Православное духовенство и прихожане мордовского края во второй половине XIX – начале XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Шитова Татьяна Васильевна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 226
Оглавление диссертации кандидат наук Шитова Татьяна Васильевна
ВВЕДЕНИЕ
Оглавление
3
1. ПРАВОСЛАВНОЕ ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
2. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОГО КРАЯ
2.1. Доходы причтов и содержание крестьянами духовенства
2.2. Строительство и ремонт храмов, домов причетников, церковно-попечительская деятельность
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДУХОВЕНСТВА И ПРИХОЖАН
3.1. Православные пастыри в населенных пунктах мордовского края в середине XIX - начале XX в
3.2. Взаимоотношения клириков и прихожан в 1905 - 1917 гг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Приходское духовенство Марийского края в XIX - XX вв.2003 год, кандидат исторических наук Васина, Светлана Михайловна
Приходское духовенство Донской епархии второй половины XIX - начала XX веков2013 год, кандидат исторических наук Шадрина, Алла Валерьевна
Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во второй половине XIX в. - 1917 г.: На материалах Вятской епархии2005 год, кандидат исторических наук Скутнев, Алексей Владимирович
Провинциальное духовенство в конце XVIII-начале XX вв.: быт и нравы сословия: на материалах Ярославской епархии2008 год, кандидат исторических наук Белова, Наталия Владимировна
Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир2006 год, кандидат исторических наук Белоногова, Юлия Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православное духовенство и прихожане мордовского края во второй половине XIX – начале XX века»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования жизнедеятельности православных приходов во второй половине XIX - начале XX в. обусловлена рядом положений.
Во-первых, на протяжении ряда столетий Русская православная церковь играла важную роль в социально-политических и этнокультурных процессах: священники и церковнослужители находились в постоянном непосредственном контакте с населением, являлись проводниками государственной идеологии; от характера деятельности православных пастырей во многом зависел морально-нравственный климат на местах и общественные настроения.
Во-вторых, историческая роль приходского духовенства в структуре имперского социума изучена явно недостаточно, в связи с чем сохраняются лакуны в региональной и российской истории, что определяет преобладание предвзятых оценок в современном социально-политическом дискурсе.
В-третьих, в условиях повышения роли конфессий в общественно-политической жизни страны возрастает необходимость анализа опыта сотрудничества духовенства и населения на разных этапах исторического развития и на его основе выработки практических рекомендаций для органов власти, религиозных объединений и общественных организаций.
Объектом исследования являются православные приходы, функционировавшие на территории мордовского края, предметом -положение приходского духовенства в региональном социуме, межличностные, хозяйственные, социокультурные и религиозные взаимосвязи причта и прихожан.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX - начало XX в. Выбор нижней временной границы обоснован приходской реформой 1864 г., призванной оживить религиозную жизнь, способствовать превращению приходского духовенства из сословия в профессию. Верхние временные рамки ограничены 1917 г., когда в результате революционных
событий начала резко меняться жизнь всех слоев общества, включая духовенство и крестьянство.
Территориальные рамки диссертации. Исследование проведено по материалам мордовского края, под которым понимаются районы массового проживания мордвы-эрзи и мордвы-мокши. Во второй половине XIX - начале XX в. представители мордовского этноса наиболее компактно были расселены в пределах Пензенской, Симбирской, Тамбовской и Нижегородской губерний. В связи с необходимостью сравнительного анализа этноконфессиональных и общественно-политических процессов при написании диссертации использовались материалы, во-первых, по смешанным русско-мордовским приходам, во-вторых, по расположенным по соседству с мордовскими селениями русским населенным пунктам, в которых в разное время служили одни и те же пастыри, в-третьих, данные по мордовским селениям, расположенным за пределами означенного ареала.
Выводы ряда разделов, посвященных социально-экономическому развитию духовенства, основаны на массовых источниках, значительном по объему количественном материале. В этом случае территориальные рамки исследования намеренно ограничены «типичными» эрзянским и мокшанским ареалами - Ардатовским уездом Симбирской губернии и Краснослободским уездом Пензенской губернии. Экстраполяция выводов и умозаключений, сделанных в результате обработки баз данных по двум обозначенным районам, на всю территорию Мордовии была апробирована еще в начале 2000-х гг.1
Степень изученности темы. Историографию заявленной проблемы можно разделить на три периода: дореволюционный и современный.
На протяжении дореволюционного периода (вторая половина XIX в. -1917 г.) определялись актуальные направления исследования духовенства и происходило накопление фактического материала. Значительная часть работ,
1 Першин С. В. Социально-демографическое развитие мордовского края в первой половине XIX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 2000. С. 4 - 5.
написанных о белом духовенстве современниками (зачастую авторами являлись сами священники и церковнослужители), имеет публицистический характер и не всегда в полной мере может быть отнесена к научным изысканиям. Вместе с тем уникальность приводимых в них данных и новизна (свежесть) высказываемых в них идей обосновывают их широкое использование при подготовке диссертации.
Работы по истории церкви, написанные в советский период (1917 -1991 гг.), носили ярко выраженный антиклерикальный характер. Основные направления исследований, заложенные в трудах отечественных авторов в дореволюционное время, были свернуты; приоритетным стало изучение взаимоотношений царского правительства и «обслуживающей» правящий режим Русской православной церкви. В немногочисленных статьях и книгах, опубликованных в СССР в 1960 - 1980-е гг., роль духовенства в общественной жизни, вследствие оказываемого на ученых идеологического давления, явно вульгаризировалась.
Начавшийся после краха советской системы современный историографический период (конец XX - начало XXI в.) характеризуется не только возрождением историко-церковных исследований, но и их существенной активизацией. Благодаря усилиям исследователей в кратчайшие сроки были разработаны многие аспекты социально-экономического положения и профессиональной деятельности группы духовенства, наиболее близкой населению - приходских клириков. В то же время взаимоотношения белого духовенства и прихожан-«инородцев» (в том числе мордовской национальности) в период социальной трансформации второй половины XIX - начала XX в. изучены недостаточно.
Проведенный нами подробный анализ историографии, имеющий важное теоретико-методологическое значение, позволивший оптимально определить перспективы исследования церковных причтов на территории мордовского края, ввиду его объемности представлен в особом разделе диссертации.
Целью диссертации является комплексное исследование взаимоотношений в православных приходах, функционировавших на территории мордовского края во второй половине XIX - начале XX в.
Реализация намеченной цели возможна посредством решения следующих задач:
- определить статус приходского духовенства в региональном социуме, характер взаимоотношений православных пастырей и прихожан;
- изучить особенности имущественного положения и социально-бытовых условий, создаваемых в приходах для священно- и церковнослужителей;
- проанализировать крестьянскую благотворительность, проявлявшуюся в первую очередь в выделении средств на ремонт и строительство храмов, как показатель духовно-нравственного состояния населения, а также его отношения к представителям духовного сословия;
- выявить специфику реализации профессиональных функций приходского духовенства в основных районах компактного проживания мордвы.
Источниковая база. Для достижения поставленной цели был произведен комплексный анализ неопубликованных и опубликованных источников, которые можно разделить на пять основных групп: 1) нормативно-правовая база; 2) церковное делопроизводство; 3) справочно-статистические издания; 4) периодическая печать; 5) анкетирование и опрос.
1) Нормативно-правовая база. Принятое в рассматриваемый период законодательство, содержащее акты, регламентирующие порядок контактов православных клириков с подконтрольным населением, в обобщенном виде представлено в «Своде законов Российской империи». При подготовке диссертации использовалось издание середины 1850-х гг., отразившее состояние законодательства на начало исследуемого периода. В собрании, систематизировавшем значительный массив правовых актов, в первую
очередь нас интересовал IX том, в котором были опубликованы «Законы о состояниях»2.
Важное значение в процессе анализа деятельности белого духовенства также имело церковное законодательство, представленное «Уставом духовной консистории», «Духовным регламентом», высочайше утвержденными указами Синода, распоряжениями и циркулярными письмами.
Изменение правового статуса духовенства в исторической ретроспективе позволяет исследовать «Полное собрание законов Российской империи»3. По вышеупомянутой причине нами было использовано последнее предреволюционное, т. е. третье издание сборника, выпускавшееся в 1885 -1916 гг.
Так как церковное законодательство не было в полной мере кодифицировано, то в ходе исследования использовались публикации указов и определений Синода в церковной периодике.
Существенно дополнить законодательную базу исследования позволили сборники нормативно-правовых актов4.
2) Материалы церковного делопроизводства. В группу входят документы духовных консисторий и подразделений Святейшего Синода, в том числе рапорты благочинных по вопросам материального обеспечения приходов, назначения на штатные должности и увольнения с них, отчеты благочинных, прошения духовенства; дела о строительстве храмов, разделе приходов и земельных спорах и проч.; документы учета доходов духовенства; дела консисторий по частным жалобам.
