Принципы драматургии поздних опер А. Дворжака ("Черт и кача" и "Русалка") тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Быковских, Майя Вениаминовна

  • Быковских, Майя Вениаминовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 225
Быковских, Майя Вениаминовна. Принципы драматургии поздних опер А. Дворжака ("Черт и кача" и "Русалка"): дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 1984. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Быковских, Майя Вениаминовна

Введение

Глава I. ДВОРЖАК И ЧЕШСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА.

Глава П. "ЧЕРТ И КАЧА" - КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА.

Глава Ш. "РУСАЛКА" - ЛИРИЧЕСКАЯ СКАЗКА.

Глава 1У. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРАМТУРГИЧЕСКИХ

ПРИНЦИПОВ ДВУХ ОПЕР А.ДВОРЖАКА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы драматургии поздних опер А. Дворжака ("Черт и кача" и "Русалка")»

Чешская музыкальная культура дала миру много непреходящих художественных ценностей, в ней сложились традиции самобытного народного искусства и профессионального композиторского творчества. Ее расцвет в XIX веке, обусловленный подъемом национально-освободительного движения, ярко проявился не только в народном творчестве, но и в выдающихся произведениях чешских композиторов, стоявших на уровне общеевропейских достижений и стремившихся раскрыть национальное своеобразие чешской музыки. Одним из таких композиторов был Антонин Дворжак.

Однако заслуги молодой чешской музыкальной классики далеко не сразу нашли признание в общеевропейском масштабе. Известный чешский академик Зденек Неедлы справедливо писал, что "славянской музыке в западной, мировой музыкальной литературе обычно отводится место особенное: ее помещают вне общего развития, вне собственной истории музыки". Как он отмечает далее, "только после подробного изложения истории музыки западной мы обыкновенно находим главу о так называемых "национальных школах", куда отнесена музыка всех малых, в особенности же всех славянских народов, чем имеется ввиду подчеркнуть, что это - музыка именно только "национальная", т.е. провинциальная, имеющая значение только для этих малых народов, для музыки же мировой имеет значение только факт ее существования" /Неедлы, 1924, с. 5/. Естественно, что наиболее непосредственно: достоинства чешской музыки воспринимались в славянских странах, в том числе, в России.

Говоря о чешской музыке второй половины XIX и начала XX веков, следует сказать и о большом влиянии на ее развитие контактов с русским искусством (как в литературе, так и в музыке). Особо отметим посещение Праги Балакиревым, который дирижировал операми Глинки, и Чайковским, выступавшим с концертами из своих произведений. Большим событием был визит А.Дворжака в Россию (1890), где он давал авторские концерты в Москве и Петербурге, вызвавшие многочисленные хвалебные отзывы прессы /В.Киселев. Сов. музыка, 1951, №11, с. 82/. О необходимости популяризации творчества Дворжака известный критик В.С.Баскин писал: "Интерес возбуждало, конечно, появление самого автора ¿¿¿^'ной симфонии и Зс/г&гхо ифлис1о$о} исполнявшихся у нас в первый раз. Ф Д^ь'ная симфония помечена почтенной цифрой ор. 60. 60 опусов - это целая библиотека, а между тем у нас очень мало известны даже его лучшие вещи" /Сов. музыка, 1951, № II, с. 82/.

Даже в России, как мы видим, чешскую музыку в конце XIX века знали мало. О чешской национальной школе мало писали и наши выдающиеся критики. Так, Б.Б.Стасов, посвятив несколько статей исполнению опер Глинки в Праге, отметив горячий прием, оказанный операм чешской публикой и музыкальной прессой, в своей капитальной работе "Искусство XIX века" (1901) почему-то вообще не рассматривает чешскую национальную школу в музыке.

Следует отметить, что, включая почти всю первую половину XX века, в самой чешской литературе о музыке умаляется роль Дворжака - одного из создателей чешской классической школы.

Еще при жизни композитора его творчество за пределами Чехии стало синонимом чешского национального искусства, тогда как на родине композитора на протяжении многих лет велись споры о характере и месте его творчества в чешской музыкальной культуре. Так, согласно концепции З.Неедлого, чешская музыка второй половины XIX века развивается по двум направлениям - прогрессивному, продолжавшему традиции Сметаны, и консервативному, к которому он относит Дворжака. "Прогрессивное сметановское направление в драматической и инструментальной музыке (программной) снова столкнулось с консервативным направлением Дворжака, предетавленным его операми и оркестровыми произведениями. И если сегодня мы решительно ставим произведения Сметаны выше, то это объясняется именно их современностью и прогрессивной.направленностью, в чем произведения Дворжака ему значительно уступают. Поэтому в борьбе направлений Дворжак покоряется Сметане, как в искусстве старое всегда покоряется подлинно прогрессивной идее", - так писал З.Не-едлы в начале XX века /Йеедлы 3., 1960, с. 240 - 241/.

В дальнейшем взгляды чешских музыковедов (в том числе "противников" Дворжака - Вл.Гельферта, Р.Сметаны и З.Неедлого) на вклад Дворжака в национальную и мировую культуру, изменились, стали более объективными.

В связи с 50-летием со дня смерти композитора в Праге в 1954 году, по решению Всемирного Совета Мира, была проведена Международная конференция, посвященная творчеству чешского композитора. 50-летию со дня смерти композитора была посвящена статья О.Шоуре-ка "Великий чешский композитор-гуманист" /Сов. музыка, 1954, $ 5, с. 45 - 48/, где автор, подводя итоги творческой деятельности Дворжака, пишет, что "подлинно национальный характер искусства Антонина Дворжака делает его, наряду с Бедржихом Сметаной, основоположником чешской музыкальной классики". Следует отметить, что выдающийся деятель музыкальной культуры О.Шоурек сыграл болыцую роль в изучении творчества не только А.Дворжака, но и его учеников (Новак, Сук, Недбал и др.). Им составлен сборник "Дворжак в письмах и воспоминаниях", который издавался девять раз. С последнего, девятого издания, вышедшего в 1951 году, сделан русский перевод Л.А.Александровой. Под общей редакцией и со вступительной статьей И.Ф.Бэлзы сборник издан у нас в 1964 году. Шоуреком подготовлена также четырехтомная монография о жизни и творчестве чешского композитора, последний том которой был издан в 1933 году. В 1954 - 57 годах монография была переиздана в Праге (I -1954, П - 1955, Ш - 1956, 17 - 1957).

