Правовая культура в современной России: социологический анализ особенностей формирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Русанова, Наталья Михайловна

  • Русанова, Наталья Михайловна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 198
Русанова, Наталья Михайловна. Правовая культура в современной России: социологический анализ особенностей формирования: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Москва. 2002. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Русанова, Наталья Михайловна

Введение.

Глава I. Методологические проблемы исследования правовой культуры населения России.

§ 1. Правовая культура как феномен развития общества и формирования личности.

§ 2. Основные особенности изменения общественного сознания в условиях российских реформ.

Глава II. Состояние и способы изменения правовой культуры населения в России в условиях трансформации общественного сознания.

§ 1. Динамика правосознания населения России.

§ 2. Влияние реформы правовой системы на формирование правовой культуры граждан.

§ 3. Система правового информирования и правовая культура общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовая культура в современной России: социологический анализ особенностей формирования»

Актуальность исследования. Реализация проекта демократической трансформации в России предусматривает построение правового государства, что предполагает, в свою очередь, формирование новой правовой культуры на всех уровнях социальной системы - личности, общества и государства. Достижение этой цели сопряжено с рядом трудностей, истоки которых находятся в ментальности российского общества, в идеологии его развития.

Цивилизованное государство не может существовать без идеологии и идеологических институтов, целью которых является воспроизводство этой идеологии в массовом и индивидуальном сознании. Для современного общества в основе идеологии, которая способствует установлению стабильности государства и достижению высокого уровня материальной и духовной жизни людей, заложена демократическая система ценностей, выражающаяся в политическом плюрализме, свободной рыночной экономике и равенстве граждан перед законом. Эта система ценностей поддерживается правовой социализацией как средством воспроизводства правовой культуры и декларативно принимается Россией - ее властями и большинством населения. Но в России как ни в каком другом посткоммунистическом государстве существует глубокая пропасть между декларируемыми целями развития и мерой их реализации.

Однако в российском переходном обществе нельзя не видеть усиливающихся тенденций демократического развития, когда создаются предпосылки для гуманистического обновления, возрождения человека, его духовной культуры. Современный период отечественной истории — это период становления гражданского общества. История общественной мысли свидетельствует, что именно философские и правовые знания в период реформ приобретают важнейшее значение в формировании новой правовой культуры общества. В связи с этим требуется по-новому осмыслить правовую культуру и правовое пространство общества. 4

Правовую культуру следует рассматривать на двух уровнях. Во-первых, на уровне общественных и правовых институтов как некоторых объективных феноменов. Мы говорим о практике функционирования правовой системы в целом, о специфике деятельности правовых институтов. Во-вторых, на уровне группового и индивидуального правосознания и правового поведения граждан, которое осуществляется через устойчивые нормы, ценности.

В российском обществе, где традиционное сознание и правовая культура не являются правовыми феноменами в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать законопослушным. «Раздвоенность позиций» - вот точная характеристика состояния сознания, определяющая и содержание, и эволюцию правовой культуры в России. Эта черта не только присутствует, но и доминирует. В сознании еще не произошел перелом, еще велика степень предубежденности, опасений, что намечаемые меры не окажут реального влияния на практическую сторону дела, на полное исчезновение тех негативных тенденций, которые сложились в обществе в предшествующие годы.

Данное положение обусловлено рядом причин: недостаточной эффективностью реформ политико-правовой системы, низкой правовой компетентностью граждан, недостаточной информированностью их о своих правах и обязанностях; не укомплектованностью юридического корпуса; недостаточно высоким профессионализмом юристов; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; административным правовым нигилизмом; слабостью правоохранительной и судебной систем. Эти и другие характеристики обусловливают состояние правовой культуры российского общества, которая и является объектом нашего исследования. Предметом же выступает эволюция правовой культуры в условиях трансформации общественного сознания в переходный период. 5

Выбор данной проблематики в качестве объекта и предмета исследования продиктован рядом причин. Перечислим наиболее значимые из них.

- потребность в упорядочении и научной классификации современных знаний и представлений о правовой культуре как интегральной характеристике правового образа жизни российского общества, его социальных групп и граждан;

- необходимость теоретического осмысления новых научных данных, массива эмпирической информации о месте и роли правовой культуры в процессе трансформации российского общества;

- выявление значимости и степени влияния ценностных ориентаций на кристаллизацию правовой культуры российского общества, особенностей формирования правовой культуры в процессе смены ценностей;

- установление основных тенденций и противоречий реального развития правовых субкультур, определение агентов влияния на данный правовой процесс.

