Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Чурсина, Элеонора Александровна

  • Чурсина, Элеонора Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Елец
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 150
Чурсина, Элеонора Александровна. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Елец. 2001. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чурсина, Элеонора Александровна

Введение.

Раздел I. Духовная традиция отечественной педагогики в историко-культурном контексте.

Раздел И. Актуализация теории и практики православного воспитания в дискуссиях 1990-х гг. XX столетия. . 27 Раздел III. Педагогический смысл православной антропологии и православной аскетики.

Раздел IV. Система православного воспитания в педагогической практике современной России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики»

Актуальность исследования определяется потребностью сегодняшней российской педагогики в изучении собственного исторического опыта. Неотъемлемая часть этого опыта — укорененное в отечественной культурной традиции и потому естественно-органичное соединение педагогики и религии (Д.С. Лихачев). Теория и практика использования идей, норм и принципов православного воспитания в рамках светской педагогики нуждаются в целостном осмыслении для адекватного, исторически верного, решения многих насущных вопросов.

Важнейшим среди таких вопросов, согласно "Национальной доктрине образования в Российской Федерации", является обеспечение полноценного личностного развития ребенка в условиях социально-экономического и идеологического кризиса (72). Необходимая в этой социокультурной ситуации система образования, обеспечивающая одновременно эффективную социализацию и высокие духовно-нравственные качества, должна опираться на национальные традиции, главная из которых -православие (74; 69).

Разработка образовательной системы, отвечающей национальным православным традициям, не является для отечественной педагогики абсолютно новой задачей. Судя по классическим историко-педагогическим изысканиям С.И. Гессена, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, в "досоветской" педагогике именно следование евангельским заповедям рассматривалось как гарантия достаточно широко понимаемого духовного воспитания. Не случайно в конце XIX века, когда ситуация в России своей неопределенностью была во многом похожа на нынешнюю, в религиозно-педагогической теории и практике К.П. Победоносцева и С.А. Рачинского воспитание духовности прямо связывалось со следованием православному канону.

Государственная образовательная политика в постсоветской России в основном позволяет вести педагогическую работу по обеспечению национальной культурно-религиозной идентичности, что следует из Конституции РФ (статьи 28, 48) и Законов РФ "Об образовании" (от 10.07.1992) и "О свободе совести и религиозных объединениях" (от 24.09.1997). В рамках возобновившегося в последние годы диалога с Церковью современные исследователи не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения всех проблем образования и воспитания в контексте отечественной культуры, но и подчеркивают непреходящее значение и особую актуальность задачи раскрытия педагогического потенциала православия (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Е.И. Исаев, В.И. Косик, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков).

Во многом благодаря работам названных авторов, сегодня, на рубеже ХХ-ХХ1 вв., российская педагогика ориентируется на продолжение и развитие собственной духовной традиции, подразумевающей следование в педагогической деятельности образцам (идеям, нормам, принципам) православного воспитания. Подобные образцы широко представлены не только в истории отечественной педагогической мысли (от Владимира Мономаха до В.В. Зеньковского), но и в материалах Всемирных Русских Соборов (I, 26-28 мая 1993; И, 1-3 февраля 1995; III, 4-6 декабря 1995) и Международных Рождественских Образовательных Чтений 1990-х годов, в исследованиях опыта православной святоотеческой педагогики (о. А. Иванов, прот. Г. Каледа, о. А. Кураев, Л.В. Сурова, В.Ю. Троицкий), в практике образовательных учреждений различных регионов России.

Размышления и деятельность всех названных, а также многих неназванных ревнителей национальной культуры, убеждают в том, что адекватно судить о духовной традиции отечественной педагогики возможно лишь через обращение к православному контексту, актуализацию педагогического потенциала православия, анализ сложившейся социальнопедагогической ситуации. Трудность такого подхода связана, глазным образом, с общей неразработанностью проблемы адаптации воспитательного содержания православной антропологии и православной аскетики к потребностям современной светской педагогики, что необходимо для описания православной педагогики как особой воспитательной системы (H.A. Белканов, о. А. Гармаев, О.В. Долженко, о. А. Кураев, А.И. Осипов, В.А. Разумный, И.М. Сулима).

Соответствующая исследовательская работа уже ведется в отечественной педагогике, особенно значим в этом отношении опыт религиозно-педагогического научного направления, сложившегося на кафедре педагогики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и реализующегося в деятельности лаборатории Липецкого областного института усовершенствования учителей "Культурно-образовательная среда Липецкой области" (руководитель Е.П. Белозерцев), проведении в г.Ельце ежегодных региональных Рождественских чтений, редакционно-издательской деятельности университета ("Педагогическое краеведение Липецкой области", "Собор" (Альманах по религиоведению)), в ряде диссертационных исследований, выполненных под руководством Е.П. Белозерцева и В.П. Кузовлева.

