Поэтика русской литературной утопии 1900 - 1910-х годов: проблемы жанровой трансформации в контексте традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Файзрахманова, Альфия Анваровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 233
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Файзрахманова, Альфия Анваровна
Введение.
Глава 1. Русская утопия как литературоведческая проблема.
1.1. Русская литературная утопия в историко-функциональном освещении
1.2. Типология жанра литературной утопии.
Глава 2. Становление русской утопической традиции.
2.1. Национально-культурные предпосылки формирования русской народной утопии.
2.2. Утопии XVIII века в контексте художественной традиции.
2.3. Особенности развития утопии в русской литературе XIX века.
Преемственность и обновление.
Глава 3. Русская литературная утопия 1900-х годов.
3.1 Соотношение философско-религиозного и художественного начал в утопиях русских философов 1900-х годов.
3.2. Утопическая историософия В. Брюсова («Утопии навыворот»).
3.2.1. Рассказ «Республика Южного Креста»: амбивалентная природа авторской аксиологии.
3.2.2. Драма «Земля»: утопические и оккультно-эзотерические мотивы.
Глава 4. Русская литературная утопия 1910-х годов. Поэтика трансформаций.
4.1. «Социалистическая» утопия А. Богданова «Красная звезда». Проблема современного прочтения.
4.2. Неизвестный Н.Олигер и его утопический роман «Праздник Весны»: традиции и новаторство.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Русская литературная утопия 1900-1920-х гг. в контексте отечественной культуры2006 год, доктор филологических наук Павлова, Ольга Александровна
Диссидентская утопия в советском культурном пространстве2005 год, кандидат философских наук Лиокумович, Елена Александровна
Русская литературная утопия второй половины XX века2005 год, доктор филологических наук Ковтун, Наталья Вадимовна
Литературное творчество А. А. Богданова и утопический роман 1920-х годов2001 год, кандидат филологических наук Шушпанов, Аркадий Николаевич
Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в.: Эволюция, поэтика2002 год, доктор филологических наук Ануфриев, Анатолий Евдокимович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика русской литературной утопии 1900 - 1910-х годов: проблемы жанровой трансформации в контексте традиции»
История изучения отечественной утопии складывается в основном в XX веке. Эволюция и структурно-функциональные особенности этого феномена рассматриваются в рамках философских, идеологических, социологических, политологических концепций. В отечественной науке последних лет проблемы утопии активно обсуждаются и в культурологическом контексте. Постоянное внимание к утопическому творчеству свидетельствует о том, что оно является неотъемлемой частью человеческой деятельности и реализуется во всех ее сферах: в науке, политике, культуре, искусстве. Обращение представителей различных общественных и гуманитарных наук к исследованию специфики утопии и ее различных проявлений привело к зарождению и развитию особого направления в XX веке - утопиологии, которая достаточно глубоко и всесторонне решает проблемы, связанные со сложным феноменом утопического.
В центре исследовательского внимания оказываются в основном западноевропейские утопии самых разных эпох: от античности до современности. Обращение к утопии является одним из важнейших показателей реального состояния общества и, следовательно, одним из способов критического отношения к действительности. Утопия воспринимается как средство активного формирования ценностных ориентиров для проекции идеального будущего или восстановления картины совершенного прошлого. Благодаря важнейшим сквозным понятиям утопии (идеальное государство, идеальный социум, идеальное общество), определяющим* ее основное смысловое пространство, осуществляется связь времен и преемственность идей, которые находят выражение не только в рациональном, но и в образном проектировании.
Обладая, казалось бы, единым сущностным основанием, утопия тем не менее оказывается сложной конструкцией, с помощью которой выражаются фундаментальные представления человечества об идеальной модели мироздания. Они находят свое выражение в самых различных формах (мифы, легенды, тексты литературного, социально-теоретического, философского характера, умозрительные трактаты, проекты, требующие воплощения, и др.). Многообразие видов утопии побуждает исследователей к их интенсивному изучению. В современной отечественной науке утопия активно исследуется как в рамках отдельных направлений, так и с учетом междисциплинарного подхода к постижению ее фундаментальных характеристик.
Достигнутые успехи при изучении различных аспектов утопии сложно переоценить. Очевидно и то, что на протяжении большей части XX века статус отечественной литературной утопии оставался неопределенным. Оказавшись на периферии историко-литературного процесса, русская литературная утопия, в своем классическом варианте и во всем многообразии жанровых форм, трактовалась в основном с позиции философских,, идеологических, политических взглядов на создание идеального общества.
Во многом подобная интерпретация утопии была обусловлена предельной идеологизацией культурного и литературного пространства революционной и постреволюционной эпохи, а также требованиями литературы социалистического реализма. Представление о советском обществе как практически реализованной утопии на долгие десятилетия определило в отечественной науке весьма отрицательное отношение к данному жанру как на уровне бытового, так и теоретического сознания.
Русское литературоведение не сразу вырвалось из плена официальной советской идеологии, поэтому в отечественных исследованиях обойдены вниманием многие актуальные темы и проблемы, осваиваемые и решаемые писателями. Вне поля зрения оставалась литературная утопия как самостоятельное жанровое явление, подвергающееся трансформации в ходе своего исторического и литературного развития. Поэтому важно проследить, как менялись представления художников о возможности построения счастья на земле, достижения идеала равенства, справедливости, свободы и благосостояния, как они проявлялись на уровне поэтического и жанрового сознания.
Интенсивное изучение русской литературной утопии началось в последние годы. Количество работ, в которых активно разрабатываются самые различные вопросы, раскрывающие природу литературной утопии, заметно возросло в 1990-2000-е годы. Исследование специфики отечественной утопии, уточнение ее жанровой и идейной сущности проясняет многие ключевые моменты, касающиеся развития русской литературы в целом. На сегодняшний день литературоведческие исследования вполне обоснованно составляют одно из важнейших направлений в современной утопиологии.
Однако, несмотря на обилие научных публикаций, посвященных исследованию литературоведческих проблем, до сих пор нет однозначности как в понимании самого явления, так и в определении типологических, жанровых, поэтических, национальных особенностей утопии. Структура жанра обнаруживает свою внутреннюю сложность, разноплановость и амбивалентность даже в своих классических образцах. Противоречивая природа утопии предполагает расширение традиционных границ исследования утопического творчества.
Достигнутые результаты, а также ряд существенных вопросов, актуальных для современного отечественного литературоведения, диктуют необходимость дальнейшего изучения различных аспектов литературной утопии: с одной стороны, настало время обобщить накопленный опыт анализа литературной утопии, а с другой стороны, появилась возможность расширить границы исследуемого материала и дать новую интерпретацию утопического жанра в русской литературе.
Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью углубления и уточнения имеющихся знаний об отечественной утопии с учетом разноречивого характера исследовательских толкований; во-вторых, потребностью осмысления на рубеже веков новых аспектов изучения русской литературной утопии; в-третьих, возросшим интересом к утопии как* к специфическому литературному феномену, развивающемуся вне жестких жанровых схем; в-четвертых, возможностью определения типологических характеристик литературной утопии в историко-культурном и философском контекстах; в-пятых, значимостью исследования жанровых процессов трансформации русской утопии,, начиная с народных форм ее выражения и заканчивая новыми вариациями в русской литературе первых десятилетий XX века.
Объектом исследования являются произведения русской литературы, написанные в жанре утопии.
Предметом исследования выступают поэтика и жанровые модификации русских утопий первого десятилетия XX столетия, рассмотренные в контексте отечественной классической традиции.
Вместе с тем в целях компаративистского анализа возникает необходимость, расширения ретроспективного исторического контекста за счет обращения к сходным явлениям устного народного творчества и русской литературы XVIII-XIX веков.
Материалом исследования являются произведения, созданные до 1917 года, ознаменовавшего рубеж эпох, когда русская литературная утопия достигла самого- высокого уровня развития. Это «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями» B.C. Соловьева, «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова, «Земля», «Республика Южного Креста» В.Я. Брюсова,
Красная звезда» A.A. Богданова, «Праздник Весны» Н.Ф. Олигера. При этом особое внимание уделено народной утопи и классическим вариантам отечественной литературной утопии XVIII-XIX вв. Это «Легенда о Китеже», «Сказание о роскошном житии и веселии», «Слово на похвалу блаженныя памяти Петра» Ф. Прокоповича, «Слово похвальное блаженныя памяти государю императору Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 года» М.В. Ломоносова, «Сон "Счастливое общество"» А.П. Сумарокова, «Путешествие в землю Офирскую г-на С. швецкаго дворянина» М.М. Щербатова, «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» М.М. Хераскова, «Сон» А.Д. Улыбышева, «Европейские письма», «Земля Безглавцев» В.К. Кюхельбекера, «Город без имени», «4338 год. Петербургские письма» В.Ф. Одоевского, «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Мы не обращаемся к многочисленным утопическим проектам 1920-90-х годов, которые, на наш взгляд, должны стать предметом отдельного г исследования. Для объективных выводов в работе рассматриваются не только вершинные произведения первых десятилетий XX века, но и утопии второго ряда, в которых жанровый канон окончательно сформировался. Ориентируясь на «высокие» образцы, они сохраняют традицию, что позволяет провести ее системный анализ и определить особенности модификаций литературной утопии.
