Образы женщин в живописи Китая и России: иконография социальных, эмоциональных и гендерных репрезентаций второй половины XX - начала XXI. Изобразительные и художественно-выразительные средства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Юй Вэй
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 267
Оглавление диссертации кандидат наук Юй Вэй
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ЖИВОПИСИ КИТАЯ И РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
1.1 Женский образ в социально-исторической жизни общества и художественной культуре
1.2 Гендерный подход к изучению репрезентаций женского образа в искусстве
1.3. Теоретические труды, посвященные образу женщины в живописи Китая
1.4. Исследования женских образов в живописи современной России и Советского Союза
Глава II. ИКОНОГРАФИЯ И ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В
ЖИВОПИСИ РЕАЛИЗМА СССР И КНР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
2.1. Влияние советского искусства на художественную культуру молодой
Китайской народной республики
2.2. Героический образ женщины-труженицы в эпоху социалистического строительства в Китае и Советском Союзе
2.3. Героическое прошлое Советского Союза и Китая. Образ женщины-героини
Глава III. ПСИХОЛОГИЗМ И РЕФЛЕКСИЯ В ЖЕНСКИХ ОБРАЗАХ
ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА
3.1. Посттравматический синдром в женских образах китайского и советского искусства
3.2. Образ новой надежды в «весенней» живописи Китая и женском портрете СССР 1970-х и 1980-х гг
3.3. Полифония эмоциональных типов и состояний в постсоветской и китайской живописи последней четверти ХХ века
3.4. Дисгармония, карикатура и сатира в создании женских образов последней четверти ХХ века
Глава IV. НА ПОРОГЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ. ПОЛИФОНИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ ХХ1 ВЕКА
4.1. Некоторые тенденции современной живописи Китая и России
4.2. Концепция прекрасного в традициях Китая и России. Культурные архетипы и социальные стереотипы современности
4.3. Поиски современного идеала женской красоты в живописи ХХ1 века123
4.4. Социальные карикатуры и фрики в женских образах китайских и российских художников
4.5. Цитаты из мирового художественного наследия в поисках современного образа женщины
4.6. Образ матери в живописи России и Китая ХХ1 века
4.7. Портреты женщин в национальных костюмах как реакция на процессы глобализации
4.8. Поэтизация телесности в женском образе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Проблемы становления и развития станковой живописи в китайском искусстве XX века2019 год, кандидат наук Му Кэ
Роль и место масляной живописи России в художественной жизни столичных и приграничных северо-восточных провинций Китая2022 год, кандидат наук Чжан Вэньси
Российско-китайская межкультурная коммуникация в художественной жизни и творчестве китайских художников реалистической школы конца XX – начала XXI века2022 год, кандидат наук Цинь Сяофэн
Развитие жанра пейзаж в китайской масляной живописи XX - начала XXI века2017 год, кандидат наук Цзян Дэсай
Образы природы Китая в живописи китайских и российских художников (конец XIX – начало XXI вв.)2023 год, кандидат наук Ми Цяомин
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образы женщин в живописи Китая и России: иконография социальных, эмоциональных и гендерных репрезентаций второй половины XX - начала XXI. Изобразительные и художественно-выразительные средства»
ВВЕДЕНИЕ
Образ женщины является не только древнейшей, но и универсальной категорией мирового искусства. Историю искусства невозможно представить без произведений, изображающих женщин и женский мир: через воссоздание женских образов на полотнах художники стремились переосмыслить реальных, «земных» женщин, найти идеал женственности и красоты, выявить мировоззрение современниц, а также обобщить представления о прекрасном. Мировая художественная культура накопила весьма значительный опыт отображения женского начала и женственности художественными средствами. Систематизация этого опыта, установление закономерностей развития женского образа, выявление типов женских образов в изобразительном искусстве представляют значительный интерес.
Специфика репрезентации женщины в живописи определяется субъективным восприятием, внутренним миром художника, его эмоциональным отношением и представлениями об окружающем мире, и, в то же время, окружающей действительностью, национальными и региональными традициями, которые складывались на протяжении веков в определенных историко-культурных условиях. Многие ученые доказывают плодотворность исследования специфических особенностей женского образа в искусстве тех или иных стран именно в историко-культурологическом аспекте.
С другой стороны, репрезентация женщины в живописи не исчерпывается отражением окружающего мира, это результат художественного обобщения представлений о понятии прекрасного, о любви, платонической и телесной, о соотношении полов, о месте женщины в социуме, ее социальных ролях. Многообразие интерпретаций здесь также обуславливается характером развития национальной культурной традиции.
Анализ образа женщины в живописи России и Китая, соответственно, дает возможность обнаружить различные типы образов; обращение к произведениям отдельных художников демонстрирует индивидуальное, конкретное, субъективное начало в отображении женских образов; их систематизация и обобщение позволяют определить типическое, объективное в образах женщин, возникших в Китае и России за последнее время.
Данное исследование посвящено разработке целостного представления об образе женщины в живописи Китая и России второй половины XX - начала XXI века: анализу содержания и особенностей выражения женских образов в произведениях русских (советских) и китайских художников в контексте культурно-исторической среды, анализу их формирования и трансформации на том или ином этапе развития под влиянием изменений в обществе, смены социальных ролей женщины, рефлексии на темы интерпретации образа женщины в широком срезе культурных и художественных смыслов. Формирование теоретического представления о женском образе в живописи в аспекте его искусствоведческом аспекте служит установлению связей между рассматриваемой проблематикой и широким кругом культурных, исторических и социальных вопросов современности.
Актуальность темы и направленность исследования Актуальность темы данного исследования, которое призвано изучить проблему специфики женских образов в сравнительном аспекте на материале китайской и русской живописи, определяется комплексом решаемых научных, социокультурных и практических задач. Так, впервые в искусствоведении системно ставится вопрос об установлении типических черт женских образов в живописи Китая и России второй половины XX - начала XXI века, выявлении общих характеристик и отличий, рассматривается вопрос о принципах формирования и эволюции женских образов. Анализ процесса эволюции женских образов вплоть до начала XXI века позволяет создать комплексное представление,
которое открывает дальнейшие перспективы в изучении актуального состояния рассматриваемого феномена, а также основных тенденций его будущего развития.
Исследование темы женских образов в живописи Китая и России позволяет выявить глубокую связь данной проблематики с развитием национальной культуры и изобразительного искусства двух стран. Комплексное рассмотрение женских образов обеспечивает современную науку ценным материалом и концептуально значимыми выводами для изучения национальной живописи Китая и России в целом.
Степень изученности проблематики
В современной науке накоплен определенный опыт исследования различных вопросов, касающихся женского образа в живописи и искусстве в целом. Данная проблема стала предметом рассмотрения философов (А.В. Грехова, Е.О. Олихова, Г.Н. Певченко), литературоведов и филологов (М.Ю. Лотман, Н.Н. Мельникова, В.И. Молодых, Т.И. Леонтьева, О.В. Сивова), психологов (И.Н. Белкина1, С. Биркхойзер-Оэри, Ю.С. Газизова), социологов и культурлогов (Н.В. Захарова, А.А. Иконникова, М.М. Патрикеева, А.А. Пронин), искусствоведов (И.А. Абрамкин, В.В. Ванслов, М.В. Вяжевич, Ли Цзяньцюнь). Существующие на сегодняшний день исследования обнаруживают комлексность и многоплановость рассматриваемой проблематики. Кроме того, можно говорить о том, что к настоящему времени сформировалось несколько основных подходов к изучению проблем женского образа в искусстве.
Основная часть исследований данной проблематики апеллирует к той или иной национальной традиции. Источником анализа становятся важнейшие памятники национальной культуры: древняя мифология, фольклорные и литературные тексты, произведения искусства. Существует ряд серьезных публикаций по отдельным аспектам проблемы женского образа в живописи. Большой интерес представляют работы, посвященные теории и истории
1 Белкина И.Н. Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века) : Дис. ... канд. психол. наук, Моск. гос. соц. унт. Москва, 2004. 193 с.
современной живописи: В. Хофмана, Люй Пэн, Пань Цзи, Сунь Цзин, Чжан Шаося, Ли Сяошань и др. Ценным источником можно считать труды, авторы
л
которых обращаются к теме женского искусства (О.А. Воронина, А.И. Глумова , Е.Г. Лебедева, Нин Ничжэнь, Сюй Хун, Си Цзинчжи, Ляо Вэнь, Ли Цзяньцюнь, Инь Хун, Гао Ицин, Тао Юнбай, Ли Чжи, Хань Юйфэн, Чжан Юаньюань и др.). Ряд ученых, например, З.А. Ахмедова, И.В. Бережнюк, Ван Кэцзюнь, Т.С.
-5
Гамидов , Ю.А. Куприянова, О. Мерекина, Е.А. Орловская, И.И. Савенкова, Д.М. Хлызова, Чжан Лу, проводят анализ художественного творчества отдельных художников, наследующих национальные традиции тех или иных стран.
Отдельный интерес представляют монографическое исследование Чжан Юаньюань «Женские образы и их значение в произведениях искусства КНР», монографии В.Н. Кардапольцевой «Женственность в аспекте творчества» и «Женщина и женственность в русской культуре», издание «Женский образ. Русская живопись» (ред. А. Пантилеева).
