашего анализа романа Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари».

Исследование, посвященное произведению хантыйского художника слова, убеждает нас в том, что анализируемый роман является вершинным явлением как в творчестве Е. Айпина, так и в хантыйской литературе наших дней. Он создан на стыке традиционных и новейших форм художественного освоения действительности. Это произведение уже нашло различную, хотя и противоречивую оценку в критике, однако эволюция творчества автора ещё не получила фундаментального освещения, ещё не показан закономерный приход Е. Айпина к созданию своего эпохального романа о хантыйском народе. Поэтому установление генезиса этого произведения, характеристика его образного строя, его контекста в смежных литературах и поэтики представляется актуальным. Роман вносит весомый вклад в укрепление дружбы народов многонациональной России, и потому его исследование также носит злободневный характер.

Гипотеза, высказанная нами во вступлении к диссертации, получила своё подтверждение. Исследование, осуществлённое нами, опровергло ошибочное утверждение отдельных критиков (И. Виноградова) о том, что произведение не соответствует жанру романа, хотя именно такое определение избрано автором. Нами доказано также, что лирико-публицистические главы романа отнюдь не «размывают» границы повествования, как это утверждалось в статьях рецензентов. Широкий обзор суждений и отзывов о романе показал, что книга Айпина вызвала к жизни большую критическую литературу. Рецензенты и авторы, придерживающиеся разных художественных ориентаций, единодушно признали её выдающимся явлением в истории северных литератур, однако многие аспекты, необходимые для полноценного осмысления романа, в критической литературе представлены не были, и это определило основные направления и линии нашего анализа. *

В итоге нашего исследования мы можем сделать определённые выводы: 1. Творческая история романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари» носила длительный и сложный характер и потребовала от автора более десяти лет напряженной работы. Сравнительно небольшая повесть выросла в объёмный и многоаспектный роман. Однако прохождение книги через издательства и различные журналы стало для писателя подлинными «хождениями по мукам».

2. Система образов романа, выстроенная вокруг центрального героя и включающая в себя разнообразных персонажей, имеющих свои уникальные судьбы, отличается большим своеобразием. Герой произведения идентифицирует себя не только с близкими людьми и дальними родственниками, но и с соседними родами, этносом в целом и человечеством. Этим определяется этническая идентичность героя и одновременно мощный интернациональный пафос произведения Айпина.

3. Мы убедились в том, что глубокое постижение романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари» предполагает его рассмотрение в широком литературном контексте. Конкретные связи названного эпоса с другими художественными явлениями наиболее отчётливо проявились в творчестве самого автора. С одной стороны, в предшествующих художественных и публицистических произведениях Айпина выявились такие темы и мотивы, которые получили развитие и образное воплощение в анализируемом романе. С другой стороны, многие темы и образные решения книги о хантыйском народе, нашли продолжение и обогащение в творчестве писателя последующих лет.

4. Столь же существенны контекстуальные связи романа Айпина с произведениями, созданными литературой народов Севера. Это относится в первую очередь к хантыйским авторам (Р. Ругину, Т. Молдановой и др.), с творчеством которых Еремей Айпин вступает в художественные контакты. Но роман «Ханты.» соотносится и с произведениями других северных литератур, например, с повестью удэгейца Д. Кимонко «Там, где бежит Сукпай», с лирическими циклами чукотской поэтессы А. Кымытваль и прозой Ю. Рытхэу.

5. Нами доказано, что сопоставление романа Айпина с рядом произведений русской литературы оказывается и поучительным, и глубоко плодотворным для постижения проблематики и поэтики книги о народе ханты. В первую очередь это относится к повести В. Распутина «Пожар» и книге в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». Черты родственности трёх авторов,.которые мы обнаружили, отнюдь не исключают художественного своеобразия произведений названных писателей.

6. Сопоставление романа «Ханты.» с отдельными явлениями литературы ближнего зарубежья, в частности, с произведениями Ч. Айтматова, также представляет большой интерес для исследователя и читателей. В данном случае необходимо говорить о типологическом схождении явлений разных национальных литератур и творений, созданных в разные годы. Мы установили параллели между книгой Айпина и двумя произведениями Ч.Айтматова (повестью «Белый пароход» и романом «Буранный полустанок») и убедились в родственном подходе различных авторов к решению идентичных проблем.

7. Осмысляя художественное своеобразие и поэтику анализируемого романа, мы обнаружили, что книга Е. Айпина выросла на богатом фольклорном основании. В структуре романа важное место занимают такие жанры фольклора, как мифы, легенды и сказания. Здесь можно найти также повествование, близкое к героическому эпосу, сказки, песни, молитвы, причитания и малые жанры фольклора (примеры, поверья, пословицы, поговорки и загадки). Народные промыслы, орнамент одежды и деревянная скульптура также рассматриваются автором как явления народного творчества, понимаемого в широком смысле.