Таким образом, необходимость изучения темы диктуется прежде всего практическими потребностями развития российского общества. Правовая культура становится реальным инструментом социальных, политических и экономических преобразований, оказывающих существенное влияние на функционирование правовой системы государства и гражданского общества.

Современная социально-политическая реальность ставит законопослушных граждан в затруднительное положение, так как старые нормы оказываются недостаточными, а новые находятся в состоянии становления. В данной ситуации правовой субъект руководствуется ничем иным, как своим правосознанием и правовой культурой. В этой связи возникает вопрос: каким образом должно измениться качественное состояние правовой культуры населения, чтобы появилась возможность решить задачи формирования правового государства и гражданского общества в России. В нашем исследовании мы стремились ответить на этот вопрос. 6

Высокая практическая значимость и недостаточная разработанность проблем правовой культуры общества переходного периода обусловили цель и задачи данного диссертационного исследования.

Цель диссертации - проанализировать тенденции изменения содержания и характера правовой культуры граждан в условиях социально-политической трансформации российского общества.

Задачи диссертационного исследования:

- выявить теоретико-методологические предпосылки анализа правовой культуры населения в переходном российском обществе;

- изучить систему структурных элементов и проанализировать факторы, влияющие на формирование правовой культуры;

- рассмотреть особенности процесса становления новой правовой культуры, проявляющиеся в правовом сознании и поведении граждан;

- выявить причины правового нигилизма;

- проанализировать состояние системы правового информирования.

Степень разработанности темы обусловлена относительной новизной ее постановки применительно к обществу переходного типа; сложностью и многоаспектностью анализа характеристик правовой культуры, правового поведения и правосознания личности; нерешенностью множества теоретических задач исследования институционально-правовой трансформации российского общества в демократическое, правовое, социальное государство.

В этом плане проблему диссертационного исследования можно считать малоразработанной, поскольку на сегодняшний день она включает множество белых пятен, дискуссионных вопросов, характеризуется несистематизированностью эмпирического материала.

Тем не менее, в разработке данной темы есть серьезные основания для осуществления преемственности, поскольку в рамках существующих теоретико-правовых исследований содержатся глубокие, концептуальные, 7 всесторонне обоснованные выводы по отдельным аспектам рассматриваемой темы.

Рассмотрение ряда вопросов данного диссертационного исследования опиралось на соответствующие труды российских ученых, занимавшихся изучением процессов формирования правовой культуры (Аграновской Е.В., Бегинина В.И., Балюк Г.И., Кейзерова Н.М., Сальникова В.П.1 и др.), проблемами правосознания (Ильина И.А., Каминской В.И., Ратинова А.Р., Грошева А. В., Фарбера И.Е., Щегорцова В.А.2 и др.), правотворчества (Грошева А.В., Дыльнова Г.В., Шабалина В.А.3 и др.), правового нигилизма (Варламовой Н.В., Гоймана В.И., Колесникова А.В., Ломовского В.Д.4 и др.). Эти исследования содержат ценные концепты для дальнейшей разработки данной темы.

Наличие ряда фундаментальных работ по проблемам правовой культуры (Бланкенбурга Э., Сальникова В.П., Семитко А.П., Суворова Л.К., Дыльнова Г.В., Новичковой И.Ю.5 и др.) является основанием для утверждения о возникновении относительно самостоятельных отраслей научного знания -социологии правовой культуры и культурологии права. В настоящее время с

1 Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988; Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность. Саратов, 1993; Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура (Методологические проблемы). М., Юридическая литература, 1983; Сальников В.П. Правовая культура. Вопросы методологии. Саратов, 1997, и др.

2 Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993; Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры// Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1986; Грошев А.В. Правосознание и правотворчество (уголовно-правовой аспект) Екатеринбург, 1996; Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963; Щегорцов В.А. Социология правосозания. М., 1981, и др.

3 Грошев А.В. Уголовный закон и правосознание. Теоретические проблемы уголовно-правового регулирования. Екатеринбург, 1994; Дыльнов Г.В., Шабалин В.А. Социальный механизм законодательной власти. Саратов, 1992, и др.

