Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Кагарманов, Дамир Саягафарович

  • Кагарманов, Дамир Саягафарович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 159
Кагарманов, Дамир Саягафарович. Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Магнитогорск. 2007. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кагарманов, Дамир Саягафарович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ.

1.1. Естественнонаучный и философский подходы к человеку в контексте смысла жизни.

1.2. Проблема смысла жизни в западной философии.

1.3. Поиск смысла жизни в отечественной философской мысли.

ГЛАВА II. СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ПРОБЛЕМА ЕГО СМЕРТИ.

2.1. Методологические проблемы смерти в контексте решения человеком проблемы смысла жизни.

2.2. Постижение смысла жизни через смерть.

2.3. Суицид и смысл жизни.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа»

Актуальность темы исследования. Тема о смысле жизни человека актуальна как для философии, так и для любого отдельно взятого человека независимо от времени и места проживания. Этот вопрос не из тех, которые проявляются только как предмет исследования в рамках профессионального интереса философа, а может возникнуть перед каждым, даже далеким от философских размышлений, человеком. Как замечает У. Джеймс: «В глубине души каждого из нас есть уголок, в котором находят себе печальный отзвук неразрешимые мировые тайны»1. Обращение к данной теме обусловлено обострением смысложизненного вопроса в современном обществе.

Во все времена человеку казалось, что теряются былые смыслы, и поколение вновь пришедшее живёт менее осмысленно. Это своего рода закономерность в развитии социума. Человечество развивается, меняются ценности и каждое поколение должно по-своему переосмысливать мир и своё место в этом мире. Обычно такой процесс протекает в форме устойчивого сочетания изменений в мировоззрении людей и поддержанием незыблемых смысложизненных основ общества в виде нравов, обычаев, ритуалов и религий, которые дают возможность человеку более гармонично вписаться в окружающий мир.

Однако бывают действительно переломные моменты в мировоззрении людей. В такие времена значительно усиливается интерес к проблеме смысла человеческого бытия. Современная эпоха и является эпохой мировоззренческих поисков. Интерес к проблеме смысла жизни человека, обозначившийся как в зарубежной, так и в отечественной философской мысли, неслучаен и обусловлен как кардинальным антропологическим поворотом в философии, так и глобальными факторами, стоящими перед человечеством. Нынешняя экзистенциальная ситуация цивилизации актуализирует проблему смысла жизни человека и поднимает её на

1 Джеймс У. Воля к вере. / У. Джеймс. - М.: Республика, 1997. - 28 с. 4 совершенно иной уровень. Сегодня этот традиционный вопрос личностного характера перерастает в глобальный - в проблему смысла жизни рода человеческого и сохранения самой жизни. На этот раз угроза человечеству, исходящая от него самого, является результатом неразумного и бессмысленного поведения большинства людей, превалирования в нём нигилистических жизненных целей и установок, доминирования потребительски-гедонистического принципа в жизнеустройстве, безответственности за результаты своей деятельности.

Актуальность темы смерти, как и смысла жизни, возрастает в переломные эпохи в жизни общества. Превышение смертности над рождаемостью, участившиеся случаи самоубийства в России тому свидетельство. Расставаясь с прежними смысложизненными ориентирами и не выработав новые установки, человек остаётся наедине с реальностью. Без опосредующей роли смыслов жизни реальность, особенно в критические ситуации, оборачивается человеку безысходностью, за которой зачастую видится смерть. Философия должна активно вовлекаться в процесс формирования смысложизненной сферы человека и тем самым помочь выработать правильное отношение к смерти, преодолеть страх смерти.

Важно отметить, что теоретическое разрешение обозначенной проблемы закономерно связано с культурологическими, социологическими, религиоведческими, антропологическими, этическими, эстетическими, эвристическими, гуманистическими и другими аспектами исследования. Однако мы считаем, лишь философия может претендовать на относительно больший успех в поисках причин смысложизненной проблематики. Целостное же рассмотрение данной проблемы также представляется возможным только в рамках философии, которая, по утверждению JI. Шестова, «обязана своим существованием именно потребности понять жизнь. Понятия пространства и времени, монизма и дуализма, теории познания служат лишь основанием, фундаментом для философии. 5

Собственно же философия начинается там, где возникают вопросы о месте и назначении человека в мире, о его жизни и смерти»2.

Степень разработанности проблемы. Возникающие сегодня попытки ответить на вопрос о смысле жизни человека уходят своими корнями в мифологию Древнего мира, в многочисленные взгляды и концепции философов в рамках как научных, так и религиозных форм мировоззрений от античности до современности.

В миропонимании человека ранней античности наблюдаются черты антропоморфизма. Окружающий мир осмысливался им на мифологиях, на примере понятных и близких ему общинно-родовых и семейных отношений. Весь мир представляется ему как огромная родовая община, как космическая родовая жизнь, которой управляют боги, демонические существа и герои, а главной первичной силой, порождающей божественный и человеческий мир, была Мать-земля.

В эпоху классической античности человек рассматривался как микрокосм, осмысленная жизнь которого сводилась к гармоническому сосуществованию со всеми составляющими космоса. В этом же или близком контексте строят свои смысложизненные концепции Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека, Марк Аврелий.

Специфичность античной философии по отношению к смерти - это стремление выработать презрение к смерти, а главный аргумент против страха смерти - это героизм. Человек смертен по своей природе, смерть несомненное зло, но смерть не должна внушать страх, так как это всего лишь переход в иной мир - в Аид.

Характерной чертой философии средних веков является теоцентризм, посредством чего осмысливался окружающий мир. Здесь можно выделить, прежде всего, таких мыслителей как Тертуллиан, Августин Аврелий, Фома Аквинский. у

Шестов Л.И. Творчество из ничего. / Л.И. Шестов — М., 1908. - 57 с. 6

Отношение к смерти в средневековье также строилось согласно религиозным догмам. К примеру, по христианскому вероучению человек изначально бессмертен. Смерть же является в мир людей как божественное наказание за грехи, что возлагается на весь род человеческий. Смерть становится законом бытия, действие которого человек не в состоянии устранить собственными усилиями.

Крупнейшие представители ренессансной философии - Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно - делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Единственным и неустранимым ограничением, с которым столкнулась гуманистическая мысль, было осознание конечности человеческой жизни. Смерть и смертность как бы наложили тяжкие узы на само существование человека.

Вся история Нового времени - это история усилий человечества в обеспечении и оправдании такого своего центрального положения во Вселенной. В философии Нового времени в данном контексте мы отмечаем имена Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы.

В западноевропейском рационализме трансформируется восприятие смерти. Жизнь и смерть не рассматриваются различными проявлениями одной и той же онтологической реальности. Смерть как событие, ставящее конец жизни, превращается во зло. Появляется тенденция к вытеснению мысли о смерти из социальных отношений.