8. Роман Айпина отличается глубоким эстетическим своеобразием. Широкое и разнообразное выражение в нём нашла категория трагического. В произведении показаны трагические обстоятельства, перед которыми оказался хантыйский народ. На их фоне раскрыта трагедия центрального героя, переживающего своё трагическое заблуждение. Айпин передаёт различные виды трагизма: столкновение с судьбой, трагизм примирения и запоздалого просветления, трагизм «одинаковой основательности», проявления трагической вины. Финал романа показывает смерть героя как неизбежный итог раскрытия трагического. 9. Творение Еремея Айпина примечательно своей неповторимой поэтикой. Большим своеобразием отличается структура произведения, сложное соотношение повествования, описаний, публицистических рассуждений и диалога. Специфичен выбор изобразительно-выразительных средств и ракурсов, помогающих автору воссоздать развивающуюся действительность. Ю.Всё сказанное убеждает нас в том, что 1990-й год отмечен созданием выдающегося творения хантыйской литературы - романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари» Еремея Даниловича Айпина.

Можно наметить определённые перспективы дальнейшего изучения романа Е. Айпина. Новым исследователям предстоит рассмотреть оценки этого произведения в зарубежном литературоведении, соотношение творения хантыйского писателя с книгами европейских и американских авторов, связи романа «Ханты.» с теми произведениями, которые будут созданы Е. Айпиным в последующие десятилетия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Миляхова, Любовь Петровна, 2008 год

1. Аверинцев С. С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - С. 191-219.

2. Аверинцев С. С., Андреев М. JL, Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературная эпоха и типы художественного сознания. М.: Наука, 1994. - С. 3-38.

3. Айпин Е.Д. На буровой: Очерк // Юность. 1973. - №. 3. - С. 74-76. Айпин Е. Д. В ожидании первого снега: Повести /Пер. с хантыйского автора. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1979. - 144 с.

4. Айпин Е. Д. Звезда утренней зари: Повесть // Урал. 1980. - № 3. - С.37.54.

5. Айпин Е. Д. Звезда утренней зари: Повесть // Близок Крайний Север. М.: Современник, 1982. - С. 300-340.

6. Айпин Е.Д. Песни возрожденного народа // Ленинская правда. / 1982а. -29 апреля.

7. Айпин Е. Д. По Югану // Ленинская правда. 19826. - 4 сентября. Айпин Е. Д. В тени старого кедра: Повести. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. - 256 с. - Хантыйский и русский яз.

8. Айпин Е. Д. Я слушаю Землю // Айпин Еремей. Инэл лыхэл сайны: Повести. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. - 256 с.

9. Айпин Е. Д. Седой: Рассказ //Уральский следопыт. 1987. - № 8. С. 6-12. Айпин Е. Д. Ханты, или Звезда утренней зари: Отрывок из романа // Предисл. В. Огрызко // Книжное обозрение. - 1987а. - 25 декабря.

10. Айпин Е. Д. Решён ли вопрос? // Литературная Россия. 1988. - 29 июля. -С. 15.

11. Айпин Е. Д. Нужны кардинальные перемены // Тюменская правда. 1989. - 4 октября.

12. Айпин Е. Д. Не нефтью единой. // Московские новости, 1989а. 8 января. - № 2. - С. 8-9.

13. Айпин Е. Д. Какой быть моей югорской земле? // Ленинская правда. -19896. 21 февраля. - С. 2.

14. Айпин Е. Д. Как выжить моему народу? // Советская литература. 1990. -№ 2. - С. 105.

15. Айпин Е. Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари: Роман / Предисловие С. Залыгина. М.: Молодая гвардия, 1990. - 336 с. В дальнейшем цитаты в тексте диссертации даются по этому изданию с указанием страниц в круглых скобках.

16. Айпин Е. Д. Я слушаю Землю: Повесть // Еремей Айпин. В ожидании первого снега: Повести / Пер. с хантыйского. М.: Сов. Россия, 1990а. - С. 109-160.

17. Айпин Е. Д. Верните мою землю // Труд. 19906. - 6 апреля. - С. 2.

18. Айпин Е. Д. Сотворенной реки Человек: Отрывок из романа // Северные просторы. 1991. - № 5. - С. 48-50.

19. Айпин Е. Д. И уходит мой род // Народов малых не бывает. М.: Молодая гвардия, 1991. - С. 127-141.

20. Айпин Е. Д. Клятвопреступник: Избранное. М.: Наш современник, 1995. -423 с.

21. Айпин Е. Д. Последний рейс // Айпин Еремей. Клятвопреступник: Избранное. М.: Наш современник, 1995. - С. 9-18.

