Аксиосфера человека: динамика взаимодействия объектного и субъектного тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Беляева, Маргарита Алексеевна

  • Беляева, Маргарита Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 138
Беляева, Маргарита Алексеевна. Аксиосфера человека: динамика взаимодействия объектного и субъектного: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Москва. 2009. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Беляева, Маргарита Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Философско-онтологическое содержание 13аксиосферы человека

1.1. Ценности человека как философская проблема: 13традиционные представления и аксиологическая парадигма современности

1.2. Специфика бытия аксиосферы в содержании 46 духовного мира человека

Глава II. Аксиосфера человека в философско- 70 гносеологическом измерении

2.1 .Философско-гносеологическая природа сферы 70 ценностей человека

2.2. Формирование приоритетов аксиосферы 101в процессе познавательной деятельности современной российской молодежи

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аксиосфера человека: динамика взаимодействия объектного и субъектного»

Актуальность философского исследования проблемы аксиосферы человека в современных условиях обусловлена следующими обстоятельствами и факторами.

Во-первых, нарастающей глобализацией общественных отношений в современном мире. Тенденция усиления взаимосвязи и взаимообусловленности в жизнедеятельности всех стран и народов закономерно ведет к их сближению и взаимодействию. Основой этого процесса выступают гуманистические ценности общечеловеческого порядка, утверждение которых в сознании и поведении каждого человека в полной мере согласуется с действием объективных тенденций мирового развития. Отсюда вытекает необходимость философского, обобщенно-интегративного анализа существа и содержания аксиосферы человека в современных условиях.

Во-вторых, коренное изменение социально-экономического строя России в последние десятилетия выдвигает как требование времени потребность в выявлении характера изменений, трансформаций в системе ценностей современного человека в динамике взаимодействия с общественной средой. Возникает необходимость осмысления предельных оснований ценностей отечественной культуры, их роли в становлении личности. Повышается интерес общества к ценностям, лежащйм в основе отечественной культуры, становится актуальным онтологический и гносеологический анализ ценностной сферы.

В-третьих, актуальность исследования обусловлена потребностью переосмысления возрастающей роли субъективно-личностного начала в его отношении к нынешней объективно сложившейся бытийной ситуации. Нарастает кризис духовности общества, проявляющийся в гипертрофированном, ведущем к дальнейшей дегуманизации общественной жизни и культуры рационализме, непомерном приоритете личных интересов, предпочтении материальных ценностей духовным, прагматизме и утилитаризме, отсутствии развитого национального самосознания. Индустрия порока, сложившаяся в последнее десятилетие в нашей стране, направлена на разжигание в человеке низших инстинктов, формирование нравственного релятивизма, раскрепощение и героизацию темных начал человеческой природы.

Наконец, в-четвертых, потребность в данной работе обусловлена актуальными задачами теоретического, в том числе и философского анализа процесса становления ценностного мира современной молодежи. Молодость - важнейший, противоречивый и сложный период человеческой жизни. Главная особенность этого возраста состоит в активном осознании человеком своей индивидуальности и- неповторимости, в становлении самосознания, «выкристаллизовывании» личности. Поэтому возникает задача выявления содержания и формирования аксиосферы молодого человека в динамике взаимодействия с социумом в современных условиях. В решении этой задачи важная роль принадлежит осуществлению философского анализа аксиосферы человека.

Степень разработанности проблемы

Проблема ценностей человека достаточно широко и глубоко разработана в философских трудах исторического прошлого и современности. Прежде всего, следует отметить многочисленные труды, посвященные исследованию человека и личности как объекта и субъекта функционирования ценностей (труды Бл. Августина, Фомы Аквинского, Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, Р. Декарта, И. Канта, Платона, Б. Спинозы, Д. Юма и более поздних мыслителей - М. Бубера, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма, М. Шелера и др.)

Сущность человека в аксиологическом контексте являлась предметом исследования в работах философов советского периода: Г.С. Батищева, Е.А.

Железова, В.К. Шановского — о сущностных силах человека; Е.Т. Бородина, Н.Г. Бухарцевой, В .Я. Ельмеева, Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской, А.А. Гусейновой, В.И. Толстых — о социальном и духовном производстве и воспроизводстве человека; С.С. Батенина, И.В. Вишева, В.П. Ярышкина - о критериях и формах исторического развития сущности человека; А.В. Грибакина, JI.H. Когана, JI.A. Мясниковой - о жизненном пути, судьбе, тайнах и смысле индивидуального бытия человека; В.А. Лекторского, Л.А. Микешиной — о диалектике объективного и субъективного в духовной жизни человека; В.Е. Давидовича, Э.В. Ильенкова, В.И. Шинкарука, А.И. Яценко -об идеалах в системе ценностей; В.В. Гречаного, В.Ф. Сержантова, Г.Л. Смирнова - о соотношении биологического и социального в человеке и их значении в формировании ценностных ориентаций личности.

Важные для нашего исследования идеи и положения содержатся также в трудах И.М. Быховской, Г.Н. Васильева, Ф.И. Гиренка, А.В. Гулыги, Р.А. Зобова, А.А. Какурина, В.Н. Келасьева, Р.Л. Лившица, Е.П. Никитина, В.А. Подороги, B.C. Поликарпова, В.М. Розина, И.В. Силуянова, Е.А. Спирина, В.И. Филатова и др.

С 60-х годов XX века в нашей стране активно развивается социология молодежи - особая отрасль научного знания, объединившая результаты исследований многих наук в этой области. Среди советских и российских исследователей проблем молодежи наибольшую значимость для нашей работы имели труды С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, И.С. Кона, В.И. Чупрова, А.В. Шаронова и других авторов. Проблемы молодежи исследуются здесь как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно - как особой социальной группы с присущими ей специфическими проблемами.