В философии XX в. отразились реалии своего времени. Человек сам себя ставит в центр мироосмысления, что явно отмечается в таких философских направлениях, как экзистенциализм, философская антропология, феноменология. Из экзистенциалистов в интересующем нас плане мы выделяем, прежде всего, таких философов, как Н.А. Бердяев, М. Бубер, А. 7

Камю, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, JL Шестов, К. Ясперс. Нельзя не отметить также их предшественников, как А. Бергсон, Э. Гуссерль, В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр. Темам утраты и обращения смысла человеческой жизни посвящены работы А.Ф. Лосева, В. Франкла, Э. Фромма.

В рамках наших исследований обширный материал для размышлений и обобщений дают труды русских религиозных философов таких, как А.И. Введенский, Н.И. Кареев, И.В. Киреевский, JI.M. Лопатин, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк.

Характеризуя источниковую базу диссертации, необходимо выделить труды современных отечественных философов Д.П. Андреева, В.Н. Бондаренко, У.С. Вильданова, Б.С. Галимова, Г.И. Гумницкого, К.Х. Делокарова, И.О. Джиоева, Н.Я. Иванова, В.А. Капранова, А.Ф. Кудряшева, В.А. Кутырёва, А.В. Лукьянова, В.А. Малахова, М.К. Мамардашвили, О.Н. Назарова, В.Ш. Сабирова, Н.Н. Трубникова, Ф.С. Файзуллина, В.Н. Финогентова, B.C. Хазиева, В.Н. Шилова. Отдельные моменты исследуемой темы встречаются в работах таких учёных, как Р. Павилёнис, И. Пригожин, М. Руттен.

Социоприродная сущность человека разрабатывалась в философской литературе советского времени К.А. Абульхановой-Славской, С.Ф. Анисимовым, М.М. Бахтиным, В.П. Гуревичем, М.В. Деминым, Э.В. Ильенковым, М.М. Карповым, Л.Н. Коганом, В.К. Комаровым, В.А. Кувакиным, В.Г. Кузнецовым, К.Н. Любутиным, О.Б. Манжорой, А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантовым, Ю.В. Согомоновым, В.П. Тугариновым, И.Т. Фроловым, В.Б. Устьянцевым, А.Н. Чанышевым, М. Шибутани.

Самые сокровенные раздумья, самые интимные переживания смысла жизни конкретным индивидом, так или иначе, сопрягаются с нравственно-метафизическими размышлениями, связанными с наличием неустранимого события, название которому - смерть. Смерть и жизнь явления неразрывные. 8

С древнейших времен смерть рассматривается человеком как основная причина, попирающая смысложизненные устои. Однако нередко встречаются мнения, что именно смерть повышает ценность жизни, заставляет осмысленно и разумно распорядиться предоставленным человеку временем.

Философскую спецификацию темы жизни и смерти получают в работах зарубежных мыслителей XX в., таких как Ж. Батай, Э. Канетти, Г. Маркузе. Позитивный смысл смерти признают X. Бодрийяр, М. Элиаде.

Определённые социально-философские и психологические аспекты смерти затрагиваются в работах А. Айтхеда, Е. Анчела, Э. Берна, М. Бубера, О. Венингера, Р. Генона, 3. Гуссерля, Н. Коупленда, К. Лоренца, К. Льюиса, Г. Лэндерта, А. Маслоу, А. Менегетти, Р. Моуди, Р. Мэя, X. Ортега-и-Гассет, Б. Рассела, Э. Тайлора, П. Теяр де Шардена, 3. Фрейда, Э. Фромма, Дж. Фрэзера, А. Швейцера, Р. Штейнера, О. Шпенглера, Э. Эриксона, К. Юнга.

Проблема возможности человека продолжать жить в ожидании смерти рассматривается в работах С. Кьеркегора, Г. Марселя, М. Мерло-Понти, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, К. Ясперса. Разрушение смысла жизни в смерти видят А. Камю и Ж.-П. Сартр. Схожую идею развивает А. Мальро.

Сущность и этические аспекты феномена смерти нашли освещение в трудах отечественных философов XX в. Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, Н.Ю. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Л. Шестова.

В последние годы проблемой смерти, как сферой интереса исторической антропологии занимаются Ф. Арьес, А. Борет, Б. Бренк, М. Вовель, П. Шоню.

Из отечественных мыслителей в наше время вопросами смерти и связанными с ней проблемами занимались Г.В. Алексеева, В.Г. Астахова, Г.Д. Бердышев, Ю.Л. Бессмертный, И.В. Вишев, А.Я. Гуревич, Г.И. Гуревич, В.М. Дильман, Г.Г. Ершова, A.M. Жарова, С.А. Исаев, К.Г. Исупов, И.А. Крывелёв, В.В. Кузнецова, А.П. Лаврин, А.К. Манеев, С.А. Мухамедьянов, 9

В.В. Налимов, В.А. Неговский, И.Д. Панцхава, Б.Ф. Славин, В.И. Стрелков, О.С. Суворов, А.Д. Урсул, Ю.В. Хен, Н.М. Эммануэль.

Проблема самоубийства в тех или иных аспектах отражены в трудах

A.Г. Абрумовой, Н.А. Бердяева, JI.JI. Бергельсона, Ю. Вагина, Э. Дюркгейма, И.П. Красненковой, A.M. Красильникова, В.И. Красикова, А.Ф. Кони, А.И. Крюковой, Ц.П. Короленко, Ю. Е. Милорадо, Ю.А. Молина, И.Б. Орловой,

B.А. Тихоненко, JI. Грегубова, A.JI. Чижевского, Э. Шнейдмана.

В интересующем нас контексте нельзя не отметить произведения гениальных русских писателей Ф.М. Достоевского и JI.H. Толстого, а также не менее талантливых зарубежных писателей Гете, У. Джемса, Дж. Лондона,

C. Моэма.

Мы исходим из положения, что смерть ограничивает индивидуальную жизнь, тем самым обессмысливает её в глазах человека, но одновременно порождает вопрос о смысле жизни, а смыслы жизни, в свою очередь, позволяют человеку пережить трагедию его конечности. Самоубийство, как в большинстве случаев осмысленное действие, преодолевает смерть, тем самым дает абсолютную свободу, но, одновременно устранив смерть, устраняет всякий смысл в жизни, то есть, смысл устраняет смысл.

Объектом диссертационного исследования является человек в смысложизненных ориентирах.

Предметом исследования является смысл жизни человека в контексте смерти.

Целью исследования является философско-концептуальный анализ проблемы смысла жизни человека в контексте смерти. В соответствии с целью ставятся следующие задачи: рассмотреть возможности исследования смысложизненной проблемы человека посредством естественнонаучной методологии; проанализировать постановку проблемы и поиск решения смысложизненного вопроса в западной и отечественной философии;

10 выявить методологические проблемы смерти в контексте решения человеком проблемы смысла жизни; исследовать возможность постижения смысла жизни через смерть и проанализировать событие смерти как причину бессмысленности жизни.

