Проблема литературного контекста и жанровых традиций в лирике Иосифа Уткина 1920-1930-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Лычагин, Александр Владимирович

  • Лычагин, Александр Владимирович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Петрозаводск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 266
Лычагин, Александр Владимирович. Проблема литературного контекста и жанровых традиций в лирике Иосифа Уткина 1920-1930-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Петрозаводск. 2011. 266 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лычагин, Александр Владимирович

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ПОЭЗИИ

И.УТКИНА: ТРАЕКТОРИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА И ЕГО КУЛЬТУРНЫЕ КОНТЕКСТЫ.

1.1. Тема революции в поэзии Уткина 1920-1930-х годов: образы, мотивы, тропика.

1.2. Специфика изображения гражданской войны в лирике Уткина: поэтика трагического.

ГЛАВА П. «БОРЬБА ЗА ЛИРИКУ» И ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОГО ДИАЛОГА С ПОЭТАМИ-СОВРЕМЕННИКАМИ.

2.1. Иосиф Уткин в литературной полемике 1920-1930-х годов.

2.2. Особенности поэтического диалога Иосифа Уткина с собратьями по перу.

ГЛАВА IH. РЕЦЕПЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВЫХ ТРАДИЦИЙ В ЛИРИКЕ УТКИНА 1920- 1930-Х ГОДОВ.

3.1. «Лад баллад» в лирике Иосифа Уткина.

3.1.1. Традиция лироэпической баллады.

3.1.2. Традиция лирической баллады.

3.1.3. Традиция драматической баллады.

3.2. «Музыкальные жанры» в лирике И.Уткина 1920-1930-х годов.

3.2.1. Песенная традиция.

3.2.2. Романсовал традиция.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема литературного контекста и жанровых традиций в лирике Иосифа Уткина 1920-1930-х годов»

Историю русской литературы невозможно понять и осмыслить во всей её сложности и полноте, не уделив достаточного внимания взаимодействию творчества художников «первой величины» и литературной продукции так называемых «младших» («второго ряда») поэтов и писателей, которые, не став «властителями дум» своей эпохи, тем не менее, также сказали о ней своё самобытное художественное слово. Об актуальности и необходимости подобного глубинного исследования литературного процесса неоднократно писали в своих трудах крупнейшие отечественные учёные: В.М. Жирмунский, Ю.Н. Тынянов, В.В. Виноградов, М.Ю. Лотман, В.М. Маркович и многие другие1.

К. Скальковский, автор обзорного издания о женщинах-писательницах, ещё в середине XIX столетия высказал интересную и очень верную, на наш взгляд, гипотезу, суть которой заключается в следующем: для более глубокого понимания той или иной эпохи необходимо как можно чаще «обращаться к писателям второклассным, ибо первоклассные гении парят над обществом и указывают ему пути к развитию; писатели второстепенные идут с ним всегда рядом и сочинения их служат полным отражением его жизни»2.

В настоящее время должное внимание историков литературы XX века уделяется лишь крупнейшим представителям русской поэзии: С. Есенину, В. Маяковскому, А. Ахматовой, Б. Пастернаку, О. Мандельштаму и др. Однако

1 Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин: Пушкин и западные литературы. - Л., 1978. - С. 226; Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — С. 270; Виноградов В.В. Избранные труды: Поэтика русской литературы. - М., 1976. - С. 231; Лотман Ю.М. Избранные статьи. - Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 203-216; Маркович В.М. «Повести Белкина» и литературный контекст // Пушкин: Исследования и материалы, - Т. 13. -Л., 1989. - С. 63-87; Белецкий А. И. Избранные труды по теории литературы. - М., 1964. С. 11 и т.д.

2 Скальковский К. Предисловие // Женщины-писательницы XIX столетия // Под ред. К.Скальковского. ТЛ. -Спб. - 1865. - С.1-2. Цит. по: Блума АЛ. Русская словесность 1862 года: К проблеме самоописания Дисс. . канд. филол. наук. - Тверь, 2005. — С. 15-16. литература не может держаться исключительно на плечах общепризнанных гениев и авторитетов, поскольку является системой, в которой каждая составляющая важна и должна быть исследована3. В противном случае — нарушается многоголосие национальной литературы и её целостность.

Среди так называемых поэтов XX века, традиционно относимых ко «второму ряду», «poetae ттогеБ», далеко не последнее место занимает Иосиф Павлович Уткин (1903-1944), талантливый и самобытный поэт раннесоветской эпохи, незаслуженно обойдённый вниманием современных исследователей истории русской литературы XX века.

Иосиф Уткин принадлежал к числу художников, которые не «пришли к революции», подобно В. Маяковскому, С. Есенину, Н. Тихонову, Э. Багрицкому и др., а были «рождены революцией», являлись «плотью от её плоти». В шестнадцать лет поэт участвовал в иркутском антиколчаковском восстании, служил комиссаром на Дальневосточном фронте, был ранен. После окончания гражданской войны,- начиная с 1922 года, активно работал в иркутском комсомоле, затем, перебравшись в Москву, вёл литературную страницу в «Комсомольской правде» с первых дней её создания, работал в редакции ГИХЛ4. В 1941 году ушёл на фронт в качестве военного корреспондента от газет «Известия» и «На разгром врага», где своим мужеством заслужил любовь и уважение бойцов. В 1942 году получил серьёзное ранение, в результате которого лишился четырёх пальцев правой руки, но вскоре снова вернулся в ряды действующей армии. 13 ноября 1944 года погиб в авиакатастрофе, возвращаясь в Москву с Западного фронта.

Литературная биография Уткина была ещё более насыщенной и драматичной. Уже первые поэтические произведения молодого иркутского

Изучение эволюции литературы возможно только при отношении к литературе как к ряду, системе, соотнесённой с другими рядами, системами, ими обусловленной» (Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 281).

4 Государственное издательство художественной литературы. поэта, прибывшего в Москву на учёбу, получили высокую оценку авторитетных литературных критиков той эпохи. Так, А.В.Луначарский ещё в 1925 году отметил самобытность дарования поэта, указав на важнейшую особенность уткинского творчества, обособляющую его не только на фоне «поэтов-комсомольцев», но и на фоне советской поэзии 1920-х годов вообще: «Уткину присущ чрезвычайно мягкий гуманизм, полный любовного отношения к людям. .Там, где обе эти ноты — сознание революционного долга и сердечная нежность — соединяются в один аккорд, получается особенно очаровательная музыка»5. Сочетание гражданского пафоса и глубокого лиризма в творчестве поэта также было отмечено ведущими «перевальскими» критиками А.Воронским, А.Лежневым6. Однако в конце 1920-х годов творчество Уткина подверглось серьёзной «проработке» рапповской критикой, обвинившей поэта в «мелкобуржуазности», «есенинщине», «абстрактном гуманизме», приверженности «общечеловеческим ценностям» (в противовес ценностям «классовым») и «недостаточной революционности». Основной причиной таких оценок послужило заметное тяготение уткинской лиры к поэтическому полюсу С. Есенина, кампания по дискредитации которого была официально открыта в 1927 году статьёй Н. Бухарина «Злые заметки». Буквально через год критическому разносу подверглось и творчество Уткина. Несмотря на очевидное несовпадение творческой траектории поэта и литературного «мейнстрима» эпохи, в исследованиях и учебных пособиях по литературе советского периода Уткин оказался прочно «прописан» по адресу «комсомольской поэзии». Не удивительно, хотя и парадоксально по сути, что, когда в конце 1980-х годов развернулась масштабная дискуссия о советском литературном наследии, Уткина «по совокупности» стали причислять к области

5 Луначарский A.B. Иосиф Уткин И Прожектор. - 1925. 22 (68). - С. 14. (Курсив наш).

6 Воронский А. Светлов. Уткин // А.Воронский. Искусство видеть мир. - М., 1987. - С. 329; Лежнев А. Иосиф Уткин // Новый мир. - 1927. -№ 7. - С. 179. врио-литературы»7, обвинять в «слепой революционности», тенденциозности, литературном приспособленчестве и т.д. Основанием для этого стали лишь возрастная близость поэта к «комсомольской плеяде» и революционная тематика его творчества.

Этими же обстоятельствами объясняется и значительный пробел в исследовании поэзии Уткина, сформировавшийся в 1990-е годы. При жизни поэта его творчество, всегда, вызывавшее живой интерес современников, постоянно становилось предметом обсуждений и дискуссий; критические статьи и рецензии постоянно и в больших количествах публиковались во многих ведущих изданиях того времени. После 1944 года уровень интенсивности обращения исследователей к уткинскому творчеству постоянно возрастал - от отдельных публикаций 1940-1950-х годов, чаще всего связанных с годовщиной гибели поэта, до ряда статей 1960-х годов, принадлежащих 3. о '

Паперному, Д. Фиксу, В. Томскому и др . В конце 1960 — начале 1970-х годов вышли сразу две монографии о поэте, одна из которых принадлежит A.A. Саакянц (Саакянц А. Иосиф уткин. Очерк жизни и творчества. - М., 1969), другая — В.Г. Коржеву (Коржев В. Иосиф Уткин / Серия «Литературные портреты». - Новосибирск, 1971), а также сборник воспоминаний о нём под редакцией Д.И. Фикса (В ногу с тревожным веком. Воспоминания об Иосифе Уткине. - М., 1971). С конца же 1980-х годов не появилось практически ни одной публикации о творчестве поэта.

