Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Павлова, Ольга Альбертовна

  • Павлова, Ольга Альбертовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 203
Павлова, Ольга Альбертовна. Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2004. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Павлова, Ольга Альбертовна

Введение

Оглавление

Глава I. Феномен утопии и антиутопии .11

1.1. Утопия и антиутопия в философском и литературоведческом контексте (из истории вопроса) .11

1.2. Особенности жанров утопии и антиутопии .21

1.3. Русская литературная утопия .32

1.4. Русская литературная антиутопия .44

Выводы по первой главе.65

Глава II. Научно-методические основы изучения произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах.69

2.1. Включение утопической и антиутопической литературы в школьный курс (анализ программ XIX - XX вв.) .69

2.2. Место произведений утопического и антиутопического жанров в современной школе (анализ учебников, методических пособий, статей периодики) .82

2.3. Психолого-педагогические основы формирования у старшеклассников представлений о жанровом своеобразии утопической и антиутопической литературы.96

2.4. Обоснование системы изучения произведений утопического и антиутопического жанров в 10-11 классах средней школы.107

Выводы по второй главе.116

Глава Ш. Система изучения произведений утопического и антиутопического жанров в старших классах .120

3.1. Освоение учащимися утопических и антиутопических произведений (по материалам констатирующего эксперимента).120

3.2. Пути постижения жанрового своеобразия утопической и антиутопической литературы в 10 классах .131

3.3. Специфика изучения утопических и антиутопических произведений на уроках литературы в 11 классах.147

3.4. Результаты самостоятельного анализа учащимися произведений утопического и антиутопического жанров .181

Выводы по третий главе .185

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах»

В условиях обновления структуры и содержания литературного образования приоритетными целями образования становятся «воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания; формирование гуманистического мировоззрения и художественного вкуса учащихся»1. Особое значение в реализации данных задач имеет такой компонент литературного образования школьников, как формирование представлений о жанровом своеобразии русской литературы, органичной частью которой являются произведения утопического и антиутопического жанров.

В последние годы в литературоведении отмечается значительный интерес к жанрам утопии и антиутопии. Появились публикации отечественных и зарубежных исследователей, в которых произведения утопического и антиутопического жанров рассматриваются как «неотъемлемая часть мировой культуры», подчеркивается их «непреходящее значение» (Э.Я. Баталов, В.П. Шестаков, Т. Чернышева, В.А. Чаликова, М. Золотоносов, Т.А. Каракан,

A.M. Зверев, Ю. Латынина, Ю.И. Кагарлицкий, А.Ф. Бритиков, Б.А. Ланин,

B. Муравьев, Н.Н. Арсентьева, М.Л. Геллер, Т.Т. Давыдова, Е.Л. Черткова, Т.А. Белигалиев, О.В. Быстрова, О.В. Лазаренко, Е.Ю. Коломийцева).

Нравственно-философские искания утопистов и антиутопистов, их внимание к духовному миру личности отвечают потребности учеников-читателей в осмыслении глубинных процессов, происходящих в мире и человеке, оказывают влияние на формирование их общекультурного уровня. Изучение утопической и антиутопической литературы открывает старшеклассникам новые взгляды на жизнь, даёт возможность глубже понять законы развития человеческого общества, подводит учащихся к осознанию их места в социуме, способствует личностному самоопределению.

1 Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе. М., 2004. с. 24.

Произведения утопического и антиутопического жанров, способствующие формированию идеалов, отличающиеся пристальным вниманием к личности, сохраняющие в человеческом сознании чувство суверенности, свободы, самостоятельность взглядов, становятся важнейшим компонентом формирования мировоззрения и художественного вкуса старшеклассников.

Учёт проблемы жанра при изучении утопической и антиутопической литературы в старших классах является важнейшим условием для постижения авторской концепции, проникновения в идейно-художественную структуру произведения. Внимание к жанровому своеобразию утопических и антиутопических произведений усиливает интерес учащихся к литературе, активизирует их мыслительный процесс, формирует у них самостоятельные суждения и оценки, вооружает учеников навыками анализа произведения в единстве формы и содержания, способствует литературному развитию старшеклассников.