Многие ученые рассматривают в своих трудах исторический аспект формирования и развития женского образа в искусстве: И.А. Абрамкин, А.А. Бобриков, Ван Янь, Дин Юаньфэй, К.П. Карагода, И.А. Панченко, Н.С. Плохих и др. Важное значение для раскрытия темы женского образа в живописи имеет концепция идеала женской красоты в культуре и эстетике России и Китая (Н.Н. Карпицкий, С.В. Кривонденченков).
Любопытные результаты дает изучение образа женщины в контексте того или иного стиля эпохи (А.А. Кабанов, М.М. Патрикеева, В.Д. Хлистун). Значимую роль в постижении женского образа в живописи играют живописные выставки. По их результатам также можно проследить важнейшие тенденции в
2 Глумова А.И. Феминистическое искусство // Мир науки и искусства. Материалы Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, учащихся и молодых ученых / сборник научных статей. Пермь: ПГНИУ, 2017. С. 149-153.
3 Гамидов Т.С. Художественно-стилистические особенности в живописи Г.В. Пшеницыной // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2017. № 3. С. 223-231
развитии женского образа (В.В. Васильева, Д.В. Дубровская4, Т. Мамаева, М.А. Неглинская, Л.Б. Фрейверт и др.).
Перспективное и активно развивающееся в настоящее время направление в изучении женского образа в живописи составляют гендерные исследования (Д.С. Пчелкина, Л.Х. Сабанчиева, А. Усманова и др.), а также тематические выставки, среди которых можно отметить «Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней»5.
Необходимо отметить, что в представленном исследовании осуществлена попытка учета всех представленных выше подходов для максимально глубокого сравнительного анализа произведений китайских и российских (советских) художников, посвятивших свои полотна образу женщины.
Также важно заметить, что в науке и искусствоведческой литературе представлено относительно мало сравнительных подходов к исследованию проблематики женских образов в искусстве разных стран. Отдельные немногочисленные статьи узконаправленно освещают женские образы на основе их сравнения в китайской и японской живописи (Д.Н. Белова), китайской и белорусской живописи военно-революционной тематики (Ван Янь), в контексте сравнительного анализа эталонов женской красоты в Китае и России (А.Я. Иванова). Настоящее исследование призвано заполнить существующий в науке пробел и создать глубокое, комплексное представление о специфике женского образа в творчестве художников двух стран и особенностях его культурно-исторической трансформации во второй половине XX - начале XXI в.
Объект исследования — произведения живописи китайских и российских художников второй половины XX - начала XXI в., воплощающие наиболее характерные типы женских образов, присущие национальным традициям Китая и России в контексте исторического и художественного процесса.
4 Дубровская Д.В. Некитайское искусство Китая: импрессионизм Сунь Юньтая, пост-импрессионизм Пань Юйлян и «спекулятивный арт» Вэй Дуна // Вестник Института востоковедения РАН. 2018. № 4. С. 122-132.
5 Международный женский день. Феминизм: от авагарда до наших дней. - М.: МВО «Манеж», 2013. - 168 с.: ил.
Предмет исследования — художественное воплощение женских образов в живописи Китая и России как феномена национальной культуры данных стран в сравнительном освещении, в контексте культурных и социально-исторических условий развития живописи второй половины XX - начала XXI в., художественно-выразительные и содержательные особенности женских образов в творчестве китайских и российских художников.
Цель исследования - анализ художественных и образно-типологических особенностей иконографии живописных произведений, воплощающих образы женщин; изучение и реконструкция специфических особенности женских образов в творчестве русских и китайских художников второй половины XX - начала XXI в. на различных этапах их формирования под влиянием культурной и социально-исторической среды, выявляя пересечения и различия в контексте взаимодействия художников двух стран в сфере изобразительного искусства. Задачи исследования:
• Рассмотреть специфику методов изучения репрезентации образа женщины в живописи и выявить основные подходы к исследованию данной проблематики;
• Дать представление о понимании женщины как эстетического идеала в живописи и мировой художественной культуре в целом;
• Проследить эволюцию женского образа в китайской и русской масляной живописи второй половины XX — начала XXI в. в контексте социокультурных и исторических трансформаций;
• Провести сравнительный анализ, выявить сходства и различия образа женщины на каждом этапе развития в живописи России и Китая означенного периода;
• Рассмотреть иконографию женских образов, выявить их типологию в реалистической живописи СССР и КНР второй половины ХХ века;
• Определить понятие «героического образа женщины» в контексте социалистического строительства, а также в связи с потрясениями и катаклизмами в истории Китая и Советского Союза;
• Выявить основные признаки репрезентации психологического портрета женщины в искусстве последней четверти ХХ века Китая и России;
• Определить многообразие и полифонию методов и средств воплощения женского образа в искусстве XXI века;
• Выявить общие закономерности и важнейшие тенденции в методах воплощения женского образа в современной живописи.
Методология исследования.
Основными методами в исследовании выступили:
• исторический анализ, позволяющий реконструировать процесс исторического развития общества в контексте его влияния на трансформацию женского образа в живописи Китая и России второй половины XX - начала XXI в.
• историко-культурный анализ, позволяющий установить связь между теми или иными трансформациями женского образа на разных этапах развития с социокультурными факторами эпохи;
• сочетание формального и иконографического методов, что позволило установить художественную специфику женских образов в творчестве русских и китайских живописцев на разных этапах его развития;
• сравнительный анализ, позволяющий на основе выявления художественных особенностей выразительных и содержательных качеств произведений установить специфику и определить сходства и различия тех или иных женских образов, пересечения в выражении тех или иных мотивов, закономерности исторической трансформации образов, их уникальность в контексте национальной традиции.
Выбранная методология призвана создать глубокое представление о феномене женского образа в живописи России и Китая рассматриваемого периода
в условиях влияния национальной культуры, в том числе национальной эстетики и школы живописи, а также в контексте воздействия социокультурных факторов, определяющих развитие стран в ту или иную эпоху.
Границы исследования
Исследование ограничено типологическими рамками (жанрами и формами произведений произведений масляной живописи), тематическими (образы женщин в живописи), географическими рамками (анализируются произведения, созданные художниками России и Китая), а также хронологическими рамками (вторая половина XX - начало XXI в.). Хронологически рамки обусловлены общностью социально-исторических процессов, происходивших в двух странах в этот период и тесными контактами в области изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: Образы женщин в живописи России и Китая позволяют выявить общечеловеческие гуманитарные ценности в изображении человека средствами станковой масляной живописи, тесную связь доминирующих социальных ролей с общественно-политическими условиями, общие тенденции в развитии изобразхиетльного искусства на стыке тысячелетий, что позволяет сохранить для потомков образы и настроения переломной эпохи средствами изобразительного искусства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Женские образы в живописи России и Китая являются неотъемлемой частью истории российской и китайской живописи второй половины XX - начала XXI в.
2. Исследование призвано показать плодотворность сравнительного анализа художественных особенностей живописи двух стран на основе типологически и тематически близких произведений изобразительного искусства.
3. Специфика художественно-выразительного языка живописных работ, посвященных образам женщин двух стран определяется общностью
академических подходов реалистического искусства и особенностями национальных школ.
4. Индивидуальные особенности почерка художников России и Китая позволяют выявить общее стремление к сохранению и развитию национальной идентичности в условиях глобализации.
5. Содержательные, формаль-композиционные и иконографические различия в воплощении образов женщин в живописи России и Китая могут быть выявлены и изучены лишь с учетом интерпретационных расхождений, обусловленных принадлежностью художников к разным культурам.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые:
• установлены основные сходства и различия художественно-выразительного языка, сюжетов картин и типов женских образов в живописи китайских и русских художников конца XX - начала XXI вв. Китая и России (Советского Союза);
• определены содержательные и философско-эстетические сходства и различия в воплощении женских образов в живописи двух стран с учетом представлений о красоте и восприятия прекрасного;
• проведен сравнительный анализ женских портретов в творчестве отдельных русских и китайских художников конца XX - начала XXI вв.;
• введены в научный оборот творческие работы китайских и российских художников, раскрывших отдельные аспекты проблемы репрезентации женского образа живописными средствами выразительности. Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
• Формирование женских образов в живописи Китая и России второй половины XX - начале XXI в. происходит в условиях влияния национальной культуры, в том числе национальной эстетики и школ
живописи, а также в контексте воздействия социокультурных и исторических факторов, определяющих развитие стран в ту или иную эпоху.
• Сходство и различия женских образов и путей их трансформации в творчестве китайских и русских художников обуславливается пересечениями в специфике национальной эстетики и культурной традиции, а также в индивидуальных субъективных представлениях, выраженных в произведениях отдельных художников двух стран.
• Историческая и культурная близость двух стран позволяет говорить о тесной связи в методах и средствах репрезентации женских образов, а также о наличии единой типологии и иконографии в данной области живописи на определенных этапах развития.
