Проблема смысла жизни в социально-философском контексте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Мальцев, Александр Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 138
Оглавление диссертации кандидат философских наук Мальцев, Александр Владимирович
Глава I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО ПОИСКА ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Проблема понимания смысла жизни человека.
§ 2. Смысложизненный поиск личности.
§ 3. Смысложизненные устремления человека.
Глава II. СМЫСЛОЖИЗНЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
§ 1. Смысложизненная проблематика в концепциях современного общества.
§ 2. Смысл жизни и смысл истории.;.
§ 3. Смысл жизни и ценности: социально-философский анализ.
Глава III. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
§ 1. Социально-философский аспект проблемы смысла жизни.
§ 2. Опыт социально-философской концептуализации смысла жизни человека.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Смысложизненные ориентации человека в башкирской мифологии2003 год, кандидат философских наук Фаткуллина, Альбина Ягануровна
Концепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX - первая половина ХХ века)2012 год, доктор философских наук Алёхина, Евгения Викторовна
Социально-философский анализ становления смысла жизни человека2002 год, кандидат философских наук Порошина, Татьяна Юрьевна
Влияние понимания смерти и бессмертия на формирование морально-боевых качеств воина2004 год, кандидат философских наук Данильченко, Сергей Алексеевич
Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа2007 год, кандидат философских наук Кагарманов, Дамир Саягафарович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема смысла жизни в социально-философском контексте»
Актуальность исследования
Актуальность темы исследования определяется, в первую очередь, необходимостью глубинного осмысления современных общества и человека в их взаимосвязи.
Антропологическая парадигма постнеклассической науки, преломляясь в социально-философском познании, тяготеет к пониманию социального через индивидуальное, применяя, в частности, принцип антропосоциального соответствия. Это приводит к возрастанию необходимости в целостной 1 социально-философской концепции личности, и важнейшим условием её создания становится осознание социально-философского значения решения проблемы смысла человеческой жизни.
Современное общество достигло такой стадии развития, на- которой рефлексия о нём предполагает учёт множества факторов, требующий всё возрастающей экспликативной точности, достигаемой на уровне такой интегративной системы, какой является человек. Соответственно, антропологический подход к социальному является необходимостью, вполне осознаваемой на современном этапе. На наш взгляд, центральным звеном' данного подхода является проблематика смысла жизни человека. Именно поэтому её актуальность постоянно возрастает в настоящее время, особенно в рамках социальных исследований, что обусловливает необходимость её дальнейшего, более углублённого, изучения. Социальное бытие в достаточной мере антропоморфно, и взаимосвязано с вопросами бытия человека и со смысложизненной проблематикой, актуализирующейся в процессе личностного и социального развития.
Возрастающей динамичности современного общества сопутствует неопределённость направленности его развития, повышающая значимость индивидуального объяснения социальных трансформаций. Данные процессы взаимосвязаны со смысложизненным поиском личности, катализированным, в частности, осознанием острой необходимости смысла, и обусловленным значительной изменчивостью и секуляризованностью социальной реальности и приводящим к субъективной неуверенности в существовании смысла, способного объяснить все её проявления. Дальнейшая актуализация проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска вызвана также тем, что «нынешняя ситуация в человеческом существовании, как на родовом, так и на индивидуальном уровне, все чаще обозначается как ситуация абсурдности, смыслоутраты и одновременно острой нужды в смысле»1. Иначе говоря, современность осознаётся в качестве экзистенциальной ситуации, в которой обращение к смысложизненному поиску личности актуализируется интенсивным и противоречивым развитием общества, а также глобальными угрозами, стоящими перед человеком и социумом.
Переживание смысложизненного поиска (как и любое решение или отрицание проблемы смысла жизни), в свою очередь, становится фактором, многообразно-воздействующим на социальную реальность. В исследовании этого воздействия состоит второй аспект актуальности темы исследования, который, при значительной теоретической разработанности проблемы смысла жизни в целом, представляется недостаточно изученным. Степень влияния решений проблемы смысла жизни (а также отказа от них) на социальную реальность зависит от формы конкретного общества, но всегда остаётся значительной в силу аксиоцентричности социума и его потребности в осмыслении. Данное воздействие опосредованно осуществляется и через формирующую социальную действительность деятельность индивидов, цели и стратегии которой определяются в соответствии со смыслом их жизни.
Малоисследованным остаётся также влияние конкретных решений проблемы смысла жизни на разрешимость различных социально-философских проблем (взаимоотношения личности и общества, смысла истории и т.д.), на социально-философские теории и модели.
1 Невелева В. С. Антропологический принцип в философии истории: современность и истоки. Автореферат дисс. доктора философских наук. - Екатеринбург, 2002. - 40 с. - С. 3.