2 Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. 9.
3 Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье: в 33 т. СПб. - Пг., 1885 -1916.
4 Российское законодательство X - XX веков: в 9 т. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994.
В этой группе источников особое место занимают клировые ведомости, так как они позволяют оценить состояние и динамику социально-экономического развития православных причтов в исследуемый период.
Данный комплексный источник содержит сведения о количестве штатных единиц в приходе, состоянии храмов, об обеспеченности их утварью, площади земельных угодий, об основных статьях доходов клириков, жилищных условиях, семейном положении членов причта, полученном образовании и морально-нравственном состоянии пастырей, приходских школах, попечительствах и проч. Особые части клировых книг содержали послужные списки причетников, а также сведения о составе прихожан. С целью обработки информационного массива при помощи программы Microsoft Excel была подготовлена база данных по причтам мордовского края.
Достаточный объем делопроизводственных материалов отложился в региональных архивах. При написании диссертации использовалась документация консисторий и органов губернского управления, находящаяся на хранении в Государственном архиве Пензенской области (далее - ГАПО), Государственном архиве Ульяновской области (ГАУО), Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ), Государственном архиве Тамбовской области (ГАТО).
3) Справочно-статистические издания. Данная группа источников, представленная в основном справочниками и энциклопедиями, позволяет, во-первых, конкретизировать термины, использующиеся при описании исторических процессов и явлений, во-вторых, разобраться в разнообразном фактическом материале, содержащемся в первичной документации Русской православной церкви и государственных структур. В процессе воссоздания истории отдельных приходов нами использовались справочники, подготовленные военными и гражданскими чиновниками5.
5 Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. СПб., 1859. Т. 20, ч. 2; Памятная книжка Пензенской губернии на 1889 год. Пенза, 1888 и др.
4) Периодическая печать. Периодические издания представлены в первую очередь епархиальными ведомостями, а также газетой «Симбирские вести».
Церковные газеты «Пензенские епархиальные ведомости» (1866 -1917 гг.) и «Симбирские епархиальные ведомости» (1876 - 1918 гг.) содержали официальный и неофициальный разделы.
В официальной части обнародовались: высочайшие манифесты и повеления, касающиеся духовного ведомства, указы и распоряжения Синода, распоряжения консистории, сведения о назначениях и увольнениях, объявления о вакантных местах в приходах, сообщения о наградах и поощрениях.
В неофициальной части публиковались епархиальные новости, тексты проповедей, отчеты училищных советов и миссионерских обществ, историко-статистические описания приходов, биографии и некрологи, сведения о поступлениях в кассу взаимопомощи, благотворительной деятельности прихожан и состоянии народного просвещения.
Определенные ограничения использования данного источника, страдающего, как любое другое официальное издание определенными недостатками (в первую очередь следует вспомнить о цензуре), тем не менее не снижают их ценности. Широкое применение церковных газет при написании диссертации связано с успешным опытом применения ресурса в ходе анализа различных аспектов социокультурного и этноконфессионального развития российских регионов6.
Формализация содержащейся в прессе информации, статистическая обработка и контент-анализ позволяют сделать независимые от политической
6 Иеромонах Рафаил (Ивочкин Д. А.). «Смоленские епархиальные ведомости» как источник
по истории Смоленской епархии (1865 - 1918). Смоленск, 2016; Сушкова Ю. Н. Обычное
право мордвы (по материалам епархиальных ведомостей второй половины XIX в.) // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 98 - 99; Гусева Т. М. «Сельские историки поневоле...» // Пастыри о пастве: историко-статистическое описание русских сел Пензенской губернии приходскими священниками / сост., вступ. ст., археогр. предисл., коммент., именной и геогр. указ. Т. М. Гусевой. Саранск, 2018. С. 7 - 13.
9
конъюнктуры выводы. Так, по материалам газет нами восстановлена хроника правонарушений, совершенных в храмах в начале 1900-х гг., которая позволяет судить об отношении сельчан к Церкви и к духовенству в годы войн и революций.
Помимо вышеупомянутого, ценность данного источника заключается в том, что на страницах ведомственной прессы священнослужители имели возможность высказать собственное мнение об общественно-политических процессах, происходивших в российской провинции.
5) Анкетирование и опрос. Немаловажный источник, позволяющий охарактеризовать отношение крестьян как к главенствующей Церкви, так и к ее отдельным адептам, представляют собой материалы Этнографического бюро В. Н. Тенишева. Созданному в 1897 г. с целью сбора сведений о настроениях русского крестьянства, все чаще проявлявшего недовольство результатами Великих реформ и современным общественно-политическим устройством, Этнографическому бюро удалось всего за несколько лет организовать и провести опросы во многих внутренних губерниях, в том числе и в районах компактного расселения мордвы. Принятая на вооружение программа состояла из 10 разделов, наибольший интерес среди которых для нас представляют: «Д) Общественные установления, обычаи или законы, регулирующие отношение крестьян к обществу и к государственному строю; Е) Отношение крестьян между собой и к посторонним лицам; Ж) Верования. Знания. Язык. Письмо. Искусства»7.
Проведший в 1898 г. в Лукояновском уезде Нижегородской губернии опрос местный житель А. В. Балов собрал уникальные сведения об отношении «попов» к суевериям крестьян, остатках языческих традиций в зоне русско-мордовских контактов8.
7 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 4: Нижегородская губерния. СПб., 2006. С. 6.
8 Там же. С. 247.
Таким образом, при проведении исследования использовались различные виды источников, позволяющих всесторонне и объективно рассмотреть заявленную проблему.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования использовались общенаучные и специальные исторические методы. Принцип историзма требует изучения любого явления в его развитии, конкретно-исторической обусловленности. Принцип объективности предполагает сопоставление различных источников, их сравнительный анализ, всесторонний охват изучаемого явления с целью определения его сущности. С помощью сравнительно-исторического и проблемно-хронологического методов прослеживается изменение социального статуса, условий жизни и взаимоотношений в приходах. Выявление общего и особенного в финансировании сельского духовенства стало возможно лишь при условии применения метода системного анализа и структурного метода. Анализ количественных показателей развития приходов осуществлялся с использованием статистического метода.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социально-политическое и этноконфессиональное развитие мордовского края в пореформенный период, происходившее в условиях роста образовательного уровня иереев и строительства новых храмов, открытия церковно-приходских школ и церковно-приходских попечительств, поставило на повестку дня ликвидацию остатков язычества и приобщение «инородцев» к христианской православной вере. В связи с этим роль приходского духовенства в региональном социуме во второй половине XIX -начале XX в. постепенно повышалась.
2. Во многих мордовских селах налаживанию взаимоотношений между
служителями культа и прихожанами мешал языковой барьер. Владевшие
родным языком прихожан иереи оставались на территории мордовского края
большой редкостью. Происходившее во второй половине XIX столетия
утверждение мордвы в христианстве, осмысление догматов Церкви
11
затруднялось безграмотностью основной массы «инородческого» населения российской глубинки. Процесс воцерковления часто шел параллельно с распространением азов грамотности.
3. Социальный статус духовенства в мордовской глубинке определялся множеством факторов, среди которых первоочередное значение имело не только добросовестное исполнение пастырских обязанностей, но и способность устроить собственный быт, не злоупотребляя при этом денежными сборами, морально и материально поддерживать односельчан, попавших в сложную жизненную ситуацию.
4. Модернизационные процессы второй половины XIX - начала XX в. изменили повседневный быт духовенства, что не преминуло сказаться на характере взаимоотношений в приходах. В середине XIX столетия священники еще практиковали земледелие и скотоводство, в связи с чем по образу жизни были близки крестьянам. К началу XX в. основная масса клириков оставила сельскохозяйственные занятия, поэтому социальная дистанция между священниками и рядовыми прихожанами достигла максимальных значений.
5. В пореформенную эпоху морально-нравственное состояние населения и его отношение к духовенству могут оцениваться по степени участия православного крестьянства в делах прихода: финансировании клира, строительных и ремонтных работах, благотворительных акциях и т. д.
6. Во второй половине XIX столетия важной формой участия мирян в делах прихода становится ремонт церквей и обновление внутреннего убранства; широкое распространение получили каменные фундаменты, железные кровли, отопление церквей. К достижениям православных приходов мордовского края второй половины XIX столетия следует отнести активное строительство храмов, в результате чего их обновление произошло на значительной части исследуемой территории.
7. В 1905 - 1917 гг. развитие церковной инфраструктуры,
совершенствование бытовых условий причетников сдерживались
12
недофинансированием. Прихожане начали отказываться от такой традиционной формы материальной поддержки причтов, как благотворительность, что значительно затрудняло строительные и ремонтные работы.
8. В рассматриваемый период приходское духовенство содержалось в основном за счет мирян. В мордовских селах немного лучше, чем в русских, сохранилась традиционная форма поддержки прихожанами клира, именовавшаяся «ругой». Другая статья доходов приходского духовенства, непосредственно связанная с волеизъявлением крестьян - кружечный сбор.
