Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во второй половине XIX в. - 1917 г.: На материалах Вятской епархии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Скутнев, Алексей Владимирович

  • Скутнев, Алексей Владимирович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Киров
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 271
Скутнев, Алексей Владимирович. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во второй половине XIX в. - 1917 г.: На материалах Вятской епархии: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Киров. 2005. 271 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Скутнев, Алексей Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Социальная стратификация приходского духовенства во второй половине XIX в. - 1917 г.

1.1. Положение приходского духовенства в социальной структуре и системе управления Русской православной церкви.

1.2. Процесс формирования приходского духовенства.

1.3. Материальное положение приходского духовенства.

ГЛАВА II. Основные направления профессиональной деятельности приходского духовенства во второй половине XIX в. — 1917 г.

2.1. Социально-культурная деятельность приходского духовенства. Взаимоотношения причта и прихожан.

2.2. Миссионерская деятельность приходского духовенства.

2.3. Менталитет приходского духовенства: особенности отклоняющегося поведения и социальный контроль.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во второй половине XIX в. - 1917 г.: На материалах Вятской епархии»

Актуальность темы исследования. В современном мире происходит активный поиск национальной и религиозной самоидентификации. Не случайно с конца 80-х гг. XX в. в российском обществе возрождается интерес к православной религии. В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, каким является Российская Федерация, религиозный фактор требует более пристального и детального рассмотрения. Русская православная церковь сыграла важнейшую роль в истории России. Без научного познания сущности православия не могут быть раскрыты глубинные процессы русского национального самосознания.

Большой научный интерес вызывает история духовного сословия: его формирование, эволюция, место и роль в социальной структуре населения, взаимоотношение с обществом, культура и менталитет. Изучение самого закрытого сословия в дореволюционной России позволит по-новому взглянуть на социальную историю страны. Можно по-разному оценивать роль священника, но представить дореволюционное общество без него невозможно. Причем личность православного священника была загадкой и для современников. Закрытость сословия для общества и вмешательство государства в вопросы веры привели к тому, что для многих духовенство стало ассоциироваться с государством и старым режимом. Фактически церковь оказалась заложницей политической ситуации. Кризис государства вызвал кризисные черты в самой церкви. Но духовенство не было реакционной силой, оно выполняло сакральную функцию в обществе, было носителем духовной культуры, помогало проведению социальной работы среди населения.

В современном мире церковь занимает важное место. Функции священника в обществе могут быть востребованы в совершенно разных сферах. Церковь имеет богатый тысячелетний практический опыт, который необходимо использовать при осуществлении социальной политики. В связи с этим может представлять большой интерес изучение приходского духовенства до революции 1917 г., его жизни и деятельности.

Объектом исследования выступает православное приходское духовенство Вятской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. Именно провинциальное приходское духовенство воплощало в себе собирательный образ православного духовного сословия.

Предметом исследования является менталитет и профессиональная деятельность приходского духовенства. Рассматриваются такие важные характеристики духовного сословия, как взаимоотношения с прихожанами и государством, имущественное и социальное положение. Особый акцент ставится на личность священно- и церковнослужителя и наличие страт внутри духовного сословия.

Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XIX - начала XX вв. Данный период характеризуется необратимыми процессами в РПЦ и обществе. В результате государственных преобразований, важнейшими из которых являлись церковные реформы Александра II, духовное сословие постепенно утрачивало сословные черты и превращалось в профессию. Нижней временной границей не случайно выбраны 1850-е гг. Именно в этот период начинается подготовка и обсуждение церковных реформ, складываются определенные предпосылки для изменения духовного сословия. Верхней временной границей является 1917 г., когда после утверждения патриаршества закончился синодальный период РПЦ.

Территориальные рамки исследования ограничены территорией Вятской епархии, которая совпадала с территорией Вятской губернии. Сейчас на этой территории находится два субъекта РФ: Кировская область и Удмуртская республика, а также ряд районов республик Марий Эл и Татарстан. Вятская епархия во второй половине XIX — начале XX вв. представляла достаточно большой регион. В ее состав входило два викариатства. По численности населения Вятская епархия занимала второе место в Российской империи. На территории епархии проживало четыре крупных и ряд небольших этносов. Таким образом, приходскому духовенству Вятской епархии были присущи все проблемы и стереотипы, характерные для духовного сословия в целом.

Целью исследования является изучение основных характеристик духовного сословия во второй половине XIX - начале XX вв. в Вятской епархии, а также воссоздание социального облика священно- и церковнослужителя.

Задачи исследования. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить положение Русской православной церкви в системе Российского государства и обществе, а также место приходского духовенства в духовном сословии;

- рассмотреть эволюцию количественного и качественного состава приходского духовенства Вятской епархии в сравнении с общероссийскими процессами;

- проанализировать материальное положение и условия быта священно- и церковнослужителей;

- рассмотреть деятельность приходского духовенства по ведению миссионерской, социальной и культурной политики, а также отношение к своим обязанностям;

- исследовать взаимоотношения приходской общины и приходского духовенства;

- воссоздать морально-нравственный облик приходского духовенства во второй половине XIX - начале XX вв.

Историография диссертационного исследования может быть разделена на три группы. Первую группу составляют исследования дореволюционных авторов, многие из которых были собственно церковными историками. Во вторую группу входят работы, написанные в советский период, включая исследования как советских, так и зарубежных историков. Третья группа представлена трудами современных исследователей 1990-х - начала 2000-х гг.

В дореволюционной историографии преобладало критическое направление. Первоначально это было связано с попыткой авторов обратить внимание общественности на трудности приходского духовенства. Именно поэтому большинство авторов было либо священниками, либо преподавателями духовных школ. В дальнейшем отдельные светские исследователи перенимают только критику, отказываясь видеть в деятельности приходского духовенства положительные стороны. Впервые о проблемах духовного сословия заявил тверской священник И. С. Беллюстин в 1858 г.1 В своем исследовании И. С. Беллюстин, не стесняясь в выражениях, вскрывал пороки во всех сферах жизни духовного сословия. Особо он остановился на изучении и критике духовной школы, взаимоотношениях духовенства с начальством и материальном положении священно- и церковнослужителей. В ответ на его работу в 1859 г. в Берлине выходит коллективный сборник «Русское духовенство», где авторы попытались сгладить негативную оценку духовного сословия, данную И. С. Беллюстиным . Были исследованы те же вопросы, что и в работе И. С. Беллюстина: материальное положение, духовная школа, работа духовных консисторий. При этом для придания объективности критика в небольшом объеме все же присутствовала. Обе работы мало опирались на архивный и статистический материал. Однако в них отображено мнение самого духовенства на свое положение и место в российском обществе и государстве. Именно с этого времени начинается дискуссия о том, насколько хорошо духовенство справляется со своими обязанностями и каково его действительное материальное и социальное положение.

Следующим значимым трудом о приходском духовенстве стала работа Д. И. Ростиславова, в которой по-прежнему преобладала критика3. Снова объектом изучения становится положение приходского духовенства. Автор впервые указывает на противоречие между восприятием духовным сословием самого себя и восприятием его обществом. Более серьезный научный анализ положения духовенства в синодальный период дал профессор Казанской духовной академии П. В. Знаменский в своей докторской диссертации «Приходское духовенство со времени реформ Петра»4. В его работе широко используется российское законодательство, анализируются государственные мероприятия в отношении духовенства, определяется круг вопросов для дальнейших исследований. Однако среди источников, используемых П. В. Знаменским, преобладают материалы по центральным и юго-западным епархиям, при этом не учитывается специфика восточных и северных епархий.