Несмотря на то что художественная ценность избранных утопических текстов неодинакова, основное внимание в диссертационной работе уделяется произведениям, позволяющим наиболее четко представить картину развития русской литературной утопии и выделить в ней значимые особенности жанровой поэтики.
Целью диссертационной работы является определение специфики жанра, поэтики, трансформации русской литературной утопии первых десятилетий XX века.
Соответственно задачи исследования следующие: выявить степень изученности русской литературной утопии в современной науке; уточнить терминологическое значение понятия «литературная утопия» с учетом его разнообразных трактовок; исследовать закономерности развития жанра русской литературной утопии и определить диапазон его изменений в начале XX века; определить особенности художественного выражения русской утопии первых десятилетий XX века.
Научная новизна диссертации состоит в том, что русская литературная утопия впервые анализируется в комплексе своих типологических и видовых признаков, обусловленных влиянием не только западноевропейской, но и отечественной традиции; рассматривается аксиологический потенциал жанра утопии и его реализация в тесной связи с конкретной историко-культурной ситуацией; картина жанровой трансформации русской утопии исследуется на достаточно широком^ материале с учетом как известных, так и малоизвестных художественных произведений.
Методологическую основу исследования составляют сравнительно-типологический анализ, предполагающий теоретические обобщения, связанные с выделением существенных признаков утопии; историко-литературный, способствующий выявлению динамики исторического развития утопии в разные эпохи; концептуально-философский принцип изучения литературной утопии, позволяющий выделить важнейшие компоненты русского утопизма. Методологические и теоретические принципы диссертации базируются на исследованиях отечественных и зарубежных ученых: литературоведов, культурологов, историков, философов и др., внесших значительный вклад в теорию литературной утопии.
Это работы, посвященные изучению сущности, генезиса и места утопии в общественном сознании (Э.Я. Баталов, Ч.С. Кирвель, С.С. Сизов,
И.В. Фролова и др.); работы по истории и философии отечественной утопии (Т.В. Артемьева, P.A. Гальцева, Б.Ф. Егоров, JI. Геллер, М. Нике, А.И. Клибанов, Е.Б. Кошовец, Г.М. Пономарева, C.JL Слободнюк, И.П. Смирнов, В.В. Святловский, В.П. Шестаков, К.В. Чистов и др.); работы культурологического и литературоведческого характера (Ф. Аинса, H.H. Арсентьева, X. Гюнтер, С.А. Гончаров, E.H. Ковтун, H.A. Мараваль, В.И. Мильдон, O.A. Павлова, В.А. Чаликова, В.И. Хрулев и др.); работы по теории жанра (М.М. Бахтин, H.JI. Лейдерман, Г.Н. Поспелов, Н.Г. Рымарь, О.М. Фрейденберг и др.).
Теоретическая значимость исследования состоит, во-первых, в развернутой характеристике основных типологических признаков литературной утопии, а также в определении степени их проявления в-различных утопических текстах русской литературы XVIII-XX веков; во-вторых, в исследовании русской утопической традиции, нашедшей яркое выражение как в долитературной, так и в литературной форме; в-третьих, в выявлении важнейших жанровых признаков русской утопии первых десятилетий XX века, с учетом влияния на нее философско-религиозных: концепций, оккультных учений, марксистской идеологии и др.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что основные положения и материалы диссертации могут быть использованы в дальнейшем изучении отечественной утопической традиции. Основные положения работы могут войти в общие и специальные курсы по истории русской литературы XVIII-XIX вв. и рубежа XIX-XX вв.
Апробация работы. Различные аспекты диссертационного исследования были апробированы и изложены автором в научных журналах «Вестник БГПУ им. М. Акмуллы», «Вестник ЧТУ», «Вестник ЧГПУ», «Искусство и образование», а также в Различные аспекты диссертационного исследования были апробированы и изложены автором в научных журналах «Вестник БГПУ им. М. Акмуллы», «Вестник ЧГУ»,
Вестник ЧГПУ», «Искусство и образование», а также в выступлениях на региональных и всероссийских конференциях «Актуальные проблемы филологии и филологического образования» (г. Стерлитамак, 27 марта 2006 г.), «Система непрерывного образования: школа-педучилище-педвуз» (г. Уфа, 2003-2011 гг.); на всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы общего и регионального языкознания» (г. Уфа, 28 октября 2008 г.); на международных конференциях «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (г. Уфа, 13 декабря 2007 г.; 11 декабря 2010 г.; 17 декабря 2011 г.), «Поэтика художественного текста» (г. Борисоглебск, 25 ноября 2008 г.), «Художественная антропология: внешнее и внутреннее тело человека в литературе» (Казахстан, г. Караганда, 25 июля 2009 г.), «Проблемы поэтики и стиховедения» (Казахстан, г. Алматы, 15-16 октября 2009 г.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Русская антиутопия ХХ – начала ХХI веков в контексте мировой антиутопии2009 год, доктор филологических наук Воробьёва, Александра Николаевна
Русская литературная утопия XVIII - ХХ вв.: Проблемы поэтики и философии жанра2002 год, кандидат филологических наук Калинин, Илья Александрович
Проблемы культуры в русской литературной утопии XIX-XX веков2008 год, кандидат культурологии Долгина, Екатерина Станиславовна
Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах2004 год, кандидат педагогических наук Павлова, Ольга Альбертовна
Русская литературная антиутопия 1900-х - первой половины 1930-х годов: Проблемы жанра1997 год, кандидат филологических наук Лазаренко, Ольга Викторовна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Файзрахманова, Альфия Анваровна
Заключение
Русская утопия представляет широкий материал для наблюдений и обобщений самого различного характера. Исследовательский опыт, накопленный в последние десятилетия XX - начала XXI века, свидетельствует о глубоком и серьезном теоретическом обосновании различных аспектов отечественной утопии.
Историко-функциональное освещение научной литературы позволило выделить основные векторы в изучении русской литературной утопии. В русской словесности утопия предстает самостоятельным феноменом, в котором находят выражение закономерные особенности литературного процесса. На фоне подробной истории развития фантастики и антиутопии литературная утопия представляет - собой многоаспектное явление, поэтические особенности которого, наряду со способностью к жанровым трансформациям, осмысляются современным литературоведением достаточно широко - в рамках всей истории русского утопизма.
Определение жанрового' статуса литературной утопии, несмотря на динамику ее развития, позволило в ходе исследования выделить константные типологические черты, которые, благодаря своей устойчивости и повторяемости, формируют универсальную утопическую картину идеального общества. Выделенные нами основополагающие свойства утопии, такие как изображение идеального состояния общества, масштабность, всеохватность, глобальность, описательность и др., являются важнейшими структурными категориями, своего рода масштабными социопараметрами, определяющими ядро гипотетически созданного совершенного социума (общества, государства) в целом. Наличие этих сквозных признаков объединяет в единое целое самые различные формы утопии, представляя ее как сложную конструкцию, состоящую, в первую очередь, из социальных, философских, политических и т.п. парадигм, регламентирующих структуру текста.
Вместе с тем в ходе анализа были выделены черты, свидетельствующие о жанровой гибкости и подвижности литературной утопии. Мы обратили внимание на то, что в разные периоды литературного развития' утопия сдерживала или провоцировала те или иные качества, которые определили ее поэтическую специфику. Такие типологические особенности литературной утопии, как пограничный характер бытования, принцип двоемирия, особая нарративная и пространственно-временная структура текста, моделирующие свойства, присутствие вымысла, близость к романной форме и др., координировали развитие жанровых черт утопии на различных этапах ее-культурно-исторического развития. С учетом- представленных, в работе наблюдений мы приходим к выводу о том, что основу типологии литературной утопии составляют черты, сохраняющиеся' на протяжении многих веков. Это, так сказать, жанровое ядро утопии, которое четко обозначено во всех конкретных модификациях и вариациях, позволяющих реконструировать линию ее развития:
Обзор русской утопической традиции позволил, в первую очередь, выделить одну из важных форм ее развития - фольклорную утопию как значительную составляющую народной культуры. Как показали результаты исследования, существенной особенностью русской утопической традиции является параллельное существование утопии как в народной, так и в официальной культурах, что, естественно, влияет на синхронное и диахронное существование долитературных и литературных ее форм. Начиная с середины XIX века народная утопия становится неотъемлемой частью социокультурной, литературно-философской мысли Нового времени. Фольклорные представления об идеальной жизни и основные мотивы народных утопий - праведность, истина, воля, свобода, вера в «земной» рай -находят яркое выражение в литературных утопиях.