Методологической основой исследования стал диалектический метод, позволяющий осуществить аналитическое исследование смыложизненной проблемы человека, метод структурно-функционального анализа, метод восхождения от абстрактного к конкретному, общенаучные методы, такие как анализ и синтез, дедукция и индукция, принцип единства исторического и логического и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что: такие фундаментальные проблемы философии как смысл жизни, смерть и самоубийство рассмотрены в единой концептуальной схеме исследования; аргументировано, что естествознание в принципе не в состоянии решить проблему смысла жизни человека в контексте его смерти, последнее возможно лишь посредством философской рефлексии; обнаружено, что смысл жизни может быть сконцентрирован на отдельном человеке, в социуме и в Боге (Абсолюте); обосновано, что смерть не может быть самостоятельным объектом исследования, таковым может выступать лишь отношение к смерти; выявлена, тенденция, согласно которой причина суицида преимущественно порождается смысложизненными установками человека.

На защиту выносится следующее положение: смысл жизни человека представляет собой результат активного рефлексивного отражения своего бытия в контексте собственной смерти.

Теоретическое и практическое значение работы определяется возможностями использования разработанных теоретических и методологических положений в дальнейшей разработке проблемы смысла жизни в философии, а также при решении смысложизненных задач, стоящих

12

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Кагарманов, Дамир Саягафарович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования были выявлены онтологические и гносеологические аспекты смысла жизни, разработана классификация основных подходов к осмыслению жизни, учитывая традиции западной философской мысли и отечественной философии. Были отмечены качественные отличия и общее в смысложизненных ориентирах в этих названных философских направлениях.

Смысл жизни из тех понятий, который не может быть решён исключительно рациональными научными методами. Не затронутыми остаются те качества человека, которые не сводимы к внешним объективированным формам. Это внутренний мир человека, его духовность, поток его переживаний, особенности восприятия внешнего мира. Именно эти качества являются определяющими в осмыслении человеком бытия и самого себя. Проблема смысла жизни человека в целом может быть рассмотрена только на философском уровне постижения мира. Человек стремится познать себя и бытие в целом путём построения определённых онтологических конструкций и метафизических структур, выходящих за рамки налично-эмпирического уровня бытия. Метафизические структуры делают бытие человека полным, придают ему единство и целостность, посредством их человек обретает чувство укоренённости в бытии и единства с ним.

Структурная онтология смысла жизни мы рассматривали разделением на два уровня осмысления: витальное и духовное. В заключении автор хотел бы предложить некую классификацию по уровням осмысления бытия и своего места в мире человеком. Людей в зависимости от осознания смысла жизни автор условно определил бы в три группы. В первую группу относятся те люди, которые не задаются вопросом о смысле жизни, они живут в рамках тех смыслов, которые сформулированы обществом ранее и проверены временем. Наиболее «осмысленно», погружённым в смысловое поле живет именно человек, относящийся этой группе. Это та группа людей, которые вызывали восхище

138 ние JI.H. Толстого своим отношением к жизни - они жили так, как будто знали в чем смысл жизни. Ко второму типу относятся люди, осознавшие свою индивидуальность, своё «Я» на уровне эгоизма. Людям этой группы присуще эгоистично-прагматическое отношение ко всему, словно весь мир существует только ради них. Смысл их жизни служение себе и своим потребностям. В третью группу мы включили людей, предполагавших наличие некоего безусловного начала (Абсолют, Бог), первопричину всего сущего, налагавшего смысл на все. Смысл своей жизни эти люди видят только на фоне Абсолюта и служении ему. Можно было бы выделить ещё одну группу людей, но их по нашему мнению всего лишь единицы. Речь идет о людях, которые смогли свои смыслы привить миллионам как веру. Этих редких представителей человечества причисляют к чудотворцам, святым, пророкам, великим ученым. Самоубийство, по мнению автора, наиболее часто встречается среди представителей первой и второй группы.

Автором был проведён изначально анализ категорий жизнь и смысл по отдельности, и на основании проведённого анализа был сделан вывод о том, что эти понятия в науке не имеют чёткого определения. Для человеческого ума биологическая жизнь трансцендентна. Естественнонаучное определение жизни не вписывается концепции наших исследований, где жизнь представляется одновременно ограниченной смертью и преодолевающей смерть. Наиболее приемлемой в рамках наших исследований представляется понятие жизни, трактуемая Г. Зиммелем, одним из представителей философии жизни.

Традиционно считается, что именно наличие сознания «вытаскивает» человека из причинно-следственного ряда физических событий мира и заставляет ставить вопросы о смысле, как бытия, так и собственного существования. Автор согласен с таким допущением, но считает необходимым дополнить, что не просто наличие сознания, а специфическое устройство нашего сознания. К примеру, не наличие глаз делает краски мира таковыми, а именно то, что наши глаза имеют такое свойство, что воспринимают мир именно в таких оттенках. Ум человече

139 ский так устроен, что хочет видеть мир согласно своей логике. Познавать для человека это, значит, сравнивать, найти взаимосвязи, характеристики и в итоге придать некий свой смысл. Кроме общих смыслов присущих человечеству, каждый человек в силу своей индивидуальности обладает собственным осмыслением бытия, себя и своей жизни. В таком видении смысла жизни мы наиболее приближаемся к концепции «жизненного мира» Э. Гуссерля, что и было взято за ту основу, на которой формируются смысложизненные устои человека.

Человека определяет не биологическая жизнь, а именно информативно-смысловое составляющее, которое мы называли как личность, «Я». Подтверждение этому - люди оказавшиеся вне человеческого общества, к примеру, среди животных и выжившие. Повадки у них становятся похожими на животных. Человеческая сущность теряется. Это существо живое, имеет человеческий облик, но это уже не совсем человек. Такое утверждение гармонично вписывается в «жизненный мир» Э. Гуссерля, потому что в нашем видении и человеческое «Я» и социальное составляющее человека, включаются в «жизненный мир».

В результате наших исследований был сделан вывод, что смерть не обесценивает и не обессмысливает жизнь вообще. Мы не можем отрицать, что наличие смерти эпизодически может иметь влияние на человека или не может быть человека со специфическим восприятием этого фактора. Однако большинство людей живут так, как будто смерти не существует, потому что при жизни человеческие смыслы чаще берут верх над его конечностью, благодаря осмысленности своей жизни человек преодолевает смерть. Жизнь прерывается на отдельно взятом индивиде, но это не означает конец жизни вообще. Личностное составляющее человека, как один из пластов смысла жизни человека, преодолевая смерть, остается в его делах, в его детях как элементы, привитые им в ходе воспитательного процесса.

Наш философский дискурс приводит к выводу, что суицидальное поведение человека напрямую связано со смысложизненными устоями человека. При

140 чины, толкнувшие человека на суицид могут быть различными, но к этому фатальному шагу он приходит, сообразуясь со своим осмыслением ситуации, окружения, своего места в этом мире.

