Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Лутфуллоева, Парвина Махмадуллоевна

  • Лутфуллоева, Парвина Махмадуллоевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 161
Лутфуллоева, Парвина Махмадуллоевна. Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2015. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лутфуллоева, Парвина Махмадуллоевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО

ПРАЗДНИКА НАВРУЗ

1. Проблемы возникновения праздника Навруз и

его культурно-философские аспекты

2. Празднование Навруза и основы астрономического летоисчисления

3. Исторические сведения о международном

статусе праздника Навруз

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНО - НРАВСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРАЗДНИКА НАВРУЗ ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

1. Содержание и сущность нравственной значимости

праздника Навруз

2. Познавательная и нравственная значимость праздника Навруз

3. Методы и способы ознакомления учащихся с познавательно -нравственной значимостью праздника Навруз в системе внешкольных

мероприятий

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

23-го февраля 2010 года по инициативе ряда восточных стран ближнего и дальнего зарубежья: Таджикистана, Ирана, Афганистана, Азербайджана, Туркменистана, Турции, Кыргызстана, Узбекистана - и при поддержке Организации Объединённых Наций древнейший земледельческий праздник персеязычных народов Навруз был признан международным праздником, включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, что вовсе не случайно:

В развитии современной цивилизации это проявление не только способствует, но и доказывает, что современный мир основывается на высших нравственных и образовательных ценностях. В этом плане велика познавательно-воспитательное и культурное наследие международного праздника «Навруз».

Если заглянуть в историю, то более чем 6.000 лет тому назад народы Центральной Азии, Ирана и Афганистана, Индии и Пакистана, Кавказа и Ближнего Востока, а также ряд других стран с нетерпением ждут праздника «Навруз», во время его торжества соблюдают национальные обычаи и традиции.

Примечательно, что «Навруз» чисто таджикское слово, которое означает «новый день», начало нового года. Его истоки и начало связывают с именем одного из первых королей - Джамшедом (Йима Блистательный в Авесте, Яма в Ведах и др.), восхождением на престол.

Когда Джамшед сел на трон, приказал, чтобы этот день праздновали как новый и прекрасный день.

Великий таджикско-персидский поэт Фирдоуси пишет по этому поводу:

«Ч,а*он анчуман шуд бар тахти уй Аз он баршуда фарраи бахти уй. Ба Чдмшед - бар гавхдр афшонданд, Map он рузро рузи нав хонданд». (122, 64).

Словно Солнце небесных высот, Сиял повелитель прославленный тот. Сходился народ на его торжество, Дивился величью царя своего. Джамшида, осыпав алмазным дождем, Назвали тот радостный день Новым днем. То день был Ормазд, месяц был - Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли

Омар Хайям в «Наврузнаме» пишет по этому поводу: «Как нашёл Джамшед этот день, Наврузом назвал и праздник устроил, и после его другие короли и народ продолжили его дело».

Появление Навруза в «Тарихи Балами» также связано с именем Джамшедом. Шах Джамшед позвал к себе мудрецов и учёных и спросил: -Что может держать власть? Они ответили: « - Быть справедливым и делать добро людям». После этого шах Джамшед восторжествовал справедливость в своей стране и сказал учёным: «Отныне я буду спрашивать у вас совета, и поступать только по справедливости». И этот день был днём фарвардин, то есть мартовским днём весеннего месяца. И был назван этот день Наврузом. (118,13)

Но если обратиться к другим историческим источникам, то можно узнать о том, что Навруз праздновался ещё до первых королей, как символ торжества света над тьмой, доброты над злом, справедливости над беззаконием, символ чистоты и свободы человека.

У наших предков был хороший обычай: во время празднования Навруза люди прощали друг другу грехи, помогали бедным и нуждающимся, становились добрее.

Готовясь к встрече Навруза, который олицетворяет собой новый день, пробуждение и возрождение природы, земли и самой жизни, люди издревле приводили в порядок свои дома и земельные участки, улицы и дворы, делали ремонт, занимались уборкой, сажали деревья и цветы.

В мире много разных праздников - религиозных, народных, государственных, профессиональных, официальных и семейных, которые мы чтим и любим. Но древнейший праздник Навруз - один из ярчайших, красивейших праздников, который действительно олицетворяет пробуждение и обновление природы и земли, единство человека с природой, приход нового года, то есть это, по сути, новогодний восточный праздник.

Этот праздник весны и молодости, символ расцвета, светлых надежд и обновления, с каждым годом проходит в республиках Центральной Азии всё более масштабно, демонстрируя то, что он по праву считается культурным наследием восточных народов, испытавших немало перемен за свою долгую историю. В современном независимом Таджикистане Навруз, как было отмечено выше, приобрёл международный статус, и год за годом становится всё более значимым национальным праздником, изящным и красивым.

С наступлением этого праздника каждая семья ощущает счастье и надеется на новые добрые перемены, всюду царит радостное настроение и веселье, а дехканин сеет в благодатную почву зерно в надежде получить хороший урожай. Таджики тысячелетиями старались сохранить для будущих поколений праздник Навруз, как и свой родной язык, и сегодня, в современном глобализирующемся мире, он является частью национального менталитета и национальной гордостью таджиков.

Навруз - это великая школа воспитания. Его с нетерпением ждут дети в школах и детских садах, в своих домах и в интернатах. Через этот праздник дети познают гуманность, национальную гордость, благодеяние и добро, стыдливость, труд и трудолюбие, самопознание и патриотизм, наблюдение и

защиту природы, смелость и храбрость, красоту и эстетизм, чистоту души и тела - приобретают, одним словом, все нравственные, моральные и образовательные качества.

