Принципы реставрации декора интерьеров, памятников архитектуры Москвы XVIII-нач. XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Бехнам Педрам

  • Бехнам Педрам
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 192
Бехнам Педрам. Принципы реставрации декора интерьеров, памятников архитектуры Москвы XVIII-нач. XX веков: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2004. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Бехнам Педрам

Предисловие Введение

Глава I: Теоретические и методологические концепции реставрации

1.1. Понятия и определения.

1.2. Анализ категориальных основ теории реставрации в Европе в XX веке.

Глава II Технологические проблемы исследования и консервации поврежденного декора интерьеров

2.1. Общие положения технология исследования повреждений декора.

2.2. Исторические процессы развития техники исследования и консервации декора в России

Глава III Практика реставрации декора в России в XX веке.

3.1. Практика реставрации с начала XX века и до войны 1941 г.

3.2. Реставрация декора интерьеров после Второй мировой войны идо 1990 гг.

3.3. Реставрация декора интерьеров в период с 1990 г до 2000-х гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы реставрации декора интерьеров, памятников архитектуры Москвы XVIII-нач. XX веков»

Все человеческие существа внимают гласу красоты, но мало кто интересуется ее причинами. Древние греки видели красоту в очаровании юности, симметрии и безмятежности мраморных статуй. Римляне искали ее в порядке, роскоши, власти. Ренессанс отыскивал ее в цвете, а дух нашего времени ищет ее в музыке. Эта проблема относится к области психологии, однако психологи переложили ее на плечи философов, как случается со всеми нерешенными проблемами. Даже в Древней Греции, где красота ценилась прежде всего, и где было создано много прекрасного, философы не могли проникнуть в эту захватывающую тайну.

Дискуссию о красоте открыл Пифагор, который обратил музыку в математические уравнения и прекрасные мелодии считал «музыкой сфер». Ответ Аристотеля по поводу красоты был типично греческим: красота состоит из согласованности, соразмерности, пропорций и порядка частей, соединенных вместе. Винкельман и Лессинг добавили немного к ответу греков и с легкостью последовали за ними в этом вопросе. Красота - это мраморные фигуры и формы, это храм, возведенный на вершине холма, по своим качествам похожий на Парфенон и его декор, каким его описывал Аристотель: «Место для храма должно быть таким, чтобы оно господствовало над окрестностями по праву своего расположения»1. Уважением, которое греки оказывали произведениям искусства, проникнуты следующие слова Платона: «Скульптуры богов и храмы не получаются вдруг и просто, их создание требует напряженной работы разума»2.

Кант и Шопенгауэр внесли новую ноту в обсуждение проблемы красоты: «Красота - это качество, обладатель которого отвлекает человека от его собственных интересов и вызывает в нем невольное созерцание и приятное чувство, далекое от мыслей о выгоде и прибыли»3. Однако Гегель снова возвращает нас к точке зрения древних греков.

1 Helen Gardner. Art through the ages. (пер. на персидск.яз.). Тегеран, 1989. С. 128.

2 Там же. С. 128.

3 Durant William James. The Pleasures of Philosophy (пер. на перс. яз.). Тегеран, 2000. С. 219.

По его мнению, красота - это единство и многообразие, овладение материей с точки зрения формы, чувственное воплощение некоторых сверхъестественных форм.

Дикие животные также не лишены чувства красоты. В книге Вильяма Дуранта приводится слова Дарвина о том, что «Некоторые птицы строят гнезда из листьев, цветных раковин, мелких камешков, перьев, кусочков одежды и лент, которые они находят в местах обитания человека. Один вид самцов австралийской птицы строит специальное гнездо для своей самки, укрывает его ветками, выстилает пол травой. В ближайших ручьях они набирают мелких белых камешков и искусно выкладывают их по краям гнезда. Стены украшаются блестящими перьями, красными тутовыми ягодами и любыми другими привлекательными предметами, которые можно найти. Этот дворец строится для брачных игр австралийской птицы»4.