Принципиальное значение для выявления сущности и содержания, классификации и функционирования ценностей в аксиосфере человека имеют для нас работы следующих авторов: а) В отечественной философии - П.В. Алексеев, С.Ф. Анисимов, JI.M. Архангельский, Е.П. Белозерцев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.В. Зеньковский, В.В. Ильин, И.А. Ильин, М.С. Каган, Н.С. Катунина, Д.А. Леонтьев, И.О. Лосский, М.К. Мамардашвили, Н.Д. Никандров, В.Ф. Сержантов, B.C. Соловьев, А.Г. Спиркин, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов, С.Л. Франк, В.А. Ядов и другие, в трудах которых исследуются вопросы духовности и духовной культуры человека и общества, сакрально-религиозные проблемы функционирования духовных ценностей, а также онтологические и гносеологические аспекты существования ценностей в духовном мире человека. б) В западной философии и аксиологии - Ф. Брентано, В. Виндельбанд, Н. Гартман, Д. Фон Гильдебранд, Э. Гуссерль, Дж. Дьюи, И. Кант, Э. Левинас, Дж. Мур, Ф. Ницше, Г. Риккерт, В. Франки, Э. Фромм, М. Хайдеггер, М. Шелер и другие. В трудах названных авторов нашли отражение онтологические, методологические, феноменологические, логические и символические аспекты содержания и функционирования аксиосферы общества и человека.

В рамках отечественного философского дискурса в настоящее время существует немало работ, посвященных исследованиям природы аксиосферы, а также проблем смежной тематики. Эти проблемы находят свое

12 3 решение в различных сборниках ИФ РАН , монографиях , диссертациях , ч

1 Ценности интеллигибельного мира//Сборник статей Всероссийской научной конференции. Выпуск 3, в 2 томах. Т.1. Магнитогорск: МГТУ, 2006 Вып.3.-Т.1: Истина и благо: универсальное и сингулярное.- М.: РАН, Институт философии, 2002.-116 е.; Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - М: РАН. Институт философии, 1998.

2 Максимов А. Философия ценностей: Монография. М.: Высшая школа, 1997; Микешина Л.А. Эпистемология ценностей: Монография. М.: Росспэн, 2007; Поросенков С.В. Существование и деятельность в определении ценностного отношения.- Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2002; Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль: Монография. M.: РУДН, 2006.

3 Баева Л.В. Экзистенциальная природа ценностей. Диск. .Д-ра филос. наук.09.00.13. Волгоград, 2004; Воронина A.M. Ценности (Проблема основания). Диск канд. филос. наук. M., 1994; Козлов В.Н. Роль ценностных ориентации в формировании духовной культуры личности. Дисс. канд. филос. наук. СПб, 1994; Панфилов O.M. Ценностные отношения: (Природа и генезис). Дисс. док. филос наук СПб, 1995; Пронин С.Л. Ценностные основания человеческой деятельности (Мораль, политика, наука) Дисс. канд филос. наук. M., 1998; Пустовалова E.B. Системное бытие ценностей индивидуального субъекта. Дисс. канд. филос. наук, 2005; Хабибова Н.В. Философский анализ понятия «ценностные ориентации» онтологический и обсуждаются в рамках различных мероприятий (Тугариновские чтения, Ломоносовские чтения и пр.)

Отдавая должное богатому теоретическому наследию названных авторов, которое послужило теоретической, философской, методологической и фактологической базой исследования, следует в то же время отметить, что новые социальные условия и соответствующая им конкретно-историческая ситуация обязывают вновь и вновь обращаться к философскому осмыслению аксиосферы человека, как бы традиционно эта проблема ни звучала. Само время делает эту проблему актуальной и острой, привлекая внимание исследователей.

Цель исследования — осуществить философский анализ аксиосферы человека в динамике взаимодействия объектного и субъектного.

Объект исследования - аксиосфера человека в новой конкретно-исторической ситуации, в условиях социокультурных трансформаций российского общества.

Предмет исследования - философско-онтологическое и гносеологическое содержание аксиосферы человека и особенности ее функционирования в современных условиях, специфика ее функционирования в духовном мире молодого поколения.

В соответствии с актуальностью и целью исследования, объектом и предметом анализа в работе предполагается решить следующие задачи: выделить основные направления онтологических и гносеологических исследований ценностей в традиционных представлениях и аксиологической парадигме современности; рассмотреть сущность и содержание аксиосферы человека в философско-онтологическом плане; гносеологический аспекты: Дисс. .канд. филос. наук, Уфа, 2004; Худякова Н.В. Онтологические основания возникновения и развития ценностного мира человека. Дисс.д-ра филос. наук, 2005; Сиргалина Л.Р. Ценность как онтологическая основа ценностных ориентации. Дисс. .канд. филос. наук, Магнитогорск, 2007; Бурцев С.А. Трансформация систем ценностей в переходном обществе. Дисс.канд. филос. наук., Москва, 2008. осуществить философский анализ аксиосферы человека в гносеологическом аспекте; определить механизмы трансформационных процессов аксиосферы молодежи в современном российском обществе.

Методологической базой исследования являются теоретические положения и выводы философских концепций ценностей общества и человека, природы человека и его духовного мира, аксиологии как специальной науки о ценностях, теории и практики формирования аксиосферы молодого поколения.

Методологию исследования ценностей в диссертации составили общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования ценностей человека, а также методы конкретно-исторического, системно-структурного, сравнительного, всестороннего и комплексного подходов к анализу проблемы. В диссертации также использованы данные конкретных социологических исследований, сформулированы выводы.

Научная новизна исследования заключается в осуществлении обобщенного анализа субъективных и объективных источников ценностей в традиционных представлениях и аксиологической парадигме современности; в рассмотрении ее в динамике взаимодействия субъектного и объектного, сущности и содержания аксиосферы человека с позиций онтологического и гносеологического подхода к ее существованию и функционированию; в выявлении динамики субъектного и объектного в характере и специфике процесса формирования аксиосферы современной молодежи России.

