Типология женских характеров в романах и повестях И. С. Тургенева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ли Хи Су

  • Ли Хи Су
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 176
Ли Хи Су. Типология женских характеров в романах и повестях И. С. Тургенева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1999. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ли Хи Су

Оглавление

Введение

Глава I: «Волевые, целеустремленные героини в романах и повестях Тургенева» (Наталья /роман «Рудин»/, Ася /повесть «Ася»/, Елена /роман «Накануне»/, Зинаида /повесть «Первая

любовь»/, Одинцова /роман «Отцы и дети»/)

Краткие выводы к главе 1

Глава II: «Роковые женщины» и идеальные героини в

произведениях Тургенева

§ 1. «Роковые женщины» (Варвара Лаврецкая в романе «Дворянское гнездо», Ирина в романе «Дым», Полозова в

повести «Вешние воды»)

§ 2. Женщина как идеал нравственности и духовной красоты (Лиза Калитина в романе «Дворянское гнездо», Татьяна в романе «Дым», Джемма в повести «Вешние воды»).

Краткие выводы к главе II

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология женских характеров в романах и повестях И. С. Тургенева»

Введение

В литературоведении прочно утвердилось понятие «тургеневские женщины». К «тургеневским женщинам» относили героинь, наделенных такими чертами характера, как кротость, преданность, искренность, благородство и т. п.. Героини, воплощающие тургеневский идеал, — Лиза Калитина в романе «Дворянское гнездо», Татьяна в романе «Дым», Джемма в повести «Вешние воды» проявляют себя в любви, отражая при этом созидающую силу жизни. Их нежная любовь оживляет разочарованного героя, освобождает его из плена темного прошлого.

Наряду с этими героинями в произведениях Тургенева встречаются женщины, наделенные диаметрально противоположными чертами: властные, жестокие, своенравные и т. д.. Так, Варвара Павловна в романе «Дворянское гнездо», Ирина в романе «Дым», Полозова в повести «Вешние воды» выступают как разрушительная сила. Их любовь приводит героев к мраку, темноте, хаосу. Талант, ум, внешняя красота, которыми они обладают, ярко контрастируют с их внутренним безобразием и используются ими для удовлетворения своей страсти. Они «властелины» любви, порабощают мужчин, разрушают их жизнь.

/

Однако тургеневские героини делятся не только на эти два типа. Как известно, Тургенев при создании своих произведений «отправлялся»(С: XI, 86)1 от жизни. Поэтому и его героини делятся

1 В данной диссертации при ссылках на издание (И. С. Тургенев: Полное собрание сочинений в тридцати томах. — М.: Наука, 1978) том указывается римскими цифрами и страница — арабскими цифрами в

не только на кротких и властных. Большинство из них обладают своими индивидуальными чертами, суммарно воплощенными в их характерах (Наталья в романе «Рудин», Ася в одноименной повести, Зинаида в повести «Первая любовь», Елена в романе «Накануне», Одиндова в романе «Отцы и дети»).

Тема настоящего исследования — типология женских характеров в произведениях И.С. Тургенева. О тургеневских женских характерах писали многие, по меткому выражению Даниила Андреева, все «от Писарева до последнего гимназиста»2. Тема эта является довольно знакомой, поскольку исследователи не могут представить себе творчество И.С. Тургенева без женских образов так же, как и без пейзажа.

Так, например, Д.И. Писарев в статье «Женские типы в романах и в повестях Писемского, Тургенева, Гончарова», которая была напечатана в 12-ом номере журнала «Русское слово» в 1861 году, пишет об Наталье, Асе, Вере в повести «Фауст», Лизе, Елене. «Романы Тургенева замечательны по интересу психологическому». Но Писарев слишком субъективно рассматривает тургеневских героинь, не достаточно глубоко понимает, например, религиозность Лизы, и ему не понятно, почему для своего романа Тургенев выбрал такую трагическую развязку. Будучи противником идей, что «женщина прежде всего создана, чтобы быть матерью,

скобках. Большими буквами «С» обозначается сочинения, «П» — письма.

2 Андреев Д. Роза мира. — М.: Руссико, 1991. — С. 192

т. е. любить мужчину, родить и любить детей»3, Д.И. Писарев, высоко оценил героиню «Накануне». Но он, как и впоследствии М.В. Авдеев, другой исследователь данной темы, рассматривал тургеневские женские характеры, исходя во многом из «своих идей», отделяя их от структуры самого произведения как таковой.

Совсем другую точку зрения обнаруживаем в книге Даниила Андреева «Роза мира». Писатель обращается к теме тургеневских героинь с точки зрения религии, высоко оценивает Елену, Лизу, Лукерью в рассказе «Живые мощи». Он понимает уход Лизы в монастырь как некий героический подвиг, расширяет понимание религиозности героини романа «Дворянское гнездо».