Во время церковных реформ и последующее правление Александра II серьезных исследований о приходском духовенстве не выходило. Колоссальные изменения, происходившие в обществе в пореформенную эпоху, затмили проблемы духовного сословия. Новый всплеск интереса к духовному сословию и Русской православной церкви происходит в последнюю четверть XIX в. Огромная заслуга в изменении отношения государства к церкви принадлежала обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву.

Круг изучаемых вопросов, связанных с темой Русской православной церкви, в этот период был очень широк. Истории русской церкви в XIX в. посвящены работы А. Доброклонского, П. В. Верховского, С. Г. Рункевича5. Проблеме приходского духовенства посвящена отдельная работа Н. В. Елагина6. У него не получилось защитить духовное сословие от нападок либеральных авторов. Более того, выступая от лица духовенства и высказывая немало нелицеприятных вещей, он доказывал необходимость перевода причтов на казенное жалованье. Благодаря исследованиям А. А. Папкова и И. Руновского, посвященным церковным реформам 1860 - 1880-х гг., открывается новая тема для церковных историков7. Церковным реформам дается в целом положительная оценка. Подробно рассматриваются законодательные акты. Немало авторов обратилось к истории духовной школы. Можно отметить работы Ф. Н. Белявского, Б. В. Тит-линова, И. А. Чистовича8.

В начале XX в. выходит первое большое комплексное исследование по церковной статистике И. П. Преображенского9. Он активно привлекал данные по Вятской епархии. Многочисленные таблицы по широкому кругу вопросов подкреплены серьезными выводами, которые помогли в написании данного исследования. Автором были выделены периоды увеличения и уменьшения численности приходского духовенства по стратам, общие тенденции для епархий одного региона, изучены процессы социальных перемещений из духовного со словия в другие слои общества. Важное место занимает исследование В. Киль-чевского о материальном положении приходского духовенства10. По сути, данное исследование осталось единственным, специально посвященным проблеме материального благосостояния РПЦ.

С возобновлением в начале XX в. полемики по поводу необходимости церковных реформ выходит ряд работ, содержащих проекты преобразований в РПЦ. Особо стоит выделить работы Е. Е. Голубинского11. Перед каждым пунктом будущей церковной реформы автор доказательно критикует существующие порядки. Многие предложенные им проекты так и не были реализованы. 4 Вопросы, связанные с историей приходского духовенства Вятской епархии, в дореволюционной историографии рассматривались главным образом в историко-краеведческой литературе. Значительный вклад в изучение истории РПЦ внесли исследования П. Н, Луппова. В работе «Христианство у вотяков в первой половине XIX века» особое внимание уделяется приходскому духовен

12 ству восточных уездов Вятской епархии . Дается анализ их образовательного и профессионального уровня, рассматривается количественный состав. Несомненный интерес представляет описание бытовой стороны и взаимоотношений с прихожанами. Всесторонне изучается миссионерская деятельность РПЦ. В другой своей работе «В духовном училище» П. Н. Луппов характеризует Вятское духовное училище в период 1854 - 1882 гг.13 Автор описывает самые мельчайшие подробности материального быта и учебного процесса. Исследования П. П. Луппова отличает научность, строгий отбор материала, взвешенность оценок. Им проработано и введено в научный оборот более 550 исторических источников как центральных, так и местных архивов. Несмотря на академичность и увлечение цифрами, в работах П. Н. Луппова можно увидеть живой <ф образ священно- и церковнослужителя той эпохи.

Огромное значение имеет вышедшая в начале XX в. в Вятке работа «1801 -1901 гг. в жизни духовенства» под редакцией вятского протоиерея Н. Кувшин-ского14. Данное исследование посвящено истории приходского духовенства. Для написания работы были привлечены публицистика, историческая литература и российское законодательство. Подробно рассматриваются такие аспекты жизни и быта приходского духовенства, как правовое, материальное и социальное положение, образовательный уровень и профессиональная деятельность. Однако, несмотря на то, что работа вышла в Вятке, местный материал в ней почти не присутствует. Даже публицистика представляет собой компиляцию центральных церковных и светских газет и журналов.

Важное место в изучении положения РПЦ в Вятской епархии представляет работа «Вятская епархия. Историко-статистическое описание». Это коллективный труд, изданный редакцией Вятских Епархиальных Ведомостей (ВЕВ) в 1912 г.15 В нем представлены материалы по истории Вятской епархии, разнообразный статистический материал и сведения об епархиальных учреждениях. Исторический и статистический материал подготовлен священником Вятской епархии Н. В. Кибардиным.

В целом в дореволюционный период специальных работ, посвященных приходскому духовенству северных епархий, не выходило. Отличительными чертами историографии были публицистичность и отсутствие взвешенных объективных оценок истории РПЦ. Большинство авторов непосредственно принимали участие в церковной жизни, а некоторые, являясь представителями духовного сословия, не могли подойти к изучению вопроса непредвзято. Тем не менее, ряд научных работ опирался на широкий архивный материал и российское законодательство. Были обозначены основные проблемы для будущих исследований.

В советский период работ, посвященных РПЦ, выходило крайне мало. Тем более было обойдено вниманием исследователей приходское духовенство. Для советской историографии в целом был характерен идеологический подход к изучению религии и церкви. В период 20-х - 30-х гг. XX в. преобладало эмоциональное отношение к церкви как «служанке самодержавия». Чрезмерно идеологизированы работы о церкви Е. Ф. Грекулова, Г. Рыбкина, Б. В. Титли-нова16. В них главный акцент ставится на союз церкви и государства, а духовенство, все без исключения, выступает в роли эксплуататоров по отношению к народу.

Только в 60-е гг. намечается тенденция к более взвешенному подходу к истории русской церкви. В 1967 г. выходит коллективная монография «Церковь в истории России»17. По-прежнему церковь рассматривается в неразрывной связи с самодержавием и выступает одним из главных проводников его политики. Однако исследование носит научный характер, используются архивные данные.

Важной вехой в советской историографии истории русской церкви стали О работы П. Н. Зырянова, Л. И. Емелях, Н. М. Никольского . Несмотря на обязательную критику церкви, авторы использовали в своих исследованиях значительное количество архивных материалов и, что самое главное, - работы дореволюционных историков. Особое внимание было уделено разработке концепции кризиса РПЦ как составной части институционального кризиса самодержавного государства. При этом Н. М. Никольский рассматривал главным образом внутренние причины кризиса церкви, которые более всего проявились в ее экономике. П. Н. Зырянов помимо внутренних факторов впервые в советской историографии высказал мнение о том, что союз был навязан церкви государством. Кроме того, им рассматривалось изменение общественных настроений в начале XX в. и как следствие - изменение отношения к религии. Также П. Н. Зырянов впервые выделяет в рамках духовного сословия три группы, между которыми существовали сильнейшие противоречия: высших иерархов, священников и церковнослужителей. Последние, по мнению автора, по уровню доходов приближались к среднему крестьянству. Он же разделяет по имущественному положению городское и сельское духовенство. Этот вывод был абсолютно новым для отечественной историографии.

Последний крупный труд советских историков по истории церкви «Русское православие: вехи истории» содержал более взвешенную оценку деятельности и роли РПЦ в Российской империи19. Главу по истории церкви в XIX в. написал Б. Г. Литвак. Необходимость держаться в русле советской исторической школы обусловила выводы автора о кризисе церкви, увеличении ее вмешательства в государственные дела, росте материального благосостояния духовенства. Однако автору удалось рассмотреть реформы 1860-х гг., в результате которых были сняты сословные ограничения при формировании кадрового состава приходского духовенства, и произошли изменения в системе профессиональной подготовки.

