Система женских образов в романах Якуба Занкиева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Хуснутдинова, Муниря Сирачтдиновна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Хуснутдинова, Муниря Сирачтдиновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I ОБРАЗ СИБИРСКО-ТАТАРСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В КОНТЕКСТЕ НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ Я.К.ЗАНКИЕВА.
1.1. Основные направления и тенденции в изучении женских образов в произведениях татарских писателей.
1.2. Своеобразие национального взгляда на природу женского начала.
ГЛАВА II ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА СИБИРСКО-ТАТАРСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В РОМАНАХ
Я.К.ЗАНКИЕВА.
2.1. Становление и развитие системы женских образов в творчестве Я.К.Занкиева.
2.2. Типологическое изучение героинь
Я.К.Занкиева.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В.2009 год, кандидат филологических наук Бабшанова, Гульнур Нургалиевна
Мифологические и фольклорные мотивы в романах Якуба Занкиева2009 год, кандидат филологических наук Ташкеева, Гульсина Халиловна
Литературно-публицистическая деятельность Якуба Занкиева2009 год, кандидат филологических наук Кирамова, Халида Халидулловна
Художественное выражение женского идеала в чувашской литературе2003 год, кандидат филологических наук Савельева, Вера Мефодьевна
Татарская литература Тюменского региона: история и современность2007 год, доктор филологических наук Сайфулина, Флера Сагитовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система женских образов в романах Якуба Занкиева»
Возрождение национальной культуры сибирских татар в контексте художественной жизни современной России претерпело определенное изменение, которое актуализирует необходимость изучения творческого наследия сибирско-татарских литераторов, отразивших в своих произведениях целую историческую эпоху.
В своей монографии «Сибирские татары» (1995) Ф.Валеев называет два имени: поэта сибирских татар Булата Валиковича Сулейманова и романиста, мастера эпических полотен Якуба Камалиевича Занкиева. Сегодня к этому списку Ф.Валеева добавилось еще несколько профессиональных литераторов.
Творчество Я.К.Занкиева, по общему признанию исследователей, отразило плодотворные художественные искания в сибирско-татарской литературе. Его имя вызывает все больший и больший резонанс, популярность писателя в Сибири увеличивается с каждым годом. Об этом свидетельствуют монографии и другие формы научно-исследовательской деятельности.
Диссертационное исследование посвящено изучению системы женских образов в произведениях Я.К.Занкиева. Внимание к данной проблеме обусловлено возрастающим в последние годы интересом исследователей к женским персонажам, занимающим важное место в литературе. Будучи весомой половиной человечества, женщина занимает значительное место в жизни любого народа. С именем женщины, героини произведения искусства, связано воплощение художественных и эстетических идеалов. С целью претворения в жизнь прекрасных идеалов, устремлений к высотам нравственной и физической красоты, женские образы в искусстве и литературе щедро наделялись лучшими качествами.
Поэтому женщина в искусстве и литературе часто приобретала символическое значение.
Женский образ находит свое место в сочинении Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе», нач. XIII в.), созданное в эпоху расцвета гуманизма в литературах мусульманского Востока. Нравоучительный смысл в данном произведении основано на кораническом сюжете о пророке Йусуфе, который совмещается с изложением широко распространенного в восточной литературе любовно-романтического сюжета. Этим объясняется значительность и масштабность идей, воспетых в данном произведении. Поэма в целом звучит как гимн физической и духовной красоте человека, его разуму и чувству. При этом разум мужчины — будущего правителя поэтом ставится выше чувств женщины, что заложено в основную идейную канву произведения и оправдывается его художественной логикой. При этом, в произведении параллельно присутствует и вторая сюжетная линия, связанная с образом красавицы Зулейхи, которая служит раскрытию следующей мысли: для того, чтобы достичь личного счастья, человеку нужно познать чувство любви.
Не меньшее внимание заслуживает тема семьи и женщины в произведении Кул Гали. Специфично, что характер Зулейхи отличает необычайная сила духа, поддерживаемая любовью к Йусуфу, которая нередко затмевает образ праведного мужчины. Как отмечается в научном изыскании Н.Ш.Хисамова: «Кул Гали все действия, присущие эпическому герою, перенес на образ героини. Нравственно-гуманистическая ценность поэмы и полнота ее жизнеутверждающего пафоса немыслимы без темы любви и семьи. Характерна роль Зулейхи, не отступающей от цели, проносящей через все невзгоды, унижения и лишения, горячее чувство любви, способное на безмерное терпение во имя верности и этим заслуживающей право на счастье» [Хисамов 1994: 12].
Наравне с изложением темы правителя, где проявляется весь комплекс черт, свойственных направлению прагматического рационализма, Кул Гали также проводит идею любви, которая лежит в основе семейного счастья. Терпение во имя воплощения заложенного в человеке природой чувства любви, продолжения рода составляет идейный замысел второй сюжетной линии данного дастана.
Бесценные памятники средневековой татарской литературы, как поэмы «Гульстан» («Гульстан бит-тюрки») Саифа ас-Сараи, «Хосров и Ширин» Кутби, «Махаббат-намэ» Харазми также преподносят женские образы в духе восточного романтизма. В центре поэмы Кутби - история любви Хосрова и Ширин. При этом, в дастане особое место уделяется безответной любви Фархада к красавице Ширин. Любовь Фархада -красивого и сильного молодого человека, искусного мастера и художника, обладающего, по словам поэта, «сотнями разных искусств», представлена в поэме как самое благородное, возвышенное чувство, благодаря которому герой совершает благородные поступки. «Этот мир лишь благодаря любви живет», - так провозглашает Кутби, создавший своих героев внешне красивыми, внутренне совершенными, нравственно чистыми.
Во всей поэме чувствуется большое уважение к женщине. Судя по произведениям данного периода, женщина на Востоке, в том числе и в Золотой Орде, пользовалась большим почетом. «В этом крае я увидел чудеса по части великого почета, в каком у них (т.е. у татар) женщина. Они пользуются большим уважением, чем мужчины», - писал Ибн-Баттута. Творчество автора золотоордынского «Хосрова и Ширин» имело благодатное влияние как на его современников (Харазми), так и на последующих татарских поэтов: Мухамедъяра (XVI век), Утыз-Имяни (XVIII - XIX века), Тукая и Бабича (начало XX века).