Смысложизненная проблематика есть средоточие антропологического измерения общества, поэтому определённое понимание смысла жизни имплицитно коррелирирует с представлением о современном социуме, и каждой культурно-исторической эпохе соответствуют наиболее характерные для неё направления решения данной проблемы. Необходимость социально-философского исследования проблематики смысла жизни обусловлена также тем, что он, как концентрированное выражение сущности человека, имеет социальную направленность. То есть смысл жизни человека формируется, формулируется и реализуется в социальном контексте, вследствие чего в рамках проблематики поиска и осуществления смысла жизни человека, становится возможным наиболее глубокое и последовательное соединение индивидуального и социального бытия. Более того, социум,наряду с индивидом, можно считать инстанцией формулирования данной проблемы и, соответственно, определения степени её разрешимости. Именно через социальное человек познаёт другость бытия, и социальное, являясь способом имманентного осмысления им своей жизни становится для него предпосылкой и моделью трансцендентного осмысления.
Итак, актуальность исследования определяется как потребностью в социально-философском рассмотрении проблемы смысла человеческой жизни, имеющей основополагающую социальную значимость и направленность, так и необходимостью пристального внимания к проблематике смысла жизни при анализе современных социальной реальности, социально-философских проблем и концепций.
Современное состояние научной разработанности проблемы
В исследовании смысложизненной проблематики актуальны экзистенциалистские (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель), феноменологические (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), постмодернистские (Ж. Бодрийяр, П. Рикёр), философско-антропологические (М. Шелер, X. Плеснер, А. Гелен), логико-аналитические (J1. Витгенштейн, А. Дж. Айер), персоналистические (Н. А. Бердяев, Э. Мунье и др.), религиозно-философские (В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой, С. JI. Франк, Н. Я. Грот, JI. М. Лопатин, Н: И. Кареев, А. И. Введенский и др.), аксиологические и другие подходы. В современной- англоязычной философии значительное внимание уделяется изучению проблемы смысла жизни с прагматических и утилитаристских позиций в работах Дж. Кекеса (J. Kekes), Н. Леви (N. Levy), Т. Меца (Т. Metz), Б. Трисела (В. A. Trisel) . Актуальным является также философское осмысление подходов к проблеме смысла жизни в гуманистической психологии (В. Франкл, Э. Фромм, Ф: Арьес, А. Адлер, И. Ялом, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский, В. Н. Карандашев и др.).
На постсоветском пространстве важный вклад в исследование проблемы* смысла жизни на современном этапе вносят Т. А. Буачидзе, Е. В. Грунт, В. Д. Губин, И. Л. Зеленкова, В; Ю. Инговатов;' Н. А. Кебина, Л. С. Кобелянская, Л. Н. Коган, Г. С. Малыгин, Р. И. Павилёнис, К. С. Пигров, Е. И. Рогальский, Г. Л. Тульчинский, В. В. Шаронов3 и многие другие исследователи4. В обращении к смысложизненной проблематике на
2 См. например Kekes J. The Meaning of Life // Midwest Studies in Philosophy. - Vol. 24. -Issue 1. August 2000. - pp. 17-34. Levy N. Downshifting and Meaning in Life // Ratio. - Vol-18. - Issue 2. June 2005. - pp. 176-189. Metz T. The Immortality Requirement for Life's Meaning // Ratio. - Vol. 16. - Issue 2. June 2003. - pp. 161-177. Metz T. Recent Work on the Meaning of Life // Ethics. - 2002. -Vol. 112. - pp. 781-814. Metz T. Utilitarianism and the Meaning of Life // Utilitas. - Vol. 15. - No. 1. March 2003. - pp. 50-70. Trisel B. A. Human Extinction and the Value of our Efforts // The Philosophical Forum. - Vol. XXV. - No. 3. Fall 2004.-pp. 371-391.
3 См. например Грунт E. В. Смысл жизни как проблема европейской философии: Автореф. дис. д-ра философ, наук. - Екатеринбург, 1997. Губин В. Д. Жизнь как метафора бытия. - М., 2003. Зеленкова И. JL Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования. — Мн., 1988. Инговатов В. 10. Смысл человеческого существования (опыт философии нравственности). - Барнаул, 2000. Кебина Н. А. Философия смысла и самореализация личности. - М., 2003. Малыгин Г. С. Смысл жизни и жизнь смысла. -Иркутск, 1998. Рогальский Е. И. Смысл жизни как метафора творчества (Социально-философский анализ проблемы смысла жизни). - М., 2004. Тульчинский Г. JI. Постчеловеческая персонология. - СПб., 2002.
