Поэтика святительских житий: на материале житий святых Петра, Алексия и Ионы Московских тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Медведев, Александр Анатольевич

  • Медведев, Александр Анатольевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 214
Медведев, Александр Анатольевич. Поэтика святительских житий: на материале житий святых Петра, Алексия и Ионы Московских: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2017. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Медведев, Александр Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Историческая основа и литературная история житий митрополитов Петра, Алексия, Ионы московских

1.1. Теория жанра жития

1.2. Пастырская и церковно-политическая деятельность митрополитов Петра, Алексия и Ионы

1.3. История текстов о митрополитах Петре, Алексии и Ионе

Выводы по Главе 1

Глава 2. Сюжетно-композиционное своеобразие памятников о московских святителях

2.1. Композиционное построение пространных житий митрополитов Петра, Алексия и Ионы

2.2. Своеобразие построения святительских житий в составе сборников XVI века

2.2.1. Особенности композиции святительских житий в Великих Минеях Четьих

2.2.2. Новые черты в построении житий в составе «Степенной книги царского родословия»

2.3. Топика житий святителей

Выводы по Главе 2

Глава 3. Способы и приемы создания образов в святительских житиях

3.1. Особенности изображения персонажей в пространных редакциях житий

3.2. Приемы создания образов персонажей в редакциях Великих Минеях Четьих и Степенной книги

Выводы по Главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

194-214

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика святительских житий: на материале житий святых Петра, Алексия и Ионы Московских»

ВВЕДЕНИЕ

Жития святых - один из разделов христианской литературы, изучению которого посвящены специальные области научного знания - агиография и агиология. Жития выступают также предметом исторических, текстологических, литературоведческих, богословских и философских исследований.

Изучение житий святых и категории «святость» имеет почти двухсотлетнюю историю. Общенаучный вклад в изучение древнерусских житий был внесен виднейшими учеными мифологической и культурно-исторической школ (С.П. Шевыревым, Ф.И. Буслаевым, А.Н. Пыпиным, И.С. Некрасовым, В.А. Яковлевым)1.

Жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении. Жития дают возможность реконструировать характер духовности, религиозно-культурные представления общества (в частности, и так называемую народную религиозность). Этому посвящены труды Ф.И. Буслаева , В.М. Живова3, Б.Н. Флори4, С.С. Аверинцева5.

Работы Ф.И. Буслаева содержат анализ агиографических произведений с точки зрения состава сведений и композиции. В «Исторических очерках русской народной словесности и искусства» ученый выявил в житиях святых элементы мифологического содержания, провел сопоставительный анализ агиобиографий с другими литературными жанрами. Наиболее подробно Ф.И. Буслаев рассмотрел женские жития в работе «Идеальные женские характеры Древней Руси»6.

1 Шевырев С.П. История русской словесности, преимущественно древней: Ч. 1-4. М.: Унив. тип., 1846-1860. Шевырев С.П.. Обозрение русской словесности в XIII в. СПб.: тип. Акад. наук, 1854. 59 с. Пыпин А.Н. История русской литературы / [Соч.] А. Н. Пыпина: в 2 т. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1902. 2 т. Некрасов И. С. Зарождение национальной литературы в Северной Руси. Ч. I. Одесса: тип. Францова, 1870 [3], 173, 44, [4] с. Яковлев В. А. Древне-киевские религиозные сказания. - Варшава: тип. варшавского уч. округа, 1875. 160 с.

2 Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. М.: Художественная литература, 1990. 512 с.

3 Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994. 112 с. Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 760 с.

4 Флоря Б.Н. Исследования по истории церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. 528 с.

5 Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. 480 с.

6 Буслаев Ф. И. Идеальные женские характеры Древней Руси // Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. М.: Художественная литература, 1990. С. 262-277. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства: в 2-х т. СПб.: тип. Д.Е. Кожанчикова, 1861. Т. 2. 860 с.

Ученым был проведен критический разбор состава и происхождения различных редакций житий, определение места агиографических памятников в истории национальной литературы.

В отечественном литературоведении XIX - XXI вв. изучение житийных текстов занимало центральное место в работах таких исследователей, как

B.О. Ключевский, Н.П. Барсуков, И.А. Яхонтов, Н.И. Некрасов, А.А. Шахматов,

C.А. Бугославский, Н.И. Серебрянский, В.П. Адрианова-Перетц, Л.А. Дмитриев, Б.М. Клосс, Д.С. Лихачев, В.А. Грихин, С.В. Минеева, Т.Р. Руди , и многих других. Подготовлены и осуществлены издания наиболее известных и распространенных агиографических памятников, изучен основательный круг произведений, систематизированы общежитийные топосы, выявлена система «общих мест» для ряда разновидностей житий (преподобных, просветителей народов, юродивых, княжеских, пустынножителей, святых жен и т.д.). Однако множество житий не рассмотрено исследователями с точки зрения истории текста и художественного своеобразия, небольшое количество работ посвящено святительским житиям.

Канон житий, сложившийся в Византии, и его влияние на возникновение русской традиции жанра были рассмотрены рядом исследователей конца XIX-начала XX века. В.О. Ключевский в фундаментальном труде «Древнерусские жития святых как исторический источник» отмечал своеобразное влияние византийского канона на произведения древнерусской агиографии: «Обобщению,

7 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Наука, 1988. 512 с. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1882. 616 с. Яхонтов И.А. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края, как исторический источник: составлено по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань: тип. Императорского Университета, 1881. 377 с. Шахматов А.А. Несколько слов о Несторовом житии Феодосия // Шахматов А.А. История русского летописания. СПб.: Наука, 2003. Т. 1. Кн. 2. С. 19 - 30. Бугославский С.А. Литературная традиция в северо-восточной русской агиографии // Статьи по славянской филологии и русской словесности. Сборник статей в честь академика А.И. Соболевского. Л.: Изд-во АН СССР, 1928. С. 332 - 336. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.;Л.: Из-во. АН СССР, 1947. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII - XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л.: Наука, 1973. Дмитриев Л.А. Сюжетное повествование в житийных памятниках конца XIII - XV веков // Истоки русской беллетристики. Л.: Наука, 1970. С. 208 - 262. Клосс Б.М. Избранные труды. М.: Языки славянских культур, 2001. Т.2. Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв. Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV-XV вв. М.: издат. Московского университета, 1974. 64 с. Грихин В.А.Творчество Епифания Премудрого и его место в древнерусской литературе конца XIV - начала XV вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1974. 27 с.

превращению в типические формулы жития подвергались такие явления русской жизни, которые напоминали собой идеальные образы восточных житий. Напротив, где являлись условия местной древнерусской действительности, мало похожей на древнехристианскую восточную пустыню, там биограф чувствовал себя в большом затруднении: он не находил для них готовых красок в своих образцах и старался говорить о них меньше или вводил их в свой рассказ в первобытной простоте»8. По словам исследователя, жизнь святого превращалась в памятнике в ряд «отвлеченных характеристик», «биографических гипотез», а само житие «есть лишь ряд отдельных эпизодов, изображающих торжественные минуты в жизни святого». Эти эпизоды из жизни святого содержат постоянные традиционные словесные формулы.

В.П. Виноградов, развивая выдвинутые В.О. Ключевским идеи, говорил о том, что «византийский шаблон мог удержаться в древнерусских житиях, только

~ 9

если он не шел вразрез с наличной автору действительностью» .

Агиографическую схему10 византийских житий выявил Х.М. Лопарев, обратившийся к изучению «шаблона» «правильного» жития, что дает возможность сравнить византийские и древнерусские агиографические композиционные схемы и топосы, свойственные святительским житиям. Как отмечал ученый, образцом житийного жанра были «биографии знаменитых мужей древней Греции, например, биографии, вышедшие из-под пера Ксенофонта, римского историка Тацита, Плутарха и т.д. Как памятник литературы такая биография всегда состоит из трех основных частей: предисловия, главной части и заключения»11, поэтому житийный канон также диктовал трехчленность композиции.