• Предложенная методология изучения и сравнения женских образов в китайской и русской живописи второй половины XX - начала XXI в. позволяет сформировать углубленное представление о предмете исследования, проследить не только развитие концепций прекрасного, нашедших воплощение портретах, но и выявить качественное изменение культуры репрезентации женского образа в современном искусстве. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из четырех глав,
разделенных параграфами, заключения, списка литературы, включающего в себя труды на русском, китайском и английском языках, а также приложения, включающего иллюстрации.
Результаты исследования представляют собой основательную теоретическую и источниковую базу и могут быть использованы для дальнейших исследовательских работ, осуществляемых как в научных, так и в практических целях.
Научная значимость исследования состоит в том, что впервые в науке создано глубокое, комплексное представление о женских образах в живописи Китая и России второй половины XX - начала XXI века, выявлены особенности трансформации и специфика женских образов в творчестве художников на разных
этапах развития русской и китайской живописи в сравнительном освещении с учетом социокультурных факторов, установлены характерные черты женских образов в контексте национальной культуры. Результаты исследования могут служить фундаментальной основой для проведения дальнейших исследований по творчеству отдельных современных китайских и русских художников, по современной живописи России и Китая в целом, сравнительного изучения образности в живописи двух стран.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы вносят вклад в развитие теории живописи Китая и России, развивают возможности сравнительного метода в изучении теории и истории образности в творчестве художников двух стран. В работе осуществляется систематизация и теоретическое обобщение сравнительно большого материала художественных произведений китайской и русской живописи.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных результатов в выставочной и музейной деятельности, при составлении каталогов произведений китайских и русских художников, при разработке учебных курсов и учебно-методических материалов по современной живописи Китая и России.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обуславливается применением широкого круга источников по вопросам, затронутым в диссертации, большим объемом собранного и проанализированного материала — произведений отдельных художников, использованием комплекса искусствоведческих и междисциплинарных методов в соответствии с целью и задачами исследования.
Результаты работы представлены на следующих конференциях: XXIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: праздник и повседневность» (Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2017 года), Международной межвузовской научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (Санкт-Петербург, 23 марта 2017 года), Международной научно-практической
конференции «Новая наука: стратегии и векторы развития» (Омск, 8 марта 2017 года), XII Международной межвузовской научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (Санкт-Петербург, 27 марта 2018 года), XXV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Экология детства» (Санкт-Петербург, 10 апреля 2018 года), II Международном форуме «Непрерывное образование взрослых - характерная черта современного общества» (Санкт-Петербург, 24-27 октября 2017 года), Международной научно-практической конференции «Месмахеровские чтения - 2018» (Санкт-Петербург, 21-22 марта 2018 года), VI Международной научно-практической конференции «Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия» (Санкт-Петербург, 20 декабря 2008 года), XIII Международной межвузовской научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (Санкт-Петербург, 25 апреля 2019 года), «Первый российско-китайский форум "Теория и практика художественного образования: вызовы современности и тенденции 21 века» (Москва, РГХПУ им. С.Г.Строганова, октябрь 2023, заявка на выступление: «Портреты женщин в национальных костюмах российских и китайских художников как реакция на процессы глобализации»).
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждений по аспектам и этапам исследования в форме участия на конференциях по теме диссертации, публикации материалов в научных и научно-практических изданиях.
1. Юй Вэй. Женские образы в масляной живописи советского периода // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия / сборник научных трудов. Под ред. С. В. Анчукова, О. Л. Некрасовой-Каратеевой. Вып. 6. СПб: «Книжный дом», 2018. С. 249-258.
2. Юй Вэй. Женские образы в потоке жизни // Университетский научный журнал. 2020. № 56. С. 87-94. (Издание из перечня ВАК)
3. Юй Вэй. Женские образы в современной китайской масляной живописи // Проблемные пространства детства: воспитание, образование,
культура : сборник научных трудов / гл. ред. К.В. Султанов. - СПб: Астерион, 2018. С. 395-399.
4. Юй Вэй. Подлинное значение и жизненность женских образов в масляной живописи Китая (1949-1966) гг. // Искусство и диалог культур: Ж Международная межвузовская научно-практическая конференция. Вып. 11: Сборник научных трудов / под ред. С. В. Анчукова, Т. В. Горбуновой, О. Л. Некрасова-Каратеевой. - СПб, 2017. С. 143-147.
5. Юй Вэй. Причины изменения женского образа в китайской масляной живописи // Ритмы бытия: праздник и повседневность в социокультурном измерение: сборник научных трудов - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. -2017. С. 150-155.
6. Юй Вэй. Произведение искусства и рынок: Чэнь Ифэй // Месмахеровские чтения-2018: материалы международная научно-практическая конференция: Сборник научных статей / науч. Ред. А.О. Котломанов: СПГХПА им. А.Л. Штиглица,2018. С. 198-201.
7. Юй Вэй. Эволюция женского образа в современной масляной живописи Китая // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции. (Магнитогорск, 8 марта 2017). / Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 178182.
8. Юй Вэй. Эстетические особенности и художественные значения женских образов в произведениях современных русских художников // Искусство и диалог культур: XIII Международная межвузовская научно-практическая конференция, 25 апреля, 2019 года / сборник научных статей. СПб: «Астерион», 2019. С. 522-529.
9. Юй Вэй, Ляо Чжэндин. Женские образы в масляной живописи советского периода // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия/ сборник научных трудов. СПб: «Книжный дом», 2018. С. 249-258.
10. Юй Вэй. Женское искусство Китая. // Культура и искусство. - 2022. - №5. DOI: 10.7256/2454-0625.2022.5.38062. URL: https://nbpublish.com/library read article php?id=38062 (Издание из перечня ВАК)
11. Козорезенко П.П., Юй Вэй. Образ новой надежджы в «весенней» живописи Китая и женском портрете 1970-1980-х гг. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г.Строганова. М.: РГХПУ им. С.Г.Строганова, 2023, №3, часть 1 (в печати). (Издание из перечня ВАК)
Глава I. СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ЖИВОПИСИ КИТАЯ И РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
1.1 Женский образ в социально-исторической жизни общества и художественной культуре
Образ женщины является не только древнейшей, но и универсальной категорией мирового искусства. Мировая художественная культура накопила весьма значительный опыт отображения женского начала и женственности художественными средствами, и его систематизация, установление закономерностей развития женского образа, выявление типов женских образов в изобразительном искусстве представляют, в связи с этим большую сложность. Специфика репрезентации женщины в живописи определяется субъективным восприятием, внутренним миром художника, его эмоциональным отношением и представлениями об окружающем мире, в то же время, следуя мысли Гегеля, художественные произведения в их совокупности воплощают «истинно всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа»6.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Динамика женской образности в русской художественной культуре 1890-х – 1930-х гг.2019 год, кандидат наук Хлопонина Ольга Олеговна
Натюрморт в искусстве Китая XX – начала XXI века в контексте русского и западноевропейского искусства2022 год, кандидат наук Линь Юнчао
Исторический жанр в китайской живописи XX века: становление и развитие2022 год, кандидат наук Лу Сяонань
Творческие судьбы китайских магистров кафедры живописи РГПУ им. А.И. Герцена: 2002-2012 гг.2013 год, кандидат наук Ляо Чжэндин
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Юй Вэй, 2023 год
БИБЛИОГРАФИЯ
на русском языке:
1. Абалакова Т. Гендерный аспект современного искусства. Женщина-художник в паре, группе и мужском коллективе. // Гендерные исследования №16, 2007. URL: http://conceptualism.letov.ru/TOTART/Natalia-Abalakova-genderny-aspekt-sovremennogo-iskusstva.html (дата обращения 28.03.2022).
2. Абрамкин И.А. Женский образ в портретной живописи русского сентиментализма на рубеже XVIII-XIX веков: дис. ... канд. искусствоведения, Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2018. -303 с. URL: https://istina.msu.ru/profile/AbramkinIA/ (дата обращения 28.03.2022).
3. Абрамкин И.А. Портретная концепция русского сентиментализма: принципы изображения модели в творчестве ведущих мастеров 1790-х годов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2020. № 3-1. С. 96-112.
4. Александрова У В. Образ матери - великая тема искусства // Эксперимент и инновации в школе. 2013. №4. С. 38-41.
5. Алиева Л.В., Филиппова Т.В. Женское лицо войны: образ женщины в плакатном искусстве периода Второй мировой войны // Метаморфозы истории. 2015. № 6. С. 21-47.
6. Антипова В. Образ женщины в русской живописи // Искусство в школе. 2006. № 1. С. 15-19.
7. Ань Ци. Поэзия печали: творчество современного китайского художника Хэ Долина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2013. С.109-116.
8. Аристархова И. Ослепляющий взгляд теорий репрезентации // Женщина и
визуальные знаки / под ред. А. Альчук. Москва: Идея — Пресс, 2000. С. 187-214. URL: http://www.owl.ru/win/books/visualnie14p.htm (дата обращения 28.03.2022).
9. Артемова Е.В. Интерпретация европейской школы живописи в работах китайской художницы Пань Юйлян // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук. 2016. № 1. С. 81-85.
10.Ахмедова З.А. Женский образ и тема материнства в творчестве Магомеда Шабанова // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. 2019. № 18. С. 96-101.