Древний человек, начав с украшения своего тела, приступил затем к украшению окружавших его вещей. Он раскрасил каменные орудия для того, чтобы устрашить врага и ослепить его. Человек каменного века расписывал стены своей пещеры изображениями животных, на которых он охотился или на тех, которые были тотемом его рода.

Эта склонность к творчеству была присуща человеку на протяжении всей истории и постоянно совершенствовалась, эта склонность носит название «Декор» и является прекрасным оформлением пространства в любом архитектурном стиле.

4 Там же. С. 220

Введение

Французское слово «с!еког» произошло от латинского «с1екого», означающее систему украшения фасада и внутренних помещений5. В данной работе понятие декор здания включает в себя росписи, лепнину, обои, изразцы, паркет и др.

Каждый из архитектурных стилей и стилей декора, будь то готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм или любой другой, имеет как ряд общих черт, так и особую печать, наложенную своеобразием географического пространства, в котором он существует. Специфика исторического пути России определила и неповторимое своеобразие Русской культуры вообще и искусства декора в частности.

Ю. Демиденко выделяет шесть исторических периодов создания декора в России6:

1. Допетровская эпоха. XV - XVII века.

2. Барокко и рококо. 1700-е - 1760-е гг.

3. Классицизм и ампир, 1760-е - 1820-е гг.

4. Бидермайер и романтизм, 1820-е - 1880-е гг.

5. Эклектика и историзм. 1840-е - 1880-е гг.

6. Модерн и ретроспективные направления, 1890-е - 1910-е гг.

Декор - явление не только формально-стилистическое, но и социальное. Известен ряд его разновидностей: декор общественных зданий, дворцовый, дворянский, буржуазный, купеческий, крестьянский и др. Кроме того, в некоторых из этих групп есть свои оттенки.

Дворцовый и дворянский декоры связаны с деятельностью крупных архитекторов и художников. В XVIII и в первой трети XIX века декор дворцовых сооружений решался чаще всего в соответствии с внешним обликом зданий. Превосходные образцы внутреннего убранства связаны с

5 « Энциклопедия архитектуры и градостроительства», главный редактор А. В. Иконников, «Стройиздат», Москва, 2001, с.190

6 Демиденко Юлия «Интерьер в России» СПБ, «Аврора», 2000 стр.7 деятельностью Земцова, Растрелли, Фельтена, Ринальди, Деламота, Казакова, Кваренги, Воронихина, Захарова, Тамона, Стасова, Росси, Бове, Жилярди и других зодчих. По рисункам и чертежам архитекторов оформлялись стены, плафоны, печи, настилались паркеты. Русская архитектура XVIII - XIX веков обладает неоценимыми сокровищами в области внутренних отделок. Достаточно пройти по залам подмосковных усадеб, чтобы почувствовать это.»7

Автор данной работы ставит своей задачей не изучение истории декора, а исследование реставрации ценных образцов декора архитектурных памятников, с целью выявления и анализа принципиальных особенностей реставрации и восстановления их в России. Здесь следует иметь в виду, что в русскоязычной литературе термин «реставрация» употребляется в двух смыслах: во-первых, как область деятельности, направленная на восстановление или поддержание общественной ценности сооружений минувших эпох, а во-вторых, как конкретные архитектурно-строительные работы, восстанавливающие утраченные элементы памятника. В этом втором смысле реставрация противопоставляется консервации, заключающейся в поддержании сохранившихся элементов памятника без воссоздания утраченного.8

Западноевропейская практика употребляет термин «реставрация» почти исключительно во втором смысле слова. Согласно девятой статье венецианской хартии, «реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель - сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза; что же касается предположительного восстановления, то любая работа по дополнению, сочтенная необходимой по эстетическим или техническим причинам, должна зависеть от архитектурной композиции и

7 Бартенев И А, Батажкова В.Н. «Русский интерьер XVIII - XIX веков», Москва, «Сварог И К», 2000, с.4

8 Щенков A.C. Реставрация памятников архитектуры. //Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. М., 2001. С.487. нести на себе печать нашего времени.».9 Это положение хорошо определяет смысл понятия «реставрация» и представляет собой именно международную, а не региональную оценку данного термина. Автор данной диссертации придерживается европейского понимания смысла разбираемого термина и стремится придерживаться его в настоящей работе. Общей целью реставрации и консервации всегда является сохранение исторических памятников архитектуры для будущих поколений.

