Поэтика портрета в повестях И.С. Тургенева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Каурова, Елена Михайловна

  • Каурова, Елена Михайловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 193
Каурова, Елена Михайловна. Поэтика портрета в повестях И.С. Тургенева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Улан-Удэ. 2010. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Каурова, Елена Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ У И.С. ТУРГЕНЕВА КАК ОСНОВА ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ГЕРОЕВ.

1.1. Понимание человека в литературно-критических статьях и переписке И.С.Тургенева.

1.2. Особенности классификации героев и их эволюция в повестях

И.С. Тургенева.

1.3. Портрет героя в свете концепции личности: доминанта социальновидового начала.

ГЛАВА 2 ПОЭТИКА СТАТИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ГЕРОЕВ В ПОВЕСТЯХ И.С. ТУРГЕНЕВА.

2.1. Становление статического портрета в ранних повестях писателя в контексте литературных традиций.

2.2. Статический портрет как форма выявления характера «исключительной» героини в зрелых повестях И.С. Тургенева.

2.3. Индивидуализация и субъективизация как портретные доминанты в поздних повестях И.С. Тургенева.

ГЛАВА 3 СВОЕОБРАЗИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА В ПОВЕСТЯХ И.С. ТУРГЕНЕВА.

3.1. Маскирующие жесты как форма поведения в повестях «Бретер» и «Дневник лишнего человека».

3.2. Антитеза естественности-неестественности в повести «Ася».

3.3. Коллизия между духовной и телесной красотой в повести «Вешние воды».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика портрета в повестях И.С. Тургенева»

Создание образа героя является той первостепенной задачей, которую решает в своем творчестве каждый писатель и которая в значительной степени определяет своеобразие его художественной картины мира. Литературоведы занимаются изучением проблемы героя с различных методологических позиций. При этом особое значение приобретает тот исследовательский оптимум, при котором выбранный метод изучения максимально коррелирует с изучаемым материалом. В случае с исследованием вопроса портретирования в художественном произведении целесообразно использовать возможности литературно-антропологического подхода, позволяющего проводить адекватный анализ поэтики портрета.

В рамках антропологического подхода, рассматривающего человека как целостную, эстетически цельную личность, портрет понимается в данном исследовании как «момент встречи внутреннего человека с внешним» [64, с.140]; момент, когда во внешнем, очевидном видится то, что может быть скрыто, что является загадкой личности, ее внутренним началом, или когда «внутренний человек» проявляет себя во внешних, пластических формах. Другими словами, речь идет о «соединении изображения внешности и психологической характеристики персонажа, о синтетических формах такого соединения» [99, с.З]. Только тогда возможен портрет как эстетическая категория.

В то же время осмысление теоретико-литературных задач в аспекте портрета влечет за собой рассмотрение его в рамках исторической поэтики, что позволяет увидеть поэтапное развитие словесного портрета в русской литературе. Исследователи обращаются к малоизученным аспектам теоретического и исторического анализа портрета в творчестве русских писателей конца XVIII - начала XIX в., эпохи становления собственно-литературного словесного портрета Нового времени. В описываемом ракурсе изучены произведения К.Н. Батюшкова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина,

A.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова [63], А.А. Бестужева-Марлинского,

B.Ф. Одоевского, Н.А. Полевого, М.П. Погодина, Н.В. Гоголя [99]. Естественным и логичным становится выявление особенностей развития портрета следующего этапа, в произведениях русских писателей-реалистов, в первую очередь в творчестве И.С. Тургенева.

Имя И.С. Тургенева в связи с вопросом о классическом портрете героя в литературе XIX века едва ли не первым приходит на память. Это вполне естественно, так как И.С. Тургенев вслед за А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым придал особое значение словесному портрету героя и сделал его одним из важнейших способов представления человека в литературном произведении.

Конечно же, мимо роли Тургенева в развитии портрета в русской литературе не могли пройти исследователи его творчества.

Вопрос о портрете героя как значимом способе выражения его характера тургеневеды поставили во второй половине XX века (А.Г. Цейтлин, М.О. Румянцев, С.Е. Шаталов, Г.Б. Курляндская, П.Г. Пустовойт, В.М. Головко и др.). Они исходили из того, что портрет является важным средством воплощения принципов художественного метода писателя, его концепции личности. В общих чертах были обозначены связи тургеневского портрета с современной ему литературой и литературой предыдущих этапов - «натуральной школой» и романтическим направлением, выявлены отдельные элементы специфики тургеневского портрета и предприняты попытки его классификации.

Исследователи останавливаются или мельком касаются отдельных аспектов портрета. Одни рассматривают формы и виды портрета (С.Е. Шаталов, Г.Б. Курляндская, П.Г. Пустовойт), его структурные элементы (А.Г. Цейтлин), принципы живописности (С.Е. Шаталов, Л.Н. Сарбаш, М.Г. Уртминцева, О.М. Барсукова-Сергеева), функции портрета (В.М. Головко), другие выявляют особенности портретирования в сопоставлении с творчеством русских писателей, например,

Ф.М. Достоевского (П.Г. Пустовойт), JI.H. Толстого (Г.Б. Курляндская). Портрет изучается как средство характерологии (А.Г. Цейтлин, А.Б. Муратов, Л.И. Полякова, Ю.В. Лебедев, Т.В. Швецова, Т.А. Савоськина и др.), освещаются частные проблемы портрета: костюм (Д.С. Юрова), цвет (Е.А. Бурштинская).

При этом монографического, комплексного исследования особенностей и эволюции портрета в повестях И.С. Тургенева в таком его понимании, какое принято в настоящей работе, не было.

Если говорить о вкладе исследователей в изучение тургеневского портрета, мы бы выделили работы А.Г. Цейтлина, С.Е. Шаталова и Г.Б. Курляндской.

Значимыми для исследования являются идея А.Г. Цейтлина об увязывании портрета «действующего лица с его характером и положением», его мысль о совершенствовании портретного мастерства в изображении женских романных образов, определение типичности портрета как «указания на характерность и многократность тех или иных подробностей портрета». А.Г. Цейтлин устанавливает связь между «приемами изображения внешности» и «местом персонажа в действии и повествовании, а также отношением к нему романиста», выделяет виды портрета в романах И.С. Тургенева - «юмористико-сатирический», «детализированный портрет», находит в тургеневском портрете «большую драматическую нагрузку», «оттенок символичности», видит его художественную силу в портретных противопоставлениях. Исследователь полагает, что портрет героев в романах писателя - антиромантичен, одним из доказательств чего, по мнению исследователя, является стремление художника «никогда не делать своих героев красивыми».

С.Е. Шаталов является одним из немногих тургеневедов, изучавших поэтику портрета не только в романах, но и в повестях писателя разных периодов. Указание им на связь портрета с психологическим методом Тургенева, связь «концентрированного развернутого» портрета с завершенностью психического облика героя», обозначение концентрированного портрета как «очерка-портрета», определение своеобразия тургеневского портрета в связи с эволюцией его творческого метода важны для нас в теоретическом смысле. Исследователь уделяет большое внимание фоновым персонажам в рамках «группового портрета», особенностью которого является типичность и «апсихологичность»; последняя преодолевается, по мнению исследователя, в произведениях позднего периода. Особым качеством тургеневского портрета Шаталов считает «живописность», понимая ее как «образную перекличку» с предметами искусства. Выделяя особенности тургеневского портретирования, исследователь полагает, что они являются лишь преломлением общих тенденций развития портрета в русской литературе XIX века, к которым он относит «все более тесное «увязывание» портрета с процессами внутренней жизни героев» и проникновение психологической характеристики персонажа, его оценки и отношения к нему «в самую систему деталей, создающих представление о внешности персонажа» как целостной личности.