Образ сибирской женщины впервые ярко запечатлен поэтом-сказочником П.Ершовым. Как пишет А.П.Ярков в предисловии книги
И.Гарифуллина «Легендарная красавица Сузге», что «Личность Сузге настолько заинтересовала и вдохновила известного тобольского сказочника П.Ершова, что в конце 1837 года он написал поэму, которая, к сожалению, мало известна. Между тем, в ней поэт-сказитель с исключительными подробностями запечатлел не только внешние черты, но и внутренний мир «гаремной красавицы», связав ее образ со сложным для ее народа этапом того времени». [Ярков 2006].
Женские образы создавались уже в творчестве представителей древнетатарской литературы и литературы средневековья (Кол Гали, Котби, Харазми, Мухамедъяр и др.), позже вопросы о роли женщины в обществе являются узловыми в творчестве видных деятелей татарской литературы XIX века (М.Акъегетзаде, З.Бигиев, Г.Ильяси, Ф.Халиди). В произведениях татарской литературы начала XX века (Г.Тукай, Г.Ибрагимов, Ф.Амирхан, Ш.Камал, Г.Исхаки, М.Файзи) женские образы становятся объектом особого внимания. Во главе угла их произведений стояли не только вопросы семейных отношений, но и общественные. Главный вопрос, на который пытались найти ответ, заключался в следующем: «Каким должно быть место женщины в обществе?». Национальная литература XIX - нач. XX вв. уделяла особо пристальное внимание этому вопросу ввиду его первостепенной важности для возрождения татарского общества, для становления его на прогрессивный путь развития. К решению этого вопроса татарские деятели литературы, искусства и культуры подходили комплексно, обнажая потребности татарского общества в решении целого спектра проблем, с которыми с одной стороны сталкивались женщины в татарском обществе, а с другой стороны и татарское общество не находило нравственно-обоснованного решения проблемы воспитания, образования и эмансипации женщин. В советский период женский образ начинает представляться писателями полезным членом общества, ставящего общественное выше личного, семейного.
О женских образах, превращенных в символ художественно-эстетического идеала, свидетельствует великое множество шедевров художественной литературы как отечественной, так и зарубежной, такие, как «Бедная Лиза» Н.Карамзина, «Анна Каренина» Л.Толстого, «Мать», «Васса Железнова» М.Горького, «Сэхибжамал» («Сахибджамал») Г.Кандалый, «Остазбикэ» («Остазбикэ»), «Зелэйха» («Зулейха») Г.Исхаки, «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма») Г.Кутуя, «Намус» («Честь») Г.Баширова, «Ак чэчэклэр» («Белые цветы») Г.Абсалямова, «Унесенные ветром» М.Митчелл. В литературе более позднего периода к ним можно отнести «Подвиг любви бескорыстной» повесть М.Сергеева, «Эйтелмэгэн васыять» («Невысказанное завещание») А.Еникиева, «Бер ананыц биш улы» Х.Сарьяна, «Хыянэт» («Измена») Ф.Латыйфи и другие.
Творчество Я.К. Занкиева вливается в единый поток многонациональной художественной литературы, отстаивающей общечеловеческие ценности. Несмотря на то, что все-таки ключевыми героями в его произведениях зачастую становились мужчины-идеалисты, женские образы Я.К.Занкиева, являясь персонажами второго плана, также играют не последнюю роль в осуществлении идейно-эстетического замысла автора. Результатом творческих исканий писателя стали персонажи, которые воплощали онтологическое, философское и социальное осмысление женского характера.
Пристальное внимание к новым аспектам литературно-критического восприятия женских образов Я.Занкиева формирует предпосылки для новых подходов, ориентированных на создание современной концепции творчества писателя. Помимо обнаружения самоценных фактов рецепции женских образов в произведениях Я.Занкиева, поднятая тема важна для изучения вопросов о влиянии творчества автора на культуру сибирских татар, для дальнейшей разработки проблемы художественного восприятия.
Актуальность исследования определяется местом и ролью творчества Я.К.Занкиева в общем литературном процессе конца XX века. Анализ социальных, этических и психологических взглядов писателя на женщину, отразившихся в художественных образах его произведений, помогает точнее понять как особенности его личного мировосприятия, так и глубинные процессы, происходившие в общественном сознании, позволил бы, на наш взгляд, открыть новые грани идейного смысла произведений писателя и увидеть его творчество как целостную систему. Особенности творческой манеры художника, наложившие свой отпечаток на способ изображения персонажа, также позволяют судить о ведущих тенденциях той или иной исторической эпохи.
Степень изученности проблемы. В последние десятилетия изучение татарской литературы Тюменского края является приоритетным направлением литературоведческой науки региона. Литература сибирских татар, история ее формирования и развития являлись объектом исследования ряда серьезных научных работ. Литературное творчество многих татарских литераторов нашло отражение в двухтомном учебном пособии для национальных школ региона «Туган як эдэбияты» («Литература родного края») [Хабибуллина 2002: 260] учителя-ветерана Л.Б.Хабибуллиной. В последнее десятилетие появились монографические труды Ф.С. Сайфулиной [Сайфулина 2003: 108; 2004: 104; 2004: 198; 2007: 296; 2009: 180], посвященные разностороннему исследованию литературного творчества писателей и поэтов, чье творчество связано с Сибирью, в т.ч. и исследуемого нами автора. Отдельные стороны литературного творчества прозаика Я.Занкиева отражены в статьях Г.Ахунова [Ахунов 1989: 186], Ю.Прибыльского [Прибыльский 1998: 1013], В.Рогачева [Рогачев 1998: 8], Г.Минасьян [Минасьян 1988: 29-30],
К.Садыкова [Садыков 1998: 9; 1998: 33-37; 2000: 55-58] и др. Отдельным проблемам татарской литературы Тюменского региона посвящены диссертационные исследования молодых ученых Л.Х.Фаизовой [Фаизова 2006: 24], Г.Муллачановой [Муллачанова 2006: 27], Г.С.Галямовой [Галямова 2006: 18], Г.Х.Ташкеевой [Ташкеева 2009: 22], Х.Х.Кирамовой [Кирамова 2009: 20].
В татарской литературе тема женщины в последние годы в монографическом плане была изучена в таких исследованиях, как «Проблема женской эмансипации в татарской литературе начала XX века» С.Р. Никишиной [Никишина 2002], «Образ женщины в русской и татарской литературе 1890-1917 гг. на примере творчества Г. Исхаки и М. Горького» Д.М. Хайруллиной [Хайруллина2005].