Следует оговорить еще одно обстоятельство. В последние десятилетия выявились различия в понимании принципов сохранения наследия, присущих культурам Запада и Востока. В частности, японская традиция периодической разборки почитаемых сооружений и возведения их вновь (например - главного храма святилища в Исэ) основывается на представлениях о подлинности и идентичности, резко отличающихся от европейских. Преодолению выявившихся противоречий, поиску универсальных формул, объединяющих или примиряющих позиции разных культур, была посвящена конференция в Наре (Япония) в 1994 г. Принятый на этой конференции «Документ о подлинности» открывает возможности для широкого толкования того, что признается подлинным в рамках той или другой культуры. Соответственно толкуется и термин «консервация»: «Консервация - это понятие, которое охватывает все усилия, направленные на понимание культурного наследия, изучения его истории и значения, сохранение его материальной целостности и, по мере возможности, реставрацию и укрепление памятников»10. Здесь «реставрация» определяется как действия, производящиеся с целью консервации. Консервация не представляется возможной без проведения минимальной реставрации. Автор настоящей работы придерживается того понимания разбираемых терминов, которое зафиксировано в «Венецианской хартии».

9 Венецианская хартия. // Реставрация и реставраторы в России сегодня. Научно-практическая конференция - 24-26 ноября 1998г., Охрана культурного наследия в документах. 1960 - 1990-е гг., ЦНРПМ и ГосНИИР, Москва 1998, с.8

10 Нарский документ о подлинности // Там же, с.29.

Использование отреставрированного памятника истории и архитектуры в практических целях - это один из успешных способов его консервации, несмотря на то, что для этого необходимо производить изменения в интерьере здания. Если эти изменения и модернизация внутренних систем здания производятся разумно и добросовестно, то это не только не противоречит основным идеям и духу консервации, но и продлевает жизнь памятника. На самом деле, подход реставратора к памятнику архитектуры отличается от подхода к другим историко-культурным ценностям. Предметы, имеющие только историческую ценность, после реставрационных и консервационных работ хранятся за стеклом в музеях при соблюдении особых условий. Однако, исторические здания и их декор находятся на открытом воздухе, среди людей, соприкасаясь с новой городской атмосферой. Понимание этого различия приводит к уверенности, что такие изменения здания не являются вмешательством или обновлением здания.

Пятая статья венецианской хартии так описывает консервацию памятников при условии возможности их нового использования: «Консервация памятников всегда облегчается возможностью их использования на благо общества; такое использование желательно, но при условии сохранения архитектурной целостности и декора зданий. Только в этих рамках можно разрешать и предпринимать работу по приспособлению, необходимость которой вызвана новыми требованиями современной жизни».11

Однако, сегодняшние владельцы исторических архитектурных памятников действуют вопреки данной хартии, желая придать декору первоначальный вид, таким образом, чтобы различия между новой и старой работой были не видны. Такой способ восстановления оправдывается в связи с увеличением туристических потоков, а с другой стороны, даёт много новых рабочих мест. Нельзя забывать, что один из способов сохранения предметов культуры от плохих климатических условий, пожаров и других стихийных бедствий - это копии с произведений искусства, однако, данные

11 «Венецианская хартия», там же, с. 8 действия не упомянуты в хартии, поскольку не имеют ничего общего с философией консервации и реставрации.