В методике преподавания литературы проблема изучения произведений утопического и антиутопического жанров мало исследована. На сегодняшний день существуют только методические рекомендации к урокам, посвященным изучению утопической и антиутопической литературы (Б.А. Jla-нин, М.М. Боришанская, Е.Б. Скороспелова, О.Н. Харитонова, И. Шайтанов, В. Лакшин, Л.С. Айзерман, М.А. Нянковский) и разработки отдельных уроков (З.Б. Блинова, В.И. Бочкова). Но теоретические обобщения по рассматриваемой нами проблеме пока отсутствуют.

Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, недостаточной методической разработанностью проблемы изучения произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах средней школы; во-вторых, необходимостью поиска эффективных средств решения избранной проблемы. Этот поиск привёл нас к разработке системы изучения утопических и антиутопически*: произведений с учётом их жанрового своеобразия.

Методологической и теоретической основой настоящего исследования явились труды по философии и психологии читательской деятельности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Л.Г. Жабицкая, О.И. Никифорова, С.Л. Рубенштейн и др.), возрастной и педагогической психологии, а также личностно ориентированной педагогики (П.Я. Гальперина, Л.И. Божо-^ вич, И.С. Кон, Н.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.), по теории и методике обучения литературе в школе (В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, Н.И. Кудряшев, Н.О. Корст, З.Я. Рез, О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман, Г.И. Беленький, Т.Г. Браже, В.Ф. Чертов, С.А. Леонов, Л.В. Тодоров, Г.А. Обернихина, Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, В.В. Агеносов, М.Г. Ка-чурин, С.А. Зинин, С.К. Бирюкова и др.).

Цель заявленного исследования - создание и апробация системы изучения произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах.

Объектом исследования является процесс изучения произведений утопического и антиутопического жанров и их роль в литературном развитии школьников.

Актуальность проблемы и ее нерешенность в методической науке определили выбор предмета исследования - методическая система изучения произведений утопического и антиутопического жанров, способствующая формированию мировоззрения и художественного вкуса старшеклассников, повышению их общекультурного уровня.

Цель предполагает решение ряда задач:

- исследовать историко-философские и литературоведческие работы, посвя-* щенные специфике жанров утопии и антиутопии, развитию русской утопической и антиутопической литературы;

- рассмотреть состояние проблемы на разных этапах развития школы и в практике школьного изучения утопических и антиутопических произведений на современном этапе;

- осветить психолого-педагогические основы изучения произведений утопического и антиутопического жанров в 10-11 классах средней школы;

- выявить уровень знаний старшеклассников об утопическом и антиутопическом жанрах, изучить их потребности и субъективный опыт;

- определить характер трудностей, с которыми встречаются учителя при подготовке и проведении уроков по интересующей нас теме;

- разработать вопросы, разнообразные виды заданий, которые бы обеспечивали поэтапное формирование у старшеклассников представлений об утопической и антиутопической литературе, её жанровом своеобразии;

- теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить эффективность разработанной системы изучения утопических и антиутопических произведений с учётом их жанрового своеобразия.

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:

- теоретическое исследование (изучение и анализ философской, психологической, литературоведческой, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; учебников и методических пособий для систематизации и научного обоснования концепции работы);

- наблюдение (наблюдения за современным состоянием вопроса об изучении произведений утопического и антиутопического жанров в старших классах; изучение письменных и устных ответов учащихся на поставленные вопросы);

- экспериментальная работа (констатирующий срез, обучающий эксперимент в общеобразовательных учреждениях г. Белгорода).

Гипотеза исследования. Изучение утопических и антиутопических произведений, способствующих личностному самоопределению учеников, развитию читательских интересов и художественного вкуса старшеклассников, будет успешным, если:

- будут учитываться особенности восприятия произведений утопического и антиутопического жанров, возрастные особенности и возможности старшеклассников;

- будет осуществляться поэтапность в формировании представлений об утопической и антиутопической литературе и её жанровом своеобразии;

- будет разработана и использована система изучения произведений утопического и антиутопического жанров, основывающаяся на принципах сопоставления; жанровой обусловленности авторской позиции; соответствия форм, методов и приёмов анализа жанровой природе произведения.

