Проблема изучения взаимосвязи бытийной и творческой биографии автора в условиях повышения профессионального мастерства учителя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Полосухин, Виталий Витальевич
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Полосухин, Виталий Витальевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические концепции взаимосвязи жизненной истории и творчества художника. ¿Ъ
§ 1. К истории проблемы.
§ 2. Проблема писательских биографий в отечественном литературоведении и концепции преподавания литературы в школе.
§ 3. Педагогическая практика изучения биографии писателя в современной школе.
ГЛАВА II. Творческое моделирование биографии изучаемого художника как условие совершенствования профессионального мастерства учителя.
§ 1. Виды взаимодействия жизни и творчества в реальных судьбах художников разных эпох как образцы моделирования биографий. вт
§ 2. Педагогическая структура моделирования биографии художника как условие успешности восприятия его творчества. °
§ 3. Направления совершенствования профессионального мастерства учителя как участника полилога: автор-учитель-ученик. Опыт и рекомендации. \
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством1984 год, Дробот, Виталий Николаевич
Значение опыта советской школы в совершенствовании методики изучения жизни и творчества Н.А. Островского во вьетнамской школе1985 год, кандидат педагогических наук Чан Тхе Фьет, 0
Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы "М. А. Булгаков" в 9 классе: М. А. Булгаков и Ж.-Б. Мольер; М. А. Булгаков и Н. В. Гоголь1998 год, кандидат педагогических наук Забродина, Лилия Анатольевна
Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений2011 год, кандидат педагогических наук Тимофеева, Елена Николаевна
Роль художника в процессе взаимодействия культур: творческая деятельность А.А.Кокеля2012 год, доктор культурологии Васильев, Владимир Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема изучения взаимосвязи бытийной и творческой биографии автора в условиях повышения профессионального мастерства учителя»
Актуальность исследования. В современных тенденциях развития отечественной культуры и образования можно проследить ориентацию на повышение ценности индивидуальности. В связи с этим злободневной оказывается проблема восприятия личностных особенностей творческой деятельности любого содержания, от успешной самореализации личности в целом до присвоения уникальности результата художественной деятельности при ее восприятии. Искусство традиционно рассматривается в художественной педагогике как реализация творческого потенциала неповторимой и уникальной личности художника. Однако эта давно признанная в теории позиция недостаточно последовательно реализуется в школьной практике преподавания дисциплин художественного цикла.
Кроме того, особенностью современного бытования всех каналов средств массовой информации оказывается такая форма популяризации интереса к людям искусства, которая строится на повышенном интересе к их личной жизни. Информация о фактах такого рода, как правило, никак не связана с объяснением смысла и качества их художественного творчества, тем самым девальвируя ценность и значимость художественного творчества вообще.
В связи с этим представляется, что необходимо совершенствовать теории и методики предъявления личности художника в процессе изучения его творчества в любом виде искусства и в разных образовательных условиях. Совершенно очевидно, что такая педагогическая методика требует специальной квалификации и педагогического мастерства учителя.
Исходя из представлений, что в формировании личности художника значимую роль играют факты его жизни, во всех их аспектах, для исследования выбрана проблема изучения биографии любого большого художника в школе.
В массовой школьной практике, как правило, биографии «программных авторов» так или иначе изучаются, но редко бывают попытки установить связь между их биографией и творчеством, кроме, как правило, прямых совпадений. Но и в таком случае прямое отражение пережитого автором события в творчестве может быть гипотезой критиков и читателей, если автор сам не упомянул о таком совпадении и личном мотиве творческого выбора.
Вопрос о роли биографии в школьном изучении литературы давно является объектом пристального внимания и споров педагогов-словесников и методистов. Еще в дореволюционных школах сложилась традиция изучения писательских биографий прежде всего как средства воспитания человека и гражданина. В изложении биографий великих людей и рекомендациях к их изучению во главу угла ставились неповторимые черты человека, имя и поступки которого сохраняются для потомков. Такой подход к изучению писательских биографий разрабатывали и претворяли в жизнь методисты 6080-х годов XIX века В. И. Водовозов, В. П. Острогорский, В. Я. Стоюнин.
Принцип воспитывающего обучения на примерах биографий актуален и в настоящее время. Идея о том, что при изучении писательских биографий решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач, разрабатывается и претворяется в жизнь многими учеными-методистами: В. Н. Дроботом, Л. А. Шейманом, Н. В. Тимерманис, В. Г. Маранцманом, Т. В. Чирковской и др.
Но помимо своей дидактической направленности, биография может служить своеобразным ключом к творчеству писателя, с ее помощью можно провести более полный анализ изучаемого произведения. Поэтому еще одна из целей изучения писательских биографий - установление взаимосвязи между жизнью писателя и его произведениями. Такой подход способствует более глубокому восприятию текста анализируемого произведения и является важнейшим элементом постижения его сути, что доказали труды ученых-методистов Г. И. Беленького, Г. К. Бочарова, В. В. Голубкова, И. Е. Каштана, Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Леонова, Н. Д. Молдавской, В. А. Никольского, 3. Я. Рез и др.
Возросший в условиях модернизации российского образования интерес к личности писателя ставит перед современными методистами ряд проблем. Основываясь на положениях отечественных методистов, считающих целью литературного образования приобщение учащихся к богатствам мировой классики и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, полагается целесообразным при изучении писательских биографий и жизненных историй любого большого художника перенести акцент на личность авторов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию личности ученика, его интеллектуальному, эмоциональному и нравственному обогащению. В этом общем смысле кажется допустимым интерпретировать выбранную для исследования проблему как активизацию в теории и методике прежде всего преподавания литературы личностно ориентированного аспекта в восприятии искусства и в художественном творчестве самого автора.
К сожалению, многие методисты и преподаватели уверены в том, что школьники в силу разных причин не могут в достаточной степени заинтересоваться личностью автора, и что детям недоступно понимание литературного произведения в связи с биографией писателя. Поэтому многие учителя, испытывая нехватку времени в связи с сокращением учебных часов на литературу, на практике не считают нужным уделять пристальное внимание писательским биографиям. В результате биографии становятся своеобразным приложением к анализируемым произведениям, их способность повышать эффективность усвоения художественного произведения уходит на второй план, а у школьников к старшим классам заметно снижается интерес к личности писателя.
Наконец, литературоведение нередко вплоть до начала 90-х годов XX в. порой слишком прямолинейно связывало творчество художников слова с социальными условиями, вольно или невольно принижая ценность индивидуального вклада художника в культуру времени как особенной и целостной личности.
