Поэтика А.Л. Хвостенко: язык-миф-литературный код тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Дробинин Григорий Дмитриевич
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 210
Оглавление диссертации кандидат наук Дробинин Григорий Дмитриевич
Введение
Глава 1. Художественная система авангарда и русский литературный авангард 1960-х годов
§1. Понятие авангарда в современной науке. Основы выделения авангарда в отдельную художественную систему
1.1. Краткий обзор концепций авангарда
1.2. Авангард как самоорганизующаяся культурная система
1.3. Миф в модернизме и авангарде: сходства и различия
1.4. Миф и социальное проектирование авангарда
§2. Авангард и андеграунд
2.1. Общие культурные доминанты андеграунда
2.2. Причины расцвета авангардного искусства в культуре андеграунда
2.3. Фигура А.Л. Хвостенко в научной и критической литературе
Глава 2. Язык и миф в творчестве А.Л. Хвостенко
§1. Миф о Верпе. Происхождение, структура, функции
1.1. Биографические предпосылки зарождения Верпы
1.2. Словотворчество как литературный базис мифопоэтики А.Л. Хвостенко
1.3. Атрибуты и функции Верпы: муза и архаическая богиня
§2. Ритуальные структуры в мифопоэтике А.Л. Хвостенко
2.1. Шаманская инициация и другие составляющие шаманизма как сюжетообразующие элементы поэтики А.Л. Хвостенко
2.2. Специфика и функции поэтического камлания А.Л. Хвостенко
§3. Литературная специфика мифопоэтики А.Л. Хвостенко
3.1. Миф и концепция будущего
3.2. Ритуальность и литературность в поэме «Подозритель»
Глава 3. Язык и литературный код в поэтике А.Л. Хвостенко
§1. Автор и текст внутри творческого хронотопа
1.1. «Поэма эпиграфов»: текст в поисках автора
1.2. Формы авторского отсутствия в пьесе «Пир»
1.3. Концепция творчества А.Л. Хвостенко: герметично открытая поэтика
§2. Жанровая система творчества А.Л. Хвостенко
2.1. Общие тенденции работы с литературными жанрами в творчестве А.Л. Хвостенко
2.2. Роль и функции религиозных жанров
§3. Элементы традиционной поэтики в структуре литературного кода А.Л. Хвостенко
3.1. Библейские и богословские традиции: сближение идеи самотворящего языка и образа Древа Познания
3.2. Цветовая, животная и растительная метафорика в «Вальсе-жалобе
А.И. Солженицыну»
§4. Авангард в поэтике А.Л. Хвостенко
4.1. Генезис и типология зауми А.Л. Хвостенко
4.2. А.Л. Хвостенко и В. Хлебников
4.3. Хвостенко и литературное поле 1960-х: специфика хвостенковского
авангарда
Заключение
Список использованных источников и литературы
194
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Русская авангардная поэзия 1960-70-х годов в оценке литературной критики2007 год, кандидат филологических наук Тарасова, Светлана Игоревна
Становление и развитие поэтики изобразительности в послеоктябрьском творчестве В. Маяковского2011 год, кандидат филологических наук Чо Кю Юн
Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х - 80-х годах XX века2010 год, кандидат исторических наук Федулов, Александр Николаевич
Три эпохи русского литературного авангарда: эволюция эстетических принципов2005 год, доктор филологических наук Казарина, Татьяна Викторовна
Русский футуризм: Идеология, поэтика, прагматика2003 год, доктор филологических наук Иванюшина, Ирина Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика А.Л. Хвостенко: язык-миф-литературный код»
Введение
В современном литературоведении наступил момент активного исследования неофициальной литературы советского периода. Неоспорим тот факт, что именно в литературе андеграунда сохранилась преемственность традиций русской литературы, но в то же время появлялись новые беспрецедентные художественные системы. Творчество А.Л. Хвостенко, безусловно, относится к одной из таких.
Исследование специфики развития русской литературы (и русского литературного авангарда, в частности), безусловно, необходимо для адекватного понимания процессов, происходящих в новейшей русской литературе. Эпоха 1960-х годов - послесталинское время, самой своей исторической спецификой провоцирующее появление новых идей и смыслов в культуре. Это время значительного сдвига в культурной парадигме. Ставилась под вопрос сама сущность искусства и его автономность. Несмотря на это, поэзия А.Л. Хвостенко являлась примером свободного, «аутентичного» высказывания, рождающегося вне влияния идеологии и иных внехудожественных установок.
Вполне естественно, что новизна материала предполагает новизну теории, а, значит, научный инструментарий подстраивается под изменяющуюся художественную реальность.
А.Л. Хвостенко - одна из ключевых фигур андеграундной поэзии 60-х годов ХХ века. Он одним из первых в русской литературе, ещё до концептуалистов, подверг абсурдизации и концептуализации дискурс советской эпохи. Намеренный антиэстетизм его ранних стихотворений явился заметной особенностью творческого метода. Помимо того, А.Л. Хвостенко - автор множества стихотворений в рамках традиционной эстетики, музыкант, автор и исполнитель множества песен, весьма известный и значимый в Европе скульптор и художник (в годы эмиграции). И если сейчас он не является активно изучаемым автором и обсуждаемой фигурой литературы второй половины ХХ века (таким, как
концептуалисты или поэты-шестидесятники), то, безусловно, это - временное явление, и широкое научное признание творчества А.Л. Хвостенко не за горами.
Родители этих художников и писателей не пережили эпохи исторических потрясений (Второй Мировой войны и репрессий 1930-х годов), и сиротское поколение 1960-х сохранило в себе желание восстановить историческую справедливость - сохранить и развить культурные и художественные традиции досоветской эпохи.
1960-е годы - это время кардинальной смены векторов развития литературного процесса, поскольку культура андеграунда фактически формируется именно в этот период (появляются самиздат, творческие объединения и отдельные художники, функционирующие в узком кругу реципиентов). В эти годы в СССР образуется параллельное советской культурной парадигме культурное пространство.
Вместе с рядом действующих художников Серебряного века в подполье ушло творчество многих классиков и выдающихся культурных деятелей начала ХХ века. Фактически, культура андеграунда сформировалась в результате смены парадигмы существования имперского искусства и искусства переходного периода. В конце 1950-х - начале 1960-х в историю искусства входит поколение, воспитанное внутри культуры андеграунда, не имевшее в прошлом иного социального статуса и неспроста назвавшее себя в итоге «разбитым»1 поколением, пусть даже этот термин зародился в западной культуре. Новое поколение авторов оказалось на периферии культуры, и потому они ощущали себя создателями новой эпохи. Эпоха сменилась, причём в исторической перспективе весьма быстро.
Количество авторов литературы андеграунда не так уж велико (около 150 имён), возможность изучать их творчество появилась у исследователей сравнительно недавно, вместе со сменой политического режима. К тому же значительная часть текстов литературы андеграунда до сих пор не издана. В связи с этим изучение данного пласта отечественной культуры идёт избирательно.
1 Битники. См. Антология поэзии битников / сост. Г. Андреева. М. УльтраКультура, 2004.
Для того чтобы оценить масштабы нового, неизученного художественного материала, достаточно заглянуть в многотомное издание антологии новейшей русской поэзии «У Голубой Лагуны»2. Благодаря К.К. Кузьминскому сохранился огромный «слепок» эпохи. Поэтому совсем неудивительно выглядит сегодняшний всплеск научного и читательского интереса к литературе «оттепели» и творчеству художников 1960-х. В настоящий момент остро ощущается необходимость научной рецепции творческого наследия А.Л. Хвостенко. Всё это обуславливает актуальность данной работы.