Соединению теории и практики, в рамках диалога науки и церкви, во многом способствуют взаимная конструктивная позиция Воронежско-Липецкой епархии (руководитель отдела религиозного образования и катехизации о. Андрей (Изакар) и департамента образования и науки администрации Липецкой области (председатель В.Е. Тонких), а также духовно-просветительская подвижническая работа настоятеля Вознесенского Собора г.Ельца, протоиерея Василия (Романова). Яркий пример успеха этого диалога - созданный в Ельце настоящий очаг православного воспитания, Православная гимназия в честь святителя Тихона Задонского, практика которой убедительно свидетельствует о реальных перспективах православной педагогики как воспитательной системы. Подтверждает это опыт Хлевенского района Липецкой области, где в тесном сотрудничестве с учеными-педагогами из Ельца уже в течение ряда лет реализуется программа "Русская школа", предполагающая, что национальное воспитание есть в основных своих чертах воспитание православное (З.А. Апатенко, Л.А. Черных).

Таким образом, в 1990-е годы совместными усилиями Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Воронежско-Липецкой епархии и административных органов создан весомый задел религиозно-педагогической работы. Это позволяет претендовать на решение проблемы выявления и раскрытия духовного воспитательного потенциала отечественной педагогики не только на теоретическом уровне, но и применительно к культурно-образовательной практике Липецкой области.

Вышесказанное позволило сформулировать тему настоящей диссертации: "Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики".

Объект исследования: религиозно-педагогическое наследие.

Предмет исследования: идеи, нормы, практика православного воспитания.

Цель исследования: доказать статус православного воспитания в качестве духовной традиции отечественной педагогики.

Задачи исследования:

1) показать историко-культурную укорененность духовной традиции отечественной православной педагогики;

2) проследить взаимосвязь духовной традиции и светского образования на уровне идеи и практики;

3) раскрыть педагогический смысл и содержание православной антропологии и православной аскетики как основ системы православного воспитания;

4) дать характеристику основным компонентам православной воспитательной системы.

Методологическая основа исследования: культурно-исторический подход, служащий выявлению типологии хронологически разделенных событий и процессов; системный подход, позволяющий сочетать научность с христианским вероучением о цельности и иерархичности духовной, физической и психической природы человека; положение о генетической связи религии и педагогики, которая в отечественной духовной традиции выражается во взаимодействии и взаимообогащении светской науки и православного богословия.

Избранная методология обусловила использование следующих методов исследования: историко-педагогическая интерпретация наследия Святых Отцов и Учителей Церкви, житийной литературы; историко-культурный анализ образовательных явлений; метод включенного наблюдения за реализацией православных педагогических традиций; анализ практики образовательных учреждений.

Источники исследования: труды Святых Отцов и Учителей Церкви педагогического, догматико-нравственного и мистически-богословского характера; работы по религиозно-философской, религиозно-психологической, религиозно-педагогической проблематике; практический опыт работы Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, лаборатории "Культурно-образовательная среда Липецкой области" Института усовершенствования учителей, Православной гимназии в честь святителя Тихона Задонского, общеобразовательных школ Хлевенского района Липецкой области.

Организация исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1996-1997 гг.) - осознание актуальности изучения отечественной православной педагогики, знакомство с источниковой базой и историографией темы исследования.

Второй этап (1997-1999 гг.) - определение теоретико-методологических оснований и категориального аппарата исследования, анализ и систематизация изученного материала.

Третий этап (1999-2001 гг.) - обобщение итогов исследования, публикация отдельных полученных результатов, оформление текста диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

Русская педагогика была и остается православной, хотя и не стремится специально декларировать собственную конфессиональную принадлежность. Выражается эта принадлежность в том, что духовная традиция отечественной педагогики укоренена в Предании, которое есть непрерывная последовательность идей и опыта, интеллектуальной согласованности и живого общения на пути к истине. Историко-культурная укорененность православного воспитания обнаруживается на аксиологическом уровне организации жизни и поэтому проблему усвоения и сохранения традиции следует решать через усвоение и сохранение образа жизни, который формируется, реализуется и корректируется в культурно-образовательной среде во взаимодействии трех ее составляющих - семьи, церкви и школы.