Всё это реализуется в том случае, когда смысл и мотивы этого поистине масштабного по величине праздника находят теоретическое и практическое обоснование с педагогической точки зрения. С одной стороны, потребность нравственного и морального воспитания школьников во время чествования национального праздника «Навруз», с другой - недостаточность изучения проблемы послужили основанием для выбора темы исследования.

Актуальность выбора данной темы и проблематики подтверждают следующие факторы:

- данная тема не изучена в теоретическом аспекте в педагогике;

- важность познавательной и нравственной значимости выбранной темы во внеклассных мероприятиях;

- выявление теоретической и практической ценности празднования «Навруз» как мудрой школы воспитания в процессе проведения внешкольных мероприятий.

Степень исследования темы

Навруз интернациональный и всенародный праздник. Это его качество и отличительная особенность отражается в докладах, поздравлениях, статьях политиков (Хусрава Парвиза, Бузургмехра, Исмаила Сомони, Низомулмулка, Балами, Б. Гафурова, Эмомали Рахмона), философов (Мирджалолудина Каззози, Джалолудина Оштиёни, Мухамада Рашшода, М. Динаршоева, К. Олимова, Акбара Турсуна, С. Кодир), историков (Б. Гафурова, А. Шишова, В. Бартольда, М. Ханыкова, В. Наливкина, М. Андреева, Ю. Якубова, Л. Мухторова, С. Рахимова), литераторов (С. Айни, И. Брагинского, С. Табарова, М. Шакури, X. Мирзозода, С. Сабзаева, А. Суфизода ...), учёных, поэтов и писателей (А. Рудаки, А. Фирдоуси, Ибн Сина, А. Беруни, Омар Хайяма...) учёных -педагогов (М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзода, И. Каримовой, Д. Латыпова,

А. Нурова, К. Абдурахимова, К. Кадырова., С. Сулаймони, С. Негматова, С. Шербоева и др.).

Исследование и анализ научных и творческих работ показывает, что об истории, географическом ареале праздника Навруз историки и особенно поэты писали достаточно много в своих трудах и произведениях.

Вместе с тем, теоретическая и прикладная значимость исследования, а также познавательно-нравственная значимость праздника Навруз в условиях семьи и школы остался в стороне и не изучался как отдельный предмет исследования.

Цель исследования - обосновать празднование международного праздника Навруз, его познавательно-нравственную значимость в системе внешкольных мероприятий.

Объект исследования - праздник Навруз в образовательных учреждениях.

Предмет исследования - познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруза в системе внешкольных мероприятий.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвигается следующая гипотеза: Познавательно - нравственная значимость праздника Навруз среди учащихся усиливается в том случае, если:

а) учащиеся воспринимают исторические предпосылки появления праздника «Навруз», его географического распространения;

б) понимают, что праздник Навруз - символ надежд, чаяний и желаний таджиков и других народов Востока, является школой национального самосознания, нравственного воспитания, источником духовного образования;

в) принимают активное участие в организации и проведении праздника «Навруз» в масштабе своего города, школы, семьи и пр.

Основная цель и гипотеза дали возможность, конкретизировать задачу исследования:

1.Определить историю появления праздника «Навруз» и его могущественность по сравнению с другими праздниками.

2. Раскрыть познавательно-нравственную значимость праздника «Навруз» как высшей школы воспитания.

3.На экспериментальной основе проверить педагогическую и познавательно-нравственную значимость праздника Навруз во внешкольных мероприятиях.

4. Использовать эффективные методы и способы технологии организации и проведения внеклассных мероприятий по празднованию «Навруз».

Методологические основы исследования - состоят из законов диалектики о природе и обществе, нравственных и общечеловеческих ценностей, основных идей философов, социологов, историков, психологов и педагогов.

Источниками исследования явились: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан, Национальная концепция образования в Республике Таджикистан, Государственный стандарт общего и среднего образования в Таджикистане, Постановление и решение правительства Таджикистан в сфере образования, решение ЮНЕСКО о празднике Навруз с 23 февраля 2010 года. Исследователь также опирался на труды мыслителей таджикского народа, зарубежных и отечественных психологов и педагогов.

Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ исторической и педагогической литературы, художественных и фольклорных произведений, изучение народных традиций и обычаев, опыта конкретных семей, учителей и отдельных школ, а также ежегодных сценариев празднования Навруза (прежде всего, в праздничном комплексе «Наврузгох» Республики Таджикистан, где наиболее массово, ярко и масштабно отмечается этот праздник); организация и проведение опытных и экспериментальных работ, бесед, проведение встреч с творческой и научной интеллигенцией

республики, заслуженными людьми, имеющими большой жизненный опыт, анкетирование, тесты и др.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в трёх этапах.

На первом этапе (2007-2009 годы) изучены исторические, философские, литературные источники, анализирована этнография праздника Навруз, передовой опыт школ, обоснована тема и её актуальность.

На втором этапе (2010 - 2011 годы) подготовлены материалы для руководителей и классных руководителей опытных школ, проводился педагогический эксперимент, где исследовалась эффективность выдвинутой педагогической технологии празднования «Навруз» в системе внешкольных мероприятий.

На третьем этапе (2012 - 2014 годы) подведены итоги опытных и экспериментальных работ, систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы, сформулированы общие выводы и заключение. Результаты работы оформлены в виде диссертационного исследования.