Более конкретно научная новизна исследования выражается в следующих теоретических выводах и основных положениях, выносимых автором на защиту:

1. Проблема ценностей человека в традиционных представлениях заключается в выявлении, прежде всего, источников ценностей. В онтологическом аспекте философского анализа на различных этапах исторического развития и в различных философских учениях выделяются: объективные источники их бытия (законы Бога и мир идеального сутцего, надиндивидуальная воля, окультуренная природа); субъективные источники (душа и психика человека, человеческий разум и воля, индивидуальное сознание субъекта, чувственно-эмоциональные переживания личности, долг и ответственность); объективно-субъективные источники, связанные с познавательной и практической деятельностью человека в обстоятельствах, не зависящих от его сознания.

Современная аксиологическая парадигма построена на динамике взаимодействия двух направлений: а) ориентированных на абсолютное царство ценностей, усваиваемых в результате активного творчества; б) утверждающих независимость личностного бытия и мира ценностей. 2. Онтологическая природа аксиосферы человека носит объективно-субъективный характер. В динамике взаимодействия объективного бытия и субъекта-человека современности происходит два вида изменений:

- Чувств и разума человека. Ценности взаимосвязаны через чувства и разум человека: изменение одних ценностей приводит к изменению других;

- Изменение объектного бытия. Рассматриваемое с точки зрения бытия как времени, измененное через деятельность человека бытие приводит, с одной стороны, ко времени рационального расчета, обезличенных технологий, манипулирования; с другой - к деиндивидуализации, духовной зависимости, отчуждению; с третьей - шаблонизации жизни, опрощению, усреднению, единообразию, следствием чего является актуализация будничного и преходяще-повседневного.

3. Гносеологическая природа аксиосферы человека состоит в том, что она неотделима от познавательной и практической деятельности человека. Процесс постижения и утверждения в сознании человека ценностей представляет собой типичную познавательную ситуацию, предполагающую объект и субъект, цель и задачи, а также способы, формы и результаты познания и усвоения ценностей. Высшим критерием постижения ценностей человеком является его практическая деятельность, показывающая глубину усвоения и эффективность проявления их в реальном поведении. Основная специфика данного процесса в современных условиях состоит в том, что кризис ценностей с возможностью «ситуации ноль», с одной стороны, и «внеприродная» потребность человека в смысложизненных ценностях, с противоположной стороны, повышают значимость познавательной и практической деятельности человека и значимость его ответственности. Деятельность человека должна протекать как миротворчество, как преобразовательно-созидательное совершенствование социального и природного мира.

4. Содержание, характер и направленность процесса формирования аксиосферы современной молодежи детерминированы природой и спецификой аксиосферы общественной среды. Субъект-объектная динамика взаимодействия аксиосферы молодого человека и аксиосферы общества в современных условиях приводит к тяготению первого к индивидуалистической модели ценностей западного типа с приоритетом успешной самореализации над смысложизненными ценностями. Следствием этого являются: обесценивание поиска истины, отторжение сложного знания, примитивизация и стандартизация вкусов студентов и других категорий молодежи; рост фрагментарности сознания и противоречивости духовного мира молодежи, иерархическая незакрепленность ценностей в личностном содержании ее жизненных программ и целей. Иными словами, в динамике субъект-субъектного взаимодействия души, сознания и ценностей происходит искажение духовного мира молодого человека.

5. Необходимым условием корректирования трансформационных процессов в аксиосфере современной российской молодежи являются социальная ответственность общества, ответственность самой молодежи, аксиологизация образования, восстановление его духовной и культурной преемственности.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования; адекватным воспроизведением теоретических положений и взглядов различных авторов, комплексным и корректным использованием методов и форм научной работы, адекватных предмету, цели и задачам исследования; соответствием теоретических положений практическим потребностям и интересам общественной жизни, достаточной репрезентативностью эмпирического материала, а также проверенными способами сбора и статистической обработки информации.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут способствовать привлечению внимания научной общественности к дальнейшей разработке проблемы аксиосферы человека и молодежи в теории и на практике с учетом новых социокультурных условий, содействовать повышению эффективности процесса формирования культуры российской молодежи, а также корректировке и наполнению новым содержанием традиционных и приоритетных ценностей, способных духовно обеспечить сложные процессы инновационного развития российского общества по всем основным направлениям.

Апробация результатов исследования. Основные результаты, положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию в выступлениях автора на международной конференции «Национальное самосознание и развитие русского общества» (Москва, 2005), на региональных межвузовских конференциях города Москвы и Московской области, на теоретических семинарах и заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин Сергиево-Посадского гуманитарного института, в практической работе автора по обучению и воспитанию студентов и учащихся средних образовательных учреждений.

Диссертация обсуждалась на кафедре гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Сергиево-Посадский гуманитарный институт» и рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Беляева, Маргарита Алексеевна

Выводы

1. Содержание, характер и направленность процесса формирования аксиосферы современной молодежи России детерминированы не только природой и спецификой ценностей, но и ее объективным положением, ролью и местом в системе общественных отношений. Молодежь как социальная группа находится в положении объекта социализации, подчинении и зависимости от взрослого поколения. Это требует социальной ответственности общества по отношению к молодежи.

2. Необходимо учитывать целостность человека и комплексный характер процесса формирования его аксиосферы. В целом аксиосфера молодежи определяется качеством зрелости основных сфер общественной жизни — социальной, экономической, политической и духовной. При этом важно как качество параметров развития названных сфер, так и самооценка молодежью своего места, роли, положения и собственного благополучия, самореализации в каждой из этих сфер жизнедеятельности.

3. Процесс утверждения ценностей в сознании и поведении молодого поколения обусловлен также особенностями самой молодежи как возрастной категории населения, главными из которых являются острая потребность в самореализации и поиск смысложизненных ценностей.

4. На аксиосферу молодого поколения оказывают влияние особенности современного образовательного процесса, поскольку подавляющее большинство молодых людей получает образование. Гуманистическая парадигма западного образца в основе современного отечественного образования, ориентированная в основном на самореализацию личности, не способствует интериоризации смысложизненных ценностей, которые в нашей стране формировались многовековой традицией отечественной школы и являлись ведущими.