В диссертационной работе отмечено, что более активное бытование в русской народной утопической культуре получают легенды о «далеких землях». С одной стороны, совершенно очевидно, что отечественная утопическая традиция в целом предполагала действенное восприятие утопических легенд, с другой - она подчеркивала особое сакральное восприятие идеального мира, которое выделяло одну из главных черт русской народной утопии — стремление к праведности. Вместе с тем мы сочли необходимым показать на примере «Сказания- о роскошном житии и веселии» пародийные представления о счастливом мире, полном всяческого изобилия, с помощью которых передается особое реалистическое мировоззрение средневекового человека, не подчиняющееся утопическим наивным представлениям о всеобщем счастье и изобилии.
Существенную роль в процессе формирования* утопической традиции ' играет XVIII век. Аккумулируются ценностные черты утопического жанра западноевропейской литературы, появляются оригинальные утопии. Мы показываем, что именно в эпоху петровского и екатерининского правления были созданы условия для формирования литературной утопии, отразившей особенности национальной культурной традиции. Преобладающими чертами этой эпохи явились, на наш взгляд, эсхатологичность, формирование светской культуры и литературы, ослабление роли церковной культуры, развитие как рациональных, так и иррациональных форм познания мира, активное жанровое развитие художественной литературы.
Появление в русской культуре XVIII века «государственного романа» (или «социального», «политического» романа), в котором развиваются утопические идеалы эпохи, характеризуется рядом черт, связанных с развитием идей просвещенного абсолютизма: наличием образа добродетельного, справедливого монарха, верой в законодательные проекты, создающие все условия для достижения идеального правления, и, конечно, созданием образа совершенного государства, напрямую соотносимого с образом России.
Русская утопическая традиция, XVIII века формируется независимо от того, провозглашаются ли всемогущество и добродетель монархии или подвергаются критике все проявления самодержавной власти. Так или иначе, в утопической традиции века Просвещения доминирует стремление к воссозданию идеального миропорядка, понимаемого русскими мыслителями как мир истины, высокой нравственности и морали.
Вместе с тем отправной точкой для понимания русской? утопии XVIII века становится идеал частной жизни. Активизируется; стремление:. дать художественную картину утопической концепции личности, которая, понимается как существо, открытое для нравственного совершенствования: Непременным условием формирования идеальной личности являются; истина, праведность, нравственность, что ярко характеризует основы русской утопической традиции ХУШ века.
Анализируя основы развития; утопической традиции XIX века, мы приходим к выводам о том; что тенденции эпохи Просвещения оказываются; незыблемыми и активно используются мыслителями XIX века, соответственно традиционной классической утопической схеме, демонстрируя тем самым преемственность двух рубежных эпох. Это побуждает писателей (А.Д. Улыбышева, В.К. Кюхельбекера) конструировать идеальный мир утопии, сохраняя утопические представления о законности, истинной религиозности, свободной от церковных догм, равенстве всех сословий и др.
Смеем утверждать, что именно в этот период русская утопия отступает от жестких'канонических правил. На смену утопическому трактату, проекту, нравоучительным и дидактическим обращениям и др. приходит романное освоение мира; что, безусловно, влияет на структуру литературной утопии. Особенно продуктивно реализуется жанр сновидения, который становится идеальным способом передачи утопических взглядов, выполняя порой и важную сюжетообразующую роль в произведении.
Рассматривая литературную традицию XIX века, мы видим, что в это время закладываются основы развития «нравственной утопии»: отсутствует четкая картина построения рационального, регламентированного государственного устройства, появляется несвойственная классической утопии «персоналистичность» повествования.
Однако традиция утопической мысли, сама по себе достаточно противоречивая, демонстрирует и ряд полемических форм, в которых позитивное восприятие изображаемого социума перекликается с негативными представлениями об утопическом мире. Для нас важным является то, что русская утопическая традиция XIX века формировалась на> основе сложного синтеза негативного и позитивного утопизма. Совершенно очевидно, что фундаментом развития антиутопии, сформировавшейся в начале XX века, стали не только произведения, родившиеся в одно время с классической антиутопией Е.И. Замятина «Мы», но и шедевры, созданные в XVIII-XIX веках, глубоко укорененные в утопическом миросозерцании.
Русская утопия XIX века отражает сложный процесс постепенной трансформации позитивной утопии в свою негативную противоположность что, безусловно, отразилось на формировании утопических сочинений первых десятилетий XX века.
Литературная утопия 1900-х годов оказывается созвучной религиозно-философской мысли начала XX века. Привлечение ярчайших утопических сочинений B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова позволило увидеть значимую особенность анализируемого периода - сближение философского и художественного осмысления русской утопии, которое формирует условия для ее дальнейшего жанрового движения. Религиозно-философские концепции русских мыслителей развивают такие важнейшие утопические категории, как идеал, земной рай, счастье, свобода, гармония. Вместе с тем они коснулись важнейших вопросов религии, мистических учений, науки, культуры, космизма и др. В утопических сочинениях Н.Ф. Федорова и B.C. Соловьева выдвинуты небывалые по своему размаху проекты усовершенствования человечества. Сформирована утопическая тенденция, которая обосновала значение личности как творца мироздания. Объединяют этих авторов такие основные утопические мотивы, как мотив всеобщности и единения. Утопии русских философов направлены на коренное преобразование всего природно-мирового порядка. В них представлен некий симбиоз утопических и научных (у Н.Ф; Федорова), утопических и религиозных (у B.C. Соловьева) представлений о грядущем мире.
Аксиологическую неоднозначность утопического мира демонстрирует в своих произведениях В.Я. Брюсов. Поэт формирует собственную? утопическую историософию, которая выражается- в сложном, диалектичном понимании времени, цивилизации, культуры. Ее основой становится сквозная тема, пронизывающая поэтические откровения В.Я. Брюсова, -тема трагической судьбы человека в современном мире, исчерпанности потенциала исторического развития современной цивилизации.
Ход истории не вызывает у писателя утопического оптимизма и радужных надежд, хотя и не дает оснований для крайнего пессимизма. Утопическая мысль автора «Республики Южного Креста» претендует на осознание конца культуры, предрекая апокалипсический исход исторического развития и обновление, рождающее новую утопию. Обогащенная постижением человеческих проблем, пониманием сложной и неоднозначной природы человека, ее изначальной сущности, утопия становится важнейшим звеном брюсовской прозы, посредством которой автор стремился представить в космическом масштабе важные закономерности изменчивой действительности начала XX века.
В итоговой творческой книге первых десятилетий XX века «Земная ось» (1907) наиболее значимыми являются первое и заключительное произведения - новелла «Республика Южного Креста» и драма «Земля». Начало и конец «Земной оси» представляют собой своего рода «магнитные полюса», которые направляют и организуют «силовые линии» утопической историософии В.Я. Брюсова. В рассказе «Республика Южного Креста» автор продолжает диалог с утопической традицией, но вместе с тем; ярко и убедительно выявляет амбивалентность любой утопии, ибо нарушение равновесия между человеком, природой и цивилизацией превращает позитивную утопию в свою противоположность.
Мы обратили внимание на важнейшую' особенность брюсовской утопии: мотивы самопроизвольного возникновения загадочного заболевания, стихийного проявления инстинктивно-бессознательных сил в человеке и, как следствие, безумие, утопических жителей республики. Это позволило сделать вывод о том, что- автор, как» один из первых утопистов; начала XX века, раскрыл внутренний процесс саморазрушения утопии, отображающей; в первую очередь, иррациональные стороны человеческой жизни:
На примере драмы «Земля» мы проследили связь утопической традиции с. оккультной: соседство различных духовных форм культуры, сближение модернистской картины мира с «тайными знаниями», небывалое устремление к будущему, судьба которого зависит от человека, и его реальной и конкретной жизни, создали глубокую основу для формирования нового типологического феномена культуры. В ней потребность пересотворить, мир, используя «тайные» знания, тесно переплелась с утопическим сознанием.
В духе оккультных представлений о судьбе цивилизации В.Я. Брюсов создает в утопической драме грандиозную картину утопического будущего, которую пронизывают апокалипсические настроения, предчувствия близящихся катастроф, исполнение невиданных пророчеств. Рождается; новое ощущение времени. Проведенный анализ показал, что использование различных мотивов оккультных учений и их отражение в драме: «Земля» это не изыск автора в области «тайных» наук, а органический элемент его утопического сознания. Оккультизм позволил автору обнажить в утопической драме насущные вопросы современности — о смысле жизни, смерти, взаимодействии с «запредельным» миром и т.п. — и наполнить их философским содержанием, что, безусловно, повлияло на жанровую природу утопии начала XX века.
Рассмотрение утопий 1910-х годов позволяет говорить о специфике жанра, о процессе трансформации, происходящем в утопических* сочинениях указанного периода. Среди огромного многообразия культурных дискурсов в России на рубеже XIX-XX веков особую популярность обретает субкультура радикальной интеллигенции, создававшая утопические проекты в рамках марксистской идеологии. Одной из самых популярных «социалистических» (или «марксистских») утопий начала XX века является роман A.A. Богданова. (А. Малиновского) «Красная Звезда» (1908).