Основная база исследования

Исследование проводилось в школах № 15, № 20, № 55, № 53 (город Душанбе), школах № 4, № 5, № 12 (город Курган-Тюбе), и в школах № 18, № 20 Бохтарского района.

Экспериментальной работой охвачено 36 учителей и 358 учеников.

Научная значимость исследования состоит в том, что в нем:

- теоретически обоснованы концептуальные положения и принципы организации внешкольных мероприятий в изучении и обобщение сущности и познавательно-нравственной значимости международного праздника Навруз, формирование бережного, доброго отношения учащихся к обычаям и традициям национальных праздников, воспитание самосознания и национальной гордости, уважение к обычаям и традициям предков;

- доказана эффективность проведения мероприятий, направленных на формирование национального самосознания подрастающего поколения в

контексте знания духовных и патриотических ценностей празднования «Навруз», его великой значимости для формирования культуры толерантности и уважения к человеку, природе, материальным и духовным ценностям своего народа;

- применительно к проблематике исследования доказана ценность воспитания подрастающего поколения на основе изучения национальных традиций, произведений художественной литературы, посвященные празднику «Навруз» - начала нового года по восточному лунному календарю, начало новой трудовой жизни, символу урожая, благосостояния и благополучия народа;

- определены условия реализации плана воспитательных мероприятий по реализации ценностно-духовной значимости программы формирования духовно-эстетической культуры учащихся в контексте празднования «Навруз» в системе внеклассных мероприятий;

- разработана и экспериментально апробирована технология проведения внеклассных мероприятий по воспитанию подрастающего поколения на традициях национальной культуры, формирования у школьников духовно-эстетической взгляда к празднованию «Навруз».

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:

- получены новые научные данные о значимых этнопедагогических предпосылках и духовно-эстетических ценностях празднования «Навруз»;

-доказана обоснованность системы внешкольных мероприятий, посвященные празднику «Навруз» по формированию духовно-эстетической культуры учащихся на основе соблюдения национальных традиций таджикского народа;

- раскрыты и конкретизированы ценностно-нравственные составляющие понятия «Навруз» в формировании национального сознания, патриотизма, толерантности учащихся, к их приобщению к величайшей культуре арийской цивилизации.

Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что:

- раскрыты перспективы практического использования теоретических выводов, результатов и материалов диссертационного исследования в совершенствовании методов и приёмов реализации ценностно-нравственного подхода в формировании у подрастающего поколения чувства любви и преданности к национальным традициям;

- полученные результаты, материалы и выводы диссертационного исследования могут служить основанием для поиска новых педагогических решений, разработки авторских систем, раскрывающих приоритетные направления по совершенствованию содержания и технологии проведения внешкольных мероприятий в организации и проведения праздника «Навруз»;

- разработаны и реализованы научно-методические рекомендации, раскрывающие функциональные компетенции педагогического персонала общеобразовательных школ и других образовательных учреждений по разнообразию содержания и технологии проведения внешкольных мероприятий в организации и проведения праздника «Навруз»;

- разработанное и изданное авторское пособие - «Комуси мухтасари Навруз» (Краткий словарь Навруза) и рекомендации к нему успешно может применяться в процессе проведения различных мероприятий, связанных с празднованием «Навруз».

Достоверность теоретических положений, практических выводов и рекомендаций исследования определяется обоснованностью его исходных методологических позиций; структурно-логической схемой диссертационной работы; соответствием комплекса используемых методов предмету исследования и поставленным задачам; анализом результатов эксперимента; материалом личного опыта и экспериментальной работой автора исследования. Основные научные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в опубликованных работах общим объемом более 10,0 печатных листов.

Апробация и применение результатов исследования излагается в книге «Комуси мухтасари Навруз» (Краткий словарь Навруза), в статьях, сценариях и других напечатанных материалах, а также используются материалы, предоставленные директорами и учителями школ в канун организации и празднования Навруза, в период проведения олимпиад: «лугатдони хуб» (лучший словарист), «Навруз - мероси ниёгон» (Навруз наследие предков), «Навруз - международный праздник», на курсах и семинарах учебно-методического преподавательского центра г. Душанбе, Института повышения квалификации учителей, Института повышения квалификации учителей города Курган-Тюбе.

Результаты своей исследовательской работы автор ежегодно представляет в форме отчёта на заседаниях, семинарах и научных конференциях Института развития образования Академии образования Таджикистана.

Структура и объём диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание диссертации составляет 161 страниц, с приложением в виде различных планов - мероприятий.

ГЛАВА 1

ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАЗДНИКА НАВРУЗ.

1. Проблемы возникновения праздника Навруз и его культурно-философские аспекты.

«Являясь одним из самых любимых историко-культурных праздников таджикской нации, Навруз, как символ творения, начала новой жизни, с древних времен дошел до наших дней. Праздник Навруз для нашей высококультурной и цивилизованной нации во все времена был священным. Наши предки даже в тяжелейшие исторические периоды, когда чужеземцы запрещали празднование Навруза, всеми средствами хранили и берегли этот жизнетворящий праздник, отвечающий надеждам и чаяниям народа».(118, 4)

