Проблема смерти в испанской культуре: от истоков до современности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Изотова, Ирина Сергеевна

  • Изотова, Ирина Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 188
Изотова, Ирина Сергеевна. Проблема смерти в испанской культуре: от истоков до современности: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2012. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Изотова, Ирина Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Проблема смерти в испанской культуре на примере традиционного погребального ритуала и корриды

§ 1Л. Введение к главе

§ 1.2. Традиционный испанский погребальный ритуал

§ 1.3. Коррида

я?

§ 1.4. Заключение к главе

Глава 2. Проблема смерти в творчестве Мигеля де Унамуно

§2.1. Введение к главе

§ 2.2. Истоки философской танатологии Унамуно

§ 2.3. Главные темы философии Унамуно

§ 2.4. «Лаборатория смерти» Унамуно

§ 2.5. Заключение к главе

Глава 3. Тема смерти в творчестве Ф.Г. Лорки

§3.1. Введение к главе

§ 3.2. Смерть как явленность

§ 3.3. Смерть и Бог

§ 3.4. Диалектика смерти и любви

§ 3.5. Символика смерти в творчестве Лорки

§ 3.6. Биографические свидетельства

§ 3.7. Заключение к главе

Глава 4. Проблема смерти в творчестве Л. Бунюэля

§ 4.1. Введение к главе

§ 4.2. Тема смерти в трех первых фильмах Бунюэля.

§ 4.3. Тема смерти в ранних и зрелых фильмах Бунюэля

§ 4.4. Заключение к главе

Заключение

1 /-п

Список литературы

Приложение 1. Количественный анализ лирики Лорки. Таблицы

Приложение 2. Иллюстрации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема смерти в испанской культуре: от истоков до современности»

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование темы. Проблема смерти как собственной конечности волновала человека всегда. Попытки познать смысл жизни и смерти издревле предпринимались в рамках религии, повседневного быта, отражались в памятниках искусства и философской мысли. Вполне правомерно сказать, что все культурные явления, всякая деятельность человеческая определяются тем или иным принятым в данном обществе осмыслением феномена смерти, предельного и главного вопроса для каждого мыслящего существа.

Танатический дискурс как совокупность представлений и ритуалов, связанных со смертью и умиранием, - это явление общечеловеческого порядка, в той или иной с тепени проявленное в каждой культуре. Настоящая работа посвящена исследованию проблематики смерти в испанской культуре, то есть в том искусственно очищенном от «примесей»1 и унифицированном католической религией культурном пространстве, которое оформилось на Иберийском полуострове на рубеже ХУ-ХУ1 вв. в результате объединения отдельных королевств в национальное государство Испания.

Обращение к данной теме вызвано двумя основными причинами.

Во-первых, тема смерти традиционно считается ключевой для испанской культуры в целом. По выражению современного антрополога М.Дельгадо, именно отношение к смерти, к конечности, в значительной степени обеспечивает культурное единство страны2. Другой современный антрополог М. Гутьеррес Эстевес указывает на наличие в Испании «коллективной риторики смерти», то есть характерной манеры поведения и «говорения» в отношении смертй, наиболее отчетливо проявленной сегодня в практиках корриды (коррида, по мнению ученого - это способ выражения испанцами элегантного пренебрежения смертью)3 и ежегодной постановки пьесы X. Сорильи «Дон Хуан

1 Речь идет о деятельности Королей-Католиков Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского по изгнанию с полуострова евреев (1492) и мусульман (1502). Безусловно, многовековое сосуществование рядом с еврейской и мусульманской культурами не прошло для Испании бесследно. Здесь важно другое: главным признаком самоидентификации испанца стала приверженность католической религии. Тогда же возник культ «чистоты крови».

2 Delgado M. Espacio sagrado, espacio de la violencia. El lugar del sacrificio en un ritual taurino en Cataluña (El "Corre-de-bou" de Cardona) // Luoghi sacri e spazi délia santità. Rosenberg & Sellier: Turin, 1990. P. 209-210. URL: http://manueldelgadoruiz.blogspot.com/2009/12/traduccion-del-articulo-publicado-en.html (дата обращения: 21.12.10).

3 Мнение М.Гутьерреса Естевеса здесь не совпадает с мнением большинства исследователей корриды, наделяющих ее сакральным смыслом и прослеживающих историю «бега быков» от древних мистерий и ритуальных игр с этими животными, популярных в прошлом на Крите и Ближнем Востоке. См.: Delgado Ruiz M. De la muerte de un dios. La fiesta de los toros en el universo simbólico de la cultura popular. Barcelona: Peninsula, 1986. О том же говорил Ф.Г. Лорка: «Дуэнде правит и литургией корриды, этой подлинно религиозной драмой, где так же как и в мессе, благословляют и приносят жертвы. Вся мощь античного демона влилась в это свидетельство культуры и чуткости нашего народа, в это безупречное празднество, возносящее человека к вершинам его ярости, гнева и плача. В испанском танце и бое быков не ищут развлечения: сама жизнь играет трагедию, поставленную дуэнде на ступенях бегства от мира, и ранит в самое сердце». См.: Ф.Г. Лорка. Самая печальная радость...М., 1987. С. 110.

Тенорио» (1844), осуществляемой испанскими театрами накануне Дня всех святых и Дня усопших (1-2 ноября) и далее на протяжении месяца1. Ученый определяет суть этой «риторики» как стоическое отношение к смерти, оттеняющее «суровую страсть испанцев к жизни».2

Риторика эта действительно в том или ином виде прослеживается в регулярном обращении испанцев к теме смерти в большинстве видов творческой деятельности на протяжении истории. Речь идет в первую очередь о литературе («Стансы на смерть отца» поэта и воина XV века X. Манрике, поэзия и драма рубежа XVI-XVII вв. - М. Сервантес, JI. Гонгора, Ф. Кеведо, Т. Молина, П. Кальдерон; религиозная мистика XVI века - Тереза Авильская, Хуан де ла'Крус; творчество писателей и поэтов конца XIX-XX вв. - В. Бласко Ибаньес, П. Бароха, Асорин, А. Мачадо, Х.Р. Хименес, Р.Альберта и пр.) и о «золотом веке» испанской живописи XVI-XVII вв. (Эль Греко, «весь свой век писавший смерть и воскресение»;3 Л. Моралес, Ф. Сурбаран, Б. Мурильо, X. Рибера). По мнению A.M. Беиуа, у художников той эпохи «предпочтение черной краски, мрачной полутени было не чем-то «модным», извне навязанным, а отвечало вполне духовным переживаниям., неотступным мыслям художников о печали земного существования, об искупительном, благе страдания, о поэзии и красоте смерти»4. Эту линию развивает Ф.Гойя, усиливший теневой аспект звучания смерти в «Бедствиях войны» (1810-1820) и «Черных картинах» (1820-1823). Нельзя не привести обширную цитату из Ф.Г. Лорки, описавшего глубинную, на его взгляд, танатоориентированность традиционной испанской культуры следующим образом: «Все испанское искусство корнями уходит в нашу землю - землю чертополоха и надгробий: не случайны стенания Плеберио и пируэты маэстро Хосефа Марии де Валъдивъесо и не случайно наша любимая баллада так непохожи на европейские <...> Головы, ледяные от луны, на полотнах Сурбарана, желтые зарницы в сливочной желтизне Эль Греко, повествования отца. Сигуэнсы, образы Гойи, абсида, церкви в Эскориале, вся наша раскрашенная скульптура, гробница герцогского рода Осуна, смерть с гитарой из часовни Бенавенте в Медина-де-Риосеко - в культуре они знаменуют то лее, что и паломничества к Сан-Андрес-де-Тейшидо, где рядом, с живыми идут мертвые, погребальные плачи астуриек при зажженных фонарях в ночь поминовения, пенье .и

' Gutierrez Estevez M. Muertes a la Española. Una arqueología de sentimientos tópicos // Etnografías de ia muerte y las culturas en América Latina. Coordinadores: Flores Martos J.A., Abad Gonzales L, Cunenca: Edicciones de la Universidad de Castilla-La Mancha, 2007. P. 53-74.