4 Необходимо отметить, в частности, следующие исследования: Гаджинская, 3. Г. А. Смысл человеческой жизни и проблема суицида (опыт философско-психологического исследования): Автореф. дис. . канд. философ, наук. - М., 1993. Кузнецов С. В. Смысл жизни как нравственная проблема: Автореф. дис. . канд. философ, наук. - СПб., 1999. Пятилетова JI. В. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни: Автореф. дис. . современном этапе важную роль играют также историко-философские исследования. Это характерно для русской философии, в которой особое внимание уделяется исследованиям проблемы смысла жизни в русской религиозной философии (осуществляемым В. Г. Безносовым, И. В. Вишевым, А. Ф. Замалеевым и др.)5. В настоящее время проблема смысла жизни в рамках российской социальной философии изучается как социоорганизующий фактор личности (Е. Ю. Ястребова), как проблема российского менталитета (А. А. Озеров), проводится её ценностный анализ (Е. А. Парадиз) и анализ становления смысла жизни человека (Т. Ю. Порошина), исследуется значение смысла жизни в формировании современного российского общества (Т. Н. Горобец) и в условиях глобальных проблем современности (Н. В. Гайдабрус)6. Однако сущность, интегративный и контекстуальный характер социально-философского аспекта проблемы смысла жизни пока остаются недостаточно раскрытыми. Большинство современных учёных, обращающихся к данной проблеме, отмечают очень высокую актуальность смысложизненной проблематики в настоящее время7. Вместе с тем, нужно заметить, что несмотря на канд. философ, наук. - Екатеринбург, 1999. Русия Г. И. Свобода - смысл жизни: Автореф. дис. . д-ра философ, наук. - Тбилиси, 1981. Сухоплюев П. А. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ: Автореф. дис. . канд. философ, наук. - Уфа, 2000. Трембач Э. С. Смысл жизни как мировоззренческая проблема: Автореф. дис. . канд. философ, наук. - JL, 1990.
См. например Вишев И. В. Проблема индивидуального бессмертия в истории русской философской мысли XIX-XX столетий. - Челябинск, 1993. Замалеев А. Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия. - СПб., 2003. Тугаров А. Б. «. указует путь к святости»: искания русской религиозной философией смысла социальной жизни (XIX -нач. XX в.). - Пенза, 2000. Фролов В. В. Смысл жизни человека в философии Н.А. Бердяева и П.А. Флоренского. - М., 1996.
6 См. Гайдабрус Н. В. Смысл жизни человека в условиях глобальных проблем современности: Автореф. дисс. . канд. филос. н. - Саранск, 2005. Парадиз Е. А. Проблема смысла жизни человека: теоретические основания и ценностный анализ: Автореф. дис. . канд. философ, наук. - Саратов, 1996. Порошина Т. Ю. Социально-философский анализ становления смысла жизни человека: Автореф. дисс. . канд. филос. н. - Уфа, 2002. Озеров А. А. Смысл жизни как проблема российского менталитета (социально-философский анализ): Автореф. дисс. . канд. философ, наук. - М., 2000. Ястребова Е. Ю. Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности: Автореферат дисс. канд. филос. наук. - СПб., 2002.
7 Так, например, Б. Т. Григорьян пишет: «Особую актуальность сегодня как для отдельного человека, так и для различных социальных общностей приобрела проблема многочисленность исследований, обращающихся к различным аспектам смысложизненной проблематики, пока ещё не существует общепризнанного понимания сути проблемы смысла жизни человека, её формулировки и разрешимости. Нет единства также в отношении того, какой из многочисленных онтологических, аксиологических, этических, социально-философских и других подходов к данной проблематике оказывается на современном этапе ближе всего к её пониманию. По нашему мнению, в настоящее время таковым является социально-философский подход к смысложизненной проблематике, обращающийся к её пониманию в социальном контексте бытия человека.
Объект исследования
Объектом исследования является человек в социальном пространстве, понимаемый в качестве биосоциодуховного существа. ?•.
Предмет исследования
Предмет исследования - смысл жизни человека как интегративная доминанта его ценностей, целей, потребностей и интересов. Смысл жизни в социальном бытии человека изучается в его эксплицированности в смысложизненном поиске человека, проявляющемся в том числе в его социальной активности.
Цели исследования
Целью настоящей диссертационной работы является исследование социально-философского аспекта проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска человека на современном этапе, направленное к осуществлению их социально-философской концептуализации. социальной и моральной ответственности, проблема смысла жизни». См. Григорьян Б. Т. Понятие о человеке в современной философии // О человеческом в человеке. - М.: Политиздат, 1991. - С. 376.
Задачи исследования
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
- обоснование постановки и формулирование проблемы смысла жизни как проблемы социального бытия человека и социально-философской проблемы,
- исследование проблемы смысла жизни в её неразрывной связи со смысложизненным поиском личности,
- раскрытие особенностей и характера протекания смысложизненного поиска личности, а также воздействующих на него факторов, в современном обществе, изучение взаимосвязанности смысложизненного поиска и личностной культуры человека (экзистенциальной, общесоциальной и частносоциальной),
- выявление смысложизненной проблематики и её значения в основных концепциях современного общества (информационного общества, общества риска, общества потребления и т. д.),
- формулирование и раскрытие специфики социально-философского аспекта смысложизненной проблематики как самостоятельного способа обращения к ней, и механизмов его экспликации в современном обществе,
- установление роли социальных предпосылок, социального контекста и социального бытия в процессе осмысления человеком своей жизни.