В романе русского утописта, в первую очередь, были оценены социалистические идеи, провозглашавшиеся автором как наиболее верный способ вербализации утопических идеалов. Социалистическая трактовка утопического текста не потеряла своей значимости и первостепенности даже тогда, когда роман подвергался анализу с точки зрения фантастического и научно-технического моделирования мира. Исследуя произведение A.A. Богданова, мы обращаемся к тому уровню художественности утопических произведений, который измеряется доминантой эстетического начала над идеологическим, философским, социальным содержанием. Роман A.A. Богданова интересен тем, что в нем ярко отразился процесс трансформации «классической» утопии, существенно повлиявший на хронотопическую и нарративную структуру текста.
Восполняя пробелы в исследовании малоизвестных, но не менее популярных в свое время утопистов, мы обратились к утопии Н.Ф. Олигера «Праздник Весны». В отличие от A.A. Богданова как автора социалистической» утопии, Н. Ф. Олигер отразил стремление не столько к социальному, сколько к эстетическому совершенству человека в мире. В романе мы видим отражение черт русского утопического сознания в целом, которые находят выражение в создании картиньь антигосударственного устроения жизни. Утопия Н.Ф. Олигера основана на любви, ценности творчества, гармонии чувств, мыслей, настроений.
Более того, писатель, как и многие художники начала века, апеллирует к библейским и новозаветным аллюзиям. Трансформируя их семантику, автор выражает хилиастическую идею «земного рая». Вместе с тем Н.Ф. Олигер создал эстетическую утопию, в которой в качестве главного принципа жизнеустроения выдвигалась категория прекрасного. В описании идеального мира Н.Ф. Олигер чутко отразил наиболее яркие черты переходного времени: культ свободной- любви, эстетизацию» смерти, представление о совершенном человеке со свойственными ему интенциями индивидуализма, гедонизма, гармонией не только духовного, но и телесного начала, с намерено акцентированным андрогинным характером.
С учетом полученных результатов можно определить следующие перспективы исследования: это дальнейшее осмысление специфики литературной утопии первых десятилетий XX века на материале романов А.И. Красницкого «За приподнятою завесой (в 2000 году)», К.С. Мережковского «Рай земной, или Сон в зимнюю ночь. Сказка-утопия», A.M. Осендовского «Грядущая борьба», Ф.К. Сологуба «Творимая легенда» и др.; изучение взаимодействия художественного и философского осмысления категории утопического в более широком контексте с учетом трудов К.Э. Циолковского («Мысли о лучшем государственном устройстве», «Идеальный строй жизни», «Устройство людей на Земле», «Радость без расплаты», «Радость и страдание» и др.), В.И. Вернадского («Область жизни», «Научная мысль как планетное явление», «Несколько слов о ноосфере», «Живое вещество», «Философские мысли натуралиста») и других «космистов». Это, несомненно, будет способствовать выявлению национально-культурного своеобразия русской утопии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Файзрахманова, Альфия Анваровна, 2011 год
1. Аинса, Ф. Нужна ли нам утопия Текст. / Ф. Аинса // Курьер Юнеско. -1991.-№ 4.-С. 13-16.
2. Аинса, Ф. Реконструкция утопии: Эссе Текст. / Ф. Аинса. М.: Наследие, 1999.-207 с.
3. Айзерман, JI. С. Русская классика накануне XXI века. Утопии и антиутопии в снах героев русской литературы Текст. / JI. С. Айзерман // Литература в школе. 1996.- № 6 - С. 95-101.; 1997.- №1-С. 111-117.
4. Амиров, Р. К. Русская литература XX века. Программа дисциплин по специальностям 540300 филологическое образование: профиль русский язык и литература Текст. / Р. К. Амиров. — Уфа: Издательство БГГТУ, 2005. -80 с.
5. Ануфриев, А. Е. Утопия и антиутопия в русской прозе 1-ой трети XX в. Эволюция. Поэтика Текст. : автореф. дис. . доктора филолог, наук/ А.Е. Ануфриев. М.: Московский пед. гос. ун-т, 2002. - 51с.
6. Арсентьева, Н. Н. Становление антиутопического жанра в русской литературе Текст. / Н. Н. Арсентьева. М.: МПГУ им В.И. Ленина, 1993. -355с.
7. Артемьева, Т. В. Михаил Щербатов Текст. / Т. В. Артемьева. СПб.: Издательство Петербургского ун-та, 1994. — 92 с.
8. Артемьева, Т. В. От Славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопии в России Эпохи Просвещения Текст. / Т. В. Артемьева. — СПб.: Алетейя, 2005. 496 с.
9. Аскин, Я. Ф. Категория будущего и принципы ее воплощения в искусстве Текст. / Я. Ф. Аскин // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. - С. 67-73.
10. Баталов, Э. Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах Текст. / Э. Я. Баталов. — М.: Политиздат, 1989. 319 с.
11. Баталов, Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США Текст. / Э. Я. Баталов. М.: Наука, 1982. - 336 с.
12. Баткин, Л. М. Ренессанс и утопия Текст. / Л. М. Баткин // Из истории культуры средневековья и Возрождения. Л.: Наука, 1976. - С. 225-245.
13. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Советский писатель, 1963. 395 с.
14. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет Текст. / М. М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
15. Белый, А. Символизм как миропонимание Текст. / А. Белый. М.: Республика, 1994. - 528 с.
16. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Наука, 1990. - 220 с.
17. Бердяев, Н. А. Русская идея Текст. / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре. -М.: Наука, 1990. С. 43-272.
18. Бердяев, Н. А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Г. А. Леман и С. И. Сахаров, 1918.-240 с.
19. Берков, П. Н. Проблемы истории мировой культуры в литературно-художественном и научном творчестве В.Брюсова Текст. / П. Н. Берков // Берков П. Н. Проблемы исторического развития литератур / П. Н. Берков. -Л.: Худ. литература, 1981. — 496 с.
20. Бидерман, Г. Энциклопедия символов. Текст. / Г. Бидерман ; пер с нем. — М.: Республика, 1996. 333 с.
21. Богданов, А. А. Красная звезда Текст. / А. А. Богданов // Русская литературная утопия / составление, общ. редакция и комментарии В.П.Шестакова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С.200-306.
22. Богданов, А. А. Пролетарская культура и международный язык Текст. / А. А. Богданов // О пролетарской культуре. М.: Госиздат, 1924. - С. 328332.
23. Богданов, А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука) Текст.: в 2-х книгах / А. А. Богданов. -М.: Экономика, 1989.
24. Кн. 1.-1989.-304 с. Кн. 2.-1989.-351 с.
25. Богомолов, Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм Текст. / Н. А. Богомолов. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. 560 с.
26. Богомолов, Н. А. Спиритизм Валерия Брюсова Текст. / Н. А. Богомолов // Богомолов H.A. Русская литература начала XX века и оккультизм. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - С.279-311.
27. Борисова, В. В. Антропологический эксперимент Ф.М. Достоевского Текст. / В. В. Борисова // Найти в человеке человека / Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького ; науч. ред. А. В. Подчиненов. Екатеринбург: [б.и.], 1996.-С. 3-18.
28. Бритиков, А. Ф. Русский советский научно-фантастический роман Текст. / А. Ф. Бритиков. JL: Наука, 1970. - 448 с.
29. Брюсов, В. Я. Земная ось. Рассказы и драматические сцены Текст. / В. Я. Брюсов. М.: Скорпион, 1907. - 98 с.
30. Брюсов, В. Я. Земная ось Рассказы и драматические сцены Текст. / В. Я. Брюсов; 2-е доп. изд. -М.: Скорпион. М, 1910. - 116 с.
31. Брюсов; В. Я. Земля Текст. / В. Я. Брюсов // Брюсов В. Я. Огненный ангел: Роман, повести, рассказы. СПб.: Северо-Запад, 1993. — С. 829- 871.
32. Брюсов, В. Я. Республика Южного Креста Текст. / В. Я. Брюсов // Брюсов В.Я. Повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1983. - 369 с.
33. Бугров, В. И. В поисках завтрашнего дня. О фантастике всерьез и с улыбкой Текст. / В. И. Бугров. Свердловск: Средне-Уральское книжное, изд-во, 1981.-224 с.
34. Бугров, Д. В. «Надежда» в Антарктиде: загадки офирской утопии князя М. М. Щербатова Текст. / Д. В. Бугров // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. 2006. - № 47. — С. 275-291.
35. Быстрова, О. В. Русская литературная антиутопия 20-х годов XX века: Проблема жанра Текст. : автореф. дис. . канд. филолог, наук / О. В. Быстрова. М.: [б.и.], 1996. - 18 с.
36. Вагеманс, Э. К истории русской политической мысли: М.М. Щербатов и его «Путешествие в землю Офирскую» Текст. / Э. Вагеманс // Русская литература. 1989. - № 4. - С. 107-119.