Актуальность исследования

Развитие современного исторического процесса, войны, революции, в ряде случаев - Олимпийские игры и другие крупные общественные мероприятия, прошедшие в XX веке, оказали серьёзное влияние на развитие национальных реставрационных школ и, в частности, на развитие реставрации декора. Сформировались различные подходы и методы проведения этих работ. С одной стороны, можно видеть яркое проявление творческого начала, а с другой стороны, стали видны и очевидны многочисленные разночтения в отборе методов, что ставит под угрозу сам принцип сохранения памятников архитектуры мировой цивилизации.

Когда речь идёт о восстановлении памятников архитектуры в послевоенное время, для всех ясен и понятен как единственно возможный принцип - это восстановление разрушенного. С совершенно другими проблемами мы сталкиваемся там, где памятники разрушаются не от войн, а от времени. Что в данном случае должно быть ведущим и главным; раскрытие, укрепление и тонирование или обновление?

Русская реставрационная школа обладает колоссальным историческим опытом, высоким уровнем мастерства проведения этих работ. Понимая это, автор данного исследования и попытался сначала изучить, проанализировать этот опыт; затем сравнить его с мировой практикой. Исследование реставрации декора в российской реставрационной практике проводится впервые.

Цель диссертации

Целью диссертации является исследование реставрации наиболее ценных образцов декора архитектурных памятников для выявления и анализа принципиальных особенностей реставрации и восстановления их в России в течение XX века.

Границы исследования

Понимая обширность архитектурного наследия страны и масштабы деятельности по его реставрации в XX веке, диссертант ограничил себя хронологически, остановившись на объектах середины XVIII - начала XX веков, и географически, рассматривая по преимуществу работы, проводившиеся в Москве и ближайшем Подмосковье. Такое ограничение, однако, по мнению диссертанта, не отразится на объективности выводов работы, поскольку московская реставрационная школа относится к числу крупнейших в стране, на протяжении многих исторических периодов XX века была лидирующей, ее взаимосвязь с другой крупнейшей школой -ленинградской, можно в принципе охарактеризовать на основании имеющихся публикаций, без специальных самостоятельных исследований. Хронологические ограничения объекта исследования объясняются тем, что именно архитектура выбранного периода отличалась наибольшим разнообразием средств декоративного решения интерьеров.

Состояние изученности проблемы

Интерьеры произведений русской архитектуры XVIII - нач. XX вв. с точки зрения истории архитектуры неплохо изучены. Следует назвать соответствующие тома Всеобщей истории архитектуры, многотомное издание «Памятники архитектуры Москвы», специальную монографию, посвященную интерьерам этого периода - «Русский интерьер XVIII - XIX веков» (авторы Бартенев И.А., Батажкова В.Н.).12 Издано немало статей по отдельным памятникам, в тексте которых интерьерам уделяется немало внимания (привлеченные к исследованию статьи приведены в библиографии диссертации). Другой круг источников, характеризующих состояние вопроса -публикации по реставрации памятников рассматриваемого периода. Наиболее полное освещение получили послевоенные реставрации памятников Ленинграда и ленинградских пригородов. Они представлены в

12 Всеобщая история архитектуры, тт. 6,10. М., 1968,1972; Памятники архитектуры Москвы. М., 1982-2000; Бартенев И.А., Батажкова В.Н. «Русский интерьер XVIII - XIX веков», Москва, «Сварог И К», 2000, монографиях А. Кедринского, К. Бартенева и др.13 Исторический материал по реставрации представлен в монографиях Е.В. Михайловского, A.C. Щенкова и др.14 Отчасти в этих работах представлен и материал по интерьерам объектов, являющихся предметом изучения в данной диссертации. Есть некоторое количество статей, посвященных реставрации отдельных московских памятников XVIII - нач. XX веков. Однако для получения полной картины методики и практики в заявленной диссертацией области этого оказалось недостаточно.