Методика и этапы исследования - на первом этапе /2000-2001 гг./ осуществлялось изучение методических, дидактических и литературоведческих источников; проводился анализ школьного опыта изучения темы утопии и антиутопии. На втором /2001-2002 гг./ была разработана система изучения темы утопии и антиутопии, обучающий эксперимент, который проводился на базе учебных заведений повышенного и базового уровня образования. Третий этап /2002-2004 гг./ был посвящен апробации разработанных рекомендаций, анализу полученных данных, оформлению результатов работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

- рассмотрено одно из перспективных направлений методики преподавания литературы - школьное изучение произведений утопического и антиутопического жанров в старших классах;

- с опорой на литературоведческие, психологические, методические концепции теоретически разработана и обоснована система изучения утопических и антиутопических произведений с учётом их жанрового своеобразия в 10-11 классах средней школы;

- экспериментально проверена эффективность системы изучения произведений утопического и антиутопического жанров, целесообразность определенных методов, форм, приемов анализа содержания и формы художественного произведения.

В ходе проведения экспериментальной работы мы опирались на существующие программы по литературе в старших классах, но иногда, в пределах дозволенного, отступали от них, чтобы доказать целесообразность наших рекомендаций, необходимость включения в программы произведений, которые ими не предусмотрены.

Проведённый эксперимент позволил выявить место уроков по изучению утопических и антиутопических произведений в курсе литературы в старших классах, определить роль утопической и антиутопической литературы в формировании художественного вкуса старшеклассников. Результаты экспериментальной работы помогли составить примерное планирование уроков по исследуемой теме, наметить некоторые приёмы работы с произведениями данных жанров.

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

1) опорой на современные исследования и достижения литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики обучения литературе;

2) данными констатирующего и обучающего экспериментов, проводившихся в ряде школ;

3) оценкой полученных результатов в ходе бесед с учителями школ, методистами;

4) использованием данных материалов в публикациях.

Исследование апробировалось в ходе проведения эксперимента в белгородских общеобразовательных учреждениях (гимназии №№ 2, 22; средние школы №№ 41, 43, 47), а также в процессе учебно-педагогической деятельности автора на курсах повышения квалификации работников образования в ряде районов Белгородской области. Материалы работы представлялись на семинарах учителей Белгородской области в 2003 и 2004 гг., на аспирантской научно-практической конференции АПК и ПРО (апрель 2003 г.). Основные положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры общественно-гуманитарных дисциплин Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Изучение утопической антиутопической литературы в старших классах определяется возрастными и психологическими особенностями восприятия школьниками художественных произведений, их интересами, потребностями, ценностными ориентирами, а также художественной природой произведений.

2. Сопоставление утопий и антиутопий с другими произведениями данных жанров обеспечивает поэтапное формирование представлений об утопической и антиутопической литературе, стимулирует интерес школьников к такого рода литературе, способствует развитию эстетических и творческих способностей учащихся.

3. Изучение произведений утопического и антиутопического жанров способствует формированию идеалов, подводит учащихся к осознанию их места в социуме, личностному самоопределению, оказывает влияние на формирование мировоззрения и художественного вкуса старшеклассников, их общекультурного уровня.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная система работы по изучению произведений утопического и антиутопического жанров в старших классах общеобразовательной школы; разработаны методические рекомендации, способствующие литературному развитию учащихся 10-11 классов, связанные с восприятием старшеклассниками произведений утопического и антиутопического жанров, умением анализировать и интерпретировать их. Данная система и методические рекомендации могут быть использованы при чтении лекций по методике преподавания литературы в педагогических учебных заведениях, в системе подготовки и переподготовки учителей, при проведении уроков, спецкурсов и спецсеминаров по названной теме, при создании программ и учебных пособий.