Творчество А.Л. Хвостенко обычно рассматривается историками литературы не обособленно, а в контексте неофициальной литературы, при этом рассматривается не как самоценное явление, а как фонообразующий элемент культурного феномена литературы андеграунда. В связи с этим даже на уровне поэтов 1960-х годов А.Л. Хвостенко - наименее изученный поэт.
Помимо неоднозначного генезиса творчества А.Л. Хвостенко нерешённым остаётся вопрос о принадлежности этого автора к тому или иному историческому поколению. Родившийся в 1940 году, в один год с И.А Бродским, автор как бы автоматически приписывается к числу семидесятников (согласно например, принципу выделения литературных поколений К. Мангейма3, М.А. Перепёлкина4 и М.О. Чудаковой)5, при этом принадлежа к верхней его границе. Но другому условию, а именно активной творческой деятельности в период, обозначенный как «семидесятые», А.Л. Хвостенко не соответствует. Объём текстов, написанных автором в этот период, значительно ниже, чем в 1960-е. Анализируемые в дальнейшем произведения за исключением двух («Дерево в саду» и «Вальс-жалоба А.И. Солженицыну») написаны до 1968 года, года Пражской весны и
В состав антологии входят 10 томов, которые в силу объёмности также разделены на части. См. Blue Lagoon Anthology of Modern Russian Poetry (Антология новейшей русской поэзии «У Голубой Лагуны»): в 5 т.т. /сост. К.К. Кузьминский и Г.Л. Ковалев).N.Y.Vol.1 1980.600 с.; Vol. 2А. - 1983.635 с.; Vol.3A. - 1986.816 с.; Vol.3B1986.832 с; Vol.4A.680 с.; Vol.4B.1983.632 с.; Vol.5A.1986.804 с; Vol. 5Б.1986.734 с.
"3
Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. 1998. №2 (30). С.7-47.
4 Перепёлкин М.А. Метафизическая парадигма в русской литературе 1970-х годов: формирование, структура, эволюция. Дисс. ... д.филол.н. Самара, 2010.
5 Чудакова М.О. Заметки о поколениях в советской России// Новое литературное обозрение. 1998. № 2(30) С.82-123.
точки отсчёта семидесятых. Верпа как литературное объединение и как поэтическая героиня новых произведений А.Л. Хвостенко к 1970 году уже перестала существовать.
На 1970-е годы приходится написание ряда отдельных, не связанных между собой единым замыслом произведений, активная музыкальная деятельность автора, переезд в Москву, начало семейной жизни и её конец, совпадающий с эмиграцией в 1977 году. Налицо красноречивая смена творческого вектора, так как начало семидесятых оказывается отправной точкой сбора корпуса текстов, который впоследствии сам автор и его издатели назовут «Продолжением», тогда как «Верпа», основная часть литературного наследия автора, остаётся в границах 1960-х годов. При этом стоит отметить, что А.Л. Хвостенко нельзя отнести и к поколению «шестидесятников» в том смысле, который вкладывают в него исследователи и публицисты6.
Итак, А.Л. Хвостенко, как фигура переходная, требует, безусловно, исключения из общего ряда поэтов второй половины ХХ века, в общем, и андеграунда, в частности, и отдельного пристального рассмотрения и анализа. Но на данный момент, с научной точки зрения, А.Л. Хвостенко - terra incognita. Таким образом, действительно сформировалась необходимость в комплексном научном высказывании, посвящённом основным проблемам поэтики А.Л. Хвостенко. Теперь, спустя декаду после смерти автора7 и спустя полвека после создания основного корпуса его произведений, мы можем и должны стереть одно из «белых пятен» в истории русской литературы, тем самым уменьшив общую лакуну в литературоведении, которой и по сей день является неофициальная культура советского периода.
Тем не менее, в современной публицистике и редких научных статьях скорее популяризирующего характера сложился определённый образ автора. Фигура А.Л. Хвостенко характеризуется авторами данных статей весьма красноречиво: «последний вагант», «первый русский битник», «человек эпохи
6 Социокультурный феномен шестидесятых / Сост. В.И. Тюпа, О.В. Федунина. М.: РГГУ, 2008.
7 А.Л. Хвостенко умер 30 ноября 2004 г.
Ренессанса» и др. При жизни А.Л. Хвостенко был более известен как музыкант,
о
некоторые его песни (правда, не в его исполнении) приобрели всеобщую популярность. Сейчас вместе с изданием полноценного собрания его произведений9 в 2005 году, А.Л. Хвостенко открывается как новаторский поэт. До этого момента публикация произведений А.Л. Хвостенко осуществлялась за границей10 (за исключением малотиражных изданий 1990-х годов11) и самиздатом в годы их написания, а вот записи А.Л. Хвостенко ходили по СССР уже в 1980-х, и его песни были хорошо знакомы в обеих столицах.
В научных исследованиях имя А.Л. Хвостенко упоминается в работах, посвящённых русской рок-поэзии12. Также творчество поэта становится темой отдельных параграфов в работах С.А. Савицкого «Андеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной литературы», С.И Тарасовой «Русская авангардная поэзия 1960-70-х годов в оценке литературной критики». На этом перечень примеров научной рецепции автора исчерпывается.
Эти немногочисленные исследователи отмечают, что творческие поиски А.Л. Хвостенко наиболее близки к авангарду, а также проводят культурные параллели между поэтикой автора и футуристической и обэриутской волнами русского литературного авангарда, но не дополняют свои тезисы полноценным анализом текстов. Во всех исследованиях учёные сосредотачивают своё внимание на хвостенковском творчестве 1960-х, на времени существования творческого объединения Верпа. Это не случайно, поскольку творчество поэта в этом периоде
8 Песня «Рай», превратившаяся в обработке Б.Б. Гребенщикова в «Город золотой», и «Орландина», исполненная «Колибри», «АукцЫоном», О.Арефьевой, написаны совместно с А.Г. Волохонским.
9 Хвостенко А.Л. Верпа. Тверь: Kolonna publications - Митин журнал, 2005. 448 с.
10 Хвостенко A.JI. Поэма эпиграфов. Подозритель/ Синтаксис, Париж. 1985. Хвостенко A.JI. Десять стихотворений Верпы, посвящённых Игорю Холину / Вивризм, париж, 1988. Хвостенко A.JI. Танец дервиша / Симпозион, Нью-Йорк, 1996. Хвостенко A.JI. Институт Верпы / Джульетта и духи, Нью-Йорк, 2000 г.
11 Хвостенко A.JI. Колесо времени: Стихи и песни. СПб.: Феникс, 1999.80 с., Хвостенко A.JI. Продолжение. СПб.: Новый город, 1995.96 с., Хвостенко A.JI. Страна деталия. СПб.: Красный
матрос, 2000. 84 с.
12
12 Давыдов Д.М. Рок или шансон: пограничные явления / Русская рок-поэзия: текст и контекст, № 3, 2000. Цвигун Т.В. Логоцентрические тенденции в русской рок-поэзии / Русская рок-поэзия: текст и контекст, № 6, 2002.
систематизировано им самим. Сборник «Верпа» объединён общей художественной идеей, в его состав входят произведения крупных поэтических жанров. В последующие годы стихотворения А.Л. Хвостенко появляются обособленно друг от друга. Они могут перекликаться, но единого цикла не образуют. К тому же налицо переход автора к принципам традиционной поэтики. Можно сказать, что авангардный период творчества дал А.Л. Хвостенко право свободного оперирования этими принципами без подозрения в эпигонстве и подражании.