4 Варламова H.B. Правовой нигилизм в постсоветской России: понимание, истоки, следствия // Драма российского закона. М., 1996; Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция, 1990, № 9; Колесников А.В. Отчуждение в праве// Государство и право, 1993, № 6; Ломовский В.Д. Правовой нигилизм и его преодоление в сфере прокурорского надзора за исполнением законов // Государственно -правовые проблемы обеспечения и защиты прав граждан. Тверь, 1992, и др.

5 Бланкенбург Э. Правовая культура и шансы институциональных социально-правовых инноваций // Социологические исследования, 1997, № 7; Сальников В.П. Правовая культура // Теория государства и права. М., 1995; Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки //Государство и право, 1993, № 10; Дыльнов Г.В., Новичкова И.Ю. Правовая культура: сущность и функции // Некоторые проблемы социально-экономического развития современного российского общества. Саратов., 1995; Новичкова И.Ю. Правовая культура гражданского общества. М., 1994, и др. 8 уверенностью можно говорить о формировании в этом плане целого ряда школ и направлений.

Теоретико-методологической основой исследования стали системный, диалектический, структурно-функциональный, сравнительный и исторический методы познания; также были использованы методологические принципы научной классификации, экспертных оценок, систематизации, анализа и прогнозирования.

Эмпирическая база исследования. В диссертационном исследовании представлена обширная эмпирическая база. Автор участвовала в следующих социологических исследованиях: «Динамика правосознания населения России» (опрос по формализованной анкете, 1999-2000 гг., «Проблемы правовой реформы» (экспертный опрос по формализованному бланку интервью, 1999 г., «Динамика публикаций по правовой тематике в Российской прессе», 1999 г. (контент-анализ). Также автор принимала участие в проведении фокус-групп по изучению эффективности социально-правовой рекламы и правовых рубрик на телевидении. Вышеперечисленные исследования проводились Центром социального прогнозирования и маркетинга (руководитель Ф.Э. Шереги) по заказу Российского фонда правовых реформ. С помощью вторичного анализа были изучены также эмпирические данные ведущих социологических центров и институтов: ИСПИ РАН, ВЦИОМ, фонда «Общественное мнение».

Научная новизна диссертационного исследования связана с недостаточной степенью разработанности как проблемы социологического анализа состояния, так и перспектив развития правовой культуры населения в условиях российских реформ и состоит в следующем:

1) определении теоретических подходов к анализу правовой культуры населения в переходном российском обществе;

2) выявлении и систематизации характеристик правовой культуры;

3) анализе и оценке условий и факторов, влияющих на правовую культуру и правосознание населения; 9

4) раскрытии особенностей формирования правовой культуры в современной

России.

В исследовании показана специфика социологического анализа правовой культуры. Рассматривая состояние правовой культуры современного российского общества в период становления демократических и рыночных отношений, автор выявляет влияние изменяющейся социокультурной ситуации в стране на формирование правовой культуры.

Правовая культура как феномен социальной реальности не состоит из отдельных и изолированных явлений, а представляет собой некоторое целостное образование. Именно целостность определяет те интегральные качества, которые оказываются присущими отдельным составляющим как компонентам системы. Концептуальным инструментом решения проблемы исследования является построение системы показателей и эмпирических индикаторов, определяющих правовую культуру как социально-духовный феномен.

Исследование правовой культуры - это предмет для большого и сложного комплекса целого ряда научных дисциплин. Это обстоятельство обусловливает методологическую сложность темы и в то же время представляет собой существенный интерес для социальной практики. Основная гипотеза исследования состоит в том, что проблематика правовой культуры, ее структуры и эволюции в условиях становления правового государства интегрирует фундаментальные требования демократии, прав и свобод человека в российском обществе. Через правовую культуру реализуются, с одной стороны, активность, инициативность, гражданская зрелость каждого человека, а с другой — ответственность государства и общества перед гражданином.

Новизна постановки проблемы и полученное в результате проведенного исследования приращение научного знания нашли отражение в основных тезисах работы.

10

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Правовая культура как феномен развития общества и формирования личности представляет собой единство всеобщего, особенного и единичного, т.е. является сложной социально-духовной системой, результатом взаимодействия социума, социально-правовой среды, включающей в себя состояние законности и правопорядка в обществе, правовую идеологию, систему правовых институтов, правовое сознание и поведение граждан.