9. События первой русской революции, аграрная перенаселенность и кризисные явления в экономике в годы Первой мировой войны негативно сказались на крестьянских хозяйствах, повлияли на уровень доходов и условия жизни причетников. В отдельных местностях ухудшение отношения прихожан к храму и к пастырям являлось следствием распространения отходничества среди крестьянства и проникновения в крестьянскую среду радикальных «богоборческих» идей. В то же время обнищание части причетников сближало их с сельскими низами.
Научная новизна диссертации. Представленная работа - первое всестороннее исследование взаимоотношений приходского духовенства и жителей мордовского края во второй половине XIX - начале XX в. С использованием современных теоретико-методологических подходов и широкой источниковой базы, значительную часть которой составляют впервые вводимые в научный оборот материалы, специфика контактов православных клириков и паствы рассматривается сквозь призму имущественного положения и социально-бытовых условий духовенства, строительства храмов, ремонтных работ и благотворительности. Несомненно, инновационным аспектом работы является то, что эффективность пастырского служения оценивается посредством анализа восприятия прихожанами мордовского края христианского вероучения и обрядности.
Теоретическая и практическая значимость работы. В работе содержатся теоретические положения, выводы и материалы, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении истории Русской православной церкви, а также при выработке практических рекомендаций общественным организациям и религиозным объединениям.
Апробация результатов. Основные положения и результаты исследования изложены на 4 Всероссийских и региональных научно-практических конференциях. Материалы исследования отражены в 9 публикациях, из которых 4 вышли в рецензируемых научных журналах из списка ВАК РФ, а также в 2 монографиях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Церковь и крестьянское сообщество в Карелии в конце XV - начале XVIII в.2012 год, кандидат исторических наук Суслова, Евгения Дмитриевна
Повседневная жизнь приходских священнослужителей в провинциальной России второй половины XIX - начала XX в.: на материалах Курской епархии2011 год, кандидат исторических наук Калашников, Дмитрий Николаевич
Русская Православная Церковь и ее деятельность в Енисейской губернии: 1861 г. - февраль 1917 г.2012 год, кандидат исторических наук Терскова, Аида Александровна
Организация и деятельность православной церкви на территории Прибайкалья во второй половине XVII-XVIII вв.2004 год, кандидат исторических наук Санников, Александр Павлович
Приходское духовенство в конце XVIII - начале XX вв.: По материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии2006 год, кандидат исторических наук Мухин, Илья Николаевич
Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Шитова Татьяна Васильевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Современный этап развития российской науки характеризуется возрождением историко-церковных исследований. Одним из направлений, актуализированных в начале 2000-х гг., является определение региональных особенностей истории духовенства. Накопленный учеными за последние десятилетия опыт изучения белого духовенства, проявившийся в расширении круга используемых источников, совершенствовании теоретико-методологической базы, сделал возможным выход исследований на качественно новый уровень. Статьи, монографии и диссертации, посвященные изучению таких важных сфер жизнедеятельности священно-церковнослужителей, как финансирование церковного прихода, просветительская деятельность и благотворительность духовенства, специфика взаимоотношений клира с различными категориями населения существенно обогащают историческую науку и служат значимым практическим целям.
В результате анализа историографии установлено, что среди приоритетных научных направлений по своей значимости выделяется проблема взаимодействия в условиях социальной трансформации второй половины XIX - начала XX в. приходских священно- и церковнослужителей, представляющих собой наиболее значительную по численности группу православного духовенства, оказывающую непосредственное воздействие (просветительское, идеологическое и проч.) на население.
2. В основу данного исследования положена гипотеза об установлении в позднеимперский период зависимости, во-первых, между религиозно-нравственным состоянием населенного пункта и благоустройством местного храма, во-вторых, между отношением к духовенству членов крестьянской общины и уровнем доходов клира, а также материальными условиями функционирования причтов.
Значимость анализа материального обеспечения и бытовых условий функционирования православных причтов в первую очередь связана с возможностью определения в результате реализации данного направления региональных аспектов адаптации духовенства к социально-экономическим реалиям, непосредственно связанным с модернизационными процессами второй половины XIX - начала XX в.
3. По сложившейся традиции источниками средств существования штатного приходского духовенства во второй половине XIX в. являлись: 1) казенное жалованье; 2) арендная плата за церковную землю, либо земледельческие занятия; 3) добровольные пожертвования паствы (сельскохозяйственной продукцией, деньгами и проч.); 4) плата за требы. Размер и периодичность выплат по трем последним статьям доходов самым непосредственным образом зависели от финансовых возможностей и волеизъявления прихожан, поэтому специфика их реализации на территории мордовского края рассмотрена наиболее подробно.
В середине 1800-х гг. большинство причтов в мордовских и русских селах были обеспечены пахотной землей и сенокосами, исходя из минимальной, 33-десятинной пропорции; причтов, за которыми общины закрепили участки большей площади, насчитывались единицы. В процессе наделения угодьями церковники не подвергались дискриминации со стороны сельчан - земля им обычно выделялась на общих основаниях, т. е. среднего качества, в нескольких полях. В отличие от земель общинников, выделенные еще при открытии приходов (часто в середине XVIII - первой половине XIX в.) участки периодически не перераспределялись. Документы, подтверждающие право собственности причта на землю, были оформлены лишь в некоторых селах.
Вследствие аграрной перенаселенности на территории мордовского края
не получили распространения дарственные на землю церквям. Забегая вперед,
отметим, что данная особенность, значительно ограничивавшая доходы
причтов, в период аграрных беспорядков позитивно сказалась на отношении
188
крестьян к священно- и церковнослужителям: по мнению жителей края, у них не было излишков, подлежащих изъятию.
В результате проведенного исследования установлено, что в мордовских и русских селах во второй половине XIX столетия многие священники собственноручно обрабатывали землю, в связи с чем по своему образу жизни и социокультурному облику были близки пастве. К концу исследуемого периода основными формами церковного землепользования становятся: 1) найм крестьян для обработки земли; 2) сдача пашенных угодий в аренду; 3) самостоятельная обработка земли; 4) комбинирование, то есть сочетание перечисленных способов ведения хозяйства.
С развитием товарно-денежных отношений в мордовской деревне священнослужители начали активней привлекать к обработке земли односельчан, что не могло не сказаться на характере отношений в причтах. Передавая участки церковной земли в пользование крестьянам, большинство приходов получало пусть небольшой, но стабильный доход. Сами священнослужители, вступавшие в договорные отношения с крестьянами, обретали возможность сосредоточиться на профессиональной деятельности.
Чаще всего накануне 1917 г. священники сдавали свои участки «исполу», то есть за половину выращенного урожая. К данной форме аренды обычно прибегали более авторитетные представители духовенства, у которых не возникало сложностей со своевременностью взимания платы.
Причты, за которыми в силу определенных обстоятельств не были закреплены пахотные и сенокосные угодья, в сложных общественно-политических и социально-экономических условиях начала XX в. оказались в непростой ситуации. У многих священников и церковнослужителей, которым по установленной издавна традиции вместо выделения участков земли прихожане обещали выплачивать пособие зерном, после Первой русской революции начали возникать проблемы с обеспечением продовольствием.
В начале исследуемого периода в большинстве приходов мордовского края сохранялась еще одна форма материальной поддержки клира,
189
называвшаяся «ругой». Представлявшая собой изначально добровольный сбор продуктами питания руга во второй половине XIX - начале XX в. существенным образом трансформировалась (произошла замена натуральных форм поддержки причетников денежными сборами), а также заметно сократилась в своих объемах. Накануне падения царизма во многих русских и мордовских селах руга ассоциировалась с поборами церковников, в связи с чем можно говорить об определенной деградации взаимоотношений в приходах.
К числу добровольных пожертвований паствы также относились кружечные сборы - средства, которые посетители церквей опускали в специально для этого установленные емкости. Как и предыдущая статья церковного дохода, размер кружечных денег зависел не только от численности прихожан и уровня их благосостояния, но и от характера взаимоотношений между духовенством и мирянами.
Денежные средства, получаемые причетниками за исполнение треб (крещения, венчания, погребения, обедни и проч.) - еще один непосредственно зависевший от волеизъявления прихожан источник доходов духовенства. Как показало проведенное исследование, данный вид сборов сложнее всего поддается анализу, так как фиксированный размер оплаты и порядок регистрации такого рода платежей отсутствовали.
Вне зависимости от преобладания той или иной статьи в структуре доходов причта после 1905 г. клирики переживали не самые лучшие времена. События Первой русской революции, аграрная перенаселенность и кризисные явления в экономике в годы Первой мировой войны негативно сказались на прибыльности крестьянских хозяйств, что, в свою очередь, повлияло на уровень доходов духовенства.