Образы почти всех героинь Тургенева анализировал и Д.Н. Овсянико-Куликовский. Его работа «Обзор и классификация женских типов» впервые объясняет более «иррациональные» характеры — Зинаиды, Веры, Лизы. Самые замечательные страницы Д.Н. Овсянико-Куликовского посвящены главной героине романа «Дворянское гнездо». Критик разносторонне анализирует поэтический образ Лизы: ее характер, ее религиозность, целостность и самоотверженность ее натуры.

Однако, сколько ни говорили о тургеневских женских характерах, пока нет ни общего мнения о том, каких героинь можно назвать «тургеневскими женщинами», ни ясного представления о том, в чем собственно заключается особенность женских образов Тургенева. Представляется важным в этой связи обна-

3 Авдеев М.В. Наше общество (1820-1870) в героях и героинях литературы. — СПб, 1874. — С. 145

ружить черты, объединяющие или противопоставляющие эти образы, что позволит в дальнейшем выделить основные приемы, используемые Тургеневым для воплощения своей авторской идеи. Если, как отметил А.Б. Муратов, «исследование творчества писателя носит в основном романоцентристский характер»4, то ««тургеневские женщины» рассматривались до сих пор лишь через призму «лишних людей».

Актуальность диссертации заключается в том, что в современном литературоведении нет обобщающей работы, посвященной проблеме женских характеров писателя. И хотя за последние годы появились работы нравственно-психологического содержания, проливающие свет на характеры тургеневских женщин: В.Н. Топоров «Странный Тургенев» (М., 1998), С.М. Аюпов «Тургенев-романист и русская литературная традиция» (Сыктывкар, 1996), Хуан Эдуардо Суньига «Загадка Тургенева» (Орел, 1998), — изучение «женской темы» у Тургенева нельзя считать законченным. Содержание женских образов у Тургенева столь сложно и многогранно, что каждый исследователь находит свой индивидуальный подход к анализу этой проблемы.

Цель и задачи исследования состоят в том, чтобы установить типологию женских характеров в романах и повестях И.С. Тургенева, затрагивающих тему любви.

В данной работе рассматриваются женские характеры в пяти романах («Рудин» /1856/, «Дворянское гнездо» /1859/, «Накануне» /1860/, «Отцы и дети» /1862/, «Дым» /1867/) и в трех

4 Муратов А.Б. Тургенев-новеллист( 1870-80-е годы). — Д.: ЛГУ, 1985. — С. 3.

повестях («Ася» /1858/, «Первая любовь» /1860/, «Вешние воды» /1872/). Привлекаются для исследования и другие повести, рассказы, «Стихотворения в прозе», ряд публицистических статей И.С. Тургенева и письма.

Для своего анализа мы используем ряд важнейших положений, без которых разработка темы представляется неполной.

В «Литературных и житейских воспоминаниях» Тургенев писал: «Не однажды слышал я и читал в критических статьях, что я в моих произведениях «отправляюсь от идей» или «провожу идею»; иные меня за это хвалили, другие, напротив, порицали; с своей стороны, я должен сознаться, что я никогда не покушался «создавать образ», если не имел исходною точкою не идею, а живое лицо, к которому постепенно примешивались и прикладывались подходящие элементы»(С: XI, 86).

Так, одной из главных проблем изучения творчества Тургенева является вопрос о прототипах, источниках и жизненном материале, на которых он основывался при создании своих произведений. «Сочинять, — говорил Тургенев, — я никогда ничего не мог. Чтобы у меня что-нибудь вышло, надо мне постоянно возиться с людьми, брать их живьем. Мне нужно не только лицо, его прошедшее, вся его обстановка, но и малейшие житейские подробности»5. Согласно формуле Белинского, искусство есть «мышление в образах»; в произведениях Тургенева большое количество таких художественных образов взято писателем непосредственно из жизни. Зинаида, Наталья, Ася, Елена, Одинцо-

5 Боборыкин П.Д. Тургенев дома и за границей // И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. — М.: Правда, 1988. — С. 182

ва, Татьяна, Джемма — почти все героини в произведениях Тургенева имеют свои прототипы. Писатель или был лично знаком с подобными женщинами, или наблюдал их.

Мы принимаем во внимание также и особенности психологической характеристики образов, характерные для творчества писателя и основывающиеся на его авторских взглядах.

Упрекая А.Н. Островского, написавшего «Бедную невесту», «в излишнем раздроблении характеров», Тургенев говорит: «Психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и теплым телом, которому служит прочной, но невидимой опорой»(С: IV, 495). Та же самая мысль выражается в письме Тургенева к К.Н. Леонтьеву от 21 сентября 1860 г.; «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления — в их расцвете или увядании»(П: IV, 243).