Методика работы

Методика работы потребовала, помимо изучения литературы, имеющейся по выбранной теме, специальных архивных и натурных изысканий. Диссертантом были посещены московские памятники декора с конца XVIII века и до начала XX века, сделана фотофиксация их сегодняшнего состояния. Следующим этапом была работа в архивах, поиск старых фотографий, отчётов о реставрации этих здании. Естественным продолжением исследования явилось сравнение увиденных образцов реставрации декора с рекомендациями Международных Хартии, со стилем сложившимся и практикуемым в мировой реставрационной практике.

В ходе работы были изучены многочисленные материалы, статьи, монографии по реставрации декора в России (список прилагается в конце диссертации), а также отчёты заседаний Международные документы (Хартий) по вопросам реставрации.

13 Бартенев К.А. Летопись Возрождения. М., Стройиздат, 1971; Кедринский A.A., Колотов М.Г. Медерский A.A., Раскин А.Г. Летопись возрождения. Л., 1971; Кедринский A.A. и др. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л., 1983; Кедринский A.A. Основы реставрации памятников архитектуры. Москва, «Изобразительное искусство», 1999.

Михайловский Е.В. - Реставрация памятников архитектуры (развитие теоретических концепций) «Издательство литературы по строительству», Москва, 1971; Памятники архитектуры в дореволюционной России (под ред. A.C. Щенкова). М., 2003; Судьба культурного наследия России в XX веке. Белая книга (под ред. A.C. Щенкова). М., 2003.

Много интересного было обнаружено при изучении архивов Главного Управления охраны памятников, Музея архитектуры имени Щусева, а также Музея-усадьбы Останкино. И, наконец, несомненно очень много дали беседы - обсуждения этого вопроса с ведущими российскими специалистами, особую благодарность которым я выражаю в начале диссертации.

Структура работы

Работа включает в себя три главы, первая из которых посвящена определению основных понятий и терминов, которые представлены как с философской позиции, так и согласно видению Хартий реставрации.

Во второй главе автор приступает к рассмотрению анализа повреждений декора, а также - технологии его консервации. Российский опыт дается здесь в сопоставлении с мировым.

Третья глава посвящена подробному изучению реставрации декора избранной группы памятников в России. Диссертантом проводится разделение работ по реставрации на несколько периодов. Следует сказать, что до настоящего времени таковой классификации не проводилось, подобный проект, сделанный им в Московском архитектурном институте, является первой работой на эту тему. Время постройки памятников архитектуры, исследуемых в данной работе, приходится на период с конца XVIII до начала XX века, а реставрационные и восстановительные работы относятся к XX веку. Эти работы можно разделить на три периода:

1. С начала XX века и до второй мировой войны.

2. После войны и до 1990-го года.

3. С 1990г. до 2000-х гг.

Постоянным предметом изучения во всех периодах являлось Останкино, и по этой причине можно назвать его «Музей реставрации и воссоздания». На основе проведенных исследований было выяснено, что в большинстве случаев декор памятников архитектуры подвергался полному воссозданию или реконструкции. Этот аспект подробнее рассмотрен в заключение на материалах первой части второй главы.

Третья глава посвящена реставрационным работам, проводившимся в течение XX века в усадьбах Москвы.

Альбом иллюстраций, который составлялся в течение двух лет во время многочисленных осмотров исторических памятников архитектуры, является дополнением к тексту работы. Из почти пятидесяти упоминаемых памятников архитектуры, автором приводятся иллюстрации пятнадцати. Фотографии этих зданий до реставрации были получены из архивов и специальной литературы. Из всех памятников наибольший интерес для автора представляют следующие пять:

Музей-усадьба Останкино (1-ая Останкинская ул., 5.), Петровский путевой дворец (Ленинградский проспект, 40.), особняк Морозова (ул. Воздвиженка, 16.), дом Полибина (ул. Бурденко, 23.) и особняк Рябушинского (ул. Малая Никитская, 6.). Причиной такого выбора послужила доступность необходимого исторического материала по реставрации и восстановлению, а также готовность к сотрудничеству со стороны управляющих данными памятниками.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Бехнам Педрам

Выводы 3 главы

Разработка методик для проведения практических реставрационных работ, которая началась во второй половине XIX века, развивалась и во второй половине XX века. (150-летнее обсуждение теории как будто бы не дало видимых результатов, но, на самом деле, сам процесс обсуждения стал причиной развития практической реставрации).