Структура работы

В соответствии с поставленными задачами диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии, включающей 267 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Павлова, Ольга Альбертовна

Выводы по 1-ой главе

1. Утопии и антиутопии в отечественном литературоведении многие годы были в центре пристального внимания, являлись предметом острой полемики. В последние десять-двадцать лет отмечается значительный интерес к специфике жанров утопии и антиутопии, предпринимаются попытки анализа степени взаимозависимости и самостоятельности данных жанров. Тем не менее, исследование поэтики утопии и антиутопии до последнего времени не позволило решить проблему статуса антиутопии, четко установить границы между жанрами утопии и антиутопии.

2. Исследование литературоведческих работ, посвященных специфике жанров утопии и антиутопии, позволило сделать вывод о том, что данные жанры, развиваясь не в отрыве от литературного процесса, не сами по себе, а внутри него, вступая в различного рода взаимодействия с другими литературными жанрами, тем не менее, остаются самобытными, продолжают успешно развиваться и по сей день. Будучи генетически близкими жанры утопии и антиутопии обладают одинаковым поэтическими приёмами (создают целостный образ мира; близки мифу, религиозному и политическому трактату и т.д.) и набором мотивов (путешествие, сон). В то же время существует ряд индивидуальных черт, присущих каждому из названных жанров (антиутопия: персоналична, динамичный сюжет, герой антиутопии - еретик-бунтарь; утопия: социоцентрична, статичный сюжет, герой утопии - пассивный наблюдатель и т. д.). На наш взгляд, именно в силу этих отличий, утопию и антиутопию следует считать различными жанрами.

3. Русская литература не является исключением из общего хода развития мировой литературы. Корни русской утопии уходят в устное народное творчество. Однако первые в полном смысле слова литературные утопии в России относятся уже к XVIII веку. По мнению В.П. Шестакова, «они возникли на почве общей растущей популярности жанра, которая в свою очередь питалась стремлением использовать утопию как таковую для понимания и решения проблем, стоящих перед русской действительностью» (255, с. 13).

Общеизвестно, что наибольшее количество утопий создается в периоды общественного подъёма, когда важнейшей чертой массового сознания становится оптимистическое видение исторической перспективы. Это и объясняет появление наиболее значительных русских утопий первой половины XIX-го века в годы подготовки декабристского восстания. Именно в это время люди были полны надежд и мечтаний о светлом будущем. К ярким утопиям данного периода относятся «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Сон» А.Д. Улыбышева, «Европейские письма» В.К. Кюхельбекера. Следующий толчок развитию утопического жанра дала отмена крепостного права и появление разночинского движения. В русской литературе XIX-го века выделяют две основные линии развития утопии - это, прежде всего, социальная утопия, традиции которой развиваются в творчестве Н.Г. Чернышевского (роман «Что делать?»), и нравственной утопии Ф.М. Достоевского (роман «Идиот», «Сон смешного человека»). Подъём революционного движения в начале XX века, сама революция 1905 года послужили началом развития нового витка утопического мышления, благодаря чему появляются романы А.И. Красницкого «За приподнятой завесой» (1900), С.Ф. Шарапова «За полвека» (1902), К.С. Мережковского «Рай земной» (1903), А.А. Богданова «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни» (1910), Н.Ф. Олигера «Ожидание весны» (1910). Октябрь, разрушивший основы прежнего миропорядка, породил целую волну утопических сочинений. Образы города-сада, светлого завтра, машинного рая заполнили страницы литературных произведений первых послереволюционных лет. Этот период ознаменован появлением таких утопий, как «Инония» (1918) С.А. Есенина, «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» (1920) А.В. Чаянова, «За чертополохом» (1922) П.Н. Краснова, «Грядущий мир» (1923) Я.М. Окунева. Далее развитие жанра утопии в русской литературе прерывается. «Этот перерыв связан с тем, что литература социалистического реализма и так воспроизводила черты несуществующего, умозрительно конструируемого общества». Именно поэтому «Туманность Андромеды» стала последним значительным утопическим произведением русской литературы XX века.

Исследование развития русской утопической литературы VIII - XX века показало, что к середине 20-го века русская литературная утопия оказалась на «обочине» литературного процесса.