2. Изменение сознания, привычек, поведения людей происходит не синхронно с изменениями в экономике, политике, формах устройства общества. К тому же стремление властвующих элит в отрыве от социальной реальности внедрить в массовое сознание несовместимые с ней стереотипы и установки приводят к двойственности и противоречивости сознания населения и его гражданского участия в правовых действиях. Закрепление же в сознании и поведении людей демократических ценностей и правовых норм происходит только тогда, когда они подтверждаются практикой общественных отношений.

3. Становление правового сознания и поведения у населения России является неотъемлемым атрибутом правового государства. Права и свободы граждан, справедливость в обществе в целом обеспечиваются не только характером экономического и политического строя, но и социокультурной динамикой правового сознания и поведения граждан.

4. Процесс совершенствования законотворчества, развития правового государства и формирования правовой культуры населения зависит от реформы правовой системы. Данная реформа затрагивает целый пласт проблем: обеспечения доступа общественности к нормативным актам, повышения профессиональной подготовки юридических кадров, реформирования судебной системы, формирования законопослушности граждан и т.д. и

5. Правовая информированность граждан - важный фактор в формировании правовой культуры современного российского общества. Распространение правовой информации необходимо осуществлять по всем коммуникационным каналам. Состояние правовой культуры общества в значительной степени зависит от характера информационных потоков и способов использования получаемой правовой информации.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в работе обобщен и систематизирован материал предметных и междисциплинарных исследований по проблемам эволюции правовой культуры, выявлены характерные особенности состояния правосознания и правового поведения на современном этапе развития российского общества, проанализированы противоречия деятельности правовых институтов.

Выводы диссертационного исследования могут быть использованы при решении проблем стимулирования правомерного поведения граждан, а также при осуществлении правового воспитания и формировании новой правовой культуры населения, в рамках реализации государственной политики построения демократического правового государства и утверждения гражданского общества.

Содержание диссертационной работы и обоснование отдельных ее положений могут быть использованы в целях дальнейших теоретических исследований проблемы правовой культуры, а также в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузах.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования излагались в докладах и научных сообщениях автора: на научной конференции «Ломоносовские чтения» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999 г.); на 2 -й межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь России и Прикамья: проблемы социального развития и пути их решения» (Пермь, 1999 г.); на 1-ом Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество» (Санкт-Петербург, 2000 г.); на научно-практической конференции молодых

12 ученых «Россия на пути к правовому государству» (Краснодар, 2002 г.) Основные результаты исследования отражены в четырех публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Русанова, Наталья Михайловна

Заключение.

Текущие социально-экономические и политические процессы в России свидетельствуют о наличие серьезного разрыва между «концептуальной моделью» реформ и практикой их осуществления. Чрезвычайно сложным оказывается поиск ответов на вопрос о жизнеспособных механизмах перехода общества к новому качеству развития. Проблемы усугубляются тем, что реформаторские проекты зачастую пытаются реализовать исключительно «сверху», вне развития внутренней духовно-нравственной, политической и правовой культур общества, их учета конкретных особенностей.

Особенно тревожно, что углубление социально-экономического кризиса происходит на фоне политико-правовой неадекватности властных отношений. В этих условиях важной является задача учета специфики сложившейся ситуации, политико-правовых ориентации и настроений населения. Так понимание особенностей современной российской правовой культуры дает возможность адекватно представить особенности правового сознания и поведения, содержание правовых процессов, происходящих в обществе и, таким образом, создает основы для более эффективного социального управления. Все это в конечном итоге способствует преодолению кризиса, в котором находится страна.

Наблюдающиеся в современный период кризисные тенденции в сфере базовых регуляторов социального, в том числе и правового поведения ставят на повестку дня необходимость изучения правовой культуры граждан как социально-духовного феномена, ее позитивного воздействия на становление новой социальной реальности. Без опоры на демократические ценностные ориентации в сфере права, т.е. на социокультурные представления людей о свободе, законности, справедливости, равенстве перед законом, роли государства, об отношениях к частной собственности, рынку конкуренции, самостоятельности и ответственности каждого перед обществом.

133

Правовая культура не является изначально заданным, неизменным явлением. В период кардинальных общественных трансформаций, а именно к таковым относится последнее десятилетие в истории нашей страны, происходят сдвиги в ранее устойчивых характеристиках правовой культуры. Прежде всего, в массовых правовых ориентациях и потребностях. Последние, в свою очередь, являются результатом развития конкретных политических, социально-экономических и культурных процессов. При этом фактор «настроений масс» становится неотъемлемым элементом правовой практики.

