Проблема женской эмансипации в повестях современных таджикских писателей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат наук Шоева Назокат Акобировна
- Специальность ВАК РФ10.01.08
- Количество страниц 159
Оглавление диссертации кандидат наук Шоева Назокат Акобировна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты литературного анализа женской эмансипации
1.1. Тема благородного происхождения женщины в классической литературе
1.2. Женские образы в новейшей таджикской литературе
ГЛАВА 2. Проблема женской эмансипации в таджикских
повестях современного периода
2.1. Социальный облик женщины в таджикских повестях периода шестидесятых годов
2.2. Женские образы в повестях семидесятых и последующих годов
Заключение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Сетевая литература как подсистема современной таджикской литературы: основные тенденции развития женской прозы2022 год, кандидат наук Субхонкулова Сурайё Акбаралиевна
Рецепция феномена женской эмансипации в творческом наследии Н.С. Лескова2017 год, кандидат наук Кашкарева, Алена Петровна
Евгения Тур: судьба женщины-писательницы в России XIX века2005 год, кандидат филологических наук Смирнова, Ольга Викторовна
"Новый" тип русской женщины в изображении И. С. Тургенева и Н. С. Лескова: Романы "Накануне" и "Некуда"2001 год, кандидат филологических наук Иванова, Татьяна Николаевна
Жанр "светской повести" в русской литературе 1830-х годов: творчество Е.А. Ган2007 год, кандидат филологических наук Сизова, Мария Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема женской эмансипации в повестях современных таджикских писателей»
Введение
Актуальность исследования. Женщины составляют половину человечества. Они с самого сотворения мира несут тяжкую долю рождения, ухода и взращивания потомства. С этой точки зрения, все человеческое общество должно было бы предоставить женщине наивысший статус. Однако с начала истории человечества по сегодняшний день такого еще не случалось и как свидетельствует история, правящие социальные, политические и культурные системы общества преимущественно на протяжении истории были патриархальными системами и такое положение продолжает существовать в большинстве стран мира и по сегодняшний день. При патриархальном строе женщина имеет второстепенное значение и в течение всей истории она преимущественно подвергалась насилию и угнетению, чему история таджикского народа может привести многочисленные примеры. В прошлом женщина прозябала в крайнем порабощении и в истории, литературе и культуре ее облик был покрыт пылью забвения, она постоянно испытывала от мужчины оскорбления и унижения, ей постоянно напоминали ее никчемность и второстепенность. По выражению русского ученого Д.И. Писарева "мужчины издевались и клеветали на женщин" [75, 179].
В прошлое время и в современности передовая мысль человечества защищала и воспевала человеческое достоинство женщины. Величайшие поэты и прозаики прежних времен и современности оберегали благородное происхождение женщины.
Начиная с шестидесятых годов прошлого столетия, стала формироваться политическая, социальная, интеллектуальная и культурная школа под названием "феминизм", которая вела борьбу за женщину и защиту ее человеческого достоинства. Феминизм пустил корни в большинство наук и в образование человечества, начиная с экспериментальной медицины, до гуманитарных и
политических наук. Точкой соприкосновения всех ветвей данной школы, прежде всего, является интерес к женскому вопросу, несправедливому к ним отношению, выявлению причиних угнетения и наконец, открытия путей устранения данного угнетения от этого прекрасного пола.
Одна из наиболее важных целей для последователей и пропагандистов школы феминизма состоит в оценке роли женщины в истории и в социальной сфере, в раскрытии ее порабощенности в литературе и культуре.
Установление роли женской эмансипации в литературе и литературной критике охватывает несколько направлений и основополагающих проблем, наиболее важными из которых являются:
1. Насколько существенен вклад женщин в создание великого литературного наследия? Пользовались лиженщины, создавшие литературное наследие, в своем творчестве специфическим женским языком и литературными традициями, или по принуждению подчиниялись специфике описания, ценностям и характерумужчин?
2. Какую роль выделили женщинам мужчины-поэты или писатели в созданном ими наследии и что ценного сказано ими о женщинах? Если этими литераторами в их творчестве установлен статус женщины, то каков он? В чем заключаются особенности и изображение этих литераторов и насколько их изображения соответствуют действительности общества?
Женщина занимает особое место в истории нашей литературы и культуры. Начиная с самых первых литературных памятников, до новейшего наследия таджикской литературы статус женщины и ее человеческий облик воспет и раскрыт со всеми достоинствами и недостатками. Другими словами, таджикское литературное наследие содержит весомые высказывания, способствующие установлению женского вопроса, человеческой ценности женщины, ее правового и
образовательного статуса. Вопросы анализа женской личности и внимание к социальным и культурным факторам в таджикской литературе становились предметом всестороннего исследования литераторов, что можно расклассифицировать на несколько групп:
- Женщина и женственность как средство открытия и действенный способ осознания внутреннего потенциала человека;
- Физическое и духовное присутствие женщины в литературном наследии;
- Милосердие свободной женщины и пробуждающие неприязь национальные и религиозные эмоции;
- Приход женщин к власти через посредство социальных и культурных факторов;
- Столкновение личностных, духовных и женских проблем женщин, в частности выбора одежды, внешнего вида, убранства волос, ухода за телом и т.д.;
- Позиционирование женского образа в советском обществе и противоречия в общественном взгляде на женщину;
- Изображение "дружественного" вида вопросов разврата и сочуствия женской невинности.
Вышеизложенные вопросы во все времена истории таджикской литературы в той или иной степени становились предметом внимания и оценки литераторов. В новейшей таджикской литературе, которая по сути является порождением советской политики, традиционное видение, в определенной степени, изменилось в изображении образа женщины. Социальная и тяготеющая к классовости политика данного времени создала новую школу признания женского благородства в таджикской литературе, что, в свою очередь, обладало положительными и отрицательными сторонами. Эта школа, без преувеличения, во-первых, защищала свободу и человеческое достоинство женщины, во-вторых, не
придала социальному и культурному положению женщины полного улучшения.