5. Качество всех сфер общественной жизни, включая образование, приводит к тому, что аксиосфера молодого поколения тяготеет к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностей западного типа, к идеалам демократического рыночного общества, поскольку приоритетным является эффективное выживание и успешная самореализация. Это приводит к тому, что:

5.1.обесценивается поиск истины и возрастает значения всего того, что обеспечивает успех. Подобное отношение отторгает сложное знание, все более заметна тенденция подмены осмысления жизненно значимых вопросов бытия простыми решениями, предлагаемыми массовой культурой, что приводит к примитивизации и стандартизации вкусов студентов;

5.2.растет фрагментарность сознания и противоречивость духовного мира молодежи;

5.3.усиливается поляризация интересов и ценностей;

5.4.имеет место иерархическая незакрепленность ценностей в личностном содержании студентов.

6. Приоритетными ценностями должны быть духовные ценности. Необходимым условием корректирования трансформационных процессов в аксиосфере современной российской молодежи являются социальная ответственность общества, восстановление духовной и культурной преемственности отечественного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование аксиосферы человека, проведенное автором с позиций онтологии, гносеологии, социологии и историзма позволили на концептуальном уровне определить природу ценностей и динамику взаимодействия субъектного и объектного в этой области.

Мы выявили, что развитие философской мысли отражает взаимовлияние в ней объективных и субъективных источников бытия. Объективные источники — идея, заложенная в устройстве мировой жизни (Платон); Бог в эпоху Средневековья (Августин, Ориген, Тертуллиан); надындивидуальная воля, «чистая воля» трансцендентального субъекта (Баденская школа неокантианства, Г.Мюнстерберг, Г.Коген); Бог как мировой дух и божественная абсолютная полнота бытия (Н.Гартман, Н.Лосский и др.); бытие как нечто, что есть в сцеплении человека с не данными природой основаниями (М.Мамардашвили); сокрытая от человека сущность бытия (М.Хайдеггер); Бог как сущность всех ценностей (Д.Гильдебранд); человекоподобное бытие, в котором человек творит ценности (Н.Бердяев); бытие как время (В.В.Ильин); окультуренная природа (Зиммель); иная сторона бытия (Витгенштейн). Субъективные источники -первоначальная (имманентная) способность души (Аристотель); психология, аффекты и поведение человека (Гоббс, Дидро, Гельвеций, Гольбах); идеальная истинность - требования разума, обращенные к воле человека (И.Кант, Г.Лотце); индивидуальная воля человека (Ф.Ницше); сфера идеальных норм, «сознание вообще» (неокантианцы, В.Виндельбанд); индивидуальное сознание субъекта как форма трансцендентального сознания (Э.Гуссерль); оценивающий человек как центр высших эмоциональных актов, суть которого «эмоциональность духа», чувствование, предпочтение, следование любви и «логике сердца» (М.Шелер); выбираемый человеком смысл (Ж-П. Сартр); интуиция (Дж. Мур); ответственность человека (Левинас).

Мы обнаружили, что современная аксиологическая парадигма построена на динамике взаимодействия двух направлений: а) ориентированных на абсолютное царство ценностей, усваиваемых в результате активного творчества; б) утверждающих независимость личностного бытия и мира ценностей, стремящихся к трансценденции и коммуникации.

Мы показали, что онтологическом плане человек - сущее, в котором раскрывается бытие, голос бытия. Человек бытийствен - он в бытии, и в нем бытие. Во взаимодействии с бытием человек творит мир ценностей, раскрывает в бытии соизмеримый с собой смысл, осуществляет различение в нем понятий и дать им оценку. Сама ценность есть символ бытия. Мир ценностей и мир бытия есть миры подвижные и творимые человеком.

Далее, рассматривая аксиосферу человека как человека социума, мы подчеркнули такие основные моменты:

1. ценностью для человека может выступать любое явление, как реально существующее, так и гипотетическое, которое, приобретая для него личностный смысл, в определенных общественно-исторических условиях оказывается ориентиром его жизни. Любая ценность при этом возникает в процессе социального существования людей и обнаруживается в их субъект-субъектном взаимодействии. Аксиосфера человека -неотъемлемая часть его духовного мира, которая представляет собой интегральную систему ценностных связей и отношений к миру природы и общества. Формируясь в обществе и утверждаясь в духовном мире каждого человека, аксиосфера человека несет в себе многовековой опыт взаимодействия и общения людей, в котором выражается сложившаяся система внутренних регулятивов человеческой деятельности, санкционированная убеждающей силой общественного мнения.

2. Субъект-объектный характер аксиосферы человека с одной стороны формируется в процессе социального взаимодействия независимо от сознания людей, а с другой — не может утверждаться и существовать без сознательного отношения людей к исполнению регулятивов в своей жизнедеятельности. Основными формами проявления и функционирования аксиосферы человека в онтологическом плане выступают: потребности и интересы как выражение необходимости и стремления к регулированию человеческого поведения; заповеди как совокупность требований - запретов и разрешений; отношения и коммуникации как взаимодействие между людьми по поводу исполнения предъявляемых требований; активность и поведение - непосредственные акты деятельности человека.

3. Аксиосфера социума есть системно-организованное явление. В ней осуществляется производство и потребление, трансформация и трансляция самых различных ценностей. Отдельные ценности при этом не существуют как нечто изолированное от подобного. Аксиосфера во всякий момент своего осуществления континуальна и при этом многореальна в личностных проявлениях.

4. Гносеологическая природа ценностей состоит в том, что они неотделимы от познавательной и практической деятельности человека. Процесс их постижения и утверждения в сознании человека представляет собой типичную познавательную ситуацию, предполагающую объект и субъект, цель и задачи, а также способы, формы и результаты познания и усвоения ценностей. Высшим критерием постижения ценностей человеком является его практическая деятельность, показывающая глубину усвоения и эффективность проявления их в реальном поведении по мере социализации в системе общественных отношений. Основная специфика данного процесса состоит в его социальности, духовности, нормативности и соотнесенности между должным и сущим в нравственном сознании и поведении человека.