Работы Г.Б. Курляндской стали важными в плане изучения способов создания образов преимущественно в романах в зависимости от типа героя, авторского отношения к нему. Так, исследовательница полагает, что «людей духовно значительных, но далеких автору <•••>, писатель изображает со стороны», а духовно близких - «изнутри их сознания». Важной функцией портрета тургеневских героев она считает отражение в нем главной психологической особенности (психологической доминанты) героя. Автор указывает также на лирическую окрашенность портрета, которая достигается через восприятие и оценку героя-наблюдателя (на примере романов).

В целом заданное в тургеневедении направление определяет портрет как способ представления внутреннего человека, характера героя и движений его души согласно художественным методам писателя и его пониманию человека.

Другая тенденция отражает интерес исследователей к портрету в соотнесенности со статусом повествователя и объективным характером его точки зрения. В.М. Маркович относит портрет к описательным элементам или статическим описаниям наряду с пейзажем и интерьером. Особенности такой описательной характеристики исследователь видит в том, что она произвольна по отношению к логике развития действия, поскольку «вводится на правах законченного представления о человеке, но динамический элемент входит в нее в виде биографии». Однако, как считает автор, в таком случае ее «динамика подчинёна законам структуры характеристики» и принимает своеобразные формы», «довольно часто событийные сдвиги не оборачиваются психологической динамикой» [140, с. 48].

М.Г. Уртминцева, продолжая мысль В.М. Марковича, рассматривает портрет как способ воплощения авторского знания о характере героя. Исследовательница полагает, что авторское «Я» проявляет себя в различных функциях представления внешности героя. Наиболее продуктивными из них она считает «собственно портрет - изображение внешности персонажа с точки зрения повествователя», «визуальный образ, передающий точку зрения «другого», «портретную характеристику, складывающуюся из со- или противопоставления «точек съемки» повествователя и другого» [192, с. 9596]. Функциональная многогранность повествователя, меняющего ракурс изображения персонажа, позволяет, таким образом, полно представить судьбу и характер героя. Данный подход важен в том плане, что в нем развивается постулированная идея понимания портрета как синтеза описания внешности и психологической характеристики и, как следствие, преодоления статики описания динамикой повествования.

Можно говорить о том, что к настоящему моменту изучены отдельные аспекты портрета у Тургенева, проведены связи между отдельными типами героев и отдельными способами их портретирования, заявлена идея мастерства психологического анализа и портретного воплощения героя. Однако все эти заключения сделаны на материале прежде всего статического портрета и прежде всего в романах писателя. Статический и динамический портрет в повестях писателя остается практически не разработан.

Важность изучения динамического портрета у Тургенева осознана отдельными исследователями. Так, Г.Б. Курляндская, уделяя большое внимание статическому портрету, тем не менее отмечает, что он не является единственным и главным средством создания образа. «Наиболее глубокое, -отмечает автор, - устанавливается только в рисунке повторяющихся жестов, типичных для данного героя» [124, с. 248]. Вообще жесту и его взаимоотношению со словом в произведениях русских писателей XVIII-XIX вв. первыми посвятили статьи С.Т. Вайман и Н.Г. Пурыскина (1983) [77, с.5, с.54]. Особое внимание жесту стали уделять В.В. Башкеева (1999) [63] и М.Н. Жорникова (2004) [99]. Рассматривая его как «литературно-аутентичный способ представления внешнего и раскрытия внутреннего человека», исследователи обозначили основные характеристики и разновидности литературного жеста на материале произведений русских писателей к. XVIII- н. XIX.bb.

Итак, динамический портрет как яркое и важное явление, несмотря на возросший интерес к данному вопросу в литературоведении и лингвистике, требует тщательного изучения. Именно целостный подход к портрету как синтетической эстетической форме, реализующейся в формах статического и динамического портретов, способен уточнить его значение и обозначить его роль в художественной системе литературного произведения. Актуальность данной работы связана поэтому с необходимостью изучения портрета с новых методологических позиций, а именно в аспекте литературно-антропологического подхода, способствующего уяснению природы портрета как художественной категории, а также позволяющего внести вклад в один из разделов исторической поэтики русской литературы XIX века.

Исследование статического и динамического аспектов портрета в творчестве И.С. Тургенева целесообразно начать с повестей, поскольку они являются «творческой лабораторией» писателя, в которой формировались и совершенствовались его художественные принципы, решались острые и злободневные вопросы, складывалось понимание человека. Именно повести дают богатый материал для исследования портрета тургеневских героев и позволяют выявить моменты развития, трансформации портретных особенностей героев от раннего творческого этапа к позднему.

Целью работы является исследование и описание статического и динамического аспектов портрета главных героев повестей И.С. Тургенева. Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

1. Определить черты тургеневской концепции личности как основы для классификации героев.

2. Уточнить характеристики главных героев и их эволюцию от ранних повестей к поздним в свете концепции личности писателя; определить другие наиболее важные и частотные типы героев в повестях И.С. Тургенева.

3. Выявить особенности статического и динамического портрета героев в связи с основными принципами художественного мировидения И.С. Тургенева и изменениями в характере героев.

4. Выявить собственно тургеневские принципы портретирования в рамках эстетико-философских и антропологических взглядов писателя.

5. Определить пути развития тургеневского портрета от ранних повестей к поздним.

Объектом исследования являются статический и динамический аспекты словесного портрета в повестях И.С. Тургенева.

Предмет диссертационного исследования составляет выявление закономерностей статического и динамического аспектов портрета, обусловленных социально-психологическими Особенностями воплощения героев в повестях И.С. Тургенева разных периодов. Изменения, которые касаются связи портрета с характером героя, отражают определенный этап становления тургеневского портрета.

В качестве материала исследования используются повести разных периодов творчества писателя: ранние повести (1844-1853-х гг.), зрелые (1855-1860-х гг.), поздние (1864-1883-х гг.).

Содержательными и структурными составляющими портрета являются статический и динамический аспекты портрета. Под портретной статикой мы понимаем то, что «в человеке более или менее стабильно, дано природой и/или социумом, запечатлено в данный конкретный момент художественного времени, - природная органика, телесные и костюмные формы» [64, с. 141]. Динамический портрет включает походку героя, его характерные движения, жесты, изменчивость выражения лица, свидетельствующие об определенных психологических состояниях, типичных особенностях поведения, манерах (В.М. Богуславский [70, с. 23]).

Жест рассматривается как основная единица динамического портрета. Именно жест - изначально литературный по природе своей, литературно-аутентичный способ представления внешнего и раскрытия внутреннего человека; «оба начала в их неразрывной связке конституируют жест как особое проявление человеческой личности» [63, с. 142]. Жест является не только единицей динамического (жестового) портрета, но и главной структурной составляющей жестового стиля. Понятия «жестовый портрет» и «жестовый стиль» разводятся. Если в жестовом портрете героя актуализирована сама идея жеста как момента встречи внешнего и внутреннего человека, как сам факт активности выражения личности, то в идее жестового стиля подчеркивается индивидуальность героя, тип героя.

При описании статического и динамического портрета героя учитывались несколько параметров: наличие тех или иных элементов портретной статики, их качественные характеристики, способы введения и приемы портретирования, частотность и количественная представленность жестов в рамках типа, составляющая в конечном итоге богатство портрета, полнота портрета, раскрывающаяся в представленности или непредставленности элементов портрета в рамках типа, качественное описание жеста, предполагающее определение вариативности одного и того же жеста. С учетом этих параметров выстраивается иерархия единиц статического и динамического портрета, наиболее важных для раскрытия внутреннего мира героя.

Исследование элементов портрета осуществлялось путем их сплошной выборки в хронологическом порядке, распределения жестовых единиц по разновидностям (мимический, интонационный, внутренний, собственно жесты, полуфизиологические проявления), сопоставления портретных элементов, характерных для различных героев, рассматриваемых в рамках одного типа, и выявления индивидуального статического портрета героя и его жестового стиля, параллельно с этим происходило сопоставление на межтиповом уровне.