2 Gutierrez Estevez M. Muertes a la Española. Una arqueología de sentimientos tópicos // Etnografías de la muerte y las culturas en América Latina. Coordinadores: Flores Martos J.A., Abad Gonzales L. Cunenca: Edicciones de la Universidad de Castilla-La Mancha, 2007. P. 73.

3 Ортега-и-Гассет X. Смерть и воскресение// Бесхребетная Испания. М„ 2003. С. 215.

4 Бенуа А. Н. История живописи. Т. 4. 1912-1917 гг. //URL: http://www.benua-history.ruZ2130-

harakteristika.html?searched=KpacoTe+CMepTH&advsearch=oneword&highlight=ajaxSearch highlight i-ajaxSearch

high light 1 +aj axS earch_highlight2 (дата обращения: 21.12.10).

танец Сивиллы на папертях Майорки и Толедо, сумрачное «Воспомним» на ,мостовых Тортосы, неисчислимые обряды страстной пятницы; все это, не говоря уже об изощренном празднестве боя быков, складывается в национальный апофеоз испанской смерти. В целом- мире лишь Мексика может протянуть руку моей родине»'.

Во-вторых, в настоящее время наблюдается рост научного интереса к отчетливо выраженной танатической проблематике в культурах Центральной и Латинской Америк: исследуются как отдельные культы (мексиканский культ Святой Смерти , боливийский Культ черепов3 и пр.), так и специфика латиноамериканского «отношения к смерти в целом», воплощенного в народной религии, быту и искусстве. Оценивая природу культа смерти, ставшего своего рода символом национального характера стран Южной и центральной Америки, многие исследователи приходят к выводу о том, что этот культ мог явиться следствием сплава местных (индейских) и привнесенных (испанской и африканской) традиций и представлений. В этой связи обращение к одному из истоков -традиционной испанской культуре и испанскому отношению к смерти - может оказаться целесообразным.

Актуальность работы определяется, помимо вышеизложенного, ростом интереса к проблематике смерти в различных областях гуманитарного знания: философии, психологии, исторических дисциплинах, этике; а также недостаточной разработанностью данной темы в отечественной науке В пользу актуальности данной работы свидетельствует наличие обширной библиографии применительно к исследуемому материалу (погребальной и тавромахической обрядности, литературе, кинематографу и философии Испании), большую часть которой составляют, однако, разрозненные тексты антропологов, историков, кино- и литературных критиков. То есть, будучи разработанной в деталях и главным образом в зарубежной науке, тема смерти в испанской культуре ускользает от внимания ученых-культурологов как целостная проблема, в результате чего существенный пласт уже наполненных данных нуждается в комплексном философско-культурологическом осмыслении. Диссертационная работа также обращает внимание на важность танатологической проблематики как таковой, на необходимость расширения танатологического дискурса посредством вовлечения в него большего числа

1 Ф.Г. Лорка. Самая печальная радость...М., 1987. С. 109.

2 Культ Св. Смерти (Santa Muerte) - современный мексиканский культ, возникший, предположительно, в результате смешения испанского католического и индейского культов. Празднуется 2 ноября. Подробнее см.: Flores Martos J.A. La Santísima Muerte en Veracruz, México: Vidas descarnadas y prácticas encarnadas// Etnografías de la muerte y las culturas en América Latina. Coordinadores: Flores Martos J.A., Abad Gon/.ales L. Cunenca: Edicciones de la Universidad de Castilla-La Mancha, 2007.

3 Культ черепов (Culto a las Calaveras) заключается в активном задействовании настоящих человеческих черепов во всех религиозных церемониях, связанных с празднованиями 1-2 ноября.

исследователей. Повышение интереса к проблематике смерти важно не только с точки зрения развития науки, но и с этической точки зрения.

Научная новизна исследования. Суждения, приписывающие испанской культуре в целом качество танатоориентированности, весьма распространены как в научной, так и в ненаучной среде. Притом чаще всего они не являются результатом специального исследования и не приближают к пониманию сущности, специфики и причин этого феномена. Настоящее исследование является первой известной нам попыткой культурно-философского осмысления специфики проявления танатического дискурса в пространстве испанской культуры. Отличием работы является привлечение значительного по объему испаноязычного материала - источников и исследовательской литературы, включая непереведенные тексты М. Унамуно и редкие фильмы Л. Бунюэля.

Предметом исследования является проблема смерти в пространстве испанской культуры от истоков до современности, то есть в процессе ее эволюции и изменения се содержательного наполнения с доисторических времен до XX века.

Объектом исследования является феномен смерти, представленный традиционной испанской погребальной практикой, испанской корридой, творчеством испанских философа М.Унамуно, поэта Ф.Г.Лорки и кинорежиссера Л.Бунюэля. Объекты исследования подобраны таким образом, чтобы осветить проблему переживания смерти одновременно с коллективной и персональной точек зрения. Если решение исследовать погребальную и тавромахическую практики кажется обоснованным (обе традиции повсеместны в Испании, глубоко ритуализованы и непосредственно связаны с явлением смерти), то выбор конкретных персоналий (Унамуно, Лорки и Бунюэля) связан с тем, что «нарратив» является одной из сфер, в которых испанская культура проявила себя наиболее самобытно. Подбор авторов был произведен с таким расчетом, чтобы представить соответственно три «говорящие» ветви испанской культуры - философскую мысль, литературное творчество и кинематограф. Указанные авторы являются если не зачинателями (философии М.Унамуно предшествуют достижения арабо-испанской и еврейской испанских философий, схоластов Р. Луллия, Ф. Суареса, церковной мистики XVI века; поэзии Ф.Г. Лорки - колоссальная традиция, включая «золотой век» испанской литературы; и лишь Бунюэль считается первым известным испанским кинорежиссером, хотя технически ему предшествовали Э. Химено, X. Буенавенте и пр.), то одними из ярчайших представителей этих видов духовной деятельности. Более того, творчество указанных авторов совпадает во времени (первая половина XX века), что облегчает осуществление компаративного анализа личностных трактовок проблемы смерти.

Цель диссертационной работы - охарактеризовать качество и способ проявления танатического дискурса в испанской культуре на материале традиционной обрядности, творчества М.Унамуно, Ф.Г. Лорки и Л. Бунюэля. Иными словами, предполагается выяснить, что и как говорится о смерти в выбранных предметных областях. Автор данного исследования не ставит целью дать исчерпывающее описание испанской ментальное™ смерти как таковой, но стремится приблизиться к ее пониманию за счет выявления и «дешифровки» специфичных кодов испанской культуры на уровне коллективного и личного переживания явления смерти посредством анализа обозначенных выше областей испанской культуры.