4. В рассматриваемый период епископами, благочинными и иереями в сознание верующих внедрялась мысль о взаимосвязи благоустройства церкви и духовно-нравственного состояния местных жителей.
Некоторые церкви, действовавшие в 1860-е гг., были построены еще за столетие до этого времени. Эти храмы в основном не имели фундаментов, крылись тесом, не отапливались. Использование при строительстве самых доступных материалов стало причиной того, что накануне Великих реформ значительная часть церквей требовала срочного ремонта или даже должна была демонтироваться.
Общественный подъем 1860 - 1870-х гг. нашел выражение в активном участии прихожан в ремонтно-строительных работах, попечительстве о внутреннем убранстве храмов, приобретении церковной утвари и т. д. При устройстве кровель начал повсеместно использоваться металл, широкое распространение получили каменные фундаменты. В качестве достижения мордовских крестьян в плане улучшения условий жизни следует выделить устройство отопления. Несмотря на то что жители мордовского края нередко инициировали возведение более долговечных кирпичных храмов, но все же такие здания ввиду их дороговизны широкого распространения не получили. Бедность местного крестьянства была основной причиной того, что в церковных оградах в дополнение к церквям редко когда строились сопутствующие заведения - часовни, богадельни, иконные лавки, усыпальницы и проч. В связи с ухудшением криминогенной обстановки в 1900-е гг. более чем в половине приходов рядом с храмами устраивались сторожки.
В целом благодаря усилиям пастырей и прихожан в исследуемый период количество храмов существенно увеличилось. В условиях высоких темпов прироста населения открытие новых приходов позволило сохранить на прежнем уровне среднюю численность приходов. Последнее в условиях повышения материальных потребностей духовенства негативно сказалось на уровне доходов и материальном благополучии представителей молитвенного сословия.
5. Немаловажным фактором привлечения в населенные пункты
священно- и церковнослужителей и качественного исполнения клириками
191
возложенных на них обязанностей являлось предоставление духовенству жилья (церковного, общественного), а также приобретение священниками и церковниками сельских домов в частную собственность.
В середине XIX в. церковные дома имелись лишь в некоторых приходах, поэтому «жилищный вопрос» при определении на открывшуюся при храме вакансию священно- и церковнослужителям приходилось решать самостоятельно. На желании изыскать средства для улучшения своих жилищных условий сказывалась нехватка денег, а также ротация духовенства, то есть переводы с одного места службы на другое.
Деревянные здания систематически требовали ремонта, который не владевшие плотницким ремеслом духовные лица сами произвести не могли. В результате без должного ухода церковные квартиры быстро приходили в негодность.
В рассматриваемый период мизерность доходов низших членов причта затрудняла создание приемлемых бытовых условий, причем общинники в силу определенных причин не спешили помогать церковнослужителям. Во-первых, это было связано с бедностью населения региона, определявшей соответствующие «жизненные стандарты» - представления крестьян о приемлемых бытовых условиях, во-вторых, с изменением массового сознания сельчан, среди которых со времен «революционного лихолетья» распространялось мнение о том, что приходское духовенство получает достаточно доходов, потому способно о себе позаботиться.
Исследование социально-экономического развития мордовского края в конце XIX - начале XX в. позволило выявить следующие тенденции: 1) рост доли причтов с церковными квартирами; 2) освобождение клириками сельских усадебных мест и сосредоточение построек духовенства на церковных участках, что было связано с ростом численности крестьянства и нехваткой земельных угодий; 3) вложение личных средств в улучшение жилищных условий по-прежнему могли себе позволить только пастыри
многочисленных и прибыльных приходов (обычно насчитывавших не менее 400 дворов).
6. В мордовской глубинке, где в середине XIX столетия числившиеся христианами крестьяне все еще по своей сути оставались язычниками, типичным было настороженное отношение к духовенству. Обнаруженные в архивных материалах и опубликованных источниках упоминания о контактах православных иереев с мордвой демонстрируют широту спектра взаимоотношений - от терпимого и благожелательного до открытой агрессии, которые в основном зависели от настойчивости представителей Церкви в просветительско-миссионерской деятельности.
Другая модель взаимоотношений зафиксирована в местностях, в которых мордва жила чересполосно с русскими, в основном поблизости от больших дорог, торгово-промышленных центров и монастырей. Контакты клириков и прихожан здесь были более интенсивными, а влияние православия на мировоззрение и повседневную жизнь - более существенным. Надо сказать, в этих районах представители Русской Православной Церкви, чувствуя себя в безопасности, применяли радикальные методы миссионерской деятельности: изъятие и уничтожение языческих ритуальных предметов, разгон молянов с применением полицейских и чиновников, насильственный привод на церковную службу и проч.
Вторая половина XIX в. для основной массы мордвы - период активного воцерковления. Общественное и социокультурное развитие края, характеризуемое повышением доступности храмов и качества пастырского служения, непосредственно связанного с ростом образовательного уровня иереев, распространением основ грамотности в крестьянской среде, поставило на повестку дня ликвидацию остатков язычества в мордовских селах. Основными методами религиозно-просветительской деятельности приходского духовенства являлись: проповеди, поучения и беседы, разъяснение и заучивание молитв, проведение выездных служб в приходских деревнях, открытие в селах церковно-приходских школ.
В это время эрзя и мокша начали чаще посещать храмы, знакомились с сутью христианства, исповедовались и причащались. На качестве пастырского служения негативно сказывались как языковой барьер (абсолютное большинство иереев оставались русскими), так и отсутствие у молодых священников, поступающих в мордовские приходы, четких представлений о традициях и быте «инородцев». Налаживание в приходах доверительных отношений представляется как движущая сила и результат процесса воцерковления.
7. К началу 1900-х гг. ликвидировать остатки традиционных верований у мордвы, несмотря на все предпринимаемые духовными и светскими властями усилия, так и не удалось. Жители многих отдаленных селений сохранили самобытную духовную культуру, при этом христианство понимали искаженно и поверхностно. Формальное принятие христианства проявлялось в соответствующем отношении мордвы к приходскому духовенству, которое в условиях рыночного уклада становилось еще и довольно прагматичным. На трансформацию общественного и религиозного сознания в провинции также повлияло падение авторитета Церкви, выполнявшей в Российской империи функции главного идеологического ведомства.
По нашим подсчетам, доля сельских жителей, открыто игнорировавших церковь, в конце XIX - начале XX в. у русских была немного больше, чем у мордвы. В отдельных местностях ухудшение отношения прихожан к храму и пастырям явилось следствием распространения среди крестьян отходничества и проникновения в сельскую местность радикальных «богоборческих» идей. В значительной степени антиклерикальные настроения были связаны с кризисом православного прихода, вызванного комплексом нерешенных проблем (недостаточное финансовое обеспечение духовенства, низкое качество богослужения, зависимость приходских иереев от консисторий и проч.).
Развернувшееся на территории мордовского края в 1905 - 1907 гг.
крестьянское движение носило буржуазно-демократический характер;
194
основные требования радикально настроенной части населения касались перераспределения земли, позже - скорейшего завершения Первой мировой войны. Так как в основной своей массе приходское духовенство по своему социально-экономическому положению было близко крестьянству, то оно не вызывало у него «классовой» ненависти.
Выявлено всего несколько случаев антирелигиозной пропаганды и открытого противостояния священников и радикально настроенных сельчан. В период ослабления вертикали власти конфликты с духовенством использовались сторонниками левых партий в качестве средства расшатывания общественных устоев и самоутверждения в крестьянской среде. Убийства священников в некоторых русских селах (Инсарский уезд Пензенской губернии и Алатырский уезд Симбирской губернии), несомненно, оказали влияние на массовое сознание.
Хищения из церквей, хотя и стали веяниями «нового времени», все же оставались единичными явлениями, так как предметы, хранящиеся в храмах, сельчане признавали сакральными, принадлежащими всем местным жителям. Динамика и характер краж из церквей являются важными маркерами изменения общественного сознания, потому что они свидетельствуют о выполнении прихожанами обязательств по охране церковной собственности.
Налаживание отношений мордовского крестьянства и приходского духовенства в военное время было связано с обострением религиозных чувств населения и активным пастырским служением иереев.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шитова Татьяна Васильевна, 2023 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники 1. Неопубликованные источники
1.1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО)
1. Ф. 182. Пензенская духовная консистория (1799 - 1918). - Оп. 1. -Д. 1849.
1.2. Государственный архив Тамбовской области (ГАТО)
2. Ф. 4. Правитель Тамбовского наместничества. Канцелярия Тамбовского губернатора (1784 - 1917). - Оп. 114. - Д. 94.
1.3. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО)
3. Ф. 134. Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания (1832 - 1918). - Оп. 2. - Д. 251, 601; - Оп. 3. - Д. 701, 996, 1127; 1178; - Оп. 8. - Д. 68, 683.