4. Возникновение антиутопических идей в России, на наш взгляд, является следствием тех социально-исторических процессов, которые Н.А. Бердяев назвал «осуществлением утопии». Подобные умонастроения обязаны своим происхождением тем событиям, которые происходили в России, пережившей ни одну революцию: декабристское восстание 1825 года, революционные события рубежа XIX - XX веков, октябрь 1918 года, времена «застоя» и «холодной» войны и т.д. Влияние исторических событий на формирование антиутопической традиции не уступает влиянию науки, техники и политики.

В русской литературе жанр антиутопии активно развивался, ибо литература черпала материал для своих антиутопических построений прямо из жизни. Процесс становления антиутопии в русской литературе XIX века шёл по двум направлениям: либо всё произведение целиком имело специфическую направленность, либо антиутопические мотивы входили в него как «часть» «целого».

Исследование эволюции русских антиутопий, позволило нам выделись четыре этапа в развитии данного жанра в литературном процессе нашей страны: первый - зарождение антиутопического жанра (40-е годы XIX века), второй этап приходится на начало века, третий - охватывает 20-30-ые годы, четвёртый - 80-90-ые XX века. При этом появление каждой новой волны в развитии антиутопии - очередной исторический перелом: реакция после отмены крепостного права, революционные события 1905 года, построение нового социалистического государства в 20-30-е годы, перестройка 80-х годов. Следует отметить, что антиутопические традиции продолжают развиваться и в наши дни.

Глава II. Научно-методические основы изучения произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах.

2.1. Включение утопической и антиутопической литературы в школьный курс (анализ программ XIX - XX вв.).

Одним из этапов нашего исследования стало рассмотрение программ российской школы XIX - XX вв. на предмет включения в них произведений утопического и антиутопического жанров. Анализ данного материала помог изучить накопленные отечественной школой традиции и опыт в преподавании утопической и антиутопической литературы, который был учтён при планировании обучающего эксперимента.

Попытаемся рассмотреть процесс включения в программы по литературе произведений, написанных в жанрах утопии и антиутопии, организацию данного материала в соответствии с процессом перестройки школьных программ.

Внимательное исследование учебно-программного материала показало, что его содержание, объём и количество часов, отводимое на изучение утопической и антиутопической литературы, менялись. При этом изменения касались как содержательной стороны (пересмотр рассматриваемых произведений утопического и антиутопического жанров в составе содержания программ), так и формальной (варьирование количества часов, формулировка раздела, в состав которого входили интересующие нас произведения, изменение типа текстового рассмотрения произведений: фрагментарно, обзорно, текстуально).

Первоначально остановимся подробнее на вопросе места утопической и антиутопической литературы в учебных программах XIX века.

Анализ учебно-методических материалов первой половины XIX века показал, что в центре внимания тогда оказывались чтение и анализ отдельных литературных произведений, при этом жанровому своеобразию художественных текстов должного внимания не уделялось. Произведения, содержащие утопический и антиутопический мотив, «чистые» утопии и антиутопии в школьном курсе не рассматривались.

Ведущий специалист в области методики преподавания литературы Ц.П. Балталон одной из слабых сторон школьных программ второй половины XIX века видел в совершенном игнорировании ими «произведений русской литературы за последнее пятидесятилетие ея развития» (13, с.9). Следует заметить, что в разряд таких произведений попадали утопии и антиутопии, так как наиболее значительные из них были созданы во второй половине XIX века. В начале XX века происходит постепенное включение в программы утопий и антиутопий А.Н. Радищева, Н.Г. Чернышевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского.

Программы данного периода представляют интерес уже тем, что в них предлагается особо останавливаться на жанрово-родовых особенностях произведений. При ответе на вопрос, посвященный творчеству Ф.М. Достоевского, учащийся должен был «сообщить краткие биографические сведения, перечислить важнейшие сочинения, с указанием, к какому роду и виду прозы или поэзии оно относится,. .и, наконец, на одном произведении остановиться с большей подробностью» (157, с.23).

