Три эпохи русского литературного авангарда: эволюция эстетических принципов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор филологических наук Казарина, Татьяна Викторовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 455
Оглавление диссертации доктор филологических наук Казарина, Татьяна Викторовна
ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМА АВАНГАРДА В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ.
ЧАСТЬ I
1. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОРНИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО АВАНГАРДА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФУТУРИСТОВ «ГИЛЕИ».
1.1. Рецепция идей европейской философии в творчестве художников русского авангарда. Влияние Фридриха Ницше и философии жизни на русскую литературу рубежа XIX - XX веков. а) Ф.Ницше: становление бытия и проблема культуры. б) Концепция искусства и эстетической деятельности в философии Ницше и творчестве авангардистов.
1.2. Литературные истоки творчества авангардистов. Модернизм и авангард. а) Отказ от институциальной замкнутости искусства. б) Концепция языка у символистов и футуристов.
1.3. Живопись авангарда как источник идей и технологических приёмов словесного искусства. а) «Футуризм слова». б) «Кубизм слова». в) Супрематизм и заумь.
2. ПОЭТИКА ФУТУРИЗМА. а) Вещь. б) Работа футуристов с языком: «магическое слово». в) Творческий субъект.
2.1. Семантическая организация футуристического текста. а) Поэтика художественного пространства. б) Художественное время футуристических текстов. в) Каузальность.
2.2. Синтаксис футуристического произведения.
2.3. Прагматика кубофутуристического творчества.
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ АВАНГАРДА В ТВОРЧЕСТВЕ В.МАЯКОВСКОГО, В.ХЛЕБНИКОВА, А.КРУЧЁНЫХ.
3.1. Борьба за овеществление языка в художественной практике Владимира Маяковского.
3.2. Поиски позитивного равновесия между языком и предметностью мира в поэтике Велимира Хлебникова.
3.3. Абсолютизация прав творческого субъекта в эстетической программе
Алексея Кручёных.
ВЫВОДЫ.
ЧАСТЬ II
1. ФИЛОСОФИЯ И ЭСТЕТИКА ГРУППЫ «ОБЭРИУ».
1.1 «Обэриуты» и «чинари»: вопрошание как способ общения с реальностью. 199 1.2. Картина мира в творчестве авангардистов второго поколения.
2. ПОЭТИКА ОБЭРИУТОВ.
2.1 Уровень семантики. а) Предмет в смысловом пространстве обэриутского мира. б) Язык. в) Динамика бытия: время и пространство в концепции обэриутов. г) Каузальность. д) Творческий субъект.
2.2. Синтактика художественного текста.
2.3. Прагматика художественного произведения.
3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЭРИУТОВ.
3.1. Мир вещей в «Столбцах» Николая Заболоцкого.
3.2. Тема творческого «я» в поэзии Николая Олейникова.
3.3. Даниил Хармс: борьба дискурса и текста.
3.4.Поэтика Александра Введенскот о: жизнь знака и смерть человека.
ВЫВОДЫ.
ЧАСТЬ III
1. ТРЕТЬЯ ЭПОХА РУССКОГО АВАНГАРДА: КОНЦЕПТУАЛИЗМ.
1.1. Условия возникновения авангарда-3. Характер художественного творчества конценгуалистов. Стадии и формы развития российского концептуализма.
1.2. Концептуализм в России и на Западе. Философский смысл деялельности концептуалистов.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КОНЦЕПТУАЛИСТОВ.
2.1. Конкретизм (творчество поэтов «лианозовской школы»). а) «Барачная поэзия» Игоря Холина. б) «Стихи из неглавных слов» Яна Сатуновского. в) «Безъязыкость» языка: Всеволод Некрасов. г) Игровая реальность Генриха Сапгира.
2.2. Соц-арт как технология десакрализации стратегий власти. а) Дмитрий Александрович Пригов: поиски идентичности. б) Владимир Сорокин: подведение итогов деятельноеги авангарда.
2.3. «Зрелый» концептуализм: парадигма художественного мышления. а) Наделение реальности смыслом в акциях группы
Коллективные действия». б) Идеи и принципы концептуализма в поэзии Льва Рубинштейна. в) Языковые игры Аркадия Бартова.
ВЫВОДЫ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Концепция слова в дискурсе русского литературного авангарда первой трети XX века2007 год, доктор филологических наук Шукуров, Дмитрий Леонидович
Эстетика и поэтика обэриутов2005 год, кандидат филологических наук Коновалова, Анна Юрьевна
Поэтика "ОБЭРИУ" в контексте русского литературного авангарда ХХ века1999 год, доктор филологических наук Кобринский, Александр Аркадьевич
Русский поэтический концептуализм и его осмысление в прессе2010 год, кандидат филологических наук Якушина, Ирина Леонидовна
Русская авангардная поэзия 1960-70-х годов в оценке литературной критики2007 год, кандидат филологических наук Тарасова, Светлана Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Три эпохи русского литературного авангарда: эволюция эстетических принципов»
Актуальность исследования определяется необходимостью теоретического осмысления той роли, которую сыграли литература и искусство авангарда в культуре XX века. На данном этапе огромный материал, связанный с практикой русского авангарда, нуждается в систематизации и рассмотрении в рамках общей концепции, позволяющей судить о единых эстетических основаниях и принципах работы авангардистов всех поколений. Важно понять, чем связаны относительно самостоятельные периоды его развития, существует ли у его разновременных проявлений некая единая основа, можно ли говорить об эстетической природе авангарда, имея в виду одновременно всё, что им создано. Именно в этом мы видели свою задачу - в уяснении того, действительно ли существует принципиальное родство между такими разными формами творчества, как, например, поэзия «громовержца» В.Маяковского и «полунемые» стихи Вс.Некрасова, или, скажем, «провиденциальный лепет» В.Хлебникова и чудовищные гротески В.Сорокина. Мы стремились понять, какого рода «эстафета» передаётся от одного поколения авангардистов другому и сохранился ли у создателей авангарда-2 (обэриутов) и авангарда-3 (концептуализма) изначальный импульс раннего, классического авангарда.
В диссертации предлагается модель для объяснения мировоззренческих истоков авангардной деятельности, эстетических принципов, лежащих в её основе, тех видоизменений, которые она претерпела в ходе исторической эволюции, и причин постепенного снижения активности авангарда к концу XX века.
Преимущественное внимание к эстетической природе авангарда, на наш взгляд, позволяет уйти от описательности, приблизительности и субъективизма в понимании и оценке как явления в целом, так и его самостоятельных этапов, форм художественной деятельности и конкретных результатов.