Пожалуй, последним и самым весомым словом в спорах о Дворжаке стала книга "Эстетика симфонического творчества Дворжака" А.Сихры, где с большой научной доказательностью раскрыт творческий метод композитора, реалистичность его музыки, связь ее с жизнью чешского народа.

Все отмеченное выше показывает, что истинное признание Дворжака пришло с большим запозданием, чем объясняется сравнительно слабая изученность его творчества. Это делает очень актуальной работу современных советских исследователей в области изучения жизни и различных жанров творчества композитора.

На протяжении десятилетий, прошедших со дня смерти Дворжака, его творческое наследие завоевывает симпатии все более широких кругов слушателей во всех странах, в том числе и в Советском Союзе. Но если в прошлом это касалось преимущественно инструментальных произведений, то сейчас распространилось и на оперы. Наряду с постановкой в ряде советских театров опер Сметаны ("Проданная невеста", "Далибор", "Поцелуй", "Бранденбуржцы"в Чехии", "Либутпе"), начиная с середины 50-х годов, ставятся и оперы Дворжака. Среди них оперы "Русалка" и "Черт и Кача".

В 1954 году на сцене Харьковского академического театра им. Лысенко была поставлена опера "Русалка" /Сов. музыка, 1954, $ 5, с. 85 - 86/, и уже в следующем прозвучала по радио другая опера чешского композитора - "Черт и Кача" /Сов. культура, 1955, 9 ноября/, а летом 1970 года она была показана в Москве гастролировавшим Пермским театром оперы и балета /Музыкальная жизнь, 1970, № 21, с. 78/. В дальнейшем эта комическая опера была поставлена на сцене Донецкого русского театра оперы и балета. Опера же "Русалка" прозвучала на сцене Каунасского музыкального театра /Советская Литва, 1972, 19 мая/, а также на сцене одного из ведущих театров нашей страны - в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М.Кирова, под названием "Большая любовь" /Сов. музыка, 1959, $7, с. НО - 113; Ленинградская правда, 1959, 8 мая/.

Одновременно наши познания о развитии чешской музыки пополняются и расширяются благодаря выходу в свет советских музыковедческих работ и исследований.

Зто прежде всего работы И.Ф.Бэлзы. Одна из книг - "Очерки развития чешской музыкальной классики" /Бэлза, 1951/, где автор, по словам А.Сихры, "стремится показать самобытность чешской и словацкой музыкальной культуры" и где "особенно хороши анализы "Проданной невесты", "Моей Родины" Сметаны и большинства сочинений Дворжака, в частности его симфонии "Из нового света". Заканчивая рецензию А.Сихра пишет, что это - "ценный вклад в историю музыкальной культуры Чехословакии" /Сов. музыка, 1954, № 4, с. 136, 138, 141/.

Вышедшие соответственно в 1959 и 1973 годах два тома большого трехтомного исследования Бэлзы "История чешской музыкальной культуры", представляют собой переработанное издание названной выше книги. В опубликованных двух томах исследования автор прослеживает также развитие музыкальной культуры Чехии от ее истоков, заканчивая творчеством основоположника чешской музыкальной классики Б.Сметаны. К сожалению, том, посвященный более позднему периоду", связанному, в частности, с творчеством'Дворжака, еще не вышел.

Книгу "Чешская оперная классика" (1951) И.Ф.Бэлза посвящает одному из наиболее ярких периодов - эпохе создания чешской оперной классики, где в центре стоит творчество Бедржиха Сметаны и

Антонина Дворжака, а также кратко характеризуется деятельность таких мастеров, как Франтишек Мича, Йозеф Мысливечек, Йиржи Бен-да, Франтишек Шкроуп и другие. Пути развития чешской оперной классики автор ограничивает четырьмя десятилетиями, начиная с "Бранденбуржцев в Чехии" (1863) Б.Сметаны и завершая "Ее падчерицей" (1903) Яначека. Рассматриваются также оперы "Черт и Кача" и "Русалка" /с. 103 - 108/, основное внимание уделяется разбору их сюжета.

В одной из статей И.Ф.Бэлзы "Дворжак и русская музыка", помещенной в книге "О славянской музыке", автор говорит об огромном вкладе чешского композитора и его школы в "развитие личных и творческих межславянских музыкальных связей" /Бэлза, 1963, с. 314/. Большую ценность представляет собой исследование Л.Б.Поляковой - "Чешская и словацкая опера XX века", книги I (1978) и П (1983), где охватывается эволюция чешской оперы от начала XX столетия до наших дней и где несколько страниц автор посвящает творчеству А.Дворжака, в частности его опере "Русалка" /Полякова, кн. I, 1978, с. 16 - 32/.

Нельзя не отметить также монографию И.Мартынова о Бедркихе Сметане /Мартынов, 1963/, которая раскрывает многие важные явления и особенности развития чешской музыкальной классики XIX века и творчество основоположника этой классики Б.Сметаны. Творчество Дворжака при этом освещено, разумеется, более фрагментально.

