Смысложизненные ориентации человека в башкирской мифологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Фаткуллина, Альбина Ягануровна

  • Фаткуллина, Альбина Ягануровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 133
Фаткуллина, Альбина Ягануровна. Смысложизненные ориентации человека в башкирской мифологии: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2003. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Фаткуллина, Альбина Ягануровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ЭПОХИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

§ 1. Смысложизненная рефлексия в мифологии как парадигма социальнофилософского познания.

§ 2. Многообразие смысложизненных поисков в этномифологиях.

Глава И. СМЫСЛОЖИЗНЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В БАШКИРСКОЙ МИФОЛОГИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

§ 1. Смысложизненные ценности в мифологии башкир.

§ 2. Смысл жизни современного общества в контексте башкирской мифологии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысложизненные ориентации человека в башкирской мифологии»

Актуальность исследования. Интерес к проблеме смысла жизни человека, обозначившийся как в зарубежной, так и в отечественной философской мысли на рубеже веков, не случаен и обусловлен как кардинальным антропологическим поворотом в отечественной философской науке, так и глобальными факторами. Экзистенциальная ситуация современной цивилизации актуализирует проблему смысла жизни человека и поднимает ее на совершенно иной уровень. Сегодня этот традиционный вопрос личностного характера перерастает в глобальный - в проблему смысла жизни Рода человеческого, сохранения самой жизни и предотвращения «глобального суицида». Угроза человечеству исходит от него самого и является результатом неразумности и бессмысленности существующих сегодня его жизненных целей и установок, доминирования потребительски-гедонистического принципа в жизнеустройстве конкретных людей и их безответственности за результаты своей деятельности.

Смысложизненные проблемы особенно обостряются в эпоху социальных потрясений и испытаний. Жизненные реалии современного российского общества, вставшего на путь радикальных либерально-демократических преобразований, свидетельствуют о том, что страна переживает духовный кризис. Реформы привели к многочисленным негативным последствиям: экономическому застою, упадку культуры, падению духовности, потере смысложизненных ориентаций. Место потерянного смысла нередко наполняется «заразой», которая губит человеческую жизнь, - наркотиками, алкоголем, преступлениями и т.д. Как известно, сегодня в России и в Башкортостане особенно остро встала проблема суицидального поведения как полной потери индивидом смысла жизни, как насилия не только над жизнью, но и над смертью. Задача современных исследователей, занимающихся смысложизненной проблематикой, на наш взгляд, заключается прежде всего в выработке таких жизненных смыслов и целей, в том числе и на базе мировоззренческих достижений предшественников, которые помогут обеспечить современникам полноценное, устойчивое, надежное, одухотворенное бытие. Думается, что смысложизненные ориентиры в национальных мифологиях, в частности в мифологии древних башкир, не потеряли своей актуальности и сегодня. В определенном смысле миф вечен, и первосмыслы, заложенные в нем, непреходящи, поэтому современное обращение к мифу обусловлено настоятельной потребностью современного человека, оказавшегося перед лицом как глобальных, так и социальных и личностных проблем, разобраться в фундаментальных основах собственного бытия. Мы присоединяемся к существующей в литературе точке зрения, что «миф и мифопоэтические структуры сознания не только в первобытности, но и в условиях современной цивилизации — это мощное духовное оружие. С его помощью можно возвысить, облагородить человека, воспитывая его на облаченных в формы мифологической образности лучших образцах Добра и Красоты» (В.М. Найдыш). Нет сомнения в том, что символические образы мифа, олицетворявшие стремление древних людей к Добру, Истине и Красоте, и сегодня могут выступать для современных поколений образцовыми формами организации их жизнедеятельности. Считаем, что обращение к проблематике смысла жизни в национальной, в частности башкирской мифологии, и выявление ее духовного потенциала в разрешении смысложизненных вопросов современного человека, весьма актуально.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме смысла жизни человека, осмыслению диалектики жизни и смерти, конечности человеческого существования и бессмертия посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей прошлого и современности самых различных направлений (культурологов, философов, социологов и т.д.)

Особый интерес представляют работы зарубежных философов-экзистенциалистов 20 века - А.Камю, Ж.- П. Сартра, М.Хайдеггера, К. Ясперса и др.,1 поднявших проблему смысложизненного выбора человека.

1 См.:Камю А. Миф о Сизифе; Бунтующий человек.- Минск, 1998; Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. - М., 1994; Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. - М., 1991; Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1991 и др.

Смысложизненная проблема (как проблема духовно-нравственная и личностная) широко разрабатывалась представителями русской философии кон. XIX - нач. XX вв.: H.A. Бердяевым, А.И. Введенским, Н.Я. Гротом, Н.И. Кареевым, JI.M. Лопатиным, В.В. Розановым, B.C. Соловьевым, E.H. Трубецким, C.JI. Франком и др.1

В работах современных отечественных исследователей А.Е.Балашова, Б.Н.Бессонова, Ю.Г.Боженкова, Л.Н.Когана и др . анализируется социально-деятельностный аспект проблемы смысла жизни. Исследования В.М. Голубчикова, И.Я. Зеленковой, А.Т Москаленко, Л.А. Мясниковой, О.Н. Назаровой, В.Ф. Сержантова, Н.М. Тверской и др.3 посвящены рассмотрению смысложизненной проблематики с этических позиций.

Разработкой различных аспектов проблемы смысла жизни в последние годы активно занимаются представители философской школы Башкортостана: Д.М.Азаматов, Т.В.Георгиади, А.В.Лукьянов, С.А.Мухамедьянов, С.М.Поздяева, Т.Ю.Порошина, З.Я.Рахматуллина, П.А.Сухоплюев, В.Н.Финогентов, Р.В.Ханова и др.4

1 См.: Бердяев H.A. О назначении человека.- М., 1998; Введенский А.И. Условия позволительности веры в смысл жизни // Введенский А.И. Статьи по философии.- СПб., 1996; Грот Н.Я. Устои нравственной жизни // Смысл жизни в русской философии: конца XIX - нач. XX века. - СПб., 1995; Кареев Н.И. Мысли об основах нравственности // Смысл жизни в русской философии: кон. XIX -нач. XX века - СПб., 1995; Лопатин J1.M. Теоретические основы сознательной нравственной жизни // Смысл жизни в русской философии: кон. XIX - нач. XX века.- СПб., 1995; Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни в русской философии: кон. XIX - нач. XX века - СПб., 1995; Соловьев B.C. Идолы и идеалы // Смысл жизни в русской философии: кон. XIX - нач. XX века.-СПб., 1995; Трубецкой E.H. Смысл жизни.- М., 1994; Франк СЛ. Смысл жизни // Вопросы философии.- 1990.- № 6; Он же. Реальность и человек,- М., 1997; Он же. Духовные основы общества - М., 1992 и др.