Навруз, являясь всемирным праздником, отражает все стороны жизни - космос, природу и общество. Эти качества и особенности праздника Навруз в какой-то мере находят своё отражение в выступлениях, поздравлениях, статьях и книгах политических деятелей (Хусрава Парвиза, Бузургмехра, Исмоила Сомони, Низомулмулка, Балъами, Гафурова, Эмомали Рахмона), философов (Мирджалолудина Казози, Джалолудина Оштиёни, Мухаммада Икбола, Мухаммада Рашшода, Myco Диноршоева, К. Олимова, Акбара Турсуна); историков (Б. Гафурова, А. Шишова, В. Бартольда, Н. Ханикова, В. Наливкина, М. Андреева, Ю. Якубова, А. Мухторова, С. Рахимова, М. Хазраткулова, Э. Табари, И. Осимова, В. Дуанта, Н. Негматова, М. Кудованди, Иброхима Пурдовуда, Абдулазима Ризои, А. Кристенсена, П. Джамшедова, Р. Шахрзода, Р. Довудова); литературоведов (С. Айни, И. Брагинского, С. Табарова, М. Шакури, X. Мирзозода, Р. Ходизода, А. Суфизода, Р. Ахмадова, В. Саидзода, С. Фатхулло, А. Сайфуллаева), ученых, поэтов и писателей (Рудаки, Фирдоуси, Ибни Сино, Бируни, Омара Хайяма, Носира Хусрава, Джалолуддина Руми, Саади Ширози, Гафиза Ширази, Бедила, Ахмада

Дониша, С. Айни, М. Турсунзаде, Лоика Шерали, С. Сабзаева, Гаффора Мирзоева. X. Гоиба, Р. Назри, Гулрухсор, Зулфии Атои, Фарзоны, М. Миррахимова, Саидали Мамура, Шерали Мусо, Амиршохи Хатлони, Зиё Абдулло, Мухаммадалии Аджами, Озар, Рустами Хомарахш), ученых-педагогов (М. Лутфуллаева, Ф. Шарифзаде, И. X. Каримовой, Б. Рахимова, X. Рахимова, С. Сулаймони, Н. Нурова, X. Рахимзода, К. Кадырова, Д. Латыпова).

Анализ и исследование завершенных работ показывает, что истории, географическому распространению праздника Навруз, особенно его художественному изображению, посвящено немало произведений поэтов.

Исследователь Фотех Абдулло подчеркивает, что существует немало различных преданий и легенд о проблемах возникновения этого священного и благословенного праздника. «Некоторые считают, что Навруз имеет земные корни и соотносится к правлению Джамшеди Тахмураси Пешдоди, который был одним из могущественных государей древности. Согласно высказываниям Абулкасыма Фирдоуси в «Шахнаме», за 700 лет своего правления Джамшед научил людей плавлению железа, изготовлению военных снаряжений, вязанию разнообразных материалов, шитью одежды и распространил в стране знания и культуру». (118, 41).

По утверждению просвещенного мудреца Туса, однажды Джамшед воссел на трон и с помощью дивов (т. е. джинов) поднялся в небо и путешествовал, и этот день назвался новым днём, который вошёл в привычку вельмож праздновать «Навруз»: Весь мир склонился перед ним, Очарованный его сиянием. Осыпали Джамшеда жемчугом, И тот день назвали новым днем. Начало нового года с фарвардина Очищает тело и сердце Веселятся вельможи, Играют музыканты,

Такой счастливый праздник с тех дней,

Дошел до нас как наследие тех царей.

Бируни, приведя данную легенду Фирдоуси, добавляет следующее: «Сказывается, первым кто выбрал этот день, был древнеиранский царь Джам, а впоследствии его называли также Джамшедом. «Джам» в значении месяц и «шод» или «шед» - его свет, сияние.

По утверждению этого учёного из Хорезма, «относительно названия этого дня историки дают противоречивые сведения. В частности, говорится, что Джамшед воссел на престол в тот день, который назвали Наврузом. Другие говорили, что во времена Тахмураса появилась община праведников, и как только Джамшед воссел на трон, возродил прежнюю религию и поэтому праздновали начало его правления».(11, 9).

По Бируни выходит, что во времена Тахмураса арийцы были звездопоклонниками, а в эпоху Джамшеда вновь стали маздакитами.

Данную легенду в другом виде можно прочитать в «Фарханги Деххудо», источник которого неизвестен: «Джамшед путешествовал по свету, дойдя до Азербайджана, повелел поставить золотой трон на большой высоте в сторону Востока, (по легенде, это был первый трон в истории человека) и сам, надев корону, воссел на тот трон. Когда лучи солнца достигли короны и трона, возник отблеск света, то есть золото блестело под солнечным светом и стало светить, люди кричали от радости и говорили: «Это новый день», и так как на языке пахлави луч называют «шед», то его назвали «Джамшедом» и от него пошло это празднование». (118,43).

Преподаватель университета имени Мухамада Таботабои

Мирджалолудин Казози о значении слова «Навруз» пишет следующее:

«Слово «Навруз» означает «новый день». На языке пахлави используется

как Нукруз и в этой пахлавийской структуре переносится на арабский

язык». Это значение наблюдается и в статье академика АОТ М.

Лутфуллаева, который пишет: «Национальный праздник Навруз -

национальная слава»: «Народы различных стран на свой лад употребляют

15

слово «Навруз», но он остаётся всё тем же Наврузом, то есть «новым днём» и является нашим национальным праздником». (76, 146).

Однако арабский историограф Макдиси ссылается на другую легенду: «Джамшед - шах пешдодийцев повелел построить для него колесницу, и когда он сел на колесницу, был первым днём месяца фарвардин (1-й месяц года по солнечному календарю, начало которого соответствует 21-22 марта), проявившимся в своём полном блеске и сиянии, и тот день назвали Наврузом. (118, 42 - 43).