1.4. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ)
4. Ф. 14. Смоленская церковь г. Краснослободска Краснослободского уезда Пензенской губернии. - Оп. 2. - Д. 13.
5. Ф. 33. Богословская церковь города Саранска Пензенской губернии. -Оп. 1. - Д. 17.
6. Ф. 65. Покровская церковь с. Анаева Спасского уезда Тамбовской епархии. - Оп. 1. - Д. 17; - Оп. 1. - Д. 23.
7. Ф. 79. Благочиннический округ Ардатовского уезда. - Оп. 1. - Д. 37, 43, 45.
8. Ф. 86. Богоявленская церковь с. Лобаски Лукояновского уезда Нижегородской епархии. - Оп. 1. - Д. 8, 11.
9. Ф. 128. Краснослободское уездное духовное правление Пензенской губернии. - Оп. 1. - Д. 6.
2. Опубликованные источники
2.1. Сборники документов и материалов
10. Мордва Российской империи / сост. В. А. Юрчёнков. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2014. - 640 с.
11. Пастыри о пастве : Ист.-стат. описание рус. сел Пензенской губернии приходскими священниками / сост., вступ. ст., археогр. предисл., коммент., именной и геогр. указ. Т. М. Гусевой. - Саранск : НИИГН, 2018. - 504 с.
12. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы : Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 4 : Нижегородская губерния. - СПб. : ООО «Навигатор», 2006. - 412 с.
2.2. Нормативно-правовые акты
13. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е : в 33 т. - СПб : Гос. тип., 1885 - 1916.
14. Российское законодательство X - XX веков : в 9 т. / под общей редакцией д-ра юрид. наук, проф. О. И. Чистякова. Т. 9 : Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. - М. : Юрид. лит., 1994. -352 с.
15. Свод законов Российской империи. СПб. : II Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1857. - Т. 9. - 572 с.
2.3. Справочные и статистические материалы
16. Бахмустов, С. Б. Православные приходские храмы Мордовии: энциклопедический словарь-справочник / С. Б. Бахмустов. - Саранск : Респ. тип. Красный Октябрь, 2015. - 361.
17. Липинский, А. И. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба : Т. 20, ч. 2 : Симбирская губерния / А. И. Липинский. - СПб : Главное управление Генерального штаба, 1859. - 761 с.
18. Памятная книжка Пензенской губернии за 1865, 1866 и 1867 годы с прибавлением адрес-календаря лиц, состоящих на службе в Пензенской губернии к 1 января 1869 года. - Пенза : Тип. Пенз. губ. Правл., 1868. - 338 с.
19. Памятная книжка Пензенской губернии на 1889 год. - Пенза : Губ. тип., 1888. - 439 с.
20. Пензенская епархия: историко-статистическое описание. - Пенза : Тип. губ. правл., 1907. - 335 с.
21. Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. I : А - Алексий Студит. - М. : Церковно-науч. центр «Православная энцикл.», 2000. - 750 с.; Т. XIII: Григорий Палама - Даниэль-Ропс. - 2006. - 749 с.
22. Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. XIII : Григорий Палама - Даниэль-Ропс. - М. : Церковно-науч. центр «Православная энцикл.», - 2006. - 749 с.
23. Сталь, К. Ф. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Пензенская губерния. Ч. 2. / К. Ф. Сталь. - СПб. : Главное управление Генерального штаба, 1867. - 539 с.
24. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб. : Брокгауз-Ефрон. 1890 - 1907. URL: http:// dic.academic.ru (дата обращения: 12.04.22).
2.4. Материалы периодической печати
25. Благочиннические съезды духовенства Симбирской епархии по случаю войны на Дальнем Востоке постановили // Симбирские епархиальные ведомости. - 1904. - № 9. - Часть офиц. - С. 112 - 117.
26. Боголюбов, П. Село Синдорово, Краснослободского уезда (Историко-статистическое описание) / П. Боголюбов // Симбирские епархиальные ведомости. - 1908. - № 18. - Часть неофиц. - С. 737 - 749.
27. Доклад Ключаря Кафедральнаго собора, протоиерея К. Ручимскаго Его Преосвященству Преосвященнейшиму Митрофану, Епископу Пензенскому и Саранскому о результатах осмотра Его Преосвященством некоторых церквей, Красослободскаго уезда, во время поездки по епархии с 5 по 12 Сентября 1911 года // Пензенские епархиальные ведомости. - 1912. - № 4. Часть офиц. - С. 115 - 122.
28. Европейцев, А. Поучение к прихожанам из мордвов после уборки хлеба / А. Европейцев // Пензенские епархиальные ведомости. - 1881. -№ 24. - Часть неофиц. - С. 99 - 103.
29. Епархиальная летопись // Симбирские епархиальные ведомости. -1910. - № 7. - Часть неофиц. - С. 227 - 237.
30. Корольков, К. Священник Иоанн Андреевич Успенский (Некролог) / К. Корольков // Пензенские епархиальные ведомости. - 1899. -№ 10. - Часть неофиц. - С. 397 - 399.
31. К Русскому народу воззвание // Симбирские епархиальные ведомости. - 1906. - № 1. - Часть офиц. - С. 3-7.
32. Несмелов, Н. Памяти Николая Петровича Барсова / Н. Несмелов // Пензенские епархиальные ведомости. - 1905. - № 24. - Часть неофиц. -С. 1351 - 1353.
33. Николай Ксенофонтович Смирнов (некролог) // Пензенские епархиальные ведомости. - 1907. - № 5. - Часть неофиц. - С. 191 - 194.
34. О. о. Благочинным Симбирской епархии // Симбирские епархиальные ведомости. - 1906. - № 6. - Часть офиц. - С. 57 - 62.
35. Описание обозрения Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием, Епископом Симбирским и Сызранским, церквей Симбирской епархии // Симбирские епархиальные ведомости. - 1905. - №2 6. - С. 110 - 117; - № 17. - Часть офиц. - С. 373 - 382; - № 18. - Часть офиц. - С. 396 - 408; -№ 20. - Часть офиц. - С. 505 - 513.
36. О совершении православнаго богослужения на инородческих языках // Пензенские епархиальные ведомости. - 1883. - № 7. - Часть офиц. -С. 3 - 6.
37. По епархии // Пензенские епархиальные ведомости. - 1907. -№ 5. - Часть неофиц. - С. 199 - 205.
38. По епархии // Пензенские епархиальные ведомости. - 1908. -№ 24. - Часть неофиц. - С. 1054 - 1062.
39. По епархии // Пензенские епархиальные ведомости. - 1915. -№ 23. - Часть неофиц. - С. 1003 - 1007.
40. Положение и деятельность духовных пастырей в мордовских приходах Пензенской епархии // Пензенские епархиальные ведомости. -1881. - № 10. - Часть неофиц. - С. 1 - 8; - № 11. - Часть неофиц. С. 1 - 12.
41. Пензенские епархиальные ведомости. - 1908. - № 16. - Часть неофиц. - С. 632 - 633.
42. Протоиерей Василий Илларионович Масловский // Пензенские епархиальные ведомости. - 1900. - № 6. - Часть неофиц. - С. 293 - 297.
43. Религиозныя верования, быт, нравы и обычаи мордвы, населяющей Городищенский уезд, Пензенской губернии // Пензенские епархиальные ведомости. - 1916. - № 15. - Часть неофиц. - С. 542 - 553.
44. Смирнов, Н. Мордовское население Пензенской губернии / Н. Смирнов // Пензенские епархиальные ведомости. - 1875. - № 4. - Часть неофиц. - С. 1 - 8.
45. Смирнов, Н. Определения и перемещения священно-церковнослужителей за 1897-й год по Пензенской епархии / Н. Смирнов // Пензенские епархиальные ведомости. - 1898. - № 4. - Часть неофиц. - С. 138 -147.
46. Смирнов, Н. Памяти пастырей Пензенской епархии, скончавшихся в 1898 году / Н. Смирнов // Пензенские епархиальные ведомости. - 1900. -№ 1. - Часть неофиц. - С. 18 - 40.
47. Снежницкий. Праздник «Петрооскос» - Петров молян, в день св. апостолов Петра и Павла, в мордовском селе К-с / Снежницкий // Пензенские епархиальные ведомости. - 1870. - № 20. - Часть неофиц. - С. 647 - 655; -№ 23. - Часть неофиц. - С. 743 - 749.
48. Сурминский, И. Священник П. И. Ясенский (Некролог) / И. Сурминский // Симбирские епархиальные ведомости. - 1913. - № 1. - Часть неофиц. - С. 34 - 39.
49. Т-ский, А. Мое житье - бытье в селе К-с (из воспоминаний священника) / А. Т-ский // Пензенские епархиальные ведомости. - 1869. -№ 24. - Часть неофиц. - С. 769 - 780; - 1870. - № 2. - Часть неофиц. - С. 59 -60.