Исследование женской эмансипации в таджикской литературе, особенно в таджикских повестях, ставит вопрос об эмансипации личности, который можно интерпретировать как эмансипацию поведения "действующей личности произведения". Такого рода женские личности ломают традиционные нормы нравственности, которые сформировались и укреплялись на протяжении тысячелетий, и образуют новое течение художественного восприятия действительности в признании женской эмансипации. По выражению Д. Лихачёва "сама литература как единый монумент строится под воздействием индивидуальности. В литературу входит понятие превосходства первого лица, индивидуальная точка зрения автора" [46, 178], что во многом определяет судьбу героя (героини) художественного произведения. С этой точки зрения серьезное исследование темы женской эмансипации в таджикских повестях основывается на двух постулатах: первый - признание и оценка таланта и надежд отдельных писателей в изображении образа женщины, другой - культурная и социальная суть данного вопроса, которая неразрывно связана с истинными традициями национальной культуры. Упоминание данных вопросов служит твердым доказательством важности и ценности исследования темы настоящей диссертации, что, к сожалению, в отечественном литературоведении и литературной критике не исследовано в должной мере и не получило достойной оценки.
История исследования. В таджикском литературоведении опубликован ряд статей и сообщений по женской тематике и изображению образа женщины в литературном наследии. Также в многотомной книге "История таджикской советской литературы" в связи с отдельными периодами развития таджикской литературы эта
тема раскрыта более тщательно по сравнению с другими художественными образами.
Исследование темы образа женщины в таджикской литературе более довлеет к идеологическому подчинению, комментирует и разъясняет благородство женщины и ее человечность в соответствии с идеологией советского времени.
В свое время русского исследователя Н. Г. Чернышевского привело в восторг только благородство героини "Шахнаме" Фирдоуси Гурдофарид, по этому поводу исследователь писал: "Гурдофарид в совершенстве здорова и сильна. Когда Гурдофарид надевает шлем, несмотря на то, что ее руки намного слабее рук Хаджира, только Сухраб смог в единоборстве побороть ее. Ей свойственно твердое сердце, бесстрашный взгляд, ее движения ловки, а удары безошибочно попадают в цель, она - первая защитница Ирана" [113, 10]. К сожалению, место такого глубокого анализа и оценки в исследовании и раскрытии образа женщины заняло социализированное политическое рассмотрение и на этой почве было осуществлено большое количество исследований, среди которых одним из первых и наиболее полных исследований была диссертация М. К. Гаффарова "Духовный облик женщины советского Востока". Данное исследование было осуществлено в качестве следования книге А. Бабеля "Женщина и социализм" [12], в котором духовный образ советской женщины Востока исследован и раскрыт с учетом социализированных мыслей и откровенно классового отношения. Нами данное исследование упоминается только в связи с тем, что оно стало некой базой для теоретических точек зрения и классового отношения к исследованию образа женщины влитературе.
Однако основой для развития литературной мысли в признании женщины и ее статуса послужили первые статьи, написанные на
"П « «
данную тему. В частности, первое веское слово опервой таджикской
повести "Одина" устода Айни было высказано известным литературоведом Рахимом Хашимом. Он оценивает описание автором образа Гульбиби, как самую первуюличность в новойтаджикской прозе, представляет ее как "возлюбленную и посвященную" Одины [110, 6]. До Рахима Хашима встатье М.Шевердина " социальная повесть Востока" осуществлен анализ повести "Одина", где о личности женских образов данного произведения на примере Гульбиби приводится такое заключение: "Автор противопоставляет ее (Гульбиби - Ш.Н.) чистый образ с непостоянными городскими женщинами" [118, 14]. Позже Назрулло Бектош также признает образ Гульбиби как совершенный [118, 14], что не соответствует действительности.
Одной из статей, в которых образ женщин из наследия устода Айни, в частности личности женщин повести "Одина" охвачены относительно подробным анализом и критикой, является статья литературоведа С. Аминова "Образ женщины-борца в творчестве Садриддина Айни". В этой статье автор в политичеком контексте времени, рассматривающем вопрос "женщины-борца", описывает Гульбиби устода Айни "как порабощенную женщину Востока" [9, 136].
Далее более обстоятельно хотелось бы рассказать о том, насколько исследователь продвинулся вперед в оценке данного образа.
Во второй части книги "История таджикской советской литературы", кратко рассказано об образах женщин в наследии устода Айни, в частности образе Гульбиби в повести "Одина". Гульбиби в этом произведении предстает как"слабая" личность, что не совсем обосновано. В признании человеческого облика Гульбиби важную роль сыграла идеологическая норма. Поэтому при проведении анализа и оценки образа Гульбиби важную роль сыграли политические и идеологические нормы, к которым мы
вернемся при критике повестей и оценке наследия, описанного в данной главе [94].
О повести "Одина" также речь идет и в исследованиях М. Шукурова, А. Сайфуллоева, С.Табарова и других литературоведов, где в ходе анализа произведения и его образов кратко рассмотрены женские образы этого произведения.
З.Г.Османова в своем исследовании "Художественная концепция личности в литературе советского Востока" признает типичными образы Гульбиби и Бибиоишы наряду с образом Арбоб Камола, и в целом отрицает художественный аспект повести "Одина" [73,131].
Джалол Икроми принадлежит к числу писателей, которые в начале своей творческой деятельности, в начале сороковых годов рассмотрел вопрос о женской свободе в повести "Зухра". Эту повесть писателя некоторые называют рассказом. В свое время в силу того, что это произведение не смогло полностью отобразить "настоящие образы людей социалистческого времени", Правление Союза писателей запретило его издание [78, 152]. После принятия данного решения была опубликована самая первая предвзятая критическая публикация, принадлежавшая перу Ш.Хусейнзаде, однако автором опущен основной вопрос произведения - вопрос женской свободы, литературовед считает нежелательным описание писателем недостатков социалистического общества [111].