Бируни в другой легенде традицию празднования Навруза относит ко времени правления Джамшеда, но связывает её с избиением Ахримана и поиски изобилия: «Нечистый и скверный Ахриман лишил людей изобилия и их постиг голод. Ветер не веял, не шли дожди. Травы высохли, и наступила засуха, а планета чуть ли не превратилась в небытиё. Тогда Джамшед по велению Всевышнего отправился на юг, на поиск Ахримана. Некоторое время остался там, пока изобилие возвратилось, и люди спаслись от голода. И в это же время Джамшед вернулся в свет. В этот день каждая высохшая трава позеленела и люди воскликнули: «Вот, вот, новый день!» И каждый человек в этот день посеял ячмень. Впоследствии эта традиция укоренилась среди иранцев. Они во дворе дома сеяли семь видов зерен на семи рядах, и эти зёрна дали хороший урожай» (118, 43).

В «Тарихи Балъами» традицию празднования Навруза связывает с добродетельностью и справедливым деяниям Джамшеда: «Джамшед собрал учёных и мудрецов и спросил их: «Что сохраняет и укрепляет государственность?» Ответили: «Справедливое и доброе деяние в отношении к народу». Тогда Джамшед распространил добро и справедливость и повелел ученым: «В дни моего правления вы укажите на всё то, что справедливо, и я поступлю так, как вы скажете».

И этот день совпал с первым днем месяца фарвардин. И был назван день Наврузом.

Но Омар Хайям в «Навруз-наме», хотя празднование Навруза и

относит к эпохе Джамшеда, но его источник видит в возрождении природы

16

и в весеннем равноденствии: «праздник называется Навруз, так как Солнце в течении 365 дней в четвертую часть первой минуты доходит на созвездия Овена, Джамшед распознал это и назвал Наврузом и традиционно праздновал его». (118, 43).

Шахристони в «Алмилал ваннихал» утверждает, что Навруз имеет природное, земное и временное основание: «Навруз - это тот день, когда Солнце достигает созвездия Овена. В определении этого дня бытуют различные мнения. Самое известное, из них то, что Навруз - это день, когда солнце после заката останавливается на созвездии Овена. Если солнце после заката достигнет созвездия Овена, то после него наступит Навруз». Исследователь Мирбобо Миррахим в книге «Праздник Навруза и мироведение» приводит различные взгляды ученых об истории этого древнего праздника, в том числе пишет, что «Известный ученый -авестовед Пури Довуд относительно времени, в котором жил Заратустра, подчеркивает следующее: согласно данным, переданным посредством пахлавийских надгробных камней, Заратустра проживал во второй половине VII - начале VI века до нашей эры. Однако писатели Греции и Рима полагают более древнюю историю возникновения религии в Иране. Именно на этом основании мы имеем право поддерживать мнение ученых о 7-тысячилетней истории Навруза. Потому и Муса ибн Иса-ал Кисрави об истории праздников высказывает следующее: «Навруз распространен Джамшедом, а Мехргон (праздник осеннего равноденствия) - Афредуном, Навруз появился на много лет раньше Мехргона».

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лутфуллоева, Парвина Махмадуллоевна, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авеста. Избранные гимни. Душанбе «Адиб», 1990. 174 с.

2. Айнй С. Ёддоштдо, Нашриёти давлатии Точикистон, Душанбе, 1962. 645. стр.

3. Адаш Истад., Аскаралй Рачаб. Х,икоях,о аз рузгори Борбад. Рассказы о снсизни Борбада. Душанбе, «Адиб», 1990 г.

4. Акбари Турсон. Боз ин чй чавонист заминрову замонро!// Точикистон ватани Навруз аст. Земля полна молодости. Таджикистан родина Навруза. Душанбе.-2012. - С.23-33.

5. Александров В. Б. Общечеловеческие ценности: диалог культур/Культура и ценности. - Тверь, 1992. - с. 22 - 23.

6. Алиева Н. Проявление национальных традиций в музыкальной форме произведения композиторов Азербайджана //Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки - Ташкент, 1983.-300 с

7. Алмансури И. Мусульманские праздники и обряды. - М.: Леном, 1990 -175с.

8. Амир Фаридуни Гургонй. Навруз. - Техрон: Суруш, 2004.-134 с.

9. Антология таджикской поэзии. - М.: Гослитиздат, 1951, - 608 с.

10. Антология педагогической мысли таджикского народа. - Душанбе: Матбуот, 2009. - 448 с.

11. Анчумани Навруз: дастури омузишй; Пажудишгохи рушди маорифи АТТ. - Душанбе, 2012.-118 с.

12. Арипов М. Из истории педагогической мысли таджикского народа. -Душанбе. Ирфон, 1962. - 143 с.

13. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М.: Знание, 1978. - 64 с.

14. Асгар Обхизр. Воспитательные традиции национального единства молодёжи в контексте праздничной культуры Ирана. Под. Ред. Проф. Сулаймони; Академия образования Таджикистана. - Душанбе: Ирфон, 2013.- 166 с.

15. Афзалов X., Рах,имов Б. Таърихи педагогикаи халкд точик. История педагогики таджикского народа- Душанбе: Маориф, 1994. - 192 с.

16. Ахмадов Р. Наврузи оламафруз. Озаряющий Навруз.— Душанбе, 1978.

17. Ахмад Рузй. Ч,ашни Навруз аз диди Хайём. Праздник Навруз с точки зрения Хайяма. «Ч,ум^урият», 20 марта 2003 г.

18. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

19. Бабанский Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения (Текст). - М. : Педагогика, 1978. - 300 с.

20. Бартолд В. В. «Таджики», cor. Т. 11, с. 1. Москва, 1963 г.

21. Бахриддин Мирзоев., Махфират Юсуфй. «Пайки Навруз - гулчини мацолот ва ашъори наврузй». - Душанбе - 2012.

22. Бахром, Амир Ах,мадиён. Накдш Навруз дар бозсозии хдвзаи тамаддун ва нуфузи Ирон дар Осиёи Марказй ва К^афкоз Роль. Навруза в изменении региональной цивилизации и влиянии Ирана в Центральной Азии. //Х,амшахрии дипломатики - Техрон. - №12. - 1385.

23. Беруни А. «Осор - ул - бок;ия». Душанбе, 1990 г.

24. Бертелс Е. Э. «Персидский - дари - таджикский». Сталинабад, 1954 г.

25. Бобохонов М. Таърихи тоцикони ч,ах,он. История таджиков мира. Душанбе, Маориф, 1999 г.

26. Бобоназаров Б. «Авасто». Газета «Ч,умхурият», 2002 г. Авеста.

27. Богданова О. С., Черенкова С. В. Изучение учащихся в процессе нравственного воспитания // Советская педагогика. - 1983. - №2. - С. 18-24.

28. Богданова О. С., Катаева Л. Н., Шамшурина А. Л., О нравственном воспитании подростков. - М. Просвещение. 1979. - 170 с.

29. Бозор Собир. «Чашми сафедор». Глаз берёзы - Душанбе. 1992.

30. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов - на - Дону: РГПУ, 1993. - 113 с.

31. Боярчук В. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Вологда, 1988.-74 с.

32. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

33. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.

34. Брагинский И. С. Из истории таджикской народной поэзии. - Элементы народно - поэтического творчества в памятниках древней и средневековой письменности. - Москва, «Наука», 1956. - 496 с.

35. Брагинский И. С. От Авесты до Айни. - Душанбе: Ирфон, 1981. - 256 с.

36. Брагинский И. С. Очерки из истории таджикской литературы. Сталинабад, 1956 г.

37. Весенние праздники. - М., 1978.

38. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1977. - 159 с.

39. Вопросы ритуала и культуры в мусульманском праве. - М., 1979.

40. Гафуров Б. Точикон. Китоби 1, 2. Душанбе: Ирфон, 1989. - 380 е., 430 с.

41. Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. Пособие для студентов институтов культуры, /Д. М. Генкин. -Москва: «Просвещение», 1975. - 140 с.

42. Герасимов С. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С. 14-15.

43. Гёвен, Абдуллох,. Ойин, ойинсозй ва фархднги оммаписанди динй// Обычаи, обычитворение и религиозная массовая культура. Фаслномаи Анчумани иронй. -Техрон, 1385.

44. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. - М.: Просвещение, • 1984.- 175 с.

45. Гужова И. В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода/Дис. На соискание учёной степени канд. Филос. Наук, Томский гос. Пед. Ун-т, Томск, 2006.

46. Дюмоздия, Жорж. Замони фарогат аз дидгохд таърихй ва чомеашиносй// Время досуга с точки зрения истории и социологии, тарч. Одина Мино, 1372. - 452 с.

47. Евграфова А. А. Социально - педагогические условия воспитательного воздействия государственного праздника на молодежь в учреждениях культуры// Вестник МГУКИ. - 2010. - №4. - С. 140 - 144.

48. Ёдгорих,ои тамаддуни ориёй (Матн). Наследие арийского развития,-Душанбе: Ирфон, 2006, - 48 с.

49. Жарков А. Д. Технология культурно - досуговой деятельности. -М.:МГУК, 1998.-278 с.

50. Житульский К. Праздник и культура. - М.: Прогресс, 1985. - 297 с.

51. Жан - Жак Руссо. Эмил или о воспитании. Душанбе, «Ирфон», 2012, 380 с.

52. Зарин А. Е. Царские равлечения и забавы за 300 лет. - Л.: Изд. Международного фонда истории науки. - 1991. 131 с.

53. Зимел, Чррч. Вак;ти фарогат дар зиндагй. Досуг в жизни. - Нашри Андеша, 1359.-284 с.

54. Ибни Сино. «Осори мунтахаб». Ч,илди 1. (Матн). - Душанбе: Дониш, 2005. - 852 с.

55. Иномова М. О. Педагогические основы использования национальных ценностей в духовно - нравственном воспитании детей в семье: автореф. Дис... д-ра пед. Наук. - Ташкент, 1998. - 37 с.

56. Ироъаи мураббиёни бузурги мусалмон дар бораи тарбияти кудак (Ибни Сино, Еаззолй ва Хоч;а Насриддини Туей). Идеи мусульманских учёных о воспитании ребёнка.- Техрон: Вазорати омузиш ва парвариш, 1368/1989. -146 с.

57. Исоев С. Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье. Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Ташкент, 1980. - 20 с.

58. Искусство таджикского народа. Вып. 4 (Текст). - Душанбе: Дониш, 1979.-216 с.

59. История таджикского народа (1917 - 1941 г) Том 5. (Текст) Душанбе: ПОО «Импер. - групп» 2004. - 752 с.

60. Кайковус У. К^обуснома. - Кабуснаме. Душанбе: Адиб, 1990. - 155 с.

61. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - №2. - С. 4-8.

62. Каримова И. X. Культура - источник гуманизма. Душанбе 1998. - 162 с.