50. Торжество на ст. «Рузаевка» Московско-Казанской жел. дор. по случаю взятия крепости Перемышль // Пензенские епархиальные ведомости. -1915. - № 7-8. - Часть неофиц. - С. 282 - 285.
51. Транквиллицкий А. Новый храм в селе Вечкусах, Ардатовского уезда / А. Транквиллицкий // Симбирские епархиальные ведомости. - 1909. -№ 23. - Часть неофиц. - С. 727 - 729.
52. Троянов, Н. Неотложный вопрос / Н. Троянов // Симбирские епархиальные ведомости. - 1911. - № 22. - Часть неофиц. - С. 821- 823.
53. Чтение манифеста // Симбирские епархиальные ведомости. -1904. - № 13. - Часть неофиц. - С. 378 -380.
54. Яблонский, А. Об убиении свящ. П. И. Ясенского / А. Яблонский // Симбирские епархиальные ведомости. - 1913. - № 1. - Часть неофиц. - С. 32 -34.
55. Ягодинский, И. Краткий очерк современнаго религиозно-нравственнаго состояния прихожан сел IV благочинническаго округа, Инсарскаго уезда / И. Ягодинский // Пензенские епархиальные ведомости. -1894. - № 15. - Часть неофиц. - С. 682-695.
II. Литература 1. Монографии, статьи, сборники статей
56. Апанасенок, А. В. «Закон законом, а истинная вера одна»: из истории становления веротерпимости в провинциальной России начала XX в. / А. В. Апанасенок // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. : История России. - 2009. - № 1. - С. 61 - 67.
57. Апанасенок, А. В. К вопросу о причинах развития религиозного нонконформизма в россии во второй половине XIX - начале XX в. / А. В. Апанасенок, А. Ю. Бубнов // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 4-1 (43). - С. 169 - 171.
58. Айвазов, И. Г. Законодательство по церковным вопросам в царствование императора Александра III / И. Г. Айвазов. - М. : Печ. А. И. Снегиревой, 1913. - 222 с.
59. Андреев, Д. Сборник правил о средствах содержания духовенства и о разделе их между членами причта / Д. Андреев. - СПб. : И. Л. Тузов, 1906. -92 с.
60. Ардатовская епархия: от прошлого к настоящему / О. И. Марискин, С. В. Першин, В. Б. Махаев и др. - Саранск : Константин Шапкарин, 2021. - 408 с.
61. Артамонова, Л. М. Летопись Благовещенской церкви села Кашпирского монастыря (последняя четверть XIX - первая четверть XX века) как исторический источник / Л. М. Артамонова // Центр и периферия. [Саранск], 2018. - № 2. - С. 12 - 22.
62. Бахмустов, С. Б. Разорванное ожерелье / С. Б. Бахмустов, В. И. Лаптун. - Саранск : Тип. Красный Октябрь, 2017. - 436.
63. Баженов, Н. И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года / Н. И. Баженов. - Симбирск : Типо-литография А. Т. Токарева, 1903. - 327 с.
64. Беллюстин, И. С. Описание сельского священника / И. С. Беллюстин. - Berlin : A. Asher et C, 1858. - 166 с.
65. Белоногова, Ю. И. Приходское духовенство и крестьянский мир в начале XX века (по материалам Московской епархии) / Ю. И. Белоногова. -М. : Изд-во ПСТГУ, 2010. - 175 с.
66. Белявский, Ф. Об обеспечении духовенства / Ф. Белявский. - Пг : Изд. сов. при Святейш. синоде, 1917. - 20 с.
67. Беляева, Н. Ф. Место и роль православия и духовенства в культуре мордвы: традиции и современность / Н. Ф. Беляева, Н. Н. Яушкина. - Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2013. - 115 с.
68. Благовидов, Ф. В. К работам общественной мысли по вопросу о церковной реформе / Ф. Б. Благовидов. - Казань : Центр. тип., 1905. - 75 с.
69. Бонч-Бруевич, В. Д. Избранные атеистические произведения / В. Д. Бонч-Бруевич. - М. : Мысль, 1973. - С. 82 - 84.
70. Венедиктов, Д. Г. Палачи в рясах / Д. Г. Венедиктов. - Л. : Лоиз, 1933. - 175 с.
71. Верховский, П. В. Очерки по истории русской церкви в XVIII и XIX столетиях / П. В. Верховский. - Варшава : Тип. Варш. учеб. окр., 1912. -148 с.
72. Гагарин, Ю. В. История религии и атеизма народа коми / Ю. В. Гагарин. - М. : Наука, 1978. - 326 с.
203
73. Грекулов, Е. Ф. Нравы русского духовенства / Е. Ф. Грекулов. -М. : Атеист, 1928. - 40 с.
74. Грекулов, Е. Ф. Православная церковь - враг просвещения / Е. Ф. Грекулов. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 192 с.
75. Грекулов, Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина XIX - начало XX в.) / Е. Ф. Грекулов. - М. : Наука, 1969. - 184 с.
76. Григорович, Н. И. Обзор общих законоположений о содержании православного приходского духовенства в России со времени введения штатов по Духовному ведомству (1764 - 1863) / Н. И. Григорович. - СПб. : Синодальная типография, 1867. - 33 с.
77. Гусева, Т. М. «Сельские историки поневоле.» // Пастыри о пастве : Ист.-стат. описание рус. сел Пензенской губернии приходскими священниками / сост., вступ. ст., археогр. предисл., коммент., именной и геогр. указ. Т. М. Гусевой / Т. М. Гусева. - Саранск : НИИГН, 2018. - С. 7 - 13.
78. Гусева, Т. М. «Они будут обыкновенной крестьянской нравственности и религиозности» : Духовно-нравственное состояние прихожан саранского уезда по свидетельствам священнослужителей / Т. М. Гусева, А. С. Балясников // Центр и периферия. [Саранск], 2014. - №2 1. -С. 22 - 25.
79. Дворжанский, А. И. История Пензенской епархии / А. И. Дворжанский. Кн. 1 : Исторический очерк. - Пенза : [Б. и.], 1999. - 509 с.
80. Дубман, Э. Л. Местные епархии в промысловом освоении Юго-Востока Европейской России в конце XVI - начале XVIII вв. / Э. Л. Дубман // Сборник статей по русской истории в честь Александра Ивановича Гамаюнова к его 60-летию от друзей и коллег. - М. : Древлехранилище, 2019. - С. 72 - 84.
81. Дубман, Э. Л. Некоторые источниковедческие проблемы изучения монастырского освоения Южного Средневолжья во второй половине XVII века / Э. Л. Дубман // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: История. Международные отношения. - 2020. - Т. 20. №2 2. - С. 142 - 148
82. Елагин, Н. В. Белое духовенство и его интересы / Н. В. Елагин. -Берлин : Тип. Р. Голике, 1859. - 183 с.
83. Емелях, Л. И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции / Л. И. Емелях. - М. ; Л. : Наука, 1965. - 201 с.
84. Захаркина, А. Е. Мордовия в годы трех народных революций / А. Е. Захаркина, И. И. Фирсов. - Саранск : Морд. кн. изд-во, 1957. - 333 с.
85. Знаменский, П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра / П. В. Знаменский. - Казань : Университетская типография, 1873. - 851 с.
86. Зольникова, Н. Д. Сибирская приходская община в ХУШ веке / Н. Д. Зольникова. - Новосибирск : Наука: Сиб. отд-ние, 1990. - 288 с.
87. Зырянов, П. Н. Русская Православная Церковь в борьбе с революцией 1905 - 1907 гг. / П. Н. Зырянов. - М., 1984. - 224 с.
88. Ивочкин, Д. А. Социальная и просветительская деятельность Смоленской епархии во второй половине XIX - начале ХХ вв. / Д. А. Ивочкин. - Смоленск : «Свиток», 2012. - 264 с.
89. Ивочкин, Д. А. Социальное служение и просветительство Русской Православной Церкви в провинции во второй половине XIX - начале ХХ века (по материалам Смоленской губернии) / Д. А. Ивочкин, Н. Ю. Налетова. -Смоленск : «Свиток», 2010. - 131 с.
90. Иеромонах Рафаил (Ивочкин, Д. А.). «Смоленские епархиальные ведомости» как источник по истории Смоленской епархии (1865 - 1918) / Иеромонах Рафаил (Д. А. Ивочкин). - Смоленск : «Свиток», 2016. - 63 с.
91. Кабытов, П. С. О некоторых характерных чертах духовного облика русского крестьянства начала XX века / П. С. Кабытов // Социально-экономическое развитие Поволжья в XIX - начале XX века : межвузов. сб. ст. - Куйбышев : Куйбышевский гос. ун-т, 1986. - С. 60 - 70.