Литература же собственно о Дворжаке довольно небольшая и ограничивается несколькими работами. Это монография И.Ф.Бэлзы "А.Дворжак" /Бэлза, 1949/, где автор кратко прослеживает весь его жизненный и творческий путь; работы З.Гулинской и Я.Лупшной о чешском композиторе /см. библиографию/ еще в более популярной форме знакомят читателя с жизнью и творчеством композитора.

В 1967 году вышел сборник статей об Антонине Дворжаке под общей редакцией Л.С.Гинзбурга. В него вошли статьи как советских, так и чехословацких музыкантов. Во вступительной статье И.Ф.Бэл-за дает характеристику творчества композитора. Далее в статьях авторов М.Смирнова, В.Егоровой, А.Лазько, И.Плавца: и др. дается разбор ряда симфонических, инструментальных и вокально-инструментальных произведений Дворжака.

Отметим также, что книга "Фортепианное творчество А.Дворжака" М.Смирнова /Смирнов, 1960/ вообще первая работа о фортепианной музыке композитора, причем в ней большое значение придается народно-национальным истокам творчества чешского мастера.

Нельзя не назвать первую на русском языке обобщающую работу В.Егоровой "Симфонии Дворжака" /Егорова, 1979/, в которой автор не только делает детальный анализ всех симфоний композитора, но и уделяет внимание таким моментам, как история создания симфоний, характеристика отдельных этапов творчества Дворжака, связи музыки симфвний с другими произведениями композитора (в том числе и с интересующими нас операми).

Говоря об оперном творчестве А.Дворжака, следует сказать, что у нас изданы клавиры опер "Черт и Кача" (1956, русский перевод С.Михалкова) и "Русалка"1(1968, русский перевод Софии Гинз-берг). Исследования же по операм Дворжака, хотя и краткие, принадлежат в основном чешским музыкантам. Зто уже названная монография О.Шоурека о чешском композиторе и работы этого же автора и СлтА а. Лаьа," Р-гаЛа., 1954, а также пАп£огшг %)>/ога.к> а, й.и$а£к>С1] РъаИл, 1954, где рассматриваются условия и время написания опер, источники либретто, дается краткий разбор содержания и основных образов, а также приводятся сведения о постановках опер и исполнителях.главных ролей.

В книге и ^оЬ а, сС(Ло Ап£оыгщ, с.Ч, Ртака, 1957 ^

О.Шоурек так же, как и в выше названных источниках, рассматривая либретто опер, историю их создания, в анализе больше уделяет внимание тематизму и лишь очень кратко рассматривает музыкальную драматургию опер "Черт и Кача" и "Русалка". Давая же характеристику тематического материала, связанного с тем или иным образом, называя отдельные моменты его проведения, автор говорит лишь отвлеченно об изменении какого-либо мотива, не связывая это с развитием действия, с логикой психологического развития образа.

Известны некоторые работы английских авторов, посвященные творчеству чешского композитора. Частично это переводы с чешского, журнальные статьи, а также книга "Антонин Дворжак - композитор из Богемии" Клэра Ли Пэди /Нью-Йорк, 1950), в которой описана жизнь композитора - от детских лет и до всемирной известности. Затронуты вопросы истории возникновения, путей создания произведений, написанных композитором в разные годы его жизни. Б стиле художественного повествования автор описнвает, какие^по его мнению,мысли и чувства, какие предпосылки привели Дворжака к созданию произведений. Автор говорит здесь и об интересующих нас операх, однако касается лишь их сюжетов, постановок, но не рассматривает их драматургию.

В настоящее время нет еще большой русской монографии о Дворжаке. Слабая освещенность оперного творчества чешского композитора, в частности опер его последнего периода, побудили взять в качестве темы для настоящей диссертации "Принципы драматургии поздних опер А.Дворжака" на примере его лучших опер "Черт и Кача" и "Русалка" * . Известно, что последние годы своей жизни Дворжак решил посвятить только оперному жанру. После завершения "Русалки" он пишет: ".больше четырнадцати месяцев я сижу без работы, не могу ни за что взяться и не знаю, как долго продлится мое нынешнее состояние. Пока не найду того, что ищу, я должен от всего отка

Анализируя поздние оперы Дворжака, мы стремились на их примере конкретизировать многие общие положения, касающиеся оперной драматургии, национального своеобразия музыки и некоторых других проблем, выдвинутых в целом ряде работ советских музыковедов.

Опорой автору в написании данного исследования послужили работы советских авторов, посвященные проблемам оперы и оперной драматургии. Это книга Б.Б.Асафьева "Об опере" /Асафьев, 1976/, где наряду с разделами, раскрывающими особенности русской, зарубежной, советской оперы, имеются и общепроблемные статьи, посвященные оперному жанру. Это и книга В.Э.Фермана "Оперный театр" /Ферман, 1961/, и работа Б.М.Ярустовского "Драматургия русской оперной классики" /Ярустовский, 1952/, которая анализирует творчество композиторов-классиков, акцентируя отличие русской оперной эстетики от эстетшщ основных зарубежных оперных школ второй половины XIX века. В книгах Ярустовского "Очерки по драматургии оперы XX века" (I - 1971, П - 1978) автор уделяет внимание и чепродолжение сноски со с. 10) зываться." /Дворжак в письмах и воспоминаниях, 1954, с. 159/. Эти слова как бы подтверждают его намерения работать далее лишь в оперном жанре. И следующей (последней) его оперой была "Армида" (напомним, что в основе лежало либретто Я.Врхлицкого на сюжет эпической поэмы "Освобожденный Иерусалим" Торквато Тассо). В связи с тем, что за основу либретто был взят далекий от славянских народных мотивов сюжет, музыкальный язык оперы оказался усложненным и потерявшим реалистическую убедительность (так же, как и в его первой опере "Альфред"). Оказавшись, по мнению многих исследователей, творческой неудачей композитора (провал цремьеры этой лперы очень болезненно переживал Дворжак), "рыцарская опера" испытания временем не выдержала. В силу этих причин, а также имеющегося (хотя и краткого) анализа этой оперы в упомянутой книге Л.В.Поляковой, "Армида" не вошла в данное исследование. С точки зрения национальной почвенности она менее интересна и вообще стоит особняком. хословацкой опере, продолжающей традиции классиков чешской музыки - Сметаны и Дворжака. Роль последних особенно подчеркнута в следующем высказывании данного автора: ".именно оперный театр часто играет едва ли не первую роль в окончательном утверждении национального самосознания многих народов, в формировании классической отечественной культуры. Укажем на аналогичное значение оперной драматургии М.Глинки и его наследников в России, опер Ф.Эркеля в Венгрии, Б.Сметаны и А.Дворжака - в Чехии" /Ярустов-ский, 1971, с. 14/.