Предмет исследования - творчество художественных объединений, деятельность которых представляется наиболее репрезентативной для каждой стадии развития отечественного авангарда. Логика его возникновения и исходные эстетические принципы изучаются на материале творчества группы «Гилея» в целом и её ведущих художников, среди которых выделены В.Хлебников, В.Маяковский и А.Кручёных как представителей важнейших тенденций в работе объединения.
Развитие традиций классического авангарда в литературе 20-30-х годов рассматривается на примере творчества обэриутов - Н.Заболоцкого,
Н.Олейникова, Д.Хармса, А.Введенского - тех поэтов и писателей группы, чьи произведения в своей значительной части сохранились, доступны изучению и позволяют судить о доминирующих художественных стратегиях ОБЭРИУ1.
Российский авангард второй половины XX века развивался стремительно и проявлял себя в деятельности многих неофициальных творческих союзов и большого числа конкретных художников. Всё это создавало изменчивую и пёструю картину, и, соответственно, последняя глава нашего исследования оказалась особенно «густонаселённой». В ней сделана попытка охарактеризовать все основные тенденции в работе концептуалистов, важнейшие стадии в развитии этого направления, творчество его лидеров. Особое внимание уделяется «лианозовскому» этапу становления концептуализма (связанному с творчеством Е.Кропивницкого, И.Холина, Я.Сатуновского, Г.Сапгира, Вс.Некрасова и др.), поэтике соц-арта (Д.А.Пригов, Т.Кибиров, В.Сорокин и др.), характеру художественных поисков, которые велись поэтами и живописцами в решающей фазе существования концептуализма (группа «Коллективные действия», Л.Рубинштейн), и тогда, когда это искусство постепенно утрачивало свою связь с авангардом (А.Бартов).
Исследование велось на материале художественных текстов, с учетом теоретической программы (манифестов, статей, высказываний) авторов-авангардистов.
Цели и задачи исследования диктовались необходимостью 1) определить сущность оценку эстетической концепции русского авангарда, 2) рассмотреть важнейшие этапы художественной практики авангардистов в их взаимосвязи -как стадии реализации единого «авангардного проекта», 3) выявить варианты
1 Требования к объёму диссертации заставили нас вывести за пределы рассмотрения творчество К.Вагинова. О воплощении принципов ОБЭРИУ в его прозе говорится в наших работах: «Три эпохи русского литературного авангарда» (Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2004. - С.378-404); «Концепция культуры и искусства в романе К.Вагинова «Козлиная песнь» (Вестник СамГУ. 2002. №1 (23). - С. 83-94); Концепция игровой жизнестратегии в романе Константина Вагинова «Бамбочада» (Художественный язык эпохи. Самара, СамГУ, 2002.-С. 127-146). креативной стратегии авангарда, воплотившиеся на каждом из его самостоятельных этапов и, прежде всего, в деятельности ведущих художников-авангардистов.
Методология исследования. Поскольку в намерения авангардистов всех поколений входит изменение реальности путём использования семиотических механизмов, основным методом исследования в диссертации служит системный подход, сочетающий историко-литературный анализ художественной практики авангарда со структурно-семиотическим изучением его поэтики.
Методологической опорой данной работы явились прежде всего исследования, где в той или иной степени сопрягаются метафизические, эстетические и семиотические аспекты существования искусства - труды М.Бахтина, П.Флоренского, А.Белого, Р.Якобсона, Г.Винокура, Ю.Тынянова, В.Шкловского, П.Бюргера, Т.Адорно, Ю.Лотмана, В.Топорова, Б.Гаспарова, Ж.Деррида, Р.Барта, Ж.Бодрийяра, А. Ханзен-Леве, Е.Фарыно, И.Смирнова, Б.Гройса, М.Ямпольского, М.Рыклина, В.Подороги, М.Мейлаха, М.Шапира, Н.Рымаря, В.Тюпы, Е.Бобринской, Е.Тырышкиной, Н.Сироткина и др.
В диссертации предложена строгая последовательность рассмотрения важнейших аспектов философии и творчества авангардистов: 1) свойственного данному кругу художников понимания взаимоотношений материальной и знаковой реальности и функций творческого субъекта (философско-эстетический аспект); 2) семантической, синтактической и прагматической организации авангардного текста (семиотический аспект); 3) воплощения заявленных принципов в творчестве тех авторов, которые репрезентируют наиболее существенные возможности избранной данным объединением художественной стратегии (область индивидуальной художественной практики).
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нём 1) впервые рассматриваются все этапы деятельности русского литературного авангарда, 2) устанавливаются эстетические принципы, лежащие в основе его художественной практики, 3) определяется характер преемственности, существующей между важнейшими этапами деятельности авангарда,
4) выявляется спектр возможностей, реализованных авангардистами в их индивидуальном художественном творчестве, 5) исследуется взаимосвязь между авангардными явлениями в живописи и литературе XX в., 6) предлагается анализ творчества авторов, прежде не изучавшихся в рамках академического литературоведения, - Я.Сатуновского, А.Бартова.
Новизна исследования обозначена в ряде принципиальных положений, которые выносятся на защиту:
1. Искусство русского авангарда - род художественной деятельности, смысл которой заключается в преодолении фундаментального разрыва между материально-практической и знаковой областями действительности. Восстановление их единства понимается авангардистами всех поколений как слияние онтологической подлинности предметного мира, динамики языка и креативности творческого субъекта.
2. В борьбе за безусловность искусства авангардисты неизменно отождествляли онтологическое с творчески продуктивным, но это свойство на разных стадиях развития авангарда вменялось разным уровням, структурам и состояниям бытия. Первоначально онтологический статус имела бытийная динамика (у футуристов), затем - смысловая нерасчленённость «первобытия» (у обэриутов), в конце XX века (у концептуалистов) - тот опыт переживания целостности мира, который присутствует в коллективном восприятии.
3. Эстетический радикализм литературного авангарда подготовлен и обусловлен «революционным» характером тех явлений в области философского и художественного мышления, которым он наследует: жизнетворческими установками русского модернизма; свойственной неклассической философии рубежа Х1Х-ХХ веков интенции преодоления философской рассудочности ради приобщения единству становящегося бытия; характерной для живописи авангарда утопии воссоединения семиотической и эмпирической реальности.
4. Практическое воплощение программы авангарда на первой стадии его развития продемонстрировало, что идея «слияния» предметности, языка и авторской воли может быть воплощена в трёх основных версиях, предполагающих верховенство одного из этих начал: 1) художественное оцельнение реальности путём её редукции к предметному (путь В.Маяковского), 2) лидерство языка в общем синтезе (стратегия В.Хлебникова), 3) гегемонию автора (вариант А.Кручёных).