Ключевым понятием, методологически необходимым для решения этой проблемы, а также для организации диалога церкви и школы в дискуссиях 90-х гг. XX столетия по вопросам воспитания и образования, является понятие "духовность", которое необходимо трактовать как интегра-тивное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, миру, Богу.

Православная антропология как богословская и философская традиция осмысления проблемы человека в стремлении к реализации своих установок (целостное восприятие человека, определение в нем иерархических отношений между духовным и биосоциальным, постулирование цели воспитания по аналогии с целью жизни) апеллирует к православной аске-тике - процессу духовно-нравственного совершенствования личности аскетическими средствами (пост, труд, воздержание, молитва, таинства). Взаимодействие православной антропологии и православной аскетики образует основу для соединения теории и практики православного воспитания. Воспитательная система православной педагогики может быть представлена следующими компонентами: цель воспитания (спасение души); принципы (природосообразности, культуросообразности, Богосооб-разности); функции (ценностно-ориентационная, коммуникативная, компенсаторная, регулятивная, милосердная, воспитательная, сакрально-мистическая, ритуализирующая); содержание (преобладание духовно-нравственного воспитания); методы (методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования поведения, методы стимулирования поведения и деятельности); среда (семья, церковь, школа). Такая систематизация позволяет использовать опыт православной педагогики не только в православных образовательных учреждениях, но и во внеконфессиональном образовательном секторе.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что проведен анализ опыта соединения религии и педагогики в отечественной культурной традиции; показана генетическая укорененность норм, идей и принципов православного воспитания в отечественной педагогике; раскрыто совокупное значение православной аскетики и православной антропологии как фундаментальных теоретико-методологических основ православной воспитательной системы.

Практическая значимость исследования: состоит в возможности использования полученных результатов в преподавании философии и истории образования, истории педагогики, истории религий, спецкурсов связанных с вопросами православных педагогических традиций; в создании православной воспитательной системы на духовных традициях отечественной педагогики как в конфессиональных учреждениях, так и светских учебных заведениях различного типа; при разработке национальных образовательных концепций в современных условиях.

Достоверность результатов исследования обеспечена следованием выбранной методологии исследования, использованием методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина, в работе лаборатории "Культурно-образовательная среда Липецкой области" Института усовершенствования учителей, а также в дискуссиях по вопросам философии и истории образования. Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их публикации, а также использования в лекциях курса по выбору "Русская религиозная философия воспитания ХГХ-ХХ вв.", читаемых на различных факультетах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Чурсина, Элеонора Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование убедительно подтверждает генетическую укорененность духовной традиции православной отечественной педагогики в русской истории и культуре. Изначально педагогические воззрения на Руси складывались под влиянием так называемого восточного христианства, впоследствии получившее наименование православия. Не случайно педагогические рассуждения являются обязательным компонентом творчества древнерусских мыслителей. Например, в поучениях митрополита Ила-риона ("Слово о Законе и Благодати") воспитание христианина трактуется как путь возможного спасения всех, принявших Святое Крещение.

Со времен татаро-монгольского нашествия в русском православии начинает преобладать византийская традиция, сущность которой заключается в идее аскезы, т.е. отречения от всего земного в пользу духовного самосовершенствования. Поэтому древнерусская православная педагогика стремилась направить ребенка на путь спасения через подавление изначально присущего человеку плотского греховного начала, связанного с миром зла. Культивировалось такое качество, как терпение, необходимое для того, чтобы и в страдании служить Богу. Все эти идеи получили соответствующее отражение в теории и практике отечественной педагогики XV-XVII вв.

Первая попытка сломать систему православных духовных ценностей (и соответствующего им воспитания) была предпринята Петром I. Резкий разрыв с духовной традицией был закреплен фактом устранения патриаршества и признанием царя главой Церкви, насильственным внедрением западноевропейских образовательных моделей.

Секуляризация XVIII века, суть которой состояла в утрате национальной традиции воспитания, породила в XIX веке задачу философско-педагогического осмысления прошлого, настоящего и будущего России.

Решение этой задачи в творчестве русских мыслителей-любомудров (славянофилы в середине XIX в., религиозные философы в конце XIX - начале XX вв.) неизменно предполагало актуализацию многовековой традиции православного воспитания.

Стремление русских мыслителей выявить воспитательный потенциал православия закономерно привело к тому, что в подходе к воспитанию вопрос о "вере" стал ключевым в педагогических поисках XIX - начала XX столетий. Фундаментальный педагогический смысл проблемы "веры" с особой силой выразил в своем творчестве Л.Н. Толстой, поставивший вопрос в "Анне Карениной" с предельной откровенностью: "Без веры в Бога как же вы будете воспитывать детей?". Такой подход разделяли и великие русские педагоги П.Ф. Каптерев, С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский, по мнению которых, заимствования с Запада, должны быть осторожными, взвешенными и отвечать как народному характеру, так и православной педагогической традиции.