13
Данная работа - один из ряда современных литературоведческих опытов анализа алогичных текстов с новым семантическим строем, структурированных в парадигме, неподвластной традиционным подходам. В работе изучаются проблемы поэтики, эстетики и генезиса художественных произведений
A.Л. Хвостенко, а также устанавливается роль фигуры А.Л. Хвостенко в истории русской литературы.
Обращаясь к творчеству А.Л. Хвостенко, мы используем научный инструментарий, предназначенный для анализа авангардных поэтических текстов, и рассмотрим творчество поэта с точки зрения исторической поэтики, проведём исследование того, каким образом он оперирует готовыми знаковыми системами в культуре и, опираясь на какие принципы, он преобразует их в своей поэтике.
Мы полагаем, что такой подход позволит соединить функциональный анализ поэтики автора и координацию его творчества в историко-литературном процессе.
Не стремясь выявить все возможные культурные традиции, следы влияния которых мы можем обнаружить в творчестве А.Л. Хвостенко, мы остановимся на
13
Неспроста М.Н. Липовецкий называет одну из своих последних книг «Паралогии», Д.Н. Дубницкий выпускает культурологический труд «О парадоксах», где отводит именно парадоксам роль двигателей культуры, а одна из центральных монографий М.Н. Эпштейна носит название «Парадоксы новизны». В.А. Соснора, Г.Н. Айги, Г.В. Сапгир также удостоились отдельных монументальных исследований: Соколова О.В Неоавангардная поэзия Г.Н. Айги и
B.А. Сосноры. Дисс. ... к.филол.н. Томск, 2007, Ермакова Г.А. Эстетические основы художественного мира Г.Н. Айги. Дисс. ... д. филол. н., Чебоксары, 2004, Двойнишникова М.П. Система жанров лирики Генриха Сапгира. Дисс. ... к.филол.н., Челябинск, 2011 и т.д.
основных культурных традициях, непосредственно включённых в формирование авторской концепции творчества.
Мы считаем наиболее продуктивным понятие «творческий хронотоп», так как оно включает в себя зачастую и субъектно-объектную, и пространственно-временную организации текста. Под термином «творческий хронотоп» мы подразумеваем закономерную взаимосвязь пространственных и временных отношений, возникающих в процессе самого творчества. Это пространственно-временная организация не только и не столько событий внутри художественного текста, сколько взаимодействие систем «автор-произведение», «автор-читатель», рецепции произведения и «традиционного» хронотопа во взаимодействии автора-творца и имплицитного читателя. Это понятие введено в литературоведение М.М. Бахтиным14, развито и применено при анализе постмодернистских произведений М.Н. Липовецким15. В понимании М.М. Бахтина, творческий хронотоп есть неотделимая часть любого художественного хронотопа, но он существует отдельно от миметического хронотопа. В понимании М.Н.Липовецкого, творческий хронотоп есть основной вид пространственно -временной организации всей литературы постмодернизма, и с этой точки зрения он противопоставлен миметическому хронотопу.
Творческий хронотоп исследуется нами прежде всего применительно к поэтике художественных произведений А.Л. Хвостенко. При этом исследуется параллельно как следствие общих тенденций в историко-литературном процессе того времени, свойственных той эпохе, в которой он состоялся как художник, так и с методологической точки зрения, как исследовательский «конструкт», применимый фактически к любому произведению, но ярче всего обнажающий свою структуру в авангардном и постмодернистском искусстве.
Таким образом, основным вопросом поэтики автора мы считаем формы авторского присутствия в тексте произведения. За отсутствием в поэзии
14 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.402-403.
15 Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. С.51.
А.Л. Хвостенко традиционных форм лирического переживания, хронотопа, композиции мы выявляем особенности морфологии данных структурных элементов поэтики автора.
Материалом исследования являются поэтические и драматические произведения А.Л. Хвостенко, вошедшие в состав сборника «Верпа с продолжением», текст песни «Вальс-жалоба А.И. Солженицыну», написанный совместно А.Л. Хвостенко и А.Г. Волохонским, а также - интервью, воспоминания А.Л. Хвостенко и воспоминания о нём других лиц; кроме этого в качестве материала привлекались отдельные произведения В. Хлебникова, Данте, Я. Бёме, А.И. Солженицына.
Методологической основой диссертации явились научные принципы, выработанные формальной (Ю.Н. Тынянов. В.Б. Шкловский. Р.О. Якобсон), структурно-семиотической (Ю.М. Лотман) школами, работы М.М. Бахтина и исследования в области художественных систем авангарда и постмодернизма (Б.Е. Гройс, О. Хансен-Лёве, К. Гринберг, Т.В. Казарина, М.Н. Липовецкий).
В отдельных выводах мы опираемся на принципы рецептивной эстетики (в частности на труды П. Рикёра, В. Изера, Х.-Р. Яусса). В работе с культурологической оценкой авангарда и творчества А.Л. Хвостенко нам помогали работы К. Мангейма по теории поколений, Д.Н. Дубницкого по теории развития культуры и В.Ю. Михайлина по исторической и общественной роли мифа. При анализе мифопоэтики автора мы опираемся на работы Е.М. Мелетинского, Н.А. Богомолова.
Цель диссертации состоит в осмыслении творчества А.Л. Хвостенко как самостоятельного и уникального явления в истории русской литературы, в выявлении основных принципов поэтики автора и доминант художественной картины мира, а также в определении роли А.Л. Хвостенко в историко-литературном процессе.
Объектом исследования являются поэтические и драматические произведения А.Л. Хвостенко.
Предмет исследования - принципы построения художественного текста в творчестве А.Л. Хвостенко.
Вследствие такой постановки цели соответствующим представляется решение следующих задач:
1. Определить причины расцвета авангардного искусства в неофициальной советской культуре 1960-х годов.
2. Провести анализ структуры и выявить особенности авангардного мифа в поэзии А.Л. Хвостенко.
3. Установить основные принципы преобразования языка в творчестве А.Л. Хвостенко.
4. Выявить специфику литературного кода А.Л. Хвостенко.
5. Разработать научную концепцию творчества А.Л. Хвостенко на основе результатов анализа художественных произведений автора.
6. Определить характер преемственности творчества А.Л. Хвостенко в историко-литературном процессе и установить место творчества А.Л. Хвостенко в историко-литературном процессе в диахроническом и синхроническом ракурсах.
Научная новизна работы обусловлена: а) новизной материала (все анализируемые произведения А.Л. Хвостенко вводятся в научный оборот впервые) б) многоаспектным анализом основных принципов поэтики А.Л. Хвостенко в) определением литературного и культурного контекста, способствующего установлению места творчества А.Л. Хвостенко в истории русской литературы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты работы позволяют полноценно включить имя А.Л. Хвостенко в историю русской литературы, а также дополнить исследования андеграунда как культурной системы.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для преподавания истории литературы в высшей школе, в учебных пособиях и спецкурсах по советскому неофициальному искусству.
Положения, выносимые на защиту:
1. В своём творчестве А.Л. Хвостенко выстраивает миф, в основе которого лежит идея обновления культуры путём служения творческому началу человека, воплощённому в образе музы-богини Верпы. Функционирование мифа в поэзии
A.Л. Хвостенко осуществляется за счёт ритуально-мифологического комплекса, включающего в себя жанр камлания, сюжетику шаманской инициации и приёмы заклинательной поэзии.