Тургенев любил людей, любил их наблюдать, особенно если видел в них проявление чего-либо нового. «Когда я заинтересовываюсь каким-либо характером, он овладевает моим умом, он преследует меня днем и ночью и не оставляет меня в покое, пока я не отделаюсь от него»6, — говорит писатель. Он составляет биографию своего героя: представляет его родителей, привычки, историю воспитания, наружность, местность, где он провел годы, в которые формируется характер, и даже пишет дневник своего героя.

6 Бойесен X. Визит к Тургеневу (Из воспоминаний) // И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. — М.: Правда, 1988. — С. 330-331

Рассказывая о процессе создания образа Ирины в романе «Дым», Тургенев говорит американскому писателю Хьялмару Бойесену: «Я обыкновенно спрашиваю себя: для чего предназначила природа ту или иную личность? Как проявится у нее известная черта характера, если ее развить в психологической последовательности? Но я не беру единственную черту характера или какую-либо особенность, чтобы создать мужской или женский образ; напротив, я всячески стараюсь не выделять особенностей; я стараюсь показать моих мужчин и женщин не только en face, но en profil, в таких положениях, которые были бы естественными и в то же время имели бы художественную ценность»7.

В этом смысле Тургенев был не только тонким наблюдателем, который понимал «корни явления» человека, а великим художником-создателем образов с их типическими чертами. Характерологию Тургенева отличает органическая «слитость»: портрет, имена, характеристики, речь, пейзаж и перипетии коллизии, — все эти средства в совокупности создают целостное представление о характерах. Следует отметить, что уже в планах к романам Тургенев определял имя и фамилию своего героя, обозначал его возраст, наружность и т. д..

В структуре тургеневских образов большое значение имеет портрет. Тургеневский портрет отличается разносторонностью и включает все стороны внешности персонажа — его костюмы, лицо, фигуру, мимику, жесты, движения. Этим портретам присуща зрительная полнота. Тургенев всегда связывает портрет

7 Там же. — С. 330

действующего лица с его характером и положением, стремится показать внешность человека в зависимости от его психологии.

Самое общее представление о характере персонажей Тургенев обычно дает в именах. Имя так или иначе перекликается с сущностью характера, контрастирует с нею или вызывает цепь особых ассоциаций (исторических, семантических, эмоционально-экспрессивных и т. п.). Имя (или фамилия) намекает на основную черту характера, как например «Зинаида», «Одинцова», или связывается с привычками персонажа — «Варвара Лаврец-кая», или с типичностью героини — «Наталья», «Елена», или с ролью персонажа в сюжете — «Полозова», «Джемма», «Татьяна», или с его главной жизненной основой — «Лиза».

Важна и роль повторяющейся детали. Так, при описании Полозовой Тургенев обращает особое внимание на ее глаза, на их «хищное», «недоброе», «алчное» выражение.

В произведениях Тургенева особое место занимает и пейзаж: он участвует в передаче психологического состояния героинь и организует тональность повествования. Природа гармонирует с чувствами героинь, особенно когда они влюбляются.

Психологическое искусство Тургенева проявляется и с помощью таких приемов, как сон. Сон, дневники — способы наиболее явного показа внутреннего мира героя. Писатель использует их для раскрытия характера, например, таких героинь, как Елена.

Музыка и живопись тоже играют роль в создании образов тургеневских героинь. Особенно активно обращается писатель к этим видам искусства при создании образов Лизы и Джеммы.

Особо следует отметить принципы анализа, положенные нами в основу этой работы. Наша типология строится главным

образом на выявлении системы отношений между ведущими персонажами рассматриваемых произведений, и ее организующими принципами являются сопоставление и противопоставление. Таким образом мы получаем возможность найти сходные принципы изображения, на основании которых и проводится классификация женских образов.

Данная диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ли Хи Су

Заключение

Большой заслугой И.С. Тургенева было создание чудесных и разнообразных образов русских женщин. Он раскрыл в русской женщине стремление к духовному развитию, показал ее твердый характер и глубоко любящее сердце. Писатель в своих произведениях запечатлел период становления молодой женской души, описал внутреннее ощущение первой любви. И несмотря на то, что многих героинь Тургенева постигла довольно трагическая судьба, «тургеневские женщины» стали классическим образцом сильного женского характера. «Ни в русской, ни в миро. вой литературе нет другого, равного Тургеневу, писателя, отдавшего женщинам столько понимания и нежности, поднявшего их на такую высоту, так верившего в их величие и могущество»103, — пишет В.Н. Боровицкая.

Многие критики и исследователи называли «тургеневскими женщинами» всех героинь писателя; они чувствовали красоту и обаяние даже не вполне положительных типов среди них.