С каноничностью жанра тесно связана проблема топосов, которая широко обсуждается в современной медиевистике. Понятие топоса восходит к временам

8 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Наука, 1988. С. 437.

9 Виноградов В.П. Уставные чтения. Очерки по истории греко-славянской церковно-учительной литературы. Сергиев Посад: тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915. Вып. 3. С. 42.

10 Лопарев Х.М. Греческие жития святых VIII и IX веков. Опыт научной классификации памятников агиографии. Пг., 1914. Ч.1. С. 16 - 36.

11 Там же, с. 15.

античной риторики, в рамках которой среди топосов выделялись внешние

(общеценные значимые идеи) и внутренние («общепринятые логические

12

связи» ). Исследователи в разное время давали различные наименования термину «топос»: говорили о «готовых формулах жития», «заученных выражениях», которые используются по отношению ко всякому святому13, клише, повторяющихся мотивах, «готовом слове», свойственном античности и

14

средневековой литературе .

По мнению Д.С. Лихачева, «.выбор устойчивых стилистических формул определяется литературным этикетом.», который «.вызывал особую традиционность литературы, появление устойчивых стилистических формул, перенос целых отрывков одного произведения в другое, устойчивость образов, символов-метафор, сравнений и т.д.»15. Агиографом переносилось из других памятников все то, что он считал определяющим для образной системы его произведения. Таким образом, автор жития возводит образ святого к первообразу или «сакральному образцу».

О.В. Творогов в статье «Задачи изучения устойчивых литературных формул Древней Руси» разграничивает топос и штамп. Говоря о композиционно -содержательных элементах, он использует термины «устойчивые литературные формулы» или «традиционные ситуативные формулы», а для словесных топосов -«устойчивые словосочетания»: «традиционным мы считаем любое словосочетание, если оно намеренно употребляется для обозначения определенных явлений действительности. Причем мы вправе считать «устойчивыми словосочетаниями» в стилистическом смысле не только

12 Конявская Е.Л. Проблема общих мест в древнеславянских литературах (на материале агиографии) // Ruthenica. Киев: ИПЭЭ РАН, 2004. Т.111. С. 80.

13 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Наука, 1988. С. 429.

14 Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средним векам. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. С. 17.

15 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Лихачев Д.С. Избранные работы в 3-х т. Л.: Художественная литература, 1987. Т.1. С. 346, 358.

организованное грамматически сочетание слов..., но и группу совместно повторяющихся, хотя и не связанных друг с другом грамматически слов»16.

Далее О.В. Творогов отмечает: «...мы должны рассматривать в первую очередь традиционные ситуативные формулы (то есть сходные по выбору фактов и композиции описания, фрагменты характеристик и т. п.), а затем изучать различные варианты словесных штампов (устойчивых словосочетаний), входящих

17

в состав этих формул» . Ученый акцентирует внимание на том факте, что в

отличие от используемых в агиографии литературных формул, которые остаются

18

неизменными, их словесное выражение (оформление) варьируется .

Поэтому главной задачей ученый считает сбор, систематизацию и обобщение материала всех агиографических произведений и выявление в памятниках традиционных формул19.

Д.М. Буланин, как и О.В.Творогов, писал о существовании параллельно со

«словесными формулами» «ситуативных формул», предполагающих возможность

20

выражения их разными словами .

Т.Р. Руди использует определение термина «топика», данное Э.Р. Курциусом: «...топосом может быть любой повторяющийся элемент текста, закрепленный за определенным местом сюжетной схемы, - будь то устойчивая литературная формула, цитата, образ, мотив, сюжет или идея»21. Исследовательница отмечает, что «топика как элемент средневекового

художественного канона. базируется на двух основных принципах: следовании

22

литературному этикету и ориентации на образцы (тйайо)» .

16 Творогов О.В. Задачи изучения устойчивых литературных формул Древней Руси. // ТОДРЛ. Т. 20. М., Л.: Наука, 1964. С. 29 - 40.

17 Там же, с. 32.

18 Там же, с. 34.

19 Творогов О.В. О «Своде древнерусских житий» // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 3 - 58.

20 Буланин Д.М. Некоторые трудности изучения биографии древнерусских писателей // Русская литература. Л., 1980. № 3. С.138.

21 Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ. Т.57. СПб.: Наука, 2006. С. 432.

22 Руди Т.Р. Топика русских житий //Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 62.

Та же мысль высказана Е.В. Логуновой, которая дает свое определение формулы как «устойчивого, повторяющегося выражения для характеристики той

23

или иной ситуации, несущего семантическую и композиционную нагрузку» .

Применение термина «топос» в отношении ситуативных топосов считает возможным и Е.Л. Конявская, в отношении же стилистических топосов она придерживается именования их формулами24.

Следуя за терминологией своих предшественников, М.Е. Башлыкова разделяет термины «сюжетный топос» и «стилистическая формула». «В обоих случаях возможно употребление классического определения «общие места»25. Нам также представляется важным разграничивать сюжетные топосы и устойчивые литературные формулы (формулы-цитаты, стилистические формулы и т.д.). Этот подход представляется нам наиболее плодотворным, так как он дает возможность многостороннего рассмотрения топики житий святителей, -сюжетно-композиционной и стилистической.

Главными особенностями литературных топосов древнерусских памятников, как отмечают современные исследователи-медиевисты, являются их устойчивость, закрепленность за определенным элементом композиции памятника, строгость, четкость композиционного построения и повторяемость.

«Стилистическим формулам» как художественному средству, влиянию на них библейско-византийской и фольклорной традиции посвящены многочисленные работы В.П. Адриановой-Перетц26. Эта тема активно

27

развивалась в трудах Л.А. Дмитриева и ряда других ученых.

23 Логунова Е.В. Поэтика русского исторического повествования 20-х годов XVII века (топика и библеизмы): автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2006. 20 с.

24 Конявская Е.Л. Проблема общих мест в древнеславянских литературах (на материале агиографии) // Ruthenica. Киев: ИПЭЭ РАН, 2004. Т. 111. С. 82-83.

25 Башлыкова М.Е. Топика житий в Киево-Печерском патерике редакции 1661 года // Герменевтика древнерусской литературы. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Сб. 15. С. 198.

26 Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 184 с. Адрианова-Перетц В.П. Задачи изучения «агиографического стиля» Древней Руси // ТОДРЛ. Т. 20: Актуальные задачи изучения русской литературы XI - XVII веков. Л.: Наука, 1964. С. 41 - 71. Адрианова-Перетц В.П. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI-XIII в. // Истоки русской беллетристики. Л.: Наука, 1970. С. 67 - 107.

27 Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII - XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л.: Наука, 1973. 304 с. Он же. Сюжетное повествование в житийных памятниках конца XIII - XV веков // Истоки русской беллетристики. Л.: Наука, 1970. С. 208 - 262.

Важны для изучения житийного жанра работы А.М. Панченко , О.В.

29 30

Панченко , С.А. Семячко , в теоретическом плане опирающиеся на труды Д.С. Лихачева31.

Давая определение понятия «поэтика», С.С. Аверинцев отмечал, что «это система рабочих принципов какого-либо автора, или литературной школы, или целой литературной эпохи: то, что сознательно или бессознательно создает для

32

себя любой писатель»32. Исследователь писал, что поэтика «общего места», свойственная средневековой культуре, представляет собой аналог «весьма долговечной стадии истории науки (и шире - истории рационализма), а именно стадии мышления преимущественно дедуктивного, силлогистического, «схоластического», мышления по образу формально-логической, геометрической или юридической парадигматики. За ним стоит гносеология, принципиально и последовательно полагающая познаваемым не частное, но общее...»33. Главной «задачей поэтики. является изучение способов построения произведений», «объектом изучения в поэтике является художественная литература», а «способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкование»34.