В 20-е годы в литературном образовании чётко прослеживается классовый подход: в «Программе для школ I и II степени» преподавателю напоминается о том, что «в социальных проблемах литературы отразилась вся жизнь народа», поэтому изучение произведений должно быть «в связи с со-словно-классовым расслоением, с общественными идеологиями, с последовательной сменой форм жизни» (166, с.59). При этом «не только содержание художественного произведения должно быть выяснено, как момент классовой борьбы, но и освещение факта, данное автором-художником, должно составлять обязательный элемент беседы по поводу прочитанного» (167, с.6).

Идеологическая направленность преподавания предмета, намеченная в 20-е годы, тем не менее, не помешала включению в программы произведений, широко представляющих тему утопии и антиутопии. В то время в качестве литературного материала предлагалось использовать повесть «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, отрывки из романов Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (166) и Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (167) («социальные идеалы «новых людей»).

В начале 30-х годов художественная литература, судя по объяснительным запискам к школьным программам, рассматривается как «специфический вид классовой идеологии» (168, с.5). Структура программ того времени «имеет целью показать учащимся историческую картину классовой борьбы в её отражении в крупнейших литературных произведениях художниками различных классов. Тем самым учащиеся подводятся к отчётливому пониманию социальной функции художественной литературы и к пониманию историко-литературной процесса как специфической формы классовой борьбы» (169, с.2).

Специфическим для 30-х годов организационным принципом распределения материала становится деление произведений по идеологическому признаку.

Творчество А.Н. Радищева, в частности, повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», рассматривается в разделе «Литература революционной, либеральной и консервативной групп дворянства конца XVIII и первой половины XIX веков» как «отражение идеологии промышленного капитализма в зародышевой форме» (169, с.5).

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать», включённый в раздел «Дворянская и мелкобуржуазная литература «эпохи реформ», - как «ответ на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»» и «художественное воплощение идеалов утопического социализма и свободной женщины» (169, c.l 1).

История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина - как «художественная сатира на русскую бюрократию».

Роман Е.И. Замятина «Мы», вошедший в раздел «Литература буржуазно-дворянской интеллигенции», - как «проповедь ненависти к революции, саботажа, индивидуализма, мистики» (169, с.24).

На протяжении 40-х годов «ключом», с помощью которого творчество того или иного писателя внедрялось в школьную программу, являлось соблюдение не только идеологического принципа, но и принципа «историзма», «обусловленности писателя эпохой».

Авторы программы 1940 года А.Ф. Бобкова, И.И. Веткин, Н.П. Кудряшов, М.А. Рыбникова, Е.Б. Тагер рассматривают личность как «совокупность общественных отношений» и считают, что «нельзя брать писателя вне истории, вне общества» (170, с.6).

Развитие литературного процесса рассматривается в этот период как факт исторического, а не духовного становления общества. При этом составители программ подчёркивают, что «наряду с разбором отдельных произведений, достаточное внимание должно быть уделено. раскрытию особенностей литературной борьбы в тот или иной период и освоению основных теоретико-литературных знаний» (171, с.2). Идеологическая направленность сохраняется. Авторов программ более волнуют темы «Помещичьего произвола и крестьянского бесправия» (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»), «Пропаганды социалистических идей, ломки старого мира» (Н.Г. Чернышевский «Что делать?»), чем жанровое своеобразие произведений.

Идеологическая направленность преподавания предмета, намеченная в 20-е годы, продолжала существовать вплоть до 60-х годов.

В 1954-1955 учебных годах школы РСФСР приступили к переходу на новый учебный план и новые программы.

Художественная литература в это время служила «источником познания жизни, могучим средством идейного воспитания учащихся, формирования их мировоззрения и характера». Учитель призван был раскрыть учащимся «классовый характер литературы, её партийность» (173, с.22). По-прежнему утопическая и антиутопическая литература была представлены лишь повестью А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и романом Н.Г. Чернышевского «Что делать?», при этом произведения рассматривались на идейном уровне.

В отличие от прошлых лет в программу 1955-56 уч.г. были «включены сведения по теории литературы, причём курс X класса завершался обобщением и систематизацией основных понятий по теории литературы, полученных учащимися в старших классах» (173, с.6). Тем не менее, в разделе «теория литературы» утопия и антиутопия как теоретико-литературные понятия ещё не рассматривались.