2. В работе с языком А.Л. Хвостенко ориентируется на принципы синтаксической зауми, выдвигая на роль синтаксических единиц части раздробленного слова, принципы морфологической зауми и визуальной поэзии.
3. В основе литературного кода А.Л. Хвостенко лежат принципы введения в заумный язык поэзии элементов предшествующей литературной традиции (имена писателей и поэтов, прямые и непрямые цитаты) и искажения их в соответствии с логикой языкового творчества, распространяющейся на произведение.
4. Поэтика А.Л. Хвостенко базируется на ряде основных принципов литературного авангарда (прямое воздействие на реципиента, поиск онтологически безусловных основ творческого акта и языка, отказ от миметического воспроизведения действительности и т.д.) и в стремлении создать язык «подлинной реальности» наиболее тесно коррелирует с творческим методом
B. Хлебникова.
5. Помимо авангардных принципов работы с языком А.Л. Хвостенко использует приёмы традиционной поэтики такие, как цветовая, растительная, зооморфная метафорика, использование конкретной эмоции в качестве смыслообразуюшего элемента поэтики стихотворного текста.
6. Центральным сюжетом в поэтике А.Л. Хвостенко является онтологизация единичного бытового случая, сопровождающаяся ритуально-экстатическим переходом самого поэта и языка поэзии на трансцендентный уровень реальности и дальнейшим созиданием этой реальности.
7. Концепция творчества А.Л. Хвостенко заключается в пропаганде общечеловеческих ценностей путём создания герметичного художественного пространства для ограждения его от влияния идеологии.
В ходе исследования мы определяем факторы, повлиявшие на становление творческого метода автора, а также на выбор авангардной художественной системы в качестве базисной. Для нас важно, как и почему в социокультурной ситуации 1960-х годов в СССР андеграунд становится местом, где одна за другой создаются мифопоэтики, каждая из которых стремится построить замкнутое культурное пространство.Миф становится системообразующим элементом и для поэтики А.Л. Хвостенко, и потому нас интересует, как структура авангардного мифа воплощается в поэтике автора.
Общественная и культурная жизнь шестидесятых в рамках научной рецепции чаще всего рассматривается как эпоха кризиса тоталитарной ментальности,16 роста протестных настроений и открытого их выражения. Творчество авторов-шестидесятников при этом классифицируется зачастую по мере их включенности в борьбу с проявлениями тоталитаризма и в общественную советскую жизнь в целом. Творчество же А.Л. Хвостенко тем интересно, что выходит за рамки подобной классификации, так как в принципе не функционирует в рамках советской культуры и общественных институтов. Существуя внутри советской культуры, оно функционирует в альтернативной культурной системе, существующей вне принципов советской тоталитарной детерминированности. И главная цель творческих усилий автора - дальнейшая герметизация этой системы, способствующая повышению её устойчивости.
16 Социокультурный феномен шестидесятых / Сост. В.И. Тюпа, О.В. Федунина. М.: РГГУ, 2008.
Глава 1. Художественная система авангарда и русский литературный авангард 1960-х годов
Для того чтобы теоретически обосновать результаты анализа поэтики А.Л. Хвостенко, прежде всего мы рассмотрели ряд научных концепций, исследующих роль авангарда в искусстве и культуре. В ходе их рассмотрения были определены основные, общие для всех концепций, принципы выделения авангарда в самостоятельную художественную систему. В дальнейшем создание мифа и жизнетворчество исследовалось нами как основные элементы поэтики авангарда, и мы установили, какова специфика авангардного мифа и как она влияет на специфику авангардного жизнетворчества. И наконец, мы рассмотрели специфику культуры советского андеграунда 1960-х годов для того, чтобы понять, почему именно внутри андеграунда происходит расцвет авангардного искусства. На основе результатов исследования были определены причины появления авангардной поэтики А.Л. Хвостенко в обозначенный период.
§1. Понятие авангарда в современной науке. Основы выделения авангарда в
отдельную художественную систему
1.1. Краткий обзор концепций авангарда
Прежде всего мы бы хотели остановить своё внимание на культурологических основаниях выделения авангарда в отдельную эстетическую систему. Это связано с тем, что в науке пока нет полного осмысления влияния художественного и, в частности, литературного авангарда на русскую культуру. Историческая же роль авангарда в понимании учёных колеблется от глобальной, движущей культуру всей страны силы до локальной, обеспечивающей
17
узкоспециализированное новаторство художественной системы17. В рамках постановки проблемы мы попробуем выявить общекультурные основы появления
17
Вопрос фактически сводится к тому, смог ли авангард выполнить работу по преобразованию культуры и может ли он это сделать в принципе.
авангарда при помощи теории культуры Д.Н. Дубницкого. Поэтому мы не будем подробно описывать классические концепции авангарда, лишь схематично введя их область анализа, но обратим наше внимание на концепции, напрямую не связанные с осмыслением авангарда как эстетического феномена. Они помогут нам с иного ракурса увидеть культурные процессы, стоящие у истоков авангарда, и обнажить связи между различными волнами авангарда и иными литературными течениями. Начнём с признанных научным сообществом концепций авангарда.
Наиболее общий подход к проблеме возникновения авангарда
продемонстрирован в теории «исторического авангарда», разработанной
18
О.А. Клингом . В рамках этой теории авангард представляет собой определённый набор художественных установок (таких как эксперименты в области художественной формы, художественная автономность и отрицание искусства предшествующих эпох), свойственных литературному процессу переходных этапов в развитии культуры и знаменующих кризис действующей до этого стабильной художественной парадигмы. Коренные изменения в принципах художественного творчества, свидетельствующие о сдвигах в мировоззренческих установках и провоцирующие дальнейшую их смену, представляют собой авангардные явления. Согласно этой теории, авангардные явления - маркер определённой переходной культурной ситуации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Дружеское послание как вид художественной коммуникации в культуре позднесоветского андеграунда 1970 - 1980-х гг.2002 год, кандидат искусствоведения Глушакова, Татьяна Сергеевна
Абсурдизм как художественная идеология: На материале неофициального искусства Ленинграда второй половины 1960-х годов1999 год, кандидат искусствоведения Савицкий, Станислав Анатольевич
Неоавангард в русскоязычной поэзии 2-й половины ХХ – начала ХХI века2023 год, доктор наук Павловец Михаил Георгиевич
Феномен маргинальности в литературе русского авангарда первой трети ХХ в.2012 год, доктор филологических наук Тернова, Татьяна Анатольевна
Поэтика Андрея Вознесенского: визуализация, архитектоника текста, авангардная традиция2017 год, кандидат наук Михалькова Софья Михайловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дробинин Григорий Дмитриевич, 2015 год
Источники
1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Библейское общество, 1993. - 1376 с.
2. Бёме, Я. Аврора, или Утренняя Заря в восхождении. - М.: Амфора, 2008. - 512 с.
3. Волохонский, А.Г. Хвостенко А.Л. Чайник вина: Стихи и музыка. -М.: ПРОБЕЛ-2000, 2006. - 205 с.
4. Данте, А. Божественная комедия. - М.: Правда, 1982. - 640 с.
5. Джойс, Дж. Уэйк Финнеганов: пер. с ирл. А.Г. Волохонского. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.james-joyce.ru/works/anri-volhonskiy-text.htm (дата обращения 25.05.2012).
6. Ентин, Л. Предисловие к шестому изданию «Верпы». // Антология новейшей русской поэзии «У Голубой Лагуны» - Псков: В. Орлов, 2006. - Т.2А. - С. 380-381.