5. Авангардисты второго поколения - обэриуты - видели задачу искусства в приобщении творчески продуктивному «потенциальному» бытию. В триаде «предметность - язык - автор» первостепенными по значению становились воля автора, создающего механизмы сообщения с «миром за жизнью» (Д.Хармс), и художественный язык как «палимпсест», хранящий под наслоениями поздних записей «оттиски» отношений, свойственных ранним стадиям бытийного становления. Свойственная футуризму сознательная монологичность творчества в произведениях обэриутов заменялась диалогической соотнесённостью противоположных фаз существования явлений - тех, которые свидетельствуют о богатстве креативных возможностей бытия, и тех, где эти потенциальные возможности до неузнаваемости искажены в актуальных формах.
6. Деятельность авангардистов третьего поколения - концептуалистов -протекала в условиях засилия государственной идеологии и была направлена в первую очередь против неё. Согласно семиотической концепции авангарда-3, сформировавшейся под существенным влиянием структурализма, идеология представляет собой непрекращающуюся деятельность по переозначиванию, в результате которой вещи и явления утрачивают самостоятельное значение, онтологическую безусловность. Стремясь остановить этот процесс, концептуализм 1) ведёт поиск зон, где операция идеологического развеществления невозможна (конкретизм «лианозовской школы»); 2) дезавуирует методы работы советской идеологии (соц-арт); 3) разрабатывает методики «обратного переозначивания» - возвращения безусловности тем сторонам и проявлениям жизни, которые подверглись идеологической «переработке» («зрелый» концептуализм).
7. Эволюция авангарда вела к отказу от признания онтологической подлинности за теми проявлениями бытия, которые, в соответствии с изначальным замыслом, должны были лечь в основание новой, безусловной реальности. В конечном итоге это привело к признанию неосуществимости «авангардного проекта» и к переходу в постмодернистскую стадию художественной рефлексии.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 26 научных публикациях общим объемом 61 п.л. (см. список на стр. 453-454 данной диссертации) и в учебно-методической литературе: в учебных пособиях «Современная отечественная проза» - Самара, СаГА, 2000. - 15 п.л.; Русская литература и искусство «серебряного века». Программа курса. - Самара, СаГА, 2000. - 2 п.л.; Современная отечественная проза. Программа историко-литературного курса. - Самара, СаГА, 1999. - 1 п.л.
По материалам исследования в период с 2000-го по 2005-й год сделано 16 докладов на научных конференциях: шести внутрикафедральных (общая тема: «Художественный язык эпохи»; кафедра литературоведения и МХК Самарской гуманитарной академии, 2000-2005 гг.), четырёх межвузовских: с докладами «Эстетическое и утопическое в творчестве концептуалистов» («Философия в поисках онтологии» - Самара, СаГА, 2002), «Комическое у обэриутов» («Смех в литературе: семантика, аксиология, полифункциональность» - Самара, 2003), «Эстетика авангарда» («Онтология, эстетика, культура» - Самара, СаГА, 2004), «Проблема языка в поэзии и прозе Хармса» (Самара, 2005); шести международных: «Концепция культуры и искусства в романе К.Вагинова «Козлиная песнь» («Художественность литературы» - Самара, СамГУ, СНЦ РАН, 2001); «Проблема рационального в творчестве художников русского литературного авангарда» («Проблема рационального в неклассической философии» - Самара, СаГА, 2002); «Понимание «эстетического» в творчестве русских концептуалистов» («Язык литературы и искусства» - Самара, СамГУ, 2003); «Мир без «мира идей»: редукция бытия и статус субъекта в творчестве обэриутов» («Мир идей и взаимодействие художественных языков в литературе Нового времени» - Воронеж, ВГУ, 2003); «Проблема границы в русском художественном мышлении рубежа Х1Х-ХХ вв.» («Проблема границы в искусстве XX века» - Самара, Ин-т нем. культуры, 2003); «Субъект против субъекта (проблема преодоления страха в творчестве Александра Введенского)» («Морфология страха» - Самара, СНЦ РАН, СамГУ, 2005).
Результаты исследования включены в содержание курсов «Современная отечественная литература», «История русской литературы «серебряного века», «История русского искусства рубежа Х1Х-ХХ вв.», «Семиотика поведения» (спецкурс), «Модерн и авангард» (спецкурс), читающихся на философско-филологическом факультете Самарской гуманитарной академии.
Идеи диссертации пропагандировались в статьях литературного еженедельника «Цирк «Олимп» (1995-1998, Москва-Самара), циклах радио- и телепередач, посвященных современному художественному процессу.
Теоретическая и практическая значимость. Концепция русского авангарда, изложенная в диссертации, может быть использована в вузовском преподавании на культурологических и филологических факультетах при разработке теоретических и историко-литературных курсов, посвященных как изучению литературного процесса 20-го века в целом, так и истории русского художественною авангарда, его основных направлений и творчества конкретных художников. Материал диссертации может быть полезен при чтении спецкурсов по проблемам художественного языка XX века.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Концептуалистская стратегия как жанрообразующая система творчества Д.А. Пригова2010 год, кандидат филологических наук Погорелова, Ирина Юрьевна
Порождающие модели и художественная практика в поэзии неомодернизма 1960-х - 2000-х гг.2012 год, доктор филологических наук Житенев, Александр Анатольевич
Современный русский поставангард: Направления, модели, стратегии1999 год, кандидат искусствоведения Голынко, Дмитрий Юрьевич
Н. В. Гоголь и русский авангард2002 год, кандидат филологических наук Клягина, Лариса Рудольфовна
Становление и развитие поэтики изобразительности в послеоктябрьском творчестве В. Маяковского2011 год, кандидат филологических наук Чо Кю Юн
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Казарина, Татьяна Викторовна
ВЫВОДЫ
1. Искусство авангарда на всех стадиях его существования оппозиционно по отношению к тем областям человеческой жизни, где осуществляется «перепроизводство» форм опосредования между человеком и сферой онтологического. Для футуристов и обэриутов ими были соответственно культура и эмпирическая реальность. В свою очередь усилия художников авангарда-3 направлены на блокирование идеологической деятельности государства, понимавшейся как практика тотального означивания мира, то есть превращения жизненных реалий в означающие единого означемого - воли верховной политической власти. Целью концептуалистов было дезавуирование, деструкция или деконструкция результатов этой активности.
2. На раннем этапе развития концептуализма предметом творческого освоения были те области и формы человеческой жизни, которые не поддаются идеологическому развеществлению (маргинальное существование) и способы художественной репрезентации явлений, не допускающие расслоения на знаки и значения, такие как маргинализированная бытовая речь, сохранившая «синкретическое» единство слова и жеста, или игровая организация текста, разрушающая устойчивость идеологического дискурса.