Для достижения указанной цели выдвигается ряд основных задач:

1) определить характерные черты «испанской коллективной рефлексии смерти» па основании сравнительного исследования двух традиционных ритуалов: погребального и корриды;

2) произвести анализ философской концепции М.Унамуно с точки зрения решения им проблемы смерти;

3) предложить философско-танатологическую интерпретацию литературного творчества Ф.Г. Лорки;

4) осуществить рассмотрение кинематографического наследия Л. Бунюэля с философско-танатологической точки зрения;

5) описать диалектику «личного» и «коллективного» восприятий проблемы смерти в поле испанской культуры на примере избранного материала;

6) предложить схему развития танатической проблематики в испанской культуре на основании избранного материала.

Степень изученности темы. Обзор предшествующих исследований. Заявленная в данной работе проблематика складывается на пересечении целого спектра самостоятельных дисциплин: истории, антропологии, философии, теологии, литературоведения, киноведения, культурологии, этики и танатологии. В целях наиболее полного раскрытия темы, автором была привлечена литература по следующим основным направлениям: психоанализ, историческая антропология, история и философия культуры, этнография, история Испании; европейская философия второй половины Х1Х-ХХ вв., экзистенциализм и католическая мысль.

В первую очередь мы обратились к трудам основателей танатологического направления научной мысли, развивавших «науку о смерти» преимущественно в естественнонаучном ключе, в частности, к И.И. Мечникову (1845-1916), который, как кажется, впервые указал на возможность существования «инстинкта смерти»,

определяющего мировоззрение человека1, то есть сформулировал идею, ставшую ключевой в теории психоанализа З.Фрейда (1856-1939). Настоящая диссертация во многом опирается на позднюю версию теории Фрейда, согласно которой Эрос (либидо) и Танатос (инстинкт смерти) являются структурирующими силами человеческой психики" (в противоположность раннему представлению о незначительности идеи смерти для бессознательного, являющегося вневременной структурой).

Оказались существенными также идеи КГ. Юнга (1875-1961) и С. Грофа (род. в 1931). Психоаналитическое осмысление феномена смерти вывело данных авторов из сферы непосредственно психоанализа в область культурологической и религиоведческой проблематики. К.Г.Юнг и юнгианцы внесли огромный вклад в разработку танатологического проблемного поля, собрав большой материал по темам символики смерти и эсхатологической мифологии в различных культурах, ее архетипических проявлений в бессознательном. Сам ученый в своих трудах не раз подчеркивал важность проблемы смерти для индивидуума, необходимость проявления должного внимания к ней, равно как и к теме рождения3. Творчество С. Грофа стало кульминацией событий 1960-х гг., связанных с открытием А. Хофманном психоделических свойств ЛСД4. В результате активных экспериментов с сознанием С. Гроф разработал новую картографию психики, расширяющую фрейдовскую и юнговскую концепции и пересматривающую традиционные представления о значении процессов рождения и умирания: в частности, ученый объяснил природу повсеместно распространенных ритуалов смерти и перерождения и важность, предписываемую им в древних культурах и племенах туземцев доиндустриалыюго периода 5. Обращение к этим и другим психоаналитическим и связанным с психоанализом работам (сборник статей психиатров, философов, врачей, богословов под названием «Значение смерти» 1959 года6, тексты Э. Юобпер-Росс ,

1 «Инстинкт смерти», по Мечникову, должен был сопровождаться «чудным ощущением», приходящим на смену витальному инстинкту, до переживания которого обычный человек не доживает: «Быть может, тревожное искание цели человеческой жизни и есть не что иное, как проявление смутного стремления к ощущению наступления естественной смерти» //Мечников И.И. Этюды о природе человека. M., 1961. С. 231.

2 Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия// Фрейд 3. Собрание сочинений: в 10 т. М., 2007. URL: . http://www.zigmund.ru/osnovnyeJrudy.html (дата обращения 28.6.2010).

3 Юнг К. Психология и религия // Юнг К. Архетип и символ. M., 1991. Юнг К. Обзор теории комплексов // Юнг К. Синхрония. М., 2003.

4Хофманн А. ЛСД - мой трудный ребенок. // URL:

http://lib.aldebaran.ru/author/hoímann_albert^ofmann_albertJsd_moiJrudnyi rebyonok/hofmann albert Isd moi _trudnyi_rebyonok_O.html (дата обращения 28.6.2010).

5 Гроф С. Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти. М., 2007. С. 161-193.

6 Feifel G.The Meaning of Death. N-Y., 1959

7 Исследователь выявила 5 стадий, через которые проходят умирающие: шоковую (диагноз известен), гневную (гнев может сменяться завистью к здоровым), стадию стремления вылечиться любым способом, депрессивную и стадию осознания и принятия неизбежности конца, на каждой из ко торых важно открытое и честное общение всех участников события. См.: Э. Кюблер-Росс. О смерти и умирании. Киев, 2001.

Р.Моуди', С. Шпилърейна (1885-1942)2, Ю. Вагинег3 и пр.) способствовало также написанию части исследования, связанной с экзистенциальным осмыслением явления конечности.

Одновременно с психологией к исследованию проблематики смерти обратились такие направления гуманитарной мысли, как история и антропология. При написании данной работы были задействованы фундаментальные труды родоначальника английской антропологической школы Э.Б Тайлора , основоположника теоретического изучения обряда Дж. Фрезера5, а также работа А. Ван Геннепа «Обряды перехода»6, предложившего универсальную модель похоронного обряда, заданную в социологическом ключе. Социологический подход к исследованию смерти в культуре был развит в работе Л.Седова, утверждающего, что любое историческое событие или культуру можно описать терминами взаимодействия людей и выделяющего четыре типа отношений по критерию значения разрыва этих отношений для их участников (от разрыва выигрывают все, проигрывают все, выигрывает уходящий и проигрывает оставшийся и наоборот). Эта схема, по мнению ученого, эффективна и для описания отношения к смерти, выработанного той или иной культурой, ведь смерть - это окончательный, тотальный разрыв всех контактов человека; таким образом, отношение культуры к смерти, по Л.Седову, может быть эффективной основой для типологизации культур . Нельзя не упомянуть работу Ю.А. Смирнова «Лабиринт: морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь»8, автор которой, подобно Ван Геннепу, выделяет и

1 Моуди Р. Жизнь после жизни: смерть вдали. М., 2008.

2 Шпильрейн С. Деструкция как проблема становления. Логос, №5. 1994. С. 207-236. URL: http://spielrein.rU/site/node/6 (дата обращения 28.6.2010).

3 Ученый провозгласил влечение к смерти единственным первичным влечением живой системы. См. тексты Ю. Вагина в электронном виде на сайте пермского тифоаналитического общества глубинной психологии // URL: http://www.tiphoanaliz.narod.ru/index.html (дата обращения 28.6.2010).

4 Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск, 2000.

5 Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М, 1980.

6 Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.

7 Поэтому в зависимости от того, какой тип отношения выбирает субъект, он воспринимает собы тие смер ти как игру, сосуществование, недоразумение или приключение соответственно. Смерть влияет на характер всех остальных отношений индивида, «его мироощущение и значение его смерти - одна и та же сущность» и «настоящее поведение определяется будущим событием» (Седов Л. Типология культур в зависимости от отношения к смерти // Синтаксис. 1989. № 26. С. 160).. По Л. Седову, сам субъект рождается лишь тогда, когда все его отношения подчиняются его же неосознанному отношению к смерти как к предельному случаю разрыва. Смерть становится узловым пунктом в общей системе ориентации людей определенной культуры. В качестве иллюстрации к собственной теории ученый рассматривает четыре культуры: китайскую, индийскую, европейско-христианскую и русскую, и на основе проведенной типологизации выделяет ряд теорем, о которых здесь нет возможности говорить подробнее. Важно то, что Л. Седов, признавая факт того, что реальность не может быть уложена в схему, полагает, что данная схематизация (формализация) может служить великолепным инструментом исследования и систематизации культур.