По прошествии времении М. Шакури в своей статье "Психолог и ценитель чувств" приступил к критике данной повести и впервые высказал правильные и реальные мысли о попытках писателя охватить вопрос женской свободы, и мы несколько позже вернемся к критике и оценке его мыслей [115, 284- 377].
В целом необходимо отметить, что указанная повесть Джалола Икроми, а также другая его повесть "Ответ любви", каждую из которых можно оценивать как новое слово в определении статуса
женщины, с точки зрения литературной критики не несут в себе чего-то важного и значительного. С этой позиции повести "Две недели" (1933) и "Змея-стрела" также не подвергалиськ ритике и оценке.
Тема женской эмансипации в таджикских повестях хотя и не становилась предметом отдельного анализа и исследования таджикского литературоведения, все же во многих статьях и диссертациях исследователи высказывают интересные мысли о наследии таджикских писателей. В этом контексте можно перечислить статьи и отдельные диссертации М. Шакури, А. Сайфуллоева, Х. Шарифова, М. Имомова, Ю. Акбарова, Дж. Бакозаде, А. Набиева, Ш. Солехова и других, которые при анализе той или иной повести и оценке вопроса изображения личности в произведении также обратили внимание на изображение женских образов.
Так, в данном контексте можно назвать статьи Дж. Бакозаде "Судьба воина", "Красочность первой повести", "Высокие или поддельные чувства", "Яркая звезда на темном горизонте", "Размышления о чаше времени", М. Раджаби "Сотим Улугзаде-великий муж брани и мысли", "Женская тематика в повестях Сорбона", Абдухолика Набиева "Духовная мощь человека", "Жемчужина слова", "Чистый хлеб писателя", "Сердце человека и воля времени", "На пути к совершенству" и другие, которые так или иначе касаются женских образов и вопросов изображения семейных ценностей, нравственности и женской личности в повестях литераторов, к теоретической оценке данных исследователей мы вернемся позже в зависимости от темы нашего исследования.
В результате изучения исследований, посвященных вопросу женской эмансипации в современной прозе, мы пришли к следующим заключениям:
1. Данная тема до настоящего времени не становилась предметом отдельной и конкретизированной литературной критики в таджикском литературоведении.
2. Во фрагментарном анализе, осуществленном на этой базе, ни один исследователь не обратил внимание на логику исторического роста и социальный аспект данной темы, поэтому не сформировался комплексный и предметный анализ предпосылок и способов формирования литературной мысли о женщине и ее художественном облике.
3. Анализ предпосылок и корней явлений, течений и их исторических изменений составляет другую сторону вопроса о признании женского вопроса в повести, что серьезно взаимосвязано с конкретной трактовкой влияния политики на человеческое благородство и культурное изображение женской темы.
4. Наконец, ни одно из завершенных исследований по вопросу роли повести как о жанре, который мог бы служить в качестве зеркала мыслей и чаяний для осмысления самых глубинных особенностей личности индивидуума и социального статуса женщины, до сих пор не становился предметом пристального внимания.
Как выяснилось, к сожалению, все еще данная тема в таджикском литературоведении не становилась предметом тщательного исследования. Мы, проведя диссертационное исследование, намерены восполнить этот пробел.
Цели и задачи исследования. Если обратиться к истории, то выясняется, что общество и человечество постоянно сталкивались со становлением и низложением, застоями и переменами. Всякий раз их накрывали и неожиданно отступали волны событий. При каждом новом веянии политических событий в социальной сфере расстановка сил на политической арене сменяла свои декорации. Однако зеркало истории при этом неизменно покрывалось
ржавчиной насилия над человеком (неважно, женщиной или мужчиной). Перья литераторов писали, повествовали об этих событиях, когда ложно, а когда и правдиво. Бывает и так, что в контексте всех этих перепетий мы смотрим на все происходящее или прошедшее под ракурсом предвзятого и необъективного мышления.
Однако все то, что фиксируется на бумаге, несмотря на свою сомнительность или объективный характер, вовлекает нас в свой круговорот. Мы приступили к исследованию темы женской эмансипации в новой таджикской повести с тем, чтобы определить место этого утонченного создания и на основе этого дать соответствующую ему оценку. Чтобы достичь поставленной цели мы рассмотрели следующие задачи:
• В силу того, что современная таджикская повесть сформировалась в течение конкретных периодов времени и исторических событий, мы постарались в силу своих возможностей представить суть политических, социальных иисторических событий, сформировавших культурные и литературные движения.
• Исследовать вопрос генезиса и специфики особенностей женской темы в связи с другими социальными вопросами.
• Установить ценность литературной и социальной мысли отдельных авторов и их отношения к тенденциям мысли и политических особенностей определенного периода;
• Доказать, что проза, особенно повесть, оставила свой четкий след в истории таджикской литературы, в описании состояний женщин и решении их человеческой проблемы свободолюбия.
• Установить статус женщины как средство открытия нормы нравственности и духовной силы;
• Рассмотреть круг исследований женской темы и ее оценки как средства для нового художественного осмысления некоторых проблем жизни общества.
• Исследовать роль политики в анализе человеческого и культурного благородства женских образов и традиционных норм нравственности и решить вопрос женщины и женственности, логического изображения факторов влюбленного разума и разумной влюбленности в изображение женской темы, интерпретировать чуждую нравственность.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Достижения выдающихся литературоведов и представителей различных школ и направлений создают методологическую основу исследования. Методы исторического исследования и анализа в вопросе влияния художественного наследия на мышление общества, сопоставительно-исторический анализ художественного наследия, научные интерпретации данной темы составляют основу и оценку исследования.