Смысложизненная проблема не может решаться однозначно. Уже сам человек представляет собой вечную загадку. В рациональном, аналитически-синтетическом подходе человек многомерен. При рассмотрении такого понятия как смысл жизни необходимо всеобъемлющее представление о природе человека, что невозможно в рамках одной работы и вряд ли это представляется возможным на уровне сегодняшнего дня. И вообще, некоторые пласты человеческой сущности, вероятно, самому человеку не открываются. Задача усугубляется еще и тем, что приходится коснуться мира окружающего человека, в который он «укоренен», само бытие. Здесь необходимо подчеркнуть, что бытие едино и человек часть этого единого и следовательно он может в самом себе познать бытие, но это уже другой уровень и совершенно другой подход.

Тем не менее эта тема всегда притягивает философов и большинство исследователей едины в том, что ценности и смысложизненные ориентации людей: 1) не существуют сами по себе, вне контекста общества; 2) обусловлены потребностями и интересами социальных субъектов; 3) социальны по природе, но имеют субъективную форму выражения; 4) конкретно-исторически обусловлены; 5) образуют некоторую систему со своей иерархией.

Рассмотренные суждения мыслителей разных эпох и культур первым делом подталкивают к простому заключению. Там, где представляется наличие высшего смысла в жизни, человек видит и угадывает его проявление в простых вещах, сложное им видится в простом. Если появляются сомнения, человек начинает себя вести как заблудившийся в темноте, создает множество придуманных понятий, лабиринты сложных умозаключений, всё чрезмерно усложняется, гипертрофируется.

Работа не претендует на исчерпывающий анализ данной проблемы, а лишь раскрывает некоторые горизонты для дальнейшего изучения.

141

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кагарманов, Дамир Саягафарович, 2007 год

1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Пози-тивный экзистенциализм. / Н. Аббаньяно. СПб.: Алетейя, 1998. - 505 с.

2. Абдураимов Г.А. Лезги и древнейшие цивилизации передней Азии / Г.А

3. Абдураимов, Д. Г. Абдураимова. М.: 1998. - 206 с.

4. Августин А. Против академиков / А. Августин. -М., 1991. 312 с.

5. Августин А. Исповедь / А. Августин. М., 1992, - 161 с.

6. Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципа наименьшей меры силы / Р. Авенариус СПб.: Образование, 1913.-111 с.

7. Агацци Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 24-34.

8. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, А.В. Панин.-М., 1991.-312 с.

9. Алексеев П.В. Человек, дух и реальность. Об экзистенциальном типе философствования Н.А. Бердяева / П.В. Алексеев. М., 1995. - 362 с.

10. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1970. - 42 с.

11. Античная лирика. Греция. Антология. Ч. 1. -М., 1989. 101 с.

12. Аристотель. Собр. соч.: в 4 т. -М., 1983. Т. 3. 63 с.

13. Аристотель. Никомахова этика. Собр. соч.: в 4 т. М., 1983. Т. 4. - 55 с.

14. Аристотель. Политика. Собр. соч.: в 4 т. -М., 1983. Т. 2.-134 с.

15. Аристотель. Этика (к Никомаху). М., 1908. - С.113-114.

16. Афанасьев. В.Г. Проблема целостности в философии и биологии / В.Г. Афанасьев. М., 1964, С. 343-344.

17. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки / В.У. Бабушкин. -М.: Наука, 1985.- 190 с.

18. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М.: Ис142кусство, 1972. 317 с.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. - 445 с.

20. Башляр Г. Новый рационализм / Г. Башляр. М.: Прогресс, 1987. - 376 с.

21. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. М.: Канон-пресс: Куч-ково поле, 1998. - 382с.

22. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. М., 1955.- 13 с.

23. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. М., 1993 .-216 с.

24. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России / Н.А. Бердяев. М., 1997. -54 с.

25. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. М., 1990. - 327 с.

26. Бердяев Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М, 1989. - 64 с.

27. Бердяев Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-480с.

28. Бердяев Н.А. Человек и машина / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. -1999.-№2.-С. 147-162.

29. Бердяев. Н. А. Русская идея / Н.А. Бердяев. М., 1997, 5 с.

30. Бернал. Дж. Возникновение жизни / Дж. Бернал. М., 1964, с. 18.

31. Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / В. Бимель. Челябинск: Урал LTD, 1998. - 286 с.

32. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Ж. Бодрийяр. Екатеринбург, 2000. - 124 с.

33. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. М., 2000. -284 с.

34. Большая медицинская энциклопедия // БМЭ. М.: Советская энциклопедия, 1984.-Т.22.-470 с.

35. Большой Энциклопедический Словарь // БЭС. М.: Большая Российская энциклопедия, - 2001. - 1116 с.143

36. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность / Д. Бонхеффер. М., 1994. С. 46-47.

37. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание / Н. Бор. М., 1961. -56 с.

38. Борн М. Моя жизнь и взгляды / М. Борн. М., 1973. - 342 с.

39. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. М.: Республика, 1995, - 464 с.

40. Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986. - 296 с.

41. Вагин И. Психология жизни и смерти / И. Вагин. СПб.: Питер, 2001. -12 с.

42. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер- М: Прогресс, 1990. 805 с.

43. Вересаев В.В. Живая жизнь / В.В. Вересаев. М.: Политиздат, 1991. -333 с.

44. Вивекананда Свами Магнитогорск: Амрита, 1992. - 45 с.

45. Вильданов У.С. Феномен мыслителя / У.С. Вильданов. Уфа: РИО Баш-ГУ, 2004. - 61 с.

46. Вильданов У.С. Гносеологический анализ трансцендентальной субъективности / У.С. Вильданов. Уфа: РИО БашГУ, 2000. - 402 с.

47. Вильданов Х.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ / Х.С. Вильданов, Ф.С. Файзуллин. Уфа: РИО БашГУ, 2002. -178 с.

48. Вильданова Г.Б. Гносеологический анализ мудрости и истины / Г.Б. Вильданова. Уфа: РИО БашГУ, 2001. - 159 с.

49. Виндельбанд В. Философия культуры / В. Виндельбанд. М.: ИНИОН РАН, 1994.-350 с.

50. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. М., 1958.-230 с.

51. Вогралик В.Г. О сущности, смысле и цели жизни / В.Г. Вогралик. -Н.Новгород, 1996.-31 с.144

52. Возникновение жизни на Земле. Труды Международного симпозиума 19-24 августа 1957. 336 с.

53. Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов В.В. Воронцов. М.: Молодая гвардия, 1977. -623 с.

54. Выготский J1.C. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок / JI.C. Выготский, А.Р. Лурия. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.

55. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса / Б.П. Вышеславцев. -М., 1994.-47 с.

56. Гадамер Г.Г. Истина и метод / Г.Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

57. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в инте-претации Эдмунда Гуссерля / П.П. Гайденко. // Вопросы философии. -1992.-№7.-131 с.

58. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX в. / П.П. Гайденко. -М.: Республика, 1997. 131 с.

59. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы / Б.С. Галимов. Саратов, 1981. -234 с.

60. Галимов Б.С. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека / Б.С. Галимов, И.Г. Васильева. Уфа: РИО БашГУ, 2001.-54 с.

61. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. М.: Мысль, 1959. -Т. 4. - 472 с.

62. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. М.: Логика, 1929. - Т 1. - 368 с.

63. Гейзенберг В. Физика и философия / В. Гейзенберг. М.: Наука, 1963. -78 с.

64. Генон Р. Кризис современного мира / Р. Генон. М., 1991. - 27 с.145

65. Гераклит Фрагменты / Гераклит // Материалисты древней Греции. М. Госполитиздат., 1955. - С.44-45, 52.

66. Гессе Г. Избранное / Г. Гессе. М.: Радуга, 1991. - 539 с.

67. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. М., 1999. - С. 25-26.

68. Гоббс Т. Избранные произведения / Т. Гоббс. Соч.: в 2 т. М.: Мысль 1989-1991.-Т. 2.-731 с.

69. Гоббс Т. Избранные произведения / Т. Гоббс. Соч.: в 2 т. М., 1964. -Т 2.-193 с.

70. Гольбах П.А. Избранные произведения / П.А. Гольбах. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1963.-Т. 2.-731 с.

71. Грей Джон Поминки по Просвещению / Грей Джон. М., 2003. - 281 с.

72. Гроф С. За пределами мозга / С. Гроф. М., 1993. - 32 с.

73. Грязнов Б.С. Логика. Рациональность. Творчество. / Б.С. Грязнов М.: Наука, 1981.-399 с.

74. Гурев Г.А. О смысле жизни / Г.А. Гурев. М.: Знание, 1958. - 39 с.

75. Гуревич П.С. Социальная мифология / П.С. Гуревич. М.: Мысль, 1983. - 175 с.

76. Гусейнов А.А. Великие моралисты / А.А. Гусейнов. М.: Республика. 1995.-97 с.

77. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию / Э. Гуссерль // Вопросы философии. 1992. - №7. - 87 с.

78. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль. Собр. соч.: в 2 т. -М.: Гнозис, 1994. Т. 1. - 163 с.

79. Гуссерль Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. Новочеркасск, 1994.-357 с.

80. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия / Ю.Н. Давыдов. -М., 1982.-287 с.

81. Даль В. Толковый словарь живого великого русского языка / В. Даль.1461. М., 1882.-Т. 4.-240 с.

82. Декарт Р. Избранные произведения / Р. Декарт. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1989.-Т. 1.-675 с.

83. Делокаров К.Х. Наука и диалектический характер рациональности / К.Х. Делокаров. М., 1987. - 237 с.

84. Джеймс У. Воля к вере / У. Джемс. М: Республика, 1997. - 28 с.

85. Диоген Лаэртий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Л. Диоген. М., 1979. - 433 с.

86. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. / К.М. Долгов. М.: Искусство, 1990. - 398 с.

87. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский. — Элиста, 1993.-672 с.

88. Достоевский Ф.М. Искания и размышления / Ф.М. Достоевский. М.: Советская Россия, 1983. - 336 с.

89. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский. Поли. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1976. - Т. 15. - 624 с.

90. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Ф.М. Достоевский. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1973. - Т. 6. - 424 с.

91. Достоевский Ф.М. / Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1981. - Т. 23. - 148 с.

92. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей / О.Г. Дроб-ницкий. М., 1966. - 67 с.

93. Дюркгейм Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм. СПб.: Союз, 1998.

94. Ермаков С.П. Тенденции и особенности структуры смертности населения России в современных условиях / С.П. Ермаков. // Социологические исследования. 1997. - №6. - С.66-80.

95. Жариков С. Обретение реальности через миф смерти / С Жариков. -М.: Золотой лев, 1998. 45 с.

96. Замалеев А.Ф. Смысл жизни в русской философии: конец Х1Х-начало XX века / А.Ф. Замалеев. СПб.: Наука, 1995. - 382 с.147

97. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. Л., 1991.-75 с.

98. Зиммель Г. Созерцание жизни. Четыре метафизические главы. / Г. Зим-мель. Избранное: в 2 т. М., 1993. - Т. 2. - 13 с.

99. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека / Н.Я. Иванова. Киев, 1980. - 164 с.

100. Из материалов издания «American Scientist» // Наука и жизнь. 2006. -№4. - 54 с.

101. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-464 с.

102. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. / В.В. Ильин. -М.: МГУ, 1993,- 168 с.

103. Ильин С. До чего доведет «распирание» Вселенной / С. Ильин // Знание-сила. 2006. - №8. - 33 с.

104. Интернет. Национальная электронная библиотека. «О продолжительности жизни в России». Режим доступа: http://www.nns.ru/.

105. История Европы .в 2 т. / Средневековая Европа. -М.: Наука, 1992. -Т. 2. -691 с.

106. Исупов К.Г. Русская философская танатология / К.Г. Исупов //. Вопросы философии. 1994. - №3. - 54 с.

107. Камю А. Бунтующий человек. Миф о Сизифе. / А. Камю. М.: Политическая литература ,1990. - 31 с.

108. Камю А. Сумерки богов / А. Камю. М.: Политиздат, 1989. - С. 233, 398.

109. Камю А. Творчество и свобода / А. Камю. М.: Радуга, 1990. - 608 с.

110. Кант И. Критика практического разума / И. Кант. Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1965. -Т. 4. - 544 с.

111. Кант И. 66, Т.5. с.469 бб. Соч.: В 6т. М.,1964-1966. 67.

112. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. Соч.: в 6 т. М., 1964,- Т. 3. -774 с.148

113. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. Симферополь: Реноме. 1998.-528 с.

114. Кант И. Трактаты и письма / И. Кант. М., 1980. - 118 с.

115. Кант И. Предполагаемое начало истории человечества / И. Кант. СПб., 1910.-18 с.

116. Капранов В.А. Марксистская концепция смысла жизни: дис. канд. фи-лос. Наук / В.А. Капранов. Пермь, 1965. - 35 с. - Библиогр.: - С. 143152.

117. Карасев JI.B. Русская идея (символика и смысл) / JT.B. Карасев // Вопросы философии. 1992.-№ 8.-С. 101, 104.

118. Карманный оракул. Критикой. / М., 1981, 127 с.

119. Карпов М.М. Смысл жизни человека / М.М. Карпов. Ростов-на-Дону, 1994.-24 с.

120. Кассирер Э. Познание и действительность: понятие о субстанции и понятие о функции Э. Кассирер. СПб.: Шиповник, 1912. - 453 с.

121. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1976. - 197 с.