22. Айпин Е. Д. В урмане // Айпин Еремей. Клятвопреступник: Избранное. -М.: Наш современник, 1995. С. 25-36.

23. Айпин Е. Д. Время дождей // Айпин Еремей. Клятвопреступник: Избранное. М.: Наш современник, 1995. - С. 74-80.

24. Айпин Е. Д. Бездомная собака // Айпин Еремей. Клятвопреступник: Избранное. М.: Наш современник, 1995. - С. 100-108.

25. Айпин Е. Д. Волки // Айпин Еремей. Клятвопреступник: Избранное. М.: Наш современник, 1995. - С. 18-25.

26. Айпин Е. Д. Клятвопреступник // Айпин Еремей. Клятвопреступник: Избранное. М.: Наш современник, 1995. - С. 81-100.

27. Айпин Е. Д. Старшой // Айпин Еремей. Клятвопреступник: Избранное. -М.: Наш современник, 1995. С. 56-64.

28. Айпин Е. Д. Русский Лекарь. Рассказ Сардакова Иосифа // Айпин Еремей. Клятвопреступник: Избранное. -М.: Наш современник, 1995. -С.124-168.

29. Айпин Е. Д. Во льдах Нунавута: Путевые заметки // Наш современник. -1995а.-№ 12.-С. 129-137.

30. Айпин Е. Д. Русский Лекарь: Рассказ // Эринтур. Вып. 1. - Ханты-Мансийск, 1996.-С. 111-160.

31. Айпин Е. Д. И уходит мой народ // Немысова Е. А. Хантыйская литература в школах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов: Учебная хрестоматия. Ч. 1. - Ханты-Мансийск: Изд-во «НИК», 1996. - С. 70-76.

32. Айпин Е. Д. У гаснущего очага: Повесть в рассказах о верованиях, обычаях, обрядах и преданиях народа ханты (остяков) Обского Севера. М.; Екатеринбург: Фактория Арктики; Сред.-Урал. кн. изд-во, 1998. - 256 с.

33. Айпин Е. Д. Божья Матерь в кровавых снегах: Роман. Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус», 2002. - 304 с.

34. Айтматов Чингиз. От сердца к сердцу // Лит. газета. 1970. - 29 апреля.

35. Айтматов Чингиз. И дольше века длится день. (Буранный полустанок) // Чингиз Айтматов. Пегий пес, бегущий краем моря: Повести, роман. М.: Изд-во «Эксмо», 2003. - С. 409-876.

36. Анисимов К. В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX начала XX веков: Особенность становления и развития региональной литературной традиции. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. - 304 с.

37. Апресян Г. Проблемы трагедийного в советском искусстве // Театр. -1961. -№ 11.-С. 129.

38. Артамонов С. Д. Трагическая тема в литературе // Эстетика и современность. М.: Просвещение, 1965. - С. 101, 86.

39. Арутюнов JI. Н. Национальный мир и человек // Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека. М.: Наука, 1972. - С. 166-209.

40. Астафьев В. П. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М.: Мол. гвардия, 1981. - С.5.391.

41. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика /Пер. с фр. М., 1989. .с.

42. Бахлыков П. С. Юганские ханты: история, быт, культура: Краткое историческое повествование о ханты Сургутского района. Тюмень: Софт-Дизайн, 1996. 208 с.

43. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М.: Худ. литература, 1975. 504 с.

44. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2003. - С. 69-264. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. - М.: Наука, 1983.191 с.

45. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1955-1956.-Т. X.

46. Блажес В. В. Фольклор коренных малочисленных народов Севера, Западной Сибири // Космос Севера. Вып. 4. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2005. - С. 3-28.

47. Большакова А. Увидеть лицо человеческое: Над страницами произведений В. Астафьева // Литература в школе. 1984. - № 2. - С. 13-21.

48. Борев Ю. Б. О трагическом. -М.: Сов. писатель, 1961. . с. Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. - М.: ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во ACT», 2003. 575 с.

49. Букаты Е. М. Жанр повествования в прозе В. Астафьева // Проблемы литературных жанров: В 2 ч. Ч. 2. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002, - С. 218-222.

50. Вахитова Т. М. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». — М., 1988.-71 с.

51. Ващенко А. В. . // Мир Севера. 2001. - № 3. - С. . Ващенко А. В. Мы - ваша совесть. Исповедимые пути родства: хантыйская литература в свете литератур «коренных американцев» // Хантыйская литература. - М.: Лит. Россия, 2002. - С. 284-293.

52. Ващенко А. В. Так рождаются мифы (Хантыйская литература и литература коренных американцев: принципы компаративного подхода) // Эринтур. № 10. Екатеринбург: ИД «Пакрус», 2005. - С. 312-318.