Пробелы советской историографии отчасти восполнила зарубежная светская и церковная историография. Первые серьезные исследования по истории русской церкви появляются в 50-е гг. XX в. В 1954 г. в Нью-Йорке вышла рабо

20 та протопресвитера А. Д. Шмемана . Опираясь на дореволюционные исследования, автор подробно изучил Синодальный период РПЦ, но второй половине XIX в. уделил не так много внимания. А. Д. Шмеман, рассматривая отношения государства и церкви, общества и церкви, выступает ее защитником. Всю вину за кризис при этом он перекладывает на государство, которое вопреки канонам подчинило церковь. Это привело, по его мнению, к тому, что «духовенство становится запуганным сословием. Отчасти оно опускается или оттесняется в социальные низы. А на верхах устанавливается двусмысленное молчание».

Вторая работа, написанная так же, как и первая, церковным историком А. В. Карташевым, вышла в 1959 г. в Париже, хотя была написана еще в 30-е гг.21 Данная работа напрямую не посвящена интересующему нас периоду. Темой исследования является история РПЦ до начала XIX в. Однако автор большое внимание уделял проблемам духовного сословия, анализируя условия его формирования и замкнутость, материальное и социальное положение.

Серьезные исследования по истории русской церкви в XIX - начале XX вв. были проведены американским ученым Г. JI. Фризом и немецким исследователем И. Смоличем22. В своих работах они широко привлекали работы дореволюционных историков, отечественную публицистику и обширный архивный материал, а также работы советских историков. И. Смолич, акцентируя внимание на влиянии государства на внутренние дела церкви, повторяет идеи дореволюционной историографии о том, что «живущий в нищете, малообразованный, угнетенный приходский священник» выполнял требования светских и церковных властей. Автор прослеживает процессы, влияющие на ных властей. Автор прослеживает процессы, влияющие на численность духовного сословия: бегство семинаристов в светские учебные заведения, падение популярности профессии священника, бедственное материальное положение. В то время как советская историография либо не использовала, либо использовала только часть законодательных актов, И. Смолич детально изучает церковное судопроизводство и гражданское законодательство, касающееся церкви и приходского духовенства.

Большое влияние на современную историографию оказало и оказывает исследование Г. JI. Фриза. Автор так же, как и И. Смолич, использовал весь имеющийся на тот момент материал. В своем исследовании он первым из историков применил социологический подход к изучению истории русской церкви, и, в частности, истории церковных реформ. Он впервые говорил о социальной мобильности и стратах внутри духовного сословия. Однако, пользуясь работами дореволюционных историков, Г. JI. Фриз также не избежал повторения их идей относительно низкого материального и социального положения духовенства. Вслед за ними он высказал предположение, что именно реформы привели к кризису церкви и враждебности духовенства по отношению к государству. На основании возрастающего числа жалоб на духовенство он доказывал, что духовенство со временем выполняло свои служебные обязанности все хуже и хуже.

Зарубежные исследования значительно превосходят работы советских историков по степени объективности. Заграничным историкам удалось досконально проработать труды дореволюционных историков и публицистов. Так же, как и их предшественники, они большое внимание уделяют изучению законодательных актов и обработке статистики. Были впервые использованы современные подходы к изучению проблем отечественной истории, например, социологический подход. Однако помимо положительных сторон, увлечение дореволюционной историографией привело к существенным недостаткам. Так зачастую происходит повторение выводов и оценок дореволюционных авторов, которые иногда бывают ошибочны. Большой фактический материал в целом не приводит к новым научным выводам. Кроме этого, авторов интересовали, прежде всего, общие тенденции противостояния государства и церкви, духовного сословия и церковной иерархии. За рамками их исследования остались жизнь и быт рядового священно- и церковнослужителя, его переживания и мысли.

В отличие от других регионов, где изредка появлялись работы, посвященные истории приходского духовенства, в Кировской области исследователи специально этим вопросом не интересовались. В довоенный период можно выделить работы в духе «воинствующего атеизма»: исследование П. Н. Луппова о Мултане ком процессе и И. А. Зандберга о контрреволюционной деятельности вятского духовенства, а также воспоминания С. Сычугова о Вятской духовной

23 семинарии . Отрывочные данные о духовном сословии можно найти в общих трудах по истории г. Кирова и Кировской области24. В этих работах рассмотрена деятельность тайных кружков, в которые входило вятское духовенство. Заслуживают внимания работы Е. Д. Петряева, который нередко обращался к неординарным личностям вятских священнослужителей: II. Блинову, Г. Верещагину, И. Осокину25. Им подробно исследованы моменты их биографии и деятельности. При общем негативном отношении к церкви деятельности вятского духовенства в деле просвещения народа и создании местной истории была дана положительная оценка. В работах Е. Д. Петряева виден конкретный живой человек со своими проблемами и чувствами. Местными историками широко привлекались материалы местных и центральных архивов, центральная, региональная и местная публицистика. При этом они мало использовали работы дореволюционных авторов. Хотя большинство материалов о приходском духовенстве и деятельности РПЦ в Вятской епархии касается вопросов изучения общественно-политической ситуации, их отличает меньшая, в сравнении с работами крупных советских историков, тенденциозность.

С конца 80-х гг. в связи с изменением государственной политики в отношении Русской православной церкви церковная тематика становится все более популярной. В 1988 г. выходит работа «РПЦ 988 - 1988. Очерки истории I -XX вв.»26. Высказанные в ней идеи во многом повторяли положения дореволюционной историографии. Так, снова говорилось о том, что «социальная активность РПЦ в определенной мере сдерживалось государственной опекой». Постепенно изменяет свое отношение к церкви и светская наука. В журнале «Вопросы истории» появляется статья Б.П.Миронова «Американский историк о

27 русском духовном сословии» . Хотя работа ставила целью критику Г. Л. Фриза, фактически в ней был намечен целый ряд проблем для дальнейших исследований. При этом Б. Н. Миронов использовал терминологию зарубежной историографии, что было не характерно для советской исторической школы.

В постсоветский период происходит своеобразный ренессанс церковной историографии. Особой популярностью пользовалась тема взаимоотношений государства и церкви. Данной теме посвящены исследования Е. А. Вишленколо вой, С. В. Джораевой, Ю. Ф. Козлова, И. В. Левченко, С.Л. Фирсова . Вмешательство государства во внутренние дела церкви оценивалось в основном негативно. Именно невозможностью разорвать союз с самодержавным государством объяснялся кризис РПЦ в конце XIX - начале XX вв. Хотя в работе «Вехи российской истории» снова ставился вопрос о том, что РПЦ «давно и прочно

29 срослась с самодержавием» .

Благодаря работам С. В. Римского получила всестороннее изучение церковная реформа 60 - 70-х гг. XIX в.30 Автор еще в докторской диссертации особо подчеркнул, что при проведении церковных реформ «государство исходило из своего понимания о благе церкви, ее месте и роли в жизни империи. Политические же интересы отодвигали на второй план действительные интересы Православной церкви»31. По мнению С. В. Римского, церковная реформа была незаслуженно забыта отечественной историографией. Им были выделены регионы в соответствии со спецификой проведения церковной реформы. На основании имеющихся данных он пришел к выводу о двойственном характере государственных преобразований, которые, имея в основе благородные цели, привели в большинстве случаев к отрицательным результатам.

Конкретно изучению приходского духовенства в период реформ посвящена статья Ю. Освальт «Духовенство и реформа приходской жизни. 1861 -1865»32. Автор, акцентируя внимание на появлении в период реформ церковной публицистики, пришел к оригинальному выводу, что духовенство как общественная сила представляло угрозу сохранению самодержавия. Ю. Освальт оценила реформу прихода как однозначно не удачную. В то время как в регионах ситуация могла существенно отличаться от общероссийской. Например, в Вятской епархии создание церковно-приходских попечительств и церковноприходских школ шло весьма успешно.