7 Термин В.Воздвиженского (Воздвиженский В. Бедствие среднего вкуса И Юность. - 1988.—№ 11.-С. 83).

5 Рахтанов И. Военной дорогой // Новый мир. - 1947. -№ 5. - С. 171-182; Жаров А. Линия мужества // Знамя. -1948. - № 3. - С. 10-15; Беккер М. Иосиф Уткни // Смена. - № 6. - 1957. - С. 20-24; Паперный 3. Иосиф Уткин // Уткин И. Стихотворения и поэмы. - М., 1961. - С. 3-12; Фикс Д. Первая глава поэтической биографии Иосифа Уткина // Сибирские огни. - 1965. - № 12. - С. 160-165.; Рыленков Н. Нежность и мужество живут рядом: О творчестве поэта Иосифа Уткина // Дружба народов. — 1968. - №3. - С. 214-220; Томский В. Ветер юности // Молодая гвардия. - 1969. - №7. - С. 32-38; Коржев В. «В ногу с тревожным веком.»: О творчестве поэта И. Уткина // Сибирские огни. - 1971. - №7. - С. 165-180; Томский В. Мой друг Иосиф Уткин // Сибирские огни. -1973. -№12. - С. 11-15; Железное П. Штрихи к портрету Иосифа Уткина // Октябрь. - 1973. -№5. - С. 169-151; Шубникова-Гусева Н. Как подобает молодым (К 80-летшо со дня рождения И.Уткина) И В мире книг. - 1983. — №5. — С. 70-71; Лёнч Л. "Была б она счастливою . ": О поэте Иосифе Уткине // Литературная газета. - 1985. -28 августа. - С.5 и проч.

В последнее время наметился некоторый спад «радикально-экстремистского» антисоветизма в отечественной гуманитарной мысли, существенно осложнявшего объективное, неидеологизированное изучение литпроцесса советской эпохи. Исследователи начали по-новому открывать для себя поэтов, вытесненных в 1990-е годы на обочину филологической науки — Э. Багрицкого, Н. Тихонова, М. Светлова и др. Читательский и исследовательский интерес активизировался и по отношению к творчеству Иосифа Уткина. В интернете всё чаще публикуются и обсуждаются его стихи, появляются статьи о его творчестве, как в электронных, так и в печатных изданиях.

Актуальность предпринятого нами исследования обусловлена непосредственной связью её темы с литературным процессом 1920-1930-х годов, объективное и беспристрастное изучение которого в настоящее время представляет собой одну из актуальнейших проблем отечественного литературоведения. Несмотря на наличие большого количества исследований истории советской поэзии, до сих пор остаётся целый ряд неразрешённых научных проблем. Во-первых, возможность всестороннего, объективного исследования литературного процесса первых послеоктябрьских десятилетий появилась сравнительно недавно: на волне «перестройки» был опубликован огромный корпус ранее запрещённых текстов, вошли в читательский и научный обиход новые писательские имена, ранее табуированные темы получили освещение. Во-вторых, литературный процесс 1920-1930-х годов представляет собой сложнейший комплекс различных художественных направлений, течений, методов, идей. По этой причине историки литературы, обращаясь к данному периоду, если речь не шла о его крупнейших представителях, часто оперировали в своих исследованиях целыми блоками литературных феноменов, целыми группировками писателей, нередко причисляя отдельных участников литературного процесса интересующей нас эпохи к объединениям, в сущности, им чуждым. Подобная (зачастую вынужденная) «приблизительность» не может не вызывать значительные трудности в выявлении творческой индивидуальности того или иного автора, которая ярко обнаруживает себя только в широком историко-литературном контексте. В нашей работе мы предпринимаем попытку использовать приобретения постсоветского литературоведения для конкретизации, уточнения сложившихся представлений о судьбах творчества в «эпоху Москвошвея» (О. Мандельштам).

С «лёгкой руки» критиков 1920-х годов историки литературы традиционно рассматривают лирику Уткина в контексте поэтической обоймы «революционных романтиков», тем самым несправедливо сужая контекст, необходимый для понимания своеобразия литературного дарования поэта и адекватной оценки его творчества.

Большинство «поэтов-комсомольцев» были активными вапповцами и рапповцами (А.Безыменский, А.Жаров, А.Сурков и др.); к ним исследователи зачастую автоматически причисляют и Уткина, наделяя ярлыком тенденциозного и официозного поэта. Тем временем, избранный нами автор не входил в 1920-е годы ни в одну литературную организацию (что в это десятилетие было скорее исключением, чем нормой), а РАПП вообще был органически чужд характеру его поэтического дарования.

Таким образом, актуальными проблемами отечественного литературоведения являются восстановление и объективное изучение системных связей в литературном процессе советского периода, а также — возвращение в литературный контекст эпохи авторов, незаслуженно забытых современными исследователями.

Научная новизна нашей работы заключается, во-первых, в том, что в ней впервые предпринимается комплексное научное исследование творчества Иосифа Уткина - все предшествующие монографические работы о нём имеют преимущественно эссеистско-критический характер. Во-вторых, творчество поэта впервые рассмотрено в широком литературном контексте отечественной поэзии, изучена его жанровая и стиховая специфика, представлены данные по жанровому и метрическому репертуару уткинского творчества. В-третьих, в настоящее исследование впервые вовлечены архивные материалы из фонда поэта в РГАЛИ, ранее недоступные исследователям и не привлекавшиеся для анализа литературного процесса советской эпохи. Введение этих материалов в научный оборот также обуславливает новизну работы.

Целью нашего диссертационного исследования является определение места поэта Иосифа Уткина в сложном и многообразном литературном процессе 1920-1930-х годов, выявление его творческой индивидуальности и значения в истории советской поэзии.

В силу этого, одной из важнейших задач для нас в рамках данной работы будет восстановление всей доступной полноты литературных контекстов и связей творчества Уткина 1920-1930-х годов. Не менее важными задачами являются:

• Определение литературных истоков поэзии И. Уткина и характера усвоения поэтом той или иной значимой для него литературной традиции.

• Выявление специфики изображения И. Уткиным революции и гражданской войны — двух магистральных тем русской литературы 1920-1930-х годов - в контексте творчества поэтов-современников. Особое внимание мы уделяем поэтическому дискурсу «революционных романтиков» и «поэтов-комсомольцев», поскольку на их фоне самобытность Уткина просматривается наиболее ярко (как писал В.Шкловский, «то, что внешне похоже, очень часто внутренне совершенно несходно»)9. Кроме прочего, в контекстуальное поле исследования мы включаем творчество

9 Шкловский В. Несколько слов о книгах ОПОЯЗа // Вопросы литературы. - 2006. - №6. - С. 234. См, также: Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного // Шкловский В.Б. Избранное в 2-х томах. - Т. 2. - М., 1983. поэтических лидеров двух пореволюционных десятилетий — С.Есенина, Н.Гумилёва, В.Маяковского, Д.Бедного, некоторых авторов Пролеткульта и др., дабы определить, к каким именно поэтическим полюсам эпохи тяготела уткинская лира.

• Рассмотрение участия И. Уткина в литературной борьбе 1920-1930-х годов и определение того, какими были личностные и творческие итоги этого противостояния для поэта.

• Анализ особенностей его творческого диалога с собратьями по перу, а также выявление и описание его уникальных авторских полемических стратегий.

• Осмысление путей реализации художественных установок Уткина в поэтике его творчества, в частности - в жанровой специфике его лирики. Во всем многообразии поэтических жанров нами выбраны жанры баллады, песни и романса как наиболее соприродные дару И. Уткина.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников (включающего 325 наименований) и шести приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Лычагин, Александр Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение творчества так называемых «второстепенных поэтов» (<<poetae minores») способствует более глубокому осмыслению литературного процесса первых пореволюционных десятилетий, помогает лучше понять сложную и противоречивую эпоху 1920-1930-х годов. Однако такое понимание возможно лишь при одном принципиальном условии: необходимо подойти к анализу произведений означенных поэтов не только как к звеньям историко-литературного процесса, но и как к живым поэтическим системам.

Отметим также, что исследование творчества того или иного художника слова («первостепенного» или «второстепенного») в узком контексте литературной группы (Есенин - «новокрестьянские поэты»; Маяковский — «футуристы», ЛЕФ; Уткин - «комсомольцы» и т.д.) не позволяет в полной мере выявить его художественное своеобразие и самобытность. При изучении поэзии Уткина 1920-1930-х годов мы обратились к широкому литературному контексту эпохи, что позволило по-новому взглянуть на творчество поэта, открыть в нём неизвестные ранее грани, влияния и полюса притяжения. Поскольку контекст литературного произведения, по выражению В. Хализева, может быть «безгранично широк»409, для анализа нами были избраны наиболее репрезентативные и значимые контексты, способствующие не только углублению интерпретации того или иного уткинского текста, но и более глубокому осмыслению всего творчества поэта 1920-1930-х годов.