8 Смирнов Ю.А. Лабиринт: морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь. М„ 1997.

подробно описывает универсальную структуру погребального ритуала, уделяя, при этом, немало внимания описанию многообразия погребальных практик человечества.

Ключевая для данной работы идея ментальное™ была артикулирована представителями школы Анналов - неоднородного направления в исторической науке, чьи основатели Л. Февр 2(1878-1956) и М. Блок3 (1886-1944) призвали историков стремиться восстановить опыт людей прошлого в его полноте. Мы также обратились к трудам таких представителей школы Анналов, как Ф. Броделъ, Ж. ле Гофф и Ф.Арьес, к работам отечественного теоретика и критика теории ментальное™ А.Я. Гуревича и его испанского коллеги Х.К. Барохи, а также к классическим исследованиям, предвосхитившим постановку проблемы ментальности - работам Й.Хейзинги и НА. Бердяева4. Важно отметить фундаментальный труд О.Шпенглера5, попытавшегося выделить праобраз культуры, индикатором характера которого является, в том числе, и отношение культуры к смерти, выраженное в погребальном ритуале.

Творчество Ф.Арьеса относят к третьему поколению школы Анналов, ко времени возникновения множества типов исторических исследований, которые в широком смысле ученые определяют термином историческая антропология (или история ментальностсй), а в узком - выделяют каждый тип .в самостоятельную дисциплину (историческое моделирование, психоистория, тендерная история, история ментальностей, историческая демография, история повседневности, микроистория и пр.) и более конкретные направления (история женщин, тела, питания, болезней, детства, старости, сна, жестов). Ф.Арьес считается родоначальником «истории смерти», и его книга «Человек перед лицом смерти» (1977) послужила примером возможности построения общего танатологического исследования в рамках конкретно заданной культуры. ' В данном диссертационном исследовании также активно используется принятое Ф. Арьесом разграничение и противопоставление традиционного («смерть своя») и нетрадиционного («смерть далекая и близкая», «смерть твоя», «смерть перевернутая») типов восприятия смерти6.

1 В скрытом виде проблема ментальности к тому времени уже существовала как проблема «национального характера»; она уже присутствовала в трудах историков, к примеру, у H .Я. Данилевского в «России и Европе» (Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2008).

2 Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

3 Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

4 Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М„ 2008; Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М„ 2001 ; Ле Гофф Ж.. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000; Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М, 1992; Гуревич А. Я. Ст. «Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии». Одиссей, 1989; Caro Baraja J. El mito del carácter nacional. Editorial Caro Raggio, Madrid, 2004; Хейзинга Й. Осень Средневековья. M. 2002; Бердяев н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М, 1990.

5 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т 1, 2. М., 2009.

6 Подробнее о теории Ф.Арьеса будет сказано в первой главе.

В настоящее время существует большое число культурно-исторических исследований, так или иначе затрагивающих проблематику смерти в различных странах, эпохах и культурах (мы привлекли работы Т.В. Мордовцевой, Е.А. Торчинова, A.B. Демичева, А. Налчаджяна, Ю.В. Хена, Дж. Бремера1 и пр./ Феномен смерти в современной гуманитарной науке является своего рода призмой, позволяющей по-новому высветить культурно-исторические процессы: изучение установок в отношении к смерти означает одновременное изучение установок людей в отношении к жизни и основным ее ценностям; отношение к смерти расценивается в качестве эталона, индикатора характера культуры.

Данное исследование проведено с опорой на широкий материал, связанный с культурой и историей Испании. В этой связи наиболее полезными оказались труды А.Ii. Кожановского, А. Джозевса, А. Гианса, Г.Д. Сэдгвика, Е.Ф. Стэнтона, Р. Менендеса Пидаля, X. Ортеги-и-Гассета, В.А. Дугласа, А. Шуберта, исторические исследования П. Вилара, Р.Маккени, А. Аррибаса, Т. Каптерееой, А. Медведеико, ЭЛ. Лаевской, Алътамиры-и-Кревеа2 и пр. Особо стоит отметить сборник «Этнографии смерти в культурах Латинской Америки»3, объединивший статьи касательно специфики современной проблематики смерти в испаноязычном мире; а также исследование С.Т. Нейл4, в котором автор на примере развития небольшого испанского города Куэнки, охарактеризовала и отследила причины возникновения в нем культа смерти, способствовавшего экономическому краху региона.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Изотова, Ирина Сергеевна, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтамира-и-Кревеа Р. История средневековой Испании. СПб., 2003.

2. Андреев В. Свет и тень арены (рассуждения иностранца о корриде в Испании, с цитатами и различными отступлениями)//Игра со смертью. Коррида в испанской прозе, драматургии, поэзии. СПб., 2009.

3. Аррибас А. Иберы. Великие оружейники железного века. М., 2004.

4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

5. Бенуа А. Н. История живописи. Т. 4. 1912-1917 гг. URL: http://www.benua-history.ru/2130-

harakteristika.html?searched=KpacoTe+CMepTH&advsearch=oneword&highlight-ajaxSea

rchJiighlight+ajaxSearchJnghlightl +ajaxSearch_highlight2 (дата обращения: 21.12.10).

6. Бердяев н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М, 1990.

7. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

8. Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. М., 2004.

9. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

10. Боткин В.П. Письма об Испании. Ленинград, 1976.

11. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М., 2008

12. Бунюэль о Бунюэле. М.. 1989.

13. Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М„ 1999.

14. Вилар П. История Испании. М., 2006.

15. Гарсиа Лорка в воспоминаниях современников. М., 1997.

16. Гроф С. Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти. М., 2007.

17. Гуревич А. Я. Ст. «Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии »//Одиссей, 1989. [Электронный ресурс] URL: http://www.krotov.info/lib sec/04 g/ur/evich 05.htm

18. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М„ 1989.

19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2008.

20. Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург, 1998.

21. Демичев A.B. Дискурсы смерти. Введение в философскую танатологию. СПб.. 1997.

22. Демичев А.В. Ориентация к смерти// Стратегии ориентации в постсовременности. Спб, 1996.

23. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

24. Игнатов С. Испанский театр ХУГХУП вв. М., 1939.

25. Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977.

26. «История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах». М., 1996.

27. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Под ред. Л. М. Брагиной. М., 2001.

28. Каптерева Т.П. Античная Испания. Искусство иберов. М., 1992.

29. Каптерева Т.П. Искусство Испании. Средние века. Эпоха Возрождения. М., 1989.

30. Кожановский А.Н. Быть испанцем... М., 2006.

31. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.. 1993.

32. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Киев, 2001.

33. Лаевская Э.Л. Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы. М., 1997.

34. Ле Гофф Ж.. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000.

35. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.

36. Лорка Ф.Г. Самая печальная радость... М., 1987.

37. Лорка Ф.Г. Театр. М.: Искусство, 1957.

38. Лорка Ф.Г. Избранные произведения в двух тт. Том первый. Стихи. Театр. Проза. М., 1976.

39. Лорка Ф.Г. Избранное. Поэзия, проза, театр. М., 2000.