Научная новизна исследования
Основные результаты исследования, обладающие научной новизной, состоят в следующем:
1. Раскрыто единство проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска личности в смысложизненной проблематике, проанализированы стадии и формы смысложизненного поиска личности, проведено последовательное разграничение смысложизненного поиска и смысложизненного выбора личности.
2. Формулируются и характеризуются смысложизненные устремления в качестве наиболее общих направленностей смысложизненного поиска личности, которые могут конкретизироваться и модифицироваться в контексте личностного бытия.
3. Проведён анализ бытования смысложизненной проблематики в рамках антропологической направленности основных концепций современного социума (общества риска, общества потребления и т. д.).
4. В процессе раскрытия социально-философского аспекта проблемы смысла жизни человека осуществлена социально-философская концептуализация смысложизненной проблематики на основе выявления и исследования в их взаимосвязи её социальных элементов: социального контекста бытия человека, социальных предпосылок осмысления жизни и презумпции осмысленности жизни как необходимого основания социальной активности человека.
Методологические основы исследования
Комплексность и неоднозначность смысложизненной проблематики детерминируют потребность в использовании целого ряда методологий при обращении к ней. Это вызвано не только необходимостью комплексного понимания смысла, учитывающего различные его компоненты (когнитивный, аксиологический, телеономный и др.), но также со спецификой социально-философского рассмотрения данной проблематики. Основным методологическим инструментом исследования явилось экзистенциально-феноменологическое обращение к смысложизненной проблематике и её экспликации в социальном бытии личности и в социальном пространстве. Вместе с тем, настоящая работа направлена и на выявление глубинной связи субъектно-имманентного и объектно-социального бытия, осуществляющейся в смысложизненном поиске личности. Данное исследование осуществлялось также с использованием общенаучных (анализа, синтеза, сравнения) и частнонаучных методов (формально-логического, структурно-функционального, интерпретационного). В методологическом отношении отправным пунктом исследования явилось контекстуальное понимание проблемы смысла жизни человека, в частности предстающее как её формулирование- в качестве семантического поля вопросов, значение которых раскрывается в социальном-контексте бытия человека.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. К проблеме смысла жизни, приобретающей особую актуальность в современном обществе, в настоящее время наиболее целесообразно обращаться с помощью социально-философского подхода, рассматривающего смысложизненную проблематику в её тесной взаимосвязи с социальным контекстом бытия человека.
2. При раскрытии проблемы смысла жизни человека в социально-философском контексте необходимо понимать её в единстве со смысложизненным поиском, осуществляющимся на протяжении всей жизни человека. Смысложизненный поиск есть процесс, в своём развитии проходящий стадии вопроса, выбора и проблемы, сочетающий в себе индивидуальные и социальные характеристики. Его универсальные составляющие воплощаются в понимании смысложизненных устремлений, в следовании которым формируется его общая направленность.
3. При рассмотрении социального уровня бытования смысложизненной проблематики, необходимо учитывать, что проблема осмысления имплицитно содержится в основных параметрах социума. Это, в частности, проявляется в концепциях современного общества, в которых предложен новый ракурс формулирования и рассмотрения смысложизненной проблематики.
4. Важным положением, конституирующим своеобразие социальнофилософского аспекта смысложизненной проблематики является различение смысла жизни и ценностей, при котором опосредующим.звеном между ними становится система жизненных целей человека. Относительная противопоставленность смысла жизни как наивысшего императива и ценностей как опций диспозитивного выбора соответствует разграничению смысложизненного поиска и смысложизненного выбора личности. Социально-философская концептуализация смысла жизни человека должна связывать, воедино основные социальные элементы смысложизненной проблематики: социальные предпосылки осмысления жизни человека (к которым, по нашему мнению, следует отнести свободу, творчество, равенство, коммуникацию), социальный контекст его бытия и презумпцию осмысленности жизни как исходное положение смысложизненного поиска личности.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Значимость диссертационной работы состоит в рассмотрении содержания смысложизненной проблематики в социально-философском контексте, прежде всего - в социальном контексте бытия человека. Результаты исследования могут быть использованы при преподавании курсов социальной философии, социальной и философской антропологии, аксиологии.
Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации
Изложенные в диссертации научные результаты получены автором лично в процессе самостоятельного исследования, в котором на основе анализа философского материала, формулируются задачи диссертации, развиваются её идеи, обосновываются выводы.
Степень достоверности результатов проведённых исследований
Выводы и положения диссертации научно обоснованы, получены при .творческом применении современных научных методологий. Выводы диссертанта убедительно аргументированы собственными теоретическими рассуждениями, основывающимися на анализе достоверных данных научных исследований в сфере социальной философии, философской антропологии, аксиологии, психологии и социологии.