122. Ким В.В. Семиотические аспекты системы научного познания: философ-ско-методологический анализ /В.В. Ким. Красноярск, 1987. - 223 с.

123. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой эпохи / А.И. Клизов-ский. Минск, 1997. - 816 с.

124. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека / JI.H. Коган. М.: Мысль, 1984.-224 с.

125. Коганова З.В. Проблемы философских оснований биологии / З.В. Кога-нова. М.: МГУ, 1979. - 139 с.

126. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

127. Коран: на арабском и башкирском языках. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1992. - 960 с.

128. Кувакин В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека:149

129. Философия, психология и стиль мышления гуманизма) В.А. Кувакин. -М.: Логос; 1998.-353 с.

130. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы / А.Ф. Кудря-шов. Свердловск: УрГУ, 1988. - 184 с.

131. Кузанский Н. Соч.: в 2 т. / Н. Кузанский. М., 1980. - Т. 1. - 471 с.

132. Кузнецов А.И. Внутренний мир человека / А.И. Кузнецов. Екатеринбург: УрОРАН, 1994. - 289 с.

133. Кутырёв В.А. Любовь к мудрости на пороге Нового века / В.А. Кутырев // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1998. - № 3. - С. 3-16.

134. Кьеркегор С. Афоризмы эстетики. Наслаждение и долг. / С. Кьеркегор. -Киев, 1994.-67 с.

135. Кьеркегор С. Или-или / С. Кьеркегор. М., 1991. - 420 с.

136. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М., 1993. - 383 с.

137. Лаврин А.П. Хроники Харона: энциклопедия смерти / А.П. Лаврин. М., 1993.-56 с.

138. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции / И. Лака-тос. М., 1978. - 204 с.

139. Ламетри Ж.О. Сочинения / Ж.О. Ламетри. М.: Мысль, 1983. - 509 с.

140. Ламонт К. Иллюзия бессмертия / К Ламонт. М., 1984. - 276 с.

141. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. СПб.: Макет, 1995. -312 с.

142. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 603 с.

143. Левин Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен / Б.М. Левин // Социологические исследования. 1997. -№4. - С. 102-108.

144. Леви-Строс К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. М.: Республика, 1994.-384 с.

145. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М.: Наука, 1978.150- 424 с.

146. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. Лейбин. М.: Политиздат, 1990. - 397 с.

147. Лейбниц Г.В. Соч.: в 4 т. / Г.В. Лейбниц. М.: Мысль, 1989. - Т. 4. - 554 с.

148. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. / В.А. Лекторский. М.: Наука, 1980.-389 с.

149. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин. Поли. собр. соч. М., 1967-70. - Т. 18. - 384 с.

150. Ленин В.И. Полн.собр. соч. -М., 1967-70. Т. 29. - 194 с.

151. Ленин В.И. Философские тетради / В.И. Ленин. Полн. собр. соч. М., 1967-70.-Т. 29.-782 с.

152. Леонтьев А.А. Избранные психологические произведения в 2 т./ А.А. Леонтьев. М., 1983. - Т. 2. - 546 с.

153. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М, 1977.-304 с.

154. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. «XVIII международный психологический конгресс. Проблемы общей психологии. Тезисы сообщений» / А.Н. Леонтьев. М., 1966. - Т. 2.

155. Лифшиц М. / М. Лифшиц. Собр. соч.: в 3 т. М.: Изобраз. ис-во, 198488. -Т. 2. - 560 с.

156. Локк Д. Опыт о человеческом разумении / Д. Локк. Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1985-1988. - Т. 1, 2. - С. 560, 621.

157. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. — 525 с.

158. Лосский Н.О. Своеобразие русской философии. Ступени. / Н.О. Лосский. // Вопросы философии. 1992. -№1. - С. 130-133.

159. Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М.,1991. -559 с.151

160. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра / Н.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991.-368 с.

161. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н.О. Лосский. М.: Республика, 1995. - 400 с.

162. Лукьянов А.В. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» / А.В. Лукьянов // Философские науки. 2002. - № 6. - С. 81-89.

163. Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой любви» / А.В. Лукьянов. -Уфа, 2001.-226 с.

164. Лукьянов А.В. Пустота как понятие новой философии Абсолюта / А.В. Лукьянов // Философская и социологическая мысль на рубеже тысячелетий. Уфа: РИО Баш ГУ, 2003. - 237 с.

165. Лэнг Р. Расколотое «Я» / Р. Лэнг- СПб.: Белый кролик, 1995. 357 с.

166. Любутин К.Н. Диалектика субъекта и объекта / К.Н. Лубутин, Д.В. Пивоваров. Екатеринбург, 1993. - 416 с.

167. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса / М.К. Мамар-дашвили // Вопросы философии. 1968. - № 6. - С. 14-25.

168. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. -М.: Прогресс, 1992.-416 с.

169. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления / М.К. Мамардашвили. -М.: Прогресс, 1993.-352 с.

170. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М.К. Мамардашвили. М., 1994. - 90 с.

171. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления / М.К. Мамардашвили. М., 1968. - 191 с.

172. Мамардашвили М.К. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии / М.К. Мамардашвили, Э.Ю Соловьев, В.С Швырев // Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972. - С.28-94.

173. Мангейм К. Диагноз нашего времени / К. Мангейм. М.: Юрист, 1994.152700 с.

174. Мангейм К. Структурный анализ эпистемологии / К. Мангейм. М. ИНИОН, 1992.-38 с.

175. Манн Т. Доктор Фаустус / Т. Манн. Собр. соч. в 5 т. М.: Художественная литература, 1960. - Т. 5. - 696 с.

176. Маритен Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. М.: Высшая школа, 1994. -192 с.

177. Марк Аврелий. Размышления / Аврелий Марк. Л, 1985. - 33 с.

178. Марков Б.Н. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. / Б.Н, Марков. СПб, 1999. С. 79-80.

179. Мамзин А.С. О форме и содержании в живой природе / А.С. Мамзин. -Л, 1968. 147 с.

180. Маркс К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. М, 1967-81. Т. 42. -119 с.

181. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. М, 1967-81. - 2-е изд. - М, 1955. -Т. 3. - 3 с.

182. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.- М, 1967-81. Т. 42. - 535 с.

183. Маркс К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. М, 1967-81.-Т. 3.-629 с.

184. Маркс К. Святое семейство / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. М, 1967-81. -Т. 2. - 652 с.

185. Маркс К, Энгельс Ф. Собр. соч. -Т. 20. 83 с.

186. Марсель Г.К трагической мудрости и за её пределы / Г.К. Марсель.- М, 1991.-366 с.

187. Материалисты Древней Греции. М.: Политическая литература, 1955. -239 с.

188. Мери Бойс Зороастрийцы, верования и обычаи / М. Бойс. СПб.: Петербургское востоковедение,. - 51 с.153

189. Мерло-Понти М. Око и дух / М. Мерло-Понти. М.: Искусство, 1992. -63 с.