Научная новизна настоящей работы заключается в целостном подходе к проблеме портрета в повестях И.С. Тургенева как синтетической эстетической категории, что проявляется, во-первых, в обусловленности этапов развития портрета тургеневских героев эволюцией их характеров от ранних повестей к поздним; во-вторых, в выявлении особенностей такого аспекта словесного портрета в повестях И.С. Тургенева, как динамический портрет, основной элемент которого - жест — дает полное представление о внутреннем человеке в его внешних проявлениях. В-третьих, в диссертации уточнена природа статического портрета, представляющего не только малоизменяемые и относительно стабильные портретные характеристики, но и сиюминутные изменения во внутреннем состоянии героя.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды по литературно-философской антропологии (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, JI.A. Колобаева, Б.Т. Удодов и др.), по теории и истории портрета (П.М. Михайлов, М.О. Габель, Б.Е. Галанов, JI.A. Юркина, Л.И. Кричевская, В.В. Башкеева, М.Г. Уртминцева и др.), по проблемам изучения творчества И.С. Тургенева (А.Г. Цейтлин, С.Е. Шаталов, П.Г. Пустовойт, Г.Б. Курляндская, Г.А. Бялый, В.М. Маркович и др.).

С точки зрения методов исследования, в диссертации автор стремился к такому анализу художественного текста, который позволяет понять портрет как форму выражения характера героя в художественном мире произведения. Базой для понимания портрета является антропологический подход. Кроме того используются методы сравнительно-сопоставительного и структурно-семантического анализа творчества писателя. Для понимания смысла и функций портрета используется художественный контекст.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при изучении творчества И.С. Тургенева, при дальнейшей разработке проблемы портрета в русской литературе XIX в., в лекциях по истории русской литературы XIX века, по теории литературы, в спецкурсах по творчеству И.С. Тургенева.

Положения, выносимые на защиту:

1. В рамках системы мужских образов повестей И.С.Тургенева выделяются два самостоятельных характера - «романтик-индивидуалист» и «романтик-энтузиаст». Тип «тургеневской девушки» уточняется через призму проявления естественности как доминанты в характере и поведении героини в ранних повестях, исключительности в зрелых повестях; рассматривается движение данного типа к типу «новой» героини в поздних повестях.

2. Статический и динамический портрет героя строится на реалистической основе с элементами романтического живописания. Специфика метода художественного изображения обусловлена сложным авторским пониманием человека как существа, формирующегося в конкретных социально-исторических условиях, но со сложным внутренним миром, по-романтически непостижимым и загадочным.

3. Принцип «тайной психологии», свойственный И.С. Тургеневу, реализован прежде всего в жестовом портрете героя, с помощью которого происходит «опредмечивание» движений души. Тайный психолог проявляется также в статическом портрете, когда неяркие или «неидеальные» детали внешности являются яркими выразителями душевной красоты.

4. И.С. Тургенев меняет природу статического портрета. От портретной статики, направленной на прямое отражение характера героя, стабильных свойств его личности, писатель стремится к динамизации статического портрета, позволяющей уловить сиюминутные изменения в настроении и внутреннем состоянии героя. Способы включения статического портрета («очерк-портрет», «портрет-впечатление», «портрет-воспоминание», «портрет-галлюцинация») в повестях И.С. Тургенева зависят от изменяющейся от периода к периоду степени субъективности восприятия героя рассказчиком, а также подвижности/неподвижности характера героя.

5. Портрет у И.С. Тургенева развивается в направлении от портретной типизации к портретной индивидуализации, что напрямую соотносится с писательской характерологией - от изображения человека с акцентом на определенные социальные установки (воспитание, происхождение) до выхода к надтиповому, личностному уровню.

6. В портрете возможность постижения характера героя осуществлена с помощью широко используемого писателем приема - указания на сходство героя с родственниками. «Семейный портрет» позволяет говорить о важности для писателя наследственного фактора, определяющего характер и судьбу героя. Благодаря этому И.С. Тургенев усиливает значимость природного элемента в структуре личности и подтверждает мысль о неподвижности человеческой натуры.

Структура исследования предполагает наличие в работе введения, трех глав, заключения. В первой главе рассматриваются тургеневская концепция личности, классификация героев и их эволюция от ранних повестей к поздним, особенности портрета как проявления социально-видового начала в личности героев. Во второй и третьей главах рассматриваются закономерности развития статического и динамического портрета в ранних, зрелых и поздних повестях И.С. Тургенева в их обусловленности развитием характеров героев.

Исследование прошло апробацию в выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях сотрудников, преподавателей и аспирантов Бурятского государственного университета (Улан-Удэ, 2002; 2003; 2009; 2010), международной научно-практической конференции «Воспитательное пространство школы как среда жизненного самоопределения личности» (Улан-Удэ, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Филологическое образование: проблемы и перспективы», посвященной 75-летию ФФ и БГПИ-БГУ (Улан-Удэ, 2007), V Межвузовской научно-практической конференции «Язык и межкультурная коммуникация» (Санкт-Петербург, 2008), X Международной научно-практической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (Уссурийск, 2008), международной научной конференции «И.С. Тургенев: вчера, сегодня, завтра. Классическое наследие в изменяющейся России» (Орел, 2008). По теме диссертации опубликовано восемь статей, 1 в издании, включенном в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий. Материалы диссертации используются при чтении лекций, спецкурсов и проведении семинарских занятий на филологическом факультете Бурятского государственного университета, что подтверждается соответствующей справкой о внедрении.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры русской литературы Бурятского государственного университета (2009).

15

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Каурова, Елена Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование поэтики портрета в повестях И.С. Тургенева позволило оценить вклад писателя в разработку словесного портрета в связи с процессом становления личности героев, увидеть особенности, составившие их неповторимый портретный стиль.

В рамках концепции личности у писателя, основанной на понимании им человека как сложного, противоречивого явления, выявлены основные структурные элементы личности, из которых главным в ее развитии является индивидуально-природное начало, всегда заданное и неподвижное. Созревание личностного (родового) начала осуществляется благодаря развитию и раскрытию изначальных потенций натуры. Опираясь на тургеневскую концепцию личности, в рамках системы мужских образов выделены два самостоятельных характера - «романтик-индивидуалист» и «романтик-энтузиаст». Тип «тургеневской девушки» уточнен через призму проявления естественности как доминанты в характере и поведении героини в ранних повестях («естественная» героиня), исключительности в зрелых повестях («исключительная» героиня) и рассмотрено движение данного типа к типу «новой» героини в поздних повестях.

Классификация героев, уточнение характеристик в их эволюции являются той идейно-содержательной базой, которая делает возможным исследование закономерностей и принципов портретирования героев, путей развития портрета от ранних повестей к поздним.

Развитие тургеневского портрета происходит не без влияния на писателя традиций «романтической» и «натуральной» школ. При этом особенности каждой из них переосмысливаются автором, что приводит к изображению героя как романтической личности, загадочной и непостижимой, в конкретных социально-исторических условиях. Для тургеневского портрета, как результат, характерны романтическая живописность, интерес писателя к проблеме естественности/ неестественности в поведении героя и, как следствие, к идее «масковости» в портретной динамике. Типизация с акцентом на внешние особенности образа и поведения человека, характерная для «натуральной школы», преодолевается в повестях Тургенева, в которых анализируются глубинные истоки человеческого поведения, особенности внутреннего мира неоднозначных, сложных героев. Коррелятом этого становится богатство портретных форм, развивающихся от «портрета-очерка» в ранних повестях к рассредоточенному портрету в зрелых и синтезу этих форм в поздних повестях. Писателя все более интересуют в портрете индивидуализирующие детали, портретная индивидуализация, не только в плане изображения, но и в плане восприятия. Вследствие этого намечается путь развития тургеневского портрета - от портретной типизации к портретной индивидуализации, что напрямую соотносится с писательской характерологией — от изображения человека с акцентом на определенные социальные установки (воспитание, происхождение) до выхода к надтиповому, личностному уровню.