Вместе с тем, научных работ, непосредственно посвященных образу женщины в творчестве Я.К.Занкиева, еще не было, лишь совсем незначительная часть публикаций вскользь или частично освещает женские образы в творчестве сибирско-татарских писателей и поэтов. Поэтому мы полагаем, что рассмотрение художественного своеобразия изображения женских образов, их типологии, принципов художественной характерологии в настоящее время является и своевременным, и актуальным.
Определяя цель работы, ее объект, предмет и задачи, следует в первую очередь подчеркнуть особый смысл и большую значимость ключевого ее понятия «женский образ». В романах писателя представлена целая галерея женских персонажей, каждый из которых обладает самостоятельным жизненным, эстетическим, эмоциональным содержанием. Однако все эти образы-характеры в своей совокупности объединены определенными общими связями. В основе этой общности -самобытные мировоззренческие, нравственно-философские, эстетические представления писателя. В этом понятии заложен определенный тип личности человека в его специфических связях и отношениях с миром природы и обществом.
Целью исследования является комплексный анализ художественной системы женских образов, созданных Я.К.Занкиевым. Постановка проблемы обусловила необходимость решения следующих задач:
- определить и проанализировать основные направления и тенденции в изучении женских образов в творчестве Я.К.Занкиева, репрезентативные для современной научной мысли; выявить ключевые качества характера сибирско-татарской женщины, созданные в произведениях исследуемого автора в их соотношении с общенародными представлениями и современным состоянием духовного общества;
- определить особенности нравственно-философского содержания ключевых образов Я.К.Занкиева;
- обозначить перспективные направления для дальнейшего изучения женских образов сибирско-татарских писателей и поэтов.
Теоретической базой исследования стали труды по теории художественного восприятия (A.A. Потебня, А.П. Скафтымов, М.Б. Храпченко, Х.Р. Яусс, В. Изер, Ю.Б. Борев и др.), по проблемам интерпретации художественного текста (A.A. Ухтомский, Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, Х.-Г. Гадамер, М.М. Бахтин, П. Рикер и др.), по теории и истории художественного образа (Г.Н. Поспелов, И.И. Виноградов, Г.Д. Гачев, Л.Я. Гинзбург и др.).
Кроме того, научные труды видных татарских ученых: А.Ахмадуллина, Дж.Валиди, М.Гайнуллина, Р.Ганеевой, Г.Ибрагимова, Х.Миннегулова, Ф.Мусина, Ю.Нигматуллиной, И.Нуруллина, Ф.Сайфулиной, Ф.Хатипова, Н.Хисамова, Г.Халита, А.Шарипова, Ф.Яхина и многих др. также были объектом пристального внимания.
Методологические подходы и методы исследования. Цель и конкретные задачи обусловили выбор методов, адекватных предмету исследования: комплексный подход к исследованию в творчестве Я.К.Занкиева системы образов женщин сочетает в себе элементы сравнительно-исторического, текстологического, культурно-исторических методов.
Объектом изучения стали романы Я.К.Занкиева «Иртыш тацнары» («Зори Иртыша») и «Ялкында етелгэн мэхэббэт» («Любовь, объятая пламенем»).
Предметом настоящего диссертационного исследования являются женские образы в произведениях Я.К.Занкиева.
Научная новизна данной работы обусловлена тем, что она впервые обращается к целостному анализу женских образов в творчестве сибирско-татарского писателя.
Положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время в мировом литературоведении в изучении женских образов накоплен значительный теоретический и фактологический материал, позволяющий ученым-филологам выйти на качественно новый уровень осмысления и постижения поэтики героинь сибирско-татарского писателя. Научная мысль многих ученых в Х1Х-ХХ вв. развивалась в рамках биографического, формального и сравнительно-исторического литературоведения. Кроме того, в литературоведении был актуализирован социологический метод в изучении художественной литературы — психологический и психоаналитический.
I 2. Насыщенность романов Я.Занкиева диалогами и монологами, динамичный и интригующий читателя сюжет с острыми перипетиями, бескомпромиссный конфликт, уплотненность художественного времени, сценичность пространства, интенсивность душевных переживаний героев, высокий накал страстей — основа для создания интересных литературных образов, в т.ч. и женских.
3. При характеристике и оценке женских образов писателя нами особо уделяется внимание на два фактора: во-первых, что при создании образов своих героинь писатель руководствовался принципом жизненного правдоподобия, создавал не «идею», а героиню; во-вторых, он постоянно находился в процессе поиска нового типа героини, нового женского характера.
4. Стремление писателя к разностороннему представлению отдельных героинь, позволяет выявить различные смысловые доминанты женских персонажей, как в рамках отдельного произведения, так и в творчестве писателя в целом. Писатель, с одной стороны, продолжает традиции создания типических женских образов, присущих произведениям советского периода, также ведет поиски новых женских идеалов.
5. Создание основных женских образов ведется в русле трех направлений: мифологического, психологического и сравнительно-исторического, а также в контексте религиозно-философских исканий писателя. Рассматриваемые нами образы Сании («Зори Иртыша») и Нурии («Любовь, объятая пламенем) представлены автором в трех ипостасях: как любимая дочь, верная жена и любящая мать. В них воплощаются лучшие качества женской натуры: гармония духовного и телесного, естественного и нравственного, природного и человеческого.
6. Выявленное в работе фольклорные и мифологические основы создания женских образов, рассмотрение его героинь в контексте сибирской культуры, а также изучение иррациональной сущности их характеров, позволяет говорить о сложившейся в современном литературоведении тенденции в интерпретации женских образов писателя как синтезе мифологического, мусульманского и психологического начал.
Практическое применение результатов диссертации позволит более глубоко осмыслить женские образы Я.К. Занкиева в контексте татарских литературных связей. Материалы исследования могут быть использованы в вузовском курсе «История татарской литературы», в спецкурсах по творчеству Я.Занкиева и при создании монографических работ, посвященных женским образам писателя.
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, детального текстуального анализа.
Апробация положений диссертации имела место на Международных («Роль иностранных языков в подготовке специалистов нефтегазового комплекса: проблемы и перспективы изучения в современных условиях, Тюмень, 2009; 2010), Всероссийских («Тумашевские чтения» Тюмень, 2008; «Современные проблемы взаимодействия языков и культур», Москва, 2010) научно-практических конференциях. По теме диссертации опубликовано шесть научных статей, в т.ч. одна статья в сборнике, рекомендуемом ВАК РФ.