Важнейшей из поэтических задач, последовательно решавшихся Уткиным в его творчестве, стало художественное осмысление революционных событий. Первоначально изображение Октября в стихотворениях поэта

409 Халнзев В.Е. Теория литературы. - M., 2002. - С. 328. полностью коррелировало с общим дискурсом революционно-утопической поэзии 1917-1922 годов, однако вскоре, благодаря постоянной и сознательной лиризации революционной темы, Уткин пришёл к глубокому разочарованию в итогах воспеваемой им утопии (аналогичную эволюцию претерпели в своём творчестве С. Есенин и А.Платонов). Важную роль в этом процессе сыграло то, что, будучи непосредственным участником гражданской войны и зная её «изнанку», Уткин с самого начала изображал данное историческое событие не только как героический подвиг представителей того или иного политического лагеря, но и как трагедию всего российского народа. Следуя этим курсом, поэт совершил значительное отступление от классовых установок пролетарской поэзии (в идейной сфере которой первоначально формировалось его творчество) в сторону «общечеловеческих ценностей», с позиции которых и пытался осмыслить суть и итоги гражданской войны.

Основной причиной постепенного смещения фокуса изображения поэтом действительности в направлении «от пролетарского и романтического — к общечеловеческому и трагическому» послужил характер и поэтический строй уткинского творчества, определяемый нами как лирический. Этим же обусловлены обострённая перекрёстная полемика поэта с представителями советского литературного официоза, диалогический характер его творческого взаимодействия с поэтами-современниками и художественные особенности его лирики. Эволюция творческого мировоззрения Уткина прямо отразилась и в поэтике его произведений, в частности - в жанровой специфике его лирики, которая прошла сложный путь от преобладания жанрообразующих элементов лироэпической баллады к заметному доминированию романсовой традиции. Благодаря ярко выраженной и проактцентированной субъективности, практически ни одно уткинское стихотворение не получило статуса «массовой советской песни»: создатели массовых песен (М. Исаковский, А. Жаров, М. Матусовский, В. Лебедев-Кумач и др.) руководствовались иными творческими принципами и установками. Тем более показательным является то, что некоторые участники движения самодеятельной авторской песни, возникшего в 1950-е годы в качестве альтернативы советской массовой песне, активно использовали для расширения своего репертуара именно тексты Иосифа Уткина410 (песенная лирика Жарова, Безыменского, Суркова, Голодного и прочих комсомольских поэтов - за исключением М. Светлова, близкого Уткину по творческим установкам - ими была практически не востребована).

Таким образом, традиционная трактовка творчества Иосифа Уткина как эталонной художественной продукции пролетарской и комсомольской поэзии представляется нам совершенно необоснованной. Анализ маловероятных на первый взгляд влияний, традиций и перекличек в поэзии Уткина (Есенин, Гумилёв, жанровая традиция романса и т.д.), проведённый нами в настоящем исследовании, ставит под сомнение: во-первых - целесообразность дальнейшего рассмотрения творчества поэта в узком контексте комсомольской и романтической поэзии; © во-вторых - научную обоснованность и актуальность самого понятия «комсомольская плеяда», возникшего в критике 1920-х годов и не совсем отрефлектированно вошедшего в понятийный аппарат историков литературы.

С другой стороны, не вызывает сомнений необходимость объективного осмысления и изучения литературного процесса 1920-1930-х годов и поиска принципиально новых художественных связей в творчестве его участников.

Наиболее перспективным направлением развития этой темы в дальнейшем мы считаем типологическое и контекстуальное соотнесение творчества Иосифа Уткина с «непролетарскими» и «некомсомольским» литературными явлениями (акмеистская традиция, лирика поэтов русского зарубежья о гражданской войне и т.д.).

410 См. песни А. Суханова («Снегурочка», «Двое тихо говорили.»), С. Никитина («В дороге») и др.

Ещё одним направлением дальнейшего расширения заявленной темы может стать контекстуальное и жанровое изучение лирики Уткина периода Великой Отечественной войны (1941-1944), который, по мнению A.A. Саакянц, стал для поэта особенно плодотворным и характеризовался высшим проявлением его художественного мастерства411. В 1941-1944 годах были опубликованы две оригинальные поэтические книги («Я видел сам» - М., 1942; «О родине, о дружбе, о любви» - М., 1944)412 и несколько сборников стихов о войне («Стихи о героях» — Ташкент, 1942; «Фронтовые стихи» - Ташкент, 1942)413.

Другую, не менее продуктивную перспективу исследования мы видим в более глубокой разработке темы динамической (=меняющейся) национальной идентичности в творчестве Уткина, также плотно связанной с историко-культурными процессами советской эпохи.

Детализированное рассмотрение рецепции творчества Иосифа Уткина в критике могло бы составить ценный материал для истории советской журналистики, а также - для изучения теоретических проблем литературной перцепции.

Наконец, анализ жанровой специфики лирики Уткина, результаты которого представлены в диссертации, мог бы послужить основой одного из разделов масштабного коллективного труда по исследованию эволюции лирических жанров в отечественной поэзии советского периода.

411 Саакянц A.A. Иосиф Уткин. - M., 1969. - С. 158.

412 Для сравнения: в 1920-е годы вышла всего одна книга («Первая книга стихов», 1-е издание - M., 1927; 5-е издание - М., 1931), в 1930-е годы-две книги («Публицистическая лирика»-M., 1931; «Лирика»-М., 1939). 4,3 Как известно, в годы Великой Отечественной войны в отечественной поэзии был снят негласный запрет на собственно-лирическую поэзию и характерные для неё темы и жанры. Возможно, что именно в связи с этим одно из лучших стихотворений поэта о войне - «Лампы неуверенное пламя.» (1944) - было открыто озаглавлено им как «Романс» (Уткин И. Стихотворения 1941 - 1944 годов. Машинопись с правкой автора // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 40. Л. 60.). Во всех посмертных шданиях подзаголовок с данной жанровой номинацией редакторами симптоматически опускался.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лычагин, Александр Владимирович, 2011 год

1. Художественные тексты:

2. А мы споём о родине. Песни на стихи И. Уткина: Для голоса в сопр. ф.-п. / Предисловие Д. Фикса. М.: Советский композитор, 1971. - 80 с.

3. Алтаузен Дж. Стихи / Дж. Алтаузен. М.: Издательство «Художественная литература», 1971. — 160 с.

4. Бабель И. Конармия / И. Бабель. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1989. — 272 с.

5. Багрицкий Э. Стихотворения и поэмы / Библиотека поэта: Большая серия / Э. Багрицкий. М.-Л.: Советский писатель, 1964. - 570 с.

6. Бедный Д. Полн. собр. соч.: В 8-ми т. / Д. Бедный. — М.: Художественная литература, 1963-1965.

7. Безыменский А.И. Избранные произведения: В 2-х т. / А.И. Безыменский. -М.: Художественная литература, 1989.

8. Блатная лира. Сборник песен / Составитель Яков Вайскопф. Иерусалим: Издательство Якова Вайскопфа, 1981. - 79 с,

9. Блок A.A. Собрание сочинений: В 8 т. / A.A. Блок М.-Л.: ГИХЛ, 1960 -1963.

10. Васильев П.Н. Сочинения. Письма / П.Н. Васильев М.: Эллис Лак, 2000, 2002.-300 с.

11. Ю.Вяземский П.А. Стихотворения / Библиотека поэта: Большая серия / П.А. Вяземский. Л.: Советский писатель, 1958. - 488 с.

12. И. Гори, гори, моя звезда! / Сост. и муз. редактор C.B. Пьянкова. Смоленск: Русич, 2004. - 190 с.

13. Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. / М. Горький. М.: Художественная литература, 1953.

14. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / С.А. Есенин. М.: Наука; Голос, 1995-2002.

15. Исторические песни и баллады / Составление, подготовка текстов, вступительная статья и примечания С.Н. Азбелева, М.: Современник, 1986.-622 с.

16. Кириллов В. Железный Мессия: (Стихи о революции). 1917-20 г. / В. Кириллов. М.: Издательство московского Пролеткульта, 1921. - 32 с.

17. Клюев H.A. Сердце Единорога / H.A. Клюев — СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1999. 1072 с.

18. Маширов-Самобытник А.И. Под красным знаменем / Изд. 5-е / А.И. Маширов-Самобытник Пг.: Пролеткульт, 1919. - 64 с.

19. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13т./ В.В. Маяковский. — М.: Художественная литература, 1955-1961.