Выбор методов исследования продиктован спецификой накопленного материала и поставленными целями и задачами. В процессе исследования за основу были приняты сопоставительно-исторический, историко-сравнительный и экспериментальный методы. Решение некоторых вопросов, принятых к сведению в диссертации, подразумевают частичное использование компонентного метода.
Фундаментальные труды исследователей данной сферы, таких как Д.И.Писарев, Н.И. Конрад, В.И. Жирмунский, М.М.Бахтин, Д.С. Лихачёв, М. Шакури, А.Сайфуллоев, С.Табаров, Х.Асозода, Л. Демидчик, А. Бабель, Л.Гинзбург, И.С.Брагинский при исследовании темы были взяты в качестве теоретической основы нашей диссертации.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в таджикском литературоведении тема женской эмансипации в таджикских повестях исследована и оценена в форме отдельной
диссертации. В диссертации также впервые решаются следующие вопросы:
- женский образ в таджикской литературной мысли;
- специфические особенности описания женщины в таджикских повестях;
- вопрос свободы женщины (эмансипации) по сравнению с теорией школы благородного происхождения женщины (феменизм) в контексте новейшей таджикской литературы с выборочным анализом повестей;
- оценка женской темы и ее человеческого самосознания на примере повестей известных таджикских писателей;
- приложены усилия для определения основных особенностей мастерства и мышления писателей при изображении женских образов.
В диссертации впервые методом сопоставительного анализа подробно рассмотрено идейное содержание и специфика изображения писателей в признании человеческого облика женщины, через посредство этого раскрыты различные точки зрения и изобразительное мастерство писателей.
Источники и материалы исследования. Повести таджикских писателей, и написанное на основе этого наследие, теоретические выкладки, утверждающие вопрос эмансипации личности, послужили в качестве основных источников исследования. В процессе поиска были задействованы различные теоретические труды, литературные и исторические источники, собрания сочинений писателей, их исследования, а также политические документы, инструкции и т.д.
Практическая и теоретическая ценность исследования. Практическую и теоретическую ценность диссертации можно выразить следующим образом:
- материалы и результаты исследования могут быть использованы как теоретические и практические источники при написании истории новейшей таджикской литературы;
- все доказанное в диссертации, может быть использовано для составления и написания учебников и средств обучения по истории новейшей таджикской литературы, выступлений по предмету истории литературы в средних и высших школах, также в качестве практического и теоретического курса по истории общества и таджикской литературы;
- материалы, основополагающие положения и заключения диссертации могут быть использованы при дальнейших литературоведческих исследованиях, а также в работах по критике сопоставительной литературы.
Структуру диссертации определяют тематические особенности исследования, его специфические цели и логика научных трудов, в связи с этим, она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Первая глава названа нами "Статус и значение женщины в таджикской литературе". Она состоит из разделов "Тема благородного происхождения женщины в классической литературе" и "Женские образы в новейшей таджикской литературе".
Вторая глава диссертации носит название "Описание женщины в таджикских повестях", которая разделена на разделы "Социальный облик женщины в первых таджикских повестях периода шестидесятых годов" и "Женске образы в повестях семидесятых и последующих годов".
В заключении исследования подведены итоги диссертационной темы, где конкретизированно описано, как суть вопроса становилась предметом исследований и основой научных трудов современного таджикского литературоведения.
Первая глава
Теоретико-методологические аспекты литературного анализа
женской эмансипации 1.Тема благородного происхождения женщины в классической литературе
Внутренняя суть мифологических легенд и преданий, является базой для политических, социальных иисторических событий и культурного и литературного движения, что притягивает наше внимание к истокам представлений и мыслей, к историческому росту взглядов на женский образ. На этой почве возникает правомерный вопрос: почему сочинения наших поэтов по своей тематике полностью совпадают с сочинениями авторов из других стран и их описания и изображения о возлюбленных имеют много схожих особенностей? Многим может представляться, что такое единство и похожесть выражения влюбленности в нашей поэзии является повтором стихотворных описаний и ограниченным характером газелей (в целом наших стихов) в силу небольшого количества описаний, метафор и аллегорий. Однако истинное признание женщины-Богини Анахиты состоит в том, что все эпитеты, принадлежащие этой Богине-женщине, олицетворяются в описаниях и эпитетах, подобранных поэтами для восхваления своих возлюбленных. Другими словами, Анахита архетип или древнейшая святыня нашей поэзии [53, 133], доказательством священного и вечного олицетворения которой в "любви" является именно женщина.
Чистое прелставление о любви и влюбленности в нашем литературном мышлении никогда не концентрировало свое внимание на описательных наименованиях полов. Вероятно уподобление любви богине-женщие воды, то есть Анахите, к особым достоинствам которой принадлежали чистота и очищение, есть показатель способа мышления и осознания нашими далекими
предками понятий "любовь" и"женщина". Если вникнуть во внутреннюю суть лирических газелей наших предков, можно достоверно убедиться, что возлюбленная поэта, только лишь вступив на незапятнанное лоно стихотворения, особождается от своих половых особенностей, и приобретает настолько платонические черты, что начинает притягивать к себе автора стихотворения как воспевающего свое божество человека. Это божество подобно Анахите, источнику силы, красоты и мудрости.
Если рассматривать процесс формирования и развития литературного мышления наших предков в отношении женщины, то можно прийти к такому логическому выводу, что ценность женской личности в социальном и художественном мышлении нашего народа не носила неопределенный характер (например, в соответствии с методом "Человек по природе добр", "Плохих людей не существует" и т.д.), она представляется конкретной ие стественной. То есть с самого начала неопределелнное понимание человеческой личности на пути осознания благородного происхождения женщины оказало глубокое созидательное влияние на мифологическое, а позже художественное мышление наших предков, что во многом поучительно.