5. Аксиосфера представлена в общественном сознании на двух основных уровнях познавательной глубины — на уровне эмпирического, обыденного и повседневного массового сознания, выступающего в форме мнений, обычаев, традиций и нравов, а также на рационально-теоретическом уровне, основными формами выражения которого являются логические конструкты - понятия, суждения и умозаключения относительно должного и сущего в сознании и поведении человека. Единство и взаимодействие указанных уровней в общественном и индивидуальном сознании проявляется в постижении человеком категорий нравственного сознания, среди которых основными являются понятия добра и блага, совести и чести, достоинства и справедливости, свободы и ответственности, счастья и смысла жизни человека.

6. В процессе постижения и усвоения ценностей общества человек формирует свою систему знаний и убеждений, понятий и норм, принципов и идеалов духовной и практической деятельности. Этот процесс носит как разумно-рациональный, так и неосознанный, иррациональный характер. В нем воедино сливаются светско-духовные и сакрально-веровательные компоненты. Глубина постижения и эффективность исполнения ценностей человеком выражаются в его убеждениях, когда ценности общества утверждаются на разумно-рациональном, чувственно-эмоциональном и волевом уровнях духовного мира под воздействием социальной микро- и макросреды в процессе социализации личности.

В нашем исследовании мы описываем различные классификации ценностей и используем классификацию австрийского социолога В.Франкла, выделяющего «ценности созидательные», «ценности-переживания» и «ценности-отношения». По Франклу, реализация всех видов ценностей, существующих в жизни - созидательных, переживания, отношения -возможна только при личной ответственности за них. Реализуя ценности жизни, человек обретает конкретный, уникальный смысл собственного бытия.

Анализируя аксиосферу человека как неотъемлемую часть его духовного мира, мы показали, что в динамике взаимодействия объектного бытия и субъекта-человека современности происходит 2 вида изменений:

- Чувств и разума. В субъект-субъектном взаимодействии чувств и разума происходит формирование и изменение ценностей.

- Изменение объектного бытия. Рассматриваемое с точки зрения бытия как времени, измененное через деятельность человека бытие привело ко времени рационального расчета, обезличенных технологий, промывки мозгов, манипулирования, силовых влияний; к деиндивидуализации, духовной зависимости, отчуждению; шаблонизации жизни, опрощению, усреднению, единообразию; безмысленности и бессмысленности, повсеместной имитации. Это приводит, в свою очередь, к трансформации идеалов как высших начал в операциональные, осязаемые образцы, штампы. «Просточеловек» хочет жить не в стремлении к высокоэмоциональным идеалам, а в стремлении к экзистенциальным локалам в виде прецедентов реальности, в будничных стандартах близости у себя самого бытия «Я». Главным становится не отнесенные в перспективу идеалы, а обостренное чувство текущего.

В то же время человек - «носитель внеприродного духовного». Его отношение к миру регулируется ценностно. Есть ценности, которые должны реализовываться в каждом новом акте бытия, без которых невозможно существование как человечества в целом, так и каждой определенной культуры. К ним относят так называемые общечеловеческие ценности: жизнь и смерть, добро, истина, красота, любовь, смысл жизни и счастье, честь, благородство, достоинство, свобода, самоценность каждой личности, долг и ответственность.

Поскольку девальвация ценностей приводит к функционированию бытия в «форс-мажорном режиме», к повышению степени рисковости существования в глобальном смысле, то повышается значимость человеческой деятельности и значимость ответственности. Каждому человеку необходимо осознавать свою ответственность в практической деятельности.

В нашей работе мы уделили большое внимание содержанию, характеру и направленности процесса формирования аксиосферы современной молодежи России. Все сказанное выше об аксиосфере человека в его духовном мире полностью относится и к аксиосфере молодого поколения. В целом аксиосфера молодежи также определяется природой и спецификой ценностей, качеством зрелости основных сфер общественной жизни -социальной, экономической, политической и духовной.

Мы показали, как на аксиосферу молодого поколения оказывают влияние особенности современного образовательного процесса, поскольку подавляющее большинство молодых людей получает образование. Гуманистическая парадигма западного образца в основе современного отечественного образования, ориентированная в основном на самореализацию личности, не способствует интериоризации смысложизненных ценностей, которые в нашей стране формировались многовековой традицией отечественной школы и являлись ведущими.

В работе мы отразили особенности молодежи, в том числе как социальной группы и как возрастной категории. К особенностям молодежи как социальной группы относится нахождение в положении объекта социализации, подчинении и зависимости от взрослого поколения. Это требует социальной ответственности общества по отношению к ней.

К особенностям молодежи как возрастной категории населения относится острая потребность в самореализации и настойчивый поиск смысложизненных ценностей.

Мы показали, что качество всех сфер общественной жизни, включая образование, приводит к тому, что аксиосфера молодого поколения тяготеет к индивидуалистической модели ценностей западного типа, к идеалам демократического рыночного общества с приоритетом успешной самореализации над смысложизненными ценностями. Это приводит к тому, что:

1. обесценивается поиск истины и возрастает значения всего того, что обеспечивает успех. Подобное отношение отторгает сложное знание, все более заметна тенденция подмены осмысления жизненно значимых вопросов бытия простыми решениями, предлагаемыми массовой культурой, что приводит к примитивизации и стандартизации вкусов студентов;

2. растет фрагментарность сознания и противоречивость духовного мира молодежи, что, в свою очередь:

2.1. усиливает поляризацию интересов и ценностей;

2.2. приводит к иерархической незакрепленности ценностей в личностном содержании студентов;

Кроме того, девальвация ценностей, ориентация на текущее, экзистенциальные прецеденты собственного бытия приводят к зависимости от низкопробных удовольствий, поставляемых технологиями масс-медиа, в том числе компьютерными (игры, фильмы и пр.).