37. Ван Бак, И. Дом как утопия в русской литературе Текст. / Йост Ван Бак // Русские утопии: Альманах «Канун». Сборник / сост. В. Е. Багно, под общей ред. Д. С. Лихачева; Вып. 1. СПб.: Terra fantastika, 1995. - С.137-153.
38. Вечное солнце: Русская социальная утопия и научная фантастика второй половины XIX начала XX века Текст. / сост., предисл., коммент. С. Калмыков. - М.: Мол. Гвардия, 1979. - 431 с.
39. Взгляд сквозь столетия (Русская фантастика XVIII и первой половины XIX вв.) Текст. / сост. В.Гуминский; художник Г.Метченко. М., Молодая гвардия, 1977. - 336 с.
40. Володин, А. И. Утопия и история: Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма Текст. / А. И. Володин. М.: Политиздат, 1976.-271 с.
41. Воробьева, А. Н. Русская антиутопия в ближних и дальних контекстах Текст. / А. Н. Воробьева. — Самара: Изд-во Самарского науч. центра РАН, 2006.-268 с.
42. Гаврюшин, Н. К. Космический путь к "вечному блаженству" (К.Э.Циолковский и мифология технократии) Текст. / Н. К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1992. - № 6. - С. 125-131.
43. Гальцева, Р. Помеха человека: Опыт века" в зеркале антиутопии Текст. / Р. Гальцева, И. Роднянская // Новый мир. - 1988. - № 12. - С. 217230.
44. Гальцева, Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века Текст. / Р. А. Гальцева. Л.: Наука, 1991. - 208 с.
45. Геллер, Л. Вселенная за пределами догмы. Размышления о советской фантастике Текст. / Л. Геллер. London: Overseans Publikacations Interchange Ltd, - 1985.-448 с.
46. Геллер, Л. Об утопии, антиутопии, герметизме и Е.Замятине Текст. / Л. Геллер // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж: Воронежский университет, 1994. - Вып. 3. - С.51-61.
47. Геллер, Л. Утопия в России Текст. / Л. Геллер, М. Нике. СПб.: Гиперион, 2003. - 312 с.
48. Гловелли, Г. Д. «Социализм науки»: Мебиусова лента А. А. Богданова Текст. / Д. Гловелли. -М.: Знание, 1991.-63 с.
49. Глушанина, Н. И. Проблема жанра утопии в контексте путевой литературы петровской эпохи: («Архив, или статейный список.» А.А.Матвеева) Текст. / Н.И. Глушанина // Поэтика жанра. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1995. — С. 3-23.
50. Гончаров, С. А. Мифологическая образность литературной утопии Текст. / С. А. Гончаров // Литература и фольклор. Вопросы поэтики. Межвузовский сб. науч. трудов. Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича 1990.-С. 39-48.
51. Горький, А. М. О русском крестьянстве Текст. / А. М.Горький. -Берлин: Издательство И. П. Ладыжникова, 1922.
52. Горький, А. М. Собрание сочинений Текст. : в 24 т. / А. М.Горький. М.: Академия, 2000
53. Т. 6: Письма (1) 1907 август 1908. Письмо А.А.Богданову. - 2000. - С.144-145.
54. Гречишкин, С. С. Новеллистика Брюсова 1900-х годов (Сборник рассказов и драматических сцен «Земная ось») Текст. / С. С. Гречишкин // Русская литература. 1981. - № 4. - С. 150- 160.
55. Гречишкин, С. С. Ранняя проза В.Брюсова Текст. / С. С. Гречишкин // Русская литература. 1980. - № 2. - С. 200- 208.
56. Гюнтер, Г. Жанровые проблемы утопии и «Ченвенгур» А.Платонова Текст. / Г. Гюнтер // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / Сост., общ. ред. и предисл. В.Чаликовой М.: Прогресс, 1991. - С. 252-276.
57. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений Текст. : в 30 т. / Ф. М. Достоевский. -Л.: Наука, Ленинградское отд-е, 1976.
58. Т. 14: Братья Карамазовы. 1976. — 510 с.
59. Достоевский, Ф. М. Сон смешного человека Текст. / Ф. М. Достоевский // Русская литературная утопия / составление, общ. редакция и комментарии В.П.Шестакова- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С.155-170.
60. Егоров, Б. Ф. Жанры русских утопий XVIII начала XX веков Текст. / Б. Ф. Егоров // Известия АН. Серия литературы и языка — 2004. — Т. 63. — № 1.-С. 28-32.
61. Егоров, Б. Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель Текст. / Б. Ф. Егоров. СПб.: Искусство-СПБ, 2007. - 416 с.
62. Егоров, Б. Ф. Русские утопии XIX века Текст. / Б. Ф. Егоров // Звезда 1996.-№12. -С. 175-190.
63. Егорова, О. Г. Цикл как жанровое явление в прозе орнаменталистов Текст. / О. Г. Егорова // Вопросы литературы. 2004. - № 3. - С. 113-130.
64. Заманская, В. В. Пути художественного воплощения характера в русской литературе конца XIX начала XX века Текст. / В. В. Заманская. -Магнитогорск: Магнитогорский пединститут. - 1995. — 145 с.
65. Замятин, Е. И. Избранное Текст. / Замятин Е. И — М.: Правда, 1989. -463 с.
66. Западов, А. В. Творчество Хераскова Текст. / А. В. Западов // Херасков М.М. Избранные произведения. М.; JL: Сов. Писатель, 1961. - С. 5-56.
67. Зверев, А. М. «Когда пробьет последний час природы.» (Антиутопия XX века) Текст. / A.M. Зверев // Вопросы литературы. 1989. - № 1. - С. 26-69.
68. Зверев, А. М. Крушение утопии Текст. / А. М. Зверев // Иностранная литература. 1988. - № 11. - С. 206-215.
69. Зеньковский, В. В. История русской философии Текст.: в 2-х т. / В. В. Зеньковский. Ростов/на/Д : Феникс, 1999
70. Т.1.; Ч. 1-2-1999.-541 с. Т.2.; Ч. 3-4- 1999.-544 с.
71. Золотоносов, М. Какотопия Текст. / М. Золотоносов // Октябрь. -1990.- №7.-С. 192-198.
72. Иванов, В. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века Текст. / В. В. Иванов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. - С. 53-59.
73. Иванюшина, И. Ю. Утопическое сознание в русской прозе первой трети XX века Текст.: учебно-методическое пособие / И. Ю. Иванюшина. -Саратов: Изд-во. Сарат. ун-та, 1996. — 13 с.
74. Игнатенко, А. А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья Текст. / А. А. Игнатенко. М.: Мысль, 1989. - 255 с.
75. Ильин, В. Н. Валерий Брюсов. Великий мастер русского Возрождения Текст. / В. Н. Ильин // Ильин В. Н. Эссе о русской культуре / В. Н. Ильин. -СПб.: Акрополь, 1997. С. 241-267.
76. Ильин, В. Н. Профанация трагедии (утопия перед лицом любви и смерти) Текст. / В. Н. Ильин // Ильин В. Н. Эссе о русской культуре / В. Н. Ильин. СПб.: Акрополь, 1997. - С. 116- 128.
77. Ильев, С. П. Книга Валерия Брюсова «Земная ось» как циклическое единство Текст. / С. П. Ильев // Брюсовские чтения 1973 года. — Ереван, 1976.-С. 89-112.
78. Исаев, И. А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX начало XX века) Текст. / И.А. Исаев. - М.: Наука, 1991.-272 с.
79. Кагарлицкий, Ю. И. Реализм и фантастика Текст. / Ю. И. Кагарлицкий //Вопросы литературы. 1971.-№ 1.-С. 101-118.
80. Кагарлицкий, Ю. И. Что такое фантастика? Текст. / Ю. И. Кагарлицкий М.: Художественная литература, 1974. - 349 с.
81. Казаркин, А. Дистопия метажанр современности Текст. / А. Казаркин // Проблемы литературных жанров. - Томск, 1992. - С. 101-102.
82. Калмыков, С. В поисках «зеленой палочки» Текст. / С. Калмыков // Вечное солнце: Русская социальная утопия и научная фантастика второй половины XIX начала XX века. - М.: Мол. Гвардия, 1979. - С. 5-38.
83. Кантор, В. «Принципы христианского реализма», или против утопического своеволия Текст./В. Кантор // Вопросы литературы. 1998. - №6.-С. 129-154.
84. Каракан, Т. А. Роман Е.Замятина «Мы»: Проблема жанра Текст. / Т. А. Каракан // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. Межвуз. сб. / Отв. ред. В. Н. Захаров. — Петрозаводск: ПетрГУ, 1991.-С. 153-157.
85. Каракан, Т. А. О жанровой природе утопии и антиутопии Текст. / Т. А. Каракан // Проблемы исторической поэтики. Вып. 2. Петрозаводск: ПГУ. - 1992. — С. 157-160.