Женщина с самого начала предстала как сложная с точки зрения нравственности сущность и это ее качествов связи сдругими, раскрывается в атмосфере общества. Женщина как конкретная индивидуальность предстает в сложных жизненных и общественных рамках. Свобода ее личности в литературе является залогом ее конкретного и реалистичного изображения, что уходит корнями в историю [46,180-181].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Образ женщины в произведениях А.М. Ремизова: к проблеме типологии2018 год, кандидат наук Жернова Наталья Сергеевна
Система женских образов в романах Якуба Занкиева2010 год, кандидат филологических наук Хуснутдинова, Муниря Сирачтдиновна
Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости2015 год, кандидат наук Хошимова, Хуршеда Абдуманоновна
Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг.2007 год, кандидат филологических наук Хабибулина, Галина Николаевна
Романы И.С. Тургенева в русской повествовательной литературе 1850-х-начала 1860-х годов2006 год, кандидат филологических наук Степанов, Евгений Геннадьевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шоева Назокат Акобировна, 2017 год
Список литературы:
1. Абухомид Имом Мухаммади Газолй. Насихат-ул-мулук. / А. М. Газолй. - Техрон, 1389. - 246 с.
2. Авесто. Номайи минуйии оини Зардушт / Мураттиб: Чдлили Дустхох. - Техрон: Марворид, чопи шашум, 1366. -540 с.
3. Адабиёти советй. - Душанбе: Маориф, 1968. - 360 с.
4. Адгамова, Г. И. Проблемы освобождения женщины в творчестве Галимжана Ибрагимова // Автореферат канд. дисс. / Г. И. Адгамова.- Казань, 1963. - 23 с.
5. Азизй, Б. Зани директор. / Б. Азизй. - Душанбе: Ирфон, 1985. - 208 с.
6. Айнй, С. Куллиёт. / С. Айнй. - Сталинобод: Нашрдавточ,, 1961. -350 с.
7. Айтматов, Ч. Взгляд на Шолохова. / Ч. Айтматов.- Москва. -1975. - №4. - С. 102-112.
8. Акобиров, Ю. Баъде, ки осиё бозмонд. / Ю. Акобиров. - Душанбе: Маориф, 1978. - 50 с.
9. Аминова, С. Женские образы в творчестве Садриддина Айни //
Автореферат канд. дисс. / С. Аминова.- Москва, 1957. - 25 с.
10.Аминова, С. Образи занони мубориз дар эчодиёти Садриддин Айнй // С. Аминова. - Шарки сурх. - 1958. - №1. - С.135-150.
11. Архипов, В. Герой и его время.// Михаил Алексеев. Хлеб - имя существительное. / В. Архипов.- Москва: Советская Россия, 1973. -С. 9-15.
12. Бабель, А. Женщина и социализм. / А. Бабель.- Москва: Гос. издательство политической литературы. - Москва, 1959. - 592 с.
13. Бакозода, Ч,. Корномаи нависанда // Посдорони насри муосири точик: Мачмуаи маколахо ба ифтихори 100 - солагии Нависандагони халкии Точикистон Рахим Чалил ва Чалол Икромй./ Ч. Бакозода.- Хучанд: Нури маърифат, 2009. - 327 с.
14. Бакозода, Ч. Рангорангии нахусткисса // Абдулхамид Самад ва инкишофи хикоя. / Ч. Бакозода.- Душанбе: Эчод, 2007 - С. 118-147.
15. Бакозода, Ч. Руйдоди зиндагй ва маънавияти инсон // Нависанда ва идеали замон / Ч. Бакозода.- Душанбе: Адиб, 1987. - С. 110-114.
16. Бакозода, Ч. Сарнавишти чанговар // Нависанда ва идеали замон. / Ч. Бакозода.- Душанбе: Адиб, 1987. - С. 95-101.
17. Бакозода, Ч. Х,икмати таърих ва шинохти бадеии он. / Ч. Бакозода. - Душанбе, 2010. - С. 104.
18. Бакозода, Ч. Х,иссиёти олй ё сохта? // Нависанда ва идеали замон. / Ч. Бакозода.- Душанбе: Адиб, 1987. - С. 101-109.
19. Бахтин, М. М. Литературные критические статьи. / М. М. Бахтин.-Москва: Худ. литература, 1986 - 542 с.
20.Бектош, Н. Садриддин Айнй ва эчодиёти у. / Н. Бектош. -
Сталинобод: Нашрдавточ, 1933. - 60 с.
21. Бобокалонова, Ч,. Зан ва замон. / Ч,. Бобокалонова. - Душанбе: Адиб, 2002. - 270 с.
22. Богданов, А. Вопросы социализма. / А. Богданов. - Москва, 1990. - 561с.
23. Бочаров, А. Глубины образа // А. Бочаров. Юность. - 1975. - №56. - С. 80-79.
24. Гачев, Г.Д. Жизнь художественного сознания. / Г. Д. Гачев.-Москва: Искусство, 1972. - 198 с.
25. Гинзбург, Л. О литературном герое. / Л. Гинзбург. - Советский писатель. Ленинградское отделение, 1979. - 216 с.
26. Дабири Сиёкй, Мухаммад. Чехраи зан дар «Шохнома» // Фирдавсй. Зан ва трожедй. / М. Дабири Сиёкй. - Кобул: Китобсарои Кобул, 1365. - С. 224.
27. Девид Лоч, Девид Дечиз Йан Вот. Назарияи румон. Тарчумаи Хдсани Поянда. / Л. Девид. - Техрон, 1374 - 270 с.
28. Демидчик, Л. Баъзе лахзахои ташаккули насри реалистии точик дар солхои сиюм // Л. Демидчик. Масъалахои адабиёти муосири точик. - Душанбе: Ирфон, 1970. - С. 292-310.