Политике Александра III в отношении церкви посвящены работы А. Ю. Полунова33. Он впервые говорит о том, что в 1880-е гг. наряду с другими были осуществлены церковные контрреформы. В своих работах А. Ю. Полунов разделяет мнение Римского о том, что государство руководствовалось при проведении реформ собственными интересами. В очередной раз ответственность за кризис РПЦ в конце XIX в. возлагается на государство.

Как особая тема исследований в постсоветский период получила развитие история духовной школы. Интерес к духовной школе был вызван воссозданием в стране духовных семинарий и академий, а также растущей популярностью религиозного образования. Истории духовной школы посвящены исследования Н. К. Пашкиной, А. В. Сушко34. В этих работах уделяется внимание законодательству, относительно духовной школы, а также сопоставляются разнообразные статистические данные. Их недостатком является отсутствие серьезного анализа и выводов по проблеме, игнорирование многочисленных мемуаров выпускников духовных школ. Совершенно в ином ключе духовная школа рассматривается в специальных работах Т. Г. Леонтьевой35. Акцент ставится на внутренний мир семинаристов. Выясняются причины их социального протеста и девиантного поведения в конце XIX - начале XX вв.

В начале 2000-х гг. выходят два серьезных научных исследования по истории РПЦ в интересующий нас период. Исследование В. А. Федорова посвящено синодальному периоду в истории РПЦ36. Работа выполнена в русле дореволюционной историографической школы и представляет собой авторскую обработку дореволюционных исследований, законодательных актов, архивных источников и публицистики. Главным объектом исследования выступает государственная политика в отношении церкви. При этом мало внимания уделяется взаимоотношениям прихожан и духовенства, менталитету духовного сословия.

Новый взгляд на приходское духовенство излагает Т. Г. Леонтьева37. В своей работе она рассматривает все происходящие изменения в церкви через процесс модернизации. По мнению автора, духовенство было той силой, с помощью которой крестьянство могло легко усвоить новые «рыночно-индустриальные отношения». Не случайно взаимоотношениям приходского духовенства и паствы уделено очень большое внимание. Именно недооценка государством ресурса духовного сословия привела, по мнению автора, к революционным событиям 1917 г. Вместе с тем при всей новизне и высокой степени научности некоторые выводы автора выглядят не вполне убедительно. Т. Г. Леонтьева вернулась к традиционному мнению дореволюционной историографии о бедственном материальном положении духовного сословия. На основании этого делается вывод о том, что с переводом духовенства на государственное жалование удалось бы предотвратить кризис церкви.

Важнейшее значение для изучения духовного сословия имеют работы Б. Н. Миронова38. Духовное сословие рассматривается им не отдельно, а лишь в рамках социальной истории России. Автор указывает, что для духовенства были характерны те же процессы, что и для всего остального населения. В этом плане история церкви действительно становится неотделимой частью гражданской истории. Б. Н. Миронов активно использует социологические методы и теории. Многие положения работ Б. Н. Миронова были подтверждены в ходе данного исследования. Например, выводы о высокой социальной мобильности в среде духовенства, а также об относительном росте благосостояния духовного сословия. Вместе с тем, увлечение общими процессами привело к тому, что автор вынужден подгонять факты под рамки теории эволюции сословий или по его словам «раскрепощения сословий». Б. Н. Миронов активно высказывает мысль о превращении духовенства во второй половине XIX - начале XX вв. из сословия в профессию. Но превращение духовенства в профессию шло медленно, это была лишь тенденция. В настоящем исследовании приведены примеры сохранения таких важнейших сословных черт, как сохранение системы наследования мест, сословный суд, отсутствие фиксированного жалования.

Начиная с середины 90-х гг., появляется целый ряд исследований по истории РПЦ и приходского духовенства в различных епархиях и регионах страны. Среди них можно выделить диссертационные исследования М. В. Анахиной, О. Ю. Бабушкиной, В. А. Есиповой, А. В. Мендюкова, А. В. Наместникова, С. JT. Фирсова39.

История РПЦ в Вятской епархии в постсоветский период становится объектом изучения многих исследований. Общие работы по данной тематике были написаны Е. Ф. Шумиловым и А. Г. Балыбердиным40. Однако территориальные рамки исследования Е. Ф. Шумилова ограничены четырьмя уездами, составляющих территорию современной республики Удмуртия. В работе А. Г. Балы-бердина истории РПЦ в XIX в. уделено крайне мало внимания.

Особым интересом пользовалась тема конфессиональной политики государства и церкви по отношению к нерусским народам и неправославным. Этим вопросам посвящены исследования В. В. Макуриной, А. В. Машковцева, В. В. Машковцевой41. В них весьма подробно и всесторонне рассмотрена государственная конфессиональная политика. Однако приходское духовенство, которое выступало одним из главных проводников конфессиональной политики, осталось за рамками исследований. Работы указанных авторов помогли в данном исследовании при анализе миссионерской деятельности РПЦ.

Социально-культурной деятельности РПЦ в Удмуртии во второй половине XIX - начале XX вв. посвящено исследование Е. М. Берестовой42. Данное исследование по своей тематике гораздо шире, чем узконаправленные исследования миссионерской и конфессиональной политики. В поле зрения исследователя попали некоторые аспекты, касающиеся деятельности и ментальности приходского духовенства. Хотя большое внимание автор опять же уделил внешней миссионерской деятельности церкви. Анализируя культурно-просветительную деятельность православной церкви, Е. М. Берестова затронула тему духовного образования в Вятской епархии, дав ей в целом положительную оценку. Впервые автор исследует социальную работу в вые автор исследует социальную работу в духовном сословии, рассматривая ее совместно с социальной работой церкви в приходе.

Тема приходского духовенства в Вятской епархии практически не изучалась, хотя отдельные аспекты жизни и деятельности вятского духовенства регулярно были объектом исследований. Можно отметить статьи К. В. Топорова о приходских общинах Вятки и А. В. Сергеева о культурной жизни вятских священно- и церковнослужителей43. В. А. Берлинских во многих своих работах рассматривал малоизученную область деятельности духовенства как историков и краеведов. Он достаточно подробно изучал условия жизни и быта, деятельность и профессиональные трудности вятских священников44. Можно отметить его статью «Приходское духовенство России и развитие краеведения в XIX веке». В ней кратко говорилось об особенностях формирования духовного сословия, системе духовного образования, взаимоотношениях духовенства и прихожан.

Единственной работой, касающейся истории приходского духовенства Вятской епархии, стало исследование С. М. Васиной45. Территориальные рамки исследования затрагивают 8 марийских приходов, входивших до 1917 г. в состав Вятской епархии. Таким образом, исследователь, рассматривая Марийский край, косвенно анализирует приходское духовенство Вятской епархии. Выводы, сделанные автором, во многом подкрепляет данное исследование. Хотя необходимо учитывать, что изучение приходского духовенства в рамках Марийского края, равно как и в рамках Удмуртской республики, является достаточно искусственным. Вятское духовенство необходимо рассматривать как единую социальную общность, части которой существовали в одном социальном пространстве.

В заключение историографического обзора можно сказать, что в истории РПЦ до сих пор остается много спорного и малоизученного. Одной из таких малоизученных тем является история приходского духовенства. Хотя в последнее время появляется все больше исследований, посвященных данной теме, вопросов не становится меньше. При этом акцент поля исследований смещается к изучению приходского духовенства епархий далеких от центра. Тем больший интерес представляет изучение духовного сословия в Вятской епархии. Если миссионерская и культурная деятельность РПЦ достаточно часто становились предметом исследований, то приходское духовенство, от которого зависела успешность осуществления этой деятельности, осталось не изученным.