3. Совмещавшиеся в деятельности конкретистов противоположные начала - деструктивное (нацеленное на противодействие идеологическим интенциям) и конструктивное (предусматривающее"создание альтернативной реальности) при своём обособлении явились основой для возникновения двух самостоятельных направлений внутри концептуализма - соц-арта как искусства, дезавуирующего языковые стратегии власти, и «зрелого» концептуализма, занятого поиском способов внеидеологического конструирования художественной реальности.
4. Деятельность соц-арта направлена на демифологизацию идеологии и демонтаж её механизмов. Идеология понимается здесь как область взаимопроникновения политики и эстетики, а художественное раскрытие внутренней механики идеологических манипуляций приравнивается к уничтожению их магического эффекта. Оценка властью тех или иных явлений как прекрасных, безобразных и т.д., с точки зрения художников соц-арта, не зависит от их реальных эстетических достоинств, а присваивается за определённые идеологические «заслуги». В этом отношении деятельность художников социалистического реализма сводится к выполнению идеологического заказа и имеет не сакральную, а ремесленную природу.
На поздней стадии развития соц-арта его художники нередко распространяют открытые ими правила соцреалистического текстопроизводства на искусство в целом (Д.Пригов) и даже придают им характер универсальных законов бытия (В.Сорокин). С этих позиций искусство исторического авангарда подчас оценивается как такое звено эстетического развития, где стратегии политической власти и художественного творчества впервые достигли полного слияния.
5. Конструктивная направленность работы концептуалистов проявляет себя в стремлении восстановить на новых основаниях разрушенную структуру взаимодействия между автором, текстом и реципиентом как единый источник смыслообразования. Такая деятельность была начата в рамках «лианозовской группы» и продолжена объединением «Коллективные действия», откуда вышел и целый ряд поэтов, искусствоведов и философов - Б.Гройс, М.Рыклин, М.Айзенберг, Л.Рубинштейн и др. Концептуализм в этом варианте осознанно исследует проблемы придания вещам нового смыслового статуса и ставит эту процедуру в прямую зависимость от активности воспринимающих, чей коллективный опыт позволяет оцельнять явления действительности, восстанавливая их связь с единством бытия. Акции концептуалистов и их литературные тексты инсценируют уже не разрушение культуры (как в футуризме) или эмпирической действительности (как у обэриутов), а восстановление смысловой связи между изолированными фрагментами предметной и языковой реальности.
6. В «зрелом» творчестве концептуалистов семантика и синтаксис текста утрачивают первостепенное значение: произведение становится не более чем посредником, необходимым для установления контакта между автором и реципиентом. В свою очередь художник делегирует роль творческого субъекта потребителю художественной продукции - читательской или зрительской аудитории, которая в ходе восприятия наделяет артефакт смыслом. Важнейшую роль в активизации восприятия играют контекстуальные перстановки, связанные со сближением несовместимых явлений (например, стилистически контрастных текстов), «подменой» авторства и др.
7. Концептуальное искусство сохраняет своё родство с авангардом до тех пор, пока в нём присутствует надежда на возможность так или иначе приобщиться тому уровню бытия, где больше нет ни условных форм, ни их распада, - то есть пока в нём в той или иной мере присутствует утопическое начало. Утратив этот ориентир, искусство концептуализма окончательно выходит за рамки авангардной деятельности и, сохраняя прежнее название, становится явлением постмодернистского творчества.
8. В ходе становления «левого» искусства его художники постоянно ставили под сомнение исходные постулаты авангарда. Постепенно оспаривались онтологическая природа предметной реальности, динамика языка, творческая самостоятельность автора - тех сторон бытия, слияние которых, по замыслу исторического авангарда, должно было стать почвой для нового искусства. Это не только препятствовало решению поставленной задачи, но в конечном счёте заставило признать её невыполнимой.
Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Казарина, Татьяна Викторовна, 2005 год
1. Ямпольский М. Постмодернизм по-советски // Театр. 1991. № 8.
2. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993.
3. Дорошевич А.Н. Авангардизм // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1978.
4. Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004.
5. Власов В.Г. Авангард // Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В. 8 т. Т.1. СПб.: ЛИТА, 2000.
6. Б.Ш. Международная конференция «Русский авангард в контексте европейской культуры» // Новое литературное обозрение. М. 1993. № 3.
7. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995.8. http://www.inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=5482&chapter=20
8. Хансен-Лёве О. Дискурсивные процессы в романе Достоевского «Подросток» // Автор и текст / Сб. статей под ред. В.М.Марковича, В.Шмида. Вып.2. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.
9. Гаспаров Б. В поисках «другого». (Французская и восточноевропейская семиотика на рубеже 1970-х годов) // Новое литературное обозрение. 1995. № 14.
10. Дёринг-Смирнова И.Р., Смирнов И.П. Очерки по истории типологии культуры:.-> Реализм -> (.) -> Постсимволизм (авангард) ->. Salzburg, 1982.
11. Смирнов И. Художественный смысл и эволюция поэтических систем // И.П.Смирнов. Смысл как таковой. СПб: Академический проект, 2001.
12. Смирнов И. «Исторический авангард» как подсистема постсимволистской культуры // Смирнов И.П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М.: Аграф, 2000.
13. Смирнов И.П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 1994.
14. Смирнов И. Соцреализм: антропологическое измерение // Соцреалистический канон. СПб.: «Академический проект», 2000.
15. Смирнов И.П. Видимый и невидимый миру юмор Сорокина // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. М. 1997. № 10. С. 60-75.
16. Смирнов И. Хлам текстов (Мусор, эмоции и философия) // Логос. 1999. № 2 (12).
17. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000.
18. Тюпа В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998.
19. Бахтин М.М. Искусствоведение и общая эстетика // М.М.Бахтин. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994.
20. Тырышкина Е.В. Русская литература 1890-х начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002.
21. Васильев И.Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: Издво Урал, ун-та, 2000.
22. Лившиц Б. Полутороглазый стрелец. Л.: Советский писатель, 1989.
23. Бобринская Е. Футуризм. М.: «Галарт», 2000.
24. Харджиев Н. Маяковский и живопись // Маяковский: Материалы и исследования. М.: Госиздат, 1940.
25. Ханзен-Лёве О. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М.: Языки русской культуры, 2001.
26. Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1911-1998. М.: Языки русской культуры, 2000.
27. Фарыио Е. Семиотические аспекты поэзии Маяковского // 22.05.2001. www.libelli.ru/classics/russian/1917mya/personal/o mavakv.htm.