2 См.: Балашов А.Е. Жизнь, смерть, бессмертие. - М., 1996; Бессонов Б.Н. Назначение человека.- М., 1995; Боженков Ю.Г. Помни о смерти, но постарайся жить долго.- Омск, 1997; Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984; Он же. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии.-1994. - № 12 и др.

3 См.: Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: Поиски смысла (этические аспекты явления).- М., 1994; Зеленкова И.Я. Проблема смысла жизни.- Минск, 1988; Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность.- Новосибирск, 1989; Мясникова Л.А. Тайна и смысл индивидуального бытия.- Екатеринбург, 1993; Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия».- М., 1989 и др.

4 См.: Азаматов Д.М., Порошина Т.Ю. Смысл жизни - философские и психологические аспекты в практическом исследовании // Человек. Общество. Образование: Межвузовский сборник- Уфа, 2000; Георгиади Т.В. Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России // Дисс. канд. филос. наук - Уфа, 2003; Лукьянов A.B. Философия, предвидение, духовность.- Уфа,

Проблемы мифологии нашли разностороннее осмысление в научных исследованиях как зарубежных, так и отечественных ученых прошлого и современности. В частности, в работах этнологов 20 в. (Б.Малиновского, Дж.Фрэзера и др.)1 рассматривается фундаментальная роль мифологии в жизни первобытного общества и эволюции его некоторых социальных институтов. В работах Э. Кассирера (в отличие от исследований представителя французской социологической школы Л. Леви - Брюля, подчеркивающего иррационализма мифа) обосновывается значение мифа как важнейшей «символической» деятельности и выявляются его рациональные элементы К.Леви-Стросс описал мифологию как проявление своеобразного, но достаточно плодотворного мышления древнего человека.4 Из современных зарубежных исследователей мифологии особый интерес представляют работы М.Элиаде, в которых миф осмысливается как «подлинное, реальное событие», служащее примером для подражания.5

Для отечественных исследователей осмысление мифотворчества и мифологии оказалось плодотворным в двух направлениях: философско-религиоведческом (H.A. Кряжева, H.A. Лившиц, В.М. Найдыш, В.М. Пивоев, А.Г.

1993; Мухамедьянов С.А. Человеческая смерть: социально-философский анализ: Дисс. . докт. филос. наук- Уфа, 1999; Поздяева С.М., Георгиади Т.В. Жизнь и смерть: взгляд мифологии, религии и философии - Уфа, 2000; Порошина Т.Ю. Социально-философский анализ становления смысла жизни человека: Дисс. . канд. филос. наук.- Уфа, 2002; Рахматуллина З.Я. Вопрос о смысле жизни как глобальная проблема современности // Социальные регуляторы человеческой деятельности: философия, методология и прикладные технологии - Уфа, 1995; Сухоплюев П.А. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ: Дисс. . канд. филос. наук - Уфа, 2000; Финогентов В.Н. «. И ропщет мыслящий тростник» (О бессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека).- Уфа, 2000; Ханова Р.В. Социально-философский анализ идеи бессмертия: Дисс. . канд. филос. наук.- Уфа, 2000 и др.

См.: Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев- М., 1994; Он же. Научная теория культуры.- М., 1999; Фрэзер Дж. Золотая ветвь- М., 1983 и др.

2 См.: Кассирер Э. Избранные. Опыт о человеке. - М., 1998.

3 См., например: Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.- М., 1994.

4 См.: Леви-Стросс К. Структурная антропология.- М., 1983, Он же. Первобытное мышление.- М., 1994.

5 См.: Элиаде М. Священное и мирское - М., 1994; Он же. Аспекты мифа.- М., 2000 и др.

Спиркин, А.П. Соловьев, М.И. Шахнович и др.)1 и литературоведческом (Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров и др.) Исследования Н.И. Костомарова, А.Ф. Лосева, М.И. Стеблин-Каменского, П.А. Федоренко и др.3 посвящены анализу различных этномифологий.

Различные аспекты мифотворчества башкир нашли отражение в исследованиях башкирских филологов (Г.Х.Бухаровой, С.Галина, А.Н.Киреева, Ф.А.Надршиной, Р.Ражапова, А.М.Сулейманова, Р.А.Султангареевой, А.И.Харисова, Ф.Г.Хисаметдиновой, Г.Б.Хусаинова и др.)4; историков (С.А.Галлямова, Н.А.Мажитова, Ф.Т.Кузбекова, А.Н.Сулеймановой и др.)5 этнографов (Н.В.Бикбулатова, Р.Н.Сулеймановой, Р.З.Янгузина и др.)6; философов (А.Р.Абдуллина, Д.Ж.Валеева, Т.В.Георгиади, А.Х.Давлеткулова,

А.Зарипова, Л.А.Иткуловой, З.Назаровой, З.Я.Рахматуллиной, Г.Г.Салихова, 1

Р.В.Хановой и др.). В ряде философских работ поднимается и анализируется

См.: Кряжева H.A. Миф как социальный феномен: от архаики к современности: Дисс. . канд. филос. наук.-Уфа, 2002; Лившиц М.А. Мифология древняя и современная - М., 1980; Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма - М., 2002; Пивоев В.М. Миф в системе культуры - Петрозаводск, 1991; Он же. Мифологическое сознание как способ освоения мира.-Петрозаводск, 1991; Спиркин А.Г. Происхождение сознания- М., 1960; Соловьев А.П. Онтологические и метафизические аспекты мифотворчества: Дисс. . канд. филос. наук.- Уфа, 2003; Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии.- М., 1971 и др.

2См.: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.-М., 1976; Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках - М., 1988 и др.

См.: Костомаров Н.И. Славянская мифилогия - М., 1995; Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии-М., 1957; Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии.-Л., 1967; Он же. Древнескандинавская литература- М., 1979; Федоренко П.А. Древние памятники китайской литературы —М., 1978 и т.д.