Источники. Основой диссертационного исследования являются, прежде всего, архивные источники. Были привлечены материалы и документы, находящиеся в Государственном архиве Кировской области (ГАКО), Российском государственном историческом архиве (РГИА), Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ), Архиве Русского географического общества (АРГО).

В Государственном архиве Кировской области материалы по рассматриваемой теме наиболее полно отложились в фонде Вятской духовной консистории (ГАКО. Ф.237) и фонде Канцелярии Вятского губернатора (ГАКО. Ф.582). Сравнение архивных источников светских и государственных органов, которые руководствовались разными принципами, позволяет более объективно подойти к изучению вопроса. По вопросам, касающимся миссионерской деятельности важное значение имели фонд Вятского братства святителя и чудотворца Николая (ГАКО. Ф.270) и фонд Вятского комитета Православного миссионерского общества (ГАКО. Ф.811).

В Российском государственном историческом архиве были исследованы, главным образом, фонд канцелярии Св. Синода (РГИА. Ф.796), фонд канцелярии Обер-прокурора (РГИА. Ф.797), а также фонд хозяйственного управления при Св. Синоде (РГИА. Ф.799).

В Государственном архиве Российской Федерации автора интересовали материалы личных архивов известных светских и церковных деятелей второй половины XIX - начала XX вв. Разнообразную переписку с духовенством, прихожанами и вельможами содержит фонд митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (ГА РФ. Ф.550). Личные рассуждения автора и его переписку с обер-прокурором К.П. Победоносцевым содержит также фонд Ф. Мансурова (ГА РФ. Ф.990).

В фондах Архива Русского географического общества хранятся историко-статистические описания приходов, составленные вятским духовенством по просьбе Русского географического общества (АРГО. Раздел X.). Некоторые священники собрали значительную информацию об истории своего прихода, указали конфессиональный и национальный состав, занятия и обычаи населения. За каждым описанием стоит личность со своими чувствами, мыслями, языком и творческими способностями.

Весь комплекс опубликованных и неопубликованных источников можно разделить на следующие группы:

1) законодательные и нормативные акты;

2) материалы официального делопроизводства;

3) документы личного характера;

4) справочные и статистические материалы;

5) периодическая печать и публицистика.

Законодательные акты центральных органов, касающиеся РПЦ и православного духовенства, содержатся в Полном собрании законов Российской империи. Также законодательные акты представлены в многочисленных сборниках, изданных до революции (сборники П. Лашкарева, Ф. В. Ливанова, П. Ко-лыбанова), в советский (Российское законодательство X - XX вв.) и постсоветский период (статья о русском церковном законодательстве В. А. Поплавской-Есиповой)46. К законодательным актам относятся распоряжения, указы и циркуляры Сената, Государственного совета, Синода, именные указы императора. Из этих нормативных документов можно узнать об имущественных и личных правах приходского духовенства, изменениях, касающихся взаимоотношений с прихожанами и государственными органами.

Также в исследовании были привлечены нормативные акты местных светских и епархиальных органов: Вятской духовной консистории, епархиального архиерея и вятского губернатора. Большинство из них до сих пор не издано.

Часть издана в официальном отделе Вятских епархиальных ведомостей. Во многом они носят дублирующий характер, однако необходимость их изучения диктуется тем, что местные нормативные акты отражают специфику региональной государственной и церковной политики.

Материалы официального делопроизводства Вятской духовной консистории можно разделить на несколько подгрупп. К первой подгруппе относятся материалы, касающиеся строительства церквей и открытия новых приходов, которые включали в себя: а) документы, исходящие от центральной светской и духовной власти (главным из которых было разрешение Синода на открытие прихода); б) переписку местных светских и духовных властей состоящую: из переписки между ними по поводу возможности постройки новой церкви; если речь идет о городских храмах, то иногда требовалось сообщение светских организаций о возможности частичного финансирования строительства; прошение прихожан о строительстве церкви (чаще всего от прихожан требовался приговор, где они высказывали желание о строительстве церкви на деньги общины и обязывались содержать причт); переписку консистории и представителей приходской общины с подрядчиком и поставщиками стройматериалов; в) разрешение духовной консистории на строительство, освящение храма и другие документы разрешительного характера; г) многим приходам Вятской епархии было не под силу собрать деньги на строительство храма. В этом случае избранным от прихожан выдавались шнуровые книги, с которыми те собирали пожертвования по всей епархии.

Во-вторых, особую подгруппу составляет финансовая отчетность церквей, благочиний, консистории, духовных училищ и семинарии. Она сохранилась в виде годовых отчетов.

В-третьих, специфическим источником являются следственные дела, рассматриваемые духовной консисторией, по жалобам прихожан, рапортам благочинных и полиции на поступки духовных лиц. Относиться к этой группе источников следует очень осторожно. Их обилие не должно вводить в заблуждение относительно массовых правонарушений в среде духовенства. Следственные дела дают важную информацию о разнообразии проступков священно- и церковнослужителей, а также о применяемых за них наказаниях.

В-четвертых, бесценным источником по истории приходского духовенства являются клировые ведомости, хранящиеся в фонде Вятской духовной консистории. Прежде всего, они очень удобны для изучения, так как составлялись ежегодно на типовых бланках. Клировые ведомости были аналогом формулярных списков государственных служащих. Они содержат подробную информацию о храме, приходе и причте, а также краткие сведения о церковных суммах, церковном старосте и церковно-приходском попечительстве. Наибольшую ценность клировые ведомости представляют для исследования качественных и количественных характеристик приходского духовенства. Они обязательно включали сведения об образовании, происхождении, семейном положении, наградах и проступках, служебных перемещениях, доходах и недвижимом имуществе. Кроме этого, клировые ведомости во второй половине XIX в. стали содержать сведения о детях духовенства: имя, возраст, место учебы и дальнейшей работы, для дочерей сведения о муже.

В отдельную подгруппу могут быть выделены документы, связанные с деятельностью Особого присутствия по делам православного духовенства, рассылавшего запросы для светских и церковных властей, а также анкеты для приходского духовенства. В распоряжении исследователя имеются ответы причтов Вятской епархии на вопросы анкет относительно их материального благосостояния.

Для понимания социального облика приходского духовенства, взглядов и оценок рядовых священнослужителей большое значение имеют документы личного характера. Были привлечены воспоминания выпускников духовной школы второй половине XIX - начале XX вв. И. Красноперова, П. Н. Луппова, Н. Г. Помяловского, С. Сычугова47. Они позволяют взглянуть на жизнь и процесс обучения не глазами сторонних наблюдателей, а самих учеников, которые непосредственно наблюдали положительное и негативное в системе духовного обучения.

Не меньшее значение представляет сравнение воспоминаний высших иерархов РПЦ и приходских священно- и церковнослужителей. Воспоминания архиепископов важны, прежде всего, для понимания того, насколько высшее духовенство знало и понимало положение рядовых клириков. Совсем иную роль играют воспоминания приходских священников Н. Блинова, М. Лаврова,

48

А. Попова . В них отображены реальные условия жизни и быта духовного сословия.

И, наконец, при изучении положения РПЦ и процессов вокруг тех или иных государственных мероприятий в отношении церкви и духовенства нельзя обойтись без привлечения мемуаров высших государственных сановников. Большую ценность представляют опубликованные воспоминания С. Ю. Витте, Н. Д. Жеварова, К. П. Победоносцева, а также неопубликованные письма Ф. Мансурова49.