Д.С. Лихачев называл поэтику древнерусской литературы «иной» в сравнении с поэтикой литературы Нового времени. «Иной» характер поэтики

35

древнерусской словесности проявляется в ее связи с православной аксиологией . В соответствии с этим для житийных произведений характерен особый «жанровый образ автора» с присущим ему «теоцентрическим» сознанием.

Среди работ советских ученых следует отметить статью Л.А. Дмитриева «Сюжетное повествование в житийных памятниках конца

28 Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб.: Журнал «Звезда», 2008. 544 с.

29 Панченко О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) // ТОДРЛ. Т. 54. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003. С. 491 - 534.

30 Семячко С.А. Проблемы изучения региональных агиографических традиций (на примере вологодской агиографии) // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 122 -142.

31 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 376 с.

32 Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 7.

33 Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // С.С. Аверинцев. Поэтика древнегреческой литературы. М.: Наука, 1981. С. 8.

34 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 22.

35 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Д.С. Лихачев. Избранные работы в 3-х т. Л.: Художественная литература, 1987. Т.1. С. 347.

XIII-XV вв.». В ней выделены два основных качества, свойственных житийному жанру: риторизм и сюжетная занимательность. Произведения, в которых основополагающей чертой является сюжетная занимательность, с точки зрения исследователя, обладают большей художественной ценностью. В монографии Л.А. Дмитриева «Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв.» дана характеристика муромским житиям, отражающим особенности местной агиографической традиции.

Дискуссионной в литературоведении стала проблема происхождения житийного стиля эпохи Куликовской битвы, ярким представителем которого был Епифаний Премудрый. Д.С. Лихачев считал, что на литературу оказывали влияние два фактора: второе южнославянское влияние и литература византийского исихазма в его паламитском варианте. Ученый полагал, что стиль Епифания Премудрого брал начало в тырновской школе, агиографом было многое заимствовано. Поздний исихазм оказывал влияние на формы эмоционально -экспрессивного стиля, на изображение личности человека36.

Тырновская школа (конец XIII - XIV вв.) была связана с новым пониманием слова. Слово в житии должно быть особенным, в нем должна отразиться святость человека, нужно создать стиль, приподнятый над обыденностью. На это явление обратил внимание Л.А. Дмитриев в статье «Нерешенные вопросы происхождения и истории экспрессивно-эмоционального стиля XV в.», утверждая, что есть существенные различия между стилями тырновской школы и Епифания Премудрого. Основной признак южнославянской агиографии исихастского направления, по мнению Л.А. Дмитриева, - это строгое соблюдение четырехчастной композиции (заканчивается житие похвальным словом, обращенным к святому), риторичность (цитаты, отступления морально-богословского характера, многократные эпитеты, сравнения, уменьшение количества обыденной лексики и просторечий, усиленное использование

36 Лихачев Д.С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 67.

книжной лексики, а также применение калек с греческого)37. Ученый сравнивал произведения Епифания Премудрого с житиями Евфимия Тырновского.

В 70-е гг. XX в. появились работы В.А. Грихина, в том числе диссертация «Творчество Епифания Премудрого и его место в древнерусской литературе конца XIV - начала XV в.». Рассматривая художественные особенности стиля Епифания Премудрого и взяв за основу анализ житий Сергия Радонежского и Стефана Пермского, исследователь показал, что он был сходен со стилем южнославянских житий, но не идентичным им. Стиль Епифания Премудрого был самостоятельным литературным явлением, который значительно отличался как от сочинений южнославянской агиографии, так и от произведений исихастского толка. Это объясняется тем, что мировоззрение древнерусского автора сформировалось в атмосфере религиозно-философской жизни Руси конца XIV в. Таким образом, исследователь рассматривал возникновение экспрессивно-эмоционального стиля в древнерусской литературе не как следствие переноса системы южнославянского стиля, а как явление конкретно-историческое, обусловленное развитием русской культуры и литературы38.

В.А. Грихин рассмотрел и проблему влияния исихазма на русские жития эпохи и охарактеризовал исихазм как учение о нравственном человеке, который через труд, молитву и аскезу может достичь понимания Иисуса; учение индивидуального спасения, подразумевающее отказ от всего земного: человек должен заниматься только молитвой. Познать свой внутренний мир можно только через молитву, которую человек творит один в молчании. Труд, которым должны заниматься монахи, - писать иконы и переписывать Священное Писание. В литературе это учение отразилось в изображении героя: углубление, сосредоточение мысли о спасении, познание окружающего мира и во внимании к

39

внутреннему миру, чтобы приблизиться к Богу, к истине . Исихазм паламитского

37 Дмитриев Л.А. Нерешенные вопросы происхождения и историиэкспрессивноэмоционального стиля XV в. -ТОДРЛ. Т. 20. М., Л.: Наука, 1964. С. 72 - 89.

38 Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV-XV вв. М.: издат. Московского университета, 1974. 64 с.

39 Грихин В.А.Творчество Епифания Премудрого и его место в древнерусской литературе конца XIV - начала XV вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1974. 27 с.

толка, согласно убедительно обоснованным выводам исследователя, не оказал влияния на жития, написанные Епифанием Премудрым. Взгляды исихазма оказались чужды для Епифания, который «обращается к философским и художественно-эстетическим традициям библейской и ранневизантийской

40

литературы» .

В.А. Грихин, анализируя агиографические памятники Епифания Премудрого, выявил ряд новаторских явлений (конкретные черты героя раскрываются с помощью стилистических приемов и риторических средств, жития конкретны и биографичны, внутренний мир находится в тесной связи с деятельностью, поступками героев, Епифаний помимо логики рассчитывает и на эмоциональное воздействие). Все эти особенности поэтики памятников Епифания, по мнению исследователя, преследуют конкретную задачу - показать в произведениях нравственный идеал героя.

Выводы В.А. Грихина были подтверждены исследователями-медиевистами конца XX века41.

Новый подход к интерпретации текстов житий представлен в работах О.В. Гладковой, которая пишет, что «.житие - эпический жанр церковной книжности, объектом изображения которого является вид или даже виды аскезы, избираемые одним или несколькими святыми, то есть подвиг веры, совершаемый конкретными историческими лицом или лицами вослед и в подобие Христу или (вариант женской святости) Богоматери во имя Спасения, то есть вечной жизни

42

на Небесах»42 (здесь и далее курсив - О.В. Гладковой). Развивая эту идею, исследовательница отмечает, что в агиографических памятниках «отразилось представление о трех уровнях смысла, о триадности текста»43. «.Сакральный

40 Грихин В.А.Творчество Епифания Премудрого и его место в древнерусской литературе конца XIV - начала XV вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1974. С. 8, 9.

41 Прокофьев Н.И. Нравственно-эстетические искания в литературе эпохи Куликовской битвы // Литература Древней Руси. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. Вып. 4. С. 3 - 18. Петров А.Е. Византийский исихазм и традиции русского православия в XIV в. //Древняя Русь: пересечение традиций. М.: НИЦ «Скрипторий», 1997. С. 395 - 419.

42 Гладкова О.В. «Три смысла» в агиографии и проблема интерпретации агиографических текстов // О.В. Гладкова. Житие Евстафия Плакиды в русской и славянской книжности и литературе IX - XX веков. М.: Индрик. С. 263.

43 Там же, с. 264.

текст мог восприниматься непосредственно (буквально, поверхностно-событийно), а также эмоционально (душевно, как прямое назидание) - и мистически - «духовныма очима, как говорили в Древней Руси, в этом случае посвященному читателю открывался сокровенный вневременной мир аналогий, связанный с тайной Боговоплощения Христа и Спасения его последователей»44. Примеры символической интерпретации житийных текстов приведены в статьях и двух монографиях О.В. Гладковой45.