63. Казакина М. Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Учеб. пос. к спецкурсу. - Л. : ЛГПИ, 1983. - 82 с.

64. Кубанцева Е. А. Как воспитывать нравственное поведение (Текст). - М., 1986.- 118 с.

65. Коллективно - творческие дела, инсценировки, праздники, аттракционы, розыгрыши, игры, сценарии. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.

66. Консепсияи миллии тарбия дар Ч,умх,урии Точикистон. Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан - Душанбе, 1995. - 26 е..

67. Консепсияи мактаби миллии Чумдурии Точикистон. - Концепция национальной школы в Республике Таджикистан. Душанбе, 1995. - 26 с.

68. Крдиров К^. Таърихи тарбия аз ахди бостон то замони Сомониён. История воспитания с древних времён до Сомонидов. Душанбе, 2012. - 240 с.

69. Крмуси мухтасари Навруз. Краткий словарь Навруза. Лутфуллоева П. Душанбе, Ирфон, 2014, стр. 145.

70. К^ръони мачид. - Коран. Техрон: Интишороти доиратулмаорифи К^ръон.- 1391.

71. Латыпов Д. Н. Интернациональное воспитание рабочей молодёжи средствами культурно - просветительной деятельности (Текст). - Душанбе: Ирфон, 1990. - 144 с.

72. Лебедева О. А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. //Реабилитация. Образование. Развитие. СП б, 2008.

73. Лутфуллоев М - Осор - 5, Сборник сочинений - Душанбе, 2013 .

156

74. Лутфуллоев М. Инсон ва тарбия. Человек и воспитание. Душанбе, 2008, 320 стр.

75. Лутфуллоев М. Шарафномаи миллат, Почётная книга нации. Душанбе, «Сарпараст», 2003, стр. 148.

76. Лутфуллоев М. Навруз ва чойгохд расму ойинх,ои мардумй дар тарбият// Навруз и роль традиций и обычаев в воспитании. Паёми Академияи тадсилоти Точикистон. - Душанбе. - 2013. - С. 129 - 130.

77. Лутфуллоев М. Эх,ёи педагогикаи ачам. - Возрождение педагогики Аджама. Душанбе: Ирфон, 1997. - 150 с.

78. Лутфуллоев М. Дидактикаи муосир. Современная дидактика. (Матн). -Душанбе: Маориф ва фархднг. 2010. - 432 с.

79. Лутфуллоев М., Абдурахимов К. Асос^ои таадщоти илмй. Основы научных исследований. Курган-тюбе, 2014, 40 с.

80. Лутфуллоев М., Аруси Имом Х^сайн. Душанбе, «Маориф ва фархднг, 2009, 78 стр.

81. Макаренко А. С. Воспитание детей в семье. Воспитательное значение детской литературы // Избр. Пед. Соч. в 2-х томах. Т.2. - М:Педагогика, 1977-С. 5-145; 240-242.

82. Масов Р. История топорного разделения. Душанбе, 1991 г.

83. Матонис В. П. Влияние музыкального воспитания на формирование духовного и музыкально-эстетического воспитания личности (Текст). Л.: Музыка, 1988. - 87 с.

84. Мехрдод Ба^ор. Пажух,иш дар асотири Ирон. Исследование в историях Ирана. Техрон: Нашри нав, 2009.-234 с.

85. Миллер С. Психология развития: методы исследования (Текст). -СПБ: Питер, 2002. - 464 с.

86. Мирзо Турсунзода. Сборник стихов. Том 2. Душанбе. 1962, 149 с.

87. Мирзозода. X. Таърихи адабиёти точик. Китоби 1, «Маориф», 1987, 630 с.

88. Мустафо Пошанг. Зебономх,ои ориёй. Красивые арийские имена. Душанбе. «Бухоро», 2012. 429 стр.

89. Мухдммад Гоиб, Сояи нур. Сборник стихов. Душанбе, 2014, 471 стр.

90. Наврузнома. Наврузнаме. Душанбе, 2012 г. История таджикской литературы.

91. Негматов Н. Арийская «Золотая подкова». Книга 1. СПБ, Госэрмитажа, 2003, С. 62-54.

92. Носиров Т. Оила ва тарбияи ахлок,. Семья и воспитания нравственности. (Текст). - Душанбе: Ирфон, 1981. - 200 с.

93. Олимов К. Андешах,о дойр ба фалсафа, ирфон ва худшиносй. Мысли о философии, образовании и самопознании. Душанбе, 2014, 393 стр.

94. Омар Хайям. Трактаты. — М., 1961.

95. Омар Хайям. Наврузнома. Душанбе, Адиб, 2013.

96. Организация и проведение мероприятий: Учебное пособие/Гойхман О. Я. - М.:ИНФА - М, 2010. - 120 с.

97. Паклина Т. Н. Речевые праздники в школе. //Коррекционная направленность обучения и воспитания. Под ред. Аслановой Л. А., Красильниковой О. А. СП б, 2007.

98. Праздники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп). - СПб., 1890 - 1907.

99. Повседневность и праздник. - СПб.: Интерсоцис, 2008. - С. 345 - 360.

100. Равшан Рах,монй. «Х,афт амшоспандон, хдфт сини, хдфт син ва хдфтсалом дар навруз» - Адабиёт ва санъат, 5 апрели соли 2012.

101. Рах,имов Б. Воспитание навыков и привычек культурного поведения у детей младшего школьного возраста в таджикской семье. Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Душанбе, 1963. - 80 с.