86. Кизеветтер, А. А. Русская утопия XVIII столетия Текст. / А. А. Кизеветтер // Кизеветтер А. А. Исторические очерки / А.А. Кизеветтер. — М. : Скоропечатня А.А.Левенсон, 1912.- 502 с.
87. Кирвель, Ч.С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции Текст. / Ч. С. Кирвель. Мн.: Университетское, 1989.-200 с.
88. Клеберг, Л. Язык символов революций во Франции и в России Текст. / Л. Клеберг // Лотмановский сборник / Сост. Е. В. Пермяков. Т. 2. - М.: РГГУ : ИЦ - Гарант, 1997. - С. 140 - 152.
89. Клибанов, А. И. Народная социальная утопия Текст. / А. И. Клибанов. -М.: Наука, 1971.- 335с.
90. Ковтун, Е. Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины XX века) Текст. / Е. Н. Ковтун. -М.: Изд-во МГУ, 1999. -306 с.
91. Ковтун, Н. В. Русская литературная утопия второй половины XX века Текст. / Н. В. Ковтун. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. — 536 с.
92. Коган, Jl. А. Философия Н.Ф.Федорова Текст. / Л. А. Коган // Вопросы философии. 1990. - №11.- С.75-85.
93. Кожинов, В. В. Роман эпос Нового времени Текст. / В.В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. - М.: Наука, 1964. - С. 97-172.
94. Комарович, В. Л. Китежская легенда: опыт изучения местных легенд Текст. / В. Л. Комарович. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936.- 184 с.
95. Кюхельбекер, В. К. Европейские письма Текст. / В. К. Кюхельбекер // Взгляд сквозь столетия (Русская фантастика XVIII и первой половины XIX вв.) / сост. В.Гуминский. Художник Г.Метченко. М.: Молодая гвардия, 1977.-С. 100-122.
96. Кюхельбекер, В. К. Земля Безглавцев Текст. / В. К. Кюхельбекер // Взгляд сквозь столетия (Русская фантастика XVIII и первой половины XIX вв.) / Сост. В.Гуминский. Художник Г.Метченко. М.: Молодая гвардия, 1977.-С. 123-127.
97. Ладыженский, А. М. Общественно-политические идеалы древнего мира, средних веков и нового времени Текст. / А. М. Ладыженский. -Харьков [б.и.], 1919. 113с.
98. Лазаренко, О. В. Русская литературная антиутопия 1900-х-первойполовины 1930-х годов (Проблемы жанра) Текст.: автореф. дис.канд.филол. наук / О. В. Лазаренко. — Воронеж: Воронежский госуниверситет, 1997.-20 с.
99. Ланин, Б. А. Антиутопия Текст. / Б. А. Ланин // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». 1996. — № 7. — С. 13.
100. Ланин, Б. А. Анатомия литературной антиутопии Текст. / Б. А. Ланин // Общественные науки и современность. 1993. — № 5. — С. 154-164.
101. Ланин, Б. А. Жизнь в антиутопии: государство или семья? Текст. / Б. А. Ланин // Общественные науки и современность. 1995. - № 3. - С. 149160.
102. Ланин, Б. А. Русская литературная антиутопия Текст. / Б. А. Ланин -М.: Алконост, 1993. 199 с.
103. Ласки, М. Утопия и революция Текст. / М. Ласки // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / сост., общ. ред. и предисл. В.Чаликовой М.: Прогресс, 1991. - С. 170-209.
104. Латынина, Ю. Л. В ожидании Золотого века: от сказки к антиутопии Текст. / Ю. Л.- Латынина // Октябрь. 1989. - № 6. - С. 177-187.
105. Латынина, Ю. Л. Литературные истоки антиутопического жанра Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук / Ю. Л. Латынина. М., 1992. -24 с.
106. Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра. Жанровые закономерности и развитие советской прозы в 60-70-е годы Текст. / Н. Л. Лейдерман. Свердловск: Сред.-Уральское книжное издательство, 1982. -256 с.
107. Лихачев, Д. С. Избранные работы Текст. : в 3 т. / Д. С. Лихачев. -Л.: Художественная литература, 1987.
108. Т. 1: Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. 1987. — С. 24-260.
109. Ломоносов, М. В. Слово похвальное блаженный памяти государю императору Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 года Текст. / М. В. Ломоносов // Ломоносов М. В. Избранная проза / М. В. Ломоносов. -М.: Сов. Россия, 1980. С. 186-303.
110. Ломтев, С. В. Книга рассказов «Земная ось». Художественное решение проблемы современного героя и мира Текст. / С. В. Ломтев // Проза русских символистов. Пособие для учителей. — М.: Интерпракс, 1994. С. 28-64.
111. Лотман, Ю. М. Семиосфера Текст. / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство - СПБ, 2000. - 704 с.
112. Лотман, Ю. М. Избранные" статьи: Текст. в 3 т. / Ю. М. Лотман -Таллинн: Александра, 1992.
113. Т. 1: Семиотика пространства. 1992. - С. 386-479.
114. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ , 1998.- С. 14-288.
115. Лукин, А. А. Виктория Чаликова: Другое приближение Текст. / А. А. Лукин // Иностранная литература. 1991. - № 12. - С.242-245.
116. Луначарский, А. В. Богданов «Красная Звезда» (Утопия) Текст. / А. В. Луначарский // Образование. 1908. - № 5. - отд. II. - С.119- 120.
117. Любимова, А. Ф. Утопия и антиутопия: опыт жанровых дефиниций Текст. / А. Ф. Любимова // Традиции и взаимодействие в зарубежных литературах: межвузовский сборник науч. трудов. Пермь : ПТУ, 1994. - С. 92-98.
118. Любимова, А. Ф. Жанр антиутопии в XX веке: Содержательные и поэтологические аспекты Текст.: учеб. пособие по спецкурсу / А. Ф. Любимова. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. - 91 с.
119. Ляпина, Л. Е. Циклизация в русской литературе XIX века Текст. / Л. Е. Ляпина. СПб.: СПбГУ, 1999. - 279 с.
120. Максимов, Д. Е. Русские поэты начала века: Очерки Текст. / Д. Е. Максимов. — Л.: Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1986.-408 с.
121. Малухин, В. Реквием по утопии Текст. / В. Малухин // Знамя. 1987. - №10. — С.219-221.
122. Мангейм, К. Диагноз нашего времени Текст. / К. Мангейм. М.: Юрист, 1994.-700 с.
123. Мараваль, X. А. Утопия и реформизм. Утопическая мысль и динамизм европейской истории Текст. / X. А. Мараваль // Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы / сост., общ. ред. и предисл. В.Чаликовой. М.: Прогрес», 1991. - С. 210-232.
124. Медведева, Н. Г. Миф и утопия (художественное пространство и время) Текст. / Н. Г. Медведева // Проблема типологии литературного процесса. Пермь: ПТУ, 1989. - С. 65-77.
125. Медведева, Н. Г. Литературная утопия: проблема метода. Текст. / Н. Г. Медведева // Проблема автора в художественной литературе / межвуз. сб. науч. трудов. Ижевск: Удмурт, гос. ун-т, 1990. - С. 9-17.
126. Мильдон, В. И. Санскрит во льдах, или возвращение Офира: Очерк русской литературной утопии и утопического сознания Текст. / В. И. Мильдон . — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. -288 с.
127. Михайловская, Н. М. Утопические повести В.Ф.Одоевского Текст. / Н. М. Михайловская // Русская литература. 1980. - № 4. - С. 135-140.
128. Морсон, Г. Границы жанра. Антиутопия как пародийный жанр Текст. / Г. Морсон // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / сост., общ. ред. и предисл. В.Чаликовой. — М.: Прогресс, 1991. -С. 233-251.
129. Мочульский, К. В. А.Блок. А.Белый. В.Брюсов Текст. / К. В. Мочульский. -М.: Республика, 1997. 477 с.
130. Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский Текст. / К. В. Мочульский. М.: Республика, 1995. - 576 с.
131. Мясников, Л. Н. Общий язык в утопии Текст. / Л. Н. Мясников // Человек. 1999. - № 4. - С. 158-166.
132. Недзвецкий, В. А. Благо и благодетель в романе Е.Замятина «Мы» (о литературно-философских истоках произведения) Текст. / В.А. Недзвецкий // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 51. - 1992. - № 5. -С.20-28.
133. Недзвецкий, В. А. Благо и благодетель Текст. / В. А. Недзвецкий // Литература. Прил. к газ. «Первое сент.». 1995. - № 34. - С. 2-3.
134. Недзвецкий, В. А. Роман Е.И.Замятина «Мы»: временное и непреходящее Текст. / В. А. Недзвецкий // Перечитывая- классику. Е.Замятин, А.Толстой, А.Платонов, В.Набоков. М.: Изд-во МПУ, 1997. -126 с.
135. Недзвецкий, В. А. Русский роман XIX века: к построению истории жанра Текст. / В. А. Недзвецкий // Известия АН СССР. Серия литературы и яз. Т. 54. - 1995.-№ 1. - С. 3-17.