Уже Д.И. Писарев отмечал разнообразие женских характеров в произведениях Тургенева. Типология женских характеров в произведениях И. С. Тургенева в основном базируется на исследовании нравственного облика и соответствующего ему поведения тургеневских героинь. Тургенев был убежден в том, что «всякий писатель (.) старается прежде всего верно и живо воспроизводить впечатления, вынесенные им из собственной и чужой жизни»(С: IX, 395). По мнению Тургенева, исходная точка в

1°з Боровицкая В.Н. Эпилог. — М.: ГПНТБ СССР, 1990. — С. 150. творчестве — не идея, а живое лицо. Этого принципа он придерживался и при создании женских характеров.

Поэтому немаловажным является то, как раскрываются «живые» женские типы в сюжетной перспективе произведений, как они вписываются в общую систему персонажей, какие композиционные линии противопоставлений они образуют. На этом основании нами сначала выделяются женские типы, сила характера которых обнаруживается на фоне противопоставления центральному мужскому персонажу — в бинарной оппозиции 'женщина — мужчина'. Однако эта оппозиция задана в тургеневских произведениях по-разному. Анализ показывает, что существует три вида организации центрального противопоставления 'женщина — мужчина': (1) волевая героиня, превосходящая героя мужчину (Наталья по отношению к Рудину в романе «Рудин», Ася как антитеза к г-ну Н. в одноименной повести); (2) целеустремленная героиня, ищущая достойного героя (Елена в романе «Накануне», Зинаида в повести «Первая любовь»); (3) столкновение сильных женских и мужских характеров (Одинцова в оппозиции к Базарову в романе «Отцы и дети»). Однако, всех их объединяет неудовлетворенность своим окружением, стремление организовать по-новому свою жизнь. При этом не всегда судьба (Наталья, Ася), либо особенности их характера (Одинцова) позволяют им это сделать.

Другую разновидность представляют тургеневские героини, которые приобретают свою определенность в системе противопоставления "женщина — мужчина — женщина'. Двунаправленная система противопоставлений позволяет выделить два полярных типа женских характеров — женщины «роковые», ломающие мужской характер и их судьбу (Варвара Лаврецкая, Ирина Ратмирова, Мария Полозова), и женщины, олицетворяющие собой светлое начало жизни, идеал нравственности и чистоты (Лиза Калитина в романе «Дворянское гнездо», Татьяна в романе «Дым», Джемма в повести «Вешние воды»). Таким образом, центральные герои в этих произведениях Тургенева оказываются меящу двух жизненных начал и делают свой выбор.

Роковые» женщины характеризуются писателем как властные, жестокие и своенравные, характеры их оказываются весьма яркими. Они порабощают мужчин, губят их жизнь ради своей страсти, но подчеркивая безнравственность поведения и поступков этих героинь, Тургенев делает акцент не только на их аморальности. «Властные женщины» в его произведениях выступают как неотвратимая стихия, которая вызывает у человека, с одной стороны, страх и опустошенность, но, с другой стороны, вносят в его жизнь элемент загадочности и даже колдовства.

В противовес этим героиням, идеальные в полном смысле слова «тургеневские женщины» безупречны и в эстетическом, и в этическом смысле. Лиза в романе «Дворянское гнездо», Татьяна в романе «Дым», Джемма в повести «Вешние воды» — героини, воплотившие тургеневский идеал. Писатель главную свою творческую задачу видел в том, чтобы раскрыть их нравственную силу и духовную красоту, источниками которых являются слияние «истины, добра и красоты», а также жертвенного подвига любви. Создание образов идеальных героинь требовало особых принципов и художественных приемов. Для этого писатель ищет в их изображении параллели в других видах искусства (в романе «Дворянское гнездо» в наиболее проникновенные моменты звучит музыка Лемма, Татьяна в романе «Дым» сравнивается с античной статуей, а Джемма в повести «Вешние воды» — с женскими образами итальянского Возрождения и созвучна музыке

Вебера) или уводит своих героинь в область религии (Лиза Кали-тина).

Тургенев создал женские образы, лишенные обыденности, показал вслед за Пушкиным, что женщина — наиболее яркое олицетворение русской жизни. А.И. Майкова писал в письме к Я.П. Полонскому, что женщин Тургенева можно сравнить «с колоритом и освещением картины, — которым иногда не веришь только потому, что не видал все это в природе»104, однако такие редкие женщины существуют.

По мнению же Л.Н. Толстого, Тургенев «сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он писал их, они появились»105.

104 Письма к Тургеневу и о нем, воспоминания и другие архивные изыскания // Тургенев и его современники. — Л.: Наука, 1977. — С. 168. юз Толстой Л.Н. ПСС в 90 тт. — Л., 1953. — Т. 62. — С. 314-315.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ли Хи Су, 1999 год

Библиография Тексты

• Тургенев И.О. Полное собрание сочинений в тридцати томах. — М.: Наука, 1978-1990.

• Тургенев И.С. Письма в 13-и томах. — М.-Л.: Наука, 1964— 1965. — Тт. 8-9.

Словари

• Петровский H.A. Словарь русских личных имен. — М.: Русские словари, 1996.