7. Солженицын, А.И. Как нам обустроить Россию: Посильные соображения. - Л.: Советский писатель, 1990. - 64 с.
8. Хлебников, В. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. - Т. 1 , 2, 6 кн. 1.
9. Хвостенко, А.Л. Верпа. - Тверь: Kolonna publications - Митин журнал, 2005. - 448 с.
10. Хвостенко, А.Л. Максим. Повествование. Неопубликованные отрывки. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/ra/2005/10/hv2.html (дата обращения 01.04.2015).
11. Хвостенко, А.Л. Пир. // [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/ra/2005/1/hvo24.html (дата обращения 21.03.2015).
195
Интервью, мемуары
12. Зарецкая, Е. Алексей Львович Хвостенко: любовь и бессмертие гения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detira.ru/arhiv/14_2005/memuary.php (дата обращения 01.04.2015).
13. Кедров, К.А. ХВ ост. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detira.ru/arhiv/14_2005 (дата обращения 01.04.2015).
14. Про Хвоста. / Сост. А. Плигин. - М.: Пробел, 2013. - 648 с.
15. Хвостенко, А.Л. Работать надо адски. / Беседу вел Е. Степанов // [Электронный ресурс] URL: http://futurum-art.ru/interviews/xvostenko.php (дата обращения 05.09.2014 г.).
16. Хвостенко, А.Л. Я вообще не хотел уезжать. / Беседу вел Е. Малинин // [Электронный ресурс] URL: http://russ.ru/culture/song/20040406_xvost.html (дата обращения 05.09.2014 г.).
17. Хвостенко, А.Л. Никакое трагическое мироощущение мне не присуще... / Беседу вёл В. Алексеев // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 2. - С. 251-257.
18. Хвостенко, А.Л. Пьянка, искусство, прием друзей - все шло параллельно... / Беседу вели Е. Калашникова и С. Силакова // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 72. - С. 257-266.
Исследования
19. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука-классика, 1981. - 480 с.
20. Адорно, Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001. - 527 с.
21. Айзенберг, М.Н., Арабов Ю.Н., Байтов Н.В., Гройс Б.Е., Жданов И.Ф., Паперный В.З., Санчук В.Г., Сапгир Г.В., Седакова О.А., Файбисович С.Н., Цветков А.П. Андеграунд вчера и сегодня. // Знамя. - 1998. -№ 6. - С. 172-175.
22. Аймермахер, К. От единства к многообразию: Разыскания в области «другого» искусства 1950-х - 1980-х годов. - М.: Изд-во РГГУ, 2004. - 374 с.
23. Байби, Д. Эволюция грамматики: время, вид и модальность в языках мира. [Электронный ресурс]. иЕЬ:кйр://Нп§уагшт.ог§/та1вакЛгаш/ Bybee_et_al_1994-ch1-rus.htm (дата обращения 01.04.2015).
24. Балла, О. На грани языка: Поэт-шаман, теоретики и младшие школьники. // Ех ньпб. - 2006. - № 30 (379). - С. 7-12.
25. Барт. Р. Смерть автора. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 384-391.
26. Бахтинский сборник. М.: Изд-во РГГУ, 1991. - Вып. 2. - 524 с.
27. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского: к изучению дисциплины. - М.: Художественная литература, 1972. - 470 с.
28. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
29. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров. // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5. - С. 159-206.
30. Белая, Г.А. Два лика русского авангарда 20-х годов. // Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы XX века / Сост. Г.А. Белая. - М.: Изд-во РГГУ, 2003. - С. 367-381.
31. Белая, Г.А. Новаторство подлинное и мнимое. // В поисках нового содержания: Советская литература 70-х - первой половины 80-х гг. - М.: ИМЛИ РАН, 1989. - С. 233-253.
32. Бердяев, Н.А. Философия свободы; Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 607 с.
33. Бирюков, С.Е. Авангард. Сумма технологий. // Вопросы литературы. -1996. - Вып. 5. - С. 21-35.
34. Бирюков, С.Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. - М.: Наука, 1994. - 288 с.
35. Бирюков, С.Е. Любовь к трем авангардам: Разрозненные заметки. // Арион: Журнал поэзии. - 2000. - №3. - С. 60-72.
36. Бирюков, С.Е. О максимально минимальном в авангардной и поставангардной поэзии. // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 23. - С. 290-293.
37. Бирюков, С.Е. Фонема и уровень звука в поэтических системах XX века - путь к мировому заумному языку. // Вестник Общества Велимира Хлебникова. - 1996. - № 1. - С. 113-122.
38. Бирюкова, С.С., Бирюков, С.Е. Проективные теории русского авангарда: музыкально-поэтический аспект. // Вопросы онтологической поэтики.
- 1998. - С. 122-128.
39. Богомолов, Н.А. Заумная заумь. // Вопросы литературы. - 1993. - Вып 1. - С. 302-311.
40. Богомолов, H.A. «Дыр бул щыл» в контексте эпохи. // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 72. - С. 172-192.
41. Буренина, О.Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины XX века. - СПб.: Алетейя, 2005. - 332 с.
42. Виппер, Б. Искусство без качества. // Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы XX века / Сост. Г.А. Белая. - М.: Изд-во РГГУ, 2003.
- С. 190-197.
43. Вишнякова, Н.В. Последний вагант: о поэзии Алексея Хвостенко. // Литературная учеба. - 2009. - № 6. - С. 80-96.
44. Гаспаров, М.Л. Избранные статьи. - М.: Новое литературное обозрение, 1995. - 478 с.
45. Герасимова, А.Г. Проблема смешного в творчестве обэриутов. Дис. ... канд. филол. наук. - М., 1988. - 176 с.
46. Герасимова, А.Г. ОБЭРИУ: Проблема смешного. // Вопросы литературы. - 1988. - № 4. - С. 48-79.
47. Григорьев, В.П. Будетлянин. - М.: Языки русской культуры, 2000. -
812 с.
48. Григорьев, В.П. Велимир Хлебников в четырехмерном пространстве языка. Избранные работы. 1958-2000-е годы. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 816 с.
49. Григорьев, В.П. Взлеты и падения авангарда. // Жизнь языка: Сб. ст. к 80-летию М.В. Панова / Сост. Л. А. Капанадзе. - М.: Языки славянской культуры,
2001. - С. 301-311.
50. Григорьев, В.П. Хлебников и авангард. // Искусство Авангарда: язык мирового общения: Материалы международной конференции 10-11 декабря 1992 г., посвящённой 110-летию со дня рождения Д. Бурлюка. - Уфа: Восток, 1993. -С. 24-40.
51. Гринберг, К. Авангард и китч. [Электронный ресурс]. URL: http://xz.gif.ru/numbers/60/avangard-i-kitch.html (дата обращения 22.03.2015).
52. Грицман, А.Ю. Симпозион, или Пир искусств: Русские художники в Париже. // Сетевая словесность. - 1999. - № 9. - С. 142-145.
53. Гройс, Б.Е. Искусство утопии. - М.: Художественный журнал, 2003. -
457 с.
54. Гройс, Б.Е. Политика поэтики. - М.: Ad Marginem, 2013, - 400 с.
55. Гройс, Б.Е. Рождение социалистического реализма из духа русского авангарда. // Вопросы литературы. - 1992. - № 1. - С. 42-61.
56. Гюнтер, X. Художественный авангард и социалистический реализм. // Вопросы литературы. - 1992. - Вып. 3. - С. 161-175.
57. Давыдов, Д.М. Рок или шансон: пограничные явления. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - 2000. - № 3. - С. 135-147.