11.Аянян А.Н. Трансформация образа матери в современном информационном пространстве // Академический журнал Западной Сибири. 2018. Т. 14. № 3 (74). С. 50-51.
12.Баймяшкина Е.Ю. Образ матери в отечественной живописи // Методические инновации в практике преподавания русского языка и литературы в условиях поликультурной среды / сборник материалов I Международной научно-практической конференции, приуроченной к 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого. Казань: ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, 2019. С. 73-78.
13.Бартош Н.Ю. Поиски прекрасного и образ женщины в искусстве XX века // Теоретические и прикладные аспекты перинатальной психологии: проблемы и перспективы / сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции в 2 частях. Новосибирск, 2007. С. 56-76.
14.Белкина И.Н. Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века) : Дис. ... канд. психол. наук, Моск. гос. соц. ун-т. Москва, 2004. 193 с.
15. Белова Д.Н. Женские образы в китайской и японской живописи // Культура и искусство. - 2021. № 5. С. 114 - 138. URL: https://nbpublish.com/library read article.php?id=35526 (дата обращения
28.03.2022)
16.Белова Д.Н. Метафора зеркала и трансформация женского образа в изобразительном искусстве // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 1(75) C. 41-45.
17.Белова Д.Н. Взаимосвязь наготы, телесности и духовности женского образа в живописи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-2 (84). С. 21-26.
18.Бережнюк И.В. Женские образы в портретах Жжовани Больдини и Валентина Серова // StudNet. 2020. Т. 3. № 9. С. 1001-1007.
19.Биркхойзер-Оэри С. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках. М.: «Когито-Центр», 2010. 255 с.
20.Бобриков А.А. Образ женщины в живописи сталинской эпохи // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2010. № 3. С. 3-5.
21.Брянская Т.И. Арт-феминизм в визуальных искусствах России и Китая // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки / сборник научных статей. Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2017. С. 22-27.
22. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения / Российская академия художеств. Москва, 2008. 24 с.
23.Ван Янь. Образы женщин в китайском и белорусском искусстве военно-революционной тематики // Вестник белорусского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 1 (31). С. 105-112.
24.Ван Янь. Образ женщины в искусстве ХХ века: к постановке проблемы // Perspectives of science and education. Proceedings of the 5th International youth conference / сборник материалов конференции. Нью-Йорк, 2019. С. 15-18.
25.Ван Янь. Образ женщины-труженицы в искусстве Китая ХХ века // 4th International Conference Science and Society - Methods and Problems of Practical Application / сборник научных трудов. Hamilton: Accent Graphics Communications & Publishing, 2018. С. 8-11.
26.Ванслов В.В. Прекрасное в действительности и в искусстве. М.: Знание, 1957. 37 с.
27.Ванслов В.В. Проблема прекрасного. М.: Гос. Изд-во полит. лит-ры, 1957. 261 с.
28.Васильева В.В. Анализ особенностей женского восприятия в изобразительном искусстве на примере выставки: «О чем думают женщины» // Актуальные проблемы архитектуры Белорусского Подвинья и сопредельных регионов. Сборник научных работ Международной научно-практической конференции к 50-летию Полоцкого государственного университета. Полоцкий государственный университет; Редколлегия: В.Е. Овсейчик (отв. ред.), Г.И. Захаркина, Р.М. Платонова. Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2018. С. 180-186.
29.Васильева В.В. Архетипы женского образа в изобразительном искусстве Европы. C. 389-390. URL: https://lib.vsu.by/jspui/bitstream/123456789/25182 /1/389-390.pdf (29.11.2020) (дата обращения 28.03.2022).
30. Виктор Попков / П.П. Козорезенко-мл. - М.: ООО «Галерея "АртКоминтерн"», 2012. - 464 с.
31. Володарская Е.А., Разина Т.В. Образ женщины-ученого в изобразительном
искусстве СССР как отражение гендерного неравенства в науке // Социология науки и технологий. 2017. №1. С. 125-135.
32.Воронина О.А. Женщины и художественное творчество: гендерный анализ // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5 (116). С. 217-224.
33.Выставка «Женский образ в искусстве. Живопись и скульптура» в РОСИЗО // Музеи России. URL: http://www.museum.ru/N52722 (дата обращения 28.03.2022).
34.Вяжевич М.В. Женские образы в мировом искусстве. - М.: Директ Медиа,
35.Гаврилин К.Н., Лу Сяонань «Золотой век» исторической живописи КНР (1949-1966): истоки, поиски, достижения // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2022. Т. 18. № 4. С. 44-55.
36.Газизова Ю.С. Репрезентация образа матери в российской ментальности /автореф. дис. ... кандидата психологических наук / Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, 2015. 23 с.
37.Галерея нового искусства Smart. URL: https://gallerysmart.ru/katalog/novyie-doma-v-chorboge.html (дата обращения 28.03.2022).
38.Гамидов Т.С. Художественно-стилистические особенности в живописи Г.В. Пшеницыной // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2017. № 3. С. 223-231.
39.Гегель Г. Идея прекрасного в искусстве или идеал / Эстетика: в 4-х т. Т. 1. М.: «Искусство», 1968. С. 294-297.
40.Гегель Г. Эстетика: в 4-х т. Т. 4. М.: «Искусство», 1973.
41. Ген Чжижун. Влияния и заимствования «заморской» иконографии из европейской живописи в китайском женском портрете конца XX века // Искусство и культура. 2018. № 4 (32). С. 24-30.
42.Гендерная теория и искусство. Антология: 1970—2000 / Пер. с англ.; Под ред. Л.М. Бредихиной, К. Дипуэлл. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. - 592 с.
43.Глумова А.И. Феминистическое искусство // Мир науки и искусства. Материалы Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, учащихся и молодых ученых / сборник научных статей. Пермь: ПГНИУ, 2017. С. 149-153.
44.Говорова А.А. Своеобразие живописи А. Тышлера на примере женских портретов художника // Новейшие исследования в современной науке: опыт, традиции, инновации / сборник научных статей. Петрозаводск: Научно-издательский центр «Открытие». 2015. С. 172-175.
45.Грехова А.В. Философская трактовка образа женственности в архитектуре, искусстве, моде и повседневной жизни // Социально-гуманитарное обозрение. 2018. Т. 3. № 3. С. 136-138.
46.Дардыкина Н. Одиночество со всеми вместе // Откровения знаменитостей. 2020. URL: https://biographywikireading.ru/220070 (дата обращения 28.03.2022).
47.Дубровская Д.В. Некитайское искусство Китая: импрессионизм Сунь Юньтая, пост-импрессионизм Пань Юйлян и «спекулятивный арт» Вэй Дуна // Вестник Института востоковедения РАН. 2018. № 4. С. 122-132.
48.Женский образ. Русская живопись. Ред. А.Пантилеева. М.: Белый город, 2015 г. 190 с.
49.Женский портрет в русском искусстве XVIII - начала XX века. Авт.-сост. Л. В. Мочалов, Н. А. Барабанова. Л., 1974. 234 с.
50.Захарова Н.В. Визуальные женские образы: опыт исследования советской визуальной культуры : Дис. ... канд. социол. наук, Ульяновский гос. ун-т. Ульяновск, 2005 164 с.
51. Иванова А.Я. Сравнительный анализ эталона женской красоты в Китае и России // Человек. Общество. Инклюзия. 2019. № 2 (38). С. 76-83.
52.Иконникова А.А., Пронин А.А. Образ женщины в русской живописи как отражение ее социального статуса: от Древней Руси до современности // Экономика счастья в формате ABLE: искусство, бизнес, право, экономика. Материалы XIV Международной научно-практической конференции / сборник научных статей. М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2018. С. 291-294.
53.Кабанов А.А. Образ женщины в декадентском искусстве // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 246-250.
54.Каменецкая Н.Ю. Гендерные аспекты репрезентации тела в современном искусстве // Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология.
Искусствоведение». 2010. №15 (58). С.54-58.
55.Каменецкая Н., Саркисян О. ZEN d'APT. Гендерная история искусства на постсоветском пространстве. 1989-2009:. Московский музей современного искусства, Москва, 2010. 304 с.
56.Каменецкая Н., Саркисян О. Мастерская женского творчества: история женской культуры в постсоветском пространстве, 1989-2009 годы. // 3 Московская биеннале современного искусства. URL: https://mmoma.ru/exhibitions/petrovka25/masterskaya_zhenskogo_tvorchestva/ (дата обращения 28.03.2022).
57.Карагода К.П. «Смерть женщины» в литературе и искусстве XIX-XX вв. // Общество: философия, история, культура. 2016. № 6. С. 106-108.
58.Карагода К.П. Социокультурная обусловленность женских образов в искусстве Нового времени: дисс. ... канд. искусствоведения, Краснодарский государственный институт культуры. Краснодар, 2019. 144 с.
59.Кардапольцева В.Н. Женские лики России. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. 160 с.
60.Кардапольцева В.Н. Женственность в аспекте творчества. Екатеринбург: изд-во УГГУ, 2012. 383 с.