53. Величко В. Васюганские легенды // Сибирские огни. 1941. - № 2. С. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.: Едиториал УРСС, 2004.648 с.

54. Ветловская В. Е. Анализ эпического произведения. Проблемы поэтики. -СПб.: Наука, 2002. . с.

55. Виноградов И. И. Эпическое сказание о хантах // Хантыйская литература: Сборник. М.: Лит. Россия, 2002. - С. 53-56.

56. Воронов В. И. Чингиз Айтматов: Очерк творчества. М., 1976. - . с. Гацак В. М. Северные этнопоэтические константы // Народная культура Русского Севера. Живая традиция. Вып. 2. - Архангельск, 2000. - С. 7-11.

57. Гачев Г. Д. Чингиз Айтматов и мировая литература. Фрунзе: Кыргызстан, 1982. - . с.

58. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. - Т. 3. - 622 с.

59. Гей Н. К. Художественная форма и национальные традиции // Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1971.-С. 5-46.

60. Герасименко А. П. Виктор Петрович Астафьев // Очерки истории русской литературы XX в. М., 1995. - Вып. 1.

61. Герчук Ю. Я. Художественный мир Геннадия Райшева // Геннадий Райшев. Грани творчества. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2000. - С. 12-16.

62. Гладкая Л. Негасимый свет таланта // Просвещение на Крайнем Севере. № 25. СПб.: Просвещение, 1992. - С. 180-186.

63. Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. -Екатеринбург: Ур О РАН, 1995. 606 с.

64. Головнёв А. В. Ханты // Большая Тюменская энциклопедия: В 3 . Т. 3. -Тюмень, 2004. С. 342-345.

65. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 352 с.

66. Гулыга А. В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. - 286 с.

67. Гусейнов Ч. Г. Формы общности советской многонациональной литературы. М.: Мысль, 1978. - 181 с.

68. Данилина Г. И. Миф и литература в прозе писателей Тюменского Севера // Материалы Тюменского края: Книга для учителя и ученика. Тюмень: Софт-Дизайн, 1997.-С 121-163.f

69. Джусойты Нафи. От «Джамили» до «Белого парохода» // Дружба народов. -1973.-№9.-С. 266-269.

70. Динисламова С. С. Проблема эволюции творчества Ю. Шесталова: Автореф. дис. . кандидата филол. наук. СПб., 2007. - 18 с.

71. Донская В. Чингиз Айтматов // В мире книг. 1972. - № 9. - С. 29.

72. Донцов А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. - № 4. - С. 75-86.

73. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М.: Прогресс, 1979.-320 с.

74. Есаулов И. А. Национальное своеобразие литературы // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. - С. 614-624.

75. Жирмунский В. М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур // Изв. АН СССР. Отд. лит. и яз. Т. 19. Вып. 3. 1960. - С. 177-186.

76. Жирмунский В. М. Сравнительно-исторический метод // Краткая Литературная Энциюгоперия. Т. 7. М.: СЭ, 1972. С. 126-130.

77. Залыгин С. П. Летописец народа ханты //Айпин Еремей. Ханты, или Звезда Утренней зари. /Предисловие. М.: Молодая гвардия, 1990. - С. 3.

78. Земля Кошачьего Локотка / Перев. состав, и примеч. Т. Молданова. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. Вып. 2. - С. 3.

79. Зенько А. П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров. Новосибирск: Наука, 1997. - 154 с.

80. Иванов Д. Пожары в Сосновке. М.: Б-ка журн. «Огонёк». - 1986. - № 4.

81. Иностранная литература. 1972. - № 12. - С. 206.

82. Каган М. С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций. СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с.

83. Кайгородова М. Мир Геннадия Райшева // Эринтур. Вып. № 4. Ханты-Мансийск: Эринтур, 1999. - С. 296-302.

84. Канев Н. Дареный роман // Новости Югры. 1991. - 4 июля. - С. 5.

85. Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов: В 3 т. Т. 3. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. - 264 с.

86. Касум Мув моныцат путрат. Сказки - рассказы Земли Казымской / Перев., состав, и примеч. С. С.Упенской. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002. -292 с.

87. Кимонко Джанси. Там, где бежит Сукпай: Повесть / Пер. с удэгейского /Лит. обработка Ю. Шестаковой. Хабаровск: Дальгиз, 1950. 180 с.

88. Колобаева JI. Художественный мир В. Распутина // Очерки истории русской литературы XX в. М., 1995. - С. .

89. Комановский Б. Л., Шпрыгов Ю. М. Литературы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР // Литературный энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1981.-С. 202.

90. Комаров С.А., Лагунова О. К. На моей земле: О поэтах и прозаиках Западное Сибири последней трети XX века. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2003. - 352 с.