Мы показали, что не только общество должно осознавать свою ответственность перед молодежью, но и молодежь должна осознавать свою ответственность перед обществом, бытием. Изначальные заданные необходимые смысложизненные ценности должны восстановиться в своей иерархической структуре в духовном мире молодого человека. Необходимым условием корректирования трансформационных процессов в аксиосфере современной российской молодежи являются социальная ответственность общества, восстановление духовной и культурной преемственности отечественного образования. С другой стороны, и сама молодежь должна осознавать свою ответственность перед собой, обществом, бытием в целом.

Поэтому одной из актуальных проблем работы с современной молодежью является аксиологизация образования. В плане духовного формирования современной молодежи немалую роль могло бы сыграть и привлечение представителей церкви. Количество верующих в России постоянно и неуклонно растет, а народ признает духовную ценность и значимость Церкви. Одновременно необходимо формировать у молодых людей устойчивое и раннее стремление к нравственности и красоте в мышлении и повседневном поведении. Иными словами, речь идет о том, чтобы сделать ценности Истины, Добра и Красоты приоритетными в сознании и поведении современной молодежи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Беляева, Маргарита Алексеевна, 2009 год

1. Абушенко В.Л. Ценность//Всемирная энциклопедия: Философия. — М.:АСТ, МН.: Харвест, Современный литератор, 2001.- С. 1200

2. Августин Бл. Исповедь. М.: Издательство "Ренессанс", СП ИБО - СиД, 1991.-488 с.

3. Августин Бл. О граде Божием./ «Антология мировой философии». Т. 1.4. 2. -М.: Мысль, 1969.

4. Аверинцев С.С. Символика раннего Средневековья: к постановке вопроса, //Другой Рим. — М.: Амфора, 2005. — 368 с.

5. Аквинский Фома. Онтология и теория познания. М.: Изд-во РАН ИФ, 2001

6. Алексеев П.В. История философии.- М.: Изд-во «Велби», 2006. 396 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- М.: Наука, 2000.- 351 с.

8. Аристотель. Никомахова этика Кн. 8-9. // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4.-М.: Мысль, 1984. С. 219-266.

9. Аристотель. О душе. Аристотель. Соч. в 4 т.Т.1 - М.: Изд-во Мысль, 1975

10. Афанасьева P.M. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ) Дис .канд. филос. наук: 09.00.11.-Москва, 2002. 189 с.

11. Бакштановский В.И. Гражданское общество: концепт и аксиосфера / Бакштановский В.И. Согомонов Ю.В. // Ведомости = Vedomosti / Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т. НИИ прикл. этики. Тюмень, 2003. - Вып. 23. - С. 12-134.

12. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.: Академический проект, 2007.-520 с.

13. Бассин Ф. В., Прангишвили А. С., Шерозия А. Е. Заключение // Бессознательное: В 4 т. / Под общ. ред. А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия, Ф.В.Бассина. Т. III. Тбилиси, 1978.

14. Батенин С.С. Человек в его истории. — СПб.: Издательство ЛГУ, 1976.295 с.

15. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.

16. Бахтин М.М. Философия поступка//Бахтин М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Росс. Открыто ун-та, 1995. -С.22-67.

17. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Дис. д-ра пед. наук:13.00.01/В.А.Беляева; Ряз. гос. пед. ун-т.-М., 1999.- 368 с.

18. Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория.- М.: Высш. шк., 1986.101 с.

19. Бердяев Н.А. Назначение человека. Опыт парадоксальной этики М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998.- 384 с.

20. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности.- М.: Флинта, 1999.311 с.

21. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей.- М.: Знание, 1981.- 64 с.

22. Богомолов А.С. «Античная философия». М.: Высшая школа, 2006. -390 с.

23. Бородин Е.Т. Природное и общественное воспроизводство: Постижение марксизма и преодоление его противоречий. М.: Изд-во Познавательная книга плюс, 2003. -447 с.

24. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания / Пер. А.А. Анипко. СПб.: Алетейя, 2000. - 202 с.

25. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Я и Ты. М.: Высш. шк., 1993.

26. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения.- М.: Республика, 1994.- 415 с.

27. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

28. Васильев Г.Н., Зобов Р.А. Человек: генезис духа. СПб.: НИИКСИ, 1993.

29. Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. -805 с.

30. Вильданов Х.С. Гносеологические проблемы исследования ценности человека: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01. Уфа, 2001. - 197 с.

31. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история.- М.: Юрист, 1995. 687 с.

32. Вишев И.В., Ярышкин В.П. Проблема бессмертия человека в русской философии: история и современность/ Проблемы иммортологии. Книга 2.-Челябинск: ЧГТУ, 1994.

33. Волков В.Н. Онтология личности: Дис. . д-ра философские науки: 09.00.01. Иваново, 2001. - 485 с.

34. Гайденко П.П. Нравственная природа человека в европейской традиции XIX XX вв.// Этическая мысль. - Ежегодник- М.: ИФ РАН. 2000:

35. Гаранина О.Д. Homo totus: Взаимосвязь природы и сущности человека: филос. методол. анализ. - М.: Изд-во Моск. гос. техн. ун-та, 1999.т 204 с.

36. Гартман Н. Старая и новая онтология / Пер. Д. Мироновой // Историко-философский ежегодник. 1988. — М.: Наука, 1988. — С.320—324

37. Гартман Н. Этика.- СПб.: Владимир Даль, 2002.-707 с.

38. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. - М.: Мысль, 1975.-Т.З.- 471 с.

39. Гильдебранд Д. Этика.- С.-Пб.: Алетейя, 2001. 569 с.

40. Гоштаутас А. Методика М. Рокича для выявления ценностных ориентаций // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л., 1999.- 265 с.

41. Грибакин А.В. Апология индивидуализма и человек: индивидуальный и индивидуальность. — Екатеринбург, 1999.

42. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989.- С.102-110.

43. Гурова Р.Г.Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры: По материалам социол. исслед./ Р.Г. Гурова // Педагогика. -2000. -N 10. С. 32-38

44. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. -Минск.: Харвест, М: ACT, 2000.-752 с.

45. Декарт Р. Страсти души.- Декарт. Соч. в 2 т. Т.1 -М.: Изд-во Мысль, 1989. 352 с.