Что касается ранних повестей, можно говорить о наличии портрета определенного типа. Это раскрывается в четкой возрастной, тендерной и сословной портретной дифференциации героев, их неяркой или слабо выраженной портретной индивидуальности, некоторой схематичности, заданности, неподвижности. Однако важным на данном этапе становится способность портрета показать развитие чувства героя («естественная героиня»). Немаловажную роль в этом играет статический портрет.

В зрелых повестях и статический, и динамический портреты становятся все более богатыми и одновременно более подвижными относительно их типизирующей функции. Стирание тендерных границ, миграция элементов портрета от одного типа к другому, усилившаяся роль какой-либо одной детали размывают типовые границы и индивидуализируют героев. Роль природного начала усилена на данном этапе благодаря настойчивому указанию автора на сходство (внешнее и внутреннее) героев с родственниками и, как следствие, акцентом на «генетическом коде» в формировании человеческого характера. На данном этапе статический портрет динамизируется, приобретая способность улавливать сиюминутные изменения в настроении героев и приближаясь по своей функции к жесту.

В поздних повестях усложнение характера героя, активное участие в его формировании различных факторов — генетического, социального, национального, ситуативного — усиливают портретную индивидуализацию, рассматриваемую как стремление художника отобразить в портрете личностную сущность героя. Одновременно происходит стирание типологических границ благодаря наличию межтиповых элементов в портрете. Родовое начало, на данном этапе в обязательном порядке проявляющееся в портретных формах, сближает исследуемых героев на общечеловеческом уровне.

Эволюция поэтики портрета у И.С. Тургенева — это непрерывный, от периода к периоду, процесс обогащения портретными элементами, способами введения портрета, приемами и средствами портретирования, обусловленный эволюцией характера героев. Портрет «романтика-индивидуалиста» в ранних повестях ориентирован на романтические традиции, что отражает двойственную сложную натуру, и в целом строится на контрастирующих элементах. В зрелых повестях портретная статика «романтика-индивидуалиста» практически не раскрыта в силу формы повествования от первого лица, жестовый портрет наследует особенности динамического портрета предшественника, однако освобожден теперь в силу более открытого характера от маскирующих жестов. В поздних повестях дегероизация «романтика-индивидуалиста» приводит к трансформации портретной статики, элементами которой становятся детско-женские черты лица. Жестовый портрет героя сохраняет жестовое ядро, образованное на предыдущих этапах.

Портретная основа образа «романтика-энтузиаста», как добродушной, искренней, но далекой от действительности личности, закладывается, хотя не полностью, в ранних повестях, раскрывая в большей степени идеальность и ангелоподобие образа. В зрелых и поздних повестях донкихотское начало в характере доброго мечтателя раскрывается благодаря выразительным элементам статического и динамического портретов, по своим качественным характеристикам напоминающих детали портрета героя Сервантеса. Стилеобразующим элементом жестового портрета на всех этапах является добрая улыбка героя.

Портрет тургеневской девушки, выразительный и богатый, строится по принципу усложнения от ранних повестей к поздним согласно принципам усложнения характера героини — от «естественной» к «новой». Необычность героини, глубина ее внутреннего мира, высокий духовный потенциал и в то же время историческая адекватность образа раскрываются благодаря авторской акцентуации на ее неброской («естественная» и «новая» героини) или неидеальной («исключительная» героиня) внешней красоте, поведенческой естественности и грации.

Итак, портрет у И.С. Тургенева - это тот значимый путь раскрытия своеобразия личности героя, который позволяет увидеть «опредмечивание» его внутреннего мира, изменения его во внешних телесных формах. Богатство характеров тургеневских героев при определенной приверженности писателя к социально-видовому началу позволило проанализировать портрет в его связи с психологией героя и одновременно как форму выражения героя. Изменения в характерах героев, связанные с влиянием социально-исторических и культурных факторов, ведут к изменению психологических доминант от ранних повестей к поздним.

Перспектива дальнейшего изучения тургеневского портрета видится в изучении романов писателя в данном аспекте. Это связано, в первую очередь, с тем, что в романах Тургенев не только создает новые характеры, но вновь обращается к типологическим чертам героев повестей при несомненном их усложнении. Другим перспективным направлением может стать расширение литературного контекста, изучение связей тургеневского словесного портрета с портретом в русской и зарубежной литературах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Каурова, Елена Михайловна, 2010 год

1. Анненков, П.В. «Литературный тип «слабого человека» Текст. / П.В. Анненков // Критические очерки. СПб, РХГИ, 2000. - 416 с.

2. Анненков, П.В. Литературные воспоминания Текст. / П.В. Анненков // Литературные воспоминания. М.: Правда, 1989 - 683 с.

3. Белинский, В.Г. О русской повести и повестях Гоголя («Арабески», «Миргород») Текст. / В.Г. Белинский // Собрание сочинений в 9 т. — М.: «Худож. лит-ра», 1976. — т.1. — 432 с.

4. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений в 13-и т. Текст. / В.Г. Белинский // Полное собрание сочинений в 13-и т. / АН АССР Ин-т руслит. (Пушк. дом). -М., 1953.-т.1.-574 с.

5. Герцен, А.И. Собрание сочинений в 30-ти т. Текст. / А.И. Герцен // Собрание сочинений в 30-ти т. [глав. ред. В.П. Волгин]. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1961.

6. Григорьев А.А. Эстетика и критика Текст. / А.А. Григорьев // Эстетика и критика [сост., вступит, статья А.И. Журавлевой]. -М.: Искусство, 1980. 496 с.

7. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-и т. Текст. / Ф.М. Достоевский // Полное собрание сочинений. В 30-и т. [Ред. коллегия: В.Г. Базанов (гл. ред.) и др.] Л.: Наука. Ленингр. отд.-ние, 1975.

8. Леонтьев, К.Н. Избранные письма, 1854-1891 Текст. / К.Н.Леонтьев // Избранные письма, 1854-1891 [Публ., предисл. и коммент. Д.Соловьева]. -СПб.: Пушкин, фонд, 1993 637 с.

9. Писарев, Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова Текст. / Д.И. Писарев // Собрание сочинений в 4-х т. т.1. — М., 1955.-С. 231-273.

10. Писемский, А.Ф. Собрание сочинений в 5-ти т. Текст. / А.Ф. Писемский // Собрание сочинений в 5-ти т; редколл.: Г.А. Бялый и др. М.: Худ. лит., 1982. - т.4. - 320 с.

11. Пушкин А.С. Избранные сочинения в 2-х т. Текст. / А.С. Пушкин // Избранные сочинения в 2-х т. М., 1980. - т.2. - 734 с.

12. Тургенев, И.С. Андрей Колосов Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. — М.: «Худ. литература», 1977.-т. 5.

13. Тургенев, И.С. Бретер Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. -М.: «Худ. Литература», 1977. т. 5.

14. Тургенев, И.С. Три портрета Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1977. — т. 5.

15. Тургенев, И.С. Дневник лишнего человека Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1977.-т. 5.

16. Тургенев, И.С. Два приятеля Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. -М.: «Худ. Литература», 1977. т. 5.

17. Тургенев, И.С. Затишье Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. -М.: «Худ. литература», 1977. т. 6.

18. Тургенев, И.С. Переписка Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. литература», 1977. - т. 6.

19. Тургенев, И.С. Яков Пасынков Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. -М.: «Худ. литература», 1977. т. 6.

20. Тургенев, И.С. Фауст Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1977. - т.6.

21. Тургенев, И.С. Поездка в полесье Текст. / И.С.Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1977.-т. 6.