Отсюда представляется очевидной необходимость разработки нового типа изучения биографии художника, функции которого не ограничиваются задачей совершенствования способности учащихся к восприятию искусства, но эта задача выбрана нами как первостепенная.
Разработка новых подходов к преподаванию писательских биографий может способствовать возврату утраченного интереса к личности писателя в связи с его творчеством. Одним из таких подходов я считаю, в условиях сравнения основных типов такого взаимовлияния, поиск внутренней взаимосвязи бытийной и творческой биографии художника, не претендуя на то, что мои предложения окажутся единственным решением проблемы.
Собственно, проблема взаимосвязи бытийной и творческой биографии как проблема психологии творчества крайне мало исследована. Развивается ли «творческий путь» самостоятельно, или имеет непосредственную связь с «жизненным путем»? Каково направление этой связи (влияет ли только жизнь на творчество, или внутреннее творческое развитие изменяет течение жизни)? В каких обстоятельствах появляется конкретное художественное произведение и меняет ли оно дальнейшую судьбу автора? Такая проблематика намечает основные границы нашего исследования и попытку его апробации в условиях работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе. Практическая проблема исследования определяется тем, что в массовой практике обучения биографические данные художников, творчество которых изучается в школе, предлагаются учащимся как нейтральная информация, не способствующая более полному пониманию творческой индивидуальности автора. Отсюда теоретико-педагогическая проблема реализуется как необходимость разработки содержания и методики моделирования биографии художника в динамической взаимосвязи ее бытийных и творческих компонентов. Поскольку выбранная нами исследовательская установка требует специальной квалификации и личностной мотивации учителя, объектом исследования оказывается профессиональное мастерство учителей литературы.
Предмет исследования: совершенствование преподавания дисциплин художественного цикла в старших классах в условиях повышения профессионального мастерства учителя.
Цель исследования: педагогическое моделирование взаимосвязи бытийной и творческой биографии художника как направление совершенствования профессионального мастерства учителя.
Задачи исследования:
• изучить эволюцию философских, психологических, культурологических и педагогических интерпретаций жанра биографии в истории культуры и современности;
• выявить типы взаимовлияния реальных судеб художников и их творчества в истории культуры;
• проанализировать структуру писательских биографий в отечественном литературоведении как основании преподавания литературы в современной школе;
• разработать модель современного типа изучения творчества художника в школе в связи с особенностями его жизненного пути;
• предложить направления совершенствования профессионального мастерства учителя в условиях реализации модели полилога: автор-учитель-ученик.
Гипотеза исследования: личностно ориентированное восприятие художественного творчества будет соответствовать уровню современного образования при условии педагогически осознанного взаимодействия фактов жизни и творчества изучаемого автора, которое включает представления об индивидуальной внутренней мотивации творчества художника и восприятие его результатов в условиях личностно-ориентированного полилога: автор-учитель-ученик.
Методологической основой исследования явились труды по философии, психологии и педагогике искусства; классические школы интерпретации жанра биографий (Ш. Сент-Бев, И. Тэн и др.), отечественные школы культурологии, эстетические, литературоведческие и педагогические теории (В. Острогорский, М. Жирмунский, Г. Винокур, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман), современные концепции художественного восприятия искусства (Б. С. Мейлах, А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская, Н. Н. Фомина).
Методы исследования включали теоретический анализ литературы по выбранной проблеме, исторической и мемуарной литературы, анализ собственной педагогической практики и практики работы учителей литературы и мировой художественной культуры.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Впервые проведен систематический анализ историко-культурной традиции интерпретации биографического жанра, который позволил определить типические задачи обращения к этому жанру: предложение читателю нравственного образца, исследование происхождения, развития и реализации уникальности художника в его творчестве;
2. Выявлены типы взаимодействия жизни и творчества в реальных судьбах художников разных эпох;
3. На основе анализа современных литературоведческих и педагогических концепций изучения биографий писателей в школе предложена педагогическая модель включения фактов жизни художника в личностные ориентиры его творчества.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
1. обоснована педагогическая необходимость разработки целостной методической структуры изучения творчества писателя как условия совершенствования восприятия искусства учащимися в современной школе;
2. определены теоретические и методические позиции модели биографии изучаемого писателя как уникального взаимодействия фактов жизни, характера, мотиваций автора и его творчества;
3. подтверждена правомерность установки на восприятие художественного произведения как реализации творческой личности художника;
4. обоснованы направления совершенствования профессионального мастерства учителя как ведущего звена в полилоге: художник-учитель-ученик.
Практическая значимость исследования определяется возможностью:
- применения разработанных моделей описания биографических фактов жизни изучаемого автора во взаимодействии с его творчеством в текстах учебников и в самостоятельной педагогической практике учителя;
- использования предложенной структуры изучения творчества художника во взаимосвязи с его жизнью в курсах повышения квалификации учителей образовательной области «Искусство»;
- включения разработок и информативного анализа в учебные курсы для учителей-словесников, в системе дополнительного художественного образования;
- использования предложенной структуры изучения творчества самими учителями для разработки самостоятельного содержания и технологии обучения по исследуемой теме.
Достоверность исследования обеспечена системностью изучения бытования изучаемого жанра в истории мировой культуры и современной педагогики и апробацией предлагаемых новаций в моделировании биографий больших художников на основе анализа отношения к ним учителей художественно-гуманитарных дисциплин и собственного педагогического опыта работы в старших классах общеобразовательной школы.
Этапы исследования. На первом этапе (2003-2004 гг.) изучалась историческая, культурологическая, искусствоведческая, общепедагогическая и литературоведческая литература по проблеме исследования. Уточнялись ее цели и границы.
На втором этапе (2004-2005 гг.) исследовались учебная литература, хрестоматии и методические пособия по литературе в современной отечественной школе, изучался практический опыт преподавания литературы и апробировались собственные методики изучения творчества писателей в старших классах.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) разрабатывались общие позиции подхода к преподаванию литературы в школе, моделировались конкретные методики реализации предлагаемого принципа взаимосвязи бытийной и творческой биографии автора, проводился экспериментальный опрос учителей, завершалось оформление текста диссертационного исследования.
Апробация результатов исследования.
- предварительные и общие результаты исследования докладывались на заседаниях лаборатории литературы и лаборатории социологии и психологии Института художественного образования РАО;
- экспериментальные материалы были включены в занятия Московского института открытого образования;
- технологические приемы преподавания литературы по исследуемой методике использовались в работе с учащимися старших классов школы-лаборатории № 875 г. Москвы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ реальных биографий художников в истории культуры позволяет выявить разные типы взаимосвязи бытия и творчества, определяемых рядом факторов: особенностями индивидуальности художника, социокультурными особенностями его времени, влиянием общественных идеалов на тип жизни и поведения художника.