40. Лотман Ю.М. Смерть как проблема сюжета // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

41. Макксии Р. XVI век. Европа. Экспансия и конфликт. М., 2004.

42. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М., 1961.

43. Медведенко А. Смерть, окруженная красотой. М., 2003.

44. Менендес II и даль Р. Избранные произведения. М., 1961.

45. Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе. Таганрог, 2001.

46. Моуди Р. Жизнь после жизни: смерть вдали. М., 2008.

47. Налчаджян А. Загадка смерти. Очерки психологической танатологии. Ереван, 1998.

48. Ортега-и-Гассет X. На смерть Унамуно// Бесхребетная Испания. М., 2003.

49. Ортега-и-Гассет X. Гойя и народное. [Электронный ресурс], URL: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega2O.txt (дата обращения: 23.12.10).

50. Ортега-и-Гассет X. Анатомия рассеянной души. М., 2008.

51. Ортега-и-Гассет X. Бесхребетная Испания. М., 2003.

52. Плавскин З.И. Литература Возрождения в Испании. Спб., 1994.

53. Плавскин З.И. Литература Испании IX-XV вв. М., 1986.

54. Паскаль Б. Мысли. СПб., 2004.

55. Постное О.Ю. Нетленные мощи и мертвые души: смерть в России // Традиция и литературный процесс. Новосибирск. 1999.

56. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. СПб., 2001.

57. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988.

58. Рутенбург В.И. Возрождение и религия // Типология и периодизация культуры Возрождения. Сб. статей. М., 1978.

59. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М, 2000.

60. Седов Л. Типология культур в зависимости от отношения к смерти // Синтаксис, 1989. №26.

61. Силюнас В. Ю. Цыган и смерть// Вопросы литературы, № 4, 1988. С. 80-102.

62. Силюнас В.Ю. Испанская драма XX века. М.,1980.

63. Силюнас В.Ю. Федерико Гарсия Лорка. Драма поэта. М., 1989.

64. Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства. СПб, 2000.

65. Свидерская М.И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX вв. М., 2010.

66. Смирнов A.A. Средневековая литература Испании. Л., 1969.

67. Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследования, тексты, словарь. М., 1997.

68. Спиноза б. Этика. М., 2007.

69. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск, 2000.

70. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб, 2007.

71. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. К., 1996.

72. Унамуно М. Избранное в 2 тт. Т.1. Ленинград, 1981.

73. Унамуно М. Избранное в 2 тт. Том 2. Ленинград, 1981.

74. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

75. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М, 1980.

76. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия// Фрейд 3. Собрание сочинений: в-10 т. М., 2007. URL: http://www.zigmund.ru/osnovnye trudy.html (дата обращения 28.6.2010).

77. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

78. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2003.

79. Хен Ю.В. Современные мифы о смерти// Идея смерти в российском менталитете. СПб, 1999.

80. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М.. 2002.

81. Хёйзинга Й. Политическое и военное значение рыцарских идей в Позднем Средневековье// "Человек", №5. М„ 1997.

82. Хлодовский Р.И. О Ренессансе, маньеризме и конце эпохи Возрождения в литературах Западной Европы // Типология и периодизация культуры Возрождения. Сб. статей. М., 1978.

83. Хэмингуэй Э. Избранные произведения в 2 тт. М., 1959. Т. 2.

84. Шлейермахер Э, «Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи». СПб., 1994.

85. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т 1, 2. М., 2009.

86. Шпильрейн С. Деструкция как проблема становления. Логос, №5. 1994. С. 207-236. URL: http://spielrein.ru/site/node/6 (дата обращения 28.6.2010).

87. Штейн А.Л. История испанской литературы (Средние века и Возрождение). М., 1976.

88. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Тт. 1-3. М., 2000.

89. Юнг К. Психология и религия П Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

90. Юнг К. Обзор теории комплексов // Юнг К. Синхрония. М., 2003.

91. Ямпольский М. "Смерть в кино" // Искусство кино, 1991. №9.

92. Янкелевич В. Смерть. М., 1999.

93. Acevedo-Muñoz E.R. Bunuel and Mexico: The Crisis of National Cinema. Berkeley, CA: University of California Press, 2003.

94. Ado Kyro. Luis Buñuel, an Introduction. New York: Simon and Schuster, 1963.

95. Armistead S.G. Spanish Epic and Hispanic Ballad: the Medieval Origins of the Corrida// Western Folklore. Volume 64, issue 1/2, 2005.

96. Bataillon M. y Asensio E. En torno a Erasmo y España // Historia y crítica de la literatura española. II. Siglos de Oro: Renacimiento. Barcelona, 1980.

97. Blackwell F. Roots of a Religious Crisis: Garcia Lorca and "El libro de poemas".

Hispania, Vol. 88, No. 2, May, 2005.

98. Brenan G. The Literature of the Spanish People: From Roman Times to the Present Day. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1951.

99. Boretz E. Mysterious Realms: Functions of Imagery in Traditional Spanish Lyric and Balladry. Newark, DE: Juan De La Cuesta, 1998.

100. Brandes S. Torophiles and Torophobes: the Politics of Bulls and Bullfights in Contemporary Spain // Anthropological Quarterly. Volume 82, issue 3, 2009.

101. Bremer J.M. Hidden futures: Death and Immortality in Ancient Egypt, Anatolia, the Classical, Biblical and Arabic-Islamic World. Amsterdam, 1994.

102. Caro Baroja J. El mito del caracter nacional. Editorial Caro Raggio, Madrid, 2004.

103. Caro Baroja J. Las formas complejas de la vida religiosa. Religión, sociedad y carácter en la España de los siglos XVI y XVII. Volumen 2. Barcelona: Galaxia Gutenberg. -Circulo de lectores, 1995.

104. Catedra Garcia Pedro M. Fiesta caballeresca: ideología y literatura en tiempos de Carlos V // Carlos V. Europeismo y universalidad. La figura de Carlos. Congreso internacional V. Vol. 1. Granada, 2000.

105. Cioranescu A. De la Edad Media al Renacimiento: el descubrimiento de América y el Arte de la descripción // Historia y crítica de la literatura española II. Siglos de Oro: Renacimiento. Barcelona, 1980.

106. Clarke A.H. A Further Range: Studies in Modern Spanish Literature from Galdos to Unamuno. Exeter, England:_Univcrsity of Exeter Press, 1999.

107. Conrad R., Silberman S. "I Am Not a Producer!" Working with Bunuel: A Conversation with Serge Silberman. University of California Press: Film Quarterly, Vol. 33, No. 1, 1979.

108. Cook D.A, A History of Narrative Film. New York: W.W. Norton, 1996.

109. Correa G. El simbolismo religioso en la poesía de Federico García Lorca. Hispania,

Vol. 39, No. 1, Mar., 1956.

110. Crow J. A. Spain: The Root and the FlowerA Elistory of the Civilization of Spain and of the Spanish People. New York: Harper & Row, 1963.

111. Csejtei D. Muerte e inmortalidad en la obra filosófica y literaria de Miguel de Unamuno. Ediciones Universidad de Salamanca, 2004.

112. DaSilva Z.S. The Hispanic Connection: Spanish and Spanish-American Literature in the Arts of the World. Westport, CT: Praeger, 2004.

113. Davis E.B. Myth and Identity in the Epic of Imperial Spain. Columbia, MO:

University of Missouri Press, 2000.

114. Delgado Morales M., Poust A.J. Lorca, Buñuel, Dalí: Art and Theory. Lewisburg, PA:

Bucknell University Press, 2001.