20. Налепин А.П., Щербакова О.Ю. Солдатский песенник / А.П. Налепин, О.Ю. Щербакова // Российский архив: история отечества в свидетельствах и документах. XVIII-XX в. Вып. 6. - М.: Студия ТРИТЭ: Рос. архив, 1995. -С. 483-484.

21. Орешин П. Микула / П. Орешин М, Издательство «Красная новь», 1922. -23 с.

22. Песни юных пионеров. М.: Молодая гвардия, 1924. - 65 с.

23. Платонов А. Голубая глубина. Книга стихов / А. Платонов. — Краснодар: Буревестник, 1922. — 96 с.

24. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: В Ют. / A.C. Пушкин. Л.: Наука: Ленинградское отделение, 1977-1979.

25. Светлов М.А. Собрание сочинений: В 3-х т. / М.А. Светлов. М.: Художественная литература, 1975.

26. Симонов K.M. Собрание сочинений: В Ют. / K.M. Симонов. М.: Художественная литература, 1979-1984.

27. Тихонов Н. Собрание сочинений: В 7-ми т. / Н. Тихонов. М.: Художественная литература, 1973-1977.

28. Уткин И. Избранное. / И. Уткин. М.: Художественная литература, 1975. -363 с.

29. Уткин И. Публицистическая лирика / И. Уткин. М.: Огонёк, 1931. - 48 с.

30. Уткин И. Стихи / И. Уткин. — М.: Советский писатель, 1937. 216 с.

31. Уткин И. Стихотворения и поэмы / Библиотека поэта: Большая серия / И. Уткин. М.-Л: Советский писатель, 1966. — 384 с.

32. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения / М. Цветаева. — М.: Художественная литература, 1990. 398 с.

33. Шопенгауэр А. Избранные произведения. / А. Шопенгауэр. М.: Просвещение, 1992. - 479 с.

34. Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 4 т. / В.М. Шукшин. М.: Литература; Престиж-Книга; РИПОЛ Классик, 2005.

35. Эпиграмма на С. Малахова // На литературном посту. 1928. - №9. - С. 78.1. Архивные материалы:

36. Альбом «И. Уткин»: Сост. А.Е. Кручёных // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 129. 86 л.

37. Блатные песни, записанные Э.В. Гофман. Рукопись. 1930 1931 // РГАЛИ. Ф. 483 (Соколовы Б.М. и Ю.М.). О. 1. Ед. хр. 509. - 3 л.I

38. Курков A.C. Встреча с комсомольским поэтом. Воспоминания об И.П.Уткине. Авторизованная машинопись // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 2. Ед. хр. 10.-4 л.

39. Рудин М. О лирической публицистике И.Уткина. Статья, автограф, машинопись. 1931 // РГАЛИ. Ф. 1698 (На литературном посту). О. 1. Ед. хр. 557.-8 л.

40. Уткин И. «Баллада о бобре», «Выдумка», «Дозорному революции», «Истребители», «На лыжах» и др. стихотворения. В блокнотах. Автограф// РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 43.-44 л.

41. Уткин И. «Мышка пик!», «За окном, у липочки.», «Трагедия петушка». Стихотворения. Автограф // РГАЛИ. Ф. 1717. О.З. Ед. хр. 3. - 3 л.

42. Уткин И. Автобиографии. Автограф // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. Хр. 1.-7 л.

43. Уткин И. Больше поэтов хороших и разных. Статья. Два варианта. Автограф, машинопись с правкой автора // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 59. 64 л.

44. Уткин И. Заметки поэта о творческих убеждениях. Статья. Варианты. Автограф. 1934 1935 // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 56. - 33 л.

45. Уткин И. Записные книжки с записями вариантов стихотворений. Автограф //РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 26. 150 л.

46. Уткин И. Милое Детство. Поэма и варианты к ней. Автограф, машинопись с правкой автора. В одном блокноте пометы рукой М. Горького // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 28. - 196 л.

47. Уткин И. Отрывки статей и стихотворений. Автограф. Машинопись // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 72.-18 л.

48. Уткин И. Письмо к Д. Алтаузену от 28 февраля 1928 года // РГАЛИ. Ф. 1203 (Алтаузен). О. 1. Ед. хр. 52. Л. 9-10.

49. Уткин И. Повесть о рыжем Мотэле. Варианты. Авторизованная машинопись с правкой и без // РГАЛИ. Ф. 1717. ОЛ. Ед. хр. 27. 86 л.

50. Уткин И. Статьи и рецензии на произведения А. Венцлова, А. Гатова, А. Кулешова, Г. Леонидзе. Автограф, машинопись с правкой автора // РГАЛИ. Ф. 1717. 0.1. Ед. хр. 57. 73 л.

51. Уткин И. Статья о лирике. Варианты. Автограф, машинопись с правкой автора // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 70. 39 л.

52. Уткин И. Стихотворения 1941 — 1944 годов. Машинопись с правкой автора // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 40. 67 л.

53. Уткин И. Стихотворения и варианты к ним. Автограф, машинопись // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 34. 107 л.

54. Уткин И. Стихотворения и варианты к ним. Автограф, машинопись с правкой автора // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 35. 126 л.

55. Уткин И. Стихотворения и варианты к ним. Автограф, машинопись с правкой автора и без правки // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 41. — 108 л.

56. Уткин И. Стихотворения и варианты к ним. Автограф, машинопись с правкой автора и без правки // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 33. — 62 л.

57. Уткин И. Стихотворения и варианты к ним. Автографы, машинопись с правкой автора // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 42. 111 л.

58. Уткин И. Тезисы и стенограммы выступлений на пленумах ССП и др. Автограф, машинопись с правкой автора и без правки // РГАЛИ. Ф. 1717. О. 1. Ед. хр. 71. —66 л.1. Статьи и монографии:

59. Абрамов A.M. Лирика и эпос Великой Отечественной войны / А.М. Абрамов. М.: Советский писатель, 1975. - 560 с.

60. Авербах Л. Новые песни и старая пошлость / Л. Авербах // На литературном посту. 1928. -№ 10. - С. 7-9

61. Авербах Jl. О целостных маспхгабах и частных Макарах / Л. Авербах // Опыт неосознанного поражения. Модели революционной культуры 20-х годов. М.: РГГУ, 2001. С. 227-230.

62. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации / С.С. Аверинцев // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. — М.: Наука, 1986. — С. 104-116.

63. Адоньева С., Герасимова Н. «Никто меня не пожалеет»: баллада и романс как феномен фольклорной культуры нового времени / С. Адоньева, Н. Герасимова // Современная баллада и жестокий романс. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996. С. 338-365.

64. Азбелев С.Н. Русские исторические песни и баллады / С.Н. Азбелев // Исторические песни и баллады. — М.: Современник, 1986. — С. 5-22.

65. Акимов В. В спорах о художественном методе / В. Акимов. Л.: Художественная литература, Ленинград, отд., 1979. - 375 с.

66. Акимова Т.М. «Русская песня» и романс первой трети XIX века / Т.М. Акимова // Русская литература. 1980. — № 2. - С. 36-45.

67. Асафьев Б.В. Русская музыка. ХГХ и нач. XX века / 2-е издание / Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, Ленинград, отд., 1979. — 341 с.

68. Асеев Н. Поэт и поза / Н. Асеев // Литературная газета. 1935. - №66 (557). -С. 4.

69. Балашов Д.М. Баллада о гибели оклеветанной жены (к проблеме изучения балладного наследия русского, украинского и белорусского народов) / Д.М. Балашов И Русский фольклор. Т.8. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1963. -С. 132-143.

70. Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады / Д.М. Балашов. -Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1966. 72 с.

71. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин — М.: Художественная литература, 1975. — 504 с.

72. Бахтин. М.М. Эстетика словесного творчества. / М.М. Бахтин — М.: Искусство, 1979.-424 с.

73. Бейли Дж. Избранные статьи по русскому народному стиху / Дж. Бейли. -М.: Языки русской культуры, 2001. 416 с.

74. Беккер М. Иосиф Уткин / М. Беккер // Смена № 6. - 1957. - С. 20-24.

75. Белая Г. А. Оппонирующее сознание: «Перевал» / Г.А. Белая // Соцреалистический канон / Сборник статей под общей редакцией X. Гюнтера и Е. Добренко. — СПб.: Академический проект, 2000. — С. 249-266.

76. Белая Г.А. Дон Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей / Г.А. Белая. М.: Советский писатель, 1989. — 395 с.

77. Белая Г.А. Дон Кихоты революции опыт побед и поражений / Г.А. Белая. -М.: РГГУ, 2004.-623 с.

78. Белецкий А. И. Избранные труды по теории литературы / А.И. Белецкий. -М.: Просвещение, 1964. — 119 с.

79. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / В.Г. Белинский. М.: Издательство АН СССР, 1953-1959.

80. Белощин A.M. «Протекших дней очарованья». О поэтике романсов A.A. Дельвига / A.M. Белощин // Русская речь. 2002. - № 4. - С.3-8.

81. Белый А. Маски / А. Белый. М.: ГИХЛ, 1932. - 448 с.