Объем и структура работы. Текст диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и занимает 157 печатных страниц. Библиография включает 212 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Женские образы в татарской просветительской литературе2011 год, кандидат филологических наук Фаттакова, Альсина Александровна
Женский мир прозы С.П. Залыгина: поэтико-аксиологический аспект2008 год, кандидат филологических наук Шаталова, Алевтина Валерьевна
Проблема личности в творчестве Г. Исхаки2005 год, доктор филологических наук Шагбанова, Хабиба Садыровна
Проблема женской эмансипации в татарской литературе начала XX века2002 год, кандидат филологических наук Никишина, Светлана Раданисовна
"Новый" тип русской женщины в изображении И. С. Тургенева и Н. С. Лескова: Романы "Накануне" и "Некуда"2001 год, кандидат филологических наук Иванова, Татьяна Николаевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Хуснутдинова, Муниря Сирачтдиновна
Заключение
Осуществленное в настоящей диссертации изучение наиболее значимых интерпретаций женских образов в творчестве Я.К.Занкиева позволило установить методологический уровень современного положения сибирских татар, определить основные тенденции и направления в нем, наметить дальнейшие перспективы развития.
В настоящее время, когда сибирский народ переосмысливает собственный опыт в оценке женских персонажей, история интерпретаций актуальна и значима.
Важным событием в изучении женских образов в творчестве сибирско-татарских писателей и поэтов можно назвать появление в литературе работ, авторы которых стремятся рассматривать женские образы одной типологической группы в единстве. Это позволяет увидеть не только своеобразие образа сибирской татарки, но и приблизиться к рассмотрению системы женских персонажей в целом.
Кроме того, раскрытие женских образов в сибирско-татарской литературе способствует углублению понимания поэтики художественного образа в творчестве писателей и поэтов Сибири.
Возвращаясь к причинам обращения Я.К. Занкиева к женским характерам, отметим, что эта проблема - проблема женского характера -поставлена перед татарской литературой XX века самой жизнью, «эпическим состоянием мира». Без художественного воплощения женского характера не было бы полной картины действительности того времени.
В романах Я.К. Занкиева предметом изображения является духовно-нравственная сфера бытия человека. «История души» героев автора со всеми ее надрывно-мучительными, трагическими перипетиями представляется читателю настоящим откровением о человеке. Погружаясь в художественный мир романов писателя, читатель открывает для себя тот «пласт» своего внутреннего мира, который таится в глубинах его сознания и далеко не всегда востребуется в повседневной жизни.
Человек, прежде всего, существо духовное, и духовное начало в человеке — это подлинная его сущность; следовательно, правда о человеке сокрыта в глубинах его сознания, духовные отношения между людьми отличаются от всех иных типов человеческих отношений тем, что столько же реальны, сколько и идеальны. Сознание духовного родства людей -идеальная норма человеческих отношений.
Духовность дарует для человека высшие радости жизни, но именно в духовной сфере трагизм человеческого бытия достигает высшего накала. Поставив во главе угла при изображении человека духовную первооснову, Я.К. Занкиев в своих произведениях представил человека во всей конкретике социально-исторического бытия, во всей достоверности внутренней жизни, однако сверхзадачу своего творчества писатель видел в том, чтобы актуализировать проблему духовной нравственности человека.
Комплексный анализ романов Я.К. Занкиева подчеркивает его бесспорную заслугу в воспевании своего народа, во всестороннем критическом анализе его положения, в утверждении полноценности и перспективности народного характера, безграничных возможностей сибирско-татарского народа.
Можно констатировать, что проблемы истории, языка, религии и культуры находят свое отображение в произведениях Я.К. Занкиева. Историко-культурные проблемы Я.К. Занкиева рассматривают в идейно-содержательном отношении — с позиции развития и самосовершенствования своей нации, в структурно-художественном отношении они организуют единое пространство произведений, где современность, прошлое и будущее постоянно находятся в поле зрения автора. Писатель, опираясь на факты жизни своего народа, утверждает, что жизненно необходимо, чтобы народ понимал свою историческую преемственность в потоке чередующихся времен, из чувства которой вызревает вера в свое национальное бессмертие.
Для Я.К. Занкиева сибирско-татарская женщина представляла собой тайну, загадку, которую он стремился разгадать. Автором были созданы замечательные героини, живущие на страницах написанных им книг. Несмотря на то, что все-таки ключевыми героями в его произведениях зачастую становились мужчины-идеалисты, героини писателя также играют не последнюю роль в выражении авторской мысли. Читая его произведения, можно «окунуться» в мир, полный страстей и различных эмоций.
Его тип женщины - всенароден, главная составляющая его — духовная красота. Замечательной, гуманистической особенностью романов Я.К. Занкиева является то, что большинство его героинь - татарских женщин Сибири - умеет сохранить лучшие порывы души, благородство чувств, веру в идеал и цельность натуры.
Зная достижения мировой и татарской литературы, используя их, он нашел свои национально-своеобразные способы реалистического изображения человеческой души и человеческого характера.
Итак, Я.К.Занкиевым создаются неповторимые и запоминающиеся женские образы. Автору характерно разносторонность в их изображении, выявление типических качеств, при этом его героини самодостаточны и неповторимы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Хуснутдинова, Муниря Сирачтдиновна, 2010 год
1. Список использованных источников
2. Занкиев Я.К. Зори Иртыша: роман. кн. вторая. - Тюмень: СофтДизайн., 1998. - 232 с.
3. Занкиев Я.К. Зори Иртыша: роман. — кн. первая. Тюмень: СофтДизайн., 1996. - 272 с.
4. Занкиев Я.К. Любовь, объятая пламенем: роман. Авт. пер. с татар. Х.Ч. Алишиной. — 2~е изд. — Тюмень: Печатник, 2008. - 252 с.
5. Занкиев Я.К. Любовь, объятая пламенем: роман. — Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2001.
6. Зэнкиев Я.К. Иртеш тацнары: роман. — Казан: Тат.кит. нэшр., 1994.-672 б.
7. Зэнкиев Я.К. Кайчыколак: хикэялэр. Тюмень, 1994. - 63 б.