115. Delgado M. Espacio sagrado, espacio de la violencia. El lugar del sacrificio en un ritual taurino en Cataluña (El "Corre-de-bou" de Cardona) // Luoghi sacri e spazi della santità. Rosenberg & Sellier: Turin, 1990. P. 209-210.

URL:http://manueldelgadoruiz.blogspot.com/2009/12/traduccion-del-articulo-publicado-

en.html (дата обращения: 21.12.10).

116. Delgado Ruiz M. De la muerte de un dios. La fiesta de los toros en el universo simbólico de la cultura popular. Barcelona: Peninsula, 1986.

117. D'isanto L. After Christianity. New York: Columbia University Press, 2002.

118. D' Lugo M. Guide to the Cinema of Spain. Westport, CT: Greenwood Press, 1997.

119. Douglass W.A. Death in Muraelaga: Funerary Ritual in a Spanish Basque Village. University of Washington Press, 1969.

120. Edelgard E., Gusick I.B. Death and Dying in the Middle Ages. New-York, 1999; Wilson В. Christianity. London, 1999.

121. Eisenberg D. Romances of Chivalry in the Spanish Golden Age. [Электронный

ресурс] URL:

http://www.cervantesvirtual.com/servlet/SirveObras/01159841877587238327702/index.h tm

122. Elman L.L. Linking life and lyric: the Federico Garcia Lorca Course. Hispania, Vol.

87, No. 1 (Mar., 2004), pp. 143-149.

123. Etnografías de la muerte y las culturas en América Latina. Coordinadores: Flores Martos J.A., Abad Gonzales L. Cuenca: Edicciones de la Universidad de Castilla-La Mancha, 2007. '

124. Evans P.W. Spanish Cinema: The Auteurist Tradition. New York: Oxford University Press, 1999.

125. Fei lei G.The Meaning of Death. N-Y.. 1959.

126. Fernandez Alvarez M. Carlos V y Europa. El sueño del Emperador // Carlos V. Europeismo y universalidad. La figura de Carlos. Congreso internacional V. Vol. 1. Granada, 2000.

127. Ferrell W.K. Literature and Film as Modern Mythology. Westport, CT: Praeger, 2000.

128. Frank W. Virgin Spain: Scenes from the Spiritual Drama of a Great People. New York: Boni & Liveright, 1926.

129. Frayle Delgado L. La muerte en el "Diario Intimo" de Unamuno. Cuadernos de la

Catedra M. de Unamuno, 1996, 31.

130. Frymer-Kensky Т., Novak D., Ochs P., Sandmal D.F., Signer A. Christianity in Jewish

Terms. Boulder, CO: Westview Press, 2000.

131. Fuentes V. Buñuel en Mexico. Iluminaciones sobre una pantalla pobre. Instituto de Estudios Turolenses. Teruel, 1993.

132. Gilberto Molina Exselso Eskuara. Don Miguel de Unamuno (ensayo sobre su Poesía de la Vida y su Filosofía de la Muerte). Córdoba, 1988.

133. Goizueta R.S. The Symbolic Realism of U.S. Latino/a Popular Catholicism// Theological Studies. Volume 65/2, 2004.

134. Gomez Lance B.R. Muerte y Vida en el drama de Federico García Lorca. Hispania, Vol. 43, No. 3 (Sep., 1960), pp. 376-377.

135. Grieve P.E. Desire and death in the Spanish sentimental romance, 1440-1550. Newark, DE: Juan De La Cuesta, 1987.

136. Guiance A. Los discursos sobre la muerte en la Castilia medieval (siglos VII-XV). Junta de castilia y Leon, Consejería de Educación y Cultura, 1998.

137. Graham H., Labanyi J. Spanish Cultural Studies: An Introduction The Struggle for Modernity. Oxford: Oxford University Press, 1995.

138. Gullon R. Autobiografías de Unamuno. Madrid: Editorial Gredos, 1976.

139. Gutierrez Estevez M. Muertes a la Española. Una arqueología de sentimientos tópicos // Etnografías de la muerte y las culturas en América Latina. Coordinadores: Flores Martos J.A., Abad Gonzales L. Cuenca: Edicciones de la Universidad de Castilla-La Mancha, 2007.

140. Guzman, Ana Arranz. La reflección sobre la muerte en el medievo hispánico: continuidad o ruptura? [Электронный ресурс] URL: http://revistas.ucm.es/ghi/02143038/articulos/ELEM8686120109A.PDF

141. Hammond R.M. The Literary Style of Luis Buñuel// Hispania, Vol. 46, No. 3 (Sep., 1963).

142. Harcourt P. Luis Buñuel: Spaniard and Surrealist. Film Quarterly, Vol. 20, No. 3, 1967.

143. Havard R. The Crucified Mind: Rafael Alberti and the Surrealist Ethos in Spain. Rochester, NY: Tamesis, 2001.

144. Hess C.A. Sacred Passions: The Life and Music of Manuel de Falla. New York: Oxford University Press, 2005.

145. Higgin L. Spanish Life in Town and Country. New York: G.P. Putnam's Sons, 1902.

146. Hobbs M.E. An Investigation of the Traditional Cante Jondo as the Inspiration for the Song Cycle Five Poems of Garcia Lorca by Elisenda Fabregas. Doctor of Musical Arts (Performance), May 2004. UMI Number: 3126574.

147. Houston P. The Contemporary Cinema. Baltimore, MD: Penguin Books, 1963.

148. Jones J. "Long Live Death!" The End of Revolution in Luis Buñuel's "The Phantom of Liberty"// Cinema Journal, Vol. 42, No. 4. University of Texas Press, 2003.

149. Jones R.O. Historia de la literatura española. Siglo de Oro: prosa y poesía. (Siglos XVI y XVII). Editorial Ariel, S.A. Barcelona, 1998.

150. Josephs A. White Wall of Spain: The Mysteries of Andalusian Culture. University of

West Florida Press, 1990.

151. Kagan R.L. La propaganda y política: las memorias del Emperador // Carlos V. Europeismo y universalidad. La figura de Carlos. Congreso internacional V. Vol. 1. Granada, 2000.

152. Kamen H. Spain, 1469-1714: A Society of Conflict. London: Longman, 1991.

153. Kern R.W. The Regions of Spain: A Reference Guide to History and Culture. Westport, CT: Greenwood Press, 1995.

154. Kinder M. Refiguring Spain: Cinema, Media, Representation. Durham, NC: Duke

University Press, 1997.

155. Kinder M. Hot Spots, Avatars, and Narrative Fields Forever. Buñuel's Legacy for New Digital Media and Interactive Database Narrative. University of California Press: Film Quarterly, Vol. 55, No. 4 (Summer, 2002).

156. Kracauer S. Theory of Film: The Redemption of Physical Reality. London: Oxford University Press, 1960.

157. Lemieux S. Sixteenth Century Catholicism: More Reaction Than Reform? // History Review. Issue 63, 2009.

158. Lopez Villegas M. Sade y Buñuel. El Marques de Sade en la obra cinematográfica de Luis Buñuel. Instituto de estudios Turolenses. Teruel, 1998/ Gobierno de Aragón. Zaragoza, 1998.

159. Lorca F.G. Obras completas I. Poesía. Edición de Miguel Garcia-Posada. Circulo de lectores. Galaixia Gutenberg. Valencia, Barcelona, 1996.

160. MacDonald S., I laller R.A. Art in Cinema: Documents toward a History of the Film Society. Philadelphia: Temple University Press, 2006.