Особый интерес для нашей темы представляют работы исследователей, так или иначе обращавшихся к святительским житиям. В работе С.В. Минеевой «Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста» представлена классификация житий. «Основным принципом создания образа святого, которым руководствовались составители всех агиографических текстов», по мнению исследовательницы, было определение, взятое из Жития святого Саввы Освященного: «земной ангел, небесный человек»46. В центре любого житийного повествования заложено представление об идеальной личности.

Выстраивая «жанровую иерархию» святости подвижников на основе пути «подражания Христу», С.В. Минеева называла древнерусских святителей «учителями словом». «Житийная композиция подобных текстов строилась на сочетании полемического, догматического и исторического элементов, тогда как собственно биография святого подвижника играла в основном роль

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Медведев, Александр Анатольевич, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тексты:

1. Великие Минеи Четьи. Декабрь. Дни 18 - 23. - М., 1907. - Стб. 1620 -1646.

2. Великие Минеи Четьи. Успенский список. Март. Дни 26-31.- Freiburg, 2001. - С. 1901 - 1911.

3. Великие Минеи Четьи, 12 февраля. ГИМ, Синод. собр., № 991, л. 419 об. - л. 423 об.

4. Деяние и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла // РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб.: Наука, 2003. - Т. XII: XVI век. - С. 292 - 317.

5. Старшая редакция Жития митрополита Алексия // Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция Жития митрополита Алексия) / Источники и историография славянского средневековья. - М.: Наука, 1967. - С. 245 - 257.

6. Житие митрополита Ионы третьей редакции // Усачев А.С. Житие митрополита Ионы третьей редакции / Вестник церковной истории. - М: Православная религиозная организация Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. - № 2(6). - С. 5 - 60.

7. Первоначальная (Краткая) редакция Жития митрополита Петра // Клосс Б.М. Избранные труды. Т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. - М.: Языки русской культуры, 2001. - С. 27 - 31.

8. Пространная (Киприановская) редакция Жития митрополита Петра // Клосс Б.М. Избранные труды. Т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. - М.: Языки русской культуры, 2001. - С. 35 - 47.

9. Первоначальная (Краткая) редакция Жития митрополита Алексия // Клосс Б.М. Избранные труды. Т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. - М.: Языки русской культуры, 2001. - С. 53 - 55.

10. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью / Полное собрание русских летописей. - М., 2000. - Т. XI. - С. 29 - 35.

11. Московский летописный свод конца XV века / Русские летописи. - Рязань: «Узорочье», 2000. - Т.УШ. - С. 264 - 266.

12. Новгородская четвертая летопись / Полное собрание русских летописей. -Т. IV. - СПб.: В типографии Эдуарда Праца, 1848. - С. 63.

13. Рогожский летописец / Полное собрание русских летописей. - М.: Языки русской культуры, 2000. - Т. XV. - С.121 - 124.

14. Симеон Метафраст. Жизнь и деяния святого отца Николая // Византийские легенды. - Л.: Наука, 1972. - С. 140 - 155.

15. Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископа в Перми, составленное преподобным во священноиноках отцом нашим Епифанием // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. - СПб.: Наука, 2003. - Т. 12: XVI век. - С. 179.

16. Софийская первая летопись / Полное собрание русских летописей. - Т. V. -СПб.: В типографии Эдуарда Праца, 1851. - С. 228.

17. Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и комментарий: В 3 т. / Отв. ред.: Н.Н. Покровский, Г.Д. Ленхофф, 2007. - Т. 1. - С. 567 - 581; 2008. - Т. 2. - С. 9 - 38, 190 - 216.

18. Стишной Пролог, март - май XVI в. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, собрание Титова, № 239.

19. Смерть Авраама // Апокрифы Древней Руси. Тексты и исследования. - М.: Наука, 1997. - С. 98 - 104.

Научно-исследовательская литература:

20. Абеленцева, О.А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви. - М., СПб.: «Альянс-Архео», 2009. - 472 с.

21. Аверинцев, С.С. Большие судьбы малого жанра (Риторика как подход к обобщению действительности) // Вопросы литературы. - М., 1981. № 4. - С. 153 -179.

22. Аверинцев, С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Аверинцев С.С. Поэтика древнегреческой литературы. - М.: Наука, 1981. - С. 3 - 15.

23. Аверинцев, С.С. Западно-восточный генезис литературных канонов византийского средневековья // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. Т. 12. - М., 1974. Т. 2. - С. 152 - 191.

24. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.

25. Аверинцев, С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средним векам. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. - М.: Наука, 1976. - С. 17 - 64.

26. Адрианова, В.П. Из истории русской агиографии XVI в. // Сборник в честь 30-летней деятельности А. И. Малеина. - Пгр., 1922. - С. 146 - 154.

27. Адрианова-Перетц, В.П. Задачи изучения «агиографического стиля» Древней Руси // ТОДРЛ. - Т. 20: Актуальные задачи изучения русской литературы XI - XVII веков.- Л.: Наука, 1964. - С. 41 - 71.

16. Адрианова-Перетц, В.П. К вопросу об изображении «внутреннего» человека в русской литературе Х1-Х^ вв. // Вопросы изучения русской литературы XI -XX вв. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 15 - 24.

28. Адрианова-Перетц, В.П. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI-XШ в. // Истоки русской беллетристики. - Л.: Наука, 1970. - С. 67 - 107.

29. Амелькин. А.О. Исторические реалии в «Повести о Меркурии Смоленском» // Мир житий: Сборник материалов конференции (Москва, 3-5 октября 2001 г.). Редколлегия: Гладкова О.В. (ответственный секретарь), Демин А.С.,

Коробейникова Л.Н. (ученый секретарь). - М.: Кругъ, Имидж-Лаб, 2002. - С. 206 - 211.

30. Анисимова, О.М. Художественная семантика стилистических формул в древнерусской литературе XII - нач. XIII веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Анисимова Ольга Маратовна. - М., 1987. - 20 с.

31. Арсеньев, А.В. Словарь писателей древнего периода русской литературы IX -XVIII веков (862 - 1700 гг.) / Под ред. О.Ф. Миллера. - СПб., 1882. - 136 с.

32. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии // ОЛДП. - СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1882. Стб. 266 - 274.

33. Башлыкова, М.Е. «По глаголу твоему...» (Библейские реминисценции в чудесах «Киево-Печерского патерика»/ М.Е. Башлыкова // Русская речь. - 2004. № 1. - С. 68 - 73.

34.Башлыкова, М.Е. Топика житий в Киево-Печерском патерике редакции 1661 года // Герменевтика древнерусской литературы. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. - Сб. 15. - С. 187 - 351.

35. Белокуров, С.А. О библиотеке московских государей в X VI столетии. - М.: тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1898. - С. 296 - 297.

36. Белякова Е.В., Найденова Л.П. Житие митрополита Ионы как источник по истории канонизации святых в Русской церкви // Проблема святых и святости в истории России / Материалы XX Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». - М.: Наука, 2006. - С. 134 - 142.

37. Белякова, Е.В. Об одном источнике жития митрополита Ионы / Е.В. Белякова // Архив русской истории. - М.: типография ПО Роскомархива. - 1992. -Вып. 2. - С. 171 - 178.

38. Бережков, Н.С. Хронология русского летописания. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 376 с.

39. Берман Б.И. Читатель жития (Агиографический канон русского средневековья и традиции его восприятия) // Художественный язык средневековья. - М.: Наука, 1982. - С. 159 - 183.