46. Денисов С.Ф. Разум и рассудок в структуре человеческой активности. — Томск, 1993.

47. Деревянченко Ю. И. Онтологический статус трансцендентного: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01. Омск, 2001. - 142 с.

48. Джеймс У. Введение в философию. /У.Джеймс. Проблемы философии/ Б.Рассел /М., Республика, 2000.-315 с.

49. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль,1979.- 456 с.

50. Дробницкий О.Г. «Ценность» // «Философская энциклопедия». Т. 5. М.: «Советская энциклопедия», 1970.- С.462-463.

51. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура //Вопросы психологии, 1977.- №2. С.31-42.

52. Дынник М. Материалисты Древней Греции. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.

53. Дьюи Дж. Реконструкция в философии; Проблемы человека / Пер. с англ., послесл. и примеч. Л. Е. Павловой. — М.: Республика, 2003.-220 с.

54. Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. СПб.: Алетейя, 2000.

55. Железов Е. А. Сущностные силы человека: Филос. мировоззрен. анализ / Е.А. Железов.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989.- 164 с.

56. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М.: Политиздат, 1986.-223 с.

57. Земрах Т.И. Базовые ценности современной молодежной культуры. Дис.канд. филос. наук:09.00.13. Ростов н/Д, 2005 -198 с.

58. Иванова О.Э. Методологические основы и гносеологические проблемы начал философствования: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01.-Магнитогорск, 2002. 137 с.

59. Иконникова С.Н. Хронотоп культуры как основа диалога поколений// Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.69-74.

60. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2-т. Т.2 / В.В.Ильин.- Ростов н/Д: «Феникс», 2006.-784 с.

61. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.- 431 с.

62. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека.- СПб.: Наука, 1994.- 544 с.

63. Ильинский И. М. Личность на фоне страны // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2007. - № 1. - С. 1-4.

64. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос. - 2001.

65. Ионин Л.Г. Примечания //Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. М.: Юристъ, 1996.

66. Каган М.С. Философия теории ценностей.- Спб.: Петрополис, 1997.- 205 с.

67. Какурин А.А. Теория духовности (светское исследование). Учебное пособие по элективному гуманитарному курсу. СПб.: СПбГТУРП, 1999.

68. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов.- СПб.: Наука, 1995. 528 с.

69. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. М.: наука, 1989. - 191 с.

70. Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие субстанции и понятие функции. М.: Гнозис, 2006. - 400 с.

71. Катунина Н.С. Природа духовности человека: Монография. М.: Изд-во «Прометей», 2005 258 с.

72. Келасьев В.Н., Дворяшина М.М. Комплексное экспериментальное изучение человека // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т.3.№4. С. 30-35.

73. Коган JI. Н. Человек и его судьба. -М.: Изд. Мысль, 1988.

74. Кокаревич М.Н. Философский эссенциализм как методология реконструкции культурно-исторической реальности: Дис. . д-ра филос. наук: 09.00.11: Томск, 2004,- 272 с.

75. Кон И.С. В поисках себя: Личность и самосознание М.: Политиздат, 1984.-365 с.

76. Коняева Л.А. Гуманитаризация воспитательно-образовательного процесса университета на основе формирования ценностных ориентаций студентов. Дисс.канд. пед. наук: 13.00.01.- Кемерово, 2003.-204 с.

77. Корнева В.В. Развитие ценностных ориентаций студенческой молодежи в педагогическом процессе вуза. Дисс.канд. пед. Наук: 13.00.01. -Хабаровск, 2005, 124 с.

78. Краткая философская энциклопедия. М.: Энциклопедия, 1994. -576 с.

79. Лапин Н.Г. Модернизация базовых ценностей россиян.//Социс, 1996,№ 5.

80. Левинас Э. От существования к существующему // Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М., СПб.: Университетская книга, 2000. - С. 7-65.

81. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997.

82. Лисовский В.Т. Духовная преемственность поколения: социологический анализ/ В.Т. Лисовский // Педагогическая наука в контексте модернизации образования. СПб., 2002. - С. 36-40.

83. Лисовский В.Т. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. Вып.1.- СПб, 1995.

84. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М: Мол. гвардия. -1993.- 383 с.

85. Лосский Н.О. История русской философии.- М.: Прогресс, 1994.- 460 с.

86. Лосский Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство как основа ценностей. -Харьков: Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000.- 861 с.

87. Лотце Р.Г. Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии: В 2 ч. — М., 1866. — Ч. 2. 599 с.

88. Мавринский И. И. Гносеологические основания новой онтологии: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01. Санкт-Петербург, 2004. - 194 с.

89. Малышева Л.Д. Аксиологизация гуманитарных знаний как фактор развития ценностных ориентаций студентов: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01.-Оренбург, 2000.-219 с. .

90. Мальковская Т.Н. Смена парадигм воспитания как социально-педагогическая проблема // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования: Информационный сборник. Вып.8. М., НИИ общей педагогики АПН СССР, 1990, с. 1-31.

91. Мамардашвили М.К. Введение в философию. М.: Изд. Группа «Прогресс», «Культура». 1992. -415 с.

92. Мамардашвили М.К. Необходимость себя./Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Издательство «Лабиринт», 1996. - 432 с.

93. Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.: Питер-Юг, 2008.- 352 с.

94. Махортова М.В. Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики: Социально-филос. анализ: Дис.канд. филос. наук: 09.00.01.- Ставрополь, 2000. -174 с.

95. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002.- 675 с.

96. Мур Дж. Природа моральной философии. -М.: Республика, 1999. -351 с.

97. Наумова Н.Ф. Философия и социология личности. М.: Канон+, 2006.

98. Некрасов С. И. Рациональность и нравственность как проявление эволюции универсума: Коэволюционный подход: Дис . .д-ра филос. наук: 09.00.01. Нижний Новгород, 2002. - 308 с.

99. Некрасова Н. А. Феномен духовности, бытие и ценность: Дис. . д-ра филос. наук: 09.00.01. Иваново, 2002. - 313 с.