• Словарь всемирной мифологии / Составители: Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. — Южный Новгород: Три богатыря и Братья славяне, 1997.

• Энциклопедия литературных героев. — М.: Аграф, 1997.

Письма и воспоминания

• Анненков П.В, Литературные воспоминания. — М.: Гослитиздат, 1960.

• Боборыкин П.Д. Тургенев дома и за границей // И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. — М.: Правда., 1988. — С. 178191.

• Бойесен X. Визит к Тургеневу (Из воспоминаний) // И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. — М.: Правда, 1988. — С. 320-332.

• Гедеоновский Г.П. Письма И.С. Тургенева к графине Е.Е. Ламберт / С предисловием и примечаниями Г.П. Гедеон о вского. — М., 1915.

• Громов В.А. ст. Воспоминания о Тургеневе Н.А. Островской (Неизвестные страницы) // Тургенев и его современники / Под ред. М.П. Алексеева. — Л.: Наука, 1977. — С. 190-212.

• Житова В.Н. Воспоминания о семье И.С. Тургенева. — Красноярск, 1986.— 223с.

• Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. — Л.: Лениздат, 1965. — С. 141-216.

« Неизвестные письма И.С. Тургенева: Из архива семьи Виардо / Публикация и примечания Анри Гранжара и перевод с французского В. Лакшина / / Иностранная литература. — 1971. — № 1. — С, 170-204.

• Переписка И.С. Тургенева: В 2 т. — М.: Худ. лит., 1986

• Письма Т.А. Бакуниной к Тургеневу / / Центрархив: документы по истории литературы и общественности. — М., 1923. — II: И.С. Тургенев. — С. 122-159.

• Письма Б.К. Зайцева к Л.Н. Назаровой (1961-1971) / Публ., в ступ, заметка и примеч. Л.Н. Назаровой // Русская литература. — СПб, 1995. — № 1. — С. 225-254.

• Письма И.С. Тургенева к Паулине Виардо. — М., 1900. — 252с.

• Письма И.С. Тургенева госпоже..., 1873-1877 гг. // Щукинский сборник. — М., 1906. — С. 462-495.

• Письма И.С. Тургенева к графине Е.Е. Ламберт / Предисловием и примечаниями Г. П. Георгиевского, — М., 1915. — 244с.

• М. Савина и А. Кони: Переписка. — Л.-М.: Искусство, 1938. — 116с.

• Толстая М.Н. Воспоминания о И.С. Тургеневе (в пересказе М.А. Стаховича) // И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит, 1987. — Т. 1. — С. 220-224.

• Тургенев и Савина: Письма И.С, Тургенева М.Г. Савиной, Воспоминания М.Г. Савиной об И.С. Тургеневе / С предисловием и под ред. А.Ф. Кони. — Петроград, 1918, — 113с.

Сборники

• Иностранная критика о Тургеневе. — СПб, 1884. — 222с.

• Летопись жизни и творчества И.С. Тургенева (1828-1858) / Сост. Н.С. Никитина. — Л.: Наука, 1995. — 482с.

• Летопись жизни и творчества И.С. Тургенева (1867-1870) / Сост. H.H. Мостовская и ответ, ред. Ю.Д. Левин. — Л.: Наука, 1997. — 224с,

• Литературный архив: Материалы по истории литературы и общественного движения / Под ред. М.П. Алексеева. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1953. — № 4. — С. 165-402.

• 1818-1918: О Тургеневе русская иностранная критика / Сост. П.П. Перцов. — М., 1918. — 225с.

• Свисток: Собрание литературных, журнальных и других заметок, Сатирическое приложение к журналу «Современник»(1859-1863) / Ответ, ред.: Е.И. Покусаев, И.Г. Ямпольский. — М.: Наука, 1981. — 586с.

• Творческий путь Тургенева: Сборник статей / Под ред. H.A. Бродского. — Петроград: Сеятель, 1923, —318с,

• Творчество И.С. Тургенева: Сборник статей / Под общ. ред. С.М. Петрова. — М,, 1959. — 576с.

• И.С. Тургенев: вопросы биографии и творчества / Под ред. H.H. Мостовской и Н.С. Никитиной. — Л.: Наука, 1990. — 292с.

• И.С. Тургенев в воспоминаниях современников и его письмах / Под ред. Н.Л. Бродского. — М., 1924.

• И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. — М.: Художественная литература, 1969. — Т. II. — 592с.

• И.С. Тургенев в воспоминаниях современников, Переписка И.С. Тургенева с Полиной Виардо и ее семьей / Сост., вступ. ст. и комм, к разделу «Воспоминания» В.Г. Фридлянд; Сост., переводы писем, вступ. ст. и комм, к разд. «Переписка...» Н.П. Генераловой. — М.: Правда, 1988. — 558с.