22. Тургенев, И.С. Ася Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1977. - т. 6.

23. Тургенев, И.С. Первая любовь Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1977. - т. 6.

24. Тургенев, И.С. Призраки Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1978. - т. 7.

25. Тургенев, И.С. История лейтенанта Ергунова Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1978. - т. 7.

26. Тургенев, И.С. Бригадир Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12ти т. редколл.: М.П. Алексеев. М.: «Худ. Литература», 1978. - т. 7.

27. Тургенев, И.С. Несчастная Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1978. - т. 7.

28. Тургенев, И.С. Странная история Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. — М.: «Худ. литература», 1978.-т. 7.

29. Тургенев, И.С. Степной король Лир Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. литература», 1978.-т. 7.

30. Тургенев, И.С. Стук!. Стук!. Стук!. Текст. / И.С.Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1978.-т. 8.

31. Тургенев, И.С. Вешние воды Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1978. - т. 8.

32. Тургенев, И.С. Пунин и Бабурин Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. литература», 1978.-т. 8.

33. Тургенев, И.С. Часы Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. литература», 1978. - т. 8.

34. Тургенев, И.С. После смерти Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. — М.: «Худ. литература», 1978. т. 8.

35. Тургенев, И.С. Фауст, трагедия. Соч. Гете. Перевод М. Вронченко Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. -М.: «Худ. литература», 1978. т. 11.

36. Тургенев, И.С. Генерал-поручик Паткуль. Трагедия в 5 действиях в стихах. Соч. Нестора Кукольника Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. литература», 1978. - т. 11.

37. Тургенев, И.С. Повести, сказки и рассказы Казака Луганского, СПб. 1846 Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1978. - т. 11.

38. Тургенев, И.С. Племянница. Роман. Соч. Евгении Тур, М., 1851 Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. -М.: «Худ. Литература», 1978. т. 11.

39. Тургенев, И.С. Несколько слов о новой комедии г. Островского «Бедная невеста» Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1978. - т. 11.

40. Тургенев, И.С. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С.Аксакова, М., 1852 Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. -М.: «Худ. Литература», 1978. т. 11.

41. Тургенев, И.С. Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. -М.: «Худ. Литература», 1978. т. 11.

42. Тургенев, И.С. Гамлет и Дон-Кихот Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. — М.: «Худ. Литература», 1978.-т. 11.

43. Тургенев, И.С. <Трехсотлетие со дня рождения Шекспира> Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. -М.: «Худ. Литература», 1978. т. 11.

44. Тургенев, И.С. Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. — М.: «Худ. Литература», 1978. т. 11.

45. Тургенев, И.С. Два слова о Грановском Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1978.-т. 11.

46. Тургенев, И.С. Встреча моя с Белинским Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. М.: «Худ. Литература», 1978.-т. 11.

47. Тургенев, И.С. <Предисловие к собранию романов в издании 1880 г.> Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: М.П. Алексеев]. -М.: «Худ. Литература», 1978. т. 11.

48. Тургенев, И.С. Переписка И.С. Тургенева: в двух томах Текст. / И.С. Тургенев // Переписка И.С. Тургенева: в двух томах [Сост. и коммент. В.Н. Баскакова и др.; Вступит, ст. Н.С. Никитиной, с.5-37]. — М.: Худ. Лит-ра, 1986.-21 см.

49. Тургенев, И.С. Письма Текст. / И.С. Тургенев // Собрание сочинений: в 12-ти т. [редколл.: Г.А. Бялый]. М.: «Худ. Литература», 1978. - т. 12.Полноесобрание сочинений и писем в 28 т. Письма в 13 т. - т. 1. — M.-JL: Изд-во Акад. Наук СССР, 1961. - 437 с.

50. Тургенев, И.С. Письма: в 13-и т. Текст. / И.С. Тургенев // Полное собрание сочинений и писем в 28-и т. т.1. - M.-JL: Изд-во Акад. Наук СССР, 1961. -437 с.

51. Тургенев, И.С. Письма в 18-и т. Текст. / И.С. Тургенев // Полное собрание сочинений и писем в 30-ти т. т.4. — М.: Наука, 1982. - 684 с.

52. Тургенев, И.С. Статьи и воспоминания Текст. / И.С. Тургенев // Статьи и воспоминания [Вст.ст. и примечан. С.Е. Шаталова]. — М.: Современник, 1981. 303 с.

53. Чернышевский, Н.Г. Русский человек на rendez-vous Текст. / Н.Г. Чернышевский // Избранные философские сочинения в 3-х т. М., 1950. -т.2.-С. 216-217.

54. Список использованной литературы

55. Абеляшева, Г.Е. Проблемы поэтики портрета (На материале романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Текст. / Г.Е. Абеляшева. -Симферополь: Крымский архив, 1997. 100 с.

56. Андроникова, М.И. От прототипа к образу: К проблеме портрета в литературе и в кино Текст. / М.И. Андронникова. М.: Наука, 1974. - 199 с.

57. Андроникова, М.И. Портрет. От наскального рисунка до звукового фильма Текст. / М.И. Андронникова. М.: Искусство, 1980. - 423 с.

58. Антонова, Г.Н. Проблема «лишнего человека» в творчестве И.С. Тургенева 4050-х гг. XIX века: автореф. дис. . канд. фил. н./ Г.Н. Антонова. Саратов, 1965.-27 с.

59. Барсукова-Сергеева, О.М. Мотив статуи в женских образах И.С. Тургенева Текст. / О.М. Барсукова-Сергеева // Русская речь. М., 2007. - № 2. - С. 21-26.

60. Батюто, А.И. Тургенев-романист Текст. / А.И. Батюто. Л.: Наука. Ленингр. отд.- ние, 1972.-389 с.

61. Бахтин, М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук Текст. / М.М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

62. Бахтин, М.М. Человек в мире слова Текст. / М.М. Бахтин. М., 1995. - 139 с.

63. Башкеева, В.В. Об этосе, эйдосе и портрете у Лермонтова Текст. / В.В. Башкеева // Вестник БГУ. Серия 6. Филология. - вып.5. - Улан-Удэ, 2001.1. С.87-90.

64. Башкеева, В.В. От живописного портрета к литературному: Русская поэзия и проза конца ХУП1 — первой трети XIX в Текст. /В.В. Башкеева. Улан-Удэ, 1999.-270 с.

65. Башкеева, В.В. Портрет как проблема Текст. / В.В. Башкеева // Вестник БГУ. Улан-Удэ: Изд-во Бур. Ун-та, 2008. - сер. Филология. - вып. 10. - С.139-143.

66. Башкеева, В.В. Человек увиденный: поэзия Г.Р. Державина Текст. / В.В. Башкеева. М.: Диалог МГУ, 1998. - 64 с.

67. Беляева, И.А. «Лишний человек» в поэтике повести и романе И.С. Тургенева Текст. / И.А.Беляева // Проблемы истории и теории литературы и фольклора. -М., 2004.-С. 362-369.

68. Беляева, И.А. Система жанров в творчестве И.С. Тургенева Текст. / И.А. Беляева. М.: МГПУ, 2005. - 249 с.

69. Берковский, Н.Я Мир, создаваемый литературой: Сб. ст. Текст. / Н.Я. Берковский. -М.: Сов. Писатель, 1989. 492 с.

70. Берковский, Н.Я. О русской литературе: Сб. ст. Текст. / Н.Я. Берковский. -Л.: Худ. лит-е Ленинградское отд.-е, 1985. 511 с.

71. Богуславский, В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка Текст. / В.М. Богуславский. М.: Космополис, 1994. - 237 с.

72. Буданова, Н.Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог Текст. / Н.Ф. Буданова / Отв. Ред. Г.М.Фридлендер. Л.: Наука, 1987. - 196 с.

73. Буданова, Н.Ф. Роман И.С. Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х годов Текст. / Н.Ф. Буданова / Отв. ред. А.С. Бушмин). Л.: Наука, 1983.- 174 с.