161. Matthews J.H. Toward the Poetics of Surrealism. Syracuse, NY: Syracuse University Press, 1976.

162. McKenna S. Paganism and Pagan Survivals in Spain up to the Fall of the Visigothic Kingdom// The Library of Iberian Resources Online. URL: http://libro.uca.edu/mckenna/pagan3.htm (дата обращения: 23.12.10).

163. Mallory N. A. El Greco to Murillo: Spanish Painting in the Golden Age, 1556-1700. New York: HarperCollins, 1990.

164. Manrique J. Coplas por la muerte de su padre. [Электронный ресурс] URL:

http://users.ipfw.edu/iehle/poesia/coplaspo.htm

165. Maravall J.A. La época del Renacimiento // Historia y crítica de la literatura española II. Siglos de Oro: Renacimiento. Barcelona, 1980.

166. Minerbo M., Soto de Bakker Silveira C., Pereira Gomes Antilla C.C., Lossassi Sarmentó C. Two Faces of Thanatos: Broken Flowers (2005) and Ai No Corrida (1976)// International Journal of Psychoanalysis. Volume 88, 2007.

167. Mitchell Т. Passional Culture: Emotion, Religion, and Society in Southern Spain. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1990.

168. Molina Exselso Eskuara G. Don Miguel de Unamuno (ensayo sobre su Poesía de la Vida y su Filosofía de la Muerte). Córdoba, 1988.

169. Mora J.F., Silver F. Unamuno: A Philosophy of Tragedy. Berkeley, CA: University of

California Press, 1962.

170. Nash E. Seville, Cordoba, and Granada: A Cultural History. New York: Oxford University Press, 2005.

171. Nalle S.T. God in La Mancha: Religious Reform and the People of Cuenca, 15001650. [Электронный ресурс] URL: http://libro.uca.edu/nalle/gmc.htm.

172. Norget К. Days of Death, Days of Life: Ritual in the Popular Culture of Oaxaca. New York: Columbia University Press, 2006.

173. Nowell-Smith G. The Oxford History of World Cinema. Oxford: Oxford University

Press, 1997.

174. O'Collins G., Farrugia M. Catholicism: The Story of Catholic Christianity. Oxford: Oxford University Press, 2003.

175. Ortega-y-Gasset J. La idea del teatro. Madrid : Ediciones de la Revista de Occidente,

1977.

176. Ortiz-Griffm J.L., Griffin W.D. Spain and Portugal Today. New York: Peter Lang, 2003.

177. Parker A.A. Dimensiones del Renacimiento español // Historia y crítica de la literatura española II. Siglos de Oro: Renacimiento. Barcelona, 1980.

178. Parkes J. The Foundations of Judaism and Christianity. Chicago: Quadrangle Books, 1960.

179. Pattison W.T. Federico García Lorca. The Carleton Drama review, Vol. 1, No.2

(1955-1956), pp. 39-46.

180. Pitt-Rivers J.A. The People of the Sierra. Chicago: University of Chicago Press, 1961.

181. Powers J.F. A society organized for war. [Электронный ресурс] The Library of Iberian resources online, URL: http://libro.uca.edu/socwar/war.htm.

182. Printy M. The Intellectual Origins of Popular Catholicism: Catholic Moral Theology in the Age of Enlightenment// The Catholic Historical Review. Volume 91, issue 3, 2005.

183. Rafael V.L. Contracting Colonialism: Translation and Christian Conversion in Tagalog Society under Early Spanish Rule. Ithaca, NY: Duke University Press, 1993.

184. Raley H.C. Jose Ortega y Gasset: Philosopher of European Unity. University, AL: University of Alabama Press, 1971.

185. Reher D.S. Perspectives on the Family in Spain, Past and Present. Oxford: Clarendon Press, 1997.

186. Rico F. Humanismo y dignidad del hombre en la España del Renacimiento // Historia y crítica de la literatura española II. Siglos de Oro: Renacimiento. Barcelona, 1980.

187. Ring K., Valarino E.E. Lessons from the Light: What We Can Learn from the near-Death Experience. New York: Insight Books, 1998.

188. Rodgers E., Rodgers V. Encyclopedia of Contemporary Spanish Culture. London: Routledge, 1999.189. Roof G. Un Passionné Appel Au Meurtre: Murder and Artistic Experience in UN

Chien Andalou//Romance Quarterly. Vol.41. Issue: 4, 1994.

190. Rubinstein E. Buñuel among the Hurdanos. Cinema Journal, Vol. 22, No. 4. University of Texas Press, 1983.

191. Sachs C. Rhythm and Tempo: A Study in Music History. New York: Norton, 1953.

192. Saint John of the Cross. St. John of the Cross (San Juan de la Cruz): Alchemist of the Soul His Life, His Poetry (Bilingual). His Prose. New York: Paragon House, 1989.

193. Saint Teresa of Avila. The Life of Saint Teresa of Avila by Herself. London: Penguin Books, 1957.

194. Salinas P. Lorca and the Poetry of Death. The Carleton Drama Review, Vol. 1, No. 2 (1955 - 1956).

195. Sanchez Vidal A. El mundo de Luis Buñuel. Zaragoza: Caja de ahorros de la Inmaculada de Aragon, 2000.

196. Sedgwick H.D. Spain: A Short History of Its Politics, Literature, and Art from Eariiest Times to the Present. Boston: Little, Brown, 1926.

197. Shubert A. Death and money in the afternoon. A history of Spanish bullfight. New-

York: Oxford University Press, 1999.

198. Stannard D. E. The Puritan Way of Death: A Study in Religion, Culture, and Social Change. Oxford: Oxford University Press, 1979.

199. Stanton E.F. Handbook of Spanish Popular Culture. Greenwood Press, 1999.

200. Stanton E. F. The Poetry of Federico García Lorca and "Cante Jondo". South Atlantic Bulletin, Vol. 39. No. 4 (Nov., 1974).

201. Stanton E. F. Culture and Customs of Spain. Westport, CT: Greenwood Press, 2002.

202. Taylor L.S. Federico García Lorca . Hispania, Vol. 33, No. 1, Doyle Number (Feb., 1950).

203. Tempelmann de Bustinduy P. Vida y muerte en las novelas de Miguel de Unamuno. Un estudio en torno a Unamuno. Ediciones Universidad de Salamanca. 1986.

204. Thomas E.J., Miller E.G. Writers and Philosophers: A Sourcebook of Philosophical Influences on Literature. New York: Greenwood Press, 1990.

205. Tobias J. Buñuel's Net Work: Performative Doubles in the Impossible Narrative of "The Phantom of Liberty"// Film Quarterly, Vol. 52, No. 2/ University of California Press, 1998-1999.

206. Trend J.B. The Origins of Modern Spain. New York: Macmillan Company, 1934.

207. Unamuno M. Como se hace una novela. [Электронный ресурс] URL: http://www.linksole.com/oltim6

208. Unamuno М. Narrativa completa II. Barcelona: RBA-Instituto Servantes, 2006.

209. Velasco A.G. Las cien mil palabras de la poesía de Lorca. A los cien años de su nacimiento. Malaga, 1999.

210. Waldren J. Bulls, Bullfighting and Spanish Identities// Journal of the Royal Anthropological Institute. Volume 4, issue 4, 1998.