М.С.Друскин в исследовании "Вопросы музыкальной драматургии" (1952) рассматривает основы музыкально-драматического действия, песенность - как метод активного мелодического мышления, роль оркестровых эпизодов и другие моменты, которые в процессе взаимодействия играют определенную роль в раскрытии драматургии оперы. Данная работа была существенной опорой при изучении драматургии опер Дворжака.

Одной из последних работ, посвященных вопросам драматургии оперы, является сборник "Вопросы оперной драматургии" под редакцией Ю.Н.Тюлина (1975). В ней, в частности, раскрывается ряд проблем, посвященных темпо-ритму и направленности музыкальной формы в оперной драматургии, - это частично было нами конкретизировано на примерах опер Дворжака.

Книги Г.Г.Кулешовой "Вопросы драматургии оперы" (1979) и "Композиция оперы" (1983), .раскрывая значение организации действия в опере, выявляя природу художественного образа, уделяют также внимание сценическому воплощению и психологии восприятия оперы. 'Говоря о композиции оперы, автор рассматривает, в частности, те ее типы, где лейтмотив утверждается как композиционно-смысловая единица музыкального материала (на примере оперы Р.Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры").

Книги Н.В.1^маниной и Ю.А.Розановой о Чайковском, детально освещающие творчество русского композитора и, в частности, раскрывающие особенности драматургии его опер, дали примеры аналогичных сравнительных моментов по отношению к операм Дворжака.

Отдельные литературные работы Н.А.Римского-Корсакова и, в первую очередь, "Снегурочка" ("Весенняя сказка"), освещающая главные и наиболее характерные мотивы оперы с их разнообразными изменениями, помогают установить сходные и отличные черты при раскрытии драматургических моментов в операх Дворжака.

Анализируя связи Дворжака с национальной культурой и исследуя круг проблем соотношения и взаимосвязи фольклора с творчеством композиторов, мы обращались к соответствующим работам последних лет; ряд важных теоретических положений и примеров мы находим в книгах Г.Л,Головинского "Композитор и фольклор" (1981) и И.И.Земцовского "Фольклор и композитор" (1978). Сопоставляя фольклор и композиторское творчество, а также включая разделы о путях использования фольклора в профессиональной музыке, данные работы дают ряд конкретных примеров, которые подтверждают то или иное теоретическое положение, исходящее из анализа произведений композиторов ХУШ - XX веков.

В центральных главах настоящей работы (П и II), рассматривая музыкальную драматургию опер "Черт и Кача" и "Русалка", автор стремится раскрыть одну из важнейших задач, связанных с творческими принципами Дворжака. В каждой из опер рассматривается прежде всего проблема их сюжетной основы; при сравнении со сходными сюжетами других выдающихся опер (западноевропейских и русских) особо акцентируется национальная специфика.

Ввиду различия жанров двух опер Дворжака, объединение их в одном исследовании оказалось несколько проблемным: возникала проблема обосновать возможность подчинения общим задачам. Одной из таких задач является выявление некоторых общих драматургических принципов, характеризующих позднее оперное творчество композитора. Поэтому в обеих главах намечены были сходные разделы, поставлены сходные 1фоблемы. Различие же в построении этих глав обусловлено различиями данных опер. Так, преобладание действенности, событийности в опере "Черт и Кача" вызвало необходимость предварительного изложения всего хода развития от первой сцены до последней - с некоторыми попутными указаниями на те или иные музыкальные эпизоды, отдельные сцены и т.д. Напротив, в "Русалке" исключительная сосредоточенность композитора на воплощении судьбы и психологическом развитии центрального образа требовали исходить именно из него и сразу же затронуть вопросы основного (сквозного) музыкального тематизма оперы.

В анализе обеих опер, помимо выявления важнейших этапов драматургии, затрагиваются проблемы сквозного развития, соотношения вокальных партий и оркестра, роли самостоятельных вокальных эпизодов. Специфика позднего оперного стиля Дворжака потребовала особое внимание уделить проблеме симфонизации оперы и анализу лейтмотивной системы.

Известно, что вопросам применения лейтмотивной системы в опере (Вагнер, Верди, Чайковский, Римский-Корсаков и другие) уделяется большое внимание в музыковедческой литературе. Проблема же лейтмотивного развития в операх Дворжака почти не освещена. Поэтому с наибольшей подробностью прослеживаются особенности лейтмотивной системы в лучших операх Дворжака "Черт и Кача" и "Русалка".

Центральной проблемой является творчески самостоятельное освоение Дворжаком лучших достижений общеевропейской оперы при максимальной опоре на национальные народные и профессиональные традиции. Подчеркивая национальную почвенность творчества Дворжака, автор предваряет анализы опер кратким очерком развития чешской национальной культуры до конца XIX века; при этом намечаются тесные связи композитора с различными достижениями этой культуры •

Будучи разными по сюжету и жанру, "Черт и Кача" и "Русалка" потребовали обобщающих сравнений, которые выявляют как общую направленность драматургии, свойственную позднему Дворжаку, так и существенные различия в драматургии этих опер. Всему этому посвящена специальная глава.