4Бухарова Г.Х. Башкирская мифотопонимия: Дисс. . канд. филол. наук.- Уфа, 1998; Галин С. Башкирский мифологический эпос.- Уфа, 1998; Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос - Уфа, 1970; Надршина Ф.А. Память народная (на башк. языке).- Уфа, 1992; Сулейманов A.M., Ражапов Р. Башкирский народный архаический эпос (на башк. языке).- Уфа, 1999; Султангареева P.A. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа.- Уфа, 1998; Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа.- Уфа, 1973; Хисаметдинова Ф.Г. Башкирская мифология (на башк. языке).- Уфа, 2002; Хусаинов Г.Б. Башкирские мифы // Ватандаш.- 1998.- № 8 идр;

5См.: Галлямов С.А. Эпос // Шонкар- 1995 - № 2; Мажитов H.A., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века - Уфа, 1994; Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир.- Уфа, 1997 и др. бСм.: Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник.- Уфа, 1995; Сулейманова Р.Н. Доисламские верования и обряды башкир: Дисс. . канд. истор. наук.- Уфа, 1994; Янгузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России - Уфа, 1989 и др.

7См.: Абдуллин А.Р. Культура и символ- Уфа, 1999; Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. - Уфа, 1989; Он же. Очерки истории общественной мысли Башкортостана- Уфа, 1995; Георгиади Т.В. Указ. соч.; Давлеткулов А.Х. Проблемы смысложизненная проблематика в конкретных мифопоэтических сказаниях башкир, в частности, в героическом эпосе «Урал-батыр», выросшем на мифологической основе1. В то же время проблема смысла жизни человека в башкирской мифологии в целом не становилась предметом отдельного философского рассмотрения.

Объект исследования: Духовный мир человека мифологической эпохи. Предмет исследования: Смысложизненные ориентации в мифологии башкир. Цели и задачи исследования: Выявить смысложизненные ориентиры в башкирской мифологии и определить их значение для современного общества. С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

- выявить конкретные смысложизненные ориентации в существовании человека мифологической эпохи;

- рассмотреть специфику объективации смысложизненной проблематики в конкретных этномифологиях (восточной: индийской, китайской, египетской; западной: греческой и исландской; восточно-славянской);

- охарактеризовать смысложизненные ценности в мифологии башкир;

- определить значение смысложизненных ориентаций в башкирской мифологии для современного общества.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы аксиологического подхода, а также принцип историзма. Теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных художественно-эстетического осмысления истории этноса в башкирском эпосе (Опыт социально-философского анализа).- Уфа, 1998; Зарипов А. Башкирский эпос: идея этноса и ее развитие // Ватандаш.- 2000.- № 1; Иткулова Л.А. Нравственный выбор в башкирской сказке (Философско-мировоззренческий анализ).- Уфа, 2002; Назарова 3. Архетипы и символы в эпосе Урал-батыр // Ватандаш.- 2001 — № 9; Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ).-Уфа, 2000; Она же. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк).- Уфа, 2002; Салихов Г.Г. Картина мира в башкирском фольклоре: Дисс. канд. филос. наук.- Уфа, 1992; Ханова Р.В. Указ. соч. и др.

См., например: Рахматуллина З.Я., Фаткуллина А.Я. Смысложизненные максимы эпического сказания об Урал-батыре и их значение для современных поколений // Эпос «Урал-батыр» и мифология.- Уфа, 2003; Рахматуллина З.Н. Идеи бессмертия в башкирском эпосе «Урал-батыр» // Там же; Ханова Р.В. Осмысление бессмертия в башкирском эпосе «Урал-батыр» // Культура народов Башкортостана (прошлое и современность).- Уфа, 2003 и др. исследователей прошлого и современности в области социальной философии, этики, мифологии, культурологии, социологии, антропологии, истории, психологии и др.

Эмпирическая база исследования. Использование конкретных источников и материалов по этномифологиям (индийской, китайской, египетской, греческой, исландской, восточно-славянской), фольклорных и мифопоэтических сборников позволило проиллюстрировать и обосновать основные теоретические положения и выводы автора. Для аргументации идей диссертации привлекались современная научно-гуманитарная периодика и данные социологических исследований, характеризующих духовное состояние современного российского общества.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

- обоснована сущность категории «смысл жизни» как ценностного понятия, связанного с такими категориями, как «счастье», «идеал», «ответственность» (перед природой, обществом, другими, собой);

- выявлены два уровня смысложизненной рефлексии в мифологическом сознании: первый (коллективный) уровень нашел отражение в тотемистических мифах, анимистических верованиях, фетишизме, магии, где смысл жизни определяется объективно значимыми целями первобытного коллектива: сохранением гармонии с миром природы и служением мифологическим покровителям во имя физического выживания и обеспечения надежного, гарантированного бытия родового общества; второй (личностный) уровень обусловлен становлением личностного начала и нашел отражение в мифологии героической эпохи (в героических мифах), где смысл жизни определяется прежде всего духовно-нравственными целями;

- доказано, что в этномифологиях (в частности, индийской, китайской, египетской, греческой, исландской, восточно-славянской) были высказаны фундаментальные идеи - смысложизненные ориентации для последующих поколений, важные для сохранения современной цивилизации, общества и человека (целостность природы и человека, единство свободы и ответственности, единство индивида и человечества, индивида и народа);

- выявлены специфические смысложизненные ценности в мифологии башкир (творчество добра, служение родному народу, патриотизм и гражданственность, экологизм, уважительное отношение к старшему поколению, создание семьи на основе любви и взаимоуважения);

- обоснована мысль, что смысложизненные ориентации башкирской мифологии актуальны для современности и заключают в себе огромный духоформирующий потенциал, способный помочь современным поколениям в преодолении нынешней бездуховности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Смысложизненные ценности, выявленные в башкирской мифологии, дают возможность по-новому взглянуть на многие социальные и духовные процессы в жизни российского, а также башкирского общества. Выводы исследования важны для выработки тех смысложизненных ориентиров, которые смогут обеспечить современным и будущим поколениям надежное, гарантированное и одухотворенное существование в гармонии с природой, обществом и с собственным «я».