Четвертую группу источников представляют справочные и статистические материалы по Российской империи и Вятской епархии. Статистика духовного сословия отображена в упоминавшемся ранее дореволюционном исследовании И. Преображенского, а также современных справочниках50. Ценные сведения о численности населения и распределении его по сословиям и конфессиям находятся в Памятных книжках и календарях Вятской губернии, публиковавшихся с 1854 по 1916 гг. Помимо этих изданий, важнейшая информация находится в разовых сборниках. Одним из таких изданий является упоминавшийся ранее сборник «Вятская епархия. Историко-статистическое описание». Огромное значение имеют опубликованные материалы Первой всероссийской переписи населения. Кроме того, в Вятской епархии публиковалось большое количество делопроизводственных документов различных организаций и обществ. Сохранились отчеты Вятского комитета Православного миссионерского общества, Вятского братства святителя и чудотворца Николая, Сарапульского Вознесенского братства. Используя эти отчеты, можно проследить, как осуществлялась миссионерская деятельность в Вятской епархии. К данной группе примыкают материалы энциклопедических словарей, издававшихся в разные исторические периоды.

Особую группу источников составляют материалы центральной и местной периодической печати и публицистики. Периодическая печать может быть разделена по отношению к РПЦ и государству. К первой подгруппе относятся официальные светские и церковные издания. Из местных газет это, прежде всего, «Вятские епархиальные ведомости», выходящие с 1864 г., а также «Вятские губернские ведомости». Центральная пресса представлена широким спектром газет и журналов: церковной («Православное обозрение», «Православный собеседник», «Странник») и светской тематики («Европейский вестник»). Газеты и журналы данной группы выражали интересы РПЦ и занимали проправительственную позицию. Несмотря на это, публикуемый в них материал был весьма разнообразен. Помимо многочисленных отчетов, мемуаров, статистических данных, в них содержится немало критических статей, а также советов и руководств для духовенства.

Во вторую подгруппу входят издания либеральной ориентации. Типичным изданием этого направления в Вятской губернии была газета «Вятская речь». На страницах газеты велась по существу необъявленная война против РПЦ, в частности, регулярно публиковались жалобы прихожан на духовенство и фельетоны, изображающие вятских клириков в неприглядном свете.

Таким образом, в распоряжении исследователя имелся комплекс разнообразных исторических источников, который позволяет решить поставленные задачи.

Новизна исследования заключается, прежде всего, в постановке проблемы, так как изучение приходского духовенства Вятской епархии еще не являлось объектом диссертационного исследования. В научный оборот вводится значительное количество документального материала, как архивного, так и опубликованного. Также впервые комплексно применяются социологические методы для изучения приходского духовенства.

Методологической основой диссертации являются важнейшие принципы и методы исторической науки. Принцип историзма позволяет оценить положение приходского духовенства в условиях институционального кризиса государства. В соответствии с принципом объективности выводы в исследовании строятся только на основе источника, который рассматривается в контексте своего времени. Сравнительно-исторический метод помогает выявить общие и особенные черты приходского духовенства в Вятской епархии. Историко-статистический метод помогает выявить на основании данных статистики процессы, происходящие в духовном сословии во второй половине XIX - начале XX вв.

В исследовании также использовались социологические методы и теории: теория социальной стратификации и социологическая концепция личности. С помощью этих теорий удалось более полно рассмотреть внутреннюю структуру духовного сословия и личность священно- и церковнослужителя.

Практическая значимость исследования. В условиях возрождения духовной культуры и осознания важнейшего места православной религии в формировании Российского государства представляется необходимым обратиться к изучению истории Русской православной церкви. Данное исследование может быть использовано как для обобщающих работ по Отечественной истории, так и специальных работ по истории религий. Социальная и гуманитарная деятельность приходского духовенства, умение организовать общество для решения проблем приходской жизни могут быть полезны для построения социальной политики государства. Стратификация духовного сословия и отклоняющееся поведение священно- и церковнослужителей может быть использовано в качестве дополнительного материала для спецкурса по социальной истории.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав с примечаниями, заключения и приложения, в которое вынесены отдельные таблицы, графики и фотографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Скутнев, Алексей Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В середине XIX в. в российском обществе начинается обсуждение положения, места и роли приходского духовенства в государстве. Большинство авторов давало весьма нелицеприятную оценку Русской православной церкви и ее служителям. Государство вынуждено было принять меры, чтобы устранить самые вопиющие недостатки. Церковные реформы коренным образом изменяют духовное сословие. Несмотря на это, тема общественной критики приходского духовенства не теряла актуальности вплоть до революции 1917 г.

Приходское духовенство выступало как основа духовного сословия, составляя в нем абсолютное большинство. При этом оно было фактически отстранено от участия в управлении РПЦ. Епископат, в свою очередь, в синодальный период был поставлен под жесткий контроль государства в лице обер-прокурора Синода. Судьбы рядовых клириков решали даже не епископы, а светские члены духовных консисторий. Во второй половине XIX в. церковная система управления все более обнаруживает свою отсталость и неэффективность в связи с растущей бюрократизацией и регламентацией отношений. Вятская духовная консистория была фактически переполнена исходящими и входящими бумагами. В помощь Вятскому архиепископу во второй половине XIX в. были учреждены должности двух викариев - Глазовского и Сарапуль-ского. От священно- и церковнослужителя требовалось полное подчинение и исполнение указаний начальства, а его инициатива ограничивалась огромным количеством циркуляров и постановлений вышестоящих органов. Кризис российской монархии оборачивается кризисом церкви. Хотя проблемы РПЦ в начале XX в. были вполне решаемы и не носили фатального характера.

Во второй половине XIX - начале XX вв. происходят колоссальные изменения в самом приходском духовенстве. Начинается постепенный процесс ликвидации сословия и превращения его в динамичную и открытую социальную группу или профессию. При этом государство регулярно вмешивалось в процесс формирования духовного сословия. Дважды в изучаемый период, благодаря государственной политике, изменяется численность сословия. Первый раз, при Александре II, в 1869 г. было принято решение сократить штатные места, во второй раз, при Александре III, в 1881 г. ликвидированные места создавались вновь. Такое отношение государства к духовенству как светским чиновникам, число которых можно произвольно регулировать, не пошло ему на пользу. С 1840 по 1914 гг. численность приходского духовенства сократилась на 3,6%, в то время как численность православного населения выросла почти в 3 раза. Это привело к увеличению рабочей нагрузки, что не могло не сказаться на исполнении духовенством своих обязанностей. Особенно тяжелой ситуация была в Вятской епархии, где остро ощущалась нехватка священно- и церковнослужителей. Вятская епархия лидировала в России по числу прихожан на одну церковь и на одного священника. Если в России в среднем на одного священника приходилось 1970 прихожан, то в Вятской епархии этот показатель равнялся 2592 прихожанам.

Хотя количество работающих священно- и церковнослужителей сократилось, общая численность духовного сословия с учетом семей увеличилась на 28%. В Вятской епархии духовенство росло еще медленнее и увеличилось лишь на 5%. Это обстоятельство доказывает, что уровень социальной мобильности в духовном сословии был очень высок, хотя межсословные перемещения носили большей частью односторонний характер. Ежегодно происходил отток самых одаренных и образованных молодых людей, которые пополняли ряды российского студенчества и чиновничества. В Вятской епархии социальная мобильность была намного выше, чем в целом по России. Во-первых, выпускники вятской семинарии имели лучшее образование, так как университета в губернии не было. Во-вторых, условия работы и жизни вятских клириков заставляли многих из них искать лучшего места. Встречный процесс пополнения духовенства ино-сословными гражданами начался лишь при Александре III и шел крайне медленно за счет крестьянства и нерусского населения, занимавших главным образом причетнические места. В начале XX в. 12% вятских клириков, большинство из которых составили причетники, были выходцами из других сословий.