74. Бурштинская, Е.А. Цвет как аспект литературного портрета в художественной прозе И.С. Тургенева: автореф. дис. . канд. фил. Наук Текст. / Е.А. Бурштинская. Череповец, 2000. - 21 с.

75. Бялый, Г.А. О психологической манере Тургенева Текст. / Г.А. Бялый // Русская литература. 1968. - №4. - С. 34-41.

76. Бялый, Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову: Монография Текст. / Г.А. Бялый. — Л.: Советский писатель, 1990. 640 с.

77. Вайман, С.Т. Гармонии таинственная власть: об органической поэтике Текст. / С.Т. Вайман. -М.: Советский писатель, 1989. 365 е.: портр.

78. Вайман, С.Т. Жест и слово Текст. / С.Т. Вайман // Слово и жест в литературе: Сб. науч. тр. / Под ред. С.Т. Ваймана. — Воронеж, 1983 — 107 с.

79. Вайман, С.Т. Парасловесный диалог Текст. / С.Т. Вайман // Филологические науки, 1980. №2. - С. 34-37.

80. Ван Лие Своеобразие психологизма в повестях И.С. Тургенева «Ася», «Первая любовь» и «Вешние воды» Текст. / Ван Лие М.: Диалог-МГУ, 1997. - 110 с.

81. Вердеревская, Н.А. Становление типа разночинца в русской литературе 18401860 -х гг. XIX века (Типология жанра, сюжета, образа) Текст. / Н.А. Вердеревская. Казань, 1975. - 136 с.

82. Габель, М.О. Изображение внешности лиц Текст. / М.О. Габель // Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964. - С. 149-167.

83. Галанов, Б.Е. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь Текст. / Б.Е. Галанов. М.: Советский писатель, 1974. - 343 е.: ил.

84. Гарволинска, Гражина Повести И.С. Тургенева в его литературном наследии: автореф. дис. канд. фил. наук Текст. / Гражина Гарволинска. Киев, 1982. -24 с.

85. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое Текст. / Л.Я. Гинзбург. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд.-ние, 1979. - 224 с.

86. Головко, В.М. Идейная эволюция героя в повести И.С. Тургенева «Пунин и Бабурин» (материалы к реальному и историко-литературному комментарию) Текст. / В.М. Головко // Русская литература, 1988. №1. — С. 196-205.

87. Головко, В.М. Поэтика русской повести Текст. / В.М. Головко. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. - 192 с.

88. Головко, В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева: (Изображение человека) Текст. / В.М. Головко / Научн. ред. Г.К. Щенников. -Свердловск: Изд-во Уральск, унив-та, 1989. 167 с.

89. Голубков, В.В. Художественное мастерство И.С.Тургенева Текст. / В.В. Голубков. М.: Советский писатель, 1955. - 170 с.

90. Гревс, И. История одной любви Текст. / И. Гревс // в кн.: И.С. Тургенев

91. Первая любовь: повести, стихотворения в прозе». М.: Изд-во Эксмо, 2002. -640 с.

92. Громов, В.А. И.С. Тургенев и русская действительность 40-50-х годов Текст. / В.А. Громов // в кн.: И.С. Тургенев (1818-1883-1958)/ статьи и материалы. Под ред. М.П. Алексеева. Орел, 1960. - С. 9-31.

93. Громов, В.А. Повести И.С. Тургенева 40 первой половины 50-х гг.: автореф. . дис. канд.фил.н Текст. / В.А. Громов. - JI, 1962. — 20 с.

94. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики вступит, статья Г. Макогоненко. [Текст] / Г.А. Гуковский. М.: «Художественная литература», 1965. — 355 с.

95. Гусев, В. Блики белого света Текст. / В. Гусев // Литературная учеба. 1983. - № 1.-С. 183.

96. Двойнишникова, Т.Ф. Эволюция образа «мечтательницы» в творчестве Ф.М. Достоевского Текст. / Т.Ф. Двойнишникова // Русское литературоведение в новом тысячелетии. т.1. - М., 2003. - С. 114-119.

97. Дмитриева, Н.Л. Роза у Пушкина и Тургенева Текст. / Н.Л. Дмитриева // Русская литература, 2000. №3. - С. 101-105.

98. Дуккон, А. «Лишние люди» или шиллеровский дуализм в интерпретации Тургенева Текст. / А. Дуккон // «Литературоведение как литература»: Сб. ст. в честь С.Г. Бочарова. М., 2004. - С. 123-130.

99. Едошина, И.А. «Странник, ушедший в добровольное изгнание» (Тургенев в размышлениях В. Розанова) Текст. / И.А. Едошина // Доклад на XVI Всероссийских тургеневских чтениях. — Спасское-Лутовиново, 2005. — С. 2734.

100. Жорникова, М.Н. Поэтика портрета в русской романтической повести 1830-х гг.: автореф. дис. . канд. фил. наук Текст. / М.Н. Жорникова. Улан-Удэ: Изд.-во БГУ, 2004.-25 с.

101. Затеева, Т.В. Типология личности в народническом романе: учебное пособие Текст. / Т.В. Затеева / Мин. Образования РФ; БГУ. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2000.-116 с.

102. Зимовец, С. Тургеневская девушка: генеалогия аффекта: (опыт инвективного психоанализа) Текст. / С. Зимовец // Логос. 1999. - Вып. 2. - С. 43-49.

103. Кассирер, Эрнст. Жизнь и учение Канта Текст. / Пер. с нем. М.И. Левиной. -СПб.: Университетская книга, 1997. 447 с.

104. Кирилюк, З.В. Искусство создания литературного характера Текст. / З.В. Кирилюк. Киев: Вища школа, 1986. - 119 с.

105. Кирсанова, P.M. Превращения фрака «наваринского дыму с пламенем» Текст. / P.M. Кирсанова// Гоголь: материалы и исследования.- М.: «Наследие», 1995. С. 230-237.

106. Ключевский, В.О. Литературные портреты Текст. / В.О. Ключевский . М.: Современник, 1991. - 463 с.

107. Ковалев, В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева: Вопросы генезиса Текст. / В .А. Ковалев. Л.: Наука, 1980. - 133 с.

108. Колобаева, Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. Текст. / Л.А. Колобаева М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с. Костямин, С. Тургеневские женщины [Текст] / С. Костямин. - Витебск, 1896. — 20 с.

109. Кропоткин, П.А. Записки революционера Текст. / П.А. Кропоткин. М.: «Мысль», 1966. - 504 с.

110. Куделько, Н.А. Традиции поэтики И.С. Тургенева в русской литературе 20 века: Б.К. Зайцев, К.Г. Паустовский, Ю.П. Казаков: автореф. дисс. д-ра фил. наук Текст. / Н.А. Куделько М.,2005. - 18 с.

111. Кузнецова, И. Неклассическая классика: опыт прочтения непопулярных произведений И.С. Тургенева Текст. / И. Кузнецова // Вопросы литературы. — 2004. — Вып.4. С. 177-197.

112. Курбанова, М.А. Проблема семьи в творческой эволюции И.С. Тургенева Текст. / М.А. Курбанова // Голоса молодых ученых. М., 2005. - Вып. 17. - С. 36-49.

113. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста Текст. / Г.Б. Курляндская. Тула: Приок. кн. изд-во, 1972. - 343 с. Курляндская Г.Б. Эстетический мир Тургенева [Текст] / Г.Б. Курляндская. — Орел, 1994.-341 с.

114. Кутафина Ю.Н. Смеховая мимика как средство создания характера персонажа в произведениях И. Тургенева и Е. Замятина Текст. / Ю.Н. Кутафина // «Поэтика» литературных гнезд.- Тула, 2005. — с. 149-153

115. Лебедев, Ю.В. Тургенев Текст. / Ю.В. Лебедев М.: Молодая гвардия, 1990. — 607 с.