Апробация работы
Основные положения и результаты исследования отражены в 9 публикациях автора в научных изданиях, общим объёмом 2, 37 печ. л. Результаты исследования докладывались автором и обсуждались на XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 8-11 апреля 2008 г.), Международной научно-теоретической конференции «Коммуникативные стратегии информационного общества» (Санкт-Петербург, 9 октября 2007 г.), IV Международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 28-31 мая 2007 г.), XII научном симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (Москва, 18-19 апреля 2007 г.), Всероссийской научно-теоретической конференции «Коммуникативные стратегии информационного общества» (Санкт-Петербург, 17 октября 2006 г.), Международной герменевтической конференции «Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании» (Тверь, 8-10 октября 2006 г.).
Структура работы
Диссертация (общим объёмом 138 с.) состоит из введения, трёх глав, подразделяющихся на восемь параграфов, заключения и библиографии (113 наименований). Структура работы обусловлена целями и задачами исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Творчество как смысл жизни человека2006 год, кандидат философских наук Рогальский, Евгений Иванович
Диалектика смысла жизни и воинского долга в условиях профессиональной военной службы: Социально-философский анализ1998 год, доктор философских наук Кулешов, Валерий Ермолаевич
Смысложизненные векторы аксиосферы человека в глобальной эволюции2022 год, кандидат наук Брусько Ольга Андреевна
Смысложизненные ориентации как фактор личностной подготовки студентов педвуза к профессиональной деятельности2002 год, кандидат психологических наук Мартынова, Елена Владимировна
Любовь как смысложизненная ценность2008 год, кандидат философских наук Базарова, Марина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Мальцев, Александр Владимирович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К проблеме смысла жизни человечество обращается издавна, а в современном обществе смысложизненная проблематика приобретает всё большую актуальность. Множество онтологических, аксиологических, этических, социально-философских и других подходов к проблеме смысла жизни человека пока не приводит к единству понимания её сути, формулировки и степени разрешимости. Однако большинство подходов к смысложизненной проблематике объединяет признание существования смысла и значимой роли не только личности, но и социума в его поиске.
По нашему мнению, в настоящее время наибольшую актуальность для понимания проблемы* смысла жизни человека представляет её социально-философское рассмотрение в социальном' контексте бытия человека. Контекстуальный- подход к смысложизненной^ проблематике оказывается особенно важным, поскольку смысл явления во многом определяется контекстом его бытования, и саму человеческую жизнь можно считать контекстом её смысла.
Смысложизненная проблематика* представляет собой комплекс взаимосвязанных вопросов об осмыслении человека, его жизни, общества и истории, центральным из которых является вопрос о смысле человеческой жизни. Под смыслом жизни человека понимается наиболее общее, мировоззренческое истинностное знание человека о своей жизни, гармонично сочетающее в себе понимание его индивидуального опыта и универсально-исторического опыта человечества, интегрирующее в себе представления* о цели, ценности, значении, замысле, назначении, результате, призвании, мечте, модели, идеале и знании жизни, но не сводящееся ни к одному из данных концептов в отдельности, и тем самым представляющее временность человеческого бытия как измерение вечности. Следовательно, ключевая функция смысла жизни состоит в интегрировании различных прежде всего - социальных) аспектов жизни человека, которое осуществляется в процессе его смысложизненного поиска.
Социально-философская интерпретация проблемы смысла жизни исходит из признания её единства со смысложизненным поиском личности, в который в определённой степени вовлечён каждый человек. Смысложизненный поиск проходит стадии, связанные с представлением о смысле жизни в качестве вопроса, выбора и проблемы. Полноценным и целостным смысложизненный поиск становится лишь на своей проблемной стадии, пройдя стадии и смысложизненного вопрошания, и смысложизненного выбора.
Смысложизненный поиск каждого человека уникален, однако можно выделить схожие для многих людей смысложизненные устремления, задающие общую направленность которых он осуществляется — в частности, устремления к любви, творчеству, свободе, счастью, удовольствию, труду, ч вере. При этом любовь, по нашему мнению, интегрирует все остальные смысложизненные устремления, служа им своеобразным объединительным началам. Кроме того, в любви наиболее полно результируются предпосылки осмысления жизни человека и содержание социального контекста его бытия.
Смысложизненная проблематика эксплицируется на субъективном, интерсубъектном и социальном уровнях. На субъективном уровне внутренний смысложизненный поиск осуществляется в направлении, заданном смысложизненными устремлениями личности, на интерсубъектном - в жизненном выборе и проекте, и на социальном — в жизненном пути и личностной судьбе. Индивиды, социальные группы и общества как уровни актуализации смысложизненной проблематики характеризуются не только особенностями её влияния на них, но и определённым контекстом осуществления поиска смысла жизни, в который они включены.