136. Неелов, Е. М. О «преодолении» утопии и верности тексту (читая журналы) Текст. / Е. М. Неелов // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. Петрозаводск, 1991. - С. 158-165.
137. Нефедьев, Г. В. Русский символизм и розенкрейцерство Текст. / Г. В. Нефедьев // Новое литературное обозрение. 2001. - № 51. - С. 157195.
138. Николаев, Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск Текст. / Д. П. Николаев. М.: Художественная литература, 1977. - 358 с.
139. Новгородцев, П. И. Об общественном идеале Текст. / П. И. Новгородцев. М.: Пресса, 1991. - 639 с.
140. Новиков, В. Возвращение к здравому смыслу: Субъективные заметки читателя антиутопии Текст. / В. Новиков // Знамя. 1989. — № 7. - С.214-220.
141. Новикова, Т. Необыкновенные приключения науки в утопии и антиутопии : (Г. Уэллс, О. Хаксли, А. Платонов) Текст. / Т. Новикова // Вопросы литературы. 1998. - № 4. - С. 179-204.
142. Новикова, Т. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии Текст. / Т. Новикова // Вестник Московского Университета. — Сер. № 9. Филология. 1997. -№ 1. - С.67-77.
143. Нянковский, М. А. Антиутопия. К изучению романа Е.Замятина «Мы» Текст. / М. А. Нянковский // Литература в школе. 1998. - № 3. - С.97-108; 1998.- №4. - С.94-102.
144. Обатнин, Г. В. Иванов-мистик (Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907-1919) Текст. / Г. В. Обатнин. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 240 с.
145. Одоевский, В. Ф. 4338 год. Петербургские письма Текст. / В.Ф. Одоевский // Одоевский В. Ф. Последний квартет Бетховена. — М.: Московский рабочий, 1982. С. 212-302.
146. Одоевский, В. Ф. Город без имени Текст. / В.Ф. Одоевский // Одоевский В. Ф. Сочинения в 2-х т.; Т. 1.: Русские ночи; Статьи. М.: Художественная литература, 1981- С. 96-115.
147. Олигер, Н. Ф. Праздник Весны Текст. / Н.Ф. Олигер. СПб. : Освобождение, 1910. - 219 с.
148. Осипов, А. И. Библиография фантастики Текст. / А. И. Осипов. М.: МПИ, 1990. - 222 с.
149. Павлова, О. А. Метаморфозы литературной утопии Текст. / O.A. Павлова. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. - 472 с.
150. Павлова, О. А. Русская литературная утопия 1900-1920-х годов в контексте отечественной культуры утопии Текст. / O.A. Павлова. -Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. 696 с.
151. Петруччани, А. Структура утопии Текст. / А. Петруччани // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит. / сост., общ. ред., предисл. В.Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. - С. 98-112.
152. Поздяева, С. М. Социальная утопия: тип сознания Текст. / С. М. Поздяева, И. В. Фролова. -Уфа: БашГУ, 1997. 130 с.
153. Пономарева, Г. М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX начала XX вв. Текст.: автореф. дис. . д-ра филос. наук / Г. М. Пономарева. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 1996. — 41 с.
154. Попова, И. М. Благодетель в романе Е.И.Замятина «Мы» и Великий Инквизитор Достоевского Текст. / И. М. Попова // Творческое наследие Е.Замятина: взгляд из сегодня. В 2-х частях / под ред. проф. Л.В.Поляковой. Тамбов: ТГПИ, 1994. - Ч. 2. - С. 86-90.
155. Попова, И. М. «Чужое слово» в творчестве Е.И. Замятина (Н. В. Гоголь, M. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский) Текст. / И. М. Попова. -Тамбов: Тамбовский гос. ун-т, 1997. 152 с.
156. Прокопович, Ф. Слово на похвалу блаженныя памяти Петра Текст. / Феофан Прокопович // Панегирическая литература петровского времени. -М.: Наука, 1979.-С. 283-301.
157. Радищев, А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения (К 150-летию со дня смерти. 1802—1952) Текст. / А. Н. Радищев ; под общ. ред. и со вступит, статьей И. Я. Щипанова. М.: Госполитиздат, 1952. — 676 с.
158. Ревич, В. А. Перекресток утопий: Судьбы фантастики на фоне судеб страны Текст. / В. А. Ревич М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998. - 198 с.
159. Романов, С. С. Антиутопические традиции русской литературы и вклад Е.Замятина в становление жанра антиутопии Текст. : автореф. дис. . канд. филолог, наук. Орел: [б. и.] 1998. — 20 с.
160. Русская литературная утопия Текст. / сост., общ. ред. и комментарии
161. B.П.Шестакова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 320с.
162. Русский космизм Текст. : антология философской мысли / вступ. ст.
163. C. Г. Семеновой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368с.
164. Рымарь, Н. Т. Введение в теорию романа Текст. / Н. Т. Рымарь. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. 270 с.
165. Салтыков-Щедрин, M. Е. Избранные произведения Текст. / M. Е. Салтыков-Щедрин. М.: Детская литература, 1976. - 480 с.
166. Саппаров, М. А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения Текст. 7 М. А. Саппаров // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. - С. 85103.
167. Свентоховский, А. История утопии Текст. / А. Свентоховский. М.: Типография В.М.Саблина, 19Î0r^-427c.
168. Святловский, В. В. Русский утопический роман Текст. / В. В. Святловский. -Пг.: Гос. изд-во, 1922. 53 с.
169. Святловский, В.В. Каталог утопий Текст. / В. В. Святловский. М.; Пг.: Печат. двор, 1923.-100 с.
170. Семенова, С. Г. Николай Федоров. Творчество жизни Текст. / С. Г. Семенова. — М.: Советский писатель, 1990. 383с.
171. Семенова, С. Г. Русский космизм Текст. : вст. статья / С. Г. Семенова. // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 368с.
172. Сербиненко, В. В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия Текст. / В. В. Сербиненко -М.: Наука, 1994. 205 с.
173. Сизов, С. С. Утопия и общественное сознание: Философско-социологический анализ Текст. / С. С. Сизов. JL: ЛГУ, 1988. - 119с.
174. Симонов, В. В. Три утопии Александра Богданова Текст. / В. В. Симонов, Н. К. Фигурновская // Социокультурные утопии XX века. М.: ИНИОН, 1988.-Вып. 6.-С. 71-96.
175. Сказание о роскошном житии и веселии Текст. // Древнерусская литература. М.: Олимп, 1998. - С.372-376.
176. Слободнюк, С. Л. Муза мстительных надежд: принцип талиона и теократическая утопия в православии Серебряного века Текст. : монография // С. Л. Слободнюк. СПб.: Наука, 2010.- 128 с.
177. Слободнюк, С. Л. Философия литературы: от утопии к Искаженному миру века Текст. : монография // С. Л. Слободнюк. СПб.: Наука, 2009. -319 с.
178. Смирнов, И. П. Бытие и творчество Текст. / И. П. Смирнов. — СПб.: Канун, 1996.- 192 с.
179. Соловьев, В. С. Сочинения в 2 томах Текст. / В. С. Соловьев / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л.Кравца и др.- М.: Мысль, 1988
180. Т. 2. Смысл любви. 1988. - С. 493-547.
181. Соловьев, В. С. Сочинения в 2 томах Текст. / В. С. Соловьев / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева; примеч. С.Л.Кравца и др. -М.: Мысль, 1988
182. Т. 2. Идея сверхчеловека. — 1988. С. 626- 635.
183. Соловьев, B.C. Избранное Текст. / В. С. Соловьев. — М.: Советская Россия, 1990.-496с.
184. Соловьев, В. С. Словесность или истина? Текст. / В. С. Соловьев // Ницше: pro et contra / Сост., вступ., ст., примеч. и библиогр. Ю.В.Синеокой. Спб.: РХГИ, 2001. - 1076 с.
185. Соловьев, В. С. Любовь к народу и русский религиозный идеал Текст. / В. С. Соловьев // О христианском единстве (сборник произведений). -Брюссель: изд-во «Жизнь с Богом», 1967.
186. Соловьев, С. М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция Текст. / С. М. Соловьев; Послесл. П. П. Гайденко; подгот. текста И. Г. Вишневецкого. -М.: Республика, 1997—431 с.
187. Солодкий, Б. С. Русская утопия XVIII века и нравственный идеал человека Текст. / Б. С. Солодкий // Философские науки. 1975. - № 5. - С. 92-102.
188. Социокультурные утопии XX века Текст. сб. науч. тр. / Реферативный сборник. Вып. 1-6. -М., ИНИОН, 1979-1988.
189. Стенник, Ю. В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII-начала XIX века Текст. / Ю. В. Стенник. СПб.: Наука, 2004. - 277 с.
190. Сумароков, А. П. Сон «Счастливое общество» Текст. / А. П. Сумароков // Русская литературная утопия. М.: Издательство Моск. ун-та, 1986. - С.33-37.
