Проблема трагического в философии И.А. Ильина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Попова, Ольга Степановна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат философских наук Попова, Ольга Степановна
Введение.
1 «Трагический закон человеческой сущности» в философии
И.А. Ильина.
1.1 Сущность трагического и её трактовка в русской философии второй половины X1X века.
1.2 Духовная трагедия - её философское понимание И.А. Ильиным.
1.3 Трагедия России и русской интеллигенции в философии
И. А. Ильина.
2 Трактовка И.А. Ильиным трагического в русской классической литературе XIX века.
2.1 Трагическое начало в поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
2.2 Н.В. Гоголь как «философ жизни». Трагизм в его творчестве и «дорога к религиозному очищению».
2.3 Ф.М. Достоевский как «философ ада и рая». Трагедия «мирской бессильной доброты».
2.4 «Трагическая проблема сопротивления злу». Неприятие толстовства.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Художественные формы трагического сознания в прозе Леонида Андреева (1898-1907): проблемы становления и архетипического соответствия2004 год, кандидат филологических наук Киселёва, Алла Николаевна
Предметно-эстетическая критика И.А. Ильина в контексте русской идеалистической критики XIX - первой половины XX веков2010 год, доктор филологических наук Тарасова, Марина Романовна
Концепция религиозного опыта И.А. Ильина в контексте христианской антропологии2009 год, кандидат философских наук Болотнов, Григорий Валерьевич
Проблема ценности в творчестве Н.А. Бердяева и И.А. Ильина: общее и особенное2005 год, кандидат философских наук Шевцова, Наталья Павловна
Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И.А. Ильина и А. Кожева2007 год, кандидат философских наук Целиков, Алексей Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема трагического в философии И.А. Ильина»
Актуальность темы диссертации определяется, во-первых, тем, что категория трагического - одна из важнейших категорий философии и эстетики - пронизывает творчество яркого философа конца XIX — первой половины XX века Ивана Александровича Ильина. Несмотря на достаточно обширное количество работ об И. Ильине, категория трагического в его творчестве не рассматривалась как объект исследования в философских и литературоведческих работах, посвященных этому мыслителю, за немногими исключениями, к которым мы обратимся позже. А специальных работ о трагическом в философии И. Ильина вообще нет.
Во-вторых, актуальность диктуется необходимостью осознать творчество И. Ильина в контексте развития и становления русской культуры. По иронии истории, самый пророческий русский философ стал у нас известен тогда, когда его пророчества или уже осуществились, или их осуществление неумолимо приближалось. Может, впервые со всей ясностью это стало понятно после публикации во многих газетах его статьи «Что сулит миру расчленение России?», которую все приняли и поняли как сегодняшнюю злободневную публицистику. Актуальность философии И. Ильина для сегодняшнего дня отметили Е.С. Троицкий, И.Н. Смирнов, А.А. Корольков, Н.П. Полторацкий, В.И. Белов, Ю.И. Сохряков, В.Х. Болотоков и A.M. Кумыков, В.И. Гидиринский и другие.
В-третьих, актуальность исследования обусловливается тем, что в нем уделяется большое внимание проблеме трагического как в собственно философских трудах И. Ильина, так и в его работах о русской классической литературе. Поэтому особое значение приобретает проблема связи русской философии и русской литературы. Как отметил В. Гидиринский, «мы считаем этот акцент правомерным потому, что связь философии и художественной литературы в российской культуре беспрецедентна, но, к сожалению, почти не освещена в работах по истории русской философии»
62, 200). Эта связь двусторонняя: с одной стороны, дает возможность исследовать художественную философию, о которой пушкиновед С. А. Кибальник сказал, что «художественная философия не имеет ничего общего с метафизикой. Она имеет не метафизический, а экзистенциальный характер, или, говоря попросту, содержит представленную в рамках художественного мышления систему воззрения писателя на жизнь. Это, собственно, не «философия» в том смысле, в каком это слово обыкновенно употребляется в настоящее время, а экзистенциальное «любомудрие», т.е. философия в исконном значении этого слова» (106, 5). С другой стороны, исследования о русской литературе русских философов (а почти все они писали об отечественной классике) являются, по словам В. Гидиринского, «русским философско - литературоведческим наследием» и иллюстрируют такую «типическую черту русской философии, как её органическая связь с русской художественной литературой» (62, 204). Причем в качестве примера В. Гидиринский останавливается на работах И. Ильина о Гоголе и Достоевском.
На наш взгляд, отмеченный феномен четко определил понятие «философской филологии», которое принадлежит А.Ф. Лосеву. Выдающийся русский философ, ученый и писатель обозначил так любимую область своих занятий: «изучение слова мыслителей и мысли художников» как «философская филология». В работе Т. Мальчуковой был поставлен вопрос: является ли философская филология специфическим понятием или же возможно его более широкое применение? По её мнению, это понятие достаточно полно включает в себя «филологические штудии представителей русской религиозной философии: их философская критика — область философской филологии». Больше того, она включает в круг философской филологии великих мыслителей и видных теоретиков культуры, в том числе Платона и Аристотеля, классиков немецкой литературы Гете и Шиллера, классиков русской литературы Пушкина и Достоевского, Белинского,
Флоренского, Бахтина, Аверинцева и, конечно, Ильина, которому посвящена большая часть ее работы «О философской филологии» (135, 312-319).
И, наконец, актуальность темы диссертации определяется настоятельной потребностью понять трагедию русской жизни и культуры в конце XIX и начале XX вв., тем самым осознать пути их возрождения в современных условиях. Философия И. Ильина, на наш взгляд, дает для решений этой проблемы глубокие основания и включается в современные споры по глобализации.
Степень научной разработанности проблемы.
История осознания философии И. Ильина очень сложна и противоречива. Русский мыслитель-патриот на долгие десятилетия был «забыт» и вновь «открыт» лишь в 90-е годы XX века. Наиболее серьезными исследованиями философии И. Ильина являются работы Н. П. Полторацкого, Ю.Т. Лисицы, Ю.И. Сохрякова, А.В. Гулыги, И.И. Евлампиева, Н.В. Мотрошиловой, А.Ф.Замалеева, Е.С. Троицкого, И Н. Смирнова, А.А. Королькова, В. X. Болотокова и A.M. Кумыкова, И.А. Исаева, Н.М.Золотухина, В.И. Гидиринского, Н. К. Гаврюшина, В.М. Зиняковой, В.И. Кураева, Б.Н. Любимова, П.Г. Паламарчука, П.А. Сапронова, И.Н. Смирнова, О.Д. Волкогоновой, А.Т. Тимофеева, А.О. Чичерина, А.Н. Ерыгина, и др. В сочинениях И.А. Ильина в 2-х томах дана подробная библиография статей и сообщений о философе, составленная Ю.Т. Лисицей. Что касается историографии самой темы данного исследования, то напомним, что этой проблеме уделили внимание немногие философы и литературоведы - И.И. Евлампиев, И.А. Исаев, И.М. Золотухина, Н.В. Мотрошилова, Ю.И. Сохряков и др. Кратко остановимся на некоторых положениях этих исследований.