8. Зэнкиев Я.К. Ялкында етелгэн мэхэббэт: роман. Томэн: Вектор -Бук., 1999.-312 6.
9. И. Научно-теоретические источники
10. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. - 320 с.
11. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение: учебник для студентов филол. специальностей пед. институтов. изд.6-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - 352 с.
12. Азимова Р.Д. Нравственный мир личности. М.: Знание, 1978. -66 с.
13. Алишина Х.Ч. Гуманитарная культура педагога Якуба Камалиевича Занкиева // "Занкиевские чтения": материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (Тобольск, 6-7 апреля 2007 г.). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И Менделеева, 2007. С. 13.
14. Алишина Х.Ч. Безнец горурлыгыбыз // Яцарыш. 1997. - 7 февр.
15. Алишина Х.Ч. Мы гордимся вами, Якуб абый // Сибирская панорама. — 1998. 20 мая.
16. Алишина Х.Ч. На соискание премии Габдуллы Тукая // Яцарыш. 2002. - 2 апр.
17. Алишина Х.Ч. О творчестве писателя Якуба Занкиева // Тюмень литературная. 2008. № 04 (96). - С. 10-11.
18. Алишина Х.Ч. Первый писатель сибирских татар // Яцарыш. -1997.
19. Алишина Х.Ч. Сибирский Макаренко // Тюменские известия. -2007. 31 июля.
20. Алишина Х.Ч. Халкыбызныц боек шэхесе // Яцарыш. 1998. - 7 апр.
21. Алишина Х.Ч. Хермэтле Якуб абый //Яцарыш. 1996. - 5 апр.
22. Алишина Х.Ч. Язучы корэшче ул // Яцарыш. - 1995. - 7 апр.
23. Алишина Х.Ч. Якуб Камалиевич Занкиев видный педагог и писатель сибирских татар // Современные проблемы филологии Урало-Поволжья: материалы межрегион, науч.-практ. конф. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2007. - С. 53-61.
24. Аппасова Н. Горурлык хисе таратучылар // Яцарыш. 2002. - 16 апр.
25. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: «Мысль», 1974. - 221 с.
26. Афанасьев Э.С. «Я. реалист в высшем смысле» // Русскаясловесность: научно-теоретический и методический журнал. -Школа-пресс, Русская словесность. М., 2005. - С. 7-11.
27. Ахметова Ф.В. По следам В.В.Радлова // Сибирские татары.: сб. ст. Казань: Институт истории АН РТ, 2002. — 240 с.
28. Ахунж;анов И.А. Художник Ьэм аныц сузе: эдэби портретлар, мэкалэлэр. Казан: Тат. кит. нэшр., 1978. - 144 б.
29. Ахунов Г. Бугенге татар романы: кайбер кузэтулэр // Казан утлары. 1989. - №5 - Б. 180-186.
30. Эдэбият (XX йез башы Ьэм 20 нче еллар татар эдэбияты): унберьеллык урта мэктэпнец 10 нчы сыйныфы очен дэреслек / М.Х.Хэсэнов, А.Г.Эхмэдуллин, Ф.Г.Галимуллин, И.З.Нуруллин; А.Г.Эхмэдуллин ред. Казан: Мэгариф, 1994. - 367 б.
31. Эмирхан Ф. Сайланма эсэрлэр. Казан: Тат. кит. нэшр., 1941. -Б. 359.
32. Эхмэдуллин А. Офыклар кицэйгэндэ: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. — Казан: Тат. кит. нэшр., 2002. 239 б.
33. Эхмэдуллин Ш.Э. Яца гасырга атлаганда: мэкалэлэр жыентыгы. -Казан: Тат. кит.нэшр., 1995. -208 б.
34. Бабшанова Г.Н. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В.: Автореф. дисс.канд. филол. н. Тобольск, 2009.
35. Бакиева Г.Т. Положение женщины в семье сибирских татар в XIX начале XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. -2009. -№ 10.-С. 122-129.
36. Бахрушин C.B. Сибирские служилые татары в 17 веке // Исторические записки. Т.1. - М., 1937. — С.77.
37. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: «Художественная литература», 1975. - 502 с.
38. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-444 с.
39. Баязитов Ф.Г. «Зори Иртыша» Якуба Занкиева // Тюменская правда. 1995. - 1 дек.
40. Баязитов- Ф.Г. Вся моя жизнь в зорях Иртыша // Яцарыш. -1993.- 11 апр.
41. Баязитов Ф.Г. Рожденные зорями Иртыша // Яцарыш. 1996. — 23 апр.
42. Баязитов Ф.Г. Рожденный зорями Иртыша: творческий портрет тобольского прозаика и очеркиста, члена Союза писателей Татарстана заслуженного учителя России Якуба Занкиева) // Встречи и судьбы. Тюмень, 2005. - С. 123-130.
43. Баязитов Ф.Г. Творческое наследие писателя Я.К. Занкиева // Сулеймановские чтения 2005: материалы VIII межрегион, науч.-практ. конф. (г. Тобольск, 12-13 мая 2005 г.). - Тюмень, 2005. - С.30-31.
44. Баязитов Ф.Г. У нас в гостях тобольский писатель и очеркист - Якуб Занкиев // Татарские края. - 1995 - № 16.
45. Баязитов Ф.Г. Это раман о моей родной земле, моих соплеменниках // Яцарыш. 1995. — 7 апр.
46. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.З. - М.: Гослитиздат, 1948. - 375 с.
47. Белинский В.Г. Собрание сочинений. Т. 10. - М.: Изд-во АН СССР, 1956.-474 с.
48. Березин В., Добродеев Д. Конспекты романов // Рассказы об испорченных сердцах. М., 1996.
49. Бессонов Б.Н. Человек: Пути формирования новой личности. -М.: «Мысль», 1988. 301 с.
50. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М.: Воронеж, 1997.
51. Блок А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 5. - М.-Л.: ГИХЛ. -1962.-515 с.
52. Бодаков A.B. Формирование всесторонне развитой личности. -Минск: Нар. асвета, 1987. 144 с.
53. Бондаренко Л.Ю. Женщина в обществе: традиции и перемены. -Томск, 1995.-37с.
54. Бореев, Ю.Б. Основные эстетические категории / Ю.Б. Бореев. -М.: Высшая школа. 1960. - С. 215.