116. Лезина, Д. Гамлет и Дон-Кихот в творчестве И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского Текст. / Д. Лезина // Проблемы русской и зарубежной литературы. М., 2006. - С. 63-68.

117. Летопись жизни и творчества И.С. Тургенева (1876-1883) / Рос. акад. наук, Инт рус. лит. (Пушкин, дом); авт.-сост. Н.Н. Мостовская ; отв. ред.: Ю.Д. Левин, Н.Н. Скатов. СПб.: Наука, 2003. - 230 с.

118. Литература: Энциклопедия / Авт. сост. С.П. Останина. - М.: Олма-Пресс,2001.-320 с.

119. Ли Хи Су Типология героев в произведениях Тургенева Текст. / Ли Хи Су // Литература в школе. 1999. - № 6. - С. 21-26.

120. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А.Ф. Лосев. — М., 1991.

121. Лукина, Е.Ю. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой: поиски героя времени 1840-1850-е гг. (идейно-художественная общность и художественная полемика): автореф. . канд. фил. наук Текст. /Е.Ю. Лукина. -М., 1987. 19 с.

122. Малышева, Л.Г. Фаустовское начало в героях И.С. Тургенева Текст. / Л.Г. Малышева // Русская литература в современном культурном пространстве. Томск, 2003.-4.1. - С. 71-78.

123. Манн, Ю.В Динамика русского романтизма Текст. / Ю.В. Манн. М.: «Аспект Пресс», 1995. - 384 с.

124. Манн, Ю.В. Диалектика художественного образа Текст. / Ю.В. Манн. М.: Советский писатель, 1987. - 317 с.

125. Маркович, В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века Текст. / В.М. Маркович. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 208 с.

126. Маркович, В.М. О «трагическом значении любви» в повестях И.С.Тургенева 1850-х годов Текст. / В.М. Маркович // Поэтика русской литературы: Сб. статей. — М.: Росс. гос. гуманит. ун-т, 2001. С. 275-291.

127. Маркович, В.М. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1854-1860-х гг. Текст. / В.М. Маркович // И.С. Тургенев Собрание сочинений в 12-и т. т.6. — М., 1978.-367 с.

128. Маркович, В.М. «Русский европеец» в прозе Тургенева 1850-х годов Текст. / В.М. Маркович // Памяти Григория Абрамовича Бялого: к 90-летию со дня рождения: науч. ст., воспоминания. — СПб, 1996. С. 24-42.

129. Маркович, В.М. Человек в романах И.С.Тургенева Текст. / В.М. Маркович. -Л.: Изд-во Ленингр. унив-та, 1975. 152 с.

130. Мартьянова, С.А. Образ человека в русской литературе: От типа к индивидуальности и личности Текст. / С.А. Мартьянова. Владимир, 1997. -121 с.

131. Мережковский, Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы Текст. / Д.С. Мережковский // Вечные спутники. М.:1. Республика, 1995. 567 с.

132. Михайлов, П.М. Персонаж. Показ человека в художественной литературе Текст. / П.М. Михайлов. Симферополь, 1940. - 359 с.

133. Муратов, А.Б. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867-1871 годов Текст. /

134. A.Б. Муратов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 182 с.

135. Муратов, А.Б. Тургенев-новеллист (1870-1880-е годы) Текст. / А.Б. Муратов -Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 119 с.

136. Мусий, В.Б. Человек и природа в художественной прозе И.С. Тургенева 40-50-х годов: : автореф. дис. .канд. фил. наук Текст. /В.Б. Мусий. — Клев, 1985. — 15 с.

137. Назарова, Л.Н. Тургенев и русская литература к. XIX н. XX вв. Текст. / Л.Н. Назарова. - Л.: Наука, 1979.-201 с.

138. Недзвецкий, В.А. Герой И.С. Тургенева и Россия Текст. / В.А. Недзвецкий // Вестник Московского Университета. — Сер. 9 Филология. М., 2006. - №5. — С. 64-80.

139. Недзвецкий, В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева Текст. /

140. B.А. Недзвецкий // Литература в школе. 2007. - № 6. - С. 2-5.

141. Недзвецкий, В.А. Любовь крест - долг: («Ася» и другие повести 50-х годов)/

142. B.А. Недзвецкий, П.Г. Пустовойт, Е.Ю. Полтавец. И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася» и др. повести 50-х, «Отцы и дети»: В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 110 с.

143. Недзвецкий, В.А. Типы Гамлета и Дон-Кихота в романе «Отцы и дети» Текст. / В.А. Недзвецкий // Изв. АН. Серия литературы и языка. — 1999. т.58. - №1.1. C. 20-32.

144. Никитина, Н.С. И.С. Тургенев и М.Е. Салтыков-Щедрин Текст. / Н.С. Никитина. СПб: «Наука», 2006. - 127 с.

145. Ниренберг, Д. Читать человека как книгу / Д. Ниренберг, Г. Калеро: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990. - 48 с.

146. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Литературно-критические работы в двух томах Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский. М.: «Художественная литература», 1989.-542 с.

147. Островский, А.Г. Тургенев: В записях современников: Воспоминания. Письма.

148. Дневники Текст. / А.Г. Островский. М.: Аграф, 1999. - 400 е.;

149. Осьмакова, JI.H. О поэтике «таинственных» повестей Тургенева Текст. / JI.H. Осьмакова // И.С. Тургенев в современном мире/ отв. ред. Шаталов С.Е. М.: Наука, 1987.-319 с.

150. Охунов, P.O. Искусство характера в романе И.С. Тургенева «Дым»: // Научн. докл. высшей школы. Филологические науки. 1991. - № 3. — С. 12-18.

151. Петрова, JI.M. Повести И.С.Тургенева 1840-х и «натуральная школа»: автореф. . дис. канд.фил.н. Текст. / JI.M. Петрова Орел, 1979. - 16 с.

152. Печерская, Т. «Ужель та самая Татьяна?»: (пушкинские источники героев Тургенева) // Новый журнал. — Нью-Йорк, 1999. Кн. 215. — С. 27-33.

153. Половнева, М.В. К вопросу о функциях предметного мира в произведениях И.С. Тургенева 1850-х годов Текст. / М.В. Половнева // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. Белгород, 2004. -Ч. 1. - С. 211217

154. Половнева, М.В. Повести И.С. Тургенева 50-х годов как художественное единство Текст. / М.В. Половнева // Творчество писателей-орловцев. Орел, 2004. - С. 76-82.

155. Полубояринова, Л.И. И.С. Тургенев и Л. фон Захер-Мазох: генетические аспекты связи Текст. / Л.И. Полубояринова // Вопросы литературоведения. — М., 2007. С. 221-224.

156. Полякова, Л.И. Повести И.С. Тургенева 1870-х годов Текст. / Л.И. Полякова. -Киев: Наук. Думка, 1983. 191 с.

157. Пронников, В.А. Язык мимики и жестов Текст. / В.А. Пронников. М.: Стеле, 2001.-216 с.

158. Пумпянский, JI.B. Классическая традиция: собрание трудов по истории русской литературы Текст. / JI.B. Пумпянский. — М., 2000. — 863 с.

159. Пустовойт, П.Г Тургенев художник слова Текст. / П.Г. Пустовойт. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 303 с .

160. Пустовойт, П.Г. От слова к образу Текст. / П.Г. Пустовойт. Киев: «Рад. Школа», 1974.-191с.

161. Пустовойт, П.Г. Творческий путь И.С. Тургенева: Очерк Текст. / П.Г. Пустовойт. М.: Дет. лит-ра, 1977. - 126 с.