2. Анализ практики преподавания искусства в школе свидетельствует о том, что в предлагаемых в учебниках текстах биографий не решается задача преподнесения творчества как продукта уникальной личности художника. В проведенном исследовании доказывается, что педагогически плодотворна такая интерпретация взаимосвязи личности художника и его творчества, которая развивает у учащихся представления о смысле творческой деятельности человека вообще.
3. Наиболее правомерной для современной общеобразовательной школы является задача воспитания на уроках литературы заинтересованного и творчески ориентированного читателя.
4. Направление профессионального мастерства учителя для решения этой задачи включает квалификацию, мотивацию и владение методиками, позволяющими учителю стать ведущим звеном в организации полилога: автор-учитель-ученик.
5. Эффективным способом организации творческого полилога может быть специально смоделированная структура изучения творчества художника во взаимосвязи с особенностями его жизненной истории.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование представлений об историко-биографической прозе у учащихся 5-9 классов2005 год, кандидат педагогических наук Попова, Наталия Алексеевна
Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий2004 год, кандидат педагогических наук Радомская, Ольга Игоревна
Изучение биографии писателей в 5-11 классах с привлечением краеведческого материала2006 год, кандидат педагогических наук Родионова, Ольга Анатольевна
Научно-методические подходы к изучению писательских биографий на уроках литературы в основной школе2003 год, кандидат педагогических наук Михайлова, Юлия Александровна
Франц Алексеевич Рубо - художник и педагог2007 год, кандидат искусствоведения Зубов, Евгений Александрович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Полосухин, Виталий Витальевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы обозначить основные выводы, к которым позволяет привести проведенное исследование, вернемся к положениям, вынесенным на защиту.
1. Поскольку первое положение, требующее исследовательской аргументации, было связано с противопоставлением теории и практики преподавания дисциплин художественного цикла, в процессе исследования учебных материалов и педагогического опыта массовой школы, установлено, что, несмотря на декларируемую установку на личностный характер творчества, фактически этот характер раскрывается крайне мало, так как нет внятных методов извлечения личности художника из созданного им художественного произведения, нет опорных точек, от которых учитель мог бы оттолкнуться в своем дискурсе, нет направления и цели. В конечном итоге все сводится к взаимосвязи "личности и эпохи", а не личности и творческого пространства.
2. Анализ реальных биографий художников в истории культуры позволяет выявить разные типы взаимосвязи бытия и творчества, определяемых рядом факторов: особенностями индивидуальности художника, социокультурными особенностями его времени, влиянием общественных идеалов на тип жизни и поведения художника. Изучение систем биографий художников, соотнесенности биографического сознания с историей позволяет обнаружить новые точки соприкосновения художественного творчества с подвижными ориентирами социальной психологии, изменением ценностных предпочтений публики, ментальными особенностями разных эпох.
Совершенно очевидно, что предлагаемый анализ заявленной проблемы является только расширенной моделью поиска, в соответствии с которой можно разрабатывать структуру каждой отдельной биографии художника, чье творчество оказалось удостоенным чести попасть в школьную программу. В целом модель биографии, разрабатываемая автором учебника или учителем может, как показал историко-культурологический анализ проблемы, базироваться на параметрах: противопоставления себя художником условиям социального заказа; следования этим условиям; подавленности ими, лишающими как бы художника выбора, но на самом деле вынуждающими его реализовывать свободу в железных рамках социального заказа.
3. Наиболее правомерной для современной общеобразовательной школы является задача воспитания на уроках литературы заинтересованного и творчески ориентированного читателя. Мы предположили, что мастерство читателя, как и мастерство писателя, нуждается в тренировке и развитии. Чтение есть не менее творческий процесс, чем создание художественного произведения. Исходя из этого утверждения, работе с произведениями искусства придается особое значение, так как таким образом предлагается воспитывать не просто "эстетически развитую личность", но личность творческую, и творчество здесь обретает самый прямой (а не абстрактно-косвенный) смысл - поиск себя, а не личности создателя художественного произведения, в мире этого художественного произведения. Как для художника инструментом этого поиска являются кисти и краски, так для читателя (зрителя) инструментом этого поиска является картина, созданная художником. Творчество - процесс осмысленного создания, направленность созидательной цепи.
4. Исследование позволило утверждать, что направление профессионального мастерства учителя для решения этой задачи включает специальную квалификацию, активную мотивацию и владение методиками, позволяющими учителю стать ведущим звеном в организации полилога: автор-учитель-ученик. Учитель в такой модели оказывается не просто связующим звеном между творением художника и восприятием читателя. Он прежде всего демонстрирует ученику пути этой связи, способы их поиска и прохождения. Для этого учитель сам должен обладать качествами читателя-художника, опираться не на методические, разработанные третьим лицом (будь то методист, автор учебника, критик или сам художник в своих рассуждениях о творчестве), взгляды и отношения, а на свои собственные личностные мотивации. Здесь, кроме подготовленности осуществлять эту связь, необходима определенная смелость, открытость и, конечно, внутренняя наполненность.
5. Эффективным способом организации творческого полилога может быть специально смоделированная структура изучения творчества художника во взаимосвязи с особенностями его жизненной истории. Разрабатывая направления повышения профессиональной квалификации учителя, мы предлагаем опираться на следующие позиции и педагогические технологии, без которых, на мой взгляд, невозможно восприятие художественного произведения в его сложной связи с личностью творца, поскольку главной задачей для читателя-художника (будь то учитель или ученик) здесь является поиск в художественном произведении общих эманаций личности читателя и художника. Способность видеть это произведение "своим", "личным", опираясь на предложенные в модели разработки биографии ключевые точки, общие, на мой взгляд, для развития любого творческого процесса, а значит, и процесса чтения, определяет успешность присвоения учащимися ценностей и смыслов искусства.
Предложенная интерпретация обоснования основных положений, которые было призвано защитить проведенное исследование, закономерно базировалась на решении выдвинутых задач, которые на этом основании можно рассматривать как решенные.
Полученные результаты могут быть использованы для исследовательской работы и практической деятельности по повышению педагогического мастерства учителя, в создании специального методического пособия по проведению педагогической практики по предмету литературы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Полосухин, Виталий Витальевич, 2006 год
1. Научная литература
2. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М.: Наука,1973.-278 с.