Актуальность исследования правовой культуры подтверждается тем, что в ней так или иначе отражаются сущностные черты некоторой идеальной модели бытия, выражающей стремление как отдельных личностей, так и различных социальных групп к более совершенным способам мышления и действия. Этот вывод подтверждают и результаты данного исследования. Среди них выделим следующие основные положения.

1. Правовая культура как феномен развития общества и формирования личности представляет собой единство всеобщего, особенного и единичного, т.е. является сложной социально-духовной системой, результатом взаимодействия социума, социально-правовой среды, включающей в себе состояние законности и правопорядка в обществе, правовую идеологию, систему правовых институтов, правовое сознание и поведение граждан.

2. Изменение сознания, привычек, поведения людей происходит не синхронно с изменениями в экономике, политике, формах устройства общества. К тому же стремление властвующих элит в отрыве от социальной реальности внедрить в массовое сознание несовместимые с ней стереотипы и установки приводят к двойственности и противоречивости сознания населения и гражданского участия населения. Закрепление же в сознании и поведении людей демократических ценностей и правовых норм происходит только тогда, когда они подтверждаются практикой общественных отношений.

134

3. Становление правового сознания и поведения у населения России является неотъемлемым атрибутом правового государства. Права и свободы граждан, справедливость в обществе в целом обеспечиваются не только характером экономического и политического строя, но и социокультурной динамикой правового сознания и поведения граждан.

4. Процесс совершенствования законотворчества, развития правового государства и формирования правовой культуры населения зависит от реформы правовой системы. Данная реформа затрагивает целый пласт проблем: обеспечения доступа общественности к нормативным актам, повышения профессиональной подготовки юридических кадров, реформирования судебной системы, формирования законопослушности граждан и т.д.

5. Правовая информированность граждан - важный фактор в формировании правовой культуры современного российского общества. Распространение правовой информации необходимо осуществлять по всем коммуникационным каналам. Состояние правовой культуры общества в значительной степени зависит от характера информационных потоков и способов использования получаемой правовой информации.

Обосновывая данные положения в ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:

Правовая культура наделена специфической характерной для конкретного исторического периода правовой определенностью. В современных условиях все более отчетливо проявляется тенденция к осознанию необходимости укрепления в стране новой цивилизованной государственности, основанной на законности и выражающей коренные интересы и волю народа.

Правовую культуру можно охарактеризовать как степень овладения правом в действии, в частности, как самосознание и ответственность в реализации требований права; творческую ориентацию на общечеловеческие ценности и нормы национальной культуры в противоречивых правовых

135 ситуациях, предполагающую в своем высшем проявлении законопослушное правовое поведение, участие в правотворчестве.

Проявлением нестабильного и недостаточно зрелого правосознания населения России является правовой нигилизм. Данное явление обусловлено отсутствием правовой идеологии, российской ментальностью, административным нигилизмом и общей институциональной несформированностью правовой системы в современной России. - Доля популярной правовой информации, распространяемой СМИ, чрезвычайно низка, а уровень внимания СМИ к правовым вопросам в целом значительно ниже, чем уровень интереса населения к даионой тематике. Система правового информирования требует активного вмешательства со стороны государства, правовых институтов, общественных организаций. На настоящий момент необходима оптимизация механизмов распространения правовой информации, что представляется одной из приоритетных задач. Наше исследование позволяет предположить, что базовыми условиями этого процесса оптимизации являются: обеспечение доступа СМИ к правовой информации и формирование интереса к ней у населения; квалифицированное освещение правовых вопросов в СМИ; обеспечение гарантий доступа к правовой информации для всех категорий граждан; создание благоприятных условий для развития рынка информационных услуг в области права.

Исследование правовой культуры в России, особенностей ее эволюции невозможно ограничить рамками данной работы, так как существует целый ряд аспектов это проблемы, которые требуют дальнейшего изучения. Следует обратить особое внимание на деятельность некоммерческих организаций (НКО) в направлении формирования правовой культуры граждан. Место и роль НКО в становлении правового государства трудно переоценить. Они стимулируют этот процесс «снизу», от масс, привнося в общественные отношения новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность у граждан в паритетности их статуса в

136 отношении государства и социальных институтов. Создавая благоприятную правовую среду в государстве, НКО формируют у граждан чувства социальной защищенности, перспективы, гражданской ответственности, так как осознание более широких прав есть предпосылка осознания и гражданских обязательств.