61.Кардапольцева В.Н. Женщина и женственность в русской культуре. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. горн. ун-та, 2005. 432 с.
62.Карпицкий Н.Н. Феноменология эстетического восприятия тела // Вестник угроведения. 2014. № 3 (18). С. 117-127.
63.Ковалева М.Д., Воробьев А.А., Петрова И.А. Образ первой женщины хирурга в изобразительном искусстве // Бюллетень Волгоградского научного центра Российской академии медицинских наук и Администрации Волгоградской области. 2004. № 3. С. 3-6.
64.Козорезенко П.П. (старший), Козорезенко П.П. (младший). Май Данциг: военный цикл // Декоративное искусство и предметно-пространтсвенная среда. Вестник МГХПА. М., 2015, №4. С.310-315.
65.Козорезенко П.П. (младший). Май Данциг. - М.: Art Russ, 2016.
66.Крадин Н.П. Русские художники-эмигранты в Китае // Искусство и архитектура русского зарубежья. Интернет-журнал. Хабаровск, 2002. URL: http://artrz.ru/download/1804836099/1804856792/5 (дата обращения 12.11.2020).
67.Кривонденченков С.В. Идеал женской красоты в русской живописи (18511917) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2020. № 3. С. 76-81.
68.Кривонденченков С.В. Идеал женской красоты в русской живописи (нач. XVIII - сер. XIX) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2020. № 3. С. 68-75.
69.Круткин В.Л. Понятие репрезентации и границы его применения к исследованию фотографического опыта // ПРАЕНМА. 2020. №2(24).С.56-73.
70.Куприянова Ю.А. Образ новой женщины Китая середины XX века в произведениях Чжан Айлин // Вестник СПбГУ Востоковедение. Африканистика. 2014. №4. C. 100-107.
71.Лебедева Е.Г. Творчество женщин-художниц в культуре России (на материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков) : дисс. ... канд. культурологии, Москва, 2005. 244 с.
72.Ленцевич А.В. Эволюция образа советской женщины в отечественной культуре 1950-1960-х гг. (на материале журнала «Работница») // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования / сборник научных статей. Барнаул: Алтайский государственный университет. 2017. С. 148-153.
73.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб: Азбука, 2014. 540 с.
74.Мамаева Т. Люся Воронова зажгла в Казани солнце // Реальное время.
29.03.2019. URL: https://realnoevremya.ru/articles/134428-lyusya-voronova-kotoraya-risuet-schaste (дата обращения 12.11.2020).
75.Ма Фэнцинь. Развитие портретного жанра в живописи Китая // Искусство и диалог культур. Сборник научных трудов XII Международной межвузовской научно-практической конференции / сборник научных трудов. Под ред. С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. СПб: «Книжный дом», 2018. С. 108-112.
76.Международный женский день. Феминизм: от авагарда до наших дней. (Каталог выставки). - М.: МВО «Манеж», 2013. - 168 с.: ил.
77. Мельникова Н.Н. Архетип грешницы в русской литературе конца XIX - XX века: автореф. дис. ... канд. филол. н. Москва. 2011.
78.Мерекина О. Кто он, Чжан Сяоган? // Магазета. URL: https://magazeta.com/zhang-xiaogan/ ((дата обращения 11.07.2021)
79.Милованова О.В. Образ женщины как символ русского искусства XIX века // Русская словесность. 2008. № 2. С. 83.
80.Неглинская М.А. Выставка китайских авангардистов «Китай. Вперед!» // Общество и государство в Китае. 2009. Т. 39. № 1. С. 362-373.
81.Нин Бо. Китайские выпускники института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы. Автореферат диссертации. — СПб, 2010.
82. О нас пишут Карачарсков Н.П.// Выставка Искусство Чувашии. Чувашский государственный художественный музей URL: https://ar.culture.ru/ru/subject/o-nas-pishut (дата обращения 12.07.2023).
83.Обоймина Е.Н. Тайны женских портретов. М.: АСТ-Пресс, 2011.
84.Олихова Е.О. Образ матери в традиционной китайской культуре. Автореф. дисс. ... канд. философских наук / Моск. гос. лингвист. ун-т. Москва, 2012. 24 с. URL: https://www.dissercat.com/content/obraz-materi-v-traditsionnoi-kitaiskoi-kulture/read (дата обращения 20.06.2021).
85. Описание картины Татьяны Яблонской «Хлеб» // Описание картин. URL: opisanie-kartin.ru/yablonskaya-tatyana/hleb/ (12.07.2023).
86. Орловская Е.А. М.А. Врубель: женский образ как эстетическая категория повседневности // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2017. № 4-1. С. 156-164.
87.Панченко И.А. Женские образы в русском портрете середины XIX века (конец 1840-х - 1870-е гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 82-1. С. 263-270.
88.Патрикеева М.М. Женский образ в изобразительном искусстве стиля модерн: На материале творчества Густава Климта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии, Саранск, 2005
89.Певченко Г.Н. Репрезентация гендерной идентичности в визуальной
культуре : дисс. ... канд. философских наук, Северо-Кавказский федеральный университет. Ставрополь, 2006. 190 с.
90.Перельман И.В. Гендерно-сенситивный компонент как грань образа в русской портретной живописи конца XIX - начала XX веков // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2020. № 1 (33). С. 183192.
91. Перельман И.В. Гендерный подход как аналитический прием изучения произведений русской живописи середины XIX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (87). С. 69-78.
92.Печурина О.А. Образ женщины в изобразительном искусстве России: культурно-политические стереотипы в прошлом и настоящем // Исторический путь России: из прошлого в будущее. Материалы международной научной конференции, посвященной 800-летию со дня рождения Великого князя Александра Невского. В 3-х томах. Под ред. С.И. Бугашева, А.С. Минина. СПб: СПбГУПТД, 2021. С. 378-382.
93.Плохих Н.С. «Женское лицо» Великой отечественной войны на живописных полотнах военного и послевоенного времени // Культурные тренды
современной России: от национальных истоков к культурным инновациям / сборник докладов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 55-летию Белгородского государственного института искусств и культуры: в 2 т. Отв. ред. И.А. Гричаникова, И.Е. Белогорцева, С.И. Маматова, Е.А. Гуменникова. Белгород: БГИИК, 2015. С. 304.
94.Пчелкина Д.С. Искусство как область конструирования гендера и гендерной репрезентации // Сибирский антропологический журнал. 2017. Т. 1. № 4. С. 21-34.
95.Рогозина М.Ю., Покотилов Е.Г. Гендерные особенности восприятия художественного образа на примере изобразительного искусства / Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых / материалы Международной научно-практической конференции. Грозный: ЧГПУ, 2020. С. 408-414.
96.Романенкова Ю.В. Амплуа женщины в искусстве: создатель, муза, злой гений // Научный альманах. 2015. № 7 (9). С. 1458-1462.
97.Ростовская Т.К., Егорычев А.М., Гуляев С.Б. Экспансия в визуальном искусстве женских художественных инициатив, связанных с феминизмом и тендерными исследованиями // Женщина в российском обществе. 2020. № 4. С. 99-108.
98.Сабанчиева Л.Х. Феминизация творческого процесса: изобразительное искусство как средство самоактуализации женщин // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 3 (53). С. 154-159.
99.Савенкова И.И. Женский портрет Серебряного века художницы Е.А. Киселевой // Артикульт. 2014. № 3 (15). С. 93-98.
100. Сахно И.М. «Другая» репрезентация // Артикульт. 2011. №4. С. 1-8.
101. Сивова О.В. Образ женщины в поэзии серебряного века: этико-эстетический анализ: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2002.
102. Син Ничжэнь. Ассоциация китайских женщин-художников Чжунго нюхуацзя сехуй // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия / сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции. Под ред. С.В Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. СПб: «Астерион», 2019. С. 170-175.
103. Суворова А.А. Репрезентация женщины в актуальном искусстве России 2000-х годов: между субъектом и объектом // Гендерные аспекты социогуманитарного знания - III / сборник материалов Третьей Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Гл. ред. Д.Б. Вершинина. Пермь: ПГНИУ, 2013. С. 141-146.
104. Татьяна Назаренко: "Чем дольше живу, тем меньше знаю, как начинать и заканчивать романы" // Огонек. №26. 04.07.2004. С. 22 URL: https://www.kommersant.ru/doc/2293823 (дата обращения 25.12.2019).
105. Усманова А. Гендер и культура в парадигме культурных исследований // Введение в гендерные исследования / под ред. И.А. Жеребкиной. Ч.1. СПб: Алетейя, 2001. С. 427-464. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0429/3_0429-25.shtml (22.11.2019).
106. Усманова А. Женщины и искусство: политики репрезентации. // Введение в гендерные исследования / под ред. И.А. Жеребкиной. Ч.1. СПб: Алетейя, 2001. URL: http://jgreenlamp.narod.ru/feminart.htm (12.11.2019).
107. Фрейверт Л.Б. Выставка «Искусство и мир» в Музее Победы (Москва) как показатель перспектив развития современного китайского фигуративного искусства // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2020. № 1-2. С. 330-349.