В начале 60-х годов в школьных программах по литературе доминировали те же принципы и задачи литературного образования, что были утверждены в предыдущие десятилетия. Остался принцип практической направленности, «тесной связи литературы и искусства с жизнью народа» (174, с.ЗГ).

Впервые о необходимости существенных изменений в преподавания литературы было заявлено в Проекте Программы средней школы на 1965 -1966 учебный год, изданной АПН СССР (176).

Авторы Проекта главную цель изучения литературы в школе видели в «обогащении учащегося знанием мира и человека», в «воспитании человека в человеке» (175, с.З).

Проект программы рекомендовал учителям-словесникам рассматривать произведения с учетом основной проблематики, системы образов, идейного содержания, художественного своеобразия. Ведущие идеи Проекта программы в дальнейшем были освоены и проработаны. В частности, в программе Министерства Просвещения РСФСР, выпущенной в 1965 году, говорится, что «давая учащимся систематические знания в области искусства слова, курс литературы должен заложить основу для их общего эстетического образования» (176, с.З). Отсюда и определённые тенденции в изучении произведений: рассматриваются их идейная направленность (М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города») и выраженные в произведениях «социальные и эстетические идеалы» (роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?») (176).

На протяжении ближайших лет программы по литературе оставались содержательно и организационно идентичными. Как и ранее практически во всех программах предлагались для изучения такие произведения, как А.А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Н.Г. Чернышевский «Что делать?», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» при этом программные аннотации к произведениям оставались практически неизменными.

Содержание школьных программ по литературе 70 - 80-х годов было подчинено двум основным тенденциям - идеологической и «общегуманитарной» (литературоведческой, психологической).

С точки зрения идеологии, литература, как отмечают программные документы тех лет, «формирует мировоззрение советского человека, его нравственные убеждения . культуру» (177). При этом понятие «нравственных качеств» строго соответствует определению, данному в Отчетном докладе Л.И. Брежнева XXV съезду КПСС: «принципиальность, честность, глубина чувства» (177, с.4). Определение терминам «партийность» и «народность» дается в соответствии с материалами XXVI Съезда КПСС: «умение жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства» (177, с.З).

Общегуманитарное направление этих программ, как правило, следует параллельно идеологическому. В типовой программе по литературе за 1985 год говорится, что «одновременно» с формированием «коммунистического мировоззрения», воспитанием в «духе советского патриотизма», «непримиримости к буржуазной идеологии и морали» предметы гуманитарного цикла, в том числе и литература, призваны «развивать у школьников высокие эстетические вкусы, умение ценить и понимать произведения искусства красоту и богатство родной природы» (179, с.2).

Впервые обращение к жанрам утопии и антиутопии прослеживается в программах конца 70-х годов. Авторы-составители предлагают при изучении романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» знакомить учащихся с такими теоретико-литературным понятиям, как «идеал в произведениях литературы», «прекрасное в жизни и искусстве», «социальная обусловленность представлений о прекрасном» (178, с. 36). В методическом пособии для 9-го класса (164) этих лет один из уроков внеклассного чтения посвящается антиутопии как жанру научной фантастики. При подготовке к нему учащимся рекомендуется написать доклад на одну из предложенных тем: «Антиутопия - картина гибели мира в современной западной фантастике» (по произведениям: «453' по Фаренгейту» Р. Бредбери, «RUR» К. Чапека, «Планета обезьян» Буля) и «Образ будущего в советской фантастике» (И. Ефремов «Туманность Андромеды»).

В конце 80 - нач. 90-х годов формулируются новые позиции, точки зрения на процессы, происходящие в сфере литературного образования. В различных школьных программах высказываются и различные взгляды на цели и задачи преподавания искусства слова: «Становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей» (программа Т.Ф. Курдюмовой) (180, с.2); «Уберечь учащихся от эгоизма, нигилизма, дать им духовные силы, чтобы они могли противостоять «метафизике ужаса», безверия и пессимизма, охвативших какую-то часть современных людей» (программа Б.С. Локшиной) (181, с.З).