• Тургенев и его современники / Ответ, ред. М.И. Алексеев. —А.: Наука, 1977. — 286с.

• И.С. Тургенев и современность; международная научная конференция, посвященная 175-летию со дня рождения И.С. Тургенева / Науч. ред. П.Г. Пустовойт. — М.: Диалог-МГУ, 1997. — 240с.

• Тургеневский сборник / Под ред. А.Ф. Кони. — Пб., 1921. — 207с.

Монографии, исследования и статьи

• Авдеев М.В. Наше общество (1820-1870) в героях и героинях литературы. — СПб, 1874. — С. 145-146, 224-253, 277-291.

• Андреев Даниил Розамира. — М„: 1уссико, 1991. — С. 191-193.

• Александров A.A. О письмах И.С. Тургенева к гр. Е,Е. Ламберт. — Сергиев посад, 1916, — 9с.

• Аскерова Ж.И. Философия любви И.С. Тургенева // Деп. в ИНИОН. — М., 1992. — Na 47203. — 10с.

• Аюпов С.М. Тургенев-романист и русская литературная традиция. — Сыктывкар, 1996. — 110с.

• Батгото А. Тургенев-романист. — Л.; Наука, 1972. — С. 349388.

• Батгото А. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. — Д.: Наука, 1990. — 299с.

• Богданов Б.В. Душа, моя, все мысли мои в России: И. С, Тургенев в Спасском-Лутовинове / Сост. Б.В. Богданова. — М.: Планета, 1989. —255с.

• Богословский Н. И.С. Тургенев. — М.: Молодая гвардия, 1959.

— 416с.

• Боровицкая В.Н. Эпилог: О И.С. Тургеневе. — М.: ГПНТБ СССР, 1990. — 222с.

• Бродский Н.Л. Тургенев в работе над романом «Накануне» / / Свиток. — М.: Изд. литературного кружка «Никитинские субботники», 1922. — С. 71-99,

• Бродский Н.А. «Премухинский роман» в жизни и в творчестве Тургенева // Центрархив: Документы по истории литературы и общественности. — И: И.С. Тургенев. — М., 1923. — С. 107-121.

• Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев. — Л.: Наука, 1987. — 198с.

• Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. — М.-Л,: Советский писатель, 1962, — 247с.

• Бялый Г.А. И.С. Тургенев / Под общей редакцией Г.А. Бялого.

— М. -Л,: Просвещение, 1966. — 399с,

• Ван Лие Своеобразие психологизма в повестях И.С. Тургенева «Ася», «Первая любовь» и «Вешние воды», — М,: Диалог-МГУ, 1997.— 110с,

• Ветринский Ч. ст. Муза-вампир / / Творчество Тургенева: Сборник статей / Под ред. И. Розанова и Ю. Соколова. — М., 1920. — С, 152-167.

• Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. — М.: Сов. Россия, 1977. — 447с.

• Георгиевский Г.П. И.С. Тургенев в переписке с графиней Е.Е. Ламберт // Голос минувшего. — 1914. — № 10. — С. 186-231.

!/ • Гиппиус Василий О композиции тургеневских романов / / Венок Тургеневу: 1818-1918, сборник статей. — Одесса: Книгоиздательство А.А. Ивасенко, 1919. — С. 25-55.

• Глинка Т. Быль и мифы дворянского гнезда // Московская правда. — 1990. — 28 окт.

• Глюбель Р. Воспоминание и повторение: Две модели повествования на примере повестей «Первая любовь» Тургенева и «Вымысел» Гиппиус // Гусская новелла. — СПб, 1993. — С. 171-195.

/ • Голубков В.В. Художественное мастерство И.С. Тургенева. — М.: Учпедгиз, 1955. — 176с.

• Гревс И.М. История одной любви: И.С. Тургенев и Полина Ви-ардо. — М.: Современные проблемы, 1927. — 262с.

• Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? // Тургенев в русской критике: Сборник статей. — М.: ГИХЛ, 1953. — С. 145-198.

• Достоевский Ф.М. Речь о Пушкине // Достоевский и Пушкин: речь и статья Ф.М. Достоевского. — 1921. — С. 38-51.

г • Егоров О.Г. Соотношение прекрасного и нравственного в художественном мире И.С. Тургенева: романы и повести 1850-х-нач. 60-х гг. // Деп. в ИНИОН. — М., 1987. — № 31548 — 25с.

• Жан Перро Тургенев, Джеймс и «Венера» Леопольда фон Захер-Мазоха / / Вопросы литературы. — 1997. — № 4. — С. 162-190.

• Зайцев Б. Жуковский, Жизнь Тургенева, Чехов (Литературные биографии). — М.: Дружба народов, 1994. — С. 183-356.

• Истомин K.K. Старая манера Тургенева (1834-1855 гг.). — С-Петербург: ТИАН, 1913. — 128с.