100. Нешев К. Этика счастья. М., 1982.

101. Нибур Х.Р. О ценностном центре// Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Рейнхольда Нибура.- М.: Юристъ, 1996.

102. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.- М.: Пед. о-во России, 2000. 303 с.

103. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. М.: Алетейя, 2000. - 367 с.

104. Ницше Ф. Избранные произведения: В 3-х тт. Т.1. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. M.:REFL-book, 1994. - 350 с.

105. Новый энциклопедический словарь. М: Рипол Классик, БРЭ; 2005 г.; 1456 с.

106. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, Издательство «АЗЪ», 1993. 907 С.

107. Платон. Диалоги// Платон. Соч. в 4 т. Т. 2 -М.: Изд-во Мысль, 1993.

108. Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1972.

109. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. Учебное пособие по спецкурсу. М., 1989.

110. Потехин В. Н. Ценностное бытие: Становление и перспективы: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01. Магнитогорск, 2002. - 166 с.

111. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. с англ./ Б. Рассел.- Киев: Ника-центр; М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2001.- 555 с.

112. Рачинский Д. Д. Структура бытия и онтологическая рефлексия: Дис. . д-ра филос. наук: 09.00.01. Москва, 2002.- 357 с.

113. Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.- М., Республика, 1998.

114. Риккерт Г. Философия жизни.- М.: Ника-Центр, 1998. — 507 с.

115. Рубинштейн C.JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии/ C.JI. Рубинштейн; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 1997.- 462 с.

116. Руднева E.JI. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: Дисс. д-ра пед. наук: 13.00.01. -Кемерово, 2002. 443 с.

117. Руткевич М.Н. Диалектика и социология.- М.: Мысль, 1980. 356 с.

118. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. -М.: Республика, 2000. 639 с.

119. Сергеева, Т. Аксиосфера русской педагогики // Педагогика. — 2001. — №7. —С. 102-104.

120. Сержантов В.Д., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л., 1980.

121. Согомонов Ю.В. Глобализация и аксиосфера // Антропологическое измерение глобализационных процессов. Владимир, 2003. - С. 154-161.

122. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972.

123. Соловьев B.C. Сочинения.- В 2-х тт.-М.: Мысль, 1990.

124. Спиноза Б. Избранные произведения. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1998.-352 с.

125. Столович Л. Н. Об аксиосфере // Вестн. С-Петерб. ун-та. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2001., №2. —С. 11-16.

126. Столяров И.Н. Место и роль христианской этики в формировании духовно-нравственных ценностей молодежи: Дисс.филос. наук: 22.00.06. -М., 2005.- 185 с.

127. Тиллих П. Мужество быть // Символ. 1992. - №28. - С. 7-119.

128. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М., 1974., с. 105

129. Ткаченко В.В. Деятельность государственных и общественных организаций и учреждений по формированию ценностных ориентаций студенческой молодежи в конце XX начале XXI века. Дисс.канд. пед. наук, 07.00.02, Кострома, 2004.- 244 с.

130. Трельч Э. Историзм и его проблемы.- М.: Юристъ, 1994.-719 с.

131. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. — JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. -156 с.

132. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

133. Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1. Об образовании (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (с изменениями на 31 декабря 2005 года)/ Российская газета, N 297, 31.12.2005

134. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ. О высшем и послевузовском профессиональном образовании (с изменениями на 31 декабря 2005 года)./Российская газета, N 297, 31.12.2005

135. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ. О свободе совести и о религиозных объединениях (с изменениями на 29 июня 2004 года)/ Российская газета, N 138, 01.07.2004

136. Филатов В.И. Проблема онтологических оснований целостности человека//Вестник Омского университета, 1997, Вып. 4. С. 43-46.

137. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 1986.-719 с.

138. Франк С.Л. Духовные основы общества. Часть первая. Общество и индивид. Духовная природа общества. М., 1992. - 286 с.

139. Франк С.JI. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию Серия Слово о сущем. Составление, статья, комментарии Евлампиев И.И./ СПб. Изд-во Наука. 1995- 655 с.

140. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии.- М.: ACT, 2007. 506 с.

141. Франки В. Человек в поисках смысла/М.: «Прогресс», 1990.-70 с.

142. Фромм Э. Душа человека. М.: Изд-во Республика, 1992.

143. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью/Ю.Хабермас/Отв. ред. Н.В Мотрошилова.- М: Изд. Центр Academia, 1995.-245 с.

144. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: ВРФШ, 2001.-446 с.

145. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - С. 16-27.

146. Христенко М.А. Духовный потенциал личности: Проблемы актуализации: Дис.канд. филос. наук: 09.00.01.- Волгоград, 2003.- 137 с.

147. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии запада XX века/под ред. проф. А.Ф.Лосева.- М: Издательство "ЦТР МГП ВОС", 1994.-312 с.

148. Чупров В.И. Молодежь: духовное воспроизводство в условиях риска // Вестник РУДН. 2005. № 6-7. С. 7-17.

149. Шевченко Л.Л. Воспитание нравственной культуры учителя в процессе профессиональной подготовки: теория и практика. Дис.докт. пед. наук, 13.00.01, М.,2005-364 с.

150. Шел ер М. Избран, произведения. М.: Изд-во Гнозис, 1994.

151. Шелер М. Рессентимент в структуре моралей/М.: Наука, 1999.- 231 с.

152. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей/М.Шелер //Избранные произведения М.: Гнозис, 1994, С.259-3371. Qlsn

153. Шохин B.K. Ценности // Этика: Энциклопедический словарь.- М.: Гардарики, 2001.- С.535-536.

154. Э.В. Ильенков: Книга-диалог / РАН. Ин-т философии; Сост. и ред. В.И. Толстых. М., 1997. - 239 с.

155. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: Изд-во Прогресс, 1995.

156. Ядов В.А. Гипотеза об иерархической структуре диспозиции личности и ее социальной обусловленности// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.- JL: Наука, 1979.-С. 19-26

157. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.