55. Бороноев А.О. Сибирский роман как проявление региональной ментально сти и советской культуры // http: //www.ibci.nl/konferencia/page/statya к 17.htm
56. Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М., 1971. - 48 с.
57. Бушмин А. Наука о литературе. Проблемы. Суждения. Споры. -М.: Современник, 1980. 334 с.
58. В поисках позитивного образа. Путь к мастерству / Под ред. Е.Машковой. Набережные Челны, 2000. - 76 с.
59. Валгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие. — М.: Логос, 2004. -280 с.
60. Валеев Н. В мире нравственных исканий. Казань: Тат. кн. изд-во, 1981.- 120 с.
61. Валеев Ф.Т. Западносибирское татары во второй половине XIX-начале XX веков (Историко-этнографические очерки). Казань: Тат. кн. изд.-во. - 1980. - 232 с.
62. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань: Тат. кн. изд-во, 1993. - С. 149-150.
63. Введение в литературоведение: хрестоматия для вузов по направлению и специальности «Филология» / Сост. Николаев Г.А. и др. М.: Высш. шк, 1997. - 349 с.
64. Винокур,Т.О. О языке художественной литературы. М.: Высш. шк., 1991.-447 с.
65. Витражи мудрости. Минск, 1991. - С. 32.
66. Вовк В.Н. Языковая метафора в художественной речи. Киев: Наук, думка, 1986. - 140 с.
67. Вольфганг Г.И. Собрание сочинений. В 13-ти т. Т. 10. - М.: ГИХЛ. - 1937. - 718 с.
68. Галимуллин Ф. Взгляд в будущее: сборник статей об истории татарской литературы. Казань: Татгосиздат, 1995. - 200 с.
69. Галимуллин Ф. Эле без туганчы. Казан: Тат. кит. нэшр. - 2001. - 320 б.
70. Галямова Г.С Отражение темы Сибири в татарской прозе II половины XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева. 2006. - С. 18.
71. Ганиева Р. Татар эдэбияты: традициялэр, багланышлар. Казан университеты нэшр., 2002. - 268 б.
72. Гарифуллин И.Б. «Зори Иртыша» // Тюменская правда. 1998.6 авг.
73. Гарифуллин И.Б. Халкыбыз горурлыгы // Яцарыш. 2002. - 29 марта.
74. Гафури М. Совет чоры прозасы. 4 томда. Т.4. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1981.-496 б.
75. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космос-Психо-Логос. -М., 1955.
76. Гегель Г. Сочинения. Т. 12. - М.: Соц.-экономич. изд. - 1938. -С.З.
77. Гендерная стратегия России: показатели социального равенства. М., 2002. - 6 с.
78. Гете И.В. Собрание сочинений. В 13-ти т. Т.10. - М.: ГИХЛ, 1937.-С. 718.
79. Гильберт К., Кун Г. История эстетики. М.: Изд-во ин. лит-ры, 1960.-686 с.
80. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1979. - 222 с.
81. Голод С.И. Семья и брак: историко социологический анализ. -СПб., 1998.-271 с.
82. Горький М. Полное собрание сочинений. В 30-ти т. Т.30. - М.: Художественная литература, 1949-1956.
83. Гульназарян Н.Е. Художественная концепция личности в историческом романе конца XX века (А.Ю. Сегень, В.В. Личутин). Краснодар. - 2009. - С. 24.77Хуляев Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1985. -271 с.
84. Дарвин Н.М. Фрагмент // Введение в литературоведение. М., 1999.
85. Дементьев А.Г. Статьи о советской литературе. Худож. лит., 1983.-414 с.
86. Денисов Н. Рожден Иртышом // Тюм. известия. 1996. - 20 мая.
87. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. М., 1974.-277 с.
88. Дремов А.К. Эстетический идеал советской литературы. М.: Знание, 1973.-62 с.
89. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 1998. - 248 с.
90. Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. М.: "Идея-Пресс", 2000.-280 с.
91. Женщины и демократизация: общественное мнение женщин по актуальным социально политическим вопросам. (Результаты социологического исследования). -М., 1991. - 106 с.
92. Жеребкина И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века // Русская женщина и православие. СПб., 1997. - С. 118-119.
93. Жизнь и творчество педагога и писателя Я. К. Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения Я.К.Занкиева (г. Тобольск, 8-9 апреля 1997 г.). -Тобольск, 1998.-69 с.
94. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / Вступит, статья Д.С. Лихачева. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1977. - 407 с.
95. Ибрагимов Г. Избранное. М.: Худ. Литература, 1976. - 395 с.
96. Иванов A.B. Евразийство: Ключевые идеи, ценности, политические приоритеты / Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев, М.Ю. Шишин. Барнаул: АГАУ, 2007. - 243 с.
97. Изменение положения женщины и семья. М., Наука. - 1977. -214 с.
98. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т.1. - 1996. - С. 168; Т.8. -1998.-С. 144, 484, 490.
99. Исхаки Г. Встреча или Гульгыйзар // Идель. — 1993. № 2. - С. 24.
100. Каменская Л., Живова А. Что и Как // Симинарий «Литературы». 1996. - №9:
101. Кардапольцева В.Н. Женские лики России. Екатеринбург, 2000.
102. Кирамова Х.Х. Литературно-пуьблицистическая деятельность Якуба Занкиева: Автореф. дисс.канд. филол. н. Тобольск, 2009.
103. ЮЗ.Кожинов В. Происхождение романа. М.: Советский писатель, 1963.-439 с.
104. Кожинов В.В. Судьба России вчера, сегодня, завтра. М., 1997.
105. Лавриненко H.B. Женщина: самореализация в семье и обществе: тендерный аспект. Киев, 1999. - 171 с.
106. Литература Тюменского края: хрестоматия: в 3-х т. / Сост. Г. И. Данилина, Н. А. Рогачева, Е. Н. Эртнер. Тюмень: СофтДизайн. - 1996. Кн. 1: 5-7 кл. - 1996. - 303 е.; Кн. 2: 8-9 кл. - 1996.-240 е.; Кн. 3: 10-11 кл. - 1996. - 351 с.
107. Литературно-философские проблемы в контексте современных духовных исканий: сб. науч. тр. / Отв. ред. Бурханов P.A., Рассадин В.Л. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. - 1996. - 99 с.
108. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. - №8. - С.74-79.
109. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 384 с.