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании социальной философии, этики, мифологии, культурологии, социологии, в разработке спецкурсов по дискуссионным вопросам современной этической науки, по проблемам башкирской культуры и духовности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на следующих научных конференциях и конгрессах: Межрегиональная научная конференция «Мать и дитя у народов Башкортостана» (Уфа, 2001); Конгресс этнографов и антропологов России (Нальчик, 2001); Региональная научно-практическая конференция «Социальные конфликты: междисциплинарный подход» (Уфа, 2002); III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону,

2002); V Конгресс этнографов и антропологов России (Омск, 2003); Всероссийская научная конференция «Эпос «Урал-батыр» и мифология» (Уфа,

2003); Региональная научная конференция «Культурное наследие народов Башкортостана» (Уфа, 2003) и др., а также нашли отражения в научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил 1,8 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 260 наименований. Общий объем диссертации - 133 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Фаткуллина, Альбина Ягануровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги данного исследования, можно подчеркнуть следующее.

1. Категория «смысл жизни» - это регулятивное понятие, присущее любой мировоззренческой системе, в том числе и мифологической, которое оправдывает и истолковывает характерные для этой системы моральные нормы и ценности, показывает, во имя какой цели необходима предписываемая ими деятельность. Под смыслом жизни мы понимаем осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу. Смысложизненный выбор каждого свой, скопировать с кого-то и построить жизнь по чужому сценарию невозможно: смысл жизни должен быть осознан, определен, намечен самим индивидом. Смысл жизни - это основной стержень убеждений человека, его принципов, целей, который является импульсом, толчком всей жизнедеятельности, вне зависимости от мировоззренческих установок.

2. Смысложизненная рефлексия была неотъемлемой составляющей уже мифологического сознания. Мифология - система смысложизненных ориентаций, организующих мысль, поведение и деятельность первобытного человека и защищающих, стабилизирующих, обосновывающих существующий социальный порядок в целях сохранения и выживания кровнородственного коллектива в его взаимодействиях с внешним миром.

3. По мере развития воззрений древних людей на мир, на свое место в нем наблюдается и усложнение взглядов на предназначение и цели человеческой жизни. Мы выделили два уровня смысложизненной рефлексии мифологического человека. Первый (коллективный) уровень смысложизненной рефлексии древнего человека связан с сохранением жизни коллектива в условиях негарантированного выживания, для чего использовались все реальные и иллюзорные средства: практические знания, элементы мифологического мироотношения - магия, тотемизм, анимизм, фетишизм. На втором (личностном) уровне смысложизненной рефлексии служение мифологическим божествам и существам во имя выживания постепенно сменяется нравственными ориентирами. Смысложизненный выбор в сознании человека наполняется качественно новым, а именно духовным содержанием. Поиск смысла жизни на ранних стадиях мифологического постижения мира по преимуществу велся не внутри, а вовне, не в «микрокосмосе» индивидуального самосознания, а в «макрокосмосе» восприятия родовым коллективом окружающего природного и социального мира. Для ранней (архаической) мифологии характерно то, что смысложизненная рефлексия связана не с метафизикой или этической проблематикой, а с насущными, жизненно важными практическими потребностями родовой общины, обеспечением надежного бытия, предотвращением несчастий и болезней, т.е. ее выживанием и самосохранением. Для поздней (героической) мифологии смысложизненная рефлексия связана прежде всего с осмыслением различных форм иммортализации, достижением духовного бессмертия (в памяти потомков, в героической славе и т.д.).

4. В рассмотренных нами этномифологиях (индийской, китайской, египетской (восточной), греческой и исландской (западной) и восточно-славянской) актуализированы жизненно важные смыслы, необходимые как для физического выживания родового коллектива (в архаический период), так и для духовного самосовершенствования человека, для его нравственного бессмертия (в героический период). В них еще в зачаточной форме были высказаны озвученные впоследствии во всех философских системах фундаментальные идеи -смысложизненные ориентации: это такие «великие, такие старые и такие новые мировоззренческие идеи: единство: целостность мира, Вселенной, космоса и человека; единство свободы и ответственности, прав и свобод личности, единство индивида и человечества, индивида и народа, народа, нации и других наций, народов человечества. Это, говоря обобщенно, строго устанавливаемое и обосновываемое единство Блага, Истины и Красоты как философских и жизненных ценностей» (Н.В. Мотрошилова).

5. В башкирской мифологии мы выделили следующие смысложизненные ценности:

- служение родной земле, родному народу, патриотизм и гражданственность;

- защита обездоленных, униженных, угнетенных, установление принципов социальной справедливости;

- творчество и умножение добра, уничтожение зла во всех его проявлениях;

- экологизм, защита окружающей среды и любовь к родной природе;

- почтительное и уважительное отношение к старшему поколению;

- создание надежной и сильной семьи на основе взаимного уважения, поддержки и любви.

Эти ценностные ориентиры необходимы современному человеку, освоившему компьютер, шагнувшему в мир рыночных отношений, растерявшемуся в хаосе социальной неразберихи, чтобы жить в согласии с собственным «Я», с другими, с обществом, с природой.

Безусловно, данное диссертационное исследование не исчерпывает всего многообразия и сложности проблем, связанных с осмыслением обозначенной в работе темы. На наш взгляд, предметом отдельного философского рассмотрения могут стать вопросы, связанные с выявлением специфики смысложизненной проблематики в конкретных этномифологиях. Более углубленного изучения требует выявление места и роли, в частности, таких фундаментальных духоформирующих начал, как религия и искусство, в формировании смысла жизни современных поколений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фаткуллина, Альбина Ягануровна, 2003 год

1. Абдуллин А.Р. Культура и символ Уфа: Гилем, 1999 - 217 с.

2. Азаматов A.M., Порошина Т.Ю. Смысл жизни философские и психологические аспекты в практическом исследовании // Человек. Общество. Образование: Межвузовский сборник - Уфа: Изд-во БГМУ, 2000.- С. 23-26.

3. Анисимов С.Ф. Ценности реальнее и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры).- М.: Мысль, 1970.-183 с.

4. Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия 2001.- № 1.- С. 26-36.

5. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: Социальные последствия НТР: год 2000-М.: Мысль, 1986.-205 с.

6. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов-СПб.: Наука, 1993.-240 с.