29. Дехотй А. Рузномахои занон ва духтарони точик // А. Дехотй. Овози точик. - 1926. - 6 сентябр.
30. Дехотй, А. Рузномаи занон ва духтарони точик // А. Дехотй. Куллиёт. - Душанбе: Ирфон, 1966. - Ч.5. - С. 436-437.
31. Зарринкуб, А. Дар уфуки киссахо // Аз чизхое дигар: Мачмуаи накл, ёддошт, барнома ва намоишвора. / А. Зарринкуб. - Техрон: Сухан, 1379. - С. 269-300.
32. Ибн ал-Мукаффаъ. Китобул-адаб ас-сагир ва китобул-адаб ал-кабир. / Ибн ал-Мукаффаъ. - Бейрут, 1960, ба накл аз Чалоли Сатторй. Симои зан дар фарханги Эрон. - Техрон: Марказ, 1373. -292 с.
33. Икромй Ч. Он чи аз саргузашт. / Ч. Икромй. - Душанбе: Адиб, 2009. - 327 с.
34. Икроми Ч. Се зан. / Ч. Икроми. - Душанбе: Адиб, 1992. - 112 с.
35. Икромй, Ч. Асархои мунтахаб иборат аз се чилд, чилди якум./ Ч. Икромй. - Душанбе: Адиб, 1987. - С. 25-160.
36. Икромй, Ч. Асархои мунтахаб иборат аз се чилд. Чилди дуюм. / Ч. Икромй.- Душанбе: Адиб, 1987. - 448 с.
37. Икромй, Ч. Зухра. / Ч. Икромй. - Сталинобод: Нашрдавточик, 1940. - 62 с.
38. Икромй, Ч. Мехнат ва коргарро мадх мекунем // Ч. Икромй. Маориф ва маданият. - 1972. - 25 ноябр.
39. Икромй, Ч. Тори анкабут. / Ч. Икромй. - Сталинобод: Нашриёти давлатии Точикистон, 1960. - 110 с.
40. Исломии Надушан, Мухаммадалй. Зиндагй ва марги пахлавонон дар «Шохнома»./ М. И. Надушан. - Техрон: интишороти Донишгохи Техрон, 1347. - 452 с.
41. Исломии Надушан, Мухаммадалй. Мардон ва занони «Шохнома» // Фирдавсй. Зан ва трожедй./ М. И. Надушан. - Кобул: Китобсарои Кобул, 1365. - 163 с.
42. Кухзод У. Писанддара: Повестхо / Барои бачахои синни калони мактабй./ Кухзод У. - Душанбе: Маориф, 1984. - 208 с.
43. Кухзод У. Рохи агба. / У. Кухзод.- Душанбе: Ирфон, 1975. - 198 с.
44. Кухзод У. Таквими рохгум: Повестхо, хикояхо, киссахо, маколахо. / У. Кухзод. - Душанбе: Адиб, 1989. - 336 с.
45. Кухзод, У. Писанддара. - Душанбе: Ирфон, 1984. - 207 с.
46. Лихачев, Д.С. Развитие русской литературы Х - XVII веков. Эпохи и стили: Избранные работы в трёх томах. / Д.С. Лихачев. -Ленинград: Художественная литература, 1987. - Т.1. - С. 24-260.
47. Маздопури Китоюн. Нишонахои зансарварй дар чанд издивочи достонй дар «Шохнома»-и Фирдавсй // М. Китоюн. Фарханг ва зиндагй. - 1354. - №19-20. - С. 94-121.
48. Мачаллаи «Шарки сурх», 1946, №7. - С. 2-3.
49. Манасерян, Э.М. Образ женщины в армянской советской литературе // Автореферат канд. дисс. / Э.М. Манасерян. - Ереван, 1955. - 22 с.
50.Marjorie Boulton: The Anatomy of the novel. / Boulton Marjorie. -London, 1975. - p.21
51.Маъруфй, Ф. Маъракаи «хучум ба фаранчй» ва Айнй // Ф. Маъруфй.- Садои Шарк. - 1966. - №4.
52. Мирсодикй, Ч,. Аносири достон./ Ч. Мирсодикй. - Техрон: Шифо, 1367. - 494 с.
53. Музаффарй, А. «Онохито»- куханулгуи маъшукахои эронй // А. Музаффарй. -Мачмуаи маколоти нахустин хамоиши миллии эроншиносй; 27-30 хурдоди 1381. Адабиёти Эрон, чилди дуввум. -С. 133 -153.
54. Мутаххарй, М. Низоми хукуки зан дар ислом. / М. Мутаххарй.-Душанбе, 2007. - 348 с.
55. Мутаххарй, М. Хадамоти мутакобилаи Ислом ва Ирон. / М. Мутаххарй.- Душанбе: Ройзании Чумхурии исломии Эрон дар Точикистон, 1999. - 550 с.
56. Мухаммадиев, Ф. Куллиёт иборат аз 5 чилд, чилди дуюм, повестхо. /Ф. Мухаммадиев. - Душанбе: Адиб, 1990. - 444 с.
57. Мухаммадиев, Ф. Сози мунаввар. / Ф. Мухаммадиев. - Душанбе: Ирфон, 1969. - 274 с.
58. Мухаммадиев, Ф. Хиёбони нодир. / Ф. Мухаммадиев.- Душанбе: Адиб, 2010. - 239 с.
59. Мухаммадй, А. Симои зан дар адаби хамосй ва асотирй // А. Мухаммадй. Фарханг ва зиндагй. - 1354. - №19-20. - С. 70-99.
60. Набавй, А. Макоми Фазлиддин Мухаммадиев дар ташаккули насри чадиди точик // Чусторхо ва ибтикорот дар наср. / А. Набавй.- Душанбе: Адиб, 2009 - С. 143-164.