82. Бердяев H.A. Духовные основы русской революции. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. М.: ACT; ACT Москва; Хранитель, 2006. - 444 с.

83. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826 1830) / Д.Д. Благой. - М.: Советский писатель, 1967. — 724 с.

84. Блума А .Я. Русская словесность 1862 года: К проблеме самоописания. Дисс. . канд. филол. наук / А.Я. Блума. Тверь, 2005. — 227 с.

85. Богданов К.А. Антропология контекста: к истории «общепонятных понятий» в филологии / К.А. Богданов // HJIO. 2010. - № 102. - С. 12-30.

86. Борев Ю. Эстетика / Ю. Борев — М.: Политиздат, 1975. 399 с.

87. Боровская A.A. Диалогнзация баллады в русской литературе конца ХЕХ -начала XX вв. / A.A. Боровская // Вестник СамГу. 2009. — №3 (69). - С. 101-107.

88. Боровская A.A. Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети XX века. Автореф. дис. . доктора филол. наук / A.A. Боровская. -Астрахань, 2009. 46 с.

89. Боровская A.A. Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети XX века: Дис. . доктора филол. наук / A.A. Боровская. — Астрахань, 2009. -528 с.

90. Бочаров А.Г. Человек и война: идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне / А.Г. Бочаров. М.: Советский писатель, 1978.- 477 с.

91. Брик О.М. Дурная чувствительность / О.М. Брик // Литературная газета. -1934.-№32 (348).-С. 3.

92. Бубер М. Обновление еврейства / М. Бубер // Евреи и еврейство: Сборник историко-философских эссе. Иерусалим: Гешер-Алия, 1991. - С. 92-117.

93. Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми / О.В. Будницкнй. М.: РОССПЭН, 2006. - 552 с.

94. Вайскопф М. Во весь Логос: Религия Маяковского / М. Вайскопф. -Иерусалим-М.: Саламандра, 1997. 176 с.

95. Вайскопф М., Кобринский А., Лекманов О., Фельдман Д. Иосиф Уткин: от «Шинели» до жилета // Лехаим. 2010. - № 6(218) Электронный ресурс. URL: http.V/www.lechaim.ru/ARHIV/218/4x4.htm

96. Вакуленко А.Г. Эволюция "страшной" баллады в творчестве русских поэтов-романтиков XIX начала XX веков (от В.А. Жуковского до Н.С. Гумилёва): Автореф. дисс. канд. филол. наук / А.Г. Вакуленко. — М., 1996. -18 с.

97. Васина-Гроссман В.А. Мастера советского романса / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1980. - 317 с.

98. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1978. — 368 с.

99. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века / В.А. Васина-Гроссман. — М.: Академия наук, 1956. — 352 с.

100. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. — М.: Высшая школа, 1989. 404 с.

101. Вешнев В. Поэт пролетарского романса / В. Вешнев // Молодая гвардия. -1927. №5. -С.217-220.

102. Виноградов В.В. Избранные труды: Поэтика русской литературы // В.В. Виноградов. М.: Наука, 1976. — 508 с.

103. Виноградов И. Из лирического шалаша / И. Виноградов // Литературная газета. 1931. -№ 61 (160). - С. 3.

104. Воздвиженский В. Бедствие среднего вкуса / В. Воздвиженский // Юность. 1988. -№11.- С.83-86.

105. Волова С.И. Русский романс XVIII XIX века. Генезис, типология, поэтика: Дис. канд. филол. наук / С.И. Волова. - М., 1995. - 158 с.

106. Воронова O.E. Библейские образы в поэзии С. Есенина / O.E. Воронова // Актуальные проблемы современного литературоведения. М.: МГОПУ, 1997.-С. 17-20.

107. Воронский А. К. Искусство видеть мир. Портреты. Статьи / А.К. Воронский. -М.: Советский писатель, 1987. 704 с.

108. Воронцов А. Иосиф Уткин как таковой / А. Воронцов // Печать и революция. 1930. - № 2. - С. 43-51.

109. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

110. Гаспаров M.JI. Метр и смысл. Об одном механизме культурной памяти / М.Л. Гаспаров. М.: РГГУ, 1999. - 297 с.I

111. Гегель Г. Лекции по эстетике: В 4 т. / Г.В.Ф. Гегель. М.: Искусство, 1968.

112. Гёте И.В. О балладе / И.В. Гёте // Эолова арфа: Антология баллады / Сост., предисл., коммент. A.A. Гугнина. М.: Высшая школа, 1989. — С. 554556.

113. Гинзбург Л.Я. П.А. Вяземский / Л.Я. Гинзбург // П.А. Вяземский. Стихотворения / Библиотека поэта: Большая серия. — Л.: Советский писатель, 1958. С. 5-40.

114. Гинзбург Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении / Л.Я. Гинзбург // Вопросы литературы. 1981. - № 10. - 152—175.

115. Головенченко Ф.М. Ведение в литературоведение / Ф.М. Головенченко. — М.: Высшая школа, 1964. — 318 с.

116. Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30 е годы / М.М. Голубков. — М.: Наследие, 1992. 202 с.

117. Грехнев В. Рассказ о системе жанров на рубеже XIX — XX веков: К вопросу о причинах смены жанров / В. Грехнев // Русская литература. -1987. -№ 1. С. 131-144.

118. Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров / В.А. Грехнев. -Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1985. 238 с.

119. Грехнев В.А. Пушкинское «Заклинание» и проблема элегической традиции / В.А. Грехнев // Филологические науки. 1972. -№ 1. - С. 14-23.

120. Гришанова H.A. Лексика и фразеология русского романса. 40-е гг. XIX в. ' начало XX в.: Дис. канд. филол. наук / H.A. Гришанова. - М., 1996. - 252с.

121. Гугнин A.A. Народная и литературная баллада: судьба жанра / A.A. Гугнин // Развитие поэтических жанров в литературе Центральной и Юго-Восточной Европы. -М.: Наука, 1995. С. 75 -81.

122. Гугнин A.A. Постоянство и изменчивость жанра / A.A. Гугнин // Эолова арфа: Антология баллады / Сост., предисл., коммент. A.A. Гугнина — М.: Высшая школа, 1989. — С. 7-26.

123. Гудошников Я. И. Очерки истории русской литературной песни XVIII — XIX вв. / Я.И. Гудошников. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1972. — 170 с.

124. Гудошников Я.И. Основные закономерности русской любовной песенной лирики и её соотношение с фольклором в XVIII-XIX вв. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук / Я.И. Гудошников. М., 1982. - 33 с.

125. Гудошников Я.И. Русский городской романс. Учебное пособие / Я.И. Гудошников. Тамбов: ТГПИ, 1990. - 90 с.

126. Гура A.B. Символика животных в славянской народной традиции / A.B. Гура. М.: Индрик, 1997. - 912 с.

127. Гусев В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев Л.: Наука, 1967. - 319 с.

128. Демиденко Е.Л. Значение и функции общефольклорного образа камня / Е.Л. Демиденко // Русский фольклор. T.XXIV. - Л.: Наука, 1987. - С. 8598.

129. Добренко Е. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры / Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 1999. - 558 с.

130. Дюжев Ю.И. История русской прозы европейского севера второй половины XX века: В 2-х т. / Ю.И. Дюжев. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2008. - 391 с.

131. Евреи и еврейство: Сборник историко-философских эссе / М. Бубер, А. Штейнзальц, Э. Фромм и др.; Сост. Р. Нудельман. Иерусалим: Гешер-Алия, 1991.-388 с.

132. Ерёмина В. Повтор как основа построения лирической песни / В. Ерёмина // Исследования по поэтике и стилистике. — Л.: Наука: Ленинградское отделение, 1972. — С. 37-65.

133. Ерёмина В.И. Поэтический строй русской народной лирики / В.И. Ерёмина. Л.: Наука: Ленинградское отделение, 1978. - 184 с.

134. Ермоленко С.И. Лирика М. Ю. Лермонтова: жанровые процессы / С.И. Ермоленко. Екатеринбург: УрГПУ, 1996. — 420 с.

135. Жаров А. Линия мужества // Знамя. 1948. - № 3. - С. 20-22.

136. Железнов П. Штрихи к портрету Иосифа Уткина / П. Железное // Октябрь. 1973.-№5.-С. 169-151.

137. Жирмунский В.М. Английская народная баллада / В.М. Жирмунский // Английские и шотландские баллады. — М.: Наука, 1973. С. 95-98.

138. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин: Пушкин и западные литературы / Жирмунский Л.: Наука, 1978. - 423 с.

139. Жиц Ф. Почему мы любим Есенина? / Ф. Жиц // Красная новь. 1926. -№5.-С. 216-222.

140. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890 1910-х годов. Записки очевидцев / Д.А. Засосов, В.И. Пызин. - Л.: Лениздат, 1991. - 431 с.

141. Зимовец С.Н. Молчание Герасима. Психоаналитические и философские эссе о русской культуре / С.Н. Зимовец. М.: Гнозис, 1996. - 164 с.