В предисловии к одному из первых в нашей стране сборников работ И. Ильина «Родина. Русская философия. Православная культура»(1992), точно названном «Властитель дум патриотической России», философ, академик РАН Евгений Троицкий в качестве эпиграфа берет такие слова И.
Ильина: «Если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». Е. Троицкий пишет: «Иван Ильин стал крайне нужен России в период нового смутного времени, переживаемого Отечеством». Хотя И. Ильин предупреждал против нового рецидива чужебесия, «однако трагедия Отечества в том, что новые западники после краха марксизма, пришедшего с Запада, опять толкают нас на путь обезьяньего заимствования заморских рецептов и концепций, причем подчас худшего толка. И сейчас мы с сокрушением видим, что многое из того, о чем говорил Иван Ильин около полувека назад, осуществляется на наших глазах в ущерб русской нации, ее коренным духовным, экономическим, стратегическим интересам. В XX веке сбывались прогнозы Ф. Достоевского, К. Леонтьева, Н. Фёдорова и других мыслителей. И их по справедливости причисляют к великим деятелям отечественного любомудрия. Таков и Иван Ильин, произведения которого открывают нам путь к осознанию и возрождению русскости» (3,4,14,15).
В 1994 году в предисловии к книге И. Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» И. Евлампиев писал: «Только теперь, по прошествии многих десятилетий, мы обращаемся к забытому наследию русской философской мысли и обнаруживаем там удивительные пророчества, открывавшие новые горизонты в понимании мира и человека. В этой работе Ильин оказался подлинным первооткрывателем одного из самых влиятельных и оригинальных течений в европейкой философии нашего столетия. Все эти столь разные философские школы объединяет одно и то же стремление — совершенно по-новому оценить положение человека в мире, по-новому понять его роль и его судьбу в истории. Земная, историческая, несовершенная жизнь человека превращается в философии XX в. в абсолютный центр действительности; история человека предстает как центральное звено метафизической истории мира, трагедия человека становится непосредственным воплощением трагедии всего мироздания»
7,6). По И. Евлампиеву, И. Ильин вслед за Дильтеем находит в гегелевской системе «основу для своеобразной философии мировой трагедии. Мироздание изображается здесь как арена борьбы двух стихий: божественной, благой, духовной и иррациональной, злой, материальной. Человек как высшее воплощение Бога оказывается центром «мировой трагедии»; все противоречия и конфликты бытия находят в нем свое окончательное воплощение, в человеке сходятся в решающей битве божественное, благое начало и начало зла и материального хаоса, его бескомпромиссная борьба со злом за добро и совершенство определяет не только его собственную историческую судьбу, но и судьбу всего мира». И. Евлампиев подчеркивает, что «уже в своих ранних работах Ильин утверждает непреодолимый трагизм человеческого бытия, который связан с противоречием между «одинокостью» и единством людей. Сущностью человека оказывается «несчастное сознание», разрывающееся между стремлением к единению со всеобщим и пониманием невозможности уйти за пределы своей ограниченности, конечности» (7, 9,10).
Для И. Ильина, говорит И. Евлампиев в другой работе, философия всегда была занятием, требующим предельной ответственности, ибо «жизнь есть страдание, ведущее к мудрости, а философия есть мудрость, рожденная страданием». «Все трагические события жизни народов философ должен рассматривать как самое важное в своей духовной работе»; он должен сделать их главной темой своих размышлений, чтобы попытаться помочь своему народу преодолеть тяготы и беды, помочь взойти через страдания к новым духовным высотам; «народ сообщает своим философам самый подход к духовному опыту, а философ дает своему народу углубление, очищение и осмысление духовного делания» (80,481).
И. Ильин обнаруживает в философской системе Гегеля «адекватное отражение трагической сущности всей мировой истории, до конца проявившейся только в истории XX в. В интерпретации Ильина, философия Гегеля предстает как философия мировой трагедии, объясняющая трагедию исторического существования человека через фундаментальные противоречия, заложенные в основаниях бытия» (там же, 483).
И. Евлампиев сопоставляет два вывода И. Ильина о его концепции Бога, «которые являются итогом исследования Ильина». Первый: «в самой сущности Божества скрывается нечто такое, что превращает путь Божий в тропу непобеждающего страдания и что налагает печать безвыходности на человеческую жизнь и ее смысл». Бог оказывается страдающим Богом.». И второй вывод: «Путь Божий в мире есть путь побеждающего страдания: ибо если и все в мире есть Бог, то не все в мире и Боге божественно; отсюда страдание в мире и необходимость победы: ибо всякое страдание есть страдание самого Божества, побеждающего страданием своим. Но победа эта трагически растягивается и отходит в бесконечность». Из этого противоречия («непобеждающие» и «побеждающие» страдания) И. Евлампиев заключает: «В развиваемой Ильиным концепции судьба человека гораздо трагичнее (чем у Киркегора - О.П.), поскольку его трагедия неизбывна, не снимается через растворение в Боге; она оказывается трагедией самого Бога. Преодоление конечности и уход от страдания невозможны ни для человека, ни для Бога. Их судьбы навеки спаяны, более того, только от человека зависит, насколько будет реализовано в мире божественное начало» (там же,485-486). Кстати, здесь же И. Евлампиев подчеркивает очень существенное влияние на И. Ильина не только Киркегора и Ницше, но и философии Ф.М. Достоевского.
В 1995 году вышла книга И.А. Исаева и Н.М. Золотухиной «История политических и правовых учений в России XI-XX вв.», где есть глава «Идейные истоки и трагедия русской революции (И. Ильин)», в которой выделяется один из важнейших аспектов понимания трагического у философа (99, 340-344).
Обстоятельное исследование, соотносимое с проблемой нашей диссертации, — глава об Иване Ильине Н. В. Мотрошиловой в «Истории философии: Запад - Россия- Восток», книга 3-я: Философия XIX - XX вв.»