3. Академические школы в русском литературоведении /АН СССР. Институт мировой лит. М.: Наука, 1975. - 516 с.
4. Акимова А. История и биография // Прометей. Историко-биографический альманах серии "ЖЗЛ". -М.: Молодая гвардия, 1966. -Т. 1.-С. 250-271.
5. Алперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979. 230 с.
6. Андроников И.Л. Ступени человеческого опыта // Вопросы литературы. 1973. - № 10. - С. 54-63.
7. Андроникова М.И. От прототипа к образу. М.: Наука, 1974. - 202с.
8. Антюхов A.B. Русская автобиографическая проза второй половины XVIII начала XIX веков: Традиции и новаторство, поэтика: Дис. канд. филол. наук. - М., 1996. - 172 с.
9. Арнаудов М. Психология литературного творчества. — М.: Прогресс, 1970.-654 с.
10. Баженов В.В. Биографический метод в научном творчестве академика Е.В. Тарле // История и историки. М.: Наука, 1973. С.290-298.
11. Барахов B.C. Литературный портрет: (Истоки, поэтика, жанр). Л.: Наука, 1985.-312 с.
12. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. -М.: Прогресс, 1994. 615 с.
13. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990. 212 с.
14. Бахтин М.М. Проблема автора // Бахтин М.М. Автор и герой. Кфилософским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. -С. 206-226.
15. Бахтин М.М. Античная биография и автобиография // Бахтин М.М. Эпос и роман. Спб.: Азбука, 2000. - С. 58-74.
16. Беленький И. JI. Биографика в системе наук о человеке: становление, этапы развития и междисциплинарный контекст отечественного биографоведения. М.: ИНИОН РАН, 1999. - 219с.
17. Беляева Н. В "дебрях" новых программ и учебников // Литература. Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". -М., 2001.-№ 17.
18. Биографический метод в социологии: история, методология и практика: Сб. ст./ Редкол.: Мещеркина Е.Ю., Семенова В.В. М.: Институт социологии РАН, 1994. - 147 с.
19. Биография и биографические сборники: Энциклопедический словарь / Сост. Брокгауз и Ефрон. — СПб., 1890-1907.
20. Биография как вид исторического исследования: Сб. науч. тр. / Редкол.: И. Г. Серегина (отв. ред.) и др. — Тверь: ТГУ, 1993. — 179 с.
21. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М.: Просвещение, 1991. - 206с.
22. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. /Под ред. О.Ю.Богдановой. — М.: Academia, 1999.- 397с.
23. Бонецкая Н.К. Проблемы методологии анализа образа автора // Методология анализа литературного произведения: Сб. статей /Отв. ред. Ю.Б.Борев. М.: Наука, 1988. - С. 60-85.
24. Борев Ю.Б. Судьбы художника и произведения как ключ к его смыслу. Биографический подход // Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения "Медного всадника". М.: Советский писатель, 1981.-С. 56-61.
25. Бочаров Г.К. Живое слово преподавателя литературы. M.-JL: Издательство академии пед. наук РСФСР, 1947. - 70 с.
26. Бугрина H.A. Документальность биографического повествования и его жанры // Факт, домысел, вымысел в литературе: Межвуз. сб. науч. тр. —Иваново: ИвГУ, 1987.-С. 117-131.
27. Бурсов Б.И. Писатель как творческая индивидуальность // Проблемы социалистического реализма. — М.: Советский писатель, 1961. —С. 206-280.
28. Бурсов Б.И. Реализм всегда и сегодня. -JL: Лениздат, 1967.- 468с.
29. Валевский А.Л. Методологические основания биографии: Дисс. канд. филос. наук. -Киев, 1990. 147 с.
30. Валевский А.Л. Основания биографики. Киев: Рад. школа, 1993.-392 с.
31. Вейман Р. "Новая критика" и развитие буржуазного литературоведения: История и критика новейших методов интерпретации: Пер. с нем. / Ред. С.Д. Комаров. М.: Прогресс, 1965. - 428 с.
32. Венок М.Ю.Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.-Пг.: В.В. Думнов, наследники бр. Салаевых, 1914. 384 с.
33. Виноградов Б.С. Ознакомление учащихся с творческой лабораторией писателя // В помощь учителю литературы. -Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1964. С. 31-40.
34. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. - 360 с.
35. Винокур Г.О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М.: Русские словари, 1997. - 174 с.
36. Винокур Г.О. Ранние биографии Пушкина // Винокур Г.О. Статьи о Пушкине. М.: Лабиринт, 1999. - С. 35-42.
37. Вильсон А. Биография как живое лицо. М.: Высшая школа, 1970.-118с.
38. Водовозов В.П. О преподавании русского языка и словесности в высших классах гимназии. СПб.: Изд. Д.Е.Жуковского, 1856. - 518 с.
39. Воробьев П.Г. Принципы и методы изучения биографии писателя // Преподавание литературы в VIII классе / Под ред. В.В.Голубкова. М.: Издательство АПН РСФСР, 1958. - С. 5-50.
40. Воробьев П.Г. Пути активизации учебно-воспитательного процесса на уроках, посвященных изучению биографии писателей // Опыт совершенствования преподавания литературы в старших классах. М.: Издательство академии пед. наук РСФСР, 1961.- С. 49-123.
41. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: Советский писатель, 1988.-525С.
42. Гарин И.И. Загадочный Гоголь. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. 640 с.
43. Гарин И.И. Многоликий Достоевский // Гарин И.И. Пророки и поэты.- M.: ТЕРРА, 1994. Т.4. - С. 7-413.
44. Гершензон М.О. Видение поэта. М.: Госиздат РСФСР, 1919. - 80с.
45. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Худож. лит., 1986. - 351 с.
46. Гете В. Поэзия и правда моей жизни. М.: Иностранная литература, 1923. - 125 с.
47. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л.: Советский писатель, 1987.- 400с.
48. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.: Интрада, 1999. - 415с.
49. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. Л.: Художественная литература, 1940. - 224 с.
50. Гладков А.К. Поздние вечера: Воспоминания, статьи, заметки. М.: Советский писатель, 1986. - 332 с.50.
51. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. М.: Академия наук СССР, 1937-1952.-Т.12.-720 с.
52. Голубков В.В. Изучение литературы в школе второй ступени. М.-Л.: Государственное издательство, 1930. - 204 с.
53. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1962. - 495 с.
54. Голубков В.В. Преподавание литературы в дореволюционной школе. -М.-Л.: Издательство АПН РСФСР, 1946. 322 с.