Работа в архивах показывает, что изучение повреждений декора в России для его дальнейшей реставрации, в большинстве случаев шло по классической методике. Как правило, эта работа была успешна. В качестве примера можно привести работу, проведённую в Музее-усадьбе «Останкино» под руководством К.А. Соловьёва до Второй Мировой войны. Другим образцом является Дом Полибина недалеко от Плющихи, где реставрационные работы были проведены в 80-е годы XX века.

Успешной можно назвать и реставрационную работу, проведённую в «Останкино» в последнее десятилетие XX века. В эти же годы была проведена интересная реставрационная работа в Круглом зале в Петровском путевом Дворце.

В российской практике на всем протяжении рассматриваемого периода сосуществовали разные подходы - раскрытие и консервация подлинника в той или иной мере сочеталось с воссозданием утраченных фрагментов декора (иногда - весьма значительных). В отдельные периоды оказывалось возможным ставить задачи по воссозданию полностью утраченных произведений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Бехнам Педрам, 2004 год

1. Материалы научной конференции.

2. М.: Ладья, 2002, 216 стр. Алексеев С.С. Декоративная живопись. М.: Издательство Академииархитектуры СССР, 1949. Анисимов A.B. Москва. Архитектурный путеводитель. М.: Красная гора, 1997, 158 стр.

3. Арский Г.М. Старый дом: как продлить его век. Строительство и архитектура

4. Ленинграда, 1980, № 7, с. 25-28. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. Гл. ред. Иконников А.В., Москва, Стройиздат, 2001.

5. Белявская В. Росписи русского классицизма. М.-Л., 1940, 119 стр. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М.:

6. Международные отношения, 1979, 192 стр. Вдовин Г.В., Лепская Л.А. Червяков А.Ф. Останкино: Театр. Дворец. М.: Русская книга, 1994, 318 стр. Вестник архитектуры. AB 3 (54), 2000.

7. Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации). М.:

8. Искусство, 1981, 233 стр. Горбачева О.С. Исследование и реставрация Золотых комнат дома Демидова. // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 1. М.,1975. С. 216-222.

9. Грабарь И.Э. (ред.) Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. Сборник статей. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1948, 478 стр.

10. Дедюхина B.C. Современные принципы реставрации усадебных интерьеров // Исследование, реставрация и использование интерьеров памятников архитектуры, сборник научных трудов. Москва. 1992.

11. Демиденко Ю. Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль. СПб.: Аврора, 2000, 255 стр.

12. Зверев В.В. От поновления к научной реставрации. М.: ГосНИИР, 1999, 99 стр.

13. Здание музея архитектуры им. A.B. Щусева, М.: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева, М., 1989, 11 стр.

14. Иконников A.B. (ред.) Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. М.: Стройиздат, 2001.

15. Исследование, реставрация и использование интерьеров архитектуры.

16. Косточкин В. О сущности архитектурно-реставрационного искусства //

17. Либсон В. Реставрация памятников зодчества // Строительство иархитектура Москвы, 1990, № 9, с. 14-15. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX вв. М.: Изобразительное искусство, 1983.

18. Методика реставрации памятников архитектуры. Академия строительства иархитектуры СССР. М., 1981, с. 191-197. Методические рекомендации. Бумажные обои в жилых домах Москвы XVIII-XIX веков. М., 1988, 63 стр.

19. Методические рекомендации. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-XVIII веков. М., 1989, 33 стр.