108. Халаф А.А. Восприятие образа женщины в изобразительном искусстве Ирака // Казанский педагогический журнал. 2013. № 1 (96). С. 157-180.
109. Хань Юйфэн. Исследование живописи женского движения Китая //
Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 82-1. С. 367-375.
110. Хань Юйфэн. Статус и роль женщины в изобразительном искусстве Китая // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №85. С. 128-132.
111. Хафизова Н.А. Архетипы Великой Матери и Вечной женственности как способы производства женской идентичности // Технологос. 2014. №1. С. 100-109.
112. Хлистун В.Д. Эпоха модерн в женском портрете В.А. Серова // Научный потенциал молодежных исследований / сборник научных статей. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. С. 117-126.
113. Хлопонина О.О. Динамика женской образности в русской художественной культуре 1890-х - 1930-х гг.: дис. ... канд. культурологии. Москва, 2019. - 226 с. URL https://mosgu.ru/aspirantura/dissovet/razmesenie_ disser/April_2019/Khloponina_00.pdf (дата обращения 18.08.2020).
114. Хлопонина О.О. «Женский мир» в советском плакате 1910-19300х годов: эволюция мифологических конструктов // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. С. 287-295.
115. Хлызова Д.М. Женские образы в живописи художника К.А. Сомова // Актуальные проблемы и перспективы развития художественно-педагогического и профессионально-художественного образования в отечественной и зарубежной теории и практике / сборник научных трудов. Под ред. В. А. Шишкиной, О. Б. Павленкович. Хабаровск: Тихоокеанский гос. ун-т, 2019. С. 138-144.
116. Хоменко Е.А. Реставрация и искусствоведческий анализ четырех портретов художника конца XIX - начала ХХ в. А.А. Попова // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств. 2014. № 3. С. 102-105.
117. Хорин О.С., Саданова В.Н. Художественная интерпретация образа
женщины в современном искусстве народов Кавказа // Кавказский диалог / сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, НГГТИ. Невинномысск: НГГТИ, 2020. С. 283-286.
118. Цзинь Лихуа. История и роль обнаженной натуры в китайском изобразительном искусстве ХХ века // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия / сборник научных трудов. СПб: «Книжный дом», 2018. С. 101-108.
119. [Цзя Лу] Jia Lu. Современная китайская живопись. Женский портрет. 29.09.2012 // UsenkoMaxim.ru. Блог о мировой живописи, графике, скульптуре. Путешествия по Дальнему Востоку и России. URL: https: //usenkomaxim. ru/2012/09/29/j ia-lu-sovremennaya-kitayskaya-zhivopis-zhenskiy-portret/ (12.06.2021).
120. Цзян Дэсай. Исторические аспекты развития жанра «пейзаж» в китайской живописи маслом // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2014. № 172. С. 139-145.
121. Чжан Жубин, Краткий анализ влияния российского высшего художественного образования на Китай // Материалы международной научно-практической конференции «Россия-Китай. Диалог пластических искусств» Москва, 2022. С. 45-58.
122. Черняева Е.Н. Образ идеальный и художественный: советская женщина в искусстве и журналах мод 1930-х годов // Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Исполнительство и педагогика. Кемерово: КемГИК, 2018. С. 131-142. URL: https://dokumen.pub/16-9785815401921-9785815404441 .html (дата обращения 11.03.2021).
123. Чернякевич Н.А. Феминистское искусство в России в 1990-2010-х: стратегии репрезентации. Магистерская диссертация. СПб, 2017. 97 с. URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/11765/1/VKR_CHernyakevich.pdf ((дата обращения 12.04.2020).
124. Чичварина О.Г. Взаимосвязь художественного языка в женских
образах Л.Я. Тимошенко и Е.А. Кибрика // Синтез междисциплинарного научного знания как фактор развития современной науки/ сборник научных статей. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. С. 51-55.
125. Шао Вэньин. Воплощение идеалов женской красоты в традиционной китайской живописи // Вопросы продуктивного взаимодействия в процессе обмена знаниями / сборник научных трудов. Казань: «СитИвент», 2021. С. 167-171.
126. Шкор (Старцева) Л.А. «Звучащие» портреты: гендерные исследования в искусствоведении // Грани познания. 2009. № 3 (4). С. 33-34.
127. Юй Вэй. Женские образы в масляной живописи советского периода // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия / сборник научных трудов. Под ред. С. В. Анчукова, О. Л. Некрасовой-Каратеевой. Вып. 6. СПб: «Книжный дом», 2018. С. 249-258.
128. Юй Вэй. Женские образы в потоке жизни // Университетский научный журнал. 2020. № 56. С. 87-94.
129. Юй Вэй. Женские образы в современной китайской масляной живописи // Проблемные пространства детства: воспитание, образование, культура : сборник научных трудов / гл. ред. К.В. Султанов.- СПб: Астерион, 2018. С. 395-399.
130. Юй Вэй. Подлинное значение и жизненность женских образов в масляной живописи китая(1949-1966) гг. // Искусство и диалог культур: Ж Международная межвузовская научно-практическая конференция. Вып. 11: Сборник научных трудов / под ред. С. В. Анчукова, Т. В. Горбуновой, О. Л. Некрасова-Каратеевой. - СПб, 2017. С. 143-147.
131. Юй Вэй. Причины изменения женского образа в китайской масляной живописи // Ритмы бытия: праздник и повседневность в социокультурном измерение: сборник научных трудов - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2017. С. 150-155.
132. Юй Вэй. Произведение искусства и рынок: Чэнь Ифэй // Месмахеровские чтения-2018: материалы международная научно-практическая конференция: Сборник научных статей / науч. Ред. А.О. Котломанов: СПГХПА им. А.Л. Штиглица,2018. С. 198-201.
133. Юй Вэй. Эволюция женского образа в современной масляной живописи Китая // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции. (Магнитогорск, 8 марта 2017). / Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 178-182.
134. Юй Вэй. Эстетические особенности и художественные значения женских образов в произведениях современных русских художников // Искусство и диалог культур: XIII Международная межвузовская научно-практическая конференция, 25 апреля, 2019 года / сборник научных статей. СПб: «Астерион», 2019. С. 522-529.
135. Юй Вэй, Ляо Чжэндин. Женские образы в масляной живописи советского периода // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия/ сборник научных трудов. СПб: «Книжный дом», 2018. С. 249-258.
136. Юрьева Т.В. Произведения искусства на страницах советских журналов: общественно-политический и литературно-художественный журнал для женщин «Работница» // Культура. Литература. Язык / сборник материалов международной конференции «Чтения Ушинского», ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Под ред. М.Ю. Егорова. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. С. 399-407.
137. Юшкова Н.А. Женский образ: вчера, сегодня, завтра // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-3 (74). С. 211214.
138. Ярош Д.А., Суворова А.А. Феминистский дискурс в актуальном
искусстве: от радикальной критики к сатирической репрезентации // Гендерные аспекты социогуманитарного знания - III / сборник материалов Третьей Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Гл. ред. Д.Б. Вершинина. Пермь: ПГНИУ, 2013. С. 146-151.
на английском языке:
139. Forward Roy. Reclaiming their Bodies: Contemporary Chinese Women Artists // Chinese women artists & the Female Body. January 2006. 26 p.
140. Jullien F. The Impossible Nude: Chinese Art and Western Aesthetics. Transl. by Maev de la Guardia. Chicago and London: University of Chicago Press, 2007. 136 p.
141. Questioning the Social Concepts of Female Beauty with Su Yang // Art Baazar. 2020. URL: https://artbaazar.com/blogs/artists-interviews/su-yang (01.05.2020).
142. Pittwood Linda. The Headless Woman in Contemporary Chinese Art // Journal of Contemporary Chinese Art. 2014, Vol. 1, No. 1, pp. 65-82. URL: https://www.ingentaconnect.com/content/intellect/jcca/2014/00000001/00000001 /art00005?crawler=true (09.05.2020).
143. Sullivan Michael. Art in China since 1949 // The China Quarterly. Vol. 159, 1999, pp. 712-722.
144. Teo Phyllis Hwee Leng. Alternative Agency in Representation by Contemporary Chinese Women Artists // Asian Culture and History. 2010, Vol. 2, No. 1, pp. 3-13.
145. Vera Munos M.I., Moreno V.J.R. Women: Object and Subject in Portraiture // Портрет в мировом искусстве и в системе художественного образования / сборник статей по материалам Международной научной конференции. Томск: ТГУ, 2017. С. 29-34.
146. Yang Su. Feminist aesthetics: Representing women in contemporary Chinese art // Journal of Arts Writing by Studentsay 2016, Vol. 2, No. 1, pp. 1318.
147. Yang Su. Reframing the Representation of Women in Contemporary China with Feminism. PhD thesis, 2019. https://openbelgorod.ru/kultura/ vysyavki/1463.html (12.12.2020).
на китайском языке:
148. Ван Цзечжи. Краткий очерк по истории современной русской литературы. Издательство г. Нанкин, 1995. - 325 c. ЩЦШ^Щ^^
1995. 325).