Однако, поскольку в советской педагогике любые религиозные сюжеты были под запретом, логика исторического развития естественно поставила педагогов современной России фактически перед прежним, уже когда-то стоявшим выбором: ориентироваться ли на западные ценности, либо обратиться к истокам. Поэтому не случайно в педагогических дискуссиях 1990-х гг. одной из самых злободневных тем была теория и практика православного воспитания, вопросы и сюжеты, связанные с ней. Участники этих дискуссий единодушны в признании того, что под воздействием масштабного социально-экономического кризиса последних лет процесс образования оказался раздробленным, а его духовная сердцевина -воспитание - принесена в жертву сиюминутным прагматическим интересам. Вследствие этого трудности политические, социальные и экономические усугубляются кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека. Многие политики и общественные деятели видят выход из создавшегося положения в переосмыслении русской национальной идеи, в возрождении православного воспитания и придания ему современного содержания и характера.

Сегодня сама идея православного воспитания как одухотворения человека приобрела новый смысл и ценность, и не случайно в поисках путей духовно-нравственного воспитания современная педагогика все чаще обращается к опыту прошлого. Востребовать этот опыт помогает то, что воспитание человека в духе православия опиралось на принципы, которые носят вневременной характер, не зависят от социально-политических перемен или идеологической моды, а значит могут послужить надежными ориентирами при построении новых образовательных систем.

Однако, к сожалению, государственная политика рубежа XX - XXI вв. в сфере образования демонстрирует определенное непонимание безаль-тернативности идей, положений и норм православного воспитания для русской педагогики. Это непонимание выражается, в частности, в индифферентности государства к засилию на территории России различных оккультных сект, их проникновению в школы и дошкольные учреждения.

Кроме того, особенно пагубно отразились на детях инокультурные влияния и использование технологий манипуляции сознанием в антигуманных целях, имевшие место в последние десятилетия XX века, особенно пагубно отразились на детях. Наряду с вживанием в чуждые русской культуре, разрушительные по своей сущности образы, личность ребенка вовлеклась в сферы бытия, от знания о которых его следует оберегать (насилие, эротика, инфернальность). Объективно складывающаяся в молодежной субкультуре система социальных идеалов, ценностей и ожиданий деструктивна и социально опасна.

В 1990-х гг. поиск реальных путей повышения воспитательного потенциала школы побудил к активизации диалога светского образования и Православной Церкви, которой все без исключения народы России обязаны просвещением, основами государственности и общественной морали и которая в самые трудные периоды в истории страны давала духовно-нравственные импульсы для единения народа, сплочения его во имя спасения Отечества. В рамках такого диалога углубление интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования, к духовности раскрывает православное воспитание как духовную традицию отечественной педагогики, усвоение и сохранение которой реализуется через усвоение и сохранение образа жизни в культурно-образовательной среде (семья, церковь, школа).

Единение школы и церкви осуществляется как благодаря антропологической обоснованности системы православного воспитания, так и через наличие в церкви как субъекте педагогической деятельности особых воспитательных аскетических средств, таких как вера, молитва, пост, труд, богослужение, церковные таинства и другие.

Основами системы православного воспитания являются православная антропология и православная аскетика. Православная антропология рассматривается как цель системы (достижение духовной целостности человека), реализация которой возможна единственно средствами православной аскетики (воздержание, пост, молитва, труд, таинство). Основные признаки и элементы системы православного воспитания можно наблюдать в практической деятельности образовательных учреждений ряда регионов страны, в частности, в опыте деятельности образовательных учреждений Липецкой области.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что православное воспитание действительно является духовной традицией отечественного образования и русской педагогики.

В целом итоги проведенного исследования позволяют судить об особой сложности проблем, относящихся к сфере национального самосознания. Исследование теории и практики православного воспитания, в частности, невозможно вне диалога церкви и науки, который особенно интенсивно осуществляется в последние годы. Кроме того, междисципли-нарность духовной традиции отечественного образования предполагает исследовательский интерес философов, социологов, культурологов, лингвистов, литераторов, психологов.

Перспективы дальнейшего изучения вопросов православной педагогики мы связываем с исследованиями в смежных отраслях знаний, с проведением опытно-экспериментальной работы по освоению религиозно-педагогического наследия как на уровне конкретных учебно-воспитательных учреждений, так и в масштабах культурно-образовательной среды города, села, региона.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чурсина, Элеонора Александровна, 2001 год

1. Аверинцев С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991. - С.53.