190. Мифология мировой философии в 4-х томах. М., 1969. Т. 1,2,- 858 с.

191. Молии Ю.А. Судебно-медицинская экспертиза повешения / Ю.А. Мо-лин. СПб.: 1996.-19 с.

192. Монтень М. Опыты / М. Монтень. СПб.: Кристалл, 1998. - 115 с.

193. Москаленко А.Т. Личность как предмет философского познания / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. Новосибирск: Наука, 1984. - 248 с.

194. Москаленко А.Т. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. Новосибирск, 1982. - 5 с.

195. Мотрошилова Н.В. Познание и общество (Из истории философии 17-18 веков) / Н.В. Мотрошилова. М.: Мысль, 1969. - 297 с.

196. Моуди Раймонд Жизнь после жизни / Р. Моуди. М.: Перспектива, 1991.-8 с.

197. Мухамедьянов С.А. Феномен смерти / С.А. Мухамедьянов. Уфа, 1998. -24 с.

198. Назаров В.Н. Нравственная мудрость как творчество жизни / В.Н. Назаров // Философские науки. 1991. - № 11. - С.51-64.

199. Назаров В.Н. Феноменология мудрости: образцы мудреца в истории культуры. Тула, 1993. - 342 с.

200. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI в / В.В. Налимов. М.: Лабиринт, 1994. - 73 с.

201. Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения / В.И. Несмелов, Казань, 1895. - 14 с.

202. Ницше Ф. Соч.: в2 т,-М.: Мысль, 1990.-Т. 1-829 с.

203. Ницше Ф. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1990. - Т. 2. - 343 с.

204. Ницше Ф. Избранные произведения / Ф. Ницше. М.: Просвещение, 1993.-240 с.

205. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М., 1990. - 197 с.154

206. Ницше Ф. Утренняя заря / Ф. Ницше. Свердловск: ВОЛЯ, 1991. - 304 с.

207. Ожегов Словарь русского языка. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// maerdtfos. narod. ru.

208. Орлов E.H. Сократ. Платон. / Е.Н. Орлов // Жизнь замечательных людей. СПб.: ЛИО-Редактор, 1994. - С. 3-127.

209. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1989. -№ 4. -С. 123-139.

210. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет М.: Наука, 1991.-408 с.

211. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. -М.: Искусство, 1991. 588 с.

212. Павилёнис Р. Вопросы философии №7 2006, «О смысле и тождестве» с.68.

213. Паскаль Б. Мысли о религии / Б. Паскаль. М., 1902.

214. Петриций И. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха / И. Петриций. М.: Мысль, 1994. - 286 с.

215. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л.А.Петровская. М., 1982. - С. 16-17.

216. Платон. Соч.: в 3 т. М, 1970. - Т. 3. - 48 с.

217. Платон. Апология Сократа. Собрание соч. в 4 т. М., 1994. - Т. 1. - 95 с.

218. Платон. Диалоги. -М.: Мысль, 1990. 608 с.

219. Платон. Послезаконие. Собр. соч.: в 4 т. М., 1994. - Т. 4. - 458 с.

220. Платон. Федон / Собр. соч.: в 4 т. М., 1993. - Т. 2. - 69 с.

221. Подорога В. Выражение и смысл / В. Подорога. — М., 1995. 94 с.

222. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги / К.Р. Поппер. М.: Феникс, 1992.-448 с.

223. Пригожин И. Мы только начинаем понимать природу. Краткий миг торжества. О том, как делаются научные открытия / И. Пригожин. М.: Наука, 1989. С.310-315.155

224. Пуанкаре А. Ценность науки / А. Пуанкаре. М.: Наука, 1990. - 736 с.

225. Путь. Орган религиозной мысли. Книга 1. (I-VI). Репринтное переиздание. М.: Информ-Прогресс, 1992. - 752 с.

226. Райнхард Лаут. Философия Достоевского в систематическом изложении / Р. Лаут. М.: Республика, 1996. - 448 с.

227. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. / А.Б. Ранович. М.: Политиздат, 1990. - 479 с.

228. Рассел Б. Мудрость Запада / Б. Рассел. М.: Республика, 1998. - 479 с.

229. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб.: Петрополис, 1997.

230. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: московские лекции и интервью. / П. Рикер. М.: Кат, 1995.-160 с.

231. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. / Г. Рикерт. СПб.: Наука, 1997. -532 с.

232. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995.-463 с.

233. Розанов В.В. Литературные изгнанники В.В. Розанов. СПб, 1913. - 234 с.

234. Розанов В.В. О понимании / В.В. Розанов. СПб.: Наука, 1994. - 576 с.

235. Розенберг О.О. Психологические аспекты буддизма / О.О. Розенберг. -Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. 182 с.

236. Розов Н.С. Ценность в проблемном мире / Н.С. Розов. Новосибирск, 1998.-292 с.

237. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. М., 1997. - 27 с.

238. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии.- М., 1976. С. 253-254.

239. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического156права / Ж.-Ж. Руссо.- М.: Соцэкгиз, 1938. 543 с.

240. Руттен М. Происхождение жизни естественным путем / М. Руттен. М.: Мир,. - 74 с.

241. Рязанов Г.В. Путь к новым смыслам / Г.В. Рязанов. М.: Гнозис, 1993. -367 с.

242. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2000. - 538 с.

243. Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр. М.: Прогресс, 1994 - 234 с.

244. Жан Поль Сартр Тошнота / Ж.-П. Сартр; перевод с франц. Яхниной Ю.

245. Секст Эмпирик / Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1976. - 399 с.

246. Сенека JI.A. Письма к Луцилию / Л.А. Сенека. -М., 1977. 154 с.

247. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. -Л.: ЛГУ, 1990.-359 с.

248. Смысл жизни в русской философии. СПб., 1995. - 236 с.

249. Согомонов Ю.В. О смысле жизни / Ю.В. Согомонов. Баку, 1964. - 10 с.

250. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия / B.C. Соловьев. Собр. соч. СПб., 1913.-Т. 8. - 330 с.

251. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. -М.: Мысль, 1990. Т. 2. - С. 327-328.

252. Сорокин П. Человек, цивилизация. Общество. / П. Сорокин. М.,1992. -543 с.

253. Софокл. Драмы. -М.: Наука, 1990. 607 с.

254. Спиноза Б. Избранные произведения. Этика. Прибавление к части 1. / Б Спиноза. М., 1957. -Т. 1. - 67 с.

255. Спиноза. Избр. соч. -М.: Мысль, 1957. 806 с.

256. Стивен П. М.: Идея-Пресс, 2000. 45 с.

257. Тацит К. Сочинения в 2 т. Л.:, 1969. Т. 1. - 320 с.

258. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. М.: Наука, 1987.-239 с.157

259. Тиллих П. Мужество быть /П. Тиллих. М.,1995. - С. 56-58.

260. Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши чунь-цю» / Г.А. Ткаченко. М.: Наука, 1990. - 284 с.

261. Толстой Л.Н. Исповедь./ Л.Н. Толстой // Собр. соч.: в 22 т. М.: Худож. лит, 1983.-Т. 16.-519 с.

262. Толстой Л.Н. в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит, 1955. -Т. 1.-519с.

263. Торчинов Е.А. Даосизм и традиционные китайские системы психофизической тренировки / Е.А. Торчинов. СПб, 1993. - 28 с.

264. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. М.: Республика, 1994. -432 с.

265. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти / Н.Н. Трубников. М.: Рос-сиэн, 1996.-382 с.

266. Тугаринов В.П. О смысле жизни / В.П. Тугаринов. Л, 1961. - 149 с.

267. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. Л, 1960.-39 с.

268. Файзуллин Ф.С. Этическое сознание и самосознание / Ф.С. Файзуллин. -Уфа, 1998.-208 с.

269. Федоров Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров. М, 1982. - 365 с.

270. Фейербах Л. Основные положения философии будущего / Л. Фейербах // Избр. филос. произв.: в. 2 т. М, 1955. - Т.1. - 126 с.

271. Феномен человека: Антология / сост. П.С. Гуревич. М.: Высшая школа, 1993.-347 с.

272. Философская энциклопедия в 5т. -М, 1979.-Т. 5.-313 с.

273. Философский энциклопедический словарь. М,: Советская энциклопедия, 1983. - 717 с.

274. Фирдоуси, Низами, Ш. Руставели, А. Навои. -М, 1982. 15 с.

275. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи / И.Г. Фихте. СПб, 1906.158

276. Фихте И.Г. Соч.: в 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. - Т. 2. - 763 с.

277. Фома Аквинский. Сумма против язычников / Ф. Аквинский // Мир философии. -М.: Полит, литература, 1991. -672 с.

278. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989. — 578 с.

279. Франк C.JI. Смысл жизни / C.JI. Франк // Вопросы философии. 1990. -№6.-С. 68-131.

280. Франк C.JI. Духовные основы общества / C.JI. Франк. М.: Республика, 1992.-511 с.

281. Франк C.JI. Реальность и человек / C.JI. Франк. М.: Республика, 1997. -479с.

282. Франк С.Л. Сочинения / С.Л. Франк. М.: Правда, 1990. - 608 с.

283. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990. - С. 64-65.

284. Фреге Г. Логические исследования / Г. Фреге. Томск: Водолей, 1997. -С. 128-131.

285. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. / 3. Фрейд М.: Ренессанс, 1992,-76 с.

286. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1989.-448 с.

287. Фрейд 3. Экзистенциальная психотерапия / 3. Фрейд цит. по Ялом И.Д. -М.: Класс, 1999.-502 с.

288. Фролов И.Т. О смысле жизни. О смерти и бессмертии человека. / И.Т. Фролов. М, 1985. - 324 с.

289. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М, 1993. - 140 с.

290. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М.: Республика, 1994. - 447 с.

291. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. - 430 с.

292. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. / М. Фуко -СПб.: Academia, 1994. 406 с.159

293. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 376 с.

294. Хазиев B.C. Философские эссе / B.C. Хазиев Уфа, 2003. - 152 с.

295. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997. -452 с.

296. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. / М. Хайдеггер -М.: Республика, 1993.

297. Хаксли О. Вечная философия / О. Хаксли. М.: РЕФЛ-бук, 1997. - 330 с.

298. Цвейг С. Бальзак; Новеллы / С. Цвейг. — М.: Дружба народов; Lexica, 1992.

299. Цвейг С. Нетерпение сердца: Роман; Новеллы. / С. Цвейг. М.: Дружба народов; Lexica, 1992. - 480 с.

300. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М., 1991. - 135 с.

301. Чепиков. М.Г.Современная революция в биологии / М.Г. Чепиков. М.: Политиздат, 1976. - 28 с.

302. Шалютин Б.С. Душа и тело / Б.С. Шалютин. Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 1997. - 230 с.

303. Шарден П.Т. Феномен человека / П.Т. Шарден.- М.: Наука, 1987. 240 с.

304. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1992.-573 с.

305. Шекспир У. ПСС в 8 т. М, 1959. - Т. 5. - 402 с.

306. Шелер М. Избранные сочинения / М. Шелер. М.,1994. - 480 с.

307. Шеллинг Ф.В.Й. // Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1987. - Т. 1. - 637 с.

308. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения / Ф.В.Й. Шеллинг. — СПб.: Наука, 2000.

309. Шестов Л. // Соч.: в 2 т. М.: Наука, 1993. - Т. 1. - 32 с.

310. Шестов Л. Творчество из ничего / Л. Шестов. М., 1908. - 57 с.

311. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия / Л. Шестов. М.:160

312. Прогресс-Гнозис, 1992. 304 с.

313. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. М., 1969. - 177 с.

314. Шнейдман Э. Душа самоубийцы / Э. Шнейдман. М.:Смысл, 2001. - 123 с.

315. Шноль С.Э. Физико-химические факторы биологической эволюции издательство / С.Э. Шноль. -М.: Наука, 1979. 13 с.

316. Шопенгауэр А. /У Соч.: в 2 т. М.: Наука, 1993. - 672 с.

317. Шопенгауэр А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. М.: Просвещение, 1992. - 63 с.

318. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр.// Антология мировой философии. Кн. 3. М., 1972.

319. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. М., 1989.-С. 24-40.

320. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. Новосибирск, 1993. - 592 с.

321. Шубарт В. Европа и душа Востока / О. Шубарт. М.,1997. - 194 с.

322. Шульга Е.Н. Генезис идеи коэволюции. / Е.Н. Шульга // Биофилософия. М.: ЦОП ИФРАН, 1997. - 264 с.

323. Эйнштейн А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. М.: Наука, 1965. -564 с.

324. Элиаде. М. Космос духа / М. Элиаде// Восток. 1997. - №1. - 86 с.

325. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс, К. Маркс. Соч. Т. 20. 827 с.

326. Юм Д. Соч. в 2 т. М., 1996. - Т. 2. - 698 с.

327. Юм Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм. Кн. 1. М., 1995. - 400 с.

328. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / К.Г. Юм. -М.: Канон, 1994.-336 с.

329. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. М.: Прогресс; Универс, 1994.-336 с.

330. Ясперс К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс. М.: ИНИОН, 1990.161-216с.

331. Ясперс К. Ницше и христианство / К. Ясперс. М., 1994. - 114 с.

332. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Республика. 1994.-527 с.

333. Haldane J.S. The philosophy of biologist. Oxford Clarendon Press, 1935 p.24.

334. Pauli W.F. The World of Life. Cambridge, 1949. p.60.

335. Rosenberg A. The structure of biological science. New York, 1986. p.45.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.