149. Дин Юаньфэй. Эволюция женского образа в масляной живописи Китая после основания КНР. Уху: Аньхойский педагогический университет. Магистерская диссертация, 2011. 48 с. Т®^, ШШ^ФШ^ШФ'к^ШШ М«, Ш, 2011 48 Жо
150. Ли Дань. Женские образы в китайской классической масляной живописи. Гуйлинь: Гуансиский педагогический университет. Магистерская диссертация, 2015. 33 с. ФШ^&ММ^ШШ^М^, ГШЩ
2015 33 Ж.
151. Ли Яцзе. Краткий анализ эротических женских образов в современной китайской масляной живописи. Магистерская диссертация. Пекин: Центральный университет национальностей, 2011. 37 с.
ФтшФтщ&яшш, фim, 2011 &
ЖШ 37 Ж.
152. Лю Янян. Рассуждения о художественно-образной выразительности женского образа в произведениях масляной живописи Хэ Долина. Хайнань: Хайнаньский педагогический университет. Магистерская диссертация, 2016.
58 с. *|];т
ШШЪ, 2016 Й^ 58 М.
153. Пань Лу. Женский образ в картинах китайских художниц. Нанкин: Нанкинский институт искусств. Магистерская диссертация, 2013. 25 с. /ШШ,
ъ^тшшш.^тш-к'шж, тжш, 2013
Й^ 25 М.
154. Си Цзинчжи. История советского изобразительного искусства. Тяньцзинь: Тяньцзиньское народное издательство изящных искусств, 2000. 511 с. А^: ААЙ^АШЮ±, 2000, 511).
155. Тань Юнши, Лян Бин. Краткий анализ исторических трансформаций женских образов в китайской масляной живописи в новую и новейшую эпохи // Художественный обзор, 2016, апрель. С. 176-179. ^
2016 4 Ш, 176-179 М.
156. Хан Чунь, Сяо Цзянин. «Женский образ в искусстве». [М]. Издательство изящных искусств Цзилиня, 2006 год, июль, 1 выпуск ШФ,
тт^-к'што [М].^ш#тжм±, 2006 щ 7 лш 1
Шо
157. Цинь Янь. Особенности эстетического восприятия и культурная коннотация женских образов в произведениях современного масляного искусства Китая // Научный вестник Хунаньского университета», 2015, сентябрь. С. 110-113. ШШ,
ШШШ^^Ш^Ш, ШШ, 2015 ^ 9 П, 110-113 М.
158. Цинь Янь. Эволюция женского образа в современной масляной живописи Китая // Научный вестнике университета Чаоху, 2016, январь. С. 91-95. ШШ,
ШШ, Ш, 2016 ^ 1 П, 9195 м.
159. Чжоу Пиньхун. Анализ женского образа в произведениях китайской масляной живописи после периода «политики реформ и открытости». Сянтань: Хунаньский научно-технический университет. Магистерская диссертация, 2013. 48 с.
ШШ, 2013 48 Ж.
160. Чэнь Сяо. «К вопросу о духовной критике изобразительного искусства».[Л]. «Художественная жизнь» 2009, вып. 3.
»^Ш" [Л]. «»тА£» 2009 ЩШ 1 Ш
161. Ши Лэй. Трансформация образа матери в живописи: гармоничное единство политики и гуманистического подхода в трансформации образа матери в актуальной живописи Нового Китая. Тяньцзинь: Тяньцзиньская академия художеств. Магистерская диссертация, 2017. 84 с. 5Щ,
2017 84 Ж.
ПРИЛОЖЕНИЕ Иллюстрации
Илл. 1. Чэн Ли. Урожай. Холст, масло. 100*80 см. 1975.
Илл. 3. Чжу Найчжэн. Золотой сезон. Холст, масло. 152.5x161.4 см. 1963.
Илл. 4. Малаев Федор Петрович (1902-1982) «Летят самолёты» 1950 год. Холст, масло, 210 х
150.
Илл. 5. Татьяна Ниловна Яблонская. «Хлеб», 1949. Холст, масло, 201*370 см
Илл. 6. Зарецкий Виктор Иванович (1925 - 1990) «Выбирают лен»1960. Холст, масло, 381 * 405
Илл. 7. Соломин Николай Константинович. На колхозном капустнике. Холст, масло. 140х210
см. 60-е гг. XX в.
Илл. 8. В. И. Иванов. Рязанские луга. Холст на картоне, масло. 52,5х74 см. 1966.
Илл. 9. Николай Николаевич Баскаков, «Доярки», 1962. Холст, масло, 118*226 см
Илл. 10. В. И. Иванов. Полдник. Холст, масло. 194х194 см. 1977.
Илл. 11. А.А. Пластов. Полдень (Коромысло). Холст, масло. Размеры неизвестны. 1952.
Илл. 12. Л.В. Кабачек. Портрет доярки Р.Кузнецовой. Холст, масло. 190 х 82 см.1959.
Илл. 13. Сун Сяньчжэнь. Наш рост. Холст, масло. 50*180 см. 1964.
Илл. 14. Николай Прокофьевич Карачарсков «Россия, о нас пишут», 1969 год. Холст, масло,
199,5 х 188 см
Илл. 16. Фэн Фасы. Девушка под лучами солнца. Холст, масло. 70*90 см. 1963.
Илл. 18. Пань Цзяцзюнь. Я - буревестник. Холст, масло. 100*80см. 1972.
Илл. 19. Нечитайло Василий Кириллович «Обмотчица», 1957 г. Холст, масло, 73х97
Илл. 20. Рудольф Николаевич Баранов «С высоты портового крана», 1974
Илл. 21. Юрий Иванович Боско (1930-2019), «Волжанка», 1967 год. Холст на фанере, масло, 200
х 167,5
Илл. 22. А.П. Левитин Теплый день. Холст, масло. 190 х 122 см. 1957.
Илл. 23. Чжан Вэньсинь. Портрет женщины. Холст, масло. 60*50см. 1979.
Илл. 24. Тан Сяомин. Член комитета. Холст, масло. 100*80см. 1972.
Илл. 25. А. П. Тимофеев. Школьный хоровой кружок. Холст, масло. 200х165 см. 1967.
Илл. 26. Данилюк Владимир Александрович «Перед операцией. Хирург», 1959 г.
Илл. 28. Т.И. Лившиц. Итоги дня. Холст, темпера. 72х80 см. 1974-1975.
Илл. 29. И. Н. Хегай. Женщина в кресле. Холст, масло. 114х99 см. 1960-е гг.
Илл. 30. Фэн Фасы. Лю Хулань. Оставшаяся верной долгу до смерти. Холст, масло. 228*423 см.
1957.
Илл. 31. Цинь Чжэн. Лю Хулань. Холст, масло. 300*400 см. 1957.
Илл. 33. Константин Щекотов. Зоя Космодемьянская перед казнью. 1947—1949
Илл. 34. Виктор Иванов (1909-1968) в работе «Патриотка (Зоя)» 1944-1947
Илл. 35. Б.Я. Малуев. Партизанка. Холст, масло. 198,5 х 240 см. 1967.
Илл. 36. С.В. Герасимов. Мать партизана. Холст, масло. 184 * 229 см.
1943-50-е гг.
Илл. 37. Ю.П. Кугач. Летом 1941 года. Холст, масло. 200,8 х 130,5 см. 1960.
Илл. 38. Г.М. Коржев-Чувелев. Мать (Этюд к картине «Заслон»). Холст на картоне, масло. 92 х
44 см. 1965.
Илл. 39. В. И. Иванов. Мать. Холст, масло. 80х60 см. 1964.
Илл. 40. Г.М. В.И. Рейхет. К партизанам. Холст, масло. 220 х 180 см. 1962.
Илл. 41. Вэнь Липэн. Дочь Земли. Холст, масло. 75*94 см. 1980.
Илл. 42. Гао Сяохуа. Почему. Холст, масло. 108*136см. 1978.
Илл. 43. Чэн Цунлинь. 1968. Снег в ХХХ день ХХХ месяца. Холст, масло. 196*296 см. 1979.
Илл. 44. Чжан Сяоган. Кровные узы: большая семья. Холст, масло. 128*99 см. 1997.
к
Илл. 45. В бомбоубежище. Блокада. (Тревога). Холст, масло. 180 х 140 см. 1963 год.
Илл. 46. Б.М. Неменский. Машенька. Фрагмент варианта картины «Машенька (Сестры наши)»
(1956). Холст на фанере, масло. 40,8 х 43 см. 1955.
Илл. 47. Л.М. Военврач. Холст, масло. 100 х 85 см. 1980.
Илл. 48. В.И. Иванов. Вечная память на войне погибшим, без вести пропавшим, всем родным и
близким. Техника и размеры неизвестны. 1971.
Илл. 49. Ван Хай. Весна. Холст, масло. 200*100 см. 1979.
Илл. 50. Су Тяньцы. Девушка. Холст, масло. 50*70 см. 1977.
1 А/* Ъ
г
т 1
1
Илл. 53. Е.В. Поленов. Студентка. ДВП, масло. 110х61 см. 1978.
Щ
4
Илл. 54. А.И. Олейников. Портрет девушки. Холст, масло. 100х57 см. 1980-е гг.
Илл. 55. И.В. Сорокин. Разочарованная. Картон, масло. 50 х 35 см. 1971.