211. Washabaugh W. Flamenco: Passion, Politics, and Popular Culture. Oxford: Berg Publishers Ltd., 2006.

212. Willams W.C. Federico Garcia Lorca. The Kenyon Review, Vol. 1, No.2 (Spring, 1939), pp. 148-158.

213. Willam Evans P. Spanish cinema: the auteurist tradition. Oxford, 1999.

214. Wilson K.A. "Black Sounds": Hemingway and Duende// The Hemingway Review. Volume 27, Issue 2, 2008.

215. Wilson B. Christianity. London: Routledge, 1999.

216. Villar A. El problema de la muerte en Unamuno. Religion y cultura, 1989, 35.

217. Zubizarreta A.F. Tras las huellas de Unamuno. Madrid, Taurus, 1960.

Другие источники:

Лирика и драма Ф.Г. Лорки на испанском языке:

http://users.fulladsl.be/spbl667/cultural/fglorca.html http://federicogarcialorca.net/index.htm

Фильмография Л. Бунюэля

1929: Андалузский пёс / Un chien andalou 1930: Золотой век / L'Âge d'or 1932: Лас Урдес. Земля без хлеба / Las Hurdes 1946: Большое казино / Gran Casino 1949: Большой кутила / El Gran Calavera

1950: Забытые / Olvidados (премия Международного кинофестиваля в Канне, 1951 ) 1951 : Сусана / Susana « 1951 : Дочь обмана / La Hija del engaño « 1952: Робинзон Крузо / Las Aventuras de Robinson Crusoe 1952: Женщина без любви / Una Mujer sin amor

1952: Лестница на небо / Subida al cielo (премия Международного кинофестиваля в Канне, 1952)

1953: Он / El ■ 1953: Зверь / El Bruto » 1954: Иллюзия разъезжает в трамвае / La Ilusión viaja en tranvía « 1954: Бездны страсти (Грозовой перевал) / Abismos de pasión • 1955: Попытка преступления / Ensayo de un crimen » 1955: Река и смерть / El Río у la muerte

1956: Это называется зарёй / Cela s'appelle l 'aurore 1956: Смерть в этом саду / La Mort en ce jardin

1958: Назарин / Nazarín (по Б. Пересу Гальдосу, премия Международного кинофестиваля в Канне и премия ФИПРЕССИ там же, 1959)

1959: Атмосфера накаляется в Эль-Пао / La Fièvre monte à El Pao 1960: Девушка / La Joven

1961: Внридиана/ Viridiana (главный приз Международного кинофестиваля в Канне)

1962: Ангел-истребитель / El Ángel exterminador(iípeuiíñ ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Каннах)

1964: Дневник горничной / Le Journal d'une femme de chambre 1965: Симон-пустынник / Simón del desierto

1966: Дневная красавица / Belle de jour (главный приз Международного кинофестиваля в Венеции, 1967)

1969: Млечный путь / La Voie lactée

1970: Тристана / Tristana (по Пересу Гальдосу)

1972: Скромное обаяние буржуазии / Le Charme discret de la bourgeoisie (премия «Оскар» и премия Мельеса, 1973)

1974: Призрак свободы / Le Fantôme de la liberté

1977: Этот смутный объект желания / Cet obscur objet du désir (номинация на премию «Оскар»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Количественный анализ лирики Лорки. Таблицы 1. «Книга поэм».

Всего слов: 14 688. Различных слов: 3 292 Повторяющихся: 1282

ШШ

|м|

щшшшшш,

TIllIL ¡■■i

^ - . - • -1. , í.^l I

сердце 82

вода 57

душа 52

любовь 49

звезды, грусть 45, 45

ночь 40

небо 37

свет, дети 36, 36

луна 34

источник (fuente), 33

глаза 33

тень 32

голубой 30

солнце 29

Гранада, кровь 28,28

вечер, боль 27, 27

звезда 25

ветер, земля, 24, 24, 24

смерть 23,23

жизнь, молчание 22,22 большой, сладкий 21,21 поле (campo), снег 20,20 Бог, путь (camino) 19, 19 деревья, розы 18,18,18

туман, дождь

плоть (carne)

золото, 17

2. «Поэма о канте хондо»

Всего слов: 3 937.

Число различных слов: 1220. Повторяющихся: 431.

Amargo всадник улитка цыган (ский) ветер, ночь луна, юноша сердце

любовь, вода, земля Гранада

Севилья, небо, Гитара, 10,10,10, золото, сержант 10,10

смерть (мертвый) 9

молчание, серебро, 8,8.8,

тюрьма, глаза, 8,8,8

necHfl(canta), гвардия 7

плач

49 35 26 17 16,16 15,15 13 12,12,12 11

3. «Первые песни»

Всего слов: 833. Различных слов: 353.

Повторяющихся: 109

Небо луна лягушки

15

9

7

вода, пастух, край (orillo) 6,6, 6

заводь (remanso), ночь, 5,5,5

золото 4.4,4,4

глаза, воздух, волы, 4,4,4 сеньоры, источник, олеандр, ясный

4. «Песни»

Всего слов: 5047 Различных слов: 1547 Повторяющихся: 570

Луна 40

Вода 26

Зеленый 25

Песня (canción) 21

Любовь 21

Сердце, тень 20,20

Вечер 19

Ветер 18

Море, река, ночь, пес 17

Небо, свет. Цветок 16

Воздух 15

Теории 14

Глаза 13

Серый 12

Белый 11

День, звезды, серебро 10,10,10

Душа, птички, земля, 9,9,9,9

апельсин 8,8.8,8

Мертвая, дерево, цвет, роза

5. «Цыганский романсеро».

Всего слов: 5021 Различных: 1702 Повторяющихся: 576

луна 29

зеленый 26

ночь, вода 25,25

святой 19

цыгане 18

глаза 17

воздух 13 ребенок, лошадь, город, 12,12,12,12

море 11,11,11

ветер, гора, я 10,10, небо, прекрасная 10

(preciosa), кровь 9,9

гул (rumor), боль (репа) 8,8 серебро, одиночество

6. «Поэт в Нью-Йорке»

Всего слов: 12051 Различных: 2954

Повторяющихся: 1128

Слова Число нот

Любовь 59

Луна 50

Кровь 41

Небо 38

Глаза 32

Мир 26

Вода 24

Смерть (мертвый) 24

Свет 23

Воздух 22

Дети, никто 21,21

Сердце 20

Снег, Нью-Йорк 20,20

Ребенок, море, ночь, 19,19,19,19

негры, сын, Сантьяго 19,19

Боль 18

Мертвые (смерти) 17

Сон, лошадь, маска 15,15,15

Женщина, ветер 14,14

Улицы, река 13,13

Клюв(го8^о), молчание, 12,12

человек, голубой 12,12

7. «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу».

Всего слов: 1380 Различных: 503 Повторяющихся: 128

Слова Число повторений

Пять вечера 30

Смерть Ю

Камень 8

Кровь, Игнасио, тело 6, 6, 6

Песня (canto) 5

Бык, площадь, мертвый, 4,4,4

всегда 4

Луна, грустный, быки, 3,3,3,3,

глаза, голова, воздух, 3,3,3,

туман, площади, рот, 3,3,3 никто

8. «Диван Тамарита»

Всего слов: 2232 Различных: 706

Повторяющихся: 265

Слова Число повторен!

Газелла 24

Касыда 18

Вода 16

Любовь, ночь, сердце 11,11,11

Ребенок 9

Луна, земля, рук, плач, 8,8,8,8,

девушка 8

Ветер 7

Роза, море, бык 6,6,6

Агония, тело, смерть, 5,5,5,5

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.