1998). Рассматривая исследование и интерпретацию И. Ильиным философии Гегеля, она пишет: «Смысл учения Гегеля Ильин с полным одобрением усматривает в том, что «понятие, открывающееся спекулятивной мысли, есть само Божество, и что оно есть единственная реальность».Однако сколь бы грандиозным ни был замысел Гегеля подчинить всю действительность логике понятия,., он должен был потерпеть крушение. Ильин глубоко и впечатляюще рисует растерянность великого мыслителя перед поистине трагической неодолимостью мира «неистинных, дурных предметов» и перед злоключениями Идеи. Все философское учение Гегеля, настаивает Ильин, «должно быть рассмотрено под знаком этого крушения».
Гегель никогда не испытывал диалектику как «субъективную» или, тем более, «произвольную» игру понятий. То, что усматривалось им в мысли как «негативное», поднимало его мыслящий дух на высоту трагического опыта и давало ему чувство приобщенности к космическому страданию. Ко времени публикации книги Ильина такая «трагическая» интерпретация философии Гегеля и его диалектики была опережающей свое время. Однако в жизненном опыте мыслителя она стала одним из результатов глубоко прочувствованной трагической диалектики российского бытия. Её анализу Ильин посвятил большинство своих произведений» (116, 354). В данном размышлении Н.В. Мотрошиловой не только осмыслена «трагическая» интерпретация И. Ильиным философия Гегеля, но и, что особенно для нас важно, она связывается с «трагической диалектикой российского бытия». Нам представляется, что с этой диалектикой связаны и анализы И. Ильиным творчества великих русский писателей и поэтов.
В статье «Русский пророк XX века» Ю. Сохряков отмечал: «Размышляя о трагической судьбе России в XX веке и о её роли в мировом историческом процессе, Ильин почти во всех своих произведениях цитировал мысли Ф. М. Достоевского, в котором видел не только великого писателя и мыслителя, но и духовного наставника. Размышляя о трагической судьбе России в XX столетии, Ильин пишет об её «одинокости» и «непонятности» для остальных народов, которые боятся нашей огромности и потому всячески стремятся к её ослаблению и растлению. Весь наш душевный уклад должен быть обновлен: в этой трагедии должен завязаться и окрепнуть новый русский национальный характер, укорененный во Христе» (194, 36 - 37). Но даже в этих работах проблема трагического не главная для авторов и рассматривается ими лишь в том или ином аспекте, тогда как необходимо целостное и многоаспектное её рассмотрение в контексте исследований предшественников, современников и последователей И. Ильина.
Объект диссертационного исследования - философско-историческая и теоретико-литературная концепция И.А. Ильина.
Предмет исследования — проблема трагического в философии, эстетике и в философской критике И.А. Ильина.
Целью настоящего диссертационного исследования является реконструкция, анализ и оценка взглядов И. Ильина на проблему трагического. Для достижения этой цели решается ряд исследовательских задач:
1. Проанализировать трактовку И.А. Ильиным разных аспектов природы трагического (религиозного, философского, социологического и эстетического) на фоне русской и мировой философии.
2. Исследовать созданную И. Ильиным концепцию трагического на материале русской классической литературы XIX века (в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Достоевского, Л. Толстого).
3. Определить значение трактовки И. Ильиным проблемы трагического для современной философии, социологии и литературы.
Методологические основы диссертации. Методологическую основу проводимого диссертационного исследования составляет диалектический метод. Ведущим принципом рассмотрения проблемы трагического в философии И. Ильина является принцип историзма, предусматривающий изучение процессов и явлений во взаимосвязи и хронологической последовательности с учетом породившей их конкретно-исторической обстановки, а также принципы объективности, целостности, конкретности. В работе использованы сравнительно-исторический и культурно-типологический принципы изучения творческого наследия. Данное исследование опирается на основы учения о трагическом Аристотеля, Анаксимандра, Канта, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, К.Маркса, Юма, Киркегора, Мигеля де Унамуно и др., а также отечественных философов XIX - XX вв. - Вл. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова, В. Розанова, Л. Шестова, Б. Вышеславцева и других философов и теоретиков литературы советского и постсоветского периодов — А. Лосева, М. Бахтина, А. Зиновьева, Ю. Борева, В. Кожинова, П. Палиевского, С. Бочарова, Ю. Селезнева, А. Гулыги, И. Евлампиева, Н. Мотрошиловой, А. Замалеева.
Научная новизна диссертационного исследования определяется поставленными в ней целью и задачами, а именно: в достаточно обширной исследовательской литературе об И. Ильине проблема трагического в его творчестве фактически не получила самостоятельного освещения. Предлагаемая диссертация является попыткой систематического исследования этой проблемы, в которой дан анализ концепции трагического в философии религии И. Ильина («трагедия религиозного опыта»), в его философии («трагический закон человеческой сущности»), в социологии («трагизм истории», «трагический характер нашей истории», «русская трагедия XX века», «трагедия русской интеллигенции») и эстетике - в трактовке разных аспектов трагического в русской классической литературе («мировая скорбь», «трагедия демонизма», «катарсис пошлости», «трагедия подполья», «трагедия своеволия», «трагедия мирской бессильной доброты», «трагическая проблема сопротивления злу», «трагический характер государства» и др.).
На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Проблему трагического И. Ильин видит в том, что в основе всего земного существования лежит трагедия. Он раскрывает «трагический закон человеческой сущности», дает анализ целого ряда трагических ситуаций. Большое внимание философ уделил «трагедии истории» и трагической судьбе России, особенно трагедии русской революции, проанализировав её внешние и внутренние причины.
2. Раскрыто понимание трагического в русской философии «серебряного века» в трудах В.Соловьева, Л. Шестова, П. Флоренского, Вяч. Иванова, Б. Вышеславцева, Н.Бердяева. Трагичность в понимании И. Ильина обусловлена духовностью: чем духовнее человек, чем глубже его душа, чем праведнее его воля, тем больше его жизнь насыщена трагическим.
3. Решение проблемы трагического И. Ильин видит с точки зрения духовно-теологического её рассмотрения и отыскания в человеке духовной глубины, с тем, чтобы из неё повести обновление.
4. Свое философско - эстетическое понимание трагического И. Ильин раскрывает через литературно- критическую оценку русской классической литературы XIX века.
5. И. Ильин обосновывает «трагическую проблему сопротивления злу», полемизируя с философско-социальной позицией Льва Толстого, особенно с его концепцией «непротивленчества».
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Материал исследования может быть использован в учебной и научно - методической работе в высших и средних учебных заведениях, в курсах русской философии, философии культуры, эстетики, социологии и литературоведения; при создании учебников и учебных пособий, в разработке спецкурсов и спецсеминаров по указанным дисциплинам. Основные выводы могут послужить базой для дальнейших исследований наследия И. Ильина. Данная диссертация и все опубликованные автором работы явились частью проекта «Национальное и общечеловеческое в русской классической литературе и философско-религиозном ренессансе конца XIX - начала XX века и процессы современной глобализации в сфере культуры», который дважды выигрывал конкурс РГНФ и АКК «Северный Кавказ. Традиции и современность». Грант № 02-04-00429 а/ю.
Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы - 183 страниц. Список использованной литературы включает 234 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Достоевский и русский психологический роман XIX в.1999 год, доктор филологических наук Осмоловский, Олег Николаевич
Проблема человека в философии И. А. Ильина2003 год, кандидат философских наук Дудина, Ирина Анатольевна
Антропологическая интерпретация гегелевской философии в творчестве И.А. Ильина2012 год, кандидат философских наук Коломейцева, Татьяна Сергеевна
Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания2010 год, доктор филологических наук Горланов, Геннадий Елизарович
Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина2010 год, кандидат философских наук Станкевич, Анджела Родионовна
Заключение диссертации по теме «История философии», Попова, Ольга Степановна
ВЫВОДЫ
Итак, во второй главе нашего исследования показано, что философско-эстетическое понимание трагического И. Ильин раскрывает через литературно-критическую оценку русской классической литературы XIX века.
И. Ильин показал, что Пушкин пришел к православному христианству, к изначальным основам и истокам русского национального духа. Будучи живым сосредоточием русского духа, его истории, его пути, поэт не мог не впитать в себя и не осмыслить трагедию русской истории, предугадывая будущие трагедии XX века. По Ильину, Пушкин был дан нам для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории, но это не отрицает того, что поэт изобразил трагическую правду жизни. В анализе трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» философ отмечает, что идея трагедии была концепирована Пушкиным при чтении Евангелия, и раскрывает сокровенный смысл пушкинской трагедии. И. Ильин продолжает общую для русской религиозной философии мысль о том, что Пушкин поборол европейских демонов безверия, иронии и нигилизма, приобщился к этому недугу, чтобы преодолеть его.
И. Ильин проанализировал «мировую скорбь» у Лермонтова. Само это понятие — одно из основных в эстетике романтизма, но философ считал, что «мировая скорбь» является глубочайшим лейтмотивом христианского откровения и вечной духовной темой русского верования и всей русской культуры. «Мировая скорбь» — это страдание о страданиях мира, и Лермонтов через неё возводит нас в пространства, близкие к Богу. И. Ильин говорил о пророческом призвании поэта, о предчувствии Лермонтовым безбожия и сатанизма. Лермонтов прошел соблазн демонизма, пережил «трагедию демона», но, как и Пушкин, преодолел этот соблазн.
Гоголь создал своего рода «катарсис пошлости». По Ильину, понятие пошлости именно у русских классиков приобретает свой настоящий глубокий смысл. Это слово-понятие высвечивает главную проблему религиозной философии. Пошлым становится то, что утрачивает свой священный смысл и становится духовно-ничтожным. Понятие катарсис -очищение — у Ильина опирается на глубокие традиции мировой и русской философии. Катарсис необходим не только в личной жизни, но так же и в национальном бытии. И. Ильин считает, что «Мертвые души», по замыслу Пушкина и Гоголя, должны были положить начало развенчанию пустоты и очищению во всерусском масштабе, должны были вызвать к жизни в России эпоху религиозного очищения, а потом осуществить его и во всемирном масштабе. Трагедию Гоголя И. Ильин объясняет тем, что задача показать положительные ценности противоречила собственному творческому акту Гоголя, что и привело его к тяжкому трагическому кризису.
По И. Ильину, Ф.М. Достоевский не только великий художник, но и страстный философ сердца. Он становится философом, который отчаянно, страстно в аду взыскует неба, является «философом ада и рая», проливает свет на земную трагедию. Анализируя трагедию главного героя романа «Идиот», И. Ильин отмечает его безволие, он — «лев и мышка». Поэтому роман является трагедией мирской бессильной доброты. А в романе «Бесы» И. Ильин выявляет его философско-метафизическую, или художественно-философскую главную идею: человеческая жизнь на земле не имеет смысла без веры и любви, кто отрицает идею Бога, тот способен лишь разрушать и вечно ниспровергать. Ставрогин, таким образом, — основная персонифицированная идея романа. И. Ильин объясняет, что он ни во что не верит и ничего не любит, что у него нет цели в жизни — отсюда его пустота, его паралич, его трагедия и его судьба. Ставрогин - это трагический, но и пророческий образ, сверхчеловек без Бога.
При анализе концепции JI. Толстого непротивленчества философ обосновывает трагическую проблему сопротивления злу. Тот, кто перед лицом агрессивного злодейства требует идеального исхода, тот не понимает основной жизненной трагедии, а она состоит в том, что из этой ситуации нет идеального исхода. Потому необходимо сопротивление злу силою. Философ стремится восстановить древнее русское православное учение о мече. Но именно трагического закона человеческой сущности испугалось доброе сердце Льва Толстого, писатель прошел мимо главной трагедии жизни человека на земле, не заметив её. Он и толстовцы предложили снять с души трагическое бремя мироздания, приняли идею непротивления злу силою, а потому избрали бегство от проблемы, патриотическое дезертирство, предательство. В своем исследовании «Философия Гегеля.» И. Ильин отметил, что в ранних исследованиях великому немцу рисовалась трагическая природа государства. Сам И. Ильин тоже считал, что на государственной власти лежит отпечаток трагедии. Толстой не понял этого. Для него все правовые государственные законы - это законы насилия, а отсюда неизбежным выводом является отрицание Родины, её бытия, её государственной формы и необходимости её обороны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации мы пришли к следующим выводам:
1. По убеждению И. Ильина, существование человека трагично, что обусловлено Трагическим законом человеческой сущности. Трагедию живого бытия философ видит в самой сущности земного человеческого духа. Трагедия возможна лишь там, где живет, действует свободное и ответственное существо, т.е. человеческий дух. Где человек выбирает, решает и действует, там и возникает трагическая ситуация жизни. При этом И.А. Ильин отмечает, что чем духовнее человек, тем больше его жизнь насыщена трагическим. Философ отмечает также взаимосвязь трагедии со свободой и волей и делает вывод, что с каждым человеком и народом это может случиться: когда недооценивают свободу или злоупотребляют ею, то тогда начнется порабощение, которое приводит к личной или всенародной трагедии.
И.А. Ильин сравнивает и различает две концепции трактовки трагического. Идее греческого философа Анаксимандра И. Ильин противопоставляет Евангельское решение этой проблемы и выделяет три главные трагедии, с которыми сталкивается человек на своем религиозном пути: во-первых, это неслиянность человека с Богом в земной жизни. Тут же философ уточняет понятия «мука» и «страдание». Страдание — это состояние духовное, оно дается, чтобы человек очистился и приблизился к Богу, а мука обособляет человека, замыкает его в себе, погружает человека в безнадежность, в страх, отчаяние. В этом видит философ светоносный путь Христова Воскресения, который побеждает тьму, муку и страх.