110. Ю.Лужановский A.B. Выделение жанра рассказа в русской литературе. Вильнюс, 1988.
111. Луноликая красавица Сузге: лит.-крит. сб., посвящ. 80-летию Я.К. Занкиева / автор-сост. Алишина Х.Ч. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1997. - 100 с.
112. Люкс Л. Заметки о «революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев» // Вопросы философии. № 7. -2003.-С. 23-34.
113. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Советский писатель, 1987. - 317 с.
114. Махмудов,А.Г. Торжество прекрасного. 2-е изд. - Казань, 1999.-С. 84.
115. Махмутова Э.К., Саитова A.A. Жизнь и быт сибирских татар в дилогии Я.Занкиева «Зори Иртыша» // «Сулеймановские чтения»: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тобольск:
116. Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева, 2009. С.43-45.
117. Пб.МэЬдиев М. Реализмга таба: XX йоз башы татар эдзбиятында чынбарлыкнын, чагылышы мэсьэлэлэре. Казан: КДУ нэшр., 1989.- 156 б.
118. Миннегулов Х.Й. Татарская литература и восточная классика, вопросы взаимосвязей и поэтики. — Казань: изд-во Казан, ун-та, 1993.-384 с.
119. Мицнегулов Х.Й., Гыймадиева Н.С. Татар эдэбияты. Казан: Мэгариф, 2000.-319 б.
120. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1987.- 199 с.
121. Муллачанова Г.Х. Художественный мир татарской поэзии сибирского региона (1990-2005): Автореф. дисс.канд. филол. н. Казань, 2006.
122. Муриан В.М. Эстетический идеал. -М.: Искусство, 1966. 248 с.
123. Нигматуллина Ю.Г. Комплексное исследование художественного творчества: проблемы прогнозирования. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. 148 с.
124. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. Казань: КГУ, 1970. - 212 с.
125. Нигматуллина Ю.Г. Проблема комплексного изучения творчества. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. - 108 с.
126. Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур. — Казань: Изд-во «Фэн», 1997. 192 с.
127. Никишина С.Р. Проблема женской эмансипации в татарской литературе начала XX века: Автореф. дисс. . канд. филол. н. -Казань, 2002.
128. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. -256 с.
129. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. - 336 с.
130. Поварисов С. Поэтика художественной прозы Г.Ибрагимова. -Уфа: БГУ, 1987.-71 с.
131. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. -М., 1972.
132. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М., 1990. - С. 394.
133. Рахвалов А. Житейская философия Я.Занкиева // Тюменская правда сегодня. 2001. - 2 марта.
134. Речебакиева X. Онытылмас олуг зат // Яцарыш. 2003. - 4 апр.
135. Рогачев В.А. Роман-эпопея Якуба Занкиева «Иртеш тацнары» как художественная философия народной жизни // Сулеймановские чтения 2001: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2002. - С. 14-15.
136. Сабирова Б.Н. Себер ханбикэсе Сузге: поэма / авт.-сост. Б. Сабирова. — Тюмень, 2007. — 80 с.
137. Сагидуллин М.А. Композиционно-тематическая структура романа Я.К. Занкиева «Зори Иртыша» // Сулеймановские чтения 2004: материалы VII межрегион, науч. - практ. конф. -Тюмень, 2004. - С. 51-53.
138. Сагитова А. «Иртыш тацнары» турында // Яцарыш. 2002. - 12 апр.
139. Садыков К.С. Я.К. Зэнкиевныц «Иртыш тацнары» романы -себер татарларыныц гореф-гадэтлэре йолаларыныц гузэл чагылышы урнэге // Яцарыш. 2002. - 9 апр.
140. Садыков С.А. Беренче адымнар // Яцарыш. -1991.-5 янв.
141. Сайфулина Ф.С. Герои и образная система романов Якуба Занкиева // Этнокультурное пространство региона и языковое сознание: материалы науч.-практ. конф. (Тюмень, 11 октября 2005 г.). Тюмень, 2006. - С. 139-145.
142. НЗ.Сайфулина Ф.С. История формирования и развития татарской литературы Тюменского региона. Тюмень: Вектор Бук, 2007. -296 с.
143. Сайфулина Ф.С. Литературное краеведение: отражение татарского фольклора Тюменского края в литературных произведениях (на примере романа дилогии Я. Занкиева «Зори Иртыша») // Вопросы филологических наук. - 2006. - № 5. - С. 35-38.
144. Сайфулина Ф.С. Отражение особенностей региональной литературы в творчестве Якуба Занкиева // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. - № 2. — С. 247-253.
145. Сайфулина,Ф.С. Региональная литература: вклад Я. Занкиева в развитие татарской литературы Тюменского края // Вестник ТГПИ. 2004. - № 4. - С. 200-209.
146. Сайфулина Ф.С. Татарская литература Тюменского региона: история и современность: Автореф. дис. . доктора, филол. наук. Казань, 2008. - 56 с.
147. Сайфулина,Ф.С. Формирование и развитие татарской литературы Тюменского региона. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2007. - 296 с.
148. Сайфулина Ф.С. Функции пейзажа в романах сибирско-татарского писателя Якуба Занкиева // Виноградовские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (23-24 ноября 2005 г.). -Тобольск, 2005. С.212-220.
149. Салихова С. Яшэунец мэгънэсе // Яцарыш. 2003. - 4 апр.
150. Сэйфулина Ф С. Атачак тацнар хакына (Я. Зэнкиев иж;аты): монография. Тобольск, 2004. — 104 б.
151. Сэйфулина Ф.С., Бабаева 3.3. Якуб Зэнкиевныц тормыш Ьэм иждт юлыныц иж;атында чагылышы // Сулеймановские чтения -2001: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. Тюмень, 2002. - С. 26-28.
152. Сэйфуллина Ф.С. Темэн елкэсе татар эдэбияты. Тубыл, 2004.- 198 6.
153. Свенедицкая Э. Большие проблемы малой прозы // Новое литературное обозрение, 1999. — №4.
154. Скачкова Г.К. Социокультурный облик образованной женщины Тобольской губернии (конец XIX начало XX в.) // Русские старожилы. - Тобольск; Омск: ОмГПУ, 2000. - С. 322-325.
155. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982.
156. Старченко Т.Е. Духовный мир нового человека. Львов: Вища. шк., изд-во при Львов, ун-те, 1983. — 135 с.
157. Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал.- М.: Искусство, 1969. 352 с.
158. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности: Над чем работают, о чем спорят философы. М.: Изд-во полит, литер., 1972.-272 с.
159. Талипова Г.М. Я.К.Зэнкиевныц «Ялкында етелгэн мэхэббэт» романында халык авыз иж;аты чагылышы // Сулеймановские чтения 2000: материалы науч.-практ. конф. - Тюмень, 2001. -Б. 64-65.
160. Талипова Г.М., Кульмаметова Л.К. Якуб Камалиевич Зэнкиевныц «Иртеш тацнары» романында 1917-1945 еллар тарихы вакыйгаларныц чагылышы // Сулеймановские чтения2001: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. Тюмень, 2002. - С. 33-35.
161. Татар эдэбияты тарихы: 6 т. Т. 2. XIX йез татар эдэбияты. -Казан: Тат. кит. нэшр., 1985. 575 б.
162. Татар эдэбияты тарихы: 6 т. Т. 6. 60-90 еллар эдэбияты. -Казан: Раннур нэшр., 2001. 544 б.
163. Татар эдэбияты тарихы: 6 т. Т.5. Боек Ватан сугышы Ьэм сугыштан соцгы еллар эдэбияты (1941-1945). Казан: Тат. кит. нэшр., 1989.-543 б.
164. Татар совет эдэбияты. 10 класс ечен дэреслек / Н.Юзиев ред. -Казан: Тат. кит. нэшр. 1987.
165. Ташкеева Г.Х. Мифологические и фольклорные мотивы в романах Якуба Занкиева: Автореф. дис. кан. филол. наук. -Тобольск, 2009. 23 с.
166. Теория литературы: учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман; под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. -512 с.
167. Терентьева Н., Пащук Н. Человек и война // Литература. -№15. 2002. - 4 апр.
168. Томилов H.A. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI первой черверти XIX вв. — Томск: изд. Томского универ. - 1981.
169. Тюпа В. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. -М., 2001.
170. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л., 1982.
171. Фаизова Л.Х. Особенности творчества сибирско-татарского поэта Ш. Гаделыпи: Автореф. дисс.канд. филол. н.1. Тобольск, 2006.
172. Фаизова JI.X., Кузакбердиева А.И. Я.К.Зэнкиевныц «Иртеш тацнары» романында себер татарларынын, йолалары бирелеше // Сулеймановские чтения 2005: материалы VIII межрегион, науч.-практ. конф. (г. Тобольск, 12-13 мая 2005 г.). - Тюмень, 2005.-Б. 166-167.
173. Федь Н.М. Парадокс о положительном герое. М.: Современник, 1986. - 363 с.
174. Хайруллина Д.М. Образ женщины в русской и татарской литературе 1890-1917 гг. на примере творчества Г. Исхаки и М. Горького: Автореф. дисс. канд. филол. н. Казань, 2005.
175. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2000. - 398 с.
176. Халит Г. Портреты и проблемы. Казань: Тат. кн. изд-во, 1985. -344 с.
177. Хатипов Ф.М. Духовный мир героя. Казань: Тат. кн. изд-во, 1981.-296 с.
178. Хатипов Ф.М. Эдэбият теориясе: югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары очен кулланма. -тул. 2-нче басма. Казан: Раннур, 2002. - 352 б.
179. Хатипов Ф.М. Иртыш тацнары // Яцарыш. 2002. - 12 апр.
180. Хатипов Ф.М. Психологизм в современной татарской прозе: Автореф. дис. .доктора филол. наук. Алма-Ата, 1985. - 40 с.
181. Хатипов Ф.М. Тэнкыйди реализм булганмы? // Мирас. 1997. -№10.-27 б.
182. Хатипов Ф.М. Теория литературы. Казань: Раннур, 2002. -352 с.
183. Хатипов Ф.М. Эпик жанрлар. Казан: Тат. кит. нэшр., 1973. -144 б.
184. Хачатурьян В. Истоки и рождение евразийской идеи // Искусство и цивилизационная идентичность. М.: Наука, 2007. -С. 289-301.
185. Хэбибуллин X. Тибрэтэ куцел кылларын // Яцарыш. 2003. - 4 апр.
186. Хэбибуллина Л.Б. Туган як эдэбияты: 5-11 класслар очен дэреслек-кулланма: 2 булек- Темэн: Томэн дэулэт ун-ты. 2002. -260 б.
187. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1972. - 406 с.
188. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., «Советский писатель», 1976. -368 с.
189. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности: полн. собр. соч. Т.2. - М., 1974. - С.90 - 118.
190. Чехов А. П. 192 избранные страницы. М., 2001.
191. Щербина В. Эпоха и. М.: Советский писатель, 1961. - 478 с.
192. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: практикум. М.: Флинта; Наука, 2003.-216 с.
193. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981.-255 с.
194. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат 1988 - 384 с.
195. Этногенез и биосфера Земли. ACT: Астрель, 2005.
196. Юзиев Н. Эдэбият хэзинэлэре. Казан: Тат.кит.нэшр., 1973. -351 б.
197. Юлдашев А.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. М.: Мысль, 1969. - 183 с.
198. Юшманова Н.Е. Роль морали в гармоническом развитии личности. — М.: Знание, 1982. 63 с.
199. Язучы Ьэм тормыш. Эдэбият теориясе, эдэби хэрэкэт мэсьэлэлэре. Казан: Тат.кит.нэшр., 1979.
200. Яковлев Е.Г. О системе основных эстетических категорий // Философские науки. 1977. - № 4. - 102 с.1.I. Справочная литература
201. Гиниятуллина А. Писатели Советского Татарстана: биобиблиогр. справ. Казань: Тат. кн. изд-во, 1970. - 511 с.
202. Елисеев И.А., Полякова Г.Г. Словарь литературоведческих терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.
203. Литература: энциклопедия. М.: Олма-пресс, 2001. - 320 с.
204. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Ред. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2003. — 1600 с.
205. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - 752 с.
206. Литературоведение от А до Я / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. М.: Современная педагогика, 2001. - 526 с.
207. Татарско-русский словарь: 25000 слов / И.А. Абдуллин и др.; под ред. Ф.А. Ганиева. Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. - 488 с.
208. Тимофеев Л.И., Венгерова М.И. Краткий словарь литературных терминов.-М., 1963.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.