Также следует изучать более глубоко соотношение правовой и политической культуры в современной России. Духовная жизнь является целостным, внутренне противоречивым процессом, где, с одной стороны, осуществляется воспроизводство и распространение идей, представлений и теорий, взглядов, а с другой, - происходит процесс образования новых идей, представлений, теорий. На наш взгляд, наиболее полно духовно-практический компонент, пронизывающий всю структуру человеческого сознания, выражается в осмыслении специфики права и политической жизни.

Своей работой автор хотела бы обратить внимание на необходимость совершенствования процесса формирования правовой культуры граждан в России, на особенности изменения данного феномена в условиях трансформации общественного сознания. Автор рекомендует в связи с этим использовать теоретический материал и эмпирические данные, приведенные в диссертационной работе для улучшения системы правовой социализации и повышения уровня правовой культуры не только у отдельных граждан, но и в обществе в целом.

137

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Русанова, Наталья Михайловна, 2002 год

1. Агешин Ю.А. Правовое знание и культура человека. - М.: 1973. - 75 с.

2. Аграновская Е.В. Личность и правовая культура // Советское государство и право,- 1981,-№ 12. С. 16-24.

3. Аграновская Е.П. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: 1988.- 147 с.

4. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: 1966. 221 с.

5. Алексеева И.М. Проблема определения в правовой культуре // Актуальные проблемы юриспруденции. Тюмень. 1996. - вып. 1. - С. 144-145.

6. Ахмеев С.Н. Соотношение политической и правовой культуры/ Проблемы формирования правовой культуры населения в современных условиях. -Чебоксары, 1996, №1, С. 104-107.

7. Бабенко А.Н. Правовая культура личности: (философско-социологический аспект)// Академия Министерства Внутренних дел РФ: Автореф. . канд. соц. наук. -М., 1996.-21 с.

8. Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты // Известия ВУЗов. Правоведение. 1998. № 3. - С. 18 - 25.

9. Балюк Г.И. Взаимосвязь правовой культуры и социалистической демократии. Киев, 1984. 132 с.

10. Ю.Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность. Саратов, 1993.-156 с.

11. Березовская Л.В., Ковалев A.M. Россия на пороге XXI века (философско-социологическое исследование). М.: Издательство Московского университета, 1998. -303 с.

12. Бланкенбург Э. Правовая культура и шансы институциональных социально-правовых инноваций // Социологические исследования, 1997, №7, С.21-28.138

13. Бланкенбург Э. Юристы и правовые инновации в Германии и США // Государство и право, 1997, № 5, С.8-12.

14. Боер В.М. и др. Правовое государство: идея, концепция, реальность. Санкт-Петербург, 1996. 112 с.

15. Васильев A.M. Правовые категории. Москва, 1976. 77 с.

16. Веденеев Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан//Государство и право М., 1997, №2, С.33-38.

17. Власть и общественность: социальные аспекты взаимодействия. Н. Новгород, 1997. 143 с.

18. Волков Ю.Г. Идеология и гуманистическое будущее России. Спб., Ростов-н-Дону, 1999. 96 с.

19. Волков Ю.Г., Тапчанян Н.М. Правосознание и правовое поведение: сущность, структура, связь. Москва, 1998. — 37 с.

20. Воржецов А.Г. Правовое социальное государство: Запад и Россия -Казань: 1999,- 83 с.

21. Гапоненко Н.В. Правовая культура в советском государственном управлении: сущность и формирование. Красноярск, 1991. 159с.

22. Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления// Советская юстиция. 1990г. №9, С. 15-27.

23. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М.: 1992. - 181с.

24. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996. -214 с.

25. Гражданская культура в современной России. Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М.: 1999. 194 с.

26. Гражданское общество: Мировой опыт и проблемы России. Отв. ред. В.Г. Хорос. М., 1998.-311 с.

27. Грошев А.В. Уголовный закон и правосознание. Екатеринбург, 1994. -144 с.

28. Драма российского закона. Москва, 1996. -254 с.139

29. Дыльнов Г.В., Новичкова И.Ю. Правовая культура: сущность и функции// Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества. Саратов, 1996, С.2-12.

30. Духовность России: традиции и современное состояние. Спб., 1994.- 78 с.