Вторая проблема религиозно чувствующего человека заключается в возможности и способности беспрепятственно следовать своим духовным зовам и необходимостям. Выход из этой трагедии И. Ильин видит не в отвержении тела и души, а в их приятии и одухотворении. И, наконец, третья проблема заключается в дискретном способе существования человека.
Чтобы преодолеть эту трагедию, надо научиться любви, созерцанию, состраданию, молитве и помощи. Трагедию религиозного кризиса философ связывает и с трагедией, постигшей и нашу страну. Причем религиозный кризис - это лишь часть духовного кризиса. Философ утверждает, что духовный и культурный кризис возникает из утраты народом религиозной цельности. Безрелигиозное существование ведет к бездуховности, к кризису и разложению культуры. Таков современный кризис культуры. Это кризис нецельного духа, расколотого, расщепленного человека. И. Ильин был убежден, что религиозность — это живая первооснова истинной культуры.
Особое внимание И. Ильин уделил трагедии истории и трагической судьбе России. Русская история, подчеркивает философ, не идиллия, а всенародная эпическая драма, часто переходящая в трагедию. Русские поэты и писатели с особой силой чувствовали этот драматически-трагический характер нашей истории. Русские получили свыше свое бремя и задание. И это бремя превратило всю нашу историю в живую трагедию жертвы. В 1917 г., констатировал философ, трагическая судьба постигла Россию. Свершился исторический рок, и стали подводиться итоги наследственным грехам. Он отметил, что трагедия, переживаемая Россией в нашу эпоху, — единственная в своем роде. Причем он подчеркнул, что русская трагедия двадцатого века есть всемирная трагедия. И. Ильин проанализировал и роль безбожной, безнациональной, антимонархической, нигилистической и революционной русской интеллигенции в трагедии России XX века. Но философ не терял веры в Россию, в преодоление её трагедии в посткоммунистическую эпоху и в воскресение Святой Руси.
2. Философско-эстетическое понимание трагического И. Ильин раскрывает через литературно-критическую оценку русской классической литературы XIX века.
И. Ильин показал, что Пушкин пришел к православному христианству, к изначальным основам и истокам русского национального духа. Будучи живым сосредоточием русского духа, его истории, его пути, поэт не мог не впитать в себя и не осмыслить трагедию русской истории, предугадывая будущие трагедии XX века. По Ильину, Пушкин был дан нам для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории, но это не отрицает того, что поэт изобразил трагическую правду жизни. В анализе трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» философ отмечает, что идея трагедии была концепирована Пушкиным при чтении Евангелия, и раскрывает сокровенный смысл пушкинской трагедии. И. Ильин продолжает общую для русской религиозной философии мысль о том, что Пушкин поборол европейских демонов безверия, иронии и нигилизма, приобщился к этому недугу, чтобы преодолеть его.
И. Ильин проанализировал «мировую скорбь» у Лермонтова. Само это понятие - одно из основных в эстетике романтизма, но философ считал, что «мировая скорбь» является глубочайшим лейтмотивом христианского откровения и вечной духовной темой русского верования и всей русской культуры. «Мировая скорбь» — это страдание о страданиях мира, и Лермонтов через неё возводит нас в пространства, близкие к Богу. И. Ильин говорил о пророческом призвании поэта, о предчувствии Лермонтовым безбожия и сатанизма. Лермонтов прошел соблазн демонизма, пережил «трагедию демона», но, как и Пушкин, преодолел этот соблазн.
Гоголь создал своего рода «катарсис пошлости». По Ильину, понятие пошлости именно у русских классиков приобретает свой настоящий глубокий смысл. Это слово-понятие высвечивает главную проблему религиозной философии. Пошлым становится то, что утрачивает свой священный смысл и становится духовно-ничтожным. Понятие катарсис — очищение — у Ильина опирается на глубокие традиции мировой и русской философии. Катарсис необходим не только в личной жизни, но так же и в национальном бытии. И. Ильин считает, что «Мертвые души», по замыслу Пушкина и Гоголя, должны были положить начало развенчанию пустоты и очищению во всерусском масштабе, должны были вызвать к жизни в России эпоху религиозного очищения, а потом осуществить его и во всемирном масштабе. Трагедию Гоголя И. Ильин объясняет тем, что задача показать положительные ценности противоречила собственному творческому акту Гоголя, что и привело его к тяжкому трагическому кризису.
По И. Ильину, Ф.М. Достоевский не только великий художник, но и страстный философ сердца. Он становится философом, который отчаянно, страстно в аду взыскует неба, является «философом ада и рая», проливает свет на земную трагедию. Анализируя трагедию главного героя романа «Идиот», И. Ильин отмечает его безволие, он — «лев и мышка». Поэтому роман является трагедией мирской бессильной доброты. А в романе «Бесы» И. Ильин выявляет его философско-метафизическую, или художественно-философскую главную идею: человеческая жизнь на земле не имеет смысла без веры и любви, кто отрицает идею Бога, тот способен лишь разрушать и вечно ниспровергать. Ставрогин, таким образом, -основная персонифицированная идея романа. И. Ильин объясняет, что он ни во что не верит и ничего не любит, что у него нет цели в жизни - отсюда его пустота, его паралич, его трагедия и его судьба. Ставрогин — это трагический, но и пророческий образ, сверхчеловек без Бога.
При анализе концепции Л. Толстого непротивленчества философ обосновывает трагическую проблему сопротивления злу. Тот, кто перед лицом агрессивного злодейства требует идеального исхода, тот не понимает основной жизненной трагедии, а она состоит в том, что из этой ситуации нет идеального исхода. Потому необходимо сопротивление злу силою. Философ стремится восстановить древнее русское православное учение о мече. Но именно трагического закона человеческой сущности испугалось доброе сердце Льва Толстого, писатель прошел мимо главной трагедии жизни человека на земле, не заметив её. Он и толстовцы предложили снять с души трагическое бремя мироздания, приняли идею непротивления злу силою, а потому избрали бегство от проблемы, патриотическое дезертирство, предательство. В своем исследовании «Философия Гегеля.» И. Ильин отметил, что в ранних исследованиях великому немцу рисовалась трагическая природа государства. Сам И. Ильин тоже считал, что на государственной власти лежит отпечаток трагедии. Толстой не понял этого. Для него все правовые государственные законы - это законы насилия, а отсюда неизбежным выводом является отрицание Родины, её бытия, её государственной формы и необходимости её обороны.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Попова, Ольга Степановна, 2004 год
1. Ильин И.А. Сочинения: В 2 т.- М., 1993- 1994. Во втором томе этого издания приведена подробная библиография работ И. Ильина, а также статей и сообщений об И.А. Ильине, составленная Ю.Т. Лисицей.
2. Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура М., 1992.
3. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России.
4. Статьи 1948-1954 годов: В 2т.-М., 1992.
5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В.2 т. М., 1993.
6. И.А. Ильин. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции.- М., 1993.
7. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: В 2 т. -СПб., 1994.
8. Ильин И.А. Европа не знает нас. Карелия, 1994.
9. Ильин И.А. Родина и мы. Смоленск, 1995.
10. Ильин И.А. Собр. соч.: Дневник. Письма. Документы (1903-1938 гг.).- М., 1999.
11. Ильин И.А. Собр. соч.: Письма. Мемуары (1939-1954).- М.,1999.
12. Ильин И.А. Собр. соч.: В 3 т. Переписка двух Иванов. М., 2000.
13. Ильин И.А. Собр. соч.: Мир перед пропостью.Ч.1-2. -М., 2001.
14. Ильин И.А. Собр. соч. Статьи, лекции, выступления, рецензии. М., 2001.
15. Ильин И.А. Собр. соч. Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М., 2001.
16. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.
17. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова.- М., 1972.
18. Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первую половину XIX века. Эпоха романтизма.-М., 1980.
19. Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983.
20. Антипин Н.А. Новый взгляд на замечания И.А. Ильина об отношениях А.Тренделенбурга и Дж. Мак-Таггарта к диалектике Гегеля // Русскаяфилософия: Новые решения старых проблем. СПб., 1993.
21. Антонов В.В. Что значит быть русским? // Социальная философия Ивана Ильина»: Мат-лы российского семинара 9-10 апреля 1993г. ч.И. -СПб, 1993.
22. Бахтин М.М. Как философ. М., 1992.
23. Бахтин М.М. Беседы с В.Д. Дувакиным. М., 2002.
24. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
25. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
26. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
27. Бахтин М.М. Собрание сочинений в семи томах.: Т. 5. - М., 1996.- Т. 2.-М., 2002. - Т. 6 .- M.,2002.,T.l- М„ 2003.
28. Безносов В.Г. Смогу ли уверовать? Ф.М. Достоевский и нравственно-религиозные искания в духовной культуре России в конце XIX — начале XX века.-СПб., 1993.
29. Белик А.П. Художественные образы Достоевского. М., 1974 (Гл. Трагедия красоты в буржуазном обществе).
30. Белов В. «Из пепла.» // Наш современник. М., 1991. № 4.
31. Блок А.А. Собр. соч.: В 8 Т. -Т.7. -М.-Л., 1963.
32. Беловолов Г. «Общеевропейский дом» и Вавилонская башня // Вече.-Российское Национальное Объединение в ФРГ, 1992.
33. Белопольский В. Достоевский и философская мысль его эпохи. — Ростов -на-Дону, 1987.
34. Белотоков В.Х., Кумыков A.M. Выдающиеся представители русской социально- философской мысли первой половины XX века. М., 2002. (Гл. И. А. Ильин).
35. Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993.
36. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М., 1989.
37. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.
38. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
39. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. — М.,1995.
40. Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции. СПб, 1999.
41. Борев Ю.Б. О трагическом. М., 1961.
42. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2002.
43. Бородай Ю.М. Эротика смерть — табу: трагедия человеческого сознания. -М., 1999.
44. Бойко JI.A. Гносеологические основы социальной философии И.А. Ильина: Автореф. дис. канд. филос. наук. Краснодар, 2002.
45. Бойко JI.A. Творчество А.С. Пушкина в осмыслении И.А. Ильина // А.С. Пушкин и русская национальная идея: Мат-лы научно-практ. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.- Краснодар, 2000.
46. Булгаков С.Н. Трагедия философии (философия и догмат) // С.Н. Булгаков. Собр. соч.: В 2 т.- М., 1993.
47. Васильев В.И. И.А. Ильин о соотношении общественных и личных интересов как основе государства и политики // Социальная философия Ивана Ильина (мат-лы российского семинара 9-10 апреля 1993 г., ч.2.) СПб., 1993.
48. Волгин И.Л. Последний год Достоевского. М., 1986.
49. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья (Гл. 6. «Иллюзия монархии: от И. Ильина до И. Солоневича). М., 1998.
50. Воропаев В.А. Гоголь: жизнь и творчество. МГУ, 1999.
51. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.
52. Гаврюшин Н.К. Слово об И.А. Ильине // Вестник высшей школы. М., 1990.-Июль.
53. Гаврюшин Н.К. Антитезы «православного меча» // Вопросы философии. М., 1992.-№ 4.
54. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М., 1970.
55. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. -М., 2001.
56. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. История русской философии XI-XIX веков. Л., 1970.
57. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968.
58. Гаврюшин Н.К. Антитезисы «Православного меча» // Вопросы философии.- 1992. № 4. С. 34.
59. Гидиринский В.И. Введение в русскую философию: типологический аспект. М., 2003.
60. Грицанов А.А. Ильин И.А. // Всемирная энциклопедия. Философия XX век. М осква- Минск —Харвест // Современный литератор. 2002.
61. Гузнов А.Г. И. А. Ильин о государстве и демократии // Советское государство и право. - М., 1991. № 11.
62. Гулыга А.В. «Я живу только для России». К 110-летию со дня рождения Ивана Ильина // Литературная Россия. 1993. №13.2 апр.
63. Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. М., 1995.
64. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982.
65. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., 1968.
66. Достоевский Ф.М. в русской критике. Сб. статей. М., 1956.
67. Достоевский в конце XX века. М., 1996.
68. Достоевский и Православие. М., 1997.
69. Достоевский Ф.М. «Бесы» // «Бесы»: антология русской критики. М., 1996.
70. Дунаев М.М. Православие и русская литература. 4.1-4. -М., 1997, 1998.
71. Духовный труженик. А.С. Пушкин в контексте русской культуры. СПб., 1999.
72. Евлампиев И.И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина // Известия высших учебных заведений. Правоведение. М., 1992. - № 3.
73. Евлампиев И.И. «Драма творящего духа»: Бог и человек в философии И. Ильина // Ступени. СПб. 1992. - №3 (6).
74. Ерыгин А.Н. Иван Ильин: русская идея // История русской философии. Философское и культурологическое россиеведение. Выпуск.З. Ростов-на-Дону., 2003.
75. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002. Гл.15.
76. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. -Екатеринбург, 1995.
77. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе.- Петрозаводск, 1995.
78. Зиновьев А.А. Русская трагедия Гибель утопий. М., 2002.
79. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М., 1991.
80. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. СПб., 1997.
81. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI XX вв. - М., 1995.
82. История философии. Запад — Россия — Восток. Кн.З. М., 1998.
83. История философии в СССР: В 5-ти томах. М.,1968. -Т.З.
84. История русской философии. Учебник для вузов (редколл.: М.А.Маслин и др.).- М. 2001.
85. Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994.
86. Иванов В. И. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. -М., 1995.
87. Иоанн, митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского сомосознания. СПб., 1994.
88. Иоанн, митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб., 1995.
89. Иоанн, митрополит Санк-Петербургский и Ладожский. Русь соборная. Очерки христианской государственности.- СПб., 1995.
90. Казаков А. Иван Александрович Ильин // Родник. Рига. 1990. №3.
91. Калугин В. Предисловие к публикации статей И.А. Ильина «О революции» // Слово.- М., 1990. №11.
92. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.
93. Карпунин В.А. Христианство и философия. СПб., 2002.
94. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского. М., 1975.
95. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского. М., 1986. Юб.Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. - СПб., 1998.
96. Кара-Мурза С.Г. Европоцентризм эдипов комплекс интеллигенции. -М., 2002.
97. Козин Н.Г. Постижение России. Опыты историософского анализа. М., 2002.
98. Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Современный взгляд М., 1997.
99. Кожинов В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1997.
100. Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М., 2002.
101. Корольков А.А. Русская духовная философия (Гл. «Духовная философия Ивана Ильина»). СПб., 1998.
102. Кураев В. И.А. Ильин // Русская философия: словарь. М. С. 183-184.
103. Кураев В.И. Философ волевой идеи // И.А. Ильин. Путь к очевидности. -М., 1993.
104. Лазарева М.А. Трагическое в литературе. М., 1983.
105. Лаут Рейнгард. Философия Достоевского в систематическом изложении. -М., 1996.
106. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
107. Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государство // Вопросы философии. 1991. № 5.
108. Лисица Ю.Т. Предисловие к публикации брошюры И. Ильина «Кризис безбожия» // Москва. 1991. № 4.
109. Лисица Ю.Т. От редакции. Предисловие к публикации книги И.А. Ильина «О монархии и республике» // Вопросы философии. М., 1991. № 4.
110. Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. М., 1991. № 5.
111. Лисица Ю.Т. «Все великое и священное идет изнутри.» // Московский журнал. М., 1992. №2.
112. Лисица Ю.Т. Предисловие к публикации статьи И.А. Ильина «Философия как духовное делание» // Московский журнал. М., 1992. № 4.
113. Лисица Ю.Т. Творческое идейное наследие И.А. Ильина // Социальная философия Ивана Ильина. Мат-лы российского семинара 9-10 апр.1993. 4.2. -СПб., 1993.
114. Лисица Ю.Т. Русская права Ивана Ильина. К 110-летию со дня рождения И.А. Ильина // Наш современник. М., 1993. № 3.
115. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
116. Лосев А.Ф. Трагическое // Философская энциклопедия. Т.5. -М., 1970.
117. Лосев А.Ф. История античной эстетики: В 8 т. М., 1963-1994.
118. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.
119. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.
120. Любимов Б.Н. Поющее сердце // Театральная жизнь. М., 1989.
121. Любимов Б.Н. И.А. Ильин. Вступительная статья к публикации «О сопротивлении злу» // Новый мир. М., 1991.
122. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. гл.XXI.
123. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.
124. Мальчукова Т.Г. Филология как наука и творчество. Петрозаводск, 1995.
125. Мацейна А. Великий инквизитор. СПб., 1999.
126. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.
127. Мигель де Унамуно. О трагическом чувстве жизни. К. Символ., 1996.
128. Митрополит Антоний. Словарь к творениям Достоевского. М., 1998.
129. Мочульский К.В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М., 1995. (Гл. «О философской филологии»).
130. Назаров М.В. Тайна России. Историософия XX века. М., 1999.
131. Ницше Фридрих. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990.- Т. 1-2.
132. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. М., 1983.
133. Непомнящий B.C. Да ведают потомки православных. М.,2001.
134. Новикова Л.И., И.Н. Сиземская. Русская философия истории. М., 1999.
135. О Великом инквизиторе. Достоевский и последующие. М., 1992.
136. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. -М., 1990.
137. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
138. Паламарчук П.Г. Москва или Третий Рим. М., 1991. (Гл. Иван Ильин -критик).
139. Палиевский П.В. Русские классики. Опыт общей характеристики. М., 1987.
140. Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? (о чем думается после прочтения книги И. Ильина «О монархии и республике») // Вопросы философии. М., 1991. № 6.
141. Пинский JI. Трагическое у Шекспира // Реализм эпохи возрождения. JL,1961.
142. Платонов О. Терновый венец России. Святая Русь. М., 2001.
143. Полторацкий Н.П. «Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике» И.А. Ильина // Русская литература в эмиграции. -Питтсбург, 1972. С. 271-287.
144. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. Нью-Йорк, 1989.
145. Полторацкий Н.П. И.А. Ильин — жизненный творческий путь. -Питтсбург, 1991.
146. Поляков А. Иван Александрович Ильин // Философская энциклопедия.1962. -Т.2.
147. Попов В.П. Славянофилы и русские писатели .- TORUN, 1988.
148. Попов В.П. Спор И.А. Ильина с Достоевским о Пушкине // А.С. Пушкин и русская национальная идея: Материалы научно-практич. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. — Краснодар, 2000.
149. Принципы ненасилия. Классическое наследие. М., 1991.
150. Пушкин в русской философской критике: Конец XIX — первая половина XX в.-М., 1990.
151. Пушкин А.С. Путь к Православию. Изд. 2. М.,1999.
152. Пушкинист. Вып. 1. М., 1989.
153. Пушкин и современная культура. М., 1996.
154. Ребенщикова И.Г. И.А. Ильин о национальных особенностях русского способа постижения мира // Социальная философия Ивана Ильина. Мат-лы российского семинара 9-10 апр.1993. Ч.2.- СПб., 1993.
155. Родина Т.Н. Достоевский. Повествование и драма. М., 1984. (Гл. Сатира и трагедия).
156. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995.
157. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. М., 1996.
158. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот». Современное состояние изучения. -М., 2001.
159. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994.-Т.1-2.
160. Русская философия. Словарь. М., 1999.
161. Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.
162. Савельев Леонтий. Записки по русской философии // Москва. 1995. № 5.