Диссертация состоит из четырех глав, обрамленных Бведением и Заключением. В I главе раскрываются многосторонние связи Дворжака с чешской национальной культурой, две центральные главы (П и Ш) соответственно посвящены анализу драматургии опер "Черт и Кача" и "Русалка", глава 1У дает итоговый сравнительный анализ обеих опер.

Черт и Кача" и "Русалка", включая в себя прогрессивные основы чешской демократической эстетики, были органически связаны с передовой общественной мыслью, стремлением композитора адресовать их самому демократическому слушателю. В этом - их непреходящая ценность, в этом заключается важность их исследования - в том числе в аспекте основных драматургических принципов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Быковских, Майя Вениаминовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нашего исследования, следует отметить прогрессивность драматургических принципов Дворжака, продемонстрированных в его двух лучших операх - "Черт и Кача" и "Русалка", созданных в-то время, когда композитор - соратник и продолжатель дела Сметаны - находился в расцвете творческих сил и являлся единственным живым представителем чешского музыкального искусства общеевропейского масштаба. Выдающийся чешский Деятель 1уузыкально-ис-торической науди О.Гостинский, выступая на юбилее Дворжака (1901), гюворил по этому поводу следующее: ".сегодня, в начале XX столетия, мы видим опять Дворжака в качестве единственного представителя чешской музыки. из того созвездия, которое озарядо растущую чешскую музыку, он один остался в живых, и, таким образом, вся благодарность, любовь и уважение, которое мы питаем к деятелям этого блестящего, исторически памятного периода развития нашей музыки, сегодня может проявляться персонально только в отношении Антонина Дворжака" /Дворжак в письмах и воспоминаниях, 1964, с. 156/.

В силу отмеченных выше причин оперы "Черт и Кача" (комичес кая) и "Русалка" (лирическая сказка) предста^яют исторически-важный и благодарный материал для исследователя, а в связи с этим определилась и важность рассмотрения именно двух указанных опер в аспекте общего развития европейского музыкального искусства в переломный период рубежа XIX и XX века. Они плодотворно сочетают достижения западноевропейской оперной драматургии второй половины XIX века и национальных - народных и профессиональных - музыкальных традиций. В згсловиях формирования новых течений - веризма, импрессионизма, экспрессионизма - "Черт и Кача" и "Русалка" занимают особое место как своеобразное сочетание реалистических и познеромантических тенденций. Прослеживая раскрытие сюжетной линии и средств драматургического развития, а также методы характеристики образов опер "Черт и Кача" и "Русалка", мы находим ощутимые связи с достижениями русской оперы, в частности, замечаем многие переклички с творчеством Глинки, Римского-Корсакова и Чайковского - что совершенно нехарактерно для других западноевропейских опер данного периода ("Тоска", "Пеллеас и Мелизанда", "Саломея", "Луиза").

Исследование двух лучших опер чешского композитора является актуальным по теме ввиду отсутствия литературы по данной проблеме не только у нас, но и в Чехословакии. При этом необходимо было выделить центральную проблему, которой стала проблема драматургии. Б свою очередь, в вопросах драматургии опер убедительное разрешение получают проблемы сквозного развития: сочетание симфонической непрерывности с отдельными песенно-ариозными эпизодами, ярко национальными по своему мелодическому стилю, выявление чрезвычайной роли лейтмотивов и их развития, их взаимодействия. Развитый лейтмотивизм в операх, отличающий Дворжака от Сметаны, сближает его с методом Вагнера. Однако, если в тематизме "музыкальной драмы" Вагнера на первый план выступает инструментальный тип интонирования, то Дворжак исходит из национальных песенных истоков. Хотя собственно оркестровым номерам композитор отводит сравнительно небольшое место, но на основе лейтмотивной системы возникает интенсивное, подлинно симфоническое развитие в операх в целом. Симфонизация оперы, где "симфонизм является основным и специфическим методом музыкально-драматического развития музыкально-образного материала" /Ферман, 1961, с. 26/, выявляет параллель с симфоническим творчеством, в котором основой, развития становится сквозное интонационное преобразование тем. Опираясь в использовании лейтмотивной системы на творческие достижения Вагнера, а также применяя отдельные приемы листовского монотематизма, лейт-мотивная система Дворжака явилась своеобразным явлением, так как характерным для чешского композитора явился отказ от вагнеровской "тотальной" лейтмотивности, переплетение лейтмотивов с яелейтмо-тивными (в основном вокальными) эпизодами. Наблюдается гибкое следование музыки за всеми деталями сценического действия ("Черт и Кача"), за всеми оттенками переживаний ("Русалка"), что имеет определенно прогрессивное значение.

Главы I и ЗУ, которые обрамляют центральные монографические главы, способствуют,по нашему мнению, объединению всего материала д приведению его к "общему знаменателю". Глава I, выявляя многосторонние связи Дворжака с национальной культурой на фоне общих достижений чешской профессиональной музыки, должна была подвести к проблеме национально-характерного в двух операх Дворжака. Назначение же главы ЗУ - объединить исследуемые оперы на основе их сравнительной характеристики. При решении этой задачи примером послужил метод, известный еще со времен "сравнительных жизнеописании" Плутарха, используемый им при описании жизни знаменитых людей древности.

Несмотря на народно-сказочные сюжеты, объединяющие обе оперы чешского композитора, здесь мы также находим выявление социально-критической. тенденции, причем в каждой из рассмотренных опер они находят свое конкретное проявление. Вместе со многими общими музыкально-драматургическими приемами в этих операх заметны и различия, исходящие из различия жанров (комическая опера и лирическая сказка).