61. Набавй, А. Марди хунар ва чомеаи худкома // Посдорони насри муосири точик: Мачмуаи маколахо ба ифтихори 100-солагии Нависандагони халкии Точикистон Рахим Чалил ва Чалол Икромй. / А. Набавй. - Хучанд: Нури маърифат, 2009. - 119 с.
62. Набавй, А. Рисолати адиб ва адабиёти миллй // Чусторхо ва ибтикорот дар наср. / А. Набавй. - Душанбе: Адиб, 2009. - С. 243254.
63. Набиев, А. Гавхари «сухан» // Адабиёт ва танкиди адабй. / А. Набиев.- Душанбе: Адиб, 1993. - С. 28-39.
64. Набиев, А. Дар рохи камолот // Адабиёт ва накди адабй. / А. Набиев.- Душанбе: Адиб, 1993. - С. 98-110.
65. Набиев, А. Дили инсон ва хукми замон. / А. Набиев.- Душанбе: Адиб, 1993. - С. 78-84.
66. Набиев, А. ^имати одамият // Адабиёт ва накди адабй. / А. Набиев.- Душанбе: Адиб, 1993. - С. 84-98.
67. Набиев, А. Тадкики дунёи маънавии инсон // Адабиёт ва накди адабй. / А. Набиев.- Душанбе: Адиб, 1993. - С. 71-78.
68.Набиев, А. Тасвири олами ботинии инсон // Нависанда ва замон. / А. Набиев. - Душанбе: Адиб, 1987. - 159 с.
69. Начмободй, А. Нигохи занон. / А. Начмободй.- Техрон: нашри тавсия, ч. аввал, 1377. - 1781с.
70.Овенрзис. Пояхои хунаршиносии илмй. Тарчумаи К.М. Пайванд. / Овенрзис. - Техрон, 1360. - ба накл аз Чалоли Мирсодикй. Аносири наср. Техрон: Шифо, 1367. - 490 с.
71. Овчаренко, А. Новые герои - новые пути. / А. Овчаренко. -Москва: Современник, 1977. - 478 с.
72. Оккотекий, В. Сужетхо ва характерхо // В. Оккотецкий. Садои Шарк. - 1973. - №1. - С. 120-128.
73.Османова, З.Т. Художественная концепция личности в литературах советского Востока. / З.Т. Османова.- Москва: Наука, 1972. - 265 с.
74. Пархоменко, М.Н. Горизонты реализма. / М.Н. Пархоменко. -Москва, 1982. - 462 с.
75.Писарев, Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова // Литературная критика в трёх томах: Том первый, статьи 1859-1864 гг. / Д.И. Писарев. - Ленинград: Художественная литература, 1981. - С. 179-229.
76. Рачабй, М. Мавзуи зан дар киссахои Сорбон // Ба фикри ман. / М. Рачабй.- Душанбе, 2003. - С. 43-62.
77. Рачабй, М. Таджики таърих - таджики характер./ М. Рачабй.-Душанбе: Адиб, 1990. - 188 с.
78. Рачабй, М. Таърихи танкид ва адабиётшиносй. / М. Рачабй.-Душанбе: Адиб, 1997. - 207 с.
79. Ризаева, К. Некоторые приёмы создания положительных образов женщин в послевоенной узбекской прозе // Автореферат канд. дисс. / К. Ризаева. - Ташкент, 1959. - 21с.
80. Сайфуллоев, А. Чону чахони наср. / А.Сайфуллоев. - Душанбе: Ирфон, 2007. - 538 с.
81. Самадов, А. Баъд аз сари падар: Повест ва хикоя. Барои бачагони
синни миёна ва калони мактабй. / А. Самадов. - Душанбе: Маориф, 1982. - 112 с.
82. Самадов, А. Паррончакхо. / А. Самадов.- Душанбе: Ирфон, 1983. - 189 с.
83. Саркоров, Н. Зан, модар ва чойгирии у дар асоси «Шохнома» // Н. Саркоров. Садои Шарк. - 2007. - №2. - С. 127-141.
84. Сатторй, Ч,. Рози бакои Эрон дар сухани Фирдавсй. / Ч. Сатторй. -Техрон: Нашри Марказ, ч. аввал, 1373. - С. 268.
85. Сатторй, Ч. Симои зан дар фарханги Эрон. / Ч. Сатторй.- Техрон: нашри Марказ, 1373. - 292 с.
86. Сахны, К. Женские образы в творчестве Л.Н Толстого и Робиндраната Тагора // Автореферат канд. дисс. / К. Сахны.-Москва, 1971. - 24 с.
87. Саъдиев, С. Симои маънавии кахрамон // С. Саъдиев. Садои Шарк. - 1972. - №10. - С. 98-101.
88. Солехов, С. Хдчв дар матбуоти точикии солхои 20-30. / С. Солехов.
- Душанбе, 1969. - 120 с.
89. Сучков, Б. Таърихи реализм. Тарчумаи Мухаммадтакии Фаромарзй. / Б. Сучков. - Техрон: Тундар, 1362. - Ба накл аз: Чамоли Мирсодикй. Аносири наср. Техрон: Шифо, 1367. - 490 с.
90. Табаров ,С. Баконокии мактаби эчодии Ф. Мухаммадиев // Хаёт, адабиёт, реализм. / С.Табаров. - Душанбе: Адиб, 1989. - Китоби 5.
- С.177-188.
91. Табаров, С. Одамият аз чавонй огоз меёбад // Хаёт, адабиёт, реализм./ С. Табаров. - Душанбе: Адиб, 1981. - Китоби 5. - С. 195205.
92. Табаров. С. Ифтихори халки точик // Хаёт, адабиёт, реализм. / С. Табаров. -Душанбе: Адиб, 1989. - Китоби 5. - С. 156-177.
93. Такмили Хумоюн, Носир. Баррасии мавкеъ ва манзалати зан дар таърихи Эрон // Т. X,. Носир. Фарханг ва зиндагй. - 1354. - №19-20.