55. Гришунин А.Л. Автор как субъект текста // Серия литературы и языка. -М., 1993.-№4.-С. 12-19.
56. Гусев В.А. Герой и стиль: К теории характера и стиля. Сов. лит. на рубеже 60-70-х гг. М.: Художественная литература, 1983. - 286 с.
57. Гуревич С.А. Материалы по изучению биографии писателя и методы их использования // Русский язык и литература в средней школе. М., 1934.-№4.-С. 64-77.
58. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.-424с.
59. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1978. - Т. 1. - 699 с.
60. Данилов В.В. Методика русского языка. Пг. - Киев: Учпедгиз, 1917.-250 с.
61. Демченко A.A. Научная биография писателя: Пробл. изуч.: Учеб. пособие по спец. курсу для студентов филологического факультета. -Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1994. 70 с.
62. Демченко A.A. Проблемы научной биографии Н.Г. Чернышевского периода первой революционной ситуации: Дисс. канд. филолог, наук. -Саратов, 1971. -278 с.
63. Добин Е.С. Жизненный материал и художественный сюжет. Л.: Советский писатель, 1958. - 334 с.
64. Добролюбов H.A. О Плавте и его значении для изучения римской жизни. ПСС в 6-тт. — JL: Гослитиздат, 1934. Т.З. - 672 с.
65. Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в единстве с его творчеством // Совершенствование изучения русской литературы: Пособие для учителя / Под ред. А.Р. Мазуркевича, B.C. Гречинской. -Киев: Рад. школа, 1985.- С. 82-104.
66. Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе. — Киев: Радянська школа, 1988. — 192 с.
67. Дубин Б.В. Биография. Репутация. Анкета // Лица: Биографический альманах. 6. М.-СПб., 1995. - С. 3-12.
68. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый / Под ред. Н. Л. Бродского, В. Я. Кирпотина, Е. Н. Михайловой, А. Н. Толстого. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. — 644 с.
69. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций/ В.М. Жирмунский; Под ред. З.И. Плавскина, В.В. Жирмунской. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996,- 438 с.
70. Жуков Д.А. Биография биографии: Размышления о жанре. М.: Советская Россия, 1980. — 135с.
71. Звере Т.В., Станчек H.A. Этапы изучения художественногопроизведения в школе // Лекции по методике преподавания литературы. Вып. 1. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1975. - С. 28-40.
72. Иванова Е.М. Проблема автора в мемуарно-биографической прозе 50-60 годов: Дисс. канд. филолог, наук. Воронеж, 1971. - 259 с.
73. Ильин И. Достоевский как художник // Ильин И. Собрание сочинений в 10 т. М.: Русская книга, 1997. - Т. 6. - 560 с.
74. История художественного образования в России проблема культуры XX в. - М.: Изд. дом РАО, 2003. - 466 с.
75. Историческая биография: Historic biografy: Сб. обзоров к XVII Междунар. конгр. ист. наук (Мадрид, авг. 1990)/ Редкол.: Павлова Т.А. (отв. ред. и сост.) и др.- М.: ИНИОН, 1990.- 227с.
76. Каверин В. Уроки и соблазны // Каверин В. Собрание сочинений в 8-ми тт. М.: Художественная литература, 1983. - Т. 8. - С. 322-329.
77. Кандауров О.З. Автопортрет как исповедальный жанр // Красная книга культуры? М.: Искусство, 1989. - С. 189-201.
78. Катаев В. Разное. М.: Молодая гвардия, 1970. - 170 с.
79. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах. М.: Просвещение, 1964. — 164 с.
80. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Дисс. канд. педагогических наук. М., 1966. - 277 с.
81. Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. Изучение личности писателя в работе над художественным текстом (лирика Некрасова) // Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971. -С. 139- 165.
82. Ключевский В.О. Курс русской истории. М.-Пг.: Мысль, 1923.-240 с.
83. Кнабе Г.С. Личность и индивидуальность // Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима/ Г. С. Кнабе. -М.: Индрик, 1993. С. 170-190.
84. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Р.Дж. Коллингвуд. Пер. и коммент. Ю.А.Асеева. М.: Наука, 1980. - 485 с.
85. Кондаков И.М. Психология в зеркале пушкинской судьбы. М.: Эко, 2000.-224с.
86. Коновалов В.Н. Система жанров биографической прозы // Документальное и художественное в литературном произведении: Межвуз. сб. науч. тр./ Редкол.: В. В. Тихомиров (отв. ред.) и др. -Иваново: ИвГУ, 1994.-С. 148-158.
87. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. М.: Знание, 1971. - С.45-73.
88. Костелянец Б.О. Творческая индивидуальность писателя. Л.: Советский писатель, 1960. - 548 с.
89. Краснов Г.В. Мемуары как источник изучения психологии творчества // Психология процессов художественного творчества: Сб. статей / Отв. ред. Б.С.Мейлах, Н.А.Хренов. Л.: Наука, 1980. - С. 83-93.
90. Красноусов A.M. Современная методика в поисках новых путейлитературного образования: исторический очерк. 1917-1931 гг. -Мичуринск: Правда, 1958.-62с.
91. Кривцун O.A. Психология искусства. М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2000. - 224 с.
92. Кудряшов Н.И., Бочаров Г.К., Рождественский Б.В. О преподавании литературы в V-X классах. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.-75с.
93. Кузнецов Н.И. Биография как тип текста: На материале англоязычной биографии: Автореф. дис. канд. филол. наук. Одесса, 1990. - 167 с.
94. Кумок Я. Биография и биограф // Вопросы литературы. М., 1973.- №10.-С. 18-33.
95. Курдюмова Т.Ф. Изучение биографии М.Ю.Лермонтова в IV-VIII классах // М.Ю.Лермонтов в школе: Пособие для учителя / Сост. A.A. Шагалов. -М.: Просвещение, 1976. С. 141-153.
96. Курдюмова Т.Ф. Изучение биографии писателя // Преподавание литературы в старших классах. М.: Просвещение, 1964. С. 18-42.
97. Курдюмова Т.Ф. Изучение биографии писателя и реализация принципа историзма // Изучение И. С. Тургенева в школе. Орел: Орловское отделение Приокского издательства, 1972.-С. 110-137.
98. Курдюмова Т.Ф. Изучение биографии A.C. Пушкина на уроках литературы//Пушкин в школе. — М.: Просвещение, 1978. — С. 178-189.
99. Левчук Л.Т. Психоанализ и художественное творчество. — Киев: Вища школа, 1980.- 159с.