58. Двойнишникова, М.П. Система жанров лирики Генриха Сапгира. Дис. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2011. - 199 с.
59. Деринг-Смирнова, И.Р., Смирнов, И.П. «Исторический авангард» с точки зрения эволюции художественных систем. // Russian Literature. - 1980. - №8. - C.418-439.
60. Деготь, Е.Ю. История Русского искусства. Кн. 3:. - М.: Трилистник,
2002. - 224 с.
61. Дубницкий, Д.Н. Факторы культурной мотивации. - СПб.: Алетейя,
2009. - 334 с.
62. Дубницкий, Д.Н. О парадоксе. - СПб.: Алетейя, 2013. - 262 с.
63. Дуганов, Р.В. Велимир Хлебников. Природа творчества. - М.: Советский писатель, 1990. - 352 с.
64. Дугаров, Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). - М.: Наука, 1991. - 300 с.
65. Ермакова, Г.А. Эстетические основы художественного мира Г.Н. Айги. Дисс. ... доктора филол. наук. - Чебоксары, 2004 - 418 с.
66. Жаккар, Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. - СПб.: Академический проект, 1995. - 472 с.
67. Жирар, Р. Насилие и священное - М.: Новое литературное обозрение,
2010. - 448 с.
68. Жирмунский, В.М. Поэтика русской поэзии. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 496 с.
69. Житенев, А.А. Поэзия неомодернизма. - СПб.: ИНА-ПРЕСС, 2012. -
480 с.
70. Зырянова, О.Н. Поэтика абсурда в русской драме второй половины ХХ - начала XXI вв. Дис.... канд. филол. наук. - Красноярск, 2010. - 223 с.
71. Иванов, Вяч.Вс. Классика глазами авангарда. // Иностранная литература. - 1989. - № 11. - С. 226-231.
72. Иоффе, Д. Жизнетворчество русского модернизма sub specie semioticae. Историографические заметки к вопросу типологической реконструкции системы жизнь-текст. // [Электронный ресурс] URL: http://www.nsu.ru/education/virtual/cs8ioffe.pdf (дата обращения 01.04.2015).
73. Казарина, Т.В. Три эпохи русского литературного авангарда (эволюция эстетических принципов). - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. - 620 с.
74. Кедров, К.А. Алексей Хвостенко - поэт свободы. // Известия. - 1991. -№ 283. - С. 18-22.
75. Кедров, К.А. Вино свободы и город золотой. // Русский курьер. -2 июля 2004. - С. 11-19.
76. Киричук, Е.В. Концепция комического во французской авангардной драме: генезис и этапы развития. Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Самара, 2009. - 23 с.
77. Клинг, О.А. Три волны авангарда. // Арион. - 2001. - № 3. - С. 86-97.
78. Клинг, О. А. Футуризм и «старый символистский хмель». // Вопросы литературы. - 1996. - № 5. - С. 56-62.
79. Корниенко, О.А. Типология форм игровой поэтики в литературе. // Актуальш проблеми слов'янсько!' фшологп: - 2009. - Вып. 20. - С. 436-450.
80. Кобринский, А.А. Авангард после авангарда. // Дружба народов. -2004. - № 4. - С. 182-196.
81. Кобринский, А.А. Неустановленный авангард. // Дружба народов. -2003. - №9. - С. 213-215.
82. Констриктор, Б. Дышала ночь восторгом самиздата. // Лабиринт/Эксцентр. - 1991. - № 1. - С.35-50.
83. Кривулин, В.Б. Охота на Мамонта. - СПб.: БЛИЦ, 1997. - 400 с.
84. Кривулин, В.Б. Золотой век самиздата. // Самиздат века. / Сост. А.И.Стреляный, Г.В.Сапгир, В.С.Бахтин, Н.Г.Ордынский. - Минск-М.: Полифакт, 1997. - С.342-354.
85. Крусанов, А.В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3-х т. - СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. - Т.1.- 320 с.
86. Крусанов, A.B. Русский авангард: 1907 - 1932 (Исторический обзор): В 3-х т. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - Т.2. В 2 кн. - 808 с. + 608 с.
87. Кузьминский, К.К. Архаисты. // Антология новейшей русской поэзии «У Голубой Лагуны» / Сост. К.К. Кузьминский, Г.Л. Ковалев. - Псков: В.Орлов, 2006. - Т. 2А. - С. 103-115.
88. Кузьминский, К.К. Битник и каббалист: Алеша Хвостенко, Анри Волохонский. // Сост. К.К. Кузьминский, Г.Л. Ковалев. - Псков: В.Орлов, 2006. -Т. 2А. - С. 226-229.
89. Кузьминский, К.К. О песнях Анри Волохонского и Алексея Хвостенко // Сост. К.К. Кузьминский, Г.Л. Ковалев. - Псков: В.Орлов, 2006. - Т. 2А. - С. 355-357.
90. Кузьминский, К.К. Резёрч /или ризёрч, рисёрч. /| Антология новейшей русской поэзии «У Голубой Лагуны» // URL: http://kkk-bluelagoon.ru/tom2a/xvostenko3.htm (дата обращения 05.09.2014 г.).
91. Кукулин, И.В. Альтернативное социальное проектирование в советском обществе 1960-х - 1970-х годов, или Почему в современной России не прижились левые политические практики. // Новое литературное обозрение. -2007. - №6 (88). - С.169-201.
92. Курицын, В.Н. Русский литературный постмодернизм. - М.: ОГИ, 2000. - 288 с.
93. Лейдерман, Н.Л. Теория жанра. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2010. -
904 с.
94. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий М.Н. Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме. // Новый мир. - 1993. - № 7. - С. 18-29.
95. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий М.Н. Неофутуристы: В.Казаков, В. Соснора, Г. Айги: Неоавангард // Современная русская литература: 1950 - -1990-е годы: В 2-х т. - М.: Academia, 2006. - Т. 1. - С. 379-390.
96. Лекманов, О. Олег Григорьев и ОБЭРИУ: к постановке проблемы. // Поэтика исканий, или поиск поэтики. Материалы международной конференции-фестиваля «Поэтический язык рубежа XX-XXI веков и современные литературные стратегии» 16-19 мая 2003 г. - М., 2004. - С. 58-61.
97. Лён, С. В нетях. - М.: Вест-консалтинг, 2010. - 134 с.
98. Лён, C. Столбы за болотцем с колючей проволокой. - М.: Библиотека журнала «Футурум АРТ», 2010. - 204 с.
99. Лён, С. Как все начиналось. // Дети Ра. - 2008. - № 6(44). - С. 34-47.
100. Липовецкий, М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 848 с
101. Липовецкий, М.Н. ПМС (постмодернизм сегодня). // Знамя. - 2002. -№ 5.- С. 29-45.
102. Липовецкий, М.Н. Присутствуя настолько, насколько позволяет отсутствие. // Знамя. - 2005. - № 9. - С.15-33.
103. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. - Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1997. - 317 с.
104. Липовецкий, М.Н. "Шестидесятники" как "потерянное поколение": трагикомедии Александра Вампилова (1937-1972). // Континент. - 2000. - № 104. - С.52-60.
105. Лосев, Л. Тулупы мы. // Сост. К.К. Кузьминский, Г.Л. Ковалев. -Псков: В.Орлов, 2006. - Т. 2А. - С. 74-97.
106. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л.: Просвещение, 1972. - 272 с.
107. Лотман, Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПб, 2005. - 704 с.
108. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство-СПб, 1996. - 848
с.