40. Бугославский, С.А. Жития // История русской литературы. - М. - Л.: АН СССР, 1941 - 1956. Т.1. Русская литература XI - начала XIII века. 1941. - С. 315 -346.

41. Бугославский, С.А. Литературная традиция в северо-восточной русской агиографии // Статьи по славянской филологии и русской словесности. Сборник статей в честь академика А.И. Соболевского. - Л.: Изд-во АН СССР, 1928. - С. 332 - 336.

42. Буланин, Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв. // Slavistische Beiträge. - München, 1991. - Bd. 278. - С. 217 - 223.

43. Буланин, Д.М. Некоторые трудности изучения биографии древнерусских писателей / Д.М. Буланин // Русская литература. - 1980. - № 3. - С. 137 - 142.

44. Буланин, Д.М. О некоторых принципах работы древнерусских писателей // ТОДРЛ. - Л.: Наука, 1983. - Т. 37. - С. 3 - 13.

45. Буслаев, Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси // Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. - М.: Художественная литература, 1990. - С. 262 - 277.

46. Буслаев, Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства: в 2-х т. - СПб.: тип. Д.Е. Кожанчикова, 1861. - Т. 2. - 534 с.

47. Буслаев, Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. - М.: Художественная литература, 1990. - 512 с.

48. Бьянки Э., Майнарди А. «Человек Божий» в средневековой литературе: святой Франциск Ассизский и преподобный Сергий Радонежский. Опыт типологического сопоставления // ТОДРЛ.- СПб.: Наука, 2003. - Т. 54. - С. 103 -115.

49. Васенко, П.Г. Книга Степенная царского родословия и ее значение в древнерусской исторической письменности. - СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1904. - Ч. 1. - 267 с.

50. Васильев, В.К. Сюжетная типология жанра жития в русской литературе XI -XVI веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Васильев Владимир Кириллович. - Томск, 2008. - 26 с.

51. Веселовский, А.Н. Из истории эпитета // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - Л.: Художественная литература, 1940. - С. 73 - 93.

52. Вигзелл, Ф. Цитаты из Книг Священного Писания в сочинениях Епифания Премудрого // ТОДРЛ. - Л.: Наука, 1971. - Т. 26. - С. 232 - 243.

53. Виноградов, В.П. Уставные чтения. Очерки по истории греко-славянской церковно-учительной литературы. - Сергиев Посад: тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915. - Вып. 3. - С. 97 - 178.

54. Гардзанити М. Библейские цитаты в церковнославянской книжности. - М.: «Индрик», 2014. - 232 с.

55. Гладкова, О.В. Житие Евстафия Плакиды в русской и славянской книжности и литературе IX - XX веков. - М.: Индрик, 2013. - 910 с.

56. Гладкова, О.В. О славяно-русской агиографии. Очерки. - М.: РФК-Имидж Лаб, 2008. - 256 с.

57. Голубинский, Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - М.: Университетская тип., 1903[4]. - 600 с.

58. Голубинский, Е.Е. История русской церкви. - М.: Имп. Общество истории и древностей российских при Московском университете, 1900. - Т. 2 (первая половина). - С. 98 - 144, 171 - 225, 469 - 515.

59. Горский, А.В. Святой Иона, митрополит Киевский и всея России // Прибавления к изданию творений святых отцев, в русском переводе. - М.: в типографии Августа Семена, 1846. - С. 221 - 276.

60. Грегуар, Р. Литературные и богословские модели в западной агиографии // Монастырская культура: Восток и Запад: Сборник статей / Сост. Е.Г. Водолазкин. - СПб.: Алм. «Канун», 1999. - С. 75 - 85.

61. Грихин, В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV-XV вв. - М.: МГУ, 1974. - 64 с.

62. Грихин, В.А. Творчество Епифания Премудрого и его место в древнерусской литературе конца XIV - начала XV вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук / В. А. Грихин; Моск. гос. ун-т. - М., 1974. - 27 с.

63. Демин, А.С. Русская литература второй половины XVII - начала XVIII века. Новые художественные представления о мире, природе, человеке.

- М.: Наука, 1977. - 296 с.

64. Державин, Н.С. Степенная книга как литературный памятник. Опыт исследования литературного состава «Степенной книги» Миллера. - Батум, 1902.

- С. 26 - 144.

65. Дмитриев, Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний.

- Л.: Наука, 1973. - 303 с.

66. Дмитриев, Л.А. Нерешенные вопросы происхождения и истории экспрессивно-эмоционального стиля XV в. // ТОДРЛ. - Т. 20. - М.; Л.: Наука, 1964. - С. 72 - 89.

67. Дмитриев, Л.А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы. // ТОДРЛ. - Т.19. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. -С.215 - 254.

68. Дмитриев, Л.А. Сюжетное повествование в житийных памятниках конца XIII - XV веков // Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Отв. ред. Я.С. Лурье. - Л.: Наука, 1970. - С. 208 - 262.

69. Дмитриева, Р.П. Агиографическая школа митрополита Макария: (На материале некоторых житий) // ТОДРЛ. - Т. 48.- СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. -С.208 - 213.

70. Дробленкова, Н.Ф. Великие Минеи Четии // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л.: Наука, 1988. - Вып. 2. Ч. 1. А-К. - С. 127 - 129.

71. Еремин, И.П. К характеристике Нестора как писателя // Еремин И.П. Литература Древней Руси (Этюды и характеристики). - М.; Л.: Наука, 1966. - С. 28 - 41.

72. Еремин, И.П. Киевская летопись как памятник литературы. // Еремин И.П. Литература Древней Руси (Этюды и характеристики). - М.; Л.: Наука, 1966. - С. 98 - 131.

73. Еремин, И.П. О византийском влиянии в болгарской и русской литературах IX - XII вв. // Славянские литературы XI - XVII вв. V Международный съезд славистов: Доклады советской делегации. - М.: Издат. АН СССР, 1963. - С. 5 -13.

74. Живов, В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 760 с.

75. Живов, В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. - М.: Гнозис, 1994. - 112 с.

76. Жуковская, Л.П. Митрополит Алексий и Иван Калита: кто кого крестил? // Жуковская Л.П. Душа и слово. - М.: Ихтиос, 2006. - С. 160 - 168.

77. Зимин, А.А. К изучению источников Степенной книги // ТОДРЛ. - Т. 13. -М.; Л.: Наука, 1957. - С. 225 - 230.

78. Знаменский, П. Сергий Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII века // Православное обозрение. - М., 1882. Февраль. - С. 300 - 301.

79. Иеромонах Иоанн (Кологривов). Очерки по истории русской святости. -Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1961. - С. 75 - 83.

80. Иона, митрополит московский и всея Руси // Православная энциклопедия. -М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». - Т. 25. - С. 392 -404.

81. Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. - Л.: Наука, 1970. - 596 с.

82. История русской литературы. В 10 т. - М.; Л.:АН СССР, 1945.- Т. 2. Ч. 1. -С. 235.

83. Каган-Тарковская, М.Д. Развитие житийно-биографического жанра в XVII веке: (Жития Адриана и Ферапонта Мензенских, Трифона Вятского, Симона Воломского, Серапиона Кожеозерского, Арсения Новгородского, Никандра Псковского) // ТОДРЛ. - Т. 49. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. - С. 122 - 133.

84. Каравашкин, А.В. Библейские тематические ключи: пределы верификации / А.В. Каравашкин // Россия XXI. - 2006. - № 1. - С. 64 - 85.

85. Каравашкин, А.В. Литературный обычай Древней Руси (XI - XVI вв.) / А.В. Каравашкин. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. -544 с.