- С.16-24.
94.Таърихи адабиёти советии точик. Инкишофи жанрхо, иборат аз шаш чилд. - Душанбе, 1984. - Ч.1. - 353 с.
95. Таърихи дабиёти советии точик. Инкишофи жанри иборат аз шаш чилд, чилди IV. - Душанбе: Дониш, 1980. - 379 с.
96. Таърихи ичтимоии Эрон. - Техрон, 1338. - Ч. 2. - 480 с.
97. Тохирй, З. Хузури пайдо ва пинхони зан дар мутуни суфия. / З.
Тохирй.- Муассисаи мутолиоти фархангхо ва забонхои Осиё ва Африко. Донишгохи мутолиоти хоричии Токийо (ILCA). Силсилаи тахкикоти фарханги исломй, шумораи 86, Токийо, 2007. - 345 с.
98. Турсун, С. Санг дар багал бо туфон. - Душанбе: Адиб, 2002. - 287 с.
99. Турсун, С. Сукути куллахо. / У. Кухзод. - Душанбе: Ирфон, 1974. -206 с.
100. Улугзода, С. Ривояти сугди. / С. Улугзода. - Душанбе: Ирфон, 1977. - 170 с.
101. Улугзода, С. Субхи чавонии мо. / С. Улугзода. - Душанбе: Ирфон, 1970. - 162 с.
102. Фирдавсй, Абулкосим. Шохнома. Чилди III./ А. Фирдавсй. -
Д.: Адиб, 2008. - 480 с.
103. Фитрат, А. Оила ё худ вазифахои хонадорй. / А. Фитрат. -Душанбе: Ирфон, 2007. - 157 с.
104. Хватов, А. Очарование человека // Наш современник./ А. Хватов.
- 1975. - №1. - С. 170-178.
105. Храпченко, М. Богатство и сила художественных обобщений. // М. Храпченко. Литературная Россия. - 1975. - №21. - 23 мая.
106. Храпченко, М.П. Горизонты художественного образа. / М.П. Храпченко.- Москва, 1966. - 346 с.
107. Хушкадамова, Х. Образ женщины в современной таджикской журналистике. / Х. Хушкадамова- Душанбе, 2006. - 263 с.
108. Хдсанободй, М. Занон ва адабиёт (Адабиёти форсй аз дидгохи мактаби асолати зан) // М. Хдсанободй. Мачмуаи маколоти нахустин хамоиши миллии эроншиносй, 27-30 хурдодмохи 1381. Адабиёти Эрон, чилди аввал, 1383. - С.161-175.
109. Хошим, Р. Гуфтор аз ахвол ва ашъори Пайрав // Р. Хошим. Сухан аз устодон ва дустон. - Душанбе: Ирфон, 1971. - С. 162-176.
110. Хошим, Р. Якумин киссаи инкилобии точик «Одина» / Р. Хошим. -Рохбари дониш. - 1928. - №8-9.
111. Хусейнзода, Ш. Дар бораи баъзе камбудихои насри имрузаамон // Ш. Хусейнзода.-Точикистони советй. - 1940. - 29 декабр.
112. Чанд мулохиза // Садои Шарк. - 1967. - №8. - С.138-157.
113. Чернышевский, Н.Г. Повесть в повести. / Н.Г. Чернышевский.
- М., 1951. - 480 с.
114. Чизавадзе, Ш. И. Женские историко- художественные персонажи грузинской агиографии // Ш. И. Чизавадзе. Автореферат канд. дисс. - Тбилиси, 1952. - 24 с.
115. Шакурй, М. Рухшиноси хиссиётпарвар // М. Шакурй. Нигохе ба адабиёти точикии садаи бист. - Душанбе: Пайванд, 2006. - С. 284-377.
116. Шакурй, М.Б. Падари миллат // М.Б. Шакурй. Нигохе ба адабиёти точик дар садаи бист. - Душанбе: Пайванд, 2006. - С. 211283.
117. Шарифов, Х. Сухан аз адабиёти миллии точик // Х. Шарифов. Сухан аз адабиёти миллй. - Душанбе: Пайванд, 2009. -С. 290-315.
118. Шевердин, М. Социальная восточная повесть // М. Шевердин. -За партию. - 1928. - №4 (8). - С.11-14.
119. Шукурй, М. Андешапарварй - фаъолиятмандии ичтимой // Мактаби одамият. / М. Шукурй. - Душанбе: Адиб, 1991. - С. 18-29.
120. Шукурй, М. Зиндагиномаи Ачзй // М. Шукурй. Нигохе ба адабиёти точик дар садаи бист. - Душанбе: Пайванд, 2006. - С. 66105.
121. Шукурй, М. Рухшиноси хиссиётпарвар // М. Шукурй. Нигохе ба адабиёти точик дар садаи бист. - Душанбе: Пайванд, 2006. - С. 284-377.
122. Шукурй, М. Садокат ва идеалхои олй // Мактаби одамият. / М. Шукурй. - Душанбе: Адиб, 1991. - С. 29-53.
123. Шукурй, М. Устоди портрети психологй // М. Шукурй. Пайванди замонхо ва халкхо. - Душанбе: Ирфон, 1982. - С. 195-211.
124. Шукурй. М. ^ахрамони хаёт - кахрамони адабиёт // Пахлухои тадкики бадей. / М. Шукурй.- Душанбе: Ирфон, 1976. - С. 186-205.
125. Шукуров, М. Насри реалистй ва тахаввули шуури эстетикй. / М. Шукуров.- Душанбе: Ирфон, 1987. - 452 с.
126. Юсуфов, К. Сотим Улугзода ва повести тарчимахолии у «Субхи чавонии мо». / К. Юсуфов. - Душанбе: Дониш, 1968. - 126 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.