109. Лурье, Л.Я. Алексей Хвостенко, русский битник. // [Электронный ресурс] URL: http://gorod.spb.ru/articles/1270 (дата обращения 31.03.2015).
110. Лурье, Л.Я. Как Невский проспект победил площадь Пролетарской диктатуры. // Звезда. - 1998. - № 8. - С. 210-213.
111. Мангейм, К. Проблема поколений. // Новое литературное обозрение. -1998. - №2 (30). - С. 7-47.
112. Марков, В.Ф. История русского футуризма. - СПб.: Алетейя, 2000. -
415 с.
113. Маслёнкова, Н.А. Поэтика Д. Хармса (лирика и эпос). Дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2000. - 180 с.
114. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. - М., Наука. 1976. - 407 с
115. Михайлин, В.Ю. Дочери Мнемосины: кто такие Музы и почему они врут. // Новое литературное обозрение. - 2008. - №93. - С. 108-128.
116. Михайлин, В.Ю. Тропа звериных слов: Пространственно-ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. - М.: НЛО, 2005. - 540 с.
117. . Медведев, К.Ф. Алексей Хвостенко. Колесо Времени // Русский журнал. - 1999. - № 106. - С. 20-34.
118. Нестеров, А.В.. Герменевтика, метафизика и «другая критика» // Новое литературное обозрение. - 2003- .№ 61. - С. 75-97.
119. Никольская, Т.Л. Авангард и окрестности. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. - 320 с.
120. Никонова, Р. Уктусская школа. // Новое литературное обозрение. -
1995. - № 16. - С. 221-238.
121. Нире, Л. Единство и несходство теорий авангарда. // От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятипятилетия Е.М. Мелетинского - М.: Изд-во «Российский университет», 1993. - С. 321-333.
122. Новиков, В.И. Айги Геннадий Николаевич. // Новиков В.И. Заскок: эссе, пародии, размышления критика. 1986-1997. - М.: Книжный сад, 1997. -С.210-214.
123. Новикова, В.Ю. Семантика абсурда. - Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2005. - 149 с.
124. Нонконформисты. Второй русский авангард 1955-1988. Собрание Бар-Гера. / Под ред. Х.-П. Ризе. - Кёльн: Wienand, 2004. - 320 с.
125. Орлицкий, Ю.Б. Визуальный компонент в современной русской поэзии. // Новое литературное обозрение. - 1995. - № 16. - С. 181-192.
126. Орлицкий, Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. - М.: Изд-во РГГУ, 2002. - 688 с.
127. Павловец, М.Г. Поэмы Генриха Сапгира «Быть - может!» и «МКХ -мушиный след»: к вопросу об эсхатологии русского поэтического авангарда. // Полилог. - 2009. - № 2. - С. 59-71.
128. Паперный, В.З. Культура два. - М.: Новое литературное обозрение,
1996. - 379 с.
129. Правикова, Л.В. Типология дискурсов, регистры и жанры. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2012. - № 1. -С. 135-138.
130. Перепёлкин, М.А. Метафизическая парадигма в русской литературе 1970-х годов: формирование, структура, эволюция. Дис. ... доктора. филол. наук. - Самара, 2010. - 523 с.
131. Поспелов, Г.Г. Еще раз о русском авангарде. // Искусствознание. -1998. - №1. - С. 482-490.
132. Радин, Е.П. Футуризм и безумие: Параллели творчества и аналогии нового языка кубофутуристов. - М.: Salamandra P.V.V., 2011 - 94 с.
133. Рассадин, С.Б. Русская поэзия 1960-х годов. // Арион. - 1996. - № 4. -С. 82-90.
134. Рассадин, С.Б. Голос из арьергарда. // Знамя. - 1991. - № 12. - С. 203211.
135. Рассадин, С.Б. Шестидесятники. Книги о молодом современнике. // Юность. - 1960. - № 12. - С. 58-62.
136. Резвых, П.В. Якоб Бёме: язык тела и тело языка. // Новое литературное обозрение. - 2003. - № 63. - С. 258-271.
137. Рикёр, П. Модель текста: осмысленное действие как текст. // Социологическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 25-43.
138. Робель, JI. Айги. - М.: Аграф, 2003. - 218 с.
139. Ровнер, А.Б.Третья литература. // Ровнер А.Б. Третья культура. -СПб.: Медуза, 1996. - С.221-252.
140. Рубинштейн, Л.С. «Иди, куда влечет тебя свободный ум...»: Конференц-зал. // Знамя. - 1999. - № 6. - С. 82-86.
141. Руднев, В.П. Заметки о новом искусстве. II. Третья модернизация. // Даугава. - 1989. - № 5. - С. 46-60.
142. Рымарь, А.Н. Поэтика Д. Хармса и А. Введенского в контексте их философских исканий. // Вестник СамГУ. - 2002. -№ 3 (23). - С.117-122.
143. Рымарь, А.Н. Иероглифический тип символизации в художественном тексте (на материале поэтики А. Введенского). Автореф. дис.... канд. филол. наук.
- Самара, 2004. - 22 с.
144. Савицкий, С.А. Андеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной литературы. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 153 с.
145. Савицкий, С.А. Абсурдизм как художественная идеология: на материале неофициального искусства Ленинграда второй половины 1960-х годов. Автореферат дис. канд. искусствоведения. - СПб., 1999. - 25 с.
146. Савицкий, С.А. Хеленукты в театре повседневности: Ленинград. Вторая половина 60-х годов. // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 30. -С. 210-259.
147. Сажин, В.Н. Блок у Хармса. // Новое литературное обозрение. - 1994.
- №1. - С.140-147.
148. Сапгир, Г.В. Лианозово и другие: Группы и кружки конца 50-х // Арион. - 1997. - № 15. - С. 81-87.
149. Сарычев, В.А. Эстетика русского модернизма: проблема «жизнетворчества». - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1991. - 320 с.
150. Скарлыгина, Е.Ю. Неподцензурная культура 1960-1980-х годов и «третья волна» русской эмиграции. - М.: Изд-во факультета журналистики МГУ, 2002. - 92 с.
151. Скворцов, А.Э. Языковая и литературная игра как ведущий элемент стиля (на материале творчества А.Левина и В.Строчкова). // Ученые записки Казанского государственного университета. - 1998. - Т.135. - С. 266-274.
152. Соколова, О.В Неоавангардная поэзия Г.Н. Айги и В.А. Сосноры. Дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2007 - 258 с.
153. Социокультурный феномен шестидесятых / Сост. В.И. Тюпа, О.В. Федунина. - М.: Изд-во РГГУ, 2008. - 235 с.
154. Суховей, Д.А. Рифма-умолчание (на материале поэмы Генриха Сапгира «МКХ - Мушиный след»). // Новое литературное обозрение. - 2008. - № 90. - С. 49-55.
155. Тарасова, С.И. Русская авангардная поэзия 1960-70-х годов в оценке литературной критики. Дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2007. - 295 с.
156. Топоров, В.Н. Древо Мировое. // Мифы народов мира: Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1980. - С. 398-406.
157. Турчин, B.C. По лабиринтам авангарда. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248
с.
158. Тынянов, Ю.Н. Поэтика, история литературы, кино. - М.: Наука, 1977. - 576 с.
159. Тюпа, В.И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. - М.: Лабиринт, 2001. - 192 с.
160. Урбан, А.К. Философская утопия: (Поэтический мир В. Хлебникова). // Вопросы литературы. - 1979. - № 3. - С. 153-183.
161. Успенский, Б.А. Семиотика искусства. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.