20. Мильчик М. Нужны ли копии шедевров? //Архитектура, апрель 1988, № 8.

21. Михайловский Е.В. Реставрация памятников архитектуры (развитие теоретических концепций). М., 1971, 189 стр.

22. Михайловский Е.В. (ред.) Методика реставрации памятников архитектуры. М.: Стройиздат, 1977, 167 стр.

23. Москва. Памятник архитектуры XVIII первой трети XIX века. М.: Искусство, 1975, 354 стр.

24. Наумова М.М., Лелекова О.В. Исследование красочного слоя росписей

25. Рождественского собора Ферапонтова монастыря. // Ферапонтовскийсборник, М. 1985. Вып. I, М. 1988, Вып. II.

26. Наумова М.М. Исследование древнерусской настенной живописи //

27. Художественное наследие, № 19, Москва, 2001

28. Научный архив Останкинского дворца-музея.

29. Недович Н. Реконструировать сохраняя, сохранять реконструируя //

30. Архитектура СССР, март-апрель 1990, с. 18-23.

31. Некрасов А.И. Русский ампир. М.: Изогид, 1935.

32. Николаев Е.В. Классическая Москва. М.: Стройиздат, 1975, 262 стр.

33. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий. Художественные проблемы. М.: Стройиздат, 1991, с. 12-52.

34. Новый дом, март 2001, с. 48-51.

35. Ополовников A.B. Реставрация памятников народного зодчества. М.: Стройиздат, 1974, 400 стр.

36. Памятник архитектуры Москвы. Белый город. М.: Искусство, 1989.

37. Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Столица и провинция. (Сборник). М.: Наука, 1994, 218 стр.

38. Памятники архитектуры в дореволюционной России. М., 2003.

39. Партина A.C. Архитектурные термины. М.: Стройиздат, 2001.

40. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. М.: Искусство, 1995, 158 стр.

41. Подъяпольский С.С. Книга по истории реставрации // Архитектура СССР, 1973, №9, с. 61.

42. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Коркин В.Д., Постникова Т.М., Табунщиков Ю.А. Реставрация памятников архитектуры. М.: Стройиздат, 2000, 288 стр.

43. Пруцын О.И. Методология реставрации памятников русской архитектуры. Учебное пособие. М., 1979, 96 стр.

44. Пруцын О.И. Реставрация и реконструкция архитектурного наследия. Теоретические и методические основы реставрации исторического и архитектурного наследия. М.: Академия реставрации, 1996, 91 стр.

45. Пруцын О.Н. Реставрационные материалы. Часть I. Учебное пособие. Академия реставрации. М., 1997, 127 стр.

46. Ранинский Ю. Проблемы реставрации памятников архитектуры на современном этапе //Архитектура СССР, 1979, № 10.

47. Реставратор. Академия реставрации, главное управление охраны памятников Москвы, 2000, № 2, 3; 2001, № 1.

48. Реставрация и исследование памятников культуры (сборник). Вып. I. М.: Стройиздат, 1975, 260 стр.

49. Реставрация и реставраторы в России сегодня, научно-практическая конференция 24-26 ноября 1998 г. Охрана культурного наследия в документах, международные хартии, кодексы этики, руководящие принципы, 1960-1990-е гг. М„ 1998, 58 стр.

50. Рыцарев К.В., Щенков A.C. Европейская реставрационная мысль в 19401980-е годы, Москвы, УРСС, 2003. 93 стр.

51. Саваренская Т.Д. Западноевропейское градостроительство XVII-XIX вв. М.: Стройиздат, 1987, с. 43-56.

52. Соболев H.H. Русский орнамент. Камень. Дерево. Керамика. Железо. Стенопись. Набойка. М.: Г осударственное архитектурное издательство. М., 1948.

53. Соболев H.H. Русский орнамент. М.: Г осударственное архитектурное издательство, 1948, 172 стр.