92. Кабытов, П. С. Церковь и государство: метафизика взаимоотношений и современное положение в России / П. С. Кабытов // Вторые Иоанновские чтения памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна
205
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского : сб. науч. тр. - Самара : [Б. и.], 1998. - С. 10 - 15.
93. Кабытов, П. С. Енганаевское дело: «Не трогайте землю, оставьте имамов, коммуна нам не нужна...» / П. С. Кабытов, А. В. Кобзев // Центр и периферия. [Саранск], 2020. - № 4. - С. 25 - 35.
94. Карнишина, Н. Г. Православная церковь и реформы / Н. Г. Карнишина // Провинциальное духовенство дореволюционной России. -Тверь : Тверской гос. ун-т, 2008. - Вып. 3. - С. 149 - 156.
95. Кедров, В. О способах материального обеспечения духовенства / В. О. Кедров // Богословский Вестник. - 1908. Январь. - Т. 1. - С. 191 - 11.
96. Кильчевский, В. А. Богатства и доходы духовенства / В. А. Кильчевский. - СПб. : Тип. Работник, 1908. - 46 с.
97. Корзун, М. С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов : X в. - 1917 г. / М. С. Корзун. - Минск : Беларусь, 1984. - 255 с.
98. Корнишина, Г. А. Старообрядчество в среде нерусского населения Среднего Поволжья / Г. А. Корнишина // Религия и общество - 16 : сб. науч. ст. XVI Междунар. науч.-практ. конф. - Могилев, 2022. - С. 113 - 116.
99. Кривова, Д. А. Метрические книги как источник по социально-демографическому развитию населения (на примере пригорода Алексеевки Самарской области в 1874 - 1915 годы) / Д. А. Кривова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №2 9 (60). Ч. 1. - С. 6 - 10.
100. Левин, В. Ф. Борьба с посягательствами на православную религию в российской империи как охраняемую государством культурную силу в середине XIX - начале XX веков / В. Ф. Левин // Вестник Екатерининского института. - 2010. - № 4 (12). - С. 77 - 79.
101. Леонтьева, Т. Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX в. / Т. Г. Леонтьева // Вопросы истории. - 2001. -№ 1. - С. 29 - 43.
102. Луппов, П. Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века / П. Н. Луппов. - Вятка : Губ. тип., 1911. - 642 с.
103. Мельгунов, С. П. Церковь и государство в России : К вопросу о свободе совести / С. П. Мельгунов. - М. : Т-во И. Д. Сытина, 1907. - 194 с.
104. Миротворцев, В. В. Меры правительства к преобразованию быта православного белого духовенства в царствование государя императора Александра III / В. В. Миротворцев // Православный собеседник. - 1880. -№ 11. - С. 240 - 273.
105. Мокшин, Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. -Саранск : Морд. кн. изд-во, 2005. - 531 с.
106. Мокшин, Н. Ф. Религиозные верования Мордвы / Н. Ф. Мокшин. -Саранск : Морд. кн. изд-во, 1998. - 244 с.
107. Мокшин, Н. Ф. Религия и межнациональные отношения в Среднем Поволжье (дооктябрьский период) / Н. Ф. Мокшин // Социально-экономическое положение трудящихся Среднего Поволжья (дооктябрьский период) : межвуз. сб. науч. тр. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1989. -С. 127 - 138.
108. Мокшин, Н. Ф. Русская православная миссия и мордовский язык / Н. Ф. Мокшин // Этнос, культура, человек : материалы междунар. науч. конф., посв. 60-летию В. Е. Владыкина. - Ижевск : АНК, 2003. - С. 237 - 274.
109. Мокшина, Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века / Е. Н. Мокшина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003. - 248 с.
110. Мокшина, Е. Н. Русская православная церковь на территории Мордовии в условиях революций 1905 - 1907 и 1917 гг. / Е. Н. Мокшина // Социально-политические науки. - 2018. - № 3. - С. 218 - 221.
111. Николаевский, П. Ф. Русская церковь в царствование государя императора Александра III / П. Ф. Николаевский. - СПб. : Тип. Глав. Упр. уделов, 1894. - 73 с.
112. Никольский, Е. В. Проблемы миссионерской деятельности в Удмуртии XIX века: культурологический и социально-педагогический аспекты / Е. В. Никольский, В. Ф. Ефремов // Вестник Удмуртского университета. Сер. : «История и филология». - 2016. - Т. 26. - Вып 5. -С. 143 - 157.
113. Никольский, Н. М. История русской церкви. 3-е изд. / Н. М. Никольский. - М. : Политиздат, 1985. - 448 с.
114. Освальд, Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861 -1865. / Ю. Освальд // Вопросы истории. - 1993. - № 11 - 12. - С. 140 - 149.
115. Осипов, Н. О. О причинах упадка влияния духовенства на народ / Н. О. Осипов. - СПб. : Тип. СПб. акц. общ. печ. дела в России, 1900. - 16 с.
116. Папков, А. А. О благоустройстве православного прихода с приложением проекта приходского устава. / А. А. Папков. - СПб. : С.- Петерб. синод. тип., 1907. - 64 с.
117. Папков, А. А. Упадок православного прихода (XVIII - XIX вв.): историческая справка / А. А. Папков. - М. : Тип. В. Чичерина, 1899. - 163 с.
118. Пайпс, Р. Россия при старом режиме / Р. Пайпс. - М. : Захаров, 2004. - 493 с.
119. Первушкин, В. И. Исторический очерк Пензенской епархии /
B. И. Первушкин // Краеведение. - 1997. - № 1. - С. 13 - 14.
120. Первушкин, В. И. Приходское духовенство в Пензенском краеведении во второй половине XIX - начале ХХ века / В. И. Первушкин // Исторические записки : межвуз. сб. науч. тр. - Пенза. - 2002. - Вып. 6. -
C. 152 - 160.
121. Попов, А. Е. Церкви, причты и приходы Пензенской епархии / А. Е. Попов. - Пенза : Тип. губ. правл., 1896. - 272 с.
122. Покровский, И. М. Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие,
состав и пределы: опыт церковно-исторического, статистического и
географического исследования / И. М. Покровский : в 2 т. Т. 1 : XVI -
XVII вв. - Казань : Типо-литогр. Имп. ун-та, 1897. - 602 с.
208
123. Покровский, И. М. Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и пределы: опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования / И. М. Покровский : в 2 т. Т. 2. : XVIII в. -Казань : Центр. тип., 1913. - 892 с.
124. Предтеченский, А. И. В защиту русского православного духовенства от современных обвинений / А. И. Предтеченский. - СПб. : Тип. Деп. уделов, 1863. - 162 с.
125. Прокофьев, А. В. Приходская реформа в царствование Александра II / А. В. Прокофьев // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихвинского богословского института : материалы. М. : Изд-во Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-та, 1999. С. 100 - 107.
126. Руновский, Н. П. Церковно - гражданския законоположения относительно православнаго духовенства в царствование Императора Александра II / Н. П. Руновский. - Казань : Типо-литогр. Имп. ун-та, 1898. -332 с.
127. Римский, С. В. Церковная реформа Александра II / С. В. Римский // Вопросы истории. - 1996. - № 4. - С. 32 - 48.
128. Римский, С. В. Церковная реформа 60 - 70-х гг. XIX века / С. В. Римский // Отечественная история. - 1995. - № 2. - С. 166 - 175.
129. Ростиславов, Д. И. О православном белом и черном духовенстве в России : в 2 т. - Лейпциг : Франц Вагнер, 1866. - Т. 1. - 602 с.; Т. 2. Лейпциг: Франц Вагнер, 1866. - 674 с.
130. Ростиславов, Д. И. О православном белом и черном духовенстве в России : в 2 т. - Лейпциг : Франц Вагнер, 1866. - Т. 2. - 674 с.
131. Руновский, Н. П. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II / Н. П. Руновский. - Казань : Тип. Имп. ун-та, 1898. - 332 с.
132. Русское православие: вехи истории. - М. : Политиздат, 1989. -719 с.
133. Рыбкин, Г. Ф. Православие на службе самодержавия в России / Г. Ф. Рыбкин. - М. : Безбожник, 1930. - 56 с.
134. Саввотеева, Н. В. Экономическое положение сельского духовенства в начале XX в. // Вопросы истории. - 2008. - № 11. С. 136 - 140.
135. Слепнев, В. Сельское приходское духовенство в эпоху «Великих реформ» XIX века в России / В. Слепнев // Вестник Свято-Филаретовского института. - 2010. - № 2. - С. 97 - 109.
136. Смирнов, Ю. Н. Предания самарских жителей о святителе Алексии в записях XVIII - середины XIX вв. и их интерпретации / Ю. Н. Смирнов // Центр и периферия. [Саранск], 2018. - № 3. - С. 4 - 13.
137. Смирнов, Ю. Н. Религиозная повседневность Самарского края в догубернский период (первая половина XIX века) / Ю. Н. Смирнов // Двадцать четвертые Иоанновские чтения : материалы науч. конф., посв. памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербурского и Ладожского. - Самара : ООО «Научно-технический центр», 2020. - С. 14 - 32.