31. Желанова С.А. Правовая культура общества: ее структура и функции // Человек, творчество, ценности. Саратов, 1995г., С. 38-43.

32. Желанова С.А. Правовая культура личности: социально-философский анализ: Автореф. . канд. соц. наук. Саратов., 1995. - 18 с.

33. Закон в переходный период: опыт современной России («круглый стол» журнала)// Государство и право. 1995, №10. С.13-29.

34. Зиновьев А.В. Правовая культура как фактор возрождения державности России. Спб. 1997. - 210 с.

35. Зорченко Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. Минск, 1984. -147 с.

36. Иванов В.И. Правовая культура важнейшее условие эффективного применения права судами // Государство, право и демократия в условиях развитого социалистического общества. М.: 1973.-С.7-15.

37. Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Известия ВУЗов. Правоведение. 1998, № 3. С. 13-16.

38. Ивлев А.К. Правосознание и правовое воспитание молодежи. Москва, 1982. -88 с.

39. Ильенков Э.Е. Философия и культура. М., 1991. 167 с.

40. Ильин И. А. О сущности правосознания М.: Рарогъ, 1993. - 235 с.

41. Каминская В.И. Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М,- С. 42-43.

42. Карпухин О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе // Социально-политический журнал. 1995. № 4,-С. 114-131.140

43. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура (Методологические проблемы). -М.: Юрид. литература, 1983. 210 с.

44. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества,-М.: 1991,- 132 с.

45. Кертман Г. Массовое сознание и становление российской государственности //Правила игры. 1994 г. № 1. -133с.

46. Киреева С.А. Правовая культура и правосознание как средства демократизации политического режима. Астрахань. 1995. - 79 с.

47. Кодин М.И. Россия в «сумерках» трансформаций. Эволюция, революция или контрреволюция? -М.: 2001. 287 с.

48. Коженевский В.Б. Правовая культура как важный фактор формирования социалистического правового государства// Правовая и политическая культура молодежи в условиях радикальной демократической реформы. Омск, 1990. -С. 41-47.

49. Красавчиков О.А. Основные черты и значение социалистической правовой культуры // Советское государство и право. 1968. № 6. - С. 11-18.

50. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: 1982,- 160 с.

51. Кулигнов Е.Н. О специфике формирования правовой культуры в период становления рыночной экономики в России // Вестник Международной академии бизнеса и банковского дела. Серия: юриспруденция Тольятти, 1996., № 5, С.50-52.

52. Культура и культурная политика в России. Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э.Разлогов М.: 2000. 239 с.

53. Лазарев Б.М. Что такое правовое государство М.: 1990.- 114 с.

54. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: 1996. 221 с.

55. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социологические исследования. 1996. № 5. С. 3-23.

56. Манченко А.П. Социальная модернизация в современной России М.: НОУ, 2000.-215 с.141

57. Манченко А.П. Духовная модернизация в современном российском обществе. Опыт социологического анализа -М.: 1999. 152 с.

58. Массовое сознание россиян в период общественной трансформации: реальность против мифов // Мир России. 1996. № 2.- С. 75-116.

59. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. 86 с.

60. Межуев В.М. О понятии «культура». М.: 1968. 124 с.

61. Микешина JI.A. Методология научного познания в контексте культуры. Москва, 1992. 149 с.

62. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. 1991,- №1. С. 69-73.

63. Неновски Н. Право и ценности. М.: 1987. 312 с.

64. Новичкова И.Ю. Правовая культура гражданского общества. Москва, 1994. -68 с.

65. Новичкова И.Ю. Формирование правовой культуры в условиях становления новой российской государственности. Москва, 1995. 44 с.

66. Общая теория права / Под. Редакцией В.К. Бабаева. Н. Новгород, - 1993. -530 с.

67. Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под. редакцией В.Ю. Большакова. С.-Петербург: Издательство С,- Петербургского университета, - 2000. - 510 с.

68. Общество, политика, наука: новые перспективы. Отв. ред. Е.А.Киселева, А.Ю. Мельвиль, М.Д. Шевченко, М.М. Лебедева. М.: 2000. 661 с.

69. Осипов Г.В. Парадигма нового мирового порядка и Россия. М.: 1999.212 с.

70. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М.: 1969. 165 с.

71. Перегудов С.П. Гражданское общество: «трехчленная» или «одночленная» модель?// Политические исследования М., 1995. №3.- С.58-60.