142. Зобнин Ю. «Заблудившийся трамвай» Н. С. Гумилёва (к проблеме дешифровки идейно-философского содержания текста) // Русская литература. -1993. № 4. - С. 176 - 192.

143. Иванов В.А. Русская литературная баллада 1840-1890-х годов: Автореф. дис. канд. филол. наук : / В.А. Иванов. Смоленск, 2000. - 14 с.

144. Иванов Л.Ю. Дискуссия // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под. ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, E.H. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. — С. 39.

145. Иезуитова Р.В. Из истории русской баллады 1790-первой половины 1820-х годов (Жуковский и Пушкин). Автореф. дис, . канд. филолол. Наук / Р.В. Иезуитова. Л., 1966. - 20 с.

146. Иезуитова Р.В. Шутливые жанры в поэзии Жуковского и Пушкина 1810-х годов / Р.В. Иезуитова // Пушкин. Исследования и материалы. — Т. 10. Л.: Издательство АН СССР, 1982. - С. 22 - 47.

147. Иншакова Ю.Г. Жанровая система поэзии И. А. Бунина : Дис. . канд. филол. наук / Ю.Г. Иншакова. — Елец, 2005. — 281 с.

148. Каган М. Музыка в мире искусств / М. Каган СПб.: Издательство «Ut», 1996.-232 с.

149. Каманкина М.В. Песенный стиль Б. Окуджавы / М.В. Каманкина // Окуджава. Проблемы поэтики и текстологии. — М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2002.-С. 225-243.

150. Каниферштан Ф. Мелкая философия на глубоких водах / Ф. Каниферштан // Литературная газета. 1936. -№58. - С. 2.

151. Кантор А. Советские евреи: психоаналитический очерк / А. Кантор // Еврейское слово, 2005, №28 (251). URL: http://www.e-slovo.ru/251/6poll.htm.

152. Карабут Е.В. Романсовый текст: прагматика, лексика, образные парадигмы: Дис. . канд. филол. Наук / Е.В. Карабут. Краснодар, 2001. -310 с.

153. Кихней JI.Г. Из истории жанров русской лирики. Стихотворное послание начала XX века / Л.Г. Кихней. Владивосток: Дальневосточный университет, 1989. — 161 с.

154. Кихней Л.Г. Лирический субъект в поэзии Высоцкого / Л.Г. Кихней // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007-2009 гг. Воронеж: ВГПУ, 2009. — С. 9-42.

155. Ковылин A.B. Русская народная баллада: Происхождение и развитие жанра. Дисс. кандидата филол.наук/ A.B. Ковылин. -М., 2003. — 241 с.

156. Козьмин A.B. Метрический репертуар «блатной» песни 1920-х — 1930-х годов и проблема её происхождения / A.B. Козьмин // Живая старина. — 2005.-№2.-С. 40-42.

157. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры Российской революции 1917 года / Б.И. Колоницкий. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 350 с.

158. Колпакова Н.П. Типы народной частушки / Н.П. Колпакова // Русский фольклор. Вып. 10. -М.-Л.: Наука, 1966. - С. 264-288.

159. Коржев В. «В ногу с тревожным веком.»: О творчестве поэта И. Уткина / В. Коржев // Сибирские огни. 1971. - №7. - С. 165-180.

160. Коржев В. Иосиф Уткин / В. Коржев. — Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1971. — 60 с.

161. Корниенко Н.В. «Покрой есенинский мне узок.». Есенинский текст и комсомольская поэзия в 1925-1926 гг. / Н.В. Корниенко // Наш современник.- 2009. -№ 10. С. 236-257.

162. Коспохин Е. А. Жестокий романс в контексте русской культуры / Е.А. Коспохин // Русская литература. 1998. - №3. — С. 83-97.

163. Кофман А.Ф. Аргентинское танго и русский мещанский романс / А.Ф. Кофман // Литература в контексте культуры. М., 1986. — С. 220-233.

164. Кошелев В.А. «Время колокольчиков»: литературная история символа / В.А. Кошелев // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Вып. 3.- Тверь: Тверской государственный университет, 2000. С. 142—162.

165. Кравцов Н.И. Славянская народная баллада / Н.И. Кравцов // Проблемы славянского фольклора. — М.: Наука, 1972. — С. 167-199.

166. Крылов В.П. Проблемы углублённого изучения литературы в 11 гуманитарном классе средней школы / В.П. Крылов. Петрозаводск: КГПУ, 1999.-108 с.

167. Крылова Н.В. Медный век: очерк теории и литературной практики русского авангарда / Н.В. Крылова. Петрозаводск: КГПУ, 2002. - 128 с.

168. Кулагин А.В. «Сначала он, а потом мы.». Крупнейшие барды и наследие Александра Вертинского // Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. -Вып. 2.-М.: Булат, 2005. С. 335-356.

169. Кулагина A.B. Русская народная баллада. Учебно-методическое пособие. /A.B. Кулагина.-М.: МГУ, 1977.-160 с.

170. Кулагина A.B. Русская народная баллада как жанр: Автореф. дис. канд. филол. наук / A.B. Кулагина. — М., 1973. — 20 с.

171. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособие для студентов филологических специальностей / С.Г. Лазутин. — М.: Высшая школа, 1989. -208 с.

172. Лапин Р. Как вспомню так вздрогну / Р. Лапин // Литературная газета. — 1939.-№58.-С. 2.

173. Лассан Э. О соотношении концепта «дом» с другими концептами в текстах русской культуры / Э. Лассан // Текст. Узоры ковра: Сб. ст. науч.-метод. семинара «TEXTUS». — СПб. — Ставрополь: Издательство СГУ, 1999. С.103-105.

174. Левин М. «Публицистическая лирика» И. Уткина / М. Левин II На литературном посту. — 1931. — № 29. — С. 22-26.

175. Левин М. Мотэле зашёл в тупик / М. Левин // Литературная газета. -1934.-32 (348).-С. 2.

176. Левкиевская Е.Е. Дорога / Е.Е. Левкиевская // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 6 т. Т. 2. - М.: Институт славяноведения РАН, 1999.-С. 124-129.

177. Левченко М. Индустриальная свирель: Поэзия Пролеткульта 1917 1921 гг. / М. Левченко. - СПб.: СПГУТД, 2007. - 141 с.

178. Левченко М.А. Капля крови Ильича. Сотворение мира в советской поэзии 1920-х годов / М.А. Левченко // Независимая газета. 1998.- 5 ноября. -С.З.

179. Левченко М.А. Поэтическая система Пролеткульта / М.А. Левченко // Виртуальный семинар профессора С.А. Гончарова Электронный ресурс. URL:

180. Лежнев А. Иосиф Уткин / А. Лежнев // Новый мир. 1927. - № 7. - С. 169-179.

181. Лейдерман Н. Голос и хор: Случай Михаила Светлова / Н. Лейдерман // Урал. — 2007. — № 11.-С. 241-250.

182. Лелевич Г. Пути и перепутья: стабилизационные настроения в литературе / Г. Лелевич // Удар: Альманах / Под редакцией А. Безыменского. Кн.1. -М.: Новая Москва, 1927. - С. 93-105.

183. Ленч Л. «Была б она счастливою.»: О поэте И. Уткине / Л. Ленч // Литературная газета. — 1985. — 28 августа. — С. 5.

184. Либединский Ю. Современники. Воспоминания / Ю. Либединский. М.: Советский писатель, 1961. - 460 с.

185. Линецкий В.В. Шинель структурализма / В.В. Линецкий // Новое литературное обозрение. 1993. - № 5. - С. 38—44.

186. Литературный процесс: Сборник / Под ред. Г.Н. Поспелова. М.: МГУ, 1981 -237 с.

187. Ломоян Н. Уткинизм и политграмота / Н. Ломоян // Литературная газета. 1929.-№35.-С. 2.

188. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.

189. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. / Ю.М. Лотман. Таллин: Александра. -1992-1993.

190. Лотман Ю.М. История и типология культуры / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. - 768 с.

191. Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки / Ю.М. Лотман. СПб.: Вагриус, 2003. - 448 с.

192. Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство - СПб., 2000.-704 с.

193. Луначарский A.B. Иосиф Уткин / A.B. Луначарский // Комсомольская правда. 1927. - № 42 (528). - С.5.

194. Луначарский A.B. Иосиф Уткин / A.B. Луначарский // Прожектор. 1925. -№22.-С. 14.

195. Луначарский A.B. Иосиф Уткин. «Повесть о Рыжем Мотэле.» / A.B. Луначарский // Правда. 1926. - № 129 (3358). - С.7.

196. Луначарский A.B. Собр. соч.: В 8 т. М.: ГИХЛ, 1963-1967.

197. Малахов С. Иосиф Уткин как поэт мелкой буржуазии / С. Малахов // Молодая гвардия. 1928. - № 4. - С. 90-94.

198. Мальчукова Т. В свете традиций: (о сравнительно-типологическом изучении лирических жанров): учебное пособие по спецкурсу / Т.Г. Мальчукова. Петрозаводск: 111 У, 1983. - 91 с.

199. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе / Г. Маркевич. М.: Прогресс, 1980.-374 с.

200. Маркович В.М. «Повести Белкина» и литературный контекст / В.М. Маркович // Пушкин: Исследования и материалы. — Т. 13. Л.: Издательство АН СССР, 1989. - С. 63-87.

201. Маяковский В.В. Выступление на диспуте «Леф или блеф?» / В.В. Маяковский // Полное собрание сочинений: В 13 т. — Т. 12. — М.: Художественная литература, 1959. — С. 325-350.

202. Мильчаков А. Поэт комсомола // В ногу с тревожным веком. Воспоминания об Иосифе Уткине. — М.: Советский писатель, 1971. — С. 5458.

203. Минц З.Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. / З.Г. Минц. СПб.: Искусство, 2004.

204. Михайлик Е. «Гренада» М. Светлова: откуда у хлопца испанская грусть? / Е. Михайлик // НЛО. 2005. - №5. - С.242-252.

205. Мороз А. Ни страданий, ни труда / А. Мороз // Литературная газета. -1937.-№50.-С. 2.

206. Морыганов А.Ю. «Слово» и «оружие» в поэзии 1920-х годов (К понятию стилевой рефлексии) / А.Ю. Морыганов // Вопросы онтологической поэтики. Потаённая литература. — Иваново: Ивановский государственный университет, 1998.-С. 138-158.

207. Мусатов В.В. История русской литературы 1-й половины XX века (советский период) /В.В. Мусатов. М.: Высшая школа : Academia, 2001. — 310 с.

208. Нахушева З.А. Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии 1941-1945 гг. : Дис. . канд. филол. наук / З.А. Нахушева. Нальчик, 2005. — 161 с.

209. Неупокоева И.Г. История литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа / И.Г. Неупокоева. М.: Наука, 1976. — 360 с.

210. Нилова А.Ю. Жанрово-стилистические традиции в лирике М.Ю. Лермонтова (Послание, элегия, эпиграмма): Автореф. дисс. . канд. фил. наук / А.Ю. Нилова. Петрозаводск, 2002. - 18 с.

211. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Т.1. - М.: Мысль, 1990. - С. 57-157.

212. Овчинников М.А. Творцы русского романса. Вып. 1 / М.А. Овчинников. — М.: Музыка, 1988. 160 с.

213. Овчинников М.А. Творцы русского романса. Вып. 2 / М.А. Овчинников. -М.: Музыка, 1992. 415 с.

214. Павлова JI.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. М.: Просвещение, 1991.- 127 с.

215. Паперный 3. Иосиф Уткин / 3. Паперный // Уткин И. Стихотворения и поэмы. -М.: Художественная литература, 1961. С. 2-18.

216. Петровский М. «Езда в остров любви», или что есть русский романс / М. Петровский // Вопросы литературы. — 1984. — № 5. — С. 55-90.

217. Петровский М. Скромное обаяние кича, или что есть русский романс / М. Петровский // Русский романс на рубеже веков / Сост. В. Мордерер, М. Петровский. Киев: Оранта-Пресс, 1997. - С. 3-60.

218. Поливанов Я. Проблеми на литературния жанр / Я. Поливанов. София: Наука и изкуство, 1972. - 704 с.

219. Полонский В. Заметки журналиста / В. Полонский // Печать и революция. -1926.-№7. С. 88-90.

220. Померанцева Э.В. Баллада и жестокий романс / Э.В. Померанцева И Русский фольклор. Т. XIV. - Л.: Наука, 1974. - С. 202-209.

221. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов / Г.Н. Поспелов. — М.: МГУ, 1976.-208 с.

222. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров / Г.Н. Поспелов // Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебное пособие / Составители: П.А. Николаев, Е.Г. Руднева, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец и др. — М.: Высшая школа, 2006. С. 387-395.

223. Поступальский И. Документ невежества и апломба / И. Поступальский // Резец. -1929. -№ 49. С. 14-16.

224. Поэтика древнегреческой литературы / Ответственный редактор С.С. Аверинцев. М.: Наука, 1981. — 368 с.

225. Прокопович O.A. Жанр надписи в русской поэзии XVIII — первой трети XIX вв.: Автореф. дисс. . канд. фил. наук / O.A. Прокопович. — Новосибирск, 2000. — 16 с.

226. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. — М.: Лабиринт, 2000. 334 с.

227. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2001.-192 с.

228. Пропп В.Я. Поэтика фольклора / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998. - 352 с.

229. Пропп В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. Л.: Издательство ЛГУ, 1984. -336 с.

230. Пропп В.Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп. М.: ГИХЛ, 1958. -604 с.

231. Путилов Б.Н. Славянская историческая баллада / Б.Н. Путилов. Л.: Наука, 1965.-174 с.

232. Раку М. Поиски советской идентичности в музыкальной культуре 19301940-х годов: лиризация дискурса / М. Раку // НЛО. — 2009. — № 100. С. 184-203.

233. Рахилло И. Мечтатели / И. Рахилло. М.: Московский рабочий, 1964. — 648 с.

234. Рахтанов И. Военной дорогой / И. Рахтанов // Новый мир. 1947. - № 5. -С. 171-182.

235. Ревзина О.Г. Контекст / О.Г. Ревзина // Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. В.П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. - С. 114-115

236. Реформатская Н.В. Примечания / Н.В. Реформатская // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 2. - М.: ГИХЛ, 1956. - 485—512.

237. Розинер Ф. Советская волшебная массовая песня / Ф. Розинер // Соцреалистический канон. Сборник статей / Под ред. X. Гюнтера и Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. - С. 1007-1009.

238. Рубинштейн Л. Атакующий / Л. Рубинштейн // В ногу с тревожным веком: воспоминания об Иосифе Уткине. — М., 1971. С. 91-104.

239. Рыклин M.K. Пространства ликования. Тоталитаризм и различие / М.К. Рыклин. -М.: ЛОГОС, 2002. 280 с.

240. Рыленков Н. Нежность и мужество живут рядом: О творчестве поэта Иосифа Уткина / Н. Рыленков // Дружба народов. — 1968. — №3. — С. 214-220.

241. Рыскин Б. Лирика Иосифа Уткина / Е. Рыскин // Литературное обозрение. -1936.-№9.-С. 42-43.

242. Саакянц A.A. Иосиф Уткин // Уткин, Иосиф. Стихотворения и поэмы / Библиотека поэта: Большая серия. — М.-Л.: Советский писатель, 1966. ~ С. 540.

243. Саакянц A.A. Иосиф Уткин: Очерк жизни и творчества / A.A. Саакянц. — М.: Советский писатель, 1969. — 171 с.

244. Самохин А. Дискуссия по статье С.Малахова «Иосиф Уткин как поэт мелкой буржуазии» / А. Самохин // Молодая гвардия. 1929. - № 9. - С.120-124.

245. Севрук Ю. «"Малый мир1' Иосифа Уткина / Ю. Севрук // Художественная литература. — 1935. № 11. — С. 26-30.

246. Сельвинский И.Л. Иосиф Уткин / Й.Л. Сельвинский // Литературная газета. — 1944. 2 декабря. - С. 2.

247. Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920-1930х годов. Поэтика — видение мира философия / С.Г. Семёнова. - М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001.-588 с.

248. Сквозников В.Д. Лирика / В.Д. Сквозников // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Кн. 2. - М.: Наука, 1964. - С. 173-237.

249. Скобелев A.B. Образ дома в поэтической системе Высоцкого / A.B. Скобелев // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. III. Т. 2. / Сост. А. Е. Крылов и В. Ф. Щербакова. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1999. -С.106-119.

250. Скуратов M. Полжизни рядом / M. Скуратов // В ногу с тревожным веком: Воспоминания об Иосифе Уткине. — М.: Советский писатель, 1971. — С. 3350.

251. Смирнов Ю.И. Восточнославянские баллады и близкие им формы. Опыт указателя сюжетов и версий / Смирнов Ю.И. М.: Наука, 1988. — 116 с.

252. Соболева Г.Г. Русский советский романс / Г.Г. Соболева. — М.: Знание, 1985.-112 с.

253. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII в. и первой половины XIX в. / А.Н. Соколов. М.: МГУ, 1955. - 692 с.

254. Солженицын А.И. Двести лет вместе: в 2 кн. / А.И. Солженицын. — М.: Русский путь, 2009.

255. Спиридонова И.А. Христианские и антихристианские тенденции творчества А. Платонова // Евангельский текст в русской литературе XVTII -XX веков. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского Университета, 1994.- С. 348-360.

256. Стенник Ю.В. Система жанров в историко-литературном процессе / Ю.В. Стенник // Русская литература. — 1972. № 4. - С. 93-101.

257. Страпшов C.JI. Молодеет и лад баллад: Баллада в истории русской советской поэзии / СЛ. Страпшов. — М.: Современник, 1991 — 155 с.