191. Телегин, С. М. Основной миф Достоевского Текст. / С.М. Телегин // Литература в школе. 1998. - № 4. - С. 33-44.
192. Теплинский, М. В. Из истории русской антиутопии Текст. / М. В. Теплинский // Литература. Прилож. к газ. «Первое сент.». 2000. - № 1. -С. 12.
193. Топоров, В. Н. Пространство и текст Текст. / В. Н. Топоров // Текст: Семантика и структура. М.: Наука, 1983. - С. 227-285.
194. Тотомианц, В. Ф. Утопии (Социальный рай на земле) Текст. / В. Ф. Тотомианц, В.М.Устинов. М.: Библиотека Революция и культура, 1917. -118 с.;
195. Туниманов, В. А. Что там дальше? (Достоевский и Замятин) Текст. / В. А. Туниманов // Русская литература. 1993. - № 1. - С.61-81.
196. Улыбышев, А. Д. Сон Текст. / А. Д. Улыбышев // Взгляд сквозь столетия (Русская фантастика XVIII и первой половины XIX вв.) / сост. В.Гуминский, художник Г.Метченко. — М.: Молодая гвардия, 1977. С. 9199.
197. Утопический социализм Текст. : Хрестоматия / Общ ред. А.И.Володина. М.: Политиздат, 1982. - 512 с.
198. Утопия и утопическое мышление Текст. : Антология зарубежной литературы / сост., общ. ред. и предисл. В.А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991.-405 с.
199. Ушков, А. М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность Текст. / А. М. Ушков. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 184с.
200. Федоров, Н.Ф. Философия общего дела Текст. / Н. Ф. Федоров // Вечное солнце: Русская социальная утопия и научная фантастика второйполовины XIX начала XX века Текст. / сост., предисл., коммент. С. Калмыков. - М.: Мол. Гвардия, 1979. - С. 388-399.
201. Федосов, И.А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия: М.М.Щербатов Текст. / И.А. Федосов. — М.: Университет, 1967. -260 с.
202. Флоровский, Г. В. Метафизические предпосылки утопизма Текст. / Г. В. Флоровский // Вопросы философии. 1990. - № 10. - С. 80-89.
203. Фойгт, А. Социальные утопии Текст. / А. Фойгт ; пер. с нем. Н. Стороженко. СПб: Изд-во А.С.Суворина, 1907. -XII, 172, 3 с.
204. Фрейденберг, О. М. Утопия Текст. / О. М. Фрейденберг // Вопросы философии. 1990.-№5. -С. 148-167.
205. Фриче, В. Картины земного рая Текст. / В.Фриче. М.: [б.и:], 1919. -20 с.
206. Фролова, И. В. Утопия: сущность и развитие (опыт социально-философской концептуализации) Текст.: автореферат дис. . д-ра философ. Наук / И. В: Фролова. Уфа, 2005. - 48 с.
207. Фролова, И. В. Философия и утопия Текст.: учебное пособие / И. В. Фролова. Уфа: БашГУ, 2008. - 172 с.
208. Харитонова, О. Н. «Золотой век мечта самая невероятная из всех, какие были.». О русской социальной утопии Текст. / О. Н. Харитонова // Литература в школе. - 1998. - № 3. - С. 108-115; № 4. - С. 89-94.
209. Хрулев, В. И. В творческом мире Леонида Леонова Текст. : учебное пособие / В. И. Хрулев. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - Ч. 1. - 288 е.; Ч. 2. - 252 с.
210. Хрулев, В. И. Искусство иронии в прозе Леонида Леонова Текст. : учебное пособие / В. И. Хрулев. Уфа: РИО БашГУ, 2005. - 122 с.
211. Циолковский, К. Э. Утописты. Живая Вселенная Текст. / К. Э. Циолковский // Вопросы философии. 1992. - № 6. - С. 132-159.
212. Чаликова, В. А. Утопия и культура. Эссе разных лет. Т.1 Текст. / В.А. Чаликова. М.: ИНИОН, 1992 - 229 с.
213. Чаликова, В. А. Утопия рождается из утопии. Эссе разных лет:Текст. /
214. B.А. Чаликова.-London, 1992.
215. Чаликова, В. А. Утопия и свобода. Эссе разных лет Текст. / В.А. Чаликова. М.: Весть-ВИМО, 1994. - 180 с.
216. Черепанова, Р. С. Утопия и антиутопия: типология взаимоотношения Текст. / Р. С. Черепанова // Вестник Челяб. ун-та Челябинск, 1999. - Сер. 1. -№ 1.-С. 96-108.
217. Чернышева, Т. А. Природа фантастики Текст. / Т. А. Чернышева. -Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1984. 330с.
218. Чернышева, Т. А. О художественной форме утопии Текст. / Т. А. Чернышева // Поэтика русской советской прозы. Иркутск: ИрГУ, 1975.1. C. 22-40.
219. Чернышева, Т. А: Русская утопия Текст. / Т. А. Чернышева // Сибирь Иркутск. - 1990. - № 6. - С. 118-127.
220. Черткова, Е. Л. Утопия как тип сознания Текст. / Е. Л. Черткова // Общественные науки и современность. 1993. -№ 3. - С. 71-81.
221. Четыре вариации утопии «Золотого века» (обзор испанской литературы) Текст. // Социокультурные утопии XX века. М.: ИНИОН, 1988.-Вып. 5. -С.16-36.
222. Чечулин, Н. Д. Русский социальный роман XVIII века («Путешествие в землю Офирскую г.С. Швецкого дворянина» сочинение князя М.М.Щербатова) Текст. / Н. Д. Чечулин. СПб.: Типография B.C. Балашев и К., 1900.-59 с.
223. Чистов, К. В. Русские народные социально-утопические легенды Текст. / К. В. Чистов. М.: Наука, 1967. - 341с.
224. Чистов, К. В. Утопии и современность Текст. : / К. В. Чистов // Русские утопии: Сборник / Сост. В.Е.Багно; альманах Канун; под общей ред. Д.С.Лихачева; Вып. 1. СПб.: Terra fantastika, 1995. - С. 22-54.
225. Чоран, Э. М. Механика утопии Текст. / Э: М. Чоран // Иностранная литература. 1996. - № 4. с. 226-232.
226. Чупина, Г. А. Современные цивилизационное мышление и российский менталитет Текст. / Г. А. Чупина, Е. В. Суровцева // Социально-политический журнал. 1994. -№ 9,10. - С. 21-30.
227. Шадурский, М. И. Литературная эпоха от Мора до Хаксли: Проблемы жаровой поэтики и семиосферы. Обретение острова Текст. / М. И. Шадурский. -М.: Издательство ЛКИ, 2007. 160 с.
228. Шаймухамбетова, Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция Текст. / Г. Б. Шаймухамбетова. -М., 1979. 151с.
229. Шацкий, Е. Утопия и традиция Текст. / Е.Шацкий. М.: Прогресс, 1990.-455 с.f / /
230. Шелер, М. Человек и история Текст. / М. Шел ер // Шел ер М. Избранные произведения / М. Шелер / пер с нем. Денежкина А. В., Малинкина А. Н., Филлипова А. Ф.; под ред. Денежкина А. Ф. М.: Гнозис, 1994.-С. 70-97.
231. Шестаков, В. П. Эволюция русской литературной утопии Текст. / В. П. Шестаков // Вечер в 2217 году. М.: Прогресс, 1990. - С. 5-21.
232. Шестаков, В. П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры Текст. / В. П. Шестаков. М.: Владос, 1995. — 207 с.
233. Шешунова, С. В. Град Китеж в русской литературе: парадоксы и тенденции Текст. / С. В. Шешунова. Режим доступа: http://transformations.russian-literature.eom/node/5
234. Шипилов, А. В. Смысл города и город-Смысл Текст. / А. В. Шипилов //Человек.- 2006. -№ 1.-С. 5-18.
235. Шохина, В. На втором перекрестке утопий Текст. / В. Шохина // Звезда.- 1990.- № 11. С.171-179.
236. Штекли, А. Э. «Город солнца»: утопия и наука Текст. / А. Э. Штекли. М.: Наука, 1978. - 368 с.
237. Щербатов, М. М. Путешествие в землю Офирскую г-на С. швецкаго дворянина Текст. / М. М. Щербатов // Русская литературная утопия / сост., общ. ред. и комментарии В.П.Шестакова. М., 1986. - С.37-79.
238. Элиаде, М. Мефистофель и андрогин Текст. / М. Элиаде. — СПб.: Алетейя, 1998. 374 с.
239. Эллис, (Кобылинский Л. Л.) Русские символисты Текст. / Л. Л. Кобылинский. Томск: Водолей, 1998. - 288 с.
240. Эрн, В. Идея катастрофического прогресса Текст. / В. Эрн // Русская мысль. 1909. - № Ю. - С. 142-159.
241. Юрьева, Л. М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы Текст.: Монография / Л.М. Юрьева. М. : ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. - 320 с./232 ;/•
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.