72. Платов Г.В., Косичев А.Д. Духовность и наша жизнь. М.: 1999. 159 с.142

73. Погорадзе А.А. Правовая культура и социализация личности// Культура демократии и право. Новосибирск. 1996. - С. 15-17.

74. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М.: 1974. 312 с.

75. Поляков JIB. Методология исследования российской модернизации // Политические исследования. 1997. № 3. С. 5-15.

76. Посконин В.В. Правопонимание Т.Парсонса. Ижевск, 1995. 296 с.

77. Право и власть: человек, право, государство. Москва, 1990. 86 с.

78. Правовая культура как фактор возрождения державности России. Санкт-Петербург, 1997. 156 с.

79. Реформирование России: от мифов к реальности. Социально-политическая ситуация в России в 2000 году: В 2 т./ Под. редакцией Г.В.Осипова, В.К.Левашова, В.В. Локосова. М.: 2001. - 1 т. - 439 с.

80. Российское общество и радикальные реформы: Мониторинг социальных и политических индикаторов / Под. редакцией В.К. Левашова. М.: Academia, -2001.-896 с.

81. Руденкин В.И. Традиция правового нигилизма в русской культуре// Культура и традиции. Екатеринбург: 1995. С. 145-157.

82. Рыбаков В.А. Проблемы формирования гражданско-правовой активности. Уфа,1993. 116 с.

83. Рыбаков В.А. Роль гражданского права в формировании правосознания граждан (Уголовно-исполнительные аспекты). Уфа, 1991. 168 с.

84. Сальников В.П. Правовая культура сотрудника органов внутренних дел. Ленинград, 1988. 138 с.

85. Сальников В.П. Правовая культура. Вопросы методологии. Саратов, 1997. -106 с.

86. Семитко А.П. Понятие, структура и функции правовой культуры развитого социализма. Барнаул, 1986. 148 с.

87. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, определение. Москва, 1979. -235 с.143

88. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10. С.108-113.

89. Сидельников И.П. Доступность закона: правовое информирование граждан. Минск, 1992.- 112 с.

90. Скрипай В.А Правовая культура в структуре российской ментальности. Москва, 1996. 98 с.

91. Социальное государство и защита прав человека. М.: 1994.- 170 с.

92. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Спб. 1995,- 356 с.

93. Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России. Отв. ред. И.А. Бутенко М.: 1999. 175 с.

94. Средства массовой информации и судебная власть в России (проблемы взаимодействия) -М.: «Галерия», 1998. 256 с.

95. Сухомлинова Е.В. Правовая компетенция в культурном пространстве Запада и Востока Ростов-на-Дону: 1998. - 43 с.

96. Сухомлинова Е.В. Истоки и механизмы правовой компетенции Ростов-на-Дону: 1998.-27 с.

97. Сухомлинова Е.В. Социокультурные аспекты соотношения правовой компетенции государства и человека: Автореф. . канд. соц. наук. -М., 1999. -29 с.

98. Тапчанян Н.М. Правовое строительство и правовая культура в современной России. Краснодар, 1998. 36 с.

99. Тапчанян Н.М. Правовой нигилизм в России,- Краснодар: 1998. 22 с.

100. Тапчанян Н.М. Правосознание личности: процесс формирования.- Ростов-на-Дону: 1998.-23 с.

101. Тапчанян Н.М. Правосознание и правовое поведение: сущность, структура, связь. Краснодар: 1998. - 20 с.

102. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М. 1996. 195 с.144

103. Устьянцев В.Б. Ценности социальной памяти// Категории и ценности культуры. Изд-во Саратовского университета, 1994. С.34-47.

104. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. Москва, 1963.-320 с.

105. Щегорцов В.А. Социология правосознания. Москва, 1981. 233 с.

106. Щенникова J1.B. Культура и право. Москва, 1992. -210 с.

107. Щербаков Н.В. Проблемы правовой личности. Ярославль, 1993. 180 с.

108. Шабанова М. Социология свободы: трансформирующееся общество. М.: 2000.-314 с.

109. Шефель С.В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного синтеза (социально-философское исследование) М.: 2002. -278 с.

110. Шихата И. Правовая реформа. Теория и практика. М.: 1998. 47 с. Ш.Элиот Т.С. К определению культуры. Заметки. Лондон. 1968. -275 с.145

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.