258. Строганов М.В. Автор-герой-читатель и проблема жанра / М.В. Строганов. Калинин: КГУ, 1989. - 128 с.

259. Сухих И. Книги XX века: Русский канон / И. Сухих. М.: Независимая газета, 2001.-348 с.

260. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. — М.: Аспект-Пресс, 1996. 334 с.

261. Томский В. Ветер юности / В. Томский // Молодая гвардия. — 1969. — №7. С. 32-38.

262. Томский В. Иркутская поэма (Из воспоминаний) / В. Томский // «В ногу с тревожным веком»: Из воспоминаний об Иосифе Уткине. М.: Советский писатель, 1971.-С. 15-26.

263. Томский В. Мой друг Иосиф Уткин / В. Томский // Сибирские огни. — 1973.-№12.-С. 11-15.

264. Топер П. Трагическое в искусстве XX века / П. Топер // Вопросы литературы. 2000. - №2. - С. 3-46.

265. Тумилевич О.В. Народная баллада и сказка / О.В. Тумилевич. — Саратов: СГУ, 1972.-48 с.

266. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов М.: Наука, 1977.-574 с.

267. Уткин И. Признаю свои ошибки / И. Уткин // Комсомольская правда. — 1929.-294 (1381).-С.З.

268. Фарыно Е. Два слова о Цветаевой и авангарде // Сб. статей: День поэзии Марины Цветаевой. Т. 2. - Abo - Turku: Abo Academi University, 1992. - S. 5-10.

269. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х книгах. — Кн. 1. Метрика и ритмика / О.И. Федотов. — М.: Флинта: Наука, 2002. 360 с.

270. Фикс Д. Первая глава поэтической биографии Иосифа Уткина / Д. Фикс // Сибирские огни. 1967. - №12. - С. 160-165.

271. Фомина О.Н. Стихосложение В.Высоцкого и проблема его контекста. Дисс. .канд. филол. наук / О.Н. Фомина Оренбург, 2005. - 261 с.

272. Фридлендер Г.М. Поэтический диалог Пушкина с П.А. Вяземским / Г.М. Фридлендер // Пушкин: Исследования и материалы. — Т. 11. JI.: Наука: Ленинградское отделение, 1983.-С. 164-173.

273. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова / Л.Г. Фризман. М.: Наука, 1973. — 166 с.

274. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М.: Высшая школа, 2002.-437 с.

275. Ханин Д. Творчество Иосифа Уткина / Д. Ханин // На литературном посту. 1928. -№ 1. - С. 45-49.

276. Хорольский В.В. Два «рубежа» веков: от синтеза к атрофии жанров / В.В. Хорольский // Жанровая теория на пороге тысячелетия: Сборник тезисов и материалов. М.: МПГУ, - 1999. - С. 13-14.

277. Хорошко Е.Ю. Лингвостилистические особенности русского романса: Дис. канд. фил. наук /Е.Ю. Хорошко. —Белгород, 2004. 196 с.

278. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе в литературе / М.Б. Храпченко // Контекст-1975. М.: Наука, 1977. - С. 90-111.

279. Хроника литературной жизни // Красные зори. — 1923. — №4. — С.148.

280. Царькова Т. Русская стихотворная эпитафия XIX-XX веков / Т. Царькова. СПб.: Блиц, 1999. - 200 с.

281. Черва В.Е. Романс в истории русской художественной культуры: Автореф. дис. канд. культурологии / В.Е. Черва. СПб., 1999. — 21 с.

282. Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики / Л.В. Чернец. М.: Издательство МГУ, 1982. - 192 с.

283. Чернец Л.В., Исакова И.Н. Теория литературы: Анализ художественного произведения. Субъектная организация и композиция / Л.В. Чернец, И.Н. Исакова Электронный ресурс. URL:

284. Чудакова М. Без гнева и пристрастия. Формы и деформации в литературном движении 20-30-х годов / М. Чудакова // Новый мир. 1988. -№9.-С. 240—260.

285. Шайтанов И.О. «Лодейников»: ассоциативный план сюжета / И.О. Шайтанов// Вопросы литературы. 2003. — №6. — С.168-181.

286. Шайтанов И.О. О двух именах и об одном десятилетии. Борис Пильняк и Евгений Замятин / И.О. Шайтанов // Литературное обозрение. 1991. — № 6-7.-С. 4-11.

287. Шайтанов И.О. Триада современной компаративистики: Глобализация — интертекст диалог культур / И.О. Шайтанов // Вопросы литературы. — 2005. - №6. — С.130-137.

288. Шеллинг Ф. Философия искусства / Шеллинг Ф. М.: Мысль, 1966. - 496 с.

289. Шенберг В.А. Полемика как способ духовного противоборства / В.А. Шенберг. — Л.: Знание, 1991. 32 с.

290. Шестерина А. М. Полемика как явление культуры: генезис и традиции // RELGA. Воронеж, 2004. - № 6 (96) Электронный ресурс. URL:

291. Шешуков С.И. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов / С.И. Шешуков. М.: Московский рабочий. - 1970 - 352 с.

292. Шкловский В. Несколько слов о книгах ОПОЯЗа / В. Шкловский // Вопросы литературы. — 2006. — №6. С, 315-328.

293. Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного // Шкловский В.Б. Избранное: В 2-х т. Т. 2. - М.: Художественная литература, 1983. — С. 4306.

294. Шошин В.А. Поэт романтического подвига: Очерк творчества Н.Тихонова / В.А. Шошин. М.: Советский писатель, 1976. - 432 с.

295. Штейнзальц А. Мессианский комплекс / А. Штейнзальц // Статьи раввина об иудаизме Электронный ресурс. URL:

296. Штейнзальц А. Дом Яакова / А. Штейнзальц // Евреи и еврейство: Сборник историко-философских эссе. — Иерусалим: Гешер-Алия, 1991. С. 36-49.

297. Шубинский В. Семейный альбом. Заметки о советской поэзии классического периода / В. Шубинский // Октябрь. 2000. — № 8. ~ С. 150168.

298. Шубникова-Гусева Н. Как подобает молодым (К 80-летию со дня рождения И.Уткина) / Н. Шубникова-Гусева // В мире книг. 1983. - №5. — С. 70-71.

299. Шубникова-Гусева Н.И., Самоделова Е.А. Комментарии / Н.И. Шубникова-Гусева, Е.А. Самоделова // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. Т. 3. - М.: Наука; Голос, 1995-2002.

300. Щерба JI.B. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики / JI.B. Щерба. М.: Высшая школа, 1974. - 112 с.

301. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха / Б.М. Эйхенбаум. -Пб.: ОПОЯЗ , 1922. 199 с.

302. Элиот Т. Традиция и индивидуальный талант / Т. Элиот // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М.: Издательство МГУ, 1987. - 512 с.

303. Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии / М. Эпштейн — М.: Высшая школа, 1990. — 304 с.

304. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция / А. Эткинд. М.: Новое литературное обозрение, 1998. — 668 с.

305. Эткинд Е.Г. О поэтическом «импорте» и, в частности, о еврейской интонации в русской поэзии двадцатых годов / Е.Г. Эткинд // Cahiers du monde russe et soviétique. — Volume 26. -Numéro 26-2. — 1985. P. 193-217.

306. Эткинд Е.Г. Проза о стихах / Е.Г. Эткинд. — СПб.: Знание, 2001. — 448 с.

307. Якобсон А. О романтической идеологии / А. Якобсон // Новый Мир. — 1989.-№4.-С. 231-243.

308. Яницкая С.С. Романс в русской поэзии XVIII века: Дис. . канд. филол. наук / С.С. Яницкая СПб., 1995. - 219 с.

309. Figes О., Kolonitskii В. Interpreting the Russian Revolution: The Language and Symbols of 1917 / O. Figes, В. Kolonitskii. New Haven: Yale University Press r 1999. - 198 pp.

310. Firth J.R. Papers in Linguistics 1934-1951. — London: Oxford University Press, 1957.-233 pp.

311. Slama-Cazacu T. Langage et contexte. Le problème du langage dans la conception de l'expression et de l'interprétation par des organisations contextuelles / T. Slama-Cazacu. — 's-Gravenhage: Mouton & Co., 1961. — 251 p.

312. Энциклопедии и справочные издания:

313. Бидерманн Г. Энциклопедия символов / Г. Бидерманн. — М.: Республика, 1996.-335 с.

314. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.-376 с.

315. Краткая еврейская энциклопедия: В И т. — Иерусалим: Общество по исследованию еврейских общин, 1996 — .

316. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М.: Советская энциклопедия, 1962-1978.

317. Латинско-русский словарь / Под. ред. И.Х.Дворецкого. — М.: Русский язык, 2000. 846 с.

318. Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 6 т. — М: Институт славяноведения РАН, 1995-2004.

319. Энциклопедия иудаизма «Меир Натив» / Сост. Ш.-З. Ариэль. -Иерусалим Тель-Авив: Амана; Массада, 1983. - 264 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.