Проблема аномии в солидаризационной модели социальной реальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Жалкиев, Валентин Тильманович

  • Жалкиев, Валентин Тильманович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 185
Жалкиев, Валентин Тильманович. Проблема аномии в солидаризационной модели социальной реальности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Краснодар. 2011. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Жалкиев, Валентин Тильманович

олидаризационная модель социальной реальности гико-методологические основы исследования солидарности эстные основания социальной солидарности льные свойства солидарности оциоструктурные и мировоззренческие основания аномии в юм российском обществе эриализация аномии в социальной теории

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема аномии в солидаризационной модели социальной реальности»

Актуальность темы исследования. Аномией принято называть состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок1. Такое состояние характерно для обществ, находящихся в стадии становления: первичного - для новых социальных образований; регенеративного, когда общество восстанавливается после кардинальных трансформационных процессов, не затронувших при этом его ценностных основ; либо переходного, когда общество формирует новые ценностные образцы взамен неактуальных, вследствие радикальной качественно изменившей общество трансформации.

Россию, мы полагаем, справедливо отнести к третьей категории становящегося общества. В начале 90-х годов XX века в нашем обществе произошла кардинальная смена тоталитарного режима на демократический в совокупности со сменой экономической формации с социалистической на капиталистическую. Следствием такого революционного поворота истории России стала недоразвитость и фактическая неэффективность новых демократических институтов, дополненная крайней неустойчивостью экономической системы вновь образованного государства. Несмотря на то, что законодательная база новой России была основана на опыте стран с устоявшейся демократической правовой системой, законы в стране не работали вследствие описанной выше неприспособленности к ним общества. Это породило правовой вакуум, реакцией на который стало нивелирование значимости закона в общественном сознании, правовой нигилизм значительной части населения. Аномия была и остается в России обусловливающим фоном всех вышеуказанных процессов. По-прежнему наблюдается расхождение между потребностями и интересами значительной части населения с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой.

Аномический фон в России является одним из важнейших факторов, удерживающих ряд негативных социальных явлений: коррупцию, низкий уровень правосознания и т.д. на недопустимом для современного демократического государства уровне. Исходя из вышесказанного, аномия является одной из острейших на сегодняшний день социальных проблем российского общества.

Вместе с тем, общественные отношения основываются главным образом на чувстве солидарности людей по отношению друг к другу. Эта несправедливо затененная в современной науке социально-философская категория отражена во многих фундаментальных социологических работах и заслуживает тщательнейшей разработки как понятие, отражающее сущностное свойство общественной реальности. Разработка модели солидаризирующегося общества поможет прояснить суть множества макросоциальных процессов и социальной динамики в целом. В данном исследовании предпринимается попытка разработки такой концепции с последующей экстраполяцией значимых выводов на проблему аномии в современном российском обществе.

Степень разработанности темы. Говоря о степени разработанности данной темы, следует, прежде всего, оценить освещенность двух основных категорий, представленных в исследовании: «солидарность» и «аномия». Таким образом, анализируемые источники закономерно делятся на две основные группы. Первую группу составляют работы, относящиеся к теории солидарности либо содержащие философский анализ ее онтологических корней. Во вторую группу - труды, касающиеся проблемы аномии.

Категория солидарности является одной из центральных для всего комплекса социологического знания и, как следствие, она широко распространена в философской и социологической литературе.

Онтологические основания солидарности следует искать уже в античной философии. Так, Аристотель в своей «Политике» называл человека «политическим животным», обосновывал социальные корни человеческой природы, жесткую детерминацию деятельности человека социальными условиями и, таким образом, предвосхитил собственно социологическое обоснование данного понятия, сформированное многими веками позже. Солидарность на основе всеобщей принадлежности и всеподчиненности Божественному началу обосновывалась в трудах мыслителей Средневековья: в частности, Августин Блаженный выделял две противоположные модели солидарности: Град Божий и Град Земной; в учении Фомы Аквинского также можно найти интуицию теории солидарности, выразившуюся в его представлениях о двойственной сущности государства: экономической и моральной, где солидаризация происходит совокупно по двум указанным причинным комплексам. В философии Нового времени натуралистическое истолкование солидарности можно встретить в трудах видного философа социально-политического толка Ж.-Ж. Руссо, утверждавшего, что равные по своей природе люди имеют естественную склонность к солидаризации, однако реализации этой человеческой добродетели мешает противоестественное социальное неравенство, которое предполагает государство. Свое наиболее полное онтологическое обоснование понятие солидарности получило в классической философии Нового времени стараниями в первую очередь И. Канта. Основатель немецкой классической философии в качестве солидаризирующего ядра обосновывал категорический императив, в соответствии с которым человек должен поступать так, чтобы максима его поступка могла стать общеобязательным правилом. Призывая при этом относиться к человеку как к моральной цели, но никогда как только к средству, И. Кант доказывал, что мораль по своей сути автономна, т. е. имеет трансцендентальные корни, независимые от человеческого рассудка. В социальном аспекте эта онто-этическая доктрина утверждает моральную природу и общеобязательность солидаризации. Еще одним трансцендентально-ориентированным мыслителем, идеи которого могут быть использованы в качестве методологической основы исследования интересующего нас предмета, является основатель феноменологической традиции в философии Э. Гуссерль.

Социологическая разработка категории солидарности осуществлялась главным образом в работах французских социологов О. Конта и Э. Дюркгейма, которые выявили взаимообусловленность системы разделения общественного труда и солидарности. В работе Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» солидарность выступает одним из ключевых сквозных понятий. Свое развитие в социологии категория солидарности получила в работах еще одного французского философа, социолога и правоведа JI. Дюги, разработавшего так называемую «теорию солидаризма». В настоящее время категория солидарности утратила свое фундаментальное значение и рассматривается в контексте теорий систем, экономического детерминизма и других методологических моделей, где в основание общественного развития закладывается иное, отличное от солидарности, начало. За последней признается хоть и важное, но все-таки прикладное значение. Исключением является феноменологически-ориентированная социология, основателем которой выступает А. Шютц, признававший солидарность в качестве основной ценности общественных отношений.

Среди отечественных мыслителей, разрабатывавших проблему солидарности в XIX - начале XX века, следует выделить представителей двух противодействующих направлений персонализма: иерархического и антииерархического. Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, E.H. Трубецкой -сторонники иерхического, или органического, персонализма, рассматривали социум в качестве сверх-организма. Данной точке зрения противостоит антииерархический, или неорганический, персонализм, представленный, в частности, концепциями H.A. Бердяева, В.И. Иванова и C.JI. Франка. Ключевая установка антииерархистов заключается в отрицании личностного, органического начала в общественном. Однако представители обоих направлений сходятся в одном: и те, и другие считают, что солидаризация русского народа должна происходить на основе соборности - единства в «теле Христовом», то есть русской православной церкви.

Современные исследователи, в той или иной мере изучающие проблемы солидарности, менее идеологизированы. Так, Ю.Г. Волков рассматривает социальную солидарность как личностную коммуникацию между субъектами общественного действия на основе общности их интересов. Проявлением солидарности, с точки зрения Ю.Г. Волкова, выступает взаимная поддержка. Другой современный исследователь солидарности - А .Я. Флиер - рассматривает ее как нормообразующую систему, играющую стержневую роль в социокультурном пространстве. Ряд других ученых соотечественников: A.C. Ахиезер, Л.Д. Гудков, А.П. Заостровцев, В.И. Пантин, В.В. Лапкин, В.Г. Федотова, С.А. Кравченко, Н.Е. Тихонова - анализируют состояние солидарности в современном российском обществе .

2 Волков Ю.Г. Креативный класс: проблема концептуализации в российском обществе. Р-н-Д. - 2011; Волков Ю.Г. Креативный класс в российском обществе: в поисках исторической субъективности. Р-н-Д. - 2011; Волков Ю.Г. Креативная личность в культурно-историческом контексте. Р-н-Д. - 2011; Волков, Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления /Ю.Г. Волков// Социологические исследования. - 2006. - № 7. - С. 13-22; Волков Ю.Г. Социальные отношения и социальная сфера / Ю.Г. Волков // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С. 34-41; Ахиезер, A.C. Монологизация и диалогизация управления (опыт российской истории) / A.C. Ахиезер // Общественные науки и современность. - 2004. -№ 2. - С. 24-34; Ахиезер, A.C. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). Том I. От прошлого к будущему. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1997. - 808с.;

Отдельного упоминания заслуживают труды М.К. Зверева, осуществившего полномасштабное социально-философское исследование солидарности в современном российском обществе.

Теория аномии берет начало в социальной философии Э. Дюркгейма. Французский социальный философ в своем трактате «О разделении общественного труда» подвергает анализу главным образом мировоззренческие аспекты аномического состояния общества, определяя аномию как отсутствие или размытость социальных норм. Следует сразу же отметить, что социально-философские воззрения Эмиля Дюркгейма имеют для настоящего исследования важнейшее значение в силу того, что он разрабатывал как категорию солидарности, так и категорию аномии. Вслед за Э. Дюркгеймом проблему аномии в социальном аспекте затронул Роберт

Ахиезер, A.C. Специфика российской цивилизации / A.C. Ахиезер // Цивилизации. -2004. - № 6. - С.217-242.; Гудков, Л.Д. Феномен негативной мобилизации / Л.Д. Гудков // Общественные науки и современность. - 2005. - № 6. - С. 46-57; Гудков, Л.Д. □ Советский человек□ в социологии Юрия Левады / Л.Б. Гудков // Общественные науки и современность. - 2007. - № 6. - С. 16-30; Заостровцев, А.П. Конституционная экономика, общественный договор и российское общество / А.П. Заостровцев // Общественные науки и современность. - 2008. - № 1. - С. 56-68; Пантин, В.И., Лапкин, В.В. Политическое самоопределение российского общества / В.И. Пантин, В.В. Лапкин // Общественные науки и современность. - 2006. - № 4. - С. 78-87; Федотова, В.Г. Апатия на Западе и в России / В.Г. Федотова // Вопросы философии. - 2005. - № 3. - С. 3-19; Федотова, В.Г. Социальное государство и рынок / В.Г. Федотова // Свободная мысль - XXI. - 2002. - № 7. - С. 78-94; Федотова, В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России / В.Г. Федотова // Вопросы философии. - 2005. - № 11. - С. 3-23; Федотова, В.Г. Хорошее общество / В.Г. Федотова. - М: Прогресс-Традиция. - 2005. -544 е.; Федотова, В.Г., Кросс, Ш. Православие, Вебер и новый русский капитализм / В.Г. Федотова, Ш. Кросс // Общественные науки и современность. - 2006. - № 2. - С. 41-51; Флиер, А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 2000. - № 2. - С. 151-165; Флиер, А.Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства сообществ / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 2002. - № 1. - С. 166-183; Тихонова, Н.Е. Личность, общность, власть в российской социокультурной модели / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 30-40; Тихонова, Н.Е. Оптимальная модель социальной политики в массовых представлениях / Н.Е. Тихонова // Социологические исследования. - 2006.-№12.-С. 9-14; Тихонова, Н.Е. Социальная эксклюзия в российском обществе / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2002. - № 6. - С. 5-17; др.

Мертон, объяснивший социоструктурные факторы этого явления. С точки зрения Р. Мертона, аномическое состояние общества вызвано несоответствием доминирующих ценностей легитимным путям их достижения.

Сегодня проблема аномии входит в предметное поле социально-гуманитарного знания и находится под пристальным вниманием криминологии, социологии, девиантологии, психологии, социальной философии и многих других социальных и гуманитарных наук.

В отечественной социальной науке проблема аномии достаточно разработана. К наиболее существенным для данной работы исследователям следует отнести: В.М. Горшенина, Я.И. Гилинского, А.Г. Аганбегяна, В.Г. Немировского, Ю.А. Леваду, А.Б. Гофмана, В.Н. Кудрявцева, Ю.И. Семёнова, Т.И. Заславскую, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, B.C. Афанасьева и других3.

Особого внимания в этой заслуживает работа Д.Г. Геращенко «Структурно-деятельностное измерение правовой аномии в российском обществе», в которой автор анализирует социоструктурные и мировоззренческие свойства аномии в структурно-функционалистическом методологическом ключе. Иной срез аномии рассматривается в работе М.Ю. Попова, посвященной исследованию правовой социализации личности: здесь аномия выступает фоновым социокультурным условием социализации молодежи.

Вместе с тем, несмотря на глубокую и развернутую проработку категорий солидарности и аномии, в социальной философии после Э. Дюркгейма не проводилось значимых исследований проблемы аномии в

3 Немировский В.Г. Универсумная диагностика российского общества. Красноярск, 2001; Кудрявцев СВ. Конфликтологический анализ криминогенных ситуаций // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологические исследования. - М., 1990; Семёнов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. - М.: Старый сад, 1999; др. контексте теории солидарности. Кроме того, сама социальная солидарность как объект исследовалась в методологическом поле не-солидаризационных парадигм.

Объект исследования - аномия как социальное явление. Предмет исследования - социоструктурные и мировоззренческие детерминанты аномии в современном российском обществе.

Цель - исследование феномена аномии в современном российском обществе в контексте солидаризационной модели социальной реальности. Задачи исследования:

Задачи исследования: выявить онтологические основания социальной солидарности; обосновать солидаризационную природу социальной реальности; проанализировать социальные факторы солидаризации; исследовать историю развития теории аномии в контексте солидаризационной модели общественной реальности; проанализировать ключевые социоструктурные и мировоззренческие факторы аномического состояния современного российского общества; исследовать развитие представлений о солидарности в российском социально-философском дискурсе; проанализировать феноменологию солидарности в современной России, ее влияние на аномическое состояние российского общества.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическая база настоящего исследования представляет собой единый комплекс, составленный из трех этапов разработки заявленной темы.

На первом этапе выстраивается объяснительная модель солидаризирующегося общества, которая в значительной степени сформулирована Э. Дюркгеймом, считавшим солидарность важнейшим атрибутом социетальной системы. В своей теории солидарности

Э. Дюркгейм исходил из сугубо общественных предпосылок, используя главным образом обширную историко-фактическую базу. Таким образом, его концепция разработана на основе естественной познавательной установки, то есть социальный факт и, как следствие, солидарность, исследуется социологом как нечто трансцендентное по отношению к сознанию субъекта общественных отношений. Вместе с тем, более поздние мыслители: Э. Гуссерль и А. Щютц - обосновали адекватность трансцендентально-феноменологической методологической установки для социально-философского познания ввиду его рефлексивной природы. Философское обоснование солидарности разрабатывается в данном диссертационном исследовании путем онтологического анализа проблемы солидарности в феноменологическом ракурсе. Исходя из обозначенных теоретико-методологических предпосылок, в первой главе диссертации производится уточнение, доработка основ солидаризационной парадигмы объяснения основных детерминант общественного развития на базе уже представленных в истории социальной философии идей, в первую очередь - Э. Дюркгейма, но в рамках принципиально иной в сравнении с осуществленной в трудах Э. Дюркгейма методологической установки.

На втором этапе исследование проблемы аномии в современном российском обществе осуществляется в категориальном поле феноменологической социологии с учетом методологических основ, сформированных в рамках исследования солидаризации, что позволит объединить подходы к объяснению феномена аномии, предложенные Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном. Такое объединение представляется правомерным и непротиворечивым благодаря тому, что указанные мыслители осуществляли анализ разных «ипостасей» этого феномена: Э. Дюркгейм исследовал формы и особенности проявления аномии в духовной сфере, в то время как Р. Мертон - ее социоструктурные детерминанты.

Наконец, третий этап - экстраполяция разработанной солидаризационной объяснительной модели на проанализированную проблему аномического состояния российского общества с целью обозначения ключевых принципов преодоления аномии в российском социокультурном пространстве.

Научная новизна исследования заключается в следующем: в результате философско-методологического анализа социальной действительности выявлены натуралистические и трансцендентальные основания солидарности; посредством эйдетической редукции социального факта доказана солидаризационная сущность социальной реальности; в результате трансцендентально-феноменологического анализа феноменологии солидарности определены ее социоструктурные и мировоззренческие свойства; в результате исследования представленных в истории социально-философской мысли объяснительных моделей, в предметное поле которых входит проблема аномии, в контексте солидаризационной модели социальной реальности определена аномия в качестве результата недостаточного уровня реализации общественного солидаризационного потенциала; подвергнуты социально-философскому анализу ключевые социоструктурные и мировоззренческие основания аномии в современной России, в результате чего наиболее значимыми основаниями аномии признаны: социальные трансформации, индифферентность правосознания, деидеологизация; в ходе исследования точек зрения о природе солидарности, представленных в российском социально-философском дискурсе, выявлена близость категорий «соборность» и «солидарность»; в результате социально-философского анализа конкретно-исторической ситуации России на рубеже XX и XXI вв. выявлены существенные характерные черты солидаризации современного российского общества и их взаимосвязь с проблемой аномии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Солидарность как категория социальной философии требует философско-методологической разработки в двух онтологических ракурсах: натуралистическом и трансцендентальном. Необходимость онтологического обоснования связана тем, что в качестве феномена, непосредственно данного к опытному изучению, солидарность не представлена, и единственный возможный путь ее изучения - это путь объективации сущностной стороны солидарности. Наибольшим познавательным потенциалом для реализации задачи объективации сущностной стороны солидарности обладает рефлексивная познавательная установка, обоснованная в феноменологическом подходе к исследованию социальной реальности.

2. Социальная солидарность онтологически обусловлена двумя началами, присущими субъекту общественных отношений - индивиду. Во-первых, это единая для всех людей Природа; во-вторых, трансцендентальное единство субъектов общественных отношений. В связи с этим солидарность выступает фундаментальным, субстанциальным условием общественного как в социоструктурном, так и в духовном аспекте.

3. Интегративность - важнейшее социальное свойство солидарности, определяющее ключевую ее социальную функцию. В социоструктурной сфере солидаризационная интеграция выражается во взаимозависимости составляющих общество индивидов, детерминируя конструктивное социальное действие, направленное на конституирование социальных институтов. В духовной сфере солидарность выражается в конституировании общих смыслов, среди которых важное место занимают ценности и формулируемые на их основе моральные и правовые нормы.

4. Аномия - сложное социальное явление, включающее совокупность социоструктурных и духовных характеристик. В рамках солидаризационной модели социальной реальности аномию следует понимать как результат недостаточного уровня солидаризации какого-либо общества. Таким образом, онтологически аномия является следствием отсутствия устойчивой социальной феноменологии солидарности. В социоструктурном аспекте аномия - это несоответствие институциональной системы социально одобряемым целям. В духовной сфере аномия выражается в неопределенности системы ценностей социальной общности в целом и отсутствии четких ценностных образцов в частности. Аномия неизменно сопровождает трансформационные процессы, затрагивающие основы социоструктурной и духовной сфер общественной реальности.

5. Аномическое состояние современного российского общества обусловлено рядом явлений и процессов. Ключевыми социоструктурными условиями выступают социальные трансформации, сопровождающие становление российского демократического государства, последствиями которых стали неустойчивость зарождающихся демократических институтов и неадекватность социального контроля. Мировоззренческие факторы можно разделить на две основные группы, отнеся их к правосознанию и моральному сознанию современного российского общества. Наиболее существенной детерминантой аномии, относящейся к сфере правосознания, является его индифферентность, переходящая в нигилизм, усиленный пренебрежительным отношением к закону со стороны самих представителей государственной власти. В совокупности с такими характеристиками морального сознания россиян, как деидеологизация, возникшая вследствие разрушения социалистических идеалов, а также социально одобряемая достижительная установка в целеполагании, эти две группы мировоззренческих факторов образовали стимулирующую развитие аномии духовную почву.

6. Наиболее близкой в содержательном отношении к категории солидарности в русской философской традиции выступает «соборность». Общим между двумя этими категориями является то, что они предполагают всеобщую социальную интеграцию. Расхождения заключаются главным образом в том, что соборность предполагает точно определенную идеологическую основу, и потому солидарность может быть либо «истинной» т. е. основанной на такой соборности либо «ложной», в основу которой ложится не-соборная идея.

7. Солидарность в современном российском обществе остается в недостаточно реализованном виде. Данное положение дел связано, прежде всего, с радикальными трансформационными процессами, происходящими во всех жизнеобеспечивающих сферах нашей страны на протяжении последних двух десятилетий. Другим фактором, обусловливающим недостаточность солидаризации, выступает историческая традиция отделения власти от общества, а также дискретное состояние самого российского гражданского общества на современном этапе. Данный фактор является определяющим для развития аномического состояния России нашего времени. Социальной силой, способной солидаризировать российское общество, может стать креативный класс, значимость которого вполне осознается на всех уровнях, что проявляется в стимулировании инновационной деятельности со стороны как федеральной, так региональной власти.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертации обусловлена тем, что в данном исследовании предпринята попытка разработки солидаризационной парадигмы общественного развития с последующим обоснованием ее эпистемологической значимости для познания социальных процессов и явлений на макроуровне. Кроме того, проведен анализ современного состояния российского общества на предмет выявления в его социодинамических показателях факторов, способствующих развитию аномии как социокультурного феномена. Наконец, доказана актуальность солидаризации как действительного средства противостояния аномии. Практическое значение диссертации заключается в ее возможной методологической функции для действительного противостояния деструктивным следствиям аномического состояния общества.

Материалы диссертации могут также использоваться в учебном процессе для преподавания таких дисциплин, как философия, социология, конфликтология, политология, социология отклоняющегося поведения, криминология, а также служить основой специальных курсов, входящих в проблемное поле вышеперечисленных дисциплин.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования прошли апробацию в рамках работы секции философии, а также философского кружка, функционирующих на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России. Выводы диссертационного исследования используются при чтении лекций по философии и социологии для курсантов Краснодарского университета МВД России. Материалы диссертации прошли апробацию на Всероссийких конференциях: «Феноменология и профилактика девиантного поведения», «Социальные проблемы сельских территорий: право, социальный порядок, толерантность», а также в рамках работы Всероссийского научно-теоретического круглого стола «Условия и перспективы национальной безопасности современной России» (29 апреля

2011 г., Краснодар). По результатам исследования опубликованы 12 работ общим объемом 5,1 п. л., из них три работы - в журналах, входящих в перечень ведущих изданий ВАК.

Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Жалкиев, Валентин Тильманович

Заключение

Солидарность является сущностным атрибутом общестенного. Ее онтическими основами выступает, с одной стороны, единство человеческой природы, с другой - единство человеческого духа, трансцендентальное единство. Другими словами, солидарность - это наше естественное и, вместе с тем, трансцендентальное стремление к духовному единению с другими -окружающими нас субъектами. Именно данное свойство человеческих природы и духа делает возможным и необходимым существование общества, состоящего из отдельных индивидов.

Основной функцией солидарности, в которой реализуется ее социальное предназначение, является интеграция. Интеграция происходит в зависимости от сферы общественной жизни в различных формах: в экономической сфере - это разделение общественного труда, основанное на понимании несовершенства отдельного человека и его неспособности справляться с разнородными задачами; в политической и правовой сферах результат реализации интегративной функции - соответственно образование государства и правовой системы; в моральной сфере - создание общезначимых ценностных образцов, норм морали. Подобно тому, как человеческий организм и человеческий дух должны представлять собой единую непротиворечивую систему, солидарность также должна проявляться в различных сферах общества так, чтобы они гармонично сосуществовали. Однако личность далеко не всегда гармонична вследствие уникальности своей биографической ситуации и собственного несовершенства, которые в совокупности порождают противоречивые личностные качества, так и общество, находясь в контексте других обществ (культур), а также испытывая влияние иных внешних и внутренних факторов: географической среды, бифуркационных изменений, дискретных противоречивых процессов, пр. - становится дисгармоничным.

С другой стороны, и сама феноменология солидарности может быть как конструктивной, так и деструктивной (псевдосолидаризация). Конструктивная феноменология основана на осознанной необходимости всеобщей солидаризации. Деструктивная - на стремлении одной общественной группы противостоять другой либо всем остальным. Примерами деструктивной солидаризации выступает образование контркультур, направленных против доминирующей, либо солидаризация по национальному признаку против других национальностей и государств. Иначе говоря, конструктивная солидаризация - это солидаризация для всех во всеобщих интересах, деструктивная - для некоторых в собственных интересах против остальных. Необходимым условием конструктивной солидаризации, кроме всеобщности, выступает также ее добровольность.

Аномия - это духовное явление, суть которого сводится к недопрояленности солидарного начала в моральной сфере общества. Аномия выражается в отсутствии устойчивых отдельных ценностных образцов и единой для всего общества ценностной системы. Важнейшей социоструктурной детерминантой аномии выступает несоответствие институциональной системы общества ценностям, которые генерируются доминирующей культурой. То есть по своей природе аномия - результат ассинхронной солидаризации в различных сферах.

В современном российском обществе аномия вызвана, с одной стороны, несоответствием новых, отличных от советских, либеральных ценностей доминировавшим при социализме установкам; с другой -несоответствием либеральных образцов реальному институциональному положению гражданина. Современный россиянин, лишившись идеологических ориентиров, доминировавших в советское время, еще не осознал и не приспособился к новой России с ее принципиально новыми идеологическими установками. Следствием этого стали: идеологический вакуум, правовой нигилизм и множество других социально-деструктивных духовных феноменов, порождающих феномены социальные: девиантогенность, коррупционность современного российского общества.

Объяснение данному положению дел следует искать в специфике феноменологии солидарности, характерной для современного российского общества. Солидаризация современной России обусловлена радикальными трансформационными процессами, затронувшими все жизненно важные сферы общественного существования. Коренным изменениям подверглись: политический режим - с тоталитарного на демократический; политическая идеология - с социалистической на либеральную; сообразно режиму существенно трансформировалась правовая система, включая введение новой Конституции в 1993 году; в экономической системе происходит становление рынка свободной конкуренции взамен системы командно-административного регулирования. Кроме указанных общегосударственных перемен, происходит ряд локальных реформ: систем государственного управления, образования, МВД, пр. Еще одним дестабилизирующим фактором стал мировой экономический кризис, разразившийся в конце 2008 года.

В сложившейся обстановке конструктивная солидаризация осложнена постоянной необходимостью введения чрезвычайных мер по противодействию отдельным социальным аномалиям, возникающим вследствии бифуркационных социальных трасформаций. Данные меры усугубляют дискретное и негармоничное состояние общества, оптимизируя и без того «благотворную» почву для аномии.

С нашей точки зрения, важнейшим шагом для преодоления аномического состояния современного российского общества является разработка и внедрение единой непротиворечивой и достаточно обоснованной идеологической системы, адекватной российской ментальности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Жалкиев, Валентин Тильманович, 2011 год

1. Абрахамсон, П. Социальная эксюпозия и бедность / П. Абрахамсон // Общественные науки и современность. 2001. - № 2. - С. 158-166.

2. Александер, Дж. Прочные утопии и гражданский ремонт / Дж. Александер // Социологические исследования. 2002. - № 10. - С. 3-11.

3. Арест-Якубович, К.А. О кризисе российской интеллигенции / К.А. Арест-Якубович // Свободная мысль. 2007. - № 1. - С. 57-72.

4. Аристотель. Никомахова этика. / Сочинения. В 4 т. Т. 4. Общ. ред. А.И. Доватура. - М.: «Мысль», 1984. - 830 с.

5. Аристотель. О душе. / Сочинения. В 4 т. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус-М.: «Мысль», 1975. - 550 с.

6. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. -Мн.: Литература, 1998. 1392 с.

7. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. -М.: Прогресс, 1992.-608 с.

8. Архипенко М.В. Аномия российского общества в свете концепции Т. Парсонса. М., 1987.

9. Афонцев, С.А. Интересы граждан и политические механизмы регулирования мировой экономики / С.А. Афонцев // Политические исследования. 2006. - № 2. - С. 151-161.

10. Ахиезер, A.C. Монологизация и диалогизация управления (опыт российской истории) / A.C. Ахиезер // Общественные науки и современность. 2004. - № 2. - С. 24-34.

11. Ахиезер, A.C. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). От прошлого к будущему. 3-е издание, дополненное. - М.: «Новый хронограф», 2008.

12. Ахиезер, A.C. Специфика российской цивилизации /

13. A.C. Ахиезер // Цивилизации. 2004. - № 6. - С.217-242.

14. Ачкасов, В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество / В.А. Ачкасов // Политические исследования. 2001. - № 3. -С.83-92.

15. Бачинин В.А. Диалектика нравственных противоречий. -Воронеж: Изд во Воронеж, ун-та, 1988.-132 с.

16. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек.-М: Прогресс Традиция, 2000. - 384 с.

17. Беленький, В.Х. Социальная структура российского общества: состояние и проблемы теоретической разработки / В.Х. Беленький // Социологические исследования. 2006. - № 11. - С. 49-57.

18. Беляева, JI.A. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа / J1.A. Беляева // Социологические исследования. 2005. - № 12. - С. 57-64

19. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. - 323 с.

20. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М.: Канон, 1994.-384 с.

21. Бердяев, H.A. Царство Духа и царство Кесаря / H.A. Бердяев. -М.: Республика, 1995. 383 с.

22. Бляхер, Л.Е., Огурцова, Т.Л. Приключения легитимности власти в России, или воссоздание презумпции виновности / Л.Е Бляхер, Т.Л. Огурцова // Политические исследования. 2006. - № 3. - С. 53-66.

23. БобневаМ.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М,1987.

24. Боер A.A. Морально-правовой конфликт/ Ред. Г.Г. Бакастова. -СПб.: РИО СПб ГУАП, 1999. 28 с.

25. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., «Мысль», 1998. 301 с.

26. Бубер, Мартин. Проблема человека. Пер с нем. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1998.-96 с.

27. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. -М.: Республика, 1994. -415 с.

28. Быченков В.М. Аномия // Новая философская энциклопедия. -В 4 т. Т. 1. М.: «Мысль», 2000. - 721 с.

29. Бьяджотти, И. Всемирные социальные форумы. Парадоксальное применение доктрины соучастия / И. Бьяджотти // Международный журнал социальных наук. 2006. - № 52. - С. 71-84.

30. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. М.: Юрист, 1994.-308 с.

31. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послеслов. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. - 808 с. -(Социологии, мысль Запада).

32. Великая, Н.М. Проблемы консолидации общества и власти / Н.М. Великая // Социологические исследования. 2005. - № 5. - С.60-71.

33. Веселова, А.Ю. Советская история глазами старшеклассников / А.Ю. Веселова// Отечественные записки. 2004. - №5. - С. 126-131.

34. Волков, А.И. Реванш и торжество нового класса / А.И. Волков // Социологические исследования. 2006. - № 11. - С. 56-58.

35. Волков Ю.Г. Креативный класс: проблема концептуализации в российском обществе. Р-н-Д. 2011.

36. Волков Ю.Г. Креативный класс в российском обществе: в поисках исторической субъективности. Р-н-Д. 2011.

37. Волков Ю.Г. Креативная личность в культурно-историческом контексте. Р-н-Д. 2011.

38. Волков Ю.Г. Креативность: исторический прорыв России. М.2011.

39. Волков, Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления /Ю.Г. Волков// Социологические исследования. 2006. - № 7. - С. 13-22.

40. Волков Ю.Г. Социальные отношения и социальная сфера / Ю.Г. Волков // Социологические исследования. 2003. - № 4. - С. 34-41.

41. Володин А.И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века. М., «Мысль», 1973. - 304 с.

42. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М.: Знание, 1975.-64 с.

43. Гаврилюк, В.В., Трикоз. H.A. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, H.A. Трикоз // Социологические исследования. 2002. - №1. -С. 96-105.

44. Галкин А. А., Красин Ю. А. Россия: quo vadis? /A.A. Галкин, Ю.А. Красин.- М.: Институт социологии РАН, 2003. 274 с.

45. Галкин, A.A. Тенденции изменения социальной структуры /A.A. Галкин // Социологические исследования. 1998. - № 10. - С. 12-21.

46. Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники / Э. Геллнер. М.: Московская школа политических исследований, 2004. - 240 с.

47. Генов, Н. Организационная рационализация в Восточной Европе: достижения и пределы / Н.Генов // Социологическиеисследования. 2007. - №11. - С. 12-22.

48. Горбунов, В.В. Идея соборности в русской религиозной философии (пять избранных портретов) /В.В. Горбунов. М.: Феникс, 1994.- 179 с.

49. Гофман, А.Б. Эмиль Дюркгейм в России: рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли / А.Б. Гофман.-МГУ ВШЭ, 2001.- 100 с.

50. Гранин, Ю.Д. Глобализация или вестернизация? / Ю.Д. Гранин //Вопросы философии. -2008. -№ 2.-С. 3-15.

51. Григорьев СИ. Диалог об очень важном: Критич. очерк немарксистских концепций социал. справедливости. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1985.-128 с.

52. Гудков, Л.Д. Феномен негативной мобилизации / Л.Д. Гудков // Общественные науки и современность. 2005. - № 6. - С. 46-57.

53. Гудков, Л.Д. Советский человек в социологии Юрия Левады / Л.Б. Гудков // Общественные науки и современность. 2007. - № 6. - С. 16-30.

54. Гуманизм на рубеже тысячелетий: Идеи, судьба, перспектива: Материалы междунар. конф., 14-15 нояб. 1996 г. М. - 223 с.

55. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. / Сост. и общ. ред. А.И. Куркчи. М.: «Институт ДИ-ДИК», 1997. - 640 с.

56. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. С-Пб. -«Владимир Даль». 2004 г. - 401 с.

57. Данто А. Ницше как философ. Пер. с англ. А. Лавровой. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2001. - 280 с.

58. Декарт Р. Страсти души. Избр. произв. Пер с фран. / Ред и вст. ст. В.В. Соколова. -М.: Госполитиздат, 1950. 710 с.

59. Дилигенский, Г.Г. Дифференциация или фрагментация? (О политическом сознании в России) / Г.Г. Дилигенский // Мировая экономика и международные отношения. 1999. - № 10. - С.38-48.

60. Дубин, Б.В. Всеобщая адаптация как тактика слабых. Риторика власти установки приближенных - настроения масс / Б.В. Дубин // Неприкосновенный запас. - 2006. - № 6. - С. 16-29.

61. Дубин, Б.В. Симулятивная власть и церемониальная политика. О политической культуре современной России / Б.В. Дубин // Вестник общественного мнения. 2006. - № 1. - С. 14-25.

62. Дунаев, М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX вв. / М.М. Дунаев. М.: Изд. Совет РПЦ, 2002. -1056 с.

63. Дюркгейм Э. Норма и патология// Социология преступности. -М., 1966.

64. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Мысль,1994.

65. Дюркгейм Э.Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова. М., 1994. - 339 с.

66. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе./И.А. Есаулов. Петрозаводск: Изд-во ПетрГ У, 1995. 288 с.

67. Замятин, Д.Н. В преддверии аншлага / Д.Н.Замятин // Политические исследования. 2004. - № 1. - С. 33-35.

68. Заостровцев, А.П. Конституционная экономика, общественный договор и российское общество / А.П. Заостровцев // Общественные науки и современность. 2008. - № 1. - С. 56-68.

69. Зарубина, H.H. Без протестантской этики: проблема социокультурной легитимизации предпринимательства в модернизирующихся обществах / H.H. Зарубина // Вопросы философии.2001.-№ 10.-С. 45-56.

70. Зверев, М.К. Основания и специфика социальной солидарности в современном российском обществе / М.К. Зверев // Российское общество в диалектике социальных антиномий. Сборник научных трудов. Иркутск: ИГУ, 2008.-С. 164-183.

71. Зверев, М.К. Социальный консенсус как социокультурная проблема / М.К. Зверев, Н.В. Доброва // Социокультурные процессы Сибири. Доклады второй региональной научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. - С. 28-32.

72. Зверев, М.К. Специфика социального контракта в современном российском обществе / М.К. Зверев // Вестник Бурятского государственного университета. Серия Философия, социология, культурология. 2009. - № 6. - С. 72-74.

73. Зверев, М.К. Солидарность и безопасность в социокультурном измерении / М.К. Зверев // Традиция. Духовность. Правопорядок. Материалы IV Всероссийской научно- практической конференции.-Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2009. - С. 37-39.

74. Зверев, М.К. Социальная солидарность как проблемасовременного российского общества: интеракционистская перспектива / М.К. Зверев // Развитие социальных систем как проблема управления. Сборник научных трудов. Иркутск: ИГУ, 2009. - С. 382-384.

75. Зеленко, Б.И. Непростая демократия в России / Б.И. Зеленко // Вопросы философии. 2004. - № 7. - С. 40-47.

76. Иванов, В.И. Родное и вселенское / В.И. Иванов. М.: Республика, 1994.-428 с.

77. Иванова, В.А., Шубкин, В.Н. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества / В.А. Иванова, В.Н. Шубкин // Социологические исследования. 2005. - № 2. - С. 22-28.

78. Ильин А.П. Мотивация и мотивы. СПб.: изд. «Питер», 2000.512 с.

79. Казначеев В.П., Акулов А.И и др. Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса XXI века». 2-е изд., перераб. и доп./Под общ. ред. В.П.Казначеева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2002. - 463 с.

80. Кампанелла Т. Город Солнца. // Антология мировои философии: Возрождение. Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 928 с.

81. Камю А. бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 415 с. - (Мыслители XX века)

82. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: «Мысль», 1999.-1472 с.

83. Кармадонов, O.A. Социальная память и социализация / O.A. Кармадонов // Социология. 2007. - № 2. - С. 221-244.

84. Кармадонов, O.A. Эффект отсутствия: культурно-цивилизационная специфика / O.A. Кармадонов // Вопросы философии. -2008. № 2. - аг С. 29-41.

85. Келлер, Я. Модернизация гуманизация общества или коррозия бытия? / Я. Келлер // Социологические исследования. - 2002. - № 7. - С. 48-53.

86. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. -М.: Вита-Пресс, 1997.-144 с.

87. Клеман, К. Вызов властным отношениям / К. Клеман // Свободная мысль-XXl. 2007. - № 1. - С. 86-97.

88. Клямкин, И.М., Тимофеев, Л.М. Теневой образ жизни (Социологический автопортрет постсоветского общества) / И.М. Клямкин, Л.М. Тимофеев // Политические исследования. 2000. - № 5. - С . 121-132.

89. Коган Л.Н. Зло: (Философ, эссе) / Ред. A.B. Данилова .Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. 110 с.

90. Коган Ю.М. Платон и его эпоха. М., 1998.

91. Коллинз, Р. Мой путь в социологии / Р. Коллинз // Социологические исследования. 2006. - № 11. - С. 125-132.

92. Конт, О. Курс положительной философии /' О. Конт /У Западноевропейская социология. XXI в.: Тексты. М.: МУБУ, 1996. - 234 с.

93. Кочанов, П., Кушнир, И. Скрытые группы интересов как фактор перераспределения ресурсов / П. Кочанов, И. Кушнир // Общество и экономика. 2001. - № 1. - С. 57-66.

94. Кравченко, И.И. Политические и другие социальные ценности / И.И. Кравченко // Вопросы философии. 2005. - № 2. - С. 3-16.

95. Кравченко, С.А. Гуманистическая концепция Т. Лукмана и нелинейные реалии российского общества / С.А.Кравченко // Социологические исследования. 2006. - № 8. - С. 3-13.

96. Красин, Ю.А. Метаморфозы демократии в изменяющемся мире / Ю.А. Красин //Политические исследования. 2006. - № 4. - С. 127-138.

97. Красин, Ю.А. Социальное неравенство в политическом измерении / Ю.А. Красин // Свободная мысль XXI. - 2006. - № 2. - С. 3245.

98. Кривошеев, В.Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика / В.Т.Кривошеев // Социологические исследования. -2004.-№6.-С. 38-44.

99. Крухмалев, А.Е., Назарова, И.Б. Педагогический персонал вузов сегодня: тенденции изменений. (Материалы круглого стола) / А.Е. Крухмалев, И.Б. Назарова // Социологические исследования. 2005. - № 5. -С. 138-144.

100. Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития/ Общ. ред. Т.И.Заславской. М: Аспект Пресс, 1995. - 512 с.

101. Кудрявцев СВ. Конфликтологический анализ криминогенных ситуаций // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологические исследования. М., 1990.

102. Кулинченко, A.B. Государственная власть и процессы общественной самоорганизации. (К вопросу о государственном строительстве в современной России) / A.B. Кулинченко // Политические исследования. 2004. - № 6. - С. 108-111.

103. Лапин, Н.И. Антропосоциетальный подход: методологические основания, социологические измерения / Н.И. Лапин // Вопросы философии. 2005. - № 2. - 17-29.

104. Лапин, Н.И. О многом и едином в российской трансформации / Н.И. Лапин// Общественные науки и современность. 2002. - № 6. - С. 2832.

105. Левашов, В.К. Морально-политическая консолидация российского общества в условиях неолиберальных трансформаций / В.К. Левашов // Социологические исследования. 2004. - № 7. - С. 27-45.

106. Левицкий, С.А. Свобода и ответственность: основы органического мировоззрения и статьи о солидаризме / С.А. Левицкий. -М.: Посев, 2003.-464 с.

107. Левчик, Д.А. Комитеты общественного самоуправления: тенденции развития / Д.А. Левчик // Социологические исследования. -2002.-№2.-С. 31-39.

108. Лекторский, В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм / В.А. Лекторский // Вопросы философии. -2001.-№ 4.-С. 3-9.

109. Ш.Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В.Т. Лисовский СПб.: СПбГУП, 2000. - 509 с.

110. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / Н.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

111. Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. СПб.: Питер,1996.

112. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита-Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1997. - 640 с.

113. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений (1 Глава Немецкой идеологии) / К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения. В 3-х томах. Т. 1. - М.: Политиздат, 1985. - 635 с.

114. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе. М.: ACT, 2003.-528 с.

115. Мартинелли, А. Рынки, правительства, сообщества и глобальное управление / А. Мартинелли // Социологические исследования. 2003. - № 1.-С. 16-28.

116. Медведев, В.А., Красин, Ю.А. Гордиев узел социальной политики / В.А. Медведев, Ю.А. Красин // Социологические исследования.-2007.-№11.-С. 23-29.

117. Мерриен, Ф.К. Новая социальная политика Всемирного Банка: пенсии / Ф.К. Мерриен // Международный журнал социальных наук. -2002. -№ 36.-С. 157-174.

118. Московичи, С. Машина, творящая богов / С. Московичи,- М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 560 с.

119. Мысливченко, А.Г. Западная социал-демократия: поиск обновления / А.Г. Мысливченко // Свободная мысль XXI. - 2000. - № 5. -С. 64-71.

120. Нагайчук, А.Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики / А.Ф. Нагайчук // Социологические исследования. 2006. - № 3. -С. 48-53.

121. Назаретян, А.П. Архетип восставшего покойника как фактор социальной самоорганизации / А.П. Назаретян // Вопросы философии. -2002.-№11.-С. 73-84.

122. Насилие и ненасилие: Философия, политика, этика: Материалы международной Интернет-конференции; Под ред. Р.Г.Апресяна. М.: Фонд независимого радиовещания, 2003. - 192 с.

123. Немировский В.Г. Универсумная диагностика российского общества. Красноярск, 2001. 176 с.

124. Никонов A.B. Социально-философские аспекты адаптации в аномическом обществе // Научные школы Волгоградского государственного университета. Социальная философия. Волгоград, 2000.-С. 75-105.

125. Общественное мнение 2008. М.: Левада-Центр, 2008. - 192 с.

126. Олейник, А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти / А.Н. Олейник М.: ИНФРА-М, 2001.-418 с.

127. Паин, Э.Л. Социальная природа экстремизма и терроризма / Э.Л. Паин // Общественные науки и современность. 2002. - № 4. - С. 113124.

128. Панарин, A.C. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств / A.C. Панарин // Вопросы философии. 2003. - № 6. - С. 16-36.

129. Пантин, В.И., Лапкин, В.В. Политическое самоопределение российского общества / В.И. Пантин, В.В. Лапкин // Общественные науки и современность. 2006. - № 4. - С. 78-87.

130. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М.: Академический Проект, 2002. - 832с.

131. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс. 1997. - 271 с.

132. Паутова, Л.А. Стабилизационное сознание: интегративная модель / Л.А.Паутова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 368 с.

133. Перегудов, СП. Группы интересов в условиях перехода к информационному обществу / СП. Перегудов // Мировая экономика и международные отношения. 2004. - № 6. - С 13-20.

134. Платон. Диалоги/ Пер. с древнегреч., сост. ред. и авт. вступ. статьи А.Ф.Лосев. М.: «Мысль», 2000. - 607 с. - (Классическая философская мысль)

135. Плахов В.Д. Социальные нормы: философски обоснования общей теории. М.: Мысль, 1985.

136. Покровский, Н.Е. Роль поколений в процессе глобализации современной России. / Н.Е. Покровский /7 Россия в глобальном контексте. Сб. трудов под ред. Осипова Г.В. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.-С. 27-41.

137. Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, аномия, глобализация // Традиционные иновые ценности: политика, социум, культура: Материалы междунар. конф. -М., 2001. С. 47-66.

138. Поликарпов В.С. История нравов России. Восток или Запад. -Ростов н/Д., издательство «Феникс», 1995. 576 с.

139. Полтерович, В.М. Институциональная динамика и теория реформ. Эволюционная экономика и мэйнстрим. Сборник докладов / В.М. Полтерович. - М.: Наука, 2000. - С. 31-54.

140. Попова, И.П. Профессиональный статус научных работников: вариации поведения / И.П.Попова // Социологические исследования. -2001.-№12. С. 64-72.

141. Пронягин, В.М. Православные традиции и новые подходы в их художественном осмыслении в русской прозе второй половины XX века / В.М. Пронягин. Автореферат дис-ции на соискание уч. ст. д-ра филол. наук. - Москва, 2008. - 55 с.

142. Рассадина, Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т.А. Рассадина // Социологические исследования. 2006. - № 9. - С.95-102.

143. Римашевская, Н.М. Стратегии социальных реформ в России / Н.М. Римашевская // Свободная мысль XXI. - 2002. - № 11. - С. 4-13.

144. Россия: социокультурные ограничения модернизации (Материалы круглого стола) // Общественные науки и современность. № 5.-2007.-С. 87-102.

145. Рукавишников, В. О. Межличностное доверие: измерение и межстрановые сравнения / В.О. Рукавишников // Социологические исследования. 2008. - № 2. - С. 17-25.

146. Руткевич, М.Н. Консолидация общества и социальные противоречия / М.Н. Руткевич // Социологические исследования. 2001. -№ 1. - С. 24-34.

147. Сабиров В.Ш. Два лика зла. (Размышления русских мыслителей о добре и зле). М.: Знание, 1992. - 64 с. - (Этика; 1/1992)

148. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М.: Худож. лит., 1986. - 543 с.

149. Серафимов Б. Природа Добра и Зла: Теософ, и научн. взгляды. -Спб.: Лань, 1998.- 120 с.

150. Симонян, Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным (Проблемы мезоуровня в организации общественных систем) / Р.Х. Симонян // Вопросы философии. 2005. - № 3. - С. 20-28.

151. Семёнов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. М.: Старый сад, 1999. - 380 с.

152. Скрипник А.П. Моральное зло. М., 1992. С. 108.

153. Смелзер Н.Дж. Девиация и социальный контроль / Социология: Учебник. М., 1994. - Гл. 7.

154. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.-432 с.

155. Соловьев B.C. Оправдание добра. / Соч. в 2т. М.: Мысль. 1990. - 892 с.

156. Соловьев B.C. Оправдание добра/ Вступ. ст. А.Н. Голубева, Л.В. Коноваловой. М.: Республика, 1996. - 478 с.

157. Соловьев, Э.Ю. Дефицит правопонимания в русской моральной философии / Э.Ю. Соловьев. Прошлое толкует нас. - М.: Политиздат, 1992.-447 с.

158. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

159. Социальное развитие как предмет философско-социологического анализа/ А.К. Черненко и др.; Ред. и предисл. В.А.

160. Дмитриенко Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983.- 177 с.

161. Социально-философские проблемы современности: Сб. науч. тр./Ред-кол. И.А. Негодаев и др. Ростов н/Д: Изд-во Дон. гос. техн. ун-та, 1995.-110 с.

162. Социальный и нравственный прогресс: Гармония и противоречия: Сб. ст./ АН СССР, Ин-т философии; Отв. ред. О.И. Крутова. -М-.ИФАН, 1988.- 131 с.

163. Социальный идеал и массовое сознание: Историко-культурное исследование: Сб. обзоров/Ред. Л.П. Данилович. -М.: ИНИОН, 1992. 102 с.

164. Спенсер Г. Основания социологии. Социология как предмет изучения. / Западноевропейская социология XIX века. М., 1996.

165. Сычев Ю.В. Бытие человека: Проблемы детерминации и самодетерминации. Социальная теория и современность/ РАУ, Гуманитар, центр. -М., 1992.-Вып. 5.-99 с.

166. Тихонова, Н=Е. Личность, общность, власть в российской социокультурной модели / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. 2001. - № 3. - С. 30-40.

167. Тихонова, Н.Е. Оптимальная модель социальной политики в массовых представлениях / Н.Е. Тихонова // Социологические исследования. -2006.-№12.-С. 9-14.

168. Тихонова, Н.Е. Социальная эксклюзия в российском обществе / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. 2002. - № 6. - С. 5-17.

169. Троицкий, Е.С. Что такое русская соборность / Е.С. Троицкий.-М.: Изд. Совет РПЦ, 1993. 110 с.

170. Трубецкой, E.H. Смысл жизни / E.H. Трубецкой. М.: Республика, 1994.-432 с.

171. Трушков, B.B. Современный рабочий класс России в зеркале статистики / В.В. Трушков // Социологические исследования. 2002. -№2.-С. 45-51.

172. Турен А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. - 204 с.

173. Федотова, В.Г. Апатия на Западе и в России / В.Г. Федотова // Вопросы философии. 2005. - № 3. - С. 3-19.

174. Федотова, В.Г. Социальное государство и рынок / В.Г. Федотова // Свободная мысль XXI. - 2002. - № 7. - С. 78-94.

175. Федотова, В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России / В.Г. Федотова // Вопросы философии. 2005. - № 11. - С. 3-23.

176. Федотова, В.Г. Хорошее общество / В.Г. Федотова. М: Прогресс-Традиция. - 2005. - 544 с.

177. Федотова, В.Г., Кросс, Ш. Православие, Вебер и новый русский капитализм / В.Г. Федотова, Ш. Кросс // Общественные науки и современность. 2006. - № 2. - С. 41=51.

178. Флиер, А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. 2000. - № 2. - С. 151-165.

179. Флиер, А.Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства сообществ / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. 2002. - № 1. - С. 166-183.

180. Франк, C.JI. Смысл жизни / C.JI. Франк. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 511 с.

181. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехологической революции / Ф. Фукуяма.- М.: ACT. 2004. 352 с.

182. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2000. - 384 с.

183. Хобсбаум, Э. Масштаб посткоммунистической катастрофы не понят за пределами России / Э. Хобсбаум// Свободная мысль XXI. -2004.-№9.-С. 3-14.

184. Хромченко М.С., Хасан Б.И., Сергоманов ПЛ. Мир без конфронтации / Под общ. Ред. Л.И. Семиной. М.: Изд-во «Бонфи», 2002. -302 с.

185. Чернозуб, СП. Образ науки как фактор самоорганизации научного сообщества / СП. Чернозуб // Общественные науки и современность. 2007.-№6. - С. 140-147.

186. Шимановский Д.С. Моральное самосознание: Этико-фисос. аспект. Киев: Вища шк.; Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1986. - 141 с.

187. Шуман, А.Н. Трансцендентальная философия. Мн.: Экономпресс, 2002. - 416 с.

188. Ядов, В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов Электронный ресурс. Публикации Института социологии РАН, 2001. URL: http://2001 .isras.ru/Publications/Yadov/ArtiYad.htm (дата обращения : 19.06.2011)

189. Ядов, В.А. Солидарности россиян в повседневной жизни и в общегосударственном масштабе / В.А. Ядов // Общество и экономика. -2002.-№12. С. 90-93.

190. Ядов В.А. Ред. Социология в России. // Гилинский Я.И. Девиантное поведение. М.: Издательство Института социологии РАН, 1988. - 696 с.

191. Якобсон, Л.И. Социальная политика: попечительство или солидарность? / Л.И. Якобсон // Общественные науки и современность. -2008.-№1. С. 69-80.

192. Яницкий, О.Н. Россия как общество риска: методология анализаи контуры концепции / О.Н. Яницкий // Общественные науки и современность. 2004. - № 2. - С. 5-15.

193. Alexander, J.C. The Civil Sphere / J.C Alexander. New York: Oxford University Press, 2006. - 816 p.

194. Blumer, H. Symbolic Interactionism. Perspective and Method / H. Blumer. Berkeley: University of California Press, 1969. - 167 p.

195. Bohman, J. Public Deliberation, Pluralism, Complexity, and Democracy / J. Bohman. Cambridge, MA: MIT Press, 1996. - 303 p.

196. Bourdieu, P. Language and Symbolic Power / P. Bourdieu. -Cambridge: Harvard University Press, 1991. 302 p.

197. Bourdieu, P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste / P. Bourdieu. London: Routledge, 1989. - 479 p.

198. Crow, G. Social Solidarities: Theories, Identities and Social Change / G. Crow. Buckingham; Philadelphia: Open University Press, 2002. - 152 p.

199. Giddens, A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Strucruration / A. Giddens. Cambridge: Polity Press, 1984. - 402 p.

200. Habermas, J. The Postnational Constellation: Political Essays / J. Habermas. Cambridge, MA: MIT Press, 2001. - 190 p.

201. Mathison, S., Ross, W. The Hegemony of Accountability in Schools and Universities / S. Mathison, W. Ross // Workplace: a Journal for Academic Labor.-2002.-5.-1.

202. Noble, T. Social Theory and Social Change / T. Noble. New York: St Martin's Press, 2000. - 260 p.

203. Parsons, T. The Social System / T. Parsons. New York: The Free Press, 1951.-620 p.

204. Parsons, T. Values, Motives, and Systems of Action, in Parsons, Т., Shils, E. (eds.) Toward a General Theory of Action / T. Parsons. Cambridge: Harvard University Press, 1954. - 360 p.

205. Schutz, A. The Problem of Social Reality / A. Schutz. Dordrecht, Kluwer Academic Publishers, 1962. - 360 p.

206. Sztompka, P. The Sociology of Social Change / P. Sztompka. -Oxford, UK & Cambridge, USA: Blackwell, 1993. 348 p.

207. Tillmar, M., Lindkvist, L. Cooperation Against All Odds: Finding Reasons for Trust where Formal Institutions Fail / V. Tillmar, L. Lindkvist // International Sociology. 2007. - Vol. 22. - No. 3. - P. 343-366.

208. Weber, M. Economy and Society. V. 2 / M. Weber // Ed. by G. Roth, C Wittich. Berkeley. Los Angeles. London, 1978. 1400 p.

209. Williamson, J. What Washington Means by Policy Reform / J. Williamson // Latin American Adjustment: how much has happened? // Washington: Institute for International Economics, 1990. P. 5 - 20.

210. Young, I.M. Inclusion and Democracy / I.M. Young. Oxford: Oxford University Press, 2000. - 528 p.

211. Young, T.R. The Dictionary of Critical Social Sciences / T.R. Young, B.A. Arrigo. Boulder: Westview Press, 1999. - 353 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.