91. Комиссарова Т. Н. Самобытность литератур народов Севера // Сибирские огни. 1983. - № 2. - С. 163-168.

92. Комиссарова Т. Н. Оранжевый колонок сна // Хантыйская литература. -М.: Лит. Россия, 2002. С. 35-40.

93. Кононова С. П. Фольклорные мотивы в произведениях хантыйских и мансийских авторов (о творчестве Е. Д. Айпина и Ю. Н. Шесталова) // Северный регион: Наука. Образование. Культура. 2000. № 2. - С. 189-192.

94. Коркин В. Язык мечты, очищенный страданием: Мотивы детства в творчестве Чингиза Айтматова // Дет. литература, 1972. № 2. - С. 31-32.

95. Котенко Н. Валентин Распутин. М., 1988.-. с.

96. Кузнецов Ф. Ф. Истинная земля Виктора Астафьева: Перекличка эпох. -М., 1980.-. с.

97. Кузьмина Н. А. Книга как интертекст // Книга как художественное целое: различные аспекты анализа и интерпретации. Филологические штудии З.Омск: Наследие. Диалог - Сибирь, 2003. - С. 6-9.

98. Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Томский гос. ун-т, 1984. - 192 с.

99. Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Легенды и сказки хантов. Томск: Томский гос. ун-т, 1973. - 58 с.

100. Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992. -136 с.

101. Курбатов В. Я. Миг и вечность: Размышления о творчестве В. Астафьева. -Красноярск, 1983. . с.

102. Кымытваль А. А. Слушая музыку: Стихи / Пер. с чукотского. Магадан: Кн. изд-во, 1972.-64 с.

103. Лагунов К. Живая нить воспоминаний // Тюменская правда. 1993. - 8июля.

104. Лагунова О. К. Модель мира в романе «Ханты, или Звезда Утренней Зари» Е. Д. Айпина // Вестник Тюменского гос. ун-та, 2000. С. 19-27.

105. Лагунова О. К. Пространство в романе Е. Д. Айпина «Ханты.» // Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования. -СПб.: Астерион, 2003. С. 473-475.

106. Лагунова О. К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети XX века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги): Монография. Изд-во Тюменского Гос. ун-та, 2007. - 260 с.

107. Лагунова О. К. «Ханты, или Звезда Утренней Зари» Е. Айпина: Опыт языческого романа // Литература народов Севера: Сб. науч. ст. /Под ред. проф. Е. С. Роговера. СПб.: Изд-во «Олимп», 2007. - Вып. 8. - С. 35-39.

108. Лапина М. А. Этика и этикет хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998.-. с.

109. Лачинян Адельхайд. Новые возможности современной эпики (творчество Ч. Айтматова) // Современный советский роман. Философские аспекты. Л.: Наука, 1979.-С. 56-63.

110. Лебедева Л. Повести Чингиза Айтматова. М.: Худ. литература, 1972.с.

111. Лейдерман Н. Л. Русскоязычная литература перекрёсток культур // Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. Вып. 8. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2005. - С. 48-59.

112. Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. Стихотворения 1828-1841. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

113. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. .с.

114. Литовская М. А. Картина мира в романе Е. Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» // Космос Севера. Вып. 3. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2002.-С. 130-143.

115. Лихачев Д. С. О конкретном литературоведении // Избранные работы: В 3 т. Т. 3. Л.: Худ. литература, 1987. - С. 221-227.

116. Ломидзе Г. Единство и многообразие. М.: Сов. писатель, 1963. - 291 с.

117. Лотман Ю. М., Минц 3. Г., Мелетинский Е. М. Литература и миф. Мифы народов мира: В 2 т. Т. 2. М.: СЭ, 1988. - С. 58-65.

118. Лукина Н. В. Предисловие // Мифы, предания, сказки хантов и манси. -М.: Наука, 1990. С. 5-57.

119. Ляшева Р. П. Столкновение сообществ: Роман Еремея Айпина «Ханты» -пророчество или предостережение? // Лит. Россия, 2001. - № 25. - 22 июня. -С. 9.

120. Мазин В. А. Самоценность природы в культуре обских угров. -Нижневартовск, 2004. 126 с.

121. Максимова Л. К. «Царь-рыба» В. Астафьева. Трансформация жанра проповеди // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 9. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1988. С. 159-171.

122. Мансурова А. М. Комментированное чтение главы из романа Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» // Мансурова А. М. Факультативный курс «Современная литература малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». М.: ИНПО, 1995. - С. 63-86.

123. Мансурова А. М. Семинарий: Анализ художественного текста. Еремей Айпин. М.: ИНПО, 2002. - 32 с.

124. Маркова О. Ю. Национальное сознание // Нации и этносы в современном мире. СПб.: Петрополис, 1999. - С. 44-45.