28. Сироткии Н. О проблеме субъекта и объекта в авангардизме // hhtp://avantgarde.narod.ru/beitraege/ov/vsobject.htm.
29. Гасиаров М.Л. Бенедикт Лившиц: между стихией и культурой // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995.
30. Ямпольский М. Беспамятство как исток (читая Хармса). М.: Новое литературное обозрение, 1998.
31. Гройс Б. Утопия и обмен. Стиль Сталин. О новом. Статьи. М.: Изд-во «Знак», 1993.
32. Косиков Г.К. Структурализм versus постструктурализм // «На границах»: Зарубежная литература от средневековья до современности. М.: Изд-во ТОО «Экон», 2000.
33. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема «жизнетворчества». Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991.
34. Сироткии Н.С. Общие философские истоки футуризма, экспрессионизма, дадаизма (краткий обзор) // Вестник Челябинского гос. ун-та. Серия 2. Филология. 1999. №2 (9).
35. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: Мысль, 1997.
36. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2.
37. Рымарь Н.Т. Художественный язык и язык культуры. Проблема материала // Проблема художественного языка. Сб. статей. Самара, 1996.
38. Лотмаи Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992.
39. Зеикии С.Н. Французский романтизм и идея культуры: Аспекты проблемы. Серия «Чтения по истории и теории культуры». Вып.30. М., РГГУ, 2001.
40. Поэзия русского футуризма. СПб: Академический проект, 2001.
41. Лехциер В. Введение в феноменологию художественного опыта. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2000.
42. Маяковский В. Собр. соч. В 6 т. М.: Правда, 1973. Т. 1.
43. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т.М.: Искусство, 1968. Т.1
44. Май Поль де. Аллегории чтения. Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999.
45. Ницше Ф. Воля к власти. М.: Мысль, 1994.
46. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: В 6 т. М: Мысль, 1966. Т.5.
47. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1991. № 12.
48. Burger Р. Theorie der Avantgarde. Frankfurt-a-Mein, 1974.
49. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
50. Медведев А. Авангард или модернизм? // Театр. 1991. № 8.
51. Винокур Г.О. Хлебников (Вне времени и пространства) // Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1911-1998.
52. Винокур Г.О. Маяковский новатор языка // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991.
53. Шкловский В. Борьба за форму // Шкловский В. Гамбургский счёт: Статьи воспоминания-эссе (1914-1933). М.: Советский писатель, 1990.
54. Подорога В. Выражение и смысл. М.: Новое литературное обозрение, 1995.
55. Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001.
56. Эллис. Русские символисты. Томск: Водолей, 1998.
57. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «чёрного квадрата» // Вопросы философии. 1990.№ П.
58. Генис А. Стиль столетия модернизм // www.svoboda.org/programs/cicles/winters/genis.asp/2003/7
59. Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. М.: Наука, 1993.
60. Бахтин. М.М.Теория романа. Теория смеха. О Маяковском // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 6 т. М.: Русский словарь, 1997. Т. 5.
61. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
62. Хансен-Лёве О. Концепции «жизнетворчества» в русском символизме начала века // Блоковский сборник XIV. К 70-летию З.Г.Минц. Тарту, 1998.
63. Кручёных А. Новые пути слова (язык будущего смерть символизму) // Русский футуризм. Теория. Критика. Воспоминания. М.: Наследие, 1999.
64. Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика: Антология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001
65. Шапир М. Эстетический опыт XX века: авангард и постмодернизм // Philologica. Двуязычный журнал по русской и теоретической филологии. М., 1995. Т. 2, №3/4.
66. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Советский писатель, 1974.
67. Гумбольдт В., фон. О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода. СПб., 1859.
68. Потебня A.A. Мысль и язык // Потебня A.A. Слово и миф. М., 1989.
69. Иванов В.И. По звёздам. СПб., 1909.
70. Блок А. Записные книжки. М.: Художественная литература, 1965.
71. Гриц Т.С. Проза Велимира Хлебникова // Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1911-1998.
72. Хлебников В. Собрание произведений: В 5 т. JL: Изд-во писателей в Ленинграде, 1928-1933. Т.2. 1930.
73. Хлебников В. Творения. М.: Советский писатель, 1987.
74. Седакова O.A. Контуры Хлебникова. Некоторые замечания к статье
75. Х.Барана//Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1911-1998.
76. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. М.: Мысль, 1997. Т.1.
77. Дёготь Е. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2000.
78. Малевич К. От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм // Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич: живопись, теория. М.: Искусство, 1993.
79. Маяковский В.В. Полное собр. соч.: В 13 т. М.: Советский писатель, 19551961. Т.1.
80. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986.
81. Якобсон Р. Футуризм //Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987.
82. Маркаде Ж.К. Казимир Малевич // История русской литературы: XX век: Серебряный век / Под ред. Ж.Нива, И.Сермана, В.Страды и Е.Эткинда. М.: Изд. группа «Прогресс» «Литера», 1995.
83. Кручёных А. Декларация слова как такового // Русский футуризм. Теория. Критика. Воспоминания. М.: Наследие, 1999.
84. Кручёных А. Слово как таковое // Русский футуризм. Теория. Критика. Воспоминания.
85. Лотман Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1993. Т.З.
86. Шарп Джейн А. Малевич, Бенуа и критическое восприятие выставки «0,10» // Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. Берн: «Бентелли»; М.: «Галарт», 1993.
87. Краус Р. Предисловие // Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932.
88. Шпет Г. Эстетические фрагменты. Пб., 1922.
89. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. Сб. статей. М.: Гнозис, 1994.
90. Курицын В. Концептуализм и соц-арт: тела и ностальгии // Новое литературное обозрение. М. 1998. № 30.
91. Кручёных А. Сдвигология русского стиха. М., 1923.
92. Шкловский В. Гамбургский счёт: статьи воспоминания - эссе (19141933). М.: Советский писатель, 1990.
93. Кручёных А. Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера. СПб.: Академический проект, 2001.
94. Белый А. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
95. Примечания к кн.: Флоренский П.А. Собр. соч.: В 2 т. Т.2. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990.
96. Кручёных А. Декларация слова как такового // Русский футуризм. Теория. Критика. Воспоминания. М.: Наследие, 1999.
97. Жолковский А.К. Графоманство как приём // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука. Изд. фирма «Восточная литература», 1994.
98. Каменский В.Я.//Требник троих: Альманах. М., 1913.
99. Бобринская Е. Новый человек в эстетике русского авангарда 1910-х годов // Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. Новейшие исследования русской культуры. Вып. 2. М.: Пятая страна, 2003.
100. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М.: Советский писатель, 1990.
101. Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики. М.: Новое литературное обозрение, 1997.
102. Аннинский JI.A. Серебро и чернь: русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. М.: Изд-во «Книжный сад», 1997.
103. Якимович А.К. Парадигмы XX века // Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. М.: Наука, 2000.
104. Гюнтер X. Варварско-дионисийское начало в русской культуре начала XX века // Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции. М.: РГГУ, 1998. Вып.2.
105. Блок А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1973. Т. 4.
106. Арене JI. Хлебников основатель будетлян // Книга и революция, 1922, № 9-10.
107. Панов М.В. Стилистика // Русский язык и советское общество. Проспект. Алма-Ата, 1962.
108. Карасёв JI.B. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. 1992. №8.
109. Кручёных А., Малевич К. Первый Всероссийский Съезд Баячей Будущего (поэтов-футуристов) // Журнал за 7 дней. Пб. № 28 (122).
110. Сарабьянов Д. Живопись Казимира Малевича // Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич: Живопись, теория. С. 83-84; Васильев И.Е. Русский поэтический авангард XX века. - С. 78-81.
111. Janecek Gerald. Zaum. The Transnational Poetry of Russian Futurism. SDSU-press, 1996.
112. Встречи с прошлым. Сб. статей и материалов. М.: Гилея, 1990. Вып. 7.
113. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999.
114. Красицкий С. Примечания // Кручёных А. Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера. СПб.: Академический проект, 2001.
115. Douglas Ch. Swans of Other Worlds: Kazimir Malevich and the Origins of Abstraction in Russia// Ann Arbor, MI: UMI Research Press, 1980.
116. Введенский A. Полное собр. произв.: В 2 т. Т.1. Произведения 1926-1937. М.: Гилея, 1993.
117. Рымарь Н.Т. Узнавание и понимание: проблема мимезиса и структура образа в художественной культуре XX века // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарный выпуск. Самара. 1997. № 35..
118. Kovecses Z. Metaphors of anger, pride, and love. Amsterdam; Philadelphia, 1986. VII.
119. Дуганов P.B. Велимир Хлебников. Природа творчества. M.: Советскийписатель, 1990.
120. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М.: Языки русской культуры, 1996.
121. Руднев В. Теория речевых актов // Руднев В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.
122. Хлебников В. Неизданные произведения. М., 1940. Поэмы и стихи. Ред. и коммент. Н.Харджиева. Проза. Ред. и коммент. Т.Грица. М., 1940.
123. Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М.: Наука, 1986.
124. Гофман В. Язык литературы. Л.: Гослитиздат, 1936.
125. Григорьев В.П. Грамматика идиостиля. М.: Наука, 1983.
126. Шапир М.И. Язык вне времени и пространства. Г.О.Винокур о лингвистической утопии Хлебникова. Вступительная статья М.И.Шапира // Мир Велимира Хлебникова.
127. Перцова H.H. О «звёздном языке» Велимира Хлебникова // Мир Велимира Хлебникова.
128. Хлебников В. Собрание произведений: В 5 т. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1928-1933. Т.5. 1933.
129. Бурлюк Д. Ядополый // Бука русской литературы. М., 1923.
130. Кручёных А. Фактура слова. М., 1923.
131. Кручёных А. Взорваль. СПб., 1913.
132. Кручёных А., Хлебников В. Слово как таковое. О художественных произведениях // Литературные манифесты от символизма до наших дней. М.: Издательский дом «XXI век Согласие», 2000.
133. Кантор В. Артистическая эпоха и её последствия (По страницам Ф.Степуна) // Метаморфозы артистизма. Сб. статей. М., 1997.
134. Шкловский В. Литература и кинематограф. Берлин, 1923.
135. Флоренский П.А. Мысль и язык // Флоренский П.А. Собр. соч.: В 2 т. Т.2. У водоразделов мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии». М.: Правда, 1990.
136. Чуковский К.И. Русский футуризм. М.: Гилея, 1999.
137. Лекомцева М.И. Особенности текста с неопределённо выраженной семантикой // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI. Учёные зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 754. Тарту, 1987.
138. Кручёных А. Заумный язык у: Сейфуллиной, Вс.Иванова, Л.Леонова, И.Бабеля, И.Сельвинского, А.Веселовского и др. М., 1925.
139. Друскин Я.С. Материалы к поэтике Введенского // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.2.
140. Цивьян Т.В. Леонид Липавский: «Исследование ужаса» (опыт медленного чтения) // Цивьян Т.В. Семиотические путешествия.
141. Введенский А. Серая тетрадь. //Логос. Литературно-философский журнал. 1993. №4.
142. Липавский Л. Разговоры //Логос. 1993. № 4.
143. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991.
144. Фёдоров Н. Философия общего дела // Фёдоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982.
145. Бахтерев И. Миракль из Мо-хо-го // Театр. 1991. № 11.
146. Хармс Д. Собр. соч.: В 4 т. М.: Внешторгиздат, 1994. Т.1.
147. Хармс Д. Собр. соч.: В 4 т. М.: Внешторгиздат, 1994. Т.2.
148. Кукулин И.В. Эволюция взаимодействия автора и текста в творчестве Д.И.Хармса. Автореф. канд. филол. наук. М., 1997.
149. Рымарь А.Н. Поэтика Д. Хармса и А. Введенского в контексте их философских исканий // Вестник СамГУ. Самара. 2002. № 3 (23).
150. Друскин Я. Дневники. СПб.: Академический проект, 1999.
151. Друскин Я.С. Движение // Логос. 1993. № 4.
152. Друскин Я. Коммуникативность в творчестве Александра Введенского // Театр. 1991. № 11.
153. Подорога В. К вопросу о мерцании мира. Беседа с В.А.Подорогой // Логос. 1993. №4.
154. Поэзия ОБЭРИУТОВ // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.2. Произведения 1938-1941. М., 1993.
155. Роднянская И. «Столбцы» Николая Заболоцкого в художественной ситуации двадцатых годов // Роднянская И.Б. Художник в поисках истины. М.: Современник, 1989.
156. Заболоцкий Н. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. Столбцы и поэмы. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1972.
157. Друскин Я.С. Чинари // Аврора. 1989. № 6.
158. Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.2. Произведения 1938-1941.
159. Айрапетян В. Герменевтические подступы к русскому слову. М.: Лабиринт, 1992.
160. Цивьян Т.В. Происхождение и устройство языка по Леониду Липавскому (Липавский Л. «Теория слов») // Цивьян Т.В. Семиотические путешествия
161. Ревзина О.Г. Качественная и функциональная характеристика времени в поэзии Введенского. С. 195. Цит. по: Мейлах М. «Что такое есть Потец?» // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.2.
162. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.
163. Медведев А. Сколько часов в тарелке супа? // Театр. 1991. № 11.
164. Мейлах М. «Что такое есть Потец?» // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.2. Произведения 1938-1941.
165. Хармс Д. Полёт в небеса. Л.: Советский писатель, 1991.
166. Липавский Л. Исследование ужаса // Логос. 1993. № 4.
167. Кобринский А. Система организации пространства в поэме Александра Введенского «Кругом возможно Бог» // Театр. 1991. № 11.
168. Кобринский A.A. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного авангарда. T.II. М.: МКЛ №1310,2000.
169. Смирнов И. Мегаистория: К исторической типологии культуры. М.: Аграф, 2000.
170. Хармс Д. Собр. соч.: В 4 т. М.: Внешторгиздат, 1994. Т.4.
171. Липовецкий M. Аллегория письма: «Случаи» Хармса (1933-1939) // Новое литературное обозрение. 2003. № 5 (63).
172. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995.
173. Гладких Н.В. Эстетика и поэтика прозы Д.И.Хармса. Автореф. канд. филол. наук. Томск, 2000.
174. Левитин М. Обэриуты это спасение // Театр. 1991. № 11.
175. ОБЭРИУ//Афиши Дома печати. 1928. №2.
176. Гаспаров Б.М. Тема святочного карнавала в поэме А.Блока «Двенадцать» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М.: Наука. Изд. фирма «Восточная литература», 1994.
177. Баак Иоост ван. Заболоцкий и мир // «Странная» поэзия и «странная» проза: Филологический сб., поев. 100-летию со дня рожд. Н.А.Заболоцкого. М.: Пятая страна, 2003.
178. Герасимова А. Проблема смешного в творчестве обэриутов. Автореф. канд. филол. наук. М., 1988.
179. Герасимова А. ОБЭРИУ: Проблема смешного // Вопросы литературы. 1988. №4.
180. Токарев Д.В. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М.: Новое литературное обозрение, 2002.
181. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992.
182. Гройс Б. Тоталитаризм карнавала // Бахтинский сборник III. M.: Лабиринт, 1997.
183. Гинзбург Л. Николай Олейников // Олейников Н. Пучина страстей: Стихотворения и поэмы.
184. Каверин В. В старом доме // Звезда. 1971. № 10.
185. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.
186. Олейников Н. Пучина страстей: Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1991.
187. Мейлах М. Предисловие // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т. 1. Произведения 1926-1937.
188. Лотман Ю.М. О Хлестакове // Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т.З.
189. Бабаева Е., Успенский Ф. Грамматика абсурда и абсурд грамматики // Русский авангард в кругу европейской культуры. М.: Наука, 1993.
190. Александров А. Игра и творчество // Нева. 1968. № 9.
191. Хармс Д. Меня называют капуцином. Некоторые произведения Даниила Ивановича Хармса. Тверь, 1993.
192. Гинзбург Л. Человек за письменным столом. Л.: Советский писатель, 1989.
193. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
194. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Художественная литература, 1973.
195. Хармс Д. Из записных книжек // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.2.
196. Мейлах М. Примечания // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.1.
197. Мандельштам О.Э. Сочинения: В 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Т.1.
198. Никонова-Таршис А. «Уктусская школа» // Новое литературное обозрение. 1995. № 16.
199. Тупицына М. Критическое и оптическое. Статьи о современном русском искусстве. М: Ad Marginem, 1997.
200. Пригов Д. Где наши руки, в которых находится наше будущее? // Вестник новой литературы. Вып.2. JI.: Прометей, 1990.
201. Бакштейн И. О месте московского концептуализма в истории русского искусства // Словарь терминов московской концептуальной школы / Сост. Андрей Монастырский. М.: Ad Marginem, 1999.
202. Айзенберг М. Взгляд на свободного художника. М.: Гендальф, 1997.
203. Некрасов Вс. Как это было (и есть) с концептуализмом // Литературная газета. 1 авг. 1990.
204. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М.: Гилея, 2000.
205. Геннс А. Лук и капуста: Парадигмы современной культуры // Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. М.: Новое литературное обозрение, 1999.
206. Гройс Б. Московский романтический концептуализм // Гройс Б. Утопия и обмен. Стиль Сталин. О новом. Статьи. С. 260-274.
207. Можейко М.А. Номинализм // История философии: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002.
208. Можейко М.А. Концептуализм // История философии: Энциклопедия.
209. Кошут Д. История Для / Флэш Арт. 1989. №1.
210. Апресян А.Р. Эстетика московского концептуализма. Дис. канд. филос. наук. М.: РГБ. 2003.
211. Мастеркова В.П. Московские перформансисты // А-Я. 1983. № 3.
212. Хансен-Лёве А. Эстетика ничтожного и пошлого в московском концептуализме // Новое литературное обозрение. 1997. № 25.
213. Тупнцын В. «Другое» искусства. М.: Ad Marginem. 1997.
214. Рубинштейн Л. «Я утверждаю, что сейчас никакого концептуализма нет.» Интервью Сергея Шаповала со Львом Рубинштейном // Уральская новь. 1998. № 12.
215. Кабаков И. Концептуализм в России // Театр. 1990. № 4.
216. Сегал Д. «Et in Arcadia ego» вернулся: наследие московско-тартуской семиотики сегодня // Новое литературное обозрение. 1993. № 3.
217. Рыклин М. Террорологики. Тарту: Эйдос; М.: Культура, 1992.
218. Кабаков И., Гройс Б. Диалоги (1900-1994). М.: Ad Marginem, 1999.
219. Кулаков В. Лианозово. История одной поэтической группы // Вопросы литературы. 1991. № 3.
220. Сатуновский Я. Рубленая проза: Собрание стихотворений / Составление, подготовка текста и предисловие Вольфанга Казака. Послесловие Геннадия Айги. München: Verlag Otto Sagner in Kommission; M.: Время и место; Минск: Старый Свет-Принт, 1994.
221. Некрасов Вс. Из опубликованного (стихи) // Вестник новой литературы. Л.:1. Прометей, 1990. Вып.2.
222. Генис А. Чузнь и жидо. Владимир Сорокин // Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. М.: Новое литературное обозрение, 1999.
223. Сапгир Г. Игорь Холин // Голоса. 1999. № 3.
224. Сапгир Г. Лианозово и другие (группы и кружки конца 50-х) // Арион. 1997. №3.
225. Холин И. Избранное. Стихи и поэмы. М.: Новое литературное обозрение,1999.
226. Кулаков В. Интервью с И.Холиным // Вопросы литературы. 1991. № 3.