163. Сапронов П. А. Русская философия. Опыт типологической характеристики.- СПб.,-2000. 4.5. Гл.1 У. «С. Н. Трубецкой и И. А. Ильин как историки мысли».
164. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2000.
165. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М., 1980.
166. Семенов В.И. Право и государственность в работе И.А. Ильина «Монархия и республика» // Социальная философия Ивана Ильина. Мат-лы российского семинара 9-10 апр. СПб., 1993.4.2.
167. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса.- М., 2003. (гл. Иван Ильин: кризис и разложение современного искусства)
168. Симаков Н.К. И.А. Ильин о путях национального и государственного возрождения России // Социальная философия Ивана Ильина. Мат-лы российского семинара 9-10 апр. СПб., 1993.4.2.
169. Смирнов И.Н. И.А. Ильин о духовном обновлении России // И.А. Ильин. Наши задачи. М., 1992.
170. Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина // И.А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.
171. Смирнов И.Н. Духовный подвиг Ивана Ильина // Журнал Московской Патриархии. М., 1993.
172. Смирнов И.Н. Философия религии Ивана Ильина // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. №11.
173. Смирнов И.Н. И.А. Ильин о духовном обновлении России // И.А. Ильин. Наши задачи. Париж-Москва. 1992.
174. Скатов Н.Н. Русский гений. М., 1987.
175. Собрание мыслей Достоевского / Составитель М.Фырнин. М., 2003.
176. Солнцев Н.В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты. М., 2001.
177. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т.- М., 1990. -1-2.
178. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
179. Сохряков Ю.И. И.А. Ильин как религиозный мыслитель и литературный критик. Русское возрождение. Нью-Йорк - Москва- Париж. 1992-1993. № 60-61.
180. Сохряков Ю.И. Возраст Русской идеи (к 110-летию Ивана Ильина) // Российский литературоведческий журнал. М. 1993. № 2.
181. Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX-начале XX вв. М., 2000.
182. Сохряков Ю.И. Ф.М. Достоевский и И.А. Ильин о духовных основах российской цивилизации. Русская цивилизация и соборность. М., 1994.
183. Сохряков Ю.И. Русский пророк XX века // Русский Дом. 2003. № 3.
184. Степанов А.Д. К определению понятия «русский консерватизм» (в политической мысли XIX XX веков от славянофилов до И.А. Ильина) // Русская философия: преемственность и роль в современном мире. Тезисы докладов и выступлений.Ч. 1. - СПб., 1992.
185. Степун Ф.А. Сочинения. М., 2000.
186. Тайна Пушкина. Из прозы и публицистики первой эмиграции. М., 1998.
187. Тамарченко Н.Д. Эстетика словесного творчества Бахтина и русская религиозная философия. М., 2001.
188. Тимофеев А.И. О трактовке И.А. Ильиным гегелевской философии права как проблемы // Сборник Всероссийской научной конференции «Русская философия: преемственность и роль в современном мире». Тезисы докладов и выступления.- СПб., 1992.4.1.
189. Тимофеев А.И. Иван Ильин: мораль и «сопротивление злу силою» // Русская философия: новые решения старых проблем. Тезисы докладов и выступления на 2-ом Санкт-Петербургском симпозиуме историков русской философии. СПб., 1993.4.2.
190. Тимофеев А.И. И.А. Ильин: право, сила, мораль // Социальная философия Ивана Ильина. Мат-лы российского семинара 9-10 апр. — Спб., 1993. 4.2.
191. Тихомиров JI.A. Монархическая государственность. СПб., 1992.
192. Тихомиров Ю.А. Государственно-правовые идеи И.А. Ильина // Вопросы философии. 1991. №8.
193. Толстой J1.H. Pro et contra. СПб., 2000.
194. Троицкий Е.С. Властитель дум патриотической России // Иван Ильин. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992.
195. Троицкий Е.С. Русский народ в поисках правды и организованности (988-1996). -М., 1996.
196. Троицкий Е.С. Русская этнополитология. Т.1.- М.,2001.
197. Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб., 2002.
198. Фараджев К.В. Русская религиозная философия. М., 2002.
199. Федотов Г.П. Судьбы и грехи России: В 2 т. СПб., 1991, 1992.
200. Федоров С. А. Необходимость авторитарного правления в посткоммунистической России по И.А. Ильину // Социальная философия Ивана Ильина. Мат-лы российского семинара 9-10 апр.- СПб., 1993. 4.2.
201. Флоровский Георгий. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
202. Флоренский П.С., священник. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994, 1998.
203. Франк C.JI. Русское мировоззрение. СПб., 1996.
204. Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая литература. М., 1979. 21 б.Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.
205. Хоружий С. Предисловие к публикации: И.А. Ильин. «Наши задачи». Избр. Статьи. 1948-1954 // Юность. М., 1990. № 8.
206. Цыганков Д.Б. И. А. Ильин: сопротивление силы духу зла большевизма //Всероссийская научная конференция «Русская философия: преемственность и роль в современном мире». Тезисы докладов и выступлений. СПб., 1992. 4.1.
207. Цыганков Д.Б. Политическое завещание Ивана Ильина // Социальная философия Ивана Ильина. Мат-алы российского семинара 9-10 апр. — СПб. 1993.4.2.
208. Чичерин А. О «последних русских философах» и трудах одного из них // Московский журнал. М., 1992. № 2.
209. Чубукова Е.И. Проблема государственного устройства в учении И.А. Ильина // Социальная философия Ивана Ильина. Мат-лы российского семинара 9-10 апр. СПб., 1993. 4.2.
210. Шахматов А. Возвращение Ивана Ильина // Книжное обозрение. 1993. № 19.
211. Шафаревич И.Р. Собр. соч. И.А. Ильина: В 10 т. //Литературная Россия. 1993. № 15. 16 апр.
212. Шафаревич И.Р. Русский народ в битве цивилизаций. М., 2003.
213. Шестов Лев. Философия трагедии // Избранные сочинения. М., 1993.
214. Шеллинг Фридрих. Философия искусства. М., 1966.
215. Шестун Евгений, священник. Православная педагогика.- М., 2001. (гл. «Живая тайна воспитания» в работах И.А. Ильина»).
216. Юрьева И.Ю. Пушкин и христианство. М., 1999.
217. Якобсон А. Конец трагедии. -Вильнюс, 1992.
218. Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. Трагедия. М., 2000.
219. Полемика вокруг идеи И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» Pro et contra // Собр. соч. И.А. Ильина в 10 т. М., 1994.
220. Politisches Arhiv des Auswaertiges Amtes, R31836: Russisches Wissenschafitliche Institut Политический Архив МИДа Германии, дело № R31836 «Русский научный институт».
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.