7. Балашов А.Е. Жизнь, смерть, бессмертие.- М.: Academia, 1996 96 с.

8. Барулин B.C. Социально-философская антропология М.: Онега, 1994 - 252 с.

9. Батенин С.С. Человек в его истории Л.: Изд-во ЛГУ, 1976 - 295 с.

10. Башкирские народные предания и легенды (на башк. и русск. яз.).— Уфа: Китап, 2001.-468 с.

11. Башкирское народное творчество. Т. 1. Эпос,- Уфа: Башк. книжное изд-во, 1987.-544 с.

12. Башкирское народное творчество. Т. 2. Предания и легенды.- Уфа: Башк. книжное изд-во, 1987 576 с.

13. Башкирское народное творчество. Т. 7. Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки-Уфа: Китап, 1993.-464 с.

14. Башкирские предания и легенды.— Уфа: Башк. книжное изд-во, 1985 288 с.

15. Бердяев Н.А. О назначении человека.— М.: Терра Книжный клуб: Республика, 1998.-382 с.

16. Бердяев H.A. Смысл истории.-М.: Мысль, 1990 175 с.

17. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря.- М.: Республика, 1995 383 с.

18. Бессонов Б.Н. Назначение человека- М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1995 103 с.

19. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник-Уфа: УНЦ РАН, 1995.-34 с.

20. Бикбулатов Н.В., Юсупов P.M., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: этническая история и традиционная культура- Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2002.- 248 с.

21. Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие-М.: Сфера, 1997.-471 с.

22. Блюмкин В. А. Этика и жизнь-М.: Политиздат, 1987 111 с.

23. Богопольская JI. Как научить доброте.-Л.: Лениздат, 1984.- 62 с.

24. Боженков Ю.Г. Помни о смерти, но постарайся жить долго.- Омск: Омская гос. мед. академия, 1997.-230 с.

25. Боровский Я.Е. Мифологический мир древних киевлян Киев: Наукова думка, 1982.-104 с.

26. Бубер М. Два образа веры М.: Республика, 1995 - 464 с.

27. Бухарова Г.Х. Башкирская мифотопонимия: Дисс. . канд. филол. наук.— Уфа, 1988.-287 с.

28. Буянов B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект.- М.: Политиздат, 1987.-208 с.

29. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее-Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.-256 с.

30. Валеев Д.Ж. История общественной мысли Башкортостана Уфа: БГУ, Акад. наук РБ, 1994.-223 с.

31. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана.- Уфа: Китап, 1995.-224 с.

32. Василенко Л.И. Магия: старое злое и новое благо // Вопросы философии-1994.-№2-С. 25-34.

33. Введенский А.И. Условие позволительности веры в смысл жизни // Смысл жизни в русской философии. Конец 19 нач. 20 века - СПб.: Наука, 1995-С.40-74.

34. Введение в философию-М.: Просвещение, 1995.-256 с.

35. ВишевИ.В. Проблема личного бессмертия-Новосибирск: Наука, 1990 —36. С. 40-74.

36. ВограликВ.Г. О сущности, смысле и цели жизни-Н.Новгород, 1996.-31 с.

37. Галин С.А. Башкирский мифологический эпос.- Уфа, БИРО, 1998 103 с.

38. Галлямов С.А. Эпос // Шонкар.- 1995.-№ 2.- С. 32-33.

39. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопримечательностей. Ч. 1.-СП6., 1799.-76 с.

40. Георгиади Т.В. Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России. Дисс. . канд. филос. наук-Уфа, 2000 170 с.

41. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности- М.: Прогресс, 1990— 495 с.

42. Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: Поиски смысла (Этические аспекты явления).- М.: Наука, 1994- 302 с.

43. Голосовкер Я.Э. Логика мифа М.: Наука, 1987.-217 с.

44. Гомер. Илиада. Пер. с древнегреч. Н.Гнедича.-М.: Правда, 1985.-432 с.

45. Григорьян Б.Т. Философия о ценности человека М.: Политиздат, 1973.- 320 с.

46. Григорьян Б.Т. Философская антропология (критический очерк).— М.: Мысль, 1982.-188 с.

47. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология М.: Наука, 1974 — 419 с.

48. Гумницкий Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль // Новое в жизни, науке, технике. Сер «этика»-М.: Знание, 1981.-№ 7.-64 с.

49. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности М.: Молодая гвардия, 1988 — 271 с.

50. Давлеткулов А.Х. Проблемы художественно-эстетического осмысления истории этноса в башкирском эпосе (Опыт социально-философского анализа).-Уфа: Башгоспединститут: РИО «Иммунопрепарат», 1998,- 214 с.

51. Делез Ж. Логика смысла-М.: Изд-во центр «Академия», 1995.-297 с.

52. Древнекитайская философия. Т. 1.-М.: Мысль, 1972.-363 с.

53. Дубко Е.Л. Мораль как предрассудок // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия.-2001.-№ 1.-С. 61-73.

54. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада М., 1990.- 247 с.

55. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности // Философские науки.- 1990.-№ 5.- С. 116-120.

56. Евстафеева Е.А. К анализу феномена веры // Философские науки- 1984 — №6.- С. 71-76.

57. Евсюков В.В. Мифы о мироздании: Вселенная в религиозно-мифологических представлениях.-М.: Политиздат, 1986 110 с.

58. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной-Новосибирск.: Наука, 1988 175 с.

59. Егидес П.М. Марксистская концепция смысла жизни,- М.: Знание, 1966 48 с.

60. Елизаров В.В. Демографический кризис в России: факторы и последствия // Глобальные проблемы демографического перехода и Россия. Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте». Вып. 2.-М., 2001.-48-54 с.

61. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2 ч. Ч. I. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996 - 160 с.

62. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2 ч. Ч. II. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997 - 220 с.

63. Жизнь и смерть: загадки и противоречия М.: Знание, 1990 - 64 с.

64. Завьялова Л.В., Завьялов Б.М. Человек: трагическое самоопределение в мире // Человек Философия — Гуманизм. В 7 т. Т. 7. Философия и проблема человека-СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1997-С. 237-239.

65. Зарипов А. Башкирский эпос: идея этноса и ее развитие // Ватандаш 2002 - С. 132-145.

66. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни (опыт историко-этического исследования).-Минск, 1988.- 125 с.