При всех акцентах на бесспорных достижениях Дворжака в создании комической оперы и лирической сказки (завершающих вместе с

Армадой" его творческий путь), в исследовании находят место наши попытки критической оценки достигнутого чешским композитором. Так, в комической опере "Черт и Кача" при выявлении идеи социального протеста мы отметили некоторый перевес словесно-декларативной стороны над музыкально-драматургической. В другой же опере -."Русалка", при всем значении защиты высоких романтических идеалов в условиях острого кризиса буржуазного общества на рубеже XX столетия, - несколько спорным остается столь явный уход в сферу чистого романтизма с характерной для начала XIX века идейной проблематикой.

Затронутые проблемы позднего оперного творчества Дворжака являются лишь частью решения задач по изучению классического наследия чешского музыкального искусства в советском музыковедении. В перспективе данную работу хотелось бы считать началом для дальнейшего исследования всего оперного творчества Дворжака - с его эволюцией и важными достижениями, а также с его связями с оперным творчеством Сметаны и выявлением при этом индивидуального оперного стиля. Специального исследования заслуживает также лишь вскольз затронутая нами проблема связей поздних опер Дввржака с симфоническим творчеством композитора - особенно с предшествующими симфоническими поэмами по балладам Эрбена, а также его "Славянскими танцами" Данное исследование,кое в чем дополняющее работы о Дворжаке И.Ф.Бэлзы, В.Н.Егоровой, М.А.Смирнова, Л.В.Поляковой, вместе с ними, возможно, дает материал для решения одной из первостепенных задач - создания достаточно обстоятельной первой монографии, посвященной классику чешской музыки - Антонину Дворжаку. Ко многому обязывает наших исследователей предстоящий в 1991 году юбилей великого чешского композитора (150 лет со дня рождения).

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Быковских, Майя Вениаминовна, 1984 год

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве: в 2-х т. Изд. 3-е. - М.: Искусство, 1976. - Т. I - 574 е., т. П - 718 с.

2. Ленин Б.И. О литературе и искусстве. Изд. 3-е. - М.: Художественная литература, 1967. - 821 с.

3. Алыпванг A.A. Проблемы жанрового реализма. В кн.: Алыиванг A.A. Избранные сочинения. М.: Музыка, 1964, т. I, с. 97 - 103.

4. Алынеэнг A.A. Оперные жанры "Кармен". В кн.: Алыпванг A.A. Избранные сочинения. М.: Музыка, 1965, т. П, с. 112 - 133.

5. Асафьев Б.В. Симфонические этюды. Л.: Музыка, 1970. - 262 с.

6. Асафьев Б.В. Об опере. Л.: Музыка, 1976. - 336 с.

7. Асафьев Б.В. Избранные труды. М.: АН СССР, 1958, т. У. - 388 с.

8. Асафьев Б.В. ЯНачек, Новак, Фёрстер, Сук. В кн.: Асафьев Б.В. Избранные труды. М.: АН СССР, 1955, т. 1У, с. 357-368.

9. Антонин Дворжак. М.: Музыка, 1967, - 258 с.

10. Бобровский В.П. О переменности функций музыкальной формы. М.: Музыка, 1970. - 228 с.

11. Бэлза И.Ф. Очерки развития чешской музыкальной классики. М.-Л.: Музгиз, 1951. - 586 с.

12. Бэлза И.Ф. Антонин Дворжак. М*-Л.: Музгиз, 1949. - 140 с.

13. Бэлза И.Ф. Из истории русско-чешских музыкальных связей на рубеже XIX и XX столетий. В 2-х т. М.: Музгиз, 1955 56.

14. Бэлза И.Ф. История чешской музыкальной культуры: в 2-х тт. М.: АН СССР, 1959 - 1973. - Т. I - 329 е., т. П - 210 с.

15. Бэлза И.Ф. О славянской музыке. М.: Сов. композитор, 1963. -467 с.

16. Бэлза И.Ф. Чешская оперная классика, М.: Искусство, 1951. -156 с.

17. Ваницкий Н., Ииранек Я., Карасек В. О чешской музыке. М.: Музыка, 1965. - 334 с.

18. Вопросы оперной драматургии. М.: Музыка, 1975. - 314 с.

19. Гельферт В. Полстолетия чешской музыки в европейской перспективе. Прага: Орбис, 1946. - 23 с.

20. Головинский ГЛ. Композитор и фольклор. М.: Музыка, 1981. -279 с.

21. Гольцкнехт В. Антонин Дворжак. Прага: Орбис, 1977. - 89 с.

22. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. М.: 1959, т. П. -491 с.

23. Гулинская З.К. Антонин Дворжак. М.: Музыка, 1973. - 239 с.1Умлова 0. Антонин Дворжак. Прага: Орбис, 1954. - 39 с.

24. Данько Л.Г. Комическая опера в XX веке. М.-Л.: Сов. композитор, 1976. - 200 с.

25. Дворжак в письмах и воспоминаниях. М.: Музыка, 1964. - 214 с.

26. Друскин М.С. Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л.: Музгиз, 1952. - 344 с.

27. Друскин М.С. Проблемы оперы. В кн.: О западноевропейской музыке XX века. - М.: Сов. композитор, 1973, с. 54 - 92.

28. Европейский романтизм. М.: Наука, 1973. - 511 с.

29. Егорова В.Н. Симфонии Дворжака. М.: Музыка, 1979. - 319 с.

30. Земцовский й.й. Фольклор и композитор. М.-Л.: Сов. композитор, • 1978/ - 173 с.

31. Ирасек А. Старинные сказания чешского народа. М.: Огиз, 1943. -104 с.

32. Кандинский А.И. История русской музыки. М.: Музыка, 1979, т. П. - 279 с.

33. Кенигсберг А.К. Кольцо ьшбелунга. М.-Л.: Музгиз, 1959. - 84 с.

34. Кенигсберг A.K. Оперы Вагнера. М.-Л.: Музыка, 1967. - 80 с.