Илл. 56. И.В. Шевандронова. Этюд к картине «Невеста в подвенечном платье». Картон, масло.
50х36. 1975.
Илл. 57. Чао Гэ. Сидящая. Холст, масло. 100*80 см. 1993.
Илл. 58. Ван Идун. Осенний ветерок в горах. Холст, масло. 100*150 см.1992.
Илл. 59. Ван Идун. Извилистый поток. Холст. Масло. 190*185 см. 1993.
Илл. 60. Сунь Вэйминь. В тени деревьев. Холст, масло. 120*120 см. 1996.
Илл. 61. И. Лубенников. Двое. Холст, масло. Размеры неизвестны. 1984.
Илл. 62. Ван Идун. Гранаты созрели. Холст, масло. 60*50 см. 1999.
Илл. 63. Ян Фэйюнь. Разгар лета. Холст, масло. 117*97 см. 1996.
Илл. 64. Хэ Долин. Портрет Сяо Ди. Холст, масло. 100*80 см. 1997.
й(
Л
й т
т
Илл. 65. Е.В. Поленов. Портрет Юли. Холст, масло. 85х60 см. 1993.
Илл. 66. Г.С. Мызников. Девушка со свечей. Оргалит, масло. 43х60 см. 1994.
Илл. 67. Чэнь Ифэй. Красавица. Холст, масло. 120*90 см. 1997.
Илл. 68. Цзинь Шанъи. Таджикская девушка. Холст, масло. 60*50 см. 1983.
с
Илл. 69. В.Ф. Желобок. Женский портрет (Макарова Лена). Холст, масло.
82х82 см. 1991.
Илл. 70. М. Павленин. Ева. Картон, масло. 83 х 55 см. 1992.
Илл. 71. Юй Хун. Автопортрет. Холст, масло. 97*130 см. 1989.
Илл. 72. Юй Хун. 1999. 30 лет. Холст, масло. 220*180 см. 1996.
Илл. 73. Н. Глебова. Мать и дитя. Холст, масло. 91х60 см.1992.
Илл. 74. Ван Цзинсун. Сцена № 5. Холст, масло. 120*100 см. 1995.
Илл. 75. Ван Цзинсун. Сцена № 1. Холст, масло. 120*120 см. 1995.
Илл. 76. Янь Пин. Супруги. Холст, масло. 100*80 см. 1994.
Илл. 77. Чэнь Ифэй. Мотивы Сюньян. Холст, масло. 150*130 см. 1991.
Илл. 78. Д. Шорин. Разговор. Холст, масло. 79 х 99.5 см. 1998.
Илл. 79. А. Королев. Стыдливая и бесстыдная. Бумага, масло.
100 х 74.5 см. 1999.
т*
Илл. 80. В.В. Осышный. Убирают картофель. Холст, масло. 95х83 см. 1986.
Илл. 81. Т. Назаренко. Циркачка. Холст, масло. Размеры неизвестны. 1984.
Илл. 82. Т. Назаренко. Трапеза. Холст, масло. 150х180. 1992.
Илл. 83. Ван Цзинсун. Хор. Холст, масло. 120*120 см. 1992.
Илл. 84. Ван Цзинсун. Мирная песня. Холст, масло. 150*150 см. 1995.
Илл. 85. Ло Чжунли. Пот. Холст, масло. 96*130 см .1994.
Илл. 86. Синь Дунван. Дальние родственники. Холст, масло.150*160см.1999.
Илл. 87 Лэн Цзюнь. Портрет Сяо Тан. Холст, масло. 50*70 см. 2007.
Илл. 88. Лэн Цзюнь. Портрет Сяо Цзян. Холст, масло. 120*60 см. 2011.
Илл. 90. Чэнь Даньцин. Девушка. Холст, масло. 70*80 см. 2007.
Илл. 91. Хэ Цзюнь. Сяо Цзебо. Холст, масло. 93*72см. 2000.
Илл. 93. Ван Гобинь. Поднимем весла. Холст, масло. 190*220 см. 2007.
Илл. 94. Чжен Юминга. Портрет девушки с зеркальцем
Илл. 95. Ху Цзюнь Ди. Портрет китайских девушек
Илл. 96. Ху Цзюнь Ди. Портреты китайской девушки
Илл. 97. Джиа Лу. Девушка с саблей. Холст, масло.
Илл. 98. Ай Сюань. Спокойная мелодия. Холст, масло. 60*60 см. 2012.
Илл. 100. Чэнь Даньцин. Синие колготки. Холст, масло. 100*120 см. 2010.
Илл. 102. М. Федорова. Nude Espresso. Холст, масло. 90 x 90 см. 2017.
Илл. 103. М. Сафронова. Невеста. Холст, масло.55 x 75 см. 2010.
г л
1
Илл. 104. М. Федорова. Proton. Холст, акрил.80 x 40 см. 2011.
Илл. 105. В. Рудьева-Рязанцева. Без названия II. Из серии «Волосы». Холст, масло. 150 х 150
см. 2011.
Илл. 106. Е. Кулик. Плохая девочка. Холст, масло. 110 х 90 см. 2015.
Г; г
V
/ -I
Илл. 107. Ю. Сычев. Руки. Плечи. Холст, акрил, цв. карандаши. 120 х 150 см. 2008.
•ь
■%( \ <
/ /
Г
Илл. 108. М.В. Переяславец. Актриса Ульяна Лукина. Холст, масло.
120х90 см. 2016.
Илл. 109. Е.Г. Севергина. Ольга Герасимова. Холст, масло. 87х65 см. 2000.
Илл. 110. Шэнь Лин. Девушки. Холст, масло. 100*100 см. 2009.
Илл. 112. К. Бородин. Подружки II. Холст, масло.160 х 55 см. 2015.
Илл. 114. Лэн Цзюнь. Мона Лиза: дизайн улыбки. Холст, масло. 125*33 см.
Илл. 115. Чао Гэ. Оранжевые люди. Холст, масло. 117*71 см.2003.
Илл. 116. Н.Сафронов. Летний вечер. Холст, масло. 41х31 см. 2016.
Илл. 117. И.Лубенников. Две грации. Холст, масло. Размеры неизвестны. 2008.
Илл. 118. Сун Сяньчжэнь. Мать и сын. Холст, масло. 65*54 см. 2001.
Илл. 120. Янь Пин. Покачивающаяся лодка. Холст, масло. 120*120 см. 2003.
Илл. 121. Чжан Вэньсинь. Мать и сын. Холст, масло. 160*150 см. 2003. Л1
Илл. 122. И. Лубенников. Дитя. Холст, масло. 90 х 90 см.2012.
Им 'А
Илл. 123. М. Трегубенко. Без названия (женщина с ребенком). Холст, масло. 70 х 50 см. 2007.
Илл. 125. В.Н. Телин. Возвращение. Холст, масло. 80 х 105 см. 2007.
Илл. 126. Чжан Цзянцзюнь. Восходящее солнце. Холст, масло.
180*150 см. 2003.
Илл. 127. Юй Сяодун. Девушка в зеленом. Холст, масло. 91*61 см. 2005.
Илл. 128. Ай Сюань. Девушка народности ман. Холст, масло. 60*90 см.2006.
Илл. 129. Ай Сюань. Тибетская девушка. Холст, масло. 110*90 см. 2011.
Илл. 130. Владислав Нагоронов. Красавица (без названия). Холст, масло. 2000-е.
Илл. 131. Анна Абидина. Голубой кокошник II серия Russian theme, 2021
Илл. 132. А. Атаханов. Новые дома в Чорбоге. 100x130 см. Холст, масло. 2018.
Илл. 133. Люся Воронова «Райский сад», 2009. Холст, масло
Илл. 134. Л. Воронова. Весна 2020 (Карантин). Холст, масло 100х120см. 2020.
Илл. 135. Е.А. Кострюков. Оттепель. Холст, масло. 104х68 см. 2019.
Илл. 136. И.Е. Токарева. Кружева. Холст, масло. 115х95 см. 2019.
Илл. 137. Л.М. Кондрашонок. Тревожный вечер. Холст, масло.
120х100 см. 2017.
Илл. 138. Ся Син. Июль. Холст, масло. 175*130 см. 2001.
Илл. 139. Ся Син. Дождь и роса. Холст, масло. 60*200 см. 2006.
Илл. 140. Чжан Синь. Обнаженная художница за работой. Холст, масло. Размеры неизвестны.
2019.
Илл. 141. В. Калинин. Фигура на темном фоне. Холст, масло. 120x100 см. 2010.
Илл. 143. И.Лубенников. Уединение. Холст, масло. Размеры неизвестны. 2011.
Илл. 144. И. Лубенников. День Ивана Купала. Холст, масло. 150* 130 см. 2013.
Илл. 145. А. Кабин. Серия «Частная жизнь». В ванной. Холст, масло, смешанная техника. 100 х
69.5 см. 2012.
Илл. 146. А. Базанова. Утро. Холст, масло.120 х 80 см. 2010.
Илл. 147. Д. Шорин. Атом. Холст, масло. 173 х 96 см. 2012.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.