162. Фрейденберг, О.М. Комическое до комедии. // Фрейденберг О.М. Миф и театр. - М.: Гитис, 1988. - С. 100-117.
163. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997. -
448 с.
164. Хансен-Леве, А. Эстетика ничтожного и пошлого в московском концептуализме // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 25. - С. 215-245.
165. Хансен-Леве, А. Русский символизм. - М.: Академический проект, 1999. - 512 с.
166. Хасен-Лёве, А. Русский формализм - М.: Языки русской культуры, 2001. - 672 с.
167. Харджиев, Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. - М.: Гилея, 1997. - Т. 1. -
392 с.
168. Харджиев, Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. - М.: Гилея, 1997. - Т. 2. -
320 с.
169. Хассан, И. Джойс, Беккет и постмодернистское воображение. // Филологос: Альманах факультета журналистики МГУ. - М.: 2002. - С. 48-61.
170. Хёйзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 464 с.
171. Чуркин, А.А. Русский акафист середины XIX - начала XX века как жанр массовой литературы. // [Электронный ресурс] URL: http://azbyka.ru/dictionary/01/churkin_akafist-all.shtml (дата обращения: 07.04.2015).
172. Цвигун, Т.В. Закон «сокращения текстовых усилий» в поэтических системах начала XX века. // Русская литература XX века: итоги столетия. Сборник трудов междунар. научн. конференции молодых ученых. Санкт-Петербург. -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - С. 34-39.
173. Цвигун, Т.В. Логоцентрические тенденции в русской рок-поэзии. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - 2002. - № 6. - С. 104-111.
174. Цвигун, Т.В. Практика vs. теория: о моделях текстопорождения в поэзии русского авангарда 10-30-х гг. // Внутренние и внешние границы филологического знания: Материалы Летней школы молодого филолога. Приморье. 1 -4 июля 2000 г. - Калининград: Изд-во Калининградского государственного университета, 2001. - С. 72-77.
175. Черняков, А. Заумь как лингвистический феномен. // [Электронный ресурс] URL: http://avantgarde.narod.ru/beitraege/ff/c_zaum.htm (дата обращения 31.03.2015).
176. Чудакова, М.О. Заметки о поколениях в советской России // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 30. - С. 175-209.
177. Шапир, М.И. Что такое авангард? // Сборник «Русская альтернативная поэтика». - М.: 1990. - С. 3-9.
178. Шапир, М.И. О «звукосимволизме» у раннего Хлебникова: («Бобэоби пелись губы...»: фонетическая структура). // Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования. 1911-1998. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 348-354.
179. Шапир, М. И. Эстетический опыт XX века: авангард и постмодернизм. // Philologica. - 1995. - № 3/4. - С. 135-143.
180. Шаулов, Сергей Михайлович. Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: реформа Мартина Опица и философия Якоба Бёме. Дис... доктора филол. наук. - Воронеж, 2009 - 466 с.
181. Шевченко, Е.С. Эстетика балагана в русской драматургии 1900-х -1930-х годов. - Самара: Изд-тво «Самарский научный центр РАН», 2010. - 484 с.
182. Шерванидзе, В.В. От авангарда к постмодернизму: тенденции литературного развития. // Литература XX века: итоги и перспективы изучения Сборник научных статей. - М.: Экон, 2003. - С. 70-74.
183. Шифрин, Б.Ф. О микроскопии авангарда: Научная лаборатория и художественный метод. // Русский авангард. Пути развития: Из истории рус. авангарда XX в.Сборник научных статей. - СПб.: Аполлон, 1999. - С. 104-108.
184. Шнейдерман, Э.М. Пути легализации неофициальной поэзии в 1970-е годы. // Звезда. - 1998. - № 8. - С.194-200.
185. Элиаде, М. Кузнецы и алхимики. // Элиаде М. Азиатская алхимия. -М.: Янус-К, 1998. - С. 140-273.
186. Элиаде, М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. - Киев: София, 2000. - 480 с.
187. Элиаде, М. Шаман и шаманская инициация. / Элиаде М. История веры и религиозных идей. - М.: Академический проект, 2009. - С. 23-45.
188. Эпштейн, М.Н. Искусство авангарда и религиозное сознание. // Новый мир. - 1989. - №2. - С. 222-235.
189. Эпштейн, М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков. - М.: Советский писатель, 1988. - 416 с.
190. Эпштейн, М.Н. Постмодернизм в России. - М.: Издательство Р. Элинина, 2000. - 368 с.
191. Юрчак, А.Б. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 640 с.
192. Якобсон, Р.О. Тексты, документы, исследования. - М.: Изд-во РГГУ, 1999. - 920 с.
193. Greenberg, C. Avant-garde Attitudes. // Greenberg C. The Collected Essays and Criticism. - Chicago: University of Chicago Press, 1986. - Vol 3. - Р. 65-98.
194. Eco, U. The Aesthetics of Chaosmos: The Middle Ages of James Joyce. -Cambridge: Harvard UP, 1989. - 327 p.
Словари, антологии и справочные издания
195. Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е -1980-е. / Под общей редакцией В.В. Игрунова. Сост. Барбакадзе М.Ш. -М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005. - 612 с.
196. Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1969. - Т. 1. - 608 с.
197. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. -М.: Русский язык, 1978. - Т.1. - 699 с.
198. Казак, В. Лексикон русской литературы ХХ века. - М.: РИК «Культура», 1996. - 493 с.
199. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2-х т. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - Т.2. - 688 с.
200. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
201. Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600 с.
202. Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1992. - Т.1. - 807 с.
203. Морские узлы. Словарь морских терминов. / Сост. Л. М. Скрягин. -М.: Транспорт, 1984 - 213 с.
204. Плужников, В.И. Термины российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. - М.: Искусство, 1995. - 159 с.
205. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. - Т. 1. - 725 с.
206. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.
207. Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. словарь: в 3-х т. / Под ред. Н.Н. Скатова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - Т.1.
- 733 с.
208. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост.
B. Н. Терёхина, А. П. Зименков. - М.: Наследие, 1999. - 480 с.
209. Самиздат века. / Сост. А.И. Стреляный, Г.В. Сапгир, В.С. Бахтин, Н.Г. Ордынский. - Минск-М.: Полифакт, 1997. - 1056 с.
210. Семиотика и авангард: Антология / Под общ. ред. Ю.С. Степанова. -М.: Академический проект; Культура, 2006. - 1168 с.
211. Строфы века. Антология русской поэзии. / Сост. Е.А. Евтушенко; -Минск-М.: Полифакт, 1997. - 1056 с.
212. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. - М.: Прогресс, 1986. - Т.1-4. - 562 с. + 671 с.+ 827 с.+ 855 с.
213. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. / Гл. ред.
C.С. Аверинцев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. - Т.2. - 671 с.
214. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. - М.: Русский язык, 1994. - Т.1,2. - 1128 с.
215. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб.: Изд-во «Брокгауз и Ефрон», 1890. - Т. 1. - 480 с.
216. Blue Lagoon Anthology of Modern Russian Poetry (Антология новейшей русской поэзии У Голубой лагуны): в 5 т. / Сост. К.К. Кузьминский и Г.Л. Ковалев. - New York, Oriental Research Partners. - 1980. -Vol.1. - 600 с.; 1983.
- Vol. 2А. - 635 с.; 1986. - Vol.3A. - 816 с.; 1986. - Vol.3B - 832 с; 1986. - Vol.4A.
- 680 с.; 1983. -Vol.4B. - 632 с.; 1986. - Vol.5A. -804 с.; 1986. - Vol. 5Б. -734 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.