Исследование целей и задач литературного образования данного периода даёт основания говорить о том, что новые тенденции коснулись, прежде всего, вопросов общегуманитарного характера: авторы программ на первое место выдвигают проблемы формирования личности, проблемы адаптации индивида в современном мире.

Изменение целевых установок привело и к изменениям в содержании школьного курса: программы 90-х годов активно пополняются произведениями, ранее не изучаемыми по идеологическим причинам. Прежде всего, речь идёт о романе Е. Замятина «Мы», который впервые рекомендован к рассмотрению с учётом жанровой специфики.

Наиболее активное включение утопических и антиутопических произведений в школьный курс происходит в начале XXI века. Целями изучения литературы в старших классах становятся «освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование # общего представления об историко-литературном процессе» (218, с.24). Содержание школьных программ пополняется новыми произведениями и именами (См. таблицу).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Павлова, Ольга Альбертовна, 2004 год

1. Литература» 6 (66,5%) 1 4 1 1

2. Всего 10 (100%) 1 (10%) 4 (40%) 2 (20%) 3 (30%) •

3. Интерес представляют как статьи ученых и методистов, содержащие обзорную характеристику жанра утопии и антиутопии, анализ отдельных произведений, так и работы учителей-предметников.

4. Шайтанов И. считает, что «Мы» роман о будущем, но это не мечта, не утопия, это - антиутопия. В нём проверялась состоятельность мечты, на протяжении веков сопутствовавшей человеческой цивилизации и теперь прорастающей реальностью» (254, с. 12).

5. К «снам» О.Н. Харитонова предлагает вернуться и при изучении произведений Л. Н. Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», «Отец Сергий» и «Хозяин и работник», булгаковской «Белой гвардии», блоковского «Соловьиного сада».

6. Интерес к изучению данной темы, нередко возникающий в практике учителей, так и не привел к созданию целостной системы изучения произведений утопического и антиутопического жанров.

7. На основе результатов исследования, проведённого в рамках изучения истории вопроса, с учётом мнения учёных-методистов, учителей-словесников был разработан обучающий эксперимент.

8. Психолого-педагогические основы формирования у старшеклассников представлений о жанровом своеобразии утопической и антиутопической литературы.

9. На сегодняшний день о юношеском возрасте написано значительное количество психолого-педагогических исследований. Все они сходятся на том, что основным психическим новообразованием этого возраста является открытие своего Я.

10. Стремление познать мир и найти в нем своё место сказывается на литературном вкусе старшеклассников. «Его (старшеклассника) уже не удовлетворяет острый сюжет без глубокой мысли, его влечет серьёзная высокохудожественная литература» (142, с.94).

11. В свою очередь произведения антиутопического жанра, отличаясь пристальным вниманием к личности, оказывают влияние на формирование таких её качеств, как независимость, чувства суверенности и свободы.

12. Данными наблюдениями необходимо воспользоваться при проведении занятий, посвященных формированию представлений о жанрах утопии и антиутопии. Одним из способов организации процесса познания на таких занятиях может быть метод проектов.

13. Далее мы сочли необходимым выяснить основные этапы, способы и условия формирования понятий и представлений.

14. Итак, основным различием понятия и представления C.JI. Рубинштейн считает то, что понятие опосредованное словом образование, продукт исторического развития, а представление - образ, возникающий в индивидуальном сознании.

15. Текст не существует вне жанрового определения, именно в жанре выражается образная природа утопической и антиутопической литературы, что необходимо учитывать при рассмотрении произведений данных жанров.

16. Обоснование системы изучения произведений утопического и антиутопического жанров в 10-11 классах средней школы.

17. Процесс изучения утопической и антиутопической литературы как и всякий другой процесс обучения, должен быть систематичным и последовательным, потому что овладение знаниями возможно только тогда, когда они логично соединены в систему и проникнуты идеей.

18. Под «системой» мы понимаем форму организации изучения произведений утопического и антиутопического жанров. («Система форма организации чего-либо». С.И.Ожегов).

19. Осознавая актуальность отмеченного, мы разработали систему изучения утопической и антиутопической литературы с учётом ее жанрового своеобразия (см. таблицу).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.