На современном этапе всё большую значимость приобретает исследование социального уровня бытования смысложизненной проблематики. Проблема осмысления заложена в основных параметрах социума, поэтому,, в частности, является: актуальным исследование смысложизненной проблематики в концепциях современного общества. С точки зрения социально-философского подхода к проблеме: смысла жизни необходимо отметить, и её близость к проблеме смысла истории. Важным положением социально-философского аспекта смысложизненной проблематики является также различение смысла и ценностей (значимых для какой-либо социальной общности: идеалов, способных выступать в качестве личных целей: людей)-в- жизни:человека, переходное звено между которыми образует система его жизненных целей;
Социально-философская; концептуализация- смысла жизни человека связывает воедино все: социальные: элементы смысложизненной проблематики: социальные предпосылки осмысления» -жизни человека; (свободу, творчество; равенство, коммуникацию), социальный контекст его? бытия и презумпцию осмысленности жизни как исходное положение смысложизненного поиска; личности. Социальные предпосылки- смысла жизни - это своеобразная система:, координат, в которых происходит смысложизненный: поиск личности^, и: определённые- требования; которым соответствует смысл жизни человека, обращённые к личности и социуму. Социальная; реальность может представать в качестве способствующего смысложизненному поиску личности контекста. Социальный контекст человеческого- существования- есть проявление включенности человека в. социальное бытие, являющееся; одновременно материалом и пространством его смысложизненного поиска, и способное порождать формы , раскрытия смысла,жизни человека,.
Социальная; деятельность человека и социальный контекст его бытия исходят из презумпции осмысленности человеческой жизни, в соответствии с которой поведение человека может направлять процесс его смысложизненного поиска и быть воплощением его смысла жизни. Презумпция осмысленности человеческой жизни необходима в качестве решения вопроса об осмысленности его жизни, который, фактически, не может быть окончательно снят, поскольку неотделим от постоянно продолжающегося смысложизненного поиска личности в социальном бытии человека.
Думается, что дальнейшее изучение смысложизненной проблематики в социально-философском контексте и форм её проявления в современном обществе, исходя из рассмотренных положений, приблизит человека к достижению ещё большей осмысленности своей жизни.
130
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мальцев, Александр Владимирович, 2008 год
1. Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию. - М.: Современные тетради, 2001.-128 с.
2. Архангельский Г. А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. - 240 с.
3. Ахиезер А. С. Проблема субъекта: человек-субъект // Вопросы философии.-2007 .-№ 12.-С. 3-15.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 384 с.
5. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: ACT, 2006. - 478 с.
6. Бехман Г. Современное общество как общество риска // Вопросы философии. 2007. - № 1. - С. 26-46.
7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.
8. Бойков В. Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян,//. Социс. Социологические исследования. 2004. - № 7. - С. 46-52.
9. Буачидзе Т. А. О назначении человека / Т. А. Буачидзе // Перспективы человека в глобализирующемся мире: сборник философских статей / Под ред. В. В. Парцвании. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 14-20.
10. Ю.Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 27 с.
11. П.Булгакова И. Я. Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX начала XX века: Автореферат дисс. . канд. филос. наук. -М., 2001. - 16 с.
12. Бутенко Е. В. Эволюция теорий информационного общества: Автореферат дисс. . канд. филос. наук. Томск, 2004. -19 с.
13. Веллер М. И. Всё о жизни! СПб.: Пароль, 2004. - 751 с.
14. И.Власова Т. В. Структура смыслообразования в пространстве углублённой коммуникации: Автореферат дисс. . канд. филос. наук. Владивосток, 1999.-29 с.
15. Волкова Н. Г. Риск как феномен человеческого поведения // Человек в современных философских концепциях: Материалы Четвертой междунар. конф. В 4 т. -Т. 4. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 690-693.
16. Волынская JI. Б. Свобода и детерминизм в выборе смысла жизни / Л. Б. Волынская //Вопросы философии. 2002. - № 3. - С. 17-31.
17. Гадамер Х.-Г. Деконструкция и герменевтика // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. — СПб., 1999.-С. 243-254.
18. Гайдабрус Н; В. Смысл жизни человека в условиях глобальных проблем современности: Автореф. дисс. . канд. филос. н. Саранск, 2005. — 26 с.
19. Гессе Г. Игра в бисер. М.: ИД Мещерякова, 2007. - 592 с.
20. Голиусова Ю. В. Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества: Автореферат дисс. . канд. социол. н. -М., 2003. 25 с.
21. Голубкова О. А. Ценностные ориентации личности как социокультурное явление (философско-методологический анализ): Автореферат дисс. . канд. филос. н. СПб., 1998. - 18 с.
22. Горбова Г. А. Социально-философский анализ ценностей в современной России: личность, социум, культура: Автореферат дисс. . канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2004. - 27 с.
23. Горобец Т. Н. Значение смысла жизни в формировании современного российского общества / Т. Н. Горобец // Представительная власть XXI век. - 2002. - № 1. - С.32-34.
24. Горюнов В. П. Философия общества: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. - 228 с.