2. Алексий II. Основы Православного образования в России: Докл., прочит. на встрече в Свято-Даниловом монастыре с чл. Рос. акад. образования, Москва, 29 дек. 1994 г. // Педагогика. -1995. -№ 3. -С. 74-81.

3. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В 2 т. / Сост., вступ. ст. и общ. ред. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. -М.: АО "Аспект Пресс", 1994.

4. Т. 1: В Христе скрыты все сокровища премудрости. Путь христианскогообразования в трудах Отцов Церкви и мыслителей Раннего Средневековья.- 1994.-399 с.

5. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В 2 т. / Сост., вступ. ст. и общ. ред. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. -М.: АО "Аспект Пресс", 1994.

6. Т. 2: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников. 1994. - 350, 1. с.

7. Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя: Теория и методика. М.: Прометей, 2000. - 128 с.

8. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф.). Дух, душа, тело. М.: Изд-во Свято-Тихон. Богосл. ин-а, 1997. - 136 с.

9. Арх. Киприан. Антропология св. Григория Паламы. Paris, YMCA-PRESS, 1950. Репринт: М.: Паломник, 1996. - 172 с.

10. Багге М.Б. Школа С.А. Рачинского как педагогическая система. Авто-реф. . канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1999. - 21 с.

11. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000. - 461 с.

12. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре. Дис. . д-ра пед. наук. М., 1999. - 339 с.

13. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Наука, 1994.-217 с.

14. Булгаков С.Н. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения (интеллигенция и религия). -СПб.: Нева, 1993. 136 с.

15. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Изд-во Республика, 1994. -357 с.

16. Введенский Д.И. За счастье детей: Вопросы христианского воспитания. 2-е изд. - Изд. Училищного Совета при Святейшем Синоде. -СПб., 1910.-354 с.

17. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899. Репринт: 1991.

18. Володин Э.Ф. О духовности и не только о ней // Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. -М., 1996. 218 с.

19. Второй Всемирный Русский собор. Второй этап: Через духовное обновление к национальному возрождению (1-3 февраля 1995). М.: Роман-газета, 1995. - 80 с.

20. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

21. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: В 2-х т. М.: Имп. общ. истории и древностей рос. имп. при Моск. универс., 1900-1911.

22. Григорьев B.B. Исторический очерк Русской школы. -М., 1900. 587, 12. с.

23. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. - 220 с.

24. Гусев А. Религиозность как основа нравственности: Против автономистов. Изд. 2. Казань, 1894. - 155 с.

25. Гусев В.А. Д.А. Хомяков: Интерпретация девиза "Православие. Самодержавие. Народность" // Социально-политический журнал. -1992.-№10.-С. 82-89.

26. Даль В.И. Толковый словарь живого велико-русского языка: В 4-х т.- М., 1994.

27. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - С. 397-402, 424-425, 433-434.

28. Демков М.И. История русской педагогики. Ревель, 1895. - 324 с.

29. Демков М.И. История русской педагогики. М.: Изд. автора, 1909.- 532, 7. с.

30. Добротолюбие: В 5-ти т. Т. 1. Изд. 2. - М., 1883. - С. 4, 255, 412.

31. Добротолюбие: В 5-ти т. Т. 2. Изд. 2. - М., 1895. - С. 16.

32. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследие русских философов конца XIX начала XX в. - М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1994. - 140 с.

33. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995.-240 с.

34. Дорофеева Т.В. Светская школа и православие // Воронежская беседа (Альманах). Воронеж: Воронежско-Липецкая епархия, 2000. — С. 125134.

35. Дорофей Авва. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М.: МТЦ "Ак-тио", 1991.-XIII. 305.(3) с.

36. Древнегреческо-русский словарь: В 2-х т. Т. 1. / Под ред. СчИ. Соболевского. М., 1958. - С. 247-248.

37. Епископ Петр. Указание пути к спасению. Изд. 3. - Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1905.-С. 112-154.

38. Еп. Феодор. К вопросу о христианском аскетизме // Православный Собеседник. 1902, декабрь. - С. 881.

39. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб.: тип. В.Ф. Киршбаума, 1907. -XV. 693 с.

40. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. — М.: Моск. просвет, комиссия, 1918. 95 с,

41. Зеньковский В.В. Психология детства: М.: "Академия", 1996. - 346 с.

42. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX в. Париж, 1960. - 41 с.

43. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владим. Братства, 1993. - 222, 2. с.