Мобильность между стратами духовного сословия была невысока. Дети священников становились священниками, а дети причетников причетниками. При заключении брака родители невесты обращали внимание на то, к какой страте принадлежит жених. Однако переход из страты в страту был вполне возможен. Перспектива стать священником для детей низших клириков в конце XIX в. особенно облегчилась после того, как дети священников стали в массовом порядке покидать сословие.

В изучаемый период важные изменения коснулись образовательного уровня священно- и церковнослужителей. За вторую половину XIX в. число священников, закончивших семинарию, выросло с 35 до 64%. Образовательный уровень городских клириков был существенно выше. Так, среди священников Вятки этот показатель составлял 93%. Изменения коснулись и других важнейших характеристик приходского духовенства. Срок работы до посвящения в сан в Вятской епархии сократился с 4 до 2 лет и 8 месяцев, а число мест службы в течение карьеры, наоборот, увеличилось с 3 до 5 приходов. Таким образом, текучесть кадров и небольшой опыт молодых священников компенсировался их растущим профессионализмом.

Самым острым вопросом для приходского духовенства оставался вопрос о материальном содержании. Властями на протяжении второй половины XIX в. предпринимались разнообразные попытки решить материальную проблему. Важнейшим мероприятием стало наделение причтов государственным жалованьем. Однако введение окладов шло очень медленно и непоследовательно. В начале XX в. в России лишь 2/3 причтов получили жалованье. В Вятской епархии, где материальное благополучие большинства священно- и церковнослужителей оставляло желать лучшего, число причтов, обеспеченных окладами, составило всего 1/5. В то время, как одних приходов, населенных раскольниками и «инородцами» было почти 1/3.

По-прежнему основным средством содержания приходского духовенства являлись руга, плата за требы и земля. Во второй половине XIX в. духовенство активно включается в рыночные отношения, приобретая землю и недвижимость в частную собственность, а также сдавая их в аренду, вкладывая деньги в банковские билеты. Материальное благополучие причта зависело главным образом от прихода. Существенно отличались городские и сельские приходы, населенные русскими и нерусскими, православными и неправославными, с большим и небольшим количеством жителей.

Во второй половине XIX в. для духовенства были разработаны меры социальной защиты: устанавливались фиксированные пенсии и пособия на случай смерти, инвалидности, природного бедствия. При открытии нового прихода епархиальное начальство, прежде всего, интересовалось тем, насколько прихожане способны обеспечить причт. Несмотря на то, что материальное положение приходского духовенства постепенно улучшалось, недовольство в среде духовенства нарастало. Это можно объяснить несоответствием психологических установок духовенства с одной стороны и государства и общества с другой. Рост материальных претензий и траты священно- и церковнослужителей заметно обгоняли медленно ползущие вверх доходы. Вследствие этого увеличивается число жалоб и просьб со стороны духовенства улучшить его благосостояние. В то же время, общество и государство считали, что подобные претензии совершенно не обоснованы.

Отношения причта и прихожан оставляли желать лучшего. С. А. Аксаков выражал общественное мнение, когда говорил, что «церковное тело труп, в котором составные части - клир и миряне соединены лишь насильственно и механически». Реформа прихода 1869 г. не увенчалась успехом. Отношения прихожан и причта все более бюрократизировались и регламентировались. Так, совершенно утратили самостоятельность и попали в подчинение причта и епархиального начальства церковные старосты. Приходские попечительства в целом по стране не привели к оживлению активности прихожан. Хотя в Вятской епархии церковные попечительства работали и функционировали весьма успешно. Они были созданы в 80% вятских приходов. На собранные ими деньги возводились храмы, школы, больницы.

В вину духовенству в пореформенную эпоху ставилось плохое исполнение профессиональных обязанностей. Действительно, во второй половине XIX в. растет число случаев девиантного поведения в среде приходского духовенства. Каждый год под следствием состояло около 10% вятских клириков. Система церковного суда и социального контроля оказалась не способна справиться с этим явлением. Однако случаи отклоняющегося поведения священно- и церковнослужителей были более редкими, чем среди остального населения России.

В данный период увеличивается круг обязанностей и функций приходского духовенства. От священнослужителя требовалось не только знание богослужения, но и проведение многочисленных инициатив государства. Важнейшей задачей, поставленной перед духовенством, стало осуществление социальной и культурной государственной политики. Особенно велика заслуга РПЦ в создании сети церковно-приходских школ, которые по уровню обучения не уступали светским начальным школам. С 1860 по 1916 гг. число ЦПШ и учеников в них в Вятской епархии увеличилось в 40 раз. Именно служители церкви стали развивать женское образование. Другой сферой приложения усилий духовенства стала благотворительность и социальная работа среди населения.

Особым направлением работы вятского духовенства во второй половине XIX в. становится осуществление миссионерской деятельности. Этому способствовал сложный этнический и конфессиональный состав населения епархии. 22% жителей Вятской епархии составляли нерусские, и хотя официально большинство из них считались православными, на деле многие сохраняли языческие традиции. Кроме этого, на территории епархии во второй половине XIX в. активизировались миссионеры из числа мусульман и старообрядцев.

Миссионерская работа в Вятской епархии проводилась без применения принуждения. Акцент был сделан на просвещение и социально-культурную сферу. Благодаря РПЦ была сохранена национальная история, появилась национальная интеллигенция. Миссионерская деятельность духовенства имела двойственные результаты. Присоединение к православию в течение второй половины XIX в. продвигалось весьма успешно. Однако после 1905 г. многие поспешили выйти из рядов церкви.

История приходского духовенства является одним из самых спорных моментов отечественной истории. Вятское духовенство в целом справлялось с возложенными на него функциями. Русская православная церковь в конце XIX - начале XX вв. находилась в состоянии кризиса. Кризис был порожден союзом церкви с государством. Столь необходимые церкви реформы осуществляло государство. Не случайно большая их часть не увенчалась успехом. Церковные органы перенимали многие черты, характерные для светских органов. Во второй половине XIX в. государство все чаще заставляло духовенство выступать в роли проводников государственной политики. При этом, предъявляя большие требования, оно со своей стороны игнорировало многие требования клириков. Вместе с тем трудно переоценить заслуги священно- и церковнослужителей перед государством и обществом. Особенно велика роль и значение Русской православной церкви в епархиях русского Севера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Скутнев, Алексей Владимирович, 2005 год

1. Неопубликованные источники• 1. Российский государственный исторический архив (РГИА):

2. Ф. 796. Канцелярия Синода. Оп. 205. - Д. 277. - Оп. 440. - Д. 101; д. 102; д. 1035. - Оп. 442. - Д. 47; д. 415; д. 924; д. 1329; д. 1889; д. 2632; д. 2784.

3. Ф. 797. Канцелярия Обер Прокурора. - Оп. 77. - Д. 16; 44; д. 90; д. 300. -Оп. 205. - Д. 277. - Оп. 440. - Д. 1035. 9 Ф. 799. Хозяйственное управление при Синоде. - Оп. 22. - Д. 20.

4. Ф. 804. Присутствие по делам православного духовенства. On. 1. - Д. 60. Ф. 1282. Канцелярия министра внутренних дел. - Оп. 1.-Д. 303.

5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ):

6. Ф. 550. Арсений (Авксентий Георгиевич Стадницкий) митрополит Новгородский и Старорусский. On. 1. - Д. 362; д. 364; д. 365; д. 366; д. 367; д. 374;д. 375; д. 377; д. 379; д. 382.

7. Ф. 990. Мансуров Борис Павлович. Оп. 2. - Д. 165; д. 171; д. 180; д. 474; д. 475.