125. Мартынов В. Кроваво-красное вино времени // Хантыйская литература. -М.: Лит. Россия, 2002. С. 56-57.

126. Медведев П. А. Формальный метод в литературоведении (Бахтин под маской. Маска вторая). М., 1993. - С. 156-157.

127. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.

128. Мелетинский Е. М. Общие понятия мифа и мифологии // Мифологический словарь /Под ред. Е. М. Мелетинского. М.: БРЭ, 1992. 736 с.

129. Мирза-Ахмедова П. Национальная эпическая традиция в творчестве Чингиза Айтматова. Ташкент, 1980. - . с.

130. Мискина М. С. Лейтмотивы романов Ч. Айтматова // Проблемы литературных жанров: В 2 ч. Ч. 2. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002. - С. 232-235.

131. Мифология хантов / Энциклопедия уральских мифологий. Т. 3. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000 .

132. Мифы, предания, сказки ханты и манси. М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1990. -№71. -С. 69-70; 195-197.

133. Михайлов А. К. Новый этап в развитии литератур // Полярная звезда. -1993.-№2.-С. 159-164.

134. Молданов Т. А. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - 141 с.

135. Молданов Т. А., Молданова Т.А. Боги земли казымской / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. - С. 27-31.

136. Молданова Т. А. Медвежьи игрища в Юильске //Народы Северо-Западной Сибири. Вып. 2. Томск, 1994.

137. Молданова Т. А. Хантыйское мироощущение в творчестве Г. С. Райшева // Геннадий Райшев: Грани творчества. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2000. -С. 17-20.

138. Молданова Т. А. Медвежьи игрища // Мир Севера. 2000. - № 4. - С. 86.

139. Морозова Э. Ф., Попов В. П. На переднем крае: Актуальные проблемы советской прозы. Львов, 1977. - . с.

140. Назаров В. Сяду на нарту, песню запою. // Нефтеюганский рабочий. -1992. 19 марта.

141. Нарё Л. О значении и композиции произведения //Семиотика и художественное творчество. -М., 1977. . с.

142. Натев Атанас. Искусство и общество / Перев. с болгар. М.: Прогресс,1966.

143. Немысова Е. А. Хантыйские загадки: Учебное издание. СПб.: Миралл, 2006. - 52 с.

144. Нестеренко А. А., Г. М. Тройская, В. В. Гронский. Русская литература в контексте мировой. Минск:«Армита - Маркетинг, Менеджмент», 1998. -152 с.

145. Неупокоева И. Г. Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур // Изв. АН СССР. Отд. лит. и языка. -1960. Т. 19. Вып. 3. С.187-200.

146. Неупокоева И. Г. Проблемы взаимодействия современных литератур (Три очерка). М.: Изд-во АН СССР. 1963. - 227 с.

147. Нефёдова С. Фольклор и развитие национальной литературы Северо-Востока. Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1984. - 64 с.

148. Николаев В. Г. Идентичность // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетея», 1998. - С. 238-239.

149. Нурматов М. О национальной форме в искусстве // Эстетика: категории-искусства. М.: Искусство, 1965. - С. 108-118.

150. Овчаренко А. И. Большая литература: Основные тенденции развития советской прозы 1945-1985 гг. М., 1985. - 464 с.

151. Оганезова Л. В. Творчество Джанси Кимонко, основоположника удэгейской литературы: Монография / Под науч. ред. Е. С. Роговера. СПб.: Изд-во журнала «Нева», 2003. - 90 с.

152. Огрызко В. В. Чувствовать чужую боль // Айпин Е. Д. В ожидании первого снега. М.: Сов. Россия, 1990. - С. 3-11.

153. Огрызко В. В. О Севере без экзотики // Наш современник. - 1993. - № 1. -С. 181-191.

154. Огрызко В. В. Еремей Данилович Айпин // Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Биобиблиографический справочник: В 2 ч. Ч. 1. М.: Лит. Россия, 1998. - С. 23-35.

155. Огрызко В. В. Литература отчаяния и надежды // Хантыйская литература. М.: Лит. Россия, 2002. - С. 3-29.

156. Огрызко В. В. В сжимающемся пространстве: Портрет на фоне безумной эпохи. М. Лит. Россия, 2006. - 176 с.

157. Омельчук А. К. Следующий шаг // Нева. 1981. - № 9. - С. 166-168.

158. Омельчук А. К. Манящий свет звезды Полярной. Екатеринбург: Сред,- . Урал. кн. изд-во, 1993. - 352 с.

159. Перевалова Е. В. Северные ханты: этническая история. Екатеринбург: Институт археологии и истории, 2004. - 413.

160. Петрова Н. Символ древних традиций // Хантыйская литература. М.: Лит. Россия, 2002. - С. 113-116.

161. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума» 2-е изд. - М.: Наука, 1971.-400 с.

162. Плеханова И. И. «Философия чувств» в прозе В. Распутина // Поэтика писателя и литературный процесс. Тюмень: Тюмен. ун-т, 1988. - С. 134-140.

163. Попов Ю. М., Цымбалистенко Н. В. Сага о народе ханты // Хантыйская литература. М.: Лит. Россия, 2002. - С. 58-71.

164. Попова М. К. Национальная идентичность и её отражение в художественном сознании. Воронеж: Воронежский гос. ун-т., 2004. - 170 с.

165. Пошатаева А. В. Мифология и опыт писателей Севера // Способность к диалогу: В 2 ч. Ч. 2. М.: Наследие, 1993. - С. 122-155.

166. Пошатаева А. В. Хантыйская литература // Литература народов России: XX век: Словарь. М.: Наука, 2005. - С. 248-250.

167. Притчина И. Звезда из родного чувала // Ленинская правда. 1982. - 27 марта. - С. 3.

168. Пропп В. Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. -С. 149.

169. Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей в память В. Я. Проппа. М.: Наука, 1973.-С. 141-155.

170. Рандымова 3. И. Оленеводческая культура приуральских хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. - 156 с.

171. Распутин В. Пожар // Наш современник. 1985. - № 7. - С. . В дальнейшем цитаты из повести даются по этому изданию.

172. Рогачёв В. А. Стрелы вольного охотника (о прозе Еремея Айпина) // Эринтур. Вып. 4. Ханты-Мансийск: Эринтур, 1999. - С. 250-259.

173. Рогачёва Н. А. Мифологические мотивы в творчестве писателей Тюменского Севера // Космос Севера. Вып. 1. Тюмень: Софт-Дизайн, 1996. -С. 73-80.

174. Роговер Е. С. Типологическая общность повести Э. Хемингуэя «Старик и море» с рассказами М. Шолохова и В. Астафьева // Хемингуэй и его контекст. -СПб., 2000.-С. 65-71.

175. Роговер Е. С. Изучение творчества Р. Ругина в школе: Учебное пособие. -СПб.: Просвещение, ф-л СПб., 2003. 176 с.

176. Роговер Е. С. Рассказы Еремея Айпина и национальные проблемы народа ханты // Реальность этноса: Образование и национальная идея / Под науч. ред. проф. И.Л. Набока. СПб.: Астерион, 2004. - С. 428-430.

177. Роговер Е. С. Писатели Севера о минувшей войне и Победе // Литература народов Севера: Сб. науч. ст. /Под ред. проф. Е.С. Роговера. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. Вып. 4. - С. 8-16.

178. Роговер Е. С. Этничность творчества Еремея Айпина как художественно-эстетический феномен // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности / Под ред. И. Л. Набока. СПб.: Астерион, 2006. - С. 555-557.

179. Роговер Е. С. Детство, омраченное тревогой (по роману Еремея Айпина «Ханты.») //Глобализация: pro et contra. СПб.: Астерион, 2006а. С. 424-427.

180. Роговер Е. С. Из истории хантыйской литературы // Литература народов Севера: Сб. науч. ст. /Под ред. проф. Е.С. Роговера. СПб.: Изд-во «Шатон», 2006.-Вып. 5.-С. 21-32.

181. Роговер Е. С. Воспитание интереса к хантыйской культуре // Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: Словарь /Под общ. ред. А. Г. Козловой. СПб.: Изд-во «Речь», 2007. - С. 24-26.

182. Роговер Е. С. Творчество Еремея Айпина: Монография. СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2007. 212 с.

183. Роговер Е. С., Нестерова С. Н. Творчество Еремея Айпина: Монография. -Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. 140 с.

184. Ругин Р. П. Медвежий праздник // Дружба народов. 1989. - № 4. - С. 158-159.

185. Рытхэу Ю. С. Под сенью волшебной горы. Л. : Сов. писатель, 1974. - 328с.

186. Рытхэу Ю. С. Ирвытгыр, или Путешествие во времени и пространстве по Берингову проливу // Нева. 1980. - № 5. - С. 49-109.

187. Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. -Новосибирск: Наука, 1991. 155 с.

188. Санги В. М. «Земля это огромное существо» // Магаданская правда. -1983. - 13 апреля. с

189. Сверкунова Н. В. Сибирская идентичность. СПб., 2000.

190. Семёнова С. Валентин Распутин. -М., 1987. . с.

191. Сидоров Е. Испытание огнём // Знамя. 1985. - № 10. - С. .

192. Силантьев И. В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры. -2004. - 296 с.

193. Скиба В. А. Рассуждение // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. -М.: Высш. школа, 2004. С. 355-367.