35. Конен В.Д. Театр и симфония. М.: Музыка, 1974. - 376 с.

36. Крауклис Г.В. Оперные увертюры Р.Вагнера. -М.: Музыка, 1964. -III с.

37. Крауклис Г.В. Симфонические поэмы Ф.Листа. ГЛ.: Музыка, 1974. -139 с.

38. Кремлев Ю.А. Прошлое и будущее романтизма. М.: Музыка, 1968. -77 с.

39. Кулешова Г.Г. Вопросы музыкальной драматургии. Минск: Наука и техника, 1979. - 230 с.

40. Кулешова Г.Г. Композиция оперы. Минск: Наука и техника, 1983. -174 с.

41. Лазысо A.A. Виолончельный концерт А.Дворжака. М.: Музгиз, 1959. - 64 с.

42. Левик Б.В. Рихард Вагнер. М.: Музыка, 1978. - 447 с.

43. Лушина Я.И. Антонин Дворжак. Л.: Музыка, 1983. - 95 с.

44. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. -615 с.

45. Мартынов И.И. Симфоническая поэма "Влтава" Сметаны. М.-Л.: Музгиз, 1950. - 12 с.

46. Мартынов И.И. Бедржих Сметана. М.: Музгиз, 1963. - 494 с.

47. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. I. М.: Музыка, 1975. -408 с.

48. Музыка социалистической Чехословакии. М.: Музыка, 1980. - 287 с.

49. Музыка французской революции ХУШ века. Бетховен. М.: Музыка, 1967. - 441 с.

50. Неедлы 3. Бедржих Сметана. Прага: Орбис, 1924. - 78 с.

51. Неедлы 3. Б.Сметана. Прага: Орбис, 1945. - 64 с.

52. Неедлы 3. Избранные труды. М.: Музгиз, i960. - 529 с.

53. Немцова Б. Сказки, повести, рассказы. М.-Л.: Худок. литература, 1961. 644 с.

54. Немцова Б. Чешские народные сказки. ГЛ.: Кн. магазин В.В.Дум-нова, 1912. - 145 с.

55. Нестьев И.В. Музыкальная культура на рубеже веков. В кн.: Музыка XX века. М.: Музыка, 1976, с. II - 61.

56. Орджоникидзе Г.Ш. Оперы Верди на сюжеты Шекспира. М.: Музыка, 1967. - 325 с.

57. Плутарх. Жизнь и дела знаменитых людей древности. М.: Нар. биб-. лиотека В.Н.Маракуева, 1889. - 343 с.

58. Полякова Л.В. Чешская и словацкая опера XX века; в 2-х кн. Сов. композитор, 1978 - 1983. - Т. I - 437 е., т. П - 287 с.

59. Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музыка, 1980. - 453 с.

60. Римский-Корсаков H.A. "Снегурочка" весенняя сказка. М.: Музыка, 1978. - 32 с.

61. Розанова Ю.А. История русской музыки. Кн. 3. М.: Музыка, 1981, т. П. - 310 с.

62. Сабинина М.Д. "Семён Котко" и проблемы оперной драматургии Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1963. - 292 с.

63. Смирнов М.А. Фортепианное творчество А.Дворжака. М.: Музгиз, i960. - 134 с.

64. Соловцова Л.А. Джузеппе Верди. М.: Музыка, 1981. - 415 с.

65. Соллертинский PI.И. Исторические этюды. Л.: Музгиз, 1963. -392 с.

66. Стасов В.В. "Жизнь за царя" в Праге. В кн.: Стасов В.В. Статьи о музыке. М.: Музыка, 1976, т. П, с. 81 - 85.

67. Стасов В.В. Опера Глинки в Праге. В кн.: Стасов В.В. Статьи о музыке. М.: Музыка, 1976, т. П, с. 87 - 92.

68. Стасов В.В. Чехи и русская опера. В кн.: Стасов В.В. Статьи о музыке. М.: Музыка, 1976, т. П, с. 99 - НО.

69. Стасов Б.В. Искусство XIX века. Музыка. М.: Искусство, 1952, с. 673 - 755.

70. Стасов В.В. Славянская музыкальная неделя в Дрездене. В кн.: Стасов В.В. Статьи о музыке. - М.; Музыка, 1980, т. У-А, с. 139 - 144.

71. Туманина Н.В. Чайковский. М.: АН СССР, 1962. - 559 с.

72. Ферман В.З. Оперный театр. М.: Музгиз, 1961. - 358 с.

73. Хохловкина A.A. Западно-европейская опера. -М.: Музгиз, 1962. -368 с.

74. Шагинян М.С. Иозеф Мысливечек. М.: Молодая гвардия, 1968. -319 с.

75. Шип Л. Опера в Чехословакии. Прага: Орбис, 1955. - 77 с.

76. Шуман Р. О музыке и музыкантах. М.: Музыка, 1975, т. I. - 407 с.

77. Эрбен К.Я. Баллады. М.: Госполитиздат, 1948. - 303 с.

78. Яничкова И. Славянские танцы А.Дворжака. В кн.: Очерки по истории и теории музыки. - Л.: Музгиз, 1959, с. 104 - 132.

79. Ярустовский Б.М. Опера. В кн.: Музыка XX века. - М.: Музыка, 1976, с. 148 - 186.

80. Ярустовский Б.М. Драматургия русской оперной классики. М.: Музгиз, 1952. - 374 с.

81. Ярустовский'Б.М. Очерки драматургии оперы XX века: в 2-х кн. -М.: Музыка, 1971 1978. - Т. I - 356 с., т. 2 - 260 с.