100. Лермонтовский сборник / Редкол.: И.С.Чистова, В.А.Мануйлов, В.Э.Вацуро. -Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1985. 344 с.
101. Литвинцева H.A. Психологический автопортрет. — М.: Интел-синтез, 1996.- 303 с.
102. Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М.: НПК "Интелвак", 2001.- 1600 стб.
103. Литературные чтения в V-VIII классах: Сборник статей / Под ред. М.А.Рыбниковой. М.: Учпедгиз наркомпроса РСФСР, 1938. - 120 с.
104. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970.-180 с.
105. Логинова H.A. Биографический метод в комплексном изучении человека // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. М., 1975. - Вып. 2. - С. 126-140.
106. Лосев В.И. Художественная автобиография Михаила Булгакова. М: Молодая гвардия, 1998. - 432 с.
107. Лотман Ю.М. Биография живое лицо // Новый мир.- М., 1985. -№2.
108. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте // Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997. С.804-816.
109. Маритен Ж. Ответственность художника. М., 1991.- 222 с.
110. Маранцман В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. -М.-Л.: Просвещение, 1965. 77 с.
111. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000.-217 с.
112. Мейлах B.C. Биография как методологическая основа // Человек науки.-М.: Наука, 1974.-С. 7-18.
113. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования // Психология процессов художественного творчества. — Л.: Наука, 1980.-С. 5-23.
114. Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. Л.: Наука, 1969.-450 с.
115. Медведев П.Н. В лаборатории писателя. Л.: Советскийписатель, 1971. — 392 с.
116. Медведев П.Н. Формализм и формалисты. JL: Издательство писателей в Ленинграде, 1934. - 210 с.
117. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
118. Моруа Андре. Современная биография // Прометей. Историко-биографический альманах серии "ЖЗЛ". М.: Молодая гвардия, 1968. -Т. 5.-С. 315-327.
119. Моруа Андре. О биографии как художественном произведении // Писатели Франции о литературе. М., 1978. 317 с.
120. М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников / Редкол: В.Э.Вацуро, Н.К.Гей, Г.Г.Елизаветина, С.А.Макашин, Д.П.Николаев, К.И.Тюнькин; Сост., подгот. текста и коммент. М. Гиллельсона и О. Миллер. — М.: Худож. лит., 1989. 672 с.
121. М.Ю.Лермонтов: Исследования и материалы / Редкол.: М.П. Алексеев (отв. ред.), А. Глассе, В.Э. Вацуро. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979.-431 с.
122. Незеленов А.И. Тургенев в его произведениях. СПб.: Типография А.С.Суворина, 1885. - 262 с.
123. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1971. - 256 с.
124. Новиков И.А. Писатель и его творчество. — М.: Советский писатель, 1956. 524 с.
125. Овсянико-Куликовский Д.Н. Вопросы психологии творчества. СПб.: Издание Д.Е. Жуковского, 1902. 304 с.
126. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 570 с.
127. Острогорский В.П. Двадцать биографий образцовых русских писателей. М.: Вузовская книга, 1999. - 112с.
128. Паустовский К. Г. Избранные произведения в 3-х тт. М.: Русская книга, 1997.-Т. 1.-720 с.
129. Педагогическая энциклопедия. В 4 ттЛлав. ред. И.А.Каиров. М.: Советская энциклопедия, 1964-1968. -Т. 2.-912 с.
130. Переверзев В.Ф. Творчество Гоголя. Иваново-Вознесенск: Основа, 1928.-182 с.
131. Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма: Сборник /Ред. В.Ф.Переверзев. М.: Современник, 1989. - 750 с.
132. Перетц В.Н. Из лекций по методологии истории русской литературы. Киев, 1914. -С. 133-138.
133. Перцов О.И. О пределах биографизма в показе героев // Литературная газета. 1931. — № 43. -10 августа.
134. Петелин В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. М.: Центрполиграф, 2000. 665 с.
135. Петросов К. Г. Маяковский: биография поэта и его творчество // Серия литературы и языка. М., 1993. - № 3. - С. 3-15.
136. Печерская Т. И. История литературы 1860-х годов: проблемы изученности и изучения // Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 1998.-№4.
137. Плутарх Сравнительные жизнеописания в 3-х тт. М.: Молодая гвардия, 1964. - Т. 1. - 336 с.
138. Подвицкий Н.Б. Изучение биографии писателя в школе. Пермь: Знание, 1977. - 62 с.
139. Померанцева Г. Е. Биография в потоке времени. ЖЗЛ: замыслы и воплощения серии. М.: Молодая гвардия, 1987. - 336 с.
140. Попова Т.В. Античная биография и византийская агиография // Античность и Византия. М.: Искусство, 1975. - С. 215-250.
141. Потницева Т.Н. Биография как жанр английской литературы ХШ-Х1Хвв.: Дис. д-ра филол. наук. Днепропетровск, 1993. - 401 с.
142. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. Л.: Знание, 1977.-234С.
143. Проблемы автора в художественной литературе. Ижевск: Слово, 1983.-217 с.
144. Проклов Ю.Д. Проблема изучения личности писателя в средней школе. Дисс. канд. филологических наук. М., 1977. - 208 с.
145. Проблемы преподавания литературы в средней школе. Пособие для учителя / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой .- М.: Просвещение, 1985. 192 с.
146. Райумникова C.B. Личность писателя в школьном курсе литературы // Повышение эффективности обучения литературе. М.: Просвещение, 1974.-С. 68-81.
147. Рез З.Я. Лермонтов в школе. Л.: Учпедгиз, 1963. - 224 с.
148. Росси Л. Аполлон Григорьев: Биография в культурологическом аспекте // Серия литературы и языка. М., 1989. - № 5. - С. 20-96.
149. Ростовцева H.H. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе изучения биографии писателя // Вопросы преподавания языка, литературы и истории в средней школе. Ленинабад: Ирфон, 1965.- 186 с. С. 6-49.
150. Роткович Я.А. История преподавания литературы в современной школе. — М.: Просвещение, 1976. — 335 с.
151. Румянцева Н. Биография писателя в школе // Литературоведение и школа. Тарту, 1969. - С. 109-120.
152. Рыбников H.A. Биографии и их изучение. -М.: ОГИЗ, 1920. 93с.
153. Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы. М.: Государственное издательство, 1930. 96 с.
154. Рыбникова М.А. Работа словесника в школе. М.- Пг.: Госиздат, 1922.-182с.
155. Рюриков Б.А. О пережитках одного устаревшего метода в литературоведении // Литература и жизнь.- М.: Советский писатель, 1953. —С. 257-270.