54. Соловьев К.А. Русская осветительная арматура (XVIII-XIX вв.). М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950, 272 стр.

55. Соловьев К.А. Русский художественный паркет. М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953, 221 стр.

56. Соловьев К.А. Реставрационные работы в Останкинском дворце-музее (с1935 по 1956 год)//Труды НИИ культуры. М., 1971. т. I

57. Сотникова О.М., Сахарова Л.С. Реставрация дворца Дурасовых в Люблине.

58. Практика реставрационных работ, сб. 2М., 1958. С. 145-148.

59. Строительство и архитектура Москвы. 5.86.

60. Теоретические и естественнонаучные основы реставрации и сохранения музейных фондов. Материалы конференции 4-6 августа 1999 года. Ферапонтово. М.: Ферапонтово, 1999.

61. Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М.: Государственное издательство, 1955. 350 стр.

62. Троскина Н.Д., Карпова Л.В., Скопин В.В. Андреевский зал Большого Кремлевского дворца. Историко-архитектурное обоснование воссоздания. //Реставрация и исследования памятников культуры. В.4. М„ 2001. С. 112-130.

63. Ушаков Ю.С., Славина Т.А. (ред.) История русской архитектуры (учебник для вузов). СПб.: Стройиздат СПб., 1994, 600 стр.

64. Филатов В.В. Реставрационное дело // Искусство, 1963, № 1, с. 64-65.

65. Филатов В.В. Реставрация настенной масляной живописи. М.: Изобразительное искусство, 1995, 248 стр.

66. Харламова A.M. Золотые комнаты дома Демидовых в Москве. М., 1955.

67. Художественное наследие. Хранение. Исследование. Реставрация. М.:

68. РиоГосНИИр, 2000, 2001, № 18, 19. Щенков A.C. (ред.) История и теория реставрации памятников архитектуры. М., 1986, 97 стр.

69. Ammar Mokhtar, S., Barakt Kamal. Microflora investigations, the Egyptian Antiquities Organization; Getty Conservation Institute, first progress report, July, 1987.

70. Arendt, Claus. The role of architectural fabric in the preservation of wall paintings.W Proceedings of a symposium organized by the Courtauld Institute of Art and Getty Conservation Institute, London, July 13-16 1987, 1991. pp. 29-41.

71. Camuffo, Dario. Microclimatic study of the Scrovegni Chapel.W European cultural heritage, vol. 1, №2, 1987.

72. Church A.H. Conservation of buildings and frescoesW Notices of the proceedings at the meetings of the members of the royal institution of Great Britain, Vol. 18, 1909. pp. 597-608.

73. Durant, William James. The Pleasures of Philosophy, (перевод на перс, яз.) Tehran, 2000.

74. Gardner, Helen. Art through the Ages (перевод на перс, яз.) Tehran, 1989.

75. Gilgendorf, Igor Nikolaevitch. The complex investigation of group portrait frescoW ICOM Committee for conservation, 6th triennial meeting, Ottawa, 21-25 September 1981.

76. Mora P., Mora L., Philippot P. Conservation of wall paintings. Butterworths, ICCROM, 1984.

77. Pearson Colin. «Code of Ethics and Guidance for conservation practice»\\ News letter, no. 13-14, December 1984.

78. Pye, Elizabet. The Archaeological conservator. Re-examined: a Personal View, University of London, Institute of Archaeology, London, 1987.

79. Vibert J.G. The science of painting. Percy young, London, 1892.

80. Yanagisawa Taka, Suzuki T. Examining Japanese wall paintingsW International symposium on the conservation and restoration of cultural property. Conservation and restoration of mural painting, Tokyo. Japan, November, 18-21, 1984.

81. Рахбари А. История и теоретические основы реставрации. Исфаган:

82. ПОЛЕ ГАРМОНИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ090601

83. ШввВЙЗ 5 й Я? S 0 fíSP ÏP ï E8á B £&? г* S 01. SI

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.