86. Кириллин, В.М. Житие святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси [Электронный ресурс] / В.М. Кириллин // Слово: православный образовательный портал. - 2011. - Режим доступа: И1±р://1^^^рог1а1-s1ovo.ru/phi1o1ogy/37334.php

87. Клосс, Б.М. Деятельность митрополичьей книгописной мастерской в 20-30-х годах XVI в. и происхождение Никоновской летописи // Древнерусское искусство. Рукописная книга. - М.: Наука, 1972. - С. 318 - 337.

88. Клосс, Б.М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности

XV - XVII веков // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. - М.: АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики, Археогр. комиссия, 1990. - Вып. 3. - С. 297 - 328.

89. Клосс, Б.М. Избранные труды. Очерки по истории русской агиографии XIV-

XVI вв. - М.: Языки русской культуры, 2001. - Т. 2. - С. 230 - 255.

90. Клосс, Б.М. Летопись Никоновская // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л.: Наука, 1989. - Вып. 2 (вторая половина XIV - XVI вв.). Ч. 2. -С. 49 - 50.

91. Клосс, Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI - XVII веков. - М.: Наука, 1980. - 312 с.

92. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. - Репр. изд. - М.: Наука, 1988. - 512 с.

93. Ключевский, В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Спаситель Отечества. Духовный подвиг Сергия Радонежского. -М.: Яуза; Эксмо, 2014. - С. 268 - 272.

94. Ключевский, В.О. Курс русской истории // В.О. Ключевский. Сочинения. -М.: Мысль, 1957. - Т.2 - С. 253 - 255.

95. Ключевский, В. О. Образцовые писатели русских житий в XV в. // Православное обозрение, 1870. - № 8. - С. 188 - 208.

96. Колесов, В.В. Древнерусский святой // ТОДРЛ. - Т. 48. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. - С. 96 - 99.

97. Коновалова, О.Ф. Традиционная метафора в «Житии Стефана Пермского» // ТОДРЛ. - Т. 32. - Л.: Наука, 1977. - С. 245 - 251.

98. Конявская, Е.Л. Проблема общих мест в древнеславянских литературах (на материале агиографии) // ЯиЛешеа. - Киев: ИПЭЭ РАН, 2004. - Т. 111. - С. 80 -92.

99. Кривцов, Д.Ю. Епифаний Премудрый как возможный автор рассказа «О Алексее митрополите» в летописном своде 1408 г. // Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания. Доклады и тезисы XIV научной конференции. Москва, 18 - 19 апреля 2002. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2002. -С. 269 - 271.

100. Кривцов, Д.Ю. Летописный рассказ «О Алексее митрополите» в контексте русской духовной культуры конца XIV - начала XV веков // Городецкие чтения (Материалы научно-практической конференции). - Городец: Администрация Городецкого р-на Нижегородской обл., 2000. - С. 118 - 127.

101. Кривцов, Д.Ю. Рассказ о поездке митрополита Алексея в Золотую Орду в 1357 г.: данные источников и историографические интерпретации // Проблемы происхождения и бытования памятников древнерусской письменности и литературы. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. - С. 223 - 305.

102. Кривцов, Д.Ю. Рассказ Степенной книги о «шествиях» в Орду митрополита Алексея и царско-митрополичьи отношения 60-х гг. XVI в. // Мининские чтения: Материалы докладов научных конференций, проводившихся в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского 22 мая 1998 г., 21 мая 1999 г. и 21 мая 2000 г. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. - С. 67 - 84.

103. Кривцов, Д.Ю. Святитель Алексей, митрополит Московский, как небесный покровитель Москвы // Проблемы истории Московского края: Тезисы докладов третьей региональной научной конференции, посвященной 855-летию Москвы и Подмосковья (Москва, 26 февраля 2002 года) / [Редкол.: Н.И. Смоленский (отв. ред.) и др.]. - М.: Народный учитель, 2002. - С. 21 - 23.

104. Кулакова, И.П. К истории Московского Кремля как религиозного центра конца XVI - начала XVII века: О почитании святителей Петра, Алексея и Ионы // Кремли России. - М.: Изд-во федерального государственного учреждения «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2003. - С. 142 - 154.

105. Кулакова, И.П. Петр, Алексей, Иона - святители московские (Из истории церковно-политической мысли конца XVI - начала XVII века) // Европейский альманах. - М.: Наука, 2000. - С. 19 - 33.

106. Купреянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. - Л.: Наука, 1976. - 415 с.

107. Кусков, В.В. О некоторых особенностях стиля Степенной книги // Учен. Зап. Уральск. унив. филол., 1959. - Вып. 28. - С. 259 - 292.

108. Кусков, В.В. О некоторых особенностях стиля Степенной книги // Эстетика идеальной жизни. - М.: Избранные труды МГУ, 2000. - С.185 - 217.

109. Кусков, В.В. Степенная книга как литературный памятник XVI века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Владимир Владимирович Кусков - М.: [б. и.], 1952. -С.79 - 237.

110. Кучкин, В.А. Святитель Алексий, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. - М.: Наука, 1990. - С. 120 - 121.

111. Кучкин, В.А. Сказание о смерти митрополита Петра // ТОДРЛ. - Т. 18. - М.; Л.: Изд-во АН СССР. - С. 59 - 79.

112. Ленхофф, Гейл Д. Степенная книга: замысел, идеология, адресация // Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. В 3 -х т.- Т.1. -М.: Языки славянских культур, 2007. - С. 120 - 144.

113. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. // Д.С. Лихачев. Избранные сочинения в 3-х т. - Л.: Художественная литература, 1987. - Т.1. - С.317 - 339.

114. Лихачев, Д.С. Изображение людей в житийной литературе конца XIV—XV в. // ТОДРЛ. - Т. 12. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - С. 105 - 115.

115. Лихачев, Д.С. К изучению художественных методов русской литературы XI

- XVII вв. // ТОДРЛ. Актуальные задачи изучения русской литературы XI - XVII веков. - Т.20. - М.; Л.: Наука, 1964. - С. 5 - 28.

116. Лихачев, Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV - начало XV в.). - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962.

- 172 с.

117. Лихачев, Д.С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 67 с.

118. Лихачев, Д.С. Развитие русской литературы XI - XVII вв. Эпохи и стили. -Л.: Наука, 1973. - С. 159 - 160.

119. Лихачев, Д.С. Система литературных жанров Древней Руси // Славянские литературы. 5 Международный съезд славистов (София, сент. 1963): Доклады сов. дел. - М.: АН СССР, 1963. - С. 47 - 70.

120. Логунова, Е.В. Поэтика русского исторического повествования 20-х годов XVII века (топика и библеизмы): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Логунова Екатерина Вячеславовна. - М., 2006. - 20 с.

121. Лопарев, Х.М. Греческие жития святых VIII и IX веков. Опыт научной классификации памятников агиографии. - Пг., 1914. - Ч.1. - С. 16 - 36.

122. Лопутько, О.П. О природе устойчивых формул древнерусской письменности // Герменевтика древнерусской литературы. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. - Сб. 10. - С. 80 - 87.

123. Лурье, Я.С. Житие Ионы // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV - XVI в.). Ч. 1: А-К / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Л.: Наука, 1988. - С. 270 - 273.

124. Макарий (Веретенников), игумен. Великие Макарьевские Четьи-Минеи -сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды: Сб. 29. -М.: Издание Московской Патриархии, 1989. - С. 106 - 126.

125. Медведев, А.А. Топика житий святителей (на примере житий святых Петра, Алексия и Ионы московских) // Слово. Словесность. Словесник: материалы Межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и

студентов, 18 марта 2016 года. Т. 2 / отв. ред. А.А. Решетова, Т.В. Федосеева. -Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2016. - С. 100 - 103.

126. Медведев, А.А. Библейские цитаты и образы в «Житии митрополита Алексия» / А.А. Медведев // Русская речь. - 2013. - № 1. - С. 88 - 94.