156. Сапожникова Д.Я. О формировании у школьников представлений о личности писателя при изучении биографии писателя в школе // Повышение эффективности обучения литературе. — М.: Просвещение, 1974.- С. 22-48.
157. Сарнов Б.М. Занимательное литературоведение, или Новые похождения знакомых героев. М.: Текст, 2003. - 398 с.
158. Семанов С. О жанре исторической биографии // Вопросы литературы. М., 1971. -№ 2. - С. 244-247.
159. Сендерович С. Чехов — с глазу на глаз. История одной одержимости. Опыт феноменологии творчества. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994.-286с.
160. Сент-Бев Ш. О. Литературные портреты. Критические очерки. -М: Наука, 1970.-584 с.
161. Сквозников В. Д. Биографический аспект в содержании поэтического произведения // Методология анализа литературного произведения: Сборник статей / Отв. редактор Ю.Б.Борев. М.: Наука, 1988.-347 с.
162. Смайлс С. Жизнь и труд, или Характеристики великих людей. -М.: Терра, 1997.-Т. 1.-336 с.
163. Слово о писателе — на урок. Учебное издание в 2 ч. Составитель Окулова Г.Е. Оса: Росстани-на-Каме, 1995. - Ч. 1 -128 с.
164. Станчек H.A. Урок звено в системе уроков по теме // Урок литературы в школе: Сб. научных работ. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1974. -С. 38-58.
165. Столович Л.Н. Жизнь — творчество человек: функциихудожественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. - 415 с.
166. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. — Спб.: Изд. Сытина, 1913. -464 с.
167. Тимерманис Н.В. Изучение личности И. С. Тургенева в средней школе. Рига: Звайгзне, 1973. - 40 с.
168. Тимерманис Н.В. Формирование представления о личности писателя в сознании школьников в процессе школьного обучения: Дисс. канд. филологических наук. Л., 1970. - 173 с.
169. Толстая Т.В. Детство Лермонтова. М.: Детская литература, 1964.-334с.
170. Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. Л.: Политиздат, 1959. - 320 с.
171. Томашевский Б.В. Литература и биография // Книга и революция. 1923, №4.
172. Трыков В.П. Французский литературный портрет 19 века. М.: Флинта, 1999.-3 5 8с.
173. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л.: Политиздат, 1929.- 124 с.
174. Тэн И. Философия искусства. М.: Изогиз, 1933. - 360 с.
175. Фаустов A.A. Авторское поведение в русской литературе. Середина 19 века и на подступах к ней. — Воронеж: Изд. Воронеж, пед. ун-та,1997.-106 с.
176. Фаустов A.A., Савинков B.C. Очерки по характерологии русской литературы: середина 19 века. Воронеж: Изд-во Воронеж, пед. ун-та,1998,- 156с.
177. Фишер В.М. Опыты систематического прохождения литературы в школе. М.: ОГИЗ, 1914.-223 с.
178. Фортунатов Н.М. Творческий процесс Л. Н. Толстого как "опытв лаборатории" // Психология процессов художественного творчества. — Л.: Искусство, 1980.-288 с.
179. Францман Е. Изучение жизни и творчества писателя // Литературоведение и школа. Тарту: Эстонская книга, 1969. - С. 12-23.
180. Хехерль А. Автобиографизм и художественный вымысел в романе П. Д. Боборыкина "В путь-дорогу" // Документальное и художественное в литературном произведении. Межвуз. сб. — Иваново: Наука, 1994.-С. 45-56.
181. Хван Л.Б. Изучение биографии писателя в школе. Нукус: Билим, 1991.-35 с.
182. Ходасевич В.Ф. Некрополь // Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М.: Согласие, 1997. - Т. 4. - С. 17-184.
183. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Знание, 1977. - 446 с.
184. Цейтлин А.Г. Труд писателя. М.: Советский писатель, 1968. - 564с.
185. Черашняя Д.И. Авторское сознание в лирике А.К. Толстого и проблема творческого метода поэта // Поэтика русского реализма второй половины 19 века. Ижевск: Наука, 1978. - С. 15-23.
186. Черняев А. Воспитательная система, основанная на биографиях великих людей. СПб: Изд. Сытина, 1909. - 56 с.
187. Чирковская Т. В. Один из приемов изучения биографии писателя в 7 классе // Литература в школе. М., 1959.- - № 3. - С. 25-48.
188. Чудакова М.О. Дело поэта // Вопросы литературы. — М., 1973. -№10.-С.63-73.
189. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.: Книга, 1988.-493 с.
190. Шейман Л. А. Изучение биографии писателя // Методика преподавания русской литературы в национальной школе. Л.:
191. Просвещение, 1983. С. 75-86.
192. Шейман JI. А. Целостное изучение жизни и творчества русского писателя в киргизской школе. Фрунзе: Мектеп, 1979. - 148 с.
193. Широковский Ю.С. Формирование представлений об авторе при изучении романа A.C. Пушкина "Евгений Онегин" // Литература в школе. М., 1991.- №4.-С. 88-95.
194. Эгерштром М.Н. К вопросу об изучении биографии писателя в школе // Литература в школе. — М., 1947. № 1. — С. 86-91.
195. Эйхенбаум Б.М. Как сделана "Шинель" Гоголя // Поэтика. Хрестоматия по вопросам литературоведения для слушателей университета / Сост. Б.А.Ланин. М.: издательство Российского открытого ун-та, 1992. - С.93-111.
196. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.: Советский писатель, 1987. - 542 с.
197. Эпштейн М.Н. Новое в классике // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны.-М., 1988.
198. Эткинд А. Эрос невозможного. СПб.: MEDU3A, 1993. - 464 с.
199. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.: Трактаты, статьи. М.: Молодая гвардия, 1987. - 380 с.
200. Янская И., Кардин В. Спор о биографии // Пределы достоверности. М.: Советский писатель, 1981. - С.73-95.1.. Учебники и учебно-методические комплекты
201. Беленький Г.И. Уроки литературы в 8 классе: Методические советы к учебнику-хрестоматии "Литература. Начальный курс". М.: Мнемозина, 2001. - 143 с.
202. В мире литературы. 5 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват.учеб, заведений / Авт.-сост. А. Г. Кутузов и др. В двух частях. М.: Просвещение, 1992. - 4.1 - 223 е., 4.2 - 223 с.
203. В мире литературы. 6 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб, заведений / Авт.-сост. А. Г. Кутузов и др. 4. изд., стер. - М.: Дрофа, 2000.- 465 с.