25. Григорьян Б. Т. Понятие о человеке в современной философии // О человеческом^ человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-С. 358-383.
26. Губин В. Д. Жизнь как метафора бытия. М.: РГГУ, 2003. - 205 с.
27. Губман Б. JI. Смысл и значение человеческой жизни в отражении западной философии (натуралистические и религиозные концепции) // Современный человек: цели, ценности, идеалы / Отв. ред. П. С. Гуревич. -Выпуск 1.-М., 1988.-С. 155-172.
28. Гура В'. А. Сакральное и секулярное в судьбах европейской цивилизации.- СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. 182 с.
29. Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. -М.: Логос, 1999.-224 с.
30. Динамика5 ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: УРСС, 1996. - 224 с.
31. Ивин А. А. Социальная философия: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2003. -336 с.
32. Иконникова Н. И. Бытие человека как целостная система: автореф. дисс. . д-ра филос. н. М., 2004. - 39 с.
33. Илиев С. Д. О коммуникативной логике // Методы современной коммуникации: проблемы теории и социальной практики. Материалы 1-ой
34. Международной научной конференции "МСК-2002". 27-29 ноября 2002 г. -М., 2002.-С. 43-45.
35. Имянитов Н. С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии. 2006. - № 7. - С. 84-94.
36. Казанов X. М. Трансформация ценностных ориентаций в современном 1 российском обществе: Автореферат дисс. . д-ра филос. н. Нальчик, 2002.-42 с.
37. Капранов В. А. Объективные основы осмысленности человеческого бытия
38. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород, Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 1992.-С. 20-24.
39. Карандашев В. Н. Жить без страха смерти. 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005.-336 с.
40. Кебина Н. А. «Рождение» смысла жизни через постижение смысла смерти / Н. А. Кебина // Социально-гуманитарные знания. 2004. - № 2. - С. 186 -200.
41. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высш. учеб. заведений. 4-е изд., испр. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-416 с.
42. Ксенофонтов В. И. Духовность в структуре личности. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1993.-50 с.
43. Ксенофонтов В. И. Человек и его сознание: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.-43 с.
44. Ксенофонтов В. И. Экзистенциальная философия и диалектический материализм: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. - С. 52.
45. Кузнецов С. В. Смысл жизни как нравственная проблема: автореферат дисс. канд. филос. наук. СПб., 1999. - 18 с.4
46. Лахин JI. А. Об определении понятия «смысл жизни» // Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н.
47. Новгород, Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 1992. С. 108109.
48. Левинас Э: Время и Другой. Гуманизм другого человека / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа. 1999. 265 с.
49. Литвин*В. Л: Ценностный, конфликт в современном обществе (социально-философский аспект): Автореферат дисс. . канд. филос. наук. Иркутск, 2004.-26 с.
50. Лопатин Л. Мг. Теоретические основы сознательной нравственной жизни // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX начало XX века / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. - СПб.: Наука, 1995. - С. 120-164.
51. Малыгин Г. С. Смысл жизни и жизнь смысла. Иркутск: Изд.-во Иркут. ун-та, 1998.-248 с. }
52. Марсель Г. Ты не умрешь. СПб.: ИД «Mip-ь», 2008 - 96 с.
53. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 478 е.,
54. Матевосян Н. М. Философско-социальные подходы к изучению ценностных ориентаций личности: Учебно-методическое пособие. М.: СГИ, 2006. - 10 с.
55. Менчикова Л. А. Формирование ценностных ориентаций современной личности. Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2006. - 110 с.
56. Невелева В. С. Антропологический принцип в философии истории: современность и истоки. Автореферат дисс. . доктора философских наук. Екатеринбург, 2002. - 40 с.
57. Несмелов В. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения // Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К.
58. Гаврюшина. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - С. 65-92.
59. Озеров А. А. Смысл жизни как проблема российского менталитетасоциально-философский анализ): Автореф. диссканд. философ, наук.-М., 2000.-20 с.
60. Павилёнис Р. О смысле и тождестве // Вопросы философии. 2006. - № 7. -С. 67-73.63;Паскаль Б. Мысли. — СПб.: Азбука-классика- 2005. — 336 с.
61. Пигров К. С. Социальная философия. СПб.: Изд-во С.-Г1етерб. ун-та,, 2005.-296 с.
62. Пигров К. С. Забота о нарратизации своей жизни // Философские науки: спец; вып. «Философский Петербург»: прил. к журн. «Философские науки»; Отв. ред: Солонин; Ю; Hi, Лйпский Б. И. - М.: Гуманитарий, 2004.-С. 578-593.
63. Пелевин И. Б. Проблема смысла жизни в философии Е. Н. Трубецкого: Автореферат дис. . к. филос. н. -М., 2001. -20 с.
64. Пешкова О. И. Социальные изменения в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2007. - № 6. - С. 330-336.
65. Рогальский Е. И:. Смысл жизни как метафора творчества (Социально-философский анализ проблемы смысла жизни). -М., 2004. 300 с.