127. Медведев, А.А. Изображение посмертных чудес в святительских житиях / А.А. Медведев // Вестник славянских культур. - 2014. - № 2 (32). - С. 151 - 157.

128. Медведев, А.А. Изображение чудес в «Житии митрополита Алексия», написанном Пахомием Логофетом / А.А. Медведев // Литература, фольклор: текст, проблемы и методы исследования. Сборник научных трудов, посвященный 60-летию филологического факультета КГУ. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. - С. 58 - 61.

129. Медведев, А.А. Композиционное своеобразие «Жития митрополита Ионы» в составе Великих Миней Четьих митрополита Макария / А.А. Медведев // Литература Древней Руси и Нового времени: Сборник материалов VIII научно-практической конференции «Древнерусская литература и литература Нового времени», посвященной памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева [Электронное издание]. - Москва: МПГУ, 2015. - С. 79 - 87. http://e1ib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=6551

130. Медведев, А.А. Композиционное своеобразие Жития митрополита Ионы / А.А. Медведев // Русская речь. - 2015. - № 4. - С. 62 - 68.

131. Медведев, А.А. Композиция святительских житий в «Степенной книге царского родословия» / А.А. Медведев // Русская речь. - 2014. - № 5. - С. 77 - 82.

132. Мельник, А.Г. Практика почитания св. Алексея, митрополита всея Руси, в XVI веке. // ТОДРЛ. - Т. 62. - СПб.: Наука, 2014. - С. 53 - 69.

133. Миллер, Д.-Б. Великие Минеи Четьи и Степенная книга Митрополита Макария и истоки русского национального самопознания // Макариевские чтения. Соборы Русской Церкви. - М.: Можайск-Терра, 2002. - С. 83 - 86.

134. Минеева, С.В. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в контексте рукописной и жанровой традиции: дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Минеева Софья Викторовна. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 294 с. + прил. (с. 295 - 703).

135. Минеева, С.В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста (на примере Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких). - Курган: Кург. гос. ун-т , 1999. - С. 109 - 140.

136. Муравьев, А. Н. Жития святых российской церкви. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 829 с.

137. Неберекутина, Е.В. Поиски автора Степенной книги // От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения Авторства / Под ред. чл.-кор. РАН Л.В. Милова. - М.: Прогресс, 1994. - С. 154 - 224.

138. Некрасов, И.С. Пахомий Серб, писатель XV века. - Одесса: тип. Ульриха и Шульце, 1871. - 120 с.

139. Никулина, Е.Н. Святители // Е.Н. Никулина. Агиология: курс лекций.

- М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. - С. 224 - 233.

140. Орлов, А.С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.). // ЧОИДР. - Кн. 4. - М., 1902. - С. 1 - 50.

141. Орлова, Е.О. Опыт изучения житийной литературы на примере жития святого благоверного князя Александра Невского // Начальная школа.

- 2005. - № 1. - С. 29 - 31.

142. Панченко, А.М. Топика и культурная дистанция // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986. - С. 236 - 250.

143. Панченко, А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. - СПб.: журнал «Звезда», 2008. - 544 с.

144. Панченко, О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) // ТОДРЛ. - Т. 54. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. - С. 491 - 534.

145. Петров, А.Е. Византийский исихазм и традиции русского православия в XIV в. // Древняя Русь: пересечение традиций. - М.: НИЦ «Скрипторий», 1997. - С. 395 - 419.

146. Пиккио, Р. Древнерусская литература // пер. с итал. М.Ю. Кругловой, И.В. Михайловой, Е.Ю. Сапрыкиной, А.В. Ярмольской; предисл.

А.С. Демина / отв. ред. Д.С. Менделеева. - М.: Языки славянской культуры, 2002.

- С. 137.

147. Полякова, С.В. Византийские жития святых как литературное явление // С.В. Полякова. Жития византийских святых. - СПб., 1995. - С. 5 - 36.

148. Пресняков, А.Е. Образование великорусского государства: Очерки по истории XIII - XV столетий. - Пг.: 9-я гос. тип., 1918. - С. 290.

149. Приселков, М.Д. История русского летописания XI - XV вв. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 1996. - С. 183, 188.

150. Прокофьев, Н.И. Нравственно-эстетические искания в литературе эпохи Куликовской битвы // Литература Древней Руси. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - Вып. 4. - С. 3 - 18.

151. Прокофьев, Н.И. О литературно-художественных взглядах и представлениях Древней Руси XI - XV веков // Литература Древней Руси. - М.: МГПИ, 1986. - С. 3 - 18.

152. Прокофьев, Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI-XVI вв. // Литература Древней Руси. - М.: МГПИ, 1975. - Вып. 1. - С. 5 - 33.

153. Прокофьев, Н.И. О некоторых гносеологических особенностях литературы русского барокко // Проблемы жанра и стиля в русской литературе. - М.: МГПИ, 1973. - С. 3 - 16.

154. Прокофьев, Н.И. Образ повествователя в жанре «видений» литературы Древней Руси // Очерки по истории русской литературы. Ученые Записки МГПИ им. Ленина. - М.: МГПИ, 1967. - Т. 256. Ч. 1. - С. 36 - 53.

155. Прокофьев, Н.И. Символико-аллегорическая образность в литературе начала XVII века // Ученые записки. Вопросы русской литературы. - М.: МГПИ им. Ленина, 1966. - Т. 248. - С. 29 - 44.

156. Прохоров, Г.М. Святые в истории Руси X - XVIII веков // ТОДРЛ.

- Т. 54. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003. - С. 78 - 98.

157. Прохоров, Г.М. Алексей (Алексий) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л.: Наука, 1988. - Вып. 2. Ч. 1 (вторая половина XIV-XVI вв.). -С. 31 - 32.

158. Прохоров, Г.М. Житие Алексея митрополита // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л.: Наука, 1988. - Вып. 2. Ч. 1: А - К (вторая половина XIV - XVI в.). - С. 243 - 245.

159. Прохоров, Г.М. Житие митрополита Петра // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л.: Наука, 1987. - Вып. 1 (XI - первая половина XIV в.). - С. 164.

160. Прохоров, Г.М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. - Л.: Наука, 1978. - С. 216 - 219.

161. Прохоров, Г.М. Центрально-русское летописание второй половины XIV в.: (Анализ Рогожского летописца и общие соображения) // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л.: Наука, 1978. - Т. 10. - С. 159 - 181.

162. Пыпин, А.Н. История русской литературы: [В 4-х т.] / [Соч.] А.Н. Пыпина. -Изд. 2-е, пересмотр. и доп. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1902-1903. - Т. 2: Древняя письменность. Времена Московского царства. Канун преобразования. -1902. - VI. - 552 с.

163. Ранчин, А.М. Житие Феодосия Печерского: традиционность и оригинальность поэтики // А.М. Ранчин. Статьи о древнерусской литературе. -М.: Диалог-МГУ, 1999. - С. 83 - 104.

164. Ранчин, А.М. О топике древнерусской словесности. К проблеме разграничения топосов и цитат / А.М. Ранчин // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2012. - № 3 (49). - С. 21 - 32.

165. Рогачевская, Е.Б. Библейские тексты в произведениях древнерусских проповедников (к постановке проблемы) // Герменевтика древнерусской литературы X - XVI веков. - М.: РАН ИМЛИ, 1992. - Сб. 3. - С. 181 - 199.

166. Рогачевская, Е.Б. О некоторых особенностях средневековой цитации (На материале ораторской прозы Кирилла Туровского) / Е.Б. Рогачевская // Филологические науки. - 1989. - № 3. - С. 16 - 19.

167. Рогожникова, Т.П. Жития «Макариевского цикла». Жанр - стиль - язык. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 200 с.

168. Руди, Т.Р. ^шйайо А^еН»: (Проблемы типологии агиографической топики) / Т.Р. Руди // Русская литература. - 2003. - № 2. - С. 48 - 59.