204. В мире литературы. 7 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобраз. учеб, заведений / Авт.-сост. А. Г. Кутузов и др. — 4-е изд. — М., 2000. —476 с.
205. В мире литературы. 8 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. уч. заведений. / Авт.-сост. А. Г. Кутузов. — 4-е изд. — М., 2000. —494 с.
206. В мире литературы. 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. А. Г. Кутузов и др. — 4-е изд. — М., 2000. —555 с.
207. Зайцева О.Н. Литературное образование: 5-6 кл. :: Метод, рекомендации для учителя // О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин.- 5. изд., стер.- М.: Дрофа, 2001.- 121 с.
208. Изучение литературы в 6 классе: Метод, рекомендации для учителя / Под ред. В.Г.Маранцмана. СПб.: Специальная Литература, 1998. - 246с.
209. Качурин М.Г. Русская литература. 9 класс. М., 1994. - 234 с.
210. Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Метод, советы. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2001. — 176 с.
211. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Метод, советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский. — М.: Просвещение, 2001. — 156 с.
212. Кудина Г. Н. Новлянская 3. Н. Литература как предмет эстетического цикла. 1-й 3-й класс. Методические рекомендации. М., 1994, 400 с.
213. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 6 кл.: Методическиерекомендации. М.: Дрофа, 2000. - 192 с.
214. Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 кл.: Методические рекомендации. М.: Дрофа, 2001.- 160 с.
215. Литература. Учеб.-хрестоматия для 6 кл. / Под ред. В.Г.Маранцмана. -СПб.: Специальная Литература, 1998. 312 с.
216. Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 8 кл.: Методическое пособие / Под ред. А.Г.Кутузова. — 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2000. 128 с.
217. Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие / Под ред. А.Г.Кутузова. 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2001,- 144 с.
218. Кутузов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 7 кл.: Методическое пособие. 3-е изд., стереотип. - М., Дрофа, 2000. - 64 с.
219. Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Методическое пособие. 5-е изд., стереотип. - М., Дрофа, 2001. - 112 с.
220. Литература. Уч.-хрестоматия для 5 класса ср. общеобразоват. шк.м / Под ред. В.Г.Маранцмана и М.А.Мирзоян. СПб.: Специальная литература, 1996.-3 80с.
221. Литература. 5 кл. Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт. сост. Т. Ф. Курдюмова. — М., 1998. — Ч. 1.130 с. Ч.2.-170с.
222. Литература. 5 класс. У ч.-хрестоматия / Под ред. Н.А.Нефедовой, М. Б. Ладыгина. М.: Дрофа, 2000. - 4.1- 140 с. 4.2-127 с.
223. Литература. 5 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. -М.: Просвещение, 2001. -Ч. 1-180 с. 4.2-166 с.
224. Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. М.А.Снежневская,
225. О.М.Хренова. М.: Мнемозина, 1999. -Ч. 1-203 с. 4.2-212 с.
226. Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.П. Полухина. 7 изд. - М.: Просвещение, 2000.-Ч. 1- 180с. 4.2-191 с.
227. Литература. 6 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. уч. заведений / Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2000. - 383 с.
228. Литература. Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / Авт.-сост.: О.М.Хренова, М.А.Снежневская. -3-е изд. -М. Мнемозина, 2001. Ч. 1-303 с. Ч.2.-317 с.
229. Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учеб, заведений / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. М.: Дрофа, 2000. - 480 с.
230. Литература. Начальный курс. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобраз. учреждений / Под ред. Г.И.Беленького. М.: Мнемозина,1999. Ч. 1-230 с. Ч.2-280с.
231. Литература. Уч.-хрестоматия для 7 кл. средних общеобраз. школ / Под ред. В. Г. Маранцмана. СПб.: Специальная Литература,2000. 340 с.
232. Литература. 8 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб, заведений / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др. - М.: Дрофа, 2000. - 380 с.
233. Литература. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений с углубленным изуч. литературы / Авт.-сост. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин и др. М.: Дрофа, 2000. - 310с.
234. Литература. Русская классика. 9 кл. Учебник-практикум для общеобраз. учреждений / Под ред. Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 1997.-344с.
235. Литература: 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 1997. - С. 135.
236. Литература: 8 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений // В. Г. Маранцман. В двух частях. М.: Просвещение, 2001. - 4.1 - 334 е.,4.2.-382 с.
237. Литература. Начальный курс. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях / Авт.-сост. Г.И. Беленький. — М.: Мнемозина, 2000. Ч. 1 .-351 е., Ч.2.- 272 с.
238. Литература: Учеб. хрестоматия для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова и др. — М.: Просвещение, 1996. — 280с.
239. Литература: Хрестоматия для 6 кл. шк. с углубл. изуч. лит., гимназий и лицеев / Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Т.Г.Тренина. М.: Дрофа, - 438 с.
240. Литература: 7 кл.: Учеб. хрестоматия для шк. и кл. с углубл. изучением лит., гимназий и лицеев / Авт.-сост.: М.Б.Ладыгин и др. -4. изд., стер. М.: Дрофа, 2000. - 479 с.
241. Литература: Хрестоматия для 8-го кл. в шк. с углубл. изуч. лит., гимназиях и лицеях / Авт.-сост. М.Б.Ладыгин и др. М.: Просвещение, 1994. -413с.
242. Маранцман В.Г. Литература: 9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1998. - 443 с.
243. Методические советы к учебнику-практикуму для 9 кл.: Литература. Русская классика / Под ред. Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 1999.-98с.
244. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя / Под ред. М.А.Снежневской. -М.: Мнемозина, 2000. 238 с.
245. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 класса: Пособие для учителя / Под ред. М.А.Снежневской. М.: Мнемозина,2002.-170 с.
246. Полухина В.П. Литература: 6 кл.: Метод, советы. — 4-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2001. 158 с.
247. Программа общеобразоват. учреждений. Литература под ред. В.Я.Коровиной. 5-11 кл. М.: Просвещение, 2001. - 96 с.
248. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл. / Сост. Т.А.Калганова. 5-е изд. - М.: Дрофа, 2002. - 320 с.
249. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 1-11 кл. // Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2000. - 80 с.
250. Хренова О.М. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. — М.: Мнемозина, 2002. 161 с.
251. Читаем. Думаем. Спорим: Кн. для самостоят, работы учащихся по лит.: 9-й кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький и др. / Под ред. Г.И.Беленького. М.: Просвещение, 1996. - 334 с.
252. Читаем, думаем, спорим: Дидакт. материалы по литературе, 8 кл. / Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001.-252 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.