8. Архив Русского Географического общества (АРГО):

9. Разряд X. Вятская губерния. On. 1. - Д. 6; д. 6 а; д. 20; д. 24; д. 28; д. 53;• д. 56; д. 61.

10. Государственный архив Кировской области (ГАКО):

11. Ф. 208. Вятский губернский епархиальный училищный совет. On. 1. - Д. 10; д. 11; д. 36; д. 61; д. 491; д. 1132; д. 1265; д. 1278; д. 1305.

12. Ф. 215. Вятская духовная семинария. Оп. 2. - Д. 27; д. 34; д. 51; д. 56;1. Д. 64.

13. Ф. 238. Контора архиерейского дома. On. 1. - Д. 227; д. 246. Ф. 248. Вятское градское благочиние. - On. 1. - Д. 57; д. 58. - Оп. 2. - Д. 20; д. 61; д. 82.

14. Ф. 250. 2-е благочиние Вятского уезда. On. 1. - Д. 36; д. 39; д. 41. Ф. 270. Совет Вятского братства во имя Святителя и чудотворца Николая. -Оп. 1.-Д. 1; д. 19; д. 194; д. 204.

15. Ф. 575. Вятское управление государственными имуществами. Оп. 21, -Д. 587.

16. Ф. 576. Вятское губернское по крестьянским делам присутствие. On. 1. -Д. 104; д. 204.

17. Ф. 712. Вятская губернская чертежная контора. Оп. 19. - Алфавитный список дач Вятской губернии. Вятский уезд.

18. Ф. 810. Комитет Вятской епархиальной библиотеки читальни. — On. 1. -Д. 4; д. 6.

19. Ф. 811. Вятский епархиальный комитет православного миссионерского общества. Оп. 1.-Д. 13; д. 347; д. 721; д. 731; д. 685.

20. Ф. 1091. Конкурсное управление по делам несостоятельных должников при окружном суде г. Вятки. On. 1. - Д. 128; д. 130.

21. Нормативно правовые документы

22. Устройство Православной Российской Церкви. Ее учреждения и действующие узаконения по ее управлению. Неофиц. Издание. Харьков, 1892.

23. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра III. Казань. 1898.1. Справочные издания

24. Календарь Вятской губернии на 1869, 1880, 1881, 1882, 1883, 1884, 1885, 1886, 1888, 1889, 1890, 1891, 1892, 1893, 1894, 1895, 1896, 1897 год. Вятка.

25. Отчет Вятского братства во имя Святителя и чудотворца Николая за 1885/86, 1886/87, 1887/88, 1892/93, 1894/95, 1895/96, 1896/97, 1897/98, 1898/99, 1899/1900, 1900/01, 1901/02, 1902/03, 1903/04, 1904/05, 1905/06 год.-Вятка.

26. Отчет Вятского комитета православного миссионерского общества за 1872, 1873, 1875, 1887, 1891, 1892, 1893, 1896, 1898, 1903, 1904, 1905, 1906, 1914 год. Вятка.

27. Отчет комитета по призрению нищих г. Вятки за 1896. Вятка, 1897. - 52.

28. Памятная книжка Вятской губернии на 1854, 1855, 1856, 1857, 1860, 1867, 1868 год. Вятка.

29. Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1870, 1873, 1899, 1900, 1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916 год.-Вятка.

30. Памятная книжка Архангельской губернии на 1864 год. Архангельск.: Изд. Архангельского губ. стат. комитета, 1864.

31. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897. Общий свод по империи результатов разработки данных Первой всеобщей переписи населения, произведенных 28 янв. 1897. СПб., 1904. - Т. 10.

32. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995.

33. Рубакин Н. Россия в цифрах. СПб., 1912.

34. Миссионерские общества в России // Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауз И. А. Ефрон. 1890 г. -М.: Тера, 1990. - Т. 19. - С. 446-449. Селиванский А. Ф. Вятская губерния //Там же.-Т. 14.-С. 735-738.

35. Дневники, письма и воспоминания

36. Булгаков С. Автобиографические заметки. Париж, 1991.

37. Витте С. Ю. Избранные произведения, 1849 1911 г.г. - М., 1997. - В 2 т.

38. Гиляров — Платонов Н. П. Из пережитого. СПб., 1886.

39. Жеваров Н. Д. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода. -М., 1993.

40. Златовратский Н. Н. Воспоминания. М., 1956.

41. Евлогий. Путь моей жизни. — М., 1994.

42. Лавров М. Е. Автобиография сельского священника. Владимир, 1900.

43. Лесков Н. С. Собрание сочинений в 12 т. М., 1989. - Т. 6.

44. Луппов П. II. Автобиография. — Киров, 1947. (машинопись, хранится в отделе краеведческой литературы Кировской библиотеки им. А. И. Герцена).

45. Письма Епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным людям. Выпуск II. -СПб., 1993.

46. Победоносцев К. П. и его корреспонденты. Тайный правитель России. Письма и записки. 1866-1895. Статьи. Очерки. Воспоминания. -М., 2001

47. Очерки бурсы // Помяловский Н. Г. Полное собрание сочинений. — Варшава, 1913.-Т.2.

48. Попов А. Воспоминания причетнического сына. Вологда, 1913.

49. Савва. Хроника моей жизни. СПб., 1902.

50. Сычугов С. И. Записки бурсака. М. - Л., 1933.

51. Успенский И. В. Из прошлого. М., 1889.

52. Успенский П. В. Повести, рассказы и очерки. М., 1957.1. Периодическая печать

53. Вятская речь. 1908. - № 7. - С.З - 4. Там же. - № 16. - С. 3. Там же. - № 17.

54. С. 2. Там же. № 21. - С. 3. Там же. - № 22. - С. 3. Там же. - № 25. - С. 3 - 4.

55. Там же. № 29. - С. 3. Там же. - № 32. - С. 4. Там же. - № 37. - С. 3. Там же.45. -С.З. Там же.-№ 101.-С. 4. Там же.-№ 102.-С.З. Там же.-№ 103.- С. 3. Там же. № 103. - С. 3. Там же. - № 105. - С. 3. Там же. - № 252. - С. 3.

56. Там же. 1909. - № 124. - С. 4. Там же. - № 163. - С. 4. Там же. - № 200. - С. 3.

57. Там же. 1910. - № 129. - С. 3 - 4. Там же. - 1913. - № 20. - С. 4. Там же.

58. С. 3 - 4. Там же. - № 50. - С. 3. Там же. - № 81. - С. 3. Там же. - № 252.- С. 3 4. Там же. - 1915. - № 138. - С. 3 - 4. Там же. - № 143. - С. 2. Там же.

59. С. 3 - 4. Там же. - № 208. - С. 3. Там же. - № 260. - С. 2.

60. Вятский край. 1913.-№ 156.-С. 1. Там же.-С. 3. Там же. - 1913.-№250.1. С.З. Там же.-№251.-С.З.1. Литература

61. Аквилонов Е. П. О Соборности Церкви. В связи с вопросом о восстановлении всероссийского патриаршества. СПб., 1905.

62. Аксаков С. А. Сочинения. Т.4. М., 1886.

63. Александро Невский собор в г. Вятке. - Вятка: Губернская типография, 1903.

64. Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856 1904 гг. — СПб., 2003.

65. Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Самара, 2000.

66. Анахина М. В. Русская православная церковь в Забайкалье (XVII начале XX вв.) Автореферат дисс. канд. ист. наук - Улан - Уде, 2000.

67. Бабкин М. А. Приходское духовенство Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году // Вопросы истории. 2003. - № 6. - С. 59 -71.8.11.12,13,14,15,16,17,18,19,20

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.