138. Сушкова, Ю. Н. Обычно-правовые аспекты дохристианских верований у мордвы / Ю. Н. Сушкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. -№ 71. - С. 182 - 192.
139. Сушкова, Ю. Н. Обычное право мордвы (по материалам епархиальных ведомостей второй половины XIX в.) / Ю. Н. Сушкова // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 6. - С. 98 - 101.
140. Сушкова, Ю. Н. Этноправосудие у мордвы / Ю. Н. Сушкова. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 576 с.
141. Таймасов, Л. А. Православная Церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья (во второй половине XIX - начале XX вв.) / Л. А. Таймасов. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. - 523 с.
142. Титлинов, Б. В. Православие на службе самодержавия в русском государстве / Б. В. Титлинов. - Л. : Гос. изд-во, 1924. - 210 с.
143. Федоров, В. А. Русская православная церковь и государство: Синодальный период. 1700 - 1917 / В. А. Федоров. - М. : Русская панорама, 2003. - 479 с.
144. Фирсов, С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х -1918 гг.). - М. : Наука, 2002. - 623 с.
145. Фриз, Г. «Губительное благочестие». Российская церковь и падение империи : сб. ст. / Г. Фриз. - СПб. : Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2019. - 350 с.
146. Хитров, Г. В. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Г. В. Хитров. - Тамбов : Тип. К. И. Закржевского, 1861. - 342 с.
147. Шитова, Т. В. К вопросу о доходности земельных участков православных причтов в начале XX в. (по материалам мордовского края) / С. В. Першин, Т. В. Шитова // Экономическая история. - 2021. -Т. 17. № 1 (52). - С. 49 - 57.
148. Freeze, G. L. Russian Orthodoxy: Church, People, and Politics in Imperial Russia // The Cambridge History of Russia. Vol. II. Imperial Russia 1689 -1917. / Ed. By Dominic Lieven. - Cambridge, 2008. - P. 295 - 296.
149. Pipes, Richard. Russia under the old regime / Richard Pipes. -Harmondsworth : Penguin books, 1977. - 360 р.
2. Диссертации и авторефераты диссертаций
150. Белоногова, Ю. И. Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.00 / Белоногова Юлия Игоревна. - М., 2006. - 21 с.
151. Васина, С. М. Приходское духовенство Марийского края в XIX -начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Васина Светлана Михайловна. - Чебоксары, 2003. - 21 с.
152. Всеволодов, А. В. Православное приходское духовенство
в 1840-е - 1880-е гг.: материальное обеспечение, корпоративная организация,
211
самосознание (на материалах Вологодской епархии) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Всеволодов Антон Владимирович. - Архангельск, 2014. - 22 с.
153. Голованова, М. А. История православных приходов и духовного сословия Верхнеудинска (конец XVII - начало XX вв.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Голованова Мария Анатольевна. - Улан-Удэ. 2004. - 24 с.
154. Евдокимова, А. Н. Приходское духовенство и прихожане чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков: автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Евдокимова Анжелика Николаевна. - Чебоксары, 2004. - 26 с.
155. Ивочкин, Д. А. Общественно-религиозная деятельность Русской православной церкви в Смоленской губернии во второй половине XIX -начале XX века : дис. ... д-ра ист. наук : 5.6.1 / Ивочкин Демьян Анатольевич. -Смоленск, 2022. - 535 с.
156. Ивочкин, Д. А. Социальная и просветительская деятельность Русской Православной церкви в провинции во второй половине XIX - начале XX веков (на материалах Смоленской губернии) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Ивочкин Демьян Анатольевич. - Брянск, 2010. - 27 с.
157. Кошелева, А. И. Приходское духовенство Среднего Поволжья в 1880-е - 1890-е гг.: на примере Пензенской и Самарской епархий : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Кошелева Алла Игоревна. - Тамбов, 2011. - 22 с.
158. Колпакова, О. В. Приходское духовенство Пензенской епархии в 1799-1917 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Колпакова Ольга Васильевна. - Пенза, 2022. - 23 с.
159. Ключарева, А. В. Жизнедеятельность православного прихода в русской провинции в 1881 - 1917 гг. (по материалам Тульской епархии) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Ключарева Антонина Владимировна. - Орел, 2009. - 23 с.
160. Любарец, А. Г. Социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. : автореф. дис. ... канд. ист.
наук : 07.00.02 / Любарец Алексей Григорьевич. - Иваново, 2011. - 26 с.
212
161. Мендюков, А. В. Русская православная церковь в Среднем Поволжье в 1894 - 1914 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Мендюков Андрей Валерьевич. - Самара, 2001. - 19 с.
162. Митрофанов, А. В. Общественные организации конфессионального характера в Саратовской и Пензенской губерниях в 1860 -1890-е гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Митрофанов Алексей Владимирович. - Пенза, 2019. - 21 с.
163. Мокшина, Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине
XIX - начале XXI в. : автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.07 / Мокшина Елена Николаевна. - Чебоксары, 2004. - 55 с.
164. Мотыка, И. И. Миссионерско-просветительская деятельность Русской Православной церкви среди мордвы во второй половине XVI - начале
XX веков : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Мотыка Илья Игоревич. - Саранск, 2002. - 19 с.
165. Мухин, И. Н. Приходское духовенство в конце XVIII - начале XX вв.: По материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Мухин Илья Николаевич. - М., 2006. - 18 с.
166. Нестеренко, E. И Общественная жизнь российской провинции последней четверти XIX в.: на материалах Саратовской и Пензенской губерний : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Нестеренко Евгений Николаевич. - Тамбов, 2010. - 26 с.
167. Пополитов, Д. В. Православная церковь в Области Войска Донского в системе правовых, религиозных, хозяйственных и социокультурных отношений второй половины XIX - начала XX века : по материалам верховых округов : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Пополитов Дмитрий Владимирович. - Волгоград, 2017. - 27 с.
168. Прокофьев, А. В. Приходская реформа 1864 года и ее влияние на самосознание сельского приходского духовенства: автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Прокофьев Антон Вадимович. - М., 2010. - 26 с.
169. Ропакова, Е. Н. Уездные приходы Санкт-Петербургской епархии во второй половине XIX века : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Ропакова Елена Николаевна. - СПб., 2009. - 22 с.
170. Рягузов, С. С. Общественно-политическая деятельность православного приходского духовенства Европейского Севера в конце XIX -начале XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Рягузов Сергей Сергеевич. - Архангельск. 2009. - 24 с.
171. Садырова, М. Ю. Религия и церковь в повседневной жизни русского крестьянства в конце XIX - первой трети XX вв. (По материалам Пензенской и Саратовской губерний) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Садырова Маргарита Юрьевна. - Самара. 2010. - 19 с.
172. Скутнев, А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во второй половине XIX в. - 1917 г. (на материалах Вятской епархии) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Скутнев Алексей Владимирович. - Киров, 2005. - 22 с.
173. Солдаткин, М. П. Политика русского царизма по христианизации мордвы : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Солдаткин Михаил Павлович. - М., 1974. - 25 с.
174. Струполева, Н. С. Православные приходы Ставрополья и Кубани в 40-е гг. XIX - начале XX вв.: социальные функции и духовная жизнь : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Струполева Наталья Сергеевна. -Ставрополь, 2007. - 24 с.
175. Таймасов, Л. А. Xристианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII - XX в. : автореф. дис. д-ра ист. наук : 07.00.07 / Таймасов Леонид Александрович. - Чебоксары, 2004. - 46 с.
176. Терскова, А. А. Русская православная церковь и ее деятельность в Енисейской губернии (1861 г. - февраль 1917 г.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Трескова Аида Александровна. - Улан-Удэ, 2012. - 25 с.
177. Федорова, Н. В. Социальное служение церковных приходов Донской епархии в 60-70-е годы XIX века : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Федорова Наталья Владимировна. - Ростов-на-Дону, 2015. - 28 с.
178. Шадрина, А. В. Приходское духовенство Донской епархии второй половины XIX - начала XX века : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Шадрина Алла Валерьевна. - Ростов-на-Дону, 2013. - 33 с.
179. Шилов, Н. В. Этноконфессиональные процессы в Мордовии (XIX - XX вв.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Шилов Николай Владимирович. - М., 1997. - 21 с.
180. Штепа, А. В. Социальное служение Русской православной церкви во второй половине XIX - начале XX вв.: на материалах Калужской епархии : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Штепа Алексей Владимирович. -Калуга, 2005. - 22 с.
181. Яушкина, Н. Н. Влияние православной культуры на систему жизнеобеспечения мордвы (середина XVIII - начало XXI вв.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 / Яушкина Наталья Николаевна. - Саранск, 2014. - 22 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.