162. Пустовойт, П.Г. Эстетическое кредо И.С. Тургенева Текст. / П.Г. Пустовойт // И.С. Тургенев и современность: сб. докладов и сообщений к междунар. научной конференции, поев. 175-летию со дня рождения И.С. Тургенева. М.: Диалог-МГУ, 1997.-С. 126-137.

163. Радионова, Е.С. Единицы невербальной семиотической системы в портретных описаниях человека: семантика и прагмастилистика: автореф. дис. канд. фил. наук Текст. / Е.С. Радионова. Омск, 2006. - 17 с.

164. Романова, Г.И. Повесть и роман в творчестве И.С. Тургенева: («Ася» и «Дворянское гнездо») Г.И. Романова // Русская словесность. М., 2004. - №7.- С. 12-20.

165. Рубанович, АЛ. Типология художественного образа Текст. / A.JI. Рубанович.- Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1984. 160 с.

166. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под. Ред. Б.С. Мейлаха. Л. «Наука», 1973. - 565 с.

167. Савоськина, Т.А. Роман «Рудин» в творческой эволюции И.Т. Тургенева Текст. / Т.А. Савоськина. Днепропетровск: Изд-во Днепропетр. ун-та, 2002.- 170 с.

168. Савоськина, Т.А. Философско-романтическая концепция любви И.С. Тургенева Текст. / Т.А. Савоськина // Литературный текст: проблемы и методы исследования. Тверь, 1998. - № 4. - С. 99-102.

169. Сарбаш, Л.Н. Изучение поэтики романов И.С. Тургенева 50-60-х годов Текст. / Л.Н. Сарбаш. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1988. - 72 с.

170. Сарбаш, Л.Н. Проблема героя с рефлектирующим характером в комедии И.С. Тургенева «Где тонко, там и рвется» Текст. / Л.Н. Сарбаш // Из истории русской и зарубежной литературы. Чебоксары:, 1995. - С. 31-42.4 I

171. Седьмой межвузовский тургеневский сборник / Редкол.: Г.Б. Курляндская и др. Курск: Кур. ГПИ, 1977. - 112 с.

172. Сквозников, В.Д. Повести И.С. Тургенева Вступительная статья. / И.С. Тургенев «Повести». — М.: Советская Россия, 1980. 336 с.

173. Тихомиров, В.Н. Тургенев и просветительство Текст. / В.Н. Тихомиров. -Киев: Вища шк. Изд-во при Киевском ун-те, 1984. 120 с.

174. Ткачев, П.Н. Люди будущего и герои мещанства Текст. / П.Н Ткачев. М.: «Современник», 1986. - 349 с.

175. Трофимова, Т.Б. Лермонтовский «подтекст» в цикле И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе» Текст. / Т.Б. Трофиомова // Русская литература. -СПб., 2005.-№1.-С.124-133.

176. Тургеневский сборник. Материалы к Полному собранию сочин. и писем И.С. Тургенева Ред. Коллегия: М.П. Алексеев и др.. М. - Л.: Наука, 1969. -т. 5.-557 с.

177. Тюхова, Е.В. Советские исследователи о психологическом мастерстве Тургенева Текст. / Е.В. Тюхова // Межвузовский сборник научных трудов. -Курск, 1984.-С. 14-28.

178. Удодов, Б.Т. Пушкин: художественная антропология. Текст. / Б.Т. Удодов. — Воронеж, 1999.-263 с.

179. Удодов, Б.Т. Феномен Печорина: «временное» и «вечное» (К лермонтовской концепции личности) Текст. / Б.Т. Удодова // Концепция человека в русской литературе: Сб.ст Воронеж: Изд-во Ворон. Ун-та, 1982. - С. 13-29.

180. Уртминцева, М.Г. Говорящая живопись (очерки истории литературного портрета) Текст. / М.Г. Уртминцева. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2000. - 124 с.

181. Уртминцева, М.Г. Портрет-биография как художественная конструкция вроманах И.С. Тургенева Текст. / М.Г. Уртминцева // Проблемы этико-художественной преемственности в литературе. Арзамас, 2006. - С. 92-108.

182. Физиология Петербурга. — М. «Советская Россия», 1984. 260 с.

183. Хализев, В.Е. О словесной пластике Текст. / В.Е. Хализев // Вестник МГУ. -сер. 9, Филология. 1979. - №2. - С. 13-22.

184. Хализев, В.Е. Ценностные ориентации русской классики Текст. / В.Е. Хализев. М.: Гнозис. - 2005. - 431 с.

185. Цейтлин, А.Г. Мастерство Тургенева-романиста Текст. / А.Г. Цейтлин. М.: Советский писатель, 1958.-435 с.

186. Чалмаев, В.А. И.С. Тургенев: жизнь и творчество Текст. / В.А. Чалмаев. — Тула.: Приок. кн. Изд-во, 1989. 445 с.

187. Чалмаев, В.А. Иван Тургенев Текст. / В.А. Чалмаев. М.: Современник, 1986. - 396 с.

188. Чернышев, К. Лишние люди и женские типы в романах и повестях И.С.Тургенева. Опыт разбора литературного типа русских лишних людей, как материал для характеристики развития общества Текст. / К. Чернышев. СПб., тип. И. Гольдберга, 1896. 281 с.

189. Шайкина, И.П. Жизнь сердца в зеркале рационального сознания: И.С. Тургенев и И.А. Бунин Текст. / И.П. Шайкина // Актуальные проблемы современной и духовной культуры. Волгоград, 2003. - С. 118-122

190. Шаталов, С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева Текст. / С.Е. Шаталов. — М.: Наука, 1979.-312 с.

191. Швецова, Т.В. «Певец вечной женственности»: (Мужчина и женщина в произведениях И.С. Тургенева) Текст. / Т.В. Швецова // Мужское и женское в культуре. СПб., 2005. - С. 201-204.

192. Шиманова, Е. Женский портрет в семиотике смерти: «Живые мощи» и «После смерти» И.С. Тургенева Текст. / Е. Шиманова // Литература XI-XXI вв. Национально-художественное мышление и картина мира. Ульяновск, 2006. -4.1.-С. 78-84.

193. Югай, А.С. Экспрессивная деталь у И. Тургенева и Л. Толстого Текст. / А.С. Югай // Концепт и культура.- Кемерово, 2006. С. 708-711.

194. Юдакин, А.П., Антонова, Т.Г. Эволюция мировосприятия И.С. Тургенева Текст. / А.П. Юдакин, Т.Г. Антонова // Человек в зеркале языка. М., 2002.1. С. 280-295.

195. Юнусов, И.Ш. И.С. Тургенев о проблеме национального характера Текст. / И.Ш. Юнусов // Человек и Вселенная. 2002. - № 2. - С. 66-68.

196. Юркина, JI.A. Портрет Текст. / JI.A. Юркина// Русская словесность. — 1995. -№5.-С. 70-76.

197. Юрова, Д.С. Роль костюма в создании образа персонажа: (на материале романов И.С. Тургенева) Текст. / Д.С. Юрова // VI Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых. Архангельск, 2004. - С. 186-188.1. На иностранном языке

198. Elke Platz-Waury. Drama und Theater Text. / Elke Platz-Waury // Drama und Theater Tuebingen, 1980. -218 c.

199. Lyotard J.F. Gesteu und Kommentar Text. / J.F. Lyotard // Textualitaet der Philosophie. Wien, 1994. - 124-138 s.

200. Margareth Egidi, Oliver Schneider, Matthias Schoning, Irene Schiitze, Caroline Torra-Mattenklott. Gestik. Figuren des Korpers in Text und Bild Text. // Literatur und Antropologie. Tubingen, 2000. - Bd. 8. - 349 s.1. Электронные ресурсы

201. Соловьева M. «Ася». Урони в душу мою отблеск твоей вечности! Электронный ресурс. / М. Соловьева // Человек без границ: [сайт]. [2004]. -URL: http: //www.manwb.ru/articles/arte/literature/asya

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.