82. Dvofak ve vzpominkach a dopisech. Praha: Orbis, 1951. - 243 s»r s

83. Dolansky, Julius. Karel Jaromir Erben. Praha: Melantrich, 1970. - 440 s.

84. Erben K.J., Martinovsky J.P. Napevy pisni narodnich v Cech&ch. -Praha: Orbis, 1951. 310 s.1. V ' С ' ff

85. Sychra Л. Estetika Dvorakovy symfonike tvorby. Praha: Statni nakl. krasne literatury, hudby a umeni, 1959. - 549 s.v г г

86. Stefanik Jan, Bibliografia. Martin: Mastica slovenska, 1975. - 367 s.

87. Susil P. Moravske narodni pisne s napevy do textu vradenymi.4. vyd. Praha: Nakladatelstv' vysehrad, 1951. - 797 s. Sourek 0. Zivot a dilo Antonma Dvoraka." cast 4. - Praha:

88. Statni nakl. krasne literatury, hudby a umeni, 1957» 332 s. Sourek 0. Antonin Dvorak a jeho "Rusalka". - Praha: Osve^a, 1951. -30 s.

89. Sourek 0. Cert a Kaca. Vesela pohadka Antonina Dvoraka.

90. Praha: Orbis, 1954. 41 s. Purdy, Claire Lec. Antonin Dvorak. Composer from Bohemia.

91. New York: Messner, 1950. 200 s. Hanslick E. Die Verkaufte BraAt von Smetana. - In: Punt ¿are I.Tusik. 1891-1895. Berlin, 1896, s. 80-84. .

92. Журнальные и газетные статьи

93. Кузнецов К.А. Антонин Дворжак. Сов. искусство, 1938, 26 сентября .

94. Кабалевский Д.Б. Заметки о музыке в Чехословакии. Сов. музыка,1950, В 6, с. 88 93.

95. Васина-Гроссман В.А. Новые книги о музыке дружественных народов.- Сов. музыка, 1951, № 5, с. 126-127. Мартынов И.И. Антонин Дворжак. Веч. Москва, 1951, 8 сентября. Лебедев В. Классик чешской музыки. - Восточно-Сибирская правда,1951, 8 сентября.

96. Аравин П.В. Классик чешской музыки. Казахстанская правда, 1951, 9 сентября.

97. Киселев В.А. Антонин Дворжак в России. Сов. музыка, 1951, ib II, с. 78 - 82.

98. Мартынов И.И. Б Чехословакии. Сов. музыка, 1952, J£ 2, с. 96 -98.

99. Юдин Г. Вечер чешской музыки. Сов. музыка, 1953, J£ 3, с. 100. Сихра А. Книга о чешской музыке. - Сов. музыка, 1954, № 4, с. 136 - 141.

100. Яровой М. В памятных местах, 1954, № 17, с. 18. "Черт и Кача" А.Дворжака по радио. Сов. культура, 1955, 20 января.

101. Ауэрбах Л. Нотографические заметки "Из Нового Света". Сов. музыка, 1955, të 3, с. 151 - 152. Чулаки М.И. Лирическая опера. - Правда, 1955, 16 июня. Домбровский И. Опера "Русалка". - Известия, 1955, 16 июня.

102. Добрынина Е.А. Волнующий спектакль. Коме, правда, 1955, 17 июня.

103. Рождественский Г.Н. Опера-сказка "Русалка" Дворжака в постановке Пражского национального театра. Сов. культура, 1955, 21 июня.

104. Сабинина М.Д. Черт и Р^ача. Сов. музыка, 1956, № 5, с. 131 -134.

105. Назаров С. Полное собрание сочинений Дворжака. Сое. культура,1956, I декабря. Поляноеский Г.А. Вдохновенные страницы. Сов. культура, 1957,1.августа.

106. Лушина Я.И. "Большая любовь". Ленинградская правда, 1959, 8мая.

107. Бронфин Е.И. Лирическая опера-сказка. Веч. Ленинград, 1959,1. мая.

108. Евлахов 0. Спектакль большой культуры. Сов. культура, 1959, 13июня.

109. Александрова В.А. Опера А.Дворжака на Ленинградской сцене.

110. Сов. музыка, 1959, Я 7, с. 110-113. Врба П. Замечательная дружба. Муз. жизнь, 1961, 17, с. II -12.

111. Эсенгулов И. Классик чешской музыки. Сов. Киргизия, 1961, 8 сентября.

112. Музей Дворжака. Муз. жизнь, 1964, 13, с. 16.

113. Полякова Л.В. Неделя в Брненском театре. Сов. музыка, 1966,

114. Я 2, с. 121 127. Бэлза И.Ф. Антонин Дворжак. - Муз. жизнь, 1966, Я 17, с. 15 - 17. Бэлза И.Ф. Последняя симфония Дворжака. - Муз. жизнь, 1969, $ 6, с. 15.

115. Мартынов И.И. Венок А.ДЕоржаку. Сов. музыка, 1969, $7, с. 137.

116. Богданова А. Гастроли Пермского театра. Муз. жизнь, 1970, № 21, с. 78.

117. Швачко Т. Итог дружбы. Сов. музыка, 1974, & 7, с. 38 - 40.

118. Мамчур И. Поиск ведет к успеху. Правда Украины, 1974, 22 марта.

119. Купрявичус Г. Путь открыт, задачи по силам. - Сов. Литва, 1972, 19 мая.

120. Игнатьева М. Зрителям весело! Сов. культура, 1973, 14 декабря.

121. Егорова В.Н. Русские песни А .Дворжака. Муз. жизнь, 1974, 1," 21, с. 24.

122. Егорова В.Н. Книга о Дворжаке. Муз. жизнь, 1975, № I, с. 18.

123. Банкиров Д.А. Речь настоящей музыки. Муз жизнь, 1975, №'4, с. 8.

124. Кишкин Л.С. Чешско-русские литературные связи,- Сов. славяноведение, 1979, Я 5, с. 70 81.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.