194. Слинкина Галина. Сказки земли Югорской. Екатеринбург: Изд. дом «Пакрус», 2002. - 226 с.

195. Солоухин В. Сказки пишут для храбрых // Лит. газета 1970. - № 27. - 1 июля. - С. .

196. Средний Д. Д. Трагическое // Марксистско-ленинская эстетика / Под ред. М. Ф. Овсянникова. -М.: Изд-во МГУ, 1973. С. 111-119.

197. Старикова Е. Ищущая душа // Новый мир. 1985. - № 12. - С. .

198. Старцев Г. А. Остяки. Л.: Прибой, 1928. - 152 с.

199. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для студ. ВУЗов. М.: Ин-т психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

200. Тендитник Н. Ответственность таланта: О творчестве Валентина Распутина. Иркутск, 1978. - . с.

201. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия / Автор-составитель Н. Д Тамарченко. М.: РГТУ, 2001. - 467 с.

202. Томашевский В. Б. Теория литературы. Поэтика. 6-е изд. - М.; Л.: Госиздат, 1931.-244 с.

203. Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. -М.: Индрик, 1997. 456 с.

204. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Образ: Исследования в области мифопоэтического. -М.: Прогресс-Культура, 1995. 624 с.

205. Тулуз Е. Две ветви одного дерева // Хантыйская литература. М.: Лит. Россия, 2002. - С. 164-170.

206. Тынянов Ю. Н. Поэтика. Историческая литература. Кино. М.: Наука, 1977.-574 с.

207. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Глав. ред. вост. л-ры, изд-во «Наука», 1983.-277 с.

208. Умнова М. Н. В поисках родственности // Хантыйская литература. М.: Лит. Россия, 2002. - С. 40-49.

209. Урбан А. И после пожара // Звезда. 1986. - № 1. - С. . Устюжанин Д. Касается всех (раздумья над страницами новой повести В. Распутина «Пожар») // Литература в школе. - 1986. - № 2. - С. 21-27.

210. Федорова Н. Н. Вселенная Райшева // Космос Севера. Вып. 2. -Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2000. С. 24-33.

211. Фольклор удэгейцев: Ниманку, Тэлунгу, Ехэ. Новосибирск: Наука, 1998. -561 с.

212. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. - М.: ИФ «Восточная литература» РАН, 1998. - 800 с.

213. Хазанкович Ю. Г. Сопротивление распаду // Хантыйская литература. М.: Лит. Россия, 2002. - С. 77-61.

214. Хализев В. Е. Теория литературы. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2000.398 с.

215. Хитарова С. М. Стилевые поиски и взаимодействие литератур. М., 1976.с.

216. Хоруженко К. М. Культурология: Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 640 с.

217. Храпченко М. Б. Поэтика, стилистика, теория литературы / М. Б. Храпченко // Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1976. - С. 345-360.

218. Цымбалистенко Н. В. Север есть Север.: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении. СПб.: Просвещение, 2003. - 172 с.V

219. Чепкасов Евгений. Художественное осмысление шаманства в произведениях Ю. Шесталова. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. - 192 с.

220. Чернецов В. Н. Фратриальное устройство обско-угорского общества // Советская этнография. 1939. - № 2. - С. 20-42.

221. Чернецов В. Н. Медвежий праздник у обских угров / Перевод с немецкого.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. 49 с. f

222. Чесноков Н. Звезда Утренней Зари взойдёт /ЯОгра.- 1995. - № 1. С. 44. Шапошников В. Валентин Распутин. - Новосибирск, 1978. - 153 с. ^

223. Шесталов Юван. Языческая поэма // Шесталов Юван. Собр. соч.: В 5 т. -СПб. Ханты-Мансийск: Фонд Космического- сознания, 1997. - Т. 1. Стихотворения; Языческая поэма; Синий ветер каслания: Повесть / Сост. и примеч. Ю. Шесталова. - 1997. - 480 с.1

224. Штернберг А. Я. Остяцкая легенда о сотворении мира // ЕТГМ. -Тобольск, 1901. Вып. 12. - С. 12-15; То же: Уральский областник, 1991. - № 8. -С. 109-112.

225. Штильмарк Р. Уникальный талант // Хантыйская литература. М.: Лит. Россия, 2002. - С. 50-53.

226. Щемелёва Л. М. Мотивы поэзии Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1981.-784 с.

227. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Изд-во «Центр», 1997.-480 с.

228. Якименко Л. Г. О поэтике современного романа // Л. Г. Якименко. Избранные работы: В 2 т. Т. 1. М.: Худ. литература, 1982. - С. 125-179.

229. Яновский Н. Заботы и тревоги Валентина Распутина // Яновский Н. Писатели Сибири. М., 1988. - С. .

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.