44. Зеньковский В.В. Педагогика. -М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. 114 с.

45. Иванов A.B. Педагогическая система святителя Тихона Задонского: Дис. . канд. пед. наук. Елец, 2000. - 134 с.

46. Ильин И.А. Кризис безбожия // Москва. 1991. - № 4. - С. 151-158.

47. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера. Новосибирск: Рус. арх., 1991.-31 с.

48. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 2-х т. М., 1993.

49. Ильин И.А. О грядущей России: Избр. статьи / Под ред. Н.П. Пото-рацкого. М.: Воениздат, 1993. - 366 1. с.

50. Иеродиакон Вениамин. Аскетика или подвижничество о Христе Боге Спасителе // Христианин. 1912 г., март. - С. 524.

51. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. 3-е изд. испр. и дополн. -СПб., 1914.-489 с.

52. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е изд. испр. и дополн. -Пг., 1915.-746 с.

53. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

54. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге / Е.П. Белозерцев, С.Б. Каменецкая, Н.И. Лифинцева и др.; Под ред. Е.П. Бе-лозерцева. М.: Роман-газета, 1994. - 189, [2] с.

55. Кларин В.М., Петров В.М. Русская религиозная философия воспитания XIX-XX вв. -М.: МП "Кодекс", Объединенная редакция МВД РФ, 1994.-80 с.

56. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе.- М.: Педагогика, 1991. 15 с.

57. Корзинкин A.A. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование. Дис. . канд. пед. наук. — Курск, 1999.- 190 с.

58. Крикунов А.Е. Образовательная концепция В.В. Розанова (историко-педагогический анализ): Дис. . канд. пед. наук. Елец, 1999. - 142 с.

59. Крупин В. Как русскую школу отлучили от Церкви // Воскресная школа. 1997. - № 8. - С. 11.

60. Кураев А. Традиция. Церковь. Человек // Путь. Междунар. филос. журн. -М. 1992. - № 2. - С. 183-201.

61. Леонова Е. О религиозно-нравственном воспитании детей. СПб., 1884.-С. 62.

62. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность: Избранные статьи. — М.: Молодая гвардия, 1992. С. 127-133, 151-152, 156.

63. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990.-№ 4. - С. 17-19.

64. Логунова Е.П. Монастырь в русской культуре: (опыт духовного воспитания): Дис. . канд. пед. наук. СПб., 1994. - 192 с.

65. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания. Доклад в Педагогическом Кружке Н.Г.У. 29 марта 1921 г. (Публикация и комментарии A.A. Тахо-Годи) // Вестник РХД, 1993. № 1 (167). - С. 63-87.

66. Лосский В.Н. Догматическое богословие. В кн.: Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М., 1991. - С. 240-249.

67. Магдалина, сестра. Мысли о детях в Православной Церкви сегодня: Пер. с англ. / Отв. ред. Н.В. Сахарова. М., 1993. - 49 с.

68. Маккавейский Н. Педагогика древних отцов и учителей Церкви. Киев: Типография Петра Барского, Крещатик, д. № 40, 1897. - 81 с.

69. Минюкова С.А. Проблема принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX вв. Автореф. . канд. пед. наук. -М., 1999. - 18 с.

70. Митрополит Кирилл. Норма Веры как норма жизни // Aima mater. -№ 8.-2000.-С. 11-17.

71. Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть. (Учение о человеке в христианской традиции и современное общество) // В кн.: Малая Церковь. -М., 1992.-С. 208.

72. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

73. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. - № 2. - С. 14-18.

74. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.

75. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994. - 192 с.

76. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. -М.: Педагогика, 1996. 84 с.

77. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических оборотов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

78. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижев, С. Фомин. М.: Литератур, учеба, 1993. - 238, 2. с.

79. Павленко А.И. Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В.В. Розанова. Дис. . канд. пед. наук. Елец, 2000. - 182 с.

80. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV первая половина XVI века. - М.: Художественная литература, 1984. - С. 436-441.

81. Педагогическое краеведение Липецкой области / Под ред. В.П. Кузов-лева и Е.П. Белозерцева. Елец: ЕГПИ, 1999. - 559 с.

82. Первый Всемирный Русский Собор. Первый этап: Российская Соборная Мысль (26-28 мая 1993). М.: Роман-газета, 1993. - 160 с.

83. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. М.: Даниловский Благовестник, 1994. - 203 с.

84. Петров В.М. H.A. Бердяев о воспитании и школе средневековой России в контексте западноевропейского развития // В Сб.: Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе. М., 1991. -С. 99-101.

85. Победоносцев К.П. Новая школа. М., 1898. - 120 с.