67. Зеленкова И.Л., БеляеваЕ.В. Этика-Минск: Тетра-Системс, 1997.-386 с.

68. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология М.: Наука, 1964328 с.

69. Зыбковец В.Ф. Дорелигиозная эпоха. К истории формирования общественного сознания,- М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1959.— 248 с.

70. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека Киев: Наукова Думка, 1980 - 187 с.

71. Иорданский В.Б. Хаос и гармония-М.: Наука, 1982.-343 с.

72. История Башкортостана с древнейших времен до 69-х годов XIX века.- Уфа: Китап, 1996.- 520 с.

73. История всемирной литературы. Т. 1-М.: Наука, 1983 584 с.

74. Иткулова Л.А. Нравственный выбор в башкирской сказке (философско-мировоззренческий анализ) -Уфа: РИОБГУ, 2002 — 136 с.

75. Каган М.С. Философия культуры СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416с.

76. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений М., 1988319 с.

77. Каган М.С. Эстетика как философская наука.- СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-544 с.

78. Казанцев И. Описание башкирцев СПб., 1866 - 97 с.

79. Камю А. Миф о Сизифе; Бунтующий человек.-Минск: Попурри, 1998 — 544 с.

80. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти- М.: Смысл: Академический проект 1999 - 335 с.

81. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке М.: Гардарика, 1998 - 784 с.

82. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу М.: Мысль, 1972.- 312 с.

83. Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос Уфа, 1970.- 304 с.

84. Клакхон С. Зеркало для человека: Введение в антропологию СПб.: Евразия, 1998.-352 с.

85. Климашевская И.В. Счастье и смысл жизни Минск: Народная асвета, 198664 с.

86. Когай Е.А. Социальная экология. Культура и природа: этапы развития // социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания).- 1998 № 6.-С. 85-101.

87. Коган JI.A. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии- 1994- № 12.-С. 39-40.

88. Коган JI.H. Вечность: Преходящее и непреходящее в жизни человека-Екатеринбург: 1994.

89. Коган JI.H. «Мыслящий тростник» или сын вечности? // Проблемы философской антропологии и философии культуры. Альманах Екатеринбург: Изд-во УрГТОА, 1999.-С. 100-121.

90. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека.- М.: Мысль, 1984 252 с.

91. Коган J1.H. Человек и его судьба М.: Мысль, 1988 - 283 с.

92. Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии 1995 - № 10.-С. 85-94.

93. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования).- М.: Эдиториал УРСС, 1999 344 с.

94. Корнев В.И. Буддизм религия Востока - М.: Знание, 1990 - 64 с.

95. Костомаров Н.И. Славянская мифология-М.: Чар, 1994-688 с.

96. Костомаров Н.И. Славянская мифология: Ист. монографии и исследования.-М.: Наука, 1995.-683 с.

97. Котов В.Г. Древнейшее население края // Башкирский край. Вып. 4 Уфа, 1994.-С. 9-12.

98. Крапивенский С.Э. Социальная философия- М.: Гуманитар. Изд. Центра ВЛАДОС, 1998.-416 с.

99. Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки-М., 1909.-311 с.

100. Кряжева H.A. Миф как социальный феномен: от архаики к современности: Диссканд. филос. наук.- Уфа, 2002. 160 с.

101. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир Уфа: Китап, 1997.- 128 с.

102. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа- Уфа: Башк. Книжн. Издательство, 1978.-264 с.

103. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения- М.: Наука, 1974.-571 с.

104. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси.- М., 1988238 с.

105. Культура древней Индии-М.: Наука, 1975.-429 с.

106. Культура философствования: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научн. конференции.-Уфа, 1998.- 164 с.

107. Кун H.A. Легенды и мифы Древней Греции М.: Вика-пресс, Арктос, 1992448 с.

108. Кун H.A., Нейхардт A.A. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима-СПб.: Литера, 2000 508 с.

109. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров- Н.Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994 199 с.

110. Кутырев В.А. Традиция и ничто // Философия и общество— 1998— № 6-С. 170-190.

111. Кутырев В.А. Прогресс или возвращение к вечному? // Москва, 1998 № 9-С. 3-19.

112. Кучинский С.А. Человек моральный.- М.: Политиздат, 1987 270 с.

113. Лабрюйер Ж. Познание человека- М.: СПб.: Олма-Пресс, Нева, Знамение, 2000.-448 с.

114. Ламонт К. Иллюзия бессмертия.-М.: Политиздат, 1984 286 с.

115. Ларин Ю.В. Человек как целостное существо // Проблемы философской антропологии и философии культуры-Екатеринбург: Изд-во УрПОА, 1999-С. 39-45.

116. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.-608 с.

117. Леви-Стросс К. Первобытное мышление.- М.: Терра книжный клуб: Республика, 1994.-392 с.

118. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Пер. с фр.-М: Наука, 1983.- 536 с.

119. Лепехин И. Продолжение дневных записок путешествия академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 г.-СПб., 1802.-338 с.

120. Лесков Л.В. Виртуальность мифа и виртуальность синергетики как антиподы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия.- 2000.- № 1.- С. 46-55.

121. Лившиц М.А. Мифология древняя и современная.- М.: Искусство, 1980.-582 с.

122. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности.- Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1997 152 с.

123. Лойфман И.Л. Онтогенез духовности и мировоззренческая функция максим культуры // Проблемы философской антропологии и философии культуры. Альманах.-Екатеринбург: Изд-во УР, 1999-С. 96-203.

124. Лосев А.Ф. Дерзание духа.- М.: Политиздат, 1988.- 366 с.

125. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии — М.: Учпедгиз, 1957.-620 с.

126. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии 1992.-№ 7-С. 64-76.

127. Лосский Н.О. Бог и мировое зло.- М.: Республика, 1994 432 с.

128. Лукьянов A.B. Философия, предвидение, духовность-Уфа: Б.И., 1993- 107 с.

129. Мажитов H.A., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века Уфа: Китап, 1994.- 360 с.

130. Малиев Н. Антропологический очерк башкир. Публичная лекция // Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете— Т. 5. Вып. 5. Казань, 1876.-32 с.

131. Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев.- М.: Республика, 1994.-525 с.

132. Малиновский Б. Научная теория культуры-М.: ОГИ, 2000.- 208 с.

133. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.-М.: Наука, 1976.-408 с.

134. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии 1991.- № 10.- С. 41-47.

135. Менегетти А. Система и личность-М.: Серебряные нити, 1996. 128 с.

136. Миголатьев A.A. Философия человека: Некоторые проблемы теории и методологии М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1995 - 99 с.

137. Миголатьев A.A. Человек как объект философского знания // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания).- 1998- № 2-С. 67-78.

138. Миголатьев A.A. Философия культуры // Социально-гуманитарные знания — 2002-№6.-С. 75-82.

139. Миронов A.B. Образование как сфера государственной политики России // Социально-гуманитарные знания.- 2002 № 6 — С. 32-47.

140. Миронов A.B., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. Происхождение религии и ее ранние формы // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания).- 1998.- №5- С. 141-155.

141. Мифология древнего мира М.: Наука, 1977 - 456 с.

142. Мифологический словарь / Гл. редактор Е.М.Мелетинский- М.: Сов. энциклопедия, 1991.-736 с.

143. Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару).- СПб.: Лениздат, 1993- 384 с.

144. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т. I. (А-К).- М.: Сов. энциклопедия, 1992.-671 с.

145. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т. II. (Л-Я).- М.: Сов. энциклопедия, 1992.-719 с.

146. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии-1990.-№6.-С. 32-45.

147. Моисеев H.H. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии 1998-№8.- С. 26-32.

148. Момджян К.Х. Введение в социальную философию М.: Высшая школа, КД «Университет», 1997.-448 с.

149. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность Новосибирск: Наука, 1989.-205 с.

150. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты-М.: Политиздат, 1991.-464 с.

151. Муслимов С.Ш. Проблема человека и смысл его существования Махачкала: ДГУ, 1995.-33 с.

152. Мухамедьянов С.А. Человеческая смерть: социально-философский анализ. Дисс. докт. филос. наук-Уфа, 1999.-327 с.

153. Мясникова JI.A. Тайна и смысл индивидуального бытия.- Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993.-218 с.

154. Мясникова JI.A. Проблемы многомерности индивида: предельные основания индивидуального бытия // Проблемы философской антропологии и философии культуры-Екатеринбург: УрГЮА, 1999-С. 61-70.

155. Надршина Ф.А. Башкирский народный эпос «Урал-батыр» // Эпос «Урал-батыр» и мифология.- Уфа: Гилем, 2003.- С. 6-11.

156. Назаров П. Башкиры // Семенов Д. Отечествоведение СПб., 1886 - С. 6-11.

157. Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия».-№ 12.-М.: Знание, 1989.-64 с.

158. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии 1994.-№ 2.- С. 45-53.

159. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма-М.: Гардарики, 2002 554 с.

160. Несмелое В.И. Загадка о человеке//Человек— 1992.-№3.-С. 104-117.

161. Никольский Д.П. Башкиры: Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование-СПб., 1899.-377 с.

162. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. Пер. с англ.- М.: «Рефл-бук»; Конв.: «Ваклер», 1998.-464 с.

163. Образование в конце XX века (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии.- 1992.-№ 9.-С. 3-21.

164. Орешников И.Ш. Что такое гуманитарная культура? Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 1992 - 138 с.

165. Очерки социальной антропологии,-СПб.: ТООТК «Петрополис», 1995 154 с.

166. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Часть 1.-СП6., 1773.-774 с.

167. Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии.- 1998.-№ 7-С. 3-13.

168. Парсамов С.С. К вопросу об отражении мифологических воззрений в башкирском народном эпосе «Урал-батыр» // Фольклор народов РСФСР-Уфа: БашГУ, 1982.-С. 25-33.

169. Печчеи А. Человеческие качества-М.: Прогресс, 1985 312 с.

170. Пивоев В.М. Миф в системе культуры.-Петрозаводск, 1991.

171. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира-Петрозаводск, 1991.

172. ПлисецкийМ.Башкиры-М., 1929 14с.

173. Плотников В.И. Дух и его культурно-исторические модификации // Проблемы философской антропологии и философии культуры:: Альманах-Екатеринбург: УрПОА, 1999.-С. 204-221.

174. Поздяева С.М., Георгиади Т.В. Жизнь и смерть: взгляд мифологии, религии и философии.— Уфа, 2000.

175. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре- М., 1975.-191 с.

176. Порошина Т.Ю. Социально-философский анализ становления смысла жизни человека: Дисс. канд. филос. наук Уфа, 2002 - 189 с.

177. Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах.-. Екатеринбург: Изд-во УрПОА, 1999.-284 с.

178. Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама (Древний текст пересказал С.Шамси).- М.: «МИФИ-Сервис», 1992.-93 с.

179. Рахматуллина З.Н. Идеи бессмертия в башкирском эпосе «Урал-батыр» // Эпос «Урал-батыр» и мифология Уфа: Гилем, 2003.- С. 63-65.

180. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ).-Уфа: Изд-во БашГУ, 2000. 304 с.

181. Рахматуллина З.Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк).-Уфа: Изд-во БашГУ, 2002.- 154 с.

182. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. T. I. Античность ТОО ТК «Петрополис», 1994 - 320 с.

183. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки.- M.-JL: Изд-во Академии Наук СССР, 1955.-393 с.

184. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.- М.:Наука, 1987.-784 с.

185. Сагалаев A.M. Урало-Алтайская мифология: Символ и архетип-Новосибирск: Наука, 1991.-155 с.

186. Сагалаев A.M., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал,- Новосибирск: Наука, 1990 209 с.

187. Салихов Г.Г. Картина мира в башкирском фольклоре: Дисс. . филос. наук — Уфа, 1992.-137 с.

188. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 672 с.

189. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. М.: Республика, 1994.-496 с.

190. Селиванов А.И. Бытие и постижение развивающихся миров.- Уфа: Изд-е Башк. ун-та, 1998.-360 с.

191. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности.-М.: Наука, 1989.-352 с.

192. Славянская мифология. Энциклопедический словарь-М., 1995.-416 с.

193. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии (Человек в пространстве культуры).-Новосибирск: АО «Офсет», 1996.- 184 с.

194. Смысл жизни: поиск и созидание (тематический сборник).- Уфа: Уфимский технолог, институт сервиса, 1997 112 с.