227. Холин И. Стихи // Стрелец: Альманах литературы, искусства и общественно-политической мысли. Париж-Москва-Нью-Иорк. 1992. № 3 (70).
228. Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика: Антология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
229. Самиздат века: Игорь Холин // Цирк «Олимп». 1996. №11.
230. Кривулин В. Голос и пауза Генриха Сапгира // Сапгир Г.В. Лето с ангелами. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
231. Кулаков Вс. Поэзия как факт: Статьи о стихах. М.: Новое литературное обозрение, 1999.
232. Сатуновский Я. Из неопубликованных стихов // Новое литературное обозрение. 1995. № 14.
233. Айзенберг М. Власть тьмы кавычек (фрагмент) // Личное дело 2: Литературно-художественный альманах. М., 1999.
234. Кулаков Вл. Послесловие к кн.: Сатуновский Я. «Хочу ли я посмертной славы.»: Избранные стихи / Сост. И.Ахметьев, П.Сатуновский. М.,1992.
235. Некрасов В. Стихи из журнала. М.: Прометей, 1989.
236. Айги Г. «Летопись всей нашей жизни»: О поэзии Яна Сатуновского // Сатуновский Я. Рубленая проза: Собрание стихотворений.
237. Некрасов Вс. Справка. М., 1991.
238. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Т.1: 1953-1968. М.: Academia, 2003.
239. Янечек Д. Теория и практика концептуализма // Новое литературное обозрение. 1993. № 5.
240. Бахтин М.М. (под маской). Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М.: Лабиринт,2000.
241. Некрасов В. Открытые письма немецкому другу // Цирк «Олимп». 1996. № 14.
242. Кулаков В. Интервью с Всеволодом Некрасовым // Вопросы литературы. 1991. №3.
243. Хэлли П. От критического подхода к соучастию // Флэш Арт. 1989. № 1.
244. Сапгир Г. Собрание сочинений: В 4 т. Т.1. Стихи и поэмы 1958-1990 гг. М.: Третья волна, 1999.
245. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М.: Советский писатель, 1988.
246. Интервью Генриха Сапгира Александру Глезеру // Сапгир Г. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. Стихи и поэмы 1958-1990 гг. М.: Третья волна, 1999.
247. Сапгир Г. Собр. соч. В 4 т. Т. 2. Стихи и поэмы 1958-1990 гг.
248. Сапгир Г. Черновики Пушкина (неизданное и найденное). М.: Московский государственный музей Вадима Сидура, 1995.
249. Кибиров Т. Сантименты (Восемь книг). Белгород, 1994.
250. Салимон В. Всё это Яков Перельман. // Салимон В. Страстная неделя. М.: Московский рабочий, 1989.
251. Пригов Д.А. Написанное с 1975 по 1989. М.: Новое литературное обозрение, 1997.
252. Пригов Д.А. Написанное с 1990 по 1994. М.: Новое литературное обозрение, 1998.
253. Пригов Д.А. Три дня заточения в Ленинграде // Новое литературное обозрение. 1996. № 19.
254. Дёготь Е. Другое чтение других текстов // Новое литературное обозрение. 1996. №22.
255. Гандлевский С. Пригов Дмитрий Александрович. Между именем и имиджем. Литературная газета. 12 мая 1993.
256. Шмид В. Слово о Дмитрии Александровиче Пригове // Знамя. 1994. №8.
257. Пригов Д.А. Между именем и имиджем / Интервью, данное Сергею Гандлевскому // Литературная газета. 12.05.1993.
258. Пригов Д.А. Из переписки русских писателей // Новое литературное обозрение. 1993-1994. № 6.
259. Рыклин М. Медиум и автор. О текстах Владимира Сорокина // Сорокин В. Собр. соч. В 2 т. Т.2.
260. Сорокин В. Собр. соч. В 2 т. Т.1. М.: Ас! Маг§тет, 1998.
261. Поздняков К.С. Гипертекстуальная природа прозы Владимира Сорокина // Дис. канд. филол. наук. Самара: Самарский гос. ун-т, 2004.
262. Смирнов И. П. Видимый и невидимый миру юмор Сорокина // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. 1997. № 10.
263. Курицын В. Старыми молитвами (август) // www.guelman.ru/slava/articles 05.02.2004.
264. Зенкин С. Культурология префиксов: По поводу статьи М.Эпштейна «От модернизма к постмодернизму» в "НЛО" № 16. // Новое литературное обозрение. 1995. № 16.
265. Кизевальтер Г. Перформанс и группа «Коллективные действия» // Театр. 1990. № 1.
266. Горючева Т. Аудио, слайд-проекция и видео в акциях и перформансах группы «Коллективные действия» // www.lvgallerv.ru/open Шеогу/КР.Мт 11.01.2002
267. Бартов А. Десять признаков концептуализма, или Формализация эмпирической области, называемой концептуализмом, методом перечисления ее признаков сегодня // 15.05.2003 www.topos.ru/cgi-bin/article
268. Рубинштейн JI. Случаи из языка. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1998.
269. Рубинштейн Л. Вопросы литературы. Беседа Зары Абдуллаевой с Львом Рубинштейном // Дружба народов. 1997. №6.
270. Рубинштейн Л. Домашнее музицирование. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
271. Эпштейн М.Н. Вещь и слово. О лирическим музее // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX вв. М.: Советский писатель, 1988.
272. Бартов А. Миф Санкт-Петербурга. Эталон гиперреальности и культура вторичности // 17.07.03 .www.topos.ru /cgi-bin/article
273. Бартов А. Об одном благородном могущественном короле // Бартов А. Дивертисменты: Рассказы //Л.: Перекрёсток. Первая книга прозаиков, 1991.
274. Бартов А. Клип-роман из жизни морских пиратов «Необычайные приключения корсара Жана Флери и его команды рыцарей удачи» // www.vavilon.ru/texts/bartovl 1 .html
275. Бартов А. Жизнь как она есть. Клип-роман о жизни, любви, смерти, чуме, альпийских лугах, грубости на дорогах и многом, многом другом с комментариями // www.vavilon.ru/textonly/issue8/bartov2.html 15.05.03.
276. Добренко Е. Преодоление идеологии: Заметки о соц-арте // Волга. 1990. № 11.
277. Саморукова И. Тоталитарный смех: генеалогия комического в творчестве Сорокина // Performance. 2003. № 1-2.
278. Кавелти Дж. Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. №22.
279. Бартов А. Обед в китайском ресторане // www.topos.ru/articles/0307/0217.shtml
280. Зенкин С. Ролан Барт и проблема отчуждения культуры // Новое литературное обозрение. 1993. №5.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.