86. Победоносцев К.П. Ученые и учитель. Педагогические заметки. 3-е изд. испр. и доп. - М.: Победоносцев, 1901.-61 с.

87. Погорельцева A.B. Проблема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Советская педагогика. 1991. - № 12. - С. 111-115.

88. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2-х т. М.: Концерн "Возрождение", 1992. - 2. 464 с.

89. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М., 1997. - 296 с.

90. Попов И. Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского // Богословский Вестник. Т. 2. - 1904, май. - С. 102.

91. Преп. Антоний Великий. Творения: В 3-х т. Т. 3. Изд. 2. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. - С. 196.

92. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры / Пер. с греч., предисл. и прим. А. Бронзова. Ростов-на-Дону: Братство Св. Алексия: Приазовский край, 1992. - 464 1. с.

93. Преп. Иоанн Кассиан. Писания. -М., 1877. С. 16, 182, 237-259.

94. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица / В рус. переводе с алф. указателем. 7-е изд. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергие-вой Лавры, 1908. - XII.273.

95. Преп. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Слово 45. - С. 190.

96. Преп. Климент Александрийский. Педагог // Вестник духовного просвещения. М., 1994. - № 1. - С. 25-32.

97. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Изд. 4. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1904. М., 1852. - С. 20, 225, 498.

98. Преп. Нил Сорский. Нила Сорского Предание и Устав / Вступ. ст. М.С. Боровсковой-Майковой. СПб.: тип. М.А. Александрова, 1912.- 4.XL.92. XXXI с.

99. Прот. Иоанн (Базаров). Христианская нравственность. СПб.: Странник, 1878. - август. - С. 327.

100. Пряхин А.Д. Уникальность историко-культурной территории как фактор образовательного процесса в регионе (на примере Ельца и его исторической округи). Дис. канд. пед. наук. Елец, 2000. - 185 с.

101. Рачинский С.А. Церковная школа // Русское обозрение. 1896. - № 6-9.-С. 109-556.

102. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей // Сост. Л.Ю. Стрелкова.- М.: Педагогика, 1991. 176 с.

103. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. - 624 с.

104. Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия / Сост. и авт. вступ. статьи C.B. Перевезенцев. М.: Роман-газета, 1994. - 240 с.

105. Русское Православие: Справ, и библиогр. изд.: Аннот. указ. / Рос. гос. б-ка; Сост. Э.А. Восканян, И.В. Малахова. -М., 1993. 38, [4] с.

106. Сборник докладов и тезисов выступлений участников научно-практической конференции "Православие и образование: Влияние на духовное развитие личности". Новокузнецк, 1995. - 129 с.

107. Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. М., 1847. - С. 137, 397.

108. Свт. Василий Великий. Творения: В 7-ми т. 4-е изд. - Св.^-Тр. Сер-гиева Лавра: собств. тип., 1901.

109. Свт. Григорий Богослов. Творения: В 7-ми т. СПб.: Изд. П.П. Сой-кина, 1912.

110. Свт. Григорий Нисский. Что значит по образу и подобию? // В кн.: Арх. Киприана (Керн). Антропология Григория Паламы. М., 1996. -С. 155, 158.

111. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке // В сб.: Богословские труды. М.: Изд. Московской Патриархии, 1989. - № 29. - С. 298, 290, 300.

112. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения: В 7-ми т. М.: Правило веры: Дон. монастырь, 1993. -Т. 1-2: Аскетические опыты / Репринт, изд.

113. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. Кн. 1. - СПб., 1906. - С. 984.

114. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. - СПб., 1912. - С. 254256.

115. Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений: В 12 т. / Перевод. -М.: Правосл. книга, 1991.

116. Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению: Репринт, изд. М. - б/г.- 368 с.

117. Свт. Феофан Затворник. Толкование Пастырских посланий (Тимоф. 4, 7). —М., 1894.-С. 309.

118. Свящ. Анатолий Гармаев. Обрести себя: Христианский собеседник.- Волгоград: Изд. Макариев-Решемской обители, 2000. — 303 с.

119. Свящ. Евгений Шестун. Православная педагогика. Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 1998. - 576 с.

120. Свящ. Иоанн Береславский. О воспитании сердца // Общественные науки. 1990.-№ 5. - С. 235.

121. Семья православного христианина: Сб. проповедей, размышлений, рассказов и стихотворений / Сост. свящ. А. Рождественский. Репринт, изд. - СПб.: Междунар. изд. центр православ. лит., 1994. - 590, 3. с.

122. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Автореф. канд. пед. наук. М., 1995. - 17 с.

123. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

124. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // В кн.: Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. 2-е изд. Т. 1. -М., 1990. - С. 581-755.

125. Соловьев B.C. Оправдание добра: нравственная философия // В кн.: Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. 2-е изд. Т. 1. - М., 1990. - С. 47-548.

126. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // В кн.: Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. 2-е изд. Т. 2. - М., 1990. - С. 139-288.

127. Сурова JI.B. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996. - 496 с.

128. Сурова JI.B. Методика православной педагогики. Ч. 1: Педагогика. Школа. Человек. - Клин: Фонд "Христианская жизнь". - 2000. - 64 с.

129. Тарасар Констанция. Концепция христианского образования // В кн.: Рождественские чтения. М.: Просветитель, 1998. - С. 342.

130. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского: В 5-ти т.- Т. 4. Сокровище духовное. М., 1889. - С. 333-335, 338.

131. Творения свт. Григория Богослова. Ч. 1: Слово 7-е (о душе). - М., 1844.-С. 31.

132. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. изд-во иностран. и национ. словарей, 1935. - 144 с.

133. Толстой JI.H. Педагогические сочинения / Вступит, статья В.А. Вейк-шана. Изд. второе, доп. М.: Госуд. Уч.-пед. изд-во МП РСФСР, 1953.- 444 с.

134. Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. Круг чтения / Сост., предисловие А.Н. Николюкина. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998. 1040 с.

135. Третий Всемирный Русский Народный Собор. Третий этап: Россия и русские на пороге XXI века (4-6 декабря 1995). М.: Клуб "Реалисты", Роман-газета, 1996. - 256 с.

136. Три стороны жизни душевной (по учению святителя Феофана Затворника) // Психологический журнал. 1991. - Т. 12. - № 6. - С. 117.

137. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. - № 2. - С. 3-8.

138. Троицкий Е.С. О русской идее. Очерк теории возрождения нации. -М., 1994.

139. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании: Из Собрания педагогических сочинений. СПб., 1894. - 55 с.

140. НЗ.Ушинский К.Д. Собрание сочинений // Ред. кол.: A.M. Еголин гл. ред., Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский. -M.-JL, 1948-1952. (АПН РСФСР Ин-т теории и истории педагогики).

141. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1.- 1950.-776 с.

142. Т. 9. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. 1950. - 628 с.

143. Федотов Г.П. В защиту этики. В кн.: О судьбе русской интеллигенции: Из цикла "Страницы истории отечественной философской мысли". -М., 1991.-С. 46-53.

144. Федорова Л.М. Воспитание духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в современных условиях. Автореф. канд. пед. наук.-М., 1998.-25 с.

145. Философия, культура и образование: Материалы "Круглого стола" // Вопросы философии. 1999. - № 3. - С. 3-54.

146. Философия образования: "Круглый стол" журнала "Педагогика" // Педагогика. 1995. - № 4. - С.3-28.

147. Философия образования: Состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного "Круглого стола") // Вопросы философии. 1995. -№ 11.-С. 3-34.

148. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. - С. 17, 277.

149. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Мысль, 1992. - 166 с.

150. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии. 1994. - № 11. - С. 52-62.

151. Христианское воспитание детей. Репринт, изд. - М.: Моск. Свято-Данилов мужской монастырь, 1993. - 71 с.

152. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Даниловский благовестник, 2000. - 192 с.

153. Чаадаев П.Я. Цена веков. -М.: Молодая гвардия, 1991. С. 169-170.

154. Черных JT.A. Принцип народности как основа воспитания и обучения. Елец: ЕГПИ, 1997. - 62 с.

155. Шадриков В.Д. Нравственно-духовные качества русского народа. -М., 1997.-350 с.

156. Школа как воспитательная система: Научно-методические материалы в помощь руководителям школ / Под ред. A.B. Гаврилина. М., 1992. -62 с.

157. Школа православной России: Сборник / Сост. А.И. Шпеко. М.: Россия молодая, 1998. - 199 с.

158. Щуркова Н.Е. Философическое воспитание // Воспитание школьников. 1996. -№ 2. - С. 2-4.

159. Щуркова Н.Е. Диалогичность воспитания // Воспитание школьников. 1996. -№ 3. - С. 8-11.

160. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.-225 с.

161. Экономцев Иоанн. Православие. Византия. Россия: Сб. статей. М.: Изд-во Москов. патриархия, 1992. - 182 с.

162. Янышев И.А. Православно-христианское учение о нравственности. -М., 1887.-С. 144, 145, 167, 171.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.