102. Рахимов Б., Нуров А. Методология ва методаои тахдицоти илмй -педагоги. Душанбе, 2014.

103. Раджабов А. Традиции классической музыкальной культуры эпохи

Сасанидов. - Душанбе: ООО «Контраст», 2005. - 108 с.

158

104. Рахдмбаева JI. А. Творческая самостоятельность как фактор формирования музыкально - эстетического воспитания (Текст): Автореф... дис. канд. пед. наук. - М., 1979. 16 с.

105. Ризо Шаъбонй. Одоб ва русуми Навруз. Обычаи и традиции Навру за. Душанбе 2011, 260 стр.

106. Ричард Фрай. Наследие Ирана., Издательство «Наука» Москва 1972. -С. 467.

107. Саади Ш. Гулистан. Гослитиздат., Москва, Б-66.

108. Саидзода Ч^. Ахдмияти байналмилалии Навруз// Анчумани Навруз: дастури омузишй; Пажух,ишгох,и рушди маорифи АТТ.-Душанбе,2012.-С.82-

109. Сафаров Ш. Национальные игры к цивилизации таджикского народа. Душанбе, 2012, 319 стр.

110. Свадковский. И. Ф. «Нравственное воспитание».- Душанбе - 1976.

111. Седова М. Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно -развивающей работы. СП б, 2008.

112. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

113. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика - М: Знание, 1978. - 96 с.

114. Сто великих праздников / Е. О. Чекулаева - М.:Вече, 2006. - 432 с.

115.Сулаймонй С. Фархднгшиносй: назария ва амалия.- Культурология: теория и практика. Душанбе: Ирфон, 2012.-454 с.

116. Сулаймонй С. Хонавода дар ислом. - Семья в исламе. Кум: Фарогуфт, 2009.- 105 с.

117. Сулаймонй С. Наврузпажухд ва чанбах,ои мухталифи он дар фархднгшиносии муосир // Исследование Навруза и его основное направление в современной культурологии. Паёми Академияи тах,силоти Точикистон. -Душанбе.-2013.-С. 131-133.

118. Суфизода А. Турсунзода ва фолклор. Душанбе, 2013, 144 с.

119.Точикистон Ватани Навруз аст.- Таджикистан родина Навруза. Душанбе. -2012. -190 с.

120. Файзулло Шарифзода. Педагогика. Назарияи инсонофар ва чомеаи фархднгй (Матн). - Душанбе: Ирфон, 2010. - 544 с.

121. Шарифзода Ф. Каримова И. X., Педагогика.

122. Файзулло Шарифзода. Актуальные проблемы современной педагогики (Текст). - Душанбе: Ирфон, 2010. - 328 с.

123. Фирдавсй А. Шохдома. Шахнаме. Душанбе, 1989, 550 стр.

124. Фельдштейн Д. И. Проблема возрастной и педагогической психологии. М. 1959, 450 стр.

125. Х,ацназар Еоиб. Нафас то бар нафас овози вак,т аст. Душанбе, «Нур», 2005,418 стр.

126. Чдмолиддин Саидзода., Мухдммадалй Афгонов. Навруз рузгори нишот асту эманй. Душанбе, 2011, 88 стр.

127. Шарофзода Р. Таърихи номх,ои Ач,ам. Душанбе, Маориф ва фархднг, 2010, с. 216.

128. Шаъбонй, Ризо. Одоб ва русуми Навруз. Обычаи и традиции Навруза-Душанбе, 2008.-229 с.

129. Шишов. Таджики. Алматы, 2006, стр. 388.

130. Шукуров М. История культурной жизни Советского Таджикистана (1971-1941) ч. 1. (Текст). - Душанбе: Маориф, 1970. - 496 с.

131. Шукуров М. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма (Текст). - Душанбе: Ирфон, 1980. - 239 с.

132. Эльчибеков К. Общее религиозно - философские и фольклорно-мифологические обоснование иерархии духовенства в исламе и исмаилизме. В сб. Религиозная и общественная мысль народов Востока. Вып. 2. М.: 1976.

133. Эмомалй Рах,мон. «Ватандустй ва худшиносии миллй». Патриотизм и национальное самопознание.- Душанбе, 1999.

134. Эмомалй Рах,мон. Навруз - мунодии сулх,у ороми // Навруз - гарантия мира и спокойствия. Точикистон Ватани Навруз аст. Душанбе, 2012. Стр.

135. Эмомалй Рах,мон. Точикон дар оинаи таърих. Аз Ориён то Сомониён. Таджики в зеркале истории. От Арианы до Сомонидов. Душанбе, «Ирфон». - 2002. - 120 с.

136. Энциклопедия персидско - таджикской прозы. Кабуснаме. Синдбад-наме. Сказки. - Душанбе: Главная научная редакция таджикской советской энциклопедии. 1990. - 510 с.

137. Юсуфзаде А. Д. Социально - психологическая классификация традиций. В кн: Закавказская конференция психологов. - Тбилиси. -

138. Юсуфшох,и Я^убшох,. Авасто. Авеста. «Маърифат», 1966, № 5 - 6.

139. Юсуфшох, Якубшох,. Точикшинос. Знаток таджиков. Душанбе, «Ирфон», 1999 г.

140. Юркевич Н. Г. Трудовой коллектив и его руководитель. - Минск: Изд

141. Якубов 3. И. Социально - педагогические аспекты использования народных традиций в воспитательной работе сельских школ Дагестана: Автор, дисс... канд. пед. наук. М., 1977. -23 с.

190.

1977.

БГУ, 1976-79 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.