195. Смысл жизни в русской философии (конец XIX нач. XX века).- СПб.: Наука, 1995.-384 с.

196. Смысл жизни: Опыт философского исследования.— М.: Изд-во РАУ, 1992.— 146 с.

197. Смысл жизни и социальное бессмертие человека Д.: Лениздат, 1981.— 56 с.

198. Согомонов Ю.В. О смысле жизни Баку: Азернецер, 1964- 65 с.

199. Соловьев А.П. Онтологические и метафизические аспекты мифотворчества: Дисс. канд. филос. наук-Уфа, 2003- 163 с.

200. Сол один А.И. Жизнь как онтологическая игра и путь спасения СПб.: Новый журнал, 1997 - 128 с.

201. Сохраняева Т.В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека // Социально-гуманитарные знания. 2002.-№ 6 - С. 48-64.

202. Социальные регуляторы человеческой деятельности: философия, методология и прикладные технологии (Материалы Всероссийской научной конференции, март 1995 г.).-Уфа.- 1995.- 150 с.

203. Спиркин А.Г. Происхождение сознания-М., 1960.-259 с.

204. Стариков Е. Россия: «время Лемминга» (особенности национального суицида) //Наш современник-2001-№ 11-С. 187-194.

205. Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях.- М.,Л., 1963.- 259 с.

206. Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии-Л.: Наука, 1967 183 с.

207. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература- М.: Высшая школа, 1979- 192 с.

208. Стеблин-Каменский М.И. Миф.-Л.: Наука, 1976 104 с.

209. Сулейманова Р.Н. Доисламские верования и обряды башкир: Дисс. . канд. истор. наук-Уфа, 1994 199 с.

210. Султангареева Р.А.Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа-Уфа: Гилем, 1998.-243 с.

211. Сухоплюев П.А. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ: Дисс. канд. филос. наук.-Уфа, 2000. — 168 с.

212. ТайлорЭ.Б. Первобытная культура-М.: Политиздат, 1989-С. 573.

213. Тахо-Годи A.A. Греческая мифология.-М.: Искусство, 1989.-301 с.

214. Телегин С.М., Афанасьев А.Н. Мифологический взгляд на природу и человека // Литература в школе 1997.-№ 3 - С. 69-79.

215. Темкин Э.Н., Эрман В.Т. Мифы древней Индии- М.: Главн. редакция восточной лит-ры изд-ва «Наука», 1982 270 с.

216. Токарев С.А. Ранние формы религии-М.: Политиздат, 1990 622 с.

217. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Т. 1.- М.: 1991.

218. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках-М.: Наука, 1988-С. 7-60.

219. Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания, формирования культуры межнациональных отношений и согласия в студенческой среде. Материалы Всероссийской конференции-Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003.- 176 с.

220. Трубецкой E.H. Смысл жизни.-М.: Республика, 1994.-432 с.

221. Трубников H.H. О смысле жизни и смерти М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996.-383 с.

222. Тугаринов В.П. О смысле жизни- Л.: Лениздат, 1961.-47 с.

223. Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской литературы-М.: Наука, 1978320 с.

224. Финогентов В.Н. «. И ропщет мыслящий тростник». (О бессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека). Уфа: Уфимский технологический институт сервиса, 2000.-182 с.

225. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого; Назначении человека; Основные черты современной эпохи Минск: ООО «Попурри», 1998 - 480 с.

226. Франк С.JI. Духовные основы общества М.: Республика, 1992,- 511 с.

227. Франк C.JI. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. - №6. - С. 68 - 131.

228. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990 - 367 с.

229. Франкфорт и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека-М., 1984.

230. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Труды различных лет. Кн. 1.- Тбилиси: Мерани, 1991 — 398 с.

231. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура-М., 1992.

232. Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека М.: Знание, 1985.-63 с.

233. Фролов И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии. Обобщения.-М.: Политиздат, 1983.-350 с.

234. Фромм Э. Иметь или быть?-М.: Прогресс, 1986.-238 с.

235. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992 - 430 с.

236. Фрэзер Дж. Золотая ветвь-М.: ACT, 1998-784 с.

237. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии.- 1989-№2.-С. 35-40.

238. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

239. Хайтун Д.Е. Тотемизм, его сущность и происхождение-Душанбе, 1956.

240. Ханова Р.В. Социально-философский анализ идеи бессмертия: Дисс. . канд. филос. наук.- Уфа, 2000 125 с.

241. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа.- Уфа: Башк. кн. изд-во, 1973.-312 с.

242. Хисаметдинова Ф.Г. Башкирская мифология (на башк. языке).- Уфа: Гилем, 2002.- 126 с.

243. Хусаинова Г.Р. Поэтика башкирских народных волшебных сказок М.: Наука, 2000.-247 с.

244. Хусаинов Г. Башкирские мифы // Ватандаш 1998 -№ 8.- С. 111-117.

245. Шахнович И.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии.-JI.: Наука, 1971.-240 с.

246. Шердаков В.Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера М.: Политиздат, 1982.-287 с.

247. Шкуратов В.А. Историческая психология М.: Смысл, 1997 - 505 с.

248. Шопенгауэр А. Под завесой истины Симферополь: Реноме, 1998 - 496 с.

249. Щербинин В.А. Научное мировоззрение и проблема активизации человеческого фактора. М.: Высшая школа, 1989.- 158 с.

250. Экология образования (Материалы «круглого стола» журналов «Вопросы философии» и «Экология и жизнь») // Вопросы философии,- 2001.- № 10.— С. 3-26.

251. Элиаде М. Аспекты мифа М.: Академический проект, 200.- 222 с.

252. Элиаде М. Священное и мирское М.: Изд-во МГУ, 1994 - 144 с.

253. Эпос «Урал-батыр» и мифология: Материалы Всероссийской научной конференции (27-28 мая, г. Уфа).- Уфа: Гилем, 2003- 180 с.

254. Юань Кэ. Мифы древнего Китая- М.: Гл. ред. восточн. лит-ры изд-ва «Наука», 1987.-527 с.

255. Юдин A.B. Русская народная духовная культура.- М.: Высшая школа, 199331 с.

256. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999.-352 с.

257. Янгузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России,— Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.- 192 с.

258. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991 527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.