66. Рогальский Е. И. Творчество как смысл жизни человека: автореф. дисс. . канд. филос. н. СПб, 2006. - 18 с.
67. Рогов И. М. Философские проблемы человека: Учеб. пособие. Третье дополненное издание. - СПб;: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. - 62 с.
68. Розин В. М. Как можно помыслить развитие личности? // Философские: науки.-2007.-№6.-С. 141-156.
69. Розов Н. С. Смысл: истории, как испытание человеческого/рода в пространствах изменений // Философия и общество. — 2005. № 3. — С. 525.
70. Рэнд А. Апология5 капитализма. М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 360 с.
71. Савруцкая Е. Г1. Феномен коммуникации- в современном; мире // Актуальные проблемы теории коммуникации: Сборник научных трудов. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 75-85.
72. Сапожников Е. И. Общество потребления в странах Запада // Вопросы философии.-2007.-№10.-С. 53-63;80;Семенова. Т. В:. Истина и: смысл жизни в философии П. А. Флоренского: Автореф5. дисс: . канд. философ» наук. Алматы* 1999; - 24 с. .
73. Скачков А. С. Автотрофность человечества как социально-философская проблема // Социально-гуманитарные знания. 2007. - №5. - С. 342-347.
74. Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия / Вступ. ст. А. Н. Голубева и Л. В. Коноваловой; М.: Республика, 1996. -479 с.
75. Тоффлер Э: Шок будущего: Пер. с англ. М.: ACT, 2003.- 557 с.
76. Трембач Э; С. Смысл жизни: как мировоззренческая проблема: Автореф. дисс. . канд. философ, наук. Л., 1990. - 15 с.
77. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: ACT, 2000. - 656 с.
78. Турен А. Социология без общества; // Социс. Социологические исследования; 2004. - № 7. - С. 6-11.
79. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; Под ред. Е. JI. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.
80. Фараджев К. В. Русская религиозная философия. М.: Изд-во «Весь мир», 2002.-208 с.
81. Федотова, В. Г. Коммуникация и диалог в науке и за ее пределами // Общественные науки и современность. 2004. - № 5. - С. 75-82.
82. Франк С. JI. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. - № 6.
83. Франкл В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. СПб.: «Ювента», 1999. -256 с.
84. Фролов И. Т., Гуревич П. С. Смысл жизни (человека) // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
85. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. — СПб.: Наука, 2006.-451 с.
86. Херсонский Б. Смысл жизни: обретение и утрата // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001.-С. 217-226.
87. Хофмайстер X. Что значит мыслить философски / Пер. с нем.; Отв. ред. А. Б. Рукавишников, Д. Н. Разеев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. -448 с.
88. Хоцей А. С. Проблема смысла истории с точки зрения логики // Философия и общество. 2005. -№ 3. С. 26-69.
89. Чехов А. П. Записные книжки. М.: Вагриус, 2000. - 110 с.
90. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Издательство МПСИ, 2006. - 768 с.
91. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. -192 с.
92. Юлдашев JI. Г. Теории ценностей в социологии: вчера и сегодня // Социс. Социологические исследования. 2001. - № 8. - С. 146-151.
93. Яковук Т. И. Динамика ценностных ориентаций белорусской молодежи в трансформирующемся обществе: Автореферат дис. . д-ра социол. н. -Минск, 2003.-41 с.
94. Ястребова Е. Ю. Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности: Автореферат дисс. . канд. филос. наук. СПб., 2002. - 32 с.
95. Ayer A. J. The Central Questions of Philosophy. L.: Pelican books, 1977. - 243 pp.
96. Cook D. Adorno on Mass Societies // Journal of Social Philosophy. — Spring 2001.-Vol. 32. № l.-pp. 35-52.
97. Fromm E. The Sane Society. N. Y., 1990. - 370 pp.
98. Langle A. The Search for Meaning in Life and the Existential Fundamental Motivations // Existential Analysis. 2005. - Vol. 16.1. - pp. 2-14.
99. Metz T. Recent Work on the Meaning of Life // Ethics. 2002.1. Vol. 112.-pp. 781-814.
100. Schmidt S. J. Media Societies: Fiction Machines // Critical Studies. 2001. -Vol. 16.-pp. 11-24.
101. Singer P. Animals and the Value of Life // Matters of Life and Death: New Introductory Essays in Moral Philosophy. Second ed. - Edited by Tom Regan (North Carolina State University at Raleigh); McGraw-Hill Inc., 1986. - pp. 338-380.
102. Sivaraman Nair K. P. Life Goals: The Concept and its Relevance to Rehabilitation // Clinical Rehabilitation. 2003. - Vol. 17. - pp. 192-202.
103. Trisel B. A. Human Extinction and the Value of our Efforts // The Philosophical Forum. Vol. XXV. - No. 3. Fall 2004. - p. 371-391.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.