169. Руди, Т.Р. «Живые мертвецы» древнерусских житий (из истории агиографической топики) // Текст и традиция: альманах, 4 / Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) Рос. Акад. Наук, Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». - СПб: Росток, 2016. - С. 7 - 18.

170. Руди, Т.Р. «Яко столп непоколебим» (об одном агиографическом топосе) // ТОДРЛ. - Т. 55. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2004. - С. 211 - 227.

171. Руди, Т.Р. О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ.

- Т.57. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006.- С. 431 - 500.

172. Руди, Т.Р. О топике житий юродивых // ТОДРЛ. - Т.58.- СПб.: Наука, 2007.

- С. 443 - 484.

173. Руди, Т.Р. Об одном мотиве житий преподобных («Вселение в пустыню») // От Средневековья к Новому времени. Сборник в честь О.А. Белобровой. - М.: Индрик, 2006. - С. 15 - 36.

174. Руди, Т.Р. Топика русских житий // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. - С. 59 - 101.

175. Русская агиография: исследования, публикации, полемика: сборник / Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) Рос. акад. наук; редкол.: Т. Р. Руди, С. А. Семячко (отв. ред.). - СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. - 788 с.

176. Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации / Отв. ред.: Т.Р. Руди, С.А. Семячко. - СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2011. - Т. II. - 640 с.

177. Рыжова, Е.А. Жанр видений в севернорусской агиографии // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. - С. 160 - 195.

178. Сазонова, Л.И. Проложное изложение как литературная форма // Русская старопечатная литература XVII - первой четверти XVIII века. Литературный сборник XVII века Пролог. - М.: Наука, 1978. - С. 32.

179. Святитель Афанасий Великий. Творения в 4-х т. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. - Т. III. - С. 206.

180. Седова, Р.А. К вопросу о первоначальной редакции Жития митрополита Алексея, созданной пермским епископом Питиримом // Макариевские чтения. Вехи русской истории в памятниках культуры. - М.: Можайск-Терра, 1998. - С. 351 - 364.

181. Седова, Р.А. Повести о московском митрополите Петре в древнерусской литературе XIV - нач. XV веков: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Седова Римма Алексеевна. - Л., 1988. - 24 с.

182. Седова, Р.А. Рукописная традиция «Жития Петра» в редакции митрополита Киприана. // ТОДРЛ. - Т. 37. - Л.: Наука, 1983. - С. 256 - 268.

183. Седова, Р.А. Святитель Петр, митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси. - М.: Русский мир, 1993. - 200 с.

184. Семенюк, Ю.В. Сюжетно-композиционная структура славяно-русской переводной агиографии Киевского периода: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Семенюк Юлия Викторовна. - Орел, 2009. - 22 с.

185. Семячко, С.А. Проблемы изучения региональных агиографических традиций (на примере вологодской агиографии) // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. - С. 122 -142.

186. Скрынников, Р.Г. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский. - М.: Наука, 1990. - С. 33.

187. Срезневский, И.И.. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. - СПб.: типография Императорской Академии Наук, 1893. - Том 1 (А-К). - С. 1145.

188. Стародумов, И.В. Жанровая специфика повествований о посмертных чудесах святых подвижников в составе древнерусской агиографии: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Стародумов Игорь Васильевич. - Омск, 2009. - 21 с.

189. Творогов, О.В. Задачи изучения устойчивых литературных формул Древней Руси // ТОДРЛ. - Т. 20. - М.; Л.: Наука, 1964. - С. 29 - 52.

190. Творогов, О.В. О «Своде древнерусских житий» // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. - С. 3 -58.

191. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект-Пресс, 1999.

- С. 22.

192. Топоров, В.Н. Святые и святость в русской духовной культуре: В 2 т. - М.: Гнозис, 1995-1998. - Т. 1. - 1995. 874 с.; Т. 2. - 1998. - 863 с., [16] л. ил.

193. Трофимова, Н.В. Агиографические мотивы в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. - М.: Московский гуманитарный пед. ин-т, 2010. -Вып. 9. - Т. 1. - С. 72 - 83.

194. Трофимова, Н.В. Идейно-эстетические функции ретроспективной исторической аналогии и библейских цитат в «Казанской истории» // Литература Древней Руси: сб. науч. тр. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1988. - С. 68 - 82.

195. Трофимова, Н.В. О роли повторяющихся библейских цитат в Суздальской летописи // XVI ежегодная богословская конференция Православного Свято -Тихоновского гуманитарного университета: Материалы 2006 г. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - Т.2. - С. 268 - 274.

196. Трофимова, Н.В. Об использовании агиографического стиля «плетения словес» в воинских повестях XV в. // Мир житий: Сборник материалов конференции (Москва, 3-5 октября 2001 г.). Редколлегия: Гладкова О.В. (ответственный секретарь), Демин А.С., Коробейникова Л.Н. (ученый секретарь).

- М.: Кругъ, Имидж-Лаб, 2002. - С. 164 - 174.

197. Трофимова, Н.В. Чудеса в древнерусском воинском повествовании / Н.В. Трофимова // Вестник Рязанского гос. ун-та им. С.А. Есенина. - 2011. - № 4 /33 -С. 72 - 79.

198. Усачев, А.С. Житие митрополита Ионы в Степенной книге // Проблемы источниковедения: [сборник статей] / Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории [отв. ред. С. М. Каштанов]. - М.: Наука, 2010. - Вып. 2 (13). - С. 217 -223.

199. Усачев, А.С. Из истории древнерусской книжности времени митрополита Макария: Великие Минеи Четьи и Степенная книга // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2007. - № 4 (30). - С. 40 - 41.

200. Усачев, А.С. Редакции жития митрополита Ионы: из истории древнерусской книжности середины XVI в [Электронный ресурс]. / А.С. Усачев // Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/?id=4205.

201. Успенский, Б.А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 124 с.

202. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси. - М.: Московский рабочий, 1990. - 268 с.

203. Фет, Е.А. Новые факты к истории древнерусского Пролога // Источниковедение литературы Древней Руси. - Л.: Наука, 1980. - С. 53 - 70.

204. Флоря, Б.Н. Исследования по истории церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. - М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. - 528 с.

205. Шахматов, А.А. Несколько слов о Несторовом житии Феодосия // А.А. Шахматов История русского летописания. - СПб.: Наука, 2003. -Т. 1. Кн. 2. - С. 19 - 30.

206. Шахматов, А.А. Общерусские летописные своды XIV и XV веков // Журнал Министерства народного просвещения, 1901. - № 11. - С. 65.

207. Шевырев, С.П. История русской словесности, преимущественно древней. «Петербургский сборник», изданный Н. Некрасовым. - М.: Директ-Медиа, 2008. -146 с.

208. Шевырев, С.П. Обозрение русской словесности в XIII в. - СПб.: тип. Акад. наук, 1854. - 59 с.

209. Шляков, Н.В. Житие святого Алексия, митрополита московского, в Пахомиевской редакции // ИОРЯС. - СПб., 1914. - Т. 19. Кн. 3. - С. 85 - 152.

210. Яблонский, В. Пахомий Серб и его агиографические писания: Биографический очерк. - СПб.: Синод. тип., 1908. - С. 75 - 80.

211. Язык русской агиографии XVI века: (Опыт автоматического анализа): Полный словоуказатель к древнерусским рукописям / А.С. Герд и др.; ЛГУ. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 335 с.

212. Яковлев, В. А. Древне-киевские религиозные сказания. - Варшава: тип. варшавского уч. округа, 1875. - 160 с.

213. Яхонтов, И.А. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края, как исторический источник: составлено по рукописям Соловецкой библиотеки. -Казань: тип. Императорского Университета, 1881. - 377 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.