• Кантор В. Иван Тургенев: Россия сквозь «Магический кристалл» Германии /'/ Вопросы литературы. — 1996. — Nal. — С. 121-158.

• Клеман М.К. Отец Тургенева в письмах к сыновьям /'/' Тургеневский сборник / Под ред. А.Ф. Кони. — Пб, 1921. — С. 131— 143.

• Клеман М.К. И.С. Тургенев: Очерки жизни и творчества. — Л.: ГИХЛ. 1936.—224с.

• Колесников А. Шутка гения: Оперетта Полины Виардо и Ивана Тургенева, поставленная Борисом Голубицким // Московский наблюдатель. — 1994. — No 1-2. — С. 53-55.

• Кони А.Ф. Память Тургенева / Речь в торжественном заседаний Императорской Академии Наук 1 марта 1909 г.. — С.Петербург, 1910. — С. 1-39.

• Крестова A.B. Т.А. Бакунина и Турх-енев /'/' Тургенев и его время / Под ред. H.A. Бродского. — М.-П., 1923. — С. 31-50.

• Кропоткин ТТ.А. Записки революционера. — М.: Academia, 1930. — С. 96, 265-269.

• Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850-х годов. — Тула: Приокское книжное издательство, 1977. — 270с.

V • Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. — Орел, 1994. — 343с.

/ • Лаврецкий А. Эстетические взгляды русских писателей: Сборник статей. — М.: ГИХЛ, 1963. — С. 5-48.

• Лебедев Ю. И.С. Тургенев. — М.: Молодая гвардия, 1990.

• Лотман Ю.М. Пушкин. — Л.: Искусство-СПб, 1995. — С. 451462, 468-471.

• Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — СПб: Искусство-СПб, 1996. — С. 46-89.

• Лощинин Н.П. Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев — Тула, 1982. — 96с.

• Мазон А. Парижские рукописи И.С. Тургенева / Перевод с франц. Ю. Ган, под ред. Б. Томашевского. — М.-Л.: Academia, 1931. — 257с.

• Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. — Л., 1975.

— 151с.

• Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50 годы). — Л.: Изд. ЛГУ, 1982. — 208с.

• Маркович В.М. Рудин // Русская словесность. — 1997. — № 4.

— С. 13-16.

• Маркозова Д.С. И.С. Тургенев во второй половине 50-х годов и его роман «Накануне». — Л., 1956. — 19с.

• Мартьянова С.А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности. — Владимир: Изд. ВГПУ, 1997. — 121с.

• Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р.Г. Подольный. — М.: Политиздат, 1991. — 335с.

• Муратов A.B. Тургенев-новеллист (1870-80-е годы). — Л.: ЛГУ, 1985.— 119с.

• Муратов А.Б. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867-1871 годов. — Л., 1980. — С. 35-57.

• Мусий В.Б. Человек и природа в художественной прозе PLC. Тургенева 40-50-х годов. — Киев, 1985. — 16с.

ХчУ' • Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века. — М.: Диалог-МГУ, 1997. — 262с.

• Недзвецкий В.А. Любовь-крест-долг (повесть И.С. Тургенева «Ася») //От Пушкина к Чехову. — М.: МГУ, 1997. — С. 98-112.

• Никитина Н.С. Новое французское издание «Первой любви» // Тургенев и его современники / Под ред. М.П. Алексеева. — Л.: Наука, 1977. — С. 228-231.

• Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. — Калининград, 1994. — 86с.

• Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. — Москва-Петроград: Госиздат., 1923. — Т. И: И.С. Тургенев. — С. 94-201.

• Петров С.М. И.С. Тургенев. — М.: Учпедгиз, 1957. — 211с,

• Петров С.М. И.С. Тургенев: Творческий путь. — М.: ГИХЛ, 1961.

— 590с.

• Петров С.М. И.С. Тургенев: Творческий путь, 2-ое издание. — М.: Художественная литература, 1979. — 542с.

• Писарев Д.И. Дворянское гнездо: роман И.С. Тургенева // Тургенев в русской критике. — М.: ГИХЛ, 1953. — С. 223-242.

• Писарев Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова // Тургенев в русской критике. — М.: ГИХЛ, 1953. — С. 243-272.

• Полякова Л.И. Повести Тургенева 70-х годов. — Киев: Наукова думка, 1983.— С. 11-70.

• Проскурина Ю.М. Реализм русской литературы 50-х годов ХЕК века (авторская позиция и модификации художественного метода). — Челябинск, 1980. — 101с.

• Протопопов Н.С. Мысли и образы в сочинениях И.С. Тургенева.

— Харьков, 1897. — 80с.

• Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев: Из курса лекций по истории русской литературы Х1Х-го века. — М.: Изд. Московского университета, 1957. — 139с.

• Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х годов XIX века. — М.: МГУ, 1965. — С. 271-278.

• Пустовойт П.Г. От слова к образу. — Киев: Радянська школа, 1974. — 192с.

• Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев-Художник слова. — М.: Изд. Московского университета, 1980. — 376с,

• Пустовойт П.Г. Жизненная основа тургеневских женских образов // Русский язык в национальной школе. — 1988. — №4,

• Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий, 3-е издание. — М.: Просвещение, 1991. — С. 74-102.

• Пустовойт П.Г. «Прекрасные женские души» в романах и жизни // Российские вести. — 1993. — № 241 — С. 4.

• Пустовойт П.Г. В поисках гармонии: И.С. Тургенев-художник слова // Филологические науки. — М., 1996. — № 1. — С. 35-45.

• Пустовойт П.Г. Созвездие неповторимых (Мастерство русских классиков). — М.: Изд. МГУ, 1997. — С. 88-133.

• Пустовойт П.Г. Любви лирические струны (Литературная композиция по произведениям И.С. Тургенева) в 2-х частях / / И.С. Тургенев и современность. — М.: Диалог-МГУ, 1997. — С. 212237.

• Розанов В. Загадочная любовь: Виардо и Тургенев / Публ. и послесл. А. Николюкина // Слово: Лит.-худож. ежемесячник Гос-комиздатов СССР и РСФСР. — М., 1994. — № 1-6. — С. 14-19.

• Русский эрос или философия любви в России /' Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков. — М.: Прогресс, 1991. — 448с.

• Самарин М. Тема страсти у Тургенева / / Творческий путь Тургенева: Сборник статей / Под ред. Н.Л. Бродского. — Петроград: Сеятель, 1923. — С. 126-134.

• Сахаров В.И. Завершения тургеневских романов // Контекст-1993. — М.: Наследие, 1996. — С. 314-322.

• Скокова Л.Н. Из истории рода Тургеневых // Московский журнал. — М., 1997. — № 1. — С. 14-21.

• Соколова М.Г. Письма И.С. Тургенева к Полине Виардо как источник творческой биографии писателя / / Филология. — Саратов, 1996. — С. 172-173.

• Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей.

— М.: Просвещение, 1990. — С. 23^8.

• Старыгина H.H. Роман Н.С. Лескова «На ножах»: Человек и его ценностный мир. — М.: Прометей, 1995. — С. 8-13, 41-76.

• Степняк-Кравчинский С. Сочинения . — М.: ГИХЛ, 1958. — Т. II. — С. 490-500, 502-510.

• Тамарченко Н.Д. русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. — М.: РГГУ, 1997. — С. 167202.

• Топоров В.Н. Странный Тургенев (четыре главы). — М.: РГГУ, 1998. — 192с.

• Турбин В.Н. Поэтика романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин».

— М.: МГУ, 1996. — С. 49-52, 96-98.

• Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. — М.: Советский писатель, 1958. — 435с.

• Чернов Н. Повесть И.С. Тургенева «Первая любовь» и ее реальные источники // Вопросы литературы. — 1973. — № 9. — С. 225-241.

• Чернышев К. Лишние люди и женские типы в романах и повестях И.С. Тургенева. — СПб, 1896. — 279с.

• Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendez-vous / / Тургенев в русской критике. — М.: ГИХЛ, 1953. — С. 121-144.

• Чичерин A.B. Ритм образа. — М.: Советский писатель, 1973. — С. 27-59.

• Чичерин A.B. Очерки по истории русского литературного стиля. — М.: Художественная литература, 1977. — С. 214-226.

• Чудаков А. Слово-вещь-мир: От Пушкина до Толстого. — М.: Современный писатель, 1992. — С. 70-93.

• Чуприна И.В. О реальной основе некоторых произведений И.Н. Крамского и И.С. Тургенева. — Саратов: Изд. саратовского университета, 1994. — 119с.

• Шаталов С.Е. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева. — Арзамас, 1961. — С. 67-68.

• Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. — М.: Просвещение, 1969. — 328с.

• Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. — М.: Наука, 1979. —312с.

• Фишер В.М. Повести и роман у Тургенева // Творчество Тургенева: Сборник статей /Под ред. И.Н. Розанова и Ю.М. Соколов. — М.: Задруга, 1920. — С. 3-39.

• Фридман Р. «Фатальная женщина» у Тургенева / / Graduate essays on Slavic lang. a. lit.. — Pittsburgh, 1995. — Vol. 8. — C. 4652.

• Фортунатова P.A. Типология женских образов в повестях И.С. Тургенева и новеллах Т. Шторма / / Преемственность в развитии литературы. — Пятигорск, 1993. — С. 90-97.

• Эйгес И. Значение Пушкина для творчества Тургенева / / Литературная учеба. — 1940. — № 12. — С. 55-76.

• Энциклопедия русской жизни: Роман и повесть в России второй половины Х\Ш1-начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. 2-ое изд.. — М.: Книжная палата, 1988. — С. 161-177.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.