Природа ценностного сознания: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Силиверстов, Игорь Витальевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 131
Оглавление диссертации кандидат философских наук Силиверстов, Игорь Витальевич
Введение
Глава 1 Жизненное воспроизводство - генерация ценностей
Глава 2 Рефлексия ценностей
Глава 3 Этос
Глава 4 Роль ценностей в человеческой деятельности
Глава 5 Структура ценностного акта
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Регуляризация в структуре социальных связей2005 год, кандидат философских наук Демин, Игорь Николаевич
Цивилизация и ее духовные основания1998 год, кандидат философских наук Баева, Людмила Владимировна
Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект2006 год, кандидат философских наук Семенюк, Елена Юрьевна
Духовность человека в контексте экологической культуры2006 год, кандидат философских наук Черникова, Наталья Алексеевна
Аксиосфера человека: динамика взаимодействия объектного и субъектного2009 год, кандидат философских наук Беляева, Маргарита Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Природа ценностного сознания: Социально-философский анализ»
Актуальность исследования. Единственный мир, который можно назвать истинно человеческим, есть мир ценностей. Его становление реализуется на стыке реального и желаемого, сущего и должного, наличного и потребного. В ценностном выборе происходит «рождение» человека как такового.
Самость проявляется в обретении ценностей. Выбор ценностей не является предопределенным. Можно выделить этапы формирования ценностного сознания: изначальный конфликт, противостояние человека и мира сменяется борьбой за идеал; потом обмирщение чаемого; далее -возобновление цикла. Насколько же верный путь выбрал человек, дается из перспектив будущего развития.
Создание нормального человеческого бытия строится на основании определенной системы правил, кодификаций. Человек действует в направлении преобразовательного улучшения мира. В ходе познания, трансформации реальности, осуществляется выбор критериев значимого, предпочтительного, которые и составляют пространство ценностей, внутренних высоких целей.
Через кристаллизацию потребного, чаемого складывается природа ценностного сознания. В итоге формируется «остов» жизнедеятельности, представляющий совокупность универсальных, фундаментальных начал, регулирующих как жизнетворчество социума, так и деятельность конкретной личности.
Практика основывается на качестве воплотительных технологий. Как продемонстрировал XX в. - человек волен реализовывать обширный веер проектов». Но не слишком ли велики и трагичны ошибки содеянного? Как отнестись к фашизму, тоталитаризму, насилию?
Мерой реализации человеческого в человеке и в истории выступают ценности. Ценностное сознание позволяет преодолеть самочинность, реализовывать сбалансированную деятельность согласно высоким целям. Основа социотворчества - гуманитарно выдержанная созидательная программа.
Фундаментальное осмысление данных идей — задача социально-философского знания. Между тем, что специализированной методологии изучения ценностного сознания не создано. Причиной тому - блок объективных обстоятельств:
1. В политической практике реализовывалась идеология Просвещения, предполагающая революционное преобразование мира. Жизнь строилась по принципу обмирщения властных решений.
2. «Делание» истории происходило на началах тоталитарного бюрократизма, этакратии, неразвитого гражданского общества, цензурной идеологии. В социальном пространстве, где оказывались невозможными реализация персонально-личностного в человеке, исключено развитие представлений о ценностной онтологии.
3. В построении методологии гуманитарного знания давлел редукционизм. В подобной ситуации изучение природы ценностного сознания оказывалось несостоятельным.
Актуальность исследования состоит в обращении к теме ценностного сознания сквозь призму гуманитарной парадигмы. Духовная санация общества возможно только посредством гуманизации.
Степень научной разработанности проблемы. Основу работы составили исследования ценностей представителями разных эпох: античности — Аристотель, Демокрит, Сократ, Средневековья - Ф.Аквинский, Возрождения и Нового времени — В.Вико, В.Вундт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, немецкой классической философии - Г.Гегель, И.Кант, Ф.Шеллинг, Просвещения - Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и др. Эпоха становления социального знания представлена именами В.Виндельбанда, Р.Мертона, Т.Парсонса, Г.Риккерта, В.Парето. Среди современных авторов европейской традиции, уделявших внимание вопросу ценностей - Ж.Бодрийяр, М.Бубер, В.Витгенштейн, Г.Гердер, Э.Гуссерль, В.Дильтей, Д.Дьюи, А.Камю, Э.Кассирер, Э.Мунье, Ф.Ницше, Б.Рассел, Дж.Ролз, Ж.-П.Сартр, Тейяр де Шарден, А.Швейцер, О.Шпенглер, М.Фуко, М.Хайдеггер, И.Хейзинга, Ж.Эллюль, К.Ясперс и др. Основные направления изучения ценностей систематизируются по направлениям: натуралистический психологизм (здесь ценность проявляется в эмпирически фиксированных фактах наблюдаемой реальности. Критерии «полезности», «инструментальности» выступают приоритетным фактором в стандартизации ценностей.), трансцендентализм (ценность представляет идеальное бытие, соотносящееся не с эмпирическим, а с «чистым», трансцендентальным или «нормативным» сознанием), персоналистический онтологизм (мера ценностного мира определяется иерархией ценностей личности, образующей онтологическую основу), культурно-исторический релятивизм (акцентируется внимание на историко-культурной детерминации ценностей, что определяет их многообразие), социологизм (ценность выражается в конкретном социальном пространстве).
Среди отечественных авторов значительный вклад в исследование ценностей внести М.Бахтин, Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Вернадский, Ф.Достоевский, М.Лотман, Г.Плеханов, Ю.Самарин, С.Соловьев, П.Сорокин, Л.Толстой, С.Франк, П.Чаадаев и др. Работы по исследованию ценностного сознания разнородны, в них представлены линии идеализма, материализма, социологизма, индивидуализма, делаются акценты как на универсальный характер природы ценностей, так и их самобытность, «русскость», выделяются как традиционные, так и модернизационные аспекты. В силу этого аспектов русская философия «досоветского» этапа развития представляет значительный пласт в осмыслении заявленной темы.
Настоящий период отечественных исследований представлен именами С.Анисимова, В.Барулина, С.Батенина, А.Гусейнова, А.Давыдова, О.Дробницкого, В.Ильина, В.Иноземцева, М.Кагана, В.Кондакова, А.Кочергина, А.Огурцова, В.Степина, В.Толстых, В.Швырева, Б.Юдина и др. Современные исследования богаты новациями: проанализирована природа ценностного сознания (С.Анисимов, В.Барулин, А.Гусейнов); предложены нетривиальные подходы к оценке динамики ценностных аспектов в развитии социума (А.Давыдов); осмыслена роль ценностей в аспекте цивилизационного развития, выяснении отличительных черт российского космоса (В.Ильин); рассмотрена универсальная природа ценностного сознания в контексте тенденций современного развития (Н.Розов); выделена универсальная роль ценностных начал в познавательной практике (В.Швырев), научном опыте (Б.Юдин); уточнен универсальный характер ценностей в контексте трансформаций техногенного мира (В.Степин) и т.д.
Объект исследования - духовное воспроизводство.
Предмет исследования - ценностная компонента духовного воспроизводства.
Цель исследования - выявить сущностные аспекты ценностного сознания.
Задачи исследования определяются поставленной целью:
1. охарактеризовать природу духовного воспроизводства;
2. выявить характер ценностного сознания;
3. уточнить особенности реализации ценностного сознания в жизнедеятельности общества.
Теоретическая и методологическая основа исследования - основу исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности рассмотрения, системности, целостности. Автор опирался на философскую традицию изучения ценностного сознания, основные парадигмы которой представлены рационализмом, ригоризмом, утилитаризмом, эвдемонизмом, теизмом, сциентизмом, гуманизмом.
Научная новизна работы заключается в следующих полученных автором результатах:
1. Охарактеризовано духовное воспроизводство как генерация ценностей. Развитие природы человека определяется совокупным балансом жизневоспроизводственных значимостей. Выявлена природа духовного воспроизводства, его специфика относительно материального производства. Духовное производство нацелено на воспроизведение духовных начал жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Духовное воспроизводство направлено на совершенствование сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. По объему материальные блага ограничены, частичны, тогда как духовные безграничны, всеобщи. По потреблению материальные источники истощаются, духовные прирастают. По реализации материальное производство обезличено, духовное персонифицировано. По признанию материальная деятельность рассчитана на непосредственное признание, ее цель - получение конкретного результата, духовная же деятельность не рассчитана на непосредственное признание, жестко не нацелена на конечный эффект. По результату в материальном производстве важна репродуктивность, в духовном производстве — продуктивность; производство реализуется ради производства, оно самоцельно. По агенту действия в материальном производстве значим обладатель, в духовном - созидатель. По количеству материальные блага копятся, духовные воплощаются в уровне культуры. По качеству материальные блага отчуждаются от потребления, духовные — от производства; в материальной сфере навязывается труд, изымается результат, в духовной сфере навязывается результат, изымается способность к труду.
2. Выявлен характер ценностного сознания. Ценности человеческого бытия характеризуются такими свойствами, как универсальность, фундаментальность, абсолютность, автономность. Парадигма ценностного сознания - гуманитарная платформа, именно здесь — остов понимания природы человека, человеческого общежития. Иные идейные клише, — рационализм, утилитаризм, сциентизм, ригоризм, теизм - не позволяют определить природу ценностного сознания в силу ограниченности базовых положений. Основополагающим принципом определения природы ценностного сознания выступает эволюционный подход, в котором рассматривается происхождение ценностного сознания в антропосоциогенезе, когда ценностями становятся наиболее оптимальные, гарантирующие успешность пролонгирования жизнедеятельности начала.
3.Уточнены особенности реализации ценностного сознания в жизнедеятельности социума. Ценности выступают важнейшими характеристиками бытия человека; будучи базовыми началами целеполагания, ценности, с одной стороны, регулируют, регламентируют деятельность, с другой стороны, являются гарантом ее оптимального развития. Сфера жизнедеятельности социума соизмеряются ценностной идеологией, которая выступает фундаментом социального бытия.
Теоретическая значимость исследования. Работа имеет важное теоретическое значение для разработки социальной теории, вопросов, связанных с духовным воспроизводством, ценностным сознанием.
Практическая значимость работы. Результаты диссертации могут использоваться при чтении курсов по социальной философии, политологии, этике.
Апробация работы. Основные итоги диссертационной работы обсуждались на заседании кафедра философии МГТУ им.Н.Э.Баумана. Результаты исследования представлены на Ломоносовских чтениях (МГУ, 2004), Рождественских чтениях (Н.Новгород, 2004).
Структура работы обусловлена ее задачами, принятым способом исследования. Диссертация состоит из 5 глав, введения, заключения, библиографии. Первая глава «Жизненное воспроизводство - генерация ценностей» посвящена осмыслению роли ценностей в жизненном воспроизводстве. Вторая глава «Рефлексия ценностей» нацелена на понимание сущности ценностей в контексте конкретной философской эпохи. В третьей главе «Этос» обсуждаются сущностные характеристике ценностного сознания, приводится типология ценностей. В четвертой главе «Роль ценностей в человеческой деятельности» рассматриваются ценностные аспекты различных сфер жизнедеятельности социума. В пятой главе «Структура ценностного акта» анализируется «рождение» ценностного сознания.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Философский анализ социокультурного фактора в концепциях выживания человечества2003 год, кандидат философских наук Костюнина, Надежда Владимировна
Аксиологизация и антропологизация общественного сознания: Наука и политика, теория и практика1999 год, кандидат философских наук Ефимкин, Виталий Евгеньевич
Экологическая культура в аспекте становления ценностей современного общества2004 год, кандидат культурологии Беркунова, Любовь Андреевна
Гуманитарная безопасность современного российского общества: содержание, риски и направления развития2013 год, кандидат философских наук Маслова, Мария Валерьевна
Гуманитарная культура в системе высшего технического образования1999 год, доктор культурол. наук Кургузов, Владимир Лукич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Силиверстов, Игорь Витальевич
Заключение
Ценности - фундаментальные характеристики бытия, определяющие важнейшие смысловые и в то же время жизненные свойства человека. Ценности предстают фундаментом понимания сущности человека и человеческого бытия.
Философские размышления о генезисе ценностей обращают к естественно-историческому, эволюционному подходу. Ценности формируются по ходу социогенеза как результат традиций, обычаев, обрядов, законов, других внешних регулятивов, регламентирующих практическую жизнедеятельность людей. Постепенно складывается внутренний механизм регуляции поведения человека, выстраивается ценностные отношения доброго и злого, хорошего и дурного, доблестного и постыдного, святого и греховного, дозволенного и запретного, альтруистического и эгоистического и т.д.
Нормы и ценности как результат коллективной формы жизнедеятельности свидетельствуют о высокой социализированное™ ее членов, характеризуют логику совместного производства и воспроизводства жизни.
Этико-культурный вид трансляции наследия выполняет важнейшие цивилизационные и социализационные функции. Выкристаллизовываются оптимальные, целесообразные программы действий, опробованные и легализованные в результате адаптации. Реализуются гуманистические идеи, выстраивается рациональные правила, уклад, устой жизни. Процесс социализации тесно связан с процессом этизации, а значит, гуманизации.
В работе выявлена зависимость функциональных особенностей ценностного сознания от исторически определенного типа мировоззрения, социальной организации.
Принципиально важный для постиндустриальной цивилизации, продолжающей традиции новоевропейской эпохи, - вопрос о соотношении практики и ценностей. Одной из причин кризиса европейской культуры XX в. является сциентистки-прагматичная ориентация, логическим выводом и практическим следствием которой становятся разобщенность, эгоизм, индивидуализм как норма бытия человека в мире. Абсолютизация науки, признание научного мировоззрения универсальным основанием культуры приводит к разрыву глубинных неформализуемых связей, обострению отчуждения, потребительскому отношению человека к природе, другому человеку, потере им самого себя. В конечном счете тотальная рационализация общественных отношений становится метафизическим обоснованием насилия как универсального, эффективного способа достижения общественно значимых целей. Обретая иллюзорную свободу в познанном и созданном предметном мире, человек попадает в жесткую зависимость от анонимных, отчужденных общественных сил, подавляющих личность. Результатом становится чувство бессилия, потеря смысла жизни, отчаяние, одиночество.
Именно постклассическая эпоха обостряет проблему гуманитарного контроля деятельности. Для античных мыслителей приоритет единства истины и блага, когнитивного и нормативного в человеческой деятельности достаточно очевиден. Для античного мира одной из составляющих его гармонического было признание единства познавательного и этико-гуманистического.
Сущностные характеристики ценностного сознания выявляются в конкретной деятельности. Высшим критерием рациональности выступает практика, человеческое воспроизводство, его культурные нормативы — все то разумноцелесообразное, сбалансированное с обстоятельствами, критически выверенное, обоснованное, что составляет рациональное качество человеческой деятельности. Характеристики рационального формулируются при анализе соответствия деятельности законам природы и общественного развития на основании оценки и средств их достижения.
Выход из кризиса - в поиске ценностей как оптимальных фундаментальных начал жизнедеятельности. Будущее - за оптимальными гарантами, наиболее целесообразно и в то же время гуманно определяющих смыслы человеческой мысли и практики. Современная практика предстает своеобразным опровержением сциентизма в качестве ведущей ценностной установки, ставит перед человечеством задачу поиска новых смысложизненных программ. В связи с этим представляется эвристически эффективным использование опыта антисциентисткой традиции, духовных ценностей высшего порядка как важнейшего способа формирования ценностной ориентации на сотрудничество, солидарность, единение разобщенных индивидов.
Современная ситуация в стране порождена кризисом мировоззрения. Усугубление кризиса цивилизационных начал регулирования социума сопровождается неблагополучной обстановкой в культурной среде. Современному российскому социуму свойственны несимфонийность, расколотость, конфликтность, социальные преобразования характеризуются некумулятивностью, непоследовательностью, радикальностью, отрывом от традиции. Конфликт ценностей в современной России - выражение переходного состояния социума: между статичным и динамичным воспроизводством, архаичным индивидом и личностью, склонной к прогрессу, восстановлением традиционных норм жизни и развитием аксиологических систем, утвердившихся в гражданских обществах постиндустриальной эпохи.
В первой главе «Жизненное воспроизводство - генерация ценностей» сделан акцент на анализе природы жизненного воспроизводства, проанализирована специфика материального, духовного, духовно-практического секторов воспроизводственного механизма. Развитие данных секторов человеческой жизнедеятельности включено в процесс социокультурной динамики, более же фундаментальный пласт становления ценностного сознания как системы жизневоспроизводственных ценностей связан с рассмотрением механизма цивилизационного развития.
Природа цивилизации рассматривается как механизм поддержания жизнедеятельности. Цивилизация есть образ жизни, детерминируемый базовыми устоями существования; воспроизводство способов воспроизводства жизни30. Отличительная особенность цивилизации -жизневоспроизводительный уклад, техника обмена деятельностью, способ вершения исторического бытия, обеспечение выживания. Основу механизма цивилизации составляют фундаментальные социальные константы, продуктивные универсалии. Что следует понимать под последними? В ходе развития общества происходит накопление социального капитала, основу его составляют ценности, которые обеспечивают наиболее оптимальный, гарантированный ход развития.
В итоге делается вывод о том, что ценностное сознание представляет собой фундамент человеческой жизнедеятельности, предстает базовым началом организации системы жизневоспроизводственной деятельности.
30 См.: Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. - М.: МГУ, 2000. - С. 18-20
Во второй главе «Рефлексия ценностей» осмысливается специфика осмысления ценностного сознания в различные исторические эпохи. Отмечается, что фундаментальные определения природы ценностного сознания определяются непосредственно условиями социальной среды как таковой и господствующим типом «научной» рациональности. Оценивается специфика возможных парадигм природы ценностного сознания, таких как рационализм, ригоризм, эвдемонизм, утилитаризм, теизм, сциентизм, гуманизм. Проводится критика предлагаемых платформ, отдается предпочтение наиболее фундаментальному основания определения природы ценностного сознания - гуманизму. Отмечается, что гуманитарная платформа - наиболее приемлемая и веская для понимания сути ценностного сознания.
Третья глава «Этос» посвящена анализу статуса, поиску начал систематизации ценностей. Выделяются фундаментальные параметры ценностного сознания: диспозиции, санкции, условия действия. Определяется этос как совокупность нормативных принципов, определяющих стратегию жизнедействия. Санкции определяются как мера соотношения между индивидуальным выбором и культурными образцами. Условия действия предполагают определение гармоничного соответствия индивидуального и социального.
Выделяются столь существенные характеристики ценностного сознания, как универсальность, фундаментальность, абсолютность, автономность, «апостериорная априорность», надысторичность, автоматичность.
В четвертой главе «Роль ценностей в человеческой деятельности» оценивается значение ценностей как регулирующих принципов в различных отсеках человеческой жизнедеятельности - политике, науке, религии, образовании, СМИ. Делается вывод о необходимости введения в функционирование данных сфер гуманитарной ценностной платформы, которая выступала бы должным ориентиром, направляющим их развитие.
В пятой главе «Структура ценностного акта» анализируются процессуальные стороны аксиологического сознания. Анализируются фундаментальные отношения человеческого поведения: позиции свободы и долженствования, ценности, идеала и оценки; рассматриваются аспекты ценностного поведения в политике; обозначается проблема ценностной санации творчества; вводится идея о конструктивной роли аппарата социометрии; используются продуктивная составляющая принципов Юма и Монтеня в применении ценностных регулятивов в жизни.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Силиверстов, Игорь Витальевич, 2005 год
1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М.: Московский философский фонд, 1998.-343с.
2. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Прогресс, 1984.355с.
3. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. - 158с.
4. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. - 253с.
5. Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4-х тт. М.: Мысль, 1983.-Т.4.-830с.
6. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. -615с.
7. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986.
8. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. — М.: Институт философии, 1998. 263с.
9. Борзенков В.Г. Жизнь и ценности. К обоснованию современного натурализма // Жизнь как ценность. М.: Институт философии РАН, 2000. -267с.
10. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб.: СПбГУ, 1992. - 322с.
11. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М., 1992.
12. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804с.
13. Веряскина В.П. Жизнь и ценности как основополагающие понятия философской антропологии // Жизнь как ценность. М.: Институт философии РАН, 2000. - 267с.
14. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: Юрист, 1995. -687с.
15. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПУ, 1996. - 150с.
16. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблемы закона и благодати. — М.: Мысль, 1994. 360с.
17. Герцен А.И.- Полное собрание сочинений. М.: Мысль, 1975. -Т.8. - 360с.
18. Герцен А.И. Эстетика, критика, проблемы культуры. — М.: Искусство, 1987. 602с.
19. Глобальное сообщество: Новая система координат. (Подходы и проблемы) / Отв. ред А.И.Неклесса. СПб.: Алетейя, 2000. - Вып.1. - 312с.
20. Глобальные проблема и общечеловеческие ценности / Сост. Л.И.Василенко, В.Е.Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. - 495с.
21. Говорухин С.С. Великая криминальная революция. М., 1993.
22. Гольц Г.А. Культура и экономика: проблемы измерения взаимного влияния / Российский цивилизационный космос. М.: Эйдос, 1999.-С.122-147
23. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1994. —314с.
24. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1998. - 350с.
25. Гусейнов А.А. Философия. Мораль. Политика. М.: Академкнига, 2002.-300с.
26. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии. 1992. - №7. С.24-39
27. Давыдов А.А. Системный подход в социологии. Законы социальных систем. М.: Наука, 2004. - 220с.
28. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 573с.
29. Делез Ж. Логика смысла. М.: Раритет, 1998. - 472с.
30. Делокаров К.Х. В поисках новой парадигмы: Синергетика. Философия. Научная рациональность. -М.: РАГС, 1999. 105с.
31. Денхофор М.Г. Границы свободы: Капитализм должен стать цивилизованным. М.: Международные отношения, 2001. - 230с.
32. Достоевский Ф.М. Полн. Собр. Соч. в 30т. Л.: Наука, 1984. -Т.26. - 518с.
33. Дробницкий О.Г. Моральная философия. М.: Гардарика, 2002.520с.
34. Духовно-практические процессы в современной России. М.: РАГС, 1998. - 148с.
35. Жизнь как ценность. М.: Институт философии РАН, 2000.267с.
36. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-221с.
37. Ивин А.А. Философия истории М.: Гардарики, 2000. - 525с.
38. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: МГУ, 1997. - 382с.
39. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: МГУ, 2000. - 304с.
40. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М.: МГУ, 1996. - 400с.
41. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России.-М.: Рарог, 1992.-Т.1.-271с.
42. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989. - 653с.
43. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.-204с.
44. Казакова JI.И. Человек в системе духовной жизни общества. М.: Магистр, 1999.- 160с.
45. Камю А. Из записных книжек // Иностранная литература. 1992.2.
46. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума // Соч. в 8-ти тт. М.: Чоро, 1994. - Т. 4. - 629с.
47. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: Высшая школа экономики, 2000. — 606с.
48. Коган Л.Н., Сесюнина И.Б. Духовное воспроизводство: методологические и социологические проблемы. — Томск: Томский университет, 1986. 168с.
49. Козлова О.Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. 2001. - N 2. - С.32-43
50. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: СПбГУ, 1995. - 278с.
51. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1989. — 303с.
52. Ладенко И. С. Интеллектуальные системы в целевом управлении. Новосибирск: АН СССР, 1987. - 68с.
53. Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и перспективы//Вопросы философии.- 1996. — №5. С.45-55
54. Леонтьев Н.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. — 1992. Т. 13. — № 2. — С.34-44
55. Леонтьев Н.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. - № 4. - С.45-51
56. Лоренц К.З. Оборотная сторона зеркала. — М.: Республика, 1998.-492с.
57. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991.-367с.
58. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М.: Норма, 1998.-45с.
59. Марсель Г. Трагическая мудрость философии- М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. — 215с.
60. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прометей, 1990. - 208с.
61. Модернизация в России и конфликт ценностей / Отв. ред. С.Я.Матвеева. М.: Институт философии РАН, 1993. - 250с.
62. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.238с.
63. Монтень М. Опыты. М.-Л.: Мысль, 1958. - Т.1 - С.38
64. Морфология культуры. Структура и динамика / Г.А.Аванесова и др. М.: Наука, 1994.- 414с.
65. Мур Дж. Природа моральной философии. М.:Республика, 1999.-351с.
66. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - 829с.
67. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред.
68. B.Л.Иноземцева. -М.: Academia, 1999. 631с.
69. Огурцов А.П. Аксиологические модели в философии науки // Философские исследования. 1995. - № 1. - С. 14-21
70. Олещук Ю. Актуальные размышления // Рубежи. 1995. - №4.1. C. 19-21
71. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.-205с.
72. Основные ценности социальной демократии. М.: ИНИОН, 1996.- 150с.
73. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002. - 492с.
74. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. М.: Российская академия наук, 1995. -261с.
75. Платон. Полн. собр. соч. в 4 т. М.: Мысль, 1990. - Т.1. - 860с.
76. Поляков Л.В. Путь России в современность: модернизация как деархаизация. М.: РАН, 1998. - 200с.
77. Поппер К. Логика социальных наук // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М.: Наука, 2000. - С.31-41
78. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века / Отв. ред. Л.Б.Баженов. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999.-279с.
79. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М.: ИГПАН, 1996. - 200с.
80. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны. М.: СИНТЕГ, 1999. -152с.
81. Процесс европейской безопасности и европейские культурные ценности. М.: Тампере, 1992. - Часть 1. - 167с.
82. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. - 560с.
83. Реформирование России: мифы и реальность / Авт.-сост. Г.В.Осипов и др. М.: Academia, 1994. - 384с.
84. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.-410с.
85. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. -Новосибирск: новый университет, 1998. 291с.
86. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. -М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем, 1998.-271с.
87. Ситарам К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992.-№ 4.-С.33-41
88. Степин B.C. Основания науки и их социокультурная детерминация // Философия и социология науки и техники. Ежегодник'87. М.: Наука, 1987. — 216с.
89. Столович JLH. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 463с.
90. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М.: Институт молодежи, 1996. - 130с.
91. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: РАН, 1997.-253с.
92. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1991. - 136с.
93. Федотова В.Г. Цена прогресса. М.: Знание, 1988. - 63с.
94. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.366с.
95. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. -М.: Политиздат, 1986. 398с.
96. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. -№3. - С.43-61
97. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Academia, 1992. - 246с.
98. Хеффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Гнозис, 1994. - 362с.
99. Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности. Тбилиси: Мецнцереба, 1984.- 171с.
100. Человек. Границы философской рефлексии. М.: Новое тысячелетие, 1996. - Вып.2. - 240с.
101. Человек: Вчера, сегодня, завтра. М.: Астрель, 2002. - 134с.
102. Чешков М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. -М.: Наука, 1994.- 171с.
103. Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. М.: РАН МЭМО, 1998.-81с.
104. Чухина JT.A. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига: Зинатне, 1980 - 287с.
105. Шелер М. Избранные произведения. — М.: Гнозис, 1994. 413с.
106. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 206с.
107. Юм.Д. Соч. в двух томах. М.: Мысль, 1966. - Т.1. - 730с.
108. Яковец Ю.В., Пирогов С.В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М.: РГУ, 1993. - 67с.
109. Ellul J. The technological society. N.Y.: Vintage books, 1964.449p.
110. Ellul J. Trahision de L'Occident. P.: Univ.press, 1965. - 336p.
111. Field D. The end of Seldom. Cambr.: Univ.press, 1976. - 472p.
112. Hartman N. Ethik. В.: Berlin, 1926. - 109s.
113. Schelling F. Samtliche Werke. В., 1856. - Bd.2. Abt.III. - 413s.
114. Spengler